Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества: На примере МНР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Жамбаагийн Тогтох

  • Жамбаагийн Тогтох
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, шуя
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 124
Жамбаагийн Тогтох. Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества: На примере МНР: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. шуя. 2002. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жамбаагийн Тогтох

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.13

1.1 Роль и значение объективных и субъективных условий в становлении и развитии педагогической культуры в

Монголии. 13

1.2 Конкретно-сущностное значение и историко-гносеологическая характеристика сформированной в Монголии педагогической культуры .31

1.3 Актуализация психолого-педагогических' аспектов в условиях мирового процесса глобализации.36

1.4 Выводы.47

ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ МОНГОЛО-СОВЕТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ.49

2.1 Исторические предпосылки сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР.49

2.2 Основные этапы сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР и РФ.61

2.3 Выводы.70

ГЛАВА 3. РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОНГОЛИИ.72

3.1 Социальный заказ и специфика предмета РКИ.72

3.2 Государственная политика по вопросам функционирования русского языка в Монголии.83

3.3 Выводы.94

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества: На примере МНР»

В цикле наук о человеке понятие "культура" принадлежит к наиболее фундаментальным. Данное понятие очень емкое, так как включает в себя и нравственность, и весь круг идей и творчества человека, и быт, и традиции.

Таким образом, «культура - это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» (Балакина Т.И.). Культура неотделима от истории народа, так как выражает его коллективную память. "Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает неразрывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества" (Лотман Ю.М.).

Важным феноменом духовной жизни любого народа является его педагогическая культура. В научной литературе понятие "педагогическая культура" трактовалось по-разному. Так, её связывали с усвоением педагогических знаний, умений и навыков, с вопросами социальной и общей психологии, активным овладением принципами воспитания (Григорьев В.К., Гуревич П.С. и др.). Другие учёные (А. С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) считали важнейшим компонентом педагогической культуры умение наставника использовать весь арсенал методов, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда воспитанников.

Анализ литературы показал, что понятие "педагогическая культура" не имеет чёткого определения. На наш взгляд, педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны. Поэтому необходимо определить слагаемые педагогической культуры.

Формирование педагогической культуры как одного из качественно новых духовных образований почти не подвержено исследованию как с психолого-педагогической, так и с философско-социологической точек зрения, но важно знать, какие условия влияют на развитие педагогической культуры в той или иной стране, в частности, какова роль международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры. В нашей работе исследуются в историческом аспекте условия формирования педагогической культуры в процессе сотрудничества России и Монголии.

На пороге прошлого столетия Монголия представляла собой один из самых отсталых регионов мира. Она даже не являлась самостоятельной суверенной страной, независимым государством, находилась под манчьжурско-китайским игом. В дореволюционной Монголии не существовало ни одного учебного заведения, хотя имелась национальная письменность, которая была доступна только представителям имущих классов.

В 1921 году в Монголии произошла революция, явившаяся крутым поворотным моментом в жизни страны. Молодая монгольская республика видела тогда в лице Советской России главного своего партнера, который мог бы помочь ей преодолеть вековую отсталость, заложить прочный фундамент долгосрочного политического, культурно-экономического сотрудничества, в частности, в области подготовки монгольских специалистов в СССР.

Ученые, исследовавшие вопросы монголо-советских отношений в деле создания основ народного образования в МНР ( Ж.Батмунх, Л.Дугэржав, Д.Жамц, Р.Санжаасурэн, Д.Б. Улаамжиев, Ю.Цеденбал), в вопросах распространения русского языка в Монголии как одного из факторов формирования педагогической культуры в стране (Н.Бэгз, С.Галсан, С.Эрдэнэмаам) едины в том, что двустороннее монголороссийское сотрудничество в области образования, просвещения, в подготовке современных монгольских кадров явилось уникальным явлением в духовной жизни монголов, в особенности в формировании современной педагогической культуры в стране. Хотя всеми учеными признается, что сформированная педагогическая культура в Монголии является крупнейшим достижением в духовной жизни трудящихся, однако не исследованы теоретические проблемы обучения и подготовки монгольских специалистов в СССР, не проведен конкретно-системный анализ основных этапов истории монголо-российского сотрудничества в области просвещения и образования в ракурсе определения особенностей истории формирования педагогической культуры в стране, не раскрыта роль русского языка в процессе формирования педагогической культуры в МНР.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью выяснения роли международного сотрудничества стран с целью формирования педагогической культуры.

