Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, доктор филологических наук Морозкина, Евгения Александровна

  • Морозкина, Евгения Александровна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1995, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 386
Морозкина, Евгения Александровна. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков: дис. доктор филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 1995. 386 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Морозкина, Евгения Александровна

Введение

Глава 1. Литературный процесс в США на рубеже XIX - XX веков и формирование философско-эстетических взглядов Теодора Драйзера

Глава 2. Проблемы искусства в эстетике и творчестве

Теодора Драйзера

Глава 3. Вопросы психологии и нравственности в творчестве Теодора Драйзера

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков»

Жизнь и творчество крупного американского писателя Теодора Драйзера (1871-1945) на протяжении всего XX века были предметом многочисленных исследований как в Америке, так и в России. В обширном перечне биографических и литературоведческих работ о Драйзере одной из первых может быть названа книга Д. Дадли1, содержащая некоторые факты из биографии писателя и отзывы о нем современников. В 1949 году вышло первое издание книги о Драйзере Р. Элиаса2, который, как и Д. Дадли, был лично знаком с Драйзером и попытался донести до читателей свои впечатления от встреч и бесед с писателем. Под редакцией Р. Элиаса3 вышло также трехтомное собрание писем Драйзера, представляющее большой интерес, поскольку в письмах содержались факты, дополнявшие традиционные представления о писателе и его творчестве.

Наиболее плодотворными с точки зрения появления фундаментальных монографических работ по творчеству Драйзера были 1950-е - 1970-е годы, когда вышли в свет книги Ф.0.Матиссена4, Ф.Гербера5, В.Сванберга5, А.Кейзина и Ч.Шапиро7, М.Тьядер8, Э.Мерс9, Р.Лехана10, Р.Лундена11, Д.МакАлиир12, Д.Лундкуиста13, Д.Пайзера14 и некоторых других авторов. Труды В.Сванберга, М.Тьядер содержали преимущественно биографические материалы о писателе, а работы Ф.О.Матиссена, Р.Лехана, Ф.Гербера представляли собой первые попытки литературоведческого анализа его творчества. Монографическое исследование шведского ученого Р.Лундена сосредоточено, в основном, на изучении философских взглядов писателя, нашедших отражение в его философской книге "Записки о жизни". В работах Р. Лехана и Э.Мерс исследована история создания некоторых художественных произведений Драйзера.

В России существенный вклад в изучение творческого наследия Драйзера внесли Я.Н.Засурский15, С.С.Батурин16,написавшие фундаментальные исследования о жизни и творчестве писателя.

Среди трудов о Драйзере последних двух десятилетий следует отметить книгу Л.Хассмана17 и двухтомное биографическое исследование Р.Лингемана18, содержащее многочисленные факты из жизни и деятельности писателя, малоизвестные широкой читательской аудитории. В этом отношении биографическая книга Р.Лингемана является весьма ценным источником для современного исследователя. Несомненным достоинством этого труда является использование автором архивных материалов, дневниковых записей, рукописных источников, статей и писем писателя, ранее не публиковавшихся, хранящихся в архивах библиотеки Пенсильванского университета и некоторых других библиотек США.

Специальные статьи и разделы отведены Драйзеру в трудах по истории американской литературы В.Л.Паррингтона19, Р.Спиллера20. Изучению отдельных проблем художественного метода и творчества Драйзера посвящены статьи и учебное пособие А.И.Лозовского21, а также статьи американских и отечественных критиков Г.Менкена22, Д.К.Повиса23 Б.Раское2? Д.Т.Фаррела2^ М.Каули2? Н.И.Анисимова27, Н.И.Самохвалова2® В.И.Солодовник29 А.К.Савуренок3° И.В. Развино-вой31 Л.А. Крыловой32, Ю.В.Ковалева33 и некоторых других. В 1940

1960-х годах творчество Драйзера неоднократно становилось предметом диссертационных исследований34.

Несмотря на обилие работ о Драйзере, многие вопросы, связанные с особенностями его мировоззрения и творчества , остались малоисследованными, что обусловило обращение к творческому наследию писателя в настоящей диссертации. Кроме того существует необходимость дальнейшего углубленного исследования литературного процесса Америки на рубеже XIX - XX веков и рассмотрения творчества Драйзера в контексте особенностей развития американской литературы означенной эпохи.

