Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Чуякова, Бэла Зауровна

  • Чуякова, Бэла Зауровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 148
Чуякова, Бэла Зауровна. Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2006. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чуякова, Бэла Зауровна

Введение

Содержание

Глава I. Эволюция художественного конфликта в творчестве А.Евтыха 40-60-х г.

1.1. Послевоенные повести под влиянием облегченного конфликта.

1.2. Новое осмысление социально-экономической и духовной жизни деревни послевоенного десятилетия в романе-дилогии «Шуба из двенадцати овчин».

ГЛАВА И. Художественный конфликт и эволюция характера в историко-революционных романах А. Евтыха.

2.1. Художественное осмысление национального и классового в историко-революционных романах «Воз белого камня» и «Глоток родниковой воды».

2.2. Эволюция характеров в романах «Баржа» и «Бычья кровь».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха»

Художественный конфликт и художественный характер являются основополагающими компонентами любого произведения. Вот почему в литературоведческой науке их анализ стоит во главе угла.

Главной задачей литературы является создание произведений о людях и для людей. Но выполнение этой задачи невозможно, если она будет сводиться лишь только к описанию чего-либо, например, внешности, черт, свойств, проблем героя. Задача будет выполнена только тогда, когда художник начнет с познания человеческого бытия во всей его полноте, противоречивости и остроте. Основной принцип литературы - это отображение действительности. Но картина действительности в искусстве не будет достаточно полна без художественного исследования обстоятельств, среды, в которой живет герой, сил, с которыми он вступает в борьбу. Писатель должен не просто показать какой-то конфликт, а должен объяснить его природу, происхождение, развитие и только тогда становится ясным, как разрешится этот конфликт.

Открыв любой словарь литературных терминов, прочитаем, что конфликт - это столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой, героем и средой, и, наконец, борьба внутри сознания героя. И то, и другое, и третье верно: в литературе сущность конфликта - это взаимосвязь, взаимодействие единичного и общего. В любом произведении есть герой, который взаимодействует с другими людьми и окружающим миром.

Человек участвует в конфликте всем своим существом: мыслями, поступками, действиями, отношениями с другими людьми. Через конфликт проявляются духовные, нравственные качества героя. Конфликт предполагает выбор героя, а герой, в свою очередь, играет ведущую роль в развитии и разрешении конфликта. Сам по себе он разрешиться не может. Кроме того, конфликт предполагает выбор художником всех действующих лиц произведения, их расстановку, выполняемые ими функции, их роль в разрешении противоречия.

Проблемами теории художественного конфликта и характера занимаются многие ученые: Виноградов В.В., Лотман Ю.М., Тимофеев JI.M., Поспелов Г.Н., Лихачев Д.С., Бахтин М.М., Максимов Д.Е. и т.д. В адыгейском литературоведении вопрос о художественном конфликте тоже является одним из самых важных. Его разработкой занимаются ученые: К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо, Р.Г. Мамий, У.М. Панеш, Л.И. Демина, Х.Г. Тлепцерше и другие.

На осмысление учеными эстетики художественного конфликта большое влияние оказали учение Гегеля о конфликте, и диалектико-материалистическое его обоснование марксистской теорией.

Согласно Гегелю, конфликт - это коллизия. Она возникает из-за нарушения гармонии, ее последствием является борьба противоположностей, которая в свою очередь должна разрешиться победой одной противоположности над другой. Конечный результат -восстановление гармонии. Ядром коллизии является нарушение, которое не может и не должно долго существовать. Его надо устранить, чтобы восстановить гармонию. Сама коллизия еще не является действием, она лишь содержит в себе предпосылки к этому действию. Иначе говоря, коллизия является острой конфликтной ситуацией.

Гегель утверждает, что любая коллизия нарушает прекрасный идеал. Задача искусства — избавление от противоречия и восстановление этого идеала. Иными словами, скорое разрешение конфликта. Коллизия -это антагонизм, противоборство и противоречие, которые нуждаются в разрешении. Эта, верная в целом, мысль содержит и спорные моменты. Например, Гегель считает, что «богатая коллизиями ситуация является преимущественно предметом драматического искусства, которому дано изображать прекрасное в его самом полном и глубоком развитии» [49, с.

264]. Проблема конфликта в эпосе и тем более в лирике до сих пор остается сложной.

Профессор К.Г. Шаззо выделяет 3 типа художественного конфликта: 1) конфликт в драме; 2) конфликт в эпосе; 3) конфликт в лирике. Он считает, что ядром драматического конфликта является «.особо напряженное движение события и личности, имеющей прямое отношение к этому событию» [193, с. 22].

Неотъемлемым качеством эпического произведения Шаззо К.Г. считает многоступенчатость конфликта: «Эпический конфликт выводит на первый план события и личность героя, предоставив ему возможность самостоятельно действовать. В эпическом конфликте резкого поворота в сюжете и композиции, как правило, не бывает. Все подчинено в нем естественному ритму самой жизни» [193, с. 25].

Что касается конфликта в лирике, К.Г. Шаззо пишет: «Задача лирической поэзии - передать настроение индивидуума, вызванное его соучастием в происходящем. В силу этого художественный конфликт в лирической поэзии включает в себя меньше компонентов, нежели в эпической. Но степень драматизма событий и обстоятельств в личности выше уровня эмоционального начала в герое эпического произведения. Главное и в эпосе, и в лирике - отношение субъекта к миру» [193, с. 34].

Таким образом, конфликт является основой, как драмы, так и эпоса и лирики. Более того, он имеет свои особенности в каждом из перечисленных родов литературы.

Несомненно, что учение Гегеля о коллизии оказало положительное, основополагающее влияние на создание теории художественного конфликта. Вместе с тем Гегель отождествляет, синонимизирует понятия «коллизия» и «конфликт». Словарь же литературоведческих терминов указывает: «Коллизия (от лат. collisio - столкновение), противоречие, борьба действующих сил, лежащие в основе действия художественного произведения, . подразумевает исторический масштаб, глобальность изображаемых противоречий или - реже - определяет противоречие скорее как момент внутренней структуры, чем как предмет художественного изображения» [122, с. 160]. В том же самом словаре в статье о конфликте указано: «Современная литературная теория считает коллизию либо сюжетной формой проявления конфликта, либо его наиболее глобальной, исторически масштабной разновидностью» [122, с. 165]. Как видим, между понятиями «коллизия» и «конфликт»нельзя ставить знак равенства.

Некоторые ученые считают, что термин «конфликт» недостаточно точен и вместителен. Например, Коваленко А.Г. пишет: «В ходе размышлений о природе художественного конфликта становится ясным, что само понятие несет в себе неполноту, методологическую «ущербность», смысловую недостаточность. Термин «грубоват», необходим более тонкий терминологический «инструмент», с помощью которого можно было бы охватить все многообразие конкретных взаимоотношений, борьбы противоречий, столкновение противоположностей (героев, слов, смыслов, значений), антагонизмов, полярностей, контрастов» [100, с. 7].

А.Коваленко отмечает, что кроме борьбы противоположностей существуют более тонкие взаимоотношения, о которых мы забываем. И термин «конфликт» их не отражает. Учёный считает более подходящим понятие «антиномия», введенное Кантом, т.к. оно более гибкое, широкое и включает «.автора, позволяет увидеть направление «вектора» конфликта, учитывает широкий диапазон многообразных связей и отношений в художественном тексте.Позволяет увидеть явление в полном объёме» [100, с. 7]. Действительно, конфликт как художественно-эстетическая категория и конфликт в реальной жизни не всегда тождественны, так как конфликт в художественном произведении, по идее, должен отображать всё многообразие отношений между разными элементами внутри произведения, и, наконец, отношения: автор и его художественный текст.

