Учение о культуре в философии ранних немецких романтиков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Черничкина, Анна Андреевна

  • Черничкина, Анна Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 194
Черничкина, Анна Андреевна. Учение о культуре в философии ранних немецких романтиков: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2018. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Черничкина, Анна Андреевна

Оглавление

Введение

Актуальность исследования

Объект и предмет исследования

Основная цель, задачи и методология исследования

Степень разработанности темы

Научная новизна исследования

Положения, выносимые на защиту

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

Апробация работы

Глава 1. Философский контекст раннего немецкого романтизма

§ 1. Романтизм как философское движение

§2. Представления о культуре и истории в предшествующей романтизму философии

Глава 2. Фридрих Шлегель и генезис «романтической культуры»

§ 1. Фридрих Шлегель и генезис романтического движения

§2. Сопоставление «древней» и «новой» поэзии

§3. Романтическая культура

§4. Философия истории

Глава 3. Новалис и романтический проект универсальной энциклопедии

§1. Жизнь и сочинения Фридриха фон Гарденберга, Новалиса

§2. Поиск универсального знания

§3. Золотой век и идея воспитания

§4. Магия и магический идеализм

§4. Поэзия и мораль

Глава 4. Фридрих Шеллинг и иенский романтизм

§ 1. Раннее творчество Фридриха Шеллинга и его роль в романтическом движении

§2. Натурфилософия

§3. Философия искусства

§4. История и культура

Заключение

Библиография

Первоисточники

Романтизм в целом

Философия романтизма

Философия природы и наука

Эстетика и философия искусства

Философия культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о культуре в философии ранних немецких романтиков»

Введение

Актуальность исследования

Многогранность романтического движения в Германии вплоть до

сегодняшнего дня заставляет специалистов обращаться к его истории в стремлении дополнить, казалось бы, давно завершенную исследовательскую работу новыми суждениями и интерпретациями. Актуальность тематики связана с тем важным фактом, что до сих пор некоторые теоретические работы романтиков не достаточно изучены. В последние десятилетия это приводит к тому, что как в немецкой научной среде, так и в иностранной литературе (прежде всего англоязычной) появляются новые исследования, переводы, переиздания и даже публикации прежде не издававшихся сочинений ранних романтиков. Кроме того, значителен также и содержательный аспект: романтизм во многом представляет собой школу, оппозиционную основному течению современной ему философской мысли, и глубокое своеобразие многих положений, выдвинутых романтиками, еще не достаточно осознано и проанализировано. В 60-ые годы XX века немецко-американский ученый Фредерик Байзер1 выступил с заявлением, что серьезное изучение немецкого романтизма еще только должно начаться, поскольку до тех пор это явление исследовалось преимущественно как литературно-критическое движение, значительно оттененное в сфере философии достижениями немецких идеалистов. Полемизируя с такими именитыми исследователями как Рудольф Гайм, Артур Лавджой и Ханс Эйхнер2, Байзер настаивал на том, что романтики создали уникальную философскую теорию, чьи достоинства заслуживают здесь отдельного перечисления. Во-первых, заслугой романтизма стало низложение устаревших положений картезианства: механистической концепции природы, дуализма разума и тела, фундаменталистского убеждения в

1 Beiser Frederick C. The Romantic Imperative. The Concept of Early German Romanticism. Harvard University Press, 2003.

2 Рассматривали романтизм преимущественно как кружок литераторов, подробнее см. раздел «Степень разработанности темы», с. 9.

существовании неких базовых первопринципов философии и всего человеческого знания, а также веры в способность разума к самостоятельному и безостановочному развитию. Во-вторых, молодые романтики поставили под вопрос некоторые основополагающие предположения рационализма Просвещения, как например, возможность существования внеисторического разума или классические стандарты критицизма. В-третьих, ранние романтики выступили новаторами в основных областях философии. В метафизике они разработали органическую концепцию природы, конкурирующую с механистической теорией Просвещения. В области морали они усилили значение любви и индивидуальности в пику формализму кантовской и фихтевской этики. А в эстетике разрушили ограниченные стандарты классицизма, разработав в противоположность им новые методы критицизма, уважающие контекст и индивидуальность каждого произведения искусства. Наконец, в политике романтики подвергли сомнению индивидуализм теории общественного договора и восстановили классическую традицию Платона и Аристотеля. При этом они были одними из первых, кто осознал и выразил некоторые основные проблемы современного гражданского общества: падение нравов, атомизация и отчуждение. Таким образом, с середины XX века в исследовательской литературе наблюдается рост интереса именно к философскому содержанию романтизма.

При этом изучение философского наследия романтиков не только представляет определенную альтернативу учениям, которые принято считать магистральными направлениями в философии, и потому уже хорошо изученным, как например зрелое творчество Гегеля или работы позитивистов, но и позволяет проследить и лучше понять некоторые актуальные тенденции в современной духовной культуре.

Постмодерн. Так, многие явления, характерные для философии

постмодерна, находят определенные параллели в мысли немецких

романтиков, которых долгое время принято было считать реакционными

4

мыслителями. Это, прежде всего, сомнение в возможности построения целостного знания на основополагающих первопринципах; далее, своеобразное истолкование герменевтического метода; и, наконец, особый взгляд на уникальность каждого исторического образования3.

Натурфилософия романтиков и в целом характерный для этой эпохи в Германии повышенный интерес к исследованию природы, ее общих фундаментальных оснований и возможность их рационального познания, а также формулирования и систематизации, оказали значительное влияние на развитие ряда естественных наук в XIX столетии4. Сейчас же растущая специализация научного знания, увеличивающийся разрыв между передовой наукой и ее популярным, доступным неспециалистам выражением, а также все большее усложнение различных научных областей, вызывают потребность в обобщающем, пусть и несколько абстрактном осмыслении, в чем-то аналогичном тому, которое давала натурфилософия конца XVIII -начала XIX века, а потому обращение к универсализирующей, поэтизированной и умозрительной, но удивительно прозорливой романтической натурфилософии становится сейчас как никогда актуальным.

Экология. Также и такая междисциплинарная область как экология, которая с середины XX века становится все более актуальной и занимает уже достойное место не только как прикладная наука, но и обширная сфера в академических исследованиях, в некоторых своих истоках была связана с натурфилософской концепцией природы как организма, предложенной немецкими романтиками. Обладая богатым полем эмпирических научных данных, экология до сих пор хранит отголоски призывов Новалиса и Гёльдерлина любить свою мать Природу, бережно относиться к ее хрупкому балансу, осознавая ответственность всего человечества и культуры за породивший их мир. Все это невозможно было бы помыслить без того

3 Beiser Frederick C. The Romantic Imperative. The Concept of Early German Romanticism. Harvard University Press, 2003

4 См. статью автора: Черничкина А.А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. №2 (20). С. 153 - 166.

поворота к органицизму от механистического мировоззрения Нового времени, который осуществили немецкие романтики и философы-идеалисты5.

Искусство. Эстетический проект романтизма, основанный на универсализации не только жанров и стилей, но и самих видов искусства, объединении и смешении живописи и поэзии с наукой и философией, театра и моды с архитектурой и садово-парковым дизайном и т.п. во времена романтиков и даже позднее звучал как абсурдная и слишком абстрактная идея, не более чем смелая фантазия поверхностно образованных юношей (по выражению Р.Гайма). Однако искусство уже конца XIX - начала XX века показало, что эти идеи оставили глубокий след и развиваются, а художники самых разных направлений (назарейцы, прерафаэлиты и др.) пытаются воплотить их в своем творчестве. Сейчас же, когда традиционные виды искусства претерпевают кризис и под его влиянием значительно модифицируются, аналогия с эстетическими идеями романтиков уже не кажется безосновательной. Снятие строгих стилистических рамок и непредставимое раньше стремление к смешению разнообразных форм и видов искусства (театра и живописи, пластики и музыки, поэзии и математики) показывает, что основной призыв Фридриха Шлегеля -размытие границ, объединение необъединимого в поисках нового - не остался неуслышанным. Кроме того, по мысли Вальтера Беньямина, эстетические положения романтиков поменяли отношение к возможности

5 См. работы Элисон Стоун, в которых она показывает, как философия природы романтизма коррелирует с современной экологической теорией и этикой, такие как:

Stone, A. Alienation from nature and early German romanticism. Ethical Theory and Moral Practice. 17, 1, 02/2014, p. 41-54.

Stone, A. Holderlin and Human-Nature Relations. Human-Environment Relations. Berlin : Springer, 2012. p. 55-67. Stone, A. German romantic and idealist conceptions of nature. International Yearbook of German Idealism. De Gruyter, 2009. p. 80-101.

Stone, A. Being, knowledge and nature in Novalis. Journal of the History of Philosophy. 46, 1, 01/2008, p. 141-164. Stone, A. Introduction: Nature, Environmental Ethics, and Continental Philosophy. Environmental Values. 14, 3, 2005, p. 1-10.

критики произведения искусства, изменили восприятие роли автора и зрителя, положив начало новому искусству эпохи модерна6.

Учитывая также успешное развитие в наши дни относительно новой науки культурологии, изучающей как универсальные основы развития человечества, так и уникальные достижения каждого отдельного социального образования, значительный интерес представляет своеобразный метод осмысления культуры, сформулированный романтиками. Как раздел знания, находящийся на стыке нескольких научных дисциплин, наука о культуре рассматривает следующие важнейшие проблемы: специфику человека как социального и творческого существа; общество как систему, где формируются и ретранслируются духовные и материальные ценности; проблему искусства и эстетические законы; и многое другое. По всем этим пунктам в работах немецких романтиков сформулированы достаточно самобытные и ценные положения. Однако если культурфилософские взгляды отдельных представителей романтического движения уже подвергались изучению7, то общее исследование учения о культуре ранних романтиков по-прежнему является актуальной задачей.

Объект и предмет исследования

В этой работе будет предпринята попытка дедукции и синтезирования

представлений ряда романтических философов о культуре. Объектом работы выбран ранний немецкий романтизм в целом как философское движение и определенная стадия развития научного осмысления культуры. При этом среди деятелей раннего романтического движения были выбраны три персоналии, чьи теоретические работы представляются наиболее репрезентативными для избранной темы: это Фридрих Шлегель (1772 -1829), один из основателей Иенского кружка романтиков, разработавший теоретическое содержание как самого термина «романтизм», так и основных

6 Benjamin, Walter. Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Gesammelte Schriften, Bd. 1. Frankfurt: Suhrkamp, 1991.

7 См. раздел «Степень разработанности темы»

положений нового философско-эстетического мировоззрения, обозначаемого этим термином; Новалис (1772 - 1801), чьи теоретические работы изучены на данный момент значительно меньше, чем его поэтические и художественные произведения, и воплощают наиболее полно дух романтической эпохи и научных поисков всего направления; а также Фридрих Шеллинг (1775 -1864), философ, чья принадлежность к кругу романтиков неоднократно вызывала жаркие споры среди исследователей его творчества, однако по всеобщему признанию выразивший наиболее систематически основные положения философии романтизма в своих ранних работах. Учение о культуре, обнаруживаемое в ранних (с 1795 до 1805 года) сочинениях вышеназванных авторов составляет предмет данного исследования.

Основная цель, задачи и методология исследования

Для философии второй половины ХУШ века была характерна

постановка вопроса о сущности культуры и человеческой истории. Если ранняя философия Нового времени рассматривала преимущественно стабильные, не поддающиеся изменению явления, то, начиная с Дж. Вико и Ж. -Ж. Руссо устанавливается представление о том, что сам человек, как и его основополагающие духовные ориентиры, не пребывают в неизменной форме, а трансформируются с ходом времени и зависят от конкретных условий и эпохи возникновения. Вместе с тем, именно в Новое время зарождается и упрочивается идея прогресса, неуклонного развития в истории как человечества в целом, так и отдельных народов. Целый ряд факторов вводят в поле исследований культуры и литературы в Европе новые, прежде не получавшие большого внимания, национальные образования, чье развитие значительно отличалось от европейской цивилизации: индийцев, китайцев, американских индейцев. Таким образом, впервые в западноевропейской философии и антропологии8 возникает настоятельная необходимость в

8 Имеется в виду философское учение о человеке, а не значительно позднее возникшие формальные науки как философская или культурная антропология.

культурной компаративистике. А обнаружение «естественных» людей -дикарей, тысячи лет живущих в неизменных условиях, показало, что развитие отдельных обществ - это не непреложный закон, а особенность, требующая специального изучения. Кроме того, Просвещение ввело в круг высокой литературы целый пласт фольклорных произведений, и значительно более своеобразное, нежели унитарная светская культура, народное творчество разных европейский стран открыло перспективу для установления альтернативных античной классике источников формирования европейской культуры.

Серьезная разработка понятий культуры и истории в Германии начинается с фундаментального труда И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784 - 1791); современники Гердера, основатели романтического движения, не могли избежать влияния этой во многих отношениях революционной работы. Помимо этого, нельзя забывать, что все молодые романтики находились под значительным влиянием кантовской системы, и были дружны с деятелями «веймарского классицизма» Гете и Шиллером во время пребывания в Иене, то есть в период расцвета первого романтического кружка. Таким образом, романтики, с одной стороны, предстают как наследники традиции Просвещения, что нельзя не учитывать при изучении их сочинений, с другой стороны, развивают альтернативное представление о развитии человечества. Так в противовес просветительской концепции культуры как «второй природы», выделяющей общественную жизнь как отдельную форму организации, функционирующую по тем же механическим законам, что и природа, но при этом самостоятельную и практически автономную область, романтики разрабатывают универсальную модель рассмотрения мира, где саморазвертывание природы и совершенствование человека предстают частью одного единого процесса развития мировой жизненной силы.

При этом отсутствие формально изложенных определений культуры и

систематизированных положений, составляющих основу ее изучения, в

9

работах ведущих деятелей раннего романтического движения представляет определенную методологическую сложность. Тема культуры в произведениях немецких романтиков не получила еще достаточной разработки в исследовательской литературе. А потому для установления основных положений, определяющих специфику культурфилософской концепции романтизма, необходимо рассмотрение самых разных аспектов философии романтиков. Дедукция и систематизация романтической философии культуры и является основной целью этой работы.

Эта цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Определение места романтической школы в контексте мировой философии. Выделение главных направлений мысли ранних романтиков и специфика решения ими основных вопросов, поставленных предшествующей философской традицией.

2. Обоснование необходимости синтетического подхода, рассматривающего в целости и жизнь, и творчество немецких романтиков, их новаторские взгляды в области натурфилософии, эстетики, учение о морали и государстве, идею воспитания.

3. Рассмотрение основных концепций культуры в работах выдающихся деятелей Просвещения и других предшественников, повлиявших на формирование романтической философии.

4. Анализ теоретических произведений наиболее репрезентативных деятелей романтического движения. Систематизация и концептуализация их представлений о ходе и назначении истории, роли человека в мировом развитии, великих достижениях человечества в прошлом и возможностях нового процветания искусства в будущем, средствах установления нового Золотого века справедливости и благополучия.

5. Обоснование актуальности романтической философии, специфики романтического подхода к культуре и проекта "универсальной культуры будущего".

Среди основных научных методов, задействованных в работе, следует выделить метод герменевтической интерпретации, историко-философского анализа и историко-культурной реконструкции.

Степень разработанности темы

Обзор научной литературы по теме диссертации выявляет в ней

определенную неравномерность. Специальных исследований, посвященных философии культуры немецких романтиков, существует крайне мало. В то время как самой разнообразной литературы по немецкому романтизму за прошедшие два столетия было написано значительно больше, чем собственно романтических произведений. Систематизация этой литературы представляет собой отдельную исследовательскую задачу, слишком значительную, чтобы брать на себя смелость полностью решить ее в рамках данной работы. Тем не менее необходимо выделить важнейшие группы исследований по романтизму и попытаться определить, какие проблемы и вопросы из поставленных в них еще не нашли удовлетворительного решения, и потому требуют продолжения изучения.

Научную литературу по немецкому романтизму в целом можно условно разделить на три периода: ранний, начиная с работ поздних современников романтического кружка и вплоть до начала XX века. Средний, продлившийся примерно до 1960-ых годов, и современный, куда входит исследовательская литература второй половины XX - начала XXI века. Отдельно в этой работе предлагается рассмотреть труды отечественных как советских, так и современных ученых, внесших серьезный вклад в изучение романтизма и немецкой философии этого периода.

Кроме того, здесь особенно будут выделены те исследования, где романтизм рассматривается с философской точки зрения, а также работы, посвященные отдельным темам: эстетике и философии природы немецких романтиков.

В завершение обзора существующей научной литературы будет приведен список трудов, затрагивающих наиболее близкие к проблематике данного исследования вопросы, а именно учение о культуре немецких романтиков.

Общие исследования немецкого романтизма

Среди фундаментальных и наиболее влиятельных исследований по

романтизму самая многочисленная группа трудов посвящена общему изучению романтизма как явления в культуре и литературе и попыткам определить немецкий романтизм в целом и ранний (иенский) романтизм в частности. И хотя по прошествии времени единой удовлетворяющей всех дефиниции так и не было найдено, эти работы составили значительный вклад не только в изучение романтизма, но и в развитие европейской культуры, литературоведения, философии и других важных областей.

К раннему периоду изучения романтизма можно отнести исследования непосредственных преемников романтиков и их поздних современников, рассматривавших деятельность романтической школы еще «по горячим следам». Их характеризует, в частности, весьма пристрастное отношение к тем или иным деятелям романтического движения и каким-либо их достижениям. Первой среди таких работ следует назвать восторженную работу француженки, Жермены де Сталь «О Германии»9, первый тираж которой появился в 1810 году и был уничтожен по приказу Наполеона. И скандал, окружавший публикацию книги, и ее содержание, в котором мадам де Сталь воспевала хвалебный гимн поэтическому и свободолюбивому национальному духу немцев, составили немецкой культуре и романтическому кружку, с которым сблизилась мадам де Сталь во время своего пребывания в Германии, прекрасную рекомендацию в передовые литературные салоны всей Европы.

9 Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под ред. А. С. Дмитриева, М.: Изд-во Московского университета, 1980, с.383 - 391.

Значительно более критической по отношению к романтикам была монография Генриха Гейне10, написанная на французском языке в конце 1832 года и лишь затем переведенная на немецкий под заглавием «К истории новой художественной литературы в Германии». В ней Гейне возмущался поверхностностью взгляда де Сталь на Германию, и весьма категорично высказывался о братьях Шлегелях и их единомышленниках. Однако он отдал должное роли молодых романтиков в области эстетической критики, и сделал важное замечание о происхождении романтизма из духа христианской поэзии и католического Средневековья11.

Эту же основную идею рассматривает работа Йозефа фон Эйхендорфа12, который, как и Гейне, примыкал к движению поздних романтиков. Он считал, что истинная задача романтизма - объединение поэзии и жизни с помощью религии - так и не была осуществлена. Ранние романтики, по его мнению, придавали чрезмерное значение форме, а не содержанию, и вместо глубокого религиозно-мистического поиска упражнялись в искусстве поверхностной иронии.

В 1870 году вышло обширное и скрупулезное исследование Рудольфа Гайма13, которое почти столетие будет считаться наиболее авторитетным источником по немецкому романтизму. Более десяти лет напряженной работы, главным образом, по обработке бесчисленного количества писем и документов, потребовались от автора этой полновесной монографии. В ней последовательно изложены обстоятельства жизни и творчества Людвига Тика, Вильгельма Вакенродера, братьев Шлегелей, Гёльдерлина, Новалиса, Фридриха Шлейермахера и Фридриха Йозефа Шеллинга, Доротеи Вайт-Шлегель и некоторых других авторов журнала «Атенеум». Краеугольным камнем всего романтического движения он считал натурфилософию Шеллинга, представляющую собой объединение пантеистического воззрения

10 Гейне Г. Романтическая школа. Собр. соч. в 10 тт. М.: Художественная литература, 1958. С. 171.

11 Это наблюдение встречается не только у Гейне и подробнее всего излагается в работе Фридриха Рихтера (Жан-Поля) «Приготовительная школа эстетики» 1804 года, см. на с. 34 этой работы.

12 Eichendorff, J. F. von. Geschichte der Poetischen Literatur Deutschlands, Paderborn: F. Schöningh, 1857.

13 Гайм Рудольф. Романтическая школа. СПб.: Наука, 2006.

Гете на природу с идеализмом Фихте. Несмотря на титанический объем фактического материала, для сбора которого автору потребовалось более десяти лет архивной работы с письмами, дневниками, блокнотами и опубликованными сочинениями деятелей романтического кружка, «Романтическую школу» не стоит путать с компендиумом. В ней последовательно проводится аргументация автора, убежденного в том, что романтизм представляет собой важнейший этап в развитии немецкой «истории духа» (Geistesgeschichte). В то время как Гейне видел чрезмерный мистицизм и реакционность в частых обращениях романтиков к тематике «духа», Гайм верил, что немецкий романтизм - это аналогичная эпохальному французскому перевороту в политике литературная и философская революция, выражение глубокого духовного кризиса, который будет разрешен только в философии Гегеля.

Сам Гегель неоднократно высказывался о философии романтизма, и преимущественно в критическом духе, много писал он и о романтическом понятии иронии, которое находил очень важным, но не нашедшим адекватного выражения в работах романтиков. Этому понятию уделил большое внимание, кстати, с подачи Гегеля, Сёрен Керкегор, посвятив ему работу «О понятии иронии» (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates, 1841). Отдельного и весьма объемного рассмотрения, несомненно, заслуживает тема рецепции романтизма и отдельных понятий романтической философии как поздними современниками и романтиками других групп, так и мыслителями модерна, отстоящими от иенцев не столько по времени, сколько уже по методологии и позиции. Однако, хотя многие идеи романтиков получили у позднейших философов весьма интересное развитие, в этом разделе стоит ограничиться общей характеристикой романтической школы, попытками дефиниции романтизма и определения его места в немецкой духовной культуре.

В последней трети XIX века выходят работы Вильгельма Дильтея,

среди которых здесь особого внимания заслуживает биография

14

Шлейермахера14, получившая чрезвычайно высокую оценку Рудольфа Гайма: «Именно в то время, когда я кончал свою книгу, я узнал о выходе в свет биографии Шлейермахера, составленной Дильтеем. Сколькому я мог бы научиться из этой книги и как часто мог бы на нее ссылаться!»15. Рассуждая о творчестве романтиков в духе собственной философии, Дильтей открыл новое измерение в изучении литературы, рассматривающее индивидуальный и личностный аспект в произведении. Уникальность жизненного опыта, «переживания» (Erlebnis), и абстрактный характер художественного дарования, фантазии, сплетаясь, образуют глубокое содержание всякого поэтического и шире, литературного, творения16. Этот метод анализа, как и философия Дильтея в целом, основанная, с одной стороны, на немецком идеализме, с другой - на принципах позитивизма, повлекли за собой образование целой школы; наиболее последовательными его преемниками были Э. Шпрангер, Г. Миш, Г. Липпс, Г. Ноль и Т. Литт. Концепция «переживания» получила также развитие в работах представителей духовно-исторической школы Ф. Гундольфа и Р. Унгера.

Достойна упоминания работа датского литературоведа Георга Брандеса «Романтическая школа в Германии»17, в которой, в сравнении с романтической литературой Франции, Англии и Скандинавии, рассматриваются такие фигуры как Тик, Гёльдерлин, Шлегели, Вакенродер, Гофман, Шамиссо, Новалис, Эйхендорф, Арним, Брентано, Фихте и другие. Эта работа отмечает примечательную тенденцию в европейской теории литературы начала XX века, когда во всех «малых» европейских странах -Скандинавского региона, Чехии, Сербии, Хорватии и т.д. реконструируется собственная национальная романтическая литература.

14 См.: Дильтей В. Собр. соч. в 6 тт, т. 4. Герменевтика и теория литературы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черничкина, Анна Андреевна, 2018 год

Библиография Первоисточники

Немецкий

1. Athenäum. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1978.

2. Dilthey, W. Gesammelte Schriften. Vandenhoeck & Ruprecht, 2005.

3. Eichendorff, J. F. von. Geschichte der Poetischen Literatur Deutschlands, Paderborn: F. Schöningh, 1857.

4. Hölderlin, F. Sämtliche Werke und Briefe. B.: Weimar, 1970.

5. Jacobi, F. H. Schriften. Berlin: Verlag Die Schmiede, 1926.

6. Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe. Herausgegeben von Ernst Behler, Jean Jacques Anstett, Hans Eichner. Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag. 1958 - .

7. Mendelson, M. Schriften über Religion und Aufklärung. Berlin: Union Verlag, 1989.

8. Novalis Schriften im Verein mit Richard Samuel: hrsg. von Paul Kluchkhohn. Nach den Handschriften ergänzte und neugeordnete Ausg. Bibliographisches Institut, 1929.

9. Novalis Schriften: Die Werke Friedrich von Hardenbergs. Herausgegeben van Richard Samuel, Hans-Joachim Mähl, and Gerhard Schulz. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 1965-2005.

10.Novalis, Das Allgemeine Brouillon, Materialien zur Enzyklopädistik 1798/1799. Herausgegeben van Mähl, Hans-Joachim. Philosophische Bibliothek 450. Hamburg: Meiner Verlag, 1993.

11.Novalis. Notes for a Romantic Encyclopedia: Das Allgemeine Brouillon. Translated, edited, and with an introduction by David W. Wood. State University of New York, 2007.

12.Novalis: Œuvres philosophiques complétés. Trad: Olivier Schefer. Paris: Allia, 2000.

13.Schlegel, A. W. von. Sämmtliche Werke. Hrsg. von E. Böding. Leipzig: Weidmann, 1846.

14.Schlegel, Fr. The Philosophy of history, in a course of lectures, delivered in Vienna by Frederick Schlegel. London: Henry G. Bohn, York Street, Covent Garden, 1846.

15.Shelling. Ausgewählte Schriften. In sechs Bänden. Hrsg. von M. Frank. Frankfurt a.M. 1985.

16.Shelling. Briefe und Documente. hrsg. von Horst Fuhrmans, Bonn: Bouvier Verlag, 1962.

Русский

17.Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996 (Репринт издания 1935 г.).

18.Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006.

19.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1972.

20.Гейне Г. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1958.

21.Гейне Г. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1958.

22.Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

23.Гумбольдт В. фон. О пределах государственной деятельности. М.: Три квадрата, 2003.

24.Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М.: Три квадрата, 2004.

25.Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М. 1957

26.Литературная теория немецкого романтизма. Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934.

27.Новалис. Ученики в Саисе. Наука: Ладомир, 2002.

28.Платон. Собр. соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1994.

29.Тик, Л. Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987.

30.Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб: Наука, 1998.

31.Шеллинг, Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1987.

32.Шеллинг, Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.

33.Шиллер, Ф. Собрание сочинений в 7 тт. М.: Гос. Изд-во художественной литературы, 1957.

34.Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983.

35.Эстетика немецких романтиков. Москва, Искусство, 1987.

Романтизм в целом

Немецкий

Сборники

36.Das Nachleben der Romantik in der modernen deutschen Literatur, hrsg. von Wolfgang Paulsen. Heidelberg: Lothar Stiehm, 1969.

37.Geschichte der deutschen Literaturkritik (1730 - 1980). Hrsg. von Peter Uwe Hohendahl, Klaus L. Berghahn. Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung und Carl Ernst Poeschel Verlag GmbH, 1985.

38.Romantik in Deutschland. Ein interdisziplinäres Symposium, hrsg. von Richard Brinkman. 1978.

39.Romantik kontrovers. Stiftung für Romantikforschung, Bd. 58. Hrsg. von Gerhart von Graevenitz, Walter Hinderer, Gerhard Neumann, Günter Oesterle, Dagmar von Wietersheim. Verlag Königshausen & Neumann, Würzburg 2015. 285 s.

40.Romantikforschung seit 1945, hrsg. von Klaus Peter. Königstein: Hain, 1980.

41.Romantik-Handbuch, hrsg. von Helmut Schanze. Stuttgart: Kröner, 1994.

Монографии

45.Auerochs, B. Religion und Literatur, in: Metzler Literatur Lexikon, hg. von D. Burdorf, 3. Aufl., Stuttgart, Metzler, 2007.

46.Benz, R. Lebenswelt der Romantik. München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1948.

47.Brandes, G. Die Romantische Schule in Deutschland. Die hauptströmungen der litteratur des neunzehnten jahrhunderts, Bd. II. Berlin: Duncker, 1873. 406 s.

48.Hoffmeister, G. Deutsche und europäische Romantik. Stuttgart: Metzler, 1976.

49.Huch, R. O. Blütezeit der Romantik. Haessel, 1905.

50.Joahimi-Dege, M. Die Weltanschauung Der Deutschen Romantik. Jena: Diederichs, 1905.

51.Kleßmann E. Die deutsche Romantik. - Köln, 1979.

52.Kremer, D. Romantik. Stuttgart: Metzler, 2001.

53.Pikulik, L. Romantik als Ungenügen an der Normalität: Am Beispiel Tiecks, Hoffmanns, Eichendorffs. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979.

54.Safranski, R. Romantik: Eine deutsche Affäre. München: Carl Hanser

Verlag, 2007. 415 s. 55.Schulz, G. Romantik: Geschichte und Begriff. Munich1; Beck, 1996. 56.Sommerhage, C. Deutsche Romantik: Literatur und Malerei 1796 - 1830.

Cologne: Taschen, 1988. 57.Spiess, H. Die Deutschen Romantiker. G. Freytag, 1903.

Английский

Сборники

58."Romantic" and it's cognates: the European history of the word. Ed. by Hans Eichner. Manchester University Press, 1972.

59.Constructions of German Romanticism: six studies. Ed. by Mattias Pirholt. Uppsala Universitet, 2011. 189 p.

60.European Romanticism: Literary Cross-Currents, Modes and Models, ed. by Gerhart Hoffmeister. Detroit: Wayne State UP, 1990.

61.Lessons on Romanticism: A Critical Companion. Ed. by Pfau, Thomas; Gleckner, Robert F. Duke University Press, 1998.

62.The Cambridge Companion to German Romanticism. Ed. by Nicholas Saul. Cambridge UP, 2009. 335 p.

63.The Literature of German Romanticism. Camden House History of German Literature, vol. 8. Ed. by Dennis Mahoney. New York: Boydell & Brewer, 2004.

64.The Romantic Period in Germany: Essays by Members of the London University Institute of Germanic Studies, ed. by Siegbert Prawer. London: Weidenfeld and Nicholson, and New-York: Schocken Books, 1970.

65.Theory as Practice. A Critical Anthology of Early German Romantic Writings. Ed. by Jochen Schulte-Sasse, Haynes Horne. U of Minnesota Press, Minneapolis - London, 1997. 479 p.

66.Yearbook of Comparative and General Literature, XII. Indiana University, 1963.

Монографии

67.Abrams, M. H. Natural Supernaturalism: Tradition and Revolution in Romantic Literature. New York: Norton, 1971.

68.Appleby, C. German Romantic Poetry: Goethe, Novalis, Heine, Hölderlin. Crescent Moon Publishing, 2012. 184 p.

69.Bowie, A. From Romanticism to Critical Theory: The Philosophy of German Literary Theory. Routledge, 2012.

70.Eichner, H. Friedrich Schlegel. Twayne's World Authors Series, No. 98. New York: Twayne Publishers, 1970.

71.Hughes, G.T. Romantic German Literature. London: Arnold, 1976.

72.Mahoney, Dennis F. The Literature of German Romanticism. Camden House History of German Literature, vol. 8. Boydell & Brewer, 2004. 419 p.

73.Mahoney, D. M. The Critical Fortunes of a Romantic Novel: Novalis's Heinrich Von Ofterdingen. Camden House, 1994.

74.Menhennet, A. The Romantic Movement. London: Croom Helm, and Tatowa, New Jersey: Barnes and Noble, 1981.

75.Porterfield, A. W. An outline of German Romanticism 1766 -1866. Boston, New York: Ginn and Company, 1914.

76.Rigby, C. E. Topographies of the Sacred: The Poetics of Place in European Romanticism. University of Virginia Press, 2004. 323 p.

77.Rosen, C. The Romantic Generation. Cambridge, MA; Harvard UP, 1990.

78.Ziolkovski, T. German Romanticism and its Institutions. Princeton; Princeton UP, 1990.

Статьи

79.Johnson, L. German Romanticism Renewed. A Journal of Germanic Studies, vol. 50, N3, September 2014. pp. 251-257.

Французский

Монографии

80.Berman, A. L'Épreuve de l'étranger. Culture et traduction dans l'Allemagne romantique. Paris, Gallimard, 1984. 320 p.

81.Lacoue-Labarthe, P., Nancy, J-L. L'Absolu litteraire. Paris: Éditions du Seuil, 1978. 444 p.

Русский

Сборники

82. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П.С. Гринцер. М., 1994.

83.История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991.

84.Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под ред. А. С. Дмитриева, М.: Изд-во Московского университета, 1980.

85.Мир Просвещения: Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 668 с.

86.Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 352 с.

Монографии

86.Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002.

87.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.

88.Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - 341 с.

89.Вайнштейн О. Язык романтической мысли. - М., 1994.

90.Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1966.

91.Грешных В.И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. Калининград: Изд-во Калининградского ГУ, 2001.

92.Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л.: Издательство ЛГУ, 1991.

93. Дмитриев А. С. Литературные манифесты западноевропейских романтиков.

94. Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М.: Изд-во Московского университета, 1975. 263 с.

95.Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.

96.Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.

97.Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. М.: РГГУ, 1998.

98.Михайлов А.В. Языки культуры. Москва: Языки русской культуры, 1997.

99. Рудницкий М . Комментарии // Избранная проза немецких романтиков. - Т. 1.

100. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 454 с.

101. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. М.: МИК, 2004.

102. Ханмурзаев К. Г. Немецкий романтический роман. - Махачкала, 1998.

103. Чавчанидзе Д. Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и се разрушение. - М., 1997.

104. Шульц, Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD, 1998.

Статьи

105. Карельский А. В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 2.

106. Храповицкая Г. Н. Природа в литературе и живописи немецкого романтизма // Культурология. 2008. № 1 (44). С. 208-218.

Философия романтизма

Немецкий

Сборники

107. F. W. J. Schelling. Hrsg. von Hiltscher, R., Klingner, S. Darmstadt, 2012.

108. Internationales Jahrbuch des deutschen Idealismus. Hrsg. von Stolzenberg J. Ameriks K. Rush F. Emundts D. Sedgwick S. Berlin, Boston: De Gruyter. ISSN1613-0472

109. Materialien zu Schellings philosophischen Anfängen. Hrsg. von M. Frank und M. Kurz. Frankfurt a.M. 1975.

110. Schelling-Studien. Internationale Zeitschrift zur klassischen deutschen Philosophie. Hrsg. von L. Hühn und P. Ziche. Ab, 2014.

Монографии

111. Adolphi, R., Jantzen, J. Das antike Denken in der Philosophie Schellings. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2004.

