Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Солопанова, Ольга Юрьевна

  • Солопанова, Ольга Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 199
Солопанова, Ольга Юрьевна. Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 1999. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Солопанова, Ольга Юрьевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы умственного воспитания младших школьников в процессе изучения музыки.

1.1. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и их учет в процессе обучения музыке.

1.2. Деятельность и развитие ребенка.

1.3. Эффективность игровой деятельности в процессе умственного воспитания младших школьников средствами музыки.

1.4. Взаимосвязь воображения и мышления в процессе умственного воспитания младших школьников.

1.5. Сольмизация как средство умственного воспитания младших школьников.

1.6. Критический анализ современного состояния процесса обучения младших школьников музыке и его представление в специальной литературе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию системы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке (на материале сольфеджио).

2.1. Цели, задачи курса сольфеджио и его роль в учебно-воспитательном процессе.

2.2. Авторская концепция умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке.

2.3. Совершенствование системы приемов активизации мышления младших школьников в процессе обучения музыке.

2.3. А. Активизация мышления младших школьников на уроках сольфеджио с помощью методов обучения.

2.3. Б. Активизация мышления младших школьников на уроках сольфеджио с помощью метода моделирования.

2.4. Основные качественные характеристики авторского учебного пособия по сольфеджио "До-ре-ми-фа-соленки" и предлагаемой системы обучения.

2.5. Опытно-экспериментальная работа по умственному воспитанию младших школьников в процессе обучения музыке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. В эпоху грандиозных социальных потрясений, острых противоречий чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству, в частности к музыке, как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, создать всем возможность раскрыть свои продуктивные способности. Приобщение младших школьников к духовному опыту человечества в большей степени определяется степенью их умственной воспитанности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Именно поэтому в современных школах утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для раскрытия общих психических свойств (восприятия, мышления, памяти, воображения, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, нравственно-эстетических потребностей, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Система тесного взаимодействия умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания младших школьников направленная на всестороннее развитее личности, способствует решению задачи обучения детей как в Детской музыкальной школе (ДМШ), Детской школе искусств (ДШИ), так и в начальной и средней школе в целом. Развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности в рамках которой формируются базовые знания, навыки и умения, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Проблема умственного воспитания учащихся средствами музыки представляет одну из наиболее сложных и ответственных во всей системе художественно-эстетического воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Изучению различных аспектов этой проблемы в научно-педагогической литературе уделяется серьезное внимание (В.Н. Аванесова, Н. Ветлугина, В.П. Халабузарь, ВТ. Мозгот и др.). Еще Платон и Аристотель указывали на необходимость гармоничного развития духовных и телесных сил подрастающего поколения. В работах JI.H. Толстого, С.И. Миропольско-го, А Н. Карасева, А.Н. Зорина, A.JI. Маслова, В.Н. и С.Т. Шацких рассматривался вопрос умственного воспитания учащихся средствами музыки (пения).

Конечно, не всякая музыка стимулирует умственное воспитание. В работах В.И. Ленина, В.А. Сухомлинского, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э. Бальчитиса, А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Е.П. Левитана, В.Е. Турина рассматриваются основные направления и методы решения проблемы умственного воспитания учащихся.

Проблема умственного воспитания учащихся средствами музыки остается недостаточно раскрытой и состоит в противоречии между существующей педагогической практикой и современными дидактическими принципами. Здесь же необходимо отметить отсутствие эффективной модели педагогических условий, необходимых для умственной воспитанности и успешного обучения младших школьников музыке. На сегодняшний момент умственное воспитание младших школьников средствами музыки не отвечает современным требованиям. В результате этого падает культурный уровень, сйижается уровень воспитания, духовности и личностного развития подрастающего поколения.

Основными задачами умственного воспитания являются: вооружить учащихся нравственными знаниями, навыками и умениями; сформировать у них научное мировоззрение; развить их познавательные силы и способности.

Сегодня особое внимание уделяется развитию творческого познания, способности творчески применять полученные знания, самостоятельно добывать новые, овладевать новыми приемами познавательной деятельности,' мыслительными операциями (анализ и синтез, абстракция и обощение, сравнение и аналогия и т.д.).

В решении проблемы умственного воспитания имеет значение тип учебного заведения. Детская музыкальная школа и школа искусств (ДМШ, ДШИ)

•i в системе нравственного и художественно-эстетического воспитания с каждым годом приобретают все более разносторонний, комплексный характер. ДМШ, ДШИ сегодня — это своеобразное учреждение, выполняющее сложные функции профессионального и общего музыкального образования.

Методика умственного воспитания строится на дидактических принципах развивающего и воспитывающего обучения, ориентирующая не на достигнутый ими уровень, а на "зону ближайшего развития". Вследствие этого обучение строится на достаточном уровне трудности, но посильном для обучаемых.

Актуальность и сложность целей, стоящих перед педагогическими коллективами ДМШ, ДШИ можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать умственное воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения; актуальностью формирования элементарной музыкально-эстетической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия с музыкой.

