Стилистическое и пластическое своеобразие росписи северорусских коробьев XVII-XVIII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Глазунов Иван Ильич

  • Глазунов Иван Ильич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 181
Глазунов Иван Ильич. Стилистическое и пластическое своеобразие росписи северорусских коробьев XVII-XVIII веков: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2018. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Глазунов Иван Ильич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРОРУССКИХ СУНДУЧНЫХ

ПРОМЫСЛОВ

1.1. Культурное и художественное значение феномена росписей древнерусских коробьев

1.2. Русские коробья по данным историографии. Способы и приемы декорирования

1.3. Композиционные особенности росписи сундуков

ГЛАВА II. СЮЖЕТНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДЕКОРА

11.1. Сюжет как образ декоративного назначения. Взаимовлияние художественных традиций

11.2. Типологизация сюжетных мотивов росписей

11.3. Художественное своеобразие орнаментики в декоре коробъев

ГЛАВА III. ИКОНИЧЕСКАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА. ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ И МАСТЕРСТВА

111.1. Русское традиционное искусство: историческое содержание изобразительно-декоративного потенциала

111.1.1. Образы росписей в их художественно-мировоззренческом значении

111.1.2. Пластическая интерпретация мировых образов-архетипов

111.2. Русское традиционное искусство: изобразительно-декоративный потенциал художественно-образной системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилистическое и пластическое своеобразие росписи северорусских коробьев XVII-XVIII веков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мир предметов, окружающих человека, это не просто незримая ткань нашей цивилизации для передачи исторической памяти и художественного опыта. Это безмолвные, но весьма многозначительные свидетельства жизни наших предков, мы можем многое прочесть об их верованиях и эстетических предпочтениях, они нам могут открыть потаенные уголки их души, они соединяют разорванную глобальными потрясениями сакральную нить распавшихся времен.

Коробья - это уникальные великорусские изделия, пронесенные русским народом через века, которые удовлетворяли бытовые потребности и являлись носителями культурной, художественно-эстетической и сакральной информации. Изучение происхождения и особой образной полноты этого художественного промысла в различных областях Русского Севера дает новое понимание в вопросе о древнерусских традициях, помогает воссоздать историческую реальность конца русского Средневековья и начала Нового Времени.

Русские коробья в истории отечественной культуры по разным причинам мало привлекали внимание исследователей, хотя они представляют собой социально-значимые и информативно-насыщенные культурно-исторические и художественные феномены. Изделия имелись в каждом доме. Без них нельзя представить себе интерьера русского дома того времени любого социального статуса: от крестьянского до боярского. Русские северные коробья, лари и сундуки, позволяют воссоздать картину бытования этих типичных для России предметов - сундуков, шкафов, чемоданов, как вместилища для всего что угодно в доме: у цариц в коробьях хранилось белье, у царевичей - книги, у князя - казна, у крестьянина что подороже и получше: приданное невесты, ткани и т.д. Коробья были мерой овса и хлеба, это и сундук в доме, и тележный лубяной кузов, и коробеи торговцев,

Сюжеты росписей коробьев, ларей и сундуков можно рассматривать как ценный источник истории искусства, культурологии, теологии и других

дисциплин. Для рассмотрения их целесообразно создание соответствующей междисциплинарной научной структуры, которая в настоящее время практически отсутствует. Для создания такой системы требуются соответствующие основания и прежде всего разбор проблем символического и иконического планов художественной интерпретации изделий народного творчества. Этот аспект, в свою очередь, предполагает соединение средств оценки декора в его собственно декоративном пластическом составе с законами изобразительного искусства. Аспект синтеза должен учитывать сугубо конструктивные планы изучаемых предметов, во-первых, в силу высокой изобретательности мастеров, а во-вторых - благодаря формально-стилистической специфики русского искусства этого времени, которая может дать интересные результаты в аспекте понимания художественной образной системы как синтеза символа, иконичности изображения, формы и конструкции и сформулировать принципы художественно-образной системы в русском искусстве времени.

С этой точки зрения северные расписные коробьи, лари и сундуки XVII в. недостаточно хорошо изучены специалистами и особенно большой пробел в «расшифровке» образов и символов, раскрывающих мировоззрение и духовный мир наших предков того беспокойного времени. Многие исследователи считают, что изобразительное искусство допетровской эпохи было представлено в основном иконописными образцами и парсуной, однако заметим, что именно росписи коробьев наглядно демонстрируют наличие большого культурного пласта бытовой живописи в этот период. Помимо бытовых и декоративных функций, они несли в себе определенное сообщение, в том числе нравоучительное и даже сакральное. Для историко-художественных исследований актуальной задачей может стать системное и междисциплинарное изучение этих росписей как сложного культурно-цивилизационного явления. Такое комплексное изучение требует развитой источниковедческой базы, постоянно расширяющейся за счет информационной составляющей, основой

которой являются коллекции уникальных образцов ДПИ в музеях и частных собраниях, а также нового ракурса в оценке их художественных достоинств.

Актуальность темы осмысления содержания и значения символа и образа в русском народном искусстве обусловлена тем, что в отношении программ росписи в народном искусстве связь иконичности и символичности практически не имеет сложившейся искусствоведческой интерпретации и рассмотрение этого вопроса важно и для установления нового понимания явления народного искусства, его места в истории искусства и формирование соответствующих средств искусствоведения в его оценке.

Степень разработанности темы. В основу исследования положено изучение широкого круга материала древнерусского прикладного искусства, иконописи, центров народных промыслов Севера XVII-XVIII веков с привлечением отечественных и зарубежных материалов. К художественному анализу произведений привлечены архивные источники и поэтические тексты фольклора. В работе охарактеризованы исследования по этому вопросу И.Е. Забелина, С.В. Бахрушина, Н.Н. Соболева. и др. И.Е. Забелина интересовали исторические и археологические аспекты Киевской Руси и Русского государства, а как этнографа - вопросы жизни русского народа. В работах И.Е. Забелина, отчасти Н.И. Костомарова есть заметки об украшении росписью и резьбой в XIV-XVII вв. жилища привилегированных сословий. Очень общая характеристика художественных достижений - это черта исследований раннего периода. Содержание текстов сводится к констатации назначения изделий. Так в примечаниях А.А. Бобринского «Народные русские деревянные изделия» (19111914 гг.) в примечаниях к изображениям нескольких коробьев отмечено, что «коробьи по своим расписным сюжетам и орнаментам представляют одну из интереснейших серий предметов народного творчества. В старину в них обыкновенно хранили деньги, документы и всякую более или менее ценную домашнюю рухлядь».

В книге Г.Л. Малицкого «Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе)» (1923) автор предлагает систематизировать вопрос

сюжетного состава изображений. С.К. Жегалова в работах «Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву» (1967), «Русская народная живопись» (1975) и др. показывает характерные особенности искусства росписи по дереву XVП-XX в. крупных художественных центров и творческих «школ» народных росписей. С.Б. Рождественская обращалась также к общим вопросам художественно-промысловой специфики, и помимо того проблемам воспитания личности средствами народного искусства. В.А. Барадуллин исследовал феномен урало-сибирской росписи в его специфических кистевых и иконографических особенностях и рассматривал урало-сибирскую роспись в границах значительных территорий. Исследования Н.В. Тарановской касались в основном росписи прялок. В.С. Воронов в работе «Крестьянское искусство» (1924) и многих статьях дал общую оценку значимости крестьянского искусства для общего понимания культуры. Он отмечал значимость в жизни многих форм народного искусства «от яркой расписной зыбки и по всем ступеням трудовой жизни до резного намогильного креста ... господствовала единая художественная традиция». В.М. Вишневская охарактеризовала карельские и росписи и нижегородские (хохлома) феномены искусства. А.С. Канцедикас излагал закономерности характеристик народного искусства в его утилитарном, эстетическом, антропологическом значении. Н. Каплан касалась широких аспектов народного искусства Алтая. Отмечено, что в алтайских росписях бытовые сцены крайне редки и встречаются только во 2-й пол. XIX в. Интересно ее замечание о сходстве образов птиц и растений с распространенными в алтайском регионе. О.В. Круглова описала фонды русской народной резьбы и росписи по дереву Загорского музея. Сундучный промысел Вятской губернии охарактеризовал Ф.Г. Кучин (1890). В. Прокопьев дал оценку в целом художественным промыслам Горьковской области. С.К. Просвиркина касалась росписи русской деревянной посуды (1957). С.К. Жегалова представила в учебном пособии «Русская народная живопись» (1984) как общее понятие традиции русского декоративного искусства. В.Б. Кошаев в исследовании «Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве. На

