Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Давиденкова, Екатерина Александровна

  • Давиденкова, Екатерина Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 212
Давиденкова, Екатерина Александровна. Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2011. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Давиденкова, Екатерина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ

МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМБРОВ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ

ПРИРОДЫ ТЕМБРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

1.1 .Проблематика научного определения тембра. Эволюция в сфере психоакустических исследований музыкального тембра. Многомерное шкалирование и его значение в контексте современного психоакустического анализа многомерных тембровых пространств.

1.2. Семантические методы оценки тембровых пространств и их корреляция с психоакустическими оценками.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМБРА, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ВОСПРИЯТИЮ ТЕМБРА ЗВУКОРЕЖИССЕРАМИ

II.I. Основные методы и задачи постановки экспериментов в сфере современных исследований тембрового восприятия.

11.2 Методика проведения эксперимента в рамках диссертационного исследования, его задачи и цели.

11.3 Анализ полученных в ходе эксперимента результатов, рекомендации по их практическому применению.

ТРЕТЬЯ

ГЛАВА. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ И ВЕРБАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕМБРОВЫХ ПРОСТРАНТСВ В

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЭТАПА В РАБОТЕ С ТЕМБРОМ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПЫ.Эволюция работы с тембрами и применение результатов психоакустических исследований в искусстве звукорежиссуры.

111.2. Эволюция звукового синтеза и современные тенденции в его развитии в контексте звукорежиссуры, применение методов автоматического распознавания тембров.

111.3. Применение многомерных тембровых пространств в современной музыкальной композиции и задачи ее звукозаписи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Давиденкова, Екатерина Александровна

Выводы: Результаты эксперимента подтвердили основную гипотезу о наличии специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров, в сравнении с музыковедами и композиторами, выражающейся в большей точности и объективности оценки, а также более развитого аналитического подхода к оценке тембровых модификаций. Дополнительная гипотеза о возможности контроля над воспитанием более тонкого аналитического аппарата субъективной оценки тембровых модификаций и точности их корреляций с наиболее распространенными вербальными описаниями в ходе обучения музыкальных звукорежиссеров, не получила полного подтверждения, в связи с недостаточной разработанностью метода выявления такого контроля и недостаточной показательности представленных для анализа стимулов. Тем не менее, такая гипотеза представляется чрезвычайно перспективной для проведения дальнейших исследований в том же направлении.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило предположение о значительной роли обучающего фактора для формирования тембрового восприятия. Кроме того, подтвердилось и значение специального базового образования, так у студентов с предшествующим средним музыкальным образованием точность оценок в экспериментах, направленных на распознавание тембров, оказалась на порядок выше, чем у студентов, имеющих только начальное музыкальное образование.

Особенности восприятия тембра звукорежиссерами выявились в ходе сравнительных экспериментов с применением вербальных оценок и анализа тембров в музыкальном контексте, поставленных также с соблюдением тех же условий в группах профессиональных музыкантов. При оценке тембров с использованием продуцированных (т.е.самостоятельно сформулированных) вербальных оценок звукорежиссеры опирались на физические параметры звуковых сигналов, отмечали впечатление о частотных, амплитудных характеристиках, присутствие шумовых компонент в полезном сигнале, возникших в ходе исполнения, в то время как студенты музыкальных профессий опирались на сенситивно-ассоциативные аспекты восприятия (протоколы приведены а приложении №2). Анализ продуцированных вербальных протоколов показал большую объективность оценок студентами звукорежиссерами, проявившуюся, в частности, в довольно значительном количестве похожих или одинаковых определений, и большую субъективность оценок студентами — музыкантами, описания которых достаточно часто не повторялись.

Оценка тембра в условиях музыкального контекста, на примере прослушивания определенных фрагментов звукозаписей показали доминирующий критерий качества записи для студентов-звукорежиссеров, и влияние стилевого анализа на оценки студентов-музыкантов, а также более высокую степень идентификации инструментов звукорежиссерами.

Техническая ориентированность звукорежиссеров проявилась и в эксперименте, основанном на выборе вербальных описаний из предложенного глоссария, который вызвал у них значительные затруднений, так как был связан с субъективным поиском точных физических и акустических коррелят предложенным вербальным прилагательным.

Анализ результатов эксперимента показал:

1 .Результаты, суммированные по группам, показали принципиальную разницу тембрового восприятия звукорежиссерами и музыкантами.

2. Психоакустические и вербальные оценки, и их корреляция, выявили большую точность, объективность и конкретность аналитического подхода к оценке тембров у звукорежиссеров.

3.Реципиенты - музыканты проявили большую индивидуальность, субъективность в оценках, большее разнообразие в составлении собственных вербальных протоколов.

4.Точность полученных корреляций оказалась выше при сопоставлении оценок, данных звукорежиссерами студентами и звукорежиссерами - молодыми специалистами, в том время как для музыкантов существенных различий степени корреляции между подгруппой студентов и подгруппой аспирантов выявлено не было.

5.Сравнение полученных в двух основных группах результатов выявило сходство тембрового восприятия звукорежиссеров и композиторов.

Результаты эксперимента иллюстрируют сложившиеся особенности восприятия музыкальных тембров у звукорежиссеров и музыкантов. В качестве рекомендации методического плана, возникает вывод о необходимости разработки учебных заданий по тембровой оценке, тренирующий более обобщенное, релятивное восприятие тембра у студентов звукорежиссеров, дальнейшее исследование эффективности распространенных в звукорежиссерской практике вербальных характеристик музыкальных тембров, изучение механизмов различия тембрового восприятия музыкантов и звукорежиссеров и специфики семантической дифференциации у данных профессиональных групп. Такие исследования будут иметь огромное практическое значение в музыкальной звукорежиссуре, так как будут содействовать большей точности и эффективности профессиональной коммуникации на всех этапах работы звукорежиссера с композитором и музыкантом-исполнителем.

Следует отметить, что отдельной областью в экспериментальном изучении тембрового восприятия является изучение его специфики у музыкантов-исполнителей, вокалистов, дирижеров и т.д., и проведение таких исследований, а также сопоставление полученных результатов с данным экспериментом, будет чрезвычайно значимо для развития теории и практики звукорежиссуры в области тембрового восприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

В настоящее время происходит формирование нового этапа в понимании музыкального тембра как категории искусствознания, обусловленное теоретическими и экспериментальными исследованиями в таких областях науки как психоакустика, когнитивная психология и музыкальное искусство. В большой степени раскрытию потенциала тембровых ресурсов способствовала технологическая революция в сфере аудиовизуальных технологий, переход на цифровые методы работы со звуком и возникновение новой формы самого существования музыкального произведения — его звукозаписи.

Профессия звукорежиссера также прошла серьезнейшую трансформацию, преобразуясь от роли технического исполнителя до полноценного соавтора музыкального произведения на стадии его записи. Изменения в статусе тембра, выбор которого становится драматургически, семантически и эстетически предопределяющим в судьбе музыкальной композиции, формируют стремление к его все большей индивидуализации, которая становится чрезвычайно существенной для общей концепции, вплоть до определения тембра в качестве главного носителя художественной идеи произведения. Высокая степень значимости тембра в музыкальной ткани ставит перед звукорежиссером сложнейшие задачи, заключающиеся в точности, убедительности, достоверности и художественности передачи и управления тембром. Это приводит к необходимости расширения методов анализа природы тембра и тембрового восприятия, в которых бы максимально интегрировались различные научные подходы.

Одними из наиболее эффективных моделей психоакустического и когнитивного анализа тембрового восприятия, практически востребованной в сфере создания и звукозаписи современных музыкальных композиций, являются многомерные тембровые пространства. Анализ, выполненный в данной работе показал, что основными параметрами музыкального сигнала, определяющими структуру тембрового пространства являются: положение центроида (максимальной энергии спектра), форма спектральной огибающей, время атаки, наличие низкоамплитудной негармонической высокочастотной энергии шума в период атаки и т.д.

Одновременно с разработкой психоакустических тембровых пространств, позволяющих установить связь восприятия тембра с объективными параметрами сигнала, что служит основой для развития современных компьютерных технологий, электронной музыки и дальнейшего развития искусства звукорежиссера, интенсивно развивается направление создания вербальных тембровых пространств. Анализ основных результатов исследований, выполненный в этой области, показал принципиальную возможность построения тембральных пространств основанных на классификации тембров с помощью парных противоположных оценок, например: темный — ясный, грубый — деликатный, широкий — узкий и т.д.

Данные модели могут служить фундаментом для формирования современных художественных и технических концепций управления, контроля и видоизменения тембра, которые требуют владения объективными знаниями о природе и структуре тембрового пространства.

Переосмысление роли тембра в современной композиции, появление музыкальных направлений, в своей основе опирающихся на выразительные и конструктивные ресурсы тембра, процесс, протекающий параллельно с развитием традиционных методов создания музыкальной композиции, включающих в себя работу с акустическими музыкальными инструментами и певческими голосами. В этом контексте эстетическая база звукорежиссерского подхода к звукозаписи, эрудиция и высокий уровень музыкального образования, являются тем фактором, который позволяет выдержать звукозапись в наиболее органичном стиле для музыкального произведения, то есть сохранить адекватность передачи художественного замысла произведения. Эта задача становится тем более сложнодостигаемой, чем больше возможностей звукорежиссеру предоставляет активное технологическое развитие его инструментария. Данный феномен - сложность достижения баланса между сохранением стилевой концепции композиции и ее видоизменением, в пользу более современного качества звучания, возникает в звукорежиссерской деятельности еще на стадии его обучения.

Огромную важность для эффективности результата звукозаписи имеет уровень понимания и качество профессионального сотрудничества композитора, музыканта исполнителя и звукорежиссера. Преодолеть границу в понимании музыкантами и звукорежиссером художественных задач звукозаписи, позволяет внедрение в звукозаписывающий процесс как можно большего количества универсальных методов коммуникации между исполнителями и режиссером, таких как глоссарий тембровых описаний, позволяющий достичь точности в определении тембровых характеристик, применяя не математические, но более доступные музыкантам вербальные критерии. Для составления такого глоссария необходимо проведение дальнейших экспериментальных работ по сбору различных вербальных описаний и их классификации.

В настоящем диссертационном исследовании, с целью проверю! гипотезы о наличии специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров и роли обучающего фактора в его формировании, был поставлен собственный эксперимент, результаты которого дали подтверждение поставленной гипотезе. Также была проведена работа по сбору вербальных описаний среди реципиентов, участвующих в эксперименте. Сравнение самих описаний и их интерпретаций применительно к конкретным тембрам позволило выявить особенности в тембровом восприятии звукорежиссеров и установить наибольшие затруднения в семантической оценке тембра для них. Существование определенной специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров, проявляющейся в более тонкой корреляции субъективных оценок и объективных характеристик анализируемых тембров, по сравнению с музыкантами исполнителями и композиторами, необходимо учитывать как в совместной практической деятельности в процессе звукозаписи, так и в обучении звукорежиссеров.

Практическое значение современных исследований когнитивного восприятия и пространственной природы тембра, и аналитическое представление тембра в психоакустических и семантических многомерных пространствах является основой формирования новых компьютерных технологий в сфере работы с тембром в современном музыкальном искусстве и звукорежиссуре. Цифровые технологии передачи и модификации тембра значительно влияют на возникновение новейших тенденций в развитии художественного языка и средств выразительности музыкальной звукорежиссуры.

Применение психоакустических знаний о тембре чрезвычайно важно для развития ряда новых направлений в музыкальном и аудиовизуальном искусстве, таких как: развитие систем аурализации в сторону многомодальности, с учетом взаимовлияния различных типов информации; создание систем виртуальной реальности, с разработкой расширенной интерактивности; развитие наиболее достоверных пространственных систем звукозаписи и методов их субъективных оценок; синтез музыкальных тембров и создания непрерывных синтезаторов на основе морфинга; разработка интеллектуальных систем автоматического распознавания музыкальных программ по различным критериям и совершенствование стандартов MPEG-7; создание системы автоматического распознавания тембров.

На основании результатов проведенного исследования в диссертации была сформулирована концепция влияния научно-технического прогресса в сфере практической работы с тембром на развитие эстетических эталонов и выразительных средств звукорежиссуры. Сфера научной и практической работы с тембром, представляющая в настоящее время огромное поле для развития и освоения, не существует отдельно от музыкального или аудиовизуального контекста, и стремление к органичности его существования в таком контексте должно быть одним из ведущих принципов звукорежиссерской деятельности. Поэтому опора звукорежиссуры на данные современных психоакустических исследований, изучение тенденций в развитии эстетики и f технологий современной музыки, понимание когнитивной природы музыкального восприятия способствует достижению максимальной эффективности практической деятельности звукорежиссера в области формирования разнообразной палитры средств художественной выразительности и максимально полной передаче многомерности тембрового пространства.

Эволюция в сфере работы с тембром, активное применение в музыкальном искусстве синтезированных, морфированных тембров, то есть тенденция к интеграции натуральных и искусственных звучаний в звуковой палитре музыкального и аудиовизуального произведения, чрезвычайно органично сочетаются с особенностями современного искусства в целом, в котором концепция синтеза и перекрестных связей, цитатности и эклектики формирует его современное состояние и способ коммуникации с аудиторией, подразумевающий максимальную открытость, интерактивность, разрушение всех возможных барьеров и границ.

Благодаря взаимосвязанности всех направлений современного искусства, гибкости и пластичности его художественных средств выразительности, индивидуализированности выбора эстетических и технологических ориентиров и методов, расширение палитры тембровых звучаний и многообразие форм его существования, становится художественно, семантически и когнитивно глубоко насыщенным процессом, представляющим собой один из тех факторов, которые формируют характер и качество звучания современной эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Давиденкова, Екатерина Александровна, 2011 год

1. Алдопшна И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Спб., Композитор. СПб.,2006. -720 с

2. Алдошина И. Основы психоакустики. Статьи в журнале «Звукорежиссер». 0609.1999

3. Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост. М.Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 252-271

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994., 358 с.

5. Бабушкин В. Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма // Рождение звукового образа: Сб. ст. /Сост. Е. Авербах. М.: Искусство, 1985. - С. 152-160

6. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М., 1968. — 340 с.

7. Барабанщиков В., Носуленко В. Системность, восприятие, общение. М.: ИП РАН, 2004. с.248

8. Барабанщиков В., Самойленко Е. (Ред.) Общение и познание. М.: ИП РАН,2007. с.260

9. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2006, с. 648

10. Бьюик П. Живой звук. РА для концертирующих музыкантов. М., Шоу-Мастер. 1998, с.211

11. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. / Ред., вступ. ст. Е.Назайкинского. -М.: Музыка,1970. Вып. I. - С. 11-38

12. Володин А. О восприятии переходных процессов музыкальных звуков // Вопросы психологии. 1972. - №4. - С. 51-60

13. Володин А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. Дис. -М., 1973

14. Володин А. Электромузыкальные инструменты. М.: Музыка,1979. - 182 с

15. Выготский Л. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З Проблемы развития психики/Под ред. А. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

16. Выготский Л. Психология искусства / Предисл. А.Леонтьева. М.: Искусство, 1986. —573 с.

17. Выскочил Н. Взаимодействие между пониманием и эмоциональной оценкой звукового фрагмента // А. Журавлев, Е.Сергиенко (ред.) Психологические исследования М.: ИПРАН, 2007, Вып.2, С.59-73.

18. Гарбузов Н. Развитие физики в России: Очерки.- М.: Просвещение, 1970, 240 с.

19. Герцман Е.В. «Музыка древней Греции и Рима» СПб.: Алетейа, 1995, 330 с.

20. Гроссман А. Художественные проблемы передачи звука // Рождение звукового образа: Сб. ст. /Сост. 1.Авербах. М.: Искусство, 1985. - С. 110-121

21. Динов В. Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПБ.: Геликон Плюс, 2005-368 с.

22. Денисов А. Античные мифологические оперные сюжеты в контексте культуры первой половины XX века — семантический анализ. Автореферат диссертации. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2008

23. Денисов Э. Музыка и машины // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники /Рец. М.Тараканов.- М.: Сов. композитор, 1986. С. 149-162

24. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Рец. М.Тараканов.- М.: Сов. композитор, 1986. С. 112-136

25. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре /Ред. Э.Артемьев, вступ. ст. И.Барсовой. М.: Сов. композитор, 1982. — 256 с

26. Дорфман Л. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М., Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.

27. Ефимова Н. Звук в эфире. Учебное пособие. М., Аспект-пресс, 2005. -142 с.

28. Егорова Т. Вселенная Эдуарда Артемьева. М.: Вагриус, 2006. 290 с.

29. Житомирский Д. К изучению западноевропейской музыки XX века // Современное западное искусство: Сб. от. / Отв.ред. Г.Недошивин. М.: Наука, 1971.-С. 195-274.

30. Иберла К. Факторный анализ. М., Знание, 1980. - 160 с.

31. Игнатов П. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера. Автореферат дис., СпбГУП. 2006

32. Иоскевич, Я. Методология анализа фильма: Становление системного подхода в киноведении. JL: Ленинградский гос. ин-т театра музыки и кинематографии, 1978. 120 с.

33. Казарян Р. Звуковая перспектива. Киноведческие записки, 1992, с.72-84

34. Карасева М. «Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха» Автореферат дисс. М., 2000

35. Карпец М. «Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг XX века (на материале творчества П.Шеффера, Дж.Кейджа, К.Штокхаузена)»,автореферат диссертации, Спб, 2010

36. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997. 157 с.

37. Когоутек Ц, Техника композиции в музыке XX века / Пер. с чеш., общ. ред., коммент. Ю.Рагса, Ю.Холопова. М.: Музыка, 1976. - 368 с

38. Козюренко Ю. Электронный синтезатор //Музыкальные синтезаторы.:Сб. ст. / Сост. Ю.Спицин. М.: Знание, 1983. -Вып. 5. - С. 14-33

39. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования.-Ленинград.: Сов. композитор, 1982. 150 с

40. Кондрашин П. Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм // Звукорежиссер, № 2, 1999, http://www.625-net.ru/arch.htm

41. Крейчи С. Некоторые проблемы синтеза электронных звучаний и пути их решения // Музыкальные синтезаторы: Сб. ст. / Сост. Ю.Спицин. М.: Знание, 1983. -Вып. 5. - С. 5-13

42. Ксенофонтова Н. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века: К проблеме исторической типологии оркестрового письма. — Автореферат дис. -М., 1984

43. Кузнецов JI. Акустика музыкальных инструментов. Справочник. Легпромбытиздат, 1989 368 с.

