Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Мамижева, Зухра Хаджимуратовна

  • Мамижева, Зухра Хаджимуратовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 139
Мамижева, Зухра Хаджимуратовна. Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2007. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Мамижева, Зухра Хаджимуратовна

Введение

Глава 1. Правовые кодексы в традиционной культуре: теоретико-методологические основы исследования

1.1 .Место адатов в пространстве традиционной культуры

1.2.Социокультурные функции гражданских кодексов

1.3. Влияние ислама на правовую культуру народов Северного Кавказа

Глава 2. Правовые формы выражения социокультурной традиции на Северном Кавказе

2.1 .Современное состояние традиционных моделей правовой культуры

2.2. Перспективы развития правовой культуры в регионе Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа»

Актуальность исследования. Проблемы глобализации имеют своим следствием формирование обезличенности социокультурных систем и институтов, которые всё активнее переключаются на обслуживание политических и экономических интересов западного общества, формирование коммерциализированной космополитической массовой культуры и унифицированных правовых конструкций. Статусы территориального и политического суверенитета, национальной особенности становятся все более проблематичными в современном мире, где национальные приоритеты и регуляторы начинают играть ведущую роль. Прямым следствием этой ситуации стали изменения в культуре, в которой наблюдается стирание локальных, национальных, исторических особенностей и формирование вместо обусловленного ими культурного многообразия некоторой унифицирующей тенденции, под воздействием которой проступают очертания новой структуры, получившей именование глобальной культуры. Защитной реакцией на обезличивающий характер глобализации выступают процессы этнизации социокультурных систем современного общества, обращение народов к основам собственных традиционных этнокультур и религиозности.

Исходя из этого, напрашивается вывод о необходимости при формировании национальной политики в северокавказском регионе, сосредоточить основные усилия на создании оптимальных условий для саморазвития народов, национальных групп и культур. Процесс модернизации России вызвал распад целостности культуры на множество разобщенных направлений и форм. В условиях плюрализма культурных ценностей и давления массовой культуры широкие круги населения ощущают внутренний дискомфорт, утрату твердых экзистенциальных ориентиров. Защитным механизмом от краха национально-этнических устоев культуры является фактор обращения людей к истории, традициям, народной памяти, в которой живёт дух почитания обычаев и жизненного уклада прошлого.

В свете сказанного особое научно-теоретическое и практическое значение приобретает осмысление устойчивых культурных образований (образцов, ценностей, нравов, обычаев), регулирующих поведение и социальное взаимодействие в этнической общности. Среди устойчивых культурных образований, формирующих менталитет и этническую самобытность народов Северного Кавказа, особое место занимает система адатов. И поэтому дать целостный анализ содержания адатов как специфической формы культурно-исторической идентичности народа является одной из основных задач диссертационного исследования.

Всё это указывает на теоретическую и практическую значимость рассматриваемой проблематики и имеет несомненную самостоятельную ценность.

Степень разработанности проблемы. На культурное многообразие народов, различия в законах и правовых обычаях обращал внимание еще Геродот (V в. до н.э.), а позднее средневековые мыслители и путешественники: Марко Поло, Афанасий Никитин, Лоренцо Валла, JIac Касас и др.

В трудах просветителей XVIII в., прежде всего Ж.-Ж. Руссо, закладываются теоретические основы антропологии, включая изучение обычного права. Системное научное изучение обычного права народов начинается в XIX в. и связано со становлением колониальной системы, поиском эффективных форм и методов колониального господства. В работах Г. Дж. Самнер-Мэн, Дж. Мак-Леннана, Э. Тейлора, Дж. Фрезера, Л.Г. Моргана и др. в рамках эволюционной теории рассмотрено становление ранних форм культуры, включая обычное право. Теоретическое обобщение данных исследований осуществлено Ф. Энгельсом и Г. Постом в 80-90-х гг. XIX в. В эти же годы происходит становление изучения обычного права народов России, включая народы Северного Кавказа. В условиях Кавказской войны в результате научных экспедиций и деятельности военной интеллигенции, включая первых просветителей народов Северного Кавказа (Ф. Торнау, Р. Фрейтага, Ш. Ногмова, Хан-Гирея, У. Лаудаева и др.), были собраны данные об обычном праве народов Северного Кавказа. Они были проанализированы и обобщены во 2-й половине XIX века в рамках этнологии выдающимся русским ученым М.М. Ковалевским. Русские ученые, по словам Ф.И. Леонтовича (опубликовавшего адаты, собранные под руководством Р. Фрейтага и Голицына), стремились выявить пережитки родового строя у горских народов, чтобы уточнить проблему происхождения права, ее соотношения с проблемой происхождения государства.

К новому поколению исследователей принадлежал A.M. Ладыженский. В 20-е годы XX века в результате полевых изысканий на Северном Кавказе он подготовил обширную рукопись об адатах народов Северного Кавказа, часть которой он опубликовал в ряде статей. A.M. Ладыженский рассмотрел эволюцию норм и общественных санкций, регулирующих внутриродовые (семейные) отношения, межродовые связи, взаимодействие адата с шариатом и российским, а затем советским публичным правом. Он обратил внимание на социальную и социокультурную обусловленность функционирования и эволюции правовых систем горцев Северного Кавказа.

Актуализация проблематики происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века, а в 90-е годы превращается в одну из самых активно разрабатываемых отечественными учеными. Исследования ведутся в трех основных направлениях: теория обычного права, этнографическое изучение обычного права и юридическая антропология. Проблемы теории обычного права народов Северного Кавказа рассматриваются в трудах П.П. Баранова, А.И. Ковалева, Д.П. Першица, Я.С. Смирновой, Д.Ю. Шапсугова и др. В них предлагаются различные подходы к проблеме происхождения обычного права, его соотношения с законом и современными системами позитивного права. И.Л. Бабич исследует феномен правового плюрализма у кабардинцев и осетин; Х.М. Думанов, А.З. Бейтуганв, Р.А. Ханаху - у кабардинцев и балкарцев; К.А.

Кокурхаев - у чеченцев и ингушей; Т.М. Айтберов, В.О. Бобровников, А.Р. Шихсаидов и др. - у народов Дагестана и др. Место и роль шариата в системе правового плюрализма у народов Северного Кавказа показана в работах В.Х. Акаева, В.О. Боровникова, И.П. Добаева, JI.P. Сюкияйнена, А.Р. Шихсаидова и ДР

Во всех перечисленных трудах анализируется феномен общественного сознания народов региона с учетом и религиозной компоненты, и политико-правовой реальности.

Существует немало воспоминаний и описаний региона, населения, нравов и исторических событий, относящихся к XIX веку, - таких, как во многом спорное исследование кавказских войн П.И.Ковалевского, чрезвычайно информационно насыщенные, богатые фактами путевые заметки Е.В. Маркова, воспоминания Ф.Ф. Торнау. Ценные сведения об обычаях, нравах, семейном и общественном укладах северокавказского общества содержатся в многочисленных этнографических описаниях и научных отчетах1. Много практических сведений о кавказских горцах содержится в сборниках, сформированных по определённой тематике.

Вопросы северокавказского адата и шариата освещены в работах И.Л. Бабич2, вобравших в себя большой фактический материал. Они интересны для исследуемой темы с точки зрения проблемы культурного плюрализма на Северном Кавказе вообще, механизмов его формирования и анализа его природы в частности.

В то ж время нравственно-регулятивная система народов Северного Кавказа возникла и трансформировалась в контексте морально-этических

1 Ковалевский Г.М. Шариат и его социальная сущность. -М., 1978; Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М., 1999; Сюкияйнен J1.P. Мусульманское право: вопросы теории и практики. -М., 1986; Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. -М., 2001.

2 Бабич И.Л. Правовая действительность и ее исторические корни на Северном Кавказе / Россия и Кавказ сквозь два столетия. - СПб, 2001; Она же. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. -М., 2000. кодексов, которые определяют социокультурную самоидентификацию народов. Поэтому формальный анализ правовых и гражданских кодексов, вне широкого культурологического контекста выявления роли социокультурных функций в регулировании и самоорганизации народов Северного Кавказа на разных этапах истории будет недостаточно продуктивным и не вполне адекватным.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании и теоретическом осмыслении генезиса правовой системы народов Северного Кавказа.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать различные исследовательские подходы к изучению традиционного общества и очертить особенности его формирования на Северном Кавказе;

- изучить роль и функции адатов как устойчивого образования традиционной культуры в регулировании поведения и социального взаимодействия в составе адыгского этноса;

- раскрыть содержание адатов как консолидирующего начала, продуцирующего этнокультурную самобытность;

- проанализировать основные исторические этапы формирования горской правовой системы;

- исследовать традиционные модели правовой системы народов Северного Кавказа;

- выявить перспективы развития северокавказской традиционной правовой системы.

Объектом диссертационного исследования являются правовые и гражданские кодексы, исторически сложившиеся на Северном Кавказе.

Предметом исследования особенности и механизм функционирования горской правовой системы.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных отечественных и западных социологов, специалистов по этническим взаимоотношениям, национальной культуре и национальному самосознанию. Основными концептуальными положениями являются представления о развитии и саморазвитии социальных субъектов различного уровня в процессе совершенствования правовой культуры. В работе использованы системный и междисциплинарный подходы, позволяющие обеспечить комплексность социологического изучения данного явления; принцип историзма, требующий изучения культурно-исторических процессов в конкретной культурной и исторической обусловленности и развития, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы следующих социологического исследования «Состояние и перспективы ислама в Адыгее» (Адыгейский государственный университет, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 19992000); архив Соборной мечети г. Майкопа (2003-2006 гг.) и др.

Научная новизна данной работы характеризуется тем, что в ней:

- исследованы социальные механизмы возникновения толерантного и интолерантного сознания при взаимодействии личности с представителями разных этнических общностей;

- раскрыты социальные механизмы становления толерантного сознания и поведения по отношению к представителям «своего» и «чужого» этноса на основе опыта межличностного общения и системы воспитания в онтогенезе;

- доказано, что на индивидуальном уровне межэтнические и межконфессиональные отношения отличаются более высокой степенью толерантности по сравнению с уровнем межгрупповых и межгосударственных отношений;

- впервые дан анализ содержания и особенностей деятельности региональных общественных объединений и религиозных организаций по формированию толерантного сознания и поведения у жителей Республики Адыгея;

-на материалах эмпирических исследований показано, что особенности национальной духовной культуры не рассматриваются большинством проживающих в регионе людей в качестве препятствия для утверждения толерантных отношений.

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты проведенного автором исследования могут применяться в работе региональных органов власти с различными этносами, проживающими в Адыгее, а также в других регионах России; в деятельности различных национально-культурных общественных объединений.

Материалы диссертации могут также использоваться при разработке и чтении учебных курсов и спецкурсов по социологии культуры, этносоциологии, этнопсихологии и т.п.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях «Наука-2006», «Наука

2006» (Майкоп, АГУ, 2004, 2005), Всероссийской научной конференции

Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, АГУ, 2006), а также обсуждались на кафедре философии и социологии АГУ.

Результаты исследования используются в учебном процессе в

Майкопском государственном технологическом университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Мамижева, Зухра Хаджимуратовна

Заключение

В течение длительного времени у северокавказских этносов адат и шариат выступают как нормативно-ценностные регуляторы отношений в обществе и поддерживают правовой порядок. Правовая культура на Северном Кавказе, ее внутреннее развитие характеризуется длительной исторической эволюцией. Ее основой стало взаимное приспособление и объединение национального права северокавказских народов и российского права в процессах развития отечественных правовых систем в XIX - первой трети XX вв.