материале изделий из дерева XIX века» (1988) изложил общие типологические закономерности в системе русской росписи и резьбы по дереву. Особенное значение в науке о русском народном искусстве имеет наследие Некрасовой М.А., которая устанавливает несколько фундаментальных положений науки о народном искусстве «Народное искусство России: народное творчество как мир целостности» (1982); «Искусство Палеха» (1966); «Народное искусство как часть культуры. Теория и практика (1983); «Народное искусство как образная система» (в книге «Искусство ансамбля. Предмет, интерьер, архитектура, среда (1989); «Народное искусство - духовная культура. Его место в современном мире» (2003).

Еще одной литературной составной исследования, важной для понимания смысла и содержания сюжетов росписи коробьев являются тексты Священного Писания, также памятники древнерусской литературы и фольклора (Голубиная книга), и изустно передаваемые традиции народной мудрости. В Латухинской степенной книге 1676г. приведена родословная славян-руссов, начиная от праотца Иафета, внука Ноева Мосоха, наречения Москвы от праотца Мосоха, и дальнейшая история славян, от призвания варягов-руссов с Балтийского моря и т.д.

Указанные материалы раскрывают важность аспектов искусствоведения и очерчивают фактические и технологические критерии, правила систематизации декоративного строя, что создает категориальные условия для оценки феномена народного искусства в его существующих границах. Вместе с тем, вопрос именно пластического своеобразия народного искусства на стыке его декоративного и изобразительного своеобразия не являлся предметом специального исследования. Следует отметить, что, несмотря на появление понятия «русская народная живопись», феномен иконичности, специфической образности в синтезе декоративных и изобразительных тенденций не имеет установленных задач, целей и характеристик и остается в рамках оценок не живописи и иконичности, а росписи, декоративности.

В западноевропейских материалах внимание к традиционным изделиям ДПИ проблема иконичности и символичности практически не затронута.

Таким образом, источники сюжетов росписей на коробьях и сундуках в морфологии их былинных или исторических событий и исторических же образов персонажей, религиозных сакральных образов и символов, определяемых религиозным мировоззрением, другими этническими, историческими и социальными факторами не имеют специальной фундаментальной исследовательской цели в природе ее синтетического декоративно-изобразительного характера.

Объектом исследования является мир вещей - коробьев, ларей, сундуков и шкатулок, художественно-образный строй, обусловленный уникальной темой образно-символического прочтения русского народного изобразительного искусства.

Предметом исследования является тип и специфика взаимосвязи образно-символических тем народной живописи, иконописных традиций народных промыслов Русского Севера XVII - XVIII вв., наследия древнерусского декоративно-прикладного искусства, формирующих целостный иконичский ракурс. Росписи на северных коробьях являются ценным наследием русского декоративно-прикладного искусства, а коллекции и отдельные экземпляры частных собраний редчайших ныне расписных коробьев отличаются своей особой культурной значимостью. Основной чертой предмета исследования можно считать особую типологическую значимость объектов анализа, которая с точки зрения морфологии свидетельствует о появлении в XVII веке особого живописного явления, имеющего важнейшее значение для истории русского искусства.

Цель исследования - изучение образно-символического языка росписей северорусских коробьев, сундуков, подголовников и шкатулок XVII-XVIII в., с позиций изобразительной традиции, выявление их места и роли в контексте русской народной художественной культуры, эстетической, бытовой и духовной жизни; анализ динамики изменения этой роли в контексте социальной

модернизации и реформации XVII в.; рассмотрение сакрального содержания художественных образов на древних коробьях и сундуках.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать народные художественные промыслы как важнейшее культурно-историческое явление в России, а вводимые в научный оборот памятники изучаемого круга как феномены духовно-культурных доминант в формировании мироощущения русских людей на фоне эсхатологических настроений середины XVII в.

2. Дать принципы типологического прочтения северных расписных коробьев, ларей и сундуков указанного времени в коллекциях музейных и частных собраний и систематизация их в соответствии с северорусскими центрами сундучных росписей по типологическим и морфологическим признакам, разновидностям и конструктивным особенностям, способам и приемам их декорирования.

3. Провести анализ изобразительных мотивов расписных коробьев, ларей и сундуков для определения сюжетной типологизации, тематической и орнаментальной структуры, генезиса их появления в контексте развития семантики и иконографии, выявления связи и соотношения сундучных росписей с иными видами искусства XVII -начала XVIII вв.

4. Рассмотреть аспекты преобразования сакрально-религиозных образов в закономерностях символико-магических «канонов» мифологических образов в типах зооморфного, антропоморфного состава и их трансформация в мифопоэтические образы «изобразительного фольклора».

5. Выявить специфические приемы и средства изображения и охарактеризовать их различия в холмогорской, новгородской, велико-устюжской, вологодской «школах», применяющих иконописные приемы росписи в декорируемых объемах, рассмотреть на этой основе специфические закономерности иконографии лубочного искусства, как особого изобразительного жанра живописи.

Хронологические и географические рамки исследования охватывают XVII век - и ряд материалов XVIII столетия - время широкого распространения подобных памятников декоративно-прикладного искусства в разных слоях русского общества. Указанный период - это время наивысшего расцвета в истории росписей коробьев, широкого географического распространения, но и постепенного угасания техники изготовления этих изделий, обусловленной изменениями в бытовом укладе русского общества, переориентацией на стилевой интерьер в XVIII в. и иной вещный состав, поддерживаемый процессами «тиражности» и «опромышливания» ремесел, что привело к снижению спроса на древнерусские изделия. А вследствие этого произошла утрата многих форм коробьев и сундуков, и их традиционного декора. Коробьи и сундуки постепенно выходят из употребления, а их декоративное оформление упрощается. К XIX в. коробьи и сундуки как предметы интерьера используются, в основном, в крестьянской среде. Но именно на Русском Севере - в Новгородской, Вологодской и Архангельской губерниях - дольше всего сохранялись традиции народной культуры и быта, выражавшихся в богатейшем народном колорите и творчестве, начиная от устного народного эпоса, и заканчивая изготовлением различных бытовых предметов, в частности коробьев, сундуков и шкатулок, которые удовлетворяли не только хозяйственные потребности, но отражали художественные традиции, взаимопроникновение различных культур, особенности религиозного мировоззрения и народной жизни Русского Севера.

Источниковая база исследования

Среди многочисленных обследованных материалов были отобраны наиболее яркие, демонстрирующие саму тенденцию превращения декоративной программы в изобразительную. При анализе росписей были проанализированы крупные художественные центры Новгорода, Холмогор, Великого Устюга, Северной Двины. Учитывая специфику избранной темы и источники, используемые в диссертации, можно отметить их весьма разноплановый характер. Базовой для работы с подлинниками стала подборка северных

расписных коробьев XVII в. из собраний музейных и частных коллекций. Коллекция коробьев с росписью представляет собой уникальную и яркую страницу народного искусства, свидетельствующую об уникальности и разнообразии сюжетов расписных коробьев как традиционного и важного предмета бытовой жизни русского народа, влияющего на мировосприятие и отечественную культуру. В научный оборот вводятся не опубликованные ранее материалы личной коллекции автора.

