Национальные образно-художественные и стилистические особенности изобразительного искусства Дагестана XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Гамидов, Тимур Саидович

  • Гамидов, Тимур Саидович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 185
Гамидов, Тимур Саидович. Национальные образно-художественные и стилистические особенности изобразительного искусства Дагестана XX в.: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2015. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гамидов, Тимур Саидович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Национальные традиции как основа формирования изобразительного искусства Дагестана.

1.1.Орнаментальная составляющая в декоре изделий народных

промыслов

1.2 Сюжетные мотивы в декоративной обработке художественного металла

и камнерезном искусстве

Глава 2. Становление дагестанского изобразительного искусства в контексте влияния русской художественной культуры.

2.1 Дагестан в творчестве российских художников XIX века

2.2 Роль русских художников первой половины XX века в процессе

становления профессионального изобразительного искусства Дагестана

Глава 3. Изобразительное искусство Дагестана второй половины XX века.

3.1. Новые направления в искусстве Дагестана 1960-1980-х гг

3.2. Традиции и новации в творчестве художников рубежа ХХ-ХХ1 вв

Заключение

Примечания

Список сокращений

Список литературы

Список иллюстраций

Иллюстрации

ь

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальные образно-художественные и стилистические особенности изобразительного искусства Дагестана XX в.»

Введение.

Общая характеристика темы. В последнее время внимание исследователей всё больше привлекают проблемы становления и развития художественной культуры национальных республик, среди которых особое место занимает искусство народов Дагестана. Самобытность и яркое национальное своеобразие различных и в то же время родственных культур аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев и других народностей, населяющих республику, их взаимовлияние, связь со среднеазиатским и арабо-мусульманским востоком, а также европейскими традициями, идущими преимущественно от русского искусства, в процессе эволюции получают новые формы, сочетающие в себе глубинные народные корни с последними художественно-эстетическими требованиями времени.

Изобразительное искусство Дагестана на протяжении веков было непосредственно связано с декоративно-прикладными видами народного творчества. Этому способствовало влияние ислама, который запрещал изображение живых существ, отдавая предпочтение орнаментальным формам. Многими поколениями мастеров были выработаны методы обработки материала (камня, металла, керамики и др.), а также характерные стилистические приёмы изображений, включающие не только геометрические и растительные мотивы, но также зооморфные и антропоморфные элементы.

Они присутствуют в изделиях кубачинских камнерезов и мастеров художественного металла Х1У-ХУ вв., в поливных блюдах Южного Дагестана, керамических изделиях ХУ1И-Х1Х вв., происходивших Кала, из селения Испик и других мест. Редкие образцы стилизованных сюжетных мотивов, уходящих корнями в искусство языческих верований, встречаются также в декоре домашней утвари, украшениях одежд, в камнерезном искусстве, в росписях по дереву, датируемых разными периодами, в том числе XIX — началом XX вв.

Однако, профессиональное изобразительное искусство современного Дагестана не могло сформироваться лишь на основе художественных традиций прошлого. Оно неминуемо должно было опираться и на другие источники. Это стало возможным благодаря влиянию мирового и, в большой степени, русского реалистического искусства, проникновение которого совпало с периодом кавказской войны 1817-1864 гг., связанной с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Интерес к истории и быту народов Кавказа в русском обществе отразился в литературе и живописи того времени. Повести М.А. Бестужева-Марлинского, лирика А.И. Полежаева, поэзия и проза М.Ю. Лермонтова владели умами представителей молодого поколения. Кавказу посвящали свои произведения и художники. Их живопись и графика, воспевающие природу неведомого до того края и самобытную культуру населяющих его народов, были проникнуты интересом к жизни и быту его обитателей. Влияние русского искусства и литературы способствовало росту просветительских тенденций в культуре горского народа, знакомило местное население с новыми, не известными им ранее европейскими методами изобразительности.

Накануне и после Октябрьской революции (1917-1930-е гг.) в Дагестане, как и во всей стране, стали утверждаться методы советского реалистического искусства. «Социалистический реализм (На 1-м Всероссийском съезде советских писателей (1934 г.)) был провозглашен основным творческим методом советского искусства и сформулирован его главный принцип: требование от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии, сочетающегося с задачами воспитания трудящихся в духе социализма» 1 . Художественная культура Дагестана, формировавшаяся на почве «интернационального по содержанию и национального по форме» искусства, прошла основные этапы развития, типичные и для других республик Советской России.

Переосмысляя на новом эстетическом уровне традиции народного

творчества и развиваясь в русле общероссийской художественной культуры

4

советского и постсоветского времени, профессиональные художники Дагестана создавали произведения подлинно национального звучания. В данном контексте дагестанское изобразительное искусство представляет собой своеобразный симбиоз, слияние двух в корне различных изобразительных систем: восточной и европейской.

Реалистическое искусство Дагестана не однородное явление, основанное на работе с натуры, на академических принципах построения изображений. Оно развивается синтезируя в себе и другие стилевые направления, близкие тем, что развивались в народных ремёслах. Первое такое направление тяготеет к искусству «примитива», т. е. обдуманному упрощению фигур и предметов, ориентированному на принципы наивного искусства. Зачатки подобного художественного метода и так называемого «декоративного стиля» проявились в творчестве первых профессиональных художников Дагестана 1920-1960-х гг. (ранних работах М.А. Джемала, X. Б. Мусаясул, М.К.-М. Юнусилау). Второе направление, часто обозначаемое в дагестанском искусствознании как «декоративный стиль», получило развитие в 1960-1980-х гг. Произведения мастеров этого направления отличали «плоскостность, некоторая условность стилизованных изображений, повышенная светосила, яркость, активность цветового пятна, узорно-ритмическая «связь» орнаментированной линейной композиции, её чёткая симметрия, круговая центричность и фризообразность» .

Существенно, что эти и иные творческие направления развивались не

изолированно друг от друга, а пересекались, взаимопроникали, существовали в

контексте заимствования. Элементы так называемого «примитива»

присутствовали и в «декоративном стиле», и в сугубо реалистическом

искусстве. Тем не менее, сравнивая работы дагестанских художников,

выполненные в типичной манере «примитива» (графические листы А.Н

Шарыпова 1970-х гг., некоторые живописные работы Г. П. Конопацкой, Ж.

Колесниковой, Э. Путерброта, М.Г. Магомедова 1960-1970-х гг., творчество

современных самодеятельных живописцев А.Н. Саидова, Ш.А. Рабаданова и

другие) с наиболее характерными работами «декоративного стиля»

5

(линогравюры братьев Г. И Г. Сунгуровых, М.Г. Магомедова, живописные полотна Г.П. Конопацкой, З.А. Рабаданова 1960-1970-х гг., А.Б. Мусаева 1990-х гг. и другие), можно говорить о двух ярко выраженных стилистических направлениях.

Много общего с «декоративным стилем» есть и в так называемом «суровом стиле», получившим развитие в дагестанском изобразительном искусстве 1960-1970-х гг. Нередки примеры, когда в творчестве одного художника (либо в отдельных авторских работах) различные стилистические начала присутствовали в равной степени, так что провести чёткие границы между ними весьма затруднительно. Соответственно были и такие примеры, когда художники одного стиля с течением времени резко меняли направление.

Упомянутые направления в искусстве Дагестана советского периода всегда сохраняли связь с национальными традициями, художники обращались к типично народным темам, характерным персонажам, традиционному быту и своеобразной природе горского края.

На рубеже 1980-1990-х гг. официозный соцреализм, начал уходить в прошлое. С этого времени возрастает интерес молодых художников к искусству европейского и мирового авангарда, начинается увлечение абстрактными формами. Сложившиеся за период советской эпохи изобразительные традиции реалистического искусства, а также направления, развивавшиеся в духе фигуративизма, народного примитива и «декоративного стиля» предстают в синтетическом переплетении, что характерно для рубежа веков.

Новаторство современных дагестанских художников, приверженных к реалистическому и фигуративному искусству, проявляется в том, что они обращаются к традициям европейской школы, используя своеобразные живописные приёмы натурализма и примитива, пуантилизма и экспрессионизма, вводят в композиции элементы символики, абстрактно-знаковые начала, обращаются к языку метафор и иносказаний, разрабатывают

идеи метафизической живописи, где реальность и фантазия сплетаются воедино.

В бурно развивающемся потоке современных стилевых течений новое воплощение получают проблемы традиции и новаторства. Различные пути стилистических направлений, различающиеся порой лишь тончайшими нюансами, развиваются в изобразительном искусстве Дагестана согласно меняющимся вкусам каждых последующих поколений мастеров, а также в соответствии с их личными художественно-эстетическими поисками, зависящими в свою очередь от социальных, культурных и политических обстоятельств развития страны. Следует отметить, что рассмотрение нефигуративного, абстрактного направления в искусстве Дагестана выходит за рамки данной работы, т.к. требует специального исследования.

