Структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Жаркова, Екатерина Николаевна

  • Жаркова, Екатерина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 193
Жаркова, Екатерина Николаевна. Структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2006. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жаркова, Екатерина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАМ НА МОЛОДЕЖНУЮ

АУДИТОРИЮ.

§ 1. Понятие «молодёжные телевизионные культурноразвлекательные программы».

§ 2. Структурно-коммуникативный подход к созданию молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ.

§ 3. Субкультура - важнейшая характеристика молодежной телевизионной аудитории.

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

§ 1. Современные инновационные технологии создания телевизионных культурно-развлекательных программ.

§ 2. Критерии оценки качества молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ.

§ 3. Монтаж - ведущий инструментарий структурно-коммуникативного подхода к телевизионным культурноразвлекательным программам.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию»

Актуальность исследования определяется тем, что значение отечественного телевидения в жизни нашего общества постоянно возрастает. Одной из причин динамики этого процесса является высокий уровень популярности у молодёжи культурно-развлекательных программ. Молодёжную аудиторию привлекают, прежде всего, понятные, демократичные, красочные видеокартинки, с широким разнообразием представленных в них тем и сюжетов, а присутствие звёзд как в качестве ведущих, так и гостей вызывает к этим программам необычный интерес. Поэтому каждый телевизионный канал стремится включить как можно большее количество культурно-развлекательных программ в свой репертуар, поскольку они обеспечивают высокие рейтинги, их смотрят большое число зрителей, им всегда отводится время прайм1. Это указывает на то, что данные продукты для молодёжи являются коммерчески выгодными и прибыльными для телевидения.

Кроме этого, телевизионные культурно-развлекательные программы для молодёжи являются наиболее мощным коммуникативным средством с большими функциональными возможностями. Это во многом объясняется тем, что творческая и техническая составляющие культурно-развлекательных программ для молодёжной аудитории развились до такого уровня их структурирования, что позволяют реализовывать огромный опыт, воспитательный потенциал, воздействуя одновременно на эмоциональную и рациональную стороны личности опосредованно, опираясь на непроизвольное внимание телезрителя.

Российское телевидение находится в состоянии перехода от государственной к рыночной системе отношений. В результате этого

1 Encycl.accoona.ru/ - Интернет энциклопедия, толковый словарь, глоссарий (англ. Prime time -первоклассное время; эфирное время на радио и телевидении, охватывающее максимальное количество радиослушателей и телезрителей) процесса старые принципы воспитательного воздействия на молодежную аудиторию неэффективны, а новые ещё до конца не определены. Следовательно, необходимо изыскивать новые концептуальные подходы к воспитательному воздействию телевизионных ' культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию. Другими словами, создать массовый тип примитивного обывателя, руководствующегося в своём поведении только мерою телесного свойства: личной выгодой, сытостью и удобством (комфортом); или «механического человека», зомби, довольного всем, что ему навязывают влиятельные манипуляторы.

Педагогически нецелесообразное использование возможностей воспитательного воздействия культурно-развлекательных программ на телевизионную-молодёжную аудиторию может нанести неповторимый вред как этой категории населения, так и обществу в целом.

Именно поэтому и возникает необходимость научного осмысления вышеперечисленных процессов, их структуры, функций, механизмов воспитательного воздействия на телевизионную молодёжную аудиторию, поиска новых научных подходов.

Оптимальным научным механизмом, способным раскрыть потенциальные воспитательные возможности молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ, является структурно-коммуникативный подход.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также противоречием между потребностью общества в повышении воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию и отсутствием таковых механизмов на практике.

Степень разработанности проблемы. Оптимальное управление в любой сфере жизнедеятельности общества предполагает наличие целостной системы. Поэтому большой интерес для нас представляли исследования по общей теории систем P.JI. Акофа, А.И. Берга, JL Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, У.Р. Эшби и других.

Американские учёные Г. Кунц и С.О. Доннел предприняли попытку систематизации имеющихся научных знаний.

Концептуальный подход с позиции социологических систем, основоположником которого считается Э.Л. Трист, рассматривает в единстве социальную и техническую системы, каждая из которых воздействует на другую.

Теоретики школы социальных систем - Ч. Барнард, Г. Саймоне, И. Днсофф, Р. Сайерд, Д. Марч считают, что каждая система есть единое целое, а её основу составляют функции.

Общеметодологические концепции функционального подхода разработаны JI. Берталанфи, А. Рапортом, К. Боулдингом.

Помимо зарубежных необходимо отметить и труды отечественных учёных, исследовавших проблемы управленческой деятельности, которые отвечают сути российского менталитета и тем самым более полезны для изучения с точки зрения концептуальных подходов к воспитательному воздействию на молодёжную аудиторию. Это работы А.И. Арнольдова, Г.А. Аванесовой, О.С. Виханского, П.А. Кохно, Б.Г. Литвак, А. Моль, Я.Р. Рейльяна, В.А. Микрюкова, Э.А. Орловой, К.Э. Разлогова, В.И. Толстых, А .Я. Флиера.

Интерес к проблемам молодёжи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодёжи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях

С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследование досуга молодёжи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, Т.И. Бакланова, B.C. Садовская), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, процессе воздействия культурно-развлекательных программ (Г.М. Бирженюк, Т.И. Заславская, В.Н. Иванов, А.С. Калугин, A.M. Марков, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко); о сущности . социальных технологий (В.Г. Афанасьев, А.И. Зайцев, Э.С. Маркарян, Н. Стефанов).

Среди работ, непосредственно посвященных телевидению, можно выделить те, в которых исследуются лексико-семантические и синтаксические особенности телевизионных программ (А.Н. Бертякова, Г.Н. Беспамятнова); социокультурное значение телевидения в жизнедеятельности общества (А.Г.Айзенберг, Д.Е. Братышев, А.В. Раскин, В.Б. Шиф, О.Р.Самарцев и др.).

Особенно следует отметить диссертационное исследование С.В. Кузьменко «Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект», в котором автор впервые рассматривает деятельность телевидения адекватно теме нашего исследования.

В научном анализе теории социально-культурной деятельности диссертантка опиралась на научные труды А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.А. Ковшарова, Ю.Д. Красильникова, Н.А. Паршикова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова.

Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов 1 данной проблемы, следует подчеркнуть, что ещё не было специального диссертационного исследования на тему: «Структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию».

Проблема исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в совершенствовании деятельности коллектива телевизионных культурно-развлекательных программ в процессе воспитательного воздействия на молодёжную аудиторию и современным состоянием этого процесса на практике.

Объект исследования - деятельность коллективов редакций телевизионных культурно-развлекательных программ для молодёжи.

Предмет исследования - структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ для молодёжной аудитории.

Цель исследования состоит в разработке апробации и внедрении научной концепции структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию как важнейшей составляющей профессионального мастерства специалистов социально-культурной деятельности.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- разработать понятие «молодёжные телевизионные культурно-развлекательные программы»;

- теоретически обосновать процесс воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную

I ( аудиторию;

- выявить основные направления совершенствования процесса воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию;

- раскрыть концептуальную модель структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию;

- определить оптимальную структуру, содержание и функциональное назначение процесса воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию;

- апробировать и внедрить научно-методические рекомендации по внедрению структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что телевизионные культурно-развлекательные программы оказывают прямое и опосредованное воспитательное воздействие на молодёжную аудиторию через ценностные ориентации личности, приобщение её к традиционным формам проведения досуга.

Эффективность данного процесса будет значительно выше, если при создании телевизионных культурно-развлекательных программ будет применён структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию на молодёжную аудиторию на основе инновационных культурно-досуговых технологий.

Автор диссертации рассматривает культурно-развлекательную программу как комплекс планируемых взаимосвязанных элементов, направленных на решение конкретных содержательных и развлекательных задач специфическими выразительными средствами телевидения, на основе драматического метода монтажа и режиссуры как методов театрализации, иллюстрирования и игры.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.В. Талызина); психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, J1.C. Выготский, C.J1. Рубинштейн, К.К. Платонов), концепция педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Я.А. Пономарев), концепция воспитательного воздействия (И.М. Чередов, АЛ. Кирсанов, Г.А. Захаров); массовой коммуникации (А. Моль, В.М. Березин, В.П. Конецкая, Б.М. Сапунов); технология структурно-функционального подхода строилась на идее детерминированности межличностного взаимодействия ценностно-смысловой сферой личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий); на концепции этимологии, т.е. коммуникации, опосредованной технологическими средствами (В.А. Дактум) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Основой изучения телевизионной молодежной аудитории выступает методология феноменологического анализа социогрупповых явлений (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца). Ее смысл состоит в исследовании процессов молодежной аудитории, ее окружения в культурно-досуговом пространстве, через педагогически организованную коммуникативную деятельность в учреждениях культуры во взаимодействии с телевидением. I

Методы исследования. Автор диссертации использовала различные методы, адекватные поставленным цели и задачам, опираясь на общенаучные методы познания: анализ, систематизация теоретических данных, статистические методы, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных. Опытно-экспериментальная работа построена на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности специалистов в условиях рыночных отношений по внедрению , структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка. Создание различного типа культурно-развлекательных программ и проведение опытно-формирующего эксперимента потребовали введения целого комплекса вышеуказанных методов. Комплексность исследования позволила выяснить состояние культурного уровня молодёжной аудитории в учреждениях культуры, определить общие и частные характеристики обследуемого объекта. В процессе изучения было опрошено 1038 городских жителей г. Москвы - в Центре досуга и творчества молодёжи «Россия» - 656 человек и Чертановском молодёжном «Центре» - 382 человека. Это позволило определить процесс и динамику воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ различного типа, в основном шоу-программ. Анализ статистической, социокультурной и научно-методической литературы позволил разработать и применить структурно-коммуникативный подход к процессу воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа, с 2001 по 2006 годы.

На первом этапе исследования (2001-2002 гг.) изучалось состояние проблемы в социальной, психолого-педагогической и управленческой научной литературе. Анализировалась теория воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ, созданная в исследованиях учёных Московского государственного университета культуры и искусств.

Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2002-2005 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию.

Анализировалось отношение к телевизионным культурно-развлекательным программам для молодежной аудитории. Разрабатывались концептуальные подходы к созданию теоретической модели работы, определялись критерии и показатели эффективности телевизионных программ; механизмы взаимодействия и функционирования основных компонентов на основе родовых методов культурно-досуговой деятельности. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.

Осуществлено комплексное исследование второго уровня, целью которого было выявление рейтинга телевизионных молодёжных I культурно-развлекательных программ. Разработана и экспериментально апробирована практическая модель структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию. .

Наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в будние дни, так и во время праздников и юбилейных торжеств.

Экспериментальная работа проходила с участием постоянных посетителей учреждения культуры: членов клубов по интересам, участников любительских коллективов и любительских объединений для молодёжи.

Целью эксперимента являлось определение структуры и эффективности воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию. Разработанные автором диссертации телевизионные программы для молодёжи были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению педагогической значимости телевизионных молодёжных культурно-развлекательных программ. Опытная работа предполагала необходимость проведения экспериментальных занятий по формированию и развитию профессионализма и компетентности специалистов, занимающихся подготовкой и проведением культурно-развлекательных программ на телевизионном специализированном канале Муз-ТВ.

В ходе эксперимента проходили корректировка и обогащение ранее разработанных телевизионных молодёжных культурно-развлекательных программ.

На третьем этапе исследования (2005-2006 гг.) проводился анализ полученных фактологических данных и путей их обобщения. Создание обобщённой модели процесса структурно-коммуникативного подхода к воспитательному' воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их корреляции через овладение различными видами деятельности, динамики формирования у специалистов навыков составления молодёжных культурно-развлекательных программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• впервые разработано содержание понятий «структура», «коммуникация», , «структурно-коммуникативный подход», «телевизионная культурно-развлекательная программа для молодежи»;

• раскрыто взаимодействие различных компонентов, технологии телевизионной культурно-развлекательной программы с использованием личностных ресурсов специалистов, которые являются субъектами совершенствования процесса воспитательного воздействия молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ;

• научно обосновано непосредственное позитивное воспитательное воздействие телевизионных молодёжных культурно-развлекательных программ на культурное становление телезрителя на основе структурно-коммуникативного подхода;

• доказано, что в структуре телевизионных культурно-развлекательных программ взаимосвязь и взаимодействие элементов и компонентов внутренне детерминированы социально-культурной ситуацией развития как особого сочетания внутренних процессов и внешних условий, где коммуникация - это форма сотворчества субъектов и объектов воспитательного воздействия;

• выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия стимулирования совершенствования воспитательного I воздействия молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ в процессе основной профессиональной деятельности на основе сложившихся традиций, посредством увеличения значимости оценочно-смыслового направления, за счёт использования практико-ориентированного структурно-коммуникативного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные, в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и обобщённой научной информацией о,структурно-коммуникативном подходе к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ для молодежной аудитории.

Разработана модель структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ, состоящая из деятельностного, мотивационного, интеллектуального, .творческого и оценочно-прогностического компонентов. В модели структурно-коммуникативного подхода к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию структурированы соотношения содержания, формы, методов, выразительных средств, стиля, жанра, сценографии, кадра, операторской работы, режиссерско-драматургических компонентов как важнейших детерминантов инновационных технологий.

Рассмотрено влияние внешних факторов на технологический процесс создания телевизионных молодёжных культурно-развлекательных программ на основе структурно-коммуникативного подхода: государственная поддержка культуры; сохранение региональнонациональных традиций общественной жизни; финансовое и кадровое обеспечение телевидения. Созданы условия (курсы, базы) для подготовки i специалистов' по разработке телевизионных молодежных культурно-развлекательных программ и выявлены современные тенденции их развития.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• автором разработана учебная программа «Продюсирована телевизионных программ на телевидении»;

• автор диссертации в течение пяти лет работает продюсером и редактором молодёжной программы «Реалити-шоу со звёздами» на телеканале Муз-ТВ; а также создавала компьютерные разработки для молодёжной программы «ZOOM» и др.;

• материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда телевизионных целевых программ, определяющих перспективное развитие канала Муз-ТВ в целом;

• научные результаты диссертационного исследования используются при чтении дисциплин: «Моделирование телевизионных шоу-программ», «Основы редактуры на телевидении», «Режиссура телевизионных шоу-программ» в Московском государственном университете культуры и искусств;

• диссертация может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке или повышении квалификации специалистов телевидения широкого профиля.

