Топос русского жизненного мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Базаров Арсений Николаевич

  • Базаров Арсений Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 148
Базаров Арсений Николаевич. Топос русского жизненного мира: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». 2015. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Базаров Арсений Николаевич

Введение

Глава 1. Топическая составляющая структур Lebenswelt

1.1 Риторический инструментарий феноменологии в изучении Lebenswelt

1.2 Значимость топоса в становлении европейского Lebenswelt

Глава 2. Проекции русского жизненного мира

2.1 Нисходящий вектор движения русского жизненного мира

2.2 Восходящий вектор движения русского жизненного мира

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Топос русского жизненного мира»

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время человечество столкнулось с глобальным гуманитарным кризисом самоидентификации, выражающимся в непонимании собственного места в мире и невозможностью определения адекватной современности стратегии существования.

Кризис, на который обратила внимание, в первую очередь, европейская научная и философская мысль, стал предметом исследовательского интереса ряда философов - О. Шпенглера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса и др. Разрешение данного кризиса в контексте гуманитарной мысли может дать ключ к выработке продуктивных стратегий в организации жизни общества. При этом важно обратить внимание на то, что обозначенный кризис следует рассматривать сквозь призму кризиса европейского рационализма, а разрешение данного кризиса, по сути, является отправной точкой в разрешении целого ряда политических, культурных, социологических и антропологических проблем.

Так, Э. Гуссерль усматривает причины существующего кризиса в разрыве философии и науки, он определяет феноменологию как трансцендентальную философию, которая в его работах выступает гарантом универсального знания. Апеллирование Э. Гуссерля к опыту повседневности, по сути, снимает противоречие между эмпирикой и предельно обобщенными научно-теоретическими построениями и обращает внимание гносеологии на феноменологический концепт «жизненного мира». Lebenswelt в философии Э. Гуссерля выступает единственной средой, в которой возможно подлинное познание. Непосредственно данный «жизненный мир» долгое время существовал как заповедная, личная и исключительно субъективная среда, предельно психологизирующая любое познание, поэтому он был надежно защищен от философских экспансий. Вместе с тем нельзя не признать, что понимание структуры устройства жизненного мира позволяет сформировать наиболее полные и глубокие

3

представления о человеке, существенные для всего корпуса гуманитарных наук.

Заявленная тема видится нам тем более актуальной, чем отчётливее в современном мире проявляет свою несостоятельность и уже не кажется столь универсальной теория глобализации, которая только усугубляет противоречия, существующие в обществе. Сложившееся положение вещей создаёт условия для развития регионализма и оборачивается всплеском интереса философии к мысли, локализованной на конкретной географической местности под влиянием уникальных, свойственных только данной среде, политических условий. Отсюда появляется необходимость вести речь о русском жизненном мире как об особой среде повседневного опыта, берущей начало из «царства субъективного», но обладающего самостью, нашедшей своё отражение в культуре, языке и хозяйственной деятельности человека.

Философия русского космизма, которой посвящена существенная часть настоящей работы, выступает антиподом господствующей во второй половине XX века теории глобализма и является продуктом самобытного, регионального взгляда на мир и место человека в мире. Актуальность идей космизма, выработанных в «философии общего дела», видится нам наиболее отчетливо на фоне сокрушительных дезинтеграционных процессов, происходящих в мире и России в частности. Космизм, если его понимать как глобальную гуманитарную теорию, обладает довольно весомым консолидирующим потенциалом, напрямую касается вопросов самоидентификации человека как субъекта мирового порядка, в связи с чем, в свою очередь, также нуждается в глубоком осмыслении. Интерес к топике в представленном исследовании базируется на попытке подвергнуть сомнению устойчивое представление о географических константах, детерминирующих формы государственного устройства и конструкты социального взаимодействия субъектов, заключенных в единую географическую реальность. Рассмотрение русской топики в цивилизационном контексте

4

создаёт предпосылки для снятия назревающих в нашем обществе этнических, культурных, социальных, политических противоречий и генерирует потенциальные формы междисциплинарного взаимодействия для всего пространства гуманитарных дисциплин.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению жизненного мира в европейской философской традиции был обусловлен кризисом классической рациональности начала XX века, который выразился в отходе ряда мыслителей от традиционной эпистемологии в духе философии природы и обратил внимание исследователей на субъективный опыт, его представление в виде понятий, и касался вопросов приватного мира. Существенным свойством человека в рамках классического рационализма являлась способность делать ставку на разумное начало и исходить из рациональных и логических предпосылок как в духовной, так и в практической деятельности.

