Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе: Личностно-ориентированный культуросообразный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Прищепа, Александр Александрович

  • Прищепа, Александр Александрович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 463
Прищепа, Александр Александрович. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе: Личностно-ориентированный культуросообразный контекст: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ростов-на-Дону. 2003. 463 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Прищепа, Александр Александрович

Введение

Глава 1. Исторический экскурс развития художественного 17 образования в России

1.1. Основные тенденции художественного образования в 17 дореволюционный период

1.2. Исторический обзор становления художественного 24 образования в первой половине XX столетия

1.3. Состояние художественного образования в России во второй 48 половине XX века

Выводы по первой главе

Глава 2. Художественное образование в системе подготовки 76 педагогических кадров

2.1. Художественное образование как путь художественно- 76 творческого развития, нравственно-эстетического воспитания и профессионального становления студентов

2.2. Дизайн как компонент в системе средств, обуславливающий 104 содержание художественного образования студентов

2.3. Скульптура как средство специальной подготовки, 142 определяющее качество художественного образования студентов Выводы по второй главе

Глава 3. Концепция и программа художественного образования 174 студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов

3.1. Концептуальная модель художественного образования в 174 педагогическом вузе (личностно ориентированный культуросообразный контекст)

3.2. Скульптура как форма полихудожественной направленности 192 образовательного процесса

3.3. Личностно-ориентированные педагогические технологии в 215 художественном образовании студентов (диагностические, развивающие)

Выводы по третьей главе

Глава 4. Художественно-творческое и нравственно- 233 эстетическое развитие студентов в системе художественного образования

4.1. Динамика художественно-творческого развития студентов в 233 процессе профессиональной подготовки

4.2. Экспериментальное исследование художественно- 236 творческого развития студентов художественно-графических факультетов педвуза

4.3. Пути совершенствования качества художественного 264 образования студентов в педагогическом вузе

Выводы по четвёртой главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе: Личностно-ориентированный культуросообразный контекст»

Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного феномена художественного образования в педагогической подготовке в условиях социальных и экономических изменений, отраженных в научных работах В.Г. Афанасьева, В.И. Горохова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, P.M. Чумичевой, В.А. Молчанова, Г.Л. Смирнова, Г.Л. Хазаинова, В.П. Кузьмина, Н.Р. Ставской, Г.Н. Филонова, В.И. Оксанова, И.Г. Фомичевой, Н.К Карповой.

В теоретическом аспекте вопросы воспитания искусством рассматривались М.М.Бахтиным, B.C. Библером, Ю.Б. Боревым, Е.В. Волковой, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, B.C. Кузиным, Н.Л. Лейзеровым, А.Н. Леонтьевым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой,

A.Маргулисом, Э.С.Маркарян, В.М. Межуевым, С.Х. Раппопортом, Н.К. Рерих, Г. Ридом, Л.Н. Толстым, Р.Штейнером, Б.П. Юсовым и др.

Художественно-эстетическому воспитанию личностноориентированного образования посвящены работы Е.В. Бондаревской, C.B. Кульневича, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Е.В. Квятковского, В.А. Сухомлинского и др.

Вопросы теории и методики художественного образования, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству отражены в работах H.H. Ростовцева, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, С.А. Гавриляченко,

B.П. Зинченко, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, К.Е. Ералина , А.П. Яшухина, B.C. Ломова, Л.А.Трубниковой, Э.Лантери и других ученых.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствуют труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, H.A. Бердяева, А.И. Бурова, H.H. Волкова, В.В. Ванслова, H.A. Дмитриевой, В.И. Запорожец, А.Г. Егорова, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Лукьянова, Г.Б. Минервина, О.С.Нечаевой, Б.В. Нешумова, М.Ф. Овсянникова, С.И.Озефир, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова, В.Н.

Стасевича, H.A. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, П.М. Якобсона, К.Г.Юнга, и др.

В ходе поиска составляющих общей культуры, таких как философская, художественная, эстетическая, мы опирались на исследования Гегеля, Шиллера, М.С. Кагана, В.М. Межуевой, Н.И. Киященко, H.JI. Лейзерова и др.

Нивелирование художественно-эстетических традиций ведет к искоренению исторической памяти, этнического духовного наследия народов населяющих Россию. Фрагментарное использование компонентов профессионального и народного искусства в художественном образовании не организует процесс воспитания в целостную педагогическую систему, поэтому и является малоэффективным. На данную проблему в своих исследованиях обращали внимание Ю.В. Перов, П.А. Флоренский, Дондурей Д.Б., В.Б. Касминская, Е.И. Васильева, A.C. Хворостов, Н.Б. Халезова, В.К. Лебедко и мн.др.

Изучение и систематизация художественного образования в России последнего столетия позволит создать концептуальную модель с учетом личностно-ориентированного образования. использование модели эффективно повысит уровень художественного образования, предоставляя классификацию основных направлений исторических и инновационных факторов. Среди большого количества ученых начала века, высказывающих необходимость решения данной проблемы, являлись В.В.Кандинский, К.Малевич, Ротченко, В.Мухина, А.Салтыков, В.Коненков, М.Бойчук, В.Татлин, Л.Попова, О.Розанова, П.Страхов А.Родиенко, Д.М.Болдуин и др.

Во второй половине XX столетия проблема нашла отражение в исследованиях Н.В. Бикетовой, Б.Н.Неменского, H.A. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, P.M. Чумичевой, А.Недосекиной. Последняя утверждает о необходимости «разработать концепцию, программу, рассчитанную на решение стратегических задач нравственно-эстетического, культурологического и художественного образования и воспитания». (238). Возрождающая тенденция к общечеловеческим культурным ценностям по утверждению гуманистических идеалов как высшего уровня развития личности непосредственно отражается и обеспечивает гармоничное развитие личности человека, его ценностных ориентаций и личностных смыслов.

Составленная в ноябре 2001 г. и утвержденная Министерством образования и Министерством культуры Российской Федерации концепция художественного образования, опирающаяся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной разрешить проблемы художественно-эстетического воспитания, активизировать, консолидировать научно-творческий потенциал художественной интеллигенции. Актуальность художественного образования в педагогическом вузе подтверждает систематически проводимая Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы искусства в современном образовании», на которой в качестве одной из проблем рассматривалась интеграция в современном образовании разных видов искусств (изобразительного искусства, архитектуры, музыки). На IV Съезде Российского союза ректоров рассматривалась стратегия развития высшей школы, в рамках которого обсуждался широкий круг вопросов, связанный с современным состоянием и стратегией развития высшей школы. На заседании Коллегии МО РФ обсуждена программа развития системы непрерывного педагогического образования на ближайшие десятилетия. Педагогическая общественность получила документ, позволяющий развивать систему непрерывного образования на всех уровнях. О необходимости решения которых высказывается научно-художественная интеллигенция, в том числе Н.И. Киященко, утверждающий что «. в XXI веке перспективы развития художественного и эстетического образования в России столь же туманны, сколь они были туманны и в XX веке.» (181.6.), а также Р.И.