Достоверность исследования определяется его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, телевизионными проектами культурно-развлекательных программ, осуществлённых на телевещательном канале Муз-ТВ.

В диссертационной работе использовались данные независимых исследований рейтинга телевизионных молодёжных культурно-развлекательных программ и их просмотровые показатели.

В диссертации используются материалы включенного наблюдения автора при съёмках и демонстрации в эфире сюжетов телевизионных культурно-развлекательных программ, осуществляющих воспитательное воздействие на молодёжную аудиторию на основе структурно-коммуникативного подхода.

В работе анализировались данные периодики тедевещательных каналов, нормативные документы, специальная (корпоративного пользования) литература.

Апробация работы основных результатов исследования осуществляется в следующих формах:

1. В выступлениях автора на 4 международных, российских конференциях, симпозиумах и семинарах: международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2004); третьей межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 28 апреля 2004); «Социум и культура: голоса молодых» (Москва, 25-26 марта 2005); «Современная Россия - горизонты культуры» (Москва, 20 апреля 2006).

2. В публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).

3. В разработке и создании телевизионных молодёжных программ, сюжетов на телеканале Муз-ТВ.

4. В преподавании курсов «Моделирование телевизионных программ», «Технология культурно-развлекательных программ»,

Основы редактуры на телевидении» в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности.'

5'. Диссертация, прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ 03 ноября 2006 года (протокол № 3).

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ на молодёжную аудиторию на основе структурно-коммуникативного подхода - это сложное, многогранное образование, обусловленное социально-политической, социально-экономической и социально-культурной ситуацией в стране. Субъекты коммуникации обеспечивают эффективность деятельности телевидения, связанного в этом взаимодействии структурными и коммуникативными отношениями, что создаёт условия для воспитания молодёжи всей страны.

2. Деятельность телевидения при трансляции молодёжных телевизионных культурно-развлекательных программ находится в прямой зависимости от общечеловеческой культуры и ценностных ориентаций, установок коллектива редакции и руководства канала и уровня культуры молодёжной аудитории.

3. Процесс воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ включает создание локальных, тематических программ с детальной проработкой на основе структурно-коммуникативного подхода, при условии постоянной обратной связи с молодёжной аудиторией и регулярный анализ рейтингов и мнений.

4. В основе механизма структурно-коммуникативного подхода н^ телевидении к созданию культурно-развлекательных программ для молодёжи лежит процесс воздействия на сознание личности молодого-человека через ценностно-ориентационное отношение, которое включает в себя духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к оценочному осмыслению предлагаемой телепродукции.

5. Технология разработки воспитательного воздействия телевизионных культурно-развлекательных программ для молодёжной аудитории на основе структурно-коммуникативного подхода включает интеграцию социального, культурного и творческого видов деятельности и представляет целостный процесс взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с проектируемыми параметрами. I

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Жаркова, Екатерина Николаевна

Заключение

Все задачи, которые были поставлены в исследовании, решены. » . . Цель достигнута, ' гипотеза подтвердилась. В диссертационном исследовании автор попыталась выявить основные инновационные

I ' технологии на телевидении, классификацию телепроектов, многообразие которых связано с широкой жанровостью современного телевидения. Исходя из этого было проанализировано понятие шоу-программы, т.е. её инновация, которая может проявляться не только в концепции проекта, но и на всех этапах его создания, а именно в процессе создания сценария, производства и монтажа экранного материала. Инновации в телевизионных культурно-развлекательных программах содержатся в формах и методах использования новых технических средств и маркетинговых принципах формирования экранного продукта. Исследовались творческие технологические инновации, позволяющие по-новому структурировать процесс создания теле-шоу программ и проанализировать развитие современного телепроизводства.

На современном этапе проявляется ощутимая стабилизация российской экономики, тенденция к более масштабному использованию собственных творческих и производственных ресурсов, стремление к вступлению в ВТО создают достаточно поводов для оптимистических прогнозов на будущее нашей страны. Отечественное телепроизводство вместе с рекламным рынком России постепенно выходят из кризиса. Различные творческие стратегии приходят на смену стратегиям выживания, и это является позитивной тенденцией. Отечественные программные производители активно используют инновационные технические и технологические разработки для создания телевизионных программ различных жанров, в которых особая роль отведена, конечно же, культурно-развлекательным программам.

