Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Барциц, Рауф Чинчорович

  • Барциц, Рауф Чинчорович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 543
Барциц, Рауф Чинчорович. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 543 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Барциц, Рауф Чинчорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Эстетическое воспитание в процессе обучения эстампу.

1.1 Основные задачи эстетического воспитания в художественно-педагогическом образовании.

1.2 История вопроса в совершенствовании эстетического воспитания в процессе подготовки художника-педагога.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2 Теоретическая база специальной и профессиональной подготовки на занятиях эстампом.

2.1 Эстамп в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.

2.2 Важнейшие художественные средства эстампа, значение и роль их в эстетическом воспитании.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ГЛАВА 3 Методика специальной и профессиональной подготовки художника-педагога на занятиях эстампом.

3.1 Содержание методики проведения занятий по эстампу на художественно-графических факультетах.

3.2 Психолого-педагогические установки и их значение в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

ГЛАВА 4 Совершенствование теории и практики обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов

4.1 Изучение эффективности обучения эстампу в графических мастерских.

4.2 Методика обучения эстампу на художественно-графических факультетах в педагогических вузах.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов»

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время принципиально меняются взгляды на содержание и структуру таких важнейших составных частей социальной инфраструктуры, как наука, культура и образование. В этих условиях проблема подготовки художника-педагога является весьма острой для развивающейся системы общего образования, а проблема эстетического воспитания и художественного образования, проблема развития творческого потенциала художника-педагога выступает как объективная социальная потребность общества.

Это связано, прежде всего, с новыми ориентирами, целевыми установками в воспитании и образовании. Перемены, происшедшие в современном обществе, обнажили несоответствие уровня подготовки педагогических кадров требованиям, предъявляемым к современному специалисту — художнику-педагогу. Возрастающая роль эстетического воспитания, в системе художественного образования, переход педагогического образования на гуманистическую парадигму обуславливают необходимость нового подхода, создания новой программы и новой методической системы, которые смогли бы обеспечить успешную подготовку специалиста широкого профиля, владеющего различными видами изобразительного искусства, современными технологиями и методиками преподавания художественно-графических дисциплин в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

Новые социальные ориентиры в системе образования предполагают необходимость подготовки в высшей школе широко образованного, творчески мыслящего специалиста, способного работать в различных типах средних и средних специальных учебных заведений (колледжах, лицеях, школах и пр.), умеющего реализовывать в повседневной практике новые системы художественного образования.

В комплексе общеобразовательных проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, всегда актуальны те установки, которые закладывают основы специального художественно-графического мастерства. В овладении этим мастерством художественная и печатная графика (эстамп) занимает особое место. В теории это - глубокое знание своего дела, на практике - способность свободно оперировать этими знаниями; уметь в ходе обучения создавать творческую атмосферу, соблюдать последовательность в реализации поставленных задач.

Систематические занятия различными видами и подвидами печатной графики, изучение техники и технологии искусства эстампа активно влияют на процесс формирования эстетического вкуса учащихся. В процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики студенты художественно-графических факультетов педагогических вузов получают теоретические знания и практические навыки в работе над созданием графической композиции, знакомятся с традициями и приемами художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорт -травленый штрих, монотипия, литография и т. д.). Практическая деятельность студентов в мастерской графики на занятиях по предмету «графическая композиция» является основополагающей, так как активно способствует эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся, развивает творческие способности в области графической композиции, активизирует творческое мышление.

Эстетические, социальные, нравственные, искусствоведческие аспекты художественного образования, которые послужили нам основой для создания теоретической базы нашего исследования, разрабатывали: М.М. Бахтин, JI.M. Баткин, В.В. Бычков, Т.К. Вагнер, В.В. Ванслов, Б.Р. Виппер, Д.С. Лихачев, А.И. Шахова, С.Г. Петрова, В.Н. Прокофьев, В.А. Разумный, Н.А. Кушаев и др.

Определяя состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся и молодежи средствами художественной и печатной графики, а также процесса учебно-творческой деятельности по предмету графическая композиция» во время практических занятий в мастерской графики, мы обратились к научным трудам отечественных ученых. Это исследования Н.Н.Анисимова, А.Д. Алехина, Г.Г.Виноградовой, В.К. Лебедко,

B.В.Корешкова, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Н.С.Боголюбова, Н.Н.Ростовцева, Н.И.Ткаченко, А.С.Хворостова, Е. В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др. по использованию изобразительного и печатного искусства графики в общей системе учебного, творческого и воспитательного процесса художественно -графических факультетов педагогических вузов, а также средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.

Роль художественной и печатной графики на занятиях по предмету «графическая композиция» в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов отражена в трудах Б.Клабуновского, В.А. Еремина, М.И. Сухарева, А. Мажуга, В. Есипо-ва, Н. Алимасовой и др. Для нашего исследования были не менее важны работы следующих ученых-педагогов по теории и практике воспитания:

C.А. Архангельского, Ю.К. Бабанского, И.П. Волкова, И.Д. Зверева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.И. Новиковой, И.Т. Огородникова, М.Н. Скат-киной, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского.

Существенным образом нам помогли работы в области психологии художественного творчества таких авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, В.П. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Якобсон и др.

Анализ научной литературы и практический опыт художников-педагогов показывает, что к проблеме использования художественной и печатной графики в педагогической практике обращались многие исследователи. Тем не менее все еще недостаточно раскрыты важнейшие вопросы обучения и воспитания средствами художественной и печатной графики - эстампа именно в условиях работы художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Очевидным является и то, что учебно-творческая деятельность и воспитательный процесс на занятиях по предмету «графическая композиция» в мастерских графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов нуждаются в комплексном изучении и глубоком исследовании всех их аспектов. В этой связи крайне важны исследования, раскрывающие теорию и практику обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом.

Сегодня на практических занятиях по эстампу, как правило, чаще осуществляется «простое» изучение этого вида графики, т. е. происходит выполнение элементарных упражнений и заданий в том или ином материале печатной графики. При таком положении дел слабо раскрывается композиционное содержание темы, без внимания остается эстетическая и художественная сторона обучения. Как следствие этого не в должной мере решается задача по формированию личности современного учителя изобразительного искусства.