Объект исследования — умственное воспитание учащихся средствами музыки (на материале сольфеджио).

Предмет исследования — педагогические условия умственного воспитания учащихся средствами музыки (на материале сольфеджио).

Цель исследования — разработка комплекса педагогических условий умственного воспитания учащихся средствами музыки в ДМШ, ДШИ.

Гипотеза исследования: разработав комплекс педагогических условий умственного воспитания учащихся в процессе обучения музыке (пения) в ДМШ, ДШИ и целенаправленно внедряя его, возможно обеспечить стабильность в формировании духовной культуры подрастающего поколения, развитие творческого познания, интеллектуальных умений. Это возможно в том случае, если: использовать гибкую педагогическую систему, которая осуществляет личностно-ориентированное обучение; младшие школьники будут способны творчески применять полученные знания, овладевать новыми приемами познавательной деятельности, мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение и аналогия, абстракция и обобщение, классификация и т.д.); будут разработаны концепция, программа, технология обучения младших школьников музыке. создать условия на начальном этапе обучения, обеспечивающие успех умственного воспитания младших школьников, характеризующегося устойчивыми познавательными интересами, навыками и умениями мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов выполнения задания.

Задачи исследования:

1. Определить особенности умственного воспитания учащихся в процессе обучения музыке (на материале сольфеджио).

2. Проанализировать состояние проблемы умственного воспитания младших школьников в теории и практике обучения.

3. Выявить современные проблемы умственного воспитания младших школьников средствами музыки.

4. Разработать комплекс педагогических условий для ДМШ, ДШИ, обеспечивающий умственное воспитание младших школьников средствами музыки (на материале сольфеджио).

5. Провести опытно^экспериментальную апробацию комплекса педаго-4 гических условий умственного воспитания младших школьников средствами музыки (на материале сольфеджио).

Методологической основой исследования явились: философские и пси-холого^педагогические концепции о всестороннем и гармоническом развитии личности; принципы личностно-деятельностного, системного, индивидуального подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе; обобщенный опыт педагогов. В своей работе над темой автор руководствовался также тем, что составные части процесса умственного воспитания учащихся в процессе обучения музыке вытекают из таких научных теорий и концепций, как концепция развивающего обучения, философия общечеловеческих ценностей, теория музыки и музыкальных процессов, теория обратной связи психофизиологии, педагогика прогнозирования и эффективности в учебно-воспитательном процессе.

Исследование опирается на труды таких ученых-методологов в области общей педагогики JI.B. Занкова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.; музыкальной педагогики Н.А. Ветлугиной, JI.A. Баренбойма, Д.Б. Кабалевского, К. Орфа, Г.С. Ригиной и др; на психолого-педагогические теории развития творческой самодеятельности личности младшего школьника В.А. Сухом-линского, П. П. Блонского; теоретические основы проблемно-развивающего обучения И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, И.Я. Якиманской, М.И. Махмуто-ва; теорию общих способностей Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, С Л.' Рубинштейна; теорию психологических механизмов восприятия и представления музыкального материала Б.М. Теплова, Л.В. Благонадежиной, Е.В. Назай-кинского, М.П. Блиновой, А.Л. Готсдинера и др.; теорию музыкальной психологии В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова; психологию творчества Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; опыт преподавателей-практиков, создавших наиболее интересные пособия, а также на собственный многолетний опыт преподавания сольфеджио (в начальном звене музыкального образования — Детской музыкальной школе и школе искусств).

Методы исследования. Использовались методы теоретического исследования в сочетании с опытно-экспериментальной работой. Теоретические методы^ теоретический анализ и синтез предмета исследования; системный подход к педагогическим явлениям, моделирование учебного процесса, теоретическое обобщение результатов исследования. Эмпирические методы изучение массового и передового педагогического опыта путем наблюдения, беседы, анкетирования, анализа творческих работ в области умственного воспитания учащихся средствами музыки.

Этапы исследования. Исследование, начатое в 1989 году складывалось из ряда этапов.

1-й этап (1989-1990 гг.) — теоретическое осмысление проблемы исследования, методологии, изучение практического опыта. Указанный этап включал изучение литературных источников по проблеме исследования, разработку педагогической части исследования, анализ возможностей проведения эксперимента.

2-й этап (1991-1995 гг.) — разработка методики исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, целью которой была проверка уровня умственного развития младших школьников, обучающихся в ДМШ, ДШИ, их профессиональной культуры, мышления, слуха, исполнительских навыков и т.д. Данный этап включал также проведение анкетных опрбсов родителей и педагогов ДМШ, ДШИ города Краснодара и Краснодарского края.

3-й этап (1996-1999 гг.) — анализ опытно-экспериментальных данных, обработка результатов опросов, анализ полученной информации, апробация и теоретическое оформление выводов, подготовка и выпуск научно-методических публикаций по теме исследования, написание текста диссертации, внедрение выводов и рекомендаций в педагогическую практику. р

Базой исследования послужили ДМШ и ДТТТИ Краснодарского края, Краснодарская детская школа искусств № 1, сектор педагогической практики Краснодарского Высшего музыкального училища (колледжа) им. Н.А. Рим-ского-Корсакова.

