Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье, 1900 - 1941 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Семенов, Василий Георгиевич

  • Семенов, Василий Георгиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 169
Семенов, Василий Георгиевич. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье, 1900 - 1941 гг.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Улан-Удэ. 1999. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Семенов, Василий Георгиевич

1Ш1 Д1 11111.:.

I. ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ.

1.1. Особенности 'физического воспитания бурятского населения.

1.2. Особенности физического воспитания тунгусского населения.

1.3. Физическое воспитание казачьего и крестьянского населения.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА.3

2.1. Организация физического воспитания в учебных заведениях дореволюционного Забайкалья.

2.2. Организация спортивных состязаний.

3. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В 1923 -1941 гг.

3.1. Состояние физической культуры и спорта в двадцатые годы.

3.2. Развитие системы физической культуры и спорта в тридцатые годы.

ВЫВОДЫ.Ш

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье, 1900 - 1941 гг.»

Актуальность исследования. В последнее время в России отмечается повышение интереса к истории Отечества, к истории родного края -нашей "малой родины". История физической культуры, как часть общей культуры, не является исключением.

В советское время многие факты, относящиеся к истории развития физической культ)фы и спорта в Восточном Забайкалье, особенно в дореволюционный период, в двадцатые и тридцатые годы не были известны не только широким слоям населения, но даже и специалистам - историкам" краеведам, физкультурно-спортивным работникам. Создавалось представление, что физическая культура и спорт в нашем крае - это только явление советской эпохи, достояние социалистического общества.

Безусловно, физкультурное движение в СССР, в Забайкалье в частности, по своей массовости, уровню спортивных достижений несопоставимо с тем, каким оно было в дореволюционное время. Но такие сравнения противоречат принципу историзма, предусматривающему подход к социальной действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся, который рассматривает явления в их конкретно-исторических условиях и связях.

Вопросам изучения истории развития физической культуры в республиках и регионах СССР уделялось значительное внимание. В разные годы было выполнено немалое количество диссертационных работ, посвященных этой проблеме. Из них можно выделить работы Брусиловского М.Б. (Казахстан), Кулинковича К.А. (Белоруссия), Куприене Б.И. (Литва),

Суяркулова Т. (Таджикистан), Теппера ЮЛ. (Украина), Чаргогляна АЕ (Армения), Шеломицкого Ю.С. (Узбекистан, Туркменистан), Соко-| лова Л.П. (К„ргизия). Имеются также исследования но развитию физкультурного движения в различных автономиях, регионах, краях и областях ^ страны: Хабаровском края (Гутиев Р.Г.), Прикарпатья (Прядченко В Ф ) Приморья (Саланин И.В.), Бурятии (Санданов Б.Д.), Сибири (Бурла-' в трудах Деметера Г.С. [32], Крадма„а д.А. [5,ь Столбова „ в Голощапова Б.Р. [22], Финогеновой Л.А. [,04], Кулинко Н.Ф. [54] и других освещены вопросы развития физической культуры в России и СССР в различные периоды истории нашей страны.

Особенности физической культуры народов, населяющих террито-^ Ри» Забайкалья, нашли свое отражение в "Очерках культуры Бурятии"

1972), отчасти в "Истории Сибири" (,968), в которых излагаются основные аспекты возникновения и развития форм и средств физического воспитания. Работы Дашинорбоева В.Д. [28], Санданова Б.Д. [85 86 87 88

891 Шагдарова С.Д. [П4], Поплевина А.Г., Фомина В.А. [74], Фомина'

В.А. Сагалеева Л.С., Ьалдаева К.В. П05|. Хамгушкеева Н.М. [1071 Цьоенппа С С Г1о тт . -1' ^ ^

LJU/J, цыде

Б.Б., Гармаевои Л.А., Галданова Н.Б. [ПО], Хангалова М.Н. [109] и других посвящены национальным играм и физическим упражнениям бурят. Из публикаций о народных играх апшских бурят следует отметить уды Логиновского К.Д. [60], этнопедагогические работы Тумунова Ж.Д. 1.100], Рыгзынова С.Р. [82] по истории физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье имеются публикации, носящие, как правило, фрагментарный характер К ним можно отнести статьи Батоцыреновой Т.Е. [8], Грабаря А.М. [24 25] Мищукова Н.В. [63], опубликованные в сборниках материалов конф^ен-чии Забайкальского государственного педагогического университета в разные годы. Существует также значительное количество заметок и статей в местной периодической печати.

Однако, все это не дает четкого и широкого представления о том, как развивалась физическая культура и спорт в Восточном Забайкалье, в Читинской области. Обзор имеющейся литературы по исследуемой проблеме показывает, что вопросы становления и развития физической культуры в крае освещались недостаточно. Между тем, воссоздание целостной картины этого процесса предполагает глубокое и всестороннее объективное изучение периодов, когда закладывался фундамент современной системы физического воспитания в Восточном Забайкалье. Поэтому актуальность такого исследования является несомненной.

Все вышеотмеченное определило выбор темы исследования, его цель, задачи.

Объектом исследования является становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье. — ■

Предмет исследования - особенности процесса развития физической культуры и спорта, определяемые условиями и традициями Восточ-ногоЗабайкалья^

Цель исследования состоит в изучении и обобщении исторического опыта становления и развития физической культуры в Восточном Забайкалье, выявление в нем позитивных тенденций, содействующих формированию организационно-управленческих структур физкультурного движения, форм, средств и методов физического воспитания.

Задачи исследования:

1. Раскрыть этноисторические предпосылки и особенности физического воспитания народов в Забайкальском регионе.

2. Исследовать процесс развития физической культуры и спорта начала XX века до 1923 года (дореволюционный период и период ДВР).

3. Проанализировать развитие физкультурного движения в Восточном Забайкалье в советский период до начала Великой Отечественной войны.

4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, средних, высших учебных заведений и ДЮСШ лекционный курс, методические рекомендации, теоретические сведения по истории физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье.

Гипотеза. Предполагается, что физическое воспитание коренного населения Восточного Забайкалья имеет глубокие этноисторические традиции, оказавшие влияние на развитие системы физической культуры и становление современного спорта в Восточном Забайкалье. Знание истории становления и развития физической культуры позволит повысить эффективность занятий физкультурой и спортом в современных условиях.