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие условия могут обеспечить эффективность процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества?

Цель исследования: научно обосновать и оценить в историческом аспекте монголо-российское сотрудничество в сфере становления и развития педагогической культуры в МНР, выявить объективные (внешние) и субъективные (внутренние) условия, способствующие ее формированию в стране.

Объект исследования: процесс формирования педагогической культуры в условиях международного сотрудничества России и Монголии.

Предмет исследования; условия формирования педагогической культуры и средства их реализации в МНР.

Гипотеза исследования: эффективность формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества может быть обеспечена, если:

- достигаются правовые соглашения между странами; учитываются объективные (внешние) и субъективные (внутренние факторы) формирования педагогической культуры в одной из стран;

- обобщаются достижения педагогической культуры в обеих странах и внедряется передовой педагогический опыт в практику образовательных убеждений;

- рассматривается язык одной из стран как феномен культуры и средство межкультурной коммуникации.

В ходе работы решались следующие задачи:

- изучить исторические документы, договоры, соглашения, архивные материалы, психолого-педагогическую, мемуарную литературу о ранних этапах культурного сотрудничества Монголии и России; исследовать правовые соглашения международного сотрудничества и ввести в научный оборот исторически важные данные и документы, подписанные руководителями двух стран за период с 1922 года по 2000 год в области двустороннего сотрудничества по обучению монголов в России;

- выявить и проанализировать объективные (внешние) и субъективные (внутренние) факторы, способствующие становлению современной педагогической культуры Монголии;

-определить основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры;

- провести периодизацию истории сотрудничества России и

Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определить особенности каждого периода;

- определить роль русского языка как феномена культуры и средства международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры в МНР.

Методологической основой исследования явились положения философии, социологии, педагогики, психологии о целостности и взаимообусловленности явлений, о деятельности как активной форме взаимодействия.

Теоретическую основу исследования составляют положения общей теории культуры (3,А.Баллер, В.Л.Бенин, Г.Ф.Выжлецов, Г.Н.Зборовский, П.С.Гуревич и др.), правовой культуры (Е.В.Аграмовская, А.Л.Шайдуров, А.Ф.Гранин и др.), психолого-педагогической и производственной культуры (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинпггейн, В.В.Соколова, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган и др.), психологии творчества (С.М.Берпггейн, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,Я.А.Пономарев и др.), теории ценностей (А.М.Арсентьев,

A.Бейсенова, Е.П.Белозерцев и др.), теории общей педагогики и дидактики (Ю.Бабанский, Д.Б.Эльконин, А.М.Новиков, Б.Г.Корнетов,

B.А.Сластенин и др.), концепция личностью ориентированного образования (Е.В. Бондаревская и др.), теории формирования профессиональной готовности личности к профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, Н.МГоноблин, Э.Я.Зеер и др.), роли русского языка как феномена культуры (В. Г. Костомаров, Е.М.Верещагин, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская и др.).

При разработке поставленных задач использовались следующие методы исследования;

- теоретический анализ психологической , педагогической , мемуарной литературы, изучение исторических документов и архивных материалов по проблеме исследования;

- анкетирование монгольских специалистов, ученых, монгольских выпускников российских учебных заведений; статистический и качественный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось с 1993 года по 2002 г. и включало три этапа.

На нервом этапе (1993-1997 гг.) проводилась разработка программы исследования, анализировалась литература по исследуемой проблематике, определялись понятийный аппарат и методология исследования, производился отбор исторических документов, архивных материалов о процессе формирования педагогической культуры в Монголии и их анализ.

На втором этапе (1998-2001г.г.) продолжались теоретические исследования, отрабатывалась гипотеза, определялись объективные и субъективные факторы формирования педагогической культуры в МНР, намечалась периодизация данного явления.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается единством применяемых теоретических и эмпирических методов, взаимопроверкой данных, полученных различными методами исследования, интерпретацией данных, проведенной на основе методов математической статистики и последующего качественного анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в истории монголо-российского сотрудничества с научной точки зрения проанализированы исторические документы, отражающие различные аспекты совместной деятельности двух стран в деле обучения и подготовки современных квалифицированных кадров для развития просвещения и образования в МНР; выявлены объективные и субъективные факторы, способствующие становлению педагогической культуры в Монголии, а именно: а) подготовка монгольских специалистов в советских учебных заведениях всех ступеней, б) командировки советских специалистов, педагогов в Монголию на разные сроки, в) совместная российско-монгольская деятельность по внедрению передового педагогического опыта советских преподавателей в практику монгольских образовательных учреждений, г) обобщение достижений педагогической культуры в обеих странах (проведение симпозиумов, круглых столов, научно-практических конференций и т.д.), д) помощь российской стороны в обеспечении посол учебниками, необходимой научной литературой, оборудованием для школьных кабинетов и исследовательских лабораторий;

- определены основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры; уровень духовно-правовых отношений, уровень базисно-экономических отношений;

- проведена периодизация истории сотрудничества России и Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определены особенности каждого периода;

- определена роль русского языка как феномена культуры, способствующего установлению и расширению каналов межкультурных отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и обосновании теоретических положений процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества, что дополняет концепцию межкультурных отношений, в значимости научно обоснованных выводов для развития истории педагогики как науки.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- показано историческое место, определены роль и значение обучения и подготовки монгольских юношей и девушек в социально-экономическом и культурном строительстве, в духовной жизни республики;

- представлена хронология документов о российско-монгольских двустороннем сотрудничестве, дан их анализ и оценка;

- обобщен опыт осуществления в Монголии принципов дидактики, ее методических и методологических основ;

- представлены конкретные пути процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества двух стран.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики в вузах, при изучении истории, международных отношений в образовательных учреждениях России и Монголии, а также других странах. Материалы исследования также окажут помощь в работе студентам, аспирантам, докторантам, специалистам-международникам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях и симпозиумах: азиатско-тихоокеанском региональном семинаре "К вопросу непрерывного образования", Хайдарабад, Индия, 1993 г.; семинаре азиатско-тихоокеанского региона "Управление и планирование образования", Бангконг, Таиланд, 1995; симпозиуме ЮНЕСКО "Реализация программы "Всеобщее образование в Монголии", г. Амман, Иордан, 1996 г.; семинаре руководящих работников просвещения «Развитие народного образования в Монголии», г. Денвер, США, 1997 г.; учредительном совещании ценггра поддержки образования женщин, созданном по инициативе диссертанта в 2002 г.; международной конференции "Русский язык, литература, культура в современном обществе", Ивановский государственный университет, г. Иванове, 2002 г.

На защиту выносятся следующие положения :

1.Педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны.

2. Формирование педагогической культуры в рамках международного сотрудничества - это процесс, происходящий под воздействием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) условий.

Важным объективным (внешним) условием формирования педагогической культуры в Монголии послужила массовая подготовка монгольских специалистов в СССР, а необходимым субъективным (внутренним) условием - развертывание в стране движения за овладение передовым педагогическим опытом, совместные монголо-советские мероприятия в области просвещения и образования, активная государственная политика МНР, направленная на развитие педагогической науки и образования.

3. Массовое изучение русского языка в МНР является особым условием формирования педагогической культуры в Монголии.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 205 наименований, и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Жамбаагийн Тогтох

3.3. ВЫВОДЫ

1. Русский язык играл большую роль в формировании педагогический культуры в Монголии. Социальный заказ представляет потребности страны изучаемого языка в передаче посредством учебного предмета системы интеллектуальных и других ценностей.

2. При помощи предмета РКИ русская культура включается в общечеловеческий процесс, способствует установлению и расширение каналов межкультурной коммуникации.

Наше исследование показывает, что важнейшим фактором изучения и распространения того или иного иностранного языка, и в первую очередь, русского, является система народного образования. Сегодня 320 тысяч учащихся и студентов ежегодно изучает русский язык, в общей системе народного образования Монголии прочно утвердилась специфическая методика преподавания русского языка монголам. В результате этого выпускник монгольского вуза в той или иной мере овладевает практическим русским языком.

3. Знание русского языка необходимо монгольскому народу для успешного развития политических, торгово-экономических и культурных связей с Российской Федерацией и другими странами СНГ. В формировании педагогической культуры, подготовке и повышении квалификации преподавателей русского языка с 20-х по 80-е годы XX столетия большую помощь оказывал Советский Союз.

4. Русский язык в течение последних 70 лет вносил и вносит определенный вклад в развитие научного потенциала Монголии. Все диссертации, кроме работ по монголистике и монгольской литературе, писались и защищались до 1990 года на русском языке. На русском языке накоплено огромное количество духовного богатства. Почти половина всех фондов библиотек Монголии - книги на русском языке, переводы с него или через него. До конца 80-х годов русский язык служил основным фундаментом подготовки специалистов. Почти все учебники и учебные пособия монгольских вузов существуют на русском языке, или же в лучшем случае являются переводами русских учебников. Отсюда вытекает вывод о том, что все поколения монгольской интеллигенции получением знаний обязаны русскому языку.

