Тюремная лирика в персидской литературе XI-XIV вв.: генезис и эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Акимушкина, Екатерина Олеговна

  • Акимушкина, Екатерина Олеговна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 319
Акимушкина, Екатерина Олеговна. Тюремная лирика в персидской литературе XI-XIV вв.: генезис и эволюция: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2004. 319 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Акимушкина, Екатерина Олеговна

Введение

Глава 1. Истоки персидской тюремной лирики.

1.1. Панегирическая поэзия

1.2. Любовная лирика.

1.3. Мотивы рахил.

Глава 2. Становление персидской тюремной лирики (конец XI перв. четв. XII вв.): «тюремная» касыда Мас'уда Са'да Салмана.

2.1. Персидская касыда Х-XI вв.

2.2. Мотивы рекич в персоязычной поэзии XI - XII вв. (к проблеме эволюции).

2.3. Тюремные мотивы в структуре касыд Мас'уда

Са'да Салмана.

Глава 3. Эволюция персидской тюремной лирики в XI - XIV вв.

Часть I. Развитие тюремной лирики в рамках персидской касыды XII-XIII вв.

1. Истоки и трансформации тюремных мотивов в касыдах

XII-XIII вв.

2. Композиционные варианты «тюремных» касыд XII - XIII вв.

Часть 2. Тюремные мотивы в малых жанровых формах персидской поэзии XI - XIVвв.

1. «Тюремные» кыт'а.

2. «Тюремные» газели.

3. Тюремные мотивы в руба'и.

Глава 4. Мотивы неволи в персидской поэзии- XI- XIV вв.: плен и изгнание

1. Мотивы плена и изгнания в персидской поэзии XI в.

1.1. Восхваляемый-плснник в творчестве Катрана Табризи

1.2. «Йумганскос изгнание» в творчестве Насир-и Хосрова.

2. Тематика плена в творчестве Хакани.

2.1. Формирование мотивов ширванского плена в касыдах Хакани

2.2. Мотивы ширванского плена в структуре касыд Хакани.

2.3. Мотивы ширванского плена в кыт'а и газелях

2.4. Мотив пленения повелителя

3. Керманские мотивы в творчестве Хадмсу Кермапи: мотивы неволи и чужбинная лирика (к проблеме взаимодействия).

4. Тюремная образность в основных жанрах персидской поэзии XI - XIVвв. (к постановке проблемы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тюремная лирика в персидской литературе XI-XIV вв.: генезис и эволюция»

Настоящая работа посвящена одному из жанров классической персидской поэзии - тюремной лирике. В фокусе нашего интереса находятся проблемы се происхождения и развития на протяжении XI -XIV вв.

Исследователи уделяют внимание этому жанру в общих обзорах истории персидской литературы при рассмотрении творчества отдельных поэтов (например, Мас'уда Са'да Салмана (1046 - 1121))', а также в работах монографического характера в ходе анализа произведений определенных авторов (например, Фалаки Ширвани (ум.

•у ок. 1181)) . К проблематике жанра тюремной лирики обращаются и в работах, затрагивающих такие проблемы иранистики, как, например, эволюция персидской касыды в домонгольский период3.

В трудах по истории персидской литературы содержатся лишь самые общие сведения о тюремной лирике, отличающиеся друг от друга большей или меньшей степенью подробности. Так, о «тюремных элегиях» в них говорится преимущественно в связи с творчеством Мас'уда Са'да Салмана, представителя газнавидской4 поэтической школы, считающегося основоположником жанра порем ной лирики в персидской литературе5. Наиболее подробные сведения о тюремной лирике Мас'уда Са'да Салмана приводит Е.Э. Бертельс. В его труде «История персидско-таджикской литературы» представлены биография поэта и фрагменты его произведений, включающие в себя тюремные мотивы6. В работе «Низами и Фузули» Е.Э. Бертельс выявляет преемственность «тюремных элегий», написанных поэтами ширванского литературного круга Хакани (1121 - 1199) и Фалаки, и «тюремных стихов» Мас'уда Са'да Салмана: «в тюрьме Хакани написал свои знаменитые хабсийат' («тюремные элегии»), явно связанные как с аналогичными стихотворениями Масуд-и Сад-и

Салмана, так и со стихами Фалаки»7. Я. Рипка, отмечая в своей работе «История персидской и таджикской литературы» наличие произведений в жанре тюремной лирики у Мас'уда Са'да Салмана, Фалаки и Хакани, называет еще одного поэта - автора произведений в этом жанре, который так же, как Хакани и Фалаки, является представителем ширванского поэтического круга, - Муджир ад-Дина Байлакапи (ум. ок. 1190)8. Изучая бытование персидской литературы на периферии (в Индии), ГЛО. Алиев подчеркивает, что, зародившись в творчестве Мас'уда Са'да Салмана, жанр тюремной лирики получает дальнейшее развитие в персоязычной литературе Индии, - в XIII веке к нему обращается придворный поэт делийских султанов 'Амид ад-Дип Санами9.

Единственная монографическая работа, посвященная творчеству Мас'уда Са'да Салмана, создана в начале прошлого века Мирзой Мухаммадом Казвини: в ней приводятся биография поэта и фрагменты его произведений, в том числе и «тюремных стихов»10. Однако, отдавая должное фактам, в пей содержащимся, нельзя не отметить, что в данной работе отсутствует литературоведческий анализ, и она фактически представляет собой разновидность био-библиографического очерка. В этом же ключе рассматривают творчество Мас'уда Са'да Салмана Рашид Йасими и Негмат-заде11. Рашид Йасими в своем предисловии к дивану Мас'уда Са'да Салмана, первое издание12 которого вышло в 1960 году в Тегеране, уточняет и дополняет сведения, касающиеся биографии и творчества поэта, представленные в работе Казвини. Изучая произведения Мас'уда Са'да Салмана в контексте анализа творчества поэтов так называемого «лахорского круга», Негмат-заде рассматривает и тюремную лирику Мас'уда Са'да, подчеркивая, что ее мотивы реализуются в ряде жанровых форм персидской поэзии - касыде, кыт'а, газели, руба'и, строфике.

Еще менее подробно описана тюремная лирика закавказских поэтов - Хакаии и Фалаки Ширвапи. Рассматривая проблему взаимоотношений Хакапи и Андроника Комнепа (1120 - 1185), В. Мииорский указывает на наличие в касыдном творчестве поэта пяти «тюремных» касыд и предлагает перевод одной из них, снабженный комментарием13. Давая характеристику, творчества Фалаки Ширвапи, Хади Хасан и Р. Рустамова не обходят вниманием и его произведения в жанре хабсшшеи. О тюремной лирике Камала Худжанди (ум. 1400) Мирза Доулатабади вскользь упоминает в предисловии к дивану поэта, отмечая наличие тюремных мотивов в двух его произведениях - газели и руба'и15. Таким образом, в вышеперечисленных работах, посвященных творчеству поэтов-содателей тюремной лирики, констатируется факт наличия этого жанра в их произведениях, приводятся фрагменты «тюремных стихов» и более или менее подробный рассказ о пребывании в темнице и причинах заточения.

Вышеперечисленные работы при несомненной важности содержащихся в них сведений не дают представления о развитии жанра тюремной лирики в персидской литературе указанного периода, о характере связей между произведениями Мас'уда Са'да, Хакани, Фалаки, Муджир ад-Дина Байлакани и Камала Худжанди, написанными в этом жанре.

Установить механизмы таких взаимодействий и проследить эволюцию жанра тюремной лирики в персидской поэзии XI - XIV вв. дала возможность разработанная система теоретических представлений о каноне, в том числе об этикетности литературных произведений, созданных но законам нормативной поэтики (см. соответствующие работы С.С. Аверинцева, П.А. Грипцера, А.Б. Куделипа, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана)16. В силу того, что традиционализм, являвшийся отличительной чертой художественного сознания в период Средних веков, «предполагал опору на образец (стилистический, жанровый, тематический, сюжетный и т.д.)» 17, «и в поэтике, и в литературной практике на первый план выдвигаются нормативные категории стиля и жанра, подчиняющие себе субъективную волю 18 автора» . Следует отмстить, что «выдающиеся произведения, отмеченные яркой авторской индивидуальностью,. рассматриваются их современниками именно как вершинные творения того или иного стиля, того или иного жанра, т.е. неизменно оцениваются но законам нормативной поэтики»19. Являясь одной из фундаментальных категорий традиционалистского художественного сознания, жанр вызывает устойчивый интерес исследователей20.

Учитывая неоднозначность терминологии, связанной с категорией жанра в литературоведении, мы, подобно тому, как это сделала М.Л. Рсйснер в своем исследовании эволюции персидской газели X - XIV вв.21, попытаемся упорядочить ее применение в рамках данного исследования:

1. Под лирикой понимается род поэзии22.

2. Виды лирики называются ее жанрами. В этой связи мы будем говорить о любовной, пейзажной, философско-аскетической и тюремной лирике.

3. «Жанровой формой мы будем именовать определенную, обладающую набором устойчивых черт внешнюю структуру произведения, в которой реализуется то или иное содержание»23.

Что же касается жанров персидской поэзии, то, как отмечает М.Л. Рейснер, «в применении к классической лирике па фарси, подчиненной общим закономерностям функционирования канонического искусства, представляется целесообразным рассмотрение поэтического наследия того или иного автора в его традиционной связи с произведениями предшественников, творивших в том же жанре или жанровой форме. Один и тот же поэт, пробовавший себя в различных жанрах традиционной лирики, ставил свой образ мысли, отношение к описываемому, средства выразительности и стиль в зависимость оттого, и каком жанре он выступал. Характер проявления авторской индивидуальности находился, таким образом, в непосредственной связи с жанровым образом автора» 24 . Произведения средневекового персидского поэта в жанре тюремной лирики в плане образности, тематики, стилистики стоят ближе к произведениям других поэтов, творивших в этом жанре, нежели к произведениям того же автора, написанным в другом жанре25.

Персидская классическая поэтика является системой, «производной» от арабской, так что арабская система жанров и жанровых форм оказывается перенесенной на персидскую почву26. Анализируя жанровую систему средневековой арабской поэзии, Б.Я. Шидфар отмечает, что в иерархии жанров па первом месте стоит мадх (восхваление), за которым следует васф (описание), за ним - газал (любовная лирика), соседствующая с хамриййат (винная лирика) и зухдиййат (философско-аскетическая лирика), на последнем месте в такой иерархии стоит хиджа (осмеяние). В арабской поэзии X - XI вв. в жанре тюремной лирики творили Лбу Фирас (932 - 968)27, ал-Му'тамид (1040 - 1095)28, тюремные мотивы встречаются в творчестве Ибн ал-Му'тазза (861 - 908)29, Са'ида Ибн Джуди (ум. в 897 г.)30, по всей видимости, есть они и у Ибп Зайдупа (1003 - 1071)31. Нам неизвестно, какое место в жанровой иерархии арабской поэзии занимала в X - XI вв. тюремная лирика, на основании фрагментов произведений ее создателей можно предположить, что по набору мотивов она примыкала к жанру философско-аскетической лирики32.

На персидской почве система арабских жанров и жанровых форм претерпевает значительные трансформации: например, газал из разряда категорий содержательных постепенно переходит в разряд категорий формальных, при этом любовные мотивы сохраняются в качестве ее тематической доминанты33. Таким образом, за любовной лирикой как бы закрепляется жанровая форма.

Отметим, что исследование становления и развития жанров и жанровых форм персидской поэзии имеет прочные традиции в отечественной иранистике. Так, Е.Э. Бсртельс рассматривает развитие эпической поэзии и суфийской дидактической поэмы34, A.M. Мирзоев пытается проследить поступательное развитие газели, А.К. Козмоян обращается к эволюции руба'и па протяжении X - XII вв., 3.11. Ворожейкина - к эволюции кыт'а. В свете теории канона эволюцию персидской газели и касыды рассматривает М.Л. Рейснер, демонстрируя, что «любой литературный феномен, функционирующий по законам нормативной поэтики, в конечном счете не остается неизменным, а канон может быть понят только в своем историческом развертывании»35. Различные жанры персидской поэзии - панегирическую, любовную, вакхическую, календарную лирику и др. исследователи рассматривают в рамках жанровых форм, в которых эти жанры реализуются, например, в касыде или в газели36. Проблематику жанра тюремной лирики в свете теории канона затрагивает в своих работах М.Л. Рейснер. В одной из работ ома обращается к тюремным мотивам в творчестве Мас'уда Са'да и их трансформациям в произведениях Хакаии в рамках исследования эволюции персидской касыды X - начала XIII вв.: в работе освещаются вопросы поэтики тюремной лирики, выявляется характер функционирования биографических деталей, а также рассматривается категория транспозиции (иакл, перенос мотива из одного жанра в другой)37. В другой работе рассматривается одна из «тюремных» касыд Мас'уда Са'да в контексте изучения проблемы отображения отношений восхвалямого и восхваляющего в средневековой персидской поэзии38.

Помимо арабской и персидской, жанр тюремной лирики встречается и в других литературах, например, в английской, в литературах па языках пушту и урду39, что открывает широкие возможности для сравнительно-исторических штудий. Однако монографические исследования этого жанра отсутствуют, и он снова рассматривается в общих обзорах литературы, в рамках творчества отдельных авторов (произведения ал-Му'тамида в арабской традиции40). Кроме того, жанр тюремной лирики может анализироваться в контексте определенной проблематики: например, в ходе изучения генезиса европейской лирики41, развития афганской поэзии первой половины -середины XVIII в.42, рассмотрения оппозиции темницы и свободы в эпоху романтизма43.

При выборе предмета исследования мы руководствовались несколькими соображениями. Во-первых, поскольку эволюция системы жанров и жанровых форм средневековой персидской поэзии пока целиком не описана, изучение данного жанра поможет реконструкции этого процесса, например, исследование жанра тюремной лирики дает возможность уточнить некоторые аспекты развития такой синкретической жанровой формы, как касыда, таких недостаточно изученных жанровых форм, как кыт'а и руба'и. Во-вторых, изучение жанра тюремной лирики способствует пониманию характера эволюции так называемых «средних» жанров персидской литературы, например, философско-аскетической и дидактической лирики. В-третьих, анализ жанра тюремной лирики помогает изучить периферийные традиции персидской литературы - персоязычную литературу Индии и Закавказья, поскольку данный жанр развивается главным образом в этих регионах -в творчестве Мас'уда Са'да Салмана, Хакани, Фалаки, Муджир ад-Дина Байлакани (Закавказье). В-четвертых, анализ жанра тюремной лирики способствует изучению сравнительно мало исследованного творчества поэтов, писавших «тюремные стихи» (например, Фалаки, Муджир ад-Дина Байлакани, Камала Худжанди). Настоящая работа является первым монографическим исследованием жанра тюремной лирики как в отечественной, так и в зарубежной иранистике.

Цель настоящей работа заключается в выявлении генезиса тюремной лирики па персидском языке и в анализе процесса ее эволюции па протяжении XI - XIV вв. В число задач данной работы также входит определение места тюремной лирики в жанровой иерархии персидской поэзии указанного периода.

Материалом для исследования послужили собрания стихов (диваны) персидских поэтов XI - XIV вв.: Фаррухи Систапи (ум. 1037/1038), 'Уисури Балхи (ум. 1039/1040), Манучихри Дамгани (ум. 1040/1041), Катрана Табризи (ум. после 1072), Насир-и Хосрова (ум. после 1075), Абу-л-Фараджа Руни (ум. на рубеже Х1/ХН вв.), Мас'уда Са'да Салмана, Санаи Газнави (ум. ИЗО/ 1131), Хакани Ширваии, Муджир ад-Дина Байлакапи, Саади Ширази (ум. 1292), Хаджу Кермани (1281 - 1352 или 1361), 'Убейда Закани (ум. между 1366 и 1373), Хафиза Ширази (ум. 1389), Камала Худжанди и др. В качестве сопоставительного материала привлекались произведения Фирдоуси (ум. ок. 1021), Рудаки Самаркапди (ум. 941), 'Абдаллаха Лпсарн (1005 -1088), Асира Лхсикати (ум. 1182), 'Лм'ака Бухараи (ум. 1147), Лдиба Сабира (ум. между 1141 и 1148), Лнвари (ум. ок. 1169), Джалал ад-Дина Руми (1207 - 1273), Амира Хосрова Дихлави (1253 - 1325) и др. Диссертант также обращался к данным персидских трактатов по поэтике, поэтических антологий, исторических хроник, толковых словарей.

Ограничение материала в хронологическом плане вызвано характером развития тюремной лирики на фарси: нижняя граница определяется тем, что жанр тюремной лирики в персидскую литературу вводит в XI в. Мас'уд Са'д Салман (1046 - 1121), который провел в заточении около двадцати лет, верхняя граница определяется затуханием жанра тюремной лирики на персидском языке в XIV в.

Тюремные мотивы в персидской литературе присутствовали как до появления тюремной лирики Мас'уда Са'да Салмана, - в эпопее «Шах-паме» Фирдоуси, так и после оного - в поэмах Низами (XII в.) (например, и поэме «Семь красавиц») и Джами (XV в.) («Йусуф и Зулсйха»), однако в этом случае мы имеем дело не с лирикой, а с эпосом, который, в силу поставленной цели исследования, мы исключаем из своего рассмотрения44.

В основе тюремной лирики лежит ситуация пребывания в заточении, т.е. в неволе. Однако тюремное заключение представляет собой частный случай пребывания в неволе, поскольку понятие неволи включает в себя пребывание в плену, в изгнании, под домашним арестом и т.п. Кроме того, мотивы неволи могут пониматься метафорически: пребывание в заточении или в плену рассматривается как пребывание в оковах всего бренного - материального мира, плоти, страстей. В настоящей работе рассматривается бытование мотивов неволи в персидской поэзии указанного периода, в том числе взаимодействие мотивов тюремной лирики с другими мотивами неволи (см. Главу IV).

Особенности жанра, за которым стоит виелитературная ситуация пребывания в заточении, обуславливают и специфику работы с источниками, поскольку для выявления произведений в жанре тюремной лирики необходим анализ сочинений разнообразного содержания - не только сборников стихов поэтов (диванов), но и, например, исторических хроник, атологш-тазкира, агиографической литературы. Именно благодаря анализу исторической хроники Иби Биби (XIII в.)45 была выявлена касыда высокопоставленного чиновника из Малой Азии Шамс ад-Дина Исфагаии (XIII в.), содержащая тюремные мотивы. Таким образом, данные исторических хроник свидетельствуют о том, что жанр тюремной лирики продолжает функционировать в XIII в., поскольку за исключением этой касыды, в XIII в. у пас нет пи одного произведения, относящегося к тюремной лирике.

Для того чтобы сформировать более или менее четкое представление о том, какое значение имела тюремная лирика в персидской литературе указанного периода, недостаточно только проанализировать соответствующие произведения, следует также обратиться к самосознанию персидской литературной традиции, которая их создавала. В этой связи необходимо рассмотреть труды персидских теоретиков поэзии XI - XV вв.46

В основных персидских поэтологических трактатах, например, в произведениях Рашид ад-Дипа Ватвата «Сады волшебства в тонкостях поэзии» - Хада'ик ос-сихр фи дака'ик аш-ши*р (XII в.), Шамс-и Кайса ар-Рази «Свод правил персидской поэзии» - Ал-му1джам фи ма'айир аш'ар ач-'аджам) (XIII в.) и Хусайна Ваиза Кашифи «Чудеса мысли в искусстве поэзии» - Бадаи' ал-афкар фи санаи' ал-аш'ар (XV в.) описание жанра хабсиййат не встречается, однако это не означает, что «тюремные стихи» Мас'уда Са'да не включались в иоэтологические трактаты в качестве иллюстрации одного из поэтических приемов. Так, Ватват вводит «тюремные стихи» Мас'уда Са'да в свой трактат, описывая фигуру ал-калам ал-джами':

Этот прием (калам ал-джами1") заключается в том, что поэт включает в свои бейты мудрые мысли, поучения и жалобы на судьбу.

Благословение Аллаху, взгляни на эту удачу и жизнь: ведь отныне до смерти моей домом мне будет тюрьма. Уподобилось гребню с частыми зубцами мое сердце от горя, так что я увидел волосы белыми зубцами в гребне (пер. НЛО. Чалисовой)47.

Комментируя эту фигуру, Ватват отмечает, что она часто встречается в его произведениях, в частности, в его тюремных стихах:

Большинство стихов Мас'уда Са'да Салмана содержат [прием] качай ал-джалт\ в особенности те, что он сложил в тюрьме (дар хабс). В этом стиле ни один из персидских поэтов не идет в сравнение с ним ни по красоте мотивов, ни но изяществу [их выражения] в словах» (пер. НЛО. Чалисовой)48.

В данном случае в философско-аскетичсскую лирику (зухдиййат) включены тюремные мотивы: так, с жалобами на седину соседствуют жалобы на пребывание в заточении.

Выделение тюремных жалоб из массива жалоб па судьбу обнаруживается не в трактатах по поэтике, а в произведении Низами 'Арузи Самарканди (XII в.) «Собрание редкостей, или Четыре беседы» (Мадэ/ама' ап-навадир йа чахар макала). Излагая историю ареста Мас'уда Са'да Салмана, Низами 'Арузи называет его стихи, содержащие тюремные мотивы, хабешшат (букв, «тюремные [стихи]». - Е.А.)49: « . мудрые и справедливые люди знают, какой степени великолепия достигли тюремные [стихи] (хабешшат) Мас'уда и насколько [они] были красноречивы»50.

Как показывают исследования, персидские поэтологические трактаты фиксируют явления поэтической практики с некоторым опозданием51. Точно такая же ситуация наблюдается и в случае с упоминанием тюремных стихов в произведении Низами 'Арузи: он описывает реальность, уже укоренившуюся в персидской поэзии. Так что впервые в персидской традиции тюремные жалобы получают собственное наименование, прочно закрепившееся за ними и в исследовательской практике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Акимушкина, Екатерина Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В персидской тюремной лирике выявляются рудименты центрального календарного мифа об умирающем и воскресающем божестве плодородия, например, тюремное заключение поэта является своего рода проекцией пребывания аграрного бога в царстве мертвых. В тюремной лирике находит отражение в основном одна из составляющих этого мифа - оплакивание (узник жалуется на тяготы заточения), другая составляющая - восхваление - проявляется в виде прославления узником самого себя и своих поэтических качеств. По-видимому, в древнем Иране существовали особые поминальные песни, исполнявшиеся в процессе оплакивания аграрных богов. Так, черты культа подобного божества прослеживаются в почитании Сийавуша, оплакивание гибели которого сопровождалось специальными песнопениями - «плачем магов»612. Так что, возможно, тюремная лирика в своей персидской основе, черная мотивы из жанра оплакивания {риса), восходит, в частности, и к поминальным песням, что, кстати, согласуется с происхождением такого лирического жапра, как элегия (напомним, что Е.Э. Бертельс называет в своих трудах тюремные стихи Мас'уда Са'да и Хакани «тюремными элегиями»). К сожалению, тексты этих несен не сохранились, поэтому мы можем только выдвигать предположения относительно их генетической связи с жанром тюремной лирики.

Поэты-создатели тюремной лирики реализуют в своем творчестве разные варианты центрального календарного мифа или мифов, примыкающих к оному, например, в тюремной лирике Мас'уда Са'да Салмана реализуется миф об изгнании Адама из рая, связанный с мифом о золотом веке. Кроме того, в произведениях Мас'уда Са'да присутствуют намеки на историю Йусуфа, образ которого строился по модели образа божества плодородия, а также прямые отсылки к сюжету о «страданиях чада виноградной лозы» (тяготы узника в заточении сопоставляются с тяготами, которые претерпевает вино в сосуде). В тюремной лирике Хакаии узник сопоставляется с 'Исой, образ которого включал в себя черты умирающего и воскресающего божества плодородия. В процессе складывания канона тюремной лирики мифологема, выступавшая у Мас'уда Са'да Салмана как «содержательная форма», постепенно размывается.

К сожалению, в силу малой изученности арабской тюремной лирики, мы не можем судить о том, какую роль она сыграла в становлении персидской тюремной лирики. Фактически в данном случае снова идет речь об адаптации арабского жанра па персидской почве.

Для описания «новой реальности» персидской поэзии поэты черпали мотивы из разных жанров: из панегирика (мотивы «служения» и «договора»), из мотивов дорожных жалоб (из блока мотивов рахич), из любовной поэзии, из мотивов оплакивания, из философско-аскетической лирики, из хулительной поэзии. Так что основным способом создания нового жанра в средневековой персидской поэзии служил перепое (транспозиция - иакл) мотивов из жанра в жанр, из одного стилистического регистра в другой, причем, заимствоваться могут не только отдельные мотивы, по и целые ситуации. Например, для описания дисгармонии отношений восхваляемого и восхваляющего, которая приводит последнего в заточение, заимствуется этикетная жанровая ситуация из мотивов служения и договора, когда отлучение восхваляющего от двора восхваляемого сопоставляется с изгнанием Адама из рая. В тюремной лирике Хакани восхваляющий сопоставляется с 'Исой, а восхваляемый - с Господом Богом. Иначе говоря, отношения между узником и его повелителем в персидской тюремной лирике указанного периода строятся по модели «Господь и пророк Его». «Документальные детали» в тюремной лирике являются своего рода «активаторами» мотивов, почерпнутых из других жанров.

Отметим, что изучение становления и развития жанра тюремной лирики в персидской литературе позволило сделать важные выводы о бытовании па персидской почве мотивов дорожных жалоб (шире -мотивов рахнл), что служит дальнейшему прояснению процесса адаптации арабской касыды па персидской почве. Мотивы дорожных жалоб укоренились па повой почве, войдя в фонд мотивов персидской поэзии: они переносятся в панегирическую поэзию (в мотивы восхваления и мотивы «служения» и «договора»), в любовную лирику, кроме того, они могут переосмысливаться в русле религиозно-мистической поэзии.

Подчеркнем, что поскольку в тюремную лирику переносятся мотивы из жанров высоких (панегирик), средних (философско-аскетическая лирика) и низких (мотивы осмеяния), то в ней наличествуют разностилевые пласты. Однако такое явление встречается, прежде всего, в произведениях Мас'уда Са'да Салмана, у Хакани наблюдается выравнивание жанра в стилистическом отношении, и тюремная лирика занимает место среди жанров среднего стиля, точнее, она примыкает к философеко-аскетической лирике (зухдиййат), являясь разновидностью жанра жалобы (шикаййат).

Жанр тюремной лирики выделяется по содержательному признаку, и его тематической доминантой являются жалобы, главным образом, на тюремные тяготы и судьбу. Как известно, содержательный признак довольно неустойчивый, поскольку топика очень медленно подвергается формализации. Так, устойчивым мотивом тюремной лирики становится мотив жалоб на оковы, а образ оков превращается в ее образ-клише. Жанр тюремной лирики маркируется определенными словами (хабс, зиндан, банд), однако устойчивых способов маркировки создано пе было. Специальной формы за -жанром тюремной лирики не закрепилось, чаще всего в роли таковой выступает касыда. 1

Вообще говоря, на основании изучения жанра тюремной лирики можно лишний раз удостовериться в характере эволюции системы жанровых форм персидской поэзии, главным образом, касыды: I тюремная» касыда на протяжении XI - XII вв. проходит полный цикл развития, к XIII в. она становится практически монотематической с преобладанием дидактики. При этом наблюдается процесс «вытеснения эталонной для касыды Х- XI вв. "сюжетно-описательной" модели моделью "ассоциативно-описательной"»613. Если тюремные мотиве>1 в творчестве Мас'уда Са'да Салмана реализуются в касыде, кыт'а, газели и руба'и, т.е. практически во всех жанровых формах его дивана, в творчестве Хакани - в касыде, кыт'а и газели, то у Муджира - в кыт'а и руба'и, у Шамса - в касыде, у Камала Худжанди - только в руба'и. Таким образом, спектр жанровых форм, в которых реализуются мотивы тюремной лирики, к XIV в. сужается. Обратим внимание, что в большинстве касыд-хабсиййа Мас'уда Са'да и Хакаии тюремные мотивы локализованы в определенных частях касыды - во вступлении и целевой части (в блоке мотивов служения и договора). Такое расположение тюремных мотивов в рамках касыды свидетельствует о тенденции к формализации се структуры. Восхваление в «тюремных» касыдах отходит па второй план. Если в творчестве Мас'уда Са'да, Хакани и Фалаки основная цель «тюремных» касыд заключается в прошении о помиловании, более или менее эксплицитно выраженном, при этом панегирик становится второстепенным назначением касыды, то в касыде Шамс ад-Дина Исфагаии основной целью становится дидактика, соседствующая с тюремными жалобами. В регистре тюремной лирики традиционные мотивы персидской поэзии переосмысливаются подобно тому, как это происходит с ними в контексте религиозно-мистической поэзии.

На основании предпринятого нами анализа .можно наметить общие тенденции развития тюремной лирики па протяжении XI - XIV вв. В последней четверти XI - начале XII века наблюдается процесс становления тюремной лирики в персидской литературе (творчество Мас'уда Са'да Салмана). На XII в. приходится развитие и расцвет жанра (произведения Хакани, Фалаки, Муджира). В XIII - XIV веках число произведений в жанре тюремной лирики снижается, по всей видимости, идет процесс затухания этого жанра (Шамс ад-Дин Исфагани, Камал Худжанди).

Параллельно с лирикой тюремные мотивы продолжают развиваться в эпосе (Низами), кроме того, тюремпая образность бытовала в других жанрах персидской поэзии - в панегирике, любовной и философско-аскетической лирике. Однако если последние служили источниками мотивов для тюремной лирики, то обратного переноса (например, из тюремной лирики в панегирик) практически не зарегистрировано. Впоследствии мотивы тюремной лирики встречаются начиная с XVI в., в религиозной поэзии - в элегиях на мученическую смерть имама Хусейна. Кроме того, тюремные мотивы обнаруживаются в конце XVIII в. (а также в XIX и XX вв.) в шиитской ритуальной драме (тазийе), а также в светской поэзии XIX - XX вв.

Тюремная лирика XI - XIV вв. развивается на периферии персидской литературы - в нерсоязычной литературе Индии и Закавказья, таким образом, второстепенный («периферийный») жанр и в географическом отношении развивается на периферии литературной системы. Следовательно, изучение жанра тюремной лирики дает нам возможность судить хотя бы об общих тенденциях развития жанровой системы персидской литературы на периферии.

Тюремные мотивы принимают участие в формировании других мотивов неволи, параллельно развивающихся в персидской поэзии указанного периода, например, мотивов плена. Мотивы тягот, претерпеваемых восхваляемым в заточении, не привились в персидской поэзии. В отличие от тюремных мотивов, мотивы плена не сформировали самостоятельного жанра персидской поэзии. Мотивы плена используются персидскими поэтами в основном метафорически, для актуализации мотива пребывания в бренном мире, в более узком смысле - для описания ситуации домашнего ареста, мотивы изгнания развиваются в чужбинной лирике.

В мотивах неволи, как и в тюремной лирике, выявляется та же мифологема - смерть и воскресение божества плодородия, более или менее явно выраженная. Так, например, в касыдах Катрана образ восхваляемого обнаруживает эксплицитные отсылки к модели образа умирающего и воскресающего божества плодородия. Как и в тюремной лирике, в мотивах неволи встречаются образы пророков - 'Исы (Хакани), Аййуба (Хаджу), в произведениях Насир-и Хосрова представлен образ поэта-пророка. Только если в тюремной лирике Мас'уда Са'да и Хакани, а также в произведениях Хаджу Кермани акцентируются тяготы, которые претерпевает пророк в миру, то в творчестве Насира (и отчасти Хакани) фокусируется внимание на миссии пророка - нести слово Божие человечеству.

В XI в. наблюдается становление мотивов неволи в персидской поэзии: Катраи (пленение повелителя),' Насир (йумганскос изгнание), Мас'уд Са'д (тюремное заточение). В XII в. имеет место расцвет мотивов неволи: Хакани (тюремное заточение, ширванский плен, пленение восхваляемого), Фалаки (тюремное заточение), Муджир ад-Дип (тюремное заключение), Низами (описание нахождения в Ганджс как пребывания в плену). В XIII в. представлены мотивы тюремной лирики -Шамс ад-Дин Исфагани и 'Амид ад-Дип Санами. В XIV в. мотивы неволи продолжают активно развиваться, тесно смыкаясь с мотивами чужбинной лирики: Камал Худжанди (тюремное заключение), Хаджу Кермапи и 'Убейд Закани (керманский плен, странствия на чужбине). В XI - XIII вв. мотивы неволи реализовывались, главным образом, в касыде, а в XIV в. - в газели. На протяжении XIII - XIV вв. сохраняется магистральная линия развития жанра тюремной лирики, кроме того, в XIV в. продолжают свое развитие мотивы плена (керманский плен) и мотивы вынужденных странствий на чужбине (фактически мотивы изгнания). Обратим внимание на создание циклов «тюремных» касыд в творчестве Мас'уда Са'да Салмана и Хакани, па «ширванские» касыды и газели Хакапи, «керманский цикл» газелей Хаджу. Такого рода циклы демонстрируют стремление персидского менталитета к замкнутости формы, уже зафиксированное М.Л. Рейспер в газели и касыде614.

В силу особенностей своего развития тюремная лирика (и мотивы неволи) оказывается связанной с чужбинной лирикой и мотивами городского патриотизма, в частности с жанром шахрашуб615. В свело дальнейшего изучения эволюции жанровой системы персидской классической поэзии, в том числе жанра жалобы (шикаййат), нам представляется необходимым прояснение природы взаимоотношений между вышеупомянутыми жанрами. Исследование данных жанров позволит рассмотреть развитие системы персидских поэтических жанров на нерсоязычной периферии, а также проследить их адаптацию в так называемых «молодых» литературах - литературах урду и пушту, во многом связанных с персидской литературной традицией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Акимушкина, Екатерина Олеговна, 2004 год

1. Аверинцев С.С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смсне литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Акимушкина Е.О. Жанр «тюремной жалобы» (хабсийе) в персоязычной литературе XI в. (к проблеме генезиса) // Тезисы докладов научной конференции «Ломоносовские чтения». Апрель 2002. Востоковедение. М., 2002.

3. Акимушкииа Е.О. Ритуально-мифологические истоки одного из панегирических мотивов персидской поэзии XI XII вв. // Тезисы докладов научной конференции «Ломоносовские чтения». Апрель 2003. Востоковедение. М., 2003.

4. Акимушкина Е.О. К проблеме генезиса тюремных мотивов (хабсишат) в персоязычной поэзии XI века. // Начало. М., 2003. Вып. 6.

5. Акимушкина Е.О. Мотивы «заточения» и «неволи» (хабсишат) в структуре касыд Мас'уда Са'да Салмана (1046 1121)// Вестн. Моск. Ун -та. Серия 13. Востоковедение. М., 2003. №1.

6. Акимушкина Е.О. Мотивы «заточения» и «неволи» (хабсишат) в структуре касыд Мас'уда Са'да Салмана (1046 1121)// Вестн. Моск. Ун -та. Серия 13. Востоковедение. М., 2003. №3.

7. Алиев Г.Ю. Персоязычная литература Индии. М., 1968.

8. Алиев Г.Ю. Проблемы становления и развития персоязычной литературы Индии (XI-XIV вв.). Автореф. докт. дис. М., 1974.

9. Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. М., 1985.

10. Лрдашникова Л.H., Рсйснер M.JI. История литературы Ирана в послсмонгольское время (XIII-XVII вв.). М., 1996.

11. Байбурди Чингиз Гулам-Лли. Жизнь и творчество Пизари -персидского поэта XIII XIV вв. М., 1966.

12. Басилов В.Н. Пари // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

14. Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.

15. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана. М., 1997.

16. Бсртельс Е.Э. Великий азербайджанский поэт Низами. Эпоха. Жизнь. Творчество. Баку, 1940.

17. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы // Избранные труды. М., 1960.

18. Бертельс Е.Э. Низами и Фузули//Избранные труды. М., 1962.

19. Бсртельс Е.Э. Навои и Джами // Избранные труды. М., 1965.

20. Бертельс Е.Э. Основные моменты в развитии суфийской поэзии // Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

21. Бертельс Е.Э. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

22. Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана. М., 1988.

23. Болдырев A.II. Два ширвапских поэта. Низами и Хагаии // Памятники эпохи Руставели. J1., 1938.

24. Брагинский И.С. Дэвы // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

25. Брагинский И.С. Заххак // Мифы народов мира. Энциклопедия. М„ 1980. Т. 1.

26. Брагинская Н.В. Календарь // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

28. Ворожейкина З.Н. Касыды о голоде // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Ч. 1 (2). М., 1981.

29. Ворожейкина З.Н. Исфагапская школа поэтов и литературная жизнь Ирана в предмонгольское время (XII начало XIII в.). М., 1984.

30. Ворожейкина З.Н. Кыта стихотворение-«фрагмент» в персидской поэтической культуре // Неизменность и новизна художественного мира. Памяти Е.Э.Бертельса. Сб. статей. М., 1999.

31. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

32. Глебов И.В., Сухочев A.C. Литература урду. Краткий очерк. М., 1967.

33. Головина Т.Е. Календарная лирика в диване Масуда Сада Салмана // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. М., 1992. №3. С. 48-57.

34. Гринцср П.А. Две эпохи литературных связей // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

35. Гриицер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы пародов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1982.

36. Грипцер П.А. Литературы древности и средневековья в системе исторической поэтики // Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

37. Грязневич П.А., Басилов В.Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.

38. Гулизаде М.Ю. Низами Гянджави (жизнь и творчество). Баку, 1953.

39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

40. Евдокимова Л.В. Французская поэзия позднего средневековья (XIV -перв. треть XV в.). М., 1990.

41. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. Л., 1975.

42. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

43. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

44. Замд М. Шесть веков славы. М., 1964.

45. Зороастрийские тексты. Введение, перевод, комментарий О.М. Чунаковой. М., 1997.1. Иванов В.В. Дракон

46. Иванов В.В. Змей //Мифы пародов мира. Энциклопедия. М., 1980.1. Т. 1.

47. Иностранцев К.А. Сасанидские этюды. СПб., 1909.

48. История всемирной литературы. М., т.2, 1984; т.З, 1985.

49. Историческая поэтика. Литературные эпохи и тины художественного сознания. М., 1994.

50. Калоев Б.А. Зындон // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

51. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия в Испании // Арабская средневековая художественная литература. Избранные сочинения. — М. —Л., 1956.

52. Крачковский И.Ю. Аш-Шанфара. Песнь пустыни // Избранные сочинения. М.-Л., 1956.

53. Крымский А.Е. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии. М., т. 1, №2, 1909; № 4,1915; т.2, 1912; т.З, №1-2, 19141917.

54. Крымский А.Е. Низами и его современники. Баку, 1981.

55. Куделин А.Б. Классическая арабо-испапская поэзия (конец X -середина XII в.). М., 1973.

56. Куделин А.Б. Арабо-испанская строфика как «смешанная поэтическая система» (гипотеза X. Риберы в свете последних открытий») // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

57. Куделип А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIH-IX в.). М., 1983.

58. Куделин Л.Б. Образ восхваляемого в средневековом арабском панегирике // Поэтика средневековых литератур Востока. Традиция и творческая индивидуальность. М., 1994.

59. Куделин А. Б. Автор и традиционалистский канон // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

60. Куделин А.Б.Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003.

61. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1971. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

62. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.,1972.

63. Матвеева А.Г. Диван Давлата Лаваная и формирование жанровой системы в литературе пушту XVI XVII вв. Автореф. канд. дис. М., 1988.

64. Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. В 2-х книгах. М.,1999.

65. Мсц А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. Мирзоев A.M. Рудаки. Жизнь и творчество. М., 1968. Негмат-заде Т.Н. Проблемы творчества Масуда Сада Салмана и литературный круг Лахора (XI в.). Автореф. докт. дис. Душанбе, 1997.

66. Неклюдов С.И. Оборотничество // // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.

67. Никитина В.Б. О композиции дидактической касыды. Из научного наследия Веры Борисовны Никитиной (1922 1993) (данная работа В.Б. Никитиной подготовлена к публикации М.Л. Рейснер) // Исследования по иранской филологии. М., 1997. Вып. первый.

68. Османов М.-Н. О. Стиль персидско-таджикской поэзии IX X вв. М., 1974.

69. Пелевин М.С. Афганская поэзия в первой половине середине XVII века. СПб., 2003.

70. Пиотровский М.Б. Адам // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

71. Пиотровский М.Б. Ирам Зат ал-Имад // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

72. Пиотровский М.П. Коранические сказания. М., 1991.

73. Пиотровский М.Б. Ал-Хадир // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

74. Пригарина Н.И. Образное содержание бейта в поэзии па персидском языке // Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.

75. Пригарина Н.И. Индийский стиль и его место в персидской литературе. М., 1999.

76. Рейспер МЛ. К проблеме сравнительного изучения иранской и арабской поэтики (характеристика категории «тахаллус») // Всстпик Московского ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1983, № 4.

77. Рейспер M.JI. Газель в системе категорий классической иранской поэтики (XI XV вв.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13. 1986, № 3.

78. Рейспер МЛ. Истолкование доисламских календарных праздников в персидской классической лирике X XII вв. (па примере Ноуруза)//Фольклор и мифология Востока. М., 1999.

79. Рейснер M.JI. Касыда в системе категорий классической иранской поэтики (XI XII вв.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1994, №3.

80. Рейснер M.JI. Эволюция классической газели на фарси (X XIV вв.). М., 1989.

81. Рсйснер M.J1. Трансформация традиционных мотивов в поэтических произведениях Абдаллаха Аисари (XI в.) // Традиция и творческая индивидуальность в средневековых литературах Востока. М., 1994.

82. Рсйснер M.JI. Персидская касыда в домонгольский период (X -нач. XIII вв.). Проблема генезиса и эволюции. Автореф. докт. дис. М., 1996.

83. Рейснер МЛ. Птицы в мистико-символических касыдах Санаи и Хакани (XII в.) (к проблеме становления символического языка в классической персидской касыде) // Исследования по иранской филологии. М., 1997.

84. Рейснер M.JI. Мотивы «служения» и «договора» в персидской придворной поэзии XI XII вв. // Исследования по иранской филологии. Вып.2. М., 1999.

85. Рсйснер МЛ. «Старческая касыда» Рудаки (X в.). норма и авторская вариация. // Неизменность и новизна художественного мира. Памяти Е.Э.Бертельса. Сб.статей. М., 1999.

86. Рсйснер МЛ. «Транспозиция» как категория поэтики: к проблеме эволюции канона персидской классической поэзии // Исследования по иранской филологии. Выпуск третий. М.,.2002.

87. Рсйснер M.JI. Генетические корни стандартных зачинов персидских касыд X XII вв. // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», апрель 2002 г. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2002.

88. Рейснер МЛ., Чалисова НЛО. «Я еемь Истинный Бог»: образ старца Халладжа в лирике и житийной прозе 'Аттара // Семантика образа в литературах Востока. М., 1998.

89. Рейснер МЛ., Чалисова НЛО. Персидская классическая лирика: к проблеме генезиса // Труды по культурной антропологии. Памяти Г.А. Ткаченко. М., 2002.

90. Рак И.В. Мифы древнего и раииесредневскового Ирана. СПб., 1998.

91. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1970.

92. Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

93. Рустамова Р. Абдулали кызы. Творчество Фалаки Ширвани (к проблеме стиля в псрсоязычпой поэзии XII века). Авторсф. канд. дис. М., 1984.

94. Стеблин-Камеиский М.И. Историческая поэтика. Л., 1978.

95. Сухочев A.C. Шахрашоб в литературе урду // Теория жанров литератур Востока. М., 1985.

96. Темница и свобода в художественном мире романтизма. М., 2002.

97. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М., 1964.

98. Токарев С.А. Золотой век // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.

99. Топорова A.B. Ранняя итальянская лирика. М., 2001.

100. Топоров В.Н. Гора// Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980.1. Т. 1.

101. Топоров В.Н. Путь // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. 2.

102. Фильштинский И. М. Арабская литература в Средние века. Арабская литература VIII IX веков. М., 1978.

103. Фролов Д.В. Семантика мотива камня в Коране // Семантика образа в литературах Востока. М., 1998.

104. Хусейн Сайд Эхтсшам. История литературы урду. М., 1961.

105. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.). M., 1974.

106. Шидфар Б.Я. Арабская философская лирика // Теория жанров литератур Востока. М., 1985.

107. Шишмарев В.Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса. Париж, 1911.

108. Шукуров М.Ш. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция (текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI XIV веков). М., 1983.

109. Эберман В.А. Персы среди арабских поэтов эпохи Омсйядов // Записки коллегии востоковедов. Л., 1927. Т. 2, выи. 1.

110. Нафиси Са'ид. Ахвал ва аш'ар-е Абу АбдаллахДжафар ибн Мухаимад Рудаки Самарканди. Т. 1 3. Тегеран, 1940.

111. Сафа 3. 'Гарих-и адабиййат дар Иран. Техрап, 1984. Т. 1.

112. Arbcrry I.J. Classical Persian Literature. L., 1958.

113. Brown E.G. A Literary History of Persia (from Firdowsi to Saadi). Cambridge, 1919- 1920. Vol. 2.

114. Brown E. G. A History of Persian Literature under Tartar dominion. Cambridge, 1920.

115. The Cambridge History of Iran. Volume 4. From the Arab Invasion to the Saljuqs. Cambridge University Press, 1975.

116. Gibb H.A.R. Abu Firas // The Encyclopaedia of Islam. Leiden, 1965. Volume I.

117. Hadi Hasan. Falaki-i-Shirwani: his times, life and works. L., 1929. lbn Qotaiba. Introduction au Livre de la Poésie et des Poètes. Introduction, traduction et commentaire par M. Gaudefroy-Demombynes. Paris, 1947.

118. Jacobi R. The camel-section of the panegyrical ode // Journal of Arabie Literature, XIII, pp. 1 —22. London, 1982.

119. Mcisami Julie Scott. Medieval Persian Court Poetry. New Jersey, 1987.

120. Minorsky V. Khaqani and Andronicus Comncnus // Iranica. L., 1964. Qazwini Mirza Muhammad. Masud-i Sad-i Salman // Journal of the Royal Asiatic Society, pp. 693—740. London, 1905.

