Вальдорфские школы как социальный факт в мире и в России: Филос.-социол. аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат философских наук Лоскутова, Ирина Мироновна

  • Лоскутова, Ирина Мироновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 201
Лоскутова, Ирина Мироновна. Вальдорфские школы как социальный факт в мире и в России: Филос.-социол. аспект: дис. кандидат философских наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 1997. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лоскутова, Ирина Мироновна

Введение.

Глава 1. Философские основы вальдорфского образования.

1.1 Общенаучная ситуация рубежа 19-20 веков и философско-соци-ологические истоки взглядов Штейнера.

1.2 Антропософия как новый путь познания.

1.3 Антропософское понимание сущности человека

1.3.1 Понятие "эфирного тела" и "астрального тела". Человеческое

1.3.2 Три физиологических процесса и их связь с душевными способностями.

1.3.3 Три ступени сознания.

1.4 Антропософский путь ученичества.

Выводы.

Глава 2. Вальдорфские школы как социальный факт в мировой образовательной практике

2.1 Социально-педагогическая ситуация рубежа 19-20 веков и место вальдорфских школ.

2.2 Возникновение вальдорфских школ и социально-философская специфика трансляции опыта в них

2.3 Социально-психологический фундамент вальдорфского образования.

2.4 Критический анализ теории и практики вальдорфских школ.

2.5 Социологические исследования феномена вальдорфских школ за рубежом.

Выводы.

Глава 3. Социальный портрет вальдорфских школ в России

3.1 Традиции российского образования и социально-исторические предпосылки возникновения вальдорфских школ в России.

3.2 Социокультурная трансформация вальдорфской традиции в России

3.2.1 Обоснование необходимости пересмотра вальдорфской традиции в современных российских условиях.

3.2.2 Концепция дифференциации обучения в старших классах московской свободной вальдорфской школы.

3.2.3 Анализ трансляционно-коммуникативных "механизмов" в вальдорфской школе на примере комплекса естественнонаучных дисциплин.

3.2.4 Опыт социального функционирования вальдорфских школ в других городах россии.

3.2.5 Проблема подготовки учителей для вальдорфских школ в России.

Выводы.

Глава 4. Социологическое исследование образовательных ориенгаций учителей, учеников и родителей учеников вальдорфских школ

4.1 Методика социологического исследования.

4.2 Результаты исследования

4.2.1. Результаты опроса учителей.

4.2.2. Результаты опроса родителей учеников вальдорфских школ.

4.2.3. Результаты опроса учеников.

4.3 Сравнительное исследование образовательных ориенгаций трех групп респондентов.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вальдорфские школы как социальный факт в мире и в России: Филос.-социол. аспект»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется значимостью процессов социальных изменений, происходящих в России в последние десятилетия 20 века. Современная российская образовательная ситуация является отражением тех серьезных сдвигов в социальной и политической жизни России, которые произошли в последнее время. В стране претерпевает изменения единая система образования.

Достижение цели создания нового демократического общества, стремление к построению правового государства повлекло за собой необходимость пересмотра взглядов на воспитание и образование человека - гражданина "нового" общества. Эти тенденции совпали по времени с глобальным кризисом образования, который наблюдается во всем мире. Это отмечают многие социологи, философы, психологи и педагоги. Он выражается в том, что мировая цивилизация на современном этапе формирует новую шкалу общечеловеческих ценностей, ориентированных на самого человека как высшую ценность, на воспитание человека, способного к диалогу, целостного и осознающего себя. Сущность глобального кризиса образования состоит в переходе от знаниевой к деятельностной парадигме, приоритету развития свободной личности. Здесь можно отметить несколько сторон этой проблемы.

Выделяют социально-политическую сторону кризиса, которая заключается в несовпадении интересов отдельных социальных групп и государств в целом на мировой арене; таким образом, гуманизация образования становится насущным требованием нашего времени.

Технолого-экономическая и педагогическая сущность мирового кризиса образования связана с противоречием между революционным поворотом в развитии производительных сил, обусловленным вступлением человечества в информационную фазу развития, и эволюционно-экстенсивным характером образования в рамках традиционной его парадигмы.

Также в мире наблюдается девальвация материальных и духовных ценностей, связанная с глобальными тенденциями перехода общественного сознания от биполярного миропонимания к полиполярному.

Здесь возникает необходимость поиска собственного типа культурного воспроизводства наряду с неизбежным вхождением в мировую цивилизацию, так как современный уровень информационной и технологической интеграции неизбежно приводит к общности задач человечества по воспитанию и образованию новых поколений. Это отмечают многие ученые в нашей стране.

В настоящее время в России наряду с традиционной системой школьного обучения действуют инновационные школы. Часть из них несут в себе лишь инструментальную новизну (авторские методики, набор дополнительных образовательных услуг, новая система управления школой, дифференциация обучения на различных этапах), другие же содержат культурологическую новизну. В частности, созданы школы, основанные на нетрадиционных философских концепциях русского и западного толка. К таким школам относятся и вальдорфские школы.