Тщательное изучение и анализ проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, средних и высших специальных художественных заведений в области художественной и печатной графики позволили определить цель, объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, наметить его задачи и методы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по эстампу.

Объект исследования - эстетическое воспитание и художественное образование студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по художественной и печатной графике - эстампу.

Предмет исследования - методика преподавания художественной и печатной графики (эстампа), пути и способы повышения профессиональных и специальных знаний и умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Изучение и анализ философской, искусствоведческой, научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, опыта работы на художественно-графическом факультете в графической эстампной мастерской позволили сформулировать гипотезу - занятия «графической композицией» могут выступать эффективным средством эстетического воспитания и художественного образования студентов, если:

1. Эстамп будет представлен как особая форма художественного (графического) постижения мира и окружающей нас действительности;

2. Изучение истории эстампа направить на решение важнейших задач эстетического воспитания и художественного образования;

3. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно -графических факультетов будет базироваться на передовых технологиях психолого-педагогической, эстетической и философской наук прошлого и настоящего времени;

4. Методическая модель обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом будет обоснована и подтверждена как теоретически, так и практически - результатами многих экспериментальных исследований, проведенных в различное время и в разных вузах.

Общей методологической базой и теоретической основой исследования явились труды ведущих ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения, исследования по проблемам эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Чтобы решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования, автор опирался на следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научных методических работ по рассматриваемой проблеме;

- изучение и анализ учебных программ средних общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведений;

- изучение исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование в период экспериментальных занятий;

- анализ учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики, (наброски, зарисовки, эскизы, рисунки, оттиски, выполненные в той или иной технике эстампа), а также анализ творческих работ профессиональных художников-графиков, известных мастеров печатной графики;

- опытно-экспериментальная работа в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов;

- анализ творческой работы в области художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорт травленый штрих, монотипия, литография и т. д.).

Организация и этапы работы.

Исследование проводилось в несколько этапов - с 1993г. по 2001г. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 9 лет. Основная работа проходила на базе мастерской графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Ml И У). В экспериментальной работе участвовали студенты художественно-графического факультета Mill У, студенты факультета живописи Московского открытого социально-педагогического института (МОСПИ), студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МПУ), а также студенты художественно-графического отделения педагогического факультета Абхазского государственного университета (АГУ).

В эксперименте принимали активное участие в общей сложности 250 студентов (1-5 курсы).

Первый этап (1993-1995 гг.) - поисково-творческий. В этот период определялась тема исследования, обосновывалась ее актуальность. Изучались и анализировались опубликованные материалы, посвященные эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-графических факультетов средствами художественной и печатной графики. Выявлялись роль и значение творческих способностей на занятиях по эстампу в мастерской графики, проводился анализ практической работы студентов над созданием графической композиции в технике печатной графики. Изучался опыт работы ведущих педагогов кафедры рисунка, специализирующихся в области графической композиции в технике художественной и печатной графики в мастерской эстампа. Определялась методология исследования, разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы, исследования, определялось содержание экспериментальных занятий.

Второй этап (1995-1997 гг.) - на этом этапе осуществлялась подготовка теоретической и практической базы для проведения опытно-экспериментального исследования. Продолжалась теоретическая работа, направленная на поиск более эффективных путей и методов преподавания и обучения художественной и печатной графике в мастерской эстампа. Проводилось опытно-экспериментальное обучение студентов художественно-графических факультетов. Уточнялось содержание учебных теоретических и практических занятий, заданий по самостоятельной работе вне мастерской эстампа. Проводился широкий эксперимент со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета с целью дальнейшего всестороннего изучения техник и технологий, материалов печатной графики для создания графической композиции в технике эстампа. В 1997 году защищена кандидатская диссертация на тему:

Специфика методов преподавания художественной графики на художественно - графических факультетах педагогических вузов».

Третий этап (1997-1999 гг.) - посвящен экспериментальной работе, проходившей в мастерской печатной графики со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Mill У), факультета живописи Московского открытого социально-педагогического университета (МОСПИ), факультета изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета (МЕТУ). На этом этапе осуществлялось дальнейшее изучение передового педагогического опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, шла проверка и уточнение путей и методов развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе учебно-творческой деятельности в мастерской эстампа. Было определено место и выявлена роль эстетического воспитания и художественного образования средствами печатной графики в системе подготовки художника-педагога. Опубликованы учебные и методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов, разработаны программы по специализации «Художественная графика-эстамп». Было продолжено изучение методической, педагогической, психологической, исторической, философской, искусствоведческой литературы по теме исследования. Завершен контрольно-проверочный эксперимент.

Четвертый этап (1999-2001 гг.) - завершающий. На этом этапе были проведены анализы результатов теоретического и экспериментального исследований, проделана большая работа по обобщению научно-теоретических и практических результатов докторской диссертации.

Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась в следующих направлениях:

- изучался уровень эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов на занятиях по предмету «графическая композиция»;

- определялся исходный уровень развития художественной и графической подготовки студентов художественно-графического факультета;

- велось наблюдение за процессом обучения (беседы с ведущими художниками-педагогами, специалистами в области художественной и печатной графике, студентами);

- анализировался уровень развитости эстетических потребностей, эстетического вкуса и суждений учащихся (опытно-экспериментальная работа).

Указанные направления дополнялись различными приемами вспомогательного характера с целью:

- изучения и развития некоторых скрытых сторон проявления творческой активности студентов во время занятий графической композицией в мастерской эстампа;

- определения уровня развитости творческих способностей студентов (воплощение замысла графической композиции в том или ином материале печатной графики) методом психологических установок;

- изучения и анализа результатов учебно-творческой изобразительной деятельности студентов в мастерской графики с целью определения их композиционной и творческой активности в области эстампа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешное осуществление эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов возможно при условии всестороннего расширения содержания учебно-творческой и воспитательной работы на основе использования традиций классического искусства художественной и печатной графики.