Соколова, отмечающая, что «нарастание духовной скудности, усиление эсхатологических настроений, ощущений того, что мы живем в преддверии всеобщей катастрофы, в огромную, решающую эпоху «конца времени» -такова общечеловеческая ситуация в начале XXI века и нового тысячелетия». (297. 44)

Цели, задачи, содержание и методологические принципы, пути реализации, изложенные в концепции художественного образования, требуют проведения научно-исследовательской работы, проведения анализа существующей системы, создания инновационных технологий и методологического обоснования. Особенно остро проблема художественного образования проявилась в педагогических вузах: несмотря на высокий профессиональный уровень, на протяжении всего исторического времени его существования не было проведено обобщенного научного исследования, которое выявило бы его закономерности, внешние и внутренние причины недостатков, определившего принципиальную модель развития в современных экономических и социальных условиях высшей школы.

Результаты проводимых в последние годы исследований свидетельствуют о несогласованности учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в достижении образовательных целей как внутри структурного подразделения, так в смежных ему дисциплинах. Требует корректировки форма структурного построения, в системе которого необходимо определить приоритет основополагающих, фундаментальных положений, на базе которых в системном соподчинении будут располагаться все подразделения. Речь идет не о создании идеологической направленности, а об определении объективной концепции художественного образования, построенной на диалектическом анализе закономерностей развития искусства и образования в целостной взаимосвязи в сфере культуры, на основе традиций, инноваций, интеграции, открытий в области науки и искусства. Видение структурной схемы определит понимание и трактовку содержания каждого звена, обозначит роль и важность взаимовлияния и взаимодействия, взаимоподчинения каждого подразделения как внутри, так и вне системы. Культура, характеризующаяся уровнем развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, результатами материальной и духовной деятельности человека. Как явление подчиняет себе все виды деятельности социальной формации, положения нашедшие отражение в трудах В.И. Вернадского, В.П. Бранского, Н.К. Рериха, A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина, М.М. Бахтина, Б.Брехта, А.И Герцена, Г.Гейна, Г.С.Сковорода, В.В. Стасова, У.Хогарта, И.А. Ильина, А.Н.Власовой, Н.К. Карповой. Искусство и образование как область человеческой деятельности не являются исключением, следовательно, их интегративный культурообразующий аспект являются одним из приоритетных направлений развития художественного образования. Соединение искусства и образования как сферы человеческой деятельности являет собой наиболее гармоничную форму симбиоза, следуя логическому построению научного анализа, закономерным является не разобщение их взаимопроникающих функций, а поиск и определение закономерностей их взаимодействия и взаимовлияния.

Руководствуясь целью объективного рассмотрения проблемы, основываясь на диалектическом анализе, представляется возможным развитие следующей принципиальной модели художественного образования в педагогическом вузе.

Искусство обладает множеством функций связанных с социальной активностью человека, формирующих нравственный и эстетический идеал человека, являющийся определяющим в деятельности личности и функционирующих на образно-эмоциональном уровне сознания. Педагогическая практика требует организации системного подхода в решении проблемы художественно-эстетического образования в педагогических вузах, организации его в целостную структурную схему, отсутствие которой дезориентирует процессы обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов.

Первичный анализ, проведенный посредством изучения научных трудов по художественному образованию, материалов конференций, изученный опыт работы художественно-графических факультетов России наметил противоречия в методологии и направленности подготовки молодых специалистов.

По тематике научной работы проведено исследование, основные аспекты которого были изложены на международных ("Системы и модели разработки программ для талантливой и одаренной молодежи", "Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века"), всероссийских ("Российский ВУЗ: в центре внимания - личность") и региональных ("Совершенствование теоретической и методологической подготовки художника-педагога", "Человек в пространстве культуры", "Современные методы обучения в условиях уровневой подготовки учителей") конференциях. Результаты научного исследования апробированы в Ростовском государственному педагогическом университете на художественно-графическом факультете, Волгоградском государственном педагогическом университете, Кубанском государственном университете, махачкалинском государственном педагогическом университете, Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова, Каменском педагогическом колледже, строительно-художественном лицее № 10 г. Ростова-на-Дону, общеобразовательных специализированных школах № 35, № 102 г. Ростова-на-Дону и внедрены в учебный процесс Ростовского государственного педагогического университета на художественно-графическом факультете, Сочинского университета бизнеса и курортного дела, Дагестанского государственного педагогического университета, Кубанского государственного университета, Московского городского педагогического института. Результаты исследования отражены в изданных монографиях, учебных пособиях "Значение уровня восприятия трехмерной среды при обучении скульптуре на художественно-графических факультетах",

Скульптура и пластическая анатомия", "Теория и методика обучения скульптуре", научных статьях и тезисах.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать концепцию и программу художественного образования студентов педагогического вуза в контексте личностно ориентированной культуросообразной модели образования.

Объект исследования: художественное образование студентов педагогических вузов.

Предмет исследования: содержание, средства (скульптура и дизайн), технологии художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Задачи исследования:

1. Определить динамику становления художественного образования в России в XX веке и начале XXI века.

2. Создать концептуальную модель художественного образования студентов художественно-графических факультетов в педагогическом вузе.

3. Определить содержание и технологии художественного образования студентов художественно-графических факультетов в контексте личностно-ориентированной, интегративной и культуросообразной педагогики.

4. Выявить креативный потенциала скульптуры и дизайна как средств развития, обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе.

5. Разработать педагогический мониторинг художественного образования студентов как инструментарий отслеживания качества подготовки специалистов.

Гипотеза исследования: определяя значимость художественного образования в системе развития, обучения и воспитания студентов в их специальной и педагогической подготовке, прогнозируем обеспечение качества рядом условий, если:

-художественное образование выступит составляющим компонентом профессиональной подготовки студентов;

-художественное образование будет рассматриваться как процесс, средство и результат художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов;

-скульптура и дизайн выступят системообразующим средством художественного образования студентов;

-процесс художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов будет ориентирован на концептуальные положения и стратегическую программу развития художественного образования в педагогическом вузе;

-процесс художественного образования будет строиться на принципах личностно-ориентированном, культуросообразном, интегративном;

-личностно-ориентированные, культуросообразные педагогические развивающие технологии и педагогический мониторинг будут ориентированы на качество художественно-педагогической подготовки студентов.

Методологической основой исследования являются: -концептуальные идеи о культуре как факторе развития личности в цивилизованном обществе (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Ю.Б.Борев, Д.С.Лихачёв, М.С.Каган, И.С.Кон, М.К.Мамардашвили и др.)