На наш взгляд, необходимо использовать богатый отечественный и западный опыт в создании телевизионных культурно-развлекательных программ, чтобы стремиться находить наиболее верные решения при работе над инновационными технологиями ■ в молодежных культурно-развлекательных программ для того, чтобы не снизить планку достойного качества выпускаемых программ, которые сейчас создаются в режиме конвейера. Необходимо прорабатывать качественные изменения структуры репертуара культурно-развлекательных программ, поскольку эта телевизионная отрасль интенсивно разбивается, и уже к сегодняшнему дню в России существует два полноценных развлекательных канала (Муз-ТВ, СТС и ТНТ), которые специализируются исключительно на различных культурно-развлекательных программах. Поэтому необходимо разрабатывать стоящую проблему тематики выпускаемых шоу-программ, которая оставляет желать лучшего с точки зрения морали, т.к. очень может быть, 'что в скором времени большинство создателей шоу-программ будут ориентироваться на неприемлемые по нравственным соображениям4-концепции, с целью привлечения молодого зрителя к экрану. Всё большее внимание уделяется креативности и инновационности в телепроектах, причём проявляется это на всех этапах создания шоу-программ. Современной молодежи уже недостаточно I просто концертных выступлений и музыкальных номеров. Общее развитие жизни и компьютерных технологий меняет и потребности молодежи. Соответствие современному ритму и образу жизни - вот основная задача телевидения. Современные тенденции всё больше направлены на поиск новых решений, новых идей, новых лиц и характеров, которые способны внести свою индивидуальную нотку, которая бы являлась основным отличием в привычных формах.

На современном этапе, как в творчестве, так и в бизнесе, -креативная идея является главной ценностью, за которую борются все преуспевающие компании. Будущее современной цивилизации остаётся за инновациями и нестандартными решениями, которые способны вывести человечество из критических ситуаций, показать новые пути развития и предложить методы достижения поставленных целей. Поэтому основной задачей развития телепроизводства будет по-прежнему являться профессиональная подготовка отечественных продюсеров, маркетологов I в сфере творческих инноваций и креативности, которые позволят t 1 развивать не только телевизионные шоу-программы, но и всё отечественное телевидение.

Научная проблема разработана достаточно подробно и основательно. Изучены основные теоретические аспекты понятия «молодежная телевизионная культурно-развлекательная программа». Проведена полная классификация привычных жанров шоу-программ. Подробно изучено состояние телевидения на современном этапе. Рассмотрены основные инновационные теле-технологии, на основании которых проведён анализ популярных существующих шоу-программ. Выделены основные требования и условия для создания шоу-проектов разных форматов и жанров. Подробно рассмотрены задачи, которыми занимается телепродюсер и остальные члены творческой группы в процессе создания шоу-программы. Подробно рассмотрены принципы формирования телепроектов на основе исследований телерынка. Изучены творческие модели создания того или иного жанра шоу-программ. Сделаны основные выводы при экспертном анализе популярных шоу-программ на предмет творчества и качества.

Из этого можно сделать вывод, что структурно-коммуникативный подход к культурно-развлекательным программам интегрирует весь технологический процесс их создания. При разработке научных концепций необходимо учитывать не только возможность привлечения внимания большого количества телевизионных зрителей, но также основные нравственные понятия, на которые полагается цивилизованное человечество на всём этапе своего развития. Продюсер, который не соблюдает определённую эстетическую и моральную планку в процессе работы над культурно-развлекательной программой, может спровоцировать общее падение нравственных ценностей у молодежной аудитории. Мы определили, что современные тенденции развития шоу-программ ориентируются на креативность, неординарность, присутствие максимума выразительных средств, аттракционов, жанров и форматов. Нет строгих рамок и создаваемые телепродукты практически каждый раз являют собой новый жанр и формат.

Обилие компьютерных технологий порождает определённый спрос на молодежные культурно-развлекательные программы. Развитие рынка порождает необходимость моментального реагирования на любые его изменения. Современный зритель, с одной стороны является подчинённым лицом по отношению к телевидению, но, с другой стороны, является своеобразной точкой опоры для определения своего развития. Это две взаимосвязанные системы, которые дополняют друг друга. Зрительский спрос рождает соответствующее предложение, но и телевидение может влиять на спрос молодежной аудитории самым кардинальным способом. Шоу-программы - самый популярный вид телепродуктов. Поэтому в процессе разработки сценария и постановки самой программы необходимо учитывать особенности влияния I телевидения на молодежную аудиторию, чтобы нести ответственность за выбор темы передачи.

Современные технологии развиваются и позволяют добиваться решения практически любых технологических задач. Основной проблемой остаётся изначально творческий, созидательный выбор темы и научной концепции программы, постановка её цели.

Основной инновационной технологией шоу-программ на телевидении, которую необходимо развивать, является удержание такого важного аспекта телевидения, как творчество. Его созидательная функция непременно должна проявляться в конечном итоге и не уходить на второй план во всем многообразии современных телетехнологий, разработанных, прежде всего, для успешного бизнеса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жаркова, Екатерина Николаевна, 2006 год

1. Массовая культура иллюзии и действительность. - М.: "Искусство", 1975.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: "Искусство", 1978.

3. Багиров Э.Г. Телевидение США. Сборник статей. М.: "Искусство", 1976.