5. Общественно-политической и экономической основой массового изучения и распространения русского языка является провозглашенный высшим руководством страны курс на всестороннее сближение Монголии с Россией. Интерес к изучению русского языка в Монголии в настоящее время возобновляется, о чем свидетельствует запрос со стороны населения, появление десятка частных высших учебных заведений с обучением русскому языку.

Итак, изучение русского языка в Монголии на протяжении 70-ти лет является важным условием формирования педагогической культуры в МНР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование педагогической культуры в Монголии - это результат сращения как объективных, так и субъективных факторов и обстоятельств, динамично развивающийся процесс, совокупное единство мировых и национальных культур, логически законченная и интеллектуально целостная определенность, вобравшая в себя взаимослияние и взаимодействие базисно-экономических и духовно-правовых отношений монгольского общества.

Эффективность формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества достигается при следующих условиях:

- соединение объективных факторов (массовая подготовка монгольских специалистов образования в России) и субъективных факторов (развертывание в стране движения за овладение передовым педагогическим опытом, совместные монголо-советские мероприятия в области просвещения и образования, активная государственная политика МНР, направленная на развитие педагогичесой науки и образования) в единый процесс;

- учет особенностей развития образования и культуры каждого этапа в периодизации формирования педагогической культуры в Монголии;

- массовое изучение русского языка как феномена культуры и средства межкультурной коммуникации.

Постоянно усиливающийся процесс глобализации, переход страны к рыночному обществу и демократизации обязывает учреждения и организации просвещения и образования совершить решительный поворот к повышению качества образования с тем, чтобы привести его уровень с уровнями развитых мировых государств.

Необходимо внести коррективы в план и программы обучения, учитывая социально-бытовые условия и реально сложившийся веками уклад жизни сельского населения. Это обеспечило бы права и осуществление требований детей жить сообща друг с другом, в группах и коллективах, приспосабливаться к постоянно меняющейся социальной жизни (социализации), создавать им возможность самому учиться и развиваться с самого раннего возраста.

С этой целью дается конкретное определение умений и навыков, которые бы получали учащиеся и студенты как общеобразовательных, так и вузов в процессе реального учебного процесса.

Важным является подход к вопросу сохранения всех ценностей в этой области, которые были созданы предыдущими поколениями исследователей, учителей и преподавателей.

В этой связи подвергается исследованию системно-структурный подход обучения, что, объясняется постановкой самой проблемы: обучение в школах есть прямой результат систематической подачи знаний учащимся, системного превращения этих знаний в умения и навыки.

Обучение в наше время, привлечение детей к овладению знаниями представляет собой процесс активного взаимодействия двух его основных, равноправных участников - учащегося и его наставника. Любой прогресс взаимодействия есть следствие, по крайней мере, двух прогрессов, один из которых специфичен для выделенного для анализа системы, а другой для смежной с ней, т.е. для той, которая включена в нее в роли компонента.

Функционирование взаимодействующих систем связано с реорганизацией структур ее компонентов путем дифференциации и реинтеграции их элементов. Структуры компонентов и их тип тоже взаимозависимы. Развитие есть способ существования системы взаимодействующих систем.

Процесс обучения есть процесс изменения самого человека путем развития его интеллекта. Процесс изменения сам есть двоякий процесс: изменение формы человека и его содержания. А изменение формы человека осуществляется путем вмешательства в его психологические состояния педагогическими воздействующими средствами. Освоение новых знаний, их превращение в умения и навыки есть творческий процесс, который требует, во-первых, осознания проблемы; во-вторых, выдвижения гипотезы; в-третьих, логического доказательства истинности данного суждения и, в-четвертых, проверки найденного практикой.

Важным решающим внешним фактором формирования педагогической культуры в Монголии является сотрудничество Монголии и России с начала 20-х годов в области просвещения и народного образования. В данном процессе выделяются четыре этапа.

Первый этап занимает 24 года, т.е. охватывает период от 19221946 гг. Второй этап - 10 лет (1947-1957гг.), третий этап составляет 32 года (1958-1990гг.), четвёртый этап начинается с 1991г. (12 лет). Об этом свидетельствуют исследования многочисленных архивные материалы, основных двусторонних документов, монголо-советских и монголо-российских соглашений, а также трудов ряда исследователей.

Монголо-российское сотрудничество в области обучения монгольских специалистов отличалось:

-взаимопониманием и равноправием, исключительной плодотворностью для Монголии;

-богатством содержания и разносторонностью форм;

- бескорыстием и искренностью;

- дальновидностью и нацеленностью на будущее, планомерностью и целенаправленностью.

Исключительно важную роль сыграл в становлении и развитии современной педагогической культуры в Монголии русский язык. Через него монголы ознакомились с трудами ученых-педагогов, познакомились с опытом и лучшими методами работы учителей и преподавателей в других странах, с его помощью приобщались к знаниям и образованию, десятки тысяч людей обучались в советских учебных заведениях, освоили научно-технические знания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жамбаагийн Тогтох, 2002 год

1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. 1990

2. Акишина А.А., Каган.О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка. М. 1997.

3. Алексеев М.П. Русский язык в мировом культурном обиходе // Вопросы языкознания. -1984. -№2. с.3-14- №3. - с.3-17.

4. Ардапшрова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. —Уфа, 1993.

5. Арутюнова Н.Д. Конструирование и экспертиза учебника русского языка для иностранцев: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. - М., 1988.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов — М., 1966

7. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.,1988.

8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.

9. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Часть 1. -М.,1994.

10. Ю.Батшцев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. М.,1987.

11. П.Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.,1995.

12. Баяртогтох М., Тогтох.Ж Научно-популярные статьи по совершенствованию и оптимизации телесной и психической деятельности. УБ. 1991 г /На монгольском языке/

13. Баяртогтох М., Тогтох.Ж Психология: группы и индивиды /на монгольском языке/

14. Баяртогтох. М. Психология в вопросах и ответах. У Б. 1996./на монгольском языке/.

15. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.,1965.

16. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. - № 6.

17. Божович Л И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.,1995.

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968.

19. Большой энциклопедический словарь. М., 1997.

20. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д., 1999.

21. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л., 1983.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

23. Брунер Д. Психолгия познания. М., 1972.

24. Будагов Р.А. Человек и его язык.- М., 1976. с.141 -173

25. Бэгз Н. Основание теоретико-методологического развития образования Монголии в условиях глобализации: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. УБ, 2001

26. Введение в философию: Учебник для вузов. /Фролов И.Т. и др./ М., 1989.

27. Внешняя политика МНР в документах,- УБ. 1982.

28. Врещагин Е.М., Костомаров В.Г. Семантизация культурногокомпонента языковых единиц в учебных лингвострановедческих словарях // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. -М.,1978.

29. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Языки культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.,1990.

30. Виноградов В.В., Костомаров В.Г. Теория советского языкознания и практика обучения русскому языку иностранцев //Вопросы языкознания. 1967. -№2. - с. 3-17.

31. Возрастная и педагогическая психология /Под. ред. А.В. Петровского. М, 1973.

32. Воронова Т.А., Засобина Г.А., Савин Н.В. Педагогический процесс в высшей школе. Иваново, 2001.

33. Волкова Т.Н. Педагогическая лингвокультурология. Иваново, 2000.

34. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б.Корнетова, В.Г.Безрогова. М.1996.

35. Гадалова В.В. Теория и практика русского языка. М.,2002.

36. Галсан С. Монгольская Народная Республика. Русский язык в странах мира. -М., 1973.-с. 51-56.

37. Галсан С. МАПРЯЛ 10 лет. Русский язык в монгольской школе. -УБ., 1980.-с. 11-16.

38. Гатауллина Л.М. Строительство Социалистической Культуры в МНР.-М.,1981.

39. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. -М., 1988.

40. Григорьев В.К. Педагогическая культура партийных кадров. М., 1989.

41. Гумбольдт В. Характер языка и характер народа // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.,1985.

42. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.,1984.

43. Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. М., 2001.

44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.,1986.

45. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам // ООН: Сб. документов. М., 1981.

46. Дешериев Ю.Д. Проблема функционального развития языков и задачи социолингвистики. Язык и общество. — М., 1968. с.55-80.

47. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен: Дис. . д-ра пед. наук. М.,1994.

48. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики // Советская педагогика. 1986. -№ 8.

49. Договор между Народным Правительством Монголии и правительством РСФСР об установлении дружественных отношении между Монголией и Россией. Документы внешней политики СССР. -т. 10. М.1964.