Актуальность исследования, посвященного изобразительному искусству Дагестана и процессу его эволюции, объясняется, прежде всего, значимостью темы и недостаточной степенью се разработанности. Несмотря на то, что к данной теме неоднократно обращались как дагестанские, так и русские историю! искусства, отдельные ее аспекты до сих пор остаются не затронутыми, в то время как интерес к ней в современном искусствознании безусловно растет, чем и обусловлена актуальность данной работы.

На обширном и разнообразном материале, рассматриваемом в контексте развития культурного процесса от древности и до последнего времени, на примере декоративно-прикладного искусства и орнамента, где форма наиболее абстрагирована от содержания, а также на материале других видов искусства, в частности, живописи, где стилистическая эволюция характеризуется как поступательное движение от реализма к новейшим стилистическим течениям, анализируется проблема эволюции художественных стилей, непосредственно отразившихся в самобытном национальном искусстве Дагестана.

Степень изученности темы. Искусствознание как наука стало формироваться в республике со второй половины XX в. Этому предшествовал

7

долгий и сложный путь накопления опыта по изучению искусства Дагестана русскими исследователями, а чуть позже (в послевоенное время) и местными профессиональными кадрами. Первые советские учёные, обратившиеся к художественному наследию народов Дагестана, были: Н.Б. Бакланов, A.C. Башкиров, И.А. Орбели, A.A. Миллер, Н.Ф. Яковлев, В.К. Тревер и другие. В послевоенное время к ним присоединились С.О. Хан-Магомедов, Е.М. Шиллинг, Э.В. Кильчевская, A.C. Иванов, П.М. Дебиров, М.М. Маммаев, А.Р. Шихсаидов и др. В круг их интересов, в основном, входила история декоративно-прикладного и монументального искусства Дагестана.

Изобразительным мотивам в произведениях народных промыслов были посвящены труды М.М. Мамаева, П.М. Дебирова, Э.В Кильчевской, А.Д. Магомедова, а роль художественных традиций в профессиональной дагестанской живописи и графике разрабатывались М.И. Магомедовой-Чалабовой3, З.А. Гейбатовой-Шолоховой4 и JI.B. Шахмардановой5. Однако, научные работы этих авторов охватывают лишь период 1960-1970-х годов.

Кандидатские диссертации М.И. Магомедовой-Чалабовой «Живопись Советского Дагестана: (история, становление, актуальные проблемы развития)» 6 и З.А. Гейбатовой-Шолоховой «Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства 1917-1985 гт.» включают обширный материал по дагестанскому изобразительному искусству от начала его становления в 1917 г. и до 1970-1980-х гг., времени формирования целостной национальной школы.

Проблемы национального своеобразия освящаются в трудах Д.М. Магомедова 8 . Его же статья «Некоторые методологические проблемы исследования национального своеобразия искусства» и статья Э.Ф. Кисриева «Интернациональное и национальное в процессе интернационализации общественной жизни» вошли в сборник научных трудов «Дагестанское искусствознание» (Махачкала. 1976). Д. М. Магомедов рассматривает проблему национального в декоративно-прикладном, театральном, музыкальном и

изобразительном искусстве, не претендуя на полноту исследования, ограничиваясь примером творчества художника М.А. Джемала и скульптора Х.Б. Аскар-Сарыджи.

Пути становления профессионального искусства Дагестана (музыки, живописи, скульптуры) исследуются коллективом учёных сектора истории искусства Института ЯЛИ им. Г. Цадасы. Результаты их работы в виде статей вошли в сборник «Становление профессионального искусства Дагестана» (Махачкала. 1982). В несколько обзорной форме история развития изобразительного искусства Дагестана раскрывается в книге Н.П. Воронкиной «Изобразительное искусство советского Дагестана» (Махачкала 1978).

Основные этапы и характерные особенности развития искусства советского Дагестана отражены в многотомной «Истории искусства народов СССР»9. Отдельные вопросы изобразительного искусства Дагестана 1920-1930 гг. затронуты в статье Э. Путерброта: «Разнообразие творческих начинаний»10. Интересен также большой коллективный труд дагестанских искусствоведов, собранный в богато иллюстрированном альбоме «Искусство Дагестана» (М. 1981) под общей редакцией Д.М. Магомедова. В него включены отдельные статьи о дагестанской живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Последовательный анализ важнейших этапов историко-художественного процесса становления и развития дагестанского театра и драматургии, музыкальной культуры, изобразительного и декоративного искусства даётся в книге «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941» (М. 1987), подготовленной группой сотрудников отдела истории искусства Института ЯЛИ им. Г. Цадассы (Д.М. Магомедов, Г.А. Султанова, М.А. Якубов, З.А. Гейбатова-Шолохова, А.Дж, Магомедов) под редакцией Г.Г. Гамзатова. Хронологические рамки исследований, помещенных в данном издании, ограничены периодом 1917-1941 гг.

В сборнике «Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана» (Махачкала. 1982) помещены статьи М. И. Магамедовой-Чалабовой, посвященные творчеству первого поколения дагестанских художников в годы Великой Отечественной войны, и 3. А. Гейбатовой-Шолоховой, раскрывающей передовые художественные тенденции в изобразительном искусстве Дагестана 1970-х годов.

В вышедшем в последнее время издании «Искусство Дагестана в XX столетии» (Махачкала 2012) представлены обобщающие труды З.А. Гейбатовой-Шолоховой, посвященные становлению и дальнейшим этапам развития профессионального дагестанского изобразительного искусства. В настоящее время активно функционируют художественные институции Дагестана, где периодически выпускаются сборники статей, пишутся отдельные монографии, составляются каталоги произведений искусства, освещающие различные тенденции развития художественной культуры республики.

В наше время интерес к изучению дагестанского искусства и особенностей его национального своеобразия только растёт. Это обусловлено тем, что накопленный художественно-исторический материал позволяет отчётливее увидеть процессы развития и эволюцию национальных художественно-стилистических черт в изобразительном искусстве Дагестана. С другой стороны, в художественной практике и теории Дагестана на фоне всеобщей глобализации и возрастающего влияния авангардных направлений современного искусства, зачастую стирающих грань самобытности в различных видах искусств, параллельно возрастает интерес к художественным традициям прошлого, которые отражают типично бытовые и культурные стороны национальной жизни. Об этом свидетельствует увлекательная и содержательная статья современного дагестанского искусствоведа С.Г. Гейбатова, где анализируются проявления черт национального своеобразия в

профессиональном изобразительном искусстве Дагестана на примере творчества табасаранских живописцев11.

Об этом также говорит и совместная статья К.Г. Богемской и П.Р. Гамзатовой, посвященная проблемам национальных особенностей в творчестве известных русских поэтов и художников, работавших над дагестанским материалом на рубеже Х1Х-ХХ-х вв., а также рассматриваются произведения художника М.А. Джемала, скульптора Х.Б. Аскар-Сарыджи, ювелира-кубачинки Манабы Магомедовой, мастера керамического искусства Зубайдат Умалаевой и некоторых других12.

Объектом исследования является изобразительное искусство Дагестана

XX в.

Предмет исследования — проблема развития дагестанского изобразительного искусства в контексте эволюции художественных стилей.

Цель настоящей работы — выявить черты национального своеобразия и стилистических особенностей дагестанского изобразительного искусства на протяжении всего периода его существования.

Задачи исследования:

- Выявить характерные особенности изображений в изделиях народных промыслов Дагестана.

-Определить роль и значение художественных традиций в развитии профессионального изобразительного искусства Дагестана, в формировании самобытных художественно-стилистических черт в творчестве современных мастеров.

-Обобщить творческий опыт русских художников в Дагестане, способствовавших развитию местных реалистических традиций

изобразительного искусства. Определить степень влияния творчества русских художников на мастеров дагестанской культуры.

-Охарактеризовать общие стилистические и индивидуальные черты в творчестве основоположников советской дагестанской живописи и графики.

-Раскрыть идейно-содержательные аспекты в творчестве дагестанских художников в контексте социальных настроений эпохи.

-Посредством анализа наиболее значительных произведений дагестанских художников обозначить характер и стилистику новых направлений в искусстве Дагестана, а также исследовать разнообразие их творческих индивидуальностей.

-Выявить особенности проявления традиций и новаций в дагестанском изобразительном искусстве на рубеже веков.

-Ввести в научный оборот новые архивные материалы, касающиеся деятельности художников Дагестана.