Научная новизна исследования: определен и обоснован комплекс педагогических условий умственного воспитания младших школьников средствами музыки в ДМШ, ДШИ (на материале сольфеджио); выявлена специфика проектирования педагогической технологии умственного воспитания младших школьников; разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для педагогов ДМШ, ДШИ по обучению младших школьников музыке, что позволило повысить уровень умственной воспитанности данной категории школьников; разработаны концепция, программа, технология обучения младших школьников музыке (на материале сольфеджио).

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании комплекса педагогических условий умственного воспитания учащихся средствами музыки в ДМШ, ДШИ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс педагогических условий умственного воспитания учащихся в процессе обучения музыке в ДМШ, ДШИ позволяет более эффективно решать практические задачи воспитания будущих музыкантов-профессионалов и грамотных любителей музыки в области музыкальной культуры. Материалы обобщены в методических рекомендациях для преподавателей современной ДМШ, ДШИ, хоровых студий, дошкольных учреждений, средних школ по умственному воспитанию учащихся в процессе обучения музыке. и t

Предложенные методы обучения младших школьников средствами музыки представляют определенный интерес для развития их умственных способностей.

Личный вклад соискателя определяется разработкой основных положений исследования, общего замысла, методики преподавания; теоретическим анализом полученных данных, осуществлением научно обоснованных выводов и практических рекомендаций в области умственного воспитания учащихся средствами музыки. Разработаны и экспериментально проверены учебная программа, методика умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке в ДМШ, ДШИ. Экспериментальная проверка проведена в 145 ДМШ, ДШИ г. Краснодара и Краснодарского края и России (г. Тихорецк, ст. Старокорсунская, г. Краснодар, г. Москва). Все подтверждается актами о внедрении результатов исследования.

Апробация исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседании кафедры педагогики Кубанского государственного и Адыгейского государственного университетов, всероссийских конференциях. С изложением результатов работы и с практическими рекомендациями на их основе автор неоднократно выступал на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых Департаментом культуры и искусства Администрации Краснодарского края (Краснодар, 1995, 1996, 1997, 1998). Выводы исследований обобщены в программе, учебных планах, методических пособиях, которые внедряются в различных типах учебных заведений в Краснодарском крае и России. Основное содержание диссертационного исследования отражено в шести публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплекс педагогических условий, позволяющих повысить уровень умственной воспитанности младших школьников в процессе обучения музыке.

2. Система умственного воспитания младших школьников средствами музыки опирается на гибкую педагогическую технологию, в которой сочетаются инвариантные и вариативные частицы. Вариативность связана с изменением характера дидактического материала и видом учебно-творческой

I,1!.деятельности.

3. Цель умственного воспитания младших школьников средствами музыки позволяет сформулировать базисные компоненты музыкально-эстетической и общей культуры личности.

4. Разработанные концепция, программа, методика умственного воспитания младших школьников средствами музыки (на материале сольфеджио) позволяют повысить уровень их умственного, нравственного, художественно-эстетического воспитания, что подтвердилось и в процессе опытно-экспериментальной проверки.

Сольфеджио — это эффективное средство умственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе, воспитание качеств в личности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Солопанова, Ольга Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественных способностей.

Процесс умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке неразрывно связан с деятельностью музыкального слуха и без него невозможен. Культура звукового восприятия образуется постепенно, и является результатом обучения. Нельзя не брать во внимание и природные задатки, но превращение их в способности возможно только при целенаправленном и грамотном руководстве.

Яркая эмоциональная восприимчивость, гибкость их приспособления к интонационным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и интонационную сферу в их единстве.

Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке обеспечивается применением в учебно-воспитательном процессе системы, которая включает в себя: ведущие принципы обучения, гибкое сочетание основных видов музыкальной деятельности; дидактический материал и способы его отбора; систему интонационно-тренировочных упражнений. На начальном этапе музыкального развития личности младшего школьника трудно ждать от всех, без исключения, детей проявления быстроты музыкального мышления в силу их возрастных особенностей.

В связи с актуальностью проблемы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке возникла необходимость разработки системы музыкально-теоретических и интонационных упражнений, выполнения которых способствовало активному формированию мыслительных операций, развитию творчества личности.

Первые этапы воспитания музыкального мышления младшего школьника связаны с необходимостью своевременного развития элементарных сторон мелодико-интонационного, музыкально-ритмического и гармонического слышания.

Дидактическая значимость интонационных упражнений связана с формированием у учащихся основных музыкально-теоретических знаний, навыков и умений. С этой целью мы рекомендуем использовать разнообразные развивающие упражнения, задания, которые построены на изучаемом в данный момент или уже изученном музыкально-теоретическом материале, в нестандартной, но интересной и доступной для детей форме.

Задания и упражнения этой серии достаточно разнообразны: это музыкальные ребусы, задачи логического характера, игры музыкально-теоретического содержания, задания на развитие музыкального воображения, внимания и т.д.

В разработанной нами системе умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке используется гибкая педагогическая система, в которой сочетаются инвариантные и вариативные частицы. Вариативность связана с изучением характера дидактического материала и видом учебно-творческой деятельности.

В процессе формирования творческой деятельности можно выделить три основных этапа:

1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет значение исполнительность, рациональное использование времени и т.д.

2. Формирование и расширение знаний младших школьников, обогащение новыми впечатлениями.

3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации.

Каждый из данных этапов есть логическое продолжение предыдущего, а последний — обобщающим во всем процессе. Практическая деятельность младших школьников постепенно усложняется, обогащается из-за применения творческих заданий. Когда педагог ставит перед младшими школьниками творческие задания, возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Творческая деятельность является одним из активных средств развития музыкального мышления и слухового внимания.

Разработанная нами система умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке базируется на системно-деятельностном подходе, который имеет свои специфические задачи, содержание объединенное общей логикой.

Умственное развитие младшего школьника обеспечивается включением его в учебную деятельность, и для умственного развития учебная деятельность является ведущей. Ведущая деятельность помогает решить ведущую задачу развития личности.

Цели умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке позволяют сформулировать базисные компоненты музыкально— эстетической и общей культуры личности.

Эстетическое познание музыкального искусства сопровождается развитием таких качеств личности, как художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически их оценивать.

Наиболее интенсивный период формирования эстетического вкуса — годы обучения в школе (ДМШ, Д111И), где ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивать художественно-творческие способности.

Разработанная нами концепция умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке оказалась состоятельной при опытно-экспериментальной проверки. На уроках сольфеджио у младших школьников сформировались такие мыслительные операции, как сравнение, связанное с выделением в музыкальном тексте общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в музыкальном материале разных свойств и признаков, обобщение, связанное с объединением интонационных и ритмических оборотов и т.д.

Мышление детей данного возраста стало более программированным, производным, более сознательным, планируемым и управляемым. С развитием таких форм мысли, как понятие, суждение, умозаключение связана основная направленность формирования мышления.

Данная концепция была представлена на пятый Всероссийский конкурс научно-методических разработок в 1996 году, где и была отмечена дипломом 1 степени. Совершенствовав систему умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке в современных условиях мы совершенствуем духовный мир человека, отношение между людьми; возрождаем уважение к национальным духовно-культурным ценностям; воспитываем любовь в детях к Отечеству.

Начальный этап обучения сольфеджио имеет две основные цели: внутреннюю, дидактическую — подготовку к продолжению образования, и внешнюю, прагматическую — формирование качеств мышления и личности, развитие творческих способностей.

Обучение велось в "зоне ближайшего развития ребенка". Ребенок с первых же уроков оказывался в ситуации, требующей от него интеллектуальных усилий и продуктивных, действий. Однако вместе с высоким уровнем подачи материала в классе создавалась атмосфера доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей по-настоящему "раскрыться" и поверить в свои силы каждому ученику.

Развитие младших школьников проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия, Методика работы с разработанными нами средствами обучения построена с учетом психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и дает возможность осуществлять многократное повторение теоретического материала и ассоциировать его с картинками, стихами, играми.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила уровень знаний младших школьников в процессе обучения музыке, а в общем картину их умственной воспитанности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: для повышения эффективности процесса обучения необходимо более активно развивать разносторонние, глубокие, устойчивые интересы младших школьников к музыкально-теоретическим предметам; в связи со снижением уровня умственной воспитанности и интереса младших школьников к музыкально-теоретическим предметам в ДМШ, ДШИ подтверждается необходимость серьезного совершенствования методики, программ и учебных пособий; в целях активизации мыслительной деятельности младших школьников необходимо всячески распространять передовой опыт выявления межпредметных связей, способствующих активации интереса у младших школьников.

Важно с первого дня обучения детей данной возрастной категории в ДМШ, ДШИ заботиться об укреплении и развитии интереса, что дает возможность гибко и эффективно строить методику учебно-воспитательного процесса.

А также формировать у младших школьников на уроках сольфеджио мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение и т.д.), что способствует интенсивному развитию видам мышления. Основная направленность формирования мышления связана с развитием таких форм мысли, как понятие, суждение, умозаключение.

Из данных выводов можно сделать следующие рекомендации:

1. Целенаправленно и систематически вести работу по умственному воспитанию младших школьников в процессе обучения музыке, так как она развивает память учащихся, наблюдательность, учит их анализировать и синтезировать.

2. Предлагаемую систему умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке активнее внедрять в практику, так как она позволяет более эффективно решать задачи формирования знаний, умений и навыков в области музыкально-эстетического образования.

3. Активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс развивающие игры и упражнения, которые повышают познавательную активность младших школьников и повышают рост их успеваемости.

