Св. Амвросий Медиоланский и его гимны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Жданова, Александра Николаевна

  • Жданова, Александра Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 200
Жданова, Александра Николаевна. Св. Амвросий Медиоланский и его гимны: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2000. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Жданова, Александра Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО И ИХ МЕСТО В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ.

§ 1. Св. Амвросий - префект и епископ Милана.

§ 2. Виды искусства в эстетике св. Амвросия.

§ 3. Св. Амвросий о музыкальном искусстве.

§ 4. Св. Амвросий о значении и функциях искусства.

§ 5. Эстетика св. Амвросия в её связях с античностью.

§ 6. Св. Амвросий и эстетика св. Августина.

ГЛАВА

ГИМНЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО КАК ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ПОЭЗИИ.

§ 1. Гимны св. Амвросия в контексте истории жанра.':

§ 2. О содержании гимнов св. Амвросия.'.'.'■!.

§ 3. Особенности стихосложения в гимнах св. Амвросия.

ГЛАВА

ГИМНЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО В АСПЕКТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

§ 1. Вводные замечания.

§ 2. Интервальное строение мелодий.

§ 3. Ритмическая организация мелодий.

§ 4. Ладовая организация напевов.

§ 5. Принцип формульности.

§ 6. Особенности формообразования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Св. Амвросий Медиоланский и его гимны»

Одной из характерных особенностей культуры XX столетия явилось возрастание интереса к традиционному искусству, как продолжающему существовать в современном мире, так и ушедшему в прошлое. Эта общая тенденция проявила себя и в рамках музыкального искусства, сказавшись, например, в поиске аутентичной манеры исполнения ранней музыки, в воссоздании и осмыслении стилей отдалённых эпох, некогда преданных забвению. Показательным оказалось и стремление к постижению музыки, связанной с культурой различных религиозных конфессий. В России, например, в сфере музыкознания наблюдается повышенное внимание к знаменному и другим видам пения русской православной церкви, на Западе - к христианской духовной музыке первых веков новой эры, в особенности григорианскому хоралу.

И всё же, ранняя христианская музыка, несмотря на значимость и интенсивность происходивших в ней процессов, остаётся одной из наименее изученных областей современной медиевистики. Более всего это относится к изучению стилей, исторически предшествовавших григорианскому пению. Вследствие этого до сих пор не до конца ясны, например, те изменения, которые происходили в христианской богослужебной музыке на начальной стадии её развития - как в связи с музыкальным языком песнопений, так и в сфере её эстетики. Исследования, которые вскрывали бы эти процессы, ещё не появились, так же как не существует литературы, освещающей в достаточной степени эстетические взгляды западноевропейских мыслителей до Августина Аврелия (св. Августина).

В России едва ли не единственным опытом исследования христианской музыки этого периода является монография Е. В. Герцма-на "Гимн у истоков Нового Завета". Но здесь объектом внимания в большей степени становится влияние на складывающуюся музыкальную культуру христианства процессов общекультурного характера, а не вопросы, связанные с конкретными видами богослужебного пения и их музыковедческим анализом.

В иностранной литературе также существует этот пробел. Достаточно основательно изучается только пение галло-римской традиции, так называемое "григорианское", в связи с чем можно назвать имена таких исследователей, как В. Апель, П. Асслябер, Г. Чэдвик, Д. Колдуэлл, Д. Мак-Киннон, П. Феретти, Р. Хоппин, И. Юдкин, Е. Резников и многих других. Но его возникновение связано с более поздним историческим периодом. Что касается стилей, хронологически предшествующих григорианике, то здесь чаще всего рассматриваются соответствующие им разновидности мессы, анализируемые в плане их отличий от канонизированной григорианской мессы. Наиболее полная картина этих сходств и различий представлена в исследовании Д. Колдуэлла.

Недостаточная изученность раннехристианской музыки оказывается ещё более очевидной на фоне огромного количества исследований в сфере смежных искусств. Существуют, например, фундаментальные труды по истории латинской литературы и поэзии раннего средневековья как на иностранных, так и на русском языках. В России одними из самых известных являются монография И. Н. Го-ленищева-Кутузова "Средневековая латинская литература Италии" и "История римской литературы" под редакцией С. И. Соболевского, М. Е. Гробарь-Пассек, Ф. А. Петровского. За рубежом литература по этому вопросу более представительна. Это исследования К. Марке-зи, Ж. Фонтена, А. Ронкони, М. Пазани и др.

Разумеется, в полном своём объёме пути развития раннехристианской музыки и эстетической мысли могут быть освещены только при условии обращения ко всему разнообразию стилей и учений этого времени, включая и те, которые не имеют прямого отношения к христианству в его нееретическом проявлении. Но общие тенденции в её развитии могут быть обнаружены и при обращении к некоторым стилям и видам пения, хронологически отстоящим друг от друга, при условии их представительности. Наиболее показательными в этом отношении представляются амвросианские и григорианские гимны.

Необходимо подчеркнуть, что в IV-VI веках н.э. использование музыки в христианской церкви не было жёстко канонизировано. В разных местностях практиковался свой относительно самостоятельный вид пения, имевший более или менее широкую зону распространения. Наиболее документированными из них являются римское (старо-римское), беневентанское, греко-византийское, амвросиан-ское, галльское и мозарабское. Соответственно существовали и региональные разновидности литургий. Из них до наших дней сохранились в реальной практике греко-византийская, ставшая основой для службы Восточной церкви, и амвросианская, бытующая в церквях северной Италии и в своё время явившаяся одним из образцов для формирования западной католической литургии.

Принято считать, что гимны св. Амвросия явились основой развития этого жанра в западной христианской церкви. Более того, высказывались даже мнения о том, что амвросианика была своего рода базой, на основе которой создавалась григорианика. Н. Д. Успенский, в частности, говорит о прямой преемственности григориа-ники по отношению к амвросианике, объясняя это фактом широкого распространения амвросианского пения к VII веку в церквях с различным этническим составом, что привело к появлению в нем новых наслоений. Это и побудило папу Григория Великого осуществить редакцию амвросианского пения, результатом чего стало пение григорианское (105, ст. 134 - 135).