Следовательно, вопрос о терминологии до сих пор не закрыт. Учёные-литературоведы в большинстве своём используют традиционный термин «художественный конфликт». Поэтому литературоведение активно занимается исследованием теоретических основ, определяющих и раскрывающих поэтику, структуру, типологию конфликта, места и роли автора в конфликте произведения, взаимоотношений конфликта с другими составляющими частями произведения.

Позволим себе привести ещё одно интересное рассуждение, которое принадлежит В.Е. Хализеву. Этот учёный, связывая сюжет художественного произведения и его конфликт, выделяет два типа конфликта в художественном произведении: 1) традиционный, архетипический, в основе которого лежат противоречия «локальные и преходящие», 2) «субстанциональный», который являет собой «устойчивые конфликтные состояния (положения)» [175, с. 217].

В. Хализев считает, что в литературе наиболее всего присутствуют произведения первого типа, в которых в динамике сюжета конфликт возникает и достигает своего апогея и, наконец, разрешается, исчерпывая себя. «Жизненные противоречия здесь пребывают внутри событийных рядов и в них замкнуты, всецело сосредоточены во времени действия, которое неуклонно движется к развязке» [175, с. 217]. Основная цель произведений с подобным конфликтом - занимательность. Но учёный утверждает, что в последние два столетия появились произведения, в которых конфликты «не локальные и преходящие, окказиональные, а устойчивые конфликтные положения, которые мыслятся и воссоздаются неразрешенными в принципе. У конфликтов подобного рода нет сколько-нибудь четко выраженных начал и концов, они неизменно окрашивают жизнь героя, составляя некий фон и своего рода аккомпанемент изображаемого действия» [175, с. 222]. Действительно, прав В.Хализев, считающий, что авторы, создающие произведения с конфликтом первого типа стараются увлечь своих читателей. А в произведениях с субстанциональными противоречиями «.доминирует писательская установка не на силу впечатления, а на глубину читательского проникновения в сложные жизненные пласты. Писатель.взывает к духовной, умственной активности читателя» [175, с. 226]. Поэтому произведения с традиционным конфликтом зачастую монологичны, а с нетрадиционным - диалогичны.

Данная типология конфликтов, предложенная В. Хализевым, была использована в нашей работе для трактовки художественного конфликта в творчестве А. Евтыха, изучением которого мы занимаемся. На самом деле творческая манера А. Евтыха такова, что требует от читателя умственного напряжения и глубокого проникновения в глубь художественного текста. Конфликты у него не однозначны, сложны и многоступенчаты. А тексты содержат большое количество диалогов, передающих и внутренний мир героев, и характеризующих происходящие вокруг события. Конечно, в современной литературоведческой науке существуют и другие классификации художественного конфликта, которые достаточно разработаны. Наша задача состоит в том, чтобы выявить основные положения, касающиеся теории конфликта и перенести на конкретный предмет изучения - конфликт в творчестве А.Евтыха.

Возвращаясь к истории возникновения и развития теории художественного конфликта, отметим, что заметный вклад в развитие теории художественного конфликта внес М.Б. Храпченко. Он считает, что сама литература и особенно художественные произведения носят структурный характер. Структура произведения не замкнута, она тесно соприкасается с действительностью. Именно художественный конфликт является структурной основой, базой художественного произведения. С одной стороны, конфликт художественного произведения - это противоречие, соприкасающееся с действительностью, определяющее художественные характеры героев, их расстановку и взаимодействие. С другой стороны, он имеет «техническую» связующую, соединяющую функцию. «Развитие конфликта обуславливает не только связи, противоречия художественных образов, но и соотношение отдельных сторон, компонентов литературного произведения, его внутреннее строение» [181, с. 257]. В этом и выражается функция конфликта как структурной основы произведения.

Через художественное воплощение конфликта (при помощи изобразительных и выразительных средств) высвечиваются взаимосвязи жанра, стиля и творческого метода писателя. Тот же М.Б. Храпченко подчеркивает: «Структура художественного произведения может рассматриваться с разных точек зрения. Тогда, как речь идет о специфике конфликта, особенностях изображения характеров, мы соприкасаемся с чертами творческого метода писателя, метода, который отражается в структуре, так же как и в других свойствах литературных произведений» [181, с. 259].

Рассуждая о художественном конфликте, нельзя обойти стороной мысль о том, что концепция, развитие и разрешение его также зависят и от мировоззрения писателя, от того, в каком времени и обществе он живет. Прежде, чем создавать произведение, писатель наблюдает, изучает жизнь, входит в самую ее суть, пропускает весь собранный материал через призму своего мировоззрения, мироощущения. Конфликт в любом произведении является отображением авторской позиции. Поэтому конфликт невозможно понять без осмысления мировоззренческой концепции писателя.

Некоторые ученые считают, что именно автор является источником всего напряжения внутри текста: «От того, как относится автор к изображаемому и к его разным сторонам, зависит содержание и структура конфликта» [100, с. 40].

Автор в той или иной степени может участвовать в своем произведении. Он может быть на стороне тех или иных героев, давать им четко определенную характеристику и противопоставлять их, выступая при этом в роли «арбитра». Или же может принять пассивную позицию, не переходя ни на чью сторону. Герои при этом не поддаются однозначной характеристике. Читателю предоставляется возможность самому разобраться, что есть добро и зло, положительное и отрицательное, истинный художник в своем произведении создает такие условия, которые позволяют конфликту саморазвиваться, пройти все стадии развития и разрешения.

Если автор сумеет «оторваться» от своего творения, отойти от той художественной картины, которую создал, и охватить ее взглядом извне, со стороны, то он может быть уверен, что создал объективную картину мира.

Вообще, проблемы «автор и конфликт» художественного произведения, «конфликт в авторе» являются довольно сложными и недостаточно изученными.

Ясно, что в любом художественном произведении, будь то эпическое, драматическое или лирическое, конфликтную ситуацию создает сам автор. Воплощение своего идейно-эстетического замысла в художественном произведении - задача нелегкая. Она имеет свои сложности и трудности. Идея служит писателю способом обобщения, подведением черты перед выстраданным, вымученным материалом. Цель писателя - выразить свое отношение к окружающей действительности, показать жизненную правду. Совершенно справедливо замечание Шаззо К.Г. о том, что «писатель наблюдает действительность материальную и духовную и из его познания жизни складывается структура отношений, событий и характеров. Так, реальные художественные миры порождают в человеческом воображении их модель, которая в обобщенном, типизированном варианте отражает действительность и сама становится художественной реальностью». [193, с. 16].

Вопрос конфликта и времени является очень важным в аспекте рассматриваемой нами проблемы. Конфликт напрямую связан со временем. Он не просто формируется временем и не только разрешается им. Время еще определяет глубину, значимость, остроту и широту общественного конфликта. Конфликт не может быть абстрагированным, отвлеченным понятием. Он всегда имеет социально-историческую основу, опирается на конкретных представителей и участников. Каждая историческая эпоха имеет свои ценностные ориентации, имеет присущие ей противоречия. Одни из них исчезают, другие появляются, переходят из одной формы в другую. Через конфликт, через столкновение идей и характеров мы наблюдаем основные приметы времени. Человек же, втянутый в конфликтную ситуацию, борется не только с внешними обстоятельствами. Борьба происходит и внутри его сознания.

Все это прошло сложную эволюцию и в адыгейской литературе, как и в любой другой новописьменной литературе.

В 20-е годы XX века, в период своего зарождения на родном языке, молодой литературе еще не совсем было ясно, каким должен быть главный герой, его характер, каким образом, методом изображать реальность, какие конфликты следует разворачивать и в какую форму их облачать. Ориентир был на фольклорную поэтику и на опыт развитых литератур, прежде всего русской литературы.