50. Донская Т.К. Коммуникативная методика на уроках русского языка. -СПб., 1998.

51. Донская Т.К. Наука и образование как основа процветания государства // Человечество в XXI веке: индикаторы развития.1. Н.Новгород, 2001

52. Донская Т.К. Национальная культура и методика обучения // Национальная культура и образование СПБ., 1992.

53. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. -СПб., 1998.

54. Донская Т.К. Русский язык язык познания и культуры. - СПб., 1999

55. Жерносек И.Ф. Народное образование в МНР. Киев. 1985.

56. Журавлёв В.К. Экология языка и культуры // Функционирование языков в многонациональном обществе /Под ред. В.М.Солнцева. -М.,1991.57.3анков JI.B. Обучение и развитие. М.,1975.

57. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.,1989.

58. Ильина Т.А. Педагогика. М., 1969.

59. Каган М.С. Человеческие деятельности /опыт системного анализа/. М., 1974.

60. Казаков В.Г., Кондратьева Л.П. Психология: учебник для индустр-пед. техникумов. М., 1989.

61. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.,1990.

62. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1980.

63. Каплина Л.Я. Сущность методологии гуманизации подготовки специалиста образования // Инновации в психолого-педагогической теории и практике. Шуя, 2002.

64. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч.-М., 1982.

65. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

66. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1995.

67. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику.-М.,1975.

68. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. С-Пб.,1999.

69. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1990.

70. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М.,1994

71. Корнетов Г.Б. История педагогики. М.,2002.

72. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). -М.,1993.

73. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика как наука. Статья вторая: Методическая проблема двуязычия // Русский язык за рубежом 1979. - №6. - с.67-73.

74. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Русский язык в иноязычной среде /Функционирование. Состояние. Изучение. Преподавание/. -М„ 1991.

75. Костомаров В.Г. Русский язык и современность. М. 1991.

76. Костомаров В.Г. Русский язык как средство межнациональногообщения. М.,1977.

77. Костомаров В.Г. Русский язык как язык широкого международного употребления //Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 1972. с. 55-74.

78. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. М.,1975.

79. Костомаров В. Г. Проблема общественных функции языка и категория "мировой язык" //Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975- с.239-243.

80. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи,- М.,1994.

81. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.-Самара, 1994.

82. Краткий педагогический словарь /Абаренков В.П. и др.- М., Политиздат. 1987.

83. Кругликов В.А. Образ «человека культуры». -М, 1988.

84. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999.

85. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. М.,2000.

86. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-н/Д.,1997.

87. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. -М., 1970.

88. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.

89. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. М., 1983.

90. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,1974.

91. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности М.1980.

92. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М.,1995

93. Лингвистический энциклопедический словарь / Под.ред. В. Н. Ярцева. М.,1990.

94. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.,1991.

95. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С-Пб., 1994.

96. Любимцев А.А. Расцвет и упадок цивилизаций: предварительный набросок. Самара, 1994.

97. Майский И.М. Монголия накануне революции. М., 1960.

98. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1999.

99. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 1-8., М.,1983-1989.

100. Малькова 3. А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

101. Матвеев B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск, 1990.

102. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // ООН. Права человека: изложение фактов. -1992. -№ 16.

103. Муравьёва Г.Е. Дидактическое проектирование. Шуя,2000.

104. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного . М., 1990.

105. Михайловская Н.Г. О теоретических и практических задачах изучения русского языка как средства межнационального общения. Вопросы языкознания. 1983. - №5. - с.25-32.

106. Молчановский В.В. Роль задач и профессионализации процесса подготовки преподавателей русского языка как иностранного // Заочное обучение русскому языку. Проблемы и перспективы: Тезисы докладов и сообщений Международного симпозиума. М., 1992. -с.61-63.

107. Молчановский В.В. К вопросу о содержании и структуре профессиограммы преподавателя русского языка как иностранного. Русский язык за рубежом. 1990. №1, с. 53-57

108. Морковкин В.В. Русская лексика в аспекте педагогической лингвистики //Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Сб. докладов советскойделегации на 6-ом Конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986. - с.214-228.

109. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование: цикл бесед. -М.,1993.

110. Новиков А. М. Методология образования. М. ,2002.

111. Норжхорлоо Н. К вопросу совершенствования содержания обучения детей раннего возраста в Монголии: Автореф. дис. . д-ра -пед. наук. УБ., 2000.

