Толерантность как принцип культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Магомедова, Елена Васильевна

  • Магомедова, Елена Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Ростов-на-ДонуРостов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 133
Магомедова, Елена Васильевна. Толерантность как принцип культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2000. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Магомедова, Елена Васильевна

Введение

1. Толерантность: сущность, структура, механизмы формирования

1.1. Предпосылки актуализации толерантности как философско-мировоззренческой проблемы.

1.2. О сущности и механизмах формирования толерантности как социокультурного феномена.

1.3. Происхождение толерантности (терпимость у истоков истории).

1.4. Толерантность в системе универсалий культуры.

2. Толерантность в различных сферах человеческой деятельности

2.1. Толерантность в политике

2.2. Веротерпимость как форма толерантности.

2.3. Толерантность в этнонациональных отношениях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность как принцип культуры»

Актуальность исследования проблемы толерантности непосредственно связана с событиями последних десятилетий как в нашей стране, так и во всем мире. Локальные войны и террористические акты, толпы беженцев и преследование национальных меньшинств - убедительное свидетельство того, что долго накапливавшаяся и сдерживаемая энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к "инаковости", которая отождествляется с чуждостью, а потому вызывает неприязнь, страх и нетерпимость, - эта энергия сегодня вырвалась наружу. Мы в настоящее ff U II W W время вступили в период воины всех против всех - воину против людей, пользующихся другим языком, исповедующих другую религию, придерживающихся другой системы ценностей. На глазах происходит нравственное одичание человечества. В мире бушует нетерпимость. Но ведь ясно и то, что без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, специальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга.

1996 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Проблема толерантности обсуждалась на ряде конференций и симпозиумов как в нашей стране, так и за рубежом, ибо сегодня в большей степени, чем когда либо толерантность - не просто отвлеченный философский идеал и надуманный теоретический конструкт, а практическое условие выживания. Если не культивировать терпимость, остается только взаимное уничтожение. v Значимость исследования проблемы толерантности повышается в связи с тем, что на первый взгляд идея толерантности проста и очевидна. Порой кажется, что достаточно провозгласить: "Люди, будем терпимы к друг другу и нашим различиям, будем жить дружно и все возникающие проблемы и противоречия решать за столом переговоров, иначе не будет ни выигравших, ни проигравших". Но не тут-то было. В действительности идея толерантности гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: во-первых, она исходит из определенных предпосылок и влечет ряд следствий. При этом толерантность может существовать в разных формах, а соответственно иметь разные следствия; во-вторых, проблема толерантности напрямую связана с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся проблемы сущности человека, его идентичности, возможностей и границ познания, общения и взаимопонимания и т.д.; в-третьих, реализация идеи толерантности в массовом сознании сопряжена с трудностями практическими, связанными с формированием в обществе ряда установок, относящихся к пониманию человека и его познания, как-то: установка на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость навязывания своих идей и убеждений путем принуждения и силы, исходящая из понимания относительности многих собственных суждений. Такие установки появились, а тем более укоренились исторически сравнительно недавно, а, следовательно, далеко не во всех существующих обществах. Так, например, история нашей страны явно не создала предпосылок для культивирования толерантности. У нас до сих пор многие предпочитают единомыслие, будь оно конфессиональное или идеологическое, тогда как плюрализм и толерантность воспринимаются как моральная слабость и беспринципность.

На современном этапе общественного развития всё большее значение приобретает рост целостности мира, что предполагает принятие общих ценностных предпосылок. Поиск базовых основ для взаимопонимания выдвигает на первый план проблемы, связанные с анализом и уточнением понятия толерантности. Следует также отметить, что процессы социокультурного брожения, активно происходящие в нашей стране, разрушили мировоззренческий стержень отечественной культуры, значительно дегуманизировали отношения между людьми. Попытки реставрации "единственно правильного" мировоззрения не могут быть плодотворными в наше время. Однако ситуация идейного разброда, взаимного отчуждения не может исчезнуть сама собой. Здесь должна сказать свое слово и теоретическая мысль социально-гуманитраного направления/За последние годы среди теоретиков- обществоведов вызревает мысль, что цель, приемлемая для всех, с необходимостью должна исключить непримиримую конфронтационность и опираться на тезис о толерантности.

Сказанное выше доказывает важный практический смысл реализации идеи толерантности. Однако для того, чтобы решить вопрос о создании практических предпосылок (социальных, культурных, психологических) ее укоренения и культивирования в обществе, следует дать теоретический анализ проблемы толерантности, эксплицировать общее понятие толерантности.

Степень научной разработанности npi "

Проблема толерантности как филос ?еская в философское поле исследования вышла сравнительно недавно из-за отсутствия ранее необходимых для ее тематизации в общественном сознании предпосылок. Этим обусловлено отсутствие ее всестороннего позитивного исследования. Тем не менее, в социально-философской, культурологической и политологической литературе можно отметить попутный анализ, интересующей нас проблемы в работах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, М. Бубера, Г.-Г. Гадамера, К. Лоренца, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, М.С. Когана, Дж. Остина, И.С. Кона, О.Г. Дробницкого и др. в процессе решения иных исследовательских задач.

Изменение социально-экономической и политической ситуации в последние десятилетия, как в нашем обществе, так и в ряде зарубежных стран сформировало благоприятные условия для всестороннего теоретического исследования феномена толерантности. Более того, общая политическая обстановка (и российская в частности) сделала изучение данной проблемы даже необходимым. В российской философской литературе проблема толерантности находится в начальной стадии разработки, когда большое количество материала публикуется в периодической печати и в социально-философских сборниках в качестве предварительной информации для дальнейших философских разработок. Как правило, эти материалы представляют собой анализ толерантности в определенных областях человеческой жизнедеятельности и общие размышления о необходимости принятия толерантности как основного принципа взаимоотношений людей на любом уровне, о признании толерантности одним из главных условий выживания современного человечества. Таковы статьи В. А. Тишкова, А.Г. Шемякина, О. Д. Шемякиной, А.С. Ахиезера, М.П. Мчедлова, А. Гельмана, А.П. Назаретяна, Г.С. Померанца, М.П. Капустина, К.С. Гаджиева и др.

Наиболее разработанным аспектом проблемы толерантности является на сегодня вопрос о веротерпимости, который поднимали еще Дж. Локк, Вольтер, Б. Спиноза и др. в Западной Европе, а в России к веротерпимости призывали Вл. С. Соловьев, Н. Лосский, П. Мансуров, А. Хомяков, И. Ильин, Н. Бердяев, А. Шестов и др. Проблема толерантности в религии освящена также в трудах следующих современных российских авторов: B.C. Поликарпова, В.А. Поликарповой, Р.А. Бессмертного, М.П. Мчедлова, А.А. Ткачевой, А. Меня, А. Абдулгани, Ю.А. Шрейдера и др.

В меньшей степени освящена проблема толерантности в политике и в национально-этнических отношениях. Ее косвенно затрагивают при решении других исследовательских задач в процессе анализа этих сфер человеческой жизнедеятельности Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, Е.Б. Арефьева, Г.Г. Дилигенский, И.С. Кон, Г. Гусейнов, Д. Фурман, И. Крупник, И. Гасанов, Ю. Бромлей, Р. Подольных, В.П. Макаренко, А.Г. Здравомыслов и др.

Попытка теоретического анализа самого понятия "толерантность" предпринята О. Хёффе, Ю.А. Ищенко, P.P. Валитовой, И.В. Ксенофонтовым, В.А. Лекторским, И. Иовелом.

Признавая значимость уже проведенных исследований феномена толерантности, автор стремится внести свой вклад в разработку этой крайне актуальной проблемы.

Целью диссертационного исследования является проведение философско-культурологического анализа понятия и феномена толерантности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- выявить предпосылки актуализации толерантности как философско-мировоззренческой проблемы;

- определить сущность феномена толерантности и механизм его формирования в обществе;

- развести понятия терпимости и толерантности;

- проанализировать связь толерантности с другими универсалиями культуры;

- исследовать функционирование толерантности в разных сферах человеческой деятельности.

Методологические принципы исследования. Динамика диссертационного исследования основывалась на принципах диалектического мышления. В работе использован историко-философский метод, заключающийся в реконструкции тех или иных исторических условий, породивших различные представления о терпимости как одной из начальных форм толерантности. Автором использованы также принципы системного и компаративного анализа, принцип взаимосвязи материальных и духовных факторов в развитии социальной действительности и метод научного обобщения.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- определена сущность толерантности как принципа культуры;

- рассмотрены механизмы формирования толерантности как социокультурного феномена;

- проведена классификация отрефлектированных форм толерантности;

- выявлены причины, затрудняющие перевод толерантности из формы ценности в форму практического принципа в политических, духовно-религиозных и этнонациональных отношениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в процессе философско-культурологического анализа артикулирована проблема толерантности, определена сущность толерантности как принципа культуры и как социокультурного феномена.

Практическая значимость работы заключается в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании феномена толерантности. Полученные результаты применимы в процессе преподавания культурологии и социально-философских дисциплин, что должно способствовать культивированию в обществе на уровне индивидуального и общественного сознания толерантности как ценности и практического принципа.

Апробация работы. Диссертация прошла апробацию на научной конференции Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (Зерноград, 1999г.), на межрегиональной научно-теоретической конференции "Социальные проблемы и перспективы: история, теория, практика" (Новочеркасск", 1998). Основные результаты исследования отражены в двух публикациях, каждая объемом 2 печатных листа и двух депонированных статьях, объемом 19 и 20 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Магомедова, Елена Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования толерантности как социокультурного феномена могут быть сделаны следующие выводы. Для актуализации проблемы толерантности в качестве философско-мировоззренческой необходимо наличие следующих предпосылок: автономизация внутреннего мира индивида, сильное личностное начало в человеческой деятельности, саморефлексия сознания над своими собственными основаниями, возможность сохранения целостности личности при её противоречивой сущности, признание свободы выбора как имманентного акта личности, хотя бы общее решение проблемы предела терпимости.

Толерантность - это принцип в котором проявляется целостность культуры. Толерантность проводит эту целостность через многообразное поле деятельности субъектов самой разной модальности, которое выливается в сосуществование. Поэтому культура сохраняет себя как целостность.

Экзистенциальное осмысление проблемы толерантности, дополненное рационально-логическим анализом, позволяет установить, что толерантность может пониматься как нравственная ценность ("просветительское" понимание) и как правовая норма. Условием реализации последней является признание равенства статусов (правового и морального) взаимодействующих субъектов, что предполагает способность индивида признать "человеческое" в Другом, который представлен через "иное" в культуре. Следовательно, становление толерантности есть становление "человеческого" в человеке. В зависимости от исходных предпосылок исследователя, толерантность может анализироваться как теоретический конструкт (В. А. Лекторский) и как практический принцип отношений между взаимодействующими субъектами (И. Йовел). При этом отрефлектированные формы толерантности могут быть классифицированы в диапазоне от безразличия и снисхождения до взаимообогащающего диалога. В таком случае, употребляемое на обыденном уровне понятие "терпимость", есть не что иное как одна из форм толерантности - неразвитая, неполноценная толерантность.

Анализ толерантности в системе универсалий культуры показал, что толерантность и насилие, понимаемое в инструментально-технологическом смысле, представляют собой диалектическое единство, насилие для своей реализации требует определения системы претерпевающих объектов -субъектов. Тем самым очерчивается круг терпимых объектов - субъектов, следовательно насилие само предполагает и определяет предел толерантности. Взаимосвязь толерантности и ненасилия как ценностно-нормативной системы выражается принципом "кустового развития". Толерантность и плюрализм характеризуют с разных позиций идеал справедливого и свободного устройства общества; взаимосвязь толерантности и деспотизма просматривается в том, что толерантность является средством предотвращения деспотизма в любых его формах.

Реализация толерантности как практического принципа в сфере политики связана с характером вводимых в обществе норм и с равнозначностью субъектов политических отношений, которая возможна лишь в мировой и внешней политике. В сфере внутренней политики толерантность как практический принцип наиболее оптимальным образом реализуется в условиях демократического режима, функционирование которого возможно лишь в обществе, где толерантность культивируется как ценность и на уровне индивидуального, и на уровне общественного сознания.

Анализ толерантности в сфере религиозных отношений показал, что толерантность как веротерпимость есть сущностная характеристика любой религии как формы мировоззрения до той поры и в той степени, пока и насколько религия не оформляется в социальный институт вследствие установления сильнои централизованной государственной власти. В таком случае религиозная толерантность возможна лишь в интересах государства и с санкции государства.

Принцип толерантности является достаточным основанием для разрешения этнических конфликтов, так как толерантность в её полноценной форме делает возможным сосуществование различных ценностей на основе взаимного признания и взаимного уважения, даже при условии взаимного неприятия. Трудность реализации принципа толерантности в сфере этнонациональных отношений сопряжена с различным пониманием терпимости в рамках разных культурных традиций, неблагоприятными социальными условиями и административно-насильственным способом соединения этносов.

Исследование феномена толерантности в отечественной философии только начинается. Оно достаточно сложно, объемно, требует комплексного подхода. Представляет интерес анализ доктринальных предпосылок толерантности в мировых религиях. Темой самостоятельной научной работы может стать историко-философский анализ концепции толерантности западно-европейских и отечественных философов. Крайне необходимо философское исследование, имеющее целью выявление правил, по которым применяются правила толерантности. Это позволит определить механизмы формирования толерантного сознания и необходимые для этого социокультурные условия, которые в дальнейшем могут сознательно моделироваться для культивирования в обществе толерантности как ценности и её реализации в качестве практического принципа. Прогресс терпимости в мировом сообществе становится индикатором зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры,

Ill показателем нравственной высоты и уровня развития общественного сознания людей.

Основной результат диссертационного исследования в процессе философско-культурологического анализа артикулирована проблема толерантности, определена сущность толерантности как социокультурного феномена и принципа культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Магомедова, Елена Васильевна, 2000 год

1. Алексеев В. А. Постперестройка: несвободная совесть?: (Интервью, беседы с религ. деятелями, ст. о пробл. свободы совести и церковно-гос. отношениях в России). - М.: Изд. центр "Россия молодая", 1992. -62 с.

2. Антонова Е.В. Философское понимание свободы человека //Философия человека; диалог с традицией и перспективы. -М., 1988. -С.3-36.

3. Апресян Р. Г. Путчи нашего времени //Вопросы философии. -1995. -№ 5. -С.36-39.

4. Апресян Р.Г., Марченко Г. И. Размышления после конференции //Философские науки. 1990. -№11. -С. 54-60.

5. Арефьева Е. Б. Страны "третьего мира": клиенты или партнеры? //СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. -М.: Прогресс, 1990. -598 с.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. -М.: Мысль, 1983. 830 с.

7. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов //Общественные науки и современность. -1994. -№ 4.- С. 115-127.

8. Бахтин М. М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984 -1985. М.: Наука, 1986. - 249 с.

9. Бердяев Н. А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. -383 с.

10. Бердяев Н. А. Философия неравенства. -М.: ИМА-Пресс, 1990. -288 с.

11. Бердяев Н. А. Человек и машина //Вопросы философии. 1989. -№ 2. - С.147-160.

12. Бессмертный Р. А. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании //На пути к свободе совести. -М., 1989. -С. 122-171.

13. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 1. /Сост. М. А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. Ростов -на -Дону, "Феникс", 1995. -544 с.

14. Бубер М. Я и Ты //Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. -М.,1992. С.294-370.

15. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1989. -431с.

16. Быстров А. А. Роль идентификационных дихотомий "МЫ" и "ОНИ" в процессе политического самоопределения //Тезисы докладов Российской научно-практической конференции "Политические процессы в России: история и современность," 14-18 июня 1993. СПб., 1993.

17. Валенти О. Куда идешь человечество?: Если будешь так продолжать, от тебя не останется даже воспоминания: Пер. -Б. м., Б. г. (Б. м.: 1-я ТИН, 1992)- 119 с.

18. Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель //Вестник МГУ. Серия "Философия". 1996. -№ 1. -С. 33-37.

19. Васильев JI. С. История Востока: В 2-х т. Т. 2. -М.: Высш. шк., 1993. -494с.

20. Васильев JI. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традициях Китая //Китай: традиция и современность. -М., 1976. 335с.

21. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. - 340с.

22. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). -Ростов-на-Дону: Изда-во РГУ, 1995. -226с.

23. Вольтер. Бог и люди. Статьи, конфликты, письма. В 2-х т. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.-Т. 1.-441 с. '1. Т.2. -428 с.

24. Вольтер. Философские сочинения. : Пер. с фр./ Сост. и авт. вступ. ст. В.Н. Кузнецов.-М.: Наука, -750с.

25. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Гельдермен, Шлейермахер. -М.: Наука, 1989. -159с.

26. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. -367с.

27. Гайер Д. Насилие и история в посткоммунистическое время //Вопросы философии. -1995. № 5. - С. 26-32.

28. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и образ врага //Психология национальной нетерпимости. -Минск, 1998. С. 187-208.

29. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия //Вопросы философии. 1992. - № 3. -С. 54-64.

30. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14 т. : Т.4. -М.: Соцэкгиз, 1958. 440 с.

31. Гегель Г. В. Философские работы разных лет. В 2-х томах. Пер.с нем. Т. 2.-М.: Мысль, 1973. 630с.

32. Гефтер М. Конвергенция или мир миров? //Европа + Америка. 1991. -№ 2. -С.31-37

33. Гозман Л. Я. Психология перехода //Вопросы философии. -1995. -№ 5.-С. 19-21.

34. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-448 с.

35. Гольбах. Письма к Евгении. Здравый смысл. -М.: Изд-во Акад. наук СССР. - 1956.-455с.

36. Горский В. С. Историко-философское истолкование текста. -Киев: Наук, думка, 1981. 206с.

37. Госс-Майер X. Основы ненасилия: пояснение понятия, Пер. с нем. // Философские науки. -1990. № 11. С. 69-72.

38. Грани согласия конфликта: Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. -М.: Луч, 1992. -183с.

39. Губин В. Д. Русская культура и феномен насилия //Вопросы философии. -1995. -№ 5. С. 3-5.

40. Гудименко Д. В., Родионов А. Н. Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ //Мировая экономика и междунар. отношения.1993.-№ 7.-С. 129. -144.

41. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис ДИ - ДИК,1994.-544с.

42. Гуревич П. С. Муки диалога: К 100-летию со дня рождения М. М. Бахтина //Философские науки. -1994. № 4-6. С. 194 -201.

43. Гуревич П. С. Экзистенциализм Бубера //Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. -М., 1992. -С.371-377.

44. Гусейнов А. А. Мораль и насилие //Вопросы философии. 1990. - № 5.-С. 105-126.

45. Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. -1995. -№ 5. С.5-12.

46. Гусейнов А. А. Ненасилие и перспективы общества //Философские науки. 1990. -№ 11. -С.83-89.

47. Гусейнов А. А. 198 методов ненасильственных действий // Философские науки. 1991. - №12. - С. 33-41.

48. Гусейнов А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. -1992. -№3. -С.72-81.

49. Давидович В. Е. В зеркале философии. -Ростов-н/Д.,1997. -448 с.

50. Движение к экуменическому сознанию интервью с О. Романо Скальфи (Послесловие Ю. А. Шрейдера) // Вопросы философии. - 1991. -№5.-С. 87-94.

51. Демократизация культуры и новое мышление: Сборник статей. / Российская академия управления. Каф. Теории и истории культуры. -М., 1992.-144 с.

52. Дерюгин С. В., Осиповский Е. Г. Новый этап в развитии отношений между марксистами и христианами //Философские науки. 1990. -№ 2. -С.З-8.

53. Диалектика и диалог: Сборник статей. / Инст-т философии. М., 1992.- 121 с.

54. Дидро Д. Сочинения: В 2 т.: / Пер. с франц. М.: Мысль, 1986. - Т.2. - 1991.604 с.

55. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-352 с.

56. Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос. -М.: Витязь, 1995. 95 с.

57. Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир //Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977. 333 с.

58. Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989. - 286 с.

59. Жакупова Т. С. Политика и мораль. -М.: Рос. акад. управления, 1992. -94 с.

60. Заболоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания). -М.: Наука, 1989. 143 с.

61. Зандюолер X. И. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. -1999. № ". -С.35-50.

62. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. -Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вят. Кадрового центра, 79 с. (Социология конфликта).

63. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1997. - 286 с.

64. Золотухина-Аболина Е.В. В жерновах жестокости // Перспективы. -1990.-№ 5.-С. 55-64.

65. Золотухина Е., Золотухин В. Перестать ненавидеть // Дон. 1990. -№ 8.-С. 128-132.

66. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Изд-во Кузбасс. Гос. Техн. Ун-та, 1999. - 63 с.

67. Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве /Пер. с нем. Н. М. Берковский. М.: Искусство, 1978. -431.

68. Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. -М: Наука, 1990. -390 с.

69. Ильенков Э. В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991.-462 с.

70. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Избранное. Смоленск: Посох, 1995.-416 с.

71. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка: К теории социокультурных изменений //Социол. исследования. -1995. № 4. - С. 3-14.

72. Ионов И. Н. Теории цивилизаций на рубеже XXI века //Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - С. 127-138.

73. История древнего мира: Кн. 1. Ранняя древность. М.: Наука, 1989. -470с.

74. Ищенко Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема //Философия и социологическая мысль. -1990. -№ 4. С. 43-60.

75. Кант И. Трактаты о вечном мире. /Предисл. Ф. В. Константинова. -М.: Соцэкгиз, 1963.-278 с.

76. Кантор В. К. Насилие как провокация цивилизационных срывов в России // Вопросы философии. -1995. № 5. - С. 39-47.

77. Капустин М. П. Толерантность // СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. -М., 1990. С. 190-222.

78. Клямкин И. М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис: Политические исследования. 1994. - № 5. -С. 75-95.

79. Книга о Владимире Соловьеве: Сборник. М.: Советский писатель,1991.-511 с.

80. Кон И. С. Психология доброго поступка //Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1988. - С. 41-58.

81. Кон И. С. Психология социальной инерции //Коммунист. 1988. - № 1.-С. 64-76.

82. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.

83. Короткое В. JI. Мир как социально-философская проблема //Философские науки. -1996. -№ 1-4. С. 59 -74.

84. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта. -М.: Луч,1992.-213 с.

85. Кризис современной цивилизации: Выбор пути: Сборник обзоров. -М.: ИНИОН, 1992.- 124 с.

86. Ксенофонтов И.В. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991, № 12. - С. 41-53.

87. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетийя; М.: Логос, 1998. - 360 с.

88. Кузанский Николай. О мире веры // Вопросы философии. -1992. № 5.-С. 29-53.

89. Курц П. Запретный плод // Этика гуманизма. -М., 1993. С. 50- 62.

90. Лапин Н. И. Тяжкие годины России: Перелом истории, кризис, ценности, перспективы // Мир России. -1992. Т. 1., № 1. -С.5-37.

91. Лебон Г. Психология народов и масс //Диалог. 1992. - № 3 . - С. 2628.

92. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме //Вопросы философии. -1997. -№11. -С. 46-54.

93. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 110-121.

94. Локк Дж. Избранные философские произведения. В двух томах.-М.: Соцэкгиз, 1960. Т. 1. - 734 с. -Т. 2. - 532 е.

95. Лоренц К. Агрессия (так называемое "Зло") //Вопросы философии. -1992.-№3.-С. 5-38

96. Лоренц К. Агрессия (так называемое "Зло"). М.: Прогресс, Издат. фирма "Универс", 1994. - 269 с.

97. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества // Вопросы философии. 1992. - № 3. -С.39-53.

98. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. -М: Политиздат, 1991. -367 с.

99. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Тарт. ун-т, 1973.- 95 с.

100. Любутин К. Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 130 с.

101. Лурье С. В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. -1999. № 4.-С. 101-111.

102. Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших // Вопросы философии. -1992.-№3.-С. 66-71.

103. Макаренко В. П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. 448 с.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. -М.: Госполитиздат, 1961-827с.

105. Медушевский А. Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. - № 10. -С. 3-24.

106. Мир между религиями согласие в доме // Культура. -1993. - 13 ноября. - С. 4.

107. Мирский Г. И. Ещё раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и международные отношения. -1997. -№ 2. С. 12-22.

108. Мирский Г. И. "Общность судьбы" и национальное самосознание // Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№ 4. С.5-16.

109. Митрохин JI. Н. Религия и мы // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. - С. 307 - 340.

110. Монтень М. Избранное: Из "Опытов": Перевод. М.: Сов. Россия, 1988.-410 с.