Автор исследовал старинные коробьи с сюжетной росписью и декоративной отделкой в ряде музеев России, в частности, в собрании Государственного Эрмитажа, в Государственном историческом музее, в музее города Великий Устюг, в Суздальском историческом музее, в Смоленском музее, ряде других музеях и частных коллекциях.

Для анализа коробьев как памятников ДПИ, их систематизации и типологии, выявления особенностей их использования различными социальными сословиями русского общества данного периода в повседневной жизни, а также для сложения сюжетно-тематических программ народного искусства был привлечен ряд новых материалов, а также архивных документов.

Большую ценность для раскрытия темы представляет группа источников, давшая дополнительную информацию об использовании и бытовании коробьев, их назначении, в историческом контексте, в частности, в трудах И.Е. Забелина, С.В. Бахрушина, А.А. Бобринского, ряда других, что было важным для уточнения особенностей раннего использования тех или иных видов коробьев и проследить их трансформацию во временных рамках XVII-XVIII веков. Значительный массив изобразительных материалов представляют различные фотографии старинных коробъев, гравюр, икон, деталей храмового интерьера и др. Так, в альбоме графа А.А. Бобринского «Народные русские деревянные изделия» (1911-1914 гг.) есть снимки с нескольких коробей. Гравюра с изображением символического образа славянина-русса с «Германского» (Северного) моря приведена в книге Мауро Орбини «Славянское царство» (II «II regno de gli Slavi, hoggi correttamente detti schiavoni», 1601). Практически ни одна

коробья с лицевыми изображениями не обходится без орнаментального мотива, состоящего из диагональных полос или дорожек, выкрашенных по чередованию в три цвета (этот мотив присутствует в росписях храма Василия Блаженного, также в росписи повала нависающей части под кровлей в деревянной церкви во имя святого Георгия 1685 г. постройки из с. Семеновское на реке Ерге в Верхне-Тоемском районе). К этой же группе изобразительных источников можно отнести, как пример, «изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей» середины XV в. из новгородского музея и др. В ряде случаев было важно сопоставить сюжеты других памятников, в частности, сюжета застолья-чаепития росписей прялок, как позднюю репликацию темы винопития на коробьях XVII в.

Теоретико-методологические основы исследования

Для решения поставленных задач в работе использовался комплексный подход, применялись как общенаучные и междисциплинарные, так и музееведческие и искусствоведческие методы, используемые при изучении музейных и частных коллекций. Основным методом анализа служит формально-стилистический метод, позволяющий рассматривать исследуемый художественный феномен с точки зрения его образной целостности, основой чего послужила разработка принципов систематизации коробьев и их живописных композиций на условиях сопоставления пластических систем. В работе используются историко-кулътурологические подходы, дающие возможность рассмотреть условия возникновения и особенности изготовления коробьев как элементов русской бытовой культуры, а также проанализировать причины появления наиболее ранних росписей. Сравнительные аспекты использовались для определения назначения и бытования изделий декоративно -прикладного искусства и соотнесения анализируемых образцов коробьев с архивными данными, с историческими, литературными и фольклорными источниками, с изобразительными материалами. Иконографический и иконологический методы в исследовании дали возможность рассмотрения сюжетно-тематической программы живописных сюжетов на коробьях, проанализировать и обобщить полученные сведения в общекультурном

контексте, что помогло выявить общее смысловое единство в различных, сложно взаимосвязанных элементах живописных композиций и связь с изобразительными и текстовыми компонентами, как феномена проявленности живописных традиций русской древности и отражение цивилизационных процессов. В этом отношении в исследуемом материале важно иметь ввиду его семиотические особенности, в частности, положений семиотики о типах знака и знаковых системах, в отношении прежде всего иконических и символических, но отчасти и индексальных принципов образной интерпретации.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении северных расписных коробьев как феномена русской культуры, позволившего установить особую ценность русского народного живописно-графического наследия XVII века и использовать для этого разработанные автором характеристику и взаимодействие декоративных и изобразительных методов украшения и конструктивных особенностей. Эта центральная тема исследования позволила впервые использовать методы как различных исторических, так и смежных гуманитарных дисциплин в комплексном изучении выделенного объекта и установить культурно-историческую значимость росписей как формы выражения русского национального самосознания. Впервые предстает такое яркое художественное явление в культуре русского быта, как коробья, во всех их разновидностях, в разности конструктивных особенностей и с ними связанного декора.

В диссертации прослежено развитие школ основных центров Русского Севера, выявляются их основные характерные особенности в приемах декорирования, конструкций и росписи, обосновывается локализация художественных центров по изготовлению коробьев, выявляются имена мастеров.

Автором обстоятельно исследуется этот интереснейший промысел, его организация, истоки сложения, связанные с древнерусскими традициями, вносится новое в понимание его как художественного явления.

Впервые автором рассматриваются Вологодские расписные коробья из

луба.

В данной работе впервые представлены данные, позволяющие системно и комплексно воспринимать форму, художественное и смысловое содержание символов, мотивов и сюжетов росписей на северных коробьях XVII- XVIII вв. Было выявлено, что всем слоям населения XVII в. было понятно образно-эстетическое и семантическо-смысловое содержание росписей, благодаря понятной и общей системе правил и приемов. Расшифровка «семантической художественной тайнописи» росписей коробьев является важным результатом проведенной работы.

В данном исследовании впервые рассматривается аспект пластического содержания как условие сложного образного синтеза в творческом методе мастеров и коробья во всей их разновидности, в различии конструктивных особенностей и связанного с ними декора, характеризуются как яркое художественное явление в культуре русского быта, что прослежено в развитии школ основных центров Русского Севера.

Впервые вводятся в научный оборот неизвестные ранее коробьи, проводится комплексный анализ: определяются их формы бытования; анализируются конструктивные особенности, приемы декорирования, систематизируются сюжеты и композиции росписей, выявляются их источники, устанавливается художественно-историческая ценность.

Основные положения, выносимые на защиту:

- В росписях коробьев отражен духовный опыт, правила социального поведения, этические и эстетические предпочтения русских людей XVII-XVIII вв., иерархия ценностей и мировоззрение, внутренний мир и представление об окружающем мире и космосе. В росписях коробьев отражена также христианская этика и нравственные нормы в изобразительном искусстве того времени. В большой степени коробья хранят пластическую программу века, передающую в большой степени потенциал древнерусской художественной культуры, выступающую вершиной искусства повседневности и отражающую

естественный дух и свойства мировоззрения, общерусский опыт духовного видения вне сословного разделения искусства.

- Как значительное художественное явление русского искусства расписные коробьи, имеющие многофункциональное использование, были результатом отточенной художественной эстетики и профессионального мастерства кузнецов, плотников, иконописцев. Наибольшего развития производство достигло в XVII веке в Новгородской, Вологодской, Архангельской областях Севера России. Также существовало индивидуальное производство в основном на заказ, для более высоких слоев общества: архиепископов, князей, богатых купцов и даже царя. Промысел этот появился и начал развиваться в городах, но впоследствии сохранился, в основном, в сельской местности Русского Севера.

- Важнейшим обстоятельством следует полагать уникальность художественно-образной системы русского традиционного искусства в соотношении его декоративного и изобразительного потенциала, в котором важна не только тема эстетизации прикладного объекта как декоративного, но в значительной степени особого по форме иконического и иконологического образно-символического прочтения, опосредованного правилами перевода этических представлений в самостоятельную сюжетно-тематическую структуру изображения. В таком отношении возможно вводить в отношении истории и теории искусства новые аспекты искусствоведения, позволяющие рассматривать коробья как самостоятельный феномен именно изобразительного значения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глазунов Иван Ильич, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. См.: Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. М., 2011.