44. Леонтьев A.A. Избранные психологические произведения. В 2-Х томах. М., 1983.

45. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии восприятия //Психологические исследования. Вып. 6. М., 1976.

46. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979.

47. Лернер Г. Психология восприятия объемных форм. М., 1980. 390 с.

48. Ломов Б, Беляева А., Носуленко В. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. 140 с.

49. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Таллин, 1973, 460 с.

50. Лупенко Е. Экспериментальное исследование инвариантности восприятия // Е. Сергиенко (ред.) Исследования по когнитивнои психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. С. 121-133.

51. Лурия А. Курс лекций по общей психологии.: М., 1964.-180 с

52. Лурия А. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Хомской. М: Изд-во Моск. унта, 1979 - 320 с

53. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. -Автореф. дис. М., 1985

54. Мальцев С. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. - Л., 1980

55. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. -Автореф. дис. М., 1985

56. Мальцев С. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. - Л., 1980

57. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. С.Раппопорта. М.: Сов. композитор, 1977. - Вып. 4. - С. 79-113

58. Медушевский В. Интонационная форма музыки.: М., Композитор, 1993, стр.268

59. Медушевский В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. С.Раппопорта. М.: Сов. композитор, 1967. - Вып. 2. -С. 212-244

60. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки: Исследование. М.: Музыка, 1976. - 255 с

61. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры. М., Аспент пресс, 2004. -230 с

62. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 351 с

63. Морозов В. Вокальный слух и голос. М.; Л. : Музыка, 1965. — 86 с

64. Музыкальная акустика : Учеб. пособие для консерваторий / Общ. ред. Н. Гарбузова. М.: Музгиз, 1954. - 236 с

65. Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. М.: Искусство, 1982. - 192 с

66. Мутли А. Звук и слух // Вопросы музыкознания: Сб. ст. / Под общ. ред. А.Оголевца. М.: Музгиз, 1960. - Т. 3. -С. 324-347

67. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции: Исследование. М.: Музыка, 1982. - 320 с

68. Назайкинский Е. Музыка звуковой мир: Тембр - фонизм - сонорность // Сов. музыка. - 1986. - № 12. - С. 75-82

69. Назайкинский Е. О динамических возможностях современного симфонического оркестра // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. / Ред. С.Скребков. М.: Музыка, 1964. - С. 79-100

70. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Сост. Е.Назайкинский. М.: Музыка, 1973. - Вып. 2. - С. 59-98

71. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия: Исследование.- М.: Музыка, 1972. 384 с

72. Назайкинский Е. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии // С.С.Скребков: Статьи и воспоминания / Сост. Д.Арутюнов. М.: Сов. композитор, 1979. - С. 132-162

73. Назайкинский Е., Пушечников И. Акустическое исследование влияния музыкальной артикуляции на характер звука // Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. М., 1966. - С. 162-167

74. Назайкинский Е., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. / Ред. С.Скребков. М.: Музыка, 1964. - С. 79-100

75. Назайкинский Е, Рагс Ю. Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха // Лаборатория музыкальной акустики: Сб. ст. М.: Музыка, 1966. - С. 12-25

76. Носуленко В. Психология слухового восприятия. М., 1988.-342 с.

77. Носуленко В. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007,- 420 с.

78. Носуленко В. Акустическая среда как среда коммуникации // Познание и общение. М.: Наука, 1988.- С. 126-133.

79. Носуленко В., Жейсснер Е., Паризе Е. Воспринимаемое качество как основа психофизического измерения событий естественной среды // В.А. Барабанщиков (ред.) Современная психофизика. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.- С. 13-40.

80. Носуленко В., Самойленко Е. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в окружающей среде // Психология и окружающая среда. М.: ИП РАН, 1995.- С. 11-50.

81. Носуленко В., Старикова И. Предпочтение и субъективная оценка различия акустических событий, преобразованных средствами звукозаписи // Психология человека в современном мире, в 6 томах, Том 2. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.- С. 238-243

82. Орлов Г. Древо музыки. 2-е изд., исп. СПб. : Композитор — Санкт-Петербург, 2005.-390 с.

83. Папенина А. Зарубежный музыкальный авангард 1950-60-х годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия: Автореф. дис. Спб, 2006

84. Радвилович А. Инструментарий новой музыки камерных жанров второй половины XX века :на примере творчества зарубежных композиторов 19601980 гг. Автореферат дисс. Спб, 2007

85. Разлогов К. Искусство экрана: проблемы выразительности. — М. : Искус-ство, 1982. 158 с

86. Рагс Ю. Тембр // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, 1981. -Т. 5. - Стр. 488-489

87. Рагс Ю. Акустика в системе музыкального искусства : Дис. в виде науч. докл. . д-ра искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -М., 1998. 80 с.

88. Риман Г. Тембр // Музыкальный словарь. Пер. с нем. Б. П. Юргенсона. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. стр.203

89. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки с партитурными образцами / под ред. М.Штейнберга СПб.: Российское музыкальное издательство. 1913. - В 2 томах

90. Рождественский Г., Вепринцев И. Треугольники. Триптих. М., Слово, Издательский Дом «Классика-ХХ1», 2001.- 432 с.

91. Романовская Т. Музыка и незвучащее. М., 2000 180 с.

92. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы: Исследование. Л.: Музыка, 1977. -160 с

93. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., Государственное музыкальное издательство, 1958г. 330 с.

94. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции: Исследование. М.: Музыка, 1985. - 284 с

95. Сниткова И. О новых принципах фактурной организации в современной музыке. Автореф. дис. - Вильнюс, 1986

96. Соколов А. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе // Музыкальное искусство: Общие вопросы теории и эстетики музыки; Сб.ст. / Сост. Т.Соломонова. Ташкент: изд-во лит-ры и искусства, 1982.-С. 114-136.

97. Соколов А. О роли звукового материала в системе музыкальных средств. — Автореферт дис. М., 1980

98. Старчеус М.С. Слух музыканта. Диссертация. М., 2003.-640 с.

99. Тимошенко А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон) : Дис. СПб., 2004.- 254 с.

100. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. -335 с

101. Терентьев Д. Взаимовлияние музыкального синтаксиса и семантики. Автореф. дис. - Киев, 1984

102. ЮЗ.Термен Л. Физика и музыкальное искусство. М.: Знание, 1966. - 32 с

103. Холопов Ю. Очерки современной гармонии: Исследование, М.: Музыка, 1974. -287 с

104. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века: Сб.статей. / Ред.-сост. Ю.Тюлин. -М.: Музыка, 1978. Вып. 2. - С. 169-199

105. Худяков А. Психофизика обобщенного образа. Диссертация — СпбГУ, 2001

106. Цуккерман В. О проблемах новаторства // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов.композитор, 1970. - Вып. I. - С. 547558

107. Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова // Цуккерман В. Музыкально-теоретическиеочерки и этюды: О музыкальной речи Римского-Корсакова. М.: Сов. композитор, 1975. - Вып. 2. - С. 341-358

108. Цытович В. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. / Отв. ред. Е.Орлова. М.: Музыка, 1976. - С. 207-237

109. ПО.Цытович В. Специфика тембрового мышления Б.Бартока в квартетах и в оркестровых сочинениях // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. / Отв. ред. Л.Раабен. Л.: Музыка, 1972. - Вып. II. - С. 147-166

110. Ш.Цытович В. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века: Сб. ст. Л.: Музыка, 1983. - С. 64-90

111. Шабунова И. О функциях тембра в современой музыке. Диссертация, МГК, 1987

112. З.Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Шостаковича // Музыка и современность: Сб. ст. / Сост. Т.Лебедева. М.: Музыка, 1966. - Вып. 3. - С. 127-161

113. Шнитке А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д.Шостаковича // Д.Шостакович: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1967. - С. 98-116

114. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность: Сб. ст. / Ред.-сост. Т.Лебедева. М.: Музыка, 1967. - Вып. 5. - С. 209-261.

115. Шпет Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-составитель Т. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.

116. Шохман Г.Эдгар Варез— апостол музыкального радикализма // Советская музыка, 1988,№ 11.-С. 118.

117. Ямпольский, И. Русское скрипичное искусство: очерки и материалы.— М., 1951.-230 с.

118. Ямпольский, М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 257 с.

119. Ястремский Т. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX XXI веков : диссертация., Санкт-Петербург, 2006.- 227 с

120. Allen, J. В. Short-time spectral analysis, synthesis and modification by discrete Fourier transform. IEEE Transaction on Acoustics, Speech and Signal Processing, 25(3):235-238., 1977

121. Allen, J. B. and Rabiner, L. R. A unified approach to short-time Fourier analysis and synthesis. Proceedings of the Institute of Electrical and Electronics Engineers, 65(11):1558—1564., 1977

122. Ando S., Yamaguchi K., Statistical study of spectral parameters in musical instrument tones. J. Acoust. Soc. Am.94(l), July 1993.

