Структуры повседневности России 90-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ковалева, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковалева, Елена Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
§ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО МИРА.
1.1. История изучения повседневности.
1.2. Структуры повседневности.
§2. ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
2.1. Политическое пространство.
2.2. Экономическое прсстранство.
2.3. Социальное пространство.
2.4. Пространства индивидуальности.
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 90-Х
ГОДОВ.
§1. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1.1. Жилище.
1.2. Питание и здоровье.
1.3. Свободное время и досуг.
§2. ЖИЗНЕННЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
2.1. Любовь.
2.2. Страх.
2.3. Зависть.
§3. СТИЛИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
3.1. Стилизация как вариант идентификации современных россиян.
3.2. Стилевая дифференциация в современной России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Практики конструирования стилей жизни студентов в провинциальных вузах России2009 год, кандидат социологических наук Таирова, Нелли Рифатовна
Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии2013 год, кандидат философских наук Правовская, Надежда Ивановна
Проблематизация повседневности на основе классических философских концепций2004 год, кандидат философских наук Меркулова, Дарья Юрьевна
Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека: философско-антропологический анализ2008 год, кандидат философских наук Мойсеева, Татьяна Борисовна
Повседневность и язык: Культурологические основания и эмпирические реалии2003 год, доктор философских наук Новикова, Надежда Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структуры повседневности России 90-х годов»
Актуальность исследования. В XX веке в гуманитарном знании возрос интерес к осмыслению проблем повседневной жизни человека. Тогда как, философия издавна относилась к повседневному, как изначально враждебному всему рациональному. Классические философы считали повседневность слишком неопределенной сферой для исследования и изучения. Мир повседневного взаимодействия, деформирующий идеальные теоретические модели, представлялся скорее препятствием, чем основой для реализации их идей.
Интерес к изучению повседневности совпал с так называемым «антропологическим переворотом» в философии. С.Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Вебер и многие другие доказали невозможность описания многих явлений человеческого мира и природы, оставаясь на позициях классического рационализма. Все большую популярность стали приобретать убеждения, согласно которым история не обнаруживает себя безотносительно Человека, как субъекта истории. Впервые философы обратили внимание на те внутренние взаимосвязи между разнообразными сферами жизнедеятельности человека, которые обеспечивают развитие общества, его целостность и неповторимость на каждом временном этапе, отсюда все большую значимость приобретают исследования всего многообразия сознания, внутреннего опыта переживаний, различных форм повседневной жизни.
Повседневность, как одна из сфер жизнедеятельности человека, не существует изолированно, она тесно связана с общественно-политической, социально-экономической, художественной, и в то же время является важнейшим индикатором ситуации в обществе.
Анализ этой сферы - важная часть анализа любого общества, прогнозирования его дальнейшего функционирования и развития.
Последнее, однако, порождает особый интерес к теме и проблемам повседневной жизни в современной России. Политическая и социально-экономическая трансформация российского общества 90-х годов привела к упразднению прежней идеологии, единой и обязательной для всех, прежних институтов власти, были подвергнуты сомнению достоверности, ценностные ориентации и нормы, которые сложились и утвердились в обществе ранее. В результате многие россияне сегодня оказались в состоянии кризиса или даже потери идентичности, проявляющихся в различных формах депрессии и апатии; бессмысленной жестокости, стремлении убежать от реального мира с помощью применения наркотиков и алкоголя. Все это приводит к выводу о необходимости поисков новых оснований для единства дезориентированных индивидов. Их не нужно выдумывать, потому что общество каким-то образом продолжает существовать, используя внутренние ресурсы самосохранения. Взамен разрушенных систем порядков и пространств повседневности, оно создает другие, обеспечивая выживание. Отсюда возникает актуальная в теоретическом и практическом отношении задача описания и изучения новой формы единства, основанного не на однородности, а на разнородности. .
Степень разработанности темы. В последнее время наблюдается повышенный научный интерес к проблемам повседневной жизни. Тема повседневности или обыденной жизни ныне часто фигурирует в философской и другой литературе, где исследователи обращаются к определенным аспектам жизни, истории и культуры.
Эти работы, безусловно, способствовали снятию табу на изучение обыденной жизни и развенчанию мифа, существовавшего в классической философии, представляющего повседневную жизнь как неистинную.
Своеобразная реабилитация повседневного в философской литературе происходит в работах С. Кьеркегора, Г. Зиммеля, М. Ве-бера, Л. Витгенштейна, 3. Фрейда, М. Хайдеггера, Г. Маркузе, Э. Гуссерля, который и ввел в философию понятие «жизненного мира».