2. Успех в обучении художественной и печатной графике-эстампу обусловлен творческим использованием взаимосвязей между различными видами изобразительного искусства, оптимальным соотношением теоретических и практических занятий, степенью в постижении и усвоении языка искусства графики, умением применять приобретенные знания и технические навыки в творческих работах.

3. Художественная и печатная графика в сочетании с занятиями по другим специальным видам изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка) обладает большими потенциальными возможностями в систематическом развитии творческих способностей. Целенаправленная научно-обоснованная реализация этих возможностей на практических занятиях в мастерской печатной графики выступает как педагогическая необходимость.

4. Разработанный и апробированный в ходе эксперимента метод педагогических установок активизирует развитие творческих способностей студентов на занятиях по предмету «графическая композиция».

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены возможности художественной и печатной графики как специфических форм художественного отражения окружающей нас действительности, как важнейшего средства эстетического воспитания и художественного образования учащихся.

2. Теоретически обоснована методическая модель эстетического воспитания и художественного образования в процессе учебно-творческой деятельности студентов в мастерской эстампа, определена их роль в формировании у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов устойчивого интереса к художественному графическому творчеству.

3. Найдено оптимальное соотношение содержания теоретических основ и практических заданий в программе по эстампу, проанализирован характер направленности и качество преподавания художественной и печатной графики в мастерской эстампа.

4. Дан анализ современного состояния учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики, определены пути совершенствования теоретической и практической подготовки будущих художников-педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в:

- в теоретической разработке содержания комплексной системы непрерывной специальной и профессионально-методической подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики (эстампа) на занятиях по предмету «графическая композиция»;

- в теоретической разработке целостной системы специальной профессиональной подготовки художника-педагога средствами эстампа, опирающейся на комплексный и личностно-деятельностные подходы, последовательного изучения основ эстампа в мастерской графики;

- в изучении специфики специальной и профессионально-методической подготовки художников-педагогов в области эстетического воспитания и художественного образования в системе специальной и профессиональной подготовки средствами эстампа;

- в выявлении закономерностей развития творческих способностей средствами художественной и печатной графики-эстампа как важнейшего фактора, способствующего повышению уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;

- в разработке и экспериментальной проверке комплексной системы индивидуальной, самостоятельной, учебно-творческой и научно-исследовательской работы студентов на занятиях по эстампу, с учетом необходимости повышения уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;

- в экспериментальном подтверждении возможности эстетического образования и художественного образования средствами эстампа в системе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов с помощью педагогических установок.

Содержание и организационные формы учебно-творческой деятельности мастерской графики обусловлены его организующей ролью как центра эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графического факультета.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки научно-обоснованных и экспериментально проверенных методических материалов по художественной и печатной графике (монография, учебное пособие, программы по эстампу, программы аттестации учебной деятельности, вопросы к зачетам и экзаменам, темы курсовых и дипломных работ и т.п.);

2) предложенная автором система специальной и профессиональной подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики распространена и внедрена в практику учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики художественно-графического факультета;

3) полученные результаты теоретического и экспериментального исследования, которые обеспечиваются основными положениями педагогики и психологии, солидной экспериментальной базой, доказали обоснованность разработанной новой программы по художественной и печатной графике.

Апробация результатов исследования.

Основное содержание и материалы исследования рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка и Ученого совета художественно-графического факультета; Ученого совета Московского педагогического государственного университета; научно-методических конференциях; ежегодных научно-практических конференциях «Научные чтения Mill У» (с 1993 по 2001гг.).

Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе в мастерской художественной и печатной графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Поскольку они апробировались в практической деятельности на занятиях по предмету «графическая композиция» в процессе обучения студентов художественной и печатной графике (эстампу), то нашли свое отражение и в учебно-творческой деятельности дипломников кафедры рисунка (специальные курсы и практикумы). Кроме того, данные материалы активно использовались студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МГТУ), студентами факультета живописи Московского социально-педагогического института (МОСПИ) в период проведения опытно-экспериментальной работы.

Разработанные и экспериментально подтвержденные в ходе исследования научные материалы диссертации внедрены в практику в виде пособия для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: (Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). М.:, Прометей, 1999 . 104 е.: ил.); монографии «Художественная графика. Введение в методику преподавания». (М.:, Прометей, 1999. 208 е.; ил.).

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, используемой автором в ходе исследования, приложения, и целого ряда экспериментальных творческих работ студентов, Mill У, МПУ, МОСПИ, выполненных в разных техниках художественной и печатной графики (гратгография - имитация офорта, линогравюра, гравюра-сухая игла, офорт-травленый штрих, монотипия, литография). В приложении представлены примерные тематические планы, программы для студентов художественно-графических факультетов, требования к курсовой работе, программа специализации по эстампу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Барциц, Рауф Чинчорович

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4

В рассмотренной главе определяются методические основы системы проведения занятий и совершенствования обучения эстампу, уточняются задачи курса предмета «графическая композиция». В ней обозначены условия и средства обеспечения развивающих процессов применительно к художественной и печатной графике (эстампу) на художественно-графических факультетах педагогических вузов, анализируется связь форм и методов работы со студентами.

На основе полученных результатов констатирующего и поискового экспериментов была осуществлена разработка методики обучения студентов художественно-графического факультета по графической композиции (раздел «печатная графика-эстамп»). Она предусматривает систему теоретических и практических, взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга занятий в учебных мастерских и самостоятельную учебно-творческую деятельность студентов художественно-графических факультетов во внеучебное время.

В процессе обучающего эксперимента нами были выявлены основные направления учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики:

1. Определены педагогические установки, содержание установочных занятий по изучению основ художественной и печатной графики (эстампа);

2. Проведены теоретические занятия по графической композиции со студентами с наглядным показом иллюстративного практического материала из фонда мастерской печатной графики.

3. Определено содержание практических занятий по эстампу, уточнено направление программных занятий по изучению и приобретению практических навыков и умений в области художественной и печатной графики.

