Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Айзятов, Фярит Ахметович

  • Айзятов, Фярит Ахметович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1999, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 387
Айзятов, Фярит Ахметович. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 1999. 387 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Айзятов, Фярит Ахметович

Введение.

Глава 1. Устойчивое развитие: общая методология проблемы.

§ 1. Устойчивое развитие в свете категории "состояние": анализ социальных и природных систем.

§.2. Системный анализ структуры детерминированного развития.

§ 3. Фундаментальная схема воспроизводства устойчиво развивающихся состояний.

§ 4. Понятие "общество устойчивого развития".

Глава 2. Взаимодействие общества и природы как естественные предпопосылки исторического процесса.

§ 1. Природные основания общественного развития.

§ 2. Динамика роста народонаселения и проблема устойчивого развития общества.

§ 3. Философская рефлексия на эволюцию взаимоотношений общества и природы.

Глава 3. Концепции общественного развития: альтернативные подходы к традиционной проблеме.

§ 1. Классические теории общественного развития

О.Конт, Г. Спенсер, К.Маркс).

§ 2. Неклассические концепции общественного развития второй половины XX века (теории индустриального, постиндустриального, информационного общества).

§ 3. Идея экологического общества как основа формирования стратегии устойчивого развития.

- з

Глава 4. Перспективы становления устойчивой цивилизации в России.

§ 1. Российский путь к устойчивой цивилизации третьего тысячелетия.

§ 2. Россия на пороге XXI века: экологическая политика.

Глава 5. Основные факторы стратегии развития цивилизации устойчивого типа.

§ 1. Устойчивое развитие: неизбежность экологической перестройки.

§ 2. Человеческий фактор устойчивого развития.

§ 3. Методология воспроизводства экологических состояний как путь к устойчивому социальному развитию.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы»

Актуальность исследования. Интерес к проблеме общественного развития в той или иной степени прослеживается на протяжении всей истории человечества. Две мировые войны и длительное напряженное противостояние супердержав, угроза, а затем начало глобального экологического кризиса, этнические и расовые конфликты - вот лишь отдельные звенья того многопланового и сложного процесса, вследствие которого данная тема в конце XX в. обрела особую актуальность. На современном этапе общественного развития человечество ищет ответ на экологический вызов цивилизации XX в., представляющий собой квинтэссенцию результатов его безрассудной деятельности на протяжении всей истории.

Основанная преимущественно на философии и методологии Нового времени, наша цивилизация вступила в глубокое противоречие с возможностями природы, сущностью человека, историческим развитием в целом. В связи с этим человечеству чрезвычайно важно решить следующие задачи:

1) осмыслить итоги исторического процесса и определить конкретные цели дальнейшего развития;

2) преодолеть стихийный характер общественного развития и наметившиеся негативные тенденции в развитии цивилизации;

3) создать на базе методологии устойчивого развития эффективную, научно обоснованную концепцию управления развитием социальных систем.

Императивы человеческого выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды цивилизации XXI в., гарантирующей переход к обществу с устойчивым развитием, где будут учтены не только интересы общества и человека, но и природы. Для решения названных задач нужно целенаправленное движение к качественно новому состоянию, которое отличается от предшествующего необходимостью поддерживаемого развития, приближающего взаимоотношения общества, человека и природы к некоторому динамическому, устойчивому и безопасному развитию.

Новая модель общества предполагает реализацию следующих мер:

1) уменьшение антропогенного прессинга на природу;

2) выработку новой стратегии глобальной безопасности, стабильности экономики, политики, социальной жизни, экологически безопасного развития системы "общество - человек - природа";

3) усиление внимания к вопросам нравственности и морали, экологизации всех областей жизни человека [См.: 131].

Необходимость выработки стратегии устойчивого развития общества обусловлена динамикой социального развития, глобальными экологическими проблемами в системе "общество - человек - природа", а также духовно-нравственным кризисом индивидуального и социального уровней.

Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований, в решении проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешного и будущих поколений людей [См.: 207; 130].

Степень разработанности проблемы. Для решения названных выше задач требуется целенаправленное движение к качественно новому состоянию общества и человека. Отдельные вопросы этого сложного процесса раскрыты как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

При исследовании механизма устойчивого развития использованы труды Р.Ф.Абдеева, И.С.Алексеева, В.Г.Афанасьева, Л.Б.Баженова, Б. Ф. Кевбрина, Б.М.Кедрова , В.И.Кемкина, В.А.Коптюга, Н.А.Мещерякова, Н.Н.Моисеева 3.М.Оруджева, Н.С.Савкина, В.И.Столярова, Г.И.Рузавина А.С,Панарина, И.Пригожина и др. Анализ категории "состояние" опирается в первую очередь на работы В.И.Демидова, Б.Ф.Кевбрина, В.И.Кемкина, Г.Я.Мякишева, Г.А.Свечникова и др. Теоретическими источниками для изучения взаимоотношений человека, общества и природы явились труды философов как прошлого, так и настоящего.

На роль естественных предпосылок (природных факторов и народонаселения) в развитии общества обратили внимание мыслители древности и средневековья: Геродот, Гиппократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Конфуций, Лао-цзы, Ибн-Рушд, Ибн-Хальдун, Тертуллиан, Фома Аквинский и др. В Новое время данная проблема находится в центре внимания Ф.Бэкона, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Л.И.Мечникова, Г.Бокля, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, П.А.Гольбаха, Т.Р.Мальтуса, И.Канта, Э.Реклю, Г.Гегеля и др. Однако в качестве предмета целостного концептуального философского анализа проблема взаимодействия человека с природой впервые обнаруживается в теориях общественного развития К.Маркса, О.Конта и Г.Спенсера.

Анализ естественных предпосылок исторического процесса показывает, что в мировой науке до последнего времени доминировали социологизаторские концепции общественного развития, наблюдалось определенное пренебрежение к природным предпосылкам исторического процесса, что прослеживается в работах мыслителей XVIII, XIX вв. и первой половины XX в. Это было обусловлено, с одной стороны, абсолютизацией роли науки и техники в общественном развитии, значительным ослаблением (во многом вследствие бурного развития техники) непосредственной взаимозависимости человека, общества и природы, с другой - иллюзорными представлениями о "господстве человека над природой", "бесконечности" ее ресурсов и подобными, восходящими к интеллектуальному климату Нового времени, а в ряде отношений - к истокам западной культуры и западноевропейского мышления в целом. Это привело к доминированию антропоцентричной и социоцентричной парадигм мышления, отразивших и соответствующую им ценностно-идеологическую парадигму общественного сознания с культом прагматического, потребительски-экспансионистского отношения к природе.

По существу, только в конце XX в. человечество начало осознавать свое реальное место в природном комплексе и плачевные результаты разрушительной хозяйственной деятельности, что обусловило понимание необходимости привести свои потребности в соответствие с возможностями природы. В рамках социальной экологии впервые выдвигается концепция целостного социально-экономического и экологического развития, призванного преодолеть тотальный кризис современной цивилизации. Большое методологическое значение в разработке данной концепции имели учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, а также результаты, полученные в докладах различных международных комиссий, и особенно Римского клуба.

Экологические аспекты общественного развития рассматривались в докладах Римскому клубу - А.Печчеи, Д.Медоуза, Дж.Форрестера, М.Месаровича, Э.Пестеля, Я.Тинбергена, Э.Ласло, Д.Габора, А.Кинга, Б.Шнайдера и др. Особое внимание в них было уделено необходимости выработки новых форм человеческих, социальных, политических отношений, что и легло в основу формирования стратегии устойчивого развития. В концепции общественного развития Римского клуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью человечества. Сохранение целостности и устойчивости биосферы обосновано как онтологическое условие предотвращения дезинтеграции и гибели человеческой цивилизации. Обстоятельный анализ деятельности Римского клуба как важнейшей ступени в становлении и развитии социально-философской мысли, формировании нового глобального способа мышления дан в работах Д. М. Гвишиани, В.В.Загла-дина, И.Т.Фролова и др.

Поиск путей выхода из глобального экологического кризиса, формирование основных положений устойчивого развития были бы невозможны без трудов Д.Белла, Р.Баро, О.Тоффлера, У.Хармена, П.Гудмана, Г.Кана, Г.Брауна, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, Дж.Пасмора, Дж.Мак-Хейля, Ж.Дорста, К.Боулдинга, В.Феркисса, 0.К.Флехтайма, П.Друена и др.

В документах, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и развитию (в Рио-де-Жанейро - в июне 1992 г.: "Повестка дня на XXI век", в Каире - в 1994 г., в Копенгагене - в 1995 г.), провозглашается необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. На этой основе сформулирована новая модель общества - общества устойчивого развития.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996), "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1994) и др. документы, принятые российским правительством, являются основными и раскрывают приоритетные направления на этом пути.

Отдельные аспекты социального развития в связи с экологической проблематикой рассматривались в работах Э.В.Гирусова, И.М.Забелина, Б.Коммонера, В.А.Коптюга, И.И.Кравченко, И.В.Крутя, Г.А.Кузнецова, В. А. Лося, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, Л.Н.Пайковой, Л.Е.Серебрякова, А.Д.Урсула и др. Частные вопросы устойчивого развития общества, и прежде всего проблемы экологического образования, воспитания и просвещения, формирования новой личности носителя экологической культуры, анализируются в трудах A.M. Га-леевой, Э. В. Гирусова, А.А.Гусейнова, Д.С.Лихачева, Н.М.Мамедова, Л.Е.Серебрякова, А.Д.Урсула и др.

В этих работах показано, что человечество вступило в такую эпоху, когда его дальнейшая судьба зависит от того, сумеет ли общество в исторически короткие сроки перейти от деструктивно развивающейся культуры к сознательно направляемому развитию , ориентированному на экологические приоритеты.

Особенности перехода России к устойчивой цивилизации анализируются в работах О.К.Дрейера, В.А.Коптюга, В.А.Лося, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула и др.

Региональные аспекты экологически безопасного развития рассмотрены в материалах Всероссийской конференции "Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России" (Саранск, 1994).

В работах Р.И.Александровой, А.В.Каверина, В.А.Писачкина, Н.С.Савкина, А.И.Сухарева, А.Ф.Фролова и других авторов анализируются отдельные региональные аспекты устойчивого, экологически безопасного социально-экономического и духовно-нравственного развития Мордовии.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что до сих пор в отечественной философской литературе проблема устойчивого развития и особенно его экологический аспект) не стала предметом специального изучения.

Цель и задачи исследования. В 1980 г. впервые в докладе "Всемирная стратегия охраны природы", представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, был употреблен английский термин "sustainable" (поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный) в словосочетании "sustainable development", переведенном как "устойчивое развитие".

На пути к устойчивому развитию цивилизации возникают многочисленные проблемы методологического, мировоззренческого и предметно-практического плана. Естественно, следует провести их дифференциацию в интересах процесса познания. Синтез этих аспектов представляет собой общую модель социального развития.

За восемнадцать лет отдельные вопросы устойчивого развития в научной литературе были рассмотрены, однако комплексного анализа, который позволил бы обобщить философско-методологические и специально-научные результаты исследования устойчивого развития, до последнего времени не было проведено, что делает данную работу особенно актуальной для познания динамики социальных систем. Ее цель - комплексное исследование проблемы и раскрытие методологических, социально-философских, экологических, духовно-нравственных предпосылок становления экологически безопасного, устойчиво развивающегося общества, а также определение возможностей реализации модели устойчивого развития в общественной жизни и выработка механизма становления и функционирования устойчивых социопри-родных систем.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- выявить механизм устойчивого развития как общей логики развития и логики социального устойчивого развития в аспекте экологической проблематики;

- определить общую структуру устойчивого развития в логики диалектических понятий и раскрыть общий механизм устойчивых состояний;

- рассмотреть внешние (природные) и внутренние (социокультурные) условия, предпосылки становления, функционирования и воспроизводства устойчивых состояний в системе "общество - природа";

- проследить эволюцию воззрений на роль природных факторов и народонаселения в истории;

- проанализировать динамику формирования идеи устойчивого развития в концепциях общественного развития О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса;

- выявить теоретические и философские основания становления модели общества устойчивого развития через анализ специфики концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества;

- обосновать роль экологических императивов в становлении концепции экологически безопасного и устойчивого общества (концепция экологического общества);

- проанализировать философско-социальные, экологические вопросы и главные принципы, основания стратегии устойчивого развития цивилизации XXI в.;

- исследовать отличительные черты стратегии устойчивого развития России;

- выявить региональные особенности Мордовии при переходе к устойчивому развитию;

- создать методологическую модель воспроизводства экологических состояний как возможных вариантов становления устойчивого социального развития.

Объектом исследования являются процессы становления общества устойчивого развития на глобальном, федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования является динамика механизмов взаимодействия социума и природы.

Исходя из цели и задач диссертационного исследования, методологической основой работы является системно-функциональный подход, опирающийся на анализ категории состояния. Данный выбор обусловлен общей логикой процесса познания и структурной организацией категориального аппарата, отражающего структурно-системную целостность объекта и предмета исследования.

Методы анализа, обобщения и систематизации применялись при исследовании литературы в областях философии, социологии, физики и др., общественной практики, что позволило проследить путь общественной мысли к стратегии устойчивого развития.

В частности, конкретно-исторический подход дал возможность комплексно рассматривать вопросы природопользования и народонаселения в различные эпохи, проанализировать связи между ними, историческим процессом и современностью. Вспомогательные методы индуктивный, абстрагирования, прогнозирования и моделирования позволили проследить эволюцию концепций общественного развития к более целостной системе - модели общества устойчивого развития.

В исследовании использованы также синергетический, аксиологический подходы. Метод диалога культур, который положен в основу новой парадигмы познания и стратегии развития человечества в XXI в., нашел применение при анализе теорий общественного развития второй половины XX в.

Разумеется, предлагаемый методологический подход не отвергает иные варианты подходов к анализу и трактовке устойчивого развития современного общества.

Соискатель опирался на три группы теоретических источников.

Во-первых, на труды мыслителей античности и средневековья -Геродота, Гераклита, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Тертуллиа-на, Фомы Аквинского, а также Нового времени - Бэкона, Декарта; XVIII—XIX вв. - Годвина, Бокля, Гольбаха, Гельвеция, Канта, Гегеля, Монтескье, Конта, Спенсера, Маркса и др.

Во-вторых, на работы зарубежных и отечественных ученых, которые анализируют причины кризиса современной цивилизации и раскрывают механизм устойчивой динамики социоприродных систем. К их числу относятся: Р.Ф. Абдеев, Э. А. Араб-Оглы, В.Г.Афанасьев, Р.Ба-ро, Д.Белл, Д.И.Валентай, В.И.Вернадский, Д.Р.Винер, Ф. Н.Гиренок, Э.В.Гирусов, Ж. Дорст, Б.Коммонер, В.А.Коптюг, В. А. Лось, С.Наср,

A.Печчеи, О.Тоффлер, А.Д.Урсул и др. Сюда же можно включить документы различных конференций по окружающей среде международного и всероссийского уровней и доклады Римского клуба.

В-третьих, на публикации отечественных ученых, философов, раскрывших основные моменты устойчивого развития для России в целом и Мордовии в частности (О.К.Дрейер, А.В.Каверин, В.А.Коптюг,

B. А. Лось, Н.С.Савкин, А.И.Сухарев, А. Д. Урсул и др.).

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые в отечественной литературе проведен комплексный анализ стратегии устойчивого развития.

В работе решена научная проблема теоретического обоснования методологии и методов социально-философского анализа становления общества с устойчивым развитием.

Новизна диссертационного исследования конкретизирована в следующих обобщениях и выводах:

- выявлен общий механизм устойчивого развития на основе анализа категорий состояния:

- комплексно представлены методологический и философский "фундаменты" общества с устойчивым развитием;

- как ступень на пути к устойчивому обществу рассмотрены роль природных факторов и народонаселения в историческом процессе:

- раскрыто методологическое значение философских воззрений на взаимодействие общества и природы в разработке концепций общественного развития;

- выявлены некоторые из наиболее важных черт, принципов, аспектов, уровней устойчивого, экологически безопасного состояния общества;

- показаны социально-экономические, мировоззренческие факторы перехода цивилизации к устойчивому типу развития;

- рассмотрены особенности пути России при переходе к обществу с устойчивым развитием;

- проанализированы региональные вопросы устойчивого развития общества;

- создана методологическая модель воспроизводства экологических состояний устойчиво развивающихся социоприродных систем.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и обобщений при создании спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, социальной экологии, посвященных актуальным проблемам, связанным с осмыслением исторического процесса и экологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Устойчивое общественное развитие должно иметь методологическое и эмпирическое обоснование. С методологической точки зрения оно может быть представлено как изменение иерархически организованных биологических и социальных состояний. Анализ проведен с помощью иерархии следующх категорий: "устойчивость", "устойчивое развитие", "устойчивое общественное развитие".