-культурологические исследования об искусстве как составляющей культуры, обеспечивающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие личности (В.В.Ванслов, А.Я.Зись, Е.Н.Ильин, Кузин, А.Ф.Лосев, А.А.Мелик-Пашаев, В.В.Розанов, Л.Н.Столович, Б.П.Юсов и др.);

-идеи гуманистического образования, определяющие ценность личности и её приоритеты в процессе обучения, воспитания и развития (Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования выступают:

-теория развития творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности (Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Кузин и др.);

-педагогические исследования в области развития художественно-эстетической культуры, влияющей на становление эстетического сознания, эстетических чувств, отношений и эстетической деятельности как составляющих процесса художественного образования (Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.Н.Лук, С.Х.Раппопорт, Е.М.Торшилова и др.);

-теоретические положения о художественном образовании в системе профессионально-педагогической подготовки (Г.Н.Казилов, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, В.Кузин, К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.);

-система взглядов на интеграцию как способ обеспечения целостности процесса художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов (А.Я.Данилюк, В.Кузин, Б.П.Юсов и др.);

-теоретические представления о диалоге культур и личностей, обеспечивающем эффективность художественного образования студентов (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.).

При решении поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ научных, методических и монографических работ по изучаемой проблеме;

- содержание учебного процесса и анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов;

- анкетирование, тестирование студентов;

- статистическая обработка результатов исследования;

- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий);

- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное образование как составляющее в системе педагогического образования, целью которого является художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие как компонент педагогической культуры будущих учителей изобразительного искусства. Художественное образование представляет собой интеграцию знаниевого компонента о видах искусства, о способах художественной, творческой и педагогической деятельности, культурных ценностях (красота, истина, добро).

2. Концепция художественно-эстетического образования будущих учителей изобразительного искусства, построенная на основе национально-культурных ценностей и традиций, диалоге культур и личностей в поликультурном регионе. В ней отражены приоритетные цели художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов и направления по достижению этих целей в системе педагогического образования.

3. Содержание художественного образования студентов педагогического вуза, представляющее собой культурно-педагогический феномен, отражающий общекультурные, национально-региональные и педагогические ценности, которые определяют цели и пути их достижения.

4. Личностно ориентированные культуросообразные педагогические технологии, обусловливающие достижение целей художественного образования: культурно-диалоговые, художественно-поисковые, художественно-проективные, моделирующие, творчески преобразующие; формы организации художественно-творческой деятельности студентов (художественно-дискуссионная, художественно-рефлексивная, имитационно-игровые, творческо-преобразующие).

5. Скульптура как многомерное отражение реального мира и дизайн как среда жизнедеятельности человека определяются средствами художественного образования студентов и художественнопрофессиональной средой, обусловливающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие студентов на основе диалога.

Опытно-экспериментальная база исследования Работа выполнялась на художественно-графических факультетах Ростовского государственного педагогического университета, Воронежского государственного педагогического института, Московского городского педагогического университета, Дагестанского государственного университета, Кубанского государственного университета.

На разных этапах исследования участвовало 1300 студентов и 25 преподавателей.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапах.

На первом этапе (2001-2002 г.г.) анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степени ее разработанности, определялась методология исследования, разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи, методы исследования.

На втором этапе (2002-2003 г.г.) уточнялись теоретические позиции, определялось содержание опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, определялась база для лабораторного поискового и обучающего экспериментов, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения студентов во время занятия скульптурой.

Третий этап (2003-2004 г.г.) заключался в проведении экспериментальной работы, проверки эффективности формирования художественно-педагогических умений, проводился анализ и обобщение результатов историко-теоретического и экспериментального исследований, осуществлялась их статистическая обработка и оформление их в виде докторской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в том, что:

- впервые художественное образование в педагогическом вузе подверглось научному анализу с позиций личностно ориентированного культуросообразного контекста;

- разработанная и теоретически обоснованная концепция художественного образования в педагогическом вузе отражает личностно ориентированные, культуросообразные, интеграционные подходы к разработке целей, содержания и технологий художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов;

- предложенная культуросообразная модель содержания художественного образования в педагогическом вузе отражает общекультурные, национально-региональные и педагогические ценности, обусловливающие цели, процесс и результат развития личности;

- определены закономерности художественного образования студентов в педагогическом вузе: обусловленность художественно-творческого развития студентов их ценностями, мотивами, потребностями и средой профессионального становления; нравственно-эстетическое развитие студентов обеспечивается личностно-ориентированными развивающими технологиями и художественно-творческой диалоговой средой профессионального общения.

Практическая значимость исследования состоит: -в разработке содержания художественного образования как составляющей педагогической культуры будущих учителей изобразительного искусства на принципах личностно-ориентированного культуросообразного образования;

-в определении диалоговых развивающих технологий (культурно-диалоговые, художественно-поисковые, художественно-проективные, моделирующие, творчески преобразующие) и форм организации художественно-творческой деятельности студентов (художественно-дискуссионная, художественно-рефлексивная, имитационно-игровые, творческо-преобразующие);

-в создании спецкурсов "Дизайн как художественно-эстетическая среда жизнедеятельности и самореализации личности" и "Скульптура как художественный образ";

-в разработке учебно-методического сопровождения художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов (педагогические диагностики, рекомендации по самостоятельной работе, творческие задания).

Результаты исследования могут служить структурной основой для разработки научных, учебных и методических материалов для совершенствования интеграции художественного образования в процесс педагогической подготовки специалистов.

Достоверность результатов исследования обеспечены совокупностью методологических и теоретических позиций, применением комплекса взаимосвязанных методов адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения опытной работы позволяющей провести количественный и качественный анализ ее процессов и результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования материалы исследования обсуждались на ученом совете Ростовского государственного педагогического университета, кафедрах общей педагогики, дошкольного воспитания и декоративно-прикладного искусства и проектной графики, ученом совете художественно-графического факультета. Основные положения отражены в с

Апробация результатов проходила на базе Ростовского и Махачкалинского государственных педагогических университетов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Прищепа, Александр Александрович

Выводы по четвертой главе

В процессе реформирования системы художественного образования на практике испытывало затруднение с отсутствием критериев количественной и качественной оценки знаний. Требования образовательного стандарта на своем завершающем этапе должны быть реализованы в качестве профессиональных данных молодых специалистов. Проведение педагогического мониторинга представленного по факту межвузовского изучения педагогического опыта обеспечил разработку и валидность форм тестирования и анкетирования, проведения качественного контроля, диагностику, прогнозирование и проектирование уровня художественно-творческих способностей студентов. Диагностика, проводимая в образовательном процессе, основана на интегративном синтезирующем подходе в изучении, доказала свою жизнедеятельность и эффективность использования.