4. Осуществлялось практическое руководство самостоятельной, домашней работой учащихся по поиску и выполнению подготовительного материала (наброски, зарисовки), поиску и разработке эскизов и упражнений, заданий с целью создания графической композиции.

5. Разработана серия специальных фронтальных и индивидуальных заданий и упражнений для учащихся с целью глубокого практического изучения и освоения техники и материалов печатной графики (эстампа).

6. Разработаны основные методические принципы поэтапного и последовательного выполнения практических упражнений и заданий в разных видах и техниках эстампа.

7. Упорядочен наглядный иллюстративный материал, а также создан методический фонд с оттисками для каждого вида и техники эстампа с целью проведения теоретических лекционных занятий, бесед и обсуждений в мастерской эстампа.

8. Осуществлена реконструкция помещения мастерской и упорядочены участки учебно-творческой деятельности студентов по всем основным видам печатной графики, приведен в порядок наглядно-методический материал эстампной мастерской.

9. Организована и действует постоянная выставка дипломных работ студентов, а также экспозиция наглядно-методического материала поэтапной работы над созданием графической композиции в материалах эстампа с подробным описанием техники и технологий выполнения.

10. Расширены наглядно-методические возможности поиска подготовительного материала мастерской графики, разработаны наглядные пособия для последовательной и поэтапной работы над рисунками и эскизами в области графической композиции, определены наглядные формы и методы их поэтапного воплощения в той или иной технике печатной графики в виде стендов с подробным описанием технологии изготовления.

11. Изданы учебное пособие, монография с иллюстрациями.

12. Опубликована учебная программа с полным перечнем тем и вопросов по печатной графике, необходимых требований к проведению зачетных (контрольных) практических заданий и для теоретических заданий самоконтроля , а также список специальной литературы.

13. Подготовлены и изданы материалы основных требований курсовых работ для студентов 3-го курса, проведения экзаменационных просмотров по графической композиции в области практической деятельности студентов в эстампе.

14. Организованы индивидуальные и групповые текущие просмотры и обсуждения композиционно-графических работ после выполнения практических заданий и упражнений в техниках эстампа.

15. Проведены итоговые экзаменационные просмотры по всем программным заданиям в технике печатной графики за каждый семестр.

16. Отобраны лучшие работы студентов по эстампу для фонда графической мастерской. Кроме того, организованы и проведены итоговые семестровые графические выставки по эстампу в мастерской печатной графики.

17. Организовано групповое посещение выставок произведений графики, музеев, галерей, а также графических мастерских художественных вузов Москвы, художественно-графических факультетов педагогических вузов страны, мастерских известных художников-графиков, мастеров печатной графики.

18. Обобщен и проведен анализ результатов исследования в области художественной и печатной графики (эстампа).

Экспериментальное обучение учащихся проходило в мастерской графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. В эксперименте принимали участие студенты художественно-графического факультета Mill У, студенты факультета живописи Московского социально-педагогического института и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета общим количеством 250 человек. В рамках этого эксперимента проходила активная целенаправленная учебно-творческая деятельность студентов по изучению основ печатной графики. Активное участие в экспериментальной учебно-творческой работе принимали в основном студенты 1-4-х курсов и дипломники кафедры рисунка всех вышеназванных вузов.

Взаимосвязанная и систематизированная композиционно-графическая работа в технике эстампа способствовала развитию и совершенствованию профессиональных качеств и творческих способностей учащихся в процессе занятий по предмету «графическая композиция» в области печатной графики, а именно:

• усвоению студентами необходимых специальных и профессиональных знаний в области графической композиции в материале печатной графики;

• овладению теоретическими и практическими знаниями в области теории, истории и методики обучения эстампу; расширению общей культуры.

• приобретению специальных и профессиональных умений и навыков в процессе поиска, разработки и воплощения эскиза в тот или иной материал печатной графики;

• развитие образно-выразительных способностей, фантазии, интуиции, эмоциональной и зрительной памяти, художественного вкуса, и др.

• развитию профессиональных, художественно-творческих способностей;

• развитие индивидуальной эмоциональной и зрительной памяти, художественного вкуса, культуры суждений и поведения;

• Приобретению специальных и профессиональных качеств, умений и способностей в овладении навыками практического исполнительского мастерства художника-графика.

Следует констатировать, что признание студента главной действующей фигурой учебно-творческого процесса на занятиях по графической композиции предполагает создание оптимальных условий для его развития. Это особенно важно для подготовки будущего художника-педагога, которая начинается еще на подготовительном этапе, до поступления на факультет. Педагогическая деятельность является творческой, поэтому подготовка к ней должна максимально стимулировать развитие творческих способностей студентов, особенно в процессе обучения основам художественной и печатной графики. Однако это возможно, если эстетическое воспитание и художественное образование будут строиться как исследовательская и творческая деятельность участников учебного процесса.

Выявление и развитие личностного ценностного опыта студентов, опора на их потенциальные природные данные и возможности позволяют сменить пассивную позицию учащегося на активную, художественно-творческую деятельность в процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики. И решение этой проблемы прямо связано с технологиями обучения, методикой преподавания художественной и печатной графики (эстампа) в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов. Не только содержание, но и методы обучения должны способствовать развитию творческих способностей и возможностей студентов. Следовательно, необходимо как можно чаще ставить их в позицию исследователя, направлять их к поиску разнообразных путей решения поставленных педагогом учебно-творческих задач.

