Учение о праве Адольфа Райнаха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Архипов, Сергей Владимирович

  • Архипов, Сергей Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 170
Архипов, Сергей Владимирович. Учение о праве Адольфа Райнаха: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2018. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Архипов, Сергей Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Формирование правовых взглядов А. Райнаха и концептуальные положения его учения о праве

§1.1 .Жизненный и творческий путь А.Райнаха

§1.2. Концепция "априорных основаниий" в учении о праве

§1.3 Природа "правовых фундаментальных образований"

и их взаимосвязь с априорными основаниями права

§1.4 Теория социального акта: ее значение для учения о праве А. Райнаха

Глава 2. Учение А.Райнаха и реалистическая феноменология права

§2.1. Место учения А.Райнаха в типологии правопонимания

§2.2 Понятийный аппарат учения А.Райнаха и правовые понятия

постнеклассического правоведения

§2.3. Интегративное правопонимание в контексте

правовых взглядов А.Райнаха

§2.4. Реалистическая феноменологии права как самостоятельное направление правопонимания на примере учения А.Райнаха

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о праве Адольфа Райнаха»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Кризис современной цивилизации ставит перед человечеством задачи переосмысления социально-духовных основ бытия, поиска новых подходов понимания природы правовой реальности. Для юридической науки эти поиски соотносятся с задачами построения методологических оснований философского уровня, познания сущности феномена права.

Исследование учения о праве немецкого правоведа Адольфа Райнаха (1883-1917) позволяет сквозь призму феноменологического подхода к правовой реальности переосмыслить методологию права, прежде всего, её философский уровень, сформировать новый подход к построению теории права и выражению сущности этого феномена, по-новому взглянуть на проблему обоснования интегративных концепций. Особенностью построения значительной части современных теорий права можно считать так называемый «антропологический поворот», под которым понимается снятие бинарной оппозиции объект (право) и субъект (человек). Правовые ценности, правосознание в целом определяются как часть, интегрированная в общую правовую реальность - право. Существование такого подхода закономерным образом порождает в юридической науке вопрос обоснования природы взаимодействия человека и права. В этой связи актуальным представляется подход немецкого правоведа к определению природы такой взаимосвязи (отличный от позиции антропологов права), что, по мнению автора, позволит расширить поле научной дискуссии по этому вопросу.

Учение А.Райнаха о праве формируется на основе оригинальной феноменологической философии (реалистической феноменологии), во многом противостоящей научной и культурной парадигме «техногенной цивилизации» (термин академика В.С. Стёпина). Как представляется, социальная

актуальность исследования немецкого ученого обусловлена необходимостью переосмысления мировоззренческих установок современного общества, возращения к научной и общественной дискуссии о мире, человеке и праве с позиций традиционной и техногенной цивилизаций. Исследование учения Райнаха позволит использовать феноменологический подход в теоретической и прикладной интерпретации феноменов правовой действительности, а значит, изменить принципы воспитания правовой культуры и правового сознания в российском обществе.

Степень теоретической разработанности проблемы. В разные годы научное наследие А.Райнаха становилось объектом исследования как зарубежной, так и российской науки. Вместе с тем, необходимо отметить, что в зарубежных исследованиях в основном анализировались общефилософские взгляды немецкого мыслителя: феноменологическая онтология и гносеология, работы по семиотике и истории философии. В этом контексте правовые идеи А.Райнаха воспринимались не как отдельный объект научного анализа, а как конкретный пример его феноменологической философии. Исследование под таким углом зрения концепции права А.Райнаха приводило в основном к выводам, носящим общефилософский, но не правовой характер. Среди исследований зарубежных ученых, анализировавших правовые взгляды А.Райнаха, особо следует отметить работы А.Буркхардта («Социальные, речевые и текстуальные акты. Философия права А.Райнаха и современная лингвистика»), Г.Шпигельберга («Феноменологическое движение»), К.Шухмана и Б.Смита «Речевой акт и его значение: Райнах и основы реалистической феноменологии». Помимо этого правовые взгляды А.Райнаха анализировались Э.Гуссерлем, Й.Зайфертом, Р.Ингарденем, Х. Конрад-Мартиусом, В.Шуппе и рядом других ученых.

Более предметно концепция права А.Райнаха исследовалась в отечественном правоведении. Среди работ российских ученых можно выделить: Н.Н. Алексеев («Основы философии права»), А.В. Поляков

(«История политических и правовых учений»1), М.В. Байтеева («Язык и право»,

Л

«Постклассическая онтология права» ), А.В. Стовба («Темпоральная онтология права»), М.И. Пантыкина («А.Райнах и Н.Н.Алексеев: два проекта феноменологии права»). Однако, по мнению автора, в проведенных исследованиях далеко не всегда в полной мере прослеживается взаимосвязь учения с феноменологической методологией А.Райнаха, особенностями его онтологии и аксиологии, что не позволяет определить место и значение концепции немецкого ученого в ряду иных подходов правопонимания. Это обстоятельство выступает причиной того, что многие правоведы не выделяют реалистическую феноменологию права как отдельного направления юридической феноменологии, относя учение А.Райнаха к иным направлениям феноменологического правоведения.

В целом, отмечая достаточно серьезную степень проработанности отдельных аспектов обозначенной проблематики в трудах отечественных и зарубежных ученых, приходится констатировать недостаточный уровень изученности проблемы, касающейся концептуальных оснований реалистической феноменологии права А.Райнаха. Выполненная диссертация призвана восполнить существующий пробел.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является учение о праве А.Райнаха, с акцентированием внимания на аксиологических и онтологических особенностях концепции. Особое место в диссертации занимает сформированное А.Райнахом представление о реалистической феноменологии права как об одном из направлений юридической феноменологии.

Предмет исследования в комплексе образуют вопросы, касающиеся основных этапов жизненного и творческого пути исследователя; основные концептуальные положения, характеризующие его правовое учение;

1 В соавторстве с И.Ю.Козлихиным и Е.В.Тимошиной.

2 В соавторстве с И.Л. Честновым, А.В. Поляковым, С.И.Максимовым и др.

интерпретация его идей в контексте современного постнеклассического интегративного правопонимания.

Цели и задачи исследования. Цель представленной диссертационной работы - научная интерпретация идей о праве А.Райнаха, представленных как целостная концепция права, задающих в рамках постнеклассической науки особое оригинальное направление правопонимания. Задачи диссертационного исследования:

■ проанализировать жизненный путь А.Райнаха в историческом социокультурном контексте;

■ провести анализ понятия «априорные основания права» и определить его место в концепции А.Райнаха;

■ исследовать особенности правовой природы «правовых фундаментальных образований» в учении;

■ провести анализ природы социального акта и определить его значение в генезисе права;

■ определить место учения А.Райнаха в типологии современного правопонимания;

■ провести сравнительный анализ учения А.Райнаха и иных направлений правопонимания;

■ интерпретировать взгляды А.Райнаха применительно к проблеме интегративного правопонимания;

■ определить особенности реалистической феноменологии права А.Райнаха как самостоятельного направления правопонимания.