Конвергенция адатского и мусульманского права с правом России обусловила формирование на Северном Кавказе феномена правового плюрализма, исторические судьбы которого не прервались в современной России. Систематизация и легализация адата, рационализация шариата являются продуктом деятельности Российского государства, тем самым им была придана устойчивость и легитимность.

Адат и шариат в процессах развития государственности России и ее правовых систем на протяжении двух веков имеют нормативно-ценностное, регулятивное значение.

Историческая преемственность и чередование феноменов адата и шариата в российской правовой панораме обусловлены причинными связями.

В процессе эволюции адат и шариат в XIX в. трансформируются в институционные, нормативные образования. Придание им официального, публичного характера на Северном Кавказе осуществляется Российским государством путем правотворчества и санкционирования.

Легитимация адатского и мусульманского права в Российской империи была проведена в целях обеспечения определенности, конкретности юридического регулирования отношений в этническом мусульманском социуме и создания стабильного правового порядка. Оставаясь явлением культуры северокавказских народов, адат и шариат становятся юридическими феноменами в российской правовой действительности.

Вышеуказанные качества и свойства данных правовых образований окончательно закрепились в результате приведения их юридических норм в упорядоченную, согласованную систему, осуществленную в процессе организации российского государственного управления на Северном Кавказе.

Нормативное регулирование отношений в северокавказском этническом, мусульманском социуме, формирование правового пространства в этой части России в течении всего XIX в. определяется использованием и соблюдением адата и шариата.

Особое место в нем занимает адатское и мусульманское правосудие. Горские словесные суды и суд кади осуществляли юрисдикционную деятельность параллельно с мировыми судами и являлись специфическим звеном российской судебной системы. Плюральная система права и правосудия на Северном Кавказе была необходима России для проведения эффективной государственно-правовой политики. Она осмысливается, несомненно, в качестве действительного символа особого отношения к правовой культуре северокавказских народов со стороны Российского государства.

Потребность России в традиционных для Северного Кавказа культурно-правовых системах не была просто практической и политической, как принято привычно полагать. Она была также моральной и интеллектуальной.

Единение Северного Кавказа с Россией дало почву для формирования уникальной системы юридического плюрализма. Проведенная Российской империей на Северном Кавказе кодификация адата и инкорпорация шариата, реформа судебных институтов, немыслимые для классического шариата и адата, стали источником развития систем права народов Северного Кавказа.

Проведенный анализ выявляет замечательную особенность в политике Российского государства на Северном Кавказе - организация государственного управления посредством права, через правовые учреждения. Гарантией этих принципов стало признание адатского и мусульманского права российским законодателем и государственное санкционирование даваемых этим правом решений. Это принципиально опровергает распространенное в отечественной и зарубежной литературе мнение о колониальном характере присутствия России на Кавказе, навязывании народам колониального права.

Конвергенция институтов, процедур, понятий адатского и мусульманского права с российским правом, кодификация и инкорпорация их норм в законодательство империи, институционализация адата и шариата и включение их в правовую систему государства означает громадный шаг вперед в развитии правовой культуры народов Северного Кавказа.

Адат, как социокультурный феномен, обладает эндогенными, стабильными, профилирующими свойствами, характеризующими его как право. Адатскому праву знакомы противозаконность совершенного действия, наличие прямого или косвенного умысла, причинение зла и вреда, а также нанесение вреда обществу. Исключение из компетенции адата некоторых преступлений, нововведения в традиционный судебный процесс под влиянием российского права, способствовали его модернизации, сохранив в целом его дух. Оставаясь для народов сводом правового наследия, адат в XIX в. является нормативно-ценностной системой, призванной направлять поведение людей и регулировать отношения в обществе.

Профилирующей чертой адатского процессуального права является принцип коллективного правосудия. Обвиненный в преступлении или невыполнении обязательств имел право на суд равных себе, что напоминает аналогичную идею английской Великой хартии вольностей 1215 г.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать вывод о том, что в XIX в. на Северном Кавказе адатское право является звеном государственной правовой системы и обеспечивает преемственность в правовом развитии северокавказского этнического социума.

Середина XIX в. на Северном Кавказе выделяется как период становления феномена юридического плюрализма. Адат и шариат используются параллельно с правом России как взаимодействующие с ним нормативные подсистемы.

У всех народов Северного Кавказа по гражданским и уголовным делам широко применялась клятва или присяга на Коране, как трансцендентальное доказательство. Шариат простирал свою юрисдикцию и на другие виды дел, предлагал себя всем, кто желал ее предпочесть. Вместе с тем, применявшийся на Северном Кавказе шариат не являлся связной, единой интеллектуально-правовой системой, построенной на классических исламских принципах.

Шариат - в целом религиозное учение, в котором содержатся правовые фрагменты. В отличие от него мусульманское право - преимущественно юридический феномен. Взаимодействуя на Северном Кавказе с адатским и российским правом, подвергаясь редактированию и рационализации, оно в течении XIX - начала XX вв. трансформировалось в «право кавказских мусульман».

Для северокавказских мусульман, как подданных Российской империи, охранение своего права в христианской, православной стране было проявлением государственного благоприятствования.

Возникновение нового государства - РСФСР, предопределяло и зарождение соответствующего права143. Октябрьская революция 1917 г. породила кризис правовых ценностей и институтов в стране, однако не отвергла адат и шариат на Северном Кавказе. Признание компетенции мусульманского права судов Советским государством выразилась в легализации норм шариата посредством принятия высшими государственными органами автономных республик и областей специальных законодательных актов. Большинство важнейших по своему значению советских актов именуются «Положениями о шариатских судах» той или иной автономии, реже «Постановлениями о адатских и шариатских судах», «Советским декретом о шариатских судах». Принятие юридических актов о сферах действия шариата

143 История отечественного государства и права. - М., 2001.4.1. С.92. было основным, но не единственным средством его легитимации. Включение шариата в правовую систему РСФСР происходит также на основе издания особого закона, изменявшего или дополнявшего общероссийский законодательный акт. Система шариатских судов в автономиях Северного Кавказа учреждалась «в целях обеспечения интересов и прав трудящихся мусульман». Эта формула закона имеет принципиальное значение -«трудящиеся мусульмане» признаются полноправными гражданами РСФСР, тем самым подчеркивается уважение Советским государством шариата.