Основным источником исследования, помимо обширной библиографии и архивного материала стали коллекции декоративно-прикладных и живописно-графических работ художников Дагестана и России, хранящиеся в собраниях государственных музеев: Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Дагестанского государственного объединённого историко-архитектурного музея им. Алибека Тахо-Годи, Первой галереи г. Каспийск, Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. В то же время, в ходе сбора материала были изучены частные собрания национальных художников Дагестана.

В ходе работы над диссертацией были использованы материалы российских архивов и библиотек: РГБ им. В.И. Ленина, научной библиотеки

12

МГХПА им. С.Г. Строганова, республиканской библиотеки г. Махачкалы, педагогической библиотеки им. Ушинского.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:

— на основе вновь выявленного архивного и иконографического материала проведён комплексный анализ изобразительного искусства Дагестана XX в.

—впервые систематизированы произведения дагестанского изобразительного искусства в границах всей истории развития до конца XX начала XXI вв.

—раскрыта взаимовлияние национальных традиций и русской художественной культуры в формировании и развитии изобразительного искусства Дагестана.

—впервые в научный оборот введён обширный круг имён дагестанских художников конца XX нач. XXI вв.

Положения, выносимые на защиту:

- Национальные традиции как основа дагестанского изобразительного искусства.

- Роль русской художественной культуры XIX — XX вв. в формировании профессионального искусства Дагестана.

- Проблемы становления изобразительного искусства Дагестана 1920 -1950-х гг.

- Новые тенденции в искусстве Дагестана 1960 - 1980-х гг.

- Взаимовлияние традиции и новации на процесс формирования творчества дагестанских художников 1990-2000-х гг.

Хронологические рамки исследования. В диссертации представлен процесс становления и развития изобразительного искусства Дагестана XX в.

Это даёт возможность с наибольшей полнотой рассмотреть отдельные этапы его эволюции, выявить основные черты национального своеобразия и художественно-стилистических особенностей.

Гипотеза исследования состоит в том, что стилистические тенденции в дагестанской живописи и графике XX века, опираясь на традиции самобытного национального искусства Дагестана, органически вписываются в общую художественную концепцию развития больших стилей ведущих видов искусства, сохраняя при этом особый национальный колорит.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении границ научного исследования дагестанского изобразительного искусства на основе анализа процесса его становления и развития в XX веке.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации, а также собранный иллюстративный материал могут быть использованы при составлении курсов лекций по истории декоративно-прикладного и изобразительного искусства Дагестана, в проведении семинаров, в составлении специальных монографий, в подготовке очерков для словарей по искусству Дагестана, в составлении биографических справок о художниках прошлого и современности, в подготовке научно-исследовательских работ молодых специалистов.

Методы исследования обусловлены его проблематикой и основаны на комплексном методе, сочетающем сравнительно-исторический диахронный (рассматривается искусство различных эпох), формально-логический методы в сочетании с методом художественно-стилистического анализа. Это позволило выявить национальное своеобразие искусства Дагестана, обозначить элементы преемственности и новаторства в контексте межкультурных влияний.

Использование культурологического метода позволяет рассмотреть вопросы художественной практики в связи с общностью культурно-исторических процессов развития страны.

Методы иконологии и иконографии способствуют в свою очередь истолкованию и верному пониманию внутреннего содержания произведений искусства, их исторически культурного смысла. В целях большей убедительности основных выводов в работе использован также сравнительно-типологический принцип исследования художественно-стилистических особенностей изобразительного искусства Дагестана.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обширным кругом изученных источников как библиографического, так и архивного характера. Полнота собранного материала придает убедительность основным выводам и подкрепляется мнениями авторитетных исследователей, апробированными в печатных изданиях.

Апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре истории и теории декоративного искусства и дизайна Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Московская государственная художественно - промышленная академия имени С.Г. Строганова, на заседании которой была обсуждена и одобрена.

По теме диссертационного исследования были сделаны доклады: на ежегодных Научно-практических конференциях аспирантов и соискателей кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна при МГХПА им. С.Г. Строганова, посвященных проблеме синтеза искусств в пространстве жизни: 11.05.2010г. — доклад «Особенности художественного языка дагестанской графики 1920-1930 годов»; 12.05.2011г. — сообщение «Традиции средневекового изобразительного искусства Дагестана». Основные положения и выводы отражены в публикациях по теме, опубликованных в статьях ведущих научных изданий (список прилагается).

Структура и содержание работы построены согласно поставленным задачам. Диссертация состоит: из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка; литературы, иллюстраций, сокращений и приложения в виде альбома иллюстраций.

Глава 1. Национальные традиции как основа формирования изобразительного искусства Дагестана

1.1. Орнаментальная составляющая в декоре изделий народных промыслов.

Изобразительное искусство Дагестана издавна связано с монументально-декоративными и прикладными видами народного творчества. Существенное влияние на него оказывала художественная культура арабо-мусульманского востока, а также Закавказья, Ближнего Востока, Переднего и Среднего Причерноморья, Кубани и Поволжья. Особенное воздействие искусство Дагестана испытывало со стороны ислама, в котором существовал запрет на изображение живых существ. Мастера избегали сюжетных мотивов и отдавали предпочтение орнаментальным формам.

Тем не менее, в той или иной степени, подобные мотивы изредка проникали в изделия художественного металла, камнерезного дела, керамики, реже в изделия художественной обработки дерева и кости. Этот процесс со всей очевидностью прослеживается на примере эволюции керамического искусства Дагестана, истоки которого восходят к У-1У тыс. до н. э.,3.

Основным способом обработки поверхности изделий в то время служила техника лощения и ангобирования, а с 1Х-Х1Н вв. начала развиваться поливная керамика. Наиболее древнюю форму декора керамических предметов составлял простой геометрический орнамент и предельно схематичные изображения людей и животных.

Об этом свидетельствуют археологические находки, относящиеся к древним памятникам художественной культуры Дагестана из Великентского, Каякентского, Мамайкутанского, Мекегинского, Генчинского и других поселений14.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гамидов, Тимур Саидович, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги, диссертации

1. Алиханов Р. А., Иванов А. А. Искусство Кубани. Л. « Художник РСФСР» 1976г. 178 с.

2. Алиев М.Г. Изобразительное искусство Дагестана последнего десятилетия. Время, события, личности. Сб. статей. Махачкала 2003. 88-с.

3. Атаев Д.М. Поясные пряжки из нагорного Дагестана// С.А. 1962. №2. - С. 149-156.

4. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, тип. Даг. науч. центра РАН, 1963. - 253 с.

5. Алиханов Р. Кубачинский орнамент/ Ред. и вступит, ст. Т.М. Разиной. М.: Госбытизздат, 1963. 13 е.: ил.

6. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. М. 1926. 181-е.

7. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. Резные камни. М.: РАНИОН, 1931. 80-е.

8. Борев Ю.Б. Личность-нация-человечество //Национальное и интернациональное. М., 1971. С. 113-140.

9. Варшавский Л.Р. Советское изобразительное искусство. Основные этапы развития. М. Советский художник. 1961. 156 с.

10. Ванслов В.В. «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР». Л. 1973. С.10.

11. Волкова П. Молодое искусство древнего народа. //Дружба народов. 1960.№4. С. 181-183.

12. Веймарн Б. В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства. М.: Изд-во Акад. художеств СССР. 1962. 50-е.

13. Воронкина Н.П. Изобразительное искусство Советского Дагестана. Махачкала 1978. 155 с.

14. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промысли Дагестана. Махачкала. 1988. С. 101.

15. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Худож.-эстет. пробл. Махачкала 1992. 183 с.

16. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань. 1982. -126 с.

17. Гейбатов С. Г. Художественный символ в традиционном и современном искусстве Дагестана. Махачкала 2013. С. 148.

18. Гейбатова-Шолохова З.А. Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства 1917-1985. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Л. 1987. Т. 1- 210 с. Т. 2- 89 с.

19. Гейбатова Л.Г. Дагестан в творчестве русских художников XIX - начала XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М. 2011. С. 215.

20. Дагирова Дж. А. Капаницын Дмитрий Акиндинович. 1895-1961. Махачкала 2006.23-с. Ил.

21. Дагирова Дж. А. «Художники Дагестана 1917-2005 гг. Изобразительное искусство», иллюстрированная энциклопедия. Махачкала, 2007. 410 с.

22. Дагестанское искусствознание. Сб. н. ст.//ответст. ред. и составитель Магомедов Д.М. Махачкала. 1976г. С. 166.

23. Дагестанские художественные промыслы: наследие, проблемы, перспективы. К 80-летию со дня рождения народного художника РСФСР Расула Алиханова: Материалы научной сессии / Отв. ред. А. Дж. Магомедов. -Махачкала, 2003. С. 18.