Обращение в диссетрации к творчеству Т.Драйзера представляется весьма актуальным также в связи с необходимостью анализа и научного обобщения многочисленных новых материалов о жизни и творчестве писателя, ставших доступными современному исследователю. Особый интерес в этом отношении представляют малоизученная незавершенная книга Драйзера "Записки о жизни", впервые опубликованная в 1974 году, составленная и отредактированная М. Тьядер по архивным материалам, хранящимся в библиотеке Пенсильванского университета, а также книга Д.Пайзера, в которой собраны не публиковавшиеся ранее статьи и очерки Драйзера. Следует отметить и опубликование в 1981 году в издательстве Пенсильванского университета полного, "восстановленного" текста романа Драйзера "Сестра Керри", подвергшегося беспощадной редакторской правке еще при жизни автора и, безусловно, нуждающегося в научном литературоведческом анализе. Важное значение для исследования литературной обстановки в Америке эпохи Драйзера имеет издание составленного под редакцией Д.Салзмана свода статей и рецензий о Драйзере, публиковавшихся в американской прессе по мере выхода в свет его художественных и публицистических произведений.Кроме того за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением писателя, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в его творчестве, требующих современного научного исследования.

С учетом необходимости исследования этих важных историко-литературных проблем и определились задачи диссертации, включающие в себя в числе прочих изучение своеобразия литературного развития США на рубеже веков: литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера с эпигонами романтизма и сторонниками так называемого "нежного реализма", вопросы развития натуралистической традиции в американской литературе и ее места в литературном процессе США, проблемы становления и эволюции философско-эстетических взглядов Драйзера.

Исследованию литературного процесса США рубежа веков посвящены многочисленные книги и статьи. Специально следует отметить труды Р. Самарина3^ Я.Н.Засурского3^ А.М.Зверева3^ Н.А.Анас-тасьева3® Б.А.Гиленсона3® М.О.Мендельсона4° А.Н.Николюкина4) В.Н.Богословского4^ поднимающие вопросы своеобразия развития литературных направлений, проблемы традиций и новаторства, жанровых особенностей творчества американских писателей эпохи, а также труды Р.Спиллера, В.JI.Паррингтона, В.В.Брукса43, дающие обобщающее представление о литературном развитии США.

Несмотря на то, что своеобразие литературного процесса в

Америке рубежа веков исследовалось в ряде кандидатских диссертаций, к примеру, в работах Л.С. Кустовой4* Е.А.Прилуцкой4^ и особенно в докторских диссертациях Н.А.Анастасьева4^ А.М.Зве-рева4У Ю.И.Сохрякова4® Т.Н.Денисовой4^ тем не менее возможности литературоведческого анализа этого сложного, периода в американской литературе, на наш взгляд, далеко не исчерпаны. Вне поля зрения критиков остались, например, вопросы соотношения различных литературных направлений в творчестве писателей эпохи, проблемы восприятия американскими писателями основных европейских достижений в области философской и научной мысли, философских концепций позитивизма, социал-дарвинизма, немецкой идеалистической философии, изучение которых позволяет установить сложное, противоречивое единство культурного и литературного развития на европейском и американском континентах.

Целью диссертации является определение места и роли Теодора Драйзера в литературном процессе США и изучение социальных, философских и нравственно-психологических проблем, поднятых им в художественном творчестве. При этом автор считал необходимым представить Драйзера не только как писателя, взращенного эпохой рубежа XIX - XX веков, но и как выдающегося литературного деятеля, во многом повлиявшего на культурную и литературную жизнь США этого периода, утвердившего в американской литературе реа-листческие принципы изображения действительности.

В диссертацию не вошли вопросы, связанные с влиянием на Драйзера русской культурной и литературной традиции - великих русских писателей и мыслителей XIX века Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, прежде всего в виду объемности и масштабности данной проблемы. Рамки диссертации не по зволили включить в нее материалы о пребывании Драйзера в России в октябре-ноябре 1927 года во время празднования десятой годовщины Октябрьской революции, в чрезвычайно сложный для России период ломки старых и формирования новых социально-политических и экономических структур. В диссертацию не вошли проблемы отношения Драйзера к социально-политическим и культурно-просветительским реформам в России, анализ впечатлений писателя от многочисленных встреч с российскими политическими лидерами -Бухариным, Литвиновым, Колонтай - и бесед с видными деятелями культуры и литературы - Станиславским, Мейерхольдом, Третьяковым, Луначарским, Маяковским, Эйзенштейном.