Несмотря на это трагические события истории XX века и мощные социальные потрясения наглядно продемонстрировали возрастающую роль иррационального начала в мышлении и поведении людей. Все более иррациональной становилась и сама общественная жизнь, что привело к отказу от идеалистических представлений о разуме как единственном критерии познания человека и общества. Впервые понятие жизненного мира представлено в лекциях Э. Гуссерля, которые позже вышли под названием «Природа и дух» в 1919 году, в которых он проводит различие между личностным миром, духовным миром и естественным миром, противопоставляет установки активной жизни естественнонаучным установкам, коренящимся в жизненном мире объекты и объективности жизненного мира - это предданный мир, коренящийся в субъективности. Его интересует предельный смысл понятий «природа» и «дух», причем источник изначального смысла этих регионов бытия он усматривает в донаучном опыте мира. Жизненный мир он рассматривает как мир, в котором мы живем,

мыслим, действует, творим1. Кризис, в котором находятся не только науки, но и все «европейское человечество», связан с тем, что наглядное восприятие мира, делающее явным любые смысловые конструкции, постепенно все больше подменялось в ходе развития западных наук определенными конструктами, живой смысл которых был утрачен.

В ранней философии Э. Гуссерля, а именно в лекциях «Природа и Дух», мы впервые встречаем термин жизненный мир (Lebenswelt), который в последствии распространяется на всё гуманитарное знание и разрабатывается внутри целого ряда не имеющих непосредственного отношения к феноменологии дисциплин, - таких как психология, логика, социология и др. Наибольшее распространение концепция жизненного мира находит в феноменологии Альфреда Щюца, в работах «Феноменология социального мира», «Структуры жизненного мира», «Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии». Заимствуя концепт Lebenswelt, Шюц изымает его из гуссерлианского «царства субъективного» и погружает в «царство повседневного». Опираясь на инструментарий понимающей социологии Макса Вебера, он выстраивает структуру жизненного мира, опирающуюся на перманентное переживание себя в мире таким образом, что жизненный мир в его феноменологии понимается как повседневность, пространство повседневного опыта. Шюц изучает, скорее, темпоральный аспект жизненного мира в его временности, так как повседневность гораздо ближе к каждодневности, нежели к строго очерченному участку пространства, в связи с чем мы не касаемся его работ подробно.

Немецкий философ Юрген Хабермас продолжает интегрировать феноменологический концепт Lebenswelt в структуру социологического знания. Взяв за основу ключевые установки «социального действия» Макса Вебера, Ю. Хабермас создает теорию коммуникативного действия, в которой

1 См.: Husserl E. Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1919 // Husserliana Materialband 4. Ed. M.Weiler. - Dordrecht, 2002. - P. 47.

6

жизненному миру отведена роль специфической познавательной среды как необходимого условия успешной социальной интеракции. В частности, в работах «Моральное сознание и коммуникативное действие» и «Философский дискурс о модерне» Ю. Хабермас показывает, как жизненный мир, будучи бессубъектным, постоянно воспроизводится в акте коммуникации субъектам, благодаря их действиям. В более поздних работах Ю. Хабермаса, в частности, в докладе «От картин мира - к жизненному миру», мы обнаруживаем попытку вернуть Lebenswelt в его изначальное феноменологическое русло посредством противопоставления жизненного мира научным абстракциям картин мира как возможного способа разрешения кризиса европейской науки. Впоследствии феноменологический концепт жизненного мира в преломлении к другим областям гуманитарного знания подвергается рефлексии довольно часто, особенно в рамках феноменологической социологии, - в трудах Б. Вальденфельса, П. Бергера, Т. Лукмана и др1. отношений лицом-к-лицу. Позитивный опыт непосредственных, межчеловеческих отношений Я и Другой, от существующего к существующему2.

Переходя к рассмотрению отечественных исследований, посвященных жизненному миру, следует отметить, что строгого представления концепта русский Lebenswelt именно в его национальном понимании не сложилось. Попытки поведать о русском жизненном мире или жизненном мире русских уводили исследователей от философского дискурса в области культурологи, этнологии, компаративистики. И чаще всего они представлялись в виде особенностей восприятия мира носителей того или иного национального характера3. Тем самым, с одной стороны, отсутствие чёткого понимания специфики русского жизненного мира создает серьёзные сложности для

1 См.: Waldenfels B. In den Netzen der Lebenswelt. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1985; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995.

2 Левинас Э. Избранное: трудная свобода. - М., 2004; Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. - М., 2000.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988.

7

исследователя, с другой, открывает широкие возможности в определении значимого концепта, к которому отечественная философия только приблизилась, но еще не смогла выкристаллизовать его в виде строгого философского понятия.

Одной из первых попыток ввести концепт жизненный мир в структуру социальной философии в России стала книга В.Г. Федотовой «Теория и жизненный мир человека»1. В российском гуманитарном знании концепция жизненного мира чаще всего используется в области социологии, психологии и педагогики. Так, в частности, в работах О.Е. Баксанского и Е.Н. Кучер2, а

-5

также Ф.Е. Василюка Lebenswelt выступает в качестве пространства переживания, либо в качестве специфической жизненной ситуации, выступающей условием формирования психики. Как методологическая характеристика социологии жизни концепт жизненный мир рассматривается в работах Н.И. Лапина4, Ю.М. Резника5, Ж.Т. Тощенко6.

Если вести речь об исследованиях жизненного мира в его связке с топикой, то картина разворачивается парадоксальная. Lebenswelt в отечественной гуманитарной традиции то и дело предстаёт в виде некоего абстрактного пространства, - пространства образов в работах филологов

7 Я

В.Н. Топорова и В.В. Абашева, пространства ценностей в работе

1 Федотова В.Г. Теория и жизненный мир человека. - М., 1995.

2 Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: междисциплинарный подход. - М., 2003.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практический психологии и психоанализа. - 2001. - № 4. - С. 104-114.

4 Лапин Н.И. и др. Социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. -М., 2009.

5 Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). -М., 1995.

6 Тощенко Ж.Т. Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 7. - С. 9-14.

у

Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Метафизика Петербурга. - СПб., 1993.

о

Н.Н. Епифановой1, пространство переживания в работах

2 3

феноменологических психологов А.Н. Улановского , И.Н. Шкуратова . При этом трудов, рассматривающих жизненный мир через топику собственно физического пространства практически нет, за исключением работ В.Л. Глазычева, раскрывающего сущность русского жизненного мира через организацию устройства малых поселений в России и обращение к специфике прикладной регионалистики4.

Корпус материалов по обозначенной нами теме представителей самих русских космистов достаточно обширный, - от основоположника современной космонавтики К.Э. Циолковского до биофизика А.Л. Чижевского, но наибольшим интересом в контексте данного исследования обладают работы представителей философского направления космизма, - таких, как Н.Ф. Фёдоров5 и А.В. Сухово-Кобылин6.

В сохранившихся отрывках рукописей книги «Философия духа или социология - учение Всемира» А.В. Сухово-Кобылина представлен диалектический взгляд на проблему пространства. В силу того, что русская топика выстраивает себя через биполярную систему векторов вертикальной направленности, заимствованное в гегельянской философии и развитое в космизме Сухово-Кобылина понятие негации стало отправной точкой в раскрытии ключевых механизмов функционирования структур жизненного мира. В исследовании исходных установок сознания, на которых базируется

1 Епифанова Н.Н. Нравственные основания жизненного мира человека: философско-методологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2009.

2 Улановский А.Н. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. - М.: Смысл, 2012.

Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики // Социологическое обозрение. - 2009. - Т. 8, № 2. - С. 80-93.

4 См.: Глазычев В.Л. Глубинная Россия: 2000 - 2002. - 2-е изд., испр. - М., 2005.

5 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

6 Сухово-Кобылин А.В. Рукописи. Философские сочинения. Философия духа или социология. III том. Материалы к теме «Летание» отрывки (1875-1888). - ЦГАЛИ. Ф. 438. Оп.1. Ед. хр. 154. Л. 1-6.

русский жизненный мир, мы также опираемся на труды Л. Бинсвангера1 и Ж. Дюрана2.

Актуальность темы диссертации и состояние ее научной разработанности обусловливает выбор ее объекта, предмета и постановку исследовательских задач.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен русского жизненного мира.

Предметом исследования являются топические основания русского жизненного мира.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационной работы - философско-культурологическая рефлексия моделей мышления, которые базируются на представлениях о гуманитарном, физическом и географическом пространстве и составляют русский жизненный мир.

В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- синтезировать представления о топике как способе пространственного мышления и области содержания общих мест;

- представить теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса как режим функционирования мысли, обеспечивающий успешную социальную интеракцию между различными субъектами языка, объединенных единой географической местностью;

- прояснить соотношение топики и Lebenswelt, определив топику включенным понятием по отношению ко всему жизненному миру составляющему его пространственную основу;

1 Бинсвангер Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. - М.: КСП+, 1999.

Durand G. Les structures anthropologiques de l'imaginaire: introduction à l'archétypologie générale. - Paris, 1960.

- провести демаркацию обществ в зависимости от способа функционирования коммуникативного действия между субъектами, на общества закрытых и открытых типов;

- сформировать представление о вертикальном способе организации пространства как важнейшей особенности русского жизненного мира;

- обозначить корпус идей русского космизма в качестве выразителя национального вектора движения русской топики и высшей формы проявления русского Lebenswelt.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология диссертационного исследования включает в себя такие регулятивные принципы, как системность, историчность и объективность рассмотрения постулируемой задачи. Сочетание метода реконструкционного анализа источников и философско-компаративистского подхода позволило осуществить панорамный историко-философский анализ зарождения и развития феноменологического концепта Lebenswelt в представлении философской рефлексии Х1Х-ХХ веков.

В работе задействованы также общие методы историко-философского исследования: метод контекстуального анализа источников, историко-логическое описание проблемного поля и идейных конструкций, сопоставительный анализ концептуальных конструкций.

Кроме того, диссертационное исследование опиралось на следующие подходы и методы: системный подход способствовал осуществлению анализа формирования концепта жизненного мира в контексте философского знания ХХ в., структурно-функциональный подход позволил провести анализ отдельных значимых для феноменологии, гносеологии и философии культуры концептов, расширяющих наши представления об организации пространства, историко-проблемный метод дал возможность рассмотрения историко-философского процесса как движимого не определенными субъектами, но теми или иными сообществами, объединенными общей топикой и характером философской проблематики; общелогические методы

11

и приемы исследования обеспечили необходимую степень детализации на конкретных этапах исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является первым систематическим исследованием топических оснований русского жизненного мира. В диссертации сформулированы основные принципы устройства русского жизненного мира, систематизирован и дополнен и дополнен ранее имевшийся опыт построения проектов русского жизненного мира и его топических оснований. Исследование предлагает оригинальную конституцию устройства русского жизненного мира, ключевым свойством которого является идея вертикальности и логическая операция негации как основного способа его функционирования.

Научная новизна исследования раскрывается достижением следующих основных результатов:

- разработана совокупность идейно-концептуальных представлений о топике как области содержания «общих мест» и пространственной основе русского жизненного мира;

- установлено, что в рамках теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса объединение сообществ на определенной географической местности способствует более прочной интеграции субъектов языка;

- раскрыто соотношение топики и Lebenswelt, топика представлена включенным понятием по отношению ко всему жизненному миру, составляющему его пространственную основу;

- выявлено различие между обществами открытого и закрытого типа в зависимости от конкретного участка пространства, на котором формировалась ментальная идентичность субъектов социального действия;

- сформировано представление о способе устройства русского жизненного мира как вертикальной конструкции, состоящей из

равноудаляющихся векторов и движимых посредством логической операции отрицания (негации); - обозначен корпус идей русского космизма в качестве выразителя национального вектора движения русской топики и высшей формы проявления русского Lebenswelt. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Топос может быть представлен как некое дологическое пространство текстов, языковых конструкций, находящихся в потенции общих мест и ожидающих обращения актора, в речи которого они будут актуализироваться. Топос есть консолидирующий связующий фон, обеспечивающий успешную интеракцию различных индивидуумов, располагая их точки зрения в едином семантическом поле общих для них мест и дающий возможность их дешифровки. Следует указать на три основных способа понимания топоса: 1) топос как образ пространства в тексте и пространство текстов, объединённых общей тематикой; 2) топос как условие достаточного основания для производства смыслов; 3) топос как коммуникативный инструмент, отсылающий к области «общих мест» и обеспечивающий успешную социальную интеракцию.

2. Концепт топос есть системообразущий элемент, выступающий неотъемлемым условием функционирования целого ряда философских, социологических и феноменологических систем. Он значим для философии Юргена Хабермаса, ставящего вопрос о том, как может осуществляться коммуникация между различными субъектами разума, как может реализовываться взаимопонимание между различными субъектами языка. Качество интеракции, согласно Хабермасу, будет существенно выше, если коммуникативные единицы базируют свое мышление, основываясь на единой картине мира. По Хабермасу, картина мира есть нечто, что задает не просто вектор направления мышления, но и предопределяет его аксиологию, гносеологию и телеологию. Если понимать картину мира как интеллигибельное пространство, то она предстанет перед нами в качестве

13

макрорегиона, а топосы, в свою очередь, - как пространства более локальные, включенные множества по отношению к картине мира.

3. Топос - одно из объективных, обязательных условий функционирования жизненного мира и одновременно ключ к его познанию. Lebenswelt, в силу своей субъективности и предельной интимности, надежно защищен от когнитивных вторжений в собственную динамику. Не нарушая индивидуального режима функционирования жизненного мира, топос позволяет показать Lebenswelt не как частный случай того или иного субъекта, но обозначает его познаваемость в категориях всеобщности.

4. Пространство русского жизненного мира - это интровертивная, закрытая среда, вынужденным образом являющаяся антиподом открытому европейскому площадному пространству. Отличительная особенность русской топики - принципиальная замкнутость протяженного пространства, сохраняющего возможность дальнейшего продвижения вглубь него. Природа русской топики иррациональна и выстраивает себя апофатически, т.е. указывая на свое противоречие, и обозначает себя посредством отрицания. Русская топика существует в условиях двойной негативной реакции - с одной стороны, неприязни европейских идей, которые Запад провозглашает в качестве смыслов, а с другой стороны, негативного ответа собственным суровым климатическим и географическим условиям.

5. Устройство русского жизненного мира предстаёт в виде вертикальной, динамической конструкции, состоящей из двух взаимоисключающих, равноудаляющихся друг от друга векторов подземного и небесного пространства. Вертикальность русского лебенсвельт - его родовая конструкция, природа его сложения. Ведущей формой движения базовых модусов структуры русского жизненного мира выступает негация как возможность преодоления пространства. Негация, содержащаяся в вещах и понятиях, является условием всякого движения.

6. Выразителем вертикального вектора в устройстве структур русского жизненного мира выступает автохтонное направление русской философии -

14

космизм, прежде всего, в лице таких его представителей, как Н.Ф. Фёдоров и А.В. Сухово-Кобылин. В идее автокинии (самодвижения) мысль Сухово-Кобылина перекликается с идеей преодоления пространства у Николая Фёдорова. Мыслители захвачены идеей превозмогания пространства посредством освобождения от собственной материальной природы, провозглашения приоритета духовной стороны. Идея восходящего, вертикально направленного движения, как центральная мысль философии русского космизма, базируется на особенностях русской топики и неразрывно связанна с идей свободы, свойственной как русской философии, так и русскому жизненному миру в целом.