24. Давудов Ш.О. Археологические исследования вблизи дагестанского селения Башлыкент / Ш.О. Давудов; Даг. науч. центр, Ин-т истории, археологии и этнографии. - Махачкала, 2002. - 101 с.

25. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М. -.Наука, 1966.- 208 с.

26. Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. М.: Наука, 1966.- 95 е.: ил.

27. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. 238 с.

28. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М.: Наука 2001. 416 с.

29. Дебиров П. М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов / Науч. ред П. Р. Гамзатова. - М.: Наука, 2001. - 416 с.

30. Древние памятники Северо-Восточного Кавказа: (материалы по археологии Дагестана, т. VI): Сб. / М.Г. Гаджиев (отв. ред.); Даг. науч. центр, Ин-т истории, яз. и лит. им. Г. Цадасы. - Махачкала, 1997. - 158 с.

31. Зигнер Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М. Советский художник. 1977. 296 с.

32. Зигнер Е.А. Социалистический интернационализм и проблема национальной формы в современном искусстве. М.: Искусство. 1962.- 118 с.

33. Зульфукарова М. Жизнь в искусстве. - Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1973. - 176 с.

34. Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры: Сб. ст. / Сост. М. И. Магомедова-Чалабова; Отв. ред. Д. М. Магомедов. -Махачкала, 1988.- 165 с.

35. Искусство Дагестана. Аальбом/декоративно-прикладное искусствво, живопись, скульптура, графика. М.: Советский художник. 1981. 187- с.

36. Искусство Дагестана в годы Великой отечественной войны 1941-1945. Очерки истории / Д. М. Магомедов, Г. А. Султанова, М. А. Якубов, 3. А. Гейбатова-Шолохова, А. Дж. Магомедов. - Махач-кала: Дагкнигоиздат, 1984. -116 с.

37. Искусство Дагестана в XX столетии. Махачкала 2012. 505 с.

38. Идейно художественные проблемы современного искусства Дагестана. Сб. статей. Махачкала. 1982. С. 145 .

39. Искусство народов СССР. Сборник ст. и материалов. M.:JI., 1930,- 160 с.

40. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. Т.- 1. С-304. Т.- 2. С.- 324.

41. Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х гт. М.: Искусство. 1977.- 193 с.

42. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Сб. ст. JL: Художники РСФСР. 1973. - 193 с.

43. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане. Махачкала.: Дагфилиал АН СССР, i960.- 183 с.

44. Каймаразов .Ш. Очерки истории культуры народов в Дагестане. М.: Наука. 1971.С. 475.

45. Кильчевская Э. В., Иванов A.C. Художественные промысли Дагестана, М. 1959г. С. 178.

46. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М.: 1962.- 83 с.

47. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М. «Наука» 1968г. С. 201.

48. Клычникова М.В. Вхождение Северного Кавказа в культурное поле России (1777-1864 гг.). Диссертация кандидата исторических наук. -Пятигорск, 2005. - С.84.

49. Котович В.М. Древнейшие писаницы Дагестана. М.: Наука. 1976.- 100 с.

50. Купцов И.И., Ракитин В.И. Многонациональная советская живопись. М.: Знание. 1968.- 158 с.

51. Луначарский A.B. Об Изобразительном искусстве. М.: Сов. худ., 19661967. Т.1.-511 е., 2.-391 с.

52. Марковин В.И.. Дорогами и топами Дагестана. М. «Искусство» 1988г.-100 с.

53. Маммаев М.М. Декоративно прикладное искусство Дагестана. Махачкала 1989.-346 с.

54. Магомедов А. «Город златокузнецов». (Из истории художественных и общественных традиций с. Кубачи). — Махачкала, 1998. — 136 с.

55. Магомедов А. Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана (XIX- начала XX в.) / Отв. ред. Д. М. Магомедов. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999.-205 с.

56. Магомедов А. Дж. Художественные промыслы Дагестана в XX веке: Реалии практики и позиция власти / Отв. ред. Д. М. Магомедов. — Махачкала, 2003.-228 с.

57. Магомедов А. Дж. Традиционное искусство Дагестана в контексте социальных преобразований XX в. Махачкала 2007. С.-146.

58. Магомедов Д.М. Развитие социалистических национальных художественных культур М. 1979. С. 139.

59. Магомедов А Дж. Современное искусство Дагестана в контексте реалий новой России: сб. научн. статей. Махачкала 2008. С. 238.

60. Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана» Махачкала 1971.- 60 с.

61. Магомедов Д.М. Профессиональное искусство Дагестана. Основные закономерности становления и развития. Махачкала. Даг. кн. издат. 1972. — 148 с.

62. Магомедов Д.М. Единство многообразия. Диалектика национального и интернационального в социалистической художественной культуре. Махачкала 1977.- 107 с.

63. Магомедов Д.М. Развитие социалистических национальных культур. М. Наука. 1979.- 139 с.

64. Магомедова-Чалабова М.И. Живопись Советского Дагестана (история, становление, актуальные проблемы развития) Диссертация кандидата искусствоведения. М. 1986. С. 231.

65. Маммаев М.М. Исламское искусство Дагестана: Формирование и характерные черты // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М.: Вост. лит., 2001.- 198 с.

66. Марковская Я. Дагестанская АССР, "альбом" Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л. 1973 С. 86-89.

67. Маркелов Н.В. Кавказские силуэты: история Кавказа в лицах. -Пятигорск,2006. - С.225.

68. Музыка красок. Махачкала.: Дат. кн. изд. 1979. - 115 с.

69. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. С. Статей. Махачкала.: Изд. Даг ФАН СССР, 1979.- 193 с.

70. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана: Сб. ст./ Сост. А. Д. Магомедов; Отв. ред. Д. М. Магомедов. -Махачкала, 1984. - 168 с.

71. Несмачная С.И. История Кавказа в лицах: Биографический словарь. Т.1У. - Ставрополь,2000. - С.И.

72. Новое дагестанское искусствознание. Главный редактор и составитель Дагирова Дж. Махачкала 2005. №1.- 168 с.

73. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 М. 1987. С.-318 с.

74. Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875-1946. М.: Искусство. 1961.- 147 с.

75. Рубо Франц Алексеевич // Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975. Т. 22. С. 345.

76. Становление профессионального искусства Дагестана. Сб. научных статей. Махачкала 1982. - 83 с.

77. Советское изобразительное искусство: 1917-1941 гг. М., 1977. С. 122.

78. Сокольников М.П. Изобразительное искусство краев областей, автономных республик РСФСР. М.: Сов. худ. 1964.- 76 с.

79. Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве. Сб. ст. М.: Искусство, 1960.- 280 с.

80. Традиция и современность. Сб. н. ст. / Отв. ред. и сост. Д. М. Магомедов. Махачкала 1977.- 199 с.

81. Художественное творчество Дагестана и молодежь: Сб. ст. / Сост. Г. М. Бартыханов; Отв. ред., автор предисл. Г. А. Султанова. - Махачкала, 1991. -125 с.

82. Чекалин C.B. Под солнцем юга: Кавказские войны в лицах. — М.,2002. -С.287.

83. Червонная С. М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. М. Изобр. Искусство. 1982.- 233 с.

84. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР 1917-1877. М. 1878.-208 с.

85. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. - М.,1997. - С.206.

86. Шиллинг Е.М. Дагестанские кустари. М.: Центральный музей народоведения. 1926. - 44 с.

87. Шиллинг Е.М.: Балхарские женские художественные промысли дагестанского аула Балхар. Пятигорск.: Севкавгиз. 1935.- 22 с.

88. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М.: Иск-во Академии наук СССР, 1949.- 224 с.

89. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают / А.Р. Шихсаидов. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1969. - 120 с.

90. Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве, 1972-1993. Махачкала 2010.- 100 с.

Статьи, журналы, каталоги выставок

91. Абдуллаева З.А. Кавказ — глазами именитого немецкого художника Теодора Горшельта. - Грозный,2007. - С.29.

92. Аскар-Сарыджа Х.-Б. У истоков изобразительного искусства Дагестана. Дагестанская правда, 1970,20 августа.

93. Боровский А. Национальное своеобразие. Художник. 1980. №4. С-14-22.

94. Богемская К. Г. и Гамзатова П.Р. Формирование художника и национальные традиции в Дагестане// Новое дагестанское искусствознание № 1. Махачкала 2005. С. 44-59.

95. Ванслов В.В. Единое многонациональное. Художник. 1971 .№10. С 2-16.

96. Ванслов В.В. Проблемы изобразительного искусства.- В кн. Социалистический реализм и проблемы эстетики. М.: Искусство 1970. С. 3-51.