Современный этап в развитии западных исследований повседневности связан с именем основателя феноменологической социологии Альфредом Щюцем. В своем фундаментальном труде «Структуры жизненного мира» А. Щюц проанализировал «особенности повседневного мира в его отличие от мира природы», рисуемого естественными науками, выделив и описав формальные структуры обыденного сознания и повседневности.
Исследованию повседневного мира посвящены исторические труды французской школы «Анналов» - Ф. Броделя («Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVII в.в.), Л. Февра, М. Блоха, Ж. Дюби, Ж. Гоффа и других; исследования Б. Вандельфель-са, Э. Эриксона, И. Гофмана, Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Бергера, Н. Элиаса, Ф. Тенбрука, а также некоторые исследования Р. Барта, М. Фуко и др.
Российская историография повседневности представлена работами Ю. М. Лотмана, посвященными связи культуры и бытового поведения на примере российской исторической повседневности, серия работ посвящена изучению повседневного мира в эпоху средневековья: А .Я. Гуревич, ММ. Бахтин, Л.М. Баткин и другие. Е.В. Золотухи на-Абол и на в книге «Философия обыденной жизни» исследует экзистенциальные проблемы человека в повседневной жизни.
В рамках «понимающей» социологии повседневность исследует Л.Г. Ионин. В.Н. Горянова в своих работах занимается анализом характеристик обыденного сознания. П.С. Гуревич и Б.В. Марков исследуют различные стороны повседневности в рамках философской антропологии. Все перечисленные выше авторы внесли значительный вклад в исследование и изучение различных сторон повседневности. Тогда как сегодня практически отсутствуют философские исследования повседневности современной России, что делает данное исследование еще более актуальным.
Цель и задачи исследования.
Целью данной работы является исследование содержания структур повседневности России 90-х годов.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- выявить факторы, обусловившие изменение самоопределения индивидов в жизненном пространстве современной России;
- проанализировать содержание и характер лингвистической компетенции (обыденный язык) россиян как своеобразного индикатора идентичности;
- выяснить основные характеристики системы жизнеобеспечения (жилище, питание и здоровье, досуг) современных россиян;
- проследить влияние современного социокультурного кризиса на эмоциональную сферу человека;
- продемонстрировать механизм стилизации и самовыражения индивидов в современной России.
Научная новизна исследования может быть выражена в следующих положениях:
1. Выявлены изменения, произошедшие на всех уровнях современного повседневного бытия индивидов: в ориентации россиян в жизненном пространстве, ощущении времени и др.
2. Проведен анализ изменений в современном русском языке, как обыденном, так и литературном. Проанализирован процесс современного слово- и имяобразования как своеобразных индикаторов процесса идентификации современных россиян.
3. Выявлены не только характеристики системы жизнеобеспечения в целом, но и типологизированы современные жилые пространства, отношение россиян к своему здоровью и питанию, организации свободного времени.
4. Прослежены изменения, которые произошли в содержании и социальных акцентах жизненных экзистенциалов - любви, страха, зависти, выяснили влияние современного социокультурного кризиса на эмоциональную сферу человека.
5. Изучены особенности современного социокультурного кризиса, который для современных россиян обернулся кризисом идентичности, что позволило среди различных способов его преодоления выявить, характерный для слоя богатых, процесс стилизации обыденной жизни, как своеобразного варианта социальной идентификации в современном российском обществе.
Методика и теоретические основы исследования. Методологической основой диссертации выступает культурологический подход. Исследования повседневности, проводившиеся в рамках феноменологической социологии, экзистенциализма, герменевтики и других не дают достаточно адекватного и всестороннего понимания обыденной жизни человека. Любая из них строится на каком-то одном фундаменте, который в процессе развития концепции абсолютизируется. В связи с этим возникает необходимость своеобразного синтеза различных программ, что делает актуальным междисциплинарный подход, интегративную область гуманитарного знания. Культурология и является такой интегративной областью, образующейся на стыке многих наук: социологии, истории, психологии, этнографии и др. Кроме того, культорология, как особый способ философствования, возникает в связи с необходимостью преодолеть ограниченность и утопичность многих установок классического рационализма.
Культурологический подход предполагает особый тип научного объяснения. Здесь явления «прописываются» в культурном пространстве (культуре) и интерпретируются. Культурология и возникает одновременно с апологией повседневности. А современный интерес к последней, как замечает, в частности, Л. Ионин, вызван тем, что в конце XX столетия социальные стимулы общественного развития стали сменяться культурными. «Помимо аналитических рассуждений, - пишет Л. Ионин, - есть еще и окружающая повседневная реальность, анализ которой показывает, насколько «окультурилась», наполнилась культурным содержанием наша жизнь. Распались объективно значимые системы стратификации, пропали принудительно обязательные образы жизни, их место заняли разнообразные стили жизни, жизненные формы. (Ионин Л.Т. Социология культуры. М. 1998. С.5).
Тезисы, выносимые на защиту, таковы:
1. Под воздействием общественных трансформаций, произошедших в России в 90-е годы, у современных россиян наблюдается явление, определяемое как кризис идентичности, что выражается не только в изменении определения индивидов во времени и пространстве, но и в трудности адекватно средствами обыденного языка выразить повседневную реальность.
2. Современные системы жизнеобеспечения, по сравнению с предыдущим историческим периодом, существенно изменились: расширилась номенклатура используемых вещей и предоставляемых системой услуг, а тот или иной выбор индивидов является одновременно своеобразным символическим индикатором социального статуса. Государство практически отказалось от организации, планирования и контроля за работой системы жизнеобеспечения, что негативно сказывается на обыденной жизни россиян.
3. Общая дезориентация и нереализованность личных устремлений, проникновение рыночных отношений вследствие изменения социокультурных оснований российского общества, вызвали особую тревожность и враждебность общества, привело к деинтимизации человеческих отношений и чувств, апологию ранее запретного, пересмотр старых эротических норм, сделало актуальным существование зависти.
4. Потеря прежней идентичности вынуждает индивидов сопоставлять и выбирать, предлагаемые обществом, новые, ориентированные на запад, ценности и нормы. Данный кризис еще не преодолен, поэтому в повседневной реальности, наблюдается беспорядочное соединение различных ценностей, норм поведения, заимствованных из многих культурных парадигм.
10
5. Начало 90-х годов в России ознаменовано, с одной стороны, проникновением, как с Запада, так и с Востока, различных культурных и жизненных стилей. А с другой стороны - стремлением части современных россиян (богатые) идентифицировать себя с тем, или иным стилем жизни.
Научное и практическое значение результатов исследования состоит в более глубоком и всестороннем понимании особенностей функционирования и развития современной российской культуры и повседневности. Сопоставление и анализ фактов обыденной жизни россиян в предыдущий и современный исторические периоды поможет лучше понять проблемы, существующие в обыденной жизни россиян, а также процессы, происходящие сегодня во всех сферах общества и культуре с возможностью последующего прогнозирования многих тенденций и проблем, существующих ныне в повседневности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект2010 год, доктор философских наук Розенберг, Наталья Владимировна
Взаимодействие искусства и повседневности как механизм трансформации культурных парадигм2002 год, кандидат философских наук Рогожина, Елена Владимировна
Репродуктивная культура: тенденции развития и механизмы трансляции в современном российском обществе2013 год, доктор культурологии Беляева, Мария Алексеевна
Социально-философский анализ обыденного политического сознания2010 год, кандидат философских наук Амиров, Дмитрий Юрьевич
Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи2009 год, кандидат социологических наук Эрзанукаева, Лейла Рамзановна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ковалева, Елена Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повседневность в различных своих формах: материально-практической (быт), в форме обыденной рефлексии (обыденное сознание) и в форме переживания, - характеризуется и являет собой устойчивость, стабильность, типичность, привычность. Оставаясь тождественной себе в различные моменты времени, тем не менее, в различные исторические эпохи наполняет свои структуры новым содержанием. .
Анализ содержания изменений, произошедших в структурах жизненного мира, позволяет отметить следующие явления:
1. В сложных политических, экономических и социальных коллизиях современной России проблема "человек и время", с одной стороны, актуализируется, а с другой - изменяется ощущение как внутреннего времени, так и темпоральные характеристики мира внешнего. Невероятное ускорение темпов жизни привело к восприятию времени даже не столько с позиций настоящего, сколько сиюминутного, - нарастание ощущения ситуативности, мозаичности, а значит мимолетности и непостоянства всего.
2. Можно констатировать изменения, произошедшие в трудовой этике, иерархии профессий, умений и навыков, а также, у части населения и новое отношение к труду. В условиях современного российского общества труд уже не является абстрактной ценностью, во многом служит гарантом выживания в создавшихся сложных условиях и ситуации крайней нестабильности.