4. Учебно-воспитательная работа должна идти от эмоционально-образного содержания музыкального произведения, от переживаний учащихся, вызванных прослушанным музыкальным произведением, пропетым музыкальным примером, песней.

В связи с выше изложенным, диссертант предлагает расширенное изучение аспектов проблемы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыке, как наиболее сложной и ответственной во всей системе художественно-эстетического воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Солопанова, Ольга Юрьевна, 1999 год

1. Апраксина О.А.- Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.

2. Алексеев Б. Мясоедов А. — Элементарная теория музыки.— "Музыка", 1986.

3. Агажанов А., Блюм Д. — Сольфеджио. — М., "Музыка", 1972.

4. Андреев В.И. — Педагогика творческого саморазвития. — Казань, КазГу, 1998.

5. Аванесова В.Н. — Умственное воспитание дошкольника. — М., 1972.

6. Абульханова-Славская К.А. — Деятельность и психология личности. — М., 1980.

7. Арсеньев А.С. — Психологические проблемы нравственного воспитания детей. — М., 1977.

8. Ардентов Д. — Музькальная грамота и сольфеджио (для хоровых коллективов музыкальной самодеятельности).— Л., 1970.

9. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сб. трудов № 62 ГМПИ.— М., 1982. ■

10. Ю.Альшванг А.— Русская симфония и некоторые аналогии с русским романсом; Избр. соч. — М., 1964.

11. П.Альтман Я.А., Дубровский Н.А. Пространственный слух / Физиология сенсорных систем. Ч. 2.— Л.: Наука, 1972.

12. Амонашвили Ш.А.— В школу с шести лет. — М., 1986.

13. З.Алексеев Б., Блюм Д. — Систематический курс музыкального диктанта. — М., 1969.

14. Андреева М., Конорова Е. — Первые шаги в музыке, о первоначальном анализе на слух. — М., 1980.

15. Античные мыслители об искусстве. Изд. 2-е. М., 1938.

16. Асафьев Б.В. — Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / 0 хоровом искусстве.— Л., 1980.

17. П.Асафьев Б.В. — Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М., 1965.

18. Арановский М.Г. — Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления.— М., Музыка, 1974.

19. Барабанов А.Г., Гурин В.Е.— Воспитание творческой направленности в деятельности школьников. — Краснодар., 1967.

20. Белоус В.В. Темперамент и деятельность.— Пятигорск, 1990

21. Боровик- Т.— Методические рекомендации к использованию наглядных пособий по сольфеджио в ДМШ.— Минск., Метод, кабинет., 1967.

22. Барабошкина А.В. — Сольфеджио для 1 класса ДМШ, изд.2-е. — М.,1975.

23. Барабошкика А.В.— Сольфеджио для 2 класса ДМШ, изд. 2-е.— М.,1977.

24. Барабошкина А.В., Боголюбова Н. — Музыкальная грамота для детей.— Л., "Музыка"., 1966.

25. Баренбойм Л. — Педагогические размышления.— "Советская музыка"., 1967, №6.

26. Бырченко Т., Франио Г. — Хрестоматия по сольфеджио и ритмике /Для подготовительных групп ДМШ и школ искусств/ — М., "Советский композитор", 1991.

27. Bentley A. Aurul foundations of Music reading. London., 1964.

28. Bentley A. Songs to Sing and Play. London., 1964.

29. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.

30. Брунер Дж. Ж.— Психология познания.— М., 1977.31 .Богоявленская Д.Б.— Интеллектуальная активность как проблема творчества.— Ростов-на-Дону, 1983.

31. Баринова М.Н.— О развитии творческих способностей ученика.— Л., 1961.

32. Боголюбова Н.— Творческие упражнения как средства активизации слухового внимания.— М., 1969.

33. Бородай Ю.Н. — Воображение и теория познания.— М., 1966.

34. Баренбойм Л.А.— Путь к музицированию.— Л., 1973.

35. Бодалев А.А. — Социальная психология личности.--М.,1979.

36. Божович А.И.— Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

37. Быканова Е., Стоклицкая Т.— Музыкальные диктанты. — М., 1979.

38. Барабошкина А.В.— Сольфеджио 1 класс, методическое пособие — М., 1972.

39. Барабошкина А.В. — Сольфеджио 2 класс, методическое пособие. — М., 1974.

40. Блок В.— Ладовое сольфеджио.— М., "Советский композитор", 1987.

41. Бондаренко С.М.— Урок — творчество учителя.— М., 1974.

42. Буске М.— "Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?" — Перспективы № 4,1987.

43. Василовский В.И. /ред./ Практическая педагогика.— Краснодар, 1998.

44. Вахромеев В.А.— Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. — М., 1966.

45. Вегнер Л.А. Педагогика способностей.— М., 1973.

46. Вейс П., Ригина Г., Головина М. — Методическая разработка к проведению уроков музыки в первом классе школы.— М., Метод.кабинет., 1972.

47. Вейс П.— Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика.—Л., 1967.

48. Вейс П.— Абсолютная и относительная сольмизация. — В кн: Вопросы методики воспитания слуха. — Л., 1967.