Результаты обучающего эксперимента раскрыли пути, формы и методы эффективного развития учебно-творческого процесса, подтвержденные на практике образовательной парадигмы. Сформированная концептуальная модель в период проведения эксперимента адаптировалась к системе художественного образования в педагогическом вузе. Рассмотрение состояния и путей совершенствования качества подготовки студентов в педагогическом вузе выявили сущностные связи уровня профессионального обучения и духовно-нравственных категорий личности студента.

Для реализации воспитательных целей подготовка учителей изобразительного искусства в основу включает гуманистический подход с учетом психо-эмоционального состояния студента, его психологического комфорта, реализуемая в личностно-ориентированной образовательной модели.

Развитие и совершенствование психофизиологических данных студентов необходимых в учебно-творческом процессе, как составляющем

часть процесса эффективной профессиональной подготовки реализуется в дидактических методах, приемах и средствах обучения скульптуре.

Содержание данной глава раскрыло теоретические и исторические основы в области обучения скульптуре, способствует развитию художественно-творческих способностей студентов, приобретению навыков репродуктивности и индивидуальности восприятия предметно-образного мира, организованности ведения технологического процесса занятий художественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствие точных сведений о сущности искусства и формулировки искусства как процесса творческой деятельности в научной и учебно-методической литературе поставило необходимостью исследования данного вопроса, результат которого выявил разнообразие форм сущности как научно-теоретической базы искусства, так и процесса творческого создания произведений искусства, что позволило объективно рассмотреть целостную законченную систему взаимопроникновения образовательной среды, сущности искусства, содержание понятий «художественное» и «эстетическое». Определив структуру образовательных процессов в области искусства, выделив взаимодействия возможных функций искусства и образования, классифицируя и дифференцируя их с учетом возрастных особенностей и парадигм образования, пришли к пониманию, что воспитание и образование искусством в педагогическом вузе является необходимым, всеобъемлющим, универсальным, актуальным, не зависимо от экономических и социальных условий - педагогическим средством.

В исследовании раскрыты сущностные проблемы художественного воспитания в педагогическом вузе. Выявлены структурные составляющие искусства, и что характерно не частного случая, не отдельного вида искусства и искусства как формы жизнедеятельности человека в конгломерате искусства как универсальной саморазвивающейся модели образовательной сферы. В этом контексте изучены история гносеологического развития искусства с учетом объективного диалектического подхода мирового опыта на всем историческом отрезке существования искусства.

Исследованы многофункциональность и многогранность искусства, понятия и содержания антиискусства и возможных спекуляций в сфере искусства и как следствие проявления лжепонятий и представлений искусства в художественном образовании на всех образовательных ступенях.

Описаны сходные и отличительные свойства понятий творчество и искусство, как необходимое условие успешной работы молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях.

Теоретико-методической базой образовательной системы явилось рассмотрение составной части философии художественного и эстетического, интерпретация данных понятий зачастую преподносилась в учебно-методической практике как идентичные. Данное заблуждении порождало путаницу в понимании истинно художественного и уничижительно относилось к пониманию эстетического в других сферах деятельности человека.

Совершенствуя теорию методики обучения изобразительному искусству, раскрыты особенности творческого процесса художника в период создания художественного произведения и творческого процесса преподавателя в период обучения студентов художественно-творческой деятельности. Это также явилось одним из отличий художественно-профессионального и художественно-педагогического образования, структура которых рассмотрена в исследовании.

Таким образом, проведению научного исследования предшествовал аналитический анализ с учетом распространения исследуемой проблемы во всех сферах профессиональной деятельности педагога, что актуализировало проблему, позволило утвердится в правильности выбора темы исследования. Более 20-ти летний личный педагогический опыт, а также изученный художественно-профессиональный и художественно-педагогический опыт коллег позволил сформировать новую образовательную модель художественно-педагогического воспитания.

В содержании исследования раскрыт исторический контекст художественного образования в России. Рассмотрены стадии разрозненного и систематического обучения в различных учебных заведениях XX века.

Сложный исторический период начала XX века в России отразился и на содержании художественного воспитания. Каждое художественное направление - традиционное или новаторское - по своей форме разрабатывало собственный путь в искусстве, идейно-нравственные устремления. В искусстве начала XX века проявился синтез национального и общечеловеческого. Этот период характеризуется мощным импульсом развития скульптуры.

Изучены в хронологическом порядке причины возникновения и развития художественных школ в Российской Федерации. Исследованы причины формалистских подходов в художественном образовании и выявлены позитивные идеи и технологии художественно-эстетических концепций.

Исследованы причины зарождения художественно-графических факультетов в педагогических вузах.

Предложена форма синтезированного обучения на основе личностно-ориентированной педагогики в структурном, системном образовательном процессе средствами искусства с целью воспитания всесторонне развитой, нравственно-эстетической и интеллектуальной личности.

Сотрудничество искусства, образования и технологий организовались в новый симбиоз, в котором наблюдается взаимопроникновение различных областей творчества и художник-педагог способен реализоваться в нескольких социально-экономических сферах.

Изложены сущностные признаки скульптуры как вида искусства и как учебного предмета, способного адаптироваться к любым возрастным и интеллектуальных группам, инфраструктуре, характеризующегося как педагогическое и воспитательное средство, сохраняющее традиции, эффективно использующего инновационные и вариативные педагогические технологии.

Рассмотрены причины модернизации образования на основе полихудожественного культуросообразного фактора. Рассмотрены категории, характеризующие содержания и принципы художественного образования в педагогическом вузе.

Предложено несколько образовательных моделей, функционирующих на основе групп межпредметных связей, при подготовке специалистов в высшей школе. Проанализированы традиционные современные образовательные концепции ведущих ученых. Рассмотрены личностно-ориентированные технологии в художественно-педагогическом образовании студентов: диагностические и развивающие.

Характеризуется механизм обеспечения управления учебно-воспитательным процессом в системе педагогического мониторинга.

Представлены результаты экспериментального исследования творческого развития студентов художественно-графических факультетов. В исследовании использованы и классифицированы методы психологической диагностики и тестологии. Определена степень надежности и валидности результатов, отраженных в соответствующих коэффициентах, указанных в сертификатах методики графических и текстовых формах: диаграммах, графиках, таблицах.

В процессе эксперимента в традиционных и экспериментальных программах уделялось внимание личностно-ориентированному культуросообразному аспекту с учетом природы психофизиологических особенностей, творческих способностей, определяемых индивидуально-типологическими свойствами личности.

Раскрыты состояния и пути совершенствования качества художественного образования студентов в педагогическом вузе.

Обобщены результаты и выводы исследования, а также определены перспективные направления научно-исследовательской и учебно-методической деятельности, практические инновации в области повышения качества художественно-педагогического образования. В частности, к числу перспективных направлений научного исследования относятся:

• разработка моделей художественно-творческой профессионально-педагогической деятельности молодых специалистов;

• углубленное изучение проблем обновления содержания и технологии художественно-педагогического образования с учетом современных тенденций на рынке педагогического труда;

• разработка и практическая апробация комплексных мониторинговых и диагностических систем интегрированных в систему художественного образования вузов;

• интеграция российской высшей школы в глобальные образовательные процессы и стимулирование на этой основе исследований в области повышения уровня профессионально-педагогической подготовки студентов;

• формирование образовательных моделей и средств педагогической системы с целью создания информационных банков, способных качественно влиять на уровень профессионально-педагогической подготовки студентов;

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Прищепа, Александр Александрович, 2003 год

1. Абдуллина О. Мониторинг качества педагогической подготовки //Высшее образование в России. 1998 № 1. - С. 16-19

2. Абрамов А. Образование в политике и политика в образовании //Вестник высшей школы. 1999 - № 4

3. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании М., 1982.25 с.

4. Азаров Ю.И. Искусство воспитывать М., 1979. 75 с.

5. Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях Киев, 1981. 75 с.

6. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете. -Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. 128 с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.

8. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе //Педагогика. 1991 -№ 10. С. 42-45

9. Амонашвили Ш.А. Единство цели М., 1987. 95 с.

10. Амуналлаев Д., Фаттахова С. Дидактическая основа методов музыкального обучения Ташкент, 1985. 75 с.

11. Ананьев Б.Г. О психологии искусства //Психологический журнал. 1981 - Т.2. - № 4.

12. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия М., 1968. 60 с.

13. Анастази А. Психологическое тестирование М., 1982. - Т. 1-2. 55 с.

14. Андреев А.Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры М.: Знание, 1987. 60 с.

15. Андреев А.Л. Мир искусства и мир политики М.: Знание, 1990. 62 с.

16. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория М.: Знание, 1981. 64 с.

17. Аникеева Н.И. Воспитание игрой М., 1987. 65 с.

18. Антипова В.М. Система внутришкольного педагогического мониторинга г. Ростова-на-Дону Ростов-на-Дону, 1996. 75 с.

19. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: из опыта работы М.: Просвещение, 1983. 128 с.

20. Аркин Д. Мастера искусства об искусстве М.: Т.З, 824 с

21. Артемов Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания //Вопросы философии. 1987.

22. Архив Академии Художеств СССР П.Н. Петров Юбилейный сборник часть №3, протоколы заседаний Совета Академии Художеств

23. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Л., 1973

24. Ахлибинский Б.В., Храленко Н.И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. Л., 1989

25. Ащенков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы Дис. док.пед.наук Майкоп: АТУ, 1997. 355 с.

26. Баглич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества //Музыкальное воспитание в странах социализма. М., 1975

27. Баженова J1.H. Медиаобразования младших школьников //Искусство и образование. № 4 (18) 01

28. Бам Э. Руководство по психодиагностике М., 1977

29. Банфи А. Философия искусства /Предисл. K.M. Долгова: пер. с итал. Г.П. Смирнова. М.: Искусство, 1989. 384 с.

30. Барабаш Ю. Искусство как объект комплексного изучения //Вопросы философии. 1974 - № 10. - С. 106-118

31. Баренбойм Л. Путь к музицированию М.-Л., 1975

32. Батищев Г.С. Понятие целостного развития человека и перспективы комплексного воспитания //Проблемы человека в «Экономических рукописях» 1857-1955 г.г. К.Маркса. Ростов-на-Дону, 1977

33. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования //Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования. Оренбург, 1998

34. Белин А. Личностью быть необходимо //Детская литература. -1978 -№3.

35. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие //Музыкальное восприятие школьников /Под ред. М.А. Румер. М., 1975

36. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков. Автореф. Дис.на сосикание ученой степени канд.пед.наук (13.00.01). М., 1986

37. Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. // Советская педагогика. 1992. - № 1-2. - С. 61-65.

38. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика. 1998 - № 3.

39. Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце XVIII в. //Вестник Московского университета. 1959 - № 2.

40. Бердяев H.A. Кризис искусства М., 1918

41. Бердяев H.A. Самопознание М.: Мысль, 1991. 320 с.

42. Бердяев H.A. Смысл истории М.: Мысль, 1991. 210 с.

43. Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества М.: Правда, 1989. 570 с.

44. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. 217 с.

45. Бермус А.Г. Управление качеством профессиональнопедагогического образования Дис. докт.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. 430 с.

46. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1999 - № 1.

47. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. - 1996 - № 2. - С. 31-36

48. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М., 1995

49. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. М. - 1993 - № 5. - С. 16-25

50. Библер В.М. Культура. Диалог культур: опыт определения //Вопросы философии. 1989 - № 6. - С. 31-42

51. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы //Педагогика. 1993 - № 2.

52. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и их возрастное развитие //Третий всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968-Т.2.

53. Блауберг И.В. Целостность и системность //Системные исследования. Ежегодник - М - 1977

54. Боголюбова Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории). М., 1978

55. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах //Магистр. 1992 - № 5. - С. 16-17

56. Бойко А. H. Профессиональная направленность деятельности педвуза. //Советская педагогика. 1987. - № 7. - С. 75-78.

57. Бокарева Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов. // Советская педагогика. 1987. - № 2. - С. 70-74.

58. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности Ростов-на-Дону: РГПУ, 1991

59. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы Ростов-на-Дону : РГПУ, 1997

60. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995 - № 11. - С. 29-36

61. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Ростов-на-Дону, 1999

62. Бореев Ю.Б. Эстетика М., 1988. 496 с.

63. Бранский В.П. Искусство и философия Калиниград: «Янтарный сказ», 1999. 704 с

64. Бреев С. И. Кафедра педагогики в системе интеграции образования. // Интеграция образования. 1998. - № 1.-е. 35-37.

65. Буллер Т.А. и др. Экспертиза качества образования в Донской реальной гимназии. Из опыта работы Ростов-на-Дону, 1995

66. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности М., 1989

67. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике СПб., 1999

68. Буров А.И., Печко Л.П., Петрова Ю.Н. Эстетическое воспитание в школе М., 1980. 168 с.

69. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? //Проспект. 1986 - № 4. Перепечатано в журнале Перспективы. Вопросы образования. - 1987 - № 4.

70. Бутовская M.J1. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей /Семья, тендер, культура. М. - 1996

71. Бутовская M.J1. Эволюция группового поведения приматов как предпосылка антропосоциогенеза //Советская этнография. 1987 - № 1.

72. Бутовская M.J1. Эволюция человека и его социальные структуры: новые факты, модели, комментарии // Природа. 1998 -Вып. 9.

73. Бутовская M.J1. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования /Этология человека на пороге XXI века. М. - 1999

74. Бутовская M.JL, Файнберг JI.A. У истоков человеческого общества М., 1993

75. Бюхер К. Работа и ритм М.: Новая Москва, 1923

76. В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский Основы теории и методологии дизайна М.: МЗ-Пресс, 2001. 254 с.

77. Валенштайн К. Психология красоты М., JI.: Пучина, 1926

78. Валери П. Об искусстве М.: Искусство, 1993

79. Валькова Н.П. Дизайн. Очерки теории системного проектирования Л.: Ленинградский университет, 1988. 188 с.

80. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства -М, 1966. 118 с.

81. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская K.P. Психологическая диагностика и новые информационные технологии -СПб., 1997

82. Введение в педагогическую культуру /Под. ред. Е.В. Бондаревской Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995

83. Веймер Г. История педагогики СПб., 1913

84. Вербицкая Jl. Гуманитарное образование в современной России //Высшее образование в России. 1996 - № 1.

85. Веремьев A.A. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования Брянск, 2001

86. Веремьев A.A. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи //Искусство и образование. № 3 (21) 02 - С.8

87. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников Луганск, 1990. С. 6-7

88. Витлин Ж.Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при аттестации обученности //ИЯШ 1997 - № 2. С.15-20

89. Вопросы искусствоведения М. - XI - 2 - 97. 640 с.

90. Вопросы искусствоведения. М. - 1 - 96. 640 с.

91. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства М.: Прометей, 1999

92. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства-М.: Прометей, 1999.

93. Восприятие музыки /Ред.-сост. В.Н. Максимов М., 1980

94. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -СПб, 1997. 96 с.

95. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр.соч. М., Т.5. - 1983

96. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования -М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 490 с.

97. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 274 с.

98. Выготский Л.С. Мышление и речь М, 1996

99. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1975

100. Выготский Л.С. Психология искусства Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 480 с.

101. Выготский JI.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1963. 576 с.

102. Гайда В.К. Приемы измерений и статистические способы обработки их результатов в психологическом исследовании. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под общ.ред. A.A. Крылова. Л. ,1987

103. Гальперин П.Я. Разумность действий и предмет науки Тбилиси, 1975

104. Гегель Философия права М.-Л., Т. VII - 1934. С. 216

105. Гендин A.M., Сергеев М.И., Дроздов Н.И и др. Региональные проблемы подготовки и функционирования педагогических кадров в новых условиях (социологический анализ) Красноярск: КГПУ, 1999. 260 с.

106. Гершунский Б. С., Тодоров Л. В., Шубинский В. С. Педагогическая наука: реалии и перспективы. // Советская педагогика. 1987.-№ 12.-С. 3-9.

107. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1997

108. Гершунский Б.С., Березовский В.И. Методологические проблемы стандартизации в образовании //Педагогика. 1993 - № 1. - С. 27-32

109. Гессе Г. Степной волк //Иностранная литературы. 1977 - № 4, 5.

110. Гессен С.И. Основы педагогики М.: Школа-Пресс, 1995

111. Гете И. Избранные философские произведения М., 1964. С. 316

112. Гинцбург И.Я. Воспоминания, статьи, письма. Ленинград: Издательство «Художник РСФСР», 1904

113. Глазычев В.Л. О дизайне М.: Искусство, 1970. 191 с.

114. Гневко В.А. Высшая школа на пути реформ СПб: Институт управления и экономики, 1998. 239 с.

115. Головин Б.Н. Введение в языкознание М., 1983

116. Голубкина С. Несколько слов о ремесле скульптора М.: «Советский художник», 1958

117. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе М., 1965

118. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников М., 1978

119. Горшкова Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования Ярославль, 1997

120. Горячев A.B. Проблемы инновационного образования в современных условиях //Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века М., 1996

121. Государство и право. 1992 - № 4.

122. Грачев Г. Творчество, жизнь, искусство М., 1980

123. Громыко Ю., и др. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) //Вестник высшей школы. 1998 - № 3. - С. 17-21

124. Губман Б.Л. Введение в философию культуры М., 1995

125. Гулыга A.B. Принципы эстетики М., 1987

126. Гуревич П.С. Философия культуры М., 1995

127. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Автореф. дисс. . к.п.н. СПб., 1996

128. Давыдова С. Д. Проектирование развития художественной культуры личности //Искусство и образование. № 3 (17) 01 - С. 12

129. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1981.-Т.1

130. Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов М., 1992

131. Дерягина М.А., Бутовская М.Л., Семенов А.Г. Эволюционные перестройки систем коммуникации в филогенезе приматов и гоминидв связи с проблемой происхождения речи) //Биологические предпосылки антропосоциогенеза. М., 1989

132. Джибладзе Г.Н. Принцип эстетического воспитания Тбилиси, 1971

133. Диагностика профессиональных и познавательных способностей -М, 1988

134. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для слушателей ФПК /Под. ред. М.Н. Скаткина, изд. 2-е М.: Просвещение, 1982

135. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки М., 1981

136. Дон дурей Д.Б. К проблеме исследования функции искусства //Советское искусствоведение. М.: Советских художник, 1980. 432 с.

137. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы Саратов, 1990

138. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб., 1999

139. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности Псков, 1994

140. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема //Дополнительное образование. 2001 - № 10. - С. 16

141. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития М., 1998

142. Журавлев В.В. Мир художественной культуры М., 1987

143. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

144. Записки Якоба Штеллина об изящных искусствах в России /Сост. К.В. Малиновский М.: Искусство, 1990. Т.1.

145. Зернов В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современныхусловиях: Монография M.: Российский новый университет, 1999. 200 с.

146. Зорина З.А., Полетаева И.И. Поведение животных М., 2000

147. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных -М., 2001

148. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения М., 1999

149. Зотова Н.К. Мониторинг региональной образовательной среды //Достижения учащихся как результат учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Оренбург, 1998

150. Имянитов И. Типичная нетипичная ситуация /Литературная газета. 1975 - 25 июня

151. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика М., 1991

152. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX-XXI веков /Материалы к Международной научно-практической конференции, Казань Ч. 1-2. Казань, 1998

153. Искусство и школа: книга для учителя /Сост. А.К. Василевский М.: Просвещение, 1981. 288 с.

154. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Отв. ред. В.Г. Кисунько. М.: Изд-во «Наука», 1981. 335 с.

155. История Академии наук СССР, Т. 1, M.-JI. 1958

156. История мирового искусства М.: БММ АО, 1998. 724 с.

157. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов /Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982. 447 с.

158. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца M., 1984

159. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке М., 1977

160. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Л., 1971

161. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Советская музыка. 1987 -№ 1.

162. Каган М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем //Педагогика высшей школы. -М., 1982

163. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Музыка в школе. 1987 - № 4.

164. Казилов Г.Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры (на материале Республики Дагестан) Дис. докт.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. 346 с.

165. Калесникова Е. //Вопросы искусствоведения М. - XI - 2 - 97 -640 с.

166. Каменский Я.А. Избранные сочинения М., 1955

167. Кандинский В.В. О духовном в искусстве //Дополнительное образование. 2001 - № 3. - С. 55

168. Канн А. Радости и печали. Размышления Пабло Казальса, поведанные им Альберту Канну //Иностранная литература. 1976 - № 3.