3. Зафиксируем процесс "виртуализации" повседневности, когда в повседневную реальность "стремительно "врываются" реальности другого рода, искусственно созданные. Современные средства массовой информации, взяв на вооружение новейшие технологии, нередко пытаются заменить уже исторически сложившиеся характеристики повседневного мира и обыденного сознания, изменить статус обыденности ценностей, заменив их искусственно созданными. Искусственная реальность всячески навязывается, воздействуя (зачастую незаконно и запрещенными методами) на наше сознание и бессознательное.
4. Падение прежней идеологии легитимизировало ценности индивидуализма, экономического достатка и материального благополучия. В силу неукорененности данных ценностей в российской трудовой этике и непродуманности реформаторских целей и моделей, - в России пока не получила развитие этика повседневного трудолюбия, профессионального долга, самореализации личности в профессии, в противоположность к последним действующими являются любые (в том числе и незаконные, неморальные) принципы и средства в достижении материального достатка и благополучия.
5. Несмотря на сохраняющиеся у части россиян иждивенческие настроения и ориентацию на сильное государство, которое бы решило все проблемы, в обществе постепенно берут верх ориентация на личностную активность, возникает ощущение необходимости самоактуализации и самореализации как в жизни общественной, так и частной (повседневной).
6. Сдвиги, произошедшие в социальных идентификациях современной России, приводят к формированию у индивидов нёуве-ренности в себе, в завтрашнем дне. Отсюда желание россиян, всячески закрепиться и замкнуться внутри своего круга. Данному обстоятельству помогают осуществиться внешние признаки идентификации того или иного социального слоя, коими являются определенные потребительские стандарты, выработка особого языка (жаргона, сленга).
Следовательно, современная российская повседневность - повседневность общества транзитивного (переходного) типа, - являет собой разрушение прежних привычных способов и приоритетов, делает актуальным мир временных сиюминутностей, куда погружен индивид, находящийся в ситуации постоянного выбора, мгновенного принятия решений в постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.
Первая половина 90-х годов также дала толчок изменениям, произошедшим в системе жизнеобеспечения человека: жилище, отношение человека к своему здоровью и питанию, проведению свободного времени.
Сегодня жилье индивида стало товаром, объектом купли-продажи и соответственно индикатором высокой материальной обеспеченности. В представлениях человека современной эпохи стали актуальными и востребованными совершенно новые критерии комфортности, сильно приближенные к западным образцам, где на первом месте теперь стоит высокое качество работ, оснащенность высококачественной сантехникой и инженерным оборудованием, сулящие индивиду удобство и уют.
В современных эстетических вкусах и требованиях, предъявляемых к жилищу, можно заметить широкий разброс мнений и вкусов: от стилей прошлых эпох до современной модернистской й постмодернистской эстетики. Но здесь же появились и новые проблемы, связанные с обеспечением безопасности жилища, актуальным являются дополнительные конструкции, установление сигнализации, дабы обеспечить в условиях современной криминогенной обстановки безопасность россиян.
В современной политике государства в области питания царит такое же вавилонское столпотворение, смешение, хаос, как и в коммерческих палатках, магазинах и экранах телевизоров: огромное изобилие и многообразие, но, зачастую, неизвестного происхождения, низкого качества и по баснословным ценам. Отсутствие продуманной политики в области питания и алкоголепотребления ведет к огромному числу отравлений, заболеваний, иногда даже с летальным исходом. Данное обстоятельство имеет огромные социальные. -последствия: усугубляет и так неблагоприятную криминогенную обстановку в стране, ведет к изменению генофонда россиян, а значит данная проблема должна, наконец, получить свое разрешение на государственном уровне и строиться теперь на иных, чем ранее, принципах.
Здоровье населения современной России с каждым годом ухудшается, что можно увидеть из массы социологических, психологических и медицинских исследований. При этом вызывает опасение и тревогу уровень смертности, рождаемости, уровень общей заболеваемости.
Следует отметить, что данное положение дел сложилось не только в силу непродуманности государственной политики, недостатками современной медицины, которая с каждым годом коммерциализируется, но и низким уровнем культуры поведения, слабой выраженностью в массовом сознании установок и ценностей здорового образа жизни, что является характерным абсолютно для всех слоев населения современной России. Поэтому назрела необходимость в новой стратегии борьбы за здоровье россиян - это, по всей видимости, должны быть мероприятия , направленные на воспитание у индивидов необходимости строить свою жизнь в соответствии со здоровым образом жизни, а также создание более индивидуализированной и внимательной медицины.