Методологической основой исследования является диалектический подход при исследовании социальных процессов в конкретно-исторических условиях, что позволяет установить объективные причинно-следственные связи.

Исследования проблемы базируются на принципе историзма, который предполагает ее анализ на основе развития с выявлением специфики и своеобразия решения этой проблемы в конкретный период на материале рассматриваемого региона.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы:

1. Конкретно-исторический.

2. Сравнительно-исторический.

3. Теоретический анализ, изучение и обобщение архивных документов, периодической печати и литературных источников.

4. Интервью и беседы.

С помощью конкретно-исторического метода удалось выделить существенные и определяющие стороны физической культуры в регионе в зависимости от исторических условий, складывавшихся в Восточном Забайкалье с древних времен до Великой Отечественной войны.

Используя сравнительно-исторический метод, нами изучалось развитие форм, средств и методов физического воспитания, их изменение в процессе многовекового контакта разных народов, различных этнических групп Восточного Забайкалья, а также формирование и развитие современных и национальных видов физических упражнений. Этот метод основан на сравнении однотипных фактов или этапов развития одного и того же процесса.

Таким образом, использование этих методов позволяет проследить и. сопоставить развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье и исследовать эти явления во всем их многообразии, в тесной взаимосвязи с общественными процессами.

Метод теоретического анализа использован как метод получения новых знаний путем расчленения целого на составные части, что позволяет выявить строение исследуемого объекта, его- структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому.

В работе с архивными материалами пользовались сравнительно-историческим методом, который способствовал получению более достоверных сведений в том или ином явлении.

Метод интервью и бесед дал нам возможность получить необходимую информацию к уточнению частных фактов исследуемого явления.

В ходе исследования широко использовались материалы Государственного архива Читинской области (ГАЧО), а также партийного архива Читинской области (ПАЧО). Ценная информация была получена из документов фонда 10 ГАЧО, где содержатся сведения о постановке физического воспитания в школах дореволюционного Забайкалья.

Значительный интерес представляют данные фонда 4 ГАЧО "О мобилизации спорта" в годы Первой мировой войны. Внимание привлекают материалы фонда 164 ГАЧО о физическом воспитании в Забайкалье в два-дцатые-тридцатые годы. В целом работа с архивными документами позволила собрать и обобщить фактический материал, касающийся физической культуры и спорта в Забайкалье в исследуемый период времени.

Важную группу источников по изучаемой проблеме представляют материалы периодической печати. В процессе работы использовались и изучались материалы газет дореволюционного времени: "Даурская Новь", "Думы Забайкалья", "Забайкальская Новь", "Думы учителя". Времен Гражданской войны: "Восточная окраина", "Наша деревня". Периода Дальневосточной Республики: "Дальневосточная правда", "Дальневосточный телеграф", "Юная рать", "Новости жизни". Газет советского времени: "Боевая смена", "Восточно-Сибирская Правда", "Отпор", "Пионер Забайкалья", "На боевом посту". Значительная часть материалов исследования получена из газеты "Забайкальский Рабочий", которая издается с 1905 года.

Кроме перечисленных источников в процессе работы важное значе-~ ние имело изучение и анализ специальной литературы по иетории-культу-ры и образования Забайкалья, а также литературы по отечественной и всеобщей истории, истории физической культуры и спорта [15, 16, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 29, 30, 35, 36, 39, 40, 41, 56, 58, 68, 76, 89, 95, 96, 100, 114].

Из справочной литературы, имеющей отношение к проблеме, следует выделить такие источники, как "Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам физической культуры и спорта" (1959), "Физическая культура и спорт в цифрах и фактах" (1962), "Хрестоматия по истории Читинской области" (1972), "Забайкалье: краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области" (1917), "Обзор Забайкальской области" (1897), "Практическая школьная энциклопедия"

1912) и другие.

Изучались авторефераты диссертационных работ по развитию физической культуры в республиках СССР, автономиях и регионах России [27, 32,51,57,77,83,86,93,97, 104, 112, 115].

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен процесс развития средств, методов и форм физического воспитания населения Восточного Забайкалья до XX века. В научный оборот введены данные архивных материалов о постановке физического воспитания в школах дореволюционного Забайкалья, становлении спорта в регионе в начале XX века, мобилизации спорта в годы Первой мировой войны, состоянии его в годы Гражданской войны и в период Дальневосточной Республики; дан анализ развития физкультурного движения до начала Великой Отечественной войны, проанализированы трудности и противоречия этого процесса, причины их возникновения; в историческом опыте разрешения поставленной проблемы выделены те аспекты, которые имеют существенное значение для современной практики физического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный в работе материал может быть использован в педагогической.деятельности преподавателями истории и социологии физической культуры, преподавателями других дисциплин спортивно-педагогического цикла; для проведения спецкурсов и спецсеминаров, для создания экспозиций и музеев спорта, для студентов в изучении истории физической культуры и спорта родного края, а также для педагогов-организаторов, учителей физической культуры, тренеров и специалистов по управлению физкультурным движением.

Хронологические рамки исследования. Временная периодизация расчленяет условно историю на последовательно сменяющиеся, значительно отличающиеся друг от друга отрезки времени. Каждому из этих отрезков свойственны те или иные особенности развития физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье.

Положения, выносимые на защиту:

1. Физическое воспитание коренного населения Восточного Забайкалья носило самобытный характер и имело свои особенности, отражающие социально-экономические условия жизни.

2. Физическая культура и спорт в дореволюционном Забайкалье и в годы Гражданской войны служили средством подготовки к труду и военному делу.

3. Становление и развитие физической культуры происходило в сложных социальных, политических и региональных условиях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в материалах конференций Забайкальского государственного педагогического университета (1998-1999 гг.), в сборнике трудов преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета (1999 г.), докладывались на научных сессиях ЗабГПУ (1997-1999 гг.). Материалы и результаты исследования находят практическое применение в преподавании курса "История и социология физической культуры и спорта" студентам факультета физической культуры ЗабГПУ. Значительное количество материалов исследования, особенно дореволюционного периода, включены в готовящуюся к изданию "Энциклопедия Забайкалья", которая решением Администрации Читинской области выйдет в свет в 2001 году.

1. ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

1.1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУРЯТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

В ХУП веке, ко времени прихода русских в Забайкалье, абсолютным большинством местного населения были буряты и тунгусы (эвенки). Бурятский народ имел свою многовековую историю, богатую социальными и политическими событиями. Близки к бурятам монгольские племена, объединившиеся еще в XIII веке вокруг Темучина -Чингис-хана, создали сильную централизованную монархию. Ранние события империи Чингис-хана происходили на территории северной Монголии и Восточного Забайкалья.

О достаточно высоком уровне развития культуры монголоязычных племен тех далеких времен (X - .ХГУ века) свидетельствуют результаты археологических исследований Коктуйского (территория современного Забайкальского района Читинской области), Хирхиринского (территория современного Краснокаменского района), Кондуйского (территория современного Борзинского района) городков [39].

Из монголоязычных племен, проживавших в северной Монголии и на юге Забайкалья, со временем выделилась наиболее мощная группа, предки позднейших бурят. О них, как этнической единице, упоминается в древне-монгольской хронике "Сокровенное сказание", относящейся к началу XIII века [39]. Эти племена еще не были единым целым, говорили на разных племенных диалектах. У них уже отмечалась большая степень классового расслоения. Нойоны, богатые скотоводы, были свободны от физического труда, имели большие стада скота и табуны лошадей, любимым их развлечением были игры и охота. Главным занятием древних бурят, основой их хозяйства являлось кочевое и полукочевое скотоводство, определенную роль играла и охота.

Древние буряты знали два вида охоты: индивидуальную (агнал) и охоту загоном (зэгэтэ аба - охота родом). Облавная охота проводилась, главным образом, осенью и занимала до двадцати-тридцати дней. В ней участвовало порой до нескольких сотен человек. Окруженные загонщиками звери бросались в разные стороны в поисках выхода и становились добычей охотников.

Зэгэтэ аба играла значительную роль в хозяйственном быте бурятских племен в период формирования патриархально-феодальных отношений. На основе этой охоты возникают обряды, пляски, подражательные игры различных форм: хор наадан (глухариная), баабгайн наадан (медвежья), шоно наадан (волчья), тэхэ наадан (козлиная). Были и другие игры и пляски у древних бурят, носящие подражательный характер и предваряющие традиционный трудовой процесс - охоту [19, 70, 74, 89, 101, 106].

Охотились с помощью лука и стрел. Применялся так называемый сложный лук, который изготовлялся из нескольких соединенных вместе частей, представляющих различные виды дерева и рога. Использовались также сухожилия диких зверей и лошадей. Тетива делалась из конской кожи.

Основа технологии изготовления бурятского • лука хорошо описана Михайловым В.А. и Сандановым Б.Д. [62, 89]. Березовая пластинка длиной в 40-50 см и толщиной 7-9 мм являлась стержнем. На нее наклеивалось несколько слоев жильных волокон, толщина которых зависела от того, какой I лук хотели сделать: сильный, средний или слабый. Минимальная толщина скрепленных слоев сухожилий составляла 6-8 мм. Наклеивание проводилось в несколько приемов. По мере просушки очередного слоя производилась укладка следующего. После наклеивания сухожильных волокон передняя сторона лука облицовывалась продольной роговой планкой толщиной от 5 до 7 мм, которая придавала луку упругость. Для предохранения лука от влаги, а также для придания ему красоты его наружная сторона покрывалась берестой, а с боков наклеивалась тонкая тростниковая обшивка.

Стрелы изготовлялись из сухого, средней плотности дерева (береза), выпрямлялись очень искусно и оканчивались головкой без наконечника. Другой конец стрелы был гораздо тоньше и имел выемку, которая обхватывала тетиву лука. Длина стрелы - примерно 95 см, а диаметр - 7-8 мм. Наконечник стрелы (булсуу) изготовлялся отдельно, иногда из другого материала, а затем вставлялся в стержень стрелы. Стабилизатором стрелы являлось трехстороннее хвостовое оперение из орлиных хвостовых перьев длиной примерно 20-25 см и высотой 1.5-2 см.

Нет в мире народа, который не имел бы своих физических упражнений и игр. Они возникали на ранних ступенях развития общества и всегда отражали социально-экономические условия жизни людей. Для самобытной постановки физического воспитания разных племен и народов существенно отметить три характерных особенности. Во-первых, физические качества и двигательные умения и навыки прививались, главным образом, в семье. Во-вторых, ребенок с первых лет жизни воспитывался и приучался к всякого рода умениям в естественных условиях труда и быта. В-третьих, физические упражнения (чаще, игрового и соревновательного характера) пользовались огромной популярностью в народе [56, 79].

У древних бурят существовала проверенная веками система умственного, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения. К условиям верховой езды ребенок начинал привыкать еще тогда, когда родители перевозили его вместе с колыбелью на лошадях во время кочевок. С трехлетнего возраста отец сажал сына на коня, в шесть-семь лет мальчики были уже хорошими наездниками, а в десять-двенадцать участвовали в скачках. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, сутками находиться при стаде, ходить на охоту. Игры детей отражали трудовую деятельность взрослых. Необходимо отметить, что агинские буряты, как территориальное подразделение бурятского народа и как все цивилизованные народы мира, имели достаточное количество игр, в том числе и детских. Большой знаток этно-педагогики агинских бурят Тумунов Ж.Т. приводит в своей книге [100] большое количество национальных самобытных игр и развлечений. Из них следует отметить несколько наиболее распространенных.

Ботогошохо. Дети, взявшись за руки, образуют круг и впускают в него одного из игарающих - ботого ("верблюжонок"). Вне круга находится бура - ("верблюд"). Игра состоит в том, что бура старается поймать ботого, который, спасаясь, то выбегает из круга, то забегает в него. Бура все время гоняется за ботого, пока его не поймает.

Малагайшаха. Играющие усаживаются кольцом, лицами внутрь. Один берет шапку, обходит раза три круг, причем в последний раз незаметно оставляет позади кого-нибудь шапку. Тот, у кого за спиной окажется шапка, должен догнать бросившего ее. Если он не успеет сделать этого, то занимает его место и продолжает игру.

Шур-надаху. Собравшиеся разделяются на две группы, причем тут ничего не принимается во внимание, кроме физической силы. Один из присутствующих бросает вдаль короткую палочку. Падение палочки является сигналом к тому, что все бросаются искать ее. Нашедший прячет палочку у себя или передает незаметно наиболее сильному из своей партии. Вторая группа старается отнять ее, товарищи, конечно, защищают. Так все барахтаются, задерживая друг друга.