2. Системы "человек - природа" и "общество - природа" взаимосвязаны, действуют в рамках единого целого, поэтому общественное развитие не может быть должным образом отображено без учета взаимоотношений социального и природного, индивидуального и природного, интеграции социологических и естественно-научных подходов.

3. Философские представления о взаимоотношении общества и природы выступают важнейшей основой научно-теоретических концепций социального развития. Понятия "гармония", "устойчивое развитие", "динамическое равновесие", "органический рост", обоснованные в философии, определяют суть современных концепций общественного развития.

4. Ранние (классические) концепции общественного развития базируются на методологии классической науки (монистическом подходе), "линейном" способе мышления. Научность, однако, нельзя отождествлять с однозначностью, а теоретичность - с монистич-ностью. Реальные процессы, происходящие в мире, преимущественно нелинейны, поэтому принципы альтернативности, дополнительности стали основой неклассических концепций общественного развития.

5. Переживаемое нами время характеризуется как вхождение в эру постиндустриального общества, становление которого связано с переходом от индустриального к информационному, а от него - к экологическому обществу. Основными отличительными чертами этого общества, судя по всему, будут его ориентация на коэволюцию социального и природного развития, высокий уровень информатизации. экологической культуры, что позволит обеспечить устойчивое экологически безопасное состояние.

6. Постиндустриальная эпоха раскрывается в постнеклассичес-ких концепциях общественного развития. Они характеризуются интег-ративностью, ориентацией на отображение комплексных явлений и процессов, связанных с человеком, его деятельностью, социокультурным и природным окружением. Наиболее важная задача постнеклас-сических концепций общественного развития - определение технологических, культурологических, социальных оснований гармоничного развития человечества в постиндустриальном обществе.

7. Переход к устойчивому развитию рассматривается как выход из создавшейся критической ситуации во взаимоотношениях человека, общества и природы. Главное содержание будущей эпохи обусловлено становлением социально-экономических основ цивилизации устойчивого типа и формированием новой личности - это исходная точка для преодоления цивилизационного кризиса. Становление такой личности предполагает возвращение человека к природе, но уже с экологизированным духовно-этическим содержанием.

8. Переход России к устойчивому социоэкоразвитию будет характеризоваться специфическими чертами российской духовности и менталитета, истории и национальных традиций.

Становление гражданского общества и переход России к устойчивому типу социального развития будут осуществляться через освобождение от негативных моментов тоталитарного и посттоталитарного прошлого, духовное возрождение, утверждение нравственных норм и гуманистических принципов, экологии культуры.

На пути к устойчивому развитию России должны создаваться предпосылки для гармоничного сочетания региональных, национальных и интернациональных интересов, повышения качества жизни человека, обеспечения стабильности исторически сложившихся локальных, региональных экосистем.

9. Становление устойчивого типа цивилизации в России во многом зависит от решения региональных проблем, что обусловливает необходимость разработки новой стратегической программы развития Мордовии. Данная программа должна включать в себя меры по решению острых социально-экономических проблем, по охране природы региона, обеспечению его экологической безопасности, рациональному природопользованию, повышению уровня экологических знаний и культуры населения.

Требуется изменить к лучшему сложившуюся критическую ситуацию с воздействием вредных производств на здоровье населения. Для этого нужно:

1) выносить за пределы городов вредные промышленные производства;

2) создавать санитарно-защитные зоны;

3) улучшать медицинское обслуживание населения.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы, полученные в ходе диссертационного исследования, соискатель имел возможность высказать и обсудить на международных конференциях, посвященных памяти М.М.Бахтина (Саранск, 1995), памяти С.Д.Эрьзи (Саранск, 1996),на первом международном симпозиуме "Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения" (Зеленоград, 1999), на межвузовской научно-практической конференции "Динамика состояний социума" (Саранск, 1999), на ежегодных научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов МГГ1И им. М. Е. Евсевьева и МГУ им.Н.П.Огарева, на заседаниях кафедры философии, социологии и экономики МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Основное содержание диссертации отражено в 18 публикациях автора, в том числе в монографии "Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и философско-экологический анализ)". (Саранск, 1998. 298 е.).

Структура ди с с ертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Айзятов, Фярит Ахметович

- 356 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время взаимодействие общества и природы характеризуется такими негативными последствиями, которые в ряде случаев приняли необратимый характер. Такова плата человечества за стихийное развитие производственной деятельности, реализацию принципов экономики, разрушающих окружающую природную среду.

Стихийный характер общественного развития, неконтролируемый экономический и научно-технический рост, дегуманизация в культуре привели к острым катаклизмам в истории человечества.

В середине 90-х годов нашего столетия уже нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит и опасность сложившейся в мире социально-экологической ситуации. На пороге третьего тысячелетия общепризнанно: если не остановить деградационные тенденции в отношениях между обществом и природой, то человечество окажется в состоянии экологического кризиса. Несмотря на остроту трудностей и глобальность масштабов противоречий современной цивилизации, выявляются истоки нынешних экологических антагонизмов и намечаются пути выхода из сложившейся ситуации. Основные принципы решения экологической проблемы были предложены в документах конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и сформулированы как модель общества устойчивого развития.

1. На пути к устойчивому развитию, как показало наше исследования, необходим учет всех уровней методологического обеспечения и реально-практического знания о них в определенных социально-экологических областях.

Вместе с тем наша работа показала, что только при учете методологической и теоретической интерпретации возможно понимание сложных процессов, происходящих в нашем современном обществе. В

- 357 частности, выявление категориальной структуры изменения экологического состояния,а также переходных этапов, которые всегда имеют место в эволюции живого, и тем более социально-организованного, доказывает фундаментальность влияния объективного понимания экологического состояния общества, которая возможна лишь при адекватной интерпретации на эмпирическом и теоретическом уровнях. Их взаимодополнительное существование подтверждает факт одной из важнейших линий выживания человечества и процесса их динамического развития. Все это, на наш взгляд, позволяет воспроизвести общую схему воспроизводства социальной общности людей, хотя, конечно, и не гарантирует указанное состояние. Естественно, лишь в многообразии и многофакторном подходе к проблеме выживаемости и устойчивого развития человечества возможно предсказать, хотя бы в методологическом плане, его пути.

Однако известно, что всякое научное исследование требует своей методологической интерпретации и, конечно, такой сложной проблемы, как экологии.

2. Любой объект, как конкретная форма бытия движущейся материи, представляет собой единство моментов устойчивости и изменчивости. Сохраняясь во времени (момент устойчивости), объект в то же время теряет тождество с самим собой в некотором отношении (момент изменчивости). Активное сопротивление внешнему воздействию обеспечивается внутренними силами и процессами объекта; однако, в определенных пределах, - пока не исчерпан запас устойчивости. Механизм внутренней устойчивости объекта при изменении внешнего воздействия (в определенном диапазоне) претерпевает лишь известную перестройку, позволяющую ослабить это воздействие и продолжить существование. Внешнее воздействие, сила которого выходит за пределы шкалы сопротивляемости объекта, приводит к раз

- 358 рушению механизма внутренней устойчивости, что означает гибель этого объекта или, что то же самое, - переход объективной реальности от одного своего конкретного способа бытия к другому, т. е. от одного состояния к другому состоянию.

Данная модель устойчивости можеть быть применена и к социоэ-косистемам.

3. Основными сторонами и движущими силами общественного развития являются особенности в двуединых системах "человек-общество" и "общество-природа". Эти системы взаимосвязаны, взаиморефлексируют и не могут быть адекватно поняты вне целостного подхода. Такой подход к общественному развитию можно считать социопри-родным. Он образует, на наш взгляд, мировоззренческую парадигму XXI в.

4. Сложившееся в глобальном масштабе противоречие между потребностями человечества, развитием производительных сил и объективными возможностями природной среды удовлетворить их обусловливают необходимость уточнения роли природной среды и человека в истории, проблем и перспектив, вопросов эволюции взаимоотношения общества и природы.

Взаимообусловленность социальных и природных процессов позволяет решить на основе научной методологии вопросы социально-экологического прогнозирования будущего, создать программы устойчивого развития общества.

5. Всеобщий кризис индустриальной цивилизации, угроза экологического кризиса стимулируют появление качественно нового, пост-неклассического типа концепций общественного развития, нацеленных на обоснование стратегических целей современной цивилизации, необходимости ее коренной трансформации - в сфере ценностей, идеологии, мировоззрения, экономики, социальной политики. Эти концеп

- 359 ции, (например, "устойчивого развития") ищут новые образы будущего и пути выхода из социального и экологического кризиса. Их заслугой является обоснование необходимости коренного изменения всей системы социального целеполагания, мировоззренческих и идеологических парадигм социального развития, социально-экономических, политических структур, человеческого сознания. Цивилизация сейчас поставлена перед необходимостью совершенно новой, не имеющей аналогов в истории мировых, ненасильственных революций - экологической. Переход общества в экологобезопасное состояние возможен лишь в случае экологической революции во всем обществе, а не только в сфере производства и техники.

6. Экологические проблемы оказывают возрастающее влияние на социально-экономические, социально-политические, демографические и гуманитарные аспекты жизни современной цивилизации. Она представляет большую угрозу жизненным интересам каждого жителя нашей планеты.

В настоящее время экологический, социальный и собственно экономический факторы в равной степени важны для существования общества, они обусловливают переход современного общества из состояния социально-экономической системы в состояние эколого-соци-ально-экономической системы.

Устойчивое развитие эколого-социально-экономической системы означает, что общество должно соизмерять свои потребности с возможностями биосферы, выбирать такие пути развития, которые позволяли бы обеспечить интересы как нынешнего, так и последующих поколений. Устойчивое развитие - не состояние, а процесс поэтапного перехода к состояниям общества со все более полным учетом экологического фактора.

7. Качественно новое состояние общества связано с переходом к устойчивому развитию, которое представляет собой будущую систему социального "сверхинтеллекта" и одновременно коэволюцию общества и природы на Земле. Устойчивое, эколого-безопасное общество - это общество, в котором человек в наиболее полной мере сможет раскрыть свой творческий потенциал и способности, развернет свои сущностные силы и дарования.

8. Процесс становления общества устойчивого развития определяется человеческим фактором, формированием качественно нового типа личности. Важнейщим показателем данной личности будет человеческое отношение к природе, когда биосфера будет не просто "среда" физического существования человека, а основа соцаль-но-экономического и социокультурного развития. Тем самым будет обеспечен, с одной стороны, контроль над процессами биосферного масштаба на основе общечеловеческих принцпов. С другой, это будет комплексное решение проблемы человека - формирования универсальной личности, активно-воздействующей на общественную жизнь, полностью удовлетворяющей свои материальные и духовные потребности и управляющей собственными отношениями с природой.

9. Концепция общественного развития как новая область исследований обещает выработать новые мировоззреческие перспективы, качественно иное видение будущего.

Необходимость решения экологической проблемы кардинальным образом должна повлиять на мировоззрение, идеалы и цели человечества и каждого человека в отдельности. Социально-экологическая трансформация затронет смысл жизни, перспективы человечества, содержание гуманизма и т.д.

10. Предотвращение экокатастрофы возможно только при условии: глубокого познания процессов экоразвития и возможности его долговременного прогнозирования. Такого рода возможности появляются

- 361 лишь на пути информатизации общества и становления экоинформаци-онной цивилизации, которая должна устранить противоречие между отстающим сознанием и опережающим его бытием, природопреобразую-щей деятельностью, чреватой глобальной экокатастрофой.

И. Экологизация сознания должна иметь приоритетный и опережающий характер, ибо на его основе формируется экологическая деятельность, направленная на решение инвайероментальных проблем. Важнейшими средствами формирования экологического сознания являются соответствующее воспитание и образование. Экологическое воспитание возможно на основе экологического образования. Однако образование в данном случае является необходимым, но не достаточным условием. Существенное значение для воспитания личности имеют также такие факторы, как искусство, художественная литература и т. д.

12. Формирование экоцивилизации как ступени ноосферы должно разворачиваться на базе интенсивной экологизации науки - как традиционных ее отраслей, так и проявления новых экологических областей ноосферного цикла. Достижение экологической культуры должно включать в себя бережное отношение к природе, естественным условиям жизни и производственной деятельности, сохранение биосферы, поиск новых форм "сотворчества" человека с природой. Осознание и реализация экогуманистических императивов потребует создания нового типа нравственности и культуры, обспечивающих выживание человечества и его дальнейшее гуманистически ориентированное развитие.

13. Идея становления общества устойчивого развития важна не только для всего мирового сообщества, но и для России и всего постсоветского пространства. Наряду с общими тенденциями устойчивого социоэкоразвития данный процесс в России будет характеризоваться своими специфическими национальными чертами и тенденциями. Возрождение России, ее включение в мировой процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, сопряжены, в первую очередь, с обновлением духовно-нравственной жизни ее. Они определяются особенностями российской духовности и менталитета, национальных традиций и истории, пониманием нравственных императивов и экогуманистических ценностей, реализации социальной справедливости и защищенности личности.

14. Россия многонациональное, федеративное государство. Ее экологическая безопасность и переход к устойчивому обществу необходимо требует выработку новой стратегии, учитывающей региональные особенности природопользования и социально-экономических процессов, направленные на более рациональное управление использованием локальных экосистем. Это должен быть научно обоснованный перспективный комплексный план, сочетающий территориальные и глобальные принципы по охране природы, предназначенный для обеспечения его экологической безопасности.

Естественно, мы не претендуем на выявление эмпирических индикаторов, которые позволили бы прогнозировать будущее состояние общества. Мы лишь теоретически анализировали сложивщуюся ситуацию, попытались прогнозировать возможные варианты социального развития.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Айзятов, Фярит Ахметович, 1999 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 275 с.

2. Аверинцев С.С. К совести //Сов. культура,- 1989.- 15 июня.- С. 2.

3. Аверьянов А.Н., Оруджев З.М. Диалектическое противоречие в развитии познания //Вопр. философии. 1979,- N 2. С.38 - 49.

4. Ажгихина Н. Противостояние //Октябрь.- 1989.- N 9,- С. 181- 187.

5. Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток,- М.: Изд-во АН СССР, 1959.- 598 с.

6. Александрова Р. И., Смольянов А. В. Экология и мораль, М.: Знание, 1984.- 62 с.

7. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М.: Наука, 1978,- 176 с.

8. Аль-Фараби Абу Наср. Философия Аристотеля: Историко-философские трактаты,- Алма-Ата, 1985,- 785 с.

9. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969.-Т. 1. - Ч. 1. - 576 с.

10. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969.-Т. 1,- Ч.2.- С. 577 - 936.

11. И. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1979.-Т. 2. - 736 с.

12. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества.-М.: Мысль, 1982,- 334 с.

13. Араб Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000.- М.: Мысль, 1986,- 204 с.- 364

14. Арабские источники 7-10 веков по этнографии. М. Л.: Изд-во АН СССР, I960,- 398 с.

15. Арефьева Г.С. Социальная активность.- М.: Политиздат, 1974.- 230 с.

16. Аристотель. Соч.: В 4 т.- М.: Мысль, 1983,- Т. 4,- 830 с.

17. Аристотель. Политика. М.: Сабашниковы, 1911. - 466 с.

18. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.- 606 с.

19. Артхашастра или наука о политике,- М.- Л.:Изд-во АН СССР, 1959,- 793 с.

20. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание.-М. : Мысль, 1977,- 188 с.

21. Ахмедов Э.М. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980. - 68 с.

22. Афанасьев В.Г. Системность и общества. М.: Политиздат, 1980.- 368 с.

23. Бабаев П.И., Курбанов P.O. Экологизация образования и религия //Проблемы методологической и мировоззренческой подготовки учителя,- Курск., 1990,- С. 41 49.

24. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и потологии,- М.: Медицина, 1979,- 295 с.

25. Баженов Л.Б. Дополнительность и единство противоположностей. Принципы дополнительности и материалистическая диалектика. -М. : Наука, 1976.- С. 5 15.

26. Баженов Л. Б. О фундаментальности физики. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектов. М.: Наука, 1980. -С. 298 - 314.- 365

27. Барашенков B.C. Законы общей теории относительности и явлений макромира. Эйнштейн и философские проблемы физики XX века.-М.: Наука, 1979. С. 372 - 407.