169. Кант И. О педагогике М., 1896

170. Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. 1995 -№5.

171. Карпенко М.П. Становление новой педагогической парадигмы и ее технологическое обеспечение //Мир психологии. 1999 - № 3.

172. Карпенко М.П. Цели и задачи образования //Психологическое обозрение. 1998 - № 1.

173. Карпов A.C. Стих и время. Проблема стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов М., 1966

174. Карпова Г.Ф. Образовательная система в России в первой половине XX века Дис. док.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. 296 с.

175. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способы эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий Дис. док.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996. 352 с.

176. Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества Автореф. Дис. .д-ра социол. наук (22.00.08). М.: Институт молодежи, 1997

177. Кефели И.Ф. Русская культура XIX века //Социально-политический журнал. 1990 - № 3.

178. Киященко Н.И. Сущность прекрасного М., 1977. 192 с.

179. Киященко Н.И. Художественно-эстетическое образование -фундаментальное основание культуры //Искусство и образование. № 3(17) 01-С. 6

180. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Теория отражения и проблема эстетики М., 1983. 220 с.

181. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Эстетическое творчество М., 1984

182. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994

183. Козлова О.Н. О концепции развития образования в России //Социально-политический журнал. 1993 - № 9-10.

184. Колесникова И. А. Интегративные основы современной педагогики Гуманитарий. Ежегодник № 1, СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995

185. Колодкина О. Взаимодействие искусств на уроках чтения //Искусство и образование. № 2 (20) 02

186. Комарова А.И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания студентов: Дисс. докт.филос.наук. М., 1985

187. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании //Обзорная информация. Вып. 2. М. - 1984

188. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник Изд. 2-е М.: Наука, 1975

189. Концепция управления качеством образования //Вестник образования. М. - 1992 - № 6-7. - С.25-48

190. Костеневич А.Г. Французское искусство XIX начале XX века Л., 1984

191. Костогрыз Т.А. Образование форма интеграции «двух культур //Искусство и образование. - № 4 (18) 01 - С. 4

192. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе М.: Наука, 1980

193. Кривцун O.A. Искусство и мир человека //Искусство в формировании духовного мира человека. М.: Знание, 1986. 112 с.

194. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека //Вопросы психологии. 1984 - № 3. - С. 6-30

195. Крупская Н.К. Избранные произведения М., 1988

196. Крупская Н.К. Педагогические сочинения М., 1959 - Т.5

197. Крутецкий В.А. Психология М., 1986

198. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности М., 1986

199. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.

200. Кузин B.C. Психология М.: «Агар», 1997. 304 с.

201. Кузьмина Н. Педагог как организатор педагогического воздействия //Основы вузовской педагогики. Л. - 1972

202. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики Л., 1984

203. Курилова Т. Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ. // Советская педагогика. 1991. - № 11. -С. 81-86.

204. Кушков Н. Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955,-215 с.

205. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов М., Воронеж, 1996

206. Лаврова Л.Ф. Сотрудничество стран социализма и развитие духовной культуры социалистического общества Киев, 1984

207. Лаптева Г. С. Проблемное обучение в системе подготовки учителя в университете. // Актуальные проблемы подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991.- 128 с.-С. 10-12.

208. Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.

209. Ленин В.И. О культуре и искусстве М., 1969

210. Леонардо да Винчи Избранные произведения в 2-х томах М., Л., 1935. Т.2.

211. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1972

212. Леонтьев Э.В. Искусство и реальность Л., 1972

213. Личковах В .А. Переживание красоты Киев, 1987

214. Лотман Ю.М. Об искусстве С-Пб.: Искусство СПб, 1998. 702 с.

215. Лотман Ю.М. Структура художественного текста М., 1970

216. Луначарский A.B. Основы позитивной эстетики М„ ПГ, 1923

217. Луначарский A.B. Что такое образование //О воспитании и образовании М.: Педагогика, 1976. 356 с.

218. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении Санкт-Петербург, 1992

219. Макаренко A.C. Докладная записка члену правления коммуны им. Ф.Э.Дзержинского //Собр.соч. Т.7 - М. - 1957

220. Малахов В. А. Художественное творчество в системе социалистической культуры //Системный подход в изучении социалистический культуры Новосибирск, 1985

221. Малевич К. Собрание сочинений в 5-ти томах М.: «Гилея», 1995.-Т.5.

222. Малый энциклопедический словарь С-Пб.: Брокгауз и Эфрон, 1907

223. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника М., 1978. 184 с.

224. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, Т. 20.

225. Махненко С.Г., Овчинников Е.О. Педагогические технологии -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 12 с.

226. Межуев В.М. Культура и история М., 1977.

227. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. 1994 - № 2. - С. 9

228. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию М., 1985

229. Мешков Н. И. Концепция многоуровневой подготовки преподавательских кадров в университетах. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992.-56 с.

230. Мискарян М. Г. Теоретическая и практическая подготовка будущего учителя в педагогических вузах. // Советская педагогика. -1984. -№ 4. -С. 94-97.

231. Мурина Е. А.Т. Матвеев М.: Искусство, 1964

232. Мутер Р. История живописи в XIX в. М.: Искусство, 1975. - Т. 1. 530 с.

233. Национальная доктрина образования в Российской Федерации -октябрь 2000 г.

234. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы психо-физиологии //Вопросы психологии. 1971 - № 6. - С. 18-27

235. Неверов О.Я. Геммы античного мира М.: Наука, 1983. 14 с.

236. Недосекина А. Художественно-эстетическое образование в вузах России //Искусство и образование. № 3 (21) 02,

237. Неизвестный русский авангард М.: Советский художник, 1992. 352 с.

238. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начале XX веков М.: Искусство, 1991. 396 с.

239. Нельсон Дж. Проблемы дизайна М.: Искусство, 1971. 208 с.

240. Нечаева О.С. Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников Серпухов, 1996

241. Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. 39 с.

242. Никандров Г. Д., Кан-Калик В. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству. // Советская педагогика. 1987. - № 6. -С. 105-108.

243. Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества Киев, 1925

244. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы //Сборник документов и материалов М., 1984

245. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. М. - 1992 - № 9. - С. 3-21

246. Образование в поисках человеческих смыслов /Под. ред. Бондаревской Е.В. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 216 с.

247. Образование и культура: история и современность /Под.ред. Ю.В. Петрова Томск.: Государственный университет им. В.В. Куйбышева, 1989

248. Образовательные стандарты и организация учебного процесса: Методические рекомендации /Калинингр. ун-т. Авт.-сост. А.В.Салихов. Калининград, 1999. 38 с.

249. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве Хрестоматия /Под.ред. H.H. Ростовцева М., 1989.

250. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16 изд. М.: Русский язык, 1984.286 с.