В современном Российском государстве и новой правовой действительности отчетливо проявляется историческая преемственность адата и шариата, как ценностных социальных и правовых феноменов.

Они, как и в XIX-XX вв., являются активным вектором, определяющим формирование и развитие интеллектуальной и духовно-нравственной основы народов Северного Кавказа. Правовая культура в северокавказском этническом мусульманском социуме сочетает адатские, мусульманские и европейские правовые ценности.

Адат и мусульманское право, сохраняя достигнутый уровень регулятивных качеств, имеют прикладную, практическую направленность. Однако, современное значение адата и шариата выходит за пределы собственно права и юридической практики. Социально-нормативная значимость данных феноменов заключена и в другом измерении, в котором логика адатского и мусульманского права тесно связана с правосознанием, культурой северокавказских народов.

В процессе взаимодействия адата и шариата с российским позитивным правом на протяжении двух веков сложились факторы, которыми обусловлена историческая преемственность феноменов в отечественной правовой действительности. Воссоздание в мусульманских сообществах на Северном Кавказе неформальной шариатской юстиции, апелляция к мусульманским правовым принципам являются одним из выражений социальной свободы и активности людей, характерных для либеральных цивилизаций.

В процессах динамики государственности России и ее правовых систем в XIX-XX вв. взаимосвязь адата, шариата и российского права приобрела функциональный характер. Следует сделать вывод о том, что, по сути, на Северном Кавказе данные социальные феномены по-разному повторяются в различных системах общественных отношений, в том числе в новейшее время. Северокавказский этнический мусульманский социум - это сложная социальная система, отличающаяся непрерывностью и устойчивостью существования, в которой адат и шариат призваны поддерживать непрерывность ее функционирования в заданных параметрах.

Радикальные течения на Северном Кавказе, апеллирующие к мусульманским правовым ценностям, вырастают вне естественной эволюции шариата. Сущность адатского и мусульманского права, как объективного феномена, имеющего свои субстанции, историческую преемственность в современном обществе и юридическую логику, отделяет его от привнесенного извне исламского правового экстремизма.

Значимость адата и шариата в различные эпохи нашей страны была не одинаковой, однако народы Северного Кавказа всегда отводили им серьезную роль. Надо реформировать все северокавказское сообщество, а не только право, надо отказаться от всей исламской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать мусульманскую юридическую традицию на Северном Кавказе. Отсюда, как вывод, надо признать, что в мусульманском праве и адате всегда остается неизменным выражение в них интеллектуального и правового интереса этнического мусульманского социума.

В современной отечественной правовой действительности адат и шариат наполняются новым содержанием, оставаясь преемственными носителями социальных ценностей у северокавказских народов.

Фундаменталистские идеи построения «исламского государства» и введения «шариатского правления» на Северном Кавказе не имеют внутреннего происхождения и не обладают перспективой и опорой. Тем не менее, в противовес им, традиционный для народов Северного Кавказа ислам и его институты нуждаются в государственной поддержке и защите. Тенденция к этому обозначена вполне зримо, настроенность государства на это есть.

В Российской Федерации, на Северном Кавказе исторически сложились правовые гарантии достойного проживания духовно несхожих людей на общем государственно-правовом пространстве, в котором народы сохраняют религиозное и культурно-правовое наследие.

Законодатель может декларировать идею построения правового государства, вводя новые законы. Эта деятельность, необходимая для развития страны, заслуживает одобрения. Но законодатель не может за один день изменить имеющие вековые корни правосознание и мировоззрение народов. На Северном Кавказе нужно принимать во внимание отличающиеся условия применения права. Опыт регламентации действия адатского и мусульманского права Российским государством в XIX веке, Советским государством в XX в. имеет универсальные черты, позволяющие при серьезном проникновении в их суть трансформировать его в современную практику.

Отечественную традицию права, российскую правовую действительность отличают юридический плюрализм на Северном Кавказе, где на протяжении веков сформировался уникальный феномен сосуществования адата, шариата и российского права. Ценности и опыт толерантного взаимодействия в России культурно-правовых, нормативно-ценностных систем разных народов с разной философией и разной религией в сменяющих друг друга эпохах, политических режимах являются достоянием мировой правовой культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Мамижева, Зухра Хаджимуратовна, 2007 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991. С.95.

2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик, 1974. С. 3. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. г. Майкоп, 1994, с.21.

4. Актуальные проблемы этнической психологии. Сб. статей. Тверь, 1992.

5. Акты Кавказской археографической комиссии.- Тифлис, 1904.- Т. 12.

6. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений.-М.: Аспект Пресс, 1997.-С. 153-154, 157.

7. Арутюнов С. А. Диаспора это процесс/ С. А. Арутюнов// Этногр. обозрение. - 2000. - №2. С.74.

8. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Отв. ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука. 1989. - 243 с.

9. Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики//Исследования по общей этнографии. М., 1979.

10. Арутюнов С.А. Об условности понятия «этнопсихология» // Сов. этнография. 1983. № 2.

11. Арутюнов С. А. Этничность объективная реальность //Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 7.

12. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998-С. 29.

13. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд во Моск. ун - та, 1990. С. 258-272.

14. Атажукин К. Избранное/К. Атажукин. Нальчик, 1991. С. 163.