49. Вопросы музыки в школе. // Сб. материалов и документов 1917-1927.— Л., 1969.51 .Ветлутина Н.А.— Музыкальное развитие ребенка.— М., 1968.

50. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1985.

51. Виноградов Г., Красовская Е. — Занимательная теория музыки.— М., "Советский композитор", 1991.

52. Венгер Л.А., Венгер А.Л.— Домашняя школа мышления.,— М., 1985.

53. Ванслов В.— Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Изд.2-е., Л., 1983.

54. Вилюнас В.К.— Психология эмоциональных явлений.— М., 1976.

55. Venskus V. — Dvibalsis solfedzio. — Kaunas., 1968.

56. Вольперт И.Е.— Руководство по психотерапии / раздел: игровая психотерапия/. — Ташкент, 1979.

57. Ветлугина Н.А. — Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в советском детском саду./ Музыкальное воспитание в современном мире, —М., 1973.

58. Воспитание музыкального слуха.— Сборник статей.— М., 1977.

59. Василовский В.И. /ред./ Практическая педагогика.— Краснодар, 1998.

60. Выготский Л.С.— Развитие высших психических функций.— М., 1960.

61. Выготский Л.С. — Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.— Вопросы психологии.— №6, 1966.

62. Выготский Л.С. — Психология искусства. — М., 1968.

63. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. — с. 389.

64. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1966, —с. 250, 254.

65. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

66. Гостдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся. — В кн.: Вопросы музыкальной педагогики, вып.2.— М., 1980

67. Гостдинер А.Л. Музыкальная психология.— М., 1993.

68. Гурин В.Е. — Умственное воспитание // Педагогика/ Под ред. Э.Г. Мали-ночки. — Краснодар: КубГУ, 1992.

69. Гурин В.Е. — Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.— М., Педагогика, 1988.

70. Гурин В. Е. — Воспитание единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. — Краснодар: Знание, 1979.

71. Гурин В.Е. — Воспитание творческой личности // Совершенствование образовательных процессов. — Краснодар: КубГТУ, 1995.

72. Гурин В.Е. — Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. — Краснодар: КубГУ, 1998.

73. Гурин В.Е.— Концепция нравственного воспитания личности учащегося в современных условиях // Образование, предпринимательство, мораль.— Москва-Краснодар: КубГУ, 1997.

74. Гурин В.Е. — Возрастная педагогика.— Краснодар, 1994.

75. Гурин В.Е. — Ключевые направления перестройки нравственного воспитания старшеклассников //Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе.— Краснодар: КубГУ, 1990.

76. Гурин В.Е. Умственное воспитание // Педагогика.— Учебно-методическое пособие.— Краснодар, 1992.

77. ГусевВ.Е.— Психология коллективного творчества. В кн.: Содружество музыки и тайны творчества. — М., 1968.

78. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. — Методика музыкального воспитания в школе. — М., Academia, 1997.81 .Давыдова Е.В.— Методика преподавания сольфеджио.— М., 1986.

79. Дитрих К., Гофман К.— Вопросы систематики и методики музыкального воспитания. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975.

80. Давыдова Е., Запорожец С. — Музыкальная грамота. Вып.1, М., 1970.

81. Добровольская Н. — Вокальные упражнения в школьном хоре. — М., 1965.

82. Жуковская Р.И. — Нравственное воспитание дошкольников.— М., 1972.

83. Жуковская Р. И. — Воспитание ребенка в игре. — М., 1963.87.3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.—М., 1994.

84. Запорожец А.В. — Воспитание школьников. // Виды детской деятельности.—М., 1995.89.3апорожец А.В. — Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. — В кн.: Развитие детского голоса.— М., 1963.

85. Занков JI. — Избранные педагогические труды. — М., Новая школа, 1996.

86. Занков JI.— Проблемы начального обучения.— Сов. педагогика №11, 1963.92.3ак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. —М., ИНТЕРПРАКС, 1994.

87. Зубков JI. Словарные игры.— Санкт-Петербург., Кристалл, 1998.

88. Ильина Г. А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. Вопросы психологии., 1971., №5.

89. Ильина Г.А. Педагогика.— М., 1994.

90. Исследования по проблемам возрастной педагогической психологии/ под ред. Лисициной М.И. / — М., 1980.

91. Из статьи "Вопросы воспитания музыкального слуха". — Сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 3., М., 1964.

92. Kasponis R. — Solfedzio. — Kaunas, 1969.

93. Kasponis R. , Namolivnas P., — Choko Pratybos-LTSR., kulturos ministerija. — Vilnius, 1973.

94. Кулаковский Л.В. — Музыка как искусство. — М., 1960.

95. Кузин В. — Психология. — М., 1974.

96. Кабалевский Д. Б. — Воспитание ума и сердца.— М., 1984.

97. Кравцова Г.Г., Кравцов Е.Е. — Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — Педагогика и психология. Изд. "Знание" — М., 1987.