На передний план выходила борьба простого труженика за переустройство жизни, за свободу, справедливость и счастье, за преодоление пережитков прошлого, раскрепощение женщины и т.д. Все это придавало первым произведениям очерково-описательный характер, заполняло сюжеты бытовыми деталями, картинами из социальной жизни, особо не задевая очевидные общественные конфликты, сложный мир чувств и переживаний героя. Но и при этом, как подчеркивает К.Г. Шаззо, «. адыгейская проза первых лет создает новые художественные традиции, связанные, с одной стороны, с социально-политическими борениями эпохи, с другой - начиненные опытом национального устного творчества» [193, с. 68]. Это проявлялось не только в прозе, но и в поэзии и драматургии. Обо всем этом свидетельствуют произведения Т. Керашева («Водка», 1925), И. Цея («Большая болезнь», 1926, «Хищники», 1926), А. Хаткова («Жертва денег», 1927), М. Паранука («Ураза», 1929) и другие.

Именно в таких произведениях происходит формирование в адыгейской литературе метода реализма в его социалистическом содержании, определенном идеологическими установками сверху. Основной конфликт в большинстве произведений носил характер противопоставления хорошего и плохого, черного и белого в соответствии с социалистическим реализмом. Социалистическая действительность изображалась как нечто идеальное, светлое, прекрасное. Такое трактование жизни часто шло однолинейно, не задевая ее глубинных противоречий и не раскрывая характеры носителей противоположных начал. Даже искажалась первоначальная позиция М. Горького по поводу того, чтобы правдиво изобразить социалистическую действительность, показывая при этом не только положительные ее стороны, но и критикуя отрицательные ее проявления и недостатки.

Социалистический реализм как метод, как эстетическое направление продолжает утверждаться в 30-х годах во всей советской литературе, находя свое преломление в молодых национальных литературах. К концу 20-х годов адыгейская литература приняла новые очертания, поднялась на новую ступень, усложнилась и расширилась. Теперь, кроме социальных конфликтов эпохи, писателей волнуют противоречия в нравственной жизни. Эти проблемы они пытаются провести через психологию личности. На этом этапе происходит планомерное развитие художественного конфликта. И этот конфликт направлен на извлечение основных, актуальных противоречий эпохи и показ места нового человека в этой среде. В эти годы выходят в свет произведения Т. Керашева «Шамбуль», И. Цея «Одинокий», А. Хаткова

Кто погибает, куда идем», «Живи, человек», Ц. Теучежа «Война с князьями и дворянами», «Урысбий Мафоко», М. Паранука «Будь бдительным», Ю. Тлюстена «Путь открыт» и другие. Конечно же, главной задачей писателей по-прежнему остается художественное осмысление действительности, но ее исследование должно проходить в сравнении с прошлым и ориентацией на будущее. По-прежнему основной конфликт в литературе - социальный, состоящий в столкновении классов, идеологий, типов мышления. А главный герой - сильный, смелый коммунист, борющийся с пережитками прошлого, строящий новую социалистическую жизнь. Но и при этом в «. адыгских литературах появились закономерности, свидетельствующие о наступлении периода национальной самостоятельности и идейно-эстетической зрелости» [149, с. 99].

Именно в такой политико-идеологической, социокультурной, нравственно-эстетической обстановке вошел в литературу и Аскер Евтых. По этому поводу Р.Мамий пишет: «Его творчество в определенной мере отразило успехи и издержки самой литературы на протяжении более 60 лет» [128, с. 131]. Вначале он пробовал себя в различных жанрах и небезуспешно. Писал литературно-критические статьи, стихи и поэмы, драматические произведения, о чем свидетельствуют несколько книг, изданных в довоенные годы. Конечно, многие его произведения, хотя на них лежала печать яркой творческой индивидуальности, трудно было сразу выделить в многоголосом идеологизированно-декларативном хоре того времени. Но не обратить внимание на повесть «Сшынахьыжъ» («Мой старший брат»), изданную буквально перед войной, было невозможно. Она как-то сразу определила творческий почерк писателя, который всю жизнь обогащался, наполнялся новыми качествами и дал направление новому стилистическому образованию в адыгейской литературе. И личность, и конфликт, да и все произведение были глубоко психологичны. Через мироощущение, мировоззрение и рассуждения лирического героя, через его психологический анализ автор передавал основные противоречия эпохи. Верно заметил К. Шаззо: «. социальное бытие характеров обогащалось в их психологическом содержании» [193, с. 3].

Начавшаяся Великая Отечественная война перевела тематику, проблематику и всю стилистику литературы на другие рельсы, на защиту Отечества. Вновь популярными стали публицистические жанры, патриотические стихи, рассказы, очерки и зарисовки с места событий. Главный конфликт здесь - борьба против врага.

Как военный корреспондент, работник фронтовых газет, А. Евтых внес свой достойный вклад в отражение мужества и героизма защитников Родины. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в периодических изданиях военных лет, цикл фронтовых очерков и зарисовок под названием «Рассказы о черноморцах», опубликованных позже в альманахе «Дружба» в 1946 году, книга «Возвращение» и другие.

Но главная тема произведений послевоенного десятилетия А. Евтыха, как и всей адыгейской литературы, - восстановление разрушенного войной народного хозяйства, проблемы колхозной деревни. И здесь герой войны, вернувшийся с победой, стал главным героем многих произведений. Начало этой тенденции положили А. Евтых названной выше книгой «Возвращение», Д. Костанов своим сборником «Две высоты». Как отмечается в «Истории адыгейской литературы», «фигура положительного героя заслонила собою многообразие неимоверно трудной жизни людей, сложнейшие процессы, которые происходили в городе и деревне» [89, с. 36]. Эта тенденция на какое-то время стала главной в послевоенных повестях А. Евтыха «Превосходная должность», «Аул Псыбэ», «У нас в ауле». И не только в них, но и в ряде рассказов, повестей, романов, поэм 50-х - начала 60-х годов Т. Керашева, Д. Костанова, Ю. Тлюстена, А. Гадагатля и других. Адыгейская литература находилась в полосе, господствовавшей тогда теории бесконфликтности творчества, идеологически и эстетически охватившей всю советскую литературу.

Характерной чертой произведений было то, что они строились по заданной схеме. Действие происходило на стройке, в колхозе, в деревне. Центральным персонажем был идеальный герой: положительный, смелый, настоящий труженик, пример для подражания. Ему противопоставлялся человек, который имел какие-то недостатки. Но и эти недостатки исправлялись в процессе движения сюжета под воздействием коллектива. Такие произведения не вскрывали насущных, глобальных, острых конфликтов.

Писатели интуитивно чувствуют, что в реальной жизни, в частности в деревне, существуют другие проблемы и противоречия. Они не поверхностные, а глубинные, социально острые, нравственно и психологически сложные. Недаром они акцентировали свое внимание на пережитках в национально-нравственном самосознании народа.

Пафосная литература при всех ее негативных чертах -тенденциозности, идеологического воздействия на человека, выхолащивания из нее ее сути, не дававшие возможности отражать главные противоречия жизни, содержала и немало позитивного, сыграла свою определенную роль не столько своим эстетическим воздействием, сколько силой положительного примера, трудового героизма, которые нужны были в восстановительный период. Наглядным примером послужили здесь и произведения А. Евтыха.