Ориентация на материальную обеспеченность и ценности самореализации, смыкаясь на признании высокой значимости микросоциальных отношений и качества микромира людей, как таковых, ведут к повышению роли досуга, который уже сегодня выступает важнейшим символическим индикатором социального статуса индивидов и даже целых социальных слоев общества. Объем досуга, его функциональное и качественное наполнение стали определять социальное положение весьма характерным образом: досуг слоя богатых отличается большим разнообразием, интеллектуальностью, качеством его проведения; досуг малообеспеченных слоев россиян весьма беден, его основу занимает просмотр телевизионных программ, фильмов, реже занятие спортом, увлечением хобби.
Таким образом, основная масса россиян современной России в своей повседневной жизни отдают предпочтение материалистическим ценностям, т.е. ценностям физической и психологической безопасности и материального благополучия. Богатые и молодежь, во-первых, всячески дистанцируются от социальной культуры предыдущих поколений, являясь приверженцами постматериалистических ценностей - самовыражения и качества их повседневной жизни.
Конец 80-х и российская современность ознаменованы явлением "сексуальной революции". Последняя привела к деинтимизации человеческих чувств и отношений. В стране издается огромное количество печатной и видеоэротической продукции, которая при отсутствии соответствующей цензуры, зачастую, относится к порнографии. Кроме того, средствами массовой информации в сфере чувств и переживания искусственно формируются структуры, ориентированные на получение и удовлетворение сексуального удовольствия от текста, видеодискурса.
Сексуальная революция" поставила вопрос о пересмотре проблемы соотношения нормального и ненормального - были сняты моральные и правовые запреты с отклоняющихся форм полового поведения. Выход на арену ранее запретного совпал со смещением в ценностях высокого и низкого, важного и неважного. Современная массовая культура всячески эксплуатирует в своих целях "высокие" чувства и идеалы (любовь, дом, честь, патриотизм и пр.), значение и смысл существования.
Под воздействием социально-экономических и политических катаклизмов у большинства россиян произошли изменения на всех уровнях и сферах повседневного бытия: во взаимоотношениях с ближайшим окружением, в самоопределении индивидов в жизненном пространстве и др., может быть определено как кризис идентичности. Освобождаясь от прежней идентичности, индивиды вынуждены сопоставлять и выбирать, предлагаемые обществом, новые ориентированные на Запад, ценности и нормы поведения. Данный процесс еще не закончен, идет "болезненно", - в обыденном поведении можно увидеть смешение различных установок и норм (и советских и прозападных и др.).
В России сегодня можно отметить тенденцию к стилизации повседневности. Но стремление к стилизации своей обыденной жизни у многих россиян (малообеспеченные слои населения) расходится с возможностями сделать свою жизнь, соответствующей тому или иному жизненному стилю. Данная возможность отмечается только у слоя богатых. Отметим особенность идентификации данной категории населения России с западным стилем жизни: идентификация идет по "витринному" типу, так как в основном, усваиваются внешние признаки и атрибуты (одежда, жилье и др.), не соответствующие внутреннему содержанию, самоощущению индивидов, основу которого составляет сочетание и западных, и советских норм и ценностей.
В заключении, зафиксируем, что российское общество сегодня находится на переломном этапе развития. В современную эпоху катаклизмов, хоторая поглотила Россию, разрушаются устойчивые смысловые структуры жизненного мира, а на смену им приходят новые. При этом содержание изменений обуславливают следующие три группы факторов:
1. Факторы внутреннего развития, такие, как экономическая модель развития, социальная динамика изменений, происходящих в государственном устройстве и политическом режиме и др.
2. Исторические факторы, национальные русские факторы развития культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян.
3. Влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь, западной социокультурной ситуации (постмодернизм).
В результате - общество под влиянием процессов социального расслоения, идеологического противостояния целого спектра позиций, утрачивает всякую общность, в том числе и общность культурной ориентации. В этой ситуации возникает необходимость
134 выработки некой единой системы ценностей - национальной идеи, в духе которой функционировали бы и средства массовой информации, и воспитывалось бы новое поколение, и осуществлялись бы политические, социальные и экономические преобразования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковалева, Елена Владимировна, 2000 год
1. Авдеева H.H. Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал России: факторы риска.// Человек. 1997 - №1.
2. Авраамова Е.К. К проблеме формирования среднего класса в России.// Вопросы экономики. 1998 №7.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии.// Вопросы философии. 1989- №2.