2. Там же. С. 239-240.

3. См.: МалицкийГ.Л. Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства ( в росписи и резьбе). - Казань, 1923. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967 . Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 197

4. См.: Маковская Л.К. Ручное огнестрельное оружие русской армии конца XIV-XVIII веков. М., 1992.

5. О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Ко-тошихина. СПб., 1906. С.158.

6. См.: ЧелищевП.И. Путешествие по северу России в 1791 году. СПб., 1886.

7. См.: Лепехин И.И. Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина, академика и медицины доктора, вольного экономического в Санкт-Петербурге друзей природы испытателей в Берлине и Гессенгомбургского патриотиче -ского обществ члена по разным провинциям Российского государства в 1771 году. СПб., 1814.

8. Опись старинного крестьянского имения в XVII столетии. Доставлена Н.И. Суворовым. Изв. Археол. об-ва. Т. III, вып. I . Спб., 1861. С. 61-6 3.

9. Опись старинного дворянского имения в XVII столетии (1671 г.). Сообщ. Суворовым. Изв. Археол. об-ва. Т. I , вып. 6. Спб., 1859. C. 376-378.

10. Тихонов Ю.А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011. С. 255.

11. См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901. С. 594.

12. Опись старинного крестьянского имения в XVII столетии. Доставлена Н.И. Суворовым. Изв. Археол. об-ва. Т. III , вып. I . Спб., 1861. С. 61-63 .

13 . Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 г. М., 1877. С. 242-243.

14. Опись Московской Оружейной палаты. Часть вторая. Книга третья. М., 1884. С. 179-180.

15. См.: Белоброва О.А. Об источниках миниатюр к сочинениям Николая Спа-фария 1670-х гг. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1992 . Т. XLV. С. 414-434.

16. См.: Кольцова Т.М. Искусство Холмогор XVI-XVII веков. М., 2009. С. 209.

17. Там же. С. 170.

18. См.: Гончарова Н.Н. Народное искусство Русского Севера XVII-XIX веков: резьба и роспись по дереву // Ануфриев В.В., Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Гончарова Н.Н., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Истори-ко-культурологический анализ. М., 2013. С. 261-296.

19. Трутовский В. Боярин и оружничий Богдан Матвеевич Хитрово и Московская Оружейная палата // Старые годы. 1909. Июль-сентябрь. С. 359 .

20. Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 457.

21. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. I. М., 1952. С. 31.

22. Там же. С. 33.

23. Там же. С. 44.

24. Там же. С. 60-61.

25. Там же. С. 146.

26. Там же. С. 160.

27. Печкин М.Б. Холуй и Мугреево в завещании Д. М. Пожарского. // Пожарский юбилейный альманах: Вып. 4 . К 430-летию со дня рождения Д.М. Пожарского. Иваново, 2008. С. 18.

28. См.: Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск, 1981. С. 58. Рис. 77, 78.

29. Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). М., 1960. С. 419.

30. РГАДА. Ф. 159. Приказные дела новой разборки. Оп. 3. Д. 1560. Л. 22. Список 1686 г.

31. См.: Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). М., 1960. С. 56.

32. Там же. С. 409-410.

33. См.: Государственный архив города Устюга Великого. С. 361. Д. 69. Л. 4.

34. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным вологодским губернским земством. Вологда, 1882.

35. Там же.

36. Шипилов А.В. Торговля, транспорт и связь в России первой половины XVIII века. Воронеж, 2008. С.164-165.

37. Опись дому устюжского купца Ивана Яковлева сына Курочкина движимому ево имению, которого по той описи явилось и что каких мест запечатано. РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 885. Л. 232-253.

38. Известия императорского археологического общества. Т. 3. СПб, 1861. С. 5860.

39. Опись старинного крестьянского имения в XVI I-м столетии. // Изв. И. Археол.

Общ. 1861, т. III, вып. I. С. 61-63 (Д 1226).

40. Опись старинного дворянского имения в XVII столетии (1671 г.). Сообщ. Суворовым. // Изв. Археол. об-ва. Т. I, вып. 6. Спб. 1859. С. 376-378.

41. Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). М., 1960. С. 632.

42. Курц Б.Н. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С. 104.

43. Там же. С. 114.

44. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным вологодским губернским земством. Вологда, 1882.

45. См.: Гончарова Н.Н. Народное искусство Русского Севера XVII-XIX веков: резьба и роспись по дереву // Ануфриев В.В., Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Гончарова Н.Н., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Историко- культурологический анализ. М., 2013. С. 261-296.

46. См. : Шатров М.Н. Кировские кустари. Киров, 1938 . С. 96 - 99 .

47. Забелин И.Е. История Русской жизни с древнейших времен. М. , 1876. Ч. 1 . Забелин И. Е. История Русской жизни с древнейших времен. М. , 1879. Ч. 2 .

48. Orbini Mauro. I l г e g n o d e g l i S l a v i , h o g g i c o г г o t t a m e n t e d e t t i s c h i a v o n i . P e s a г o ,1601.

49. Историография початия имене, славы и разширения народа славянского, и их цареи и владетелеи под многими имянами, и со многими царствиями, королевствами, и провинциами. Собрана из многих книг исторических, чрез господина Мавроурбина архимандрита Рагужского. Спб., 1722.

50. Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д. С. Лихачева, Я. С. Лурье. Пер. Я. С. Лурье. Ред. В. П. Адрианова- Перетц. М. , 1951. С. 283 - 328

51. См. : Степенная Книга царского родословия: тексты и комментарий / отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М. , 2007. Т. 1 : Житие св. княгини Ольги, Степени I - X . С. 221 - 222. А также: Латухинская степенная книга. 1676 г. М., 2012. С. 82 - 83.

52. См.: Gerissen und gestochen: Graphik der Durer-Zeitaus der Kunstsammlung der Universitat Gottingen. Gottingen, 2001.

53. Билибин И. Я. Народное творчество Севера // Мир искусства. Выпуск седьмой. СПб, 1904. С. 314—315.

54. Цит. по Оксенов А.В. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести. СПб., 908. С. 304-311.

55. См.: Хойновский И. А. Краткие археологические сведения о предках славян и Руси. Вып. 1. Киев, 1896. С. 30-31. А также Чайковский А.П. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута. М., 1914.

56. См. Латухинская степенная книга. 1676 год. М., 2012. С. 75-80.

57. Иванов Е. П. Русский народный лубок. М., 1937. С. 65.

58. Древний Новгород: прикладное искусство и археология. М., 1985. С. 142.

59. Власова З. И. Скоморохи и фольклор. Спб., 2001. С. 153.

60. Там же. С. 11.

61. Там же. С. 12.

62. Там же. С. 431-432.

63. Михневич В. О. Исторические этюды русской жизни. Т. 1. Очерки истории музыки в России в культурно-общественном отношении. СПб., 1879. С. 58.

64. См.: Поветкин В. И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и новгородская земля. История и археология (Материалы научной конференции). Выпуск 18. Новгород, 2004. С. 77-92.

65. Цит. по: Былины: Русский героический эпос. Вступ. ст., ред. и примеч. Н.П. Андреева. Л., 1938. С. 144-154.

66. См.: Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Т. I. М., 1897.

67. См. текст повести в рукописном сборнике: ГПБ, собр. Погодина, № 1603. Л. 168—217.

68. Цит. по: Бударагин В. П. Краткая редакция Повести о Василии Златовласом // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 205.

69. Там же. С. 193—208.

70. См.: Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану. Путешествие через Московию Корнелия де Бруина. Рязань, 2010. С. 430.

71. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 1. М., 1910. Стлб. № 341 183 г.