Буряты знали немало игр, построенных на метаниях. Так, например, игра баабхи шэдэлгэн похожа на русскую игру в городки. Баабхи (таранная кость крупного рогатого скота). Игроки с расстояния двенадцати шагов маленькими камнями стараются быбить баабхи из очерченного на земле квадрата. В отличие от городков баабхи разрешается выбивать в любую сторону.

У детей и подростков пользовались успехом игры, связанные с передвижением, такие как дохоншоохо, гараараа гуйхэ, мушхаралдажа гуйхэ, зээрэншээхэ, подтягивание - сахада бэеэ татаха, прыжки через изгородь или калитку - хорой хаамжа харайха [89].

Немало игр описано известным этнографом Хангаловым Н.М [109]. Тугутов И.В. в книге "Игры в общественной жизни бурят"[101] дает описание детских народных игр: ботогон буурашалга (похожа на игру в "кошки-мышки"), горшогшохо ("горшки"), шагай ("лодыжки"), которая имеет много разновидностей, и другие.

К традиционно национальным играм бурят относятся шахматы (ша-тар) и шашки (даам). По причине отсутствия шахмат и шашек фабричного производства бурятские мастера изготовляли их из дерева, кости и рога. Каждая фигура имела свое название: король - ноен, ферзь - бэрсэ, ладья -тэргэ, слон - тэмээн, конь - морин, пешка - хубуун. Наличие бурятских названий и национальных изображений шахматных фигур свидетельствует о том, что шахматы у бурят существовали с древнейших времен. Возможно, что они распространились еще со времен Чингис-хана и передавались последующим поколениям как драгоценное наследие [100, 111].

О распространении игры в шахматы в бурятской среде в прошлом веке упоминают в своих записках декабристы Лорер Н.И [61] и Розен А.Е. [81]. Вспоминая переход декабристов из Читы в Петровский Завод летом 1830 года, Лорер пишет: "На одном из переходов мы встретили отличную коляску, запряженную шестириком. В коляске сидел мальчик в зеленой шелковой шубе, в шапочке, отороченной бобровым мехом.на боку его болталась сабля с серебряным темляком, на шее - золотая медаль на аннен-ской ленте. Нам сказали, что это сын хана, его прямой наследник и начальник бурят, которых насчитывается до шестидесяти тысяч человек. На одной дневке он дал нам презанимательное представление, приказав выпустить на равнине оленя и пустился со своими за ним вдогонку. Искусно пущенные стрелы свалили прекрасное животное, и оно попало к нам на кухню. На дневках буряты постоянно были с нами и напряженно следили за игрой в шахматы. Раз один из наших игроков уступил мальчику свое место, и бурят начал играть с Трубецким, - и, к удивлению нашему, отлично. Известно, что игра эта пришла из Китая и Монголии и ведется так же, как у нас, с той разницей, что королева ходит, как у нас конь, и вместо нашей туры у них слон".

Первейшей и основной целью воспитания детей у бурят являлась подготовка достойных хранителей огня в родном очаге и продолжателей имени и чести отца, матери. Очень важно было для осуществления этого в условиях сибирского климата, кочевого и пастушьего образа жизни и частых междоусобиц с другими племенами обладать безупречным здоровьем, физической силой, выносливостью и трудолюбием. Поэтому в произведениях устного народного творчества воспевались герои, обладающие незаурядными физическими признаками: могучим телосложением, недюжинной силой, зоркостью. Еще на заре своей истории буряты установили, что физическое здоровье является основой нравственной полноценности. Людей, обладающих высокими нравственными и физическими качествами и защищающих сородичей от каких бы то ни было посягательств, буряты называли баатарнууд (богатырь) [100].

Наиболее популярным состязанием у агинских бурят был Сурхарбан. Хотя это название в переводе на русский язык означает соревнование по стрельбе из лука, понятие, вкладываемое в него, более широкое. Обобщенно состязания назывались эрын гурбан наадан - "три игры мужей". Это троеборье позволяло выявлять всестороннюю подготовленность и определять сильнейших мэргэнов (стрелков), баторов (борцов) и хулэков (наездников).

Считается, что Сурхарбан - пережиток от зэгэтэ аба, периода коллективной облавной охоты. По мере развития общества стрельба из лука, борьба, конные скачки выделились в самостоятельные общественные мероприятия под названием Сурхарбан, носящие спортивный характер. У забайкальских бурят до революции Сурхарбан был связан с культом гор, в чем проявлялись еще остатки шаманских верований. Сначала на вершине горы совершалось богослужение, а затем все участники спускались к подножью, где начинались пиршества и состязания.

Стрельба из лука проводилась по специальным мишеням - сурам, кожаным подушечкам, набитым шерстью диких коз, которая не впитывает в себя влагу. Интересно объяснял происхождение этих мишеней знаток бурятской культуры, учитель истории Агинской средней школы Георгий Найданович Найдано. В семидесятых годах он поведал агинским мастерам стрельбы из лука следующее: "Встретились два всадника в степи. Поприветствовали друг друга. Расседлали коней. Времени достаточно. Решили посостязаться в стрельбе из лука. Что выбрать мишенью? - ведь кругом голая степь. Подумали и нашли выход: сняли с коней недоуздки и из этих сыромятных ремней метра по два длиной свернули на земле своего рода конусы и начали в них пускать стрелы". По мнению Г.Н. Найдано, эти ременные конусы постепенно трансформировались в суры.

На Сурхарбанах перед состязаниями по стрельбе готовились суры, вычерчивался зурахай - две параллельных канавки (выемки), сделанные на земле в четырех метрах одна от другой с таким расчетом, чтобы они были обращены в сторону стрелков. Посередине этих канавок проводилась черта, на которую ставились суры. От зурахая в обе стороны отмечались две дистанции: одна в двадцать луков, другая - в тридцать. После этого участники стрельбы делились на две группы - по силам. Вначале шла стрельба с одной стороны. Участники выходили на линию стрельбы попарно, и стрельба начиналась с расстояния в тридцать луков, а затем - в двадцать. Она продолжалась до тех пор, пока не будут выбиты все суры с зурахая. После этого на стрельбу выходила вторая смена и начинала стрелять в таком же порядке. При попадании стрелы в цель болельщики выкрикивали: телихэндаа, нихэдээд - так. Когда стрела не долетает, падает близко в зура-хаю: ганга доро - под берегом. Если стрела перелетает: газар угы - нет земли. Победа присуждалась той команде, которая выбьет больше суров [70, 88, 89].

