Совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Полонская, Марина Арсеньевна

  • Полонская, Марина Арсеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 197
Полонская, Марина Арсеньевна. Совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полонская, Марина Арсеньевна

Введение

Глава 1 Направления совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства.

1.1 .Художественно-педагогическое мастерство в контексте концептуальных основ преподавания изобразительного искусства в истории художественного образования.

1.2. Непрерывное образование в профессиональной деятельности учителя.

1.3. Курсы повышения квалификации как дополнительное профессиональное образование. 52 Выводы по 1 главе.

Глава II Психолого-педагогические основы художественно-педагогической деятельности учителя изобразительного искусства.

2.1.Эмоционально-деятельностное отношение учителя как условие успешности художественно-педагогической деятельности.

2.2. Обогащение эмоциональной сферы личности учителя как технология адаптивного обучения в процессе повышения квалификации.

2.3. Модель совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации. 91 Выводы по II главе.

Глава III Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации.

3.1. Организация опытно-экспериментальной работы.

3.2. Влияние состояния эмоциональной сферы личности учителя на качество и эффективность художественно-педагогического процесса.

3.3. Результаты внедрения экспериментальной «модели» в систему курсовой подготовки. 127 Выводы по III главе. 140 Заключение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации»

Возрастающие требования к уровню профессионального мастерства учителя, обусловленные переходом от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим формам преподавания, приводят к необходимости выработки новых подходов к курсовой подготовке в системе повышения квалификации, как сферы дополнительного профессионального образования учителя.

Проблемы «непрерывного образования», отражающие необходимость образования человека на протяжении его жизни, современное международное значение приобрели во второй половине XX века. Их теоретическое обоснование было дано в работах А.А.Бодалева, А.А.Вербитского, А.П.Владиславлева, Г.А.Ильина, Э.М.Никитина и др. Универсальность и фундаментальность концепции «непрерывного образования», позволяет опираться на неё при рассмотрении непрерывного художественного образования, основная идея которого - взаимопроникновение природосообразной и культуросообразной модели образования - оформилась в конце XX - начале XXI века в трудах Б.М.Неменского, Л.П.Печко, Т.В.Челышевой и др.

Непрерывное художественное образование обеспечивает постоянное личностное духовное и профессиональное развитие человека, реализующее процессы становления индивидуального эмоционально-чувственного эстетического сознания, художественно-эстетического опыта, а также творческой деятельности» (Л.П.Печко). Эта закономерность предполагает тенденцию к творческому росту и лежит в основе процесса совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя-профессионала.

В традициях профессионального художественного образования конца XIX начала XX века, заложенных П.П.Чистяковым, И.Е.Репиным, А.Ашбе и продолженных В.В.Кандинским, В.А.Фаворским, Б.М.Неменским и др., выявляется общий метод - метод художественного познания действительности и общие художественно-педагогические принципы: обращение к индивидуальности обучающегося, постепенное продвижение в художественном познании и личностном росте, владение изобразительными средствами как основой художественного познания натуры.

Во 2-ой половине XX века возникает проблема всеобщего художественного образования и, как следствие, серьёзное осознание средней школой необходимости введения 100% учащихся в пространство мировой художественной культуры, приобщение их к художественно-творческой деятельности. 70-е годы XX века - эпоха разработок экспериментальных школьных программ по искусству, авторами которых стали Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Л.В.Школяр Б.П.Юсов и др. С этого момента в литературе начинает звучать понятие «педагогика искусства». Однако воплощение данных программ в школьную практику потребовало особой подготовки уже работающих учителей в системе повышения квалификации в режиме экспериментальных групп. Так, в 80-е годы возникли первые педагогические мастерские, которые позднее преобразовались в центр Непрерывного Художественного Образования Москвы.

Основываясь на данных методологических положениях и в связи с трудностями работы с учителями в сфере дополнительного профессионального образования, процесс совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя является комплексной проблемой, включающей в себя целостность художественной, педагогической и психологической подготовки, обуславливающий успешность художественно-педагогической деятельности учителя.

Одной из важнейших составляющих успешности педагогической деятельности учителя изобразительного искусства является его способность к эмоционально-деятельностному отношению. Исследования в области эмоциональных процессов (В.В.Бойко, В.Вилюнас, ЛЛ.Дорфман, Г.Орме, В.Е.Орел, Т.В.Форманюк и др.) выявляют новое отношение к ним, раскрывая единство общего состояния эмоциональной сферы и профессиональной реализованное™ человека, особенно в профессии учитель изобразительного искусства. В данном случае нас интересуют оба процесса, так как оба они развиваются во времени и находятся в зависимости от личности, имея выход во взаимодействии с окружающими. Предположения о негативной взаимозависимости низкой профессиональной подготовки, малоэффективной профессиональной деятельности с состоянием эмоциональной сферы личности учителя, а так же сопряженности состояния «эмоционального выгорания» с низким качеством профессиональной деятельности требуют исследования, так как связаны с разработкой новых, личностно-ориентированных направлений дополнительного профессионального образования.