72. Там же. Стлб. № 239 184 г.

73. Там же. Стлб. 190 г. № 92 и 288.

74. Сазонова Н. В. Мир сефевидских тканей (XVI-XVII века). М., 2004. С. 82-84.

75. См.: Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовыя картины Россш XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съприложешемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. Спб.,1903.

76. Васильев С. Описание города Устюга Великого Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях. Публ. И. С. Велиевой, Ю. С. Васильева // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 452.

77. Подробнее см.: Глазунов И. , Глазунова Ю. И на крыле святилища не будет мерзости запустения // Наше наследие. № 99. М., 2011. С. 118-125.

78. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб, 1908.

79. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга 3. Т. 11-15. СПб.,

1851-1879. С. 559-560.

80. См.: Abraham de Bruyn. Omnium pene Europae, Asiae, Aphricaeatque Americae Gentium Habitus. Antwerp, ca. 1581.

81. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 1895. Ч. 1. С. 212.

82. См.: Соболев Н. Набойка в России. М., 1912.

83. M a s k i e w i c z S . DyjariuszSamuelaMaskiewicza: Pocz^tekswójbierzeodroku 1594 w lataposobieid^ce // MarekKubala. Moskwa w r^kachPolaków: pami^tnikidowódców i oficerówgarnizonupolskiego w Moskwie w latach 1610-1612. Wydawn, 1995. S. 176.

84. См. : Андронова Е. В. Русско-иранские торгово-экономические и дипломатические отношения в XVII-первой половине XVIII века. М, 2002. С. 266-270.

85. См.: Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1975.

86. Там же. С. 10-63.

87. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. II. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 2000. С. 79.

88. Там же. С. 80.

89. Там же. С. 81.

90. Там же. С. 82.

91. Там же. С. 84.

92. Там же. С. 85.

93. Там же. С. 86.

94. См.: Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. С. 230.

95. Шипилов А. В. Торговля, транспорт и связь в России первой половины XVIII века. Воронеж, 2008. С. 171-172.

96. См.: Кондаков Н. П. , Покровский Н. В. , Шереметев С. Д. Памятники древней письменности и искусства. CXXXII. О научных задачах истории древнерусского искусства. Некролог Г.Д. Филимонова. Памяти Ф.И. Буслаева и Г.Д. Филимонова. СПб, 1899.

97. См.: Силаев А. Г. Истоки русской геральдики. М., 2003.

98. См.: Щедрина К. А. Царское счастье. Архетипы и символы монархической государственности. М., 2006.

99. Пчелов Е. В. Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика // Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. М., 2006. С. 138-141.

100. Севан О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М., 2007. С. 82-83, 89.

Рис. 57, 58а, 66.

101. Едемский М. Б. Свадьба в КокшеньгеТотемского уезда. Вологда, 2002. С. 218.

102. Там же. С. 191-192.

103. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/18. Азбуковник Сергия Шелонина.

104. Тесинг Я. , Копиевский И. Символы и Емблемата (SymbolaetEmblemata). Амстердам, 1705.

105. Опись имущества боярина Артемона Сергеевича Матвеева / Сообщил Г. Писаревский // ЧОИДР. 1900. Кн. 2. Смесь. С. 13.

106. C a m e r a r i u s , J o a c h i m . Symbolorvmet Emblematvm Ex Volatilibvs Et Insectis Desvmtorvm CentvriaTertia In Qva Mvltae Rariores Proprietates Ac Historiae Et Sententiae Memorabiles Exponvntvr. Нюрнберг, 1597.

107. Бобровницкая И. А. Русская расписная эмаль конца XVII - начала XVIII века. М., 2001. С. 25.

108. Та же.

109. Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Некоторые аспекты содержания // ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990). СПб. 1999. С. 407-410.

110. Старообрядческое репринтное издание Библии Ивана Федорова. Пермский край, 2006. Книга Вторый Закон, 33 стих.

111. Цит. по: Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати. Перевод со слав.яз и прим. А. Белицкой // БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ, 28. М.,1987. С. 315-338.

112. Толковательныя писания святаго Ефрема Сирина // Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Часть шестая. М., 1861. С. 630.

113. Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М., 2005. С. 119120.

114. См.: Юнг К. Г. Психология и алхимия. М., 2008. С. 518-554.

115. Цит. по: Стоглав. Из «Православного собеседника». Казань, 1862. С. 179-180.

116. О России в царствование Алексея Михаиловича. Сочинение Григория Ко-тошихина. Издание четвертое. Спб, 1906. С. 89.

117. Временник Ивана Тимофеева. Спб., 2004. С. 19.

118. Степановский И. К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890. С. 198.

119. РГБ, ОР. Список XVIII в. из книжного собрания Никифорова, № 439, лл. 168190.

120. Лакиер А. Б. Русская геральдика. Спб. , 1855. С. 232.

121. Цит. по: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. С. 630.

122. Успенский А. И. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров. (По рукописи X V I I века). М., 1904. С. 15 - 16.

123. Симонов Р.А. Почему двуглавый орел победил единорога?//Чудеса и приключения.№6. 1998.С.3,12-13, 29.

124. L o r e n z o Sp i r i t o . I l L i b г o d e l l e S o г t i . P e г u g i a, 1482.

125. См. : A n n a Ma r i a Sp i a z z i. L a d e c o г a z i o n e d e l S a l o n e / / I l P a l a z z o d e l l a R a g i o n e d i P a d o v a . L a s t o г i a , l 'a г c h i t e t t u г a , i l г e s t a u г o . P a d o v a, 2008. P. 315 - 325.

126. Кононов Н. Н. Из области астрологии: Обзор статей: Планетника. Звез-дочтеца, Колядника, Громника, Лунника, Трепетника, Тайная тайных, Лечебника и пр. рукоп. XVIII в. А. Г. Первухина. М., 1905. С. 15.

127. Успенский А. И. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров (по рукописи XVII века). М., 1904. С. 10 - 11.

128. См. : Александрийский «Физиолог». Зоологическая мистерия. Исследование Юрченко А. Г. Спб., 2001. С. 279 - 296.

129. См. : Севан О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М., 2007. С. 148. Рис. 124.

130. Едемский М. Б. Свадьба в КокшеньгеТотемского уезда. Вологда, 2002. С. 209.

131. См. : Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н.,Минюхина Е.А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. М., 1997.

132. См. : Едемский М. Б. Свадьба в КокшеньгеТотемского уезда. Вологда, 2002. С. 209.

133. См. : Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова/ / 3 аписки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXXIII. Спб., 1908.

134. Левыкин А. Царский Доспех / / Наше наследие. №46. М., 1998. С. 73 - 82.

135. A u f z e i c h n u n g e n üb e г d e n M o s k a u e г S t a a t , 2 A u f l . , H a m b., 1964; врус. пер. - О Москве Ивана Грозного. Записки немца- опричника, пер. и вступит. ст. И. И. Полосина. [ Л. - М. ], 1925. С. 107 - 108 ( Л. 31).

136. Забелин И.И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895. Ч. 1 . С. 219 - 220.

137. См. : J o h a n n G o 111 i e b H e i n e c c i u s . S y n t a g m a h i s t o г i v m G e г m a n o г v m a l i a г v m q v e n a t i o n v m s i g i l l i s . F г a n c o f . e t L i p s i a e [ i . e . F г a n k f u г t a n d L e i p z i g ], 1709.

138. A b r a h a m d e B r u y n . O m n i u m p e n e E u г o p a e , A s i a e , A p h г i c a e a t q u e A m e г i c a e G e n t i u m H a b i t u s . A n t w e г p , c a. 1581.

139. Жилинский А.А. Крайний север европейской России. Архангельская губерния. Петроград, 1919. С. 162.

140. РНБ, ОР. Соловецкое собр. , № 18/ 18. Азбуковник Сергия Шелонина.