Методика эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа в условиях мастерской графики не только влияет на уровень усвоения теоретических знаний и элементарных практических умений и навыков, но и является фундаментальной основой повышения уровня специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Методической особенностью специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов является то, что теоретические и практические занятия в мастерской графики направлены не только на перспективу, связанную с выбором будущей педагогической и творческой деятельности, но и на реальную сегодняшнюю жизнь студентов, которая корректирует поведение и действия учащихся согласно интересам и требованиям нового времени. В мастерской печатной графики значительная часть учебно-творческой деятельности проводится по нестандартной методике, которая стимулирует активность студентов, и развивает их творческие способности, предоставляет им возможность для творческого самовыражения и самоопределения, приобщает к исследовательской и творческой деятельности. Занятия графической композицией в мастерской эстампа показывают и носят ярко выраженный творческий характер обучения эстампу. Следовательно, такие занятия позволяют более эффективно решать учебно-творческие задачи эстетического воспитания и художественного образования в процессе специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Анализ теории и практики специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов и накопленный опыт работы в экспериментальных группах со студентами 3-4 курсов художественно-графического факультета МПГУ, студентами 1 -3 курсов факультета живописи МОСПИ, студентами 1-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел МПУ показал, что творческое использование разных типов нестандартных, учебно-творческих занятий по эстампу, в основе которых лежат принципы целостного обобщенного подхода к обучению графической композиции в области эстампа, развития интуиции и художественного вкуса, соблюдения связи теории с практикой, формирования специальных профессионально значимых качеств личности, углубленного познания педагогического и творческого труда, весьма продуктивно и перспективно.

Это позволило достигнуть: активизации познавательной деятельности учащихся; развития интеллекта, чувственно-эмоционального восприятия, в частности, художественно-творческого образного мышления студентов.

В процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по эстампу была успешно использована методика познавательной коллективной деятельности, в основе которой лежит посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей, посещение мастерских известных художников, мастеров искусства графики, организация выставок студенческих работ по эстампу на факультете и в мастерской графики и т. д.

Можно также выделить систему занятий, связанных с развитием литературного, художественно-графического творчества: «издание» журнала или книги с иллюстрациями, составление макета и художественно-графического оформления литературных произведений зарубежных и отечественных писателей, классиков, иллюстрирование и красочное оформление детской книги или журнала, встречи с интересными творческими людьми, в частности, с художниками - педагогами и т.д.

Следует подчеркнуть, что важнейшая методическая особенность занятий по эстампу - выполнение практических учебно-творческих и творческих работ как непосредственно на занятиях, так и в качестве домашних заданий. Однако практика показывает, что студентов увлекают вариативные и творческие упражнения, требующие нестандартного, оригинального применения знаний на практике в области эстампа (к примеру, составление графической композиции на свободную тему с целью ее воплощения в той или иной графической технике).

Анализ полученных результатов нашего исследования подтвердил, что проблема специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов напрямую зависит от уровня сформированности композиционного мышления и образного представления. Если таковые отсутствуют, то у многих студентов возникают проблемы с самостоятельными заданиями. Отсутствие целенаправленной ежедневной работы во внеучебное время по выполнению набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению, домашних рисунках и эскизах тормозят процесс овладения специальных навыков и умений.

Данное обстоятельство усугубляется тем, что учебных пособий по художественной и печатной графике катастрофически не хватает. Наша опытно-экспериментальная работа в мастерской графики по изучению основ эстампа позволяет утверждать, что из-за отсутствия в учебном плане должного количества часов по предмету «графическая композиция» основная учебная нагрузка приходится на внеурочное время. В этой связи в нашем исследовании в целях эффективности обучения мы вынуждены были ориентироваться главным образом на самостоятельную работу, индивидуальные домашние задания.

Самостоятельная учебно-творческая деятельность с элементами художественного, композиционно-графического и творческого труда, как правило, напрямую не управляется преподавателем, однако косвенное руководство, безусловно, необходимо. Прежде всего, это проведение консультаций разного характера, создание психолого-педагогических ситуаций, в которых студент может играть различные роли, выступать в качестве лидера учебно-творческой группы в мастерской графики на занятиях по эстампу, участника художественной выставки, художника-педагога, художника-графика, иллюстратора книг и журналов, организатора художественной выставки, встречи с известными деятелями культуры и искусства, ведущими художниками-педагогами.

В связи с этим нами были выявлены и обоснованы некоторые методи-ко-педагогические условия, обеспечивающие достижение положительных результатов от включения студентов в художественно-творческую деятельность, как то:

• добровольность участия в предлагаемом (избранном) виде деятельности, (в частности, в создании эстампа); позитивная ее мотивация;

• выбор темы, объекта композиционно-графической деятельности, выразительных графических средств, выбор конкретного вида печати, технологий и техники эстампа;

• постоянное, постепенное усложнение видов деятельности от уровня исполнительского до художественно-творческого;

• индивидуально ориентированный выбор техники и технологии эстампа, характера заданий и упражнений с учетом интересов самого студента;

• создание благоприятной ситуации в мастерской графики с целью успешного решения поставленных задач в области эстампа;

• сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности в мастерской эстампа в области графической композиции; ознакомление с ее результатами, например, показ серии графических работ, выполненных в том или ином виде эстампа;

• контакт с художниками профессионалами, художниками-педагогами, с видными деятелями образования и культуры, посещение мастерских художников, графических мастерских художественно-графических факультетов, мастерских факультетов графики художественных вузов, музеев, выставок, галерей и т.д.

• сочетание организационных форм включения студентов в педагогическую деятельность (педпрактика) с межличностным общением, имеющим творческую и педагогическую направленность;

• необходимость в художественно-графической, творческой и педагогической деятельности студентов для учреждений образования и культуры.

Анализируя полученные результаты нашего исследования, мы можем таким образом утверждать, что существенную роль в учебно-творческой работе студентов на занятиях графической композицией играет специальная и профессиональная подготовка учащихся средствами эстампа. Это, в частности, относится к работе с элементами художественной, композиционно-графической и педагогической деятельности. Она прежде всего способствует профессиональному самоопределению учащихся. Кроме того, дает студентам возможность глубже познать будущую профессию, увидеть ее привлекательные и негативные стороны, наконец, позволяет решить еще одну важную проблему: сформировать и развить профессионально значимые качества. Однако, развивающий эффект обучения достигается не автоматически, а при соблюдении ряда педагогических и методических условий организации учебно-творческой деятельности по эстампу в мастерской графики.