Проблема профессиональной деятельности учителя напрямую связана с раскрытием его индивидуальности и исследовалась в работах ученых: Р.Бернс, В.А.Кан-Калик, А.А.Кирсанов, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, А.Я.Никонова, Н.Ю.Постолюк, Г.И.Щукина и др. Эти исследования показали необходимость создания такой системы подготовки учителей, которая своими методами и формами способствует этому процессу. Интенсификация творчески направленной деятельности учителя в процессе повышения квалификации становится ведущим воздействующим фактором в становлении индивидуальности учащихся. Такое взаимодействие предполагает два уровня влияния учителя на ученика - как учителя и как художника, что составляет область его профессиональной компетенции, которая ведет к пониманию необходимости повышения уровня своего мастерства в течение жизни.

Такую возможность предоставляет система повышения квалификации, как система дополнительного профессионального образования, отрабатывающая возможность непрерывного образования взрослых, способствуя их творческому росту и самоопределению. Система повышения квалификации является одновременно а) активным звеном последипломного художественного образования, б) институтом реагирования на противоречия между профессиональными возможностями выпускников средних и высших учебных заведений и требованиями к ним школы и в) местом адаптации учителя к современным требованиям и условиям образовательного пространства.

В системе повышения квалификации для конкретизации более широкого понятия «профессиональное мастерство учителя» мы будем использовать понятие «художественно-педагогическое мастерство». Эта разноуровневая характеристика позволяет учитывать личностные особенности учителя (особенности эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, область предпочтений и т.д.) в контексте непрерывного художественного образования. Отсюда процесс повышения квалификации как область дополнительной профессиональной подготовки необходимо разворачивать в контексте совершенствования трех компонентов: художественного, педагогического и психологического:

- художественный компонент:

1) приобретение и совершенствование знаний, умений и навыков художественной деятельности;

2) практическая деятельность, обеспечивающая самораскрытие личности учителя в художественно-педагогическом творчестве;

- педагогический компонент:

1) освоение программно-методического обеспечения;

2) владение разнообразными педагогическими технологиями;

- психологический компонент: 1) активизация эмоционально-деятельностного отношения учителя в проектировании им учебно-воспитательного процесса. Такое отношение мы рассматриваем в качестве составляющей успешности художественно-педагогической деятельности. Поскольку «способность отражать чувства и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для руководства чьим-либо мышлением и действиями» и есть то эмоциональное состояние, которое «вызывает, поддерживает и направляет деятельность» (146.С.45,43), в данном случае учащихся;

2) активизация «чувственного мышления, то есть мышления максимально эмоционально насыщенного» (221), лежащего в основании «катарсиса эстетической реакции» учителя (41).

Подобный трехкомпонентный подход в неразрывном единстве учитывает индивидуально-личностные особенности учителя, содержит в себе возможность совершенствования художественного мастерства на основе целостности теоретической и практической творческой деятельности и педагогического мастерства, включающего в себя знание и владение процессом воплощения этого знания. Мы полагаем, что совершенствование этих компонентов расширит границы художественно-педагогической деятельности учителя, а использование в процессе курсовой подготовки педагогических технологий, направленных на эмоциональное обогащение и активизацию творческой составляющей личности учителя, будет способствовать формированию более высокого (по сравнению с исходным) уровня его художественно-педагогического мастерства. Мы так же полагаем, что процесс совершенствования художественно-педагогического мастерства, на основании теории целостности, будет гармонизировать эмоциональную сферу учителя и благоприятно действовать на возможность творческой самореализации учителя.

По статистическим данным, полученным в системе курсовой подготовки центра Непрерывного Художественного Образования с 2001 по 2005 год, пришли повышать свою квалификацию от 60% до 70% (в разные годы) учителей изобразительного искусства, имеющих профессиональное образование в других областях и по другим специальностям. Такая ситуация составляет специфику предметной области в системе повышения квалификации. Поэтому институту повышения квалификации необходимо иметь гибкую систему реагирования не только на изменения в области художественного образования, но и разрабатывать методические подходы к обогащению содержания дополнительного профессионального образования, внедряя в этот процесс качественно новое программное обеспечение, способствующее эффективности образовательного процесса.

Систему повышения квалификации мы рассматриваем в качестве структуры, позволяющей учителю моделировать условия своего профессионального становления и индивидуально-личностного роста, а процесс повышения квалификации - в качестве ступени саморазвития личности учителя.

Исходя из недостаточности научных исследований по проблеме личностно-ориентированной подготовки учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации, была определена тема диссертационного исследования: «Совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации».

Таким образом, разработка модели совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства, направленной на повышение качества художественно-педагогической деятельности и индивидуально-личностный рост учителя составляет актуальность данного исследования.

Объект исследования: художественно-педагогическая деятельность учителя.

Предмет исследования: процесс совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации.

Цель исследования: Показать комплексный характер совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации.

Задачи исследования: проанализировать концептуальные подходы, направленные на развитие художественно-педагогического мастерства учителя в истории художественной педагогики; выявить наиболее эффективные направления совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации; рассмотреть специфику взаимодействия учитель - ученик в контексте успешности профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; раскрыть особенности воздействия мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы на художественно-педагогическое мастерство учителя;

- разработать модель и экспериментально апробировать авторский курс совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя, с включением в него трёх компонентов (художественного - знания, умения и навыки; педагогического - владение методикой и педагогическими технологиями и психологического - обогащение эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы учителя).