Вальдорфское движение, как социокультурное проявление антропософии (духовного течения, основанного Р. Штейнером в начале 20 века), зародившееся в Германии и распространившееся в 20 веке по всему миру, проникло в Россию и привело к открытию российских вальдорфских школ (в настоящее время их около 30 по всей России). Идеи свободного воспитания были развиты в России в 20-ые годы нашего века, но вскоре распространение их было запрещено, и сейчас мы вновь приходим к необходимости открытия и осмысления идей свободного воспитания, но уже на зарубежном опыте. В контексте грядущих изменений в подходах к образованию оказываются современными идеи свободного воспитания с их приоритетом личностно-ориентированного обучения, представителями которых и являются вальдорфские школы.

В настоящее время публикуется множество популярных статей в газетах и журналах, посвященных отдельным аспектам вальдорфского образования. К сожалению, популяризаторство идей, если оно не основано на глубоком научном анализе, может приводить к неверным представлениям о сущности предельных оснований и специфике трансляции опыта в вальдорфских школах.

На Западе эти идеи развивались, завоевали доверие и авторитет. Для нас же это новое, неизученное явление. Поэтому необходимо провести многоаспектный анализ этого феномена, изучить философские основы и социальные аспекты функционирования вальдорфских школ в мире и у нас в стране.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема исследования специфики вальдорфского образования как мирового социокультурного феномена до сих пор не являлась предметом философско-социологического анализа в нашей стране.

Многоаспектность проблемы делает ее предметом исследования многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, истории естествознания, истории педагогики. Это потребовало от диссертанта анализа широкого круга научной литературы, которую, с определенной долей условности, можно разделить на несколько групп.

1. Исследование антропософии как духовного учения, являющегося философской основой вальдорфского образования, проведено лишь в работах З.Я. Граумани-са, Ф. Карлгрена, С. О. Прокофьева, то есть этот вопрос мало освящен в научной литературе. Поэтому был проведен собственный анализ философских трудов Р. Штейнера и материалов его биографов - К. Линденберга, Ф. Ритгельмайера, П.Е. Шиллера. Для анализа российских антропософских традиций привлечены труды известных представителей русской творческой интеллигенции начала 20 века (А Белого, H.A. Бердяева, М.С. Волошиной). Истоки философских взглядов Р. Штейнера и интеллектуальные основы антропософии были исследованы в контексте общенаучной ситуации рубежа 19-20 веков (работы Э.М. Галла, Э. Геккеля, Ф. Даннемана, П.И. Митрофанова, К.А. Свасьяна, А.Г. Столетова, A.C. Фаминцына).

2. Социально-педагогической ситуация в странах Запада в начале 20 века и место вальдорфских школ как социального факта в Германии, были исследованы с привлечением работ философов, социологов и специалистов по истории педагогики (Д. Дьюи., У. Килпатрика , Г.Б. Корнетова , Г. Марселя), а также материалов немецких социологических исследований (авторы Е. Краних и С. Лебер).

3. Современный характер мировых тенденций в развитии образования был проанализирован на основе работ философов и социологов (П. Козловски, Г. Парсонс, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Ф.Г. Кумбс, Е. Финк, А. Маелоу, K.P. Роджерс, П.А. Нэш).

4. Социопедагогическая специфика традиций российского образования изучена с помощью исследований H.A. Бердяева, К.Н. Вен-щеля, В.В. Зеньковского, В.М. Кларина, Н.О. Лосского, Вл.С. Соловьева. Современная ситуация в российском образовании охарактеризована на основе материалов российских исследователей (А.Г. Асмолов, Г.Д. Гачев, B.C. Гершунский, О.В. Долженко, Г.Ф. Карпова, О.Н. Козлова, Г.Б. Корнетов, о.А. Кураев, М.М. Поташник, В.Н. Турченко, П.Г. Щедровицкий).

5. Социокультурная специфика трансляции опыта в вальдорфских школах исследована с привлечением материалов публикаций немецких вальдорфских учителей (Э. Грюнелиуса, К. фон Гейдебранд, Ф. Карл-грена. Е. Краниха, К. Штокмайера), а также представителей российского вальдорфского движения, в частности Ан.А. Пинского, председателя московского Центра вальдорфской педагогики.

6. Особенности развития личности в процессе школьного обучения проанализированы на основе работ известных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна и др.)

7. Социологических исследований в российских вальдорфских школах ранее не проводилось. При проведении конкретно-социологического исследования в российских вальдорфских школах мы руководствовались подходами, изложенными в трудах по социологии образования (П. Бурдье, М. Вебер, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Ф.Г. Кумбс, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Л. У орд), а также трудами российских исследователей (В.А. Адамский, H.A. Аитов, В.Г. Осипова, М.Н. Рупсевич, М.Х. Титма, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов).

Объект исследования - социокультурный феномен вальдорфского движения в мире и в России.

Предмет исследования - социальное функционирование вальдорфских школ в мире и в России с философско-социологической точки зрения.

Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе философско-социологического анализа и использования подходов различных гуманитарных наук исследовать сущность феномена вальдорфских школ в мире, выявить особенности их социального функционирования, то есть специфику взаимодействия в процессе трансляции опыта, связей с другими социальными институтами, особенности контингента и образовательных ориентаций всех субъектов учебного процесса. В итоге необходимо вскрыