Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии: на примере инструментальных сочинений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Снежкова, Елена Александровна

  • Снежкова, Елена Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 309
Снежкова, Елена Александровна. Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии: на примере инструментальных сочинений: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2007. 309 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Снежкова, Елена Александровна

Введение.3

Глава первая. Японская композиторская школа в развитии национальной музыкальной культуры второй половины XX в.21

Глава вторая. О творческом пути Такэмицу Тору.61

Глава третья. Фортепианная музыка.100

Глава четвёртая. Камерно-инструментальные и симфонические произведения.141

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии: на примере инструментальных сочинений»

Японское композиторское творчество - интересное и яркое музыкальное явление современности. Со второй половины XX в. японская композиторская школа (ЯКШ) заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. В этот период состоялось достижение этой композиторской школы зрелости, весьма внушительный её вклад в мировое музыкальное наследие подтверждается в исследованиях большинства отечественных и зарубежных (в том числе японских) музыковедов [51 -55, 66, 68, 73, 102, 152, 155, 156, 157, 192, 202, 203, 207, 212, 215 - 217, 219, 221, 227, 230-234, 239, 241].

Многие японские композиторы и исполнители известны за рубежом, они завоёвывают международные премии, их сочинения занимают значительное место не только в программах фестивалей современной музыки, но и в концертных программах крупнейших коллективов и солистов - исполнителей мира», -подчёркивает М. Есипова [66, с. 3]. М. Дубровская констатирует, что в музыкальном мире обрели популярность и авторитет Маюдзуми Тосиро, Мацудайра Ёрицунэ, Акутагава Ясуси, Миёси Акира, Такэмицу Тору, Дан Икума и другие корифеи японской композиторской школы 50-х - 90-х гг. XX в.[51, с. 81] Аналогичные выводы о международных творческих успехах японских композиторов второй половины XX столетия можно встретить в работах 3. Борриса, В. Лаадэ, А. Витталя, Ю. Дзёдзи [202, 217, 240, 249].

Среди крупнейших японских композиторов второй половины XX в. Такэмицу Тору1 (1930 - 1996) занимает особое место. «О нём, - отмечает Л. Акопян, - уже давно говорили как о единственном японце - и, более того, чуть ли не единственном уроженце Азии, - сумевшем занять место на самых вершинах современного музыкального Олимпа» [3, с. 221]. По мнению английского музыковеда П. Бёта, он является самым известным японским композитором своего поколения, сумевшим гармонично воссоединить в своём творчестве различные 3 аспекты западных и восточных традиций [203, с. 288]. Действительно, его творчество демонстрирует тонкое взаимодействие исконно национальных и общекультурных композиторских традиций, которые он, глубоко осмыслив, «вписал» в свою самобытную эстетико-стилевую платформу. Творческий путь композитора отмечен значительным стилевым сдвигом. Пройдя стадию авангардистского экспериментаторства, он пришёл к идеям новой простоты и красоты в искусстве. Слова его прославленного соотечественника и современника Оэ Кэндзабуро - «путь к выразительности - путь к универсализму, позволяющий при этом оставаться корнями на родной почве» [127, с. 424] - с полным правом можно считать девизом творческих поисков композитора. Анализ сочинений Т. Такэмицу позволяет расширить диапазон изучения японской музыки и исследовать актуальные вопросы композиторской техники, так как творчество этого художника отражает многие важные процессы новой стилевой концепции, характеризующие композиторское искусство второй половины XX в.

Российское этномузыкознание изучает в первую очередь традиционную музыку Страны восходящего солнца (кандидатские диссертации В. Сисаури, С. Лупиноса, М. Дубровской, М. Есиповой, Е. Южаковой, Н. Чабовской). В отечественном музыковедческом японоведении существуют лишь два специальных исследования последнего времени, посвященных японскому композиторскому творчеству XX столетия; они проводились на кафедре этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Это докторская диссертация М. Дубровской «Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку (последняя четверть XIX - первая половина XX в.)» (2005) [55] и кандидатская диссертация О. Жуковой «Вокальное творчество Дан Икума в контексте проблемы композитор-фольклор» (2006) [73]. В первой из них на основании анализа начальных этапов становления японского композиторского творчества намечаются некоторые ве4 дущие тенденции его дальнейшего развития - в период второй половины XX в. В работе О. Жуковой рассмотрение послевоенной композиторской культуры Японии конкретизируется на материале творчества одного из ее корифеев - Дан Икума.

Отдельные грани явления затрагивают материалы журналов «Советская музыка», «Музыкальная академия», а также научные публикации М. Дубровской, М. Есиповой, В. Юнусовой [5, 31, 36, 50 - 56, 66 - 68, 93, 122, 146, 160 -162, 192]. Однако в них освещаются далеко не все проблемы композиторского творчества Японии. Так, в статьях Я. Акутагава, С. Горо, С. Сонобэ, Н. Свешникова, опубликованных в журналах «Советская музыка», содержатся небезынтересные, хотя и довольно краткие описания музыкальной жизни Японии середины - второй половины XX в., вносятся определенные штрихи в создание общей характеристики музыкальной культуры эпохи. В публикациях Я. Гиндзи, М. Есиповой, Ф. Коидзуми, И. Нестьева, В. Юнусовой освещаются разные стороны японского композиторского творчества, но отсутствует специальное рассмотрение проблемы национального в композиторской музыке второй половины XX в., опущены многие другие аспекты анализа объекта. Исследования и публикации М. Дубровской, в которых эти проблемы поднимаются, посвящены, в первую очередь, японскому композиторскому творчеству довоенного периода. Кандидатская диссертация О. Жуковой представляет собой единственный до настоящего времени в российском музыкознании труд, в котором осуществлены первичное описание и систематизация ряда явлений композиторской культуры Японии интересующего нас периода.

Можно констатировать, что имеющихся в отечественной науке разработок явно недостаточно для целостного музыкально-исторического и культурологического охвата ситуации в японском композиторском творчестве второй половины XX в. и его музыковедческого теоретического осмысления.

Помимо Дан Икума (1931 - 2001), ни одна крупная композиторская фигура Японии второй половины XX в. не подвергалась исследованию российскими музыковедами. Это касается и творчества «властителя дум» японской современности - Такэмицу Тору - виднейшего представителя композиторской школы этой страны. В истории музыки XX в. он стал наиболее яркой величиной среди японских композиторов послевоенного периода, завоевавших как национальное, так и международное признание (см. об этом: [3, 192, 202, 203, 207, 212, 215, 217, 227, 230, 234, 239, 241, 249]). Вместе с тем, научное осмысление его творчества в настоящее время находится в стадии становления. Японский исследователь Токи Сэйдзи справедливо отмечает: «Хотя было издано значительное количество статей о творчестве Такэмицу, однако, понимание его музыки всё ещё недостаточно. <.> Всё, что мы знаем о музыке Такэмицу, фактически базируется на репертуаре, получившем мировую известность в 1970-е гг. Поэтому настало время переосмыслить музыкальное наследие Такэмицу без предвзятых мнений» [206, с. 7].

Напомним, что в отечественном музыковедческом японоведении творческая фигура Такэмицу Тору до настоящего времени не являлась объектом научных интересов. Немногочисленные работы российских музыковедов, в которых содержится характеристика отдельных произведений композитора, -это обзорные информативно-справочные статьи, очерки и исследования, рассматривающие образцы наследия Т. Такэмицу эпизодически, в качестве показательных примеров ряда тенденций развития японской композиторской школы (см. об этом: [53, 55, 66, 122]) и современной музыкальной культуры Азии (см. об этом: [192]). Исключение составляют лишь две публикации, специально посвящённые японскому композитору - статья-некролог «Памяти Тору Такэмицу» Л. Акопяна, опубликованная в «Музыкальной академии» в 1997 г. [3, с. 221 - 223] и научная статья студентки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Т. Клименко «Ex occident lux: «Water ways» Тору Такэмицу» (научный руководитель Т. Старостина) [92, с. 41 - 55].

При этом на наш взгляд, Т. Такэмицу среди крупных представителей современного японского композиторского творчества (Акутагава Ясуси, Бэкку Садао, Дан Икума, Мацудайра Ёрицунэ, Маюдзуми Тосиро и др.) выделяет ярко самобытная манера музыкального мышления и письма. В музыке он смог выразить сущностные черты художественного мироощущения и национального характера японцев, находящие убедительное претворение и в современную эпоху. Подчеркнем, что сам композитор на первых этапах своего творческого пути не ставил целью быть «национальным». Соответственно, на протяжении творческой жизни Т. Такэмицу важнейшими стимулами его сочинений становились инонациональные художественные явления. Арнольд Витталь подчёркивал: «Такэмицу умудрялся собирать воедино те или иные разнообразные элементы, изобретая при этом собственные средства выразительности, с чем любому другому менее зрелому композитору, принципиально стремящемуся совмещать восточные и западные принципы, успешно справиться не удалось бы» [249, с. 4]. Показательно в этой связи утверждение самого композитора: «Как японец я хочу развиваться с точки зрения традиций, а как западный че-• ловек - с точки зрения новаторства» (цит. по: [249, с. 2]). Лейтмотивом рассуждений Т. Такэмицу о творчестве можно считать его следующее выражение: «плодотворное взаимодействие старого и нового» [249, с. 2].

Закономерно, что в этом плане творчество данного японского композитора перекликается с художественными поисками его коллег и современников: Маюдзуми Тосиро, Исии Маки, Сибата Минао, Юаса Дзёдзи, Итиянаги Тоси, Хиросэ Рёхэй. Но именно наследие Т. Такэмицу западные2 и японские музыковеды (В. Мольм, 3. Боррис, П. Бёт, X. Ёсида) метафорически называют «мостом между Востоком и Западом». Типично соображение о том, что, «работая в стиле европейской авангардистской школы, Т. Такэмицу в своих произведениях воссоздаёт духовный строй чувств и форму выражения, близкие японской эстетике прошлого» [239, с. 4]. Арнольд Витталь подчёркивает: «Тору Такэмицу занимает особое, уникальное место в истории музыки XX в. Японский композитор, чуткий ко многим характерным чертам Западной музыки, он с поразительной изобретательностью использовал эти черты, не теряя при этом собственной национальной индивидуальности» [249, с. 7]. Тем самым представителями западной и японской музыкальной критики признается, что Т. Такэмицу смог создать свой интернационально значимый и, в то же время, национально определённый и индивидуально неповторимый музыкальный стиль.

В сравнении с российским музыкознанием, зарубежная (японская и западная) музыковедческая литература, посвящённая творчеству Т. Такэмицу, количественно и качественно преобладает [201 - 203, 206, 207, 210, 212, 215, 217, 220, 222, 225, 227, 230, 234, 239 - 242, 249].

Среди японских музыковедов, исследующих творчество Такэмицу Тору, особо выделим Акияма Кунихару, Ёсида Хидэкадзу, Кадзуси Исида, Юаса Дзёдзи.

Акияма Кунихару - музыкальный критик и активный член творческого союза «Дзиккэн кобо» («Экспериментальная мастерская»). Его перу принадлежит одна из фундаментальных монографий по истории развития японской композиторской музыки - «Японские композиторы» (в двух томах), в которой творчество Т. Такэмицу рассматривается в контексте развития музыки эпохи Сёва - 1950 - 1980 гг. [241]. Множество небольших заметок об отдельных симфонических и камерно-инструментальных сочинениях Т. Такэмицу, принадлежащих Акияма Кунихару, сопровождают современную дискографию произведений композитора [242].

У Ёсида Хидэкадзу знаменателем обзорных анализов симфонических и 8 камерно-инструментальных сочинений Т. Такэмицу («Son Calligraphie I, II, III», «Solitude sonore») является выявление национальной определённости стиля композитора, которую исследователь усматривает в близости эстетико-стилевых особенностей творчества Т. Такэмицу к японской (шире - восточной) художественной традиции [239].

Кадзуси Исида, научные интересы которого связаны с деятельностью композиторов, чей творческий расцвет пришелся на 1980 - 1990 гг., анализируя музыкальную жизнь Японии 1970 - 1990-х г., рассматривает творческие достижения Т. Такэмицу только одного десятилетия (1970-е гг.) в контексте первых шагов выхода японской композиторской школы на международный уровень (см. об этом: [212, с. 3 - 5]).

Юаса Дзёдзи, являясь современником, соратником и личным другом композитора, в своей статье, напечатанной в журнале «Perspectives of new music» («Перспективы новой музыки») приводит интересные факты из истории создания некоторых оркестровых и камерных сочинений композитора, публикует высказывания и мысли самого автора этих сочинений [240].

Среди западных исследователей, изучающих японскую композиторскую музыку второй половины XX в., показательными относительно понимания специфики и значения творческой фигуры Т. Такэмицу представляются суждения Зигфрида Борриса, Вольфганга Лаадэ, Джеймса Сиддонса, Питера Бёта и Арнольда Витталя.

Мнение 3. Борриса корреспондирует с высказываниями Ёсида Хидэкадзу. Немецкий исследователь, анализируя композиторское творчество Японии послевоенного периода, относит Такэмицу Тору, наряду с Маюдзуми Тосиро, к школе Ифукубэ и Киёсэ, эстетическая платформа творчества которых ориентирована на синтез «японского духа с западной техникой». В контексте стилистики Т. Такэмицу 3. Боррис видит продолжение означенной традиции как «связь 9 азиатских эстетических представлений с авангардистской техникой» (см. об этом: [202, с. 66]).

Более подробный анализ творчества Т. Такэмицу даётся в работе Вольфганга Лааде «Neue musik in Afrika, Asien und Ozeanien» («Новая музыка в Африке, Азии и Океании»). Немецкий музыковед констатирует международное признание музыки Такэмицу Тору, особенно популярность его симфонических и камерно-инструментальных сочинений в США. Обзорно рассматриваются в его труде самые известные композиции Т. Такэмицу («Requem for Strings», 1957; «Coral Island», 1962; «Textures», 1964; «Dorian Horizon», 1966; «November steps», 1967). B. Лааде справедливо отмечает такие константные стилевые черты творческого почерка Т. Такэмицу как выразительность и первостепенную значимость в создании художественных образов динамики, звука, цвета, музыкального синтеза пространства и времени. Данным автором также отмечается тяготение композитора к лаконичности и скромности средств музыкальной выразительности, созданию сочинений небольших размеров (см. об этом: [217, с. 219 - 222]).

В настоящее время можно уверенно говорить о возрастающем значительном интересе к творчеству Такэмицу Тору японского и западного музыковедения в связи с тем, что 1990-е гг. и начало 2000-х гг. отмечены появлением целого ряда новых работ - специальных монографий, вышедших на английском языке (последние, к сожалению, до настоящего времени не доступны широкому кругу интересующихся японской музыкой, так как отсутствуют в фондах российских библиотек).

Работа американского музыковеда Джеймса Сиддонса «Тоги Takemitsu: А Bio-Bibliography» [227] содержит подробную библиографию наследия Т. Такэмицу. В ней автор даёт краткий анализ существующей музыковедческой литературы о творчестве композитора в американском и японском музыковедении4, обзорно рассматривает эпистолярное и критическое наследие Т. Такэмицу, при

10 водит список произведений и даты их исполнений, дискографию сочинений.

Наиболее интересным и информативно насыщенным разделом работы, на наш взгляд, является глава, посвященная биографии композитора. Описывая творческий путь Т. Такэмицу, Дж. Сиддонс предлагает свою классификацию сочинений композитора. Автор выделяет в творчестве Т. Такэмицу три группы произведений. Первая группа - это сочинения, написанные в дань памяти и уважения определённым личностям, которые сыграли важную роль в судьбе и становлении художника5. Ко второй группе Дж. Сиддонс относит сочинения, посвященные проблеме «расстояния в музыке» («distance in music»). Важнейшие интерпретации понятия «расстояние» находит музыковед в авторских комментариях. Так, в произведении «Distance» для гобоя и сё (1972) под «расстоянием» композитор подразумевает различие между западным (гобой) и японским (сё) инструментами, которые он соединяет в дуэте. В «Distance» / «Расстояние» для флейты, скрипки и фортепиано (1989), по мнению критика, автор имел в виду «расстояние» между различными композиторскими техниками, претворёнными в сочинении. В «Dorian Horizon» для струнного оркестра понятие «расстояние» интерпретируется в расположении инструментов на сцене. В «From me flows what you calls time» / «От меня течёт то, что вы называете временем» для пяти ударных и оркестра (1990), по мнению исследователя, раскрываются японские эстетические категории времени и концепция пауз - ма. Среди других работ, посвящённых этой проблеме, Дж. Сиддонс называет «Piano Distance» / «Расстояние фортепиано» (1961), «Far away» / «Далеко» (1973); «Дзикитигацу-но кири то кику-но каната кара» / «Далеко от хризантем и тумана ноября» для виолончели и фортепиано (1983); «Signals from Heaven» / «Сигналы с небес» для двух антифонных труб (1987). К третьей группе сочинений музыковед относит произведения, раскрывающие феномен мечты/сноведений. По мнению, Дж. Сидцонса, эта группа наиболее ярко представлена киномузыкой композитора.

11

Автором отмечается, что интерес Т. Такэмицу к французской литературе и кинематографии обусловил эмоционально-чувствительную интерпретацию темы мечты, которая нашла отражение в следующих произведениях: «Dreamtime» / «Время мечты», «Dream window» / «Окно мечты», «Entre-Temps» / «Пред-времена»; «Quotations of Dream» / «Цитирование мечты»; «Rain dreaming» / «Мечтающий дождь»; «То the Edge of Dream» / «К краю мечты»; «Visions» / «Видения»; «I Hear the Water Dreaming» / «Я слышу мечтания воды» (см. об этом: [227, с. 16-17]).