Научная новизна диссертации основана на исследовании некоторых малоизученных сторон литературного развития Америки на рубеже XIX -XX веков, включающих в себя в числе прочих литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера за утверждение реалистического искусства, своеобразие развития натуралистической традиции в американской литературе и соотношения романтической, натуралистической и реалистической традиций в литературе США означенной эпохи. Важное значение в диссертации придается литературному окружению Драйзера. При этом в поле зрения автора попадают не только крупные литературные деятели эпохи такие, как Х.Гарленд, У.Д.Хоуэллс, но и фигуры, значительно менее известные, такие, к примеру, как писатель Чарльз Норрис или драматург Огастес Томас.

Особое внимание в диссертации уделяется вопросам влияний и заимствований и в этой связи изучению отношения Драйзера и некоторых его современников - Д.Лондона, М.Твена - к философии американского трансцендентализма и весьма популярному в Америке начала XX века европейскому позитивизму. В диссертации подчеркивается своеобразие мировоззрения и эстетики Драйзера, впитавших в себя как материалистические и механистические философские традиции, так и некоторые идеи из идеалистических концепций, вызывавших интерес на рубеже веков, а именно, из философских систем Канта, Гегеля и особенно Шопенгауэра и Ницше. Исследование проблемы влияний и заимствований в системе фило-софско-эстетических взглядов Драйзера позволяет рассматривать творчество писателя также и в контексте развития мировой философской мысли и, следовательно, установить сложные, многоаспектные взаимодействия различных эпох и культур. При всей очевидной важности эти проблемы в современной американистике малоизучены.

Исследование этого аспекта представляется тем более значительным, что позволяет глубже проанализировать трактовку Драйзером некоторых философско-эстетических категорий: прекрасного и безобразного, прекрасного и возвышенного, красоты и истины, а также ключевых вопросов изобразительного искусства, места и роли художника в обществе, проблем актера, театра, темы гения. Впервые проведенное в диссертации исследование своеобразного преломления идей Шопенгауэра и Ницше в эстетике и творчестве Драйзера позволяет поднять тему свободы воли, проблему иллюзии в трактовке Драйзера и немецких философов, а также связанную с ними проблему восприятия жизни как игры, трагической "драмы и оперы" и заключить, что в области этики и эстетики влияние на

Драйзера философских концепций Шопенгауэра и Ницше было весьма существенным.

Разрабатывая свою эстетическую программу, Теодор Драйзер во многом опирался на достижения американских художников-реалистов Джона Слоуна, Уильяма Глаккенса, Джорджа Лакса, Эве-ретта Шинна, объединившихся вокруг Роберта Генри и выступивших за утверждение реалистических принципов в изобразительном искусстве . Проблема влияния на писателя художников группы Р.Генри остается в современной американистике малоизученной, что обусловило обращение к ней в ходе исследования. Изучение общих эстетических принципов в эстетических системах Драйзера и художников этой группы, связанных с реалистическим видением мира, с новым решением проблем красоты и истины в искусстве, анализ сходных творческих приемов и методов изображения действительности, позволяющих точнее передать динамизм эпохи, - важная задача диссертации.

Творчество Т.Драйзера традиционно рассматривалось преимущественно с социальной точки зрения, в то время как вопросы психологии и нравственности в произведениях писателя оставались малоисследованными. В диссертации ставится цель проанализировать нравственные и психологические аспекты творчества Драйзера. Важное значение придается проблеме кризиса индивидуалистической философии в романах "Трилогии желания", а также вопросам психологии преступника и мотивов преступления в "Американской трагедии" и проблеме ответственности личности за свои поступки в романе "Оплот".

Существенное влияние психоаналитических теорий З.Фрейда на культуру и литературу США рубежа веков определило необходимость исследования в диссертации отношения Драйзера и ряда его современников к учению известного австрийского психиатра, полемически встреченному в Америке, и к методу психоанализа в литературе .

Специальное внимание уделяется в диссертации проблеме эволюции философско-эстетических взглядов и творчества Драйзера.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Морозкина, Евгения Александровна

К ЗАКЛЮЧЕНИЮ l.Rose C.Feld. Mr. Dreiser Passes Judgement on American Literature // The New York Times Books Review. Dec. 23, 1923.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Морозкина, Евгения Александровна, 1995 год

1. Аллен У. Традиция и мечта,- Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. - 424с.

2. Американская литература Проблемы романтизма и реализма. Вып.1, Краснодар, 1972,- 177с.