4. Баканурский А.Г. Смеховая, зрелищная культура русского средневековья. Диссертация.кандидата искусствоведения. -М., 1983.

5. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.

6. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. t фр./Сост. Вал. А. Луков, Вл. А.Луков. СПб: Союз, 1998.

7. Бирюков Б.П., Пеллер Е.С. "Культура, искусство и научная строгость" // Точные методы в исследованиях культуры и искусства.-М.: "Наука", 1971.

8. Бирюков Н.С. Буржуазное телевидение и его доктрины. -М.: "Мысль", 1977.

9. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственноговоспитания / ВНМЦ нар.творчества и культурно-• просветительной работы. М., 1986.

10. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как «проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РТУ, 1983.

11. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., Посткриптум, 2000. .

12. Брук П. Пустое пространство. М.: "Искусство", 1976.I

13. Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. М.: МГУК, 1998.

14. Ваха В.В. Некоторые проблемы актерских данных участников самодеятельных хореографических комплектов // Самодеятельное хореографическое искусство в клубе: Сб.науч.тр. / Высшая профессиональная школа культуры. -Л., 1988.

15. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. 1992. -№ 1-2. - С. 124-128.

16. Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теории // Содружество наук' и тайны творчества. М.: "Искусство", 1998.

17. Ворошилов В.Я. Феномен игры. М.: "Советская Россия", 1982.27.' Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: АПН, 1989.

18. Вульф А. Огромное количество замечательных музыкантов абсолютные ублюдки. (О ситуации в современном шоу-бизнесе). - М., Вечерний клуб, 1999, -№37, - С.5.

19. Выгртский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956.

20. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

21. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: "Искусство", ,1987.

22. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.

23. Галушко Р.И. Западное телевидение и массовая культура. -М. МГУ, 1991.

24. Гальперин П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. №1. - 1980. -С.31-38.

25. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С.80-84.

26. Гвишиани Д.М. Методологические проблемы моделирования. М: Репринт, 1977.

27. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. -.№4. - С. 50-63.

28. Гершкович З.И. Парадоксы "массовой .культуры" и современная идеологическая борьба. М.: "Знание", 1983.

29. Гершуни Е.П. Массовые зрелища и народные представления. -JL: "Искусство", 1962.

30. Гиссен П. Декорация для шоу. Культура. №34. - 1996. -С. 13.

31. Глинский Б.А. Моделирование и современная наука. М.: "Наука", 1987.

32. Давидюк Г.П., Бобровский B.C. Проблемы "массовой . культуры" и "массовых коммуникаций". Минск: "Наука и ^техника", 1972.

33. Дмитриев А. Деградация российской эстрады нам только < снится. Вечерний клуб, 1997,22.05.-28.05. - №14. - С.5.

34. Дъякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. -Екатеринбург, 2002.

35. Дугин А. Балбесы и философы попа. (О парадоксахIсовременной эстрады). // Аргументы и факты. 2000, декабрь. - №51. - С.20.

36. Егоров В.В. Телевидение: между прошлым и будущим. -М., 1999.

37. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., МГУК, 2004.

38. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., МГУКИ, 2002.

39. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент

40. Шоу-Бизнеса: учебное пособие.-М.: МГУК, 1997.

41. Загвязинский В.И. Педагогическое предвиденье. М., 1999.'1.■

42. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: МГУ, 1982.

43. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб., 1996.

44. Захаров Е.З. Мастерство артиста шоу-программы и продюсера-постановщика концертно-зрелищных программ.-М., 1999.

45. Захаров Е.З. Театр как вид искусства. М.: "Знание", 1998.

46. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта.-М: Искусство, 1983.

47. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: "Искусство", 1975.

48. Зоркая Н.М. Звезда эстрады на телеэкране. // Телевизионная эстрада. М.:"Искусство", 1981.

49. Зоркая Н.М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX начала XX века. Диссертация .доктора искусствоведения. М., 1992.

50. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1985.

51. Ильин Р.Н. Изобразительно-выразительные средства экранных искусств. Автореферат диссертации .доктора искусствоведения. М., 1971.

52. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В.И.Андреева, Т. Мелъхорна. Казань: Изд-во ун-та, 1990.

53. Кадцын J1.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. шк., 1990.

54. Казаринова Т.А. О развитии творческих способностей студентов-хореографов // Человек и современный клуб:1перестройка взаимоотношений: Мат.Всесоюз. науч. конф. -Пермь, 1989.

55. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

56. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М: Педагогика, 1990.

57. Каргин А.С. Народная художественная культура. Курс . лекций для студентов высш. и сред. учеб. заведенийкультуры и искусства. М.: Гос.респ.центр рус.фольклора, 1997.

58. Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. М.: "Искусство", 1976.

59. Квалификационные характеристики социального педагога, социолога культуры, менеджера социальной сферы (социального менеджера): Учебно-методический материал кафедры социально-культурной деятельности. М., МГИК, 1996.