К началу 50-х бесконфликтность пока еще не покинула литературу. Она видоизменяется: настоящие противоречия все еще заглушаются, появляется миф о прекрасной жизни, корни конфликтов не затрагиваются. У литераторов появляется возможность затрагивать кое-какие проблемы, но рассматривать их приходится в рамках господствующей идеологии. Эти изменения становятся возможными в результате хрущевской оттепели. Т. Керашев в своих исторических повестях и новеллах обращается к историческим корням национального характера, а А. Евтых вновь вернулся в сборнике «История одной женщины» к повествовательному стилю, намеченному еще до войны в «Моем старшем брате». Писатели, в том числе и А. Евтых, пока еще далеко не отходили от деревенской темы, от так называемого «колхозного романа». И именно в этот период, в 1965 году появился нашумевший тогда роман А. Евтыха «Улица во всю ее длину», где художественный конфликт, концепция характеров были действительно взяты из жизни колхозной деревни, наполнены реальным содержанием, нередко противостояли даже его послевоенным повестям. Спустя несколько лет появилось продолжение этого романа под названием «Двери открыты настежь» (1973). Обе книги составили дилогию «Шуба из двенадцати овчин».

Если в послевоенных повестях «Превосходная должность», «Аул Псыбэ», «У нас в ауле», отразивших жизнь, культуру, быт, социальные и нравственные отношения в адыгейском ауле, конфликты и характеры были схематичными, неглубокими, то в этих двух романах они получили новую жизнь. Автору удалось вникнуть вглубь противоречий деревенской жизни, вскрыть острые конфликты, правдиво отобразить реальные проблемы, дать толкование тому, что есть истинная человечность, гуманность. Основной конфликт включает в себя в органическом единстве хозяйственно-экономические, духовно-нравственные, морально-психологические проблемы.

У А. Евтыха всегда был повышенный интерес и свой специфический подход к отражению переломной эпохи XX века, к революции и гражданской войне, к послереволюционным годам строительства новой жизни. Этому периоду была посвящена и первая довоенная повесть «Мой старший брат». И в послевоенные годы он не раз возвращался к этой теме в книгах «Судьба одной женщины», «Воз белого камня». А его последние три романа «Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь» полностью сосредоточены на проблеме «Человек и революция». Главной особенностью этих историко-революционных произведений является то, что автор не стремится изобразить панорамную картину военных, революционных действий. Для него главное - человек. Через мировоззрение людей разных возрастов, национальностей, сословий А. Евтых передает дух сложнейшей исторической эпохи. По сути эти произведения выражают народную философию революции.

Говоря о структурно - стилевых поисках писателя, важно подчеркнуть, что исповедальная, лирико-психологическая струя, проявившаяся в более ранних произведениях, во многом определила повествовательную манеру А.Евтыха и в его последующих романах. В книгах «Мой старший брат, «История одной женщины», «Воз белого камня», которые объединяет проникнутый глубоким лиризмом единый повествовательный стиль, писателя интересуют внешние противоречия, вызванные хозяйственными, политико-идеологическими, нравственными проблемами, не сами по себе. Автор рассматривает эти конфликты через призму человеческой души, через лиризм и психологизм героя. Особенно ясно это видно в повести «Мой старший брат». Здесь нет активного движения сюжета, больших событийных сцен. Зато есть психология подростка. Его глазами, мыслями, чувствами читатель воспринимает реальность, те исторические перемены, которые происходят не только в жизни, но и в сознании многих людей. Этот приём использован автором и в повести «История одной женщины», где через внутренний, духовный мир, через психологию, через судьбу простой женщины-крестьянки передаётся не только дух, но и реальность исторической эпохи 20-50-х годов. Обыкновенная аульская женщина Щаща явила собой один из самых прекрасных образов женщины в адыгейской литературе.

Повествовательный стиль, заложенный в названных выше произведениях, плотно вошёл в последующие, эпические по своей сути, историко-революционные романы.

Для произведений Аскера Евтыха характерна многоконфликтность. В них одни противоречия тянут за собой целый клубок других. Они пересекаются, переплетаются и, иногда сливаясь, образуют качественно новые конфликты. Автор стремится обнажить глубинные корни нравственно-психологических, философских и сугубо национальных проблем. Как художник, А.Евтых стремился отображать жизнь во всей ее сложности и противоречивости, обращаясь чаще всего к переломным эпохам, отыскивая в них движущие силы и тенденции, человеческие характеры, которые являются их носителями. Он не делит мир на «черное» и «белое». Героев на «правых» и «левых», бедных и богатых. Писатель стремился исходить из общечеловеческих идей, из гуманистических ценностей. Все это лежит в основе идейно-художественной концепции конфликтов и характеров произведений А.Евтыха.

В этом и состоит актуальность поставленной научной проблемы. Ее анализ позволил проследить эволюцию художественного своеобразия творчества А.Евтыха по всему периметру его произведений, высветить некоторые особенности, остававшиеся в тени или не затрагивавшиеся в работах других исследователей.

В этом контексте данная диссертационная работа является первой попыткой сосредоточить внимание именно на структуре и типологии художественного конфликта, эволюции характера в повестях и романах А. Евтыха. Через раскрытие роли, значения, сущности конфликта, национального своеобразия характера мы стремимся проникнуть в сложный мир идейно-художественных исканий писателя, тесно связанных с социальной, бытовой, нравственной жизнью адыгов в XX веке.

Объектом и материалом анализа данной диссертационной работы явились в основном выделенные выше два главных проблемно -тематических направления в творчестве А.Евтыха. Первое-это произведения, посвященные сложной социальной и нравственной жизни колхозной деревни послевоенного десятилетия, включающее в себя повести «Аул Псыбэ», «Превосходная должность», «У нас в ауле» и роман-дилогию «Шуба из двенадцати овчин». Второе направление, отражающее историко-революционную тематику, включает в себя романы

Воз белого камня», «Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь».

Предмет исследования - теория художественного конфликта, структура и типология художественного конфликта и эволюция характеров, их сюжетообразующая роль в творчестве А.Евтыха.

Цель исследования - выявить структуру и типологию художественных конфликтов и эволюцию характеров в творчестве А. Евтыха.

Задачи исследования:

1) определить структурно-типологические особенности художественного конфликта в творчестве А.Евтыха;

2) проследить и обобщить эволюцию и сущность художественных характеров в романах и повестях писателя;

3) раскрыть новое осмысление писателем социально-экономической и духовно-нравственной жизни деревни послевоенного десятилетия в дилогии «Шуба из двенадцати овчин»;

4) проанализировать социальный конфликт и характеры в историко-революционных романах «Воз белого камня», «Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь».

Научная новизна диссертации состоит в выявлении роли и функции художественного конфликта и характеров в произведениях А.Евтыха; в раскрытии сущности единства и многообразия общественно-политических, социально-нравственных коллизий в тесной связи с концепцией ведущих, жанрово-стилевых особенностей произведений.

Методы исследования: литературоведческий анализ избранной темы определил комплексный подход, включающий в себя элементы сравнительно-типологического, историко-литературного, системно-аналитического, описательного подходов.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы явились труды Гегеля по эстетике, исследования отечественных учёных: М.Б. Храпченко, JI.M. Тимофеева, А.Г. Коваленко, В.М. Кожевникова,

К.Г. Шаззо, Л.И. Деминой и других, в которых рассматриваются основополагающие проблемы по истории, теории и структуре художественного конфликта и художественного характера.