Немалой популярностью в Забайкалье пользовалась бухэ барилдан -борьба, входившая в программу Сурхарбанов. Существовало несколько разновидностей борьбы. Так, если у хоринских бурят побежденным считался тот борец, который коснулся земли лишь какой-то частью тела (рукой, коленом и т.д.), то у агинских бурят соперника надо было повергнуть наземь плашмя. Испокон веков агинцы, в отличие от хоринцев, боролись на кушаках, за которые держались руками во время схватки. Весовых категорий не существовало. Первые схватки проводили лучшие борцы - эрхим бухунууд, после них боролись остальные. В конце соревнований лучший борец вызывал на состязание всех желающих, если таковые находились [70,89].

Третьей составной частью Сурхарбана были конные скачки, они проводились и на других праздниках, например, таком как обо тахилган (аналогия престольному празднику у русских). У агинских бурят скачки проводились на дистанциях примерно от двух до пяти километров. Санда-нов Б.Д. [70] дает подробное описание подготовки "бегунцов" - скаковых лошадей перед скачками. Ее вели знатоки-специалисты. Это были многознающие, опытные и добрые люди, их называли ладилыциками. Они готовили лошадей к скачкам в течение до трех недель: кормили, поили, морозили. У агинских бурят седоками являлись мальчики и подростки. При подготовке они должны были привыкнуть к лошади и поэтому находились при ладилыциках. Непосредственно при скачках важно было выйти вперед. Хороший седок старался сделать это, погоняя коня двумя плетями, опустив узду и пригнувшись к гриве. "Бегунцов" на финише ловили поджидающие люди.

Физическое воспитание бурятского населения, имеющее многовековую историю, нельзя рассматривать как категорию застывшую, не имеющую развития. Изменялись социально-экономические условия жизни, меj нялись и содержание, методы, направленность самобытной физической культуры. Это объективный закон, действие которого подтверждается историей многих других народных систем физического воспитания, подтверждается он и практическим материалом по бурятским видам физических упражнений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Семенов, Василий Георгиевич

ВЫВОДЫ

1. Физическое воспитание коренного, бурятского и тунгусского, населения Восточного Забайкалья имеет свою богатую многовековую историю. Оно определялось образом жизни скотоводов и охотников, природно-климатическими условиями, характером производства и потребностями в подготовке воинов. У бурятского народа в течение веков сложилась четко выраженная система физического воспитания, включая разнообразные упражнения, в основном прикладного характера, методы обучения этим упражнениям, средства закаливания, многочисленные игры и т.д. Большое место в воспитании занимали состязания, главными из которых были Сур-харбаны, традиции проведения их сохранились до наших дней. У тунгусского населения издревле существовали самобытные физические упражнения, система физического воспитания у них была менее развита, чем у бурят, и этому есть причины, главной из которых является то, что до начала XX века тунгусские племена еще не выходили за рамки патриархально-родовых отношений.

2. С приходом русских в Восточное Забайкалье в ХУЛ веке формируется казачье и крестьянское сословия совместно с представителями местного населения - бурят и тунгусов. Взаимное общение обогатило материальную, духовную, а также и физическую культуру народов.

3. С конца XIX века происходит быстрое экономическое развитие Забайкалья, увеличивается численность городского населения, открываются учебные заведения, развивается физическая культура и спорт, в первую очередь среди молодежи. Изучение архивных материалов показывает, что гимнастика (физическое воспитание) преподавалась в абсолютном большинстве высшеначальных, средних и средних специальных учебных заведений. Развиваются внешкольные детские организации.

4. В советское время из идеологических соображений совсем не упоминалось о состоянии физической культуры в Забайкалье в период диктатуры атамана Г.М. Семёнова, в то время она, как и культура вообще в нашем крае, не подвергалась никаким преследованиям.

5. В развитии физической культуры и спорта в Забайкалье заслуживает внимания двухлетний период существования Дальневосточной Республики, для которого характерно то, что управленческие структуры по физическому и военно-физическому воспитанию населения, формы, средства и методы, существовавшие в то время в РСФСР, были механически перенесены на ДВР.

6. Большое положительное значение для развития физической культуры и спорта имело создание государственных органов управления физкультурным движением, добровольных спортивных обществ профсоюзов. Мощным рычагом для подъема массовости физкультурного движения было введение в действие комплекса ГТО.

7. В тридцатые годы намечаются значительные положительные сдвиги в физическом воспитании школьников, вводится стабильная программа по физической культуре, открываются детские спортивные школы, что дало толчок развитию детского спорта. В предвоенные годы широко практикуется проведение многодневных лыжных и пеших переходов, велопробегов, "звездных" эстафет, которые демонстрировали возможности спортсменов и являлись ярчайшей агитацией за физическую культуру и спорт.

8. С открытием в 1938 году педагогического института в Чите начинает развиваться студенческий спорт: физическая культура вводится в учебные планы обязательной дисциплиной, проводятся соревнования и спартакиады.

9. В тридцатые годы в Читинской области активизируют свою работу оборонно-спортивные общества. Осоавиахим и его подразделения Ав-тодор, Аэроклуб начали широко культивировать военно-технические виды спорта, что было связано с осложнением международной обстановки и необходимостью подготовки молодежи к защите Родины.

10. Изучение развития физической культуры в тридцатые годы показывает, что это было время не только "физкультурного" взрыва, но и период наибольшей идеологизации, политизации физкультурного движения, постановки его на плановую основу. Достижения отечественной физической культуры были весьма значительными как в отношении массовости и общедоступности, так и в отношении спортивно-технических результатов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Семенов, Василий Георгиевич, 1999 год

1. Баймеев Г.Б. На ковер вызываются.- Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1981. 142 с.

2. Баркин Г.А. К истории становления советской школы в Забайкалье (1918г.) // Проблемы краеведения. Чита, 1968. - Вып.З. - С.31.

3. Баркин Г.А. Вопросы общественно-политического воспитания школьников в программно-методической деятельности Наркомпроса РСФСР и ДальОНО // Проблемы краеведения. Чита, 1972. - Вып.7. -С.112-117.