Однако преобладающее в науке мнение принципиально не совпадает с данной точкой зрения. Разные стили пения складывались параллельно, между ними долгое время не существовало непроходимых границ, они постоянно испытывали взаимовлияния и лишь позже стали противопоставляться. Причем, если большая их часть вышла из практики, а канонизированным и принявшим универсальное значение оказался стиль, явившийся как бы слиянием нескольких других и который теперь принято называть "григорианским пением" (точнее, пением галло-римской традиции), то амвросианика не была запрещена только из уважения к памяти св. Амвросия и сохранилась как региональная традиция. Этим объясняется тот факт, что в них можно найти как черты, в равной степени характерные для обоих типов песнопений, так и существенные различия.

Проблема изучения амвросианского пения в его связях с гал-ло-римским осложняется тем, что ни один из рассматриваемых стилей не представляется внутри себя явлением совершенно однородным, что обуславливается как изначальной неоднородностью галло-римского пения, так и многими другими причинами.

Амвросианское пение, возникновение которого связывают с деятельностью св. Амвросия Медиоланского - одного из выдающихся представителей ранней патристики, как и другие стили пения, не было изолированным явлением и в ходе истории не могло оставаться неизменной. Оно естественно подвергалось различным влияниям, опиралось на более ранние виды пения, взаимодействовало с современными, и, безусловно, в силу своей популярности, во многом определяло облик сформировавшихся позже. Исследователи считают, например, что св. Амвросий, создавая свои гимны, использовал опыт св. Иллария Пуатьерского, гимны которого в силу невыясненных причин не получили распространения. В У-У1 вв. наблюдалось значительное воздействие на амвросианику греческой и сирийской служб. В это же время усиливалось значение Византии с ее певческой традицией: следствием этого влияния явились аналогии между фрагментами византийского пения и обширными построениями в амвросианской литургии. Кроме того, неоднородность стилей является ещё и следствием того, что отдельные образцы, представляющие тот или иной вид пения, создавались в разные исторические периоды.

Амвросианское пение - явление в достаточной степени уникальное. Существуют, например, свидетельства того, что пение на Западе вводилось именно по образцу Миланской церкви, в которой епископствовал св. Амвросий. Амвросий производил в своей церкви различные нововведения в области богослужения, в том числе и в его музыкальной сфере. Пение Миланской церкви производило колоссальное впечатление на современников. О силе воздействия этой музыки говорят св. Павлин, св. Августин, папа Дамас, бывшие прихожанами этой церкви. Миланские, или амвросианские песнопения исполнялись далеко за пределами Италии, например в раннесредне-вековой Праге. Ни у кого не возникает сомнения, что амвросианское пение во многом определило тот облик, который с течением времени приобрела служба латинской церкви.

Однако, несмотря на всю значимость этого вида пения, специального музыковедческого исследования, посвященного ему, в России до сих пор не появлялось. Упоминания о нём встречаются в различных "историях музыки". Можно также указать, что амвросианские аллилуйи в числе прочих образцов этого жанра использует И. Г. Лебедева при анализе явления формульности в средневековом западноевропейском пении. Но если И. Г. Лебедева обращается к конкретному музыкальному материалу, то практически все замечания по поводу амвросианики в исторических обзорах сводятся по своей сути к простому перечислению тех нововведений, которые осуществлял Амвросий, без каких-либо примеров и замечаний относительно своеобразия этого стиля пения. Единственный случай, когда в отечественной литературе приводится мелодия амвросианского гимна -это "История западноевропейской музыки до 1789 года" Т. Ливановой. Но тот вариант мелодии, который здесь дан в качестве характерного для амвросианского стиля, в действительности вряд ли можно назвать таковым, поскольку он имеет достаточно позднее происхождение. В российских энциклопедических изданиях сведения о музыкальном стиле амвросианского пения также минимальны.

За рубежом литература по данной проблеме начинает появляться. Одной из лучших и единственной по своей специфике книгой о св. Амвросии является монография итальянского ученого Анджело Пареди "Св. Амвросий Медиоланский и его время" (Милан, 1941), изданная в русском переводе в 1991 году. Здесь достаточно подробно в историческом контексте изложена биография Амвросия, даётся полный анализ его нравственных позиций в сравнении с античной этикой. В главе "Музыка и поэзия" основной акцент сделан на раскрытии сущности споров о правомерности введения музыки и других видов искусств в церковную практику и позиций, которые занимал в этом вопросе Амвросий. Здесь же уделяется внимание его гимнотворчеству, правда, не музыкальной, а исключительно поэтической стороне гимнов. К собственно музыкальному материалу автор, не являясь музыковедом, не обращается.

Музыке гимнов св. Амвросия и некоторым закономерностям амвросианского пения в целом посвящено появившееся в 1990 году и пока неопубликованное исследование миланского музыковеда Альберто Дзанибони "Gli inni di Ambrogio e il canto della chiesa milanese" ("Гимны Амвросия и пение миланской церкви"). Здесь наиболее ценным является обобщение имеющихся источников и исторический обзор этапов становления амвросианской литургии. Анализ амвросианской мелодики дается Дзанибони в сопоставлении с григорианикой, но далеко не исчерпывает возможных вопросов. Разбор гимнов, например, ограничивается рассмотрением некоторых аспектов структуры лада и поиском наиболее часто встречающихся мелодических формул.

Одна из нерешенных проблем состоит в том, что до конца понять амвросианское пение, равно как и любое другое искусство, существующее в рамках конкретной традиции, невозможно в отрыве от музыкально-эстетических и общих эстетических взглядов носителей этой традиции. В нашем случае это должна быть эстетика Амвросия. Для того же, чтобы попытаться определить амвросианское пение и эстетические взгляды Амвросия Медиоланского как ступень в развитии пения внутри христианского богослужения и связанной с ним эстетической мыслью, необходимо обратиться к наследию тех мыслителей, деятельность которых протекала в более ранний и поздний периоды.

При первом приближении к этой проблеме обнаруживается, что вопросы, связанные с эстетикой Амвросия и направленностью эволюции западноевропейских эстетических учений в течение первых четырёх столетий новой эры исследовано менее всего. Отсчёт эстетических концепций латинского средневековья начинают, как правило, с теории Августина Аврелия, то есть с V века. Тем не менее, правомерно предположить, что изучение эстетики Амвросия может пролить свет на многие неясные вопросы в эстетике Августина, провозгласившего себя учеником Амвросия, а также на всю эстетику средневекового богослужебного пения, поскольку кажется естественным, что Амвросий не мог в своих нововведениях не руководствоваться принципами эстетического характера.