Научно-теоретическое значение исследования заключается в том, что понимание устройства русского жизненного мира и выявление его сущностных характеристик позволяет обозначить пути выхода из кризиса, в который оказались вовлечены европейская наука и русская гуманитарная мысль. Топические основы жизненных миров выступают точкой опоры, столь необходимой для самоопределения и самоидентификации человека в социальном культурном и политическом пространстве.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты диссертации могут быть использованы в научно-педагогической практике при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по философии, культурологии, социологии и политологии. Выводы данного исследования могут оказаться существенными в рамках реализации социальных и культурных проектов, положены в основу реформирования хозяйственной, бытовой, инфраструктурной сферы жизни общества.

Личный вклад автора заключается в попытке перенесения феноменологического концепта жизненного мира, существовавшего только в рамках западной постклассической философии, на национальную почву и его рассмотрения сквозь призму русской философской мысли. В работе представлена авторская модель устройства русского жизненного мира, которая явилась продуктом синтеза разнообразных направлений

15

отечественной и зарубежной философии. Осуществлена возможность определения жизненных миров, посредствам таких пространственных характеристик, как топика. Интеграция различных феноменологических концептов - жизненный мир, повседневность, горизонт - в общее представление гуманитарной науки о пространстве открывает новую грань философии русского космизма.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается: применением классических и неклассических научно-методологических подходов в раскрытии темы диссертационного исследования: историко-философского и феноменологического; уточнением концепта «жизненного мира» с позиции топологических характеристик.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Базаров Арсений Николаевич, 2015 год

Библиография

1. Аверинцев, С. Бахтин, смех, христианская культура /С. Аверинцев // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - 256 с.

2. Аверинцев, С. Риторика как подход к обобщению действительности / С. Аверинцев // Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука, 1981. - 368 с.

3. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критический очерк концепций французского структурализма) / Н.С. Автономова. - М.: Наука, 1977. - 270 с.

4. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Н.С. Автономова. -М.: Наука, 1988. - 287 с.

5. Автономова, Н. С. От «археологии знания» к «генеалогии власти» / Н.С. Автономова // Вопросы философии. -1978. - №2. - С. 145-152

6. Александров, И.А. Космология России: История, современность, судьба / И.А. Александров. - М.: Изд. И.А. Александров, 1996. - 140 с.

7. Алексеева, В. И. Соотношение духа и материи в учениях А.В.Сухово-Кобылина и Н.Ф. Федорова / В.И. Алексеева // Русский космизм: прошлое настоящее и будущее: материалы Международной научно-практической конференции (18-19 ноября 2010). - Орел: Издательство ООО «Модуль-К», 2011. - С. 65-70.

8. Алексеева, В. И. Философия бессмертия К. Циолковского: истоки системы и возможности анализа / В.И. Алексеева // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С.177-187.

9. Алёхина, С. Н. Дом - Человек - Вселенная в русской ментальности / С.Н. Алехина, Е.А. Когай. - М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2007. - 212 с.

10. Анциферов, Н. П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга / Н.П. Анциферов; Под ред. О.А. Дадыкиной. - М.: Бертельсманн, 2014. - 400 с.

11. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: в 4 т. -М.: Мысль,1976. - Т.1. - 550 с.

12. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль,1976. - Т. 4. - С. 53-293.

13. Аристотель. О небе / Аристотель // Аристотель. Сочинения в 4 т. - М.: Мысль,1976. - Т. 3. - С. 264-378.

14. Аристотель. Топика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль,1976. - Т. 2. - С. 347-593.

15. Ашкеров, А. Ю. Проблема человеческой идентичности у Иммануила Канта / А.Ю. Ашкеров // Человек. - 2001. - №6. - С. 69-80.

16. Ашкеров, А. Ю. Клод Леви-Строс и структуралистская революция в социально-антропологическом познании / А.Ю. Ашкеров // Человек. -2004. - № 4. - С. 92-103.

17. Балашов, Ю.В. Идеи К.Э. Циолковского о «причине космоса» и современная космология / Ю.В. Балашов // Труды ХУШ-ХХ Чтений К.Э. Циолковского. - М., 1988. - С. 25-36.

18. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс; 1989. - 616 с.

19. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт; пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 459 с.

20. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2008. - 431 с.

21. Батай, Ж. Теория религии. Литература и зло / Ж. Батай; Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. - Минск: Современный литератор, 2000. -352 с.

22. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. - 424 с.

23. Бахтин, М. М. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 337с.

24. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Эксмо, 2014. - 704 с.

25. Бердяев, H. A. Русская идея / Н.А.Бердяев H.A. - М.: АСТ, 2010. - 288 с.

26. Бердяев, H. A. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

27. Бердяев, Н. А. Новое средневековье: размышление о судьбе России и Европы / Н.А, Бердяев. - М.: Феникс, 1991. - 123 с.

28. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 352с.

29. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. - М.: Харвест, 2001. - 1408 с.