Методологической основой диссертационного исследования являются следующие методы: историко-биографический (портретный), догматически-доктринальный, сравнительно-исторический.

В силу непроясненности отдельных положений правового учения А.Райнаха используется метод реконструкции, направленный на воссоздание отдельных аспектов концепции немецкого правоведа.

В качестве дополнительного метода исследования использован метод деконструкции текста: во-первых, выявление и абстрагирование от системы ценностных установок автора текста; во-вторых, установление ключевых слов текста, которые служат проводниками идей автора; в-третьих, исследование особенностей текста.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных ученых по проблемам правопонимания и феноменологии права: Н.Н.Алексеева, М.В.Байтеевой, М.И. Байтина, В.В. Бибихина, Н.В. Варламовой, В.Г. Графского, И.Н.Грязина, Г.Гуссерля, И.А.Ильина, И.Ю. Козлихина, М.А.Лаврика, В.В. Лапаевой, В.Майхофера, Г.В. Мальцева, О.В. Мартышина, В.С. Нерсесянца, П.А. Оля, А.В.Полякова, А.Райнаха, Р.А. Ромашова, А.Б. Сапельникова, А.В. Стовба, Е.В. Тимошиной, И.Л. Честнова, Г.Ф.Шершеневича, П. Шлага и др.

Научная новизна. Впервые обосновывается учение о праве Адольфа Райнаха как оригинальной концепции интегративного правопонимания, представляющей собой самостоятельное направление постнеклассического правоведения - реалистическую феноменологию права.

Акцентируется внимание на новационном методологическом подходе А.Райнаха к природе правовой интегративности. В отличие от большинства ученых, рассматривающих интегративность в качестве синтеза основополагающих положений традиционных типов правопонимания, А.Райнах понимает интегративность как метод научного познания объективного права, отличного от субъективной правовой формы. Правовая интегративность видится А.Райнаху во взаимосвязи учения о всеобщности права и теорий о национальных особенностях формирования правовой реальности, актуализированной к конкретной социально-исторической среде.

Автор обосновывает многогранное значение для правового учения А. Райнаха социального акта, понимаемого в качестве важнейшего фактора правогенеза и выступающего одновременного в качестве процесса и результата коммуникации, связанной с формированием в индивидуальном сознании

фундаментальных оснований правового бытия, преобразуемых в правовые эмоции, переживания, действия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Право в учении А.Райнаха понимается как априорные основания и онтологически связанные с ними правовые фундаментальные образования идеальной природы, содержание которых не обусловлено фактами психической жизни человека, социо-культурным контекстом, в том числе позитивным правом;

2.А.Райнах обосновывает оригинальное понимание природы правосознания. С точки зрения А.Райнаха, правосознание индивида имеет двойственную природу: конструируемая феноменологическая реальность и онтологическая реальность правовых фундаментальных образований. При этом, правовые фундаментальные образования человека формируются на определенном этапе его жизни в результате осуществления социальных актов;

3.Центральным положением правового учения А.Райнаха является концепция социального акта. Социальный акт есть особое осознанное действие, запускающее механизм «воплощения в жизнь» права. Социальный акт включает в себя три этапа: 1) спонтанный внутренний акт сознания, предшествующий внешнему действию; 2) внешнее выражение действия -обращение к адресату; 3) осознание действия и как результат: формирование в сознании индивида нефеноменологической правовой реальности требований или обязательств;

4. Понимание А.Райнахом феномена свободы тесно связано с его концепцией социального акта. В отличие от традиционных трактовок этого понятия, предлагающих понимание свободы как отсутствие ограничений (негативный аспект) или как наличие выбора альтернативных возможностей поведения субъекта (позитивный аспект), А.Райнах значительно сужает область проявления феномена. Свобода трактуется А.Райнахом как выбор социального акта («свободного акта»). Поскольку не всякое социально значимое действие понимается как социальный акт, феномен свободы предстает как выбор способа

актуализации априорных оснований права. Отказ от совершения социального акта - есть отказ от свободы;

5. Согласно учения А.Райнаха, социальные акты выступают первопричиной возникновения права в форме «фундаментальных правовых образований». «Фундаментальные правовые образования», обладают бытием, не зависящим от психической деятельности человека. Субъект может воспринимать такие образования или не воспринимать их, но их онтологическая реальность от этого не меняется. Это положение позволяет сделать важный вывод о независимости содержания имманентного права психическими переживаниями субъекта;

6. Учение А.Райнаха трактует право как наднациональный феномен. Обоснование национальных отличий права логическим путем конструируется из концепции А.Райнаха: народы имеют свои особенные культурные традиции применения различных социальных актов. Национальные различия проявляются не в содержании права, а в объеме его воплощения в правосознании и поведении индивида;

7. Правовое учение А.Райнаха содержит оригинальное представление об интегративности правопонимания. С позиции учения А.Райнаха, научное знание о праве включает в себя две составляющие: во-первых, учение о праве, понимаемое как теоретическое осмысление онтологической сущностной реальности всеобщего в праве; во-вторых, теории права, формирующие представление о «воплощенном в жизнь» праве в рамках национальной правовой системы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Положения и выводы работы намечают пути для формирования в отечественном правоведении самостоятельного направления правопонимания -реалистической феноменологии права; вносят посильный вклад в теорию интегративного правопонимания и методологию права.

Практическая значимость исследования. Оценки и выводы работы могут быть использованы: а) при подготовке спецкурсов по истории

политических и правовых учений первой половины XX века; б) при формировании программ, написании учебных пособий по «Философии права», «Истории политических и правовых учений», «Теории государства и права»; в) при разработке государственной программы и методик правового воспитания, повышения правосознания и правовой культуры общества, а также методик устранения деформации общественного правосознания. Исследуемая в работе иерархическая система правовых ценностей (аксиологический аспект учения Райнаха) потенциально способна влиять на формирование государственной политики и общественной идеологии консервативного типа, а значит, опосредовано оказывать воздействие на правотворческую и правореализующую деятельность.

Апробация результатов исследования. Большинство положений и идей диссертационного исследования обсуждались на международной научно -практической конференции «Право и государство: культурологическое измерение» (Санкт-Петербург, 1 декабря 2017), международной научно-практической конференции «Преемственность и новации в юридической науке» (Самара, 04 марта 2018), III научной конференции «Вопросы науки и практики - 2018» (Москва, 05 марта 2018).

Положения диссертационного исследования нашли свое отражение в авторских курсах «Актуальные проблемы теории государства и права», «История политических и правовых учений», «Философия права», преподаваемых автором в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ А. РАЙНАХА И

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕГО УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

§ 1.1. Жизненный и творческий путь А.Райнаха

Адольф Берхард Филипп Райнах родился в Майнце 23 декабря 1883 года в состоятельной еврейской семье известного в городе фабриканта. Адольф -старший из трех детей семьи Райнахов. Средний брат Генрих Райнах изучал юриспруденцию и философию в Мюнхене и Геттингене, в 1910 году защитил диссертацию по гражданскому праву3, стал адвокатом. С приходом к власти в Германии нацистов начались преследования евреев. 9 ноября 1938 года Генриха арестовывают, однако в 1939 году ему удается эмигрировать в Бразилию. Младшая сестра Паулина в 1924 году вступила в бенедектинский монастырь в Бельгии.4 Эти сухие факты биографий близких Райнаху людей свидетельствуют о тех духовных и интеллектуальных интересах, которые, по-видимому, присутствовали в семье Райнахов и повлияли на выбор жизненного пути младшего поколения. Можно назвать три направления таких интересов: юриспруденция, философия, религия. Именно эти составляющие определили сферу духовно-интеллектуального поиска научного творчества А.Райнаха, одним из итогов которого является оригинальная философия права, в которой рациональным путем осмысливаются иррациональные основания правовой реальности.

Еще во время учебы в гимназии А.Райнах проявляет интерес к философским занятиям. Главное увлечение А.Райнаха этого периода -

3 Schuhmann, Karl and Barry Smith. "Adolf Reinach: An Intellectual Biography // Speech Act and Sachverhalt: Reinach and the Foundations of Realist Phenomenology /Ed. Kevin Mulligan.-Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987.С. 3

4 Куренной В. Адольф Райнах, Биография // Райнах А. Собрание сочинений / пер. с нем., послесловие В.А. Куренного. - М.: Дом ителлектуальной книги, 2001. С.403.

философия Платона.5 В немецких гимназиях того времени диалоги Платона использовали как пособие в изучении языка. Однако для А.Райнаха Платон стал первым интеллектуальным увлечением, предопределившим жизненный путь будущего феноменолога.6 По-видимому, теория платоновских эйдосов увлекла А.Райнаха и оказала влияние на последующее научное творчество. Не случайно много позже Э.Гуссерль определял феноменологию А.Райнаха как современную интерпретацию платоновского учения. Очевидно, что учение А.Райнаха во многом не совпадает с платоновской онтологией и гносеологией, однако Э.Гуссерль чутко уловил платоновские краски в философии молодого ученого.

В 1901 году А.Райнах поступает в Мюнхенский университет, где начинает изучать право. Выбор юридического факультета был сделан по настоянию семьи, видевшей будущее А.Райнаха на поприще адвоката. Однако, уже на третьем А.Райнах переводится на философский факультет университета, где слушает лекции по психологии и философии известного философа Т.Липпса. Вместе с учениками Т.Липпса (И.Даубертом, М.Гайгером, О.Зельцем, Т.Конрадом, А.Пфендером, А.Фишером) А.Райнах участвует в обсуждениях «Академического психологического общества». Главная тема исследований «Общества» - философия сознания. Именно в эти годы основной научный интерес членов мюнхенского кружка формируется вокруг ранних феноменологических работ Э.Гуссерля, прежде всего фундаментального труда философа - «Логические исследования» (1901-1902 годы) Это, в частности, означало и отход членов общества от психологических подходов Т.Липпса к теории сознания и осмысление теории интенциональности психолога Ф.Брентано, идеи которого лежат в основе феноменологии Э.Гуссерля.

о

Инициатором такого поворота к феноменологии стал Иоханесс Дауберт.

5 Стенфордская энциклопедия философии.- URL: http://evervthing.explained.todav/Adolf Reinach/ (дата обращения 06.10.2017).

6 Schuhmann, K.,Smith B. Adolf Reinach: An Intellectual Biography.С. 3-4.

7 Дюбуа Д. Адольф Райнах:метаэтика и философия права.- URL: https://link. springer.com/chapter/10.1007%2F978-94-015-9924-5 17 (дата обращения 06.10.2017).

8 Там же. С.403-404.

Лично знавший Э.Гуссерля И.Дауберт, по-видимому, сумел увлечь других членов общества своим восхищением перед феноменологическими идеями Э.Гуссерля. Так возникает мюнхенская феноменологическая школа, основателем которой по праву считается И.Дауберт. Причина ее возникновения в общей неудовлетворенности подходов к осмыслению природы сознания, существовавшими на тот момент. В письме Т.Конраду А.Райнах определяет особенность феноменологического подхода следующим образом: «Самое полезное, что может дать Гуссерль, - это осмотрительный и основательный подход к работе. Это у него общее с Даубертом».9 «Основательный подход» к философии сознания - вот то, что ценят члены мюнхенской школы феноменологии. Такая «основательность» есть ничто иное как стремление к синтезу идей, охватывающих все сферы бытия. Философия сознания должна вытекать из философии миропонимания - онтологии, гносеологии, антропологии.

Однако не заброшена А.Райнахом и юриспруденция. Философские занятия в мюнхенском университете А.Райнах сочетает в 1902-1903 гг. с учебой в университете Берлина, где продолжает занятия юриспруденцией. По-видимому, А.Райнах не был удовлетворен уровнем преподавания права в университете Мюнхена. Отсюда его интерес к занятиям в берлинском университете. Биографы А.Райнаха - Карл Шухман и Барри Смит - считают, что переезд в Берлин был связан с напряженными отношениями, возникшими между А.Райнахом и преподавателем Луи Брентано (братом философа Франца Брентано, автора теории интенциональности, столь значимой для феноменологического движения).10 С другой стороны, то, что А.Райнах продолжает стремится к изучению права, говорит о том месте, которое занимает юриспруденция в мировоззрении немецкого философа. Докторская диссертация «О понятии причинности в действующем уголовном праве» была успешно защищена А.Райнахом в 1904 году одновременно по двум

9 Цит. по: Куренной В. Адольф Райнах, Биография // Райнах А. Собрание сочинений / пер. с нем., послесловие В.А. Куренного. - М.: Дом ителлектуальной книги, 2001. С.404.

10 Schuhmann, K.,Smith B. Adolf Reinach: An Intellectual Biography.С. 4.

специализациям - «философия» (основная специализация) и «уголовное право и история». И этому есть веские причины. В своих ранних работах по феноменологии основатель этого философского направления Э.Гуссерль подчеркивал прикладное значение феноменологии. Феноменология понималась Э.Гуссерлем (а вслед за ним и А.Райнахом) как метод, позволяющий обосновать философию как строгую науку. Таким образом, феноменология для Райнаха -это метод конструирования онтологии и гносеологии конкретной реальности - права. Феноменологические исследования важны не сами по себе, а как уточнение методологии учения о праве.11

20 декабря 1904 года А.Райнаху присваивают докторскую степень по философии. В целом диссертация оценивалась положительно, однако не обошлось и без критических замечаний. В частности, авторитетный немецкий

правовед Г.Радбрух отрицательно отозвался о методе исследования,

12

примененном Райнахом. По-видимому, в этом проявилось различия в отнологии права неокантианца Г.Радбруха и молодого феноменолога А.Райнаха. После защиты диссертации А.Райнах продолжает обучение юриспруденции. Важное значение для формирования правопонимания А.Райнаха имело посещение им лекций по уголовному и торговому праву Э.Белинга и Ф.Хека в тюбингенском университете в 1906-1907 гг. В одном из своих писем этого периода АРайнах характеризует Эрнста Белинга как выдающегося правоведа, чье понимание философских оснований права

13

выгодно отличается от рассуждений профессиональных философов. Именно Э.Белинг оказал влияние на философско-правовые взгляды молодого Райнаха, в частности на онтологию «фундаментальных правовых образований».14

Монография Э.Белинга, посвященная теории преступлений (1906 год), представляет собой осмысление различных аспектов преступления через теорию действия: 1) преступление как действие преступника; 2) преступление

11 Варсегов А.Г. Взгляды Адольфа Райнаха на феноменологию и ее метод // Вестник Вятского государственного университета. Т.1.№4. 2008. С.151.

12 Schuhmann, K.,Smith B. Adolf Reinach: An Intellectual Biography.С. 5-6.

13 Schuhmann, K.,Smith B. Adolf Reinach: An Intellectual Biography.С.10.

14 Куренной В. Адольф Райнах, Биография. С. 404.

как типичный случай определенного рода действия; 3) преступление как противоправное деяние; 4) преступление как действие; 5) преступление как действие подлежащее наказанию и т.д. Каждый аспект преступления (деликт-типы, по Э.Белингу) участвует в конструировании целого. Объединяющим началом выступает правосознание субъектов уголовного права. Таким образом, уголовное право понимается Э.Белингом как совокупность деликт-типов.15

Современное правоведение мало знакомо с теорией Э.Белинга. Однако, даже поверхностный анализ положений этой теории позволяет говорить о радикальности методологии права Э.Белинга, примененной к исследованию феномена преступления. Теория деликт-типов предвосхищает многие положения теории социального конструирования, возникшей во второй половине XX века (А.Щютц, П.Бергер, Т. Лукман) и активно используемой в современном правоведении.16 Конструктивистское понимание Э.Белингом природы правовых феноменов несомненно отразилось на концепции Райнаха в части объяснения генезиса «фундаментальных правовых образований» и их двойственной природы.

Весной 1907 года Райнах знакомится с Дитрихом фон Гильдебрандом -одним из основателей реалистической феноменологии. Важность этого знакомства определяется тем обстоятельством, что приблизительно в эти годы происходит поворот в философии Э.Гусселя: переход к трансцендентальной феноменологии, которая и стала для Э.Гуссерля основным философским делом его жизни. Д.Гильдебранд и А.Райнах не принимают введенное Э.Гуссерлем положение о трансцендентальном субъекте. Для А.Райнаха и Д.Гильдебранда переворот в философских взглядах Э.Гуссерля означало сближение феноменологии с транцендентальным идеализмом И.Канта. Для молодого А.Райнаха встреча с глубоким и проницательным единомышленником, каковым, несомненно, являлся Д.Гильдебранд, означала, прежде всего, поддержку формирующейся позиции (моральную и идейную) в

15 Schuhmann, K.,Smith B. Adolf Reinach: An Intellectual Biography. С.11-12.

16 См.например: Бачинин В.А.Конструирование девиантности / под. ред. Я.И.Гилинского.- СПб.:ДЕАН, 2011.

противопоставлении трансцендентальной феноменологии такого авторитета как Э.Гуссерль. Позднее Э.Гуссерль говорил о феноменологах мюнхенской школы как о «погрязших в онтологизме и реализме», подразумевая не

17

принянятие ими радикальных изменений своей философии. В 1907 году А.Райнах сдает в университете Мюнхена государственный экзамен по юриспруденции. В эти годы А.Райнах продолжает осмысление собственного феноменологического понимания. В том числе и через критическое осмысление

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Архипов, Сергей Владимирович, 2018 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, учебники, периодические издания

1. Автономова Н. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. - 512 с.

2. Альбов А.П.,Масленников Д.В., Ревнова М.Б. Николай Алексеев: между стихией и логосом// Алексеев Н.Н. Основы философии права.- СПб.: Юридический институт, 1998.- С.3-18.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права.- СПб.: Юридический институт, 1998.- 216 с.

4. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство.- М.: Аграф,1998.- 640 с.

5. Антология реалистической феноменологии / под.ред. Д.Атласа и В.Куренного.- М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы,2006.-744 с.

6. Антонов М.В. Нормы и нормативные системы в философии, праве и информатике/ М.В. Антонов, Е.Н. Лисанюк, В.Ю.Перов // Правоведение, 2011. №5. -С.237-247.

7. Антонов М.В. Формальное равенство и признание права с точки зрения нормативистского и социологического подходов к праву // Признание права и принцип формального равенства: Сборник трудов международной научной конференции (Воронеж,10-11 июня 2015 г.)- М.: Современная экономика и право, 2015.- 615 с.

8. Атиенза М.Р. Евгений Булыгин и теория юридической аргументации // Правоведение.2008, №3.- С.179-188.

9. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.,1988.

10. Бабайцев А.Ю. Смысл и значение // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд-во В.М.Скакун, 1998.- С.629-630.

11. Байтеева М.В. Язык и право. Монография/ М.В. Байтеева.- Казань: Изд-во «Отечество», 2013.- 253 с.

12. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков).- М.,2005.- 544 с.

13. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 т. Т.5 / Под. ред. С.В.Бочарова, Л.А.. Гоготишвили.- М.: Русские словари, 1997.- 732 с.

14. Бачинин В.А. Конструирование девиантности / под. ред. Я.И.Гилинского.- Спб.:ДЕАН, 2011.-224 с.

15. Бибихин В.В. Введение в философию права.- М.: Институт философии РАН, 2005.- 345 с.

16. Бибихин В.В. Мир // Мир. Язык философии/ В.В.Бибихин.- М.: Азбука, 2016.- 448 с.

17. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания.- М.: Московский философский фонд «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 1995.- 323 с.

