Творческий аспект жизни людей с ограничениями жизнедеятельности: философско-эстетический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Моисеева, Мария Сергеевна

  • Моисеева, Мария Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 138
Моисеева, Мария Сергеевна. Творческий аспект жизни людей с ограничениями жизнедеятельности: философско-эстетический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2007. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Моисеева, Мария Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТВОРЧЕСТВО И ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Предрасположенность личности к творчеству.

1.2. Проблемы духовности личности.

1.3. Основные элементы духовной сферы как системы.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

С ФИЗИЧЕСКИМИ И СЕНСОРНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ И ИНТЕГРАЦИЯ ИХ В ОБЩЕСТВО.

2.1. Проблема философского обоснования помощи лицам с физическими нарушениями.

2.2. Эволюция помощи лицам с физическими нарушениями.

2.3. Процесс профессиональной адаптации людей с ограничениями жизнедеятельности посредством творчества.

2.4. Реабилитация людей с ограничениями жизнедеятельности посредством творческой деятельности.

Глава 3. ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

С ФИЗИЧЕСКИМИ И СЕНСОРНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ.

3.1. Творческая деятельность как самореализация и фактор изменения духовного (внутреннего) мира инвалидов.

3.2. Механизмы развития творческой личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий аспект жизни людей с ограничениями жизнедеятельности: философско-эстетический анализ»

Актуальность исследования. Проблема социальной и духовной дискриминации инвалидов, их реабилитации, адаптации и интеграции в социум становится в настоящее время всё более актуальной. Бытие индивидуумов в современной социокультурной ситуации во многом катастрофично. Идея того, что никто не застрахован от инвалидности, полученной в результате несчастного случая или психологической травмы, всё чаще подтверждается эмпирической реальностью. Одновременно вектором современного социально-экономического развития является мощный рост гуманитарного сознания, гуманизация отношения ко всем живущим на Земле и, в первую очередь, к человеку. Проблема перехода от дискриминации людей с ограничениями жизнедеятельности к их реабилитации успешно решается в западноевропейских странах, в то время как в России она находится более на стадии становления и исследования, то есть в процессе разрешения. Данная проблема не получила ещё должного философского обоснования, которое, реализуясь в осмыслении и организации воспитания, должно в корне изменить сознание членов общества и их отношение к людям, получившим инвалидность. Изменения в языке, отражающие эволюцию субъект-объектных отношений в процессе бытия, подсказывают нам направление философского обоснования идеи реабилитации людей данной категории. Слово «инвалид» (будем считать это слово архаизмом) уступает место словосочетанию - неологизму - человек с ограничениями жизнедеятельности, в котором ключевое понятие - человек. Гипотеза о том, что человек - одна из высших ценностей мироздания, была выдвинута и веско обоснована и в философии эпохи Возрождения, и в философии экзистенциализма, в частности, Ж.П. Сартр в работе «Бытие и ничто» указывал, что человек «есть бытие, посредством которого существуют ценности». Идея самоценности человека вне зависимости от его 3 физического состояния, возраста, пола или нации выражена в трудах Вл. Соловьева, в частности, в работе «Смысл любви»: «Истинно русский человек, христианин . полон благоволения ко всему человеческому . Для него нет имён, званий, положений, а есть только другая человеческая личность, заключающая в себе искру божью, которую следует найти, пробудить, истолковать».1 Сама христианская религия противостоит развенчанной Ф.М. Достоевским, но до сих пор имеющей место в сознании индивидов раскольниковской теории деления людей на нужных и ненужных, полезных и бесполезных, деления, порочного по своей сути, приводящего к деградации общества и грозящего уничтожением человечества. Но эта порочная идея имела идеологические корни частично и в философии Т. Гоббса, и в учении Ф. Ницше, а также в течениях утилитаризма, прагматизма, которым противостоит русская философия и литература в лице H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, П.А. Флоренского. Ценность человека, его жизнь, здоровье, творчество есть основной вопрос двух философских систем - системы, в основе которой лежит позиция эгоизма как самоутверждающей человека силы, и системы, в основе которой лежит преодоление эгоизма и выход за его пределы, основание мира на отношениях любви и уважения к другому. Вл. Соловьев в работе «Смысл любви» указывал: «Основная ложь и зло эгоизма в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении. Утверждая себя вне другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование». Чтобы усвоить и воплотить в жизнь эту философию, человек должен выковать из себя личность. Проблема становления личности творческой и духовной весьма актуальна, так как в современном обществе накопилось много негативных явлений, которым необходимо противостоять. По мнению H.A. Бердяева, «личность есть сопротивление. детерминации обществом и природой,

1 Соловьев Вл. Смысл любви. - М., 1991. С. 113. героическая борьба за самоопределение изнутри».1

Понятия «личность» и «духовность» неразрывно связаны, так как, по учению H.A. Бердяева «Личность - категория духа.», причем такая категория, которая ведет к преодолению эгоизма и созданию общества на началах любви и уважения к другим личностям: «личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой, она всегда предполагает выход из себя в другого».3