28. Баро Р. Логика спасения //Экологическое движение в странах Запада. М.: ИНИОН, 1990,- С. 16 30.

29. Бахнов Л. "Нет, и не под чуждым небосводом". Из писем В.М.Довбни В.П.Астафьеву //Лит. обозрение.- 1989,- N3,- С.74-80.

30. Белик А. П. Социальная форма движения. М. : Наука, 1982.270 с.

31. Беляев Е.А. Историко-социологическая теория Ибн Халдуна //Историк-марксист,- 1940,- N 4 5,- С. 78 - 84.

32. Л. Берталанфи. История и статус общей теории систем //Системные Исследования. Ежегодник,- М., 1973.

33. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии.-М.: Изд-во Москов. ун-та, 1962.- 375 с.

34. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии,- Спб.: Павлен-ковъ, 1896.- 628 с.

35. Боннар А. Греческая цивилизация //Соч.: В 3 т.- М.: Изд. иностр. литер., 1958.- Т. 1,- 256 с.

36. Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1977.- Т. 1,- 567 с.

37. Бэкон Ф. Новый Органон //Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1978.-Т. 2,- 575 с.

38. Валентей Д.И. Теория и политика народонаселения. М. : Высш.шк., 1962. - 183 с.

39. Введение в социальную экологию. В 2 ч. М.: Луч, 1993,Ч. 1. - 236 с.

40. Введение в социальную экологию. В 2 ч. М.: Луч, 1994. -Ч.2.- 255 с.- 366

41. Вдовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив,- М. : Мысль, 1988,- 210 с.

42. Вейнберг И.П. Рождение истории.- М.: Восточная литература, 1993. 351 с.

43. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление,- М.: Наука, 1977,- 271 с.

44. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977,- 191 с.

45. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения,- М.: Наука, 1963.- 374 с.

46. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста,- М.: Наука, 1988.- 520 с.

47. Вернадский В.И. Эволюция видов и живое вещество // Природа.- 1978,- N 2,- С. 36 46.

48. Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов //Вопр. фи-лос. 1995.- N 5.- С. 82 - 97.

49. Винер Н. Я математик,- М.: Наука, 1964.- 365 с.

50. Вторжение в природную среду: Оценка воздействия, М. : Прогресс, 1983,- 192 с.

51. Гагаев А. А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании: к вопросу о понятии "субстрат" в классической, неклассической, постклассической науке и метафизике. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 48 с.

52. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Прогресс, 1980. - 567 с.

53. Галеева A.M., Курок М.П. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы, М. : Моск. раб. 1978,- 168 с.

54. Гегель Г. Философия природы: Энциклопедия философских наук, М. : Госиздат, 1975,- Т. 2,- 713 с.- 367

55. Гегель. Наука логики. М.: Мысль, 1970. - Т.1. - 501 е.;1. Т. 2. 248 с.

56. Гегель Г. Наука и логика. М. : Госиздат, 1939. - Т. 6.-387 с.

57. Гегель Г. Философия истории. М.: Госиздат, 1935.- Т.8.-470 с.

58. Гейзенберг В. Введение в единую полевую теорию элементарных частиц,- М.: Мир, 1968,- 239 с.

59. Гельвеций К.А. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1973. - Т. 1. -647 с.

60. Герасимов И.П., А.А.Величко А.А. Проблемы роли природного отбора в развитии первобытного общества // Первобытный человек и природная среда.- М., 1974.- 356 с.

61. Геродот. История в 9 кн. М.: Кузнецов, 1886.- Кн. 2.-639 с.

62. Гидденс А. Политика, управление и государство // Рубеж: Альманах социальных исследований, Сыктывкар, 1992,- N 3,- С. 79 -107.

63. Гиндев П. Философия и социальное познание.- М.: Прогресс, 1977,- 366 с.

64. Гиппократ. Избранные книги. М.: Госиздат биолог, и мед. лит., 1936.- 736 с.

65. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры //Экология, культура, образование,- М., 1989,- С. И 18.

66. Гирусов Э.В. Особенности нормативного характера экологического знания,- Пущино: Изд-во АН СССР, 1980.- 14 с.

67. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.- 64 с.- 368

68. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование,- М.: Политиздат, 1979,- 303 с.

69. Глесстон С,, Лейдлер К., Эйринг Г. Теория Абсолютных скоростей реакций.- М., 1948.- 249 с.

70. Глобальные проблемы и будущее человечества. М.: ИНИОН, 1987,- 227 с.

71. Годвин В.0. О собственности.- М.: Изд-во АН СССР, 1958,260 с.

72. Гольбах П.А. Карманное богословие. М.: Госполитиздат, 1959,- 207 с.

73. Гольбах П.А. Система природы //Избр.произведения: В 2 т,-М.: Соцэкгиз, 1963,- Т. 1,- 715 с.

74. Горфункель А.X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения.- М.: Мысль, 1977,- 359 с.

75. Гофф Ж.Л. Цивилизация Средневекового запада. М., 1993.-376 с.

76. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий,- М.: Прогресс, 1976.- 248 с.

77. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия //Вопр. философии,- 1995,- N 5,- С. 3-5.

78. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апология насилия //Вопр. философии,- 1995,- N 5.- С. 5 12.

79. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество,- М.: Прогресс, 1969,- 480 с.

80. Декарт Р. Рассуждение о методе //Избр.произведения.- М.: Госполитиздат, 1950.-712 с.

81. Демидов В.И. Категория "состояние" в истории и марксистской философии,- Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1975,- 103 с.- 369

82. Демончонок Э.В. Теория и общество //Новые тенденции в западной социальной философии.- М.: Прогресс, 1989,- С. 51 77.

83. Дидро Д. Избранные философские произведения,- М.: Госполитиздат, 1941,- 280 с.

84. Дишкант Г.П. Поиски интерпретации квантовой теории //Соотношение истории и логики науки,- Днепропетровск, 1970.- С. 100 127.

85. Доклад Святейшего Патриарха Пимена "Спасение Священного дара жизни от ядерной катастрофы долг религиозных сил" //Московская патриархия, - М. , 1982.- N П. - С. 42 - 52.

86. Доленко Д.В. Территориальные устройство общества: социально-политический анализ /НИИ Регионологии. Саранск, 1993. -100 с.

87. Дорст Ж. До того как умрет природа,- М.: Прогресс, 1968.415 с.

88. Древнекитайская философия. В 2 т. М.: Мысль, 1972.-Т. 1. - 363 с.;Т. 2. - 1973. - 384 с.

89. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. -М.: Изд-во УРА0, 1997,- 224 с.

90. Дрост Б. фон. Устойчивое развитие //Курьер,- 1987. Ноябрь.- С. 4-7.

91. Друен П. Иное будущее (обзор). М.: ИНИОН, 1990. - 27 с.

92. Дуглас У. Трехсотлетняя война: хроника экологического бедствия.- М.: Прогресс, 1985 239 с.

93. Жданов Ю.А. Узловое понятие современной теоретической химиии //Философия, естествознание, современность,- М.: Мысль* 1981.- С. 76 90.

94. Жидкин В.И. Экологическое просвещение в учреждения Министерства образования Республики Мордовии //Экологическая безопас- 370 ность и социально-экономическое развитие регионов России. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994,- С. 17 - 18.

95. Жириновский В.В. Последний бросок на юг. М., 1996.-126 с.

96. Журавлев А.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М., 1980.- 308 с.

97. Заболотский Н. Служение христианина благу человеческому обществу //Московская патриархия,- 1977.- N 3.- С. 54 58.

98. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты, М. : Международные отношения, 1981.- 238 с.

99. Законы Ману. М.: Мысль, 1960. - 361 с.

100. Зейналов Г.Г.,Курбанов P.O. Природа в системе ценностей ислама //Экология и религия.- М., Луч, 1994.- Ч.1,- С. 137 145.

101. Зиновьев А. А. Посткоммунистическая Россия. М.: Республика, 1996.-368 с.

102. Зинченко В.П. Мера всех вещей: Зинченко В.П. беседует с В. Никулиным //Лит. газ,- 1989,- 8 февр.- N 6,- С. 12.

103. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX-начала XX века,- М.: Высш.шк., 1988,- 520 с.

104. Зюганов Г. А. Держава, М.: Информпечать, 1994,- 192 с.