Причина неисследованности эстетических взглядов Амвросия заключается, скорее всего, в том, что большая часть его философских трудов посвящена проблемам морали. Не случайно значительная доля литературы об Амвросии обращена к его этическому учению. Свой вклад в раскрытие этой темы внесли за рубежом Г. Вильбранд, Я. Чуй, П. Эвалд, в России - Г. Прохоров и А. Мотрохин. Не менее значимая по объёму часть трудов посвящена изложению жизни Амвросия в связи с историческим контекстом его эпохи и той роли, которую он сыграл в деле распространения христианства. Здесь наиболее основательными, кроме уже названной монографии А. Пареди, представляются исследования Ж. Брольи, Ф. Фаррара, Ф. Дуддена, Т. Фёрстера, С. Маззарино, Г. Уильбранда.

Что касается эстетических взглядов, то их в сколько-нибудь законченном виде Амвросий не излагал нигде. Мысли, относящиеся к этой области, рассредоточены в различных его сочинениях, письмах и речах. Тем не менее, по ним можно восстановить эстетическую систему Амвросия. Важно и то, что значительная часть его практической деятельности протекала в сфере искусства.

Казалось бы, естественно ожидать обращения к музыкально-эстетическим установкам св. Амвросия, в связи с их основополагающим значением в формировании музыкальной эстетики христианства, в фундаментальном трактате Д. Паоло "Григорианская эстетика". Но здесь упоминание об амвросианском хорале встречается лишь однажды в порядке перечисления, в одном ряду с греческим пением. Вполне закономерным могло бы быть изложение музыкально-эстетических взглядов св. Амвросия в известной антологии В.П. Шестакова "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения". Однако и здесь нет ответа на этот вопрос. В главе о музыкальной эстетике отцов церкви об Амвросии не упоминается вовсе, а сведения, появляющиеся позже, ограничиваются краткой характеристикой его деятельности и несколькими цитатами из "Шестоднева". Обойдена вниманием фигура Амвросия и в исследовании В. В. Бычкова "Эстетика Отцов Церкви".

Во многих хрестоматийных изданиях по истории эстетики имя Амвросия даже не упоминается. В названной работе А. Дзанибони об амвросианских гимнах этот вопрос также не затрагивается. В монографии А. Пареди намечаются лишь подходы к этой проблеме, в целом же она не рассматривается (здесь ни разу не встречается даже само слово "эстетика"). В предисловиях к появляющимся в последние годы новым изданиям трактатов Амвросия этот вопрос также обходится стороной.

Дело в том, что особенностью периода раннего средневековья1 является так называемая нерасчленённость форм сознания, когда эстетику трудно отделить от религии и этики. В рамках эстетики также не всегда можно провести достаточно точную грань между пониманием тех или иных эстетических категорий и проблем. Понятно, что и в отношении Амвросия невозможно говорить о музыкальной эстетике, не затрагивая при этом всего объёма его суждений об искусстве и его видах, о творчестве, о красоте.

Кроме очерченных проблем в связи с Амвросием и амвросиан-ским пением возникает ряд менее крупных, но не менее важных вопросов. Одним из самых интересных кажется тот, который связан с авторством Амвросия в отношении некоторых из амвросианских гимнов.

1 Здесь и далее определение "раннее средневековье" мы используем с достаточной степенью условности. Ориентируясь на происходившие тогда культурные процессы, более точно было бы называть этот период переходным от античности к средневековью, как предлагает С.С. Аверинцев (12). Однако в очерке в "Истории всемирной литературы", одним из соавторов которого он является, этот же историко-культурный период назван "ранним средневековьем", хотя внутри очерка присутствуют указания на переходный характер этого времени, как, например: "Эпоха Амвросия, Иеронима и Августина - высшая точка той деятельности христианских авторов латинского Запада, которая заложила основы средневекового мировоззрения. Но параллельно с этой эпохой происходил предзакатный расцвет литературы, державшейся языческих традиций" (12, с. 445). Поэтому кажется, что обращение к определению этого временного отрезка как "раннесредневекового" в нашей работе, с учётом высказанных соображений, допустимо, поскольку не противоречит сложившимся в отечественной науке тенденциям исторической периодизации.

В целом известно около 90 гимнов, именуемых амвросиански-ми. Однако претендуют на принадлежность самому Амвросию далеко не все. Установить точное число сочинённых им гимнов достаточно сложно. Учёные обычно колеблются между 8 и 18 гимнами. Этим объясняется, почему в различных исследованиях в качестве наиболее древних называются не одни и те же тексты. Показательно, что в русской православной литературе до сих пор встречаются случаи приписывания Амвросию гимна "Те Deum laudamus" ("Тебя, Бога, хвалим"), как, например, это происходит в предисловии к изданию трактата Амвросия "О покаянии", написанном В. А. Никитиным. Однако считается уже доказанным тот факт, что этот гимн не имеет к Амвросию никакого отношения. Об этом говорится в работах И. И. Адамова, П. И. Цветкова, Ф. Фаррара, в статье Н. Д. Успенского.

Альберто Дзанибони в качестве тех гимнов, которые вероятнее всего могли бы быть созданы самим Амвросием и которые большинством ученых определяются таким же образом, называет следующие:

1. Aeterne rerum conditor

2. Splendor paterriae gloriae

3. Iam surgit hora tertia

4. Deus creator omnium

5. Intende qui regis Israel

6. Illuminons altissimus

7. Hie est dies verus Dei

8. Victor Nabor Felix pii

9. Grates tibi Iesu novas

10. Apostolorum supparem

11. Agnes beatae virginis

12. Apostolorum passio

13. Amore Christi nobilis .

Из всех этих гимнов почти наверняка Амвросию принадлежат четыре гимна (Aeterne rerum conditor, Deus creator omnium, Intende qui regis Israel, lam surgit hora tertia), поскольку свидетельства этого есть в трактатах, созданных современниками Амвросия, которые в своё время были прихожанами его церкви. О девяти остальных говорят, что они могли быть созданы в V - VI веках подражателями.

Попытки решения этого вопроса предпринимались только в отношении стихотворных текстов, где изучались древние свидетельства авторства Амвросия, рассматривались особенности словесно-ритмической структуры стиха, предпочтение тех или иных риторических фигур и тому подобное. Но такой анализ не всегда оказался способным точно зафиксировать авторство Амвросия, отчего и возникла версия о возможной стилизации.