Выход из себя в другого» осуществляется и через любовь, и через творчество, которые выводят сознание творящего и воспринимающего творчество на новый уровень духовности. Творчество, и в частности творчество людей с ограничениями жизнедеятельности, связано с самореализацией личности. Исходя из известной пирамиды потребностей А. Маслоу, указывавшего, что самореализация - это высшая потребность человека, можно выдвинуть гипотезу: высшая степень самореализации - это любовь и творчество, важнейшими компонентами которого являются эстетические потребности, создающие эстетические и этические ценности, расширяющие и наполняющие сферу духовной жизни человека и общества. Феномен же творчества и его продукта - предмет изучения эстетики, а поскольку философия обобщает достижения всех наук, характер нашего исследования является междисциплинарным, объединяющим общетеоретические, психологические и мировоззренческие аспекты взаимодействия эстетики и феномена творчества, а также художественно-эстетической деятельности людей с ограничениями жизнедеятельности.

Осмысление значения художественно-эстетической деятельности как средства изменения ценностной ориентации людей с ограничениями жизнедеятельности и средства формирования в сознании общества нового отношения к этим людям напрямую связано с проблемой реабилитации людей, получивших инвалидность, и, следовательно, также является весьма

1 Бердяев H.A. Проблема человека // Путь. 1936. №50. С. 3-26.

2 Там же.

3 Там же. актуальной. Разрешение данных проблем необходимо рассматривать в контексте социализации личности с ограничениями жизнедеятельности, расширения ее социокультурных связей в социуме, создания открытой культурной среды через обеспечение мотивационной готовности данной личности к творчеству, создания эстетических ценностей и формирования общественного мнения реципиентов, благодаря которому и сама личность с ограничениями жизнедеятельности повышает свою самооценку, и люди могут воспринимать ее как достойного и равного члена общества. Развитие ценностной ориентации у людей с ограничениями жизнедеятельности в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики.

Проблемы духовного аспекта их жизни определяются современной ситуацией общественного развития, характеризующейся качественным изменением ценностных ориентации, обращением к общечеловеческим ценностям, к человеческой индивидуальности. Духовный потенциал общества во многом зависит от отдельных личностей. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. С другой стороны, человек способен ясно понимать и осмысливать обстоятельства, он разумен и сознателен.

Понятия «действие личности», «духовность человека» находятся в определенном соотношении между собой. Духовный потенциал человека представляет единство таких структурных компонентов, как индивидуально-психологические особенности и свойства, качества, воспитанные во взаимодействии с другими людьми, биологическая структура и сознание. Эти составляющие выступают как эталонная среда для семьи, среди друзей, в процессе общественного производства. Отклик человеческой души на художественно-эстетическое творчество обусловлен той культурной средой, в которой пребывает человек. Подготавливает и воспитывает человека к восприятию культурных явлений социум, так же как и образование. Художественная культура способна творить самого человека в духовном и нравственном смыслах. Конечно, природа человека такова, что культура полностью не может подчинить себе его волю и чувства. Однако «окультуривание» человека в состоянии корректировать его психофизиологическую природу.1 Как составная часть духовной культуры, эстетическая культура, ее подсистема проявляется через отношение, чувство, идеал, ценность. Духовная культура связана с внутренним миром людей, который меняется под влиянием внешних обстоятельств.

Государством и обществом на уровне всей страны и отдельно взятого социума провозглашены обязательства по созданию условий для удовлетворения духовных интересов и потребностей инвалидов. Но методика решения этой задачи ждет ответа на многие вопросы, ждет достоверных исследований.

2 декабря 1995 года был опубликован Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором в статье 19 «Образование инвалидов» декларируется, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки»: «государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов». В период острого интереса к проблеме высшего профессионального образования был создан единственный «Российский международный центр творческой реабилитации инвалидов» - Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) для обучения молодых людей, имеющих разного рода физические и сенсорные ограничения (по слуху, зрению и опорно-двигательным функциям). Этот интерес был

1 Тараданова Т.М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: дис. канд. филос. наук. - М., 2005. С 17. обусловлен общей демократизацией жизни в России и более широким пониманием прав человека. Идея - самая, что ни на есть человечная. Одно только «но» - никто отчего-то не подумал о том, где же будут работать выпускники этого вуза. Однако и сегодня институт существует и регулярно выпускает профессионалов, которые, к сожалению, никому не нужны. Высшая школа продолжает недоверчиво относиться к идее высшего образования для инвалидов и открывает свои двери для них потому, что по существующему сегодня положению не несет ответственности за трудоустройство своих выпускников после окончания учебы, то есть свободна от размышлений об их будущем. ГСИИ замышляли как составную часть Центра реабилитации инвалидов, в него должны были войти научно-методическая лаборатория, творческие мастерские, выставочные залы, театрально-концертный зал. Постановлением правительства такой Центр создан, но . задержка в строительстве здания не дает возможности развернуть свою работу по всем намеченным направлениям. Останется ли высшее образование в области искусства для молодых людей с физическими ограничениями только специализированным, станет ли ГСИИ опытным институтом и разработанные им программы и методики позволят широкому кругу институтов искусств страны предложить свои образовательные услуги и инвалидам? Творческое взаимодействие личности с окружающей его культурной средой является одной из важных проблем широкого понимания прав человека с ограничениями жизнедеятельности. Великий писатель Н.В. Гоголь отмечал, что искусство есть примирение с жизнью, что оно есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства, чтобы каждый из нас почувствовал, что это живые люди, созданные и взятые из того же тела, из которого и мы.