105. Ильин В. В., Панарин А.С. , Ахиезер А. С. Реформы и конт-реформы в России /Под ред. Ильина В.В. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.- 399 с.

106. Каверин А.В. ТерКСОП как план обеспечения экологической безопасности региона //Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- С. 6-7.- 371

107. Каверин А.В. Экологические аспекты использования агроре-сурсного потенциала.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996,- 220 с.

108. Казначеев В.П. Учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере." Новосибирск: Наука, 1988,- 248 с.

109. Кампанелла Ф. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР, 1948.-175 с.

110. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Соч.: В 6 т. М. : Мысль, 1966,- Т. 6.- 743 с.

111. Кант И. Критика чистого разума в 6 т.- М.: Мысль, 1964. -Т. 3,- 793 с.

112. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судьбы" //Вопр. философии,- 1994,- N 5.- С. 27 46.

113. ИЗ. Капра Ф. Дао физики. Спб. : Орис, 1994.- 302 с.

114. Капустин М. Камо грядеши? // Октябрь. 1989. - N 8. -С. 151 - 175.

115. Карякин Ю. Признать действительность: Беседа корреспондента "Л0" Канчукова с Ю.Карякиным //Лит. обозрение.- 1989,- N 7. С. 3 8.

116. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М., 1998. -244 с:

117. Кевбрин Б.Ф. Взаимоотношения причинности и связи состояний. //Вест. МГУ. Сер. Философия,- 1977,- N 2,- С. 25 34.

118. Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.-С. 306 - 436.

119. Кемкин В.И. Категория "состояния" в научном познании.-М.: Высш.шк., 1973.- 120 с.

120. Кемкин В.И., Гнатюк B.C. Объективное развитие и его отражение в категориальных структурах.- Мурманск: РАН, 1994,- 210 с.

121. Кемкин В.И., Зейналов Г.Г., Айзятов Ф.А. Общество на пу- 372 ти к устойчивому развитию." М.: МП "МАРС", 1996,- 238 с.

122. Киссель М.А. Концепция социальных изменений О.Конта и Г. Спенсера //Критика буржуазных концепций социальных изменений.-Д.: Изд-во Лен-го ун-та, 1987. С. 7 - 19.

123. Киселев Н.Н. Экологическое воспитание трудящихся,- Киев: Наук, думка. 1988.- 56 с.

124. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология,- Л.: Гидрометеоиздат, 1974.- 279 с.

125. Коммонер Б. Технология прибыли,- М.: Мысль, 1976,- 112 с.

126. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.- М.: Госсоцэкиз, 1936.- 265 с.

127. Конт 0. Курс положительной философии.- Спб.: Посредник,1899.- Т. 1,-4. 1.- 141 с.

128. Конт 0. Курс положительной философии. Спб.: Посредник,1900,- Т. 1,- Ч. 2,- С. 142 303.

129. Контор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судьбы" //Вопр. философии,- 1994,- N 5,- С. 27 46.

130. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию //Российская газета,- 1996.- 9 апреля,- С. 5.

131. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию /Рио-де-Жанейро, Июнь 1992/ Информационный обзор. Новосибирск, 1992.- 62 с.

132. Коптюг В.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации //Свободная мысль.- 1992. N 14. - С. 3 - 16.

133. Коростелев Г.М., Краев B.C. Буржуазные концепции народонаселения,- М. : Финансы и статистика, 1981.- 160 с.

134. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования,- Новосибирск: Наука, 1987.- 221 с.- 373

135. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития,- М.: Наука, 1982,- 258 с.

136. Красин Ю.А. "Социология революции" против революций.-М. : Политиздат, 1966.- 96 с.

137. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука, 1977,- 228 с.

138. Критика буржуазных концепций "кризиса цивилизации". М.: ИНИОН, 1984,- 73 с.

139. Крылова И.А. Судьбы цивилизации и проблема предотвращения опасности омницида в современную эпоху //Перспективы общественного рзвития и социальное прогнозирование: Сборник тезисов советских философов. М. : АН СССР, 1988. - С. 99 - 120.

140. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества.- М.: Наука, 1988. 415 с.

141. Круть И.В. Экологические коллизии России //Вопр. философии.- 1995,- N 3,- С. 60 64.

142. Ксенофонт. История Греции. М., 1879. - 303 с.

143. Кузмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1986,- 399 с.

144. Лаплас. Опыт философии теории вероятностей, М., 1908. -463 с.

145. Леонардо да Винчи. Избранные естественно- научные произведения,- М.: Изд-во АН СССР, 1955,- 1028 с.

146. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека /Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982,- 255 с.

147. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют про тив социал-демократов? //Поли. собр. соч.- Т. 1. С. 125 - 346.

148. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве (отражение марксизма в буржуазной литер- 374 туре) //Поли. собр. соч.- Т. 1.- С. 347-594.

149. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

150. Лихачев Д.С. Экология культуры: Памятники отечества //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, 1980,- N 2,- С. 10 - 16.

151. Лихачев Д.С., Питирим, митрополит. Экология духа человеческого: Диалоги //Сов. культура,- 1989,- 23 марта,- С. 6.

152. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. -623 с.

153. Лось В. А. Взаимоотношение общества и природы как глобально-региональная проблема.- М.: ИНИОН, 1991,- 82 с.

154. Ляпунов А.А. О математическом подходе к изучению жизне-ных явлений //Математическое моделирование жизненых процессов.-М., 1968.- 383 с.

155. Майра Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1968,460 с.

156. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку: Краен. Восток, 1946,- 401 с.

157. Маковский А.О. Досократики. Казань, 1914. - Ч. 1. - 297 с.

158. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. Спб., 1868.- Т. 1-2,- 468 с.

159. Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. М.: Солда-тенковъ, 1895.- 249 с.

160. Мамедов Н.М. Экология и техника. М.: Знание, 1988. -63 с.

161. Мамедов Н.М. Проблема экологии: некоторые актуальные аспекты.- М.: Знание, 1989.- 48 с.- 375

162. Мамедов Н.М. Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы //Философия и экологическая проблема. -М. , 1990. С. 87 - 104.

163. Мамедов Н.М. Экологический аспект современного образования //Пед. образование,- 1993,- Вып. 10. С. 39 - 42.

164. Марков М.А. О природе материи,- М.: Наука, 1976,- 216 с.

165. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956.-563 с.

166. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. - С. 7 - 544.

167. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. - С. 1-4.

168. Маркс К. Вынужденная эмиграция //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 8. С. 565 - 571.

169. Маркс К. Открытия рабочего парламента. Военный бюджет Англии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 10,- С. 114-121.

170. Маркс К. Предисловие. Критика политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 13,- С. 5-9.

171. Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала. Т.1, кн. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 23. 907 с.

172. Маркс К. Капитал. Т.2 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24,- С. 3 - 596.

173. Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала. Т.З, кн.3 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 25,- Ч. 2,- 550 с.

174. Маркс К. Капитал. Теория прибавочной стоимости //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 26,- 4.1. С. 7 - 476.

175. Маркс К. Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 27,- С. 401 402.

176. Маркс К. Людвигу Кугельману (27 июня) //Маркс К., Эн- 376 гельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 32,- С. 570 572.

177. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 42.- С. 41 174.

178. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов //Собр. соч. Т. 46,- Ч. 1,- С. 3 - 508.

179. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 46,- Ч. 2,- С. 3 618.

180. Материалисты Древней Греции (Собр. текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура).- М.: Госполитиздат, 1955.- 239 с.

181. Мень А. Размышления о духовности //Искусство и кино,-1989,- N 7,- С. 39 44.

182. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки.-М.: Голос труда, 1924,- 255 с.

183. Меркантилизм.- М.: Соцэкгиз, 1935.- 339 с.

184. Мещерякова Н.А. Категория устойчивости в методологии современного естествознания,- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981,- 174 с.

185. Митрополит Алексий. Христианский взгляд на экологическую проблему //Московская патриархия,- 1974,- N 3,- С. 43 48.

186. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера, М.: Наука,1982.-240 с.

187. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М.:Наука, 1982. -240 с.

188. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ //Вопр. философии.-1995. N 1,- С. 3-30.

189. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике.- М.: Наука, 1977,- 192 с.

190. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.- 800 с.

191. Монтескье Ш.Л. Персидские письма. М.: Госполитиздат,-1956.- 399 с.

192. Мор Т. Утопия,- М.- Л.: Изд. АН СССР, 1947,- 270 с.