112. Baumgartner, H. M., Korten, H.. F.W. J. Schelling. München, 1996.

113. Boenke, M. Schelling ausgewählt und vorgestellt. München, 2001.

114. Bubner, R. Innovationen des Idealismus, Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1995.

115. Enders, C. Friedrich Schlegel. Quellen seines Wesens und Werdens. Leipzig 1913.

116. Folwartschny, H. Schlegels Verhaltnis zur Philosophie. Ein Beitrag zur deutschen Geist. Padeborn, 1930.

117. Frank, M. Der kommende Gott. Vorlsungen über die 'Neue Mythologie', Bd. I, Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1982.

118. Frank, M. Eine Einführung in Schellings Philosophie. Frankfurt a.M. 1985.

119. Frank, M. Unendliche Annäherung: die Anfänge der philosophischen Frühromantik. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997.

120. Fried, J. Die Symbolik des Reale: über alte und neue Mythologie in der Frühromantik. Munchen, 1985.

Friedemann, K. Die romantische Ironie. Zeitschrift fur Ästhetik, 1918. Bd. 13.

121. Fukaya, M. Anschauung des Absoluten in Schellings früher Philosophie (1794-1800). Würzburg, 2006.

122. Gamm, G. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997.

123. Gschwind, H. Die Ethischen Neuerungen Der Früh-Romantik. Verlag Dr. H. A. Gerstenberg, 1974.

124. Hansen, F-P. "Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus": Rezeptionsgeschichte und Interpretation. Berlin: Walter de Gruyter, 1989.

125. Hartmann N. Die Philosophie des deutschen Idealismus. BerlinLeipzig, 1923.

126. Henrich, D. Grundlegung aus dem Ich. Untersuchungen zur Vorgeschichte des Idealismus, Tübingen - Jena (1790 1794). Bd. I-II. Frankfurt am Main: Surkamp, 2004.

127. Henrich, D. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001.

128. Hirchberger J. Geschichte der Philosophie. Bd. II. Freiburg-BaselWien, 1963.

129. Honigswald, R. Vom philosophishcen Problem der Romantik // Dichtung und Volkstum. Stuttgart,. 1929. - Bd. 30.

130. Horwitz, H. Das Ich-Problem der Romantik. Stellung Friedrich Schlegels innerhalb der modernen Geistesgeschichte. München, 1916.

131. Jacobs, W.G. Schelling lesen. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2004.

132. Kircher, E. Philosophie der Romantik. Jena: Diederichs, 1906.

133. Kluckhohn, P. Das Ideengut der deutschen Romantik. Halle, 1941.

134. Kluckhohn, P. Die deutsche Romantik. Leipzig: Verlag von Velhagen & Klasing, 1924.

135. Kluckhohn, P. Weltanschauung der deutschen Frühromantik. Leipzig, 1932.

136. Kluckhohn, P. Weltanschauung der frühromantik. Leipzig: Reclam, 1932.

137. Knittermeyer H. Schelling und die romantische Schule. München, 1929.

138. Lion, F. Romantik als deutsches Schicksal. Hamburg: Rowohlt, 1947.

139. Lübbe, H. Deutscher Idealismus als kulturpolitische Philosophie. Die Aufdringlichkeit der Geschichte. Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Graz, Wien, Köln: Styria, 1989.

140. Noack, L. Schelling und die Philosophie der Romantik: ein Beitrag zur Culturgeschichte des deutschen Geistes, in zwei Theilen. Berlin: Mittler, 1859.

141. Peter, K. Stadien der Aufklärung: Moral und Politik bei Lessing, Novalis und Friedrich Schlegel. Wiesbaden: Athenaion, 1980.

142. Reiss, H. Politisches Denken in der deutschen Romantik. Berne: Francke, 1956.

143. Schmitt, C. Politische Romantik. München und Leipzig: Duncker & Humblot, 1919.

144. Strohschneider-Kohrs, I. Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. München, univ., Habil. -Schr., 1958.

145. Tilliette, X. Schelling. Biographie. 2. Aufl. Stuttgart, 2004.

146. Vallentin, R. Wilhelm von Humboldts Bildungs- und Erziehungskonzept. München: Profession, 1999.

147. Walzel, O. Deutsche Romantik. Leipzig, Berlin: B.G. Lendner, 1923.

Английский

Сборники

148. Idealism without Absolutes: Philosophy and Romantic Culture. Ed. by Tilottama Rajan, Arkady Plotnitsky. SUNY Press, 2004. 262 p.

149. The Cambridge Companion to German Idealism. Ed. by Karl Ameriks. Cambridge University Press, 2000. 306 p.

150. The Modern Subject: Conceptions of the Self in Classical German Philosophy. Ed. by Karl Ameriks, Dieter Sturma. SUNY Press, 1995. 252 p.

151. The Oxford Handbook of German Philosophy in the Nineteenth Century. Ed. by Michael N. Forster, Kristin Gjesdal. Oxford University Press, 2015. 872 p.

152. The Relevance of Romanticism: Essays on German Romantic Philosophy. Ed. by Dalia Nassar. Oxford University Press, 2014.

153. Walter Benjamin and Romanticism. Ed. by Beatrice Hanssen, Andrew Benjamin. London, New York: A&C Black, 2002.

Монографии

154. Ameriks, K. Kant and the Historical Turn: Philosophy as Critical Interpretation.

155. Ameriks, K. Kant's Theory of Mind: An Analysis of the Paralogisms of Pure Reason. Oxford: Clarendon Press, 2000. 348 p.

156. Behler, E. Frühromantik. New York: Walter de Gruyter, 1992.

157. Beiser, F. C. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism. Harvard University Press, 2003.

158. Bencivenga, E. Ethics Vindicated: Kant's Transcendental Legitimation of Moral Discourse. Oxford University Press, 2006. 208 p.

159. Benjamin, W. Selected Writings (in 2 vols). Cambridge, London: Belknap Press/Harvard University Press, 1996.

160. Benz, E. The Mystical Sources of German Romantic Philosophy. Wipf and Stock publishers, 1983. 138 p.

161. Frank, M. The philosophical foundations of Early German Romanticism. State University of New York Press, 2004.

162. Matthews, B. Schelling's Organic Form of Philosophy: Life as the Schema of Freedom. SUNY Press, 2012.

163. Millan-Zaibert, E. Philosophy and Critical Theory: Friedrich Schlegel and the Emergence of Romantic Philosophy. New York: SUNY Press, 2007.

164. Pinkard, T. German Philosophy 1760-1860: The Legacy of Idealism. Cambridge University Press, 2002. 382 p.

165. Pugh, D. Dialectic of Love: Platonism in Schiller's Aesthetics. McGill-Queen's Press, 1997. 432 p.

166. Riou, J. Imagination in German Romanticism: Re-thinking the Self and Its Environment. Peter Lang, 2004. 262 p.

167. Williamson, G. S. The Longing for Myth in Germany: Religion and Aesthetic Culture from Romanticism to Nietzsche. Chicago - London: The University of Chicago Press, 2004. 428 p.

Русский

Монографии

168. Аликаев P.C. Немецкая философская терминология эпохи раннего Просвещения. М., 1982.

169. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1971.

170. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

171. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.

172. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХУШ века, М., 1962.

173. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.

174. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

175. Бур М. Фихте. М., 1965.

176. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М., 1978.

177. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики: Дедукция категорий. М., ИМЛИ РАН, 1998.

178. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. М.: Наука, 1989.

179. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Новалис. М.: Наука, 1978.

180. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

181. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

182. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

183. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. Т. 1-2. М., 1888.

184. Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

185. Гулыга А.В. Кант. М., 1967.

186. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

187. Гулыга А.В. Шеллинг. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1982.

188. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.

189. Данеман Ф. История естествознания. Т. 3. М., 1938.

190. Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте). М., 1986.

191. Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Территория будущего, 2008.

192. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. Издательство Московского университета. М., 1986.

193. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

194. Золотухин В.В. К вопросу об основной идее немецкого спекулятивного идеализма. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 2014. № 5. с. 16 - 28.

195. Золотухин В.В. Существовал ли немецкий идеализм: к вопросу об историко-философской периодизации. Философские науки. 2015. № 5. с. 80 - 93.

196. Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978.

197. Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.

198. Кричевский А.В. Образ Абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009.

199. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. 480 с.

200. Лазарев В. В. Гегель и философские дискуссии его времени. М., Наука, 1991.

201. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., Наука. 1987. 136 стр.

202. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., Наука. 1990. 173 с.

203. Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976.

204. Лазарев В.В. Шеллинг. М., Мысль, 1976. 199 с.

205. Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973.

206. Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

207. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. М.: Наука, 1984.

208. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Кант. Фихте. Шеллинг. Гегель. Фейербах. М., 1976.

209. Нарский И.С. Кант. М., 1976.

210. Ойзерман Т.И. Философия Фихте. М., 1962.

211. Попов С.И. Кант и кантианство. М., 1961.

212. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978.

213. Фишер К. История новой философии. 8 томов. Спб., 1902-1910.

214. Фокин И. Л. РИйоворИш Теи1:отсш. Якоб Бёме: возвещение и путь немецкого идеализма. СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2014. — 640 с.

Сборники

215. История диалектики. Немецкая классическая философия. Ойзерман Т.И., Богомолов А.С., Гайденко П., Лазарев В.В., Нарский И.С. М., 1978.

216. История философии и вопросы культуры. М., 1975.

217. Мир Просвещения. Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003.

218. Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.

219. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.

220. Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. Ред. А.С. Богомолов. М.: Наука, 1978. 359 с.

221. Философия Канта и современность. М., 1974.

222. Философия Канта и современный идеализм. М., 1987.

Статьи

223. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. Чтения по истории и теории культуры. Вып. 6: Историческая поэтика. М.: Изд-во РГГУ, 1994.

224. Грудницкий Г.Д. Проблема познания в философии немецкого просвещения // Вести. Белорус. ун-та. Серия III. 1983. N 3. С. 24-27.

225. Жучков В.А. Проблема метафизики у раннего Канта. Истоки критицизма. // Вопр. Теории познания в буржуазной философии ХУШ - начала XIX вв. М., 1978. С. 17-45.

226. Жучков В.А. Экспериментальный метод в философии И.Ламберта // Проблема методологии научного исследования в философии Нового времени. М., 1989. С. 96-124.

227. Истюфеев А.В. Идея историзма в натурфилософии Ф. Шеллинга как идея активности познания. Вестник ОГУ №7 (101), 2009.

228. Кротов А.А. Анализ как главный метод научного познания. К 300-летию со дня рождения Э.Б. де Кондильяка. Вестник Российской Академии наук, 2014, том 84, № 12. с. 1111 - 1119.

229. Фрагменты по натурфилософской диалектике Ф.В. Шеллинга //Философские науки. 1973. № 1

Электронный ресурс 230. Плотников Н. Рецензия на издание сочинений Ф.Г.Якоби [http: //www.ruthenia. ru/logos/number/1999_03/1999_3_15. htm]

Философия природы и наука

Немецкий

231. Bonsiepen, W. Die Begründing einer Naturphilosophie bei Kant, Schelling, Fries und Hegel: Mathematische versus speculative Naturphilosophie. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1997.

232. Engelhardt, D. von. Historisches Bewusstsein in der Naturwissenschaft: von der Aufklärung bis zum Positivismus. Orbis Academicus. Freiburg: Karl Alber Verlag, 1979.

233. Engelhardt, D. von. Medizin in der Literatur der Neuzeit, Bd. 12. Hürtgenwald: Guido Pressler Verlag, 1991/2000.

234. Sandkühler, H.-J. Natur und geschichtlicher Prozess: Studien zur Naturphilosophie F. W. J. Schellings. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. 447 s.

Английский

Сборники

235. Goethe's Way of Science: A Phenomenology of Nature. Ed. by David Seamon, Arthur Zajonc. SUNY Press, 1998. 324 p.

236. Life Forms in the Thinking of the Long Eighteenth Century. Ed. by Keith Michael Baker, Jenna M. Gibbs. University of Toronto Press, 2016. 264 p.

237. Romanticism and the Sciences. Ed. by Andrew Cunningham, Nicholas Jardine. Cambridge University Press, 1990. 345 p.

238. Romanticism in Science: Science in Europe (1790-1840). Ed. by Poggi, S. and Bossi, M. Dordrecht, London: Kluwer Academic Publishers, 1994. 256 p.

239. The Kantian Legacy in Nineteenth-century Science. Ed. by Michael Friedman, Alfred Nordmann. MIT Press, 2006. 370 p.

Монографии

240. Benz, E. The Theology of Electricity: On the Encounter and Explanation of Theology and Science in the 17th and 18th Centuries. Wipf and Stock publishers, 1989. 124 p.

241. Gode-Von Aesch, A. Natural science in German Romanticism. New York, AMS Press, Inc., 1966.

242. Holland, J. German Romanticism and Science: The Procreative Poetics of Goethe, Novalis, and Ritter. Routledge, 2009. 232 p.

243. Lenoir, T. The Strategy of Life: Teleology and Mechanics in Nineteenth Century German Biology. Chicago and London: The University of Chicago Press. 1982.

244. Maturano, H R., and Varela, F. J. Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dodrecht, Boston, London: D. Reidel Publishing Company. 1980.

245. Neubauer, J. Nature as Construct. The Construction of nature: a discursive strategy in modern European thought. Odense University Press, 1994.

246. Oerlemans, O. Romanticism and the Materiality of Nature. University of Toronto Press, 2004. 253 p.

247. Purrington, R. D. Physics in the Nineteenth Century. Rutgers University Press, 1997. 249 p.

248. Reill, P. H. Vitalizing Nature in the Enlightenment. University of California Press, 2005. - 398 p.

249. Richards, R. J. The Romantic conception of life: Science and philosophy in the age of Goethe. The University of Chicago Press, 2002.

250. Ritterbush, P. C. Overtures to Biology: The Speculations of Eighteenth-Century Naturalists, New Haven: Yale University Press, 1964. 287 p.

251. Steer, A. G. Goethe's Science in the Structure of the Wanderjahre. University of Georgia Press, 2008. 184 p.

252. Tantillo, A. O. The Will to Create: Goethe's Philosophy of Nature. University of Pittsburgh Press, 2002. 241 p.

253. Wheatherby, L. Transplanting the Metaphysical Organ: German Romanticism Between Leibniz and Marx. Oxford University Press, 2016. 462 p.

254. Wirth, J. The Conspiracy of Life: Meditations on Schelling and His Time. Albany: State University of New York Press. 2003.