30. Бинсвангер, Л. Сон и существование / Л. Бинсвангер // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Введение в экзистенциальную психиатрию / Пер. Е. Сурпиной. - М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999. - С.182-194.

31. Борисов, Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля / Е.В. Борисов // Логос. - 1999. - № 1. - С. 65-83.

32. Бодрийяр, Ж. Прозрачность Зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -258 с.

33. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387с.

34. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук / Ф. Бэкон // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 1. - 590 с.

35. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994.- 415 с.

36. Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Журнал практический психологии и психоанализа. - 2001. - № 4. - С. 104-114.

37. Вебер, М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - М.: Прогресс, 2013. - 656 с.

38. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

39. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 272 с.

40. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и неживой природе / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1975. - 172 с.

41. Власова, О.А. М. Мерло-Понти и Л. Бинсвангер: феноменология опыта / О.А. Власова // Хора. - 2008. - № 3. - С. 21-30.

42. Водолагин, А.В. Философия революционного террора (к 200-летию публикации книги Г.В.Ф. Гегеля «Феноменология духа») [Электронный ресурс] / А.В. Водолагин. - 2009. - Режим доступа: Шр://уоёо1а§т-proff.narod.ru/esse/fi1osofiyirevterrora.htm

43. Гадамер, Х. Г. Актуальность прекрасного / Х.Г. Гадамер. - М.: Искусство,

1991. - 368 с.

44. Гадамер, Х. Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. -704 с.

45. Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -

1992. - №7. - С. 116-135.

46. Гачева, А.Г. Философия отечественного космизма: образ мира, человека, истории / А.Г. Гачева // Русский космизм: прошлое настоящее и будущее: материалы Международной научно-практической конференции (18-19 ноября 2010). - Орел: Издательство ООО «Модуль-К», 2011. - С. 5-12.

47. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М.: Советский писатель, 1988. - 448 с.

48. Гачев, Г. Д. Национальный космо-психо-логос / Г.Д. Гачев // Вопросы философии. - 1994. - № 12. - С. 57-78.

49. Гартман, Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 1988. - 378 с.

138

50. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - СПб.: Наука, 2003. - 640 с.

51. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - М.: Мысль, 1974. - Т.1. - 452 с.

52. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - Т. 4. - 440 с.

53. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1993. -535 с.

54. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - М.: Мысль, 1974. - Т.3. - 471 с.

55. Гегель, Г.В.Ф. Философия природы / Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - М.: Мысль, 1974. - Т. 2. - 695 с.

56. Герцен, А. Н. Письма об изучении природы / А.Герцен // Герцен А. Собрание сочинений: в 30т. - М.: изд-во Академии наук СССР, 1954. -Т. 3. - 370 с.

57. Гиренок, Ф. И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. - М.: Знание, 1990. -64 с.

58. Гиренок, Ф. И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. -М.: Академический проект, 2007. - 235 с.

59. Глазычев, В. Л. Город без границ / В.Л. Глазычев. - М.: Территория будущего, 2011. - 398 с.

60. Глазычев, В. Л. Урбанистика / В.Л. Глазычев.. - М.: Европа, Новая площадь, 2008. - 218 с.

61. Глазычев, В. Л. Глубинная Россия: 2000-2002 / В.Л. Глазычев. -М.: Новое издательство, 2003. - 325 с.

62. Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л.Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993. - 576 с.

63. Гумилёв, Л. Н. По поводу «единой» географии: (Ландшафт и этнос): III / Л.Н. Гумилев // Вестник Ленинградского ун-та. - 1967. - № 6, вып. 1. -С. 120-129.

64. Гумилёв, Л. Н. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии / Л.Н. Гумилев //История СССР. - 1967. - №1. - С. 53-66.

65. Гумилёв, Л. Н. Биосфера и импульсы сознания / Л.Н. Гумилев // Природа. - 1978. - № 12. - С.97-105.

66. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль; Пер. с нем. А.В. Михайлова. - М.: Академический Проект, 2009. - 335 с.

67. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль; Изд. 2-е, стер.; Пер. с нем. Д.В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2006. - 315 с.

68. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399 с.

69. Гуссерль, Э. Начало геометрии / Э. Гуссерль; введение Ж. Деррида. - М.: Ad Ма^шт, 1996. - 267с.

70. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль; Пер. с нем. А.В. Михайлова. - М.: Академический Проект, 2009. - 335 с.

71. Гуссерль, Э. Основные проблемы феноменологии. В сетях феноменологии / Э. Гуссерль, Д.Н. Разеев. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского Университета, 2004. - 368 с.

72. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М.: Издательский Центр «Академия», 1995. - 298с.

73. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. -384с.

74. Деррида, Ж. Введение / Ж. Деррида // Гуссерль Э. Начало геометрии. -М.: Ad Ма^тет, 1996. - С. 83-91.

140

75. Дугин, А. Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию / А.Г. Дугин. - М.: Академический Проект, Трикста, 2010. -564 с.

76. Дьяков, A. B. Философия постструктурализма во Франции / А.В. Дьяков.