Более конкретные методологические подходы к исследованию творчества А.Евтыха, в целом, содержатся в работах М.Ш. Кунижева, А.А. Схаляхо, К.Г. Шаззо, Р. Г. Мамия, У. М. Панеша, А. К. Тхакушинова, X. Г. Тлепцерше, Т. Н. Чамокова, К. Н. Паранук, Ф. Н. Хуако, X. X. Хапсирокова, К. К. Султанова, Ю. М. Тхагазитова. Анализ отдельных проблем и отдельных произведений содержится в исследованиях Ф.А. Аутлевой, Л.К. Бзегежевой, О.В. Куликовой, Л.А. Маргания, Н.Х. Хуажевой, С.А. Хуако.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество А.Евтыха даёт полную возможность для исследования методологического значения основополагающих категорий литературоведения - художественного конфликта и национального характера в становлении и развитии адыгейской литературы.

2. Эволюция художественного конфликта в отражении жизни послевоенной колхозной деревни от бесконфликтных повестей А.Евтыха до остроконфликтных романов «Улица во всю ее длину» и «Двери открыты настежь» представляет значительный интерес. Ее исследование вводит в сферу стиля и других особенностей художественной формы произведений писателя.

3. Традиционный духовно-нравственный опыт народа, его трансформация находит глубокое отражение в повестях и романах А.Евтыха, что постоянно и тесно связано с исследованием противоречий общественной и социальной жизни адыгейской деревни.

4. Особенностью историко-революционных романов А.Евтыха является стремление автора раскрыть общественно-исторические катаклизмы, противоречия и противоборства различных групп людей в переломные периоды (революция, гражданская война) в жизни адыгов. С этим связано и художественное исследование личности, её внутреннего мира, её философских и психологических проявлений в раздвоенном мире.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в существенном дополнении тех работ, которые отражают эволюцию, структуру и типологию конфликтов и характеров, их специфику и трансформацию в современном адыгейском литературном процессе вообще и в творчестве А.Евтыха в частности. Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗах при чтении лекций по истории и теории адыгских литератур, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам литературного процесса XX века, а также на уроках литературы в старших классах специальных и общеобразовательных учебных заведений.

Апробация результатов исследования осуществлена на международных и всероссийских научных конференциях: «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». - Майкоп, 2005 г., «Литература народов Северного Кавказа в контексте мировой и отечественной культуры». - Майкоп, 2006 г. Основные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры литературы и журналистики АГУ. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры литературы и журналистики АГУ. По теме диссертации опубликованы научные статьи в различных изданиях.

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Чуякова, Бэла Зауровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая историческая эпоха приносит с собой определённые события. Если эти события значимы для человеческого общества, то литература нацеливает на них свое внимание.

XX век был насыщен событиями, которые потрясли весь мир, в частности Россию. Вполне естественно, что объектом изображения советской литературы стали революция, гражданская война, коллективизация, колхозное строительство, война 1941 года и другие события. Национальные литературы также отображали всю эту сложнейшую тематику, перенося их на собственную национальную почву. При этом на протяжении десятилетий ведущим направлением советской литературы был социалистический реализм, который содержал в себе противоречивые подходы, к примеру, правдивое отображение действительности, но обязательно в ее революционном развитии. А действительность всегда полна неожиданностей, конфликтов и противоречий.

Одним из национальных писателей, обозначивших в своем творчестве основные вехи двадцатого столетия, стал А.Евтых. Его творчество охватывает глобальные, насущные проблемы, драматические периоды в жизни Кубани и Адыгеи, русских, казаков и адыгов, борьба между богатыми и бедными, революция, гражданская война, установление и защита молодой советской власти, колхозное строительство и многое другое. Выделяя среди всего этого человека как объект художественного осмысления, он показывает борьбу между горением и равнодушием, благородством и низостью, между добром и злом, движением и инертностью, между широтой и ограниченностью политических взглядов.

Выбор того или иного конфликта, востребованного жизнью, правдивое воспроизведение противоречий действительности, персонифицирование их в героях, подчинение развития конфликта наиболее полному его раскрытию являются основными чертами творчества А. Евтыха. Персонажи его произведений - это не просто носители выбранного писателем конфликта, а, прежде всего, живые люди со своими мыслями, мечтами, симпатиями и антипатиями, это люди со своим собственным мировоззрением, темпераментом и характером.

А.Евтых - писатель, который жил своими героями, переживал с ними, сочувствовал им или ненавидел их.

Все эти обстоятельства привели к необходимости проанализировать структуру, типологию, эволюцию конфликтов и характеров, их сюжетообразующую роль в творчестве писателя. В процессе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:

1. С самого начала своего творчества А.Евтых уделял большое внимание выбору темы и проблемы, и особенно выявлению главных тенденций эпохи, ее движущих сил, противоборствующих сторон, носителей тех или иных социальных и нравственных идей независимо от идеологии и политики. Это легло в основу разработки художественного конфликта. Анализ романов «Воз белого камня», «Шуба из двенадцати овчин», «Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь» позволяет сделать вывод о том, что художественный конфликт пронизывает каждый эпизод произведений и ложится в основу их. Он же определяет особенности стиля, расстановку персонажей, своеобразие характеров, всю сюжетную линию. Конфликт в романах А.Евтыха, особенно в историко-революционных, это не простое художественное раскрытие жизненных противоречий, а их столкновение в сложнейшей борьбе между старым и новым, между изжившим себя и нарождающимся. Это и глубокая многоплановая коллизия, и отображение социальных, исторических потрясений и перемен. Внутреннее наполнение произведения - это показ эволюции сознания героя, изменение его взглядов и мировоззрений, целостность его характера, философия его души.

Для А.Евтыха обнаружить противоречия и коллизии - это основная функция сюжета любого произведения. Поэтому борьба противоположностей в романах писателя является основополагающим элементом. С этим связано то обстоятельство, что конфликт, а вместе с ним и характер в произведениях А.Евтыха служат источником возникновения и развития действий, конкретных, отдельно взятых исторических отрезков времени на территории Кубани и Адыгеи. Уже подчеркивалось, что его произведения чаще всего многоконфликтны. Но при этом в каждом из них обязательно есть художественно воплощенный магистральная коллизия. Таковым часто выступает социальный конфликт, который вбирает в себя остальные: философские, духовно-нравственные, национальные, психологические, политические и многие другие аспекты.

А.Евтых в своих произведениях раскрывает и собственную идейно-эстетическую, социально-политическую, гражданскую позиции. В свое время современники писателя, да и некоторые из нынешнего поколения, не до конца поняли гражданскую позицию А.Евтыха. Книга «Улица во всю ее длину» вызвала большой резонанс в Адыгее и за ее пределами. Писателя обвиняли в излишней прямоте и натурализме в изображении жизни адыгов. А.Евтых может быть где-то и переходил рамки национального менталитета, психологизма. Но его целью не было унизить свой народ или уменьшить его роль в истории. Его задача состояла в том, чтобы помочь народу разобраться в своей истории, в своей жизни, отбросить ненужное, мешающее прогрессу, и приобрести все самое лучшее. Гражданская позиция писателя состояла в том, что он любил свой многострадальный народ, переживал за него, ратовал за его целостность, сохранность и процветание. Это красной нитью проходит через все его произведения, через позиции, мироощущения героев, втянутых в конфликтные ситуации. Через раскрытие их жизненных приоритетов, системы ценностей, особенностей характера происходит более полное раскрытие художественного образа, и, в конце концов, разрешение конфликта.

2. С полным основанием можно считать, что А.Евтых мастер остросюжетной прозы. Здесь его эстетическое кредо таково: чем острее и общественно значимее та или иная коллизия, тем больше она нуждается в более ярком выражении, в жизненно правдивом, крепком и стройном сюжете, энергичной завязке, развернутом действии, логическом финале. Именно таким путем он создавал в своих романах и повестях эпически широкий жизненный фон, обрисовывал многообразие людских характеров и вместе с тем, он не обезличивал образы, характеры, отражая различные коллизии, подчинял их ведущим конфликтным узлам произведения. В них всегда отражается концепция писателя, его собственное мнение о действительности и собственный приговор этой действительности.