98. Кононова Н.Г. — Музыкально-дидактические игры для дошкольников.—М., 1981.

99. Куцанов В. — Использование элементов относительной сольмизации на уроках сольфеджио. — М., ГМПИ им. Гнесиных, 1975.

100. Коби Е. — Музыкальное воспитание дошкольника. — Ростов-на-Дону, 1936.

101. Кириллова В., Попов В. — Сольфеджио. — М., 1971.

102. Курс теории музыки. — Л., 1978.

103. Королева Е. — Музыка в сказках, стихах и картинках. — М., 1994.

104. Калугина М., Халабузарь П. — Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. — М., 1987.

105. Каган Г. — "У врат мастерства". — М., Сов. композитор, 1961.

106. Каган М.С. — Лекции по марксистско-ленинской этике. — Л., 1963.

107. Кленова А. Там где музыка живет.М.,Сов. композитор.

108. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте.— М., 1993.

109. Левашова Г. — Рассказы из музыкальной Шкатулки. — Л., 1975.

110. Лернер И.Я. — Проблемное обучение. — М., 1974.

111. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.— М.: Прометей, 1996.

112. Луначарский А.В. О воспитании и образовании.— М., 1976.

113. Лунин В. — Волшебная мелодия.— Рига, 1994.

114. Лэндрет Г. Л. — Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1944.

115. Лук А.Н. — Эмоции и личность.— М., 1982.

116. Люблинская А. — Природа активности и ее значение в развитии школьников. Уч. записки ЛГПИ им.А.Герцина, вып. ЗОО.— Л., 1967.

117. Леонтьев А.Н.— Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1977.

118. Лейтес Н.— Психология одаренности детей и подростков. — М., Аса-demia, 1996.

119. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: Изд-во МГУ, 1972.

120. Леонтьев А.А.Выготский Л.С. Люди науки.— М.,1990.

121. Мисару Ибука. После трех уже поздно. — М., 1992.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, Т. 1.М., 1957.

123. Мышление: процесс, деятельность, общение.М., 1982.

124. Мазель JI.A., Цуккерман В.А. — Анализ музыкальных произведений. — М., 1967.

125. Милич В. — Воспитание ученика-пианиста. — Киев, 1977.

126. Максимов С.— Сольфеджио для вокалистов.— М., 1984.

127. Музыкальная энциклопедия: В 5-ти т.,Т.5.— М., Сов. Энциклопедия, 1981.

128. Мутли А.Ф.— Звук и слух. В кн.: Вопросы музыкознания.Т.З.— М.,1960.

129. Марьенко И.С. Становление системы нравственного воспитания школьников в советской педагогике // Воспитание школьников. 1977. № 6.

130. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. — М., 1882.

131. Муцмахер В.И. — Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. — Учебное пособие. — М., 1984.

132. Мелик-Пашаев А.А. — Педагогика искусства и творческие способности.—М., 1981.

133. Мелик-Пашаев А.А., Новолянская З.Н. Ступеньки к творчеству.— М., 1987.

134. Морозова Н.Г. — О познавательном интересе.— М. ,1979.

135. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 1975.

136. Мининана Н.Д. Давайте поиграем. М., Композитор, 1993.

137. Минскин Е.М.— От игры к знаниям. — М.,1982.

138. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

139. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет),— М., 1993.146. Малыши и музы.— М., 1972.

140. Музыкальная жизнь— М., 1976,№1.

141. Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся,— Л.,1959.

142. Нечаева В.Г.— Нравственное воспитание дошкольников. — М., 1972.

143. Новиткова Л.И.— Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М., 1978.

144. Назайкинский Е.В. — О психологии музыкального восприятия.— М., 1972.

145. Островский А.Л.— Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. — М.,изд.2-е, 1970.

146. Орджоникидзе.Г. — Звуковая среда современности.// Музыкальный современник. Вып.4, — М., 1983.

147. Оконь В. Основы проблемного метода обучения. М., Просвещение, 1968.

148. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. (Сб. документов и материалов),— М., 1984.

149. Петрушин В. И. — Музыкальная психология. — М., Изд. 2-е, 1997.

150. Пеева И., Кристева С. — Болгарский метод "Столбица". Сб."Вопросы методики воспитания слуха". — Л., 1990.

151. Пидасиситый П.И. Педагогика.— М., 1996.

152. Проблемы музыкального мышления.— М., 1974.

153. Поляков В. — Нужны другие ориентиры. Сов. музыка. — М., 1967

154. Платонов К.К. — О системе психологии.— М., 1972.

155. Прокофьев М.А. — Советская общеобразовательная школа на современном этапе.— М., 1975.

156. Павлов И.В. — Полное собрание соч. Т. 1., Письмо к молодежи. — Изд. АПН СССР, 1951.

157. Пономарев Я.А. — Психология творческого мышления.— М., 1960.

158. Писарев Д.И.— Влияние искусства на воспитание. Полн. собр. соч., Т.1., Спб, 1844.

159. Психологические исследования. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986.

160. Психология и педагогика.— Москва-Новосибирск, 1999.

161. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. Под ред. Смирнова С.А.— М., 1998.

162. Педагогика. Учебно-методическое пособие. КубГУ. Краснодар, 1992.

163. Педагогика. /Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского.— М.: Педагогика, 1984.

164. Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей. Диссертация.— М., 1976.

165. Ринкявичюс 3. — Воспринимают ли дети полифонию?— JL, 1979.

166. Ригина Г. — Уроки музыки в начальных классах. — М., 1979.

167. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. — Метод, разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. Сост. Шатков-ский Г.—М., 1986.

168. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. (Под ред. JI.A. Венгера). — М., Педагогика, 1986.

169. Ражников В.Г. — Резервы музыкальной педагогики.— М., 1980.

170. Рубинштейн. С.Д. — Основы общей психологии. — М., Т.2, 1989.

171. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. ст.— Д., 1981.

172. Ражников В.Г. — Диалоги о музыкальной педагогики. — М., 1989.

173. Рувинский Л.И. — Воспитание и самовоспитание школьников.— М., 1969.

174. Римский-Корсаков Н.А. — Статьи и заметки о музыкальном образовании. Изд. 1911, Санкт-Петербург. Под ред. Римской-Корсаковой М.

175. Сорокина А.И. — Умственное воспитание в ДОУ. — М., 1975.

176. Сайко В.Д.— Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст. // Вопросы психологии: № 2, 1986.

177. Станиславский К.С.— Моя жизнь в искусстве.— Ярославль, "Академия развития, 1996.

178. Станиславский К.С.— "Работа актера над собой" .— М., 1938.

179. Сохор А.Н.— Воспитательная роль музыки .— Л., 1962.

180. Субботина Л. — Развитие воображения у детей.— Ярославль, "Академия развития", 1996.

181. Скаткин М.Н. — Школа и всестороннее развитие детей.— М., 1980.

182. Сладков П. Основы сольфеджио.— М., 1997.

183. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.— М., 1997.

184. Столович Л.Н.— Искусство и игра. — М., 1987.

185. Стоковский Л. — Музыка для всех нас.— М., 1963.

186. Соловейчик С.Л.— От интересов к способностям.— М., 1968.

187. Сорока-Росинский В .П.— Педагогические сочинения. — М., 1991.

188. Сухомлинский В.А. — Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в средней сельской школе.— М., 1979.

189. Смирнова Т.И.— Интенсивный курс фортепиано.— М., 1992.

190. Сухомлинский В.А. — Сердце отдаю детям.— Киев, 1972.

191. Серединская В.А.— Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио.—М., 1962.

192. Сухомлинский В.А.— Духовный мир школьника.— М., 1961.

193. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.— М., 1981.

194. Теплов Б.В. — Психология музыкальных способностей.— М., 1947.

195. Теплов Б.В. Избр. труды в 2-х т.— T.l, М., 1987.

196. Теплов Б.В.— Психологические вопросы художественного воспитания.— Известия АПН РСФРС, 1949, №11.

197. Тудоровский А.А. Вопросы детского музыкального образования // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе — М., 1965.

198. Учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств). — М., 1987.

199. Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М., Музыка, 1985.

200. Усова А.П. — Роль игры в воспитании детей.— М., 1976.

201. Ушинский К.Д. Собр.соч. В 11 т. М., Л., 1950.

202. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. // Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной.

203. Фейгин М. — Индивидуальность ученика и искусство педагога.— М., 1968.

204. Фридман Л.М. — Формирование наглядных и познавательных интересов у школьников.— М., 1979.

205. Франио Г. — Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.— М.,1989.

206. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н.— Методика музыкального воспитания.— М., 1990.

207. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.— М.: Высшая школа,1990.

208. Чудновский В.Э., Юркевич В. С.— Одаренность: дар или испытание.— М., 1990.

209. Чебыкин А .Я.— Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. // Вопросы психологии, 1987, №6.

210. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение.— М., 1995.

211. Шаров Ю.В. — Проблемы формирования духовных потребностей. — М., 1970.

212. Швырев B.C. Знание как феномен культуры: актуальные проблемы философского осмысления // Инновационное обучение: стратегия и тактика.— М., 1994.

213. Шуман Р.— Избр. статьи о музыке.— М., 1956.

214. Шукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике.— М., 1971.

215. Швебель М. — Развитие познавательных способностей. // Перспективы, 1986, №1.

216. Эстетическое воспитание в школах искусств. Сост. П.В.Халабузарь.— М., 1988.

217. Эльконин Д.Б. — Детская психология.— М., 1960.

218. Эльконин Д.Б. — Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников. — М., 1970.

219. Эльконин Д.Б. — Психология игр.— М., 1978.

220. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству — М.: Аквариум, 1997.

221. Юркевич B.C. — Светлая радость познания.— М., 1977.

222. ЮзефовичВ. — Давид Ойстрах. — М., 1985.

223. Яновская М.Г. — Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.

224. Якиманская И.С. — Развивающее обучение. — М., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.