Степень изученности темы. В своем исследовании мы опирались на работы ученых, из которых логически следует идея толерантного отношения к людям с ограничениями жизнедеятельности, онтологическое обоснование их права на жизнь и творчество. Это труды H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова,

Вл. Соловьева, П.А. Флоренского; труды философов, обосновавших гипотезу, что человек есть одна из высших ценностей мироздания: Дж. Бруно, А. Камю, Пико дела Мирандоллы, Ж.П. Сартра. Также мы опирались на труды ученых, которые рассматривали как проблему места и роли творчества в системе духовной жизни человека в целом, так и смежные аспекты интересующей нас темы. Это, в первую очередь, относится к исследованиям А. Бергсона, И. Канта, И. Фихте, М. Фуко, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра и др., в которых рассматривались различные (в том числе и гипотетические) художественно-эстетические модели миросозидания.

Важным для нас представляется и обращение к трудам современных российских философов, культурологов, эстетиков: В.Ф. Асмуса, М.Н. Афасижева, Н.Я. Берковского, Ф.И. Гиренка, В.Д. Диденко, В.М. Межуева, Т. Шварца, Л.П. Шиповской, Е.Г. Яковлева, в трудах которых рассматриваются проблемы психологии творчества.

В работах Л.П. Буевой, Ю.Е. Волкова, Н.П. Дубинина, И.С. Кона, Н.С. Мансурова, В.Г. Мордковича, В.Г. Смирнова, Э.В. Соколова и др. представлен обширный объем информации об особенностях творческой деятельности инвалидов, взаимодействии внутренних и внешних факторов развития их личности.

Изучая вопросы взаимодействия личности инвалида с окружающей его культурной средой, формирования навыков его общения в процессе интеграции в социум, мы использовали выводы ученых, занимающихся изучением проблем социально-культурной деятельности, народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, A.C. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.).

Современные реабилитационные концепции строятся на идеях формирования личности ребенка через спорт, через приобщение к различным видам искусства - музыке, изобразительному искусству, театру.

Для нас особое значение имели подходы и концепции к исследованию творческой деятельности инвалидов, сложившиеся в отечественной науке -психологии, социологии, педагогике, медицине, рассматривающие проблемы реабилитации инвалидов, организационно-методические основы деятельности специализированных центров, общественных организаций и др.

Работа Н.К. Гусевой «Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации» посвящена организации и проведению экспертизы временной и стойкой заболеваемости и инвалидности. Научным обоснованиям деятельности по профессиональной ориентации инвалидов (включая творческие профессии) и использованию современных информационных технологий в целях реабилитации посвящены труды С.Н. Кавокина.1 Одним из первых исследователей в этой области является М.М. Айшервуд («Полноценная жизнь инвалида»). Эта же проблема рассмотрена в совместной работе H.A. Горбунова и К.А. Атаева «Социально-трудовая реабилитация инвалидов вследствие травм». Исследованиями по систематизации имеющегося опыта занимались Г.И. Зуев, JI.A. Дыскин и Д.И. Танюхина.3 Данной теме уделяли также свое внимание такие исследователи, как: И.М. Гринвальд, Н.Ф. Дементьева, В.А. Качесов, Е.А. Климов, JI.M. Митина, Э.В. Устинова, О.Н. Щепетов.4 Особый вклад в разработку рекомендаций по организации работы центров профессиональной диагностики, реабилитации и профессионального обучения инвалидов внесли сотрудники Федеральной государственной службы занятости населения.5

Нами проанализированы работы, посвященные анализу вопросов

1 См. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. - М., 2001.

2 Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: пер. с англ. - М., 1991.

3 См.: Зуев Г.И., Танюхина Э.И., Дыскин A.A. Экспертиза трудоспособности и реабилитация инвалидов. - М., 2000.

4 Качесов В.А.Основы интенсивной реабилитации ДЦП «Элби». - СПб., 2005; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 2003; Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 2002; Гринвальд И.М., Щепетова О.Н. Реабилитация больных и инвалидов на промышленном предприятии. - М., 2001.

5 Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов: Рекомендации по организации работы центров профессиональной диагностики, реабилитации и обучения инвалидов. - М., 1998. развития и коррекции инвалидов через творчество, в том числе и таких известных отечественных специалистов в этой области, как: Э.М. Александровская, Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Асмолова, JI. Багрицкий, С.А. Беличева, Н.Б. Берхин, Г.В. Бурменская, A.B. Гордеева, Г.В. Грибанова, И.В. Дубровина, J1.B. Занков, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, O.A. Карабанова, В.П. Кащенко, В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.П. Носкова, М.М. Райская, A.A. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.