Скажем, наличие прямых смысловых параллелей между некоторыми сюжетами и аллегориями, встречающимися в трактатах Амвросия, с сюжетами гимнов (как, например, почти полностью совпадающие по смыслу вторая глава трактата "О девственницах" и текст гимна Agnes beatae virginis, или фрагмент трактата "Об обязанностях" и текст Apostolorum supparem) может подтвердить авторство Амвросия. Но одновременно возникает предположение, которое полностью опровергает эту версию: тот или иной сюжет мог быть использован последователями Амвросия как исходящий "свыше", от

2 Мелодии и тексты амвросианских гимнов с переводом на русский язык, выполненным автором данной работы, см. в приложении 1. отца Церкви, что вполне согласуется со средневековым менталитетом.

В связи с этим возникает необходимость поиска другого подхода к решению данной проблемы, который может заключаться в анализе музыкальной составляющей гимнов и к которому до сих пор никто не обращался.

Отметим, что в 13 названных амвросианских гимнах используется 11 мелодий. Это происходит оттого, что в двух случаях разные тексты поются на одну и ту же мелодию:

1. Victor Nabor Felix pii - Grates tibi Iesu novas

2. Apostolorum supparem - Agnes bestae virginis

Необходимо уточнить, что сам Амвросий мелодии своих гимнов, скорее всего, не сочинял. Наиболее оправданной представляется версия о том, что он использовал местные народные мелодии, а также восточные, исполнявшиеся к тому времени в Антиохии, положив на них собственные латинские тексты, написанные в стихотворных формах античной поэзии. С другой стороны, какого-нибудь документального подтверждения этому не существует. Тем не менее, в любом случае речь может идти не об авторстве Амвросия как композитора, а о том, были гимны созданы в более ранний период (IV век) или в более поздний (V - VI века). Суть вопроса от этого, однако, не меняется, поскольку мелодии IV века, естественно, связаны с поэтическими текстами, созданными Амвросием, а более поздние - с текстами его последователей.

Установление времени создания мелодий с такой степенью точности возможно, поскольку амвросианские гимны, сложенные в период после IV века должны демонстрировать те изменения внутри этого стиля, которые происходили в результате его взаимодействия с другими видами пения и естественной эволюции его музыкального языка, что должно выявляться даже несмотря на возможность появления в сохранившихся мелодиях более поздних наслоений. В этом случае анализ должен заключаться в сравнении между собой амвро-сианских гимнов, поделенных на две обозначенные группы (подлинные - приписываемые), и всех их - с гимнами, представляющими какой-либо другой вид пения, при условии его представительности. Этим требованиям вполне отвечает галло-римская традиция пения. В результате можно попытаться определить условное авторство св. Амвросия в отношении некоторых из них и, следовательно, более позднее происхождение остальных образцов.

Объективной основой такого исследования может стать применение методов анализа, дающих возможность максимально детального описания каждого из избранных стилей с целью их последующего сравнения и определения характера изменений в сфере музыкального языка, произошедших за то время, которое отделяет их друг от друга. Таким образом, здесь непременно окажутся задействованы элементы статистического анализа музыки, применённые в контексте сравнительного и исторического методов.

Итак, все вышеизложенное позволяет сделать заключение не только об актуальности исследования гимнов св. Амвросия как одного из выдающих памятников раннехристианской музыкальной культуры, но и о сравнительной неизученности собственно музыкальной стороны амвросианского пения на фоне эстетических взглядов его основоположника.

В связи с этим обозначим цель настоящей работы - выявить на примере амвросианских гимнов эволюционные процессы, которые происходили в рамках этого вида пения в период IV-VI веков, и обозначить при этом изначальные, родовые черты амвросианской гимнодии.

Для анализа эстетических взглядов св. Амвросия, включая музыкальную эстетику, обратимся к ряду его трактатов, речей, писем, как существующих в русском переводе (в полном или сокращённом виде), так и остающихся непереведёнными на русский язык. Разумеется, этот ряд не охватывает всего наследия св. Амвросия, но оказывается достаточным для решения поставленных вопросов, поскольку включает в себя практически все основные, наиболее показательные для него сочинения, одновременно охватывая все периоды его творчества:

1. О вдовах (De viduis) , 377 г.

2. О девственницах (De virginibus), 377 г.

3. О девстве (De virginitate), 377 г.

4. О представлении брата Сатира (De excessu fratris Satyri), 378 г

5. Шестоднев (Exameron), ок. 378- 390 гг.

6. Письмо об алтаре Победы, 385 г.

7. Письмо к Марцеллине, 386 г.

8. Речь против Авксентия, 386 г.

9. Речь о том, как должно сретатъ Рождество Христово.

10. Об Иакове и блаженной жизни (De lakob et vita beata), 387- 388 гг.

11.0 покаянии (De paenitentia), ок. 388 г.

12. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministro-гит), ок. 389 г.

13. Объяснение псалма 118 (Expositio de psalmo 118), 389 г.

14. Церковь, мистическая Ева (фрагмент Expositio evangelii sec. Lucam), ок. 390 г.

15. О воспитании девы (De institutione virginis), 392 г.

16. Слово на смерть Валентиниана младшего, 392 г.

17. Увещание к девству (Exhortatio virginitatis), 394 г.

18. Слово на смерть Феодосия Великого^е obitu Theodosii), 395 г.

19. О падении посвященной девственницы (De lapsu Virginis consecratae).3

В случаях цитирования мы стремились следовать уже имеющимся переводам трактатов св. Амвросия, сверяя их точность по изданию: Patrologiae. Cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne. Saeculum IV. T. XIV - XVII. - Paris, 1845 (10). В тех случаях, когда существующий перевод признаётся недостаточно корректным, цитируемые фрагменты приводятся в нашем переводе.

В качестве материала для музыковедческого анализа используем гимны св. Амвросия, предварительно разделив их на подлинные и приписываемые согласно общепринятому мнению, а также некоторые григорианские гимны:

1. Gloria, laus et honor tibi sit

2. Pangue linqua gloriosi

3. Israel es tu Rex

4. Benedictus es

5. Crux fidelis, inter omnes

6. Ave maris Stella

7. Christe, redemptor omnium

8. lesu nostra redemptio

9. Sacris solemnis

10.0 redemptor, sume carmen4.

3 Принадлежность этой речи Амвросию не бесспорна.

4 Мелодии григорианских гимнов см. в приложении 3.

