Теология раннего ханафизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Азизов, Рустам Анварович

  • Азизов, Рустам Анварович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 172
Азизов, Рустам Анварович. Теология раннего ханафизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Душанбе. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Азизов, Рустам Анварович

Введение.

Глава 1. Формирование и становление ханафитской теологии

§1. Лбу Ханифа и заложение основ раннеханафитской теологической традиции.

§2. Ханафитская доктринальная мысль после Абу Ханифы.

Глава 2. Философско-теологические проблемы в доктрине раннего ханафизма

§1. Проблемы бытия в теологии раннего ханафизма.

§2. Проблемы познания в теологии раннего ханафизма.

§3. Отношение Абу Ханифы и ранних ханафитов к каламу.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теология раннего ханафизма»

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человеческой цивилизации многие народы и нации оказались беспомощными перед лицом угрожающей бездуховности, которая несёт с собой экспансию чуждой цивилизации, порой агрессивной, толкающей человечество к небескорыстному однополярному миру. Этот процесс как никогда сегодня актуализирует задачу целенаправленного изучения духовного наследия прошлого.

Человечество всегда уделяло внимание изучению идейного наследия предыдущих исторических эпох. Как только вырабатывались оригинальные идеи и концепции, они и, соответственно, их авторы становились предметом пристального внимания и всестороннего исследования. Изучение религиозной и философской мысли приобретает особую актуальность в переломные периоды развития общества, когда предстоит осуществить правильный выбор общественного пути развития, принимающий во внимание традиции и культурное наследие предыдущих поколений.

Одним из важнейших источников изучения религиозной и философской мысли и приобщения к духовному наследию предков является исламская доктринальная мысль, называемая «акида», «усул ад-дин», или калам (рациональная теология), в которой сконцентрирован громадный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем теологии и философии. Этот опыт принадлежит не только прошлому, но по различным каналам влияет и на современность, оказывая заметное воздействие на исторические процессы, идейные движения, и на эволюцию философского и религиозно-теологического знания.

Таким богатейшим опытом располагает история философской и теологической мысли мусульманского Востока, в том числе ханафитская теологическая школа, распространенная как в Мавераннахре, так и во всем исламском мире. Изучение этих школ особенно актуально в современном Таджикистане, когда остро стоит проблема дальнейшей эволюции общества на основе духовного наследия предков и наблюдаются факты проникновения различных религиозно-идеологических течений извне.

Говоря об актуальности изучения идейного наследия прошлого, следует обратить внимание на роль и значение ислама на средневековом Востоке который, будучи частью духовной культуры мусульманских стран, проник почти во все сферы жизни людей, в том числе философию, политику, право, мораль и т.д.

Выбор вероучения Абу Ханифы и ранних ханафитов объектом исследования обосновывается тем, что доктринальная мысль ранних ханафитов не достаточно освещена не только в таджикской научной среде, но и на всем постсоветском пространстве.

Так как теологические воззрения Абу Ханифы и ранних ханафитов нашли свое выражение в их сочинениях, комментариях, полемических произведениях, а иногда и в сочинениях по фикху и другим мусульманским наукам, зачастую тесно связанных с традициями философской, теологической мысли, в диссертации особое внимание уделено данным сочинениям.

Актуальность исследуемой темы также подтверждается следующими факторами:

- по причине устоявшегося авторитета ханафитского мазхаба в регионе и сравнительно поверхностного изучения ханафитской доктринальной мысли, необходимо более глубокое научное осмысление идейного наследия Абу Ханифы;

- догматическая теология или калам - одно из ведущих течений духовной жизни мусульманского Востока, а матуридитский калам, считающий себя продолжителем ханафитской традиции, на протяжении веков являлся основной доктриной Центральноазиатского региона. Следовательно, адекватное понимание теологической философии представителей этого философского направления необходимо, прежде всего, для правильного представления его места в духовной жизни региона;

- анализ влияния различных религиозных и философских течений на ханафитскую теологию представляет интерес для воссоздания картины взаимного влияния этих течений с учетом взаимообусловленности и взаимодействия всех основных факторов - экономических, политических и идеологических;

- изучение интерпретации доктринальной мысли ранних ханафитов в последующие века продиктовано необходимостью проследить историю развития теологической мысли в мусульманском Востоке;

- выявление, изучение и осмысление вероубеждения Абу Ханифы и ранних ханафитов (так называемой «чистой ханафитской акиды») особенно актуально в свете обострения противостояния между традиционалистами, призывающими к «очищению веры» и консервативным духовенством в исламском мире в целом, и в частности в Централь ноазиатском регионе. Так как интерес к вероубеждению и доктринальной мысли в исламском мире далеко не ограничен академическими кругами, идейная борьба вокруг культурного наследия прошлого продолжает влиять на подавляющее большинство населения этих стран.

Степень разработанности проблемы. Интерес к изучению идейного наследия Абу Ханифы и его последователей проявился еще при жизни автора, о чем свидетельствуют огромное количество комментариев, написанных на их трактаты его последователями, а так же полемических сочинений написанных как в поддержку учения имама, так и в его опровержение.

Наиболее ценными из ранних работ для нас является трактат ханафитского ученого X века Абу Джа'фара ат-Тахави, более известный под названием «ал-Акида ат-Тахавия», в котором по заявлению автора содержится «изложение вероучения ахл ас-сунна ва ал-джама'а в соответствии с принципами школы правоведов этой религии Абу Ханифы ан-Ну'мана ибн Сабита ал-Куфи, Абу Йусуфа Якуба ибн Ибрагима ал-Ансари и Абу Абдуллаха Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани», также трактат его современника Абулкасима ал-Хакима ас-Самарканди, который по повелению Исмаила Самани впервые изложил основы вероучения в соответствии с учением ханафитского мазхаба.1 В мусульманском мире на сочинения раннеханафитских авторов написано множество комментариев, которые также помогли нам в воссоздании целостной картины их теологии.

В европейском и российском востоковедении исследованию этой проблемы посвящен ряд работ таких ученых как А. Венсинк, Кук М. А. В. Маделунг, Монтгомери Уот, Ван Есс, Я. Шахт, X. Алгар, Р. Ульрих, У.

1 См. Абулкосим Хакими Самарк;анди, ас-Саводу-л-Аъзам. Тарчумаи кухдн аз араби. - Хучанд: Нури Маърифат, 2009. - С. 17.

Фарук, В.В. Бартольд, Г.М. Керимова, С.А. Беляева, J1.P. Сюкияйнена, Ф.Ш. Шабанова, Р. Батыра, А.А. Али-заде и др.1

Из отдельных работ посвященных анализу теологии Абу Ханифы и ранних ханафитов особо следует отметить А. Венсинка, который в своем «Кредо мусульман» (The Muslim Creed) посвятил анализу сочинений приписываемых Абу Ханифе три главы своего исследования, в которых он дает перевод, ценные научные комментарии и анализ таких сочинений как «ал-Фикх ал-акбар I», «ал-Васия» и «ал-Фикх ал-акбар II».2 Несмотря на достоинства и объем этого исследования, следует отметить, что автор не рассматривает теологию Абу Ханифы как единое целое, а рассматривает и комментирует приписываемые ему сочинение по отдельности. Российский востоковед А. В. Смирнов в своей статье «Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-акбар Абу Ханифы)» дополняет исследование А. Венсинка. И хотя после Венсинка было написано не мало работ, посвященных Абу Ханифе и ханафизму, все они, в основном, имели обзорный и энциклопедический характер, либо были посвящены анализу правовых воззрений и биографии авторов, не затрагивая вопросы теологии. Среди европейских исследователей теологии ханафизма следует