В нашем научно-экспериментальном исследовании деятельность с элементами будущего художественно-творческого, педагогического труда изначально рассматривалась как важный компонент профессиональной и специальной ориентации учащихся. Однако долгое время эстамп не имел широкого использования в организации учебно-творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. На наш взгляд это объясняется тем, что графика как особый вид изобразительного искусства нуждается в сложных, трудоемких и к тому же эффективных практических занятиях, проводимых под руководством преподавателя

Следовательно, особенности организации процесса учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики таковы:

• изучение разнообразных видов печати, техник и технологии печатной графики;

• поэтапное освоение и воплощение графической композиции в тот или иной материал эстампа;

• широкое использование выразительных возможностей эстампа в разнообразных практических работах, формирующих умения и навыки учащихся, а также развивающих профессионально значимые качества личности.

Однако, несмотря на многообразие форм и специфические особенности организации учебного процесса по эстампу в мастерской графики, у них есть много общего с другими специальными художественно-графическими дисциплинами. Прежде всего это - стремление отойти от стандартной, шаблонной и скучной организации учебы, от тяготения только к ученическим классным формам работы, необходимость построения учебного процесса с учетом интересов и желаний студента. Во-вторых, это стремление подготовить своих учеников к вузовским формам учебно-творческой работы, начать адаптацию к обучению в высшей школе. В-третьих, это использование таких форм работы, которые позволяют учащимся проявить максимальную активность, самовыразиться средствами художественной и печатной графики.

Таким образом, сравнительно раннее включение учащихся в художественно-творческую, композиционно-графическую деятельность на занятиях графической композицией в области художественной и печатной графики с элементами творческого и педагогического труда (при условии ее правильной организации) поможет достичь существенных результатов в профессиональной подготовке художника-педагога.

1. Формирование композиционно-графических, «сочинительских», исполнительских способностей личности будущего художника-педагога предполагает целостный, обобщенный подход к обучению графической композиции в области эстампа;

2. Методическая система обучения студентов художественной и печатной графике (эстампу) должна включать задачи, современные формы и методы специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже подчеркивалось в нашем диссертационном исследовании, изменения, происшедшие в последнее время в современном обществе и затронувшие буквально все стороны жизнедеятельности человека и его основу основ — образование, заставили нас по-новому взглянуть на проблему эстетического воспитания и художественного образования учащейся молодежи средствами художественной и печатной графики Имея к этой проблеме самое непосредственное отношение, мы в своей работе провели изыскания в этой области, которая нам более всего знакома. Это - обучение художественной и печатной графике и эстетическое воспитание посредством ее в процессе самого обучения, а также развитие в процессе художественного образования творческих способностей учащихся.

Исследование проблемы использования эстампа в качестве важнейшего вида искусства печатной графики в эстетическом и художественном образовании студентов показывает, что с первых дней создания и функционирования художественно-графических факультетов - эстамп как один из особых, специфических видов отражения, осмысления и освоения окружающей нас действительности (линограюра, ксилогравюра, монотипия, гравюра-сухая игла, офорт-травленый штрих, литография и др.) представляет широкие художественно-образные, композиционно-графические возможности для профессионального и личностного формирования художника-педагога. Несмотря на наличие положительного опыта в этом плане, мы можем констатировать тот факт, что современное состояние проблемы обучения студентов эстампу и уровень ее развития имеют недостатки. В этой связи нами было предпринято научно обоснованное теоретическое и экспериментальное исследование.

В исследовании осуществлялось изучение многолетнего опыта работы со студентами трех московских вузов - МПГУ, МОСПИ, МПУ, а также со студентами Абхазского Государственного университета(АГУ).

Работа была направлена на выявление возможностей эффективного использования потенциала художественной и печатной графики в деле эстетического воспитания и художественного образования. В ходе работы :изучено и проанализировано современное состояние теории и практики обучения эстампу в деле эстетического воспитания и художественного образования. Кроме того, признано целесообразным вести методическую, учебно-воспитательную, учебно-творческую работу со студентами художественно-графических факультетов, использовать ее в учебно-творческой деятельности в процессе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов. На этой основе обобщен педагогический опыт обучения и воспитания средствами эстампа, учитывая сознательное и творческое отношение каждого студента к учебно-творческой деятельности, так как создание графического образа в технике эстампа неразрывно связано с развитием творческих способностей;

• осуществлено научно-теоретическое обоснование специфических особенностей эстетического воспитания и художественного образования средствами художественной и печатной графики в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов. Выявлено, что процесс эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа существенным образом отличается от подобного процесса в других областях изобразительного искусства. Ведь здесь существует своя специфика: формы выражения, стиль и язык изображения, пластика, штрих, тон и цвет, методы, традиции. В самобытном и специфическом содержании занятий используются традиционные, классические виды и подвиды печатной графики (эстампа);

• определены место и роль занятий по художественной и печатной графике в общей системе эстетического воспитания и художественного образования в процессе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов, в формировании у учащихся устойчивого интереса к композиционно-графической деятельности, к изучению техник и технологий печатной графики, развитию разносторонних умений и навыков;

• исследование доказывает ,что использование эстетического наследия и современных образцов художественной и печатной графики, национальных художественных традиций разных стран и эпох, также учет специфических особенностей отдельного вида печати и техники эстампа, применение разных техник и технологии на занятиях графической композицией в мастерской графики оказывает активное влияние на формирование эстетического вкуса и художественной культуры учащихся;

Анализ результатов проведенного исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу, констатировать успешное достижение поставленных целей и задач, сформулировать основные выводы

1. Эстетическое воспитание и художественное образование средствами художественной и печатной графики на художественно-графических факультетах должно предполагать широкое общегуманитарное культурное развитие учащихся на основе овладения ими программными дисциплинами по изобразительному искусству. Это позволяет развить у студентов способность к художественно-графическому, композиционному осмыслению окружающей нас действительности, расширить их кругозор, воспитать художественный вкус, чувство пластики, ритма, пропорции, эстетическое восприятие действительности.