Не умаляя значения предложенной классификации Дж. Сиддонса, всё же отметим, что, на наш взгляд, в ней отсутствует единый критерий, общий для всех предложенных автором групп сочинений Т. Такэмицу. Так знаменателем первой группы произведений, являются личностные мотивы композитора, доминантой второй группы выступают эстетические воззрения Т. Такэмицу, а в третьей - тематика сочинений. Автор настоящей диссертации предлагает свой вариант классификации творчества композитора по образно-тематическому принципу в аспекте общности художественных замыслов (см. об этом четвёртую главу работы).

Монография П. Бёта «Музыка Тору Такэмицу», изданная в Англии в 2001 г. - первое комплексное изучение творчества Т. Такэмицу на английском языке [203]. Учёный подчёркивает, что стимулом для написания его работы явилась постоянно возрастающая популярность сочинений композитора у западной аудитории. Анализируя музыковедческие исследования, посвященные Т. Такэмицу, П. Бёт критически замечает, что многое из написанного базируется на том, что сам композитор писал о своих сочинениях. Основное направление работы, по мнению английского исследователя, заключается в «определении места Т. Такэмицу в контексте богатых традиций японского музыкального искусства XX века» [203, с. 296]. Вместе с тем П. Бёт отмечает, что в монографии рассматриваются дале

12 ко не все произведения композитора6, а лишь те, которые, по мнению исследователя, были наиболее показательными для становления художника, причём автор подчёркивает и то, что не все из них «анализируются детально» [203, с. 2]. Приведём ещё одно высказывание музыковеда: «Одна из показательнейших черт <творчества> - присущий ему <Т. Такэмицу> наглядный, зримый язык -существенный факт в его музыке, осложняющий процессы и приёмы анализа, принятые в западной науке» [там же, с. 3] . Строго говоря, на наш взгляд, при некоторых спорных вопросах анализа, всё же эта монография является лучшим зарубежным исследованием творчества композитора.

Среди последних по времени зарубежных музыковедческих работ привлекает внимание обзорная статья уже не раз упоминаемого А. Витталя о творчестве Т. Такэмицу, изданная ко дню рождения композитора в еженедельном бюллетене «Окно в Японию» общества «Россия-Япония» (02. 10. 2005). «Японская оригинальность» и «перекрёстно-культурная» установка композитора рассматриваются автором на примере ряда произведений: «Son Calligraphie» для струнного октета, 1958; «Distance» для гобоя и сё, 1972; «Voice» для флейты, 1971; «Garden Rain» для духовых, 1974; «Folios» для гитары, 1974 [249].

В свете сказанного отметим, что большинство имеющихся работ носят обзорный музыкально-исторический характер. В известных нам зарубежных музыковедческих трудах практически отсутствует музыковедческий анализ, в некоторых случаях если же он присутствует [203], то носит самый общий характер. Это не позволяет составить - без необходимой опоры на принципы комплексного анализа, соединяющего в себе исторические, эстетические и аналитические подходы к объекту исследования - целостного и системного представления о тех важных параметрах творческого облика Т. Такэмицу, значение которых было бы оценено как некая «аксиома».

Изложенное определяет актуальность настоящего исследования. Она связана, прежде всего, с крайне слабой изученностью отечественным музыкознанием творчества Т. Такэмицу - одного из ярчайших представителей ЯКШ второй половины XX в. Явная диспропорция между выдающимися творческими достижениями Т. Такэмицу, популярностью и интересом к его произведениям отечественных исполнителей и слушателей7 и отсутствием описания и теоретического осмысления творчества композитора в России подтверждает своевременность настоящей работы.

Кроме того, диссертация вписывается в панораму современных отечественных исследовательских направлений, ориентированных на изучение проблемы национального в музыке и находится в русле активно разрабатываемой в России означенной проблематики [1,2, 24, 25, 28, 29, 37, 46, 53 - 55, 57, 75, 76, 107, 166, 185, 188]. В. Дулат-Алеев, рассматривая вопросы национальной культуры в татарской музыке XX в., справедливо отмечает: «Тенденция к обобщению культурного наследия с новых научных позиций уже стала традиционной для периодов рубежа столетий. Причём обращение к проблемам культурного наследия в эти периоды сопровождается усилением интереса к национальному своеобразию в культуре» [57, с. 3]. «Проблема национального в стиле - одна из краеугольных среди проблем, которые отражают характерность стиля, его специфику. В XX столетии она приобретает особую остроту в связи с множественным характером тех перемен, которые произошли во всей системе образно-выразительных средств; проявления национального становятся едва ли не важнейшими в понимании изменившийся сущности стиля, его природы», - пишет Г. Григорьева, характеризуя русскую советскую музыку второй половины двадцатого века [37, с. 63]. Её высказывание актуально в контексте развития японского композиторского творчества этого же периода.

Учтём при этом, что японское музыкознание, как утверждает М. Дубровская, только приступает к основательной разработке этой фундаментальной проблематики музыкальной культуры Японии Нового и Новейшего времени, при этом «осмысление японскими музыковедами национального композиторского творчества страдает от недостаточно выработанной методологии и размытости оценочных критериев» [54, с. 4].

Необходимо отметить, что в современной культурной ситуации проблема личности художника в контексте национальных и мировых традиций приобретает особую значимость в связи с тем, что именно современное историческое и теоретическое искусствознание, в отличие от предыдущих эпох, на первый план выдвигает проблему исследования историко-художественного процесса под углом зрения взаимодействия национального и универсального [25, с. 8].

Цель настоящего исследования заключается в аналитическом рассмотрении композиторского облика Т. Такэмицу, предполагающем выявление механизмов образования самобытных граней его мышления на фоне современных ему тенденций японской и мировой музыкальной культуры. Данная цель определяет ряд задач, решаемых в работе:

1) уточнение жанрово-стилевой картины японского композиторского творчества второй половины XX столетия в связи со становлением и эволюцией композиторского почерка Т. Такэмицу;

2) осмысление, периодизация и описание творческого пути композитора;

3) рассмотрение специфики авторского стиля японского художника;

4) исследование своеобразия жанровых решений в репрезентативных для стиля Т. Такэмицу сочинениях, анализ их стилевых и композиционных особенностей;

5) выявление константных черт инструментального (фортепианного, камерно-инструментального и симфонического) мышления композитора;

6) характеристика контекстных явлений японского и мирового композиторского творчества, которые повлияли и/или были созвучны творческим поискам Т. Такэмицу;

7) введение в научный обиход неизвестных российскому музыкознанию выдающихся сочинений композитора, а также научной литературы Музыкальным материалом настоящего исследования послужили наиболее показательные для творческой индивидуальности композитора и основных типологических тенденций развития ЯКШ второй половины XX в. инструментальные произведения Т. Такэмицу. Это сочинения в жанрах фортепианной, оркестровой и камерно-инструментальной музыки, к сожалению, в большинстве своём отсутствующие в фондах российских библиотек. Отбирая музыкальный материал для настоящего исследования, автор руководствовался критериями художественной значимости и стилевой выразительности сочинений в творческой эволюции композитора.

Методологической основой диссертации послужили перспективные разработки современной и зарубежной - в том числе японской - гуманитарногй науки (музыкознания, искусствознания, культурологии, японоведения, истории, эстетики, философии). Исследование базируется на принципах комплексного и системного подходов, сочетающих в себе историко-культурологические, эстетические и аналитические принципы рассмотрения.

Творчество Т. Такэмицу анализируется в широкой панораме явлений истории и культуры Японии на фоне знаменательных достижений японской цивилизации в период второй половины XX в. Прослеживаются связи его с японскими традиционной (профессиональной и народной) музыкой и другими видами искусства, национальным композиторским творчеством. При анализе затрагиваются философские и религиозные предпосылки наследия композитора.

Общая направленность содержания работы реализует и творчески развивает на новом материале методологические и аналитико-методические посылки, сложившиеся в трудах первых российских исследователей японского композиторского творчества [50 - 55; 72, 73].

Обозначенные подходы реализуются в опоре на комплекс идей различного плана. Музыкально-исторические и историко-культурологические разделы исследования базируются на утвердившемся в российском музыкознании принципе культурологического подхода, при котором исследование конкретных композиторских произведений обретает весьма убедительное обоснование только с включением их в более крупные связи: «история-культура-творчество» (В. Дулат-Алеев). Как один из принципов системного анализа использовался контекстуальный подход, позволяющий вскрыть отношение внешних проявлений и форм японской художественной культуры к их смыслу (Е. Лисицина). В связи с этим активно использовались методологические и методические посылки отечественного японоведения, связанные:

1) с историей и «духовным климатом» японской культуры рассматриваемого периода, представленные в работах Л. Гришелёвой и Н. Чегодарь, В. Ерёмина, А. Мещерякова, Э. Молодяковой, В. Молодякова, К. Саркисова [4, 41, 61, 110, 111, 113, 116 - 119, 144, 195 - 198] и других;

2) с проблемой осмысления музыкальных реалий рассматриваемой эпохи в контексте вековых традиций и новых мировоззренческих тенденций японской художественной культуры в целом, интерпретируемой в трудах С. Бишаровой, Д. Главевой, Т. Григорьевой, Л. Ермаковой, Н. Николаевой, А. Садоковой, Е. Скворцовой [19, 23, 32, 38, 64, 87, 88, 123, 143, 150] и других.