112. Об искусстве полемики /П.Н. Федосеев и др./ М.Политиздат. 1980.

113. Огородников И.Т. Педагогика.- М., 1968.

114. Очерки истории МНРП.- УБ., 1987.

115. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

116. Оншценко Э.В. Историко-педагогическая культура как социально-педагогический феномен. -М.,2001.

117. Панарин А .С. Россия в цивилизованном процессе: между атлантизмом и евразийством. М.,1995.

118. Педагогика. Учеб. пособие для студентов фак-тов педагогики / Под.ред. С.П. Баранова и др. М., 1976.

119. Педагогика народов мира: история и современность /Под ред. Салимовой. — М.,2001.

120. Педагогическая антропология. Учебное пособие / Автор-составитель Б.М.Бим-Бад, М.,1998.

121. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. -М.,1996.

122. Похмелкина Г.Ф., Семёнов И.Н. Рефлексивно-творческий подход к процессу повышения квалификации ипереквалификации педагогов // Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. -Пермь, 1993.

123. Пономарёв А.Я. Психология. М.,1987.

124. Преподавание русского языка в национальных школах РСФСР.-Л., 1992.

125. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. М., 1995.

126. Прохоров Ю.Е. Национальные социо-культурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.,1996.

127. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

128. Психология. Словарь/ под.ред. А.В.Петровского и др. 2-ое изд/ М. Политиздат. 1990.

129. Равкин З.И. Современные проблемы историк о-педагогических исследований //Педагогика. 1994. — № 1.

130. Рамсина Т.А., Полидва М.А. Коммуникативные упражнения. -М.,1978.

131. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.,1995.

132. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.-Л., 1988.

133. Русский язык в современном мире. М.,1968.

134. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.,1996.

135. Рынков А.К. Социально-философские проблемы образования. -М.,1982.

136. Сидоров Е .В. Проблемы речевой системности. М., 1987.

137. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

138. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. — М.,2000.

139. Смелкова З.С. Педагогическое общение. МД999.

140. Современная дидактика: Теория практике /Под ред. И.Я Лернера. - М.,1994.

141. Современные проблемы истории образования и педагогической мысли: в 3-х тт./ Под ред. З.И.Равкина. М.,1994.

142. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.1992.

143. Социальная политика Монголии/ Под.ред. Б. Лхамсурэн и др. -УБД988.

144. СССР-МНР. Сотрудничество и сближение. УБ., Госиздат.1981.

145. Справочник директора школы. Сборник законодательных, руководящихся и инструктивных материалов. УБ., 1991.

146. Сидоров В.П. Организация прогресса обучения в школе.-М., 1974.

147. Соколов П.П. Руководство учебными процессами в школе. М., 1974.

148. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.

149. Текст в пространстве культуры и образования. СПб.,2001.

150. Теоретико-методологические вопросы истории педагогики /Подред. Б.М.Бим-Бада. -М.,1986.

151. Теоретическая и прикладная социальная психология М.,1988.

152. Уледов А.К. Общественная психология -М., 1985.

153. Улаамжиев Д.Б., Ж. Цэцэгмаа, Цыбен Жамсрано: Научная и общественно-политическая деятельность в Монголии./l 911 -1931 г/Улан-Удэ. 1999.

154. Упражнение по логике. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Кирилова. М., 1990.

155. Ушинский К. Д. Статьи /Журнал для воспитания Собр. соч., т.2. М-Л., 1948.

156. Философия образования в социокультурном аспекте. 4.1. Шуя, 2001.

157. Фрейд. 3. Психология бессознательного.- М.,1989.

158. Фрейд. 3. Введение в психоанализ. -М, 1989.

159. Хрестоматия по педагогике / Под ред З.И.Равкина. М., 1976.

160. Цэдэнбал Ю. О Монголо-советской дружбе. -УБ., 1984.

161. Чойбалсан X. Избранные статьи и речи. М., 1961.

162. Эллис А.Педагогические инновации. М.,1993.

163. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения //Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.

164. Энциклопедия. Русский язык /Под ред. Ю.Н.Караулова. М.,1997.

165. Эрэдэнмаам С. К вопросу об изучении русского языка в МНР. Основы национально ориентированной методики обучения русскомуязыку монгольских учащихся. УБ., 1989. с.3-4.

166. Эрдэнэмаам С. К вопросу о функционировании русского языка в Монголии. Международная юбилейная сессия, посвященная 100-лети со дня рождения академика. В.В. Виноградова.Тезисы докладов. М., 1995.С.334.