1 См. Cook М.А. Early Muslim dogma: a source critic study. - Cambridge etc.: Cambridge Univ. press, 1981. - XI. - 242 p.; Cook M.A. The origins of kalam // Bulletin of the school of oriental and African studies, 1980. - Vol.43, part 1. - P.32-43.; Macdonald D.B. Development of Muslim Theology, jurisprudence and onstitutional Theory. - N.Y., 1903. - ЕЛ ,11. - P. 154-158; Watt, W. Montgomery. The Formative Period of Islamic Thought. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 1985. -424 p.; Wensinck, Arent Jan. The Muslim Creed: Its Genesis and Historical Development. - Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 1932.

2Cm. Wensinck, Arent Jan. The Muslim Creed: Its Genesis and Historical Development. - Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 1932. - p. 102 - 248.

3 См. Смирнов А. В. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-акбар Абу Ханифы). Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86. 7 отметить немецкого исследователя Р. Ульриха и его монографию «Абу Мансур ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде».1 И хотя автор не ставит перед собой задачу изложить систему теологических воззрений Абу Ханифы и ранних ханафитов, однако он дает объемный экскурс в историю становления ханафитской теологической школы, а также при анализе теологии ал-Матуриди он привлекает для сравнения огромное количество материала из сочинений раннеханафитских авторов, что делает его исследование единственным в своем роде.

Первым самостоятельным исследованием современных мусульманских авторов можно назвать магистерскую диссертацию Инаятуллаха Иблага ал-Афгани под названием «Великий имам Абу Ханифа - каламист», выполненную в Университете ал-Азхар. Нельзя не заметить, что в этой работе есть ряд недостатков, которые сказываются на качестве и объективности работы. Во-первых, исследователь не рассматривает систему теологических воззрений Абу Ханифы, а произвольно выбирает лишь некоторые аспекты. Также автор не привлекает для своего исследования оригинальные сочинения раннеханафитских авторов, ограничиваясь их изложением в сочинениях боле поздних матуридитских авторов.

Наиболее ценным и оригинальным исследованием на наш взгляд является работа арабского исследователя Мухаммада Хумайиса «Основы веры в учении Имама Абу Ханифы»3, которая по своему содержанию является очень ценной работой.

1 Ульрих Рудольф. Абу Мансур ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. - Алматы: 1999

2 См. ал-Афгани Мухаммад Иблаг. ал-Имам А'зам Абу Ханифа ал-мутакаллим. Рисалатун ли найли дараджат маджистер. ал-Азхар. 1390 х.

3 См. Хумайис Мухаммад ибн Абдуррахман. Усуль ад-дин 'инда Аби Ханифа. - Эр-Рияд: Дар ас-Сами'и, 2003.-699 с.

До недавнего времени в Таджикистане не было написано отдельных работ и исследований, посвященных анализу теологических воззрений Абу Ханифы и ранних ханафитов вообще. После того, как 2009 год был объявлен «Годом чествования Имама Абу Ханифы», Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон посвятил несколько статей анализу учения Абу Ханифы и его значения для таджикского народа1, а У также написал книгу «Имам А'зам: жизнь, наследие и идеи» , в Таджикистане было издано множество публикаций и работ на эту тему. Однако, к сожалению, большинство из них далеки от того, чтобы их назвать научным исследованием. К примеру, работы Азалшоха Бахрома и Сайд Бурхонуддина Бузургмехра являются компиляцией вышеупомянутой работы Мухаммада Иблага ал-Афгани и повторяет все недостатки и промахи автора.3

Среди оригинальных отечественных работ, посвященных исследованию доктринальной мысли Абу Ханифы, следует особо отметить монографию А. А. Шамолова «Жизнь, наследие и воззрения Имама А'зама» и книгу М. Химматзода «Вероубеждение Имама Абу Ханифы».4

В работе А. А. Шамолова обращается внимание на недостаточную глубину разработки многих проблем ханафизма, к числу которых относится и проблема исследования его философско-теологической концепции. Подобная критика правомерна, так как она основана на стремлении таджикских ученых изучать ханафизм путем дальнейшего

1 См. Эмомалй Рахмон. Имоми Аъзам ва фарханги миллй,- Душанбе, 2009,- 35 с.