193. Мякишев Г.Я. Понятие состояния и соотношение между фундаментальными динамическими и статистическими теориями //Философские науки,- 1977.- N 1.- С. 143 145.

194. Нахов И.М. Философия Киников. М.: Наука, 1982,- 233 с.

195. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР).- М.: Прогресс, 1989,- 372 с.

196. Нидам Д.М. Общество и наука на Востоке и на Западе //Наука о науке. М.: Прогресс, 1966. - С. 149 - 178.

197. Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы.- М.: Изд-во МГУ, 1974.- 258 с.

198. Николаева Л.В. Логика социологического исследования.-М., 1987,- 235 с.

199. Новинский И. И. Понятие связи в марксистской философии.-М.: Высш. школа, 1961.- 200 с.

200. Огородников В.П. Познание необходимости. М.: Мысль, 1985,- 206 с.

201. Одум Ю. П. Экология." М.: Мир, 1986,- Т. 2,- 376 с.

202. Олейников Ю.В. Мировоззрение и экологическая проблема //Философия и экологическая проблема,- М., 1990. С. 76 - 87.

203. Олескин А.В. Биополитика и ее приложение к социальным технологиям //Вопр.философии.- 1995,- N 7,- С. 45 58.

204. Оруджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречие. Различия структур //Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979,- С. 78 - 95.

205. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопр. философии,- 1997,- N 10,- С. 3 12.- 378 206. 0 сельском хозяйстве (Катон, Варон, Колумелла, Плиний).-М.- Л.: Госиздат, 1936,- 315 с.

206. Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития //Российская газета.- 1994. 9 февраля,- С. 4.

207. Павловский В.В. Ювенология: Становление науки о молодежи." Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1997,- 188 с.

208. Панарин А.С. Философия политики. М.: Нов. шк., 1996,424 с.

209. Панцхава И.Д., Пахомов Б.Я. Диалектический материализм в свете современной науки,- М.: Мысль, 1971,- 262 с.

210. Парсонс Р. Природа предъявляет счет,- М., 1969,- 188 с.

211. Патрушев A.M. Человек и Земля.- М.: Наука, 1970,- 184 с.

212. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. -331 с.

213. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997,- 180 с.

214. Питирим. Нравственность вектор бытия: Беседа корреспондента И. Медового с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Пи-тиримом //Сов. культура.- 1989.- 15 июня,- С. 6.

215. Платон. Политика или государство // Сочинения,- Т. 3.-Спб., 1863.- 453 с.

216. Платон. Сочинения,- Т.З.- Ч.2.- М., 1972,- 425 с.

217. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.: Госкомиздат, 1956,- Т. 1,- 847 с.

218. Плеханов Г.В. Чернышевский Н.Г. //Соч. Т. 6,- Кн. 2.-М. Л.: Госиздат., 1924,- 413 с.

219. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда.- М.:1. Прогресс, 1990.- 132 с.

220. Практопия Олвина Тоффлера.- М.: ИНИОН, 1993,- 55 с.

221. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой,- М.: Прогресс, 1986,- 432 с.

222. Пригожин И. Переоткрытие времени //Вопр. философии.-1989.- N 8,- С. 3 19.

223. Проблемы экологии. М.: ИНИОН, 1991,- И с.

224. Проблемы экологии в России,- М.: ИНИОН, 1993,- 135 с.

225. Программа действий. Повестка дня на XX век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

226. Программа "Европейских зеленых" от 20.11.1989 г. /Совместное заявление "Европейских зеленых" к выборам 1988 г. в Европейский парламент //Экологическое движение в странах Запада.- М.: ИНИОН, 1990.- С. 93 120.

227. Прохоронко В.К. Противоречие структуры противоречие дифференцированности и целостности //Вопр. философии. - 1964. -N8.- С. 80 - 87.

228. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: ИЦ "Россия Молодая" - Экология, 1992.-367 с.

229. Реклю Э. Человек и Земля. Т.1. Спб.: Брокгауз-Ефронь, 1905,- 760 с.

230. Реклю Э. Земля. Т. XI. Земля и человек,- М.: Сытин, 1914,- 88 с.

231. Реклю Э. Земля. Т. XII. Труд и культура человека,- М.: Сытин, 1914. 100 с.

232. Риск исторического выбора в России (материалы "круглого стола") //Вопр. философии.- 1994,- N 5.- С. 3 26.

233. Россия: стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа- 380 ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. В 2 ч.-М.: Ноосфера, 1997.- Ч. 1,- 72 е.; Ч. 2,- 144с.

234. Рузавин Г.И. О соотношении категорий "движение", "развитие" и "прогресс" //Философ, науки,- 1980.- N 1,- С. 50 58.

235. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. Спб.: Свъточь,1907.-166 с.

236. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969,- 703 с.

237. Савкин Н.С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование,- Саратов: Изд-во Мордов. ун-та, 1984,- 148 с.

238. Савкин Н.С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства,- Саранск, 1991,- 72 с.

239. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее,- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992,- 142 с.

240. Самойлов Л. Путешествие в перевернутый мир //Нева.-1989,- N 4.- С. 164.

241. Сачков Ю.В. Эволюция стиля мышления в естествознания //Вопр. философии,- 1968,- N4.-80 с.

242. Сачков Ю.В. Введение в вероятностный мир. М.: Наука, 1971,- 207 с.

243. Свечников Г.А. Причинность и связь состояний в физике.-М.: Наука, 1971.- 304 с.

244. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.- М.: Высш. шк., 1990.- 302 с.

245. Сэджер Р., Райн Ф. Цитологические и химические основы последовательности,- М., 1964.

246. Сейфуллаев Р.С. Концепция причинности и ее функции в физике. Новосибирск: Наука, 1973,- 133 с.

247. Симонов П.В., Ершов П.М., Вявемский Ю.П. Происхождевие духовности/Отв. ред. Айрапетян М.Г.: АН СССР,- М.: Наука, 1989,350 с.

248. Смирнов И.Н. Диалектика взаимосвязи социального и биологического. М. : Знание, 1984.- 64 с.

249. Социология Конта в изложении Риголажа. Спб.: Пантелеев, 1898. - 406 с.

250. Социология общественных движений //Реферат, журнал.-Сер. П. Социология, - N 4,- С. 158 - 159.

251. Спенсер Г. Основания социологии,- Спб.: Сытин, 1898.Т. 1. Ч. 1 2,- 432 с.

252. Спенсер Г. Основные начала, Спб.: Издатель, 1899.-340 с.

253. Спенсер Г. Опыты научные, философские и политические// Соч.: В 3-х т.- Спб.: Издатель, 1899,- Т. 1.- 309 с.

254. Спиноза Б. Этика: Избр. произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957,- Т. 1,- 631 с.

255. Становление экологического общества. Кишинев: Штиинца, 1992.- 280 с.

256. Стариков Е. Маргиналы, или размышления на старую тему: "Что с нами происходит?" //Знамя.- 1989,- N 10,- С. 146.

257. Столяров В.И. Процесс изменения и его познание,- М.:Наука, 1966.- 252 с.

258. Страбон. География. М.: Солдатенковъ, 1879. - 856 с. ■260. Судоплатов А.П. Демографические концепции. - М.: Изд-во

259. Моск. ун-та, 1974.- 122 с.

260. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель //Экология, культура, образование,- М, 1989,- С. 204 209.

261. Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы тенденции,- Новосибирск: Наука, 1986,- 207 с.

262. Сухарев А.И. Основы регионологии.- Саранск,1996.- 120 с.- 382

263. Сюсюкалов Б. И. Социалистическое общество: проблемы диа-леки развития.- М.: Мысль, 1973,- 278 с.

264. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. ЮНЕСКО, 1977,- 271 с.

265. Терещенко В. Камни преткновения //Лит. газ. 1989. 15 но-яб,- N 46,- С. 12.

266. Тинберген Я. Перестройка международного порядка. М.: Прогресс, 1980. - 416 с.

267. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России.-М. , 1996.- 90 с.

268. Тейяр де Шарден П. Феномен человека, М.:Прогресс,1965.-415 с.

269. Тойнби А. Спасение человечества? //Наука и религия.-1974.- N 9.- С. 52 54.

270. Тоффлер 0. Будущее труда //Новая технократическая волна на Западе,- М.: Прогресс, 1986,- С. 250 275.