15. Аутлев П. У. Новые материалы по религии Адыгов// Ученые записки АНИИ. История и этнография. Т.4. Каснодар, 1965. С. 193.

16. Ахохава Е. А. Адыгский религиозный синкретизм//Автореферат дис. канд. филос. н. М. 1996. 122 с.

17. Бабаков В. Г. Кризисные этносы/РАН. Ин-т философии. М., 1993. С. 11-12.

18. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. (Методол. Пробл.) М., 1996. С.11.

19. Бабич И. JI. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе. //Философия и социология в Республике Адыгея.-№2.- 1995.-С. 12.

20. Байбурин А., К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.-Л., 1990.-С. 9.

21. Балагова Л. X. «Адыгэ хабзе» как основание этнической идентификации адыгов. Хабзе. Майкоп. - № 3. 1997.

22. Балагова Л. X. Адыгэ хабзэ.//Хабзэ. № 3. 1993

23. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

24. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения//Этнические стереотипы поведения /Под ред. А. К. Байбурина. Л.:Наука, 1985, С. 7-21.

25. Байбурин А., К., Топорков A. JL У истоков этикета. Этнографические очерки.-Л., 1990.-С. 9.

26. Барамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. С. 80.

27. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

28. Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик: Эльбрус. 1978.

29. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик. Эльбрус. 1978. С. 147.

30. Белл Дж. Дневник путешествия в Черкесию в течение 1837, 1838 гг./ Дж.Белл//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. 1974. С. 486, 566.

31. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп, 1992. С.17.

32. Бердяев Н.А. Национализм и империализм. М., 1917.

33. Бларамберг И. Кавказская рукопись/И. Бларамберг. Ставрополь, 1992. С. 19,26.

34. Болоков В. X. Нация и ее национально психологический мир. Нальчик, 1997.-С. 50-56.

35. Боришполец К. Этничность и политика: (некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований)/ К. Боришполец//Вести. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политика. 1999. - №4. -С.З.

36. Бородай Ю. От этнического многообразия к национальному единству// Россия на новом рубеже. М.: Апрель - 85,1995. - С. 110 -132.

37. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. JL, 1994.

38. Бромлей Ю. В. Еще раз к вопросу о типологизации этносоциальных общностей//СЭ. 1986. №5.

39. Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы. -М., 1971.

40. Бромлей Ю. В. Очерки истории этноса. М., 1981.

41. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

42. Бромлей Ю. В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР 1970. №8.

43. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

44. Бромлей Ю. В. Этнос и география. М., 1972.; Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М.: 1994. С. 7.

45. Бундовский A.M. Выдержки из Описания Кавказской губернии и соседних горских областей, 1812 г.//История, география и этнография Дагестана XYIII-XIX вв. 1958. С. 241.

46. Валитов Ф. X. Соотношение понятий этноса и нации.//Межнациональные отношения в России: история и перспективы: Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. -Казань: Изд-во КазГТУ, 1994 г.

47. Вебер М. Основные социологические понятия. //Избранные произведения. М., 1999. - С. 628.

48. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231 -290.

49. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. JL: Гослитиздат, 1940. - 620 с.

50. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения/ В. Е. Винер// Этногр. обозрение. 1998. - №4. - С. 3-26.

51. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: Материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994 г. Ч. 1. М., 1994. С. 65.

52. Власова В. Б. Традиция в мире духовных ценностей/АН СССР. Ин-т философии.-М., 1983. Деп. ИНИОН №14284.

53. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. №4.

54. Вяткин Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец// Психол. журн. 1996. - Т. 17. -С. 69-75.

55. Гадагатль А. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп, 1997. -С.310.

56. Гадамер Х.Г. Истинный метод. М. 1958.

57. ГАКК. Ф.261.-Оп.1. Д. 1422-Л. 3-7, 10, 11. об.

58. ГАКК-Ф. 261.-Оп. 1.-Д.1422.-Л.13. об.

59. ГАКК.-Ф.-452.-Оп. 1.Д.2622.-Лл. 18-51.

60. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XYIII -первая половина XIX в.)/ В. К. Гарданов.- М., 1967. С. 174-175.

61. Гарданов В.К. Аталычество /В. К. Гарданов.- М., 1973. С. 3.

62. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XYIII первой половине XIX в. //Сов. этнография.-1964.-№1.-С. 36.

63. Гегель Г.В. Философия духа. В 3-х т. М., 1977.

64. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

65. Герасимов И. В. Модернизация России, как процесс трансформации ментальности./ И. В. Герасимов//Российская история: проблемы менталитета: Тез. докл. науч. конф., Москва 4-6 окт. 1994 г. М., 1994.

66. Гирей. Замечания на статью «Законы и обычаи кабардинцев»/Гирей //Избранные произведения адыгских просветителей. -Нальчик, 1980.- С. 115, 149.

67. Главани К. Описание Черкесии./ К. Главани// Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.-С. 163.

68. Гнатенко П. И. Национальный характер мифы и реальность. Киев, 1984.

69. Гнатенко П. И., Кострюкова JL О. Национальная психология: анализ проблемы и противоречий. Киев, 1990.

70. Гозман JL, Эткинд А. Идентичность. Культурное самосознание/ JI. Гозман, А. Эткинд// 50/50: Опыт словаря нового мышления./ Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: «Прогресс», 1989. С. 30.

71. Голан Ариель. Миф и символ. Иерусалим М., 1994.

72. Горячева А. И. Общественная психология: (философская и социально-политическая характеристика)/ А. И. Горячева, М. Г. Макаров. JL: Наука, 1979.-С. 26.

73. Грабовский Н. Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе. Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис. -1870.-ВыпускIV.-С. 27.

74. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986.

75. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL, 1990.

76. Гумилев Л.Н. О термине «этнос». // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. JL, 1967. Вып. 3. С. 14-15.