4. Баркин Г.А. Военно-патриотическое и трудовое воспитание школьников Забайкалья в 1941-1945 гг. // Проблемы краеведения. Чита, 1980. - Вып.8. - С.52-54.

5. Баркин Г.А. Развитие начальной и средней школы Забайкалья (вторая половина XIX начало XX века) // Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья: Матер, науч.-практич. конф. -Чита, 1995.-С. 106-109.

6. Баркин Г.А., Берсенев Л.Ф. Некоторые вопросы просвещения в Забайкалье за годы Советской власти // Проблемы краеведения. Чита, 1970.-Вып.4.-С.10-13.

7. Батоцыренова Т.Е. Из истории развития волейбола в Забайкалье // Матер, второй науч.-практич. конф. по физическому воспитанию, физиологии спорта, врачебному контролю и лечебной физкультуре. Чита, 1971. - С.11-14.

8. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во. - 1994. - 175 с.

9. Беликов В.В., Фомин В.А. Эвенки // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: Матер, ме-ждунар. науч.-практич. конф. Улан-Удэ, 1995. - Часть 2. - С. 115.

10. Берюбаева Т.Н. Из истории киргизских видов физических упражнений // Матер, второй науч.-практич. конф. по физическому воспитанию, физиологии спорта, врачебному контролю и лечебной физкультуре. Чита, 1971. - С.15-18.

11. Бондаревский Е.Я., Кадетова A.B. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987. - № 3. - С.31-35, № 4. - G.32-35.

12. Брусиловский М.Б. Физическая культура в Советском Казахстане: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1964.

13. Бюллетень Читинского окружного отдела народного образования. 1929.-№ 1(11). - 76 с.

14. Бураков В.И. Сибирь спортивная: учебное пособие. Барнаул, 1997.-432 с.

15. Васильев А.П. Забайкальские казаки: исторический очерк. Т.1. -Чита, 1916.-232 с.

16. Васильев А.П. Забайкальские казаки: исторический очерк. Т.2. -Чита, 1916.-267 с.

17. Васильев А.П. Забайкальские казаки: исторический очерк. Т.З. -Чита, 1916.-351 с.

18. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1998. - 132 с.

19. Все о спорте: справочник. М.: ФиС, 1973. - Вып.2. - 221 с.

20. Голощапов Б.Р. Кто такие скауты // Физическая культура в школе. 1991.-№ 9. - С. 41-47.

21. Голощапов Б.Р. Из истории физической культуры и спорта в России (XIX начало XX века): учебное пособие по курсу истории физической культуры. -М.: ФиС, 1992. - 179 с.

22. Горянов Л.Б. Повесть о вратаре. М.: ФиС, 1965. - С.80-92.

23. Грабарь A.M. Развитие физической культуры и спорта в Читинской области // Матер, второй науч.-практич. конф. по физическому воспитанию, физиологии спорта, врачебному контролю и лечебной физкультуре. Чита, 1971. - С.5-7.

24. Грабарь A.M. Развитие физкультурного движения в Забайкалье // Проблемы краеведения. Вып.7. - Чита, 1972. - С. 124-125.

25. Граубин Г.Р. Серебряный капкан. Страницы истории. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1993.-С.48-49.

26. Гутиев Р.Г. Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1971.

27. Дашинорбоев В.Д. Бурятская национальная борьба. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во. - 1997. - 81 с.

28. Дашинорбоев В.Д. Национальная борьба монголов // Спортивная борьба. М.: ФиС, 1986. - С.93.

29. Дворниченко H. Чита: справочник-путеводитель. Чита, 1959.1. С.5.

30. Деметер Г.С. Спорт в СССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1955.

31. Добровольные спортивные общества профсоюзов // Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.: ФиС, 1961. - Т. 1. -С. 268-269.

32. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск: Наука, 1991. - 173 с.

33. Забайкалье: краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области. Иркутск, 1891.-С.118.

34. Забайкальское казачье войско // БСЭ. М.,1973.- 3-е изд. - Т.9. -С.259.

35. Известия общества изучения Забайкалья. Чита, 1917: - Вып.5.

36. История Второй мировой войны 1939-1945. М.: Воениздат МО СССР, 1974. - Т.З. - С. 404-405.

37. История Сибири. Л.: Наука, 1968. - Т. 1. - С. 387.

38. История Сибири. Л: Наука, 1968. - Т.З. - С. 395-402.

39. История Сибири. Л.: Наука, 1968. - Т.4. - С. 139.

40. Казаки//БСЭ.-М., 1973. 3-е изд. - Т.П. - С. 175-177.

41. Калмыков C.B., Калмыков Св.В. Бурятская национальная борьба // Спортивная борьба. М.: ФиС, 1986. - С. 91-92.

42. Киселёв В.Я., Леонов Г.В. Спорт был, спорт будет // Олимпийский вестник НОК России. М.: ИТАР-ТАСС, 1998. - № 36. - С. 11.

43. Киселёв В.Я., Галактионов В.А. О, футбол ! // Забайкальский Рабочий. 1996. - 8 авг. - С. 4.

44. Киселёв В.Я. Читу тогда боялись // Забайкальский Рабочий. -1997. 30 апр. - С. 4.

45. Киселёв В.Я., Леонов Г.В. Новое о старом читинском футболе // Чита спортивная. 1998. - июль. - С. 6.

46. Киселёв В.Я. На заре туманного футбола // Чита спортивная. -1996. февр. - С. 7.

47. Киселёв В.Я. Они были первыми // Чита спортивная. 1996. - дек.-С. 7.

48. Крадман Д.А. Потешные // Физическая культура в школе. 1965.- № 6. С. 6.

49. Крадман Д.А. Физическая культура в СССР в годы развернутого наступления социализма по всему фронту: автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1954.

50. Крадман Д.А. Под давлением военного ведомства // Физическая культура в школе. 1966. - № 3. - С. 41.

51. Крадман Д.А. Скаутизм в России // Физическая культура в школе.- 1965.-№2.-С. 10.

52. Кулинко Н.Ф. Развитие физической культуры в советской общеобразовательной школе: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970.

53. Кулинкович К.А. Развитие физической культуры и спорта в БССР в 1945-1970 гг.: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970.

54. Кун Б. Всеобщая история физической культуры и спорта. Пер. с венг. М.: Радуга, 1982. - С. 131-133.

55. Куприене Б.И. К истории физической культуры и спорта в Литве (1919-1965 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973.