Серьезный вклад в решение указанной проблемы внесли немецкие ученые. Так, например, У. Блейдик выступал за становление и поддержку коррекционных школ для детей с различными нарушениями здоровья, а И. Мут - за официальное признание интегрированных школ, то есть против их обособления от общества; Г. Штадлер призывал к оказанию всемерной помощи в процессе социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями физического здоровья посредством творческой деятельности; Е. Корфмахер и Л. Зебольдт доказывали, что отсутствие нарушений в интеллектуальной сфере и окружающая (благоприятная для человека) социокультурная среда в состоянии помочь реальной адаптации детей-инвалидов. Профессиональная, педагогическая, творческо-реабилитационная направленность работы с подростками-инвалидами рассматривалась в работах X. Шварца, который особое внимание уделял развитию способностей к творческо-трудовой деятельности.

Однако в современной научной литературе мало, практически не представлены исследования, дающие теоретическое обоснование конкретных эстетических программ, реализация которых позволила бы эффективнее воздействовать на духовное развитие людей с ограничениями жизнедеятельности. Недостаточная разработанность проблемы подхода к духовной деятельности людей с ограничениями жизнедеятельности как средства изменения ценностных ориентаций и межличностных отношений, а также актуальность включения их в эстетическую деятельность, обладающую огромным потенциалом развивающих возможностей, обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - художественно-эстетическая деятельность людей с ограничениями жизнедеятельности; влияние художественно-эстетической деятельности на стимулирование эволюции творческого аспекта у людей с ограниченными возможностями по здоровью и осмысление роли и места творчества в духовной жизни инвалида и общества в рамках новых мировоззренческих моделей.

В качестве непосредственного предмета исследования выступает художественно-эстетическая деятельность как средство изменения ценностных ориентаций у людей с ограничениями жизнедеятельности.

Основной целью предпринятого диссертационного исследования является разработка общеметодологического подхода, позволяющего провести сквозной анализ потенциала и ресурсов художественно-эстетической деятельности и ее эффективности как средства изменения ценностных ориентаций у людей с ограничениями жизнедеятельности.

В соответствии с целью диссертационной работы нами очерчены следующие задачи исследования:

• выявить потенциальные возможности художественно-эстетической деятельности людей с ограничениями жизнедеятельности как особого средства формирования межличностных отношений в обществе;

• рассмотреть основные направления по успешной художественно-эстетической деятельности и расширению социально-культурных связей человека с ограничениями жизнедеятельности в социуме, что важно для создания открытой социально-культурной среды путем включения инвалидов в различные формы художественно-эстетической деятельности;

• определить основные направления в формировании гуманистической установки и позитивно-заинтересованного отношения общества к инвалидам;

• проанализировать различные аспекты творческой деятельности не только с точки зрения понимания ее как коррелятора ряда ситуаций человеческой жизни, но и как феномена, определяющего обратное воздействие на процессы эволюции человека с ограничениями жизнедеятельности, становление его внутреннего мира.

Методологию исследования составили принципы историзма, принципы комплексного анализа и принцип единства исторического и логического подхода к изучаемой тематике.

Наука, стоящая в настоящее время перед проблемой гуманистического сближения ее отдельных сфер, ставит трудные задачи, решение которых возможно на пересечении интересов различных областей. Интеграция научных методов предопределена необходимостью проникновения в саму суть поставленной проблемы. А желание осмыслить место и роль творчества в духовной жизни человека с ограниченными возможностями в обществе, к которому он принадлежит в границах новых мировоззренческих моделей, во внешних и внутренних взаимосвязях возникает вследствие природы предмета исследования, а также характеристик изучаемого объекта.

Теоретическую основу исследования составляют идеи и положения трудов, в которых рассматриваются различные философские, эстетические, культурологические, исторические и психологические аспекты творчества и духовной культуры.

Для решения конкретных задач заявленной тематики исследования нами применялись следующие методы: во-первых, метод эксперимента -включение подростков с различными нарушениями здоровья в разные виды художественно-эстетической деятельности, где предполагалось развитие самостоятельных действий, например: найти способ решения намеченного задания или собственного замысла; включение в трудовую деятельность (организация художественных выставок, участие в литературно-музыкальных, танцевальных и театральных кружках, подготовка к творческим конкурсам и др.); во-вторых, теоретический анализ литературы, наблюдение, беседы и рассказы, в которых подростки с нарушениями здоровья могут высказать свое мнение. Названные методы, обеспечивающие повышение самооценки людей с различными нарушениями здоровья и расширение их социального опыта межличностных отношений, применяются в своей работе Городским центром социальной и творческой реабилитации инвалидов «Филантроп» г. Москвы.

Предварительное изучение проблемы дало возможность выдвинуть гипотезу исследования, выражающуюся в следующем:

• если нарушения здоровья в детском и подростковом возрасте ограничивают возможности «включения» человека во все виды деятельности и сжимают опыт межличностных отношений, то это изменяет процесс самовосприятия личности себя в своем настоящем и своем будущем;

• эстетическая деятельность в состоянии выступать эффективным средством складывания межличностных общественных отношений. Творческая деятельность оказывает положительное влияние на ценностную ориентацию людей с нарушениями здоровья, если при ее организации будут учтены ограничения, связанные с болезнью, а также потребность в положительном самовосприятии и достижении результата, стимулирующего общение.