141. См. : D e г H e i l i g e S c h a t z i m D o m z u H a l b e г s t a d t . [ H a г a l d M

е 1 1 е г ; I п g о М и п ё 1 ; В о } е Б с И т и И 1 ] . Я е g е п б Ь и г g , 2008. Р . 218 -221.

142. G г a z i o G i a п f г e d a . I 1 т о б а 1 с о ё 1 О 1 г а п 1 о . Ь е с с е, 1998. Р . 113 - 135.

143. См. : Английские путешественники в Московском государстве в XV I веке. Л., 1937. С. 47 - 66.

144. См. : Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929.

145. Гущин А. С. Памятники художественного ремесла древней Руси. X - XIII вв. Л., 1936. С . 75 - 76.

146. См. : Мартынова Н.В. Московская эмаль XV-XVII веков. М., 2002.

147. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/ 18. Азбуковник Сергия Шелонина.

148. См. : Н. П. Кондаков. О научных задачах истории древне- русского искусства / / Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1899. С. 1-47.

149 . G г a z i o G i a п f г e d a . I 1 т о б а 1 с о ё 1 О 1 г а п 1 о . Ь е с с е, 1998. Р. 96.

150. Там же. Р. 133.

151. Аввакум. Из толкования на Книгу пророка Исайи// Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1934. С. 255-256.

152. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/ 18. Азбуковник Сергия Шелонина.

153. Гоян Георг. 2000 лет армянского театра. Театр средневековой Армении. М., 1952.

154 . См. : Б 1 а т а к А ё И а т 1 . Р А I Я I К А [ Электронный ресурс] / Режим доступа: И 1 1 р : / / w w w . 1 г а п 1 с а о п 1 1 п е . о г g / а г 1 1 с 1 е б / р а 1 г 1 к а А также: В 1 г 1 И о f 1 И е Р е г б 1 а п Е т р 1 г е .Ь о п ё о п, 2005. Р. 40.

155. Тревер К. В. Сэнмурв- Паскудж, собака- птица. Л. , 1937.

156. E v i a H o v h a п п i s у a п . Т Н Е М У Т Н А В О и Т Б I М О Я О Н ( Р Е А С О С К ) I N Т Н Е М Е В I Е V А Ь А Я М Е N I А N С и Ь Т и Я Е [Электронный ресурс] / Режим доступа: а с а ё е т 1 а . е ё и

157. A.Е. Бертелъс. Художественный образ в искусстве Ирана К^Ш вв. «Восточная литература». РАН, 1997.

158. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца XVIII-начала XX века. М., 1992. С. 112.

159. T i m S t a п l e у. Р а 1 а с е а п ё т о б q и е . I б 1 а т 1 с а г 1 f г о т 1 И е т 1 ё ё 1 е Е а б г . N У, 2004. Р. 33.

160. Кобаци Езник. Книга опровержений (о добре и зле). Ереван,1968. С. 75.

161. См. : Кайсаров А.С. , Глинка Г.А. , Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.

162. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/ 18 . Азбуковник Сергия Шелонина.

163. См. : Заграевский С. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное

зодчество. М. , 2001.

164. См. : Борис Фонъ Эдинг. Ростов Великий, Углич / Игорь Грабарь. Русские города рассадники искусства. Собрание иллюстрированных монографий. Выпуск I . М. , 1913. С. 51.

165. Уваров А. С. Русская символика / Публ. , [ вступ. ст. и примеч. ] Я. Э. Зелениной / / Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. : Альманах. М. , 1999. С. 623. [Т.] IX.

166. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/ 18 . Азбуковник Сергия Шелонина.

167. Прп. Максим Грек. Моления. Ч.3 . Разные сочинения. Свято- Троицкая Сергиева лавра. 1911. С. 14 - 15.

168. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/ 18. Азбуковник Сергия Шелонина.

169. Григорович- Барский В.Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч.1 . М., 2004. С. 102.

170. См. : Беспятых Ю.Н. Архангельск накануне и в годы Северной войны 1700 - 1721 . Спб., 2010. С. 265.

171 . См. : P a s c a l e C u gy. R o b e г t B o n n a г t . D e s s i n s p г ep a г a t o i г e s a d e s g г a v u г e s d e m o d e d u G г a n d S i ec l e / / R e v u e d e l a B i b l i o t h eq u e n a t i o n a l e d e F г a n c e . № 38 - 2011 P. 75 - 84 .

172 . Там же. Р. 138 .

173. Свт. Софроний Иерусалимский. Похвальное слово святым Киру и Иоанну / / Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. IV . С. 443.

174. Уваров А.С. Русская символика// Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII- XX вв.: Альманах. М., 1999.

175. Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина. Часть первая. М., 1895. С.49.

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аввакум. Из толкования на Книгу пророка Исайи // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. [М.], 1934.

Адамова А.Т. Персидская живопись и рисунок XV - XIX веков в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. Спб, 1996.

Азбуковник Сергия Шелонина. РНБ, ОР. Соловецкое собр., № 18/18.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. Ю.В. Готье. Л., 1937.

Александрийский «Физиолог». Зоологическая мистерия. Исследование Юрченко А.Г. Спб., 2001.

Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовыя картины Росс1и XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съприложешемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62гг. Спб., 1903.

Андронова Е.В. Русско-иранские торгово-экономические и дипломатические отношения в XVII - первой половине XVIII века. М, 2002.

Бакланова Н.А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII в. // Труды Государственного исторического музея. М., 1928. Вып. 4.

Баранова С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. М., 2011.

Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М., 2005.

Бахрушин С.В. Научные труды. Т. I. М., 1952.

Белоброва О.А. Об источниках миниатюр к сочинениям Николая Спафария 1670-х гг. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1992. Т. XLV.

Беспятых Ю.Н. Архангельск накануне и в годы Северной войны 17001721. Спб., 2010.

Бессонов П.А. Русское государство в половине XVII века. Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859.

Билибин И.Я. Народное творчество Севера // Мир искусства. Выпуск

седьмой. СПб, 1904.

Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. М., 2011.

Бобровницкая И.А. Русская расписная эмаль конца XVII- начала XVIII века. М., 2001.

Богуславская И.Я. Росписи на коробах Городецкого района Горьковской области. - Сообщения ГРМ. Вып. 10. М., 1974.

Бударагин В.П. Краткая редакция Повести о Василии Златовласом // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36.

Бурцев А.Е. Народный быт Великого Севера. Т. II. Спб, 1898. Бутков П.Г. Оборона летописи русской, Несторовой, от навета скептиков. Спб., 1840.

Былины: Русский героический эпос. Вступ. ст., ред. и примеч. Н.П. Андреева. Л., 1938.

Бысть на Устюзе...: Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1993. Васильев С. Описание города Устюга Великого Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях. Публ. И.С. Велиевой, Ю.С. Васильева //

Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2007. Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 г. М., 1877.

Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск, 1981.

Власова З.И. Скоморохи и фольклор. Спб., 2001.

Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М., 1972; Вишневская В.М. Хохлома. Л., 1969.

Временник Ивана Тимофеева. Спб., 2004.

Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по

1682 год). М., 1844.

Глазунов И., Глазунова Ю. И на крыле святилища не будет мерзости запустения // Наше наследие. № 99. М., 2011.

Гончарова Н.Н. Народное искусство Русского Севера XVII-XIX веков: резьба и роспись по дереву // Ануфриев В.В., Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Гончарова Н.Н., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Историко-культурологический анализ. М., 2013.

Гоян Георг. 2000 лет армянского театра. Театр средневековой Армении. М.,

1952.

Григорович- Барский В.Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч. 1. М., 2004.

Гущин А. С. Памятники художественного ремесла древней Руси. X - XIII вв. Л., 1936.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. М., 2004.