123. ASA (American Standards Association), American Standard Acoustical Terminology, 1960

124. ANSI, American national standard: Psychoacoustical terminology. Timbre.: Tech. Rep. ANSI S3.20, American National Standards Institute, 1973

125. Anderson N.H. A functional theory of cognition. Mahwah, NJ, 1991

126. Balzano, G.J. What are musical pitch and timbre? // Music Perception, Journal. 3, 1986 -pp. 297-314

127. Aucouturier J. The Way It Sounds: Timbre Models for Analysis and Retrieval of Music Signals.: IEEE Transactions on Multimedia, Vol. 7, No. 6, December 2005

128. Baird J. Sensation and judgement: Complementarity theory of psychophysics. Mahwah, NJ, 1997

129. Bahl L., Brown P., de Souza P., Mercer R., A tree-based statistical language model for natural language speech recognition. IEEE Trans, on Acoustics, Speech and Signal Processing, Vol. ASSP-37, No. 7, July 1989.

130. Barrière J.B. Le timbre: metaphors pour la composition. Christian Borgois, Paris, 1991-pp. 180

131. Barthet, M., Kronland, R., and Ystad, S., Consistency of timbre patterns in expressive music performance.: DAFx06, McGill University,Montreal, Canada, 2006 pp. 1924

132. Beauchamp J. W. and Horner A. Spectral modelling and timbre hybridisation programs for computer music.: Organised Sound, vol. 2, num. 3, 1997 pp. 253-258

133. Beauchamp J. Synthesis by spectral amplitude and "Brightness" matching of analyzed musical instrument tones.: J. Acoust. Eng. Soc., Vol. 30, No. 6. 1982 — pp.42-54

134. Benade A. H., Kouzoupis S. N. The clarinet spectrum: Theory and experiment.: J. Acoust. Soc. Am. 83(1), January 1988 -pp.66-72

135. Benade, A. Fundamentals of Musical Acoustics. Dover Publications, New York., 1990

136. Benade, A. On woodwind insrument bores. Journal of the Acoustical Society of America, 31(2):137-146., 1959

137. Benade, A. On the mathematical theory of woodwind finger holes. Journal of the Acoustical Society of America, 32(12):1591-1608., 1960

138. Berger, K. Some factors in the recognition of timbre. Journal of the Acoustical Society of America, 36, 1888-1891., 1966

139. Bernstein A., Cooper E., The piecewise-linear technique of electronic music synthesis. J. Audio Eng. Soc. Vol. 24, No. 6, July/August 1976.

140. Bigand E. Contributions of music to research on humjan auditory cognition. // Thinking in sound. Oxford., 1993, p.234 245

141. Bismarck, G. von: Timbre of steady sounds: A factorial investigation of its verbal attributes. Acustica 30 (1974), 145-159

142. Bishop C. M. Pattern Recognition and Machine Learning.: Springer,2006 p.370

143. Blauert J. Communication acoustics: Oxford press, 2005 p. 391

144. Bloit J. Analyse temps réel de la voix pour le contrôle de synthèse audio, UPMC

145. Paris 6) Master-2/SAR parcours ATIAM., 2005

146. Blumstein, S.E. & Stevens, K.N. Acoustic invariance in speech production: Evidence from measurements of the spectral characteristics of stop consonants. Journal of the Acoustical Society of America, 66„ 1979. 1001-1017.

147. Bode H. History of electronic sound modification. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 32, No. 10, October 1984.

148. Boulez, P. Timbre and composition timbre and language. // Music and Psychology: A Mutual Regard / S. McAdams (ed.),: Contemporary Music Review, 2(1) ,1987 -pp.161-172

149. Brice R. Music Engineering. Second edition.: Oxford., 1998. p. 350

150. Brink, G. van der (1970). Experiments on binaural diplacusis and tone perception. In R. Plomp & G.F. Smoorenburg (eds.), Frequency Analysis and Periodicity Detection in Hearing (pp. 362-374). Leiden: Sijthoff.

151. Bregman, A.S. Auditory scene analysis. // The perceptual organization of sound. -Massachusets Institute of Technology, 1990 pp.92 - 112.

152. Bregman, A.S. The formation of auditory streams. //Attention and Performance VII, J. Requin (ed.), Hillsdale, NJ. : Lawrence Erlbaum Associates, 1978 pp. 40-54

153. Bregman, A. Auditory Scene Analysis: The Perceptual Organization of Sound. MIT Press, London., 1994

154. Brown, A. A cineflourographic pilot study of the throat while vibrato tones are played on the flute and oboe. The Journal of the International Double ReedSociety, http://idrs.colorado.edu/Publications/Journal/JNL4/vibrato.html., 1976

155. Brown, G. J. and Cooke, M. Computational auditory scene analysis. Computer Speech and Language, 8(2):297-336., 1994

156. Brown, J. C. (1999). Computer identification of musical instruments using pattern recognition with cepstral coefficients as features. Journal of the Acoustical Society of America, 105(3):1933-1941., 1999

157. Brown, J.C. (1991). Calculation of a constant-Q spectral transform. Journal of the Acoustical Society of America, 89, 425-434.

158. Bruscia, E. Improvisational Models of Music Therapy.: Springfield, 111.,Charles E. Thomas, 1987-p.290.

159. Burns, E.M. & Sampat, K.S. (1980). A note on possible culture-bound effects in frequency discrimination. Journal of the Acoustical Society of America, 68, 18861888.

160. Cadoz C. Timbre et causalite, unpublished paper.: Seminar on rechercher et coordination acoustique. Paris, 1985

161. Cadoz C., Luciani A., Florence J. Responsive input devices and sound synthesis by simulation of instrumental mechanisms: The Cordis system, Computer Music Journal 8(3), 1984.

162. Cadoz C., Lisowsky L., Florens J-L. A modular feedback keyboard design. Computer Music Journal, Vol. 14, No. 2, summer 1990.

163. Carterette, E. and Kendall, R. Acoustical analyses of natural and emulated orchestral instrument signals. Procedings of the 4th International Conference on Music Perception and Cognition, pp. 97—102., 1996

164. Charbonneau G.R. Timbre and the perceptual effects of three types of data reduction. Computer Music Journal - № 6., 1981 - pp. 56-70

165. Chen S., Donoho D., Saunders M., Atomic decomposition by basis pursuit. Dept. of Statistics Technical Report, Stanford University, February 1996.

166. Chowning J. M., The Synthesis of complex audio spectra by means of frequency modulation. J. Acoust. Soc. Am. 21(7) September, 1973.

167. Christensen, E. The Musical Timespace. A Theory of Music Listening. : Denmark, Aalborg Universitetsforlag, 1996 p.344

168. Crowder R.G. Principles of learning and memory. Erlbaum, Hillsdale, New York, 1976 - 146 p

169. Darke G. Assessment of Timbre Using Verbal Attributes //Proceedings of CIM -Montreal, 1985 -pp50 -74

170. De Lone R. Timbre and Texture in Twentieth-Century Music// Aspects of Twentieth-Century Music! Prentice-Hall, Inc.: Engelwood Cliffs, New Jersey, 1975. - pp. 66207

171. Depalle P., Garcia G., Rodet X. Tracking of partials for additive sound synthesis using hidden markov models. Proc. of the IEEE, 1993.

172. Disley A.C. and Howard D.M. Spectral correlates of timbrai semantics relating to the pipe organ.// Speech, Music and Hearing. №46, 2004 pp34-48

173. Doughty, J.M. & Garner, W.M. (1948). Pitch characteristics of short tones II: pitch as a function of duration. Journal of Experimental Psychology, 38, 478-494.

174. Dubnov S., Tishby N., Cohen D. Investigation of frequency jitter effect on higher order moments of musical sounds with application to synthesis and classification. Proc of the Int.Comp. Music Conf. 1996.

175. Dubnov S., Rodet X., Statistical modeling of sound aperiodicity. Proc of the Int. Comp. Music Conf. 1997.

176. Eaglestone B., Oates S. Analytic tools for group additive synthesis. Proc. of the ICMC, 1990.

177. Erickson E. Sound structure in music. Berkeley etc.: University of California press., 1975. - 205 p

178. Etherington R.and Punch. B. SeaWave: A system for musical timbre description.: Computer Music Journal, 18(1), 1994 pp. 30-39

179. Farner, S., Kronland-Martinet, R., Voinier, T., and Ystad, S., Timbre variations as an attribute of naturalnessin clarinet play.: CMMR05,Springer, Pisa, Italy, 2005 pp. 45-53

180. Faure A., McAdams S., Nosulenko V. Verbal correlates of perceptual dimensions of timbre // Proceedings of the Fourth International Conference on Music Perception and Cognition. Montréal: McGill University. 1996. P. 79-84.

181. Feiten B, Gunzel S. Automatic Indexing of a sound database using self-organizing neural nets, Computer. Music J., Vol.18, No.3, Summer 1994, pp.53-65

182. Fitz K., Haken L. and Holloway B. Lemur A Tool for Timbre Manipulation.: International Computer Music Conference, Banff, Canada, 1995, pp. 14-20

183. Fitz K., Haken L. Bandwidth enhanced modeling in Lemur. Proc. of the ICMC, 1995.

184. Fitzgerald R. A. Performer-dependent dimensions of timbre: identifying acoustic cues for oboe tone discrimination. PhD Thesis, School of Music, University of Leeds, UK 2003

185. Fletcher, H. Loudness, Pitch and Timber of Musical Tones and their Relations to the Intensity, the Frequency and the Overtone Structure.: JASA, Vol. 6. No. 2, 1934 -pp. 59 69

186. Fletcher, H. & Munson, W.A. (1933). Loudness, its definition, measurement and calculation. Journal of the Acoustical Society of America, 5, 82-108.