Наблюдения над художественным текстом позволяют утверждать, что мысли, чувства, поступки, поведение героев на страницах произведений А.Евтыха подчиняются морально-нравственным канонам. Его герои ошибаются, падают и встают, но, в конце концов, в процессе эволюции они изменяются.

Одним из важнейших мотивов в романах и повестях А.Евтыха является мотив веры в человека, органически определяющий подлинный гуманизм писателя.

3. Анализ произведений А.Евтыха показывает, что писатель прошел через сложную творческую эволюцию. Он знал и взлеты, и падения, заблуждался и вновь выходил на верный путь. Были у него произведения (послевоенные повести «Превосходная должность», «У нас в ауле», «Аул Псыбэ»), написанные в русле бесконфликтности. Были и схемы, и шаблоны. Но писатель пришел к сложным многоконфликтным произведениям в дилогии «Шуба из двенадцати овчин». В историко-революционных романах ему удалось избежать схематичности, шаблонности. Его интересовала философия революции, то, как человек воспринял ее, как она повлияла на него, на его мировоззрение. Писатель неоднократно подчеркивал, что народ принял революцию по-разному, неоднозначно. Революция для автора сложный, противоречивый механизм. Здесь глубочайшая философия и речь идет не просто о революции, речь идет о самой жизни. А жизнь, как известно необъятна и многогранна.

Как истинному мастеру художественного слова поиски новых структурно-композиционных художественных форм, позволили писателю полнее и шире продемонстрировать богатство жизненных фактов и наблюдений.

В динамике сюжетов всех произведений А.Евтыха раскрывается реальное многообразие жизненных коллизий и глубинные противоречия действительности. Внешнее действие, характеризующееся, как правило, острыми интригами и перипетиями, органически сочетается с действием внутренним. Поэтому особый акцент в произведениях А.Евтыха сделан на диалогах, содержащих глубокий психологический смысл, на монологах и авторских ремарках, которые позволяют понять собственную позицию автора, дают представление о времени происходящих событий, характеризуют художественное пространство, раскрывают особенности личности героев, создают определенную эмоциональную атмосферу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чуякова, Бэла Зауровна, 2006 год

1. Абалкин Н.В. В поисках конфликта // Новый мир. 1953. №5. -С.237 -249.

2. Абитова С.К. К высотам реализма. Черкесск.: отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1961. - 103 с.

3. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухум, 1977. - 161 с.

4. Адамович А.С. Становление жанра. М.: Сов. писатель, 1964. - 70 с.

5. Адыгейский литературный процесс сегодня // Проблемы литературы и фольклора. Майкоп: Меоты, 1995. - Вып. 9. №12.

6. Аксёнов В.Б. 1917 год в художественном восприятии современников (О литературе и изобразительном искусстве) // Отечественная история, 2002. №1. С.96-101.

7. Алпатов М.В. А.Толстой мастер исторического романа. - М.: Сов. писатель, 1958. - 207 с.

8. Андреев Ю.А. Абсолютное и сиюминутное (О действительном гуманизме героя) // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988. - 325 с.

9. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман (20-30-е годы). М-Л.: Акад. Наук СССР, 1962. - 167 с.

10. Андреев Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление соцреализма. М.: Художественная литература, 1987. - 398 с.

11. Антонов А.А. Заметки об историческом романе // Литературная газета. 1938. - 26 ноября.

12. Астахов И. Содержание и форма художественных произведений. -М.: Сов писатель, 1963. 111 с.

13. Аутлева Ф.А. Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа (дилогия «Баржа» и «Бычья кровь»

14. А.Евтыха, «Сказание о железном волке» Ю.Чуяко): Дис. на соиск. уч. степ, канд. фил. наук. Майкоп, 2003. - 163 с.

15. Аутлева Ф.А. Общее и особенное в становлении идейно-художественных взглядов адыгейского писателя А.Евтыха // Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии: Материалы конференции. -Майкоп, 2001.-С.7-9.

16. Баков X. Социалистический реализм и некоторые вопросы развития романа в адыгских многонациональных литературах // Традиции и современность. Черкесск, 1986. - С.45-56.

17. Барабаш Ю.Я. Вопросы поэтики и эстетики. М.: Современник, 1983.-416 с.

18. Баранов В.И. Великий октябрь и современная историко-революционная проза. М.: Знамя, 1977. - 64 с.

19. Баранов В.И. Революция и судьба художника. А.Толстой и его путь к социалистическому реализму. М.: Сов. писатель, 1988. - 455 с.

20. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.

21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 504 с.

22. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. Лит, 1986.-542 с.

23. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980.-444 с.

25. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману: Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров в адыгейской литературе. Черкесск.: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1974. - 286 с.

26. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. - С. 51-71.

27. Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Сов. писатель, 1986. - 386 с.

28. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.- 191 с.

29. Бернштейн И. Жанровая структура современного романа // Вопросы литературы. 1976. №2. - С.38.

30. Бзегежева Л.К. Жизнь личности и критерий истины в художественном осмыслении времени. Майкоп: МГТУ, 2005. - 44 с.

31. Бзегежева Л.К. История и духовное бытие личности в структуре художественной ретроспекции в последних произведениях А.Евтыха: Дис. на соиск уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп, 2006. - 150 с.

32. Бзегежева Л.К. Художественное завещание А.Евтыха. Майкоп: МГТУ, 2006. - 82 с.

33. Бигуаа В. А. Абхазский исторический роман. История. Типология. Поэтика. М.:ИМЛИ, 2003. - 598 с.

34. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983.-239 с.

35. Бочаров С.Г. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. 1974. №5. - С.41-72.

36. Бочаров С.Г. Сквозь призму поликонфликтности // Проблемы художественной литературы развитого социализма. М.: Наука, 1978. -С.312-451.

37. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М.: Наука, 1965.-504 с.

38. Бучис А. Над картой критики // Дружба народов. 1967. №3. - С.235.

39. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2005. 586 с.

40. Веселовский А.Н. История или теория романа. Избранные статьи и письма. СПб.: Наука, 1999. - 365 с.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-404 с.

42. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989.-250 с.

43. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп: АНИИ, 1979.- 176 с.

44. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп: АНИИ, 1980.-205 с.

45. Гадагатль A.M. Горжусь моим земляком: Аскеру Евтыху 80 лет // Кубанские новости. - 1995. - 23 декабря.

46. Гадагатль A.M., Шаззо К.Г. Аскер Евтых // Учёные записки. -Майкоп: АНИИ, 1968. -Т.6. С.63-94.

47. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наука, 1996. - 385 с.

48. Гамзатов Г. Перестройка и национальное сознание // Вопросы литературы. 1989. №1. - С.35.

49. Гегель Г.В. Эстетика в 4х томах. М.: Искусство, 1968-1979.

50. Гегель Г.В. Эстетика. Т.1. М.: Искусство, 1968. - 547 с.

51. Герасименко JI. Русский советский роман 40-80-х годов // Некоторые аспекты концепции человека. М.: МГУ, 1989. - 204 с.

52. Гулиа Г.Д. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Художественная литература, 1974. - Т. 1. - 669 с.

53. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. - 271 с.

54. Гура В. Роман и революция. М.: Сов писатель, 1973. - 400 с.

55. Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля: Советская литература на рубеже 60-70- х годов. М.: Художественная литература, 1983.-286 с.

56. Гусейнов И. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1988. - 429 с.

57. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М.:

58. Сов. писатель, 1981,- 190 с.

59. Дахужева Н.А.Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. фил наук / Н.А. Дахужева. Майкоп.: Аякс, 2000. - 18 с.