18. Большакова А.Ю. Архетип: от Филона Александрийского до Блаженного Августина/ А.Ю. Большакова// Сборники конференций НИЦ Социосфера.2010. №1. - С.5-21.

19. Варламова Н.В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права.- М.:Ин-т государства и права РАН,2010.- 136 с.

20. Варсегов А.Г. Взгляды Адольфа Райнаха на феноменологию и ее метод //Вестник Вятского государственного университета.Т.1. 2008. №4.- С.150-154.

21. Ветютнев Ю.Ю. Выбор правопонимания: значение и критерии // Проблемы понимания права. Вып.3. Саратов, 2007.

22. Ветютнев Ю.Ю. Чем вызваны дискуссии о правопонимании // Ромашов Р.А. Право - язык и масштаб свободы / Р.А.Ромашов, Ю.Ю.Ветютнев, Е.Н. Тонков.- СПб.: Алетейя,2015.- С.25-32.

23. Гаджиев Г.А.Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности/ Г.А.Гаджиев.- М.:Норма,2013.-320 с.

24. Ганжа Р. О праве вообще и человеческом праве в частности // Отечественные записки.- 2003. №2 (10).- С.12-18.

25. Гильдебранд Г. Смысл философского вопрошания и познания //Антология реалистической феноменологии. - М.: Ин-т философии, теологии и истории св.Фомы, 2006.- С.176-199.

26. Гартман Н. К основоположению онтологии / пер. с нем. Ю.В. Медведева. -СПб.: Наука, 2003.- 640 с.

27. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и всё еще незавершенный проект // Правоведение.2000.№3. - С.49-64.

28. Графский В.Г. Право как результат применения правила законной справедливости (интегральный подход) // Государство и право.2010. №12.- С.5-13.

29. Гревцов Ю.И. Энциклопедия права / Ю.И.Гревцов, И.Ю.Козлихин.- СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2008.- 772 с.

30. Грязин И.Н. Текст права / И.Н. Грязин.- Таллин: Ээсти Раамат, 1983.

31. Гумбольдт В. Характер языка и характер народа // Гумбольдт В. Язык и философия культуры: пер. с нем.- М.: Прогресс, 1985. - с. 370-381..

32. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000.- 752 с.

33. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии // Разеев Д.Н. В сетях феноменологии .- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.- С. 225-364.

34. Гуссерль Э. Феноменология // ЛОГОС, № 1, 1991.- С.12-21.

35. Деррида Ж., Гурко Л. Деконструкция: тексты и интерпретация. - Минск: Экономпресс, 2001. - 320 с.

36. Дюбуа Д. Адольф Райнах: метаэтика и философия права.-ЦКЬ:Ь11р8://11пк.8рг1паег.сот/сЬар1ег/10.1007%2Е978-94-015-9924-5 17 (дата обращения 06.10.2017).- Загл. с экрана.

37. Знаково-символическое бытие права. Одиннадцатые спиридоновские чтения. мат.межд. науч.-теор. конф./ под ред.И.Л.Честнова.- СПб.:ИВЭСЭП, 2013.- 368 с.

38. Жеребцов А.Н. Общая теория публично-правовой обязанности.- СПб.: Юридический Центр-Пресс,2013.- 405 с.

39. Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография.- Москва: Оригинал-макет, 2017.- 352 с.

40. Жуков В.Н. Философия права (теоретико-методологический аспект) // Государство и право.- М.,2009.-№3.- С.21-30.

41. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России.- М.: Изд. МГУ, 1978. - 270 с.

42. Ильин В.В. Философия науки. - М.: МГУ, 2003.-360 с.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания- М.: Рарогъ,1993.- 235 с.

44. Исаев И.А. Ро1Шса Иегтейса: скрытые аспекты власти.- М.:Юристъ,2002.-413 с.

45. История и методология юридической науки / И.Ю.Алексеева, Ю.А.Денисов и др.; под ред. Ю.А.Денисова, И.Л.Честнова.- СПб.: ИВЭСЭП,2014.- 564 с.

46. Каландаришвили З.Н. Правовая культура молодежи современного российского общества. - СПб.: ИВЭСЭП, 2011.- 271 с.

47. Козлихин И.Ю. Избранные труды.- СПб.: Юридический Центр-пресс, 2012.- 311 с.

48. Козлихин И.Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Правоведение.-2006,№1.- С.31-40.

49. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право.-2000. №3.- С.5-11.

50. Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции. Т.1. / под ред. М.В.Антонова, И.Л.Честнова- СПб.: Алеф-Пресс,2014.- 373 с.

51. Конт О. Дух позитивной философии.- СПб.,2001.- 320 с.

52. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров.-М.: Прогресс-Традиция, 2005.

53. Кузнецова Л.Ф., Стёпин В.С. Современная научная картина мира. Русский космизм и диалог культур «Восток-Запад» // Философия русского космизма.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.5-25.

54. Куш М. Победителю достается всё: философия жизни и триумф феноменологии // Логос. 2004. №3.- С.167- 200.

55. Лаврик М.А. К вопросу об универсализме и партикуляризме в правовой аргументации // Право и государство: культурологическое измерение. Международная науч.практ. конф., 25.11.2016. - СПб.: СПбГУП, 2016.- С.177-179.

56. Лазарев В.В. Истоки интегративного правопонимания // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца.-М., 2006.- С.122-139.

57. Лапаева В. В. Интегральное правопонимание в российской теории права: история и современность// Законодательство и экономика.-2008, №5.- С.5-13.

58. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / пер. с англ. Б.Г.Соколова.- СПб.: Лабаратория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001.- 160 с.

59. Лисанюк Е.Н. К.Альчуррон и Е.Булыгин о норме в «Нормативных системах» // Конфликтология, 2011, №4.- С.62-74.

60. Лекторский В.А. Философия как понимание и трансформирование / В.А. Лекторский // Вопросы философии,2009, №1. - С.17-24.

61. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права// Теория государства и права/ Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова.- М., 1998.- 570 с.

62. Лич Э.Р. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов: пер. с англ.- М.: Восточная Литература РАН, 2001.- 142 с.

63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм/ А.Ф.Лосев. -М.: Искусство, 1980.-737 с.

64. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.- 527 с.

65. Лосский Н.О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля // Антология феноменологической философии в России в 2-х т. Т.2 / Под ред. И.М.Чубарова.- М.: Логос, Прогресс-Традиция, 2000.- 527 с.

66. Майхофер В. Право и бытие // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. -С.186-258.

67. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы.- М.: Прометей, 1999.- 419 с.

68. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 832 с.

69. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.- Спб.: Азбука, 2011.- 320 с.