Гипотеза исследования: художественно-педагогическое мастерство учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации будет совершенствоваться эффективно, если: процесс повышения квалификации как область дополнительной профессиональной подготовки будет опираться на образование, ориентированное на повышение мотивации профессиональной деятельности и формирование потребности в непрерывном самообразовании учителя;

- совершенствование качества художественно-педагогической деятельности в результате обучения на курсах будет детерминировано целостностью художественной, педагогической и психологической подготовки и влиянием коррекционных возможностей искусства на эмоциональное состояние учителя;

- личностно-ориентированный подход к моделированию содержания учебных планов на курсах повышения квалификации будет развиваться на основе использования интерактивных технологий обучения учителя.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения:

- профессионального художественного образования (П.П.Чистяков, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, В.А.Фаворский, А.Ашбе);

- художественного образования детей и подростков (Г.В.Лабу некая, В.С.Щербаков, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов Л.Г.Савенкова, Е.И.Коротеева); непрерывного образования в системе повышения квалификации (А.А.Вербитский, С.Г.Вершловский, Д.Н.Лесохина, Э.М.Никитин, А.П.Ситник, и др.);

- непрерывного художественного образования (В.В.Алексеева, Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Т.В.Челышева и др.); взаимосвязи состояния эмоционально-потребностной сферы личности с критериями профессиональной деятельности (В.В.Бойко, В.Е.Орел, Д.Я.Райгородский, и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по методике преподавания изобразительного искусства, психологии, педагогики по проблеме исследования; теоретическое моделирование процесса совершенствования; тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа; анализ творческих работ учителей; констатирующий эксперимент, направленный на выявление взаимосвязи состояния эмоциональной сферы и уровня художественно-педагогического мастерства учителя; формирующий эксперимент, направленный на выявление возможностей повышения уровня художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства;

Научная новизна исследования выявлен инновационный подход к совершенствованию художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации с позиций комплексной деятельности, обеспечивающей взаимосвязь художественного (знания, умения и навыки); педагогического (владение методикой и педагогическими технологиями) и психологического (обогащение эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы учителя) компонентов. разработана и апробирована универсальная теоретическая модель совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя, учитывающая взаимозависимость уровня мастерства и способности к эмоционально-деятельностному отношению учителя в формировании успешности художественно-педагогической деятельности; обоснован личностно-ориентированный подход в моделировании учебно-тематических планов, направленный на совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства как приоритетный для системы повышения квалификации; обоснована необходимость включения в процесс совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства методик адаптивного обучения.

Теоретическая значимость исследования, выявлены и адаптированы для системы повышения квалификации учителей изобразительного искусства принципы и методы художественной педагогики; разработано содержание трёхкомпонентной модели совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя для системы повышения квалификации, в основе которой находится три уровня: проблемный (диагностика профессионально-личностных особенностей учителя), деятельностный (организация условий профессионально-личностного развития обучающихся в системе ПК) и перспективный (проявление индивидуального потенциала учителя в сфере профессиональной деятельности).

Практическая значимость исследования - использование разработанной модели совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства позволяет: а) определить уровень художественно-педагогического мастерства учителя и направление его профессионального роста; б) внедрить в систему повышения квалификации методику адаптивного обучения учителя; в) актуализировать творческий потенциал учителя, обусловливающий его дальнейшее участие в педагогической экспериментальной деятельности;

- на основе материалов исследования подготовлены программы и методики дополнительного образования как для системы повышения квалификации учителей изобразительного искусства, так и учащихся средней общеобразовательной школы;

- данные диссертационного исследования могут быть использованы для разработки курсов:

• системы дополнительного профессионального образования;

• системы переподготовки педагогических кадров;

• системы преподавания других видов искусства; данные проведенного эксперимента могут быть использованы в психологических исследованиях личностного роста учителя. Этапы исследования. Исследование включало три этапа. На различных этапах исследования участвовало более 2000 учителей образовательной области «Искусство», пришедших повысить квалификацию в ЦНХО г. Москвы.

Первый этап (2001-2002 гг.) носил поисково-подготовительный характер. Работа велась в русле изучения и отбора научной литературы по проблеме

12 исследования. Был собран и осмыслен материал, который составил основу экспериментальной деятельности по совершенствованию художественно-педагогического мастерства курса повышения квалификации учителей изобразительного искусства при центре непрерывного художественного образования (ЦНХО).

Второй этап (2003 - 2005 гг.) носил содержательно-процессуальный характер и заключался в проведении диагностики и тестирования, выявляющих проблемные области профессиональной деятельности слушателей. На этом этапе проходило осмысление личностно-ориентированного подхода к обучению в системе курсовой подготовки, разрабатывались и внедрялись методики совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя.

Третий этап (2005 - 2006 гг.) носил аналитический, завершающий характер. Обрабатывались теоретические и практические положения, выработанные на предыдущих этапах исследования, формулировались выводы, проводилось обобщение и оформление научно-исследовательской работы Апробация результатов исследования.