60. Деркач Д.Б. Современный историко-революционный роман: (Проблемы поэтики). Киев.: Наук, думка, 1989. - 189 с.

61. Дёмина Л.И. Русская литература 50-60-х годов XX века. Майкоп: Аякс, 2004.- 194 с.

62. Дёмина Л.И. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русской литературе 50-60-х годов. М.: Прометей, 2001. -304 с.

63. Джусойты Н.Н. Всё начинается с размышления. // Вопросы литературы. 1976. №5. - С.88-93.

64. Джусойты Н.Н. Двери открыты настежь // Вопросы литературы. -1976. №5. С.88-95.

65. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л.: Сов писатель, 1965.

66. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М.-Л.: Сов писатель, 1962. - 408 с.

67. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. М.-Л.: Сов писатель, 1958. - 333 с.

68. Добренко Е. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» // Вопросы литературы. 1997. - январь-февраль. - С.26-56

69. Дороян С. У нас в ауле // Адыгейская правда. 1953. - 2 августа. -С.З.

70. Драгомирецкая Н.А. Характеры в художественной литературе. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. 413 с.

71. Евтых А.К. Аул Псыбэ. Майкоп: Адыгнациздат, 1950. - 177 с.

72. Евтых А.К. Баржа. М.: Сов писатель, 1983. - 530 с.

73. Евтых А.К. Бычья кровь. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1993. - 495 с

74. Евтых А.К. Глоток родниковой воды. -М.:Сов писатель, 1977. 319с.

75. Евтых А.К. Двери открыты настежь. М.: Сов писатель, 1973.511 с.

76. Евтых А.К. Девушка из аула. Майкоп.: Адыг. кн. изд-во, 1963. -438 с.

77. Евтых А.К. Мой старший брат. Майкоп.: Адыг. кн. изд-во, 1957. -90 с.

78. Евтых А.К. След человека. Майкоп: Адыг. отд-ние Краснодар, кн. изд-ва, 1971. - 397 с.

79. Евтых А.К. Судьба одной женщины. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1960.-383 с.

80. Евтых А.К. Превосходная должность. Майкоп: Адыгнациздат, 1950.- 152 с.

81. Евтых А.К. Улица во всю её длину. М.: Сов писатель, 1965. - 438 с.

82. Евтых А.К. У нас в ауле. М.: Сов писатель, 1954. - 400 с.

83. Елисеев И.А Словарь литературоведческих терминов. Ростов на дону: Феникс, 2002. - 319 с.

84. Епифанцев В. Повесть о новой Адыгее // Советская Кубань. 1953. - 25 июля.

85. Ждан-Пушкин И. Постижение века // Кубанские новости. 1995. -23 декабря. - С.5.

86. Жирмунский В.М. Проблема сравнительно-исторического изучения литератур // Взаимодействие и взаимосвязи национальных литератур. М.: Наука, 1961. - 493 с.

87. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-407 с.

88. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л.: Наука, 1974-385 с.

89. История нашей Родины и задачи советских писателей // Знамя. -1937. №10.

90. История русского советского романа: в 2-х томах. М.-Л.: Наука, 1965

91. История адыгейской литературы в 2 томах. Т.1. - Майкоп, 1999.- 523 с.

92. История адыгейской литературы. Т.2. - Майкоп, 2002. - 550с.

93. История русской советской литературы в 4 томах. T.l. - М.: Наука, 1967.-835 с.

94. История русской советской литературы. Т.4. - М.: Наука,1971. -766 с.

95. Кайтмесова Ф.З. Бычья кровь А.Евтыха: Символы и герои времени // Проблемы региональной ономастики. Майкоп: изд.-во АГУ, 2000. -С.124-128.

96. Камбачокова Р.Х. Адыгейский исторический роман. Нальчик, 1999.- 117 с.

97. Катинов В. Талантливый писатель Адыгеи // Смена. 1951. №3. -С.18.

98. Кваш А. Я кенгуру: (Об одноимённой повести А.Евтыха) // Адыгэ макъ. 2001. - 4 августа.

99. Кешоков А.А. Вид с белой горы. М.: Современник, 1974. - 453 с.

100. Кешоков А. Облик Улицы // Литературная газета. 1966. - 18 июня.

101. Коваленко А.Г. О структуре художественного конфликта (Конфликт и авторская позиция) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. -М, 1998. №3.-С. 19-23.

102. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология: Структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX века. -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. 114 с.

103. Ковский В.Е Мысли о сердце (о едином типе художественного конфликта) // Знамя. 1978. №8. - С. 223-233.

104. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). -М.: Наука, 1983.-335 с.

105. Кондаков И. Перед страшным выбором: Культурно-историческийгенезис русской революции в зеркале литературы // Вопросы литературы. 1993. №6. - С. 72-112.

106. Константинов Ю. О конфликтах действительных и мнимых // Звезда. 1952. №2. - С. 56-169.

107. Константинов Ю. Труд. Конфликт. Форма. // Октябрь. 1959. №7. - С. 212.

108. Костанов Д. Мое Шовгенов. Кн. 1-ая. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1970. -419 с.

109. Костанов Д. Мое Шовгенов. Кн. 2-ая. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1974. - 334 с.

110. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1964. - Вып. 3.-С.82.

111. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1966.-423 с.

112. Крившенко С. Панорама подвига народного: (Революция и гражданская война в историко-революционном романе 30-70-х годов) // Берег Отечества. М., 1988. - 324-352.

113. Куваева Г.Ш. Идейная и творческая эволюция А.Евтыха // Вопросы русской и зарубежной литературы. Ростов на Дону. - 1989. -С.104-130.

114. Куваева Г.Ш. Творческий путь А.Евтыха // Вопросы русской и зарубежной литературы. Ростов на Дону. - 1967. - С.107-130.

115. Куваева Г.Ш. Характеры и обстоятельства (Роман А. Евтыха «Улица во всю её длину») // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп: АРИГИ. - Вып. 5. - 1985. - С. 110-122

116. Куликова О.Г. Особенности художественного осмысления философско-религиозной тематики в современной прозе (на материале адыгейской и русской литератур): Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп, 1997. - 186 с.

117. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы. Майкоп: Адыгнациздат, 1978.- 100 с.

118. Кунижев М.Ш. Мысли об адыгейской литературе. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1968. - 124 с.

119. Кунижев М.Ш. Писатель вернулся / М.Ш. Кунижев // Мой старший брат. Майкоп, 1992. - 182 с

120. Кушъу А. Ц1ыфым илъэуж л1ыжъмэ яшъэф // Соц. Адыгей. -1990.- 15 ноябрь.

121. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет и идея. Рига.: Звагзне,1990. - 185 с.

122. Левченко В. Меч в терновом венке: Заметки об исторической прозе, посвященные революции и гражданской войне // Молодая гвардия. 1992. №5/6. - С. 228-250.

123. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. А.Н. Николаюшкин. М.: Интервалк, 2003. - 547 с.

124. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.

125. Ломидзе Г. За правдивое изображение жизненных конфликтов // Вопросы философии. 1952. №5. - С. 149-160.

126. Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. исслед. (1958-1993): История русской прозы. СПб.: Искусство, 1997. - 845 с.

127. Лотман Ю.М. Русская литература и культура Просвещения. М.: ОГИ, 2000. - 536 с.

128. Майских Б.С. Вопросы литературы и эстетики. Сборник статей. -Л.: Сов. писатель, 1958. 531 с.

129. Мамий Л.Г. Изображение положительного героя в прозе первого послевоенного десятилетия // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп: АРИГИ, 1988. - С. 69-83.

130. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Майкоп.: Качество, 2001. - 340 с.