97. Веймарн Б.В. Интернационалистический характер советского изобразительного искусства. Художник 1974.№2. С. 2-4.

98. Воронкина Н.П. "H.A. Лаков", вступительная статья и составитель каталога персональной выставки, ДМИИ. Махачкала 1964. С. 28.

99. Войны, сражения, полководцы в произведениях классической живописи. -М.,2002. — С.10.

100. Гамзатов Г.Г. У истоков профессионального искусства народов Дагестана. В кн. Становление профессионального искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С- 5-9.

101. Горшельт Г. Кавказские походные рисунки. Вып.1-5. — СПб.,1896. — С.7,32,54.

102. Гейбатова-Шолохова З.А. Монументально-декоративные поиски в творчестве дагестанских художников 20-30-х гг. — В кн. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. Махачкала. Издат. Дагфилиала АН СССР, 1979. С. 156-176.

103. Гейбатова Шолохова З.А. Традиции народного искусства в дагестанской гравюре 1960-1970 г. В кн. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1984. С. 94- 101.

104. Гейбатова-Шолохова З.А. "Моллаев Юсуф Ахмедалиевич", "Возрождение" Махачкала 1999, №5. С. 69-70.

105. Гейбатова-Шолохова З.А. Дагестанское изобразительное искусство семидесятых годов (живопись, скульптура, графика, сценография). В кн.

Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С. 26- 43.

106. Гейбатова-Шолохова З.А. Изобразительное искусство: 1917-1925; 19261931; 1932-1936; 1937-1941: в Кн. Очерки истории Советского искусства Дагестана 1917-1941. Москва 1987. С. 102-111; 158-168; 210-227; 270-284.

107. Гейбатова-Шолохова З.А. Становление и развитие профессионального изобразительного искусства. В кн. Искусство Дагестана в XX столетии. Сб. ст. Махачкала 2012. С. 224-300.

108. Гейбатова Л.Г. Исторические предпосылки европеизации художественной культуры Дагестана (творчество русских художников XIX века в Дагестане) // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. — Махачкала,2008. — С.542.

109. Гейбатов С.Г. Изобразительное искусство [табасаранского народа] // Возрождение: Прошлое, настоящее и будущее народов Дагестана. - 2002. - № 8. -С. 106-110.

110. Горцы Северного Кавказа глазами художников (по следам художественно-этнографических экспедиций 1924-1926 гг.). Каталог выставки. - Ставрополь, 1997. - С.3-4.

111. Гуралыцин А. В горах его сердце// Дагестанская правда. 1980. 12 июня.

112. Дагирова Д.А. Светские и советские начала в изобразительном искусстве Дагестана //О первых художниках Дагестана// ОООАИС. http://WWW.ais-aica.ru Мировоззренческие чтения. 2011г.

113. Дагирова Д.А. «Даги. Чистая абстракция».- В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 74-76.

114. Дагирова Д.А. Вступительная статья к каталогу выставки И. Уруджевой «Пейзажи Уруджевой».- В кн. В юг. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 77-78.

115. Дагирова Д.А. Прерванная песнь. «Памяти Анхил Марин». В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С 79-81.

116. Дагирова Д.А. Архаика и современность Апанди Магомедова. В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 82- 85.

117. Дагирова Д.А. По краю центра. «Искусство» В кн. В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 86-89.

118. Дагирова Д.А. «Коллекция графики в собрании ДМИИ// XIV-XX вв. Историко-художественный обзор» Сб. научн. Статей, вып. 1, ДМИИ. Махачкала 2002. с 54-83.

119. Джандарова 3. Один из первых. Ст. посвящ. Творчеству М.К.-М. Юнусилау// Советский Дагестан. 1977.№3. С. 70.

120. Дебиров П.М. Портрет в творчестве М.-А. Джемала и Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. В кн. Становление профессионального искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С. 39-51.

121. Джандарова. 3. "Один из первых" (ст. посвященная художнику М. Юнусилау), Советский Дагестан. 1977. №3. С. 70-71.

122. Ерошевич Г. К. Описание картины панорамы Взятие аула Ахульго // Взятие аула Аульго в Дагестане. СПб., 1909. С. 17-21.

123. Идрисова С.И. Метафизические ландшафты Евгения Голика. В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 93-95.

124. Индербаев Г. Наш край в живописи М.Ю. Лермонтова // Вайнах — Грозный,2004. -№ 7. - С.14-15.

125. Искусство Северо-Кавказского края.- Искусство, 1936. №4. С. 163-168.

126. Кисриев Э.Ф. Интернациональное и национальное в процессе интернационализации общественной жизни. В кн. Дагестанское искусствознание. Махачкала 1976. С. 26- 38.

127. Кумыков Т.Х., М.Б. Нагоев. Исторические реалии народов Северного Кавказа в произведениях деятелей культуры России первой половины XIX в. — Нальчик, 1996. - С. 13.

128. Магомедов Д.М. О диалектике социально-классового и национального в развитии художественных культур. В кн. Традиции и современность. Махачкала 1977. С. 19-37.

129. Магомедов Д.М. Некоторые методологические проблемы исследования национального своеобразия искусства. В кн. Дагестанское искусствознание. Махачкала 1976. С. 7-25.

130. Магомедов Д.М. Дагестанская классика в творчестве Г.А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. В кн. Становление профессионального искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С. 10-16.

131. Магомедовва-Чалабова М.И. Муэтдин-Араби Джемал. Хас-Булат Аскар-Сарыджа. 1990-2000: Каталог юбилейной выставки, вступительная статья. Махачкала 2002. С. 3-32.

132. Магомедова-Чалабова М.И. Традиции народного искусства в дагестанской живописи 1960-1970-х гг. В кн. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1984. С. 76-84.

133. Магомедова-Чалабова М.И. Художники Дагестана в годы Великой Отечественной войны. В кн. Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С. 77-85.

134. Магомедова-Чалабова М.И. Тематическая картина в творчестве М.А. Джемала. В сб. статей «Становление профессионального искусства Дагестана» Махачкала, 1982. С.52-59.

135. Маркелов Н.В. Лермонтов и Северный Кавказ. - Пятигорск,2008. — С. 127.

136. Патенина Т.П. Российские художники в дагестанском изобразительном искусстве, "альбом, живопись-графика 1920-1980". Махачкала 2006. С. 30.

137. Патенина Т.П. Наследие Г.П. Конопацкой Дагестану. В кн. Новое дагестанское искусствознание №1. Махачкала 2005. С. 120-126.

138. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. - СПб.. 1913. - С. 105-107.

149. Путерброт Э.М., И. Купцов. "Разнообразие творческих начинаний" Дагестанское изобразительное искусство 1920-30-х годов. //Искусство, 1973, №9, С. 34-38.

140. Путерброт Э.М. Лансере в Дагестане /Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С 7-12.

141. Путерброт Э.М. Яркие краски, яркий талант./ Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 23-26.

142. Путерброт Э.М. Свидетели великого эксперимента. Несколько картин из дагестанских музеев/ Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 27-32.

143. Путерброт Э.М. Августович Алексей Иванович. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 33-35.

144. Путерброт Э.М. Сценография зоны. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 36-39.

145. Путерброт Э.М. Взгляд поэта. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 40-41.

146. Путерброт Э.М. Театральные художники Дагестана. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 42-44.

147. Путерброт Э.М. Августович А.И. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 45-46.

148. Путерброт Э.М. Анатолий Ягудаев. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 47-48.

149. Путерброт Э.М. Омар Гусейнов. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 49-50.

150. Путерброт Э.М. Невостребованный талант. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 51-52.

151. Путерброт Э.М. Выставка художников Кавказа. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С.53-56.

152. Путерброт Э.М. Столь долгое возвращение после долгого отсутствия. / Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве 1972-1993. Махачкала 2010. С. 61-64.

153. Соснина E.JI. Северный Кавказ XVIII - XIX вв. глазами французских художников // Феномен творческой личности в культуре. Материалы II международной конференции. - М.,2006. - С.618.

154. Стругова О.Б. Дагестан глазами Евгения Лансере: к 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства ( каталог выставки). М. 2013. 239 с. Ил л.

155. Федорова О. Франц Рубо.-М., 1982.-С.24.

156. Халаминский Ю. Франц Алексеевич Рубо (1856-1929). - М.,1952. - С.4-11.

157. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX в. -1917 г.) Монография. — Владикавказ,2006. — С. 175.

158. Шахмарданова Л.В. К вопросу становления жанра портретного рисунка в творчестве М.-А. Джемала. В кн. Становление профессионального искусства Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1982. С 67-70.