Представленные в работе результаты нашли свое отражение в научных публикациях, в докладах и выступлениях на совещаниях методистов г. Москвы на базе ЦНХО, в проведении мастер-классов на научно-практических конференциях «Школа Б.М.Неменского» (2003, 2004, 2005, 2006), используются в ходе педагогической деятельности диссертанта, работающего в качестве преподавателя в ЦНХО г. Москвы. Результаты обсуждались на заседаниях лаборатории пластических искусств института художественного образования РАО в 2003-2006 гг.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Центр Непрерывного Художественного Образования г. Москвы. Экспериментальным исследованием с 2002 по 2006 год были охвачены 1500 учителей, обучающихся на курсах повышения квалификации. Выборку исследования составили учителя: изобразительного искусства, начальной школы, технологии, МХК, работающие в средних общеобразовательных школах г. Москвы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Полонская, Марина Арсеньевна

Выводы по 3 главе.

На основании констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:

1. Выявляется взаимообусловленное влияние состояния эмоциональной сферы учителя и уровня художественно-педагогического мастерства учителя.

2.Специалисты образовательной области «Искусство» подвержены кризису «эмоционального сгорания» больше, чем специалисты других образовательных областей.

Формирующий эксперимент дал следующие результаты:

1.Внедрение в практику модели совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства обеспечило возможность проверки выдвинутой гипотезы и получения результатов исследования.

2. Методика совершенствования художественно-педагогического мастерства была составлена с учетом насыщения репертуара эмоциональных реакций средствами искусства и активной творческой деятельности, сочетающей в себе самораскрытие в индивидуальном художественном творчестве и реализацию чувств компетентности и мастерства в педагогической практике учителя. Такая комплексная деятельность способствовала выработке индивидуального адаптационного механизма к кризису «эмоционального сгорания».

3. Успешные результаты внедрения модели в образовательный процесс могут свидетельствовать об эффективности модели совершенствования художественно-педагогического мастерства в системе дополнительного профессионального художественного образования.

Заключение.

Система повышения квалификации учителей изобразительного искусства работает со слушателями над методами и формами работы, которые будут способствовать формированию мотивированной стратегии дальнейшего профессионального развития учителя. Приобретение новых профессиональных качеств и осмысление содержания художественного образования в процессе курсовой подготовки позволяет расширить поле профессиональной деятельности, что оказывает влияние на формирование художественно-эстетической культуры и личностный рост учителя.

Опытно-экспериментальная работа выявила влияние на успешность педагогической деятельности учителя изобразительного искусства двух взаимообусловленных составляющих: уровня художественно-педагогического мастерства и состояния его эмоциональной сферы. Основные итоги и общие выводы исследования в целом сводятся к тому, что:

1. Художественно-творческая деятельность, находящаяся в непрерывном становлении и содержащая в себе информационное и эмоциональное насыщение, осуществляет переход учителя на более высокий уровень художественно-педагогического мастерства;

2. Повышение уровня художественно-педагогического мастерства в процессе курсовой подготовки целесообразно осуществлять на основе разработанных педагогических направлений, сочетающих: 1) освоение теории и методики изобразительной деятельности с учетом приоритетного использования когнитивной деятельности творческого характера; 2) обогащение эмоциональной сферы учителя средствами искусства (технология адаптивного обучения) в процессе практикума; 3) использование в процессе курсовой подготовки индивидуальных, коллективных и проектных форм обучения, способствующих общению и творческому самовыражению учителя.

3. Учитель изобразительного искусства может передавать ученикам свою способность к эмоционально-ценностному восприятию жизни и искусства, побуждая их к самостоятельному творчеству, в зависимости от сформированности эмоционально-деятельностного отношения, сопряженного с уровнем художественно-педагогического мастерства и состоянием его эмоциональной сферы в момент воздействия;

4. Разработанная личностно-ориентированная модель содержит взаимосвязь трех компонентов:

- художественный компонент это: а) приобретение и совершенствование знаний, умений и навыков художественной деятельности б) практическая деятельность, обеспечивающая самораскрытие личности учителя в художественно-педагогическом творчестве; педагогический компонент это: а) освоение программно-методического обеспечения; б) владение разнообразными педагогическими технологиями;

- психологический компонент это: а) активизация эмоционально-деятельностного отношения учителя в проектировании им учебно-воспитательного процесса, поскольку способность отражать чувства и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для руководства чьим-либо мышлением и действиями» и есть то эмоционально-деятельностное отношение, которое «вызывает, поддерживает и направляет деятельность, в данном случае учащихся; б) активизация чувственного мышления, то есть мышления максимально эмоционально насыщенного, лежащего в основании «катарсиса эстетической реакции» человека.

5. Формирующий эксперимент показал эффективность внедрения личностно-ориентированной модели в практику курсовой подготовки. Структура предложенной модели обеспечивает системность учебной курсовой подготовки, положительно воздействует на мотивационно-потребностную и эмоциональную сферу личности учителя, активизируя его эмоционально-деятельностное отношение и формируя потребность в непрерывном самообразовании.