131. Мамий Р.Г. История и современность. Заметки о современном адыгейском романе // Кубань. 1978. №8. - С. 96-103.

132. Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа. Майкоп.: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1977. - 177 с.

133. Мамий Р.Г. След человека: К 80-летию А.Евтыха // Дружба.1995. №3. С.4-14.

134. Мамий Р.Г. Современный адыгейский роман (конфликты, характеры, жанр).: Автореф. дис. на соиск уч. степ. канд. фил. наук. -Тбилиси, 1978.- 162 с.

135. Мамий Р.Г. Современный адыгейский роман о революционном прошлом // Учёные записки Т. 18. Литература и фольклор. Майкоп: АРИГИ, 1973.-С.173.

136. Манн О. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы, 1971. №10.-С. 91-101.

137. Маргания Л. Поэтика произведений русскоязычных писателей Абхазии и Адыгеи: Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп,1996.- 146 с.

138. Марголина А. Повести А.Евтыха // Октябрь. 1950. №2. - С. 169-170.

139. Машбаш И.Ш. Тропы из ночи. М.: Современник, 1973. - 285 с.

140. Мерзаканова Д.Х. К творчеству А.Евтыха // Актуальные проблемы адыгейской филологии. Майкоп: АГУ, 2001. - С. 119-120.

141. Михеев Ю.Э. Типология временного конфликта в русской драме.: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М, 2001. - 44 с.

142. Многонациональный советский роман: Закономерности развития современного романа. М.: Мысль, 1966. - 286 с.

143. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Проблемы эволюции романа в литературе Северного Кавказа. Нальчик.: Эльбрус, 1987.- 167 с.

144. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. Нальчик.: Эльбрус, 1993. - 91 с.

145. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. Годы первой русской революции. М.: Знание, 1972. - 102 с.

146. Надъярных Н.С. Рождённая историей. М.: Знание, 1976. - 64 с.

147. Намитокова Р.Ю. Герой романов А.Евтыха Щербина и его исторический прототип // Художественно-историческая интеграция литературного процесса. Майкоп: АГУ, 2001. - С. 120.

148. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. -287 с.

149. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М.: Современник, 1974. - 222 с.

150. Панеш Л.Г. Адыгейская литература послевоенного периода (О повестях А.Евтыха «Превосходная должность» и «У нас в ауле») Литературные взаимосвязи. Тбилиси: ИГЛИ, 1969. - Сб.2. - С. 320-335.

151. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп.: Адыгея, 1990.-276 с.

152. Панеш У.М. Традиции и новаторство: Литературно-критические статьи. Майкоп.: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1984. - 175 с.

153. Панеш У.М. Характеры и конфликты (на материале адыгейской прозы 60-х годов) // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Майкоп, 1988.-С. 117-130.

154. Папаскири И.Г. Темыр. Сухуми.: Алашара, 1972. - 251 с.

155. Паранук К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгейском романе: Дис. на соиск. уч. степ. докт. фил наук Майкоп, 2006. - 405 с.

156. Русская советская литература. М.: Просвещение, 1978. - 395 с.

157. Сазонова B.C. Поэтика конфликта в «женских пьесах» А. Салынского: Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Тамбов, 2005. -158 с.

158. Сиденко А. Свет родникового таланта: 75 лет со дня рождения А.Евтыха // Путь Ильича. 1990. - 25 сентября.

159. Смирнова В. Две повести А.Евтыха // Дружба народов. 1950. №4.- С.135-146.

160. Советская литература. История и современность. М.: Просвещение, 1984. - 253 с.

161. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. С.И. Корнилов. М.: Олимп, 2000. - 704 с.

162. Султанов К. От схемы к характеру. Заметки о прозе Северного Кавказа // Дружба народов. 1980. №1. - С. 228-240.

163. Султанов К. Преемственность и обновление. М.: Знание, 1985. -64 с.

164. Султанов К. Пробиваясь к заветному смыслу // Литературная Россия. 1998. №28.-С.9.

165. Схаляхо А.А. Адыгейская литература послевоенного десятилетия // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп, 1979. -С. 138-173.

166. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп.: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1988. - 281 с.

167. Схаляхо А.А. На пути творческого поиска. Майкоп: Качество, 2002.-397 с.

168. Схаляхо А.А. О некоторых вопросах современной адыгейской литературы // Вопросы литературы и фольклора. Майкоп, 1979. -Вып.5. - С.5-29.

169. Теучеж Н.Ю. А.Евтых в отечественной критике // На старте тысячелетия. Майкоп: изд-во АГУ, 2002. - С.283-287.

170. Тлепцерше Х.Г. На пути к зрелости. Краснодар, 1991. - 150 с.

171. Тлюстен Ю.И. Девичьи зори. М.: Сов. писатель, 1974. - 264 с.

172. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман (национально-эпическая традиция и современность). Нальчик.: Эльбрус, 1987. - 120 с.

173. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик.: Эльбрус, 1994. - 248 с.

174. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах.:

175. Автореф на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М.: 1984. - 22 с.

176. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик.: Эльбрус, 1996. 256 с.

177. Тхакушинов А.К. Литература в зеркале социологии. Майкоп: Зихи, 1995.-272 с.

178. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.

179. Хапсироков Х.Х. Глоток родниковой воды // Жизнь и литература. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 302 с.

180. Хапсироков Х.Х. Некоторые пути развития адыгских литератур. -Черкесск, 1964. 100 с.

181. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Знание, 1968.- 118 с.

182. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: 1974. -338 с.

183. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1982. С. 415 с.

184. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов писатель, 1972. - 400 с.

185. Хуажева Н. Художественная концепция личности в прозе А.Евтыха: Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп, 1999. - 167 с.

186. Хуако С.А. Нравственно-эстетическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60-70-х годов: Дис. на соик. уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп, 1996. - 155 с.

187. Хуако Ф.Н. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе. Майкоп.: МГТУ, 2003. - 276 с.

188. Хуако Ф.Н. Лирическая повесть в адыгейской литературе 40-80-х годов: Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Майкоп, 1996. - 168 с.

189. Цагараев М.Н. Повесть о бедном колхознике Саго. М.: Сов писатель, 1952. - 209 с.

190. Цагараев М.Н. Осетинская быль. М.: Сов писатель, 1965. - 352 с.

191. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Сов писатель, 1976.-251 с.

192. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик.: Эльбрус, 1986. - 183 с.

193. Шаззо К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978) // Вопросы истории адыгейской советской литературы. -Майкоп, 1979.-С. 138- 173.

194. Шаззо К.Г. Новые рубежи. (О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы) // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. - С.3-25.

195. Шаззо К.Г. Путь писателя: К 70-летию со дня рождения А.Евтыха // Адыгейская правда. 1985. - 25 сентября.

196. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.

197. Шаззо К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Майкоп.: Изд. МГТУ, 2005. - 260 с.

198. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии. -Майкоп, 2003.-379 с.

199. Шаззо Ш.Е. Восхождение к памяти,- Майкоп.: Адыг. респ. кн. изд., 1994.-135с.

200. Шароева Т. На великом рубеже: Октябрь и начало пути советской литературы // Литературная Грузия. 1984. №11. - С. 11-20.

201. Шибинская Е.П. Становление жанра в младописьменной литературе.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. -Тбилиси, 1986. 23 с.

202. Шогенцуков А.О. Весна Софият. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд., 1962. - 232 с.

203. Эвентов И. Быть напевом бури властной. Революция 1905-1907 г.г. и русский литературный процесс // Аврора. 1985. №2. - С.82-88.

204. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XX века / Под ред. А.П. Бака. М.: Олимп ACT, 1998. - 416 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.