Мелодии григорианских гимнов приводятся по изданиям "Gradúale romanum"(145), "Monumenta Monodica Medii Aevi, I: Himnen I." (159) и "The Gregorian Missal for Sundaes" (168). Амвроси-анские гимны анализируются в том виде, в котором приводятся в исследовании А. Дзанибони (177).

Для достижения поставленной цели в процессе анализа необходимо обращение ко всем музыкально-выразительным средствам, выступающим в данных образцах в качестве определяющих параметров. Это (1) интервальное строение мелодии, (2) ритмическая организация, (3) ладовые особенности, и (4) формообразующие принципы. Также необходимо специально остановиться на вопросах, связанных с принципом формульности и его проявлением в рассматриваемых мелодиях.

В результате такого подхода можно будет решить задачи настоящего исследования. В качестве основных из них следует назвать следующие:

1. Определение роли св. Амвросия в истории формирования западноевропейской средневековой эстетической мысли и музыкальной эстетики.

2. Выявление на примере гимнов своеобразия мелодики ам-вросианского пения, тех её черт, которые дают возможность отличать амвросианику от григорианики.

3. Решение проблемы авторства св. Амвросия в отношении некоторых из гимнов.

4. Выяснение особенностей понимания нами теоретической стороны западноевропейского средневекового пения с целью применения полученных положений в анализе конкретных образцов.

5. Апробирование адекватных методов музыковедческого анализа западноевропейской средневековой монодии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Жданова, Александра Николаевна

Заключение

Миланская церковь - «единственная Церковь на Западе, которая всегда содержала и содержит собственную живую литургическую традицию. Св. Амвросий в «De Sacramentis» («О таинствах, III, 5) писал об этом: «Желаем с особой любовью во всём следовать за Римской церковью, но не отказываясь от нашей разумной самостоятельности». И ответственность за сохранение амвросианской литургии хранили все святители Медиоланский церкви: от св. Амвросия через св. Карло Борромео, архиепископа Медиоланского, вплоть до недавно прославленного блаж. Ильдефонсо, кардинала Шустера, нашего современника. Не следует забывать, что в традиционной литургии Миланской церкви присутствуют вселенские черты, - она впитала в себя литургию Востока» (цит. по: 1, с. 204). Эти слова были произнесены Карло-Марией, кардиналом Мартини, архиепископом Миланским на Экуменической конференции «Ambrogio da Milano tra Oriente e Occidente» («Амвросий Миланский между Востоком и Западом») в 1997 году.

Действительно, амвросианская литургия, равно как всё амвро-сианское пение, при всей её ориентированности на традицию Западной церкви, несёт на себе отпечаток отличия от её пения и литургии.

То же, насколько глубоки эти отличия, до сих пор остаётся открытым вопросом, хоть их наличие и признаётся всеми без исключения. Особенно мало изучены те из них, которые связаны с музыкальным языком амвросианских песнопений, относящихся к различным жанрам.

В нашей работе мы рассмотрели только небольшую часть гимнов, но и на этом материале оказалось возможно очертить самобытность амвросианской традиции пения в этой её составляющей. Но давно известным фактом является то, что амвросианское пение занимает как бы промежуточное положение между Восточным и Западным стилями. Поэтому представляется, что его рассмотрение в плане сопоставления с этой автономной традицией может принести достаточно интересные результаты. Здесь возможно обращение к любым жанрам песнопений, в том числе и к гимнам. Также определённый интерес представляет сравнение амвросианики с какими-либо ранними видами пения, предшествующими григорианике.

Далеко не изученными остаются вопросы, посвящённые тем процессам, которые происходили внутри богослужебного пения в плане эволюции музыкального языка. В настоящем исследовании были вскрыты некоторые механизмы применительно к ранней амвросианской гимнодии, но и здесь ещё остаются огромные горизонты для дальнейших исследований. Например, существует возможность задействования более поздних образцов амвросинских гимнов с целью расширения того исторического периода, в рамках которого возможно проследить эти процессы, с периода IV - VI веков до IX века (времени, которым датируется первый манускрипт, содержащий образцы амвросианских гимнов, дающий сведения о том, какие гимны, кроме задействованных нами, к этому времени уже существовали).

В связи с западноевропейским средневековым богослужебным пением не до конца решённой остаётся проблема, связанная со стилистическими различиями, существующими между песнопениями, относящимися к разным литургическим жанрам. Поэтому сейчас оказывается невозможным с достаточной степенью уверенности сказать о том, что выведенные в нашей работе показатели авросианики будут проявлять себя в рамках, например, жанра антифона, в том же виде и объёме, что и в гимнах. Решение этой проблемы возможно в случае расширения анализируемого материала за счёт подключения иножанровых образцов амвросианского пения, часть из которых, подобно некоторым гимнам, датируется с достаточной степенью вероятности.

Не менее актуальна в России проблема изучения наследия св. Амвросия, что во многом связано с тем, что до сих пор не существует переводов многих его трактатов на русский язык, а те переводы, которые оказываются доступными читателю часто устарели как в языковом плане (например, некоторые из них существуют только на старославянском языке), так и в том смысле, что это некритические издания, могущие содержать определённые разночтения с действительными латинскими текстами. Кроме того, для получения полной картины, представляющей взгляды св. Амвросия на какие-либо проблемы, в том числе и на эстетические, необходимо максимально расширять объём задействованных трактатов.

Названный круг проблем, касающихся возможностей дальнейшего изучения амвросианского пения, далеко не исчерпывает всего возможного их спектра. Амвросианское пение, являясь принадлежностью «Латинской церкви, открытой на Восток» (1, с. 203), было и остаётся одной из наиболее неизвестных и загадочных страниц истории богослужебного пения в западной Европе. Оно имеет огромное историческое и культурологическое значение и потому не должно обходиться вниманием исследователей, интересующихся историей, теорией и эстетикой музыки, и может дать материал для появления не одного самостоятельного исследования в любой из этих областей.

Список цитируемых первоисточников

1. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии и другие творения [ввод, статья В. А. Никитина]. - М.: Наука, 1997.

2. Амвросий Медиоланский. Избранные поучительные слова. - Киев: Киево-Печёрская Лавра, 1882.

3. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей [Пер. с лат. и ввод, статья Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева]. -Москва - Рига: «Благовест», 1995. (репринтное воспроизведение изд. Казанской Дух. Академии, Казань, 1908).