Научная новизна исследования заключена в следующих выводах:

1. Художественно-эстетическая деятельность людей с ограничениями жизнедеятельности выступает в системе духовной культуры человека как особое средство изменения ценностных ориентации и межличностных отношений людей.

2. Процесс творчества представляет собой «средство», с помощью которого возможно актуализировать у людей с ограничениями жизнедеятельности потребность в преодолении болезненных состояний, сформировать положительное самовосприятие.

3. Творческий подход к действительности способствует расширению духовных связей человека с ограничениями жизнедеятельности в обществе, обеспечивая его устойчивое и продуктивное межличностное общение.

Экспериментальной базой исследования стал Городской центр социальной и творческой реабилитации инвалидов «Филантроп» г. Москвы.

Проведенное нами исследование дает возможность сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Осмысление роли и места творчества в духовной жизни человека с ограничениями жизнедеятельности возможно лишь в рамках новых мировоззренческих парадигм.

2. Объективный подход к взаимоотношениям между человеком с ограниченными возможностями по здоровью и остальными членами общества предопределяет необходимость разработки системы творческого и профессионального образования, в том числе музыкального образования. Проблема взаимоотношений людей с ограничениями жизнедеятельности с обществом не имеет конечного решения, способна к эволюции в гносеологическом и этическом аспектах ее рассмотрения.

3. Процесс интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в социум посредством творческой деятельности предполагает не только включение человека с ослабленными возможностями здоровья в «нормальное» культурное пространство, но и преобразование самого этого пространства. Творческий адаптивный потенциал является мерой способности инвалида к преодолению недуга и формированию себя как социально-полноценной личности. Эта мера не является константной. Она может наращиваться и ослабевать в зависимости от условий жизни, структур общения и степени эффективности управления адаптивным процессом.

4. Художественно-эстетическая деятельность может выступать эффективным средством формирования межличностных отношений в обществе. Творческая деятельность положительно влияет на изменения ценностных ориентаций людей с нарушениями здоровья, если при ее организации будут учтены ограничения, связанные с болезнью, а также потребность в положительном самовосприятии и достижении результата, стимулирующего общение. Адаптация инвалидов посредством творческой деятельности представляет собой специфический процесс преодоления социо-психо-физиологической недостаточности и формирования необходимых духовных качеств через эстетическое воспитание, ставящее себе целью «включение» той или иной личности в полноценную жизнь общества.

5. Творчество выступает не только коррелятором ряда жизненных ситуаций, но и в состоянии выступить фактором обратного воздействия на общественные процессы эволюции человечества через самого человека и его эмоции.

Теоретическая и практическая значимость работы заключена в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе профессионального обучения людей с ограничениями жизнедеятельности, в выработке культурно-мировоззренческой концепции, стратегии и тактики проведения различных программ культурной политики, например, в деле воспитания и просвещения различных общественных групп. Содержащиеся в работе теоретические и методические рекомендации позволяют совершенствовать управление адаптивным процессом инвалидов благодаря художественно-эстетической деятельности в том направлении, которое обеспечивает оптимальную реализацию адаптивных возможностей и потребностей человека с ограничениями жизнедеятельности, а также полноценного включения личности в деятельность и творчество людей современного социума.

Обобщения и выводы, сделанные нами, могут найти место в учебной и методической литературе, популярных изданиях, а также в курсах лекций для студентов вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были использованы нами в практической работе с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья (при разработке проектов, реализуемых современным общественным Городским центром социальной и творческой реабилитации инвалидов «Филантроп» г. Москвы).

Материалы исследования заслушивались и обсуждались на заседаниях кафедры философии ГОУВПО «МГУС» и на научно-практических конференциях и конгрессах: научно-практической конференции «Человек: мир физический и мир духовный» (г. Москва, 2004 г.); 1-й межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 2005 г.); 1-й и Н-й научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых (г. Москва, 2006, 2007 г.); Ш-й межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 2006 г.), 1-м и П-м международных конгрессах «Актуальные проблемы реабилитации детей, страдающих церебральным параличом» (г. Москва, 2006, 2007 г.) и др. и были опубликованы в сборниках материалов данных научных конференций и конгрессов.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Моисеева, Мария Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир вступил в новое тысячелетие. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие, неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже Апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро. Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей, а значит, и от нашей деятельности.

Дорогу в будущее мы прокладываем сегодня. Выживание и прогресс человечества во многом зависят от того, в какой момент распространится новое мышление, базирующееся на общечеловеческих ценностях. Постигнув опасность конфронтации, осознав значение достижений нынешней и предыдущих цивилизаций как неоспоримых ценностей, которые надлежит беречь и преумножать, убедившись в необходимости совместных и согласованных усилиях перед угрозой глобальных проблем, Разум человечества выведет его из социальных тупиков.

Духовность человека, его культура отражают высокие эстетические и интеллектуальные чувства, гражданское самосознание, патриотизм, интернационализм, любовь к окружающему миру, к природе, понимание космической миссии нашей цивилизации. В идеале культура дает возможность ощутить самоценность каждой человеческой личности.

Отсутствие духовности стирает индивидуальные качества, унифицируя их, превращая человека в нечто неотличимое от массы ему подобных.

Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, то есть творить.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности, причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

A.A. Адлер считала творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление коллективного бессознательного. Р. Ассаджиоли оценивал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ ее самораскрытия. По мнению психологов гуманистического направления (А. Маслоу и Г. Олпорт), первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.1

Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива. В ситуации инвалидности позитивный момент практически не актуализируется. Переживание данного кризиса в большинстве случаев связывается с подведением жизненных итогов, с невозможностью вести полноценную жизнь. Инвалидность не рассматривается как возможно временный период жизни, специально предназначенный для активного проведения реабилитационных мероприятий. Инвалидность воспринимается как новый период жизни, практически всегда связанный с обеднением психической сферы личности.

Можно сказать, что в данной ситуации человеком наиболее остро переживается «непродуктивность своего жизненного пути». Под продуктивностью понимается «некоторая совокупность жизненных успехов и достижений человека, которая может быть измерена с позиций внутренней самооценки человека».1

Выполнение реабилитационных мероприятий невозможно без приложения сил самого человека, поэтому важно оценить реабилитационный потенциал личности. Он будет состоять из интеллектуального, эмоционально-волевого и мотивационного компонентов. Интеллектуальный реабилитационный потенциал личности в первую очередь влияет на формирование внутреннего психического состояния. Понятие эмоционально-волевого потенциала личности есть, прежде всего, оценка степени энергичности, проявляемой человеком в достижении поставленных реабилитационных целей, направленных на преодоление имеющихся болезненных проявлений или их компенсацию. Эмоционально-волевой потенциал базируется на типе темперамента человека, хотя не ограничивается только им.

Адаптация человека с ограничениями жизнедеятельности в социуме зависит во многом и от реабилитационного потенциала общества. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек с ограничениями жизнедеятельности может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Ситуация инвалидности не может не затронуть сферу жизненных целей человека. Предшествующие жизненные планы человека вряд ли строились с учетом возможности возникновения подобной ситуации.

Вопросы, неизбежно встающие перед каждым молодым человеком с ограничениями жизнедеятельности, который вступает в самостоятельную жизнь, представляются особенно сложными. Как наиболее полно реализовать себя? Куда пойти учиться или работать? Какую профессию выбрать? Как устроить свою личную жизнь? Какими будут эти ответы и решения, станет известно через 10-15 лет, когда сегодняшние дети станут взрослыми. Останутся ли эти люди неприспособленными к жизни, полностью зависимыми от других и, в первую очередь, от государства, которое сегодня ещё не в состоянии позаботиться обо всех нуждающихся, или реабилитация станет для них тем мостом, по которому они пройдут несмотря на то, что природа обделила и обидела их, и не формально, а реально станут полноценными и полноправными гражданами. Это покажет время. Однако сегодня за всем этим стоят две принципиально противоположные позиции. Первая выражена в весьма распространенном тезисе: «Одному от природы дано все, другому - ничего. И каждый должен знать свое место в этом мире». Те, кто придерживаются такого мнения (а среди них есть и родители, и врачи, и педагоги, и политики), считают, что пытаться принять всех, кому «от природы не дано», - пустая трата времени и средств. Другая позиция исходит из представления о беспредельности потенциала любого человека и больного ребенка в том числе, независимо от его особенностей и диагноза. Задача сторонников этих взглядов состоит в том, чтобы помочь такому ребенку раскрыть свой потенциал и как это сделать. Такие люди видят проблему, хотят ее решить и верят, что это возможно; их попытки часто приводят к поразительным результатам, а скептики в этом случае говорят: «Наверное, была ошибка в диагнозе».1

В целом инвалидам труднее приспособиться к жизни в обществе, чем лицам, не страдающим физическими недостатками. Инвалидность может повлечь за собой трудности в обретении навыков, необходимых для ведения

1 Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. 1993.№ 4. С.33-36. осмысленной жизни, включая практические, экономические и социальные проблемы.

И здесь огромное значение приобретает процесс творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения, и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Формирование творческой личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.

Данное исследование позволяет предположить, что философское осмысление проблемы адаптации и интеграции в социум лиц с ограничениями жизнедеятельности, реализуясь в развитии творческих задатков и организации практического воспитания, может в корне изменить отношение к ним остальных членов общества, способствовать формированию необходимой жизненной среды и построению равноправных отношений, основанных на уважении к другому

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Моисеева, Мария Сергеевна, 2007 год

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.-430 с.

2. Аристотель. Этика: пер. Н.В. Брагинской, Г.А. Миллер. М.: ACT, 2002. - 492 с.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992. - 116 с.

4. Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества. М., 1994.

5. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. №2.

6. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль,1973.

7. Бассин Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. №2. С. 123-124.

8. Бассин Ф.В., Прангишвили A.C., Шерозия А.Е. О проявлении активности «бессознательного» в художественном творчестве // ВФ. 1978. № 2. С. 57-69.

9. Батенин P.C. Человек и его история. Л.: ЛГУ, 1976. - 295 с.

10. Батищев Г.С. Самосознание человека как осуществление: три уровня сложности задач // Человек и культура. М.: АН СССР, 1984. С. 4-24.