159. Шахмарданова Л.В. Предметный мир народного искусства как средство передачи национального своеобразия в тематической картине художников автономных республик Северного Кавказа (1969-1970). В кн. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Сб. ст. Махачкала 1984. С. 85-93.

160. Эглит А. Василий Федорович Тимм. - М.,Л,1962. Мемуарная литература - С.3-4.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Орнаментация и конструкция форм керамических сосудов из Карабудахкентского могильника. 1-Ш тыс. н. э.

2. Древо жизни на кувшине из Уркецкого городища. УН-У1И в.

3. Керамическое блюдо. Селение Кала. ХН1-Х1У вв. Формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь. Гос. музей Востока г. Москва.

4. Блюдо. Кахетия. XVIII в. Керамика, формовка на гончарном круге, роспись, глазурь. Гос. музей Востока г. Москва.

5. Ваза с цветочными мотивами. Китай. Период Юань (1280-1368) Мастерские Цычжоу Керамика, роспись коричневым пигментом. Гос. музей Востока, г. Москва.

6. Дно блюда. Иран. XVI в. Фаянс, подглазурная роспись кобальтом. Гос. музей Востока, г. Москва.

7. Керамическое блюдо из селения Испик. ХУШ-Х1Х вв. Белая глина, цветная полива, штамп, соли. ДМИИ.

8. Фрагмент керамического блюда из селения Испик с изображением бегущего коня. ХУШ-Х1Х вв. Белая глина, цветная полива, штамп, соли. ДМИИ.

9. Фрагмент глазурованного керамического блюда с изображением птиц. Южный Дагестан ХУШ-Х1Х вв. Керамика, формовка на гончарном круге, штамп, ангоб, роспись, глазурь. Гос. музей Востока, г. Москва.

10,11. Фрагменты балконных росписей из селения Ахты. 1814. Дерево, роспись клеевыми красками. Гос. музей Востока г. Москва.

12,13. Антрапоморфные статуэтки. Цунтинский район. I- тыс. до н. э. Бронза.

14. Бронзовая статуэтка женщины. Согратль. Сер. I- тыс. до н. э.

15. Бронзовая бляшка. У1-У вв. до н. э. Урцекский могильник.

16. Бронзовая пряжка. Бежтинский могильник. У1Н-Х вв.

17. Бронзовая пряжка с изображением оленей. Цунтинский район. УШ-Х вв.

18. Бронзовая пряжка. Аркасский могильник. X-XII вв.

19. Бронзовая пряжка. Закавзазье (Грузия). III вв. до н. э.- III вв. н. э.

20. Кубачинский бронзовый котёл XIV в. Г.Э.

21. Схема изображения львов на тулове кубачинского бронзового котла. Г.Э.

22. Изображение львов на бортике кубачинского бронзового котла (фрагмент)

XIV в. Г.Э.

23. Армянский котёл «Свадебный» Средневековье. (С. Саакян) Медь.

24. Изображение головы человека и бегущих коней на бортике бронзового кубачинского котла (фрагмент) XIV-XVIII вв. Гос. музей иск. нар. Востока, г. Москва.

25. Изображение птиц и цветов на подойнике. Фрагмент. Медь, гравировка, полуда. Кон. XIX нач. XX в. ДМИИ.

26. Изображение птиц на декоре подноса. (Фрагмент) Нач. XX в. Медь, ковка, полуда, гравировка. ДМИИ.

27. Головное навершие на «чохто» (головное украшение). Кон. XIX в.Серебро, чернь, гравировка. ДМИИ.

28. Навершие на напочку. «райская птица» Серебро, филигрань, кораллы, цветная паста. Нач. XX в. ДМИИ.

29. Рельеф каменного фриза из с. Кубачи с изображением борцов и конного лучника XIV-XV вв. Г.Э.

30. Кубачинский средневековый рельеф с изображением сцены пиршества. XIV-е вв. Г.Э.

30. Рельеф каменного фриза из с. Кубачи с изображением сцены поединка. XIV-

XV вв. Г.Э.

32. Сасанидский наскальный рельеф с изображением сцены состязания. Накш-и-Рустем.

33. Тимпан из с. Кубачи с изображением сцены нападения хищника на жертву. XIV вв. Г.Э.

34. Каменный рельеф из с. Кубани с изображением птиц по сторонам рыбы. XIV-XV вв. Г.Э.

35. Каменный рельеф с изображением птиц из с. Кубани. XIV-XV вв. Г.Э.

36. Каменный рельеф с изображением львов из с. Кубани. XIV-XV вв. Г.Э.

37. Каменный рельеф с изображением сцены охоты. С. Кубани XIV-XV вв. Г.Э.

38. Каменная ступка из с. Кубани с изображением сцены состязания. XIX в. ДМИИ.

39. Рубо Ф. А. Штурм Гимры. 1891. Холст. Масло ДМИИ.

40. Рубо Ф.А. Штурм Ахульго. 1888г. Холст, масло. ДМИИ.

41. Рубо Ф.А. Вступление Петра I в Тарки в 1722 г. Холст, масло 1893г. ДГОМ.

42. Рубо Ф.А. Штурм аула Ахульго. Фрагмент панорамы. 1889-1890. Холст, масло, ДМИИ.

43. Рубо Ф.А. Вооружённый черкес на голубой лошади. Холст, масло 1880-е гг.

44. ГоршельдтТ. Пленение Шамиля. Холст, масло. ДГОИАМ.

45. ГоршельдтТ. Пленение Шамиля. Фрагмент Холст, масло. ДГОИАМ.

46. Занковский И.Н. Сагретлинская переправа. Картон, масло. II половина XIX в. Мемориальный музей-усадьба художника H.A. Ярощенко.

47. Занковский И.Н. Дарьяльское ущелье. Холст, масло. II половина XIX в. Нижегородский художественный музей.

48. Александровский И.Ф. Русский лагерь под Гунибом. Холст, масло. 1895. ДМИИ.

49. Лансере Е.Е. Хаджи-Мурат спускается с гор. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи- Мурат» 1916.

50. Лансере Е.Е. В сакле Садо. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» 1916.

51. Лансере Е.Е. Мусалау 90 лет. 1918. Бумага, акварель. ДМИИ.

52. Лансере Е.Е. Баху из Гочоба. 1925. Бумага, акварель. ДМИИ.

53. Лансере Е.Е. «Гочоб». 1925. Бумага, темпера. ДМИИ.

54. Лансере Е.Е. Тидиб. 1925. Бумага, темпера, акварель. ДМИИ.

55. Лансере Е.Е. Триптих «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти». 1929-1931. Холст, масло. ДМИИ.

56. Лансере Е.Е. Село Урода. Вид на аул Хотода. 1925. Бумага, темпера, акварель. ДМИИ.

57. Джемал М.-А. Село Урода. 1925. Сангина, акварель. 1925. ДМИИ.

58. Лансере Е.Е. Женщина из аула Гочоб. 1925. Бумага темпера. ДМИИ.

59. Джемал М.-А. Горянка из селения Гочоб. 1925. Бумага, карандаш, акварель. ДГОИАМ.

60. Лаков H.A. Баркасы на берегу. 1928. Бумага, тушь. ГМИИ им. A.C. Пушкина.

61. Лаков H.A. Лодки, кон 1920-х гт. Бумага, тушь. ГМИИ им. A.C. Пушкина.

62. Лаков H.A. Бурлак. 1929 г. Бумага, тушь. ГМИИ им. A.C. Пушкина.

63. Лаков H.A. Рисунок из серии «На рыбных- помыслах Дагестана». 19281931. Бумага, тушь. ГМИИ им. A.C. Пушкина.

64. Лаков H.A. Старуха аварка. 1930. Бумага, тушь. Гос. музей иск. нар. Востока г. Москва.

65. Лаков H.A. Портрет Сулеймана Стальского. 1934. Бумага, тушь. Гос. музей иск. нар. Востока г. Москва.

66. Лаков H.A. Муи Ганзаева. 1933. Бумага, тушь. Гос. музей иск. нар. Востока г. Москва.

67. Лаков H.A. Село Чиркей. Бумага, тушь. 1934. Гос. музей иск. нар. Востока г. Москва.

68. Мусаясул Х.-Б. Чохинки. 1916. Бумага, акварель.

69. Мусаясул Х.-Б. Женщина с собакой. Илл. к книге «Страна последних рыцарей» Х.-Б. Мусаясул 1930-е гт.

70. Мусаясул Х.-Б. Вечеринка. Илл. к кн. «Страна последних рыцарей» 1930-е гг.

71. Джемал М.-А. Кородинский мотив. 1922г. Картон, масло. ДМИИ.

72. Джемал М.-А. Андийка. 1921. Бумага, картон. ДГОИАМ.