77. Гумилев JI.H. Сущность этнической целостности (Ландшафт и этнос. XII)// Вестн. ЛГУ. 1971. № 24. С. 97-106.

78. Гурьянова А. Н. Традиции и становление исторического самосознания. // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989. - С. 36-43.

79. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

80. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители /Н.Данилевский.- М., 1846. С. 142.

81. Данзалов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. М., 1992.

82. Дашдамиров А. Ф. Нация и личность. Баку, 1976.

83. Джимов Б. М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX веке/ Б. М. Джимов. Майкоп, 1986, С. 31, 51.

84. Дмитриев В. А. Этнические особенности группы черноморских шапсугов// Этнос и его подразделения. М., 1992. - Ч. 1. С. 64-74.

85. Драч Г.В. Античная культура и европейская цивилизация. ростов н/Дону, 1991.

86. Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л., 1982.

87. Дробижева Л. М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения/ Л. М. Дробижаева// Социальная психология и общественная практика.-М., 1985.-С.153-162.

88. Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Лемократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.-С. 296.

89. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов// Вопр. психологии. 1982. - №1.

90. Дубровин Н. Черкесы (Адыге) / Н. Дубровин.-Краснодар, 1927. С.1,201.

91. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе/Н. Дубровин. СПб, 1871 .-Т. 1. Кн. 1. С. 124.

92. Дудаев А. Философия чеченского суверенитета. Грозный, 1992. С.38.

93. Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми. 1937. С. 53.

94. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. - 1990.

95. Емельянова Н. М. Мусульмане Кабарды. М. 1999. С. 105.

96. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1997. -71 с.

97. Ерасов Б. С. Этническое национальное - цивилизационное в пространстве Евразии//Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып.

98. Россия и Восток: цивилизационные отношения». М.: Ин-т востоковедения РАН. 1995. С. 81.

99. Запад и Восток. Традиции и современность./рук. авт. коллектива Добрынина В. И. -М.: О-во «Знание» РФ, 1993.

100. Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С.В. Чешко «Человек и этничность»)// ЭО. 1997. № 3. С. 21-31.

101. Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность. М.: Наука. ГРВЛ, 1983.-246 с.

102. Зафесов А. X. Нагучев X. И, Ислам в Адыгее. Майкоп. 1997. С. 11- 12.

103. Захарова Т. В. К проблеме классификации традиций. Л., 1978. Деп. ИНИОН 1999.

104. Юб.Здравомыслов А. Г. «Священность» этноса или релятивизм национальной конструкции.// Релятивистская теория наций: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. Отв. ред. Здравомыслов А. Г. М.: РНИС, ПСА, 1998.

105. Иванов Г. А. Этнос как субъект социального развития: социально-философский аспект: Автореф. Дис. канд. философ. наук/Якутск. Гос. Ун-т им. М. К. Амосова. Якутск, 1996.-С.11.

106. Иванов К. П. Взгляды на этнографию, или есть ли в советской науке два учения об этносе// Известия ВГО. 1985. Т. 117. Вып. 3.

107. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами: достопримечательное повествование/ Дж. Интериано// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик.

108. Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.-С. 198.

109. Кабардинский фольклор. -М.;Л., 1936. С. 350.

110. Кабардино-русские отношения в XVI XVIII вв.- М., 1957. Т.2. С. 159.

111. НЗ.Кавецкий А.А. Происхождение обычая у знатных горцев отдавать своих детей на воспитание посторонним лицам/А.А.Кавецкий // Кубанские областные ведомости (Екатеринодар).-1870,- №31.

112. Казанов X. М. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус. 1993. - С. 28.

113. Казанов X. М. Культура и быт адыгов. Нальчик. - 1993.

114. Казанов X. М. Национальный характер как фактор исторического процесса. //Философия и социология в республике Адыгея. № 4. - 1996. - С. 23.

115. Казанов X. М. Нация и национальный характер. Майкоп: МГТИ, 2000.

116. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса/ Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Нальчик, 1987.

117. Каммари М. Нация// Философская энциклопедия. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 12-14.

118. Каранашвили Г. В. Этническое самосознание и традиции. Тбилиси, 1984.

119. Каутский К. Национализм и интернационализм. Пг.: Жизнь и знание, 1918.

120. Каутский К. Национальность и международность. Петроград, 1918.

121. Кемпфер Э. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные.// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1908. -Вып.38. С. 117.

122. Керашев Т. М. Слово об адыгах (черкесах) //Сокровища курганов Адыгеи.-М. 1985.-С. 10.

123. Ковалевский В.Б. Кавказ и аланы. М., 1984.

124. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе /М.М.Ковалевский. Т.1.-М, 1890. С. 14-17.

125. Ковалевский М. М. Современный отчет и древний закон -T.I.M. 1886 С. 60,279.

126. Козлов В. И. Национальность.//Этнические и этно социальные категории. Вып. 6./ Отв. ред. В. И. Козлов. - М.: Ин-т антропологии РАН, 1995. - 163 с. С. 28.

127. Козлов В. И. Нация.//Этнические и этно-социальные категории. М., 1995. С.91.

128. Коротеков Г.Г. Генезис национальной культуры. Абакан, 1991.

129. Кох К. Путешествия по России и в Кавказские земли. АБКИЕА. М., 1985.-С. 598

130. Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе/ В. Н. Кудашев. Киев. 1913. С. 45-46.

131. Культура и быт адыгов. Сост. Казанов X. М. - Нальчик. - 1993.

132. Кцоева Г. Этнические стереотипы в системе межличностных взаимоотношений: дис. . канд. психол. наук.- М., 1985.Национальная культура и общение. М., 1977.

133. Лавров Л. И. Историко этнографические очерки Кавказа. Л. 1978. С.35.

134. Ланинский Т. (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских/Т.Лапицкий (Тефик-бей).-Нальчик, 1995. С. 117.

135. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа/Ф.И.Леонтович .-Одесса, 1882 .Вып. 1. С. 363 364.

136. Ломова-Оппокова М. Ю. Этничность, народ и каста//Народы Азии и Африки. 1990. №6. С. 116.

137. Лонгворт Дж. Год среди черкесов /Дж. Лонгворт // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Хвв.-Нальчик., 1974. С. 562.

138. Лопатинский Л. Г. Заметки о народе адыге и кабардинцах в частности/ Л. Г. Лопатинский// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1891.-Вып. 12. Отд. 1. С. 15.

139. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 551 с.

140. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкес /Л.Я.Люлъе // Кавказ (Тифлис).-1859.-№7.-С.ЗЗ.

141. Люлье Л. Я. Черкесия. Историко этнографические статьи. С. 33.

142. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографический очерк. -Северо-кавказский филиал МЦТК «Возрождение», 1990.-С. 21-22.

143. Ляушева С.А. Состояние и перспективы ислама в Адыгее. Майкоп.2001.

144. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик. 1994.

145. Марзей А. С. Черкесское наездничество -«Зек1уз»(Из истории военного быта черкесов в XYIII первой половине XIX века). - М., 2000 С.38.

146. Мариньи Т. де. Путешествие в Черкесию /Т. де Мариньи // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XI 11-Х1Хвв.-Нальчик. 1974. С. 310.

147. Марцелин А. История/А. Марцелин // Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 1990. - С. 163.

148. Мастюгина Т. М., Перепелкин Л. С. Этнология Народы России: История и современное положение.- М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. С. 29.

149. Межуев В. М. Нация и государство.//Россия на новом рубеже. С. 133153.

150. Мифы народов мира. М., 1982.

151. Нагоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик. Эльбрус. 1978 С. 17-327.

152. Нарты. Кабардинский эпос, М., 1951. С. 237.

153. Нарты. Адыгский эпос (на адыг. Языке) Майкоп, 1970 Т. 1. С. 263-264, Т. 4. С. 12.

154. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев/Ш. Б. Ногмов.-Нальчик, 1994. С. 80, 83.1570 тайпизме в чеченском государстве // Ичкерия. 1994. 17 марта.

155. Отчет по главному управлению Наместника Кавказского за первое десятилетие управления кавказским и Закавказским краем его и Великим князем Михаилом Николаевичем. 6. XII. 1872. Тифлис. 1873. с.34,35.

156. Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; Люлье Л.Я., Черкесия. Историко-этнографические статьи, Краснодар, 1927; Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.

157. Панеш Э. X. Холодное оружие адыгов: (К вопросу об эволюции)/ Э. X. Панеш//Памятники традиционной бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа: Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1989. С. 61.

158. Пейсонель М. Исследование торговли на черкеско-абхазском берегу Черного моря в 1750 1762 годах. В изложении Е. Д.Фелицина. - СевероКавказский филиал МЦТК «Возрождение», 1990. - С. 19-21.

159. Пето В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. 2. С. 340.

160. Порохова В. Перевод смыслов Корана. С. 96.

161. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.

162. Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи./Я. Потоцкий//Адыги, балкарцы и карачевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. 1974. С. 226.

163. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности// Введение в этническую психологию/ Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд во С. Петербургского ун - та, 1995, С. 66-83.

164. Путешествие в Черкесию / Э. Спенсер. Майкоп, 1994. С. 72.

165. Пучков П. И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в Этническом процессе/ П. И. Пучков// Расы и народы. Вып. 21/ Редкол.: С. И. Брук.: (отв. ред.) и др. 191. - С. 26-29.

166. Русско-адыгейский словарь, М, 1960.

167. ПО.Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы//ВФ .1999. №9 №5 С. 19-32.

168. Савв P. X. Мудрость адыгского этикета. М. 1995. - С. 84 - 85.

169. Свод законов российской империи. Т. XVI. 1892// Учреждение судебных постановлений. Раздел I. -Устав уголовного судопроизводства. Ст. 1256; Устав гражданского судопроизводства. Ст. 1481.

170. Селезнева Е.Н. «Имперообразующая» идея в российской истории как политический миф // Социально 0 гуманитарные знания. 1999. -№4.

171. Семенов Ю. И. Общество, страны, народы// Этногр. обозрение. М., 1996.-№2.-С. 3-18.

172. Семенов Ю. И. О племени, народности и нации.// Этногр. обозрение. -М, 1996.-№2.-С. 3-18.

173. Ситарам К. С, Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации// Человек. 1992. № 2. С. 51 64. № 3. С. 60 - 68. № 4. С. 106 - 116. № 5. С. 100 -107.

174. Сиюхов С. Черкесы адыге. «Известия общества любителей изучения Кубанской области» - Краснодар. - 1922. - Выпуск 7. - С. 137.

175. Скасси Р. Извлечение из записки о делах Черкессии, представленной господином Скасси в 1816 г./ Р. Скасси//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. С. 285.

176. Соколов К. Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вестник Российского гуманитарного фонда. -М., 1997, №1, С. 134-143.

177. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности/ Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1990. -389 с.

178. Ш.Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе/ Г. У. Солдатова//Конфликтная этничность и этнические конфликты. -М., 1994. С. 126-142.

179. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию / Э. Спенсер. Майкоп, 1994. С.43.

180. Сталин И. В. Сочинения. М.: Гос. Изд-во полит. Лит-ры, 19546 Т.2. С. 290-367, 296.

181. Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа «Кавказский сборник». - Т. 21. - С. 111.

182. Сталь К.О. Этнографический очерк черкесского народа / К.О. Сталь // Кавказский сборник-Тифлис, 1900.-Т.21.0тд.2.-С.124.

183. Степин В. С. Философская мысль в динамике культуры (Поиск мировоззренческих ориентиров)// Эпоха перемен и сценарий будущего. Избранная философская публицистика. -М.: ИФРАН, 1996. 175 с.