255. Wolf, A. History of science, technology and philosophy in the eighteenth century. London, 1952. 814 p.

Статьи

256. Engelhardt, D. Von. Natural Philosophy and Natural Science around 1800 // Nuova Voltiana: Studies on Volta and his times (ed. By F. Bevilacqua and L. Fregonese) - Milano: Ulrico Hoepli. - 2002 - vol. 4. -pp. 11 - 27.

257. Förster, E. "To Lend Wings to Physics Once Again": Hölderlin and the "Oldest Systemprogramme of German Idealism". European Journal of Philosophy, 3 (1995), pp. 174 - 198.

258. Huneman, P. From the Critique of judgement to the hermeneutics of nature: Sketching the fate of philosophy of nature after Kant. Continental Philosophy Review 39: 1 - 34.

259. Lindberg, S. The remains of the Romantic Philosophy of Nature: being as life, or the plurality of living beings? CR: The New Centennial Review. Vol. 10, No. 3, Life (winter 2010), pp. 37 - 54.

260. Snelders, H.A.M. Romanticism, Naturphilosophie and the Inorganic Natural Sciences (1797-1840): An Introductory Survey // Studies in Romanticism, 9 (1970).

Французский

261. Philosophies de la Nature. Ed. Olivier Bloch. Paris: Publications de la Sorbonne. 2000.

Эстетика и философия искусства

Немецкий

Сборники

262. Friedrich Schlegel und die Kunsttheorie seiner Zeit, hrsg. Von Helmut Schanze. Darmstadt, 1985.

263. Früher Idealismus und Frühromantik: Der Streit um die Grundlagen der Ästhetik (1795-1809). Hrsg. von Walter Jaeschke, Helmut Holzhey. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1990. 270 s.

Монографии

264. Benjamin, W. Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Gesammelte Schriften, Bd. 1. Frankfurt: Suhrkamp, 1991.

265. Bollacher, M. Wackenroder und die Kunstauffassung der frühen Romantik. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983. 156 s.

266. Brautigam, B. Leben wie im Roman. Unters. Zum astethischen Imperativ im Fruhwerk Friedrich Schlegels (1794-1800). Paderborn, 1986.

267. Günter, S. Schleiermacher und Kunstreligion, in: 200 Jahre "Reden über die Religion", Akten des 1. Internationalen Kongresses der Schleiermacher Gesellschaft, Berlin/New York, 2000.

268. Heinkel, N. Religiöse Kunst, Kunstreligion und die Überwindung der Säkularisierung. Frühromantik als Sehnsucht und Suche nach der verlorenen Religion, Frankfurt am Main: Peter Lang, 2004.

Английский

Монографии

269. Frank, Mitchell Benjamin. German Romantic Painting Redefined: Nazarene Tradition and the Narratives of Romanticism. Routledge, 2017. 222 p.

270. Grewe, Cordula. Painting the Sacred in the Age of Romanticism. Ashgate Publishing, 2009.

271. Hammermeister, Kai. The German Aesthetic Tradition. Cambridge University Press, 2002.

272. Prager, Brad. Aesthetic Vision and German Romanticism: Writing Images. New York: Camden House, 2007. 287 p.

273. Siegel, Linda. Caspar David Friedrich and the Age of German Romanticism. Branden Press, 1978. 169 p.

274. Vaughan, William. German Romantic Painting. Yale UP, 1994. 260 p.

275. Wolf, Norbert. Caspar David Friedrich (1774-1840): The Painter of Stillness.

Русский

276. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. - М.: «Наука», 1980.

277. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. — М.: Художественная литература, 1962.

Философия культуры

Немецкий

Монографии

278. Behrens, Klaus. Friedrich Schlegels Geschichtsphilosophie (17941808). Tubingen, 1984.

279. Mähl, Hans-Joachim. Die Idee des goldenen Zeitalters im Werk des Novalis. Studien zur Wesensbestimmung der frühromantischen Utopie und zu ihren ideengeschichtlichen Voraussetzungen. Walter de Gruyter, 1994.

280. Mehlis, Georg. Die deutsche Romantik. München: Rösl & Cie., 1922.

281. Schenk, Hans. Die Kulturkritik der europäischen Romantik. Wiesbaden: F. Steiner, 1956.

282. Ziolkowski, Theodore. Vorboten der Moderne. Eine Kulturgeschichte der Frühromantik, Stuttgart, Klett-Cotta. 2006.

Английский

283. Nivala, Asko. The Romantic Idea of the Golden Age in Friedrich Schlegel's Philosophy of History. Routlege Studies in Cultural History. New York - Oxon: Taylor & Francis, 2017. 282 p.

Русский

284. Герье В. Философия истории от Августина до Гегеля. Москва: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1915.

285. Резвых П.В. Формирование культурологической традиции в Германии. // Становление культурологии как науки ХХ века. М. МАИ. 1998.

Сборники

286. The Practice of Cultural Analysis: Exposing Interdisciplinary Interpretation. Ed. by Mieke Bal. Stanford University Press, 1999. 392 p.

287. Travelling Notions of Culture in Early Nineteenth-Century Europe. Ed. by Hannu Salmi, Asko Nivala, Jukka Sarjala. Routlege Studies in Cultural History. New York - Oxon: Taylor & Francis, 2016. 222 p.

Электронный ресурс

288. Монастырская И.А. Образ культуры в философии романтизма. // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Серия "Symposium", Выпуск 7. / Материалы научной конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

Диссертации на сходные темы

289. Архангельская Р.В. Понятие жизни в философии немецкого романтизма. УГТУ УПИ им. С.М. Кирова, 09.00.03, 2006.

290. Бочкарева, Н. С. Роман о художнике как "Роман творения", генезис и поэтика: на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII - XIX вв. ПГУ, 10.01.03, 2001.

291. Заугольникова А.В. Миф в философии культуры немецкого романтизма. СПбГУб 09.00.13, 2009.

292. Иванова, Е. Р. Литература бидермейера в Германии XIX в. МПГУ, 10.01.03, 2008.

293. Иноземцева Е. В. Визуальное изображение (картина) в прозе немецких романтиков. МГУ им. М.В. Ломоносова, 10.01.03, 2007.

294. Криволапова, Ю. К. Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма. КГУ, 09.00.13, 2007.

295. Милиев, В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи. ФГОУ ВПО МГТУ, 09.00.03, 2006.

296. Окружко В.В. Философия культуры раннего немецкого романтизма. МГУ им. М.В. Ломоносова, 09.00.03, 2009.

297. Омельяненко, М. В. Искусство раннего немецкого романтизма и европейское художественное наследие XV-XVII веков. СПб ГАИЖСА им. И.А. Репина, 17.00.04, 2006.

298. Силецкая, О. А. Зарождение и формирование теории романтизма в литературных изданиях Германии: 1791-1803 гг. МГУ им. М.В. Ломоносова, 10.01.10, 2007.

299. Смолина, О. В. Сказка и сказочность в творчестве Новалиса. РГПУ им. А.И. Герцена, 10.01.03, 2001.

300. Чередников, В. И. Философские основания американского романтизма первой половины XIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо. БФУ им. И. Канта, 09.00.03, 2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.