Вторая группа методологических подходов ориентирована на проблемы выявления национального характера в музыке и освещение вопросов его формирования. Это потребовало привлечения положений, связанных с разработкой

17 проблематики национальных композиторских школ XX в., развивающих «новоевропейские традиции», многочисленными учёными России, Ближнего и Дальнего Зарубежья - Л. Абдуллаевой, Ф. Абуковой, Н. Гавриловой, Н. Гариповой, М. Дрожжиной, М. Дубровской, В. Дулат-Алеевым, С. Закржевской, А. Маклы-гиным, Диего Франсиско Грихальва Кордоба, Рифаи Ахмедом Субхи, Та Куанг Донг, Фам Ле Хоа, Фан Динь Тан, Н. Шахназаровой, В. Юнусовой [1,2, 24, 25, 29,46, 53, 55, 57, 75, 107, 137, 166, 170, 171, 188, 192] и других.

По справедливому мнению Н. Гавриловой, в современных условиях активного взаимообмена национальными художественными ценностями проблема сохранения статуса национальной школы, её самобытности и одновременно её участия в создании интернационального фонда новой культуры встаёт как никогда остро и поэтому требует особого теоретического рассмотрения [25, с. 14]. Общепризнанно, как отмечает Н. Гаврилова, что одной из определяющих черт взаимосвязи национального и интернационального элементов, составляющих художественное целое, является историческая и социальная обусловленность их развития и взаимодействия [там же, с. 15].

Актуальна в этой связи также мысль С. Закржевской: «Диахронический срез искусства того или иного народа показывает, что национальное начало -«величина» стабильная, но одновременно и мобильная, как само искусство, как отражаемая им жизнь. Развивается искусство, подчиняясь имманентным законам, реагируя на изменяющуюся социально-историческую и социально-экономическую ситуацию, а преображающийся духовный склад нации и внешние воздействия, следовательно, трансформируются, обогащаются, обрастают новыми штрихами черты его национального своеобразия» [75, с. 17]. «Поскольку, - продолжает С. Закржевская,- национальное начало мобильно, то те или иные состояния искусства и этапы эволюции его не могут быть абсолютно тождественны с точки зрения проявления национального, а значит и оценка их с

18 указанной позиции не должна быть внеисторичной, исходящей из раз и навсегда сложившихся критериев» [75, с. 18].

В методических подходах к анализу произведений Т. Такэмицу и других японских композиторов второй половины XX в. необходимо отметить важность теоретических концепций отечественных учёных по проблеме «композитор-фольклор». В первую очередь, укажем на работы Г. Головинского и И. Земцов-ского7, а так же выводы В. Антоневич, Г. Григорьевой, М. Дрожжиной, М. Дубровской, О. Жуковой, Д. Жумабековой, Т. Лесковой, Т. Попандопуло [11, 34, 37, 44, 54, 55, 72 - 74, 96, 132]. В аналитических разделах работы автором также интерпретировалась методология отечественного музыкознания по проблемам музыкального содержания, представленная в трудах М. Карпычева и В. Холо-повой [90, 179].

Третий комплекс методологических и методических посылок соединяет в себе основные положения, ориентированные на типологические черты традиционного музыкального искусства, с одной стороны, и современного композиторского творчества, с другой. В первой подгруппе выделим работы Е. Алкон, А. Алябьевой, Е. Васильченко, С. Галицкой, М. Дубровской, М. Есиповой, С. Лу-пиноса, В. Сисаури, Н. Чабовской, Е. Южаковой [7, 8, 21, 27, 47, 48, 69, 103, 105, 106, 148, 149, 183, 184, 191]. Во второй - исследования В. Алеева, Е. Аро-новой, Л. Гаккеля, Г. Григорьевой, В. Екимовского, Д. Житомирского, Н. Зей-фас, А. Ивашкина, Л. Кирилиной, 10. Кона, Ю. Крейниной, М. Лобановой, М. Нестьевой, И. Никольской, Е. Окуневой, М. Переверзевой, Н. Петрусёвой, Л. Раабен, С. Савенко, И. Снитковой, Л. Федотовой, В. Холоповой, Ю. Холопова, Т. Цареградской, В. Ценовой, А. Шнитке, В. Юнусовой, С. Яроциньского [6, 13, 17, 26, 58, 59, 62, 70, 76, 80 - 83, 91, 94, 100, 125, 129, 130, 134, 136, 142, 147, 158, 173, 175, 180- 182, 192, 200] и других.

Анализ разнообразной научной литературы, задействованной в диссертации, осуществляется по ходу изложения во всех главах в тех ключах и объёмах, которые требуются для рассмотрения конкретных вопросов.

Научную новнзну работы определяет сам объект диссертации: творческий облик Т. Такэмицу, его многожанровое наследие впервые вводятся в обиход современного отечественного музыкознания. Впервые в русскоязычной музыкальной науке предложен анализ произведений и творческих воззрений композитора, который позволяет сделать выводы о специфических средствах выразительности, используемых в его произведениях, представлены соображения об эволюции стиля композитора, периодизации творчества и классификации его инструментальных сочинений. Внедрение ряда фундаментальных положений отечественной музыкальной науки по проблеме национального позволило автору предложить собственные наблюдения и выводы относительно фигуры Т. Такэмицу и феномена ЖШ в контексте аналогичных творческих явлений современной эпохи.

Соответственно поставленным целям и задачам определяется структура диссертации. Она состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, библиографического списка из 250 наименований (в том числе, 46 на иностранных языках, включая японский), Примечаний и четырёх Приложений. В Приложения включены: 1) список произведений Т. Такэмицу по жанрам; 2) нотные примеры; 3) схема расположения оркестра в произведении композитора «Горизонт Дорианы», 4) авторские обозначения способов звукоизвлечения в партитуре сочинения «Горизонт Дорианы».

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Снежкова, Елена Александровна

Заключение.

Рассмотрение творчества композитора XX - XXI вв. невозможно без раскрытия одной из основополагающих проблем музыкального искусства современной эпохи - взаимодействия национальных и общекультурных традиций. И это естественно, ибо развитие национальных культур отмечено диалектической взаимосвязью двух тенденций, одна из которых отражает стремление сохранить в искусстве национально-специфическое, другая - освоить интернациональный опыт.

Ярким примером в истории японской композиторской школы второй половины XX в., демонстрирующим гармоничную взаимосвязь национального и универсального можно считать творчество Такэмицу Тору. Как пытался показать в работе автор, самобытный художественный стиль этого выдающегося композитора опирался на широкие традиции японского искусства, свободно и самобытно трактованные. В то же время прослеживалось, как в неустанных поисках своего «я», в напряжённой эволюции авторского стиля Т. Такэмицу оказался созвучен многим характерным тенденциям развития композиторского мышления своего века. В ходе аналитического рассмотрения наследия японского композитора выявилось, что на протяжении почти пяти десятилетий творческой жизни Т. Такэмицу избирал те языковые средства, те стилистические открытия и композиционные техники, которые были перспективны для дальнейшего развития национальной культуры. Это затронуло выбор тематики произведений, национальную интерпретацию сюжетов и образов мирового искусства; национально обусловленные принципы драматургии и формообразования; ин-тонационность и способы организации музыкального материала, метроритмику. Таким образом, в творческом методе Т. Такэмицу эстетика, художественные тенденции и разнообразные типологические формы композиторского искусства XX в. выступают в национальном облике и рождаются на основе разработки национально-самобытных ресурсов.

Присутствие национальной традиции - в том или ином виде - характеризует почти каждое из его произведений, включая даже наиболее экспериментальные опусы. И в то же время, каждое произведение - это поиск нового пути решения избранной художественной задачи, при котором жизнеспособность традиций японского искусства раскрывается в новом контексте, на новом уровне в условиях свободного владения композитором богатейшими ресурсами музыкального языка современного композиторского творчества. Обогащая национальную композиторскую культуру, японский автор творит свою традицию, свой стиль, опираясь на глубинное познание музыки в широком диапазоне временных и географических координат.

Если в 1950 - 1960-е гг. его привлекают традиции недавнего прошлого -импрессионизм К. Дебюсси и стилевая манера О. Месиана, авангардизм ново-венцев, сонористические находки К. Пендерцкого, то с каждым последующем десятилетием ширится стилистическое поле, в котором находится композитор, в орбиту художественных интересов Т. Такэмицу включаются эстетика и поэтика других видов искусств (кинематография, современная литература, традиционный японский театр, поэзия и живопись, искусство сада), всё больше исторических стилей и пластов оказываются в зоне композиторского внимания. Расширение стилевых горизонтов, самобытное преобразование автором многих традиций определяют сущность творческого почерка японского художника.