184. Сукунов X. X., Сукунова Н. X. Черкешенка. Майкоп. - 1992. - С. 111112.

185. Сусоколов А. А Структурная самоорганизация этноса // Расы и народы. №20.-М., 1990.

186. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течении 40 лет//АБКИЕА. С.70- 79.

187. Тебу де Мариньи Ж-В-Э. Путешествие в Черкесию. АБКИЕА. С.301.

188. Тишков В. Этничность, национализм, государство в посткоммунистическом обществе//Вопросы социологии. 1993. № 1, 2. С. 3 38.

189. Тишков В. А. Народы и государство //Коммунист. 1989. №1.

190. Тишков В. А. Перспективы гражданской нации// Россия на новом рубеже. М.: Апрель - 85, 1995. С. 78-109.

191. Тишков В. А. О феномене этничности.// Этнографическое обозрение. 1997 №3.

192. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

193. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

194. Торукало В.П. Нация: история и современность. М., 1996. С. 78-83.

195. Трехбатов Б. А. Крестьянское движение на Северном Кавказе в период революции 1905-1907 гг./ Б. А. Трехбатов. Краснодар, 1984. - С. 207.

196. Трехбатов Б. А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века/ Б. А. Трехбатов. Краснодар, 2000. - С. 220.

197. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997. С.152.

198. Унежев К. Феномен адыгэ хабзэ (адыгского этикета).//Черкесский мир. 1998-№ 2-С. 46.

199. Унежев К. X. Традиционная культура адыгов. Автореф. Докторской дисс. Ростов - на - Дону. 1998. - С. 9.

200. Федосеев П. Н. Философия и научное познание/ П. Н. Федосеев. М., 1983.

201. Ученые записки. Т. 8. - Этнография. - Майкоп. - 1968. - С. 127.

202. Фольклор адыгов. Нальчик. 1979. С. 197.

203. Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863 -1864. Нальчик, 1991, С. 9, 13.

204. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. - 289с.

205. Хан Гирей. Записки о Черкессии. - Нальчик. - 1978. - С. 205,292,305.

206. Ханаху Р. А. Традиционная культура Сев. Кавказа: вызовы времени: (социально-философский анализ)/ Р. А. Ханаху. Майкоп, 1997. С. 66.

207. Ханаху Р. А. Феномен мудрости в адыгском эпосе// Нартский эпос и кавказское языкознание Майкоп 1994. С. 123.

208. Ханаху Р. А. Феномен адыгагъэ.//Хабзе. Майкоп. - № 12. 1997.

209. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры, 2-е изд. М., 1985. С. 29.

210. Чернышев В. Еще об Абхазии// (Тифлис) 1854. № 32

211. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнограф, обозрение 1994. № 6. С. 38.

212. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор.-JL, 1936.-С. 108.

213. ЧомаевК. Наказанный народ. Черкесск. 1993. С.217-218.

214. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп. Изд - во Адыг. Гос. ун-та. 1996. - С. 74.

215. Шаов Ж. А. Адыгейско русский словарь. - Майкоп. 1975. - С. 20.

216. Шортанова А. Т. Адыгские культы. Нальчик. 1992.

217. Шортанова А. Т. Адыгская мифология. Нальчик. 1982.

218. Швейцер А. Этика и культура. М.: Прогресс, 1973.

219. Швецов В. Очерк о кавказских горных племенах. М., 1856. С. 34.

220. Шерстова Л.И. Этноконфессиональная общность. К проблеме эволюции субъэтносов //Расы и народы: Вып. 21/Ред. коллегия: ВС. И. Брук (отв. ред) и др. 191. -С.31

221. Шеуджен А. X., Галкин Г. А., Алешин Н. Е., Шеуджен Б. Е. Земля адыгов (Адыгэмэ яч1ыгу). Под ред профессора А. X. Шеуджена. Майкоп: Изд - во «Качество», 1996.

222. Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений./Ютдельный оттиск из т. LXVI1 Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. Шанхай, 1922.

223. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

224. Щербатов Б. А Кавказ в судьбе и творчестве А. А. Бестужева -Марлинского: К 200-летию со дня рождения писателя//Кубань: проблемы культуры и информации. Краснодар, 1998. № 1. С. 14.

225. Эволюция традиционных обществ: Синтез традиционного и современного. М., 1984. - 581 с.

226. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994., С. 22.

227. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны / С. Эсадзе .- Майкоп, 1993.

228. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте (культурологические очерки). Москва Нальчик, «Логос», 1997.

229. Этнические процессы в современном мире / Ю.В. Бромлей, В. И. Козлов, С. А. Арутюнов и др. М.: Наука. 1987. - 446 с.

230. Этнографическое изучение знаковых средств культуры/ Сб. ст. Л.: Наука, 1989.-297 с.

231. Этнопсихологический словарь./Под редакцией В. Г. Крысько. М.: Московский психолого - социальный институт, 1999.

232. Юм Д. О национальных характерах. СПб, 1992.

233. Юридический словарь. М., 1953.

234. Яковлев Н., Ашхамаф Д. Грамматика адыгейского литературного языка,-М. 1941.

235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.

236. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги / Х.Х. Яхтанигов .-Нальчик, 1993. С. 61.

237. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Bargen; London, 1969. P. 9-17.

238. Bauch B. Vom Begriff der Nation: Ein Kapitel zur Geschichtsphilosophie. B„ 1986. S. 3.

239. Benedikt R. The chrysanhemum and the swort: Patterns of Japanese culture. Boston: Houghton Mifflin Cjmpany 1946. p. 224.

240. Bergre PL. van den. Rac. and Ethnicity: A Sociobiological Perspective // Ethnic and Racial Studies. 1978. V. 1. P. 401-411; idem. The EthniL Phenomenon. N.Y., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.