4. Амвросий Медиоланский. О важности и свойствах чина священнического. -М., 1814.

5. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке, [пер. с лат. А. Вознесенского под ред. Л. Писарева]. - М.: Изд. им. Свт. Игнатия Ставропольского, 1997 (репринтное воспроизведение изд. Казанской Дух. Академии, Казань, 1901).

6. Амвросий Медиоланский. Письмо об алтаре Победы // в кн. Памятники средневековой латинской литературы IV - IX вв. - Москва, 1970.

7. Амвросий Медиоланский. Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова.// Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отечественные) в 2 чч. [сост. П. Дударев]. - Москва - Рига: Благовест, 1996 (репринтное воспроизведение: С-П., Изд. Тузова И. Л., 1912) - сс. 213 - 215.

8. Августин Блаженный. Исповедь [пер. М. Е. Сергеенко]. - «Богословские труды», сб. 19, М.: Изд. Московской Патриархии, 1978.

9. Августин Блаженный. О музыке, [пер Е. М. Двоскиной] // Двоскина Е. M. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина «De música libri sex», (канд. дисс.), T. 2 - Москва, 1998. lO.Sancti Anbrosii Mediolanensis episcopi. Opera omnia. // Patrologiae Cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne. Saeculum IV. T. XIV -XVII.-Paris, 1845.

11.Saint Ambrose. Les Devoirs. (Introduction, Texte établi, Traduit et Annote per Maurice Testard). - Paris, «Les Belles Lettres».

T. 1.- 1984-285 p.

T. 2.-1992-269 p.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Жданова, Александра Николаевна, 2000 год

1. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью. // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - С. 17- 64.

2. Аверинцев С. С., Гаспаров М. Л., Самарин Р. М. Литературы западной Европы раннего средневековья. Латинская литература. // История всемирной литературы, т. 2. М.: Наука, 1984. - С. 441 -459.

3. Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915.

4. Азимова А. Н. Вопросы синтаксиса восточной монодии. Ташкент: «Фан», 1989. - 90 с.

5. Азимова А. Н. Музыкальная форма ашула (системно-типологический анализ), автореф. канд. дисс.. М, 1979.

6. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М.: «Пропилеи», 1994. - 240 с.

7. Андреев И. Д. Ариане.// Христианство: Энциклопедический сло-варь в 3-х тт. Т.1.-М., 1993.-С. 113-116.

8. Античная музыкальная эстетика вст. ст. и собрание текстов А. Ф. Лосева. -М.: Гос. муз. изд-во, 1961.

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2. Л.: Музгиз, 1963.-380 с.

10. Барсов Н. И. Илларий Пиктавийский. // Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х тт. Т.1. М., 1993 - 600 с.

11. Бобровский Функциональные основы музыкальной формы. Исследование. М.: Музыка, 1978. - 332 с.

12. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви./ Т. 3 4. - Москва, 1994 (репринтное воспроизведение изд. СПб, 1907).

13. Браудо E.H. Всеобщая история музыки: в 2-х тт. Т.1.- Л.: Гос. изд-во, 1922. 205 с.

14. Браудо E.H. История музыки. М.: Музгиз, 1935. - 451 с.

15. Брендель Ф. Основная история западноевропейской музыки. Петербург, 1877.- 125 с.

16. Брольи Ж. В. А. Жизнь Святого Амвросия Медиоланского (пер. В. Тернавцева). СПб., 1911. - 154 с.

17. Бычков В. В. Византийская эстетика: теоретические проблемы. -М.: Искусство, 1997.

18. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. - 407 с.

19. Бычков В. В. Православная эстетика в период позднего византийского исихазма. // Вестник русского христианского движения, № 164 Париж - Нью-Йорк - Москва, 1992. - С. 33-62.

20. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.

21. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. M.: Ладомир, 1995.

22. Бычков В. В. Эстетика поздней античности: II III вв. - М.: Наука, 1981.

23. Бычков В. В. Эстетические идеи патристики. II V вв. н. э. - М., 1980.

24. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: «Фан», 1981.

25. Гаспаров Б. Структурный метод в музыкознании. // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1972, № 2. — С. 42 -51.

26. Гаспаров М. А. Греческая и римская литература II III вв. н. э. // История всемирной литературы, т. 1. - М.: Наука, 1983. - С. 485 -501.

27. Гаспаров М. А. Топика и композиция гимнов Горация. // Поэтика древнеримской литературы. Жанры и стиль. М.: Наука, 1989. -С. 53-67.

28. Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М.: Музыка, 1996.

29. Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М.: Наука, 1972.

30. Григорианский хорал: Сб. науч. тр./ Московская гос. Консерватория.-М„ 1997.-221 с.

31. Григоров. О деятельности Св. Амвросия Медиоланского для ниспровержения язычества. // Чтения в московском обществе любителей духовного просвещения. ноябрь 1871, с. 14-21; декабрь 1871, с. 11-18.

32. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 4.1. М.: Музгиз, 1960. -487 с.

33. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т.1, ч.1. М.: Музгиз, 1941.

34. Двоскина Е. М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина «De música libri sex». (канд. дисс.). Москва, 1998.

35. Жданова А. Н. Гимны св. Амвросия Медиоланского в аспекте анализа музыкально-выразительных средств. Н-ск, 2000 - с.

36. Жданова А. Н. Категория прекрасного в системе эстетических взглядов Св. Амвросия Медиоланского. Сб. тезисов докладов ОМК «Интеллектуальный потенциал Сибири». - Н-ск, 1999. - С. 53 -55.

37. Жданова А. Н. О подлинности гимнов Св. Амвросия. Сб. тезисов докладов ОМК «Интеллектуальный потенциал Сибири». - Н-ск, 1999.-С. 55-57.

38. Жданова А. Н. Эстетические взгляды св. Амвросия Медиоланского.-Н-ск, 2000-58 с.

39. Житие святого Амвросия. М., 1902. - 96 с.55.3адерацкий В. В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка,1995.-544 с.

40. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Т.1. -М.: Музгиз, 1933.- 128 с.

41. Иванов-Борецкий М. Очерк истории мессы. М.,1910.- 25 с.

42. Иванов-Борецкий М. Таблицы по общей истории музыки: Древний период до X века. М.: Художественная печать, 1924.

43. История римской литературы под ред. С. И. Соболевского, М. Е, Гробарь-Пассек, Ф. А. Петровского. М.: Изд. Академии наук СССР, 1962.-484 с.