6. Авторский курс подготовки учителя в системе повышения квалификации обеспечивает условия для внедрения: 1) нового содержания профессиональной подготовки; 2) личностно-ориентированного подхода в работе со слушателями; 3) технологии обогащения эмоционально-потребностной сферы учителя;

Гипотеза и положения, выносимые на защиту, в ходе исследования подтвердились. Исследование может быть продолжено в направлении совершенствования художественно-педагогических технологий в системе повышения квалификации, влияния экспериментальной деятельности на процесс совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полонская, Марина Арсеньевна, 2006 год

1. Азаров Н.Н. Стиль действования: рефлексивность - импульсивность // Вопр. психологии. -1982. № 3. - С. 121-126.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение. М.: ГЕРУСС, 2000.-296 с.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1991. - 240с.

4. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.-Воронеж, 1997.-80с.

5. Амоношвили Ш.А. Личностно-гу манная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Университетское, 1990.- С.46.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.

7. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.- 415с.

8. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.,1980.- 197с.

9. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования: проблемы формирования личности профессионала. иссл. - 1991. - С.25-36.

10. Аристотель. О душе. СПб: Питер, 2002. - 224с.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192с.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды Серия: Библиотека искусствознания. Изд-во: Советский художник, 1981. - 352с.

13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.—421с.

14. Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющий на соматическое здоровье подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 2004. 24с.

15. Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. СПб, 1997г. - 40с.

16. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. /Пер. с англ. М.Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256с.

17. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. №4. - С.96-104.

18. Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.2 / под ред. А.В. Петровского. М., 1979. - 400с.

19. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ. 1988. №1. - С. 23-41.

20. Бобяк И. Дмитрий Кардовский педагог и художник. // Художественная школа. -2004. №2. С.33-37.

21. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188с.

22. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.

23. Божович Л.И. Проблема формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.- Воронеж, 1997.-417с.

24. Божович Л.И., Славина П.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольности поведения. // Вопросы психологии. 1976.№4.26. .Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. доп. и перераб. - СПб: Питер, 2004. - 474с.

25. Бродский И.А. Репин-педагог. М.:Издательство Академии художеств СССР, 1960. - 128с.

26. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия, руководство по психотерапии /под ред. В.Е Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. - С.36-48.

27. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953.-721с.

28. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург, деловая книга, 1999. - 364с.

29. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин B.C., Сучков Г.В. Педагогические технологии (Серия «Педагогическое образование») М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д„ 2004. - 336с.

30. Бюллетень III Всероссийского съезда Союза работников просвещения: 1 -8 октября 1921 г.-М., 1921. С.4.

31. Бюллетень Наркомпроса РСФСР. М., 1935, №12.

32. Вайзер Г.А. Профессионал: смысл жизни и акме. // Общество и безопасность, 2001. №1. С. 78-79.

33. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психол. журн. 1998. Т. 19. №5. - С.3-19.

34. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999, С.9.

35. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987. - 184с.

36. Вилюнас В. Психология эмоций. (Серия «Хрестоматия по психологии») -СПб.:Питер, 2004. 496с.

37. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. - 36с.

38. Воспоминания русских художников об Антоне Ашбе. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1958. 166с.

39. Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов) /Науч. редакция В.В.Иванова и И.В.Пешкова. М.: Изд. «Лабиринт», 2001 -480с.

40. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. СПб., 1992,- 144с.

41. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. - 272с.

42. Герасимов A.M., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения: (концептуально-технологический аспект): Учеб. пособие. М.: Академия АПКиПРО, 2001. - 63с.

43. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е дополненное М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. -112с.

44. Грасиан Б.- Л. Карманный оракул или 300 полезных советов на все случаи жизни. Изд. дом «Грааль» 2003. - С.45.

45. Грязнов Б.С. Логика рациональность творчество. М.,1982. - С.247, 250.

46. Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте. // Жизненный путь личности. Киев, 1987. - С. 225 - 236.

47. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.260с.

48. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М.:Моск. психолого-соц. инст., 2004. 320с.

49. Грабарь И. Э. История русского искусства. М.: Изд. Кнебель, 1919. т.1 -508 с.

50. Григорьева В.Н., А.В. Гусов, О.В. Котова, Е.В. Жирнова, А.В. Лаптев Роль эмоционального напряжения в развитии начальных форм хронической цереброваскулярной недостаточности. // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, №5. С. 14-18.

51. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. М.: АПК и ППРО. 2005. - 176с.

52. Гусев В.Ф. Оценка эффективности влияния педагогов на личность школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,1997- 18с.

53. Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1989. -288с.

54. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.: ЧеРо, 2002. -С. 143 -150.

55. Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. М., 1994.- 128с.

56. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.-250с.

57. Дистервег А. Избранные педагогические произведения. М., 1956. — С.201.

58. Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. JL, 1970. - С. 17.

59. Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): Дисс. . докт. психол. наук. М., 1994. 354 с.

60. Дружкова Н.И. Теория искусства и художественная педагогика В.Кандинского. // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. М.: ИХО РАО, 2003. - С. 13 9 - 166.

61. Джеймс У. Эмоции //Психология мотивации и эмоций /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.,2002. - С.91-108.

62. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. - С.7.

63. Зеленко В. Учительские курсы за истекший год. //Русский учитель. 1912. №1. - С.42-55.

64. Залевский Г.В., Фадеева JI.H. Штрихи к социально-психологическому портрету людей зрелого возраста в современных условиях // Сибирский психол. журн. -Томск, 1998. Вып.7. С.58-60.

65. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т. 18 №6. - С.35-44.

66. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос,2000.-384с.

67. Изард И. Эмоции человека. М.,1980. - С.52 -71.

68. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. - 725с.

69. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.:Высш. шк., 1993. - 336с.

70. История художественного образования в России XX века. М.: Педагогика, 2002. Т.1. - 474с.

71. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века) Латышина Д.И.: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Форум», 1998. - С. 441-442.

72. История философии. Краткий очерк истории философии. /Под ред. М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я.Щипанова. Изд. 2-е, переработ. -М. Мысль, 1971.-790с.

73. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. М.: Гилея,2001. Т.1.- 392с., Т.2.- 344 с.

74. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Автореф. дис. докт. психол. наук. Л., 1985. С. 10.

75. Квинн В. Прикладная психология: Серия «Учебник нового века» СПб: Питер, 2000. - 500с.

76. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1979. 30с.

77. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917 — 1920.-М., 1958.-С.415.

78. Концепция непрерывного образования (проект). М.: Государственный комитет СССР по народному образованию, 1989. -27с.

79. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся (Проект) /В.В.Алексеева, Л.В.Горюнова, И.Г.Димова и др.; Под рук. Б.М.Неменского // Искусство в школе. -1991. №1. -С.8-15.

80. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. В2-ХТ.-М., 1982.Т.1 -693с.

81. Кэннон У. От молекул до человека. Пер. с англ. К.С. Бурдина и И.М.Пархоменко. / Общ. ред. и предисл. проф. Н.П.Наумова: пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1973. - 480с.

82. Кирсанов А.А. Творческий потенциал специалиста // Мир образования -образование в мире: науч. метод, журн. / М-во образования РФ, Рос. Акад. Образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Изд. дом РАО,2005.№ 2. -С.113-125.

83. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.-С. 116.

84. Козлова П.П. Природосообразное воспитание человека в учении живой этики. Стерлитамак: гос.пед.ин-т 1997. - 14с.

85. Ковалёв В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1979. -30с.

86. Комашко A.M. Три года с Репиным. Художественное наследство. Репин. Т. И. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. - С.291.

87. Коротаев А.А. Типологические различия во влиянии эмоционального состояния, вызванного музыкой на нервно-психическое напряжение в трудовой деятельности: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. Л., 1976. - 24с.

88. Кравченко А.И. Развитие и структура социологии труда: ист. методол. анализ: Автореф. дис. док. философ, наук. М., 1987. - 40с.

89. Крэйн У. Теория развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512с.

90. Крамской И.Н. Письма. М.-Л., 1937. т.2. - С.43.

91. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. / под ред. Г.Г.Обухова. М.: Советский художник, 1961. - 190с.

92. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога что это сегодня. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.

93. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб-Рыбинск, 1993. - 54 с.

94. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 182с.

95. Кудина Г., Новлянская 3. У порога творчества //Искусство в школе М.,2001. № 1.

96. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье М.: Педагогика, 1970. - 47 с.

97. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве от поисков самоуважения к поискам смысла // Психол.журн., 1999. Т.20. №3. С.48-58.

98. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М., 2001. - С.572.

99. Левитов Н.Д., Прозоров Г.С., Соколов М.П., Чугуев Т.К. Вопросы изучения учителя. -М.:Учпедгиз, 1935. 215с.

100. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -320с.

101. Леонтьев А.Н. Сознание. Личность. М., 1975. гл.5. - С.175-188.

102. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1989. - Т.1,4 -733с.,545с.

103. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. Ун-та сер. 14. Психология., 1997. №1. С. 16-18.

104. Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. 18с.

105. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей./Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарова», 1998. - 279с.

106. Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения: (Концептуально-технол. аспект): Учеб. пособие/ A.M. Герасимов, И.П. Логинов. М.: Академия АПК и ПРО, 2001.- 63 с.

107. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. И.К.Каирова и др. в 2-х т. Т.1 М.,1977. - 397с.

108. Макарьян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. - 284с.

109. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности-Дубна: Феникс, 1999, 256с.

110. Мак-Дугалл Д. Психоаналитическое исследование проф. деятельности.-СПб., 1999.- 417с.

111. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.-308 с.

112. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб.завыедений М.: Академия, 2001. - С.554.

113. Маслач К. Пайс Э. Практикум по социальной психологии. СПб. Питер, 2000.- 158с.

114. Маслова Л.В. Амбивалентный подход в моделировании условий профессионального становления молодого учителя. М.: АПК и ПРО, 2003.-30с.

115. Маслоу А.Г. Психология бытия, /перев. С англ. А.И. Чистякова. -М.,1997. -С.32-67.

116. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. Питер, 1999. - С. 17.

117. Мелик-Пашаев А.А. Возможно ли творческое задание. // Искусство в школе. 2002. №2. - С.3-5.

118. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа Ашбе. М., 1958. - 120стр.

119. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М., 1953.-228с.

120. Мэй Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. / Перевод с английского. Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001.- 128с.

121. Молчанова О.Н. Психология развития. /Под ред. Болотовой А.К./ М.: Омега-Л, 2005. - 524с.

122. Назаретян А.П. Психология предкризисного социального развития: исторический опыт и современность // Психол. журн., 2000. Т.21 №1. -С.39-49.

123. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. Учебное пособие / Мин. обр. России РИП-КРО, -М., 1995,- 194с.

124. Никитин Э.М., Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В. Развитие отечественной и зарубежной системы повышения квалификации педагогических работников. Учебное пособие. М.:АПК и ППРО, 2005. -88с.

125. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии // Ломоносов, 2000. №4.

126. Неменский Б.М. Искусство Культура - Образование. - М., 1993.- С.12-13, 17.

127. Неменский Б.М. Зачем область «Искусство» школе. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - 136с.

128. Неменский Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования. // Искусство в школе, 2003. №1. С.З.

129. Нечаев А.П. Психология и школа. Избранные психологические труды. / под ред. А.А.Никольской. М.-В.: МОДЭК, 1997. - 352с.

130. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя // Магистр. -1994. N6.-С. 34-41.

131. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. //Вопр. Психологии, http: //www. voppsy. Ru /issues/ 1987/875/875 040.htm.

132. Новиков A.M. От режима сохранения к режиму саморазвития: (Проф. Образование). //Профессионал: Ил. пед.науч.-метод.журн./ М-во общ. и проф. образования РФ, Коллектив ред. журн. - М., 2004.№1/2. - С. 32-36.

133. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.'.Первое издание. 2004.-607с.

134. Образовательная область «Искусство» / Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования. -М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. 136с.

135. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 2010 гг. // Вестник образования, 2001. №19.

136. Огнев А.С. Организационное консультирование и педагогическая практика: Моногр./ А.С.Огнев, Ю.Н. Гончаров, JI.B. Абдалина, М.М. Вострикова. Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2002. - 99 с.

137. Ожегов В.И. Токовый словарь. http://www. Ozhegov. Ru.

138. Организация и методы повышения квалификации (переподготовки) работников социального воспитания. / Под ред. А.Н.Волковского М., 1923, с.308.

139. Орел В.Е. Особенности проявления психического выгорания в когнитивной сфере // Социальный психолог. Ярославль, 2000.№2. - С61-66.

140. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и её структура /Вопр. псих., 1995. №2. С.31-35.

141. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха,- М.: «КСП +», 2003. 272с.

142. Павлов И.П. Избранные труды. / под общ. ред. Ю.В.Наточина и др.: Рос. АН. Отд.физ.Моск. мед. Академ. Им. И.М.Сеченова. М.: Медицина, 1999. -447с.

143. Пайс А. Маслач К. Практикум по социальной психологии.- СПб. Питер, 2000.- 158с.

144. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.

145. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. / Под общей ред. В.С.Кукушина. серия «Педагогическое образование». -М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2004. - 336с.

146. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 психология, 1984 №4. С. 13-21.

147. Печко Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. / Сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та 1997. - С. 202-203.

148. Платон. Федон, Филеб, Тимей. Сочинения в Зт. М.,1970. Т.З. 4.1. -С.61 -65.

149. Поварёнков Ю.П. Диалектика становления профессионала. // Ярославский псих. вест. М.- Ярославль, 1999. Вып.1. - С.19-38.

150. Подымова JI.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности: в 2-х ч.-М., 1995.-283с.

151. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. Психологии, 1994. № 1. С. 61 -69.

152. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989.-206с.

153. Предтеченская JI.M. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы. 8 10 кл. - М.: Просвещение, 1983.- Юс.

154. Протопопов Ю.Н. История методов преподавания изобразительного искусства в России в XIX начале ХХв. История художественного образования в России XX века. Т.1. - М.: Педагогика, 2002. - С75-83.

155. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: рисунок, живопись 1 -11 кл. Основы живописи 5 9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 288с.

156. Психология и педагогика. / Под ред. К.А.Абульхановой и др. М., 1998. -С. 124.

157. Психологические проблемы индивидуальности, /под ред. Б.Ф.Ломова. -Л.,1984.-271с.

158. Рассел Б. История западной философии: для научных библиотек. М.: Иностранная литература, 1959. - 935с.

159. Райгородский Д.Я. Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. / под ред. Д.Я.Райгородского Самара: Изд. Дом Бахрах - М, 2001. - С.161-168.

160. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М.: ЦАПИ, 1994.-141с.

161. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-С.211 -232.

162. Рожнов В.Е. Теория и практика эмоционально-стрессовой психотерапии // Тезисы докладов краевой научно-практической конференции по психотерапии и медицинской деонтологии. Ставрополь, 1966. - С.7-10.

163. Ростовцев Н.Н. Школа. Учитель. Искусство. / Сост. А.П. Марьенкова. -М.: Сов. художник, 1988.- 65 с.

164. Романенко А. Магический круг игры. // Искусство в школе. М., 2001. №1.

165. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М.- JL, 1927. - С.44-68.

166. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 704с.

167. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дисс.канд. психол. Наук. Ярославль, 2001.

168. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. История социальной педагогики: Хрестоматия /Под ред. М.А.Галагузовой. М.,2000. - С.101-121,138.

169. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства. Искусство в условиях модернизации школьного образования: сборник научных статей. М., 2003. - С.43-46.

170. Сахаров Д.А. Долгий путь улитки //Журнал ВНД, 1992. т.42.вып.6.-С. 1059-1063.

171. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. карп. «Лагос», 1999. - 272с.

172. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. -М., 1993.-368 с.

173. Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966. - С.47.

174. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997. - 200 с.

175. Сластенин В.А, Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. -М, 1997.-С.152.

176. Слободчиков В.И. Я последняя инстанция в личности. - Челябинск, 1994. №5.-С.21 —37.

177. Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. М.: Политиздат, 1981. - 430с.

178. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 304с.

179. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL, 1980. - С.206.

180. Стасов В.В., Искусство XIX века. Избр. Соч. в трех томах. М.,1952. т.З. -564с.

181. Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. Восприятие и деятельность: Сб. статей./ под ред. А.Н.Леонтьева. -М.: изд. МГУ,1976. С101-208.

182. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И автор вст. Очерков С.Соловейчик. 5-е изд. - М., 1985. - 270с.

183. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. Изд. Моск. психол.- соц.институт (МПСИ), АПО «МОДЭК», 2004.

184. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М., 1985. Т.1. 328с.

185. Тихомиров O.K. Эмоции в структуре мыслительной деятельности: Тезисы докладовXX междун. психолог, конгресса. -М., 1972.-С. 183-186.

186. Тодосько Е.В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.

187. Торшилова Е.М. Модель эстетического развития в онтогенезе. Современные подходы к теории эстетического воспитания: материалы и тезисы Буровских чтений. М., 1999. - С.112.

188. Уотсон Дж. Хрестоматия по истории психологии /под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. - С. 34-44.

189. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. в 11-ти т.- M.-JL, 1959. Т.2. С.63-64.

190. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии- М.: Изд-во У РАО, 2002. 4.1.-512с.

191. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции.- Кыргызстан, 1966.-78с.

192. Фомина Н.Н. Деятельность Наркомпроса и Государственной Академии художественных наук в области художественного образования. История художественного образования в России XX века. М.: Педагогика, 2002 Т.1. - С25-36.

193. Фомина Н.Н. Всеобщий педагог русских художников (П.П.Чистяков и его ученики). // Искусство в школе, 1999. №6. С.62-68.

194. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопр. психол., 1994. №6. -С.57-64.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.:Прогресс, 1990.-С.16.

196. Фрейд 3. Психология безсознательного: сборник произведений. /Сост.,науч.ред.,авт.сост. Ярошевский М.Г. М.: Просвещение, 1990. -448с.

197. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН (комплексная архитектурно-художественная школа 1920 - 1930 гг.). // Строительство и научно-технический прогресс. - М.: Изд-во Знание, 1990.№12. -С.З - 63.

198. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. В 2-х кн. Кн.1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. - 709с.

199. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС 1920 1930. кн.1. М.: изд-во «Ладья»1995.-344с.

200. Халаминский В.А. Владимир Андреевич Фаворский. М.: Искусство, 1964.-292с.

201. Чарнолуский В.И. Спутник народного учителя и деятеля народного образования. // Народный учитель, 1928. №1-2. С.117.

202. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АГЖиПРО, 2001. -128с.

203. Челышева Т.В. Художественное образование как фактор культурного развития общества (К вопросу о непрерывном художественном образовании). /Искусство педагогики педагогика искусства: Сборник научных трудов.- М.: АПК и ПРО, 2002. Вып. 1. - С.9 - 29.

204. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация // Вопр. психол.,1996. №6.-С. 116-132.

205. Чарнолуский В.О. О самообразовании. СПб., 1909. - С. 15.

206. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего" // Психолог, журнал, 1995. Т.16. № 2. С.15-26.

207. Шадриков В.Д. О реальной добродеятельной педагогике // Сов. Педагогика, 1991. №7.- С.43-48.

208. Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения М., 1925.

209. Шацкий С.Т. Работа для будущего. Книга для учителя /Сост. В.И,Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989. - 223с.

210. Шварц Л.А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях //проблемы физиологической оптики. М.-Л.,1948 - С.314-320.

211. Школяр Л.В. Д.Б.Кабалевский в истории музыкального образования. История художественного образования. Проблемы культуры XX века. -М.: Изд. дом РАО, 2003.-С.196-197.

212. Щербаков В.С Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - 272с.

213. Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Ленинград, 1976. -97с.

214. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208с.

215. Эйзенштейн С,М. Психологические вопросы искусства /под ред. Е.Я.Басина. М.: Смысл, 2002. - 335с.

216. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Ленато и др., 1996.- 589 с.

217. Юм Д. Трактат о человеческой природе /Перев. с англ. С.И.Церетели, М.1998. С.415.

218. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуализации -Ваклер, 1998.-295с.

219. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» М.: Компания Спутник +, 2004. - 253с.

220. Mac Lean P.D. The triune brain in evolution. Role in pale cerebral functions. New-York-London: Plenum Press, 1989.

221. Randall M., Scott W. Burnout, job satisfaction, and job performance // Austral. Psychol, 1988. V. 23. № 3. P. 335-347.

222. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior.-N. Y., 1985.P.122, 124,125.

223. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol, Rev., 1959. V. 66. P. 297-333.

224. Freudenberger, H.J. Staff burnout. //Journal of Social Issues, 1974. V 30. P.159-165.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.