3. Американская литература Х1Х-ХХ веков. Межвуз.сб. Краснодар,1981,- 156с.

4. Анастасьев Н.А. Традиции реализма// "Вопросы литературы",1982, N 6, с.258-263.

5. Анастасьев Н.А. Традиции и новатерство в литературе критического реализма XX века (Форма субъект, эпопеи в романе США и Англии1). Автореф дисс. . докт. филол. наук. М., 1982. 35с.

6. Анастасьев Н.А. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Сов. писатель, 1984. 352с.

7. Анисимов И.И. Теодор Драйзер// Драйзер Т. Собр соч.: В 12 т. М., 1950-1955, т.1, c.V-LXVII.

8. Анисимов И.И. Теодор Драйзер и Америка// Современная американская литература. М., 1950.

9. Анисимов И.И. Обличитель Американского империализма// Драйзер Т. Трагическая Америка. М., 1952, с.3-11.

10. Анисимов И.И. Драйзер и его публицистика последних лет// Драйзер Т. Собр.соч.: В 12 т. М., 1950-1955, т.12, с.373

11. Анисимов И.И. Завершение "Трилогии желания"// Драйзер Т. Собр.соч.: В 12 т. М., 1950-1955, т.5, с.383-394.

12. Анисимов И.И. Америка, как она есть// Драйзер Т. Очерки и рассказы. М., 1950, с.3-15.

13. Анисимов И.И. Путь, проложенный Драйзером// Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. М., "Сов.писатель", 1966.

14. Анисимов И.И. Теодор Драйзер// Анисимов И.И. Мастера куль туры. М., 1968, с.165-255.

15. Аптекер Г. История Американского народа. В 2-х частях,- Пер. с англ.- М., 1961-1962.

16. Батурин С.С. Драйзер. М., 1975,- 334с.

17. Батурин С.С. Портреты американских писателей: JI. Стеффенс,Дж.Лондон, Т.Драйзер.- М.: худож. лит., 1979. 422с.

18. Батурин С.С. Теодор Драйзер// Батурин С.С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. М., 1984, с.252-305.

19. Батурин С.С. Предисловие// Dreiser Th. Jennie Gerhardt. Moscow, 1976, с.1-15.

20. Батурин С.С. Предисловие// Dreiser Th. Life, Art and America. Moscow: Progress Publishers, 1976, p.5-15.

21. Белов С.Б. Поэтика новеллы Шервуда Андерсона. Автореф. дисс. . канд. филил. наук. М., 1984,- 24с.

22. Боброва М.Н. Роман о любви и деньгах// Dreiser Th. Jennie Gerhardt. Moscow, 1972, с.5-16.

23. Боброва М.Н. Ранний роман Теодора Драйзера// Dreiser Th. Jennie Gerhardt. Moscow, 1965, с.5-15.

24. Богословский В.Н. Реализм и американская литература конца XIX века// Проблемы реализма в зарубежной литературе Х1Х-ХХ веков. М., 1981, с.3-15.

25. Богословский В.Н. К вопросу о развитии американской литературы конца XIX века (1865-1890 годы )// Проблемы реализма в зароубежной литературк Х1Х-ХХ веков. М., 1980, с.3-15.

26. Богословский В.Н. К проблеме критического реализма в американской прозе конца XIX века. "Уч. зап. Моск. обл. пед. инта", 1971, т.256, вып. 12, с.11-34.

27. Болотова Л.Д. Американские массовые журналы конца XIX начала XX вв. и движение "разгребателей грязи". "Вестн. МГУ". Журналистика, 1970, N 1, с.70-83.

28. Болотова Л.Д. Возникновение американский массовых журналов и движение "Разгребателей грязи" (конец XIX начало XX в.). Автореф дисс. . канд. ист. наук. М., 1971,- 16с.

29. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Пер с англ,-М.:Прогресс, 1967, т.1-2.

30. Бурстин Д. Американцы. Пер. с англ. - М.: "Прогресс", "Литера", 1993, т.1 - 3.

31. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: "Мысль", 1975.

32. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966,- 403с.

33. Василевская О.В. Творчество Стивена Крейна (1871-1900). М.: "Наука", 1967,- 317с.

34. Васильев А. Теодор Драйзер// Драйзер Т. Святой Колумб и река. М., Госполитиздат., 1967, с.45-48.

35. Гарленд X. Крушение кумиров// Писатели США о литературе. М., 1982, т.1, с.176-190.