44. История эстетической мысли: в 6-ти тт. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе / Ин-т философии АН СССР; Сектор эстетики. -М.: Искусство, 1982. 464 с.

45. Калачинский П. Богословско-философские воззрения Свв. отцев и учителей Церкви первых веков христианства. Харьков, 1900. -96 с.

46. Карсавин А. П. Амвросий Медиоланский. // Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х тт. Т.1. М., 1993. - С. 66 - 67.

47. Киприан (Керн). Литургика, гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.

48. Кочетов Н. Очерк истории музыки. М.: Изд. Юргенсона, 1909. -137 с.

49. Кремона К. Августин из Гиппона. М.: «Дочери Св. Павла», 1995.-304 с.

50. Курбатов Г. Л. и др. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988.67 .Лебедев А. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV -VIII веках. М., 1900. - 30 с.

51. Лебедева И.Г. Принципы мелодической организации западноевропейской средневековой монодии. Автореферат канд. дисс. -Л., 1988.

52. Лебедева И. Г. Проблема формульности в средневековом хорале. // в сб.: Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989. - С. 148- 155.

53. Лесовиченко А. М. Григорианика и мировоззренческие принципы Средневековья. // в сб. Музыкальное образование и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск, 1997. - С. 3 -18.

54. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник для исполнительских фак-тов муз. вузов: в 2-х. кн. Кн.1: От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986. - 462 с.

55. Маркус С. История музыкальной эстетики. Т.1. С середины XVIII до начала XIX вв. М.: Музгиз, 1959. - 314 с.

56. Михайлов А. Д. Литературы западной Европы раннего средневековья. Введение. // История всемирной литературы, т. 2. М.: Наука, 1984.-С. 438-440.

57. Мотрохин А. Творение Св. Амвросия Медиоланского в его отношении к сочинению Цицерона «Бе оШсиб». Казань: Центральная типография, 1912. - 235 с.

58. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения Сост. текстов В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966 - 572 с.

59. Назайкинский Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

60. Очерки по истории и теории музыки: сб. трудов и материалов, вып.2. Л., 1940.-338 с.

61. Пареди А. Св. Амвросий Медиоланский и его время. Пер. с итал. Милан: «Христианская Россия», 1991.

62. Перриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до И.С. Баха Пер. с англ. Л.: Музыка, 1977 - 215 с.87 .Победоносцев К. П. История православной церкви до начала разделения церквей. СПб.: Синодальная типография, 1905. - 234с.

63. Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина. Т. I; Ч. 1,2. Сергиев Посад, 1917.

64. Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М, 1996.

65. Прохоров Г. В. Нравственное учение Св. Амвросия, епископа Ме-диоланского. СПб, 1912. - 458 с.

66. Прюньер А. Новая история музыки. Т.1. Средние века Возрождение. - М.: Музгиз, 1937. - 243 с.

67. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М.:1. Колокол, 1994.

68. Размадзе A.C. Очерки истории музыки от древних времён до половины XIX в. Москва, 1888. - 153 с.

69. Разумовский Д. Церковное пение в России. Вып. 1. М., 1867.

70. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины 18 века. М: Музгиз, 1963. - 486 с.

71. Рубцова Н. А. Молитва и гимн в «Илиаде» Гомера // в кн.: Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М.: Наука, 1989. - С. 26 - 53.

72. Рубцова Н. А. Люди и боги в стилистике «Энеиды»: элементы гимна в эпизодах поэмы. // Поэтика древнеримской литературы. Жанры и стиль. М.: Наука, 1989. - С. 53 - 67.

73. Скурат К. Е. Великие учители церкви. Клин, 1999.

74. Смирнов Е. И. История христианской церкви. Изд. Свято-Троицкой Лавры, 1997.

75. Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. Вып. 4, 5. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1999 (репринтное воспроизведение издания СПб, 1877).

76. Соловьёв Н. Ф. Гимн. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 16. Ярославль, 1991 (репринтное воспроизведение изд СПб, 1893).-С. 713.

77. Спиро Ф. История музыки. Пер.с нем. под ред. А.П. Коптяева. -С-Петербург: Изд. С. Пропера, 1908. 254 с.

78. ЮЗ.Тальберг Н. История христианской церкви. Москва - Нью-Йорк: «Интербук», «Астра», 1991 - 144 с.

79. Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. -Харьков, 1878. 21 с.

80. Успенский Н. Д. Амвросианское пение // Музыкальная энциклопедия, т. I. М.: «Советская энциклопедия», 1973. - Ст. 134- 135.

81. Юб.Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.: Наука, 1989. - 320 с.

82. Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М.6 Наука, 1992. - 155 с.

83. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви (приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.). Петроград, 1903.

84. Федотов В. К вопросу о происхождении модальной нотации. // в сб.: Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989. - С. 215 -223.

85. Ю.Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историческое учение об Отцах Церкви. Свято-Сергиева Лавра, 1996 (репринтнле воспроизведение изд. СПб, 1859). - 384 с.

86. Ш.Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историческое учение об Отцах Церкви Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского (Вст. Статья А. И. Сидорова). М.: Паломник, 1996 -909 с.

87. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. - 104 с.

88. Холопов Ю. Н. Средневековые лады // Музыкальная энциклопедия, Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1981. - Ст. 240 - 249.

89. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. - 72 с.

90. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х тт. Т. 1-3. М., 1993-1995.

91. Христов Д. Теоретические основы мелодики: Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии пер. с болг. М.:1. Музыка, 1980.

92. И7.Цветков П. И. Гимн на рождество Христово Св. Амвросия Ме-диоланского.// Радость христианина при чрении Библии как Слова жизни. Янв. 1893. С. 20-23.

93. Цветков П. И. Гимны Св. Амвросия Медиоланского.// Прибавление к изд. «Творения святых отцев», т. 57, кн. 4. М.: Сергиев Посад, 1891.-С. 417-449.

94. Цветков П. И. О происхождении гимна «Те Deum Laudamus» (Тебе Бога хвалим).// Прибавление к изд. «Творения святых отцев», Т. 57, кн. 4.-М.: Сергиев Посад, 1891. С. 450 - 460.

95. Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

96. Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1 Древность и средние века. М., 1869. - 444 с.

97. Шор Р. О. Гимн. // Литературная энциклопедия, т. 2 М.: Издательство коммунистической академии, 1929. - Ст. 534 - 537.