271. Тоффлер 0. Столкновение с будущим //Иностранная литература,- 1972,- N 3,- С. 228 248.

272. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса //Глобальные проблемы и общеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990,- С. 188 - 202.

273. Угринович Д.М. Сущность первобытном обществе мифологии и тенденции ее эволюции //Вопр. философии.- 1980,- N 9,- С. 4146. 275. Уолдингтон К.X. Основные биологические концепции //На пути теоретической биологии.- М.: Мир, 1970,- Т. 1,-С.11-38.

274. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации.- М.: Луч, 1993,- 275 с.

275. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990,270 с.

276. Фаддеев Е.Т. Проблема экологического производства. Пу-щино: ИНИОН, 1980.- 16 с.

277. Фалькнер С.А. Происхождение железного закона заработной платы,- М.: Вопросы труда, 1925,- 339 с.

278. Философские и общественно-политические произведения пет-ращевцев,- М.: Госкомиздат, 1953,- 824 с.

279. Фок В.А. Основы квантовой механики,- М.: Наука, 1976.-378 с.

280. Франк С.Л. Символ жизни //Вопр. философии,- 1990.-С. 87 94.

281. Фролов А.Ф., Боков В.К. Особенности экономического развития Мордовии и экологическая безопасность //Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994,- С. И 12.

282. Харрисон Дж. и др. Биология человека.- М., 1968.

283. Хесле В. Философия и экология,- М.: Ками, 1994,- 192 с.

284. Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. М.: Наука, 1964,- 84 с.

285. Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. В 3 т. М. : Госиздат, 1948,- Т.З.- Ч. 1,- 483 с.

286. Шиндель А. Свидетель //Знамя,- 1989,- N 9,- С. 211 230.

287. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. М.: Наука, 1968.-451 с.

288. Шредингер Э. Новые пути в физике. М.: Наука, 1971.427 с.

289. Шубкин В. Трудное прощание //Новый мир, 1989,- N 4.-С. 165 - 179.

290. Экологическое образование в СССР (Обзор). М.: ИНИОН,1990,- 60 с.

291. Экология и безопасность, М. : ИНИОН, 1990,- И с.

292. Экосистемы в критических состояниях, М. : 1989,- 54 с.

293. Ольстер Л. Учение о народонаселении и политика народонаселения //Народонаселение и учение о народонаселении,- М.:Водовозов, 1897,- С. 124 146.

294. Энгельс Ф. Карл Маркс "К критике политической эконо-мии"//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 13.- С. 489 499.

295. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т. 20,- С. 5 - 338.

296. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 20. С. 343 - 625.

297. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 21,- С. 269 317.

298. Югай Г. А. Развитие как единство изменения и сохранения //Филос. науки,- 1979,- N 4.- С. 27 33.

299. Яницкий О.Н. Эволюция экологического движения в России. //Социологические исследования,- 1995,- N 3,- С. 15 25.

300. Archer М. Theory, culture and post Industrial society //Theory, culture and society, 1990,- N 7,- N 2/3,- P.97 - 119.

301. Barbur G.Y. Science, religion and counter culture //Zygon. Chicago, 1976.- V. 11.- N 4. - P. 387 - 388.

302. Barnave A. Introduction a la Revolution Francaise.- Paris, I960.- 79 p.

303. Beer S.H. British Politics In the collective age. N.Y.: Knopf, 1966. 360 p.

304. Bell D. The coming of Post-Industrial Society: A Venture In Social Forecasting.- N.Y.: Baslr Books, 1973.- 507 p.

305. Bell D. The Social Frame-Work of Information Society- 385

306. The Computer Age: A Twenty-year view/ Ed. by Dertouzos M.etal.-L., 1981.- P. 160 195.

307. Bell D. Towards the Great Installations: Reflections on Culture and Religion in a Post-Industrial age //Social Research.-N.Y., 1975.- V. 49,- N 3,- P. 381 413.

308. Bookchin M. Post-Society Anarchism.- Berkely, 1971,- 282p

309. Borsodi R. Flight from City. N.Y., 1933. - 194 p.

310. Boulding K. The Organizational Revolution.- N.Y., 1953.

311. Boulding K. The Meaning of the Twentieth century: the Great Transition.- N.Y.: Harper and Row, 1969,- 209 p.

312. Chernomyrdin V.C. Addres to the participants of the sym-posiym //Sustainable Development of Russia in the Light of the Scientific Heritage of V.I.Vernadsky. Reports in international symposium.- M., 1997.- P. 9 11.

313. Dasman R. Toward a Dynamic Balance of Man and Nature //Ecologist. 1976,- V. 6,- N 1,- P. 3 - 12.

314. Dmltrievsky A.N. Power component of sustainable development of Russia //Sustainable development of Russia in the Light of the Scientific Heritage of V.I.Vernadsky. Reports in international symposium.- M., 1997,- P. 42 53.

315. Etrioni A. The Active Society.- N.Y., 1968,- 156 p.

316. Faith and Science in an Ingust World: Reports of the World Council of Churches. Conf. on Faith, Science and the Future. . . Cambridge, USA. 12-14 July, 1979.- Philadelphia: Fortress-press, 1980.- Vol. 1.

317. Flechtheim O.K. 1st die Zukunft nock: ree retten.- Hamburg, 1987,- 117 p.

318. Flechtheim O.K. Mitelnander Aussehay halten nach ciner besseren welt //News Deutchland, 1990,- N 3/4, Mars.- 386

319. Hamilton 0. Technology and the Environment.- N.Y.: Random House, 1973.- 376 p.

320. Harmann W. The Coming Transformation //Futurist.- N.Y., 1977.- V. 11.- N 2.- P. 106 112.

321. Heisenber W. Development of concepts in the history of quantum theory. Dordrecht-Boston, Reidel. 1973.

322. Kuznetsov O.L. V.I.Vernadsky and the principles of the change of Russia to sustainable development //Sustainable Development of Russia in the Light of the Scientific Heritage of V. I. Vernadsky. Reports in international symposium. -M., 1997,-P. 18 23.

323. Lakey G. The Strategy for a Living Revolution.- S.Fran-sisco, 1973.

324. Laslo E. Goals for Mankind: a report for club of Rome on new horizons of Global Community.- N.Y., 1977.

325. Livingstone D. Global Equilibrum and the Dencentralized Community //Ethics, 1974,- V. 42,- N 250,- 394 p.

326. March A. Die physikalische Erkenntnis und ihre Grenzen. Braunschweing, 1955.

327. Margenau H. The Nature of Physical Reality. N.G.- Toronto-London. 1950.

328. Marx L. American Institutions and Ecological Ideal //Science, 1970,- V. 170.- N 33.

329. Nasr S.H. Man and Nature. L., 1976. 151 p.

330. Nasr S.H. Science and Civilizations in Islam. N. Y., 1968. - 384 p.

331. Orr W. Modernization and Ecological Respective //The Global Predicament. Ecological Perspectives in World Order /Ed. by D.W. Orr et al. Chapel Hill, 1979.- 387

332. Penty A. Communism and Alternative.- L., 1933,- 128 p.

333. Penty A. Old World for New.- L., 1918. 186 p.

334. Pokrovsky V.I. Medical-ecological aspects of sustainable development of Russia //Sustainable development of Russia in the Light of the Scientific Heritage of V.I.Vernadsky. Reports in international symposium.- M., 1997,- P. 61 67.

335. Population, evolution and birth control, a collage of Controversial ideas //Assembled by C. Hardin. 2nd ed. San- Fran-sisco: Freeman, 1969,- 386 p.

336. Russel P. Global: Speculations on the Evolutionary Leap to Planetary Conscicresness. L.Angeles: Tarcber.- 25:1 p.

337. Smith A. D. The Concept of Living Change. L. et al., 1973,- 249 p.

338. Spengler 0. Population Theory and Policy.- Glencoe, 1956,- 217 p.

339. Toffler A. Future Shock.- L.: Pan Books, 1971,- 517 p.

340. Toffler A. Reviews and premises: An Interview vrHJ: the author of "Future Snock" and "The Third Wave". N.Y.: Morrow, 1983.- 230 p.

341. Toffler A. The Adaptive Corporation. L., 1985.-- 217 p.

342. Toffler A. The Third Wave.- N.Y.:Morrow, 1980. 544 p.

343. Toffler A. Povershift: knovledge, wealth and violence atthe edge of the 21st ctntury.- N.Y.: Bantsm books, 1990' 585 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.