В диссертации показывается, что именно гармоническое взаимодействие исконно национальных и универсальных общекультурных композиторских традиций обеспечило безусловное международное признание Т. Такэмицу, названному на конференции и фестивале композиторов Азии (Гонконг, 1983) «самым важным азиатским композитором, чьи произведения наиболее часто исполняемы на Западе и чьё влияние продолжает расти не только в Японии, но и в Европе и Америке» [207, с. 2]. Благодаря этому же, как демонстрируется в исследо

201 вании, национальная картина, воспринятая от художественных концепций канонического (традиционного) и динамического (композиторского) искусства Японии, в творчестве Т. Такэмицу обогатилась новыми смыслами и новыми красками.

В обосновании предлагаемой в диссертации собственной периодизации творческого формирования Т. Такэмицу автор стремился доказать весомость и знаковость - на всём протяжении творческого пути композитора - его стремление к претворению национально-характерного. Воплощение искомого, как было показано в работе, принимало в творческих акциях Т. Такэмицу самые разнообразные, но всегда интересные формы, привлекавшие широкое общественное внимание, как в самой Японии, так и далеко за её пределами.

Прослеживалось, каким образом глубоко самобытная фигура композитора, его творческая деятельность и его воззрения инициировали в японском композиторском творчестве и, шире - в музыкальной культуре и музыкальной жизни страны второй половины XX столетия в целом - ряд показательных и важных тенденций и новаций. Результатом данных явлений, описанных автором в настоящем исследовании, стали глобальные по уровню и масштабам перемены в общественном музыкальном сознании самих японцев, необратимо приобщившие их в краткий исторический период к «музыке мира».

При этом высочайшим творческим достижением Т. Такэмицу, принесшим ему мировое признание, по нению автора работы, стало не только и не столько его ультрасовременное композиторское мышление, сколько сохранение в этих условиях своего композиторского «я».

Композиторскому сообществу вряд ли представится возможность практически повторить или вновь спроецировать проанализированные в работе внутренние механизмы образования такого поразительного и уникального феномена, как Такэмицу Тору. Однако их познание, по мысли автора, может помочь в

202 решении важнейшей дилеммы современного композиторского мышления: как, не утеряв своего национального, обрести универсальное. Облик Т. Такэмицу -крупнейшего и самобытнейшего мастера национальной композиторской школы - оказал и, безусловно, ещё окажет огромное воздействие на новые композиторские поколения, и не только в Японии.

В заключение следует отметить, что выполненное исследование представляет первичный опыт рассмотрения обширного многожанрового наследия выдающегося японского композитора. Творчество Т. Такэмицу, несомненно, потребует многократного к себе обращения в свете аналитического рассмотрения не представленных подробно в настоящей диссертации жанров (хоровая, вокальная, вокально-симфоническая, электронная, конкретная и киномузыка композитора), а также в контексте дальнейшего осмысления новейших процессов развития современного композиторского творчества, как японского, так и мирового.

В качестве зримого научного горизонта автору представляется полезным и желательным расширение знаний о композиторской культуре Японии второй половины XX и начала XXI столетий как в аспекте анализа творческой деятельности отдельных крупных композиторских фигур, так и в плане выявления и обобщения типологических закономерностей её эволюции в целях системного описания характера функционирования японской композиторской школы на современном этапе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Снежкова, Елена Александровна, 2007 год

1. Абдуллаева Л. В. Эволюция принципов формообразования в творчестве азербайджанских композиторов: к проблеме взаимодействия национальных и общеевропейских традиций: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Л. В. Абдуллаева. М., 1992. - 24 с.

2. Абукоеа Ф. А. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации: Дис. . д-ра искусствоведения / Ф. А. Абуко-ва. Ашгабат, 1994. - 276 с.

3. Акопян Л. О. Памяти Тору Такэмицу / Л. О. Акопян // Муз. акад. 1997. -№3.-С. 221-223.

4. Актуальные проблемы современной Японии. М.: Ин-т Дальн. Вост., 2004.- 164 с.

5. Акутагава Ясусы. (Япония) / Я. Акутагава // Сов. музыка. 1984. - № 2. -С. 11.

6. Алеев В. В. Фортепианное творчество О. Мессиана: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / В. В. Алеев. М., 1992. - 24 с.

7. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное / Е. М. Алкон. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 128 с.

8. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / Е. М. Алкон. Владивосток, 2002. - 43 с.

9. Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии мира / А. А. Алов, Н. Г. Владимиров, Ф. Г. Овсиенко М.: Приор, 1998. - 480 с.

10. Апарина Н. Г. Японский театр Но / Н. Г. Анарина. М.: Наука. - 1984. -212 с.

11. Антоневич В. А. Особенности претворения народной сюжетики в творчестве236современных композиторов Белоруссии / В. А. Антоневич // Композитор и фольклор. М.: Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных, 1982. - С. 29 - 41.

12. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Ара-новский. М.: Композитор, 1998. - 343 с.

13. Аронова Е. Графические образы музыки: Культурологический, практический и информационно-технологический взгляды на современную музыкальную нотацию / Е. Аронова. Новосибирск: Изд- во Сиб. ун-та, 2001. -232 с.

14. Асафьев. Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев. Л., 1987.

15. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.: Муз-гиз, 1963.-Кн. 1,2.-378 с.

16. Барток Б. О значении народной м узыки / Б. Барток // Сов. музыка. -1965, №2.-С. 99.

17. Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. М.: Тантра, 1995.-208 с.

18. Бикс Г. Хирохито и создание современной Японии / Г. Бикс; Пер. с англ. Ю. Г. Кирьяка. М.: ООО Изд-во ACT, 2002. - 576 с.

19. Бышарова С. Г. Синтоистские основы традиционной японской культуры: Автореф. дис.канд. искусствоведения / С. Г. Бишарова. Новосибирск, 2006-27 с.

20. Васильев Л. С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов / Л. С. Васильев. М.: Книжный дом «Университет», 2001. -432 с.

21. Васильченко Е. В. Музыкальная культура мира. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях / Е. В. Васильченко М.: Изд-во Росс, унта дружбы народов, 2001. - 407 с.

22. Вести из-за рубежа // Муз. акад. 1996. - № 1. - С. 229 - 230.

23. Вещь в японской культуре / Сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. М.:1. Вост. лит., 2003.-262 с.

24. Гаврилова Н. А. Проблема национального в музыке XX века: Чехия и Словакия: Дис. . д-ра искусствоведения / Н. А. Гаврилова. М., 1996. - С. 3 - 152.

25. Гаврилова Н. А. К проблеме национального в музыке XX века / Н. А. Гаврилова // Науч. труды МГК им. Чайковского. М., 2003. - С. 5 - 97.

26. Гаккелъ Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки / Л. Гаккель. Л.: Сов. композитор, 1990. - 288 с.

27. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии / С. П. Галицкая. Ташкент: Фан, 1981.-91 с.

28. Гальцева Т. Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия: Дис. .канд. искусствоведения/Т. Б. Гальцева. -М., 1994.-С. 145- 166.

29. Гарипова Н. Ф. Башкирская фортепианная музыка: к проблеме воплощения национального: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Н. Ф. Гарипова. Магнитогорск, 2000. - 19 с.

30. Гачев Г. Национальные образы мира: космо-психо-логос / Г. Гачев. М., 1995.-С. 43- 136.

31. Гиндзи Я. От сямисэна до додекафонии / Я. Гиндзи // Сов. культура. -1962.-9.11.-С. 4.

32. Главева Д. Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия / Д. Г. Главева М.: Вост. лит., 2003. - 264 с.

33. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония / К. Н. Гоголев. М.: Издательский центр АЗ. - 1997. - 312 с.

34. Головинский Г. Композитор и фольклор / Г. Головинский. М.: Музыка, 1981.-279 с.

35. Голоса вещей. Послевоенная японская поэзия / Пер. с япон. А. Долина. -М.: Радуга, 1988.-255 с.

36. Горо С. О музыкальном движении в Японии / С. Горо // Сов. музыка. -1954.-№ Ю.-С. 134.

37. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. Григорьева. -М.: Сов. композитор, 1989. 206 с.

38. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. -М.: Наука, 1979.-368 с.

39. Грихальва-Кордобо Д. Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры: Дис. канд. искусствоведения / Д. Грихальва-Кородобо. М., 1999. - 184 с.

40. Гришелёва Л. Д. Театр современной Японии / Л. Д. Гришелёва. М.: Искусство, 1977. - 237 с.

41. Гришелёва Л., Чегодаръ Я Культура послевоенной Японии / Л. Гришелёва, Н. Чегодарь. -М.: Наука, 1981.-215 с.

42. Дебюсси и музыка XX в. Л.: Музыка, 1983. - 247 с.

43. Драч Г. В. Учебный курс по культурологии / Г. В. Драч. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.-576 с.

44. Дрожжина М. Н. Молодые композиторские школы и проблема периферии в культуре / М. Н. Дрожжина // Периферия в культуре: Материалы международной конференции (апрель 1993).- Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1994. С. 38 - 44.

45. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века / М. Н. Дрожжина. Но239восибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2004. 280 с.

46. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки): Автореф дис. . канд. искусствоведения / М. Ю. Дубровская-М., 1985.- 19 с.

47. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки): Дис. .канд. искусствоведения / Дубровская М. 10. М., 1985.-241 с.

48. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии / М. 10. Дубровская. -Новосибирск, 1994.-Рукопись.

49. Дубровская М. Ю. Из истории формирования композиторской школы Японии: Ямада Косаку (1886-1965) / М. Ю. Дубровская // Вопросы музыкознания: сб. ст. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1999. - С. 81-96.

50. Дубровская М. Ю. Условия формирования и становления японской композиторской школы в культуре эпохи Мэйдзи /М. Ю. Дубровская // Музыка и время. 2003. - № 2. - С. 41 - 47.

51. Дубровская М. Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX в.- первая половина XX в.) / М. Ю. Дубровская. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2004. - 572 с.

52. Дубровская М. Ю. Формирование Японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку: Автореф. дис. . д-ра искуство-ведения / М. 10. Дубровская. Новосибирск. - 2005. - 56 с.

53. Дубровская М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку: Дне. . д-ра искусствоведения / М. 10. Дубровская. Новосибирск, 2005. - 760 с.

54. Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: новоевропейская традиция в татарской музыке / В. Р. Дулат-Авлеев. Казань: Казан, гос. консерватория, 1999.-244 с.

55. Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: сборник статей. М.: Росс, ип-т искусствознания, 1993. - 223 с.

56. Дъячкова Л. Гармония в музыке XX в. / Л. Дьячкова. М.: Музыка, 1994. - 144 с.

57. Ерёменко Г. Оппозиция «центр периферия» в изучении стилевых течений 20 века»/ Г. Ерёменко // Периферия в культуре: материалы межд. конф. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1994. - С. 44 - 46.

58. Ерёмин В. Синто в наши дни /В. Ерёмин // Синто путь богов: в 2 т. Очерки по истории синто. - СпБ.: Гиперион, 2002. Т. 2. - 704 с.

59. Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество/ В. Екимовский. -М.: Сов. композитор, 1987. 304 с.

60. Ермакова Е. Е. Философия: учеб. для вузов / Е. Е. Ермакова. М.: Академия, 1999.-272 с.

61. Ермакова Л. М. Речи богов и песни людей: (Ршуально-мифологические истоки японской литературной эстетики)/ Л. М. Ермакова. М.: Вост. лит., 1995.-271 с.

62. Ершова Е. Д. Черты формообразования в современной музыке: учебноепособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» / Е. Д. Ершова. -М.: Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных , 1987. 72 с.

63. Есипова М. В. Современная музыкальная культура Японии (в аспекте взаимодействия «Запад Восток») / М. В. Есипова // Музыка. Экспресс -информ. вып. 3. - М., 1990. - 20 с.

64. Есипова М. В. К проблеме: японцы и русская музыкальная культура / М. В. Есипова //100 лет русской культуры в Японии. М.: Наука. - 1989 - С. 258-278.

65. Есипова М. В. Музыка Японии в исторических взаимодействиях / М. В. Есипова//Муз. акад.-2001.-№ 2. С. 156- 165.

66. Есипова М. В. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации): Автореф. дис. . канд. искусствоведения / М. В. Есипова Ташкент. - 1988. - 28 с.

67. Житомирский Д. В. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989.-303 с.

68. Жукова О. В. Некоторые черты традиционной японской музыки / О. В. Жукова // Проблемы музыкознания: статьи молодых музыковедов. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. - С. 34 - 45.

69. Жукова О. В. Вокальное творчество Дан Икума в контексте проблемы «композитор-фольклор»: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / О. В. Жукова Новосибирск - 2005. - 26 с.

70. Жукова О. В. Вокальное творчество Дан Икума в контексте проблемы «композитор-фольклор»: Дис. . канд. искусствоведения / О. В. Жукова. -Новосибирск 2005. - С. 3 - 86.

71. Жумабекова Д. Ж. Скрипичное творчество композиторов Казахстана ипроблемы интерпретации их произведений: Автореф. дис. .канд. искус-ствоведния / Д. Ж. Жумабекова. Л. - 1986. - 24 с.

72. Закржевская С. А. Национальные композиторские школы: типологические процессы становления и развития / С. А. Закржевская. Рукопись.

73. Зейфас Н. М. Национальное, индивидуальное и общечеловеческое в музыке Гии Канчели: проблема творческой эстетики и стиля: дис. .д-ра ис-кусствоведния / Н. М. Зейфас. М. - 1992. - 349 с.

74. Земцовский И. Фольклор и композитор / И. Земцовский. Л.: М.: Сов. композитор, 1978. - 174 с.

75. Иванова Ю. В. Социокультурная динамика и традиции этноса / 10. В. Иванова. Чита: Изд-во ЗАБГПУ, 2003. - Ч. 1. - 131 с.

76. Иванова Ю. В. Социокультурная динамика и традиции этноса / Ю. В. Иванова Чита: Изд-во ЗАБГПУ, 2003. - Ч. 2 - 163 с.

77. Ивашкин А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века / А. В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1991.-455 с.

78. Ивашкин А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения / А. В. Ивашкин. М., 1993. - 48 с.

79. Ивашкин А. В. Кшиштоф Пендерецкий: монографический очерк / А. В. Ивашкин. -М.: Сов. композитор, 1983. 126 с.

80. Из личных архивов профессоров Московской консерватории / редактор-составитель Г. В. Григорьева. // Науч. труды МГК им. Чайковского. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2001.- 139 с.

81. Иофан Н. А. Музыка / Н. А. Иофан // Современная Япония. М., 1973. -С.674 - 681.

82. Иофан Н. А. О японской народной песне / Н. А. Иофан // Японское искусство.-М., 1959.-С. 129-142.

83. История зарубежной музыки XX век: учебное пособие./ Сост. и общ. ред.243

84. H. A. Гавриловой. M.: Музыка, 2005. - 576 с.

85. История эстетической мысли. М.: Искусство, 1985. - Т. 2. - 455 с.

86. История эстетической мысли. М.: Искусство, 1987. - Т. 4. - 522 с.

87. История Японии: 1869 1998. - М.: Ин-т востоковедения. - Т. 2 - 1999. -703 с.

88. Карпычев М. Г. Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки / М. Г. Карпычев. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1992.-234 с.

89. Кириллина Л. В. Идея развития в музыке XX века / JI. В. Кириллина // Западное искусство XX века: проблема развития западного искусство XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 376 с.

90. Клименко T. Ex occident lux: "Water ways" Тору Такэмицу / Т. Клименко // Musika theorica: сб. статей. M.: МГК, кафедра теории музыки, 2000. -Вып. 6.-С. 41 -55.

91. Коидзуми Ф. Проблемы музыкантов в Японии / Ф. Коидзуми // Культура. 1984.-№ 1.-С. 168- 179.

92. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: статьи и исследования / Ю. Кон. JL: Сов. композитор, 1982- 152 с.

93. Кэнко-хоси. Записки от скуки / Кэнко-хоси // Сэй-Сёнагон: Записки у изголовья и др. М.: Художественная литература, 1988. - С. 313 - 430.

94. Лескова Т. В. Региональные тенденции русского композиторского фольк-лоризма Сибири и Дальнего Востока 1960 1990-е годы: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Т. В. Лескова. - Новосибирск, 2003. - 22 с.

95. Лианская Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. А. Лианская H.H., 2003. - 21 с.

96. Лисицина Е. А. Контекстуальность как внутренняя форма японской культуры: Автореф. дис. . канд. философских наук / Е. А. Лисицина. Томск,2442002.- 18 с.

97. Лихачёв Д. Беседа с В.Ерофеевым / Д. Лихачёв // Вопросы литературы. -1986.-№ 12.-С. 11-13.

98. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Лобанова. -М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.

99. Лотман Ю. Структура художественного текста / Ю. Лотман. М.: Искусство, 1970.-383 с.

100. Лупинос С. Б. Музыка / С. Б. Лупинос // Япония: Справочник. М., 1992. - С. 290- 294.

101. Лупинос С. Б. Пути развития японской инструментальной музыки в системе Гагаку (кангэн): Автореф. дис. . канд. искусствоведения / С. Б. Лупинос.-М., 1984.-24 с.

102. Лупинос. С. Б., Сисаури В. И. Японии музыка / С. Б. Лупинос, В. И. Си-саури // Музыкальная энциклопедия. М., 1982. - Т. 6 - С. 630 - 639.

103. Лупинос С. Б. Музыкальное наследие Японии: Традиционная модель мира и музыкальное мышление / С. Б. Лупинос // Этнос и культура. Владивосток, 1994.-С. 164- 168.

104. Маклыгии А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / А. Л. Маклыгин. Казань: Казан, гос. консерватория, 2000.-311 с.

105. Маклыгин А. Л. Фактурные формы сонорной музыки / А. Л. Маклыгин // Laudamus. -М.: Композитор, 1992. С. 129 - 137.