167. Эрдэнэмаам С. Функционирование русского языка в Монголии: Дис. . канд. фил. Наук. М., 1995. - с.119.

168. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии /Под ред. И.С.Кона. М.,1983.

169. Этнофилология в вузе и школе // Сб. науч.-метод, тр. СПб., 2000.

170. Языкова Н.В. Цели и содержание методической подготовки студентов педагогических факультетов иностранных языков. Иностранные языки в школе. 1995. №1, с.57-61.

171. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1995. - № 2.

172. Язык и национальная культура / Под ред. проф. Донской Т.К. -СПб.,1995.

173. Язык о языке /Под ред Н.Д.Арутюновой. М.,2000.

174. Язык, культура, этнос. М. 1994.

175. Боловсрол судлалын ундэс . Жамц. Д., Даваа.Д . УХГ. 1999

176. БНМАУ-ын tyyx. 3-р боть. УБ, 1969.

177. БНМАУ, ЗСБНХУ улсын хооронд цахилгаан мэдээллээр нэвтрэлцэх гэрээ ба энэ гэрээнд нэмж тогтоосон протоколын хугацааг сунгасан тухай протокол. 1927.02.22. "Документы внешней политики СССР" Т. 8. /перевод с русского/

178. БНМАУ, ЗСБНХУ-ын хооронд ын найрамдал, хамтын ажиллагааын болон харилцан туслах тухай гэрээ. 1966.01.15. Унэн сонин.1966.01.18.

179. БНМАУ-ын засгийн газар, ЗСБНХУ-ын засгийн газрын хооронд холбооны талаар хамтран ажиллах тухай хэлэлцээр. 1967.07.30. Монгол улсын гадаад хэргийн архив.

180. БНМАУ, ЗСБНХУ-ын хооронд соёл, шинжлэх ухааны талаар хамтран ажиллах тухай хэлэлцээр. 1971.07.20.

181. Дугэржав Л. Монгол Зевлелтийн боловсрол, шинжлэх ухааныхамтын ажиллагаа, УБ, 2002. /1921191. Зевлех сургагч ба мэргэжилтэн нарн тухай БНМАУ,ЗСБНХУ-ын хооронд байгуулсан хэлэлцээр. 1934.12.04. Монгол улсын гадаад харилцааны архиваас.

182. МАХН-ны туухэд холбогдох баримт бичгууд /1920-1940/ 1-рботь.УБ 1966.

183. Машлай Т. Монголын еренхий болосролын сургуулийн хегжилт. /1911-1940/УБ. 1965.

184. М.В. Ломоносовын нэрэмжит Москвагийн Улсын их сургууль, Монгол Улсын их сургуулийн хоорондын хамтын ажиллагааны тухай хэлэлцээр. 1969.12.21. МУИС-ын архив.

185. Монголын ундэсний сэтгэлзуйн хамгаалалт./Монголын нийгмийн сэтгэлзуйн еерчлелтийн зарим асуудал/. УБ. 1996.

186. Монгол -Зевлелтийн харилцааны баримт бичиг,материалын эмхтгэл. 1921-1940. 1-рбшъУБ, 1976.

187. Монгол-Зевлелтийн соёл, шинжлэхухаан .техникийн хамтын ажиллагаа. 1921 -1990.2001.

188. Монгол-Зевлелтийн ард тумний ганбат найрамдал /1921-1940/ УБ. 1967.

189. Монгол Зевлелтийн найрамдлын ур шим УБ. 1971.

190. Монгол Улсын их сургууль, Эрхуу хотын УААА-н дээд сургуулийн хооронд нехерлел, хамтын ажиллагааны талаар байгуулсан хэлэлцээр. 1924.03.20. МУИС-ын

191. Санжаасурэи Р., Жериосек И.Ф. Очерки истории общеобразовател ьной школы. MI IP.У Б. 1981.

192. Сурган хумуужуулэгч . Сэтгуул. 1981 №2, 1982 №6, 1985№3, 1988 №4, 1989 №4-5, Улаанбаатар.

193. Улан-Уд хот дахь Монгол рафакит 10-н жилийн ойг тохиолдуулан БНМАУ-ын еренхий сайд Чойбалсангаас туе сургуулийн хамт олонд илгээсэн баяарын цахилгаан утас. 1940.06.16. Монгол улсын тев архиваас.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.