111. Мотяшов В. П. Плюрализм: возможно ли единство? // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. - С. 77- 105.

112. Мохандус К. Ганди. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. -1992.-№3. С. 65.

113. ПЗ.Мчедлов М. П. Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль, 1998. -№ 5. - С. 59-69.

114. Мясников О. Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал. 1993. - № 6. - С. 26- 33.

115. На пути к свободе совести / Сост. и общ. Ред. Фурмана Д. Е. и О. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. - 496 с.

116. Наан Г. О митинговом экстазе, нетерпимости и кое-чем еще // Союз. -1990.-№51. С. 6, 19.

117. Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс? //Вопросы философии. 1992. - № 3. -С. 82-94.

118. Назаретян А. П. Опаснейший и злейший из зверей // Общая газета. -1996.-24-31 июля.-С. 3.

119. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы "Круглого стола" //Вопросы философии.- 1992.-№8.-С. 3-29.

120. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; К генеологии морали / Пер. с нем. Минск: Беларусь, 1992. - 333 с.

121. Ноттурно М. Открытое общество и его враги // Вопросы философии.- 1997.-№ 11.-С. 19-38.

122. О свободе человеческой воли: (А. Шопенгауэр, Е и Н. Рерихи): Диалоги мировоззрений. -М.: Знание, 1991. -63 с.

123. О человеческом в человеке: Сборник / Под общ. Ред. И. Т. Фрасова. -М.: Политиздат, 1991. 382 с.

124. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / Под ред. Р. Г. Апресяна. -М.: Аслан, 1996. 286 с.

125. Ортега и - Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. -1989. -№3.-С. 119-154; №4.-С. 114-154.

126. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям /Степин B.C., Гусейнов А. А., Межуев В. М. и др. // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1991. - С. 4-46.

127. Поликарпов В. С., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 576 с.

128. Померанц Г. С. Выход из транса. -М.: Юрист, 1995. 575 с.

129. Померанц Г. С. Иррациональное в политике //Вопросы философии. -1992.- №4. -С. 16-21.

130. Померанц Г. С. Опыт философии солидарности // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С.57-66.

131. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. -М.: Мысль, 1974. -487с.

132. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1966. -214с.

133. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. -1991.-№5.-С. 139-141

134. Проблема управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) -Саратов: ПАГС, 1998. 260 с.

135. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявский. -М.: Харвест, 1998. 560 е.

136. Раушенбах Б. В. Сквозь глубь веков //Как была крещена Русь. -М.: Политиздат, 1989. 320 с.

137. Рац М. В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии. 1999. - № 2. -С. 23-24.

138. Рашкова Р. Т. Ватикан и современная культура. -М.: Политиздат, 1989.-414 с.

139. Рашковский Е. В. Демократические ценности в странах Востока //Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 2. С. 150156.

140. Рашковский Е. В. На распутьях истории //Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 3. С.137-144.

141. Резаев А. В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та; Иваново: Полинформ, 1993. - 210 с.

142. Розанов В. В. Собрание сочинений. Сахарна / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1998. - 462 с.

143. Розов Н. С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм //Вопросы философии. -1999. -№ 2. С. 3-22.

144. Рубен А. Семинар практикум по ненасилию //Философские науки. 1991.-№ 12.-С. 29-33.

145. Румянцева Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск: Университетское, 1991. - 148 с.

146. Салмин А. М. Современная демократия: генезис, структура, культурные конфликты. Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. -М.: Наука, 1992.-333 с.

147. Сартр Ж. -П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 19&8. -544 с.

148. Свобода совести, религия, право (материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. -1994. № 12. С. 3-18.

149. Семененко И. И. Милосердие в конфуцианском учении. М.: Знание, 1989. - 63 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Философия. 10 /1989).

150. Силванян Г. Г. Апостол ненасилия // Философские науки. -1991. -№ 8. С.108 - 120 с.

151. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989. 350 с.

152. Скуратовский В. А. Культура межнационального общения: Проблемы регулирования и саморегулирования. Киев: Вища шк., 1991. - 253 с.

153. Современная буржуазная философия. М.: Высш. шк.,1978. - 582 с.

154. Соловьев В. С. Смысл любви: Избр. произведения. М.: Современник, 1991.-524 с.

155. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. /Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

156. Социально-культурные основания развития современной науки. -М.: Наука, 1992.-229 с.

157. СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. -М.: Прогресс, 1990. 598 с.

158. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. /Сост. ред. и вступит, ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 556 с.

159. Тишков В. А, Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 3 - 17.

160. Тишков В. А. О природе толерантности // Сегодня. -1995. -30 июня. -С. 5.

161. Тойнби А. Постижение истории /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. -736 с.

162. Фадеева Т. М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. 1992. - № 4. - С. 108-117.

163. Файвишевский В. А. Человек и агрессия //Общественные науки и современность. 1993. -№ 2. С. 92-105.

164. Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986.-542 с.

165. Философия истории: диалог культур: (Материалы 9 Всесоюзн. филос. чтений молодых ученых). М.: Философ, общ-во СССР, 1988. - 183 с.

166. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М.: Философ, общ-во СССР, 1988. - 286 с.

167. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992.-155 с.

168. Флора Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных славян: (Эпоха средневековья). -М.: ИСБ, 1992.- 157 с.

169. Форстер Э. М. Похвальное слово терпимости //Литературная газета. -1997.-23 июля.-С. 5.

170. Франк С. JI. Духовные основы общества: Сборник. М.: Республика, 1992.-510 с.

171. Франк C.JI. Философские предпосылки деспотизма //Вопросы философии. -1992. -№ 3. -С. 114-127.

172. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. -М.: Просвещение, 1989. 448 с.

173. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избр. сочинения. -М.: Медицина, 1991.-288 с.

174. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.

175. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. - 272 с

176. Фукуяма. Конец истории? // Вопросы философии 1990. - № 3. - С. 134-147.

177. Фурман Д. Карабахский конфликт: национальная драма и коммунальная склока // Психология национальной нетерпимости. -М., 1998. -С. 314.

178. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позд. периода творчества / Перевод. М.: Высш. шк., 1991. - 190 с.

179. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис: политические исследования. 1994. - № 1. - С. 23-34

180. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире //Философские науки. -1991. №12. -С. 16-28.

181. Цивилизации и культура. Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М.: Ин-т востоковедения, 1994. -415 с.

182. Цыганков А. П., Цыганков П. А. Плюрализм или обособление цивилизации? (Тезис Хантингтона о будущем мировой политики ввосприятии российского внешнеполитического сообщества // Вопросы философии. 1998. - № 2. - С. 18-34.

183. Чаадаев П. Я. Избранные сочинения и письма. -М.: Правда, 1991. -560 с.

184. Шарп Дж. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этнических конфликтов? // Философские науки. -1990.-№11.-С. 78- 82.

185. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Сборник работ / Пер. с нем.- М: Прогресс, 1992. 573 с. |

186. Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс. //Общественные науки и современность. -1998. -№ 4. -С. 49-61.

187. Шемякина О. Н. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей. //Общественные науки и современность, 1994. -№4.-С. 104-115. ;• if

188. Шеррер Ю. Переосмысление прошлого // Вопросы философии. -1995.-№ 5.-С. 22-26.

189. Шестопал Е. Б. Личность и политика: Критические очерки современ. зап. концепций социализации. М.: Мысль, 1988. - 203 с. f

190. Шлегель К. Новый порядок и насилие. // Вопросы философии. 1995. -№ 5. -С. 12-19.

191. Эта песня безумно долга // Независимая газета. 1994. - 24 февраля. -С.8.

192. Этика ненасилия: Материалы междунар. конференции (нояб. 1989) / « Отв. Ред. Р. Г. Апресян. М.: Б. и., 1991. - 242 с.

193. Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М.: Б. и., 1991. - 63 с.

194. Юнг К. Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 297 с. |

195. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

196. Michael Dummett. Tolerance/ //la tolerance aujourd'hui. Document de travail pour le XIXе Congres Mondial de Philosophie. (Moscou, 22-28 aout 1993) -Paris: UNESCO, 1993.-C.9-15.

197. Yovel Yirmiyahu. Tolerance as Grade and as Right, //la tolerance aujourd'hui. Document de travail pour le XIXе Congres Mondial de Philosophie. (Moscou, 22-28 aout 1993)-Paris: UNESCO, 1993. -C.l 13-127.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.