70. Мартышин О.В. Метафизические концепции права // Государство и право.2006. № 2. - С.64-71.

71. Мартышин О.В.Философия права.- М.: Проспект, 2017. - 352 с.

72. Мацкевич В.В. СМД-Методология // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд-во В.М.Скакун, 1998.- С.624-625.

73. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия /пер. с фр. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. - СПб.: Ювента-Наука, 1999.- 608 с.

74. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура.- М.: АСТ,Хранитель, 2006.- 873 с.

75. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. - М.: Высш. шк., 1998.- 144 с.

76. Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе.- М.: «Феноменология-Герменевтика», 2005.- 576 с.

77. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии.- М.: Высшая школа, 1968.- 127 с.

78. Нагель Э. Теорема Гёделя: пер. с англ., изд. 2-е / Э.Нагель, Д.Р.Ньюмен. -М.: Красанд, 2010.- 120 с.

79. Нерсесянц В.С.Общая теория права и государства. - М.: Норма, 2002. -552 с.

80. Нерсесянц В.С. Философия права.- М.: Норма, 2004. - 656 с.

81. Огнев А.И. Сознание и внешний мир// Антология феноменологической философии в России в 2-х т. Т.2 / Под ред. И.М.Чубарова.- М.: Логос, Прогресс-Традиция, 2000.- 527 с.

82. Огнев А.И. Идеальное и реальное в познании // Антология феноменологической философии в России в 2-х т. Т.1 / Под ред. И.М.Чубарова.- М.: Логос, Прогресс-Традиция, 1997.- 512 с.

83. Олива А.М. Влияние идей феноменологии на понятие «дискурсивного взаимодействия» бахтинского диалогического кружка// Вопросы философии. 2012. №1.- С.144-160.

84. Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. СПб., 2005. - 243 с.

85. Очерки феноменологической философии / под ред. Я.А.Слинина и Б.В. Маркова.- Спб.: Изд-во СПбГУ, 1997.- 224 с.

86. Палеха Р.Р. Интегративная концепция правопонимания: аргументы «за» // История государства и права.- М.: Юрист, 2009, №21.- С.38-40.

87. Поляков А.В. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды, -СПб.: ООО «Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014. - 575 с.

88. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций.- СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2004.- 864 с.

89. Поляков А.В. Право и коммуникация// Коммуникативное правопонимание: Избранные труды.- СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014. - С. 11-32.

90. Попов П.С. О реальности категорий // Антология феноменологической философии в России в 2-х т. Т.2 / Под ред. И.М.Чубарова.- М.: Логос, Прогресс-Традиция, 2000.- 527 с.

91. Постфеноменология: новая феноменология во Франции и за её пределами/ сост. С.А.Шолохова, А.В. Ямпольская.- М.: Академический проект, 2014.- 288 с.

92. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля.- Томск: «Водолей»,1999.- 96 с.

93. Пятигорский А.М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа.- М.: «Языки русской культуры», 1996.- 280 с.

94. Разеев Д.Н. В сетях феноменологии .- СПб.: Изд-во СПбГУ,2004.- 364 с.

95. Разеев Д.Н. Проблема очевидности в феноменологии Гуссерля// Между метафизикой и опытом / Под ред. Разеева Д.Н. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское Общество, 2001.- С. 105-137.

96. Райнах А. Собрание сочинений / пер. с нем., послесловие В.А. Куренного. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.- 488 с.

97. Райнах А. О феноменологии. Доклад, читанный в Марбурге в январе 1914 года // Логос 1991-2005. Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: «Территория будущего», 2006.- С. 355- 378.

98. Ромашов Р.А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права: историко-методологический анализ // Правоведение.-2013, №3.- С.105-120.

99. Ромашов Р.А. Право - язык и масштаб свободы / Р.А.Ромашов, Ю.Ю.Ветютнев, Е.Н. Тонков.- СПб.: Алетейя,2015.- 448 с.

100. Ромашов Р.А. Проблема соотношения понятий «право» и «закон» в контексте исторического и юридико-лингвистического анализа / Р.А.Ромашов; науч.ред. А.В.Кресин.- Киев, Симферополь: Логос,2007.- 24 с.

101. Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного правопонимания // Правоведение. 2005. №1.- С.4-12.

102. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.

103. Савин А.Э. Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля.- Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008.- 210 с.

104. Сапельников А.Б. Теория государства и права / А.Б.Сапельников, И.Л. Честнов.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006.- 279 с.

105. Слинин Я.А. От Платона до Сартра. Поиски аподиктической истины / Я.А.Слинин.- СПб.:Наука, 2012.-529 с.

106. Слинин Я.А.Феноменология интерсубъективности/ Я.А. Слинин.-СПб.:Наука, 2004.- 356 с.

107. Серкова В.А. Фантазия и воображаемое в феноменологии Гуссерля // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000 г.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.- С.84-87.

108. Серль Дж. Р. Перевёрнутое слово// Вопросы философии.1992.№4. С.58-59.

109. Силантьева М.В.Феноменологическая редукция Гуссерля и экзистенциальная диалектика Н.Бердяева как историко-философская параллель // Материалы научной конференции. Серия "Symposium", выпуск 7. СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.81-83.

110. Смирнова Н.М. Когнитивные основания феноменологического конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке (под ред. В.А. Лекторского). М., Канон+, 2009.- С. 141-168.

111. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества.- М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009.- 400 с.

112. Социология права/ под.ред. В.М. Сырых.- М.: Юстицинформ, 2004.-298 с.

113. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 744 с.

114. Степин В.С. Человеческое познание и культура : [научное издание]/ В. С. Степин. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2013.

115. Степин В.С. Цивилизация и культура : [научное издание]/ В. С. Степин. -СПб.: СПбГУП, 2011.

116. Стовба А.В. Вернер Майхофер: от «Бытия и времени» к «Праву и бытию» // Российский ежегодник теории права.2008. №1.

117. Стовба А.В. Темпоральная онтология права.- СПб.: Алеф-Пресс, 2017.

- 355 с.

118. Сибири Х. Чувствующий интеллект. Ч.1. Интеллект и реальность / пер. с испан. Г.В. Вдовиной.- М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.- 304 с.

119. Сырых В.М. Логические основания общей теории права.Т.1.Элементный состав.- 2-е изд., стер.-М.:ЗАО Юстицинформ, 2004.

120. Тарнас Р. История западного мышления. Страсти западного ума / Р.Тарнас; пер.Т.А.Азаркович.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.- 448 с.

121. Тимошина Е.В. Классическое и постклассическое правопонимание как стили мышления // Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции.Т.1 / Под. ред.М.В.Антонова, И.Л.Честнова.- СПб.:Алеф-Пресс, 2014.-С.63-100.

122. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психология установки.- СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

123. Филипсон М. Феноменологическая философия и социология // Новые направления в социологической теории.- М., 1978.- С.213-226.

124. Финнис Д. Естественное право и естественные права/ пер. с англ.

B.П.Гайдамака и А.В.Панихиной.- М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012.- 554 с.

125. Фрагменты ранних стоиков.Т.1. Зенон и его ученики /Пер. и комм. А.А. Степанова.- М.:Греко-латинский кабинет, 1998.-230 с.

126. Хазова В.Е.,Клыга Т.В. Международно-правовая охрана и защита прав человека // Мониторинг правоприменения, 2012, №2.- С.54-57.

127. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина.

— Харьков: «Фолио», 2003. - 503с.

128. Хайдеггер М. Бытие и время // Антология реалистической феноменологии.- М.: Ин-т философии,теологии и истории св.Фомы, 2006. -

C.162-175.

129. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / пер. с нем. А.Г. Чернякова.- СПб.: Высшая религ.-философская школа, 2001.- 446 с.

130. Харламов И. Н. Проблема знакового и образного сознания в структуре философской антропологии [Электронный ресурс] : Дис.... канд. филос. наук : 09.00.13. М.:РГБ, 2006.

131. Челпанов Г.И. Брентано и Гуссерль о предмете психологии// Антология феноменологической философии в России в 2-х т. Т.1 / Под ред. И.М.Чубарова.- М.: Логос, Прогресс-Традиция, 1997.- 512 с.

132. Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна /И. Л. Честнов //Правоведение. -2002. - № 2 (241). - С. 4 - 16.

133. Честнов И.Л. Постклассическая теория права / Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография.- СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012.- 650 с.

134. Честнов И.Л. Социальная антропология права современного общества/ И.Л. Честнов, Н.В.Разуваев, Л.А.Харитонов, А.Э. Черноков; под ред. И.Л. Честнова.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 248 с.

135. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. - М.: Наука, 1988. - 144 с.

136. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс, 1992.- 576 с.

137. Шеллер М. Избранные проиведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова.- М.: Гнозис,1994.- 490 с.

138. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- М.: Изд-во бр. Башмаковых, 1910. - 804 с.

139. Шиян А.А. «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» в контексте трансцендентального проекта Эдмунда Гуссерля/ А. А. Шиян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2013, № 2 (115). - С. 33-42.

140. Шлаг П. Эстетики американского права // Российский ежегодник теории права. № 3. 2010. - С.-Пб.: Издат. Дом СПбГУ, 2011. - С. 112-180.

141. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение/ пер. с анг. под ред. М.Лебедева.- М.: Логос,2002.-680 с.

142. Щютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.- 1056 с.

143. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я.Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; ред. пер. Г.С. Батыгин.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.- 336 с.

144. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию.- М.: «Три квадрата», 2005.- 224 с.

145. Эрлих О. Основоположение социологии права / пер. с нем. М.В.Антонова; под. ред. В.Г.Графского, Ю.И. Гревцова.- СПб.:ООО Университетский консорциум, 2011.- 704 с.

146. Ямпольская А.В. Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии. - М.: РГГУ, 2013.- 258 с.

147. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.,1997.- 528 с.

Диссертации, авторефераты диссертаций

148. Ардашкин И.Б. Феноменология научной проблемы: от классической науки к постклассической: автореферат дис. докт. философ. наук: 09.00.01.-Томск, 2011.- 41 с.

149. Антонов М.В. Правовое учение Г.Д.Гурвича: автореферат дис. канд. юрид. наук: 12.00.01.- СПб., 2006.- 21 с.

150. Белютин Р.В. Метафорическая репрезентация абсолютных концептов "Gedanke" и "Vort": когнитивный аспект: Дис. ... канд. филол. наук.- М., 2005.

151. Бернацкий Г.Г. Развитие представлений о природе естественного права в истории правовой мысли: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М.: РГБ, 2003.504 с.

152. Бусыгина Н.П. Методологические основания качественных исследований в психологии: автореферат диссертации канд. псих. наук:19.00.01.- М., 2010.- 33 с.

153. Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России: дис. ... канд. юрид.наук: 12.00.01.- Нижний Новгород, 2005.- 187 с.

154. Коровина, О.С. Феноменологический метод в структуре методологии отечественного правоведения :Автореферат дис. ... на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве /О. С. Коровина ; Науч. рук. А. Н. Бабенко. -Челябинск,2007.

155. Краевский А.А. Чистое учение о праве Ганса Кельзена и современный юридический позитивизм: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01.- Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве / А.А. Краевский, Науч. рук. Е.В. Тимошина.- СПб., 2014.- 231 с.

156. Кудакова Е.Е. Интерсубъективность и диалог (Опыт экзистенциально -феноменологической характеристики отношения Я-Другой): Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2005.

157. Мальшина Н.А. Влияние феноменологии Э.Гуссерля на современную онтологию: Дис. ... канд. философ. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2006.

158. Мартынов К.К. Интенциональность как единое проблемное поле аналитической философии сознания и феноменологии [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. юрид. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2006.

159. Москвитин В.А. Феноменологический анализ генезиса интенционального отношения [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2007.

160. Новоженина И.В. Государственно-правовое учение Н.Н. Алексеева[Электронный ресурс] : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М.: РГБ, 2002.

161. Овчинников А.И. Правовое мышление [Электронный ресурс] : Дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.01. М.: РГБ, 2005.

162. Орлова Ю.О. Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И.Канта и Э.Гуссерля [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2006.

163. Павлов Б.Б. Концепт права в русской культуре: Дис. .канд. филос. наук.-Великий Новгород, 2006.

164. Попова Л. Е. Юридический дискурс как объект интерпретаций: Семантический и прагматический аспект : диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19. - Краснодар, 2005.

165. Попов Б.Н. Методологический статус Другого в современной философии [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. философ. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2003.

166. Радишевская Л.В. Телесность и интерсубъективность: к применению феноменологического принципа единства сознания [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. философ. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2007.

167. Румянцева Л.Н. Феноменологический метод как способ обоснования этики и религии [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. философ. наук : 09.00.01. М.: РГБ, 2009.

168. Сазонова Т.Б. Право и правосознание в учении И. А. Ильина: Автореферат дис.канд. юрид. наук: 12.00.01.-М.:РГБ,1998. -24 с.

169. Самохина Е.Г. Генезис аргументативной теории права (Х.Перельман): автореферат дис. канд. юр. наук.- М.:РГБ,2013.- 25 с.

170. Стенфордская энциклопедия философии.- URL: http://everything.explained.today/Adolf Reinach/ (дата обращения 06.10.2017).

171. Судоргина И.Н. «Государство», «власть», «личность» в государственно-правовой концепции Н.Н. Алексеева [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М.: РГБ, 2008.