251. Озефир С.И. Диалог культуры и образования //Искусство и образование. № 1 (15) 01 - С. 12

252. Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996 - № 3. - С.9-15

253. Осипова A.A. Психокоррекция Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. 45 с.

254. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс. Пособие для учителей /Под ред. И.Л. Любинского, В.К. Скатерщикова 2 езд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. 302 с.

255. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России (историко-педагогические очерки). М.: Педагогика, 1979. - 215 с.

256. Педагогика /Под.ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983

257. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 880 с.

258. Пенкин М.С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски. 2-е изд. М.: Современник, 1982. 302 с.

259. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства Л.: Изд-во Ленинградский университет, 1980. 188 с.

260. Петров П.Н. Сборник материалов, стр. 113, п.6. Протокол заседания Совета академии Художеств от 9-10 декабря 1849 г.

261. Пировано К. Размышляя об искусстве. В кн.: История мирового искусства М.: БММ АО, 1998. 724 с.

262. Платонов K.K. Проблема способностей М., 1977. 246 с.

263. Плотниокв Ю.А. Теоретические проблемы дизайна Рига, 1979. 61 с.

264. Подласый И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996

265. Полевой В.Н. Двадцатый век М.: Советский художник, 1989. 456 с.

266. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998

267. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании //Сборник научных статей. М., 1998

268. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. K.M. Гуревича. М., 1981

269. Психология процессов художественного творчества Д.: Наука, 1980. 285 с.

270. Психология. Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

271. Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991

272. Развитие образования и науки на пороге XXI века //Сборник научных сообщений. СПб - 1997

273. Разумный В.А. Эстетическое воспитание, сущность, формы, методы М., 1996. 331 с.

274. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции М., 1972

275. Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов М., 2000

276. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности //Вопросы психологии. М., 1995. № 1. С. 13-24

277. Рерих Н.К. Обитель света М.: Международный центр Рерихов, 1992

278. Родин A.M. Педагогика. М., 1996. 193 с.

279. Романов В.Н. Историческое развитие культуры М., 1991

280. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т.1. 608 с.

281. Ростовцев H.H. Рисунок. Живопись. Композиция М.: Просвещение, 1989. 207 с.

282. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973.185 с.

283. Руднева Т. И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1996.-421 с.

284. Рябченко A.M., Кульпина Т.И., Добышева В.П. Педагогический мониторинг эффективности воспитательной системы школы, Ростов-на-Дону, 1997

285. Сабашников Е. История мирового искусства М.: БММАО, 1998

286. Седунова JI.M. Проблемы искусства в современном образовании /Преподаватель. Журнал Совета по педагогическому образованию при МОРФ, 2001, №1

287. Селезнев И.Ф. Дизайн Минск: «Вышнэйшая школа», 1978., 265 с.

288. Сергеева JI. А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета. Дисс.канд. пед. наук. - JL: ЛГУ, 1984. - 198 с.

289. Сластенин В. А. Антропологический подход в педагогическом образовании. // Народное образование. 1994. - № 9-10. - С. 124-126.

290. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1998

291. Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегиипрофессиональной подготовки учителя //Национальные ценности образования: история и современность М, 1996

292. Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1991. - 148 с.

293. Советский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1990

294. Современная западная философия. Словарь М, 1991

295. Соколова Р.И. О новом мировоззрении //Искусство и образование. №4 (18) 01. С. 44

296. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка) М, 1998

297. Союз художников СССР М, 1957. 604 с.

298. Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: ЭКСПО-Пресс, 1999

299. Столович JI.H. Прекрасное в жизни и в искусстве М.: Политиздат, 1964. 70 с.

300. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства М.: Искусство, 1985

301. Таборелли Дж. В поисках искусства В кн.: История мирового искусства М.: БММ АО, 1998. 724 с.

302. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия //Педагогика. 2000 - № 2. - С. 3-10

303. Теплов Б.М. Психология М.: Просвещение, 1966. 189 с.

304. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства М.: «Прометей, 1990. 180 с.

305. Толстой JI.H. Искусство как передача эмоций //Современная книга по эстетике М, 1957. 235 с.

306. Толстой JI.H. Литература, искусство М.: Современник, 1978. 272 с.

307. Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. 1996 - № 4.

308. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей: теория и диагностика М., 1994. 62 с.

309. Труды академии художеств М.: Искусство, 1983. 270 с.

310. Тряпицына А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса //Проблемы результативности образовательной деятельности. СПб., 1997. С. 13

311. Туник Е.Е. Диагностика креативности: тест Е.Торренса. СПб.: ИМАТОН, 2000

312. Тучалаев С.Т. Научно-педагогические основы развития начальной национальной школы Дис. док.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. 442 с

313. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 г.г. -апрель 2000 г.

314. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»

315. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.

316. Фолькельт И. Современные вопросы эстетики СПб.: Изд-во журнала «Образование», 1900. 240 с.

317. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения Дис. докт.пед.наук в виде научн.доклада Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994

318. Холмяжский JI.M., Щипанов A.C. Дизайн М.: Просвещение, 1988. 240 с.

319. Хрестоматия по истории педагогики /Под общей ред. Е.А. Каменева. М.: Госучпедиздат, 1936.- T.IV. 526 с.

320. Художественное творчество Л., 1983. 220 с.

321. Цветаева М. Об искусстве М.: Искусство, 1991. 479 с.

322. Человек в зеркале культуры и образования М., 1989

323. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Дис. док.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 442 с

324. Шацкий С.Т. Искусство как элемент детской жизни: Революция и дети. Материалы и документы М., 1986. С. 145-168

325. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М., 1998

326. Шиянов E.H. Гуманизация Образовательной и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие М.: Ставрополь, 1991. 180 с.

327. Щекатунова А.Д. Образовательная модель «школа школа искусств» как личностно-развивающаяся система: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Волгоград, 1995. 22 с.

328. Эгепанаиотиди Эстетическое и художественное образование //Искусство и образование. №2(16) 01. С. 11

329. Элькин Д. Г. Психология в университете. // Вестник высшей школы. 1969. - № 6. - С. 14-16.

330. Эстетика и производство /Под ред. Л.Новиковой М.: МГУ, 1969. 248 с.

331. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

332. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя /Сост. Г.С. Лабковская М.: Просвещение, 1983. 304 с.

333. Юнг К.Г. Человек и его символы С-Пб., БСК, 1996

334. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дисс. д.п.н. М., 1984. 32 с.

335. Яблокова Л.В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления //Преподаватель. 2000 - № 4.

336. Якимович А. Утопии XX века //Вопросы искусствоведения. М. -1 - 96 - 640 с.

337. Industrist Ocsign, 1962, № 1,р.62

338. R. Roger Remington, Lisa Bodenstedt American Modernism: Graphic Design 1920 to 1960 Laurence King Publishing, 2003.192p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.