11. Баусов Ю.Н. Процесс высшего образования как активная форма социализации человека с тяжелой формой инвалидности. М., 1997.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-424 с.

13. Белкин A.A. Педагогика творчества: опыт гуманизации образования // Научно-метод. проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. М, 1999. № 5.

14. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989-607 с.

15. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Бердяев H.A. М.: Сварог и К, 1997. - 414 с.

16. Бердяев H.A. Проблема человека // Путь. 1936. № 50. С. 3-26.

17. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Мир книги, Литература, 2006. -416с.

18. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975399 с.

19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. - 23 с.

20. Бодалев A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. № 3. С. 19-23.

21. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Мн.: МФЦП, 2002. - 1008 с.

22. Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. / Под общ. ред. O.K. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. - 143 с.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. М.: Апрель: ACT, 2003. - 575 с.

24. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.

25. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. -175 с.

26. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005. - 556 с.

27. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. -521 с.

28. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: Социально-философские исследования. М.: Мысль, 1988. - 188 с.

29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.-96с.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. -413 с.

31. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. - 356 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. -М.: Лабиринт, 1998.-416 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.

34. Гаубрих Н.Ю. Комплексно-экспертная система, опыт ее применения при трудоустройстве инвалидов / в сб. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов. М., 1995. №2. С. 167-177.

35. Гегель Г. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. - 326 с.

36. Гильд С.А. Практика межличностных отношений в ТПО. М.: ВОС, 1990.- 158 с.

37. Гиренок Ф.И. О природе человека // Мир человека и человек в мире, М., 1997.-480 с.

38. Граблева А.Н. Проблемный подход в преподавании философских дисциплин. М., 1999.

39. Гринвальд И.М., Щепетова О.Н. Реабилитация больных и инвалидов на промышленном предприятии. М., 2001.

40. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1994. -314с.

41. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 2002.

42. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005. - 288 с.

43. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991. №5. С. 3.

44. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования. 1993. №1. С. 56-63.

45. Дробышева С. Отношение к инвалидам показатель состояния нравственного здоровья общества / С. Дробышева // Человек и труд. 2003. №10. С. 12-15.

46. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.

47. Зуев Г.И., Танюхина Э.И., Дыскин A.A. Экспертиза трудоспособности и реабилитация инвалидов. М.: Медицина, 2000. - 223 с.

48. Иващенко Г.М., Ким Б.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском городском клубе «Контакты-1». М., 1997. - 173 с.

49. Ильенков Э.В. С чего начинается личность / под ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

50. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -267 с.

51. Ильин И.А. О новом человеке // Слово. 1993. № 2. С. 16-21.

52. Ильин И.А. О художественном совершенстве // Слово. 1993. № 2.1. С. 16.

53. Исаев С.А. Экзистенциалистская концепция Ж.П. Сартра. Философские проблемы культуры и искусства. М.: ГИТИС, 1986. С. 159-172.

54. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: сб. науч. тр. М.: Искусство, 1978. - 56 с.

55. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 2001.

56. Каган М.С. Начала эстетики. -М.: Искусство, 1964.-210 с:

57. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. -112 с.

58. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -72 с.

59. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.-365 с.

60. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007. - 736 с.

61. Кантор В.З. Самодеятельный художественный коллектив как фактор социальной реабилитации слепых и слабовидящих: автореф. дис. . канд. пед. наук / Лен. гос. пед. ин-т им. Герцена. Л., 1989. - 17 с.

62. Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т. 1: Автобиография; Письма русского путешественника; Повести. Л.: Худож. лит. (Ленингр. отд-ние), 1984.-671 с.

63. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП «Элби». -СПб., 2005.

64. Киященко Н.И. Эстетика: философская наука. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 592 с.

65. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 2003.

66. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.252 с.

67. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 134 с.

68. Кривчун A.A. Эстетика: Учебник для студентов вузов. М., 1998. -430 с.

69. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. №12.

70. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логическо-психологического анализа проблемы // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16-30.

71. Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта // Магистр. 1998. №3. С. 60-68.

72. Лебединский М.С. Личность и болезнь // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Медицина, 1970. - С. 131-143.

73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 2005.-345 с.

75. Лиманская Л.Ю. К вопросу о методах активизации образного мышления у студентов с ослабленным слуховым восприятием / В сб. ст. Проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. М., 1997.

76. Литвак А.Г. Эмоциональное состояние при слепоте // Наша жизнь. 1992. №8. С. 129-142.

77. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.; Просвещение, 1985. - 188 с.

78. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. -М.: Наука, 1976.

79. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. - 719 с.

80. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-93 с.

81. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. : Искусство, 1998. - 702 с.

82. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976 - 144 с.

83. Марков М.Е. Искусство как процесс: Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1957. Т. 3. С. 67-114.

85. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузыря. -М.: Изд-во МГУ, 1982.

86. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

87. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

88. Мещеряков А.И. Проблемы образа и формирование психики у слепоглухонемого ребенка // ВП. 1960. № 4. С. 111-119.

89. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М., 1990.-232 с.

90. Моосаар В. Восприятие своей дефективности детьми сфизическими дефектами. Тарту, 1970. - 48 с.

91. Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. - 86 с.