2. Комплексные практические и теоретические занятия по эстампу по разработанной нами экспериментальной программе совершенствования специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов с целью подготовки художников-педагогов доказывают, что развитие общей художественной культуры и художественного вкуса студентов, как и их профессионализм в области эстампа, необходимы для целенаправленного изучения основ художественной и печатной графики. Кроме того, занятия графической композицией в области эстампа способствуют осмыслению различных видов печати, техники и технологии эстампа, освоению определенных операций поэтапного воплощения графической композиции в тот или иной материал печатной графики. Эстамп также помогает приобретению навыков практической работы с материалами художественной и печатной графики, вырабатывает способность подходить творчески к выполнению различных заданий и упражнений, создает в мастерской графики художественно-творческую атмосферу, способствует развитию творческих способностей.

На основе выявления психологических, общепедагогических, методологических, методических требований разработано и научно обосновано содержание занятий художественной и печатной графикой (как в теоретическом, так и в практическом плане). Для работы с учащимися были использованы методы создания установок, сопровождавшие каждое аудиторное или домашнее, практическое или теоретическое, самостоятельное занятие, каждое учебное задание.

Характерная особенность апробировавшейся методической системы заключалась в том, что занятия или задания не работают отдельно друг от друга, они лишь в единстве, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, развивают комплекс художественно-графических способностей в области создания графической композиции в технике эстампа. Кроме того, они способствуют развитию творческих способностей, созданию идейного композиционного замысла, осмысленному владению языком печатной графики, изобразительными приемами композиции в соответствии с содержанием будущего произведения. Познание особенностей печатной графики - эстампа как вида изобразительного искусства, в котором главной целью является эффективное воздействие на процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся, ориентировано на специфические условия мастерской графики.

Проведенное экспериментальное исследование позволило обосновать теоретическую базу исследования, где первоосновой, т.е. «фундаментом», являлось представление об учебно-творческом процессе как о познавательно-созидательном, включающем в себя образное познание окружающей нас действительности, закрепление результатов познавательной деятельности, создание нового, раннее не существовавшего, воплощение его в художественные образы средствами эстампа. Подтвердилась также практическая целесообразность применения в организационно-методической работе моделирующего процесса учебно-творческой деятельности студентов, проявлением которого является процесс осмысления и практического создания графической композиции в том или ином материале печатной графики. Следовательно, необходимо строить обучение на основе последовательного и поэтапного изучения основ художественной и печатной графики, осмысления тех доступных видов печати, техник, технологий и материалов эстампа, которые посильны студентам для освоения и выполнения в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов.

3. Процесс обучения художественной и печатной графике-эстампу на занятиях по графической композиции в мастерской графики основывался на современном подходе к этому виду искусства как одному из важнейших и специфических форм освоения окружающего мира и действительности, учитывающем особенности психологического развития учащихся

Существующие индивидуальные различия уровня развития творческих способностей, специальных изобразительно - выразительных умений и навыков, степени профессиональной пригодности учащихся предопределили строго дифференцированный поход к разработке и внедрения системы упражнений и заданий в процессе обучения графической композиции. Было установлено, что если условие и методы плохо расчленены в представлении студента, если в них не выделены и не отделены друг от друга все основные составляющие элементы, проработанная методика поэтапного последовательного дифференцированного решения поставленных композиционнографических задач, воплощения графического изображения в материал печатной графики была в ходе эксперимента апробирована и дала некоторые весьма положительные результаты.

4. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют, что наиболее эффективна методика обучения графической композиции, основанная на комплексном подходе к воспитанию и обучению студентов. Успех экспериментально-поискового обучения обуславливался следующими факторами:

• наличием хорошо разработанной программы по графической композиции, содержащей четко дифференцированные задачи и цели для того или иного уровня восприятия и решения учебных композиционно-графических задач;

• созданием базового наглядно-иллюстративного материала, активным и своевременным применением этого методического фонда на учебных и учебно-творческих занятиях по художественной и печатной графике;

• наличием стремления студентов к осознанному усвоению научно-теоретических знаний и практических умений и навыков на занятиях в мастерской графики;

• формированием и закреплением практического сочинительского и исполнительского опыта учащихся в ходе выполнения учебных подготовительных пробных упражнений и заданий;

• выполнением учебно-творческих упражнений и заданий по графической композиции, в которых решались конкретные целевые аспекты проблемы (например, умение «замыслить» графический эскиз в тот или иной материал печатной графики).

Экспериментально-опытное обучение показало, что в нашем исследовании предлагаемая система заданий и упражнений с широким комплексным подходом к проблеме обучения художественной и печатной графике, а также целенаправленное руководство процессом обучения оказывают существенное влияние на уровень развития творческих способностей студентов и на повышение уровня приобретаемых ими теоретических знаний, практических специальных умений и навыков целенаправленного обучения

5. В ходе исследования автором прослежена история развития художественной и печатной графики. Это прежде всего такие виды, которые связаны с книжной графикой и с графикой прикладного характера, которые по своим техническим и технологическим показателям, возможностям можно использовать в современных условиях мастерской графики художественно-графических факультетов. Совершенствование исполнительского мастерства, навыков практической работы над эскизами, сбор материала требуют профессионального умения работать в различных графических техниках эстампа, профессионально использовать их выразительные возможности. Следовательно, развитие «мышления в материале» является одной из главных целей процесса обучения.

6. Выявлены специфические формы и методы эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов с активным использованием средств художественной и печатной графики, характерные для условий мастерской печатной графики, где развиваются эмоциональное восприятие, зрительная память, творческая интуиция, способность к представлению. В ходе исследования было найдено оптимальное соотношение практических навыков и теоретических знаний в содержании занятий, осознана степень сложности, выработана последовательность выполнения эстампа. Кроме того, определена продолжительность работы, ее цели и задачи. Апробированы как учебные, так и внеучебные формы организации учебно-творческой деятельности студентов, позволяющие активно воздействовать на эстетическое воспитание и художественное образование, где обязательно развиваются эмоциональное восприятие, чувства, развиваются способности к работе над замыслом композиции в процессе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.