Даркевич В. . Светское искусство Византии. М., 1975. Древний Новгород: прикладное искусство и археология. М., 1985. Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда. Вологда, 2002. Жегалова С.К. , Жижина С. Г. , Попова З. П. , Просвиркина С. К. , Черняховская Ю. С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967.

Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1975. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Под ред. П.П. Семенова. Т. I. Ч. I. Спб.-М., 1881.

Жилинский А.А. Крайний север европейской России. Архангельская губерния. Петроград, 1919.

Журавлева Л.С. Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника. М., 1985.

Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. II. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 2000.

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901.

Забелин И.Е. История Русской жизни с древнейших времен. М., 1876. Ч.1.

Забелин И.Е. История Русской жизни с древнейших времен. М., 1879. Ч.2.

Заграевский С. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2001.

Записки историко-бытового отдела Государственного Русского Музея. Выпуск I. Л., 1928.

Записки Северо-Двинского Общества. Выпуски I-V. Тотьма, 1925-1928.

Иванов Е.П. Русский народный лубок. М., 1937.

Известия византийских историков объясняющия российскую историю древних времен и преселения народов; собраны и хронологическим порядком расположены Иваном Штриттером. Часть I. О славянах. Спб, 1770.

Известия императорского археологического общества. Т. 3. СПб, 1861.

Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати. Перевод со слав. яз и прим. А. Белицкой // БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ, 28. М.,1987.

Историография початия имене, славы и разширения народа славянского, и их цареи и владетелеи под многими имянами, и со многими царствиями, коро -левствами, и провинциами. Собрана из многих книг исторических, чрез господина Мавроурбина архимандрита Рагужского. Спб., 1722.

Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века. М., 1992.

Кайсаров А.С. , Глинка Г. А. , Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.

Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975.

Кошаев В.Б. Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве: дис. к.иск. - М., 1987.

Катан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. М., 1961.

Кизеветтер А.А. Русский Север. Роль Северного края Европейской России

в истории русского государства. Исторический очерк. Вологда, 1919. Кобаци Езник. Книга опровержений ( о добре и зле). Ереван. 1968. Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI - XVII веков. М., 2009. Кондаков Н П. О научных задачах истории древне- русского искусства/ / Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1899.

Кондаков Н. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929.

Кондаков Н.П. , Покровский Н.В. , Шереметев С.Д. Памятники древней письменности и искусства. CXXXII. О научных задачах истории древнерусского искусства. Некролог Г.Д. Филимонова. Памяти Ф.И. Буслаева и Г.Д. Филимонова. СПб, 1899.

Кононов Н.Н. Из области астрологии: Обзор статей: Планетника. Звездочтеца, Колядника, Громника, Лунника, Трепетника, Тайная тайных, Лечебника и пр. рукоп. XV I I I в. А. Г. Первухина. М., 1905.

Конотоп А.Б. Композиция «Шествие к небесному Иерусалиму» на иконе «Страшный суд» из Национального музея Швеции (источниковедческие проблемы) : дис. . . . канд. ист. наук. Мос. гос. университет, М., 2007.

Конотоп А.Б. Образ «Символа веры» ( время и причины его появления в русской иконописи) / / Вестник МГУ. Сер. 8 «История». 1998. No 2.

Конотоп А.Б. Представления о Русском государстве как о «новом Израиле» и их отражения в памятниках литературы, живописи и архитектуры X V I в. / / Историческое обозрение. М. 2005.

Косцова А. С. Художественное олово в России XVII века. Из собрания Эрмитажа. Научный каталог. Л., 1982.

Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского государственного историко- художественного музея- заповедника. М. , 1974.

Курц Б.Н. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915.

Кучин Ф. Г. Сундучный промысел. - В кн.: Материалы по описанию

промыслов Вятской губернии. Вып. II. Вятка, 1890.

Лакиер А.Б. Русская геральдика. Спб. , 1855.

Латухинская степенная книга. 1 6 7 6 год. М., 2012.

Левыкин А. Царский Доспех / / Наше наследие. № 46. М., 1998.

Легенды и были Александровской слободы. Александров, 2008.

Лепехин И.И. Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина, академика и медицины доктора, вольного экономического в Санкт-Петербурге друзей природы испытателей в Берлине и Гессенгомбургского патриотического обществ члена по разным провинциям Российского государства в 1771 году. СПб., 1814.

Маковская Л.К. Ручное огнестрельное оружие русской армии конца XIV -XVIII веков. М. , 1992.

Прп. Максим Грек. Моления. Ч.3. Разные сочинения. Свято- Троицкая Сергиева лавра. 1911.

Малицкий Г.Л. Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе). Казань, 1923.

Мартынова Н. В. Московская эмаль XV - XVII веков.М., 2002.

Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка ( X V I I век). М., 1960.

Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т! . М., 1897.

Михневич В.О. Исторические этюды русской жизни. Т.1. Очерки истории музыки в России в культурно- общественном отношении. СПб., 1879.

Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н., Минюхина Е.А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. М., 1997.

Некрасова М.А. Искусство Палеха. М., 1966

Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. М., 1982.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983

Некрасова М.А. Искусство ансамбля. Предмет, интерьер, архитектура, среда. М., 1989

Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.,

2003

Оксенов А.В. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести. СПб., 1908.

О Москве Ивана Грозного. Записки немца- опричника, пер. и вступит. ст. И.И. Полосина. [Л. - М.], 1925.

Опись дому устюжского купца Ивана Яковлева сына Курочкина движимому ево имению, которого по той описи явилось и что каких мест запечатано. РГАДА. Ф.271. Оп. 1 . Д.885. Л. 232 - 253.

Опись имущества боярина Артемона Сергеевича Матвеева / Сообщил Г. Писаревский / / ЧОИДР. 1900. Кн. 2. Смесь.

Опись Московской Оружейной палаты. Часть вторая. Книга третья. М.,

1884.

Опись старинного дворянского имения в XVII столетии (1671 г.). Сообщ. Суворовым. Изв. Археол. Об-ва. Т! , вып.6 . Спб., 1859 .

Опись старинного крестьянского имения в XVII столетии. Доставлена Н.И. Суворовым. Изв. Археол. об-ва. Т. III , вып.! Спб., 1861 .

Опись старинных вещей собрания П. И. Щукина. Часть первая. М., 1895. О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина. СПб., 1906 .

Очерки русской культуры XVII века. Часть 1 : М., 1979. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным вологодским губернским земством. Вологда, 1882.

Павел Алеппский ( архидиакон) . Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005.

Папина В. И. Разработка технологии отделки полуфабрикатов и изделий из дерева. Рукопись, 1969. М., архив НИИХП.

Печкин М.Б. Холуй и Мугреево в завещании Д.М. Пожарского. / Пожарский юбилейный альманах: Вып. 4 . К 430 - летию со дня рождения Д.М. Пожарского. Иваново, 2008.

Поветкин В.И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. / Новгород и новгородская земля. История и археология ( Материалы научной конференции) . Выпуск 18. Новгород, 2004.

Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С. Лихачева, Я.С. Лурье. Пер. Я.С. Лурье. Ред. В.П. Адрианова-Перетц. М., 1951.

Преображенский А.А., Перхавко В.Б. Купечество Руси IX - XVII века. Екатеринбург, 1997.

Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992.

Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1939.

Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. М, 1957. Пчелов Е.В. Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно- лунарная символика / Календарно- хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. М., 2006.

Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану. Путешествие через Московию Корнелия де Бруина. Рязань, 2010.

РГАДА. Ф. 159. Приказные дела новой разборки. Оп.3 . Д.1560 . Л. 22. Список 1686 г.

Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск I. М.,

1837.

Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск IV. М.

Русское декоративное искусство. Восемнадцатый век. Т.2. М., 1963. Русское народное искусство Севера. Сборник статей. Л. , 1968.