4. Агеев А. Восставший «Ъ».//Знамя. 1995 №4.
5. Адлер А. Наука жить. Киев: «Port-royal». 1997.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс. 1998.
7. Андреенкова А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России.// ОНС. 1994 №6.
8. Андрющенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск. 1991.
9. Андрющенко М. Владимирцы конца XX века: обыденное поведение. Владимир. 1998.
10. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга. 1997.
11. Анцыфирова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» его бытия.// Психологический журнал. 1993 -№2.
12. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература. 1998.
13. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. 1993.
14. Ахиезер А. Ценности общества и возможность реформ в России.//ОНС. 1994-№1.
15. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М.: Прогресс. 1992.
16. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типа поведения.// Социс. 1995 №4.
17. Байков В., Фили Ф., Шэйман Ш. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства.// Вопросы экономики. 1998-№10.
18. Бахрушин Н. Ни выпить, ни закусить русскому человеку.// Литературная газета. 1997. №28.
19. Бахтин М.М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М.: Наука. 1985.
20. Белова Т. Культура и власть. М.: Аспект-Пресс. 1991.
21. Бобако В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // ОНС. 1996 -№3.
22. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: "Мысль". 1995.
23. Болотова А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности.// Психологический журнал. 1996 №10.
24. Бондаренко О.В. Ценностный мир России. Ростов-на-Дону. Издательство СКНЦВШ. 1998.
25. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное.// Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 в.в. в 3-х Т. М.: Прогресс. 1991. Т. 1.
26. Брушлинский А. Россия от настоящего к будущему: взгляд социального психолога.// Общество и экономика. 1999 №3-4.
27. Бугенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных.// Социс. 1998 №1.
28. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: «Питер». 1999.
29. В поисках социальной парадигмы (круглый стол).// Социс. 1995 -№10.
30. ВайсЖ.М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.
31. Вандельфельс Б. Повседневность как плавильный тигль ра-яГ »циональности.//Социо-Логос. Общество и сфера смысла. М.: Прогресс. 1991.
32. Витгенштейн Л. Философские исследования.// Философские работы. М.: Гносиз. 1994.
33. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение? // Социс. 1994 -№10.
34. Воробьева И. Люди с планеты «Мерседес».// Литературная газета. 1997 №7.
35. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: "Мысль". 1988.
36. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат. 1991.
37. Гачев Г. Театральность нашей жизни и театр.// Свободная мысль. 1997 №11.
38. Геллер М. Машина и винтик: История формирования советского человека. М.: Прогресс. 1994.
39. Глотов М.Б. Студенчество и кинематограф.// Социс. 1996 №8.
40. Горянова В.Н. Обыденное сознание как философская категория. Пермь. 1993.
41. Гречко П. Подводные рифы плюрализма.// Свободная мысль. 1997-№5.
42. Григорьев Л.Г. Социология повседневности Альфреда Щюца.// Социс. 1988- №2.
43. Гудков Л., Дубин Б. Идеология бесструктурности.// Знамя. 1994 -№11.
44. Гуревич П.С. Вселенная по имени Человек.// Свободная мысль. 1991 -№14.
45. Гуревич А .Я. Историк и история. К 70-летию Ю.Л. Бессмертного.// Одиссей 1993. М.: 'Мысль". 1994.
46. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Философские науки. 1989 -№11.
47. Гуревич П.С. Страх молитва души.// Философские науки. 1992 - №2.
48. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс. 1996.
49. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Вестник. 1997.
50. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.// Вопросы философии. 1986 №3.
51. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
52. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.
53. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия. 1989.
54. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1979. Т.2.
55. ДерридаЖ. Позиции. М.: Прогресс. 1999.
56. Диета для новой Америки.// Путь к себе. 1998 №4.
57. Дискин И.С.,. Авраамова Е.М. Адаптация населения и элит.// ОНС. 1997- №12.
58. Доклад академика Д.С. Львова на заседании Президиума РАН.// Новая и новейшая история. 1996 №4.
59. Драгунский Д. По ту сторону государства и права.// Знамя. 1994 №5.
60. Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании.//ОНС. 1997-№4.
61. Дубицкая В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии.// Социс. 1996 №9.
62. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей. Социс. 1999 №7.
63. Евроремонт. Дизайн. Интерьер. М.: Пилигрим. 1998.
64. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс. 1997.
65. Заиграев Г.Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения.// Социс. 1997 №8.