36. Гегель Г.В. Эстетика. М. , 1968-1973.

37. Гегель Г.В. Соч. М., 1938, т.12.

38. Гиленсон Б.А. Американская литература конца XIX начала XX веков (0 роли социалистических идей в развитии реализма). Орехово-Зуево, 1969.- 62с.

39. Гиленсон Б.А. Социальная сила, преобразующая мир. К 100-летию со дня рождения Т.Драйзера. "Иностр. лит.", 1971, N 8, с.191-196.

40. Гиленсон Б.А. Теодор Драйзер в послекризисные годы// Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX века. М., "Высш. школа", 1974.

41. Гиленсон Б.А. Американская литература 1930-х годов. К вопросу о роли социалистических идей в ее развитии. Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. JI. , 1974,- 38с.

42. Гиленсон Б.А. Рец. на кн.: Dreiser Th. A Selection of Uncollected Prose. Detroit, 1977. "Совр. худ. лит. за рубежом", 1980, N 1, с.77-81.

43. Гиленсон Б.А. Рец. на кн. Piser D. The Novels of Theodore Dreiser. Minneapolis, 1976.

44. Гиленсон Б.А. Литература// История США. 1877-1918. М., 1985, т.2, с. 456-490.

45. Горбунов A.M. Теодор Драйзер и американский народ (К проблеме положительного героя в творчестве Драйзера после октябрьского периода) Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1953. 16с.

46. Денисова Т.Н. Американский роман XX века: Пробл. худож. метода. Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. М., 1983,- 34с.

47. Динамов С. Предисловия// Динамов С. Зарубежная литература. М. 1960, с.300-328.

48. Достоевский Ф.М. Полн. собр. художественных произведений. М.-Л., 1930, т.13.

49. Драйзер Т. Собр.соч./ Под ред. С.С.Динамова. М.-Л., 19281930.

50. Драйзер Т. Собр.соч.: В 12 т. М., 1955, т.1 12.

51. Драйзер Т. Жизнь ,искусство и Америка. М., 1988. 414с.

52. Драйзер Т. Письма И.Анисимову. "Вопр. лит.", 1973, N6, с.193-199.

53. Жогин Б.Г. Современное американское литературоведение о радикальной литературной критике США 10-20-х годов XX в.// Проблемы реализма в зарубежной литературе Х1Х-ХХ веков,- М., 1983, с.40-49.

54. Зарубежный роман. Проблемы метода и жанра. Пермь, 1982.-152с.

55. Засурский Я.Н. Путь Теодора Драйзера к коммунизму. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1951,- 19с.

56. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М., 1964.-319с.

57. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер писатель и публицист. М., 1957,- 223с.

58. Засурский Я.Н., Самарин P.M. Теодор Драйзер в борьбе против американского империализма. М., 1952. 110с.

59. Засурский Я.Н. Американская литература XX века Некоторые аспекты литературного процесса. М., 1966,- 440с.

60. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М., 1971,- 32с.

61. Засурский Я.Н. Рассказы Теодора Драйзера// Драйзер Т. Западня. Рассказы. М., "Худож.лит.", 1972, с.3-12.

62. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: Жизнь и творчество. М., 1977,- 320с.

63. Засурский Я.Н. Драйзер открывает XX век// Засурский Я.Н. Американская литература XX века,- 2-е изд., испр. и доп,-М., 1984.

64. Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов. М.: Худож. лит. , 1982. 256с.

65. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М.:"Наука", 19789,-320с.

66. Зверев A.M. Эволюция модернизма в литературе США. 20-е -70-е годы XX века. Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. М., 1983.- 31с.

67. Зверев A.M. Предисловие// Драйзер Т. Рассказы. М., 1984, с. 5-12.

68. Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы амер. лит. XX века. М.: худож. лит., 1985,- 335с.

69. Иванченко Я.А. Вопросы развития культуры и литературы в СШАН и И ов годы джексоновскои демократии в оценке русской периодической печати // Социальные движения и развитие общественной мысли. М., 1981, с.20-39.

70. Иваник А.И. Главные тенденции формирования жанрового синтеза романа и новеллы в литературе США в конце XIX- начале XX века// Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа XVII-XX веков. Днепропетровск, 1984, с.102-107.

71. Иванько С.С. Вызов общепринятым традициям// Драйзер Т. Дженни Герхардт. М., 1982, с.251-268.72

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.