- М.-Нью-Йорк-СПб.: Northern Cross, 2008. - 363 с.

77. Дьяков, А. В. Номадизм как средство от тоталитаризма / А.В. Дьяков // Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии / Под ред. А.С. Колесникова. - СПб.: Роза мира, 2006. С. 44-51.

78. Ингарден, Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Р. Ингарден. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 320 с.

79. Ингарден, Р. Примечания к французскому переводу «Картезианских размышлений» / Р. Ингарден // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 524-542.

80. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. - СПб.: Наука, 2002. - 471 с.

81. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант И. Сочинения: в 8 т. - М.: Чоро, 1994. - Т. 4. - С. 373-565.

82. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.

83. Кассирер, Э. Философия символических форм: в 3 т / Э. Кассирер. - М., СПб.: Университеская книга, 2001.- Т. 1. Язык. - 271 с.

84. Когай, Е.А. Дом, человек и вселенная в русском космизме / Е.А. Когай // Русский космизм: прошлое настоящее и будущее: материалы Международной научно-практической конференции (18-19 ноября 2010).

- Орел: Издательство ООО «Модуль-К», 2011. - С. 115-118.

85. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля/ А. Кожев; Пер. А.Г. Погоняйло. -СПб.: Наука. 2003. - 792 с.

86. Кожев, А. В. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев; Пер. с фр. и послесл. И. Фомина; Ред. В. Большакова. - М.: Логос; Прогресс-Традиция, 1998. - 208 с.

87. Кожев, А. Понятие Власти / А. Кожев. - М.: Праксис, 2006. - 192 с.

88. Кулиш, П. Об отношении малороссийской словесности к общерусской (Эпилог к «Черной раде») / П. Кулиш // Кулиш П. Сочинения: в 2 т. -Киев, 1989. - Т. 2. - С. 458-476.

89. Куракина, О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О.Д. Куракина. - М.: МФТИ, 1993. - 183 с.

90. Лапин, Н. И. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева и др. - М.: Akademia, 2009. - 808 с.

91. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс; Пер. с фр.

B.В. Иванова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

92. Лиотар, Ж.Ф. Феноменология / Ж.Ф. Лиотар; Пер. Б.Г. Соколова. - СПб.: Алетейя, 2001. - 160 с.

93. Лосев, А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Сочинения: в 9 т.. - М.: Мысль, 1993. - Т.1. Бытие, имя, космос. - С. 61-612.

94. Лосев, А.Ф. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. - М.: Фолио, 2000. - Т. 4. - 880 с.

95. Лосев, А.Ф. История философии как школа мысли / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. -

C. 493-508.

96. Лосев, А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии / А.Ф. Лосев // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. - 1953. - Т. 72. - С. 36-133.

97. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Сочинения: в 9 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - 962 с.

98. Лосский, Н.О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля / Н.О. Лосский // Логос. - 1991. - № 1. - С. 123-132.

99. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. -272 с.

100. Маккиндер, X. Дж. Географическая ось истории / Х.Дж. Маккиндер // Полис. - 1995. - № 4. - С. 162-169.

101. Маяковский, В.В. Летающий пролетарий / В.В. Маяковский // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Гослитиздат, 1955. - Т. 6. - С. 312-361.

102. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. И.С. Вдовиной. - СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 488 с.

103. Молчанов, В.И. Исследования по феноменологии сознания / В.И. Молчанов. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. -456 с.

104. Молчанов, В.И. Парадигмы сознания и структура опыта / В.И. Молчанов // Логос. - 1992. - №3. - С.7-36.

105. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. / В.И. Молчанов. - М.: высш. шк., 1998. - 144 с.

106. Молчанов, В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера / В.И. Молчанов // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т.А. Кузьмина - Рига: Зинатне, 1988. - 334 с.

107. Огурцов, А.П. «Жизненный мир» и кризис науки [Электронный ресурс] / А.П. Огурцов // Уох/Голос. - 2010. - Вып. 9. - Режим доступа: http://www.inte1ros.ru/readroom/vox/vox-9-2010.

108. Платон. Государство / Платон // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - Т. 3. - С. 79-420.

109. Подорога, В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, марсель Пруст, Франц Кафка / В.А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 427с.

110. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

111. Пятигорский, А.М. Избранные труды / А.М. Пятигорский. - М.: Языки славянской культуры, 1996. - 594 с.

112. Резник, Ю. М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни) / Ю.М. Резник. - М.: Союз, 1995. - 238 с.

113. Самсонова, Н.В. Космизм А.Л. Чижевского: философско-методологический анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08. / Самсонова Наталья Владимировна; Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - М., 1996. -130 с.

114. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

115. Сартр, Ж.-П. Воображение. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр. - СПб.: Наука., 2001. - 319 с.

116. Семенова, С.Г. Русский космизм: вступительная статья / С.Г. Семенова // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 5-33.

117. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - С. 31-273.

118. Сухово-Кобылин, А.В. Учение Всемира: Инженерно-философские озарения / А.В. Сухово-Кобылин; Ред. и сост. А. Карулина, И. Мирзалиса - М.: СЕТ, 1995. - 124 с.