2 См. Эмомалй Рахмон. Имоми Аъзам: рузгор, осор ва афкор. - Душанбе, «Эр-граф», 2009. - 416 с. на таджикском и арабском яз.

3 См. Сайид Бурханиддини Бузургмехр. Ахвол ва осори хазрати Имоми Аъзам Абуханифа (р). -Душанбе: Мавлавй, 2008. - 400 с.

4 Мухаммадшариф Химматзода. Ак,идаи Имом Абуханифа. - Душанбе: Мотуридиён, 2008. - 236 е.; Шамолов Абдулвохид. Ахвол, осор ва афкори Имоми Аъзам. - Душанбе: Дониш, 2009. - 317. 9 углубления и детализации его основополагающих принципов, и прежде всего, через позитивную разработку аспектов, которые подверглись искажениям в западноевропейской востоковедческой и историко-философской литературе.

Несмотря на ценность вышеуказанных работ, среди них нет ни одной, где система раннеханафитской теологии рассматривалась бы целостно и комплексно, а проблемы, связанные с доктринальной мыслью Абу Ханифы и его последователей, включены в состав общей или аспектной проблематики ханафизма.

Опираясь на вышеизложенные исследования, мы в своей диссертации попытаемся рассмотреть теологическую доктрину, изложенную сочинениях Абу Ханифы и других раннеханафитских авторов в период становления ханафитской школы и её развития в УП-Х века.

Объектом исследования является учение ханафитского мазхаба, а предметом - теология раннего ханафизма.

Цель и задачи исследования. В данной диссертационной работе ставится цель выявить и обобщить сущность теологического учения ранних ханафитов, систематизировать его как целостную доктрину, проанализировать ее основные проблемы, определить место теологической школы ранних ханафитов среди прочих религиозных и философских течений в исламе, а также в истории религиозно-философской мысли таджикского народа. В связи с этим, задачи диссертации сводятся к следующим:

- рассмотреть проблемы возникновения ханафитской богословской традиции и проследить ее связь с другими школами и течениями;

-выявить основные тенденции развития ханафитской доктринальной мысли после Абу Ханифы; систематизировать важнейшие философско-теологические воззрения ранних ханафитов, подвергнуть их научному анализу, раскрыть содержание, характер и общую направленность теологического учения ранних ханафитов; проанализировать специфический понятийный аппарат и мыслительные структуры, лежащие в основе теологической доктрины раннего ханафизма;

- раскрыть сущность теологического учения ранних ханафитов в контексте сочинений, приписываемых Абу Ханифе и другим ранним ханафитским авторам;

- выявить оригинальные идеи в сочинениях ранних ханафитов и проследить их дальнейшей развитие в мусульманской теологии;

- объяснить значение проблемы предопределения и свободы выбора в теологии раннего ханафизма;

- выявить воззрения ранних ханафитов относительно проблемы веры (иман) и неверия (куфр); определить состоятельность и достоверность воззрений, приписываемых Абу Ханифе поздними авторами;

- определить место теологии раннего ханафизма в становлении и развитии религиозно-теологических учений на мусульманском Востоке;

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые в историко-философской литературе подвергается критическому анализу теологическое учение раннего ханафизма и выявлено, что под понятием «ранние ханафиты» подразумевали и те религиозно-философские школы, которые принадлежали к той или иной религиозной или философской традиции, то есть собственно ханафиты, ханафиты-мутазилиты, ханафиты-мурджи'иты, ханафиты-шииты, ханафиты-джахмиты и.т.д.;