73. ДжемалМ.-А. Горянка в красном. 1921. Бумага, акварель. ДМИИ.

74. ДжемалМ.-А. Портрет горца из Урода. 1925 г. Бумага, картон. ДМИИ.

75. ДжемалМ.-А. Мусрох. 1925 г. Бумага, акварель картон. ДМИИ.

76. Джемал М.-А. Внутренний вид сакли горца. 1920-е гг. Бумага, акварель. ДГОИАМ.

77. Джемал М.-А. Триптих «В ауле» (центральная часть). 1928-1930. Холст, масло. ДМИИ.

78. ДжемалМ.-А. Патимат Амирханова. 1932. Бумага, картон. ДМИИ.

79. ДжемалМ.-А. Дауд Алиев. Бумага, гуашь. 1931. ДМИИ.

80. ДжемалМ.-А. Али Дибир Атречев. 1932. Бумага, гуашь. ДМИИ.

81. Джемал М.-А. У гончарной печи. 1932. Бумага, пастель, акварель. ДГОИАМ.

82. ДжемалМ.-А. Первое мая в ауле Кубачи. Бумага, гуашь. 1935. ДГМИИ.

83. Джемал М.-А. Портрет Сулеймана Стальского. Холст, масло. 1935-1939. ДМИИ.

84. Джемал М.-А. Объявление автономии Дагестана. Холст, масло. 1934-1940. ДГМИИ.

85. Джемал М.-А. «Портрет героя Советского Союза М. Гамзатова». 1944. Холст, масло. ДМИИ.

86. ДжемалМ.-А. Зима в Анди. Холст, масло. 1948. ДГОИАМ.

87. ДжемалМ.-А. Портрет певицы Нуцаловой. Холст, масло. 1949. ДМИИ.

88. ДжемалМ.-А. Август. Сбор персиков. Холст, масло. 1959-1960. ДМИИ.

89. МоллаевЮ.А. Балхарка Залму. 1932. Бумага, сангина, ДГОМ.

90. МоллаевЮ.А. Строительство вышки. 1930-е гг. Бумага, акварель. ДГОМ.

91. МоллаевЮ.А. Примирение кровников. 1935. Холст, масло. ДМИИ.

92. МоллаевЮ.А. Дворик в Янгиюрте. 1950-60 гг. Бумага, акварель. ДМИИ.

93. Моллаев Ю.А. Беседка. Бумага, акварель. 1950-60 гг. ДМИИ.

94. Капаницын ДА. Ручной жернов. 1925 г. Бумага, картон. ДГОИАМ.

95. Капаницын ДА. Водянная мельница. 1925 г. Бумага, картон. ДГОИАМ.

96. Капаницын Д.А. Выделка ковров. 1925. Бумага, картон. ДГОИАМ.

97. Капаницын Д.А. Женщина за обедом. 1936. Бумага, тушь. ДМИИ.

98. Капаницын Д.А. Тимуровцы в ауле. Бумага, акварель. 1943. ДГОИАМ.

99. Капаницын Д.А. Строительство школы в ауле». Бумага, акварель. 1947. ДГОИАМ.

100. Капаницын Д.А. Агитатор в поле. Картон, гуашь. ДГОИАМ.

101. Капаницын Д. А. Дорога на Гимры. 1959. Холст, масло. ДГМИИ.

102. Капаницын Д.А. Вышка в море. Бумага, акварель. 1958 г. ДМИИ.

103. Капаницын Д.А. Махачкалинская рембаза. Картон, масло. 1959. ДМИИ.

104. Юнусилау М.К.-М. Ахмед Абубаев. Бумага, карандаш. 1935. ДГОИАМ

105. Юнусилау М.К.-М. Маджиз Шамсутдинов. Бумага, карандаш, гуашь. 1932. ДГОМ.

106. Юнусилау М.К.-М. Подарки Ленину. Бумага, карандаш. ДМИИ.

107. Юнусилау М.К-М. Махач Дахадаев. Бумага, карандаш. ДГОИАМ.

108. Юнусилау М.К.-М. Портрет врача Исаева. Участн. ВОВ. 1942. Бумага, цветной карандаш. ДГОИАМ.

109. Юнусилау М.К.-М. Портрет поэта О. Батырая. Бумага акварель. ДГОИАМ.

110. Юнусилау М.К.-М. Махмуд в сакле. 1958. Холст, масло. ДМИИ.

111. Юнусилау М.-К.-М. На годекане. 1970 г. Бумага, карандаш. ДМИИ.

112. Юнусилау М.К.-М. На мельнице. Бумага, карандаш. 1969. ДМИИ.

113. Беспалов Д.Т. Портрет питомниковода Магомедовой М.. 1960-е гг. Холст, масло. ДМИИ.

114. Марковская А.И. Портрет Рагимат Гаджиевой. Холст, масло. 1965. ДМИИ.

115. Горьков В.Н. Унцукульские мастера» Холст, масло. 1959. ДМИИ.

116. Х.М. Курбанов. Портрет Али Алиева. Холст, масло. 1969 г. ДМИИ.

117. Курбанов. Х.М. Женщины гор. (Триптих, центр, часть) 1969. Холст, масло.

118. Курбанов. Х.М. Сыны республики. Холст, масло. 1972. ДМИИ.

119. Шабанов М.М. Вечер в ауле. 1977. Холст, масло. ДМИИ

120. Августович А.И. Туннель на Чиркей ГЭС. Холст, масло. 1958. ДМИИ.

121. Августович А.И. Вечер на махачкалинском пляже. 1958 г. Картон, масло. Галерея современного искусства "Арт Медиа Союз".

122. Августович А.И. Маёвка. 1972. Картон, масло. ДМИИ.

123. Августович А. И. Загородный пляж. Картон, масло. 1973. Част. собр. Электронная галерея: artnow.ru

124. Августович А.И. Осенний аул. 1981. Картон, масло. Част. собр.

125. Гусейнов О.Х. Чираг. 1980-е гг. Холст, масло. Первая галерея г. Каспийск.

126. Гусейнов О.Х. Село Чираг. 1980-е гг. Бумага акварель. Первая галерея г. Каспийск.

127. Рабаданов З.Р. Кубачинская кузница. Холст, масло. 1969. ДМИИ.

128. Г.М. Камбулатов. Три поколения. Холст, масло. 1971. ДМИИ.

129. Конопацкая Г.П. Танец. 1965-1969г. Холст, масло. ДМИИ

130. Конопацкая Г.П. Вертолёт в ауле. 1973. Холст, масло.

131. Конопацкая Г.П. Отдых в поле. 1970 г Техника энкаустики.

132. Конопацкая Г.П. Материнство. 1978г. Холст, масло. ДМИИ.

133. Сунгуровы Г. и Г. На веранде. Из серии «На новых землях». Линогравюра.

1973. ДМИИ.

134. Сунгуровы Г. и Г. . Резчик по дереву. Линогравюра. 1972. ДМИИ.

135. Сунгуровы Г. и Г. Пряхи. 1968. Линогравюра. ДМИИ.

136. Шарыпов А.Н. Музыканты. Из серии «День рождение горца». Литография,

1974. ДМИИ.

137. Магомедов М.Г. Пить можно всем. Цветная линогравюра. 1968. Частное собр.

138. Шарыпов А.Н. Мы чабаны. Из серии «День рождение горца». Литография, 1974. ДМИИ.

139. Магомедов М.Г. К добру и миру. Цветная линогравюра. 1971. Частное собр.

140. Хизроев. М.А. Шиповник. 1995. Бумага, акварель. Частное собр.

141. Хизроев M.А. Медные кувшины. 1989. Бумага, акварель.

142. Хизроев М.А. Пейзаж. Туман» 1994. Бумага, акварель.

143. Хизроев М.А. Село Хашар-Хотар. 1995. Бумага, акварель.

144. Дибиров. М.М. Лепестки роз. 1997-2000-е гг. Хоолст, масло. Первая галерея г. Каспийск.

145. Дибиров М.М. Обыск в доме радикального идеолога. 1998. Холст, масло. Первая Галерея г. Каспийск.

146. Дибиров М.М. Бородатые боевики, обсуждающие что-то весёлое у костра. 1997-2000-е гг. Холст, масло. Первая галерея г. Каспийск.

147. Дибиров М.М. Молоко. 1997-2000-е гг. Холст, масло. Первая галерея г. Каспийск.

148. Дибиров М.М. Молчание ягнят. 2011 г. Холст, масло. Первая галерея г. Каспийск.

149. Уруджева И.Н. Сакля. 2007. Холст, масло. Частное собр.

150. Уруджева И.Н. Старая мечеть. 2008 г. Холст, масло. Частное собр.