187. Fletcher H. Normal vibrating modes of a stiff piano string, J. Acoust. Soc. Am., Vol. 36, No. 1, 1964.

188. Fletcher N., Rossing T. D. The physics of musical instruments, Springer-Verlag, 1991

189. Freed A., Jehan T., Database of challenging musical sounds for evaluation and refinement of pitch estimators, Proc. ICMC, Thessaloniki, Greece, 1997. See also http://cnmat.cnmat.berkeley.edu/ICMC97/papers-html/Pitch.html

190. Freedman M. Analysis of musical instrument tones. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 41, No. 4,1967.

191. Friberg A. Generative rules for music performance: A formal description of a rule system. Computer Music Journal, Vol 15, No. 2, summer 1991.

192. Friberg A., Fiyden L., Bodin L-G., Sundberg J. Performance rules for computer-controlled contemporary keyboard music. Computer Music Journal, Vol. 15, No. 2, summer 1991.

193. Frieden B. Probability, Statistical Optics, and Data Testing: A problem solving approach. Springer-Verlag, 1983.

194. Fujinaga, I., McMillan, K. Real time Recognition of Orchestral Instruments // International Computer MusicConference, 2000 — pp. 141-143

195. Gabrielsson A. Problems and methods in judgments of perceived sound quality // 102nd ASA Meeting, Miami Beach, 30 November 4 December 1981, 1981

196. Gibson D. The Art Of Mixing. New York publ., 1997 449 p.

197. Gersem B., Moor B. and Moonen M. Applications of the continuous wavelet transform in the processing of musical signals.: 13th International Conference on Digital Signal Processing, Santorini, Greece, 1997 -pp.36-49

198. Gieseler, Walter. Komposition im XX Jahrhundert. Details.: Zusammenhänge. Ed. Moeck, 1975, Nr. 4015

199. Goldstein, J.L. Auditory spectral filtering and monaural phase perception. Journal of the Acoustical Society of America, 41, 1967, 458-478

200. Gongalves P., Payot E. Adaptive Diffusion Equation for Time-Frequency Representations. Proc. of the Eighth IEEE Digital Signal Processing Workshop, Bryce Canyon Nat.Park, Utah, USA, August 1998.

201. Gounaropoulos A. and Johnson C. A neural network approach for synthesizing timbre from adjectives.: CMS, Greece, 2007 pp.21-34

202. Gounaropoulos A. and Johnson C. Synthesising timbres and timbre-changes from adjectives/adverbs.: F. Rothlauf et al.,editor, Applications of Evolutionary Computing. Springer, 2006 pp.60-92

203. Grey J. An Exploration of Musical Timbre using computer based techniques for analysis, synthesis and perceptual scaling.: Ph.D. dissertation, Stanford University, 1975

204. Grey J. M. Multidimensional perceptual scaling of musical timbres J. Acoust. Soc. Am.,-Vol. 61, No. 5, 1977

205. Grey J., Moorer J. Perceptual evaluation of synthesized musical instrument tones, J. Acoust. Soc. Am., Vol. 62, No. 2, August 1977.

206. Grey, J. M. & Gordon, J. W. Perceptual effects of spectral modifications on musical timbres. Journal of the Acoustical Society of America, 63, 1978 — pp.1493-1500

207. Guillemain P. Analyse et modélisation de signaux sonores par des représentations temps-frequence linéaires. Ph.D.dissertion. Université d'aix-marseille II, 1994.

208. Guillemain P., Kronland-Martinet R. Characterization of acoustic signals through continuous linear time-frequency representations. Proc. of the IEEE, Vol. 84, No 4, April, 1996.

209. Hall, J.W. Ill & Peters, R.W. (1981). Pitch of non simultaneous successive harmonics in quiet and noise. Journal of the Acoustical Society of America, 69, 509-513.

210. Handel, S. Timbre perception and auditory object identification. In B.C.J. Moore (ed.), Hearing (pp. 425-461). New York: Academic Press., 1995

211. Handel S., Listening, an introduction to the perception of auditory events. MIT press, London, 1989.

212. Harris F., On the use of windows for harmonic analysis with the discrete fourier transform. Proc IEEE, Vol. 66, No.l, January 1978.

213. Hart, J., Collier, R. & Cohen, A. A Perceptual Study of Intonation. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990

214. Hartmann, W.M. The effect of amplitude envelope on the pitch of sinewave tone; Journal of the Acoustical Society of America, 63, 1105-1113, 1978

215. Hasbroucq T., Guiard Y., Kornblum S. The additivity of stimulus-response compatibility with the effects of sensory and motor factors in a tactile choice reaction time task. Acta Psychologica, 72, pp. 139-144, 1989.

216. Hegi, F. Improvisation und Musiktherapie // Möglichkeiten und Wirkungen von freier Musik Paderborn, 4. Aufl, 1986 pp.33-51

217. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempf indungen.: Friedr. Vieweg& Sohn, Braunschweig, 1863,p.360

218. Horner A., Beauchamp J., Haken L. Machine tongues XVI. Genetic algorithms and their application to FM matching synthesis. Computer Music Journal, winter 1993.

219. Houtsma A.J.M. & Goldstein, J.L. (1972). The central origin of the pitch of complex tone; evidence from musical interval recognition. Journal of the Acoustical Society of America, 51 520-529.

220. Houtsma A.J.M., Durlach, N.I. & Braida, L.D. (1980). Intensity perception XI. Experiment results on the relation of intensity resolution to loudness matching. Journal of the Acoustics Society ofAmerica, 68, 807-813.

221. Hourdin C., Charbonneau G., Moussa T. A multidimensional scaling analysis of musical instruments' timevarying spectra. Computer Music Journal 19(1) 1997.

222. Hummel R., Kimia B., Zucker S., Deblurring W. Gaussian blur, Computer vision, graphics, and image processing 38, pp.66-80, 1987.

223. Kendall, R. A., Hajda and Carterette, E. C. Perceptual scaling of simultaneous wind instrument timbres. Music Perception, 8, 1991 pp.369-404

224. Kendall R. A. and Carterette E. C. Verbal attributes of simultaneous wind instrument timbres//II.Adjectives induced from Piston's Orchestration.:Music Perception,vol. 10, no. 4, 1993 pp. 469-502

225. Kostek B. Computing in Acoustics, Applications of Neural Networks, Fuzzy Logic and Rough Sets to Musical Acoustics, Studies in Fuzziness and Soft Computing Physica Verlag, Heidelberg, New York 1999

226. Krumhansl C. L. Why is musical timbre so hard to understand ? // S. Nielzin & O. Olsson (Eds.), Structure and perception of electroacoustic sound and music.: Amsterdam: Elsevier. (Excerpta Medica 846), 1989 pp.43-53

227. Jensen K. Timbre models of musical sounds.: University of Copenhagen — PHD, 1999

228. Jensen K. Construction d'un clavier MIDI, Projet de fin d'étude, ENSEEIHT, Toulouse, France, 1988.

229. Jensen K. Evaluation et construction d'un synthétiseur musical. Rapport de fin d'étude DEA, ENSEEIHT, Toulouse, France, 1989.

230. Jensen K. The French addword, an entropy approach. IBM internal, Paris, 1993.

231. Jensen K. The control of musical instruments, Proceedings of the Nordic Acoustical Meeting, pp 379-383, The Acoustical Society of Finland, Helsinki, Finland, 1996.

232. Jensen K. The control mechanism of the violin, Proceedings of the Nordic Acoustical Meeting, pp 373-378, The Acoustical Society of Finland, Helsinki, Finland, 1996.

233. Jensen K. Spectral envelope modeling. Proc. DSAGM, pp 91-97, Dept. of Computer Science, University of Copenhagen, 1998.

234. Johnson S.C. Psychometrika №32 (1967) - pp. 241-254

235. Kostek B. Soft Computing in Acoustics.: Physica-Verlag, 1999 pp.258

236. Kostek B., Wieczorkowska A. Study of parameter relations in musical instrument patterns, AES preprint 4173 (E-6), Presented at the 100th Audio Engineering Society convention, Copenhagen, May 11-14 1996.

237. Krimphoff J., McAdams S., Winsberg S. Caractérisation du timbre des sons complexes. II Analyses acoustiques et quantification psychophysique. Journal de Physique IV, Colloque C5, Vol. 4. 1994.

238. Kronland-Martinet R. The wavelet transform for analysis, synthesis, and processing of speech and music sounds. Computer Music Journal, 12(4), 1988.

239. Kruskal, J. B. Nonmetric multidimensional scaling: A numerical method.: Psychometrika, 29, 1964 pp.115-129

240. Kuwano S, Namba S, Berglund B, Berglund U, Lindberg S. On the definition of loudness, noisiness and annoyance using selected description method. // Proc. 5th Congr. Noise as a Public Health Problem №3, 1988 pp.223-228

241. Landy, L. What's the Matter with Today's Experimental Music? Organized Sound Too Rarely Heard.: Singapore. Harwood Academic Publishers, Switzerland, 1991 — p.310

242. Lazier, A., & Cook, P. (2003). MOSIEVIUS: Feature driven interactive audio mosaicing. In Proceedings of the COST-G6 Conference on Digital Audio Effects (DAFx) (pp. 312-317). London, UK.

243. Lerdahl F. and Jackendoff R. A generative theory of tonal music.: MIT, Cambridge, 1983 -p.368

244. Licklider, J. C. R. Basic Correlates of the Auditory Stimulus. // In Handbook of Experimental Psychology, S.S. Stevens ed.: New York, Wiley, 1951 -pp.112-124

245. Lindemann, E. (2001, November). Musical synthesizer capable of expressive phrasing United States Patent. US Patent 6,316,710.

246. Lindsay, A. T., Parkes, A. P., & Fitzgerald, R. A. (2003). Description-driven context-sensitive effects. In Proceedings of the COST-G6 Conference on Digital Audio Effects (DAFx). London, UK.

247. Lindsay P., Norman D. Human information processing: An introduction to psychology. Academic Press, 1977.

248. Livshin, A., Peeters, G., & Rodet, X. (2003). Studies and improvements in automatic classification of musical sound samples. In Proceedings of the international computer music conference (icmc).Singapore.

249. Logan B. Mel frequency cepstral coefficients for music modeling // Proceedings of International Symposium on Music Information Retrieval (ISMIR), 2000

250. Lomax K. (1996). The development of a singing synthesiser. In 3" emes journees d'informatique musicale (jim). lie de Tatihou, Lower Normandy, France.

251. Martin K. Sound-Source Recognition: A Theory and Computational Model. Ph.D. Dissertation, MIT, 1999

252. Matthews M., Miller J., David E. Pitch synchronous analysis of voiced speech. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 33, No.2, February 1961.

253. McAdams S. A meta-analysis of acoustic correlates of timbre dimensions. //Ppt presentation. CIRMMT Schulich School of MusicMcGill University, 2004

254. McAdams S., Beauchamp J. W., Meneguzzi S. Discrimination of Musical Instruments Sounds Resynthesized with Simplified Spectrotemporal Parameters, JASA 104(2), 1999 -pp.96-111

255. McAdams S. Identification of sound events. // Cognitive Psychology of music.: Oxford press, 1993-pp.11-18

256. McAdams S. Music: a science of mind?: Contemporary Music Review, 2, 1987, -pp. 1-61

257. McAdams S., Winsberg S., Donnadieu S., G de Soete, and Krimphoff J. Perceptual scaling of synthesized musical timbres: Common dimensions, specificities, and latent subject classes //Psychological Research, 58, 1995 — pp. 177-192

258. McAdams S. Psychological constraints on form-bearing dimensions in music -Contemporary Music Review, 1989 pp.35-48

259. McAdams S. Recognition of sound sources and events // Thinking in sound.: Oxford., 2001. -pp.66-80

260. McClelland E. B, Trueblood R. P, C. M. Eastman: Two approximate operators for a data base query language: SoundsLike and Close To, IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Vol.l8,No.6, Nov./Dec. 1988, pp873-884

261. Meddis R., Hewitt M. Virtual pitch and phase sensitivity of a computer model of the auditory periphery. I: Pitch identification. J. Acoust. Soc. Am. 89(6), June 1991.

262. Meddis R., Hewitt M. Virtual pitch and phase sensitivity of a computer model of the auditory periphery. II: Phase sensitivity. J. Acoust. Soc. Am. 89(6), June 1991.

263. Miller, G.A. & Taylor, W.G. (1948). The perception of repeated bursts of noise. Journal of the Acoustical Society of America, 20, 171-182.

264. Miranda E. An artificial intelligence approach to sound design.: Computer Music Journal, 19(2), 1995. — pp.59-75

265. Moore F., The dysfunction of MIDI, Computer Music Journal, Vol. 12, No. 1, Spring 1988.

266. Moorer J. The use of the phase vocoder in computer music applications.: Journal of the Audio Engineering Society, vol. 26, num. 1-2, 1978 pp. 42-45

267. Moorer J. The heterodyne filter as a tool for analysis of transient waveforms, Memo AIM-208, Stanford University,1973.

268. Moorer J. The synthesis of complex audio spectra by means of discrete summation formulas. J. Audio. Eng. Soc. Vol. 24, No. 9, November 1976.

269. More J. The Levenberg-Marquardt algorithm: Implementation and theory. Lecture notes in mathematics, Edited by G. A. Watson, Springer-Verlag, 1977.

270. Moravec, O., Stepanek, J.: Verbal description of musical sound timbre in Czech language. Proceedings of the Stockholm Music Acoustics Conference (SMAC'03),Stockholm, 2003 643-645.

271. A. Moller, Transformation mellem musikinstrumenter, Master study report 96-11-2. Computer Science Department, University of Copenhagen, 1997.

272. Paterson R. A pulse ribbon model of monaural phase perception. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 82, No. 5, November 1987.

273. Phillips D., Parvis A., Johnson S. Multirate additive synthesis. Proc. of the Int. Comp. Music Conf. 1996.

274. Piston W. Orchestration.: London, Gollancz,1991 -p.240

275. Pitt. M. Evidence for a Central Representation of Instrumental Timbre // Perception and Psychophysics 1995., 57, 1 -pp.43-55

276. Plomp R. Aspects of Tone Sensation. : London.: Academic press, 1976 — 190 p

277. Plomp R. The Intelligent Ear.: 2nd ed. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002 -p.211

278. Plomp R. Timbre as a multidimensional attribute of complex tones. // Plomp R. and Smoorenburq G.F. (eds.), Frequency analysis and periodicity detection in hearing.: Sijthoff, Leiden, 1970 pp. 397-414

279. Pollard H., Jansson E. A tristimulus method for the specification of musical timbre.: Acustica, vol. 51. 1982 pp. 162-171

280. Portnoff M. Implementation of the digital phase vocoder using the fast Fourier transform.: IEEE Transactions on Acoustics, Speech and Signal Processing, vol. ASSP-24, num. 3, 1976 pp. 243-248

281. Poulsen T. Psykoakustiske Malemetoder. LAT, Version 3.0. Danish Technical University, 1996.

282. Osaka, N., Timbre morphing and interpolation based on a sinusoidal model, ICA/ASA joint meeting, Seattle 83-84, 1998.

283. Osaka N., and Hikichi T., Visual manipulation environment for sound synthesis, modification and performance, Proc. ICMC 429-432, Beijing, 1999.

284. Namba S., Kuwano S., Hashimoto T., Berglund B., Da Rui Z., Schick A., Hoege H., Florentine M. Verbal expression of emotional impression of sound: a cross-cultural study.: J.,Acouct.,Soc.,Jpn. (E). №12,1,1991 -pp.22-46

285. Namba S., Kuwano S., Schick A.The measurement of meaning of loudness, noisiness and annoyance in different countries // Proc. Int. Congr. Acoust., Cl-1., 1986 pp.55-.78

286. Neisser, U. Cognition and Reality San Francisco.: W.H. Freeman, 1976 - 23Op

287. Nosulenko V. The estimation of sound intensity when subjects communicate // Soviet and Western perspectives in Social psychology. New York: Pergamon press, 1979. P. 227-233.

288. Nosulenko V. The psychophysics of a complex signals: Problems and Perspectives // Soviet Psychology, 1989, №1. P. 62-78.

289. Nosulenko V. Space-Time in Auditory Perception // Soviet Journal of Psychology, 1989, №2. P. 25-37.

290. Nosulenko V. Problems of ecological psychoacoustics // Proceedings of the Sixth Annual Meeting of the International Society for Psychophysics. Wursburg, 1990. P. 135-139.

291. Nosulenko V. Psychological Peculiarities and Acoustical Environment Changes // International Journal of Psychology, 1991, №5. P. 623-632.

292. Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La méthode d'analyse des verbalisations libres : une application à la caractérisation des bruits de véhicules II Informations sur les Sciences Sociales, 1998, Vol. 37, № 4, P. 593-611.

293. Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. Différences individuelles de perception de bruits de véhicules à moteur Diesel. Il Revue française de marketing, 2000. N 179/180. P. 157-165.

294. Nosulenko V., Rabardel P. (Eds.) Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles figures de l'activité humaine. Toulouse — Paris : Octarès Maison des Sciences de l'Homme. 2007.r

295. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l'analyse des verbalisations dans le cadre de l'étude des processus perceptifs et cognitifs. Il Informations sur les Sciences Sociales. 1997. Vol. 36, N 2. P. 223-261.

296. Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualité perçue des produits et services: approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001, Vol. 2, N 2, P. 35-60.

297. Nosulenko V.N., Samoylenko E.S. Psychological methods for the study of Augmented Environments // S. Lahlou (Ed.) Designing User Friendly Augmented Work Environments. London: Springer Verlag. 2009. P. 213-236.

298. Nosulenko V., Samoylenko E., McAdams S. L'analyse de descriptions verbales dans l'étude des comparaisons de timbres musicaux II Journal de physique, 1994, Vol. 4, № C4, P. 637-640.

299. Nosulenko V., Starikova I. Préférence, évaluation subjective et verbalisation des différences entre les fragments musicaux enregistrés en WAVE et MP3 // Actes du lOème Congrès Français d'Acoustique, Lyon, 12-16 Avril 2010.

300. Quatieri T., McAulay R. Speech transformations based on a sinusoidal representation, ШЕЕ Trans, on Acoustics, Speech and Signal Proc., vol. ASSP-34, No. 6, Dec. 1986.

301. Quinn B.Estimating frequency by interpolating using frequency coefficients. ШЕЕ Trans, on Signal Processing, Vol. 42, No. 5, May 1994.

302. Quirös F., Enriquez P. Real-time loose-harmonic matching fundamental estimation for musical signals. Proc.IEEE, 1994

303. Rabiner L., Cheng M., Rosenberg A. A comparative performance study of several pitch detection algorithms. ШЕЕ Trans. ASSP, Vol. ASSP-24, No. 5, October 1976.

304. Rabiner L. On the use of autocorrelation analysis for pitch detection. ШЕЕ Trans. ASSP, Vol. ASSP-25, No. 1, February 1977.

305. Rabiner L., Schafer R. Digital processing of speech signals. Prentice-Hall, 1978.

306. Rasch, R. and Plomp, R. The Perception of Musical Tones. Psychology of music. : New York, Academic Press, 1982 p.290

307. Rasamimanana N. « Geste instrumental du violoniste en situation de jeu : analyse et modélisation », PHD, Université Pierre et Marie Curie (Paris 6), 2008

308. Richard G. Modélisation de la composante stochastique de la parole. Thèse de Doctorat en Sciences de l'université Paris XI. 1994.

309. Risset J. Computer Study of Trumpet Tones.: Journal of the Acoustical Society of America, vol. 33,1965 pp. 91 - 98

310. Risset, J. & Wessel, D. Exploration of timbre by analysis and synthesis. //The Psychology of Music, D. Deutsch (ed.).: New York. Academic Press, 1982 pp. 2658

311. Risset J-C. Timbre analysis by synthesis: Representation, imitation and variants for musical composition. In Representations of musical signals. G. de Poli, A. Piccialli, C. Roads, Editors. The MIT Press, London 1991.

312. Roads C. Introduction to granular synthesis. Computer Music Journal, Vol. 12, No. 2, summer 1988.

313. Robinson E. A historical perspective of spectrum estimation. Proc. of the IEEE, Vol. 70, No. 9,1982

314. Roederer, G. (1979). Introduction to the Physics and Psychophysics of Music. Heidelber€ Springer Verlag.

315. Rodet X. and Bennett G. Synthesis of the singing voice. Cambridge, MA, USA: MIT Press, 1989 p.420

316. Rodet X., Depalle P., Poiret G. Speech analysis and synthesis methods based on spectral envelopes and voiced/unvoiced functions. European Conference on Speech Technology, Edinburgh, September 1987.

317. Rossing T. The science of sounds, Addison-Wesley, 1990.

318. Rovan J., Wanderley M., Dubnov S., Depalle P. Instrumental gestural mapping strategies as expressivity determinants in computer music performance. Proc. KANSEI The technology of emotions. A. Camurri, Editor. University of Genova, 1997.

319. Sachs C. The History of Musical Instruments. J. M. Dent & Sons, Ltd (London, 1942) — p.440

320. Sandell G., Martens W. Perceptual evaluation of principal-component-basedsynthesis of musical timbres. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 43, No. 12, December 1995.

321. Sandell G. Share timbre database, http://sparky.parmly.luc.edu/sharc, 1998

322. Sethares, W.A. (1993). Local consonance and the relationships between timbre and scale. Journcal of the Acoustical Society of America, 94, 1218-1228.

323. Schaeffer P. Traite des objets musicaux: Essai interdisciplines.- Paris; Editions du Seul, 1966. — Livres III-IY

324. Scheirer E., Slaney M. Construction and evaluation of a robust multifeature speech/music discriminator. Proc. ICASSP, April 21-24, Munich, 1997.

325. Schiffman, S., Reynolds, L. M. and Young, F. W. Introduction to Multidimensional Scaling: Theory, Methods and Applications. Academic Press, London., 1981

326. Schoeder M., Hall J. Optimizing digital speech coders by exploiting masking properties of the human ear. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 66, No. 6, December 1979.

327. Schumacher R., Chafe C. Characterization of aperiodicity in nearly periodic signals.

328. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 91 No. 1, January 1992. 333.Schouten, J.F. The Perception of Timbre.: In Reports of 6th International Congress on Acoustics, Tokyo, Japan, 1968, pp.32-44

329. Schoenberg A. New Aspekte der Orchestration!// Gespmche mit Komponisten von Gluck bis zurrElektronik. -Zurich: Manesse, 1965. pp. 208-218

330. Schwarz D. « Corpus-Based Concatenative Synthesis : Assembling sounds by content-based selection of units from large sound databases », IEEE Signal Processing, vol. 24, n° 2, Mars, 2007

331. Schwarz H. Numerical Analysis, Wiley, 1989.

332. Seashore, C.E. Psychology of Music. Originally published by McGraw-Hill in 1938, and reprinted, 1967 p.580

333. Seashore, C. The harmonic structure of a musical tone. Musical Quarterly,25:6-10., 1939

334. Seashore, C. In search of beauty in music: a scientific approach of music esthetics. Greenwood Publishing Group, Westport, CT., 1981

335. Serra X. A System for Sound Analysis/Transformation/Synthesis Based on a Deterministic Plus Stochastic Decomposition. PhD dissertation.: STAN-M-58, Music, CCRMA, Stanford University, 1989

336. Serra X., Smith J. Spectral modeling synthesis: A sound analysis/synthesis system based on a deterministic plus stochastic decomposition, Computer Music Journal, vol. 14,No. 4, winter 1990.

337. Serra X., Bonada J., Herrera P., Loureiro R. Integrating complementary spectral models in the design of a musical synthesizer. Proc. of the Int. Comp. Music Conf. 1997.

338. Shepherd, R. and Simpson, P. Perception of musical instrument timbre:A review and some methodological problems. Presented at the Proceedings of the Society for Research in Psychology of Music and Music Education, October 1981, Southlands

339. College, Roehampton Institute of Higher Education., Psychology of Music, 10(2):46-47., 1982

340. Shepherd, R. The analysis of proximities: multidimensional scaling with an unknown distance function I & II. Psychometrika, pp. 125-140., 1962

341. Shepherd, R. The purpose of multidimensional scaling, In Multidimensional Scaling (Vol. l),pp. 1-20. Seminar Press, New York., 1972

342. Shiraishi S., masters thesis. A Real-Time Timbre Tracking Model Based on Similarity.: Institute of Sonology Royal Conservatory, The Hague, 2006

343. Sirker U. The timbre in music and its significance for musical Hearing // 44th AES Convention, Rotterdam 20-22, 1973- pp.21-34

344. Slawson, A. W. Vowel quality and musical timbre as functions of spectrum envelope and fundamental frequency. Journal of the Acoustical Society of America, 43(1):87-101., 1968

345. Sloboda, J. The musical mind: the cognitive psychology of music.: Clarendon, Oxford, 1985. p.240

346. Smith, R. A. and Mercer, D. Possible causes of woodwind tone colour. Journal of Sound and Vibration, 21(3):347-358., 1947

347. Snitkin, H. R. Effects of reed type and player on the listener's ability to discriminate differences in oboe tone quality. PhD, University of Connecticut., 1975

348. Solomon, L. N. Semantic approach to the perception of complex sounds. Journal of the Acoustical Society of America, 30:421^25.,1958

349. Solomon, L. N. Search for physical correlates to psychological dimensions of sounds. Journal of the Acoustical Society of America, 31:492-497., 1959

350. Sprenkle, R. and Ledet, D. The Art of Oboe Playing. Sunny—Birchard Company, Evanstin, IL., 1961

351. Stevens S. Psychophisics.: N.Y.: Wiley, 1975 258 p.

352. Stevens S. and Volkmann J. The relation of pitch to frequency.: American Journal of Psychology, 1940 pp.53 - 67

353. Stepanek. J. The study of violin timbre using spontaneous verbal description and verbal attribute rating.: Forum Acusticum, Sevilla, Spain, 2002 — pp.33-46

354. Stepanek, J., Moravec, O.: Verbal description of musical sound timbre in Czech language and its relation to musicians profession and performance quality. Proceedings of the Conference on Interdisciplinary Musicology (CIM05), Montréal (2005).

355. Stepanek J., Syrovy V., Otcenasek Z. Spectral features influencing perception of pipe organ sound.: Forum Acusticum, Budapest, 2005 — pp.42-57

356. Stepanek J., Syrovy V., Otcenasek Z. Acoustical correlates of the main features of violin timbre perception.: Proc, Colloq. Interdisciplinary Musicology, Montreal, Quebeq, 2005 pp.24-44

357. Strong, W. and Clark Jr, M. Perturbations of synthetic orchestral wind instrument tones. Journal of the Acoustical Society of America, 41(2):277-285., 1967

358. Stockhausen K. Two lectures. Lecture 1 : Music in space> Die Reihe, 1961

359. Szwarcman D. Text-sound composition / / Ruch Musicny.,1978. №16. - pp. 4-6

360. Sundberg J. The science of the singing voice, Northern Illinois University Press1987.

361. Susini, P.,McAdams, S., and Winsberg, S., "A Multidimensional Technique for Sound Quality Assessment".: Acta Acustica, 85, 1999 650-656

362. Tae Hong Park. Towards Automatic Musical Instrument Timbre Recognition. Ph.D. Dissertation, Princeton University, NJ, USA, 2004

363. Tellman E., Haken L., Holloway B. Timbre morphing of sounds with unequal numbers of features. J. Audio Eng. Soc. Vol. 43, No. 9, September 1995

364. Terhardt, E. & Fasti, H. (1971). Zum Einfluss von Stortônen and Sttirgerâuschen auf die Tonhiih von Sinustiinen. Acustica, 25, 53-61.

365. Terhardt E. On the perception of periodic sound fluctuations (roughness). Acustica, 30, 1974.

366. The Psychology of Music, D. Deutsch (ed.).: New York. Academic Press, 1982

367. Torgerson, W. S. Theory and methods of scaling.:New York, Wiley,1956

368. Truax B. Discovering inner complexity: Time shifting and transposition with a realtime granulation technique. Computer Music Journal. 18(2), summer 1994.

369. Ystad S., Guillemain P., Kronland-Martinet R. Estimation of parameters corresponding to a propagative synthesis model through the analysis of real sounds. ProcICMC, 1996.

370. Ystad S. Sound modeling using a combination of physical and signal models. Doktor ingeni0ravhandling, NTNU,Norway. 1998.

371. Varese E. The Liberation of Sound. / Perspectives of New Music. Vol. 5. No. 1 (FallWinter, 1966). P. 18.

372. Veldhuis R. A computationally efficient alternative for the Linjencrants-Fant model and its perceptual evaluation. J.Acoust. Soc. Am. 103(1), January 1998.

373. Vertegaal R.and Bonis E. ISEE: An intuitive sound editing environment.: Computer Music Journal 18(2), 1994 pp. 21-29

374. Vertegaal R., Eaglestone B. A comparison of input devices in an ISEE direct timbre manipulation task. Interacting with Computers, Vol. 8, No. 1, pp. 13-30, 1996.

375. Umemoto, T. Developmental approaches to music cognition and behavior. JSTOR: Music perception, 1996 pp.353-365

376. Wake S., Asahi T. Sound retrieval with intuitive verbal expression. ICAD, 1998 -pp.44-70

377. Wanderley M., Battier M., Depalle P., Dubnov S. Gestural research at IRCAM: A progress report. Proc. Journée Informatique Musicale, La Londe-les-Maures, 1998.

378. Webster, J. C. Book review of 'Akustische und Psychometrische Untersuchungen an Klarrinettenklângen'. Journal of the Acoustical Society of America, 46:51—52., 1969

379. Webster, J. C., Woodhead, M. M. and Carpenter, A. Perceptual constancy in complex sound identification. British Journal of Psychology, 61:481-489., 1970

380. Wedin, L. and Goude, G. Dimension analysis of instrumental timbre. Scandinavian Journal of Psychology, 13:228-240., 1972

381. Wehner, W. The effects of four profiles of oboe reeds on intonation. Journal of Research in Music Education, 18:242-247., 1970

382. Weickert J. Coherence-enhancing diffusion of colour images, to appear in Image and Vision Computing, 1998.

383. Weickert J. Coherence-enhancing diffusion filtering, to appear in Int. J. of Comp. Vision, 1999.

384. Wente, E. The characteristics of sound transmission in rooms. Journal of the Acoustical Society of America, 7:123—126., 1935

385. Wessel, D.L., Bristow, D. & Settel, Z. Control of phrasing and articulation in synthesis// Proceedings of the 1987 International Computer Music Conference.: Computer Music Association, San Francisco, 1987 pp. 108-116

386. Wessel D. L. Timbre Space as a Musical Control Structure Computer Music Journal -№ 4,1979 -pp.34-50

387. Wieczorkowska, A. Classification of musical instrument sounds using decision trees. // 8th International Symposium on Sound Engineering and Mastering, ISSEM'99, 1999 — pp.225-230

388. White, J. L. A spectral analysis of the tones of five flutes constructed of different materials. PhD, University of North Carolina and Greensboro, Greensboro, 1980

389. Wiener, N. Generalised harmonic analysis. Acta Mathamatica, 55:117-258., 1950

390. Winckel, F. Music, Sound and Sensation: A Modern Exposition. Dover Publications, New York., 1967

391. Winsberg, S. and Carroll, J. D. A quasi-nonmetric method for multidimensional scaling via an extended Euclidean model. Psychometrika, 58:217-229., 1989

392. Winsberg, S. and De Soete, G. A latent class approach to fitting the weighted Euclidean model CLASCAL. Psychometrika, 58:315-330., 1993

393. Wolfram S. The mathematica book. Cambridge university press, 1996.

394. The ZIPI music interface language, Computer Music Journal 18(4), 1994.

395. Zolzer, U. (Ed). DAFX: Digital Audio Effects.: John Wiley and Sons, Chapter 8: Arfib, D., Keiler, F. and Zolzer, U. Source-filter Processing, 2002 pp.60-84

396. Zwicker E., Flottorp G., Stevens S. Critical band width in loudness summation. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 20, No. 5, May, 1957.i

397. ЗЬуки 16 музыкальных инструментов

398. О-Гобой CI. С2=*ларнеты (в разных регистрах) Х1,Х2ДЗ=сахсофоны (разных строев) ЕХ=аиглийсюш рожок, FX-sicrropjia, Sl,S2,S3=4CTpyHHbie (разные приемы йумяшчб нж -sul tasto, arco.sul pontioello) ТР=*ц»уб»,

399. ГМ=тромбон, FL-флвЙ!», ВЫ=фагог

400. Негармоническая кочастотная энергия шума риод атаки

401. Тембровое пространство Д.Грея J. Grey.1. Высшие гармоники

402. Тембровое пространство С. МакАдамса S. МсAdams.dark

403. Тембровое пространство Я. Степанека J. Stepanek.

404. Структура проведенного эксперимента

405. X образом. можно было характеристикумодификаций. сравнить , отражающую

406. Виды примененных трансформаций:

407. Коэффициент модификаций частоты центроида: а) понижения, б) повышения.

408. Кривые огибающих для различного времени атаки — а)более долгой, б) более короткой.

409. Индекс Гармоники Яркость Время атаки Шум1 8.7 9.8 5.2 7.12 7.2 8.5 4.8 7.23 4.9 6.9 3.8 5.64 2.1 4.3 2.6 1.55 0.7 0.7 0.7 0.76 1.3 5.0 2.0 4.67 4.0 6.8 2.5 6.18 5.7 8.3 4.0 6.89 8.6 9.3 2.6 8.41. Комментарии:

410. Самая небольшая величина; 5 - Оригинальный, первоначальный звук; 9 - Самая большая величина

411. Психоакустические расстояния между звуками, сравниваемые с исходным звуком.

412. Гармоники Яркость Время атаки Шум

413. Психоакустические расстояния между звуками, соответствующими исходному с разницей в 95%

414. Краткий анализ аудиопримеров из произведения Ж. Риссе J. Risset. «Юг» («Sud») (1985)

415. Утреннее море. Щебетанье птиц. Синтетические облака гармоний. Нарастание гибридизированных звуков. Жара: созвучие настоящих и синтезированных звуков птиц и насекомых.1.. Зов колокол и звуки моря. Ветер, волны, потоки энергии - воображаемая буря.

416. I. Звуки моря постепенно гармонизируются в со ль-диез (G#). Развёртывание гармонической сетки в разнообразных пульсациях — из

417. Риссе Ж. «Юг: гибридная и естественная цифровая музыка». Бюллетень CPRIM, том 2/1987, стр.6-9запрограммированных пассажей, птичьих голосов, прибрежных волн, и постепенное затихание.1. Список примеров:

418. Примеры натуральных звуков: записи прибоя, насекомых, птиц, деревянных и металлических колокольчиков, а также — короткие пассажи на пианино

419. Примеры синтезированных звучаний

420. Примеры применения основных методов тембровой трансформации: фильтрации, модуляции, реверберации, моделирования пространства (зрайаНгищ), микширования и гибридизации

421. Пример «перекрестного синтеза» трансформаций звуков прибоя.

422. Механизм тембрового анализа с помощью "Sonic Visualiser" и "Vamp audioanalysis plugins"

423. Fie Ecfit vtev* Pane Layer Transform Help

424. J i lJ m « M » M ► ä * ô * * 91:54 1:55 1 56 1:57 1:58 !:!-Plugln 3a-ame:er1. Program plano1. TUned Con/off) m

425. Base Pitch (HID ) , 153 0000 Z

426. Tuning of A :Н2) fi j«40.0000 Z1. Sustain (on;cfl) □o< ~ir~cercel1.ч'цу^; ¡ff**"••«("""fW(»»'ГЩ'm—ié'itüHi' i —» —> *j».i,iu.«ii—»»iüCiii,Ku;.3i: »»шивяшги! ir m miMMMHMBBMwtM—■fili

427. Visible 1:51.334 Ic 2:05.028 (dj-atlon 10.693)identified1. Onset1. Events

428. Exponential s Decay I Function1.cal Mean Threshold Function1. Flux Function

429. Спектрограмма мелодической последовательности.

430. Показ спектральной флуктуации, фаз атаки, стационарной части и спада, зоны центроида

431. Обобщенный вид спектральной флуктуации

432. Пример того, как Sonic Visualiser выводит спектрограмму и график спектральной функции в точке курсора. Инструмент измерения позволяет точно замерить частоты, а линейка на нём показывает гармонические колебания.

433. W Ш1 9 • -au |ав.1»И .♦ 1*11 * 1 8» ,. ДИСзчг!» "SS* If1. Зрмо &1Л ум ¿ffi*. J H « M M И » & Я ч. » А

434. Сравнение двух спектрограмм ^^

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.