60. Клитин С.С. "Золотой век" европейской эстрады: исторический и теоретический анализ. Диссертация доктора искусствоведения. М., 1991.

61. Клитин С.С. Эстрада как вид искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. JL: ЛГИТМИК, 1978.

62. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. JL: "Искусство", 1987.

63. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Изд-во ВТО, 1984.

64. Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопросы психологии. -1991.-№5.-С. 42-47. ,

65. Копылова Р.Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. СПб.: РИИИ, 1992.

66. Корчагина Е. Эстрада и телеэкран диалектика взаимоотношений. // Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981.

67. Кужугет А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. Диссертация.кандидата искусств. М., 1994.

68. Кузнецов Г. Не надо играть в шоу-бизнес // Московский комсомолец. 1998,08.05. - №86. - С.12. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М.: "Искусство", 1978.

69. Куликов В.Н. Проблемы психологического воздействия. -Иваново, ИУ, 1988.

70. Культорология XX век. Словарь. СПб., 1997. Культура в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - СПб., 1993.

71. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия:принцип аттракциона. М.: "Наука", 1990.

72. Липков А.И. Развитие форм обратной связи // Контурыбудущего.-М.: "Искусство", 1984.

73. Ломакина Л.И. Личность и хореографическое творчество //

74. Человек и современный клуб: перестройкавзаимоотношений: Мат. всесоюз. науч. конф. Пермь,1989.

75. Мазаев А.И. Праздник как социально художественное явление. -М.: "Наука", 1978.

76. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., Жуковский, 2003.

77. Марголис М. Акустический патриотизм. Новые известия.2001,-№76.-С.6.

78. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998. Марков П.Р. В театрах разных стран. М.: ВТО, 1967.

79. Мартовицкая А. К нам едет звезда, или Как организовать гастроли.//Культура. 1998. №42. - С.З.

80. Мартынова Р.В. Видео в контексте массовой культуры. . Диссертация .кандидата философских наук. М., 1993.

81. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации//Специалист. №4. - 1993.

82. Матвиенко И. Шоу-бизнес это такая мясорубка // Аргументы и факты. - 1998. - №9. - С.З.

83. Моль А. Социодинамика культуры. Искусство и ЭВМ. -М., "Мир", 1975.

84. Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. Вып. 5. - Л.: Музыка, 1987.

85. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

86. Некрылова А.Ф. Русские народные, городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: "Искусство", 1984.

87. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: "Искусство", 1990.

88. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.

89. Орлов В. Виртуальная реальность. Просранство экранных культур как среда обитания // ГЕО. №5,1997.

90. Основы телевизионной журналистики / Под ред. А .Я. Юровского. -М., 1987.

91. Пави Патрис. Словарь театра. М.: "Прогресс", 1991.

92. Панов В. Поющие кошельки // Аргументы и факты. 2001.I-№29.-С. 13.117: Парсаданова Т.Н. Российское телевидение: история и современность. М., 2002.

93. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем: Автореф.дис.докт.пед.наук. Минск, 1995.

94. Перанов О. Как стать звездой шоу-бизнеса // Комсомольская правда, 2000 №50. - С.13.

95. Петров JI.B. Массовая коммуникация и культура. Диссертация .кандидата философских наук. JL, 1991.

96. Плеханова Е.В. Влияние самовнушения на развитие внимания учащегося эстрадного направления // Высокие технологии в технике, медицине, экономике и образовании; Ч. III / Сб. науч. трудов. Ижевск: УдГУ, 2001.

97. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для пед.ин-тов / Под. ред. В.Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990.

98. Поличко Г.А. Медиообразование или кинообразование: как выучить продюсера? // Специалист, 1993. №5.

99. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.

100. ПочепцовГ.Г. Имиджелогия, М., 2001. . ,

101. Прохоров Е.П. Творческие формы массовой информации // Музы XX века. М.: "Искусство", 1978.

102. Прутьев С.М. Проблемы теории современной массовой культуры. М., Факт-М, 1999.

103. Психология. Словарь. М.: "Политиздат", 1990.

104. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1979.

105. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. -М.: "Искусство", 1980.

106. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1-2. - С. 98105.

107. Рубб А.А. Эстрада с точки зрения: Беседы продюсера-постановщика концертно-зрелищных программ. М., Гос. Всерос. Дом нар. т-ва, 1999.

108. Сазонтьева Н.Н. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: "Наука", 1987.

109. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М.: "Знание", 1988. ,

110. Семенов B.JI. Массовая культура в современном мире. -СПб.:'"Мысль", 2001.1.■ '

111. Синицкий А.Н. "Теория моделирования и искусство // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. -М., 1971.

112. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

113. Сманкина С. Телевизионный междусобойчик // Культура. -1998.-№15.-С.6.

114. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983.

115. Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика. М.: "Мысль", 1986.