56. Куртик А. "Спартак" против "Гладиатора" // Бурятия. Спорт. -1996. -№1.

57. Левашов B.C. Вопросы краеведения Забайкалья // Проблемы краеведения. Чита, 1968. - Вып.З. - С. 63-90.

58. Логиновский К.Д. Игры бурят Восточного Забайкалья // Читинское отд. Русского географического общества, 1897.

59. Лорер Н.И. Записки декабриста. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1984.-С. 152.

60. Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1993. - С. 70.

61. Мишуков Н.В. К истории физкультурного движения в Забайкалье (1921-1925 гг.) //Матер. 18-й науч. конф. ЧГПИ. Чита, 1966. - С. 158-160.

62. Народное просвещение на Дальнем Востоке. Владивосток. 1926. -С. 13.

63. Нейтман М.Л. К вопросу об отделении церкви от школы в Забайкалье // Проблемы краеведения. Чита, 1980. - Вып.8. - С. 35-36.

64. Номтоев Ц. Шагай наадан. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во,1966.

65. Обзор Забайкальской области. Чита, 1897. - С. 43.

66. Ордена Ленина Забайкальский. История Забайкальского военного округа. М.: Воениздат МО СССР, 1980. - С. 82.

67. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917-1957 гг. / Сост. Чудинов И.Г. -М.:ФиС, 1959.-301 с.

68. Очерки истории Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1972. -Т.1.-490 с.

69. Очерки истории Читинской областной организации КПСС. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - 432 с.

70. Перминов В. Спаситель казачьих знамен // Забайкальский Рабочий. 1994. - С. 4.

71. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС, 1970. - С. 154-169.

72. Поплевин А.Г., Фомин В.А. Самобытная система физического воспитания эвенков Бурятии // Матер, межрегион, науч.-практич. конф. попроблемам совершенствования олимпийского движения физической культуры и спорта Сибири. Омск, 1997. - С. 28-31.

73. Попов А.И. Город Чита: описание, путеводитель и справочник -Чита, 1907.-С. 11.

74. Практическая школьная энциклопедия. М.: изд-во "Для народного учительства", 1912. - С. 441-442.

75. Прядченко В.Ф. Физическая культура и спорт в Прикарпатье (1917-1956 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970.

76. Путешествие по Забайкалью Государя Императора Николая II. -Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1992. 159 с.

77. Рогова A.B. Развитие и совершенствование образования в дореволюционном Забайкалье // Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья. Матер, регион, науч.-практич. конф. Чита, 1995.-С. 102-106.

78. Руденко Ю.Т. Идеи воспитания и развития личности в педагогическом наследии учителей-забайкальцев 10-20-х годов XX века (из опыта И.Н.Жукова)//Там же. С. 110-112.

79. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1984.-С. 243.

80. Рыгзынов С.Р. Национальные традиции физической культуры и спорта в Агинском автономном округе // Традиции и инновации в системе образования. Матер, регион, науч.-практич. конф. Чита, 1998. - С. 86-87.

81. Саланин И.В. Развитие физической культуры и спорта в Приморье за 50 лет Советской власти: автореф. дис. .канд. пед. наук. М. - 1975.

82. Сарантуяа Б. Шагайн наадан. Улаанбаатар. - 1997.

83. Санданов Б.Д. Бурятские национальные игры // Теория и практика физической культуры. 1964. - № 2.

84. Санданов Б.Д. Физическая культура и спорт в Бурятской АССР (1917-1957 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М. - 1968.

85. Санданов Б.Д. Стрелы летят в цель. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1989.

86. Санданов Б.Д. Физическая культура и спорт школьников Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1991. - 141 с.

87. Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1993. - 155 с.

88. Седых К.Ф. Даурия. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1967. -С. 232-233, 254-255, 298-299.

89. Сивере В. Всемирная география. Азия. С.-П., 1909. - С. 332.

90. Смирнов H.H. Слово о забайкальских казаках. Исторический очерк-хроника. Волгоград: Комитет по печати, 1994. - 608 с.

91. Соколов Л.П. Физическая культура и спорт в Киргизской ССР за годы Советской власти: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1968.

92. Степанов A.C. Народное просвещение и народное здравоохранение в ДВР // Проблемы краеведения. Чита, 1968. - Вып.З. - С. 29-30.

93. Столбов В.В. История физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1983. - 359 с.

94. Столбов В.В. История физической культуры: учебник для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

95. Суяркулов Т. Развитие физической культуры и спорта в Таджикской ССР: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1966.

96. Теппер Ю.П. Развитие физкультурного движения в Украинской ССР (1917-1959 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1964.

97. Тумунов Ж.Т. Читинский мужской пансион // Проблемы краеведения. Чита, 1972. - Вып.7. - С. 132.

98. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита: изд-во ЗабГПУ, 1998. - 159 с.

99. Тумунов Ж.Т. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1989. - С. 64.

100. Физическая культура и спорт в СССР в цифрах и фактах (191761 гг.) / Сост. Царик В.Т., Макарцев H.A. М.: ФиС, 1962. - 169 с.

101. Филатов Ю.И. Физическая культура и спорт на службе обороны Родины в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., - 1965.

102. Финогенова J1.A. Физическая культура и спорт в период построения фундамента социализма в СССР (1926-1932 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М. -1968.

103. Фомин В.А., Сагалеев A.C. Облавная охота источник физической культуры монголоязычных народов // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. Матер, регион, науч.-практич. конф. - Чита, 1999. - С. 28-31.

104. Хакимов Н. Подвиг сотника // Забайкальский Рабочий. 1999. -16янв.

105. Хамгушкеев Н.М. Национальные игры в учебно-воспитательном процессе. Усть-Ордынский, 1998. - 48 с.

106. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1953. - Т.1. -С. 281.

107. Хрестоматия по Читинской области. Чита: В.-Сиб. кн. изд-во, Читинское отделение, 1972. - 506 с.

108. Цыденов Б.Б., Гармаева J1.A., Галданов Н.Б. Шахматы в Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1976. - С. 17.

109. Чарчоглян А.Е. Развитие физической культуры и спорта в Армянской ССР (1921-1960 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук. М. - 1976.

110. Черкасов A.A. Из записок сибирского охотника. Иркутск: В.-Сиб. кн. изд-во, 1987. - С .92.