119. Сухово-Кобылин, А.В. Философия духа или социология (учение Всемира) / А.В. Сухово-Кобылин // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 38-48.

120. Тощенко, Ж. Т. Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни / Ж.Т. Тощенко // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 7. - С. 9-14.

121. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тэйлор. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. - 568 с.

122. Улановский, А. Н. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием / А.Н. Улановский. - М.: Смысл, 2012. - 255 с.

123. Федоров, Н.Ф. Заметки разного содержания / Н.Ф. Федоров // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Традиция, 1999. - Т. 4.-С. 111-168.

124. Федоров, Н.Ф. Отечествоведение / Н.Ф. Федоров // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Традиция, 1995. - Т. 3.- С. 3-220.

125. Федоров, Н.Ф. Статьи о регуляции природы / Н.Ф. Федоров // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Прогресс, 1995. - Т. 2. -С. 237-264.

126. Федоров, Н.Ф. Статьи разного содержания / Ф.Н. Федоров // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Прогресс, 1995. - Т. 2. - С. 335437.

127. Федоров, Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) / Н.Ф. Федоров // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Прогресс, 1995. - Т.1. - С. 388-441.

128. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. И послеслов. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 387-302.

129. Флоренский, П.А. Разум и диалектика / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1994-2004. - Т. 2. - С. 131-142.

130. Франк, С.Л. Крушение кумиров / С.Л. Франк // Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. - С. 113-182.

131. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко; Пер. С. Митина, А.Ю. Ракова. -Киев: Ника-центр, 1996. - 208 с.

132. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко; Пер. А.Г. Погоняйло. -СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

133. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко; Пер. с фр. В. Наумова. - М.: Ad Ма^теш , 1999. - 480 с.

134. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? / Ю. Хабермас; Пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

135. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас; Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева; Послесл. Б.В. Маркова. - СПб.: Наука, 2001. - 380 с.

136. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас; Пер. с нем. М.М. Беляева. - М.: Весь мир, 2003. - 411 с.

137. Хабермас, Ю. Расколотый Запад / Ю. Хабермас; Пер с нем. О.И. Величко и Е.Л. Петренко. - М.: Весь мир, 2008. - 192 с.

138. Хабермас, Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас; Пер. с нем. Л.В. Воропай. - М.: Праксис, 2010. - 272 с.

139. Хайдеггер, М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2011. - 460 с.

140. Хайдеггер, М. Ницше: в 2 т. / М. Хайдеггер. - М.: Владимир Даль, 2006. - Т. 2. - 608 с.

141. Циолковский, К.Э. Очерки о Вселенной / К.Э. Циолковский. -М.: ПАИМС, 1992. - 255 с.

142. Циолковский, К.Э. Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина / К.Э. Циолковский // Циолковский К.Э. Избранные труды. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 33-70.

146

143. Чехов, А.П. Крыжовник / А.П. Чехов // Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. - Т. 8. -С. 294-304.

144. Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь / А.Л. Чижевский. -М.: Мысль, 1976. - 368 с.

145. Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия / А.Л. Чижевский. - М.: Мысль, 1995. - 398 с.

146. Шкуратов, И. Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики / И.Н. Шкуратов // Социологическое обозрение. -2009. - Т. 8, № 2. - С. 80-93.

147. Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Г. Шпигельберг; Пер. под ред. М. Лебедева, О. Никифорова. -М.: Логос. - 680 с.

148. Щукин, В. Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 55-68.

149. Щютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А, Щютц; Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. пер. Г.С. Батыгин. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 - 336 с.

150. Schutz, A. Common-Sense and Scientific Interpretation of Human Action / A. Schutz // Schutz A. Collected Papers I. The Problem of Social Reality / Edited and introduced by Maurice Natanson. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. - V. 1. - P. 3-47.

151. Schutz, A. The Homecomer / A. Schutz // American Journal of Sociology. -1945. - V. 50. March. - P. 369-376.

152. Schutz, A. The Problem of Rationality in the Social World / A. Schutz // Schutz A. Collected Papers II: Studies in Social Theorie / Edited by Arvid Brodersen. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1976. - V. 2. - P. 64-90.

153. Schutz, A. The Well-Informed Citizen. An Essay on the Social Distribution of Knowledge / A. Schutz // Schutz A. Collected Papers II: Studies in Social

147

Theorie / Edited by Arvid Brodersen. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1976. -V. 2. - P. 120-134.

154. Durand, G. The anthropological structures of the imaginary / G. Durand -Bucharest: Univers Publishing House, 1977. - 380 p.

155. Held, K. Heidegger und das Prinzip der Phäenomenologie // Heidegger und die praktische Philosophie. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. 1989. - S. 117-125.

156. Gumbrecht, H.U. Vom Leben und Sterben der grossen Romanisten: Karl Vossler, Ernst Robert Curtius, Leo Spitzer, Erich Auerbach, Werner Krauss / H.U. Gumbrecht. - München: Hanser, 2002. - 256 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.