66. Заковоротная М.В. Становление информационного общества: методологические и концептуальные предпосылки анализа. Диссертация на соискание канд. филос. н. РГУ. 1994.
67. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦВШ. 1999.
68. Зарубина H.H. Самобытный вариант модернизации.// Социс. 1995- №11.
69. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус.// ОНС. 1995 №1.
70. Заславская Т-И. Социальная структура современного российского общества.// ОНС. 1997 №2.
71. Заславская Т.И. Социально-трансформационная структура России.// Общество и экономика. 1999 №3-4.
72. Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. М.: «Юристъ». 1996.
73. Зиновьев A.A. Посткоммунистическая Россия. М.: «Республика». 1996.
74. Золотухина-Аболина Е.В. Этика. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: «Март». 1998.
75. Золотухина-Аболина Е.В. Постмодернизм: распад сознания.// ОНС. 1997-№4.
76. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни (экзистенциальный анализ). Ростов-на-Дону. 1994.
77. Зыбалов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М.: Политиздат. 1993.
78. Иваницкий В. Порча языка и невроз пуризма.// Знание-сила. 1998-№5.
79. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуальные общества.// Социс. 1999 №1.
80. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Исторический и критический анализ. М.: Наука. 1979.
81. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений).// Социс. 1995 №10.
82. Ионин Л.Г. Историзм повседневности.// Структура культуры и человек в современном мире. М.: Институт философии. 1987.
83. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура. // Социс. 1996 -№3.
84. Ионин Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России). // Социс. 1995 -№2.
85. Ионин Л.Г. Повседневность как непраздник и неидеал.// Художественный журнал. 1997 №17.
86. Ионин Л.г. Социология культуры. М.: «Логос». 1998.
87. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис". 1996.
88. Каганов Г.З. К поэтике обитаемого пространства.// Человек. 1995-№11.
89. Кагарлицкий П. Радикализация, но не по «парижскому» сценарию.// Свободная мысль. 1997 №7.
90. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян.// Полис. 1994 №1-2.
91. Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М.: Политиздат. 1990.
92. Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен.// Человек. 1995 №3.
93. Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез.// Полис. 1995- №5.
94. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Социально-политическая риторика в постсоветском обществе.// Полис. 1995 №4.
95. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности.// Вопросы философии. 1989- №5.
96. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992.
97. Комаровский В. Переходное сознание переходного периода.// ОНС. 1994- №1.
98. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: "Олимп". 1998.
99. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат. 1984.
100. Коротец И.Д. Россия в ожидании (Очерк теоретической социологии послеоктябрьского периода). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦВШ. 1993.
101. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов.// Вопросы философии. 1994 -№1.
102. Красна Москва не углами, а ларьками.// Огонек. 1997 №3.
103. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Прогресс. 1996.
104. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека.// Вопросы философии. 1997 №2.
105. Куколев И.В. Формирование бизнес-элиты. // ОНС. 1996 -№2.
106. Культурология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998.
107. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: «Университетская книга». 1997.
108. Культурология. XX век: антология. Философия и социология культуры. М.: ИНИОН. 1994.
109. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с нем. С.С. Панкова. СПб.: Б.С.К. 1998.
110. Кухаркин A.B. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат. 1985.
111. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.// Социс. 1996-№5.
112. Лапин Н.И. Ценности как компонента социокультурной эволюции современной России.// Социс. 1994 №6.
113. Лебедев А.Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе.// Вопросы психологии. 1996-№4.
114. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Отношение российских потребителей к конкуренции товаров отечественных и зарубежных фирм.// Психологический журнал. 1996 №1. Т. 17.
115. Левада Ю.А. Структура социальная.// Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1979. Т.5
116. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Учебник для вузов. М.: «Экспертное бюро». 1998.
117. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: «Collegium». 1994.
118. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: «Искусство». 1994.
119. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гносиз. 1992.
120. Лотман Ю.М., Успенский П.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века).// Ученые записки Тартуского гос. Ун-та. Таллинн. 1977. Вып 414.
121. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семантическом механизме культуры.// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 Т. Таллинн. 1992. Т.1.
122. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973.
123. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж. 1993.
124. МайерсД. Социальная психология. СПб.: «Питер». 1997.
125. Маркарян Э,С. Теория культуры и современная наука. М.: "Мысль". 1983.
126. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: "Лань". 1997.
127. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Санкт-Петербург: «Алетейя». 1999.
128. Масальский М. Этюды исторического оптимизма.// Знамя. 1994 №5.
129. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-Бук. 1997.
130. Медведева И., Шишлова Т. Новое время новые дети? // Москва. 1996- №4.
131. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс. 1996.
132. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука. 1988.
133. Митина Л.М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997 №4.
134. Момджнян К.Х. Введение в социальную философию. М.: «Высшая школа». 1997.
135. Мошкин C.B., Руденко В.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения.// Социс. 1994 -№11.
136. Муздыбаев К. Психология зависти.// Психологический журнал. 1997-№6. Т. 18.
137. Некрасова О. Семейный портрет в новом интерьере.// Москва. 1994- №7.
138. Новиков Вл. Ноблесс оближ.// Новый мир. 1997 №7.
139. Образ человека XX века. М.: "Прогресс". 1988.
140. Орлов А С. Социология рекреации. М.: Наука. 1995.
141. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: "Мысль". 1987.
142. Основы социальной работы. Учебник для вузов./ Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: "Инфра". 1998.
143. Пастухов В.П. От номенклатуры и буржуазии: «новые русские». // Полис. 1993 №2; 1993 - №3.
144. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Пьянство.// Человек. 1997 №2.
145. Петухов В., Рябов В. Как живешь, Россия? //Москва. 1994 №9.
146. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в современной России.// Вопросы философии. 1995 №6.
147. Полуэхтова И.А. Американские фильмы на российском экране.// Социс. 1994- №10.
148. Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя.// Социс. 1996 №2.
149. Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка.// Психологический журнал. 1994 №5, Т. 15.
150. Постмодернизм и культура. М.: Аспект-Пресс. 1991.
151. Проблемы человека в западной философии. Сборник философских текстов. М.: Наука. 1988.
152. Радаев В. В. Что значит принять предпринимательское решение?//ОНС. 1995 -№3.
153. Радаев В.В., Шкаратан О.М. Социальная стратификация. М.: Аспект-пресс. 1996.
154. Разина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни. // Вопросы экономики. 1998 -№5.
155. Разлогов К. По ту сторону наслаждения.// Свободная мысль. 1994-№12-18.
156. Райх В. Сексуальная революция. Перевод с нем. В.А. Брун-Цехового / Общ. ред. В.П. Наталенко. СПб.: "Университетская книга". 1997.
157. Римашевская Н., Овсянникова А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы.// Литературная газета. 1997-№54.
158. Риск исторического выбора в России, (материалы круглого стола).// Вопросы философии. 1994 №5.
159. Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Прогресс. 1994.
160. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер». 1998.
161. Рукавишников В.О. Социология переходного периода.// Социс. 1994-№11.
162. Русский язык конца XX столетия (1885 -1995). М.: Наука. 1996.
163. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: «Дело». 1998.
164. Светлицкая Е.П. Российская идентичность. // ОНС. 1997- №1
165. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Политиздат. 1995.
166. Сикевич З.В. Образ прошлого в символическом сознании россиян.// Социс. 1999 №1.
167. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технологий цивилизации. М.: Наука. 1994.
168. Степнова Л.А. Социальная символика России.// Социс. 1998 -№7.
169. Так говорит молодежь. Словарь молодежного сленга. По материалам 70-90-х годов. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб.: «Фолио-Пресс». 1998.
170. Тапилина B.C. Богатые в постсоциалистической России.// ОНС. 1996-№6.
171. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе.// ОНС. 1997 №5.
172. Тишков В. Антропология российских трансформаций.// Общество и экономика. 1999 №3-4.
173. Томпсон Л. Джейн, Пристли Джудит. Социология. Вводный курс / Перевод с англ. М.: Издательство "ACT". 1998.
174. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: "Лань". 1997.
175. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. // Психологический журнал. 1998 №1. Т. 19.
176. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фактор.// Полис. 1993 №4.
177. Успенский П.А. Historia sub specie semiótica!.// Культурное наследие древней Руси. М.: Наука. 1976.
178. Ушакин С.А. Поле пола.//Женщина. Тендер. Культура. М.: Прогресс. 1999.
179. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: "Университетская книга". 1998.
180. Философия. Учебник для вузов./ Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1995.
181. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.149
182. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX -XX в.в. Учебное пособие. М.: Прогресс. 1996.
183. Щюц А. Структуры повседневного мышления.// Социс. 1988 -№2.
184. Шюц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности.//Вестник СПбГУ. 1994. Вып.4.
185. Ярыгина Т. Бедность в богатой России.// ОНС. 1994 №2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.