172. Улановский А.М. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01.- М.: РГБ, 2006.- 134 с.

173. Филимонова И.В. Герменевтика Х.Г. Гадамера как методология социокультурного действия[Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. Ростов-на-Дону: РГБ, 2003.

174. Честнов И.Л. Принцип диалога в современной теории права: проблемы правопонимания: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М.: РГБ, 2003.

175. Юркина М.И. Понимание права: интеграция подходов: автореф.канд. юрид.наук: 12.00.01.- М.:РГБ, 2005.- 28 с.

Литература на иностранных языках

176. Austin J. The Province of Jurisprudens Determined.- London: John Murray , Albemarle street, 1832.-392 p.

177. Bentham J. Comment jn the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham.- L. 1977.

178. Brettler, Lucinda. "The Phenomenology of Adolf Reinach: Chapters in the Theory of Knowledge and Legal Philosophy." Ph.D. diss., McGill University, 1973.

179. Burkhart, Armin. Soziale Akte, Sprechakte, und Textillokutionen. A. Reinachs Rechtsphilosophie und die moderne Linguistik. Tübingen: Max Niemeyer, 1986.CrossRefGoogle Scholar

180. Burkhart, Armin, ed. Speech Acts, Meaning, and Intentions. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.Google Scholar

181. Crosby, John. "Reinach's Discovery of the Social Acts." Aletheia 3 (1983): 143-95.Google Scholar

182. Crosby, John. "Speech Act Theory and Phenomenology." In Speech Acts, Meaning, and Intentions. Ed. Armin Burkhart, 62-88. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.Google Scholar

183. Crosby, John. Reinach as a Philosophical Personality," Aletheia.-. 1990.

"Speech Act Theory and Phenomenology," in Speech Acts, Meaning and Intentions, edited by A. Burkhardt. Berlin: Walter de Gruyter.

184. DuBois, James M. Judgment and Sachverhalt: An Introduction to Adolf Reinach's Phenomenological Realism. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1995.Google Scholar

185. DuBois, James M. "The Empty Promises of Speech Act Theory." Semiotica 103 (1995): 369-82.Google Scholar

186. Gardies, Jean-Louis. "Reinach and Searle on Promising—A Comparison." In Speech Act and Sachverhalt: Reinach and the Foundations of Realist Phenomenology. Ed. Kevin Mulligan, 107-18. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987.Google Scholar

187. Lincoln Y.S. Cuba E.G. Paradigmatic controversies, contradictions and emerging confluences / Ed. by N.K.Denzin, Y.S. Lincoln // The handbook of qualitative research.- 2000.- P.163-188.

188. Mulligan, Kevin. "Promisings and other Social Acts: Their Constituents and Structure." Speech Act and Sachverhalt: Reinach and the Foundations of Realist Phenomenology. Ed. Kevin Mulligan. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987. Google Scholar

189. Mulligan, Kevin, ed. Speech Act and Sachverhalt: Reinach and the Foundations of Realist Phenomenology. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987.Google Scholar

190. Parekh B. Introduction // Bentham s Political Thought. L.: Croom Helm, 1973.

191. Pierfrancesco Stagi. La filosofia della religione di Adolf Reinach.- Stamen University Press, Roma 2015.- 101 p. ISBN 9788898697335 http://www.stamen.net/1/filosofia 1748022 0.html.

192. Putnam H. Reason, Truth and History.

193. Redondo M. C. Legal Reasons: Between Universalism and Particularism / M. C. Redondo // Law and Legal Theory / Ed. by T. Brooks. - Leiden, Boston: Brill, 2014. - P. 121 - 145.

194. Reinach, Adolf. "Über den Ursachenbegriff im geltenden Strafrecht" [1905]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 1-43. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

195. Reinach, Adolf. "Zur Theorie des negativen Urteils" [1911]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 95-139. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989Google Scholar

196. Reinach, Adolf. "On the Theory of the Negative Judgement." Trans. Barry Smith. In Parts and Moments: Studies in Logic and Formal Ontology. Ed. Barry Smith, 315-77. Munich: Philosophia, 1982.Google Scholar

197. Reinach, Adolf. "Kants Auffassung des Humeschen Problems" [1911]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 67-93. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

198. Reinach, Adolf. "Kant's Interpretation of Hume's Problem." Trans. J. N. Mohanty. Southwestern Journal of Philosophy 7 (1976): 161-88.Google Scholar

199. Reinach, Adolf. "Die obersten Regeln der Vernunftschlüsse bei Kant" [1911]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 51-65. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

200. Reinach, Adolf. "The Supreme Rules of Rational Inference According to Kant." Trans. James M. DuBois. Aletheia 6 (1994): 81-97.Google Scholar

201. Reinach, Adolf. "Die apriorischen Grundlagen des bürgerlichen Rechtes" [1913]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 141-277. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

202. Reinach, Adolf. "The Apriori Foundations of Civil Law." Trans. John Crosby. Aletheia 3 (1983): 1-142.Google Scholar

203. Reinach, Adolf. "Über Phänomenologie" [1914]. In Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith, 531-49. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

204. Reinach, Adolf. "Concerning Phenomenology." Trans. Dallas Willard. The Personalist 50 (1969): 194-211.Google Scholar

205. Reinach, Adolf. Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe. Ed. Karl Schuhmann and Barry Smith. 2 vols. Munich: Philosophia, 1989.Google Scholar

206. Ross A. Towards a Realistic Jurisprudence.-Copenhagen: E/Munksgaard, 1946.-304 c.

207. Schuhmann, Karl and Barry Smith. "Adolf Reinach: An Intellectual Biography // Speech Act and Sachverhalt: Reinach and the Foundations of Realist Phenomenology / Ed. Kevin Mulligan.- Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987.- C. 328.

208. Schlag P. The Aesthetics of American Law // Harvard Law Review.-Cambridge(Mass), 2002.-Vol.115.- №4.- P.1049-1118.

209. Schutz A. Phenomonology and the Social Sciencies // Phenomonology and Sociology. - Pengium, 1978. - 230 p.

210. Seifert, Josef. "Is Reinach's 'Apriorische Rechtslehre' More Important for Positive Law than Reinach Himself Thinks?" Aletheia, 3, (1983), 197-230.Google Scholar

211. Smith, Barry. "Towards a History of Speech Act Theory." In Speech Acts, Meaning and Intentions. Ed. Armin Burkhart, 29-60. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.Google Scholar

212. Spiegelberg, Herbert The Phenomenological Movement. A Historical Introduction. 3rd rev. and enl. edition. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers. 1984.

213. Stahl F.J.Die Philosophie des Rechts. - Mohr,1878.- 894 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.