Сазонова Н.В. Мир сефевидских тканей ( XVI - XVII века). М., 2004. Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М., 2007. Северные сказки. Сборник Н. Е. Ончукова // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXXIII. Спб., 1908.

Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2003.

Симонов Р.А. Почему двуглавый орел победил единорога?/ / Чудеса и приключения. № 6. 1998.

Словарь русских иконописцев XI - XVII веков. М., 2003. Соболев Н. Набойка в России. М., 1912.

Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.- Л., 1934. Соболевский А.И. Славяно- русская палеография. СПб, 1908. Сокровища Эчмиадзина. Эчмиадзин, 1984.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 3. Т. 11 - 15. СПб. , 1851 - 1879.

Сорокатый В.М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Некоторые аспекты содержания / / ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896 - 1990). СПб. 1999.

Свт. Софроний Иерусалимский. Похвальное слово святым Киру и Иоанну // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. I.

Старообрядческое репринтное издание Библии Ивана Федорова. Пермский край, 2006.

Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890.

Степенная Книга царского родословия: тексты и комментарий / отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1.

Стерлигова И.А. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI-XVII веков. М., 2008.

Стоглав. Из «Православного собеседника». Казань, 1862. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. Л., 1970;

Тесинг Я., Копиевский И. Символы и Емблемата (Symbola et Emblemata). Амстердам, 1705.

Тихонов Ю.А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011.

Толковательныя писания святаго Ефрема Сирина / Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Часть шестая. М., 1861.

Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. ТреверК.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л., 1937. Труды Государственного Исторического Музея. Выпуск XIII. М., 1941. Трутовский В. Боярин и оружничий Богдан Матвеевич Хитрово и Московская Оружейная палата / Старые годы. 1909. Июль-сентябрь. Спб, 1909.

Уваров А.С. Русская символика / Публ., [вступ. ст. и примеч.] Я.Э. Зелениной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М., 1999.

Уваров А.С. Христианская символика. Ч. I. М., 1908. Успенский А.И. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров. (По рукописи XVII века). М., 1904.

Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 1. М.,

1910.

Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков. Спб, 2001.

Уханова И.Н. Севернорусская резная кость XVII-XIX веков. Каталог коллекции. Спб, 2005.

Хойновский И.А. Краткие археологические сведения о предках славян и Руси. Вып. 1. Киев, 1896.

Хостикян Мисак. Этнографические материалы в работе Езника Кохбаци «Опровержение ересей». Армянский гуманитарный вестник № 4. 2012. Еренван. 2012.

Хромов О.Р. Цельногравированная книга и гравюра в русских рукописях XVI-XIX веков. Каталог коллекции Отдела письменных источников

Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. М., 2013.

Чайковский А.П. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута. М., 1914.

ЧелищевП.И. Путешествие по северу России в 1791 году. СПб., 1886. Шатров М.Н. Кировские кустари. Киров, 1938.

Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Материалы <,> собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Спб., 1898. Т. I, вып. 1.

Шипилов А.В. Торговля, транспорт и связь в России первой половины XVIII века. Воронеж, 2008.

Щедрина К.А. Царское счастье. Архетипы и символы монархической государственности. М., 2006.

Эдинг, Борис Фонъ. Ростов Великий, Углич / Игорь Грабарь. Русские города рассадники искусства. Собрание иллюстрированных монографий. Выпуск I. М., 1913.

Набивные ткани. Серия: Этнография Грузии. Институт истории им. И. А. Джавахишвили. Государственный музей Грузии им. С. Н. Джанашиа. Тбилиси, 1964.

Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 2008. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. М., 1954. 5000 years of textiles. Edited by Jennifer Harris. London, 2010. Adhami, Siamak. PAIRIKA [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. iranicaonline. org/articles/pairika

Ashton, John. Curious creatures in zoology. London, 1890. Bartkiewicz, Magdalena. Polski ubior do 1864 roku. Wroclaw, 1979. Birth of the Persian Empire: The Idea of Iran. London, 2005. Bruyn, Abraham de. Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae Gentium Habitus. Antwerp, ca. 1581.

Camerarius, Joachim. Symbolorvmet Emblematvm Ex Volatilibvs Et Insectis

Desvmtorvm Centvria Tertia In Qva Mvltae Rariores Proprietates Ac Historiae Et Sententiae Memorabiles Exponvntvr. Nürnberg, 1597.

Canby, Sheila R. Shah 'Abbas. The remarking of Iran. London, 2009. Cugy, Pascale. Robert Bonnart. Dessins préparatoires à des gravures de mode du Grand Siècle // Revue de la Bibliothèquenationale de France. № 38-2011.

Der Heilige Schatz im Dom zu Halberstadt. [Harald Meller; Ingo Mundt; Boje Schmuhl]. Regensburg, 2008.

Diba, Layla. Clothing. In the Safavid and Qajar Periods // Encyclopedia Iranica, ed. Ehsan Yarshater. Costa Mesa, CA. 1992. V. 5.

Dreier, Alexandra. Ein holzern kistlein. Frankfurt, 2007. Gerissen und gestochen: Graphik der Durer-Zeitaus der Kunstsammlung der Universitat Gottingen. Gottingen, 2001.

Gianfreda, Grazio. Il mosaico di Otranto. Lecce, 1998.

Heineccius, Johann Gottlieb. Syntagma historivm Germanorvm aliar vmqve nationvm sigillis. Francof. et Lipsiae [i.e. Frankfurt and Leipzig], 1709.

Hovhannisyan, Evia. THE MYTH ABOUT SIMORGH (PEACOCK) IN THE MEDIEVAL ARMENIAN CULTURE [Электронный ресурс] / Режим доступа: academia.edu/2898436/THE MYTH ABOUT SIMORGH PEACOCK IN THE MEDIEVAL ARMENIAN CULTURE

Komaroff, Linda. Gifts of the Sultan. The Arts of Giving at the Islamic Courts. LA, 2011.

Maskiewicz S. Dyjariusz Samuela Maskiewicza: Pocz^tek swoj bierze od roku 1594 w lata po sobie id^ce // Marek Kubala. Moskwa w rçkach Polakow: pamiçtniki dowodcow i oficerow garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610-1612. Wydawn, 1995.

Museum fur Kunsthandwerk Frankfurt am Main. Auswahlkatalog 1. Frankfurt am Main, 1987.

Orbini, Mauro. Ilregno de gliSlavi, hoggicorrottamentedettischiavoni. Pesaro,

Rigobello, Maria Beatrice. Autizi, Francesco. Palazzo della Ragione di Padova:

Simbologie degli astri e rappresentazioni del governo. Padova, 2008.

Schleusing, Georg Adam. Universa Religio Moscovitica Das ist: Die auffgehende Sonne der Christlichen Religion, wie und zu welcher Zeit dieselbige durch die finstere Wolcken des Heydenthums sich herfür gethan und dies gantze Moscovitische Reich bestraalet, auch was darin noch biß auf jetzige Zeit so wohl in ihren Glaubens-Artickeln, als Kirchen Ceremoniis vorgegangen und geändert worden ist. Germany, 1694.

Schmidt, Hanns-Peter. The Semurw. Of Birds and Dogs and Bats. Persica 9, 1980.

Spiazzi, Anna Maria. La decorazione del Salone // Il Palazzo della Ragione di Padova. Lastoria, l'architettura, ilrestauro. Padova, 2008.

Spirito, Lorenzo. Il LibrodelleSorti. Perugia, 1482.

Stanley, Tim. Palace and mosque. Islamic art from the middle East. NY, 2004.

Uldall, Kai. Billeder af dansk folkekunst. Folkeudgave. K0benhavn, 1971.

Wittkower, Rudolf. Allegory and the Migration of Symbols. The Collected Essays of Rudolf Wittkower. NY, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.