92. Мундт Т. Эстетика М.: Мысль, 1973.

93. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику // Психологическое исследование. -М.: МГУ, 1987. 167 с.

94. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

95. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. М.: Искусство, 1991.-586 с.

96. Первый международный фестиваль молодых инвалидов / М.В. Ипполитова, Г.Л. Зайцева, Т.А. Басилова и др. // Дефектология. 1992. №5-6. С. 38-41.

97. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996.- 165 с.

98. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 223 с.

99. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. С. 2-3.

100. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1990.

101. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе / под ред. Э.Н. Ивановой. М.: Мысль, 1991. - 97 с.

102. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: материалы науч.-практ. конф. 5-7 апр. 1995 г. СПб.: ЦПИ, 1995. С. 8-22.

103. Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов: Рекомендации по организации работы центров профессиональной диагностики, реабилитации и обучения инвалидов. М.: Федеральная государственная служба занятости населения, 1998. - 78 с.

104. Разумный В.А. Клуб и культура общения. М., 1989. - 238 с.

105. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном ифизическом развитии / JIM. Шипицына, Е.С. Иванов, J1.A. Данилова, И.А. Смирнова. СПб.: Образование, 1995. - 80 с.

106. Рикёр П. Человек как предмет философии // ВФ. 1989. № 2. С. 41-50.

107. Ротенберг B.C., Аршавский Р.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. - 46 с.

108. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992 - 109 с.

109. Сизякина Л. Реабилитация детей-инвалидов через общение и театр / JI. Сизякина // Социальное обеспечение. 2003. №12. С. 32-34.

110. Смирнов Е.И. О проблеме активной включенности инвалидов в социально полезную жизнедеятельность, перспективы и возможности ее решения / Е.И. Смирнов // СОТИС. 2006. №1. С. 27-38.

111. Современный мир и эстетическое развитие человека: сб. ст. под ред. Н.И. Киященко. -М.: Прометей, 1993. 118 с.

112. Соловьев Вл. Смысл любви. М.: Современник, 1991.

113. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

114. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. - 624 с.

115. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

116. Спиркин К.Е. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы / в сб. науч. тр. М., 1986. - 159 с.

117. Тараданова Т.М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: дис. . канд. филос. наук. М., 2005. -140 с.

118. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь: пер. с ит. М.: БММ АО, 2006. - 584 с.

119. Узунова В.Т. Ценностные ориентации личности как факторвосстановления активной жизнедеятельности при вынужденном нарушении привычного образа жизни: автореф. дисканд. психол. наук. М., 1985. - 23 с.

120. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.

121. Федотов Д.Д. Личность и болезнь, болезнь и личность // Проблемы личности: матер. Симпозиума. -М: Медицина, 1970. С. 140-156.

122. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань,1998.

123. Философская энциклопедия: в 5 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5. - 740 с.

124. Фромм Э. Душа человека. М.: ACT: Транзиткнига, 2004. -574с.

125. Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем. В.В. Бибихина. 2-е изд. - СПб.: Наука, 2002. - 450 с.

126. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996.

127. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. М.: Экзамен, 2006.416 с.

128. Хрестоматия по психологии художественного творчества / под ред. А. Л. Гройсмана. М.: Магистр, 1998. - 200 с.

129. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: пер. с англ. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-608 с.

130. Цалок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. -Кишинев, 1989.- 148 с.

131. Чернявский Р.Х. Социолого-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 22 с.

132. Шаляпин Ф.И. Сб.: в 2 т.-М., 1957. Т. 1. С. 267-268.

133. Шеллинг Ф. Философия искусства: пер. с нем. П.С. Попова; под ред. М.Ф. Овсянникова. СПб.: Алетейя, 1996. - 495 с.

134. Шеллинг Ф. Философия откровения: пер. с нем. A.JI. Рестова. -СПб.: Наука, 2000. 699 с.

135. Шестаков В.П. Искусство и мир в «мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998. - 150 с.

136. Шиповская Л.П. Духовность как потребность человека в стремлении к общечеловеческим ценностям // Духовность. 2006. № 9.

137. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М.: Радио и связь, 2004. - 419 с.

138. Шиповская Л.П. Социально-психологические аспекты воспитания детей с ограничениями жизнедеятельности в семье / в сб. науч. ст. Гуманитарные проблемы реабилитационного сервиса, ГОУВПО «МГУС». -М., 2006.

139. Шиповская Л.П. Проблемы семьи, имеющей ребенка с ограничениями жизнедеятельности / в сб. науч. ст. Гуманитарные проблемы реабилитационного сервиса, ГОУВПО «МГУС». М., 2006.

140. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. М.: Московские учебники - СиДиПресс, 2003. - 100 с.

141. Ширяев Ю.О. творческой реабилитации инвалидов // Призыв. 1994. № 1.С. 78-96.

142. Шишков В.Я. Мой творческий опыт. М., 1979.

143. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: автореф. д-ра социол. наук. М., 1992.

144. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Искусство, 1972.-303 с.

145. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН,1993.

146. Яковлев Е.Г. Эстетика. Художник: личность и творчество. М.: Гардарики, 2004. - 464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.