151. Мусаев А.Б. «XVII век. Шавхалы после междоусобиц» 1997 г. Холст, масло. ДГОИАМ.

152. Голик Е. Единичная всеобщность. 2008. Холст, масло. Электронная галерея: ArtOnline.ru

153. Голик Е. Высокогорный медитатор. 2009 г. Холст, масло. Электронная галерея: ArtOnline.ru

154. Тихилов С.М. Дом молебни. 1996 г. Картон, масло. Первая галерея г. Каспийск.

155. Тихилов С.М. Матери. Графический лист из серии «Женщины» 1995. Бумага, тушь. Частное собрание.

156. Рабаданов Ш.А. Село Сарси. 1990 г. Холст, масло. Электронная галерея художников: ArtLib.ru

157. Рабаданов Ш.А. Гора Шалбуздаг, вид из села Микрах. 2008 г. Холст, масло. Электронная галерея: ArtLib.ru

158. Рабаданов Ш.А. Свадьба в горах. 1996. Холст, масло. Электронная галерея художников: ArtLib.ru

159. Саидов А. Чабаны. 1991 г. Холст, масло. ДМИИ.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рис. 3. Керамическое блюдо. Селение Кала. ХШ-Х1У вв. Формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь. Гос. музей Востока,

Рис. 4. Блюдо. Кахетия. XVIII в. Керамика, формовка на гончарном круге, роспись, глазурь. Гос. музей Востока г. Москва.

Рис. 1. Орнаментация и конструкция форм курамических сосудов из Карабудахкентского могильника. 1-Ш тыс. н. э.

* Рис 2. Изображение древа жизни

на кувшине из Уркецкого городища. УН-УШ в.

Рис. 5. Ваза с цветочными мотивами. Китай. Период Юань [1280-1368) Мастерские Цычжоу Керамика, роспись коричневым пигментом.

Рис. 6. Дно блюда. Иран. XVI в. Фаянс, подглазурная роспись кобальтом. (5, 6) Гос. музей Востока, г. Москва.

Рис. 7. Керамическое блюдо из селения Рис. 8. Фрагмент керамического блюда из селения

Испик. ХУШ-Х1Х вв. Белая глина, цветная Испик с изображением бегущего коня. ДМИИ. полива, штамп, соли. ДМИИ.

Рис. 9. Фрагмент глазурованного керамического блюда с изображением птиц. ХУ1П-Х1Х вв. Керамика, формовка на гончарном круге, штамп, ангоб, роспись, глазурь. Южный Дагестан Гос. музей Востока, г. Москва.

1

Ш 1 4 1 у М

X щ

щЩ щ.

РЛ ■<Ц

¡1 ■ к

'1 #

- /

% # **! ..„Г •¡ань.

*

Рис. 10,11. Фрагменты балконных росписей из селения Ахты. 1814. Дерево, роспись клеевыми красками. Гос. музей Востока г. Москва.

Г

Рис. 12,13. Антрапоморфные статуэтки. Цунтинский район. I- тыс. до н. э. Бронза.

Рис 14. Бронзовая статуэтка женщины. Согратль. Сер. I- тыс. до н. э.

Рис. 16. Бронзовая пряжка. Бежтинский могильник. УШ-Х вв.

Рис. 15. Бронзовая бляшка. У1-У вв. до н. э. Урцекский могильник.

Рис. 17. Бронзовая пряжка с изображением оленей. Цунтинский район. УШ-Х вв.

Рис. 18. Бронзовая пряжка. Аркасский могильник. Х-ХП вв.

Рис. 19. Бронзовая пряжка. Закавзазье (Грузия). III вв. до н. э.- III вв. н. э.

Рис.20. Кубачинский брозовый коёл XIV в. Рис. 21. Схема изображения львов на тулове

Г.Э. кубачинского бронзового котла. Г.Э.

Рис. 22. Изображение львов на бортике кубачинского Рис 23. Армянский котёл «Свадебный» бронзового котла (фрагмент) XIV в. Г.Э. Средневековье. (С. Саакян) Медь.

Рис. 24. Изображение головы человека и бугущих коней на бортике бронзового кубачинского котла (фрагмент) Х1У-ХУШ вв. Гос. музей Востока, г. Москва.

Рис. 25. Изображение птиц и цветов на подойнике. Фрагмент. Медь, гравировка, полуда. Кон XIX нач XX в. ДМИИ.

Рис. 26. Изображение птиц на декоре подноса (Фрагмент) Медь, ковка, полуда, гравировка. Нач. XX в. ДМИИ.

Рис.27. Головное навершие на «чохто» Рис 28. Навершие на напочку. «райская

(головное украшение). Серебро, птица» Серебро, филигрань, кораллы,

чернь, гравировка. Кон. XIX в. ДМИИ. цветная паста. Нач. XX в. ДМИИ.

Рис. 29. Рельеф каменного фриза из с. Кубачи с изображением борцов и конного лучника. Глинистый сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

Рис. 31. Рельеф каменного фриза из с. Кубачи с изображением сцены поединка. Глинистый сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

Рис. 30. Кубачинский средневековый рельеф с изображением сцены пиршества. Х1У-е вв. Глинистый сланец, резьба. Г.Э.

Рис. 32. Сасанидский наскальный рельеф с изображением сцены состязания. Накш-и-Рустем.

Рис. 33. Тимпан из с. Кубани с изображением сцены нападения хищника на жертву. Глинистый сланец, резьба. XIV вв. Г.Э.

Рис. 34. Каменный рельеф из с. Кубами с изображением птиц по сторонам рыбы. Глинистый сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

Рис. 35. Каменный рельеф с изображением Рис. 36. Каменный рельеф с изображением львов из птиц из с. Кубани. Глинистый с. Кубани. Глинистый сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

Рис 37. Каменный рельеф с изображением охоты. Село Кубани. Глинистый сланец, резьба. Х1У-ХУ вв. Г.Э.

Рис. 38. Каменная ступка из с. Кубани с изображением сцены состязания. Глинистый сланец, резьба. XIX в. ДМИИ

Рис. 39. Ф. А. Рубо. Штурм Гимры. Холст, масло. 1891 г. ДМИИ.

Рис. 40. Ф.А. Рубо. Штурм Ахульго. Холст, масло. 1888г. ДМИИ

Рис. 41. Ф.А. Рубо. Вступление Петра I в Тарки в 1722 г. Холст, масло.1893г. ДГОМ

Рис. 42. Ф.А. Рубо. Штурм аула Ахульго. Фрагмент Рис. 43. Ф.А. Рубо. Вооружённый черкес панорамы. Холст, масло, 1889-1890 г. ДМИИ. на голубой лошади. Холст, масло. 1880-е гг.

Рис. 44. Т. Горшельдт. Пленение Шамиля. Рис. 45. Т. Горшельдт. Пленение Шамиля Холст, масло. 1859 г. ДГОИАМ. Фрагмент. Холст, масло. 1859 г. ДГОИАМ.

Рис. 46. И.Н. Занковский. Сагретлинская Рис. 47. И.Н. Занковский. Дарьяльское ущелье,

переправа. Картон, масло. II половина XIX в. Холст, масло. II половина XIX в.

Мемориальный музей-усадьба художника Нижегородский художественный музей. H.A. Ярошенко.

Рис. 48. И.Ф. Александровский. Русский лагерь под Гунибом. Холст, масло. 1895 г. ДМИИ.

Рис. 49.

Е.Е. Лансере. Хаджи-Мурат спускается с гор. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» 1916 г.

Рис. 50.

Е.Е. Лансере. В сакле Садо. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи- Мурат» 1916 г.

Рис. 51. Е.Е. Лансере. Мусалау 90 лет. Бумага акварель. 1918 г. ДМИИ

Рис. 52. Е.Е. Лансере. Баху из Гочоба. Бумага, темпера. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 53. Е.Е. Лансере. «Гочоб». Бумага, темпера. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 54. Е.Е. Лансере. Тидиб. Бумага, темпера, акварель. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 55. Е.Е. Лансере. Триптих «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти» (внизу левая и правая части) Холст, масло. 1929-1931 г. ДМИИ.

Рис. 56. Е.Е. Лансере. Село Урода. Вид на аул Хотода. Бумага, темпера акварель. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 58. Е.Е. Лансере. Женщина из аула Гочоб. Бумага, темпера. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 57. М.А. Джемал. Село Урода. Сангина, акварель. 1925 г. ДМИИ.

Рис. 59. МА Джемал. Горянка из селения Гочоб. Бумага, карандаш, акварель. 1925 г. ДГОИАМ.

Рис. 60. H.A. Лаков. Баркасы на берегу. Рис. 61. H.A. Лаков. Людки. Бумага, тушь

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.