121. Qazwini Mirza Muhammad. Masud-i Sad-i Salman // Journal of the Royal Asiatic Society, pp. 11—51. London, 1906.

122. Persian Literature, edited by Ehsan Yarshater. Columbia Lectures on Iranian Studies, 3; 1995.

123. Persian Literature. Ed. by Ehsan Yarshater. Columbia University. Bibliotheca Persica. 1988.

124. Peter John. Complaint and satire in early English literature. Oxford,1956.

125. Scheindlin R.P. Al-Mu'tamid ibn 'Abbad // The Encyclopaedia of Islam. Leiden, 1965. Volume I.

126. Shimmcl A. Classical Urdu Literature from the Beginning to Iqbal. Wiesbaden, 1975.

127. Smith Eric. By mourning tongues. Studies in English elegy. Rovvman-Littlefield, 1977.

128. Souissi R. al-Mu'tamid Ibn 'Abbad et son œuvre poétique: Etude des themes. Tunis, 1977.1.n Qotaiba. Introduction au Livre de la Poésie et des Poètes. Introduction, traduction et commentaire par M. Gaudcfroy-Demombynes. Paris, 1947.

129. Vadet Jean-Claude. L'esprit courtois en Orient dans les cinq premiers siècles de l'Hcgire. Paris, 1968.1. Источники

130. Бируни Лбу Рейхан. Избранные произведения. Таш., 1957.

131. Адиб Сабир. Диван. Тегеран,. 196?.

132. Лзер. Лтсшкаде. Талиф-и Лутф Али-бек б. Агахан Бегдсли Шамлу мутахаллис бе Азер. Т. 1-3. Тегеран, 1959-1961.

133. Аз-Захири ас-Самарканди. Синдбад-наме. Пер. с перс. М.-Н. Османова. Под. ред. и с предисл. A.A. Старикова. М., 1960.

134. Ам'ак Шихаб ад-Дин Бухараи. Диван. Тегеран, 1961.

135. Амир Хосров Дихлави. Диван-и камил. Тегеран, 1965.

136. Анвари Аухад ад-Дин. Диван. Т. 1. Тегеран, 1961.

137. Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы. М., 1983.

138. Асир Ахсикати. Диван. Тегеран, 1958.

139. Аттар Нишапури. Диван. Тегеран, 1980.

140. Байхаки Абу-л-Фазл. История Мас'уда (1030 1041). Пер. с перс., введ., коммент. И прил. А.К Арендса. 2-е изд. Тегеран, 1980.

141. Ватват Рашид ад-Дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии (А'ада 'ик ac-ciLxp фи дака 'ик aui-uiup). Вступит, статья, перевод и комментарий Н.Ю. Чалисовой. М., 1985.

142. Дакаики. «Услада души или Бахтияр-наме». Пер. с перс., примеч., глоссарий и послесл. М.-Н. О. Османова. М., 1977.

143. Джабали. Диван. Тегеран, 1960. Т.1.

144. Жуковский В.А. Песни Хсратского старца // Восточные Заметки. Спб., 1895.

145. Закани 'Убейд. Диван. Тегеран, 1942.

146. Кабус-намс. Перевод, статья с. 213 -47., и примеч. Чл.-корр. АН СССР Е.Э. Бертельса. М., 1953.

147. Камал Худжапди. Диван. Тегеран, 1958.

148. Кашифи Хусайн Ва'из. Чудеса мысли в искусстве поэзии (Бодай1, ал-афкар фи санаи' ал-аиС'ар). Вступит, статья, перевод и комментарий М.Л.

149. Рейснер // Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии. М., 1996.

150. Коран // Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1963.

151. Манучихри Дамгапи. Диван. Тегеран, 1977.

152. Мас'уд Са'д Салман. Диван. Вступ. статья Р. Йасими. Тегеран, 1960.

153. Муджир ад-Дин Байлакани. Диван. Табриз, 1980.

154. Низами Ганджави. Куллиййат-и хамса-йи Низами Гаиджави. Тегеран, 1962.

155. Низами 'Арузи Самарканди. Чахар макала. Тегеран, 1934.

156. Пасир-и Хосров. Диван. Тегеран, 1961.

157. Насир-и Хосров. Диван. Тегеран, 2000.

158. Низами 'Арузи Самарканди. Собрание редкостей, или Четыре беседы. Пер. с перс. С.И.Баевского и З.Н.Ворожейкиной. Под ред. А.Н.Болдырева. М., 1963.

159. Низам ал-Мульк. Сиасст-наме («Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька»). Пер., «Введение в изучение памятника» и примеч. Проф. Б.Н. Заходера. М. Л., 1949.

160. Нумани Шибли. Ши'р ал-'Аджам. Тегеран, т.1, 1937; т.2, 1948.

161. Омар Хаййам. Науруз-иаме 7/ Трактаты. Перевод Б.А. Розеифельда. Вст>нит. статья Б.А. Розепфельда и А.П. Юшкевича. М., 1961.

162. Руми Джалал ад-Дин. Баргозиде-йе диван-е Шамс-е Тсбрнзи. Тегеран, 1957.

163. Рупи Абу-л-Фарадж. Диван. Тегеран, 1969

164. Салман Саваджи. Куллиййат. Тегеран, 195?.

165. Сапаи Газнави. Диван. Тегеран, 1962.

166. Саади Ширази. Куллиййат. Тегеран, 1959. Т. 4, 5.

167. Тарих-и Систан (История Систана). М., 1979.

168. Хаджу Кермапи. Диван. Тегеран, 1957.

169. Хакани Ширвани. Диван. Тегеран, 1937.

170. Хафиз Ширази. Диван. Тегеран, 1987.

171. Унсури Балхи. Диван. Тегеран, 1964.

172. Фарузипфар Бади аз-Заман. Сухан ва суханваран. Т.1 2. Тегеран, 1928- 1929.

173. Фаррухи Систани. Диван. Тегеран, 1957.

174. Фарханг-и лугат ва та'бират ба шарх-и 'алам ва мушкилат-и диван-и Хакани Ширвани. Талиф-и Саййид Зийа ад-Дин Саджжади. Джалд-и аввал ва дуввум. Техран, 1996.

175. Фирдоуси. Холасс-йе Шах-наме Фирдоуси бе интихаб-и Мухаммад Али-хап Форуги. Т. 1 и 2. Тегеран, 1935.

176. Шамс ад-Дин Мухаммад Ибн Кайс ар-Рази. Свод правил персидской поэзии {Ал-му1 джам фа ма'айир аиСар ал-'аджам). Вступит, статья, перевод и комментарий Н.Ю. Чалисовой. М., 1997.

177. Histoire d'Seldjoucides d'Asia Mineure. D'après l'abrège du Seljouk-namch d'Ibn-Bibi. Texte persane public d'après M.Th. Xoutsma. Paris, 1903.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.