7. Исследованием подтверждено, что совершенствование системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией возможно, если активно использовать в процессе учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики основные виды в подвиды художественной и печатной графики. В ходе исследования сформированы и апробированы методические основы эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа, позволяющие существенным образом повлиять на повышение общего уровня профессиональных знаний, подразумевающих, в первую очередь, знание теории истории искусства, в том числе графической композиции и печатной графики в целом, знание в области техники и технологии эстампа, повышение уровня этих знаний, использование выразительных возможностей эстампа.

8. Активное использование метода моделирования учебно-творческого процесса, с помощью которого активизируется художественно-познавательная деятельность учащихся, совершенствуется художественно-образное мышление, воображение, наблюдательность, эмоциональные реакции, обогащается ассоциативное мышление, формируется и развивается художественный вкус студентов, совершенствуются профессиональные стороны творческой личности учащихся, кроме того, совершенствуются практические умения и навыки работы в различных техниках эстампа, умения профессионально использовать специфические знания печатной графики и их выразительные возможности.

Таким образом, можно констатировать, что учебно-творческая работа под руководством ведущего преподавателя кафедры рисунка по художественной и печатной графике по исследованной проблеме способствует и активизирует процесс достижения главной цели - формирование развитой, активной творческой личности, улучшение специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Надеемся, что некоторые положения нашего исследования станут подспорьем в работе художника — педагога - теоретика и практика, позволят ему углубить содержание процесса преподавания художественной и печатной графики как предмета, помогут скорректировать подготовку будущих профессиональных кадров художественной педагогики в области дизайна, также в художественно-творческой деятельности специалиста в области художественной и печатной, прикладной и книжной графики, дизайна.

Хотя в нашей педагогике накоплен определенный опыт преподавания художественной и печатной графики, сложились различные (или противоположные) точки зрения (что вполне правомерно), порой взаимоисключающие одна другую - в аспекте целенаправленности, целесообразности тех или иных способов обучения. Может быть, наши изыскания позволят преодолеть некоторые противоречия или отчасти снять их, применив к методике развития графических способностей целый комплекс взаимодополняющих, взаимопроверочных, взаимооценочных способов.

Конечно, единственно верного, единственно совершенного метода на все случаи обучения не существует. Их множество; они вариативны. Но все они имеют по прежнему один критерий - практику, которая и подтверждает их истинность или ложность. Сравнительный анализ результатов предпринятого нами эксперимента свидетельствует о существенном сдвиге (в экспериментальных группах студентов) в положительную сторону в формировании отдельных сторон творческих способностей, связанных непосредственно с художественной и печатной графикой в частности и расширением мировоззренческого кругозора в целом.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Барциц, Рауф Чинчорович, 2001 год

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. -М.: Сов. художник,- 1968.-288 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: 2-ое изд. М.: АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Сокращ. пер. с анг. В.Н.Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестак. -М.: Прогресс, 1974.-392 е.; ил.

4. Аксенов К.Н. Рисунок. В помощь художнику-оформителю. -М.: Панорама, 1990. 192 е., ил.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1984.-160 е., ил.

6. Алехин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 159 с.

7. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. —М.: Знание, 1973. -48 е., ил.

8. Алберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. -М.: Изд-во Всес. Акад. Арх., 1937.

9. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1997. - 302 с.

10. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Наука, 1968. - 320 с.

11. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.

12. Анисимов В.И. Гравирование цветных офортов и эстампов. II б., 1992. -94 е., ил.

13. Анисимов Н.Н. Основы рисования: учебное пособие для вузов М.: Стройиздат, 1977. - 168 с.

14. Ардимасов О. Линогравюра // Художник. № 8.- 1982. - с.60-62.

15. Арнхейм М.П. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1977. -392 с.

16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М., 1994.

17. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. -М.: Наука, 1964. 103 е., ил.

18. Арагон Луи. Анри Матисс./Роман/ Перевод с фр. Л.Зониной. -М.: Прогресс, 1981 Т. 1. - 240 ч., ил.

19. Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1978. -48 с.

20. Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества: Учеб. Пособие. -М: Высш. шк., 1984.-127 с.

21. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. Знание, 1976.-40 с.

22. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: обще дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 256 с.

23. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.

24. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Знание, 1978.-48 с.

25. Бабаева Ю., Лейтес Н. Психология одаренности детей и подростков. -М.: Академия, 1996. -416с.

26. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

27. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. -М.: Сов.художник, 1980.- 393с.

28. Баку Розелин. Французский рисунок ХУШ века. Пер. с франц. Т.А.Савицкой: Серия: « Рисунки старых мастеров», вып. 14. -М.: Изобразит. Искусство, 1985. -96с., ил.

29. Баллер Э.А. О культуре и культурности. —М.: Знание, 1966. 96с.

30. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. -М.: Академия художеств СССР, 1963. 298с.

31. Бардин К.В. Проблемы порогов и чувствительности и психофизические методы. -М.: Наука, 1976. 384 с.

32. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. -Петроград: Изд-во Петр.ж-ла «Внешкольное образование», 1919. -34с.

33. Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики //Научное творчество. /Под ред. С.Р.Микулинского и М.Г.Ярошевского. -М.: Наука, 1969.-С. 167-220.

34. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: метод.руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. -М.: Просвещение, 1979. -194с., ил.

35. Баскова И.А. Как возможно творческое мышление?/ Рос. акад. наук, Инт. философии. -М., 1993.

36. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет. -М.: Просвещение, 1971. -419 с.

37. Беда Г.В. Живопись. -М.: Просвещение, 1986. 190 с.

38. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М: Просвещение, 1981. 239 с.

39. Берштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255 е., ил.

40. Блок А. Об искусстве. М., 1980. - 126 с.

41. Богачкина Л.Г., Богачкин Б. М. Линогравюра в школе: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983. 226 с.

42. Бродский И.А. Репин -педагог. -М.: Изд-во Ах СССР, 1960.-128с.

43. Брушлинский А.В. О некоторых методах моделирования в психологии //Методические и теоретические проблемы психологии. -М.:1969. с.246-273.

44. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975. 175с.46.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.