98. Шторк К. История музыки (кончая эпохой Ренессанса) Вып. 1. -Петроград: Юргенсон, 1917. 385 с.

99. Энгель Ю. Краткий музыкальный словарь. М., 1905.

100. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (в 12 томах). Биографии. Т. 1.-М., 1991.

101. Юриссон И.Х. У колыбели музыки. О возникновении и развитии музыки до эпохи Ренессанса. Таллин: Эстгосиздат. 1961.

102. Яковлев М. М. Гимн. // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М.: «Советская энциклопедия», 1973. - Ст. 982 - 984.

103. Ярхо В. Н. Гимн. // Краткая литературная энциклопедия, т. 2 -М.: Советская энциклопедия, 1964. Ст. 182- 183.

104. Aßlaber Р. Studien und Mitteilungen aus dem

105. Apel W. Gregorian chant. Bloomington, 1958. - 529 p.

106. Bailey T. The intonation formulas of western chant. Toronto: Pontifical Institute of mediaeval stadies, 1974.

107. Broglie Le Duc De. Saint Ambroise. Paris, 1901.

108. Bulst Walther. Lateinisches Mittelalter Gesammelte Beiträge. Heidelberg, 1984.

109. Caldwell J. Medieval Music. London, 1978. - 304 p.

110. Catholic Encyclipedia. Electronic version by New Advent, Inc., 1997.

111. Chadwic H. The Early Church. Penquin books LTD, Harmond-worth, Middlesex, England, 1969. - 304 p.

112. Czuj J. Swety Ambrozy w swietle swoich listow. Warszawa, 1939.

113. Daniel H. A. Thesaurus himnologicus.1. T. 1. Lipsae, 1841.1. T. 4. Lipsae, 1845.1. T. 5. Lipsae, 1856.

114. Drobner H. R. Lehrbuch der Patrologie Herder Freiburg Basel. -Wien, 1994.

115. Dudden F. H. The Life and Times of St. Ambrose. Vol. I, II. Oxford: Clarendon press, 1935.

116. Ewald P. Der Einfluss der Stoisch-Ciceronianischen Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambrosius. Leopzig, 1881.

117. F6rster T. Ambrosius, Bichof von Mailand: Eine Darstallung seines Lebens u Wirkens. Halle: Strien, 1884.

118. Graduale romanum. Solesmes, 1989.

119. Hadas M. Storia della letteratura latina. Vol. 2. Milano, 1958. -496 p.

120. Hansen F. E. The grammar of Gregorian tonaliti. Vol. 1, 2. Copenhagen, 1979.

121. Hiley D. Western Plainchant. A Handbook. Oxford, 1993.

122. Hoppin R. H. Medieval Music. New York, 1978. - 566 p.

123. Hubert K. Statistische Untersuchun^n sur Modusstruktur der Grego-rianik. Koln, 1970.

124. Kanieska M. S. Vita Sancti Ambrosii mediolanensis episcopi, a Paulino eius notario ad Beatum. Washington: Thr Catholic university of America, 1928.

125. Marchesi C. Storia della letteratura latina. Vol. 2. Milano, 1958. -496 p.

126. Mazzarino Santo. Ambrogio nella societa del suo tempo. Milano, 1974.

127. Migne. J.-P. Admonitio in himnos sequentes S. Ambrogio attributos. // Migne. J.-P. Patrologiae Cursus completus. Series latina. Saeculum IV. T. XVII., 1845.-P. 1161-1172.

128. McKinnon J. Christian Antiquity. // Antiquity and the Middl Ages from Ancient Greece to the 15th century. Cambridge, 1990. - P. 68 -87.

129. McKinnon J. The emergence of Gregorian Chant in the Carolingian Era. // Antiquity and the Middl Ages from Ancient Greece to the 15th century. Cambridge, 1990. - P. 88 - 119.

130. Mone F. J. Latinische Hymnen des Mittelalteres. Freiburg, 1853.

131. MoriccaU. Sanf Ambrogio (Intr. MoriccaU.) . Torino, 1928.

132. Monumenta Monodica Medii Aevi, I: Himnen I. Die mittelalterlichen Himnenmelodien des Abendlandes, hrsg. v. Bruno Stäblein. Kassel, 1956.

133. Rayburn J. Gregorian chant: A histori of controversy concerning its rhythm. Westport, 1981.

134. Reznikoff I. L'origine et divine du chant grégorien. // в сб.: Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989. - С. 170 - 178.

135. Ronconi A./ Pasani M. R./ Tandoi V. Manuale storico délia litteratura romana. Fireure, 1973. - 524 p.

136. Surian E. Manuale di storia délia musica. Volume 1. Milano, 1992.

137. Sutkowski A. Neumi // Mala encyclopedia muzyki. Warszawa: PWM, 1967.

138. Thamin R. Saint Ambrois et la morale chrétienne au IV-e siecle. -Paris, 1895.

139. The gregorian Missal for Sundays. Solesmes, 1990.

140. The Oxford anthology of music: Medieval music. Oxford: Oxford University Press, 1977.

141. Vita et institutum sancti Patris nostri Ambrosii Mediolanensis episcopi ab autore anonymo scripta. // Patrologiae cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne, t. XIV. Paris, 1845. - P. 46 - 66.

142. Vita sancti Ambrosii Mediolanensis episcopi, a Paulino ejus notario ad Beatum augustinum conscripta. I I Patrologiae cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne, t. XIV. Paris, 1845. - P. 27 - 46.

143. Waesberghe J. S. Musikgeschichte in Bildern. Band III: Musik des Mittelalters und der Renaissance. Lfg. 3: Lehre und Theorie der Musik im Mittelalter. Leipzig, 1969.

144. Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant. Studies in the Earli History of Ecclesiastical Music. Copengagen, 1967. - 212 p.

145. Wilbrand Guilelmus. S. Ambrosius quos auctores quaeque exempiaria in epitulus componendis secutus sit. Monasterii Guestfalorum. E ty-pographeo Aschendorniano, 1909.

146. Wright D. The Latin Fathers. // Early Christianiti. Origins and evolution to ad 600. Edited by Ian Hazlett, 1991. - P. 148 - 162.

147. Yudkin J. Music in Medieval Europ. New Jersey, 1989. - 612p.

148. Zaniboni A. Gli inni di Ambrogio e il canto della chiesa milanese. -Milano, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.