- истоки зарождения ханафитской богословской школы, период ее становления и активного функционирования рассматриваются в развитии и в широком историческом контексте;

- анализируются первоисточники периода, когда богословские идеи раннего ханафизма сливаются с поздними философско-теологическими идеями, и выявлено, что для аргументации своих воззрений Абу Ханифа использует священные тексты (насс), а также доводы разума и врожденное внутренне знание человека (фитра), однако не считает доводы разума достаточными для познания Бога, отводя им лишь функцию подтверждения и интерпретации догматов веры, изложенных в священных текстах;

- определено, что теологическая доктрина, изложенная в сочинениях Абу Ханифы и ранних ханафитов, в принципе является изложением коранического мировоззрения и за исключением формулировки вопроса о природе веры соответствует общему суннитскому вероучению, изложенному другими суннитскими теолого-правовыми школами;

- раскрываются причины и необходимость формирования теолого-юридической школы Абу Ханифы в мусульманском мире;

- подвергается критическому анализу сомнение о факте авторства Абу Ханифы, приписываемым ему сочинениям и выявляется аутентичность его произведений;

- доказано, что впервые в мусульманской догматике во избежание крайностей в вопросе предопределения и свободы выбора человека, Абу Ханифа, пытаясь найти «золотую середину», предлагает термин «касб» (приобретения). Концепция касб, предложена Абу Ханифой и изложенная другими ранними ханафитами задолго до того, как это сделал ал-Аш'ари, хотя многие исследователи до сих пор несправедливо приписывают авторство этого подхода последнему;

- выявлено, что в учении ханафитов сложилось свое оригинальное определение понятие веры, которое послужило причиной критики и обвинения в мурджи'изме со стороны суннитской ортодоксии, о чем свидетельствует его письма Усману ал-Бати. Одним из предметов критики стало учение Абу Ханифы об ирджа', крайних последователей которого суннитское большинство считало отступившими от истины. На наш взгляд, ирджа', по своей сути, - это мусульманская альтернатива порожденной Западом идеи межконфессионального диалога. Преимущество концепции ирджа' по сравнению с идеями межконфессионального диалога состоит в том, что она не предусматривает пересмотр и ревизию своего вероучения и позволяет мусульманам сохранить свою религию в первозданном виде без каких-либо видоизменений, живя при этом в мире рядом с приверженцами иных религий и учений.

Эти отмеченные положения и выносятся на защиту.

Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методологической базой исследования послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и религии, а также методы системного, структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа. Научная концепция исследования базируется на традиции реалистического, рационального, исторического анализа предмета исследования.

Область внедрения полученных результатов.

Материалы диссертации могут быть использованы при:

- разработке различных проектов по отношению между государством и религией, с учетом исторических корней, определяющих менталитет таджикского народа;

- написании истории религии и философии стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекций по истории философии, теории и истории религии, истории политико-правовых учений, составлении учебников и учебных пособий для высших и средних образовательных заведений;

Положения теологического учения ранних ханафитов, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в различные программы по воспитанию молодёжи, а также для профилактики проникновения различных чуждых нашему народу и нежелательных радикальных религиозных идей.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются сочинения Абу Ханифы и других представителей ранней ханафитской традиции такие как «ал-Фикх ал-акбар I», «ал-Фикх ал-акбар II», «Рисала ила Усман ал-Бати I», «Рисала ила Усман ал-Бати II», «ал-Васия»,«ал-Фикх ал-абсат», «ал-'Алим ва ал-муталлим», «ал-Муснад», «Китаб ал-асар», «Савад ал-а'зам», «ал-Акида ат-тахавия» и др. также для воссоздания целостной картины нами были использованы исторические, биографические и ересиографические сочинения средневековых мусульманских авторов.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отдела истории и философии религии и отдела истории философии Института философии, политологии и права АН РТ. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на республиканских конференциях, на научно-практических и ежегодных конференциях в АН РТ и вузах республики, в статьях и сообщениях на страницах республиканской печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право».