111. Шагдаров С.Д., Очиров Б.Д. Игры и развлечения агинских бурят // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. С.-П., 1909. - Т.34.

112. Шеломицкий Ю.С. Физическая культура и спорт в Советской Средней Азии и сопредельных странах Востока: автореф. дис. .канд. пед. наук. М. - 1966.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

113. Государственный архив Читинской области (ГАЧО),ф.Р- 164, оп.1, л .10.

114. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.11.

115. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.12.

116. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.13.

117. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.14.

118. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.15.

119. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л. 16.

120. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.17.

121. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.18.

122. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.19.

123. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.36.

124. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.38.

125. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.39.

126. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л.59.

127. ГАЧО ф.Р- 164, оп.1, л. 100.

128. ГАЧО ф.Р- 164, д. 2, оп.1.

129. ГАЧО ф. 4, оп.7, ед. хр.ЗЗ, л.1.

130. ГАЧО ф. 4, оп.7, ед. хр.ЗЗ, л.2.

131. ГАЧО, ф. 4, оп.7, ед. хр.ЗЗ, л.6.

132. ГАЧО, ф. 4, оп.7, ед. хр.ЗЗ, л.35.

133. ГАЧО, ф.10, оп.7, д. 10293, л.2.

134. ГАЧО, ф.10, оп.7, д. 10293, л.4.

135. ГАЧО, ф.10, оп.7, д. 10293, л.16.

136. ГАЧО, ф.Р 17, оп.1, ед. хр.1.

137. ГАЧО, ф. Р 17, д. 2, оп.1, л.26.

138. ГАЧО, ф. Р 17, д. 336, оп.1, л.35

139. ГАЧО, ф. Р 317, д. 2, оп.1, л.26.

140. ГАЧО, ф. Р 317, д. 2, оп.1, л.74.

141. МАТЕРИАЛЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

142. Боевая смена. 1925. - 15 мая.145. 1925. - 19 мая.

143. Восточная окраина. 1920. - 25 мая.147. -"- 1920.-5 июня.148. 1920.-23 июня.149. 1920. - 10 июля.

144. Восточно-Сибирская правда. 1934. - 23 июля.

145. Восточно-Сибирское обозрение. 1887. - 15 января.

146. Дальневосточный телеграф. 1922. - 31 марта.164. -"- 1922.- 1 мая.165. -"- 1922.-21 мая.166. 1922.-31 мая.

147. Даурская новь. 1911.-6 декабря.

148. Думы Забайкалья. 1911. - 10 июля.169. 1911.-21 июля.

149. Думы Забайкалья. 1911. - 13 октября.171. 1917.-21 мая.

150. Думы учителя. 1917. - 21 мая.

151. Забайкальская новь. 1909. - 20 сентября.174. 1912. -17 июля.175. -"- 1912.-27 августа.176. 1914.-26 июня.

152. Забайкальские областные ведомости. 1902. - 22 октября.273. -"- 1908.-20 февраля.274. -1913. 9 июня.

153. На боевом посту. 1941.-26 июня.

154. Новости жизни. 1922. - 23 февраля.

155. Отпор. 1936. - 10 сентября.

156. Отпор. 1937. - 20 октября.

157. Пионер Забайкалья. -1941.-8 июня.

158. Юная рать. 1922. - 17 мая.281. 1922. -3 июня.282. -"- 1922. -31 августа.283. -" - 1922. - 3 октября.284. -"- 1922.-24 октября.285. -"- 1923.-5 октября.286. 1924.- 13 октября.

159. Чита. 1912 год. Футбольная команда «Орел».

160. Верхний ряд: третий слева Лев Троицын, четвертый слева Моисей Троицын.

161. Средний ряд: первый слева Николай Шацковский.

162. Нижний ряд: первый слева Хаца Троицын, в середине Самуил Гоберник.

163. Команда была организована братьями Троицыными и состояла из учащейся молодежи.У

164. Верхний ряд, слева направо: Филипп Вайс, Виктор Гайгаров, Борис Файнгольд.

165. Средний ряд, слева направо: Александр Кнохт, Борис Кнохт, Сергей Савельев, А. Шухман, Григорий Гершман.

166. Нижний ряд, слева направо: Михаил Савельев, Моисей Троицын, Константин Иванов, Григорий Понш.

167. Александр Кнохт был организатором первой в Чите команды «Триумф» в 1911-1912 годах.

168. Чита. 1922 год. Первый совет физической культуры Дальневосточной Республики.

169. Стоят слева направо: Алексей Жникруп (секретарь), Летвин, Берман, Сахаров (председатель Народно-Революционной архмии ДВР).

170. Сидят слева направо: Георгий Суворов, Константин Павлов, Иван Мальков (председатель), Виктор Гайгаров.

171. Чита. 1922 год. Площадь свободы (бывшая Атамановская).

172. Она была передана в аренду Всевобучу и здесь проводились различные физкультурно-спортивные мероприятия в первой половине двадцатых годов.

173. Старт легкоатлетического кросса дает член совета физической культуры ДВР Константин Павлов.

174. Чита. 1922 год. Площадь Свободы. Первенство города по скоростному бегу и фигурному катанию на коньках.

175. Чита. 1922 год. Судьи и участники первенства города по легкой атлетике.

176. Нижний ряд: крайний справа Сахаров (представитель Народно-Революционной Армии ДВР).

177. Второй ряд: четвертый слева Георгий Суворов, пятый Виктор Гайгаров, седьмой Константин Павлов.

178. Парад открытия первой губернской олимпиады в парке Жуковского (ныне парк Окружного Дома Российском Армии).1. Чита. Октябрь») 1925 год. Команда «Спартак» (Клуб «Красный победительница первой губернской олимпиады.

179. Петровский Завод. 1927 год.

180. Группа активистов кружка физической культуры при клубе им. Десятилетия Октябрьской Революции под руководством инструктора физкультуры М. Ароновича.

181. Чита. 1929 год. Члены кружка физической культуры клуба медиков.

182. В центре инструктор физкультуры A.B. Гершгорин.

183. ЛочгтнЪй 'значок /гршзаиааеуг награжденному1 V- звание лучшего (¿Ш^Ш^Ш'ймика Союза Советских.шёшшшмйв в®е ^ »

184. Социалистических Республик. •>

185. Значок носится геаой, стороне груди-с ^ "Г ^ * »Г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.