106. Между Востоком и Западом. Заметки о судьбе и музыки Лантуата / Сбор245ник статей под редакцией А. Г. Михайленко. Новосибирск: Окраина, 2006.- 152 с.

107. Мещеряков А. Н. Взгляд и нечто. Близоркость и дальнозоркость японской культуры / А. Н. Мещеряков. М.: Ориентация - поиск, 1992. - С. 10-25.

108. Мещеряков А. Н. Внешний фактор в культуре Японии / А. Н. Мещеряков // Азия диалог цивилизаций. - СПб.: Гиперион, 1996. - С. 19- 53.

109. Мещеряков А. Н. Ранняя история Японского архипелага как социально-естественный и информационный процесс / А. Н. Мещеряков // Восток. -1995.-№5.

110. Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений / А. Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2004. - 556 с.

111. Мир по-японски. Эстетические и этические ценности в японской культуре. СПб.: Северо-запад. - 2000. - 565 с.

112. Михайлов Дж. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры Азии и Африки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Дж. К. Михайлов. Тбилиси, 1982. - 28 с.

113. Молодяков В. Э. Моделирование образа Японии / В. Э. Молодяков // Япония: переворачивая страницу. -М.: Вост. лит., 1998. С. 125- 151.

114. Молодяков В. Э. Три интернационализации Японии / В. Э. Молодяков // Япония сегодня. 2003. - № 2. - С. 14 - 28.

115. Молодяков В. Э. Синто и японская мысль / В. Э. Молодяков // Синто -путь японских богов: очерки по истории синто. СПб., 2002. - Т. 2. - С. 634-688.

116. Молодякова Э. В. Стабильность ключевое понятие современного японского общества / Э. В. Молодякова // Япония конец XX века. Последние тенденции и трансформации. - М.: Вост. лит., С. 24- 48.

117. Молодякова Э. В. Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен / Э.246

118. B. Молодякова, С. Б. Маркарьян. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1996. -256 с.

119. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы между-нар. науч. конф. Новосибирск: Новосиб гос. консерватория, Римский унт Тор Вергата, 2004. - 644 с.

120. Нестъев. И. Токио, 1974./ И. Нестьев // Сов. музыка. 1974. - №10.1. C.123 130.

121. Николаева Н. С. Традиционные художественные формы в системе современной культуры / Н. С. Николаева // Япония сегодня. 2002. - № 3. - С. 37-42.

122. Овчинников В. Сакура и дуб: Ветка сакуры; Корни дуба / В. Овчинников. -М.: Дрофа, 2004.-512 с.

123. Окупева Е. Г. Эволюция Стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины XX века: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. Г. Окунева. М., 2006. - 22 с.

124. Очерки истории искусства / Под ред. Г. Поспелова. М.: Сов. Художник, 1987-464 с.

125. Оэ Кэндзабуро. Япония двуликая страна моя (речь при вручении Нобелевской Премии) / К. Оэ // Духовные истоки Японии. М.: Толк, 1995. - С. 420-426.

126. Павленко Н. История письма / Н. Павленко. Минск: Вышэйская школа, 1987.-236 с.

127. Переверзева М. В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / М. В. Переверзева. -М., 2005. 20 с.

128. Петрусёва Н. А. П. Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Автореф дис. . д-ра искусствоведения / Н. А. Петрусёва. М., 2003. - 53 с.

129. Плахова А. Ю. Мияги Митио. Хаару-но-уми (черты стиля) / А. 10. Плахо247ва // Вопросы музыкознания: Сб. статей. Новосибирск: новосиб. гос. консерватория, 2006. - Вып. 11. - С. 155- 184.

130. Попандопуло Т. А. Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Т. А. Попандопуло. -Л., Í985.-25 с.

131. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнографические очерки / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М.: Наука, 1983. - 270 с.

132. Пьер Булез. Ориентиры I, Воображать. Избранные статьи / пер. с франц. Б. Скуратова. М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2004. - 200 с.

133. Пятьсот знаменитых японцев. Биографический справочник. М.: Изд-во Япония сегодня, 2003. - 296 с.

134. Раабен Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 60-80-х годов / Л. Н. Раабен. СПб.: Бланка, Бояныч, 1998. - 350 с.

135. Рифаи Ахмед Субхи. К вопросу об использовании европейской композиторской техники в арабском профессиональном творчестве: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Рифаи Ахмед Субхи. М., 1979. - 17 с.

136. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картины мира / Б. А.Серебренников, Е. С. Кубряков, В. И. Поставалова и др. М., 1988. - С. 20-42.

137. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. -384 с.

138. Саблина Э. Б. Православная церковь в Японии и её основатель Святитель Николай: Автореф. дис. канд. истор. наук / Э. Б. Саблина. М., 2000 - 24 с.

139. Саеенко С. И. Мир И. Стравинского: Автореф дис. . д-ра искусствоведения / С. И. Савенко. М., 2002. - 34 с.

140. Садокова А. Японский фольклор (в контексте мифолого-религиозных представлений) / А. Садокова. М.: ИМЛИ РАН, 2001. - 256 с.

141. Саркисов К. О. Культурно-психологический генотип японцев на рубеже веков / К. О. Саркисов // Япония конец XX века. Последние тенденции и трансформации. М.: Вост. лит., 2001. - С. 219 - 241.

142. Светлов Г. Е. Путь богов (синто в истории Японии) / Г. Е. Светлов. М.: Мысль, 1985.-239 с.

143. Свешников Н. Из путевых заметок /Н. Свешников // Сов. музыка. 1974. -№ 10.-С. 121-130.

144. Сильвестров В. В. Музыка это пение мира о самом себе.Сокровенные разговоры и взгляды со стороны: Беседы, статьи, письма / составитель М. Нестьева. - Киев, 2004. - 265 с.

145. Сисаури В. И. Японская инструментальная музыка гагаку (генетические связи и процесс становления) / В. И. Сисаури // Вопросы теории и эстетики. Л.: Музыка, 1975. -вып 14.-С. 202-223.

146. Сисаури В. И. Процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / В. И. Сисаури. Л., 1975. - 18 с.

147. Скворцова Е. Я. Японское традиционное искусство гэйдо: источники эстетического своеобразия / Е. Л. Скворцова // Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб: Гос. ин-т искусствознания, 1997. - С. 72 - 96.

148. Снежкова Е. А. Творчество Такэмицу Тору: о диалектике национального и интернационального / Снежкова Е. А. // Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2006. - № 3. - С. 153 - 158.

149. Снежкова Е. А. Традиционное и инновационное в японском композитор250ском творчестве второй половины XX в. / Е. А. Снежкова // Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2007. - № 1. - С. 226-230.

150. Сниткова И. И. О новых принципах организации в современной музыке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / И. И. Сниткова. Вильнюс, 1986.-22 с.

151. Соколов С. Эстетические основы и художественные принципы живописи «Хайга» / С. Соколов // Искусство Японии. -М. 1965. - С. 101 - 103.

152. Сонобэ С. О японских музыкантах / С. Сонобэ // Сов. музыка. 1956. - № 5.-С. 169.

153. Сонобэ С. Глазами японского музыканта С. Сонобэ // Сов. музыка. -1956.-№ 10.-С. 142.

154. Сонобэ С. Традиции и современность / С. Сонобэ // Сов. музыка. 1965 -№9.-С. 131-135.

155. Стэнли-Бейкер Дж. Искусство Японии / Дж. Стэнли-Бейкер. М.: слово| slovo, 2002.-240 с.

156. Сыченко Г. Б. К проблеме типологии музыкально-обрядовых форм / Г. Б. Сыченко // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы междунар. науч. конф. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, Римский ун-т Тор-Вегата, 2004. - С. 83 - 96.

157. Сэнсом Дэ/с. Б. Япония. Краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. -СПб: Евразия, 2002. 572 с.

158. Та Куанг Донг. Фортепианная соната и концерт в творчестве вьетнамских композиторов: к проблеме соотношения национальных черт и европейской традиции: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Та Куанг Донг. -М., 2003.-21 с.

159. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР/ М. Тараканов. М.: Музы251ка, 1987.-363 с.

160. Тихоцкая И. С. Социально-экономическая география Японии. Жизненный цикл японцев: учебное пособие / И. С. Тихоцкая. М.: Изд-во Моск. унта, 2003.- 124 с.

161. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии / Ю. Н. Тюлин. М.: Музыка, 1966. - 223 с.

162. Фам Ле Хоа. Инструментальная музыка Вьетнама в контексте стилевой эволюции музыки XX века: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Фам Ле Хоа.-Киев.- 1997.-36 с.

163. Фан Дынь Тан. Проблема «Восток-Запад» и дальневосточная художественная культура / Фан Динь Тан. Киев: Наукова думка, 1988. - 310 с.

164. Федосова Э. П. Предисловие к сб. «Композитор и фольклор» // Сборник трудов / Ответственный редактор Э. П. Федосова. М.: ГМПИ им. Гнеси-ных. - 1982. - Вып. 64. - С. 3 - 13.