116. Советский Энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия", 1989.

117. Солдатов A.M. Современная молодежная эстрада. М.: Посткриптум, 2001.

118. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.6.-М.: "Искусство", 1959.

119. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.

120. Стоиков Ю.Н. К проблеме музыкальной видеокультуры // Образ жизни, проблемы отражения в С.М.К. М., 1999.

121. Столяров И. А. Управление культурой. Организационно-экономический механизм. М., 1989.

122. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975.

123. Тарасов Г.С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992. -№ 1-2.-С 105-111.

124. Телевидение на рубеже двух веков. -М.: АОН, 1999., '

125. Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981.

126. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН, 1947. - 335с.

127. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюры в России 1908-1917гг. М.: "Культура", 1995.

128. Тихомиров Д.Д. Артист. Балетмейстер. Педагог. М.: Искусство, 1971.

129. Тихонова И.П. Возвращение комической эксцентрики // Эстрада: что? где? зачем? М.: "Искусство", 1988.

130. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. Т.2. М.: "Искусство", 1984.

131. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М.: "Просвещение", 1976.

132. Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945).-М.: "Искусство", 1983.

133. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995.

134. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М., 1993.

135. Федоров А.В. Видеоспор: кино видео - молодежь. -Ростов, 1990.

136. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмот: Учебное пособие для вузов культуры. Таганрог, 2004.

137. Федотова Л.Н. Массовая информация, стратегия производства и тактика потребления. М.: МГУ, 1996.

138. Федорова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.

139. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы самодеятельных хореографическихколлективов / ВНМЦ народного образования и культурноtпросветительной работы. М., 1982. ,

140. Фохт Н. Авторитеты шоу-бизнеса предрекают гибель классики и взлет российской «попсы» // Известия, 1994, -С.5.171.' Фофанов О.А. Реклама: новые технологии России. -СПб., 2000.

141. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб. -М., 2001.

142. Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск, 2004.

143. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.

144. Цвик B.JI. С чем придем в XXI век // "Телевизионная мозаика". М.: МГУ, 1997.

145. Чижиков В.М. Культурный уровень личности как оценочный показатель // Сб. науч.трудов. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. -М., 2000.

146. Шаболтай П.М. Каких артистов ищет «Россия»? // Вечерний клуб, 1999. №13. - С.8.

147. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

148. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995.

149. Шапинская Е.Н., Шапинский В.А. Массовая культура в зеркале концепций: Учебное пособие. М.: "Прометей", 1992. . ' . ' '

150. Шароев И.Л. Многоликая эстрада. М.: ВАГРИУС, 1995.

151. Шведова И. «Душа птица вольная» // Московская правда, 2002.-№2i:-C.5.

152. Шеннон Р.Ю. Имитационное моделирование систем -искусство и наука. М.:"Посткриптум", 2001.

153. ЧЭстетика. Словарь.-М.: "Политиздат", 1989.

154. Эстрада; что? где? зачем? М.: "Искусство", 1988.

155. Юровский А. Телевидение поиски к решению. Изд.2. -М., 1982.I

156. Якимович А. Магия бунта и супертехника коммуникаций // Язык культур: Взаимодействия. / Сост. В. Рабинович. М., 2002.

157. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

158. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала как цель образования // Мир психологии. 1996. - №2. - С. 145-151.

159. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. -№4. - С.20-27.

160. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

161. Якушина Е. Медиаобразование в сети Интернет // ИТО,2000. ,1.•

162. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.

163. Список иностранной литературы Bidgsbu W. Euvrope, America and the Culture / Debate. N.Y., 1982.

164. Brown R. B. Up from Elitism: The Aesthetics of Popular

165. Fiction // Studies in America Fiction. August, 1983.

166. Cheshire D. Music-hall in Britain, London, 1974/

167. Culture for the Millions? Mass Media in Modem Society. Ed.

168. By N. Jacobs. Toronto; L., New York, 2001.

169. Gombrich E. Art and Illusion. New York, 2001.

170. Jacques-Charles. Cent ans de music-hall. Geneve Paris, 1956.1.ppman W. Public Opinion. N.Y., 1961. 17.17.Manndell W.,

171. Hovland C. Is there a Law of Primacy in Persuasion. In;

172. Ameriican Psyhologist" 1992, vol. VII.

173. McDonald D.A. Theory of Popular Culture. Politics, 1948,febr.

174. Melchinger S. Theater der Gegenwart. Fr. a/M., 1998. Popular Culture. Past and Present. A. Reader. Ed. By B. Waites. L., 1982.

175. Rosenberg В., White D. (eds.) Mass Culture. The Free Press of Glencoe, 1957.

176. Schramm W. (ed.). Mass Communication. University of Illinois Press, 1963.

177. The Oxford English Dictionary second edition," volume XV Ser-Soosy. Clarendon press, Oxfard 1999.J

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.