Структура диссертации соответствует основной цели работы, поставленным в ней задачам и отражает логику процесса исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Азизов, Рустам Анварович

- выводы достигнуты каламом, иногда противоречат священным текстам и заставляют приверженцев калама по-другому интерпретировать их или по выражению традиционалистов «искажать их смысл»;

- от той науки нет пользы;

- калам и дискуссии о вере вносят сомнение в веру;

- калам сеет вражду среди мусульман и мешает их единству и др.

Несомненно, что для Абу Ханифы как для факиха а, следовательно, приверженца священной мусульманской традиций была немаловажна связь убеждений с Кораном и сунной и скорее всего именно это заставило его занять такую позицию по отношению к каламу с его принципом главенства разума. Из приведенных в начале параграфа определений калама ясно следует, что многие авторы недвусмысленно отождествляют калам с логикой, диалектикой и философией, что конечно не делало честь этой науке в раннем мусульманском обществе. Скорее всего, именно это и объясняет такую неприязнь к каламу со стороны Абу Ханифы, Абу Йусуфу, традиционалистов среди ранних ханафитов а также других ортодоксальных авторитетов из других суннитских мазхабов. Кроме этого, на наш взгляд, немаловажным для Абу Ханифы был и этический и гуманистический аспект этой проблемы. Ведь именно дискуссии и полемика на различные теологические вопросы зачастую становились причиной смуты и кровопролития в молодом мусульманском обществе. Как уже было нами подчеркнуто, догматические вопросы не были так важны в ту эпоху как внешняя обрядность, и как нам кажется, имам Абу Ханифа не хотел чтобы по причине этих «не важных» и «бесполезных» споров и дискуссий проливалась кровь. На наш взгляд именно по этой причине Великий имам и наставлял своих учеников и последователей и даже членов семьи в лице своего сына Хаммада не заниматься каламом и не вести теологические дискуссии и споры на догматические темы.

Как бы то не было уже после смерти Абу Ханифы эти разногласия стали причиной преследования и насилия над инакомыслящими с обеих сторон. И если при судействе Абу Йусуфа были подвергнуты наказанию лишь несколько лидеров каламистов открыто выражающих «еретические» воззрения, то при устроенной му'тазилитами инквизиции-михне пострадали сотни и даже тысячи суннитских богословов и факихов. Немаловажно подчеркнуть тот факт, что при Абу Ханифе и ранних ханафитов под термином «калам» понимался в основном му'тазилитский калам, а следовательно приверженцы калама считались му'тазилитами (отделившимися). Однако, из приведенных выше высказываний мы видим, что Абу Иусуф запрещает пользоваться методологией калама даже для зашиты постулатов традиционного суннитского вероучения. Это позже будет предпринято ал-Аш'ари и ал-Матуриди, что и заложит основы так называемого «суннитского калама».

Даже после того как калам будет легитимизорован и принят на вооружение официальными мусульманскими богословами негативный оттенок термина «калам» не утратит полностью своего значения. Возможно, именно тот негативный смысл, который заложили в этот термин основатели ханафитской теологической школы, и стал причиной того, что более поздние каламистские авторы, относящие себя к ханафитскому мазхабу, всячески избегали и воздерживались от использования этого термина. Например, основатель матуридитской школы калама Абу Мансур ал-Матуриди назвал свое сочинение по каламу «Китаб ат-Тавхид» (Книга Единобожия) и избегает использовать термин калам в самом сочинении, хотя оно как по своему содержанию, так и по методологии, безусловно, является рациональным каламистким сочинением. Другие известные последователи ал-Матуриди также продолжили эту тенденцию. Так ал-Баздави назвал свое сочинение «ал-Усул» (Основы веры), а ан-Насафи назвал свой трактат «ал-Акаид» (Вероучение).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.