165. Федотова Л. А. Индивидуальные принципы структурности гармонического материала в современной музыке: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / JI. А. Федотова. Казань, 2003. - 24 с.

166. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. Композитор, 1985. - Вып. 6. - С. 130- 152.

167. Холопова В. Н. Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество / В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. М.: Сов. Композитор, 1984. - 311 с.

168. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. М.: Сов. композитор, 1983. - 280 с.

169. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2001. - 496 с.

170. Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. Челябинск: Аркаим, 2003. - 253 с.

171. Холопова В. H. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В. Н. Холо-пова. СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

172. Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана / Т. В. Цареградская. М.: Классика XXI в., 202 - 374 с.

173. Цареградская Т. В. Время и ритм в музыке второй половины XX в. (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенаксис): Автореф. дис. д-ра искусствоведения / Т. В. Цареградская. М., 2002. - 46 с.

174. Ценова В. О современной систематике музыкальных форм / В. Ценова // Laudamus.-M.: Композитор, 1992.-С. 107-113.

175. Чабовская Н. И. Данмоно: вопросы истории и теории: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Н. И. Чабовская. Новосибирск, 2002. - 22 с.

176. Чабовская Н. И. Данмоно: вопросы истории и теории: Дис. . канд. искусствоведения / Н. И. Чабовская. Новосибирск. - 2003. - 340 с.

177. Чан Тху Бак Ха. Фортепианная культура Вьетнама: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Чан Тху Бак Ха. М., 1987. - 19 с.

178. Чегодаръ Н. И. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами / Н. И. Чегодарь. М.: Вост. лит., 2004. - 222 с.

179. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование / Н. Г. Шахназарова. М.: Сов. композитор, 1983.- 152 с.

180. Шахназарова Н. Г. Национальные традиции и композиторское творчество /Н. Г. Шахназарова.-М., 1992.-с. 143.

181. Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. / Сост. Е. Долинская. - М., 1997. - 224 с.

182. Этнокультурное образование: материалы IV Международного научного симпозиума (25-28 сентября 2003 г.) Улан-Удэ: ВСГАКИ. - Т. 3. - 327 с.

183. Южакова Е. В. Музыкально-художественная система традиционного те253атра Но: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. В. Южакова. Новосибирск, 2002. - 22 с.

184. Юнусова В. Н. Музыкальная культура Азии и Северной Африки / В. Н. Юнусова // История зарубежной музыки XX век. М.: Музыка, 2005 - С. 518-572.

185. Юферова О. А. Монограмма в музыкальном искусстве XVII XX веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / О. А. Юферова. - Новосибирск, 2006.- 16 с.

186. Япония: Справочник / под общ. ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Ерёмин и др. М.: Республика, 1992. - 544 с.

187. Японский феномен. М.: РИО Ин-та Востоковедения, 1996. - 180 с.

188. Япония: переворачивая страницу. М.: Вост. лит., 1998. - 207 с.

189. Японское общество и культура. М.: Изд-во Академии наук СССР. -1983.-вып. 1.-С. 5-23.

190. Японское общество и культура. М.: Изд-во Академии наук СССР. -1985.-вып. 3-С. 3-9.

191. Япония 2003 2004. Ежегодник. - М.: Макспресс. - 2004. - с. 343.

192. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм, символизм / С. Яроциньский. -М.: Прогресс, 1978.-232 с.

193. Литература на европейских языках.

194. Antoni J. Palmer. То fuse not to fusedirections of Japanese composers Miki and Takemitsu // The Musical Quarterly. 1965 - № 2. - P. 121 - 125.

195. Bonis S. Musicleben in Japan in Geschichte und Gegenwart. Berichte, Statistiken, Anschriften. Kassel (u.a.), 1967. - 300 p.

196. Burt P. The Music of Toru Takemitsu. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-306 p.

197. Catalogue of music publications. Tokyo: Zen-on, 1995. - 44 p.

198. Catalogue of publications. Tokyo: The Japan federation of composers, 1994. -49 p.

199. Choki Seiji. On Ichiro Nodaira's New Recording of Torn Takemitsu's Complete Piano Works. Tokyo, 2002. - 10 p.

200. Chou Wen-chung. Asian Esthetics and World Music. In Final Report: The Asian Composers Conference and Festival, Hong Kong, edited by Harrison Ryker. Hong Kong: Hong Kong Composers' Guild, 1983. P. 1-14

201. Ichiro Nodaira. Toru Takemitsu. Complete piano works. Booklet. 11 p.

202. Ishida Kazusi. Perfoming Arts. Present Condition of Japanese Contemporary Music Now. Tokyo: The Japan foundation, 1992. 10 p.

203. Kasaba Eiko. Reflections on the reception of Claude Debussy's music in Japan. Kanazawa. 1980. - P. 503 - 509.

204. Kisibe Shigeo. The traditional music of Japan. Tokyo, 1996. 91 p.

205. Kodansha Encyclopedia of Japan. Japan: Kodansha LTD, Tokyo. - 1983. - 383 p.255

206. Koijumi Fumio. Japanese music 11 The New Grove Dictionary of Music and Musicans // Encyclopedia of Japane. B. IX. Tokyo, 1983. - P. 504 - 548.

207. Laade Wolfgang. Neve musik in Afrika, Asien und Ozeanien. Heidelberg, 1971.-P. 196-231.

208. Malm W. Japanese music and musical instruments. Tokyo, 1990. 295 p.

209. Malm W. Japanese music and its relations to other musical traditions // The World of Music. 1983. - V. 27. - № 1. - P. 70 - 79.

210. Munroe Alexsandra. Japanese Art after 1945. Scream Against the sky. 1994. -416 p.

211. Music of Japan Today: Tradition and Innovation symposium, Hamilton College, 29 March, 1992. Booklet. - 18 p.

212. Musing Zone II. Works by Takemitsu Toru. - Booklet. - 6 p.

213. Ongaku no tomo catalog. Tokyo, 1995. - 64 p.

214. Onuki Tosiko. Camber Music for Koto II The Garland Encyclopedia of World Music. Volume 7. East Asia. China, Japan and Korea. Robert C. Provine, Yosi-hiro Tokumaru and J. Lawrense. Witzleben Editors Routledge. New York and London, 2002. - P. 69 - 99.

215. Roger Reynolds and ToruTakemitsu. A conversation // Musical Quarterly. -1996.-Vol. 80. -№ 1. P. 61 - 76.

216. Siddons J. Toru Takemitsu: A Bio-Bibliography. Westport: Greenwood Publishing Group, 2001. - P. 189.

217. Takemitsu Toru. My Perception of Time in Traditional Japanese Music, translated by Steven G. Nelson, Contemporary Music Review 1, 1987. P. 12-15.256

218. Takemitsu Toru. Confronting silence. Berkeley, Calif: Fallen Leaf Press, 1995. -155 p.

219. The Garland Encyclopedia of World Music. Volume 7. East Asia. China, Japan and Korea. Robert C. Provine, Yosihiro Tokumaru and J. Lawrense. Witzleben Editors Routledge. New York and London, 2002. - 1152 p.

220. The New Grove Dictionary of Music and Musicians // Encyclopedia of Japan. B. III. Tokyo, 1983.-781 p.

221. The New Grove Dictionary of Music and Musicians // Encyclopedia of Japan. B.XIL- Tokyo, 1983.-699 p.

222. The New Grove Dictionary of Music and Musicians // Encyclopedia of Japan. B.XV.- Tokyo, 1983.-679 p.

223. The New Grove Dictionary of Music and Musicans. B. XXV. Tokyo, 1983. -678 p.

224. Toru Takemitsu Composition Award 2000/2001/ 2002. Booklet. 6 p.

225. Works by Japanese composers 1989 1990. - Tokyo: Suntory Music Foundation, 1990.-95 p.

226. Works by Japanese composers 1970 1990. - Tokyo: Suntory Music Foundation. -45 p.

227. Yosida Hidekazu. A Review of the World of Musical Composition in 1958 // Masterpieces of Contemporary Japanese Music 1959. Tokyo: Ongaku -No-Tomo Sha. - 45 p.

228. Yuasa J. Music as a Reflection of a Composer's Cosmology // Perspectives of New Music. Vol. 27. - №. 2. - P. 176 - 197.

229. Литература на японском языке.

230. Акияма Кунихару. Нохонно саккёкука тати (Японские композиторы). В 2-х тт. Токио, 1978 - 1979 - Т. 2. - С . 5 - 56.

231. Акияма Кунихару. Такэмицу Тору какёкусю (Сочинения Такэмицу тору). -Буклет. -10 с.

232. Нихон-но онгаку-но сэкай. (Мир музыки Японии / Вестник культуры из Киото). Буклет. 22 с.

233. Нихон-но минъё (японский песенный фольклор) / под ред. Гёдзи Осада и Коцо Тифудзи. Токио, 1998.-Вып. 1604.-365 с.

234. Нихон-но ото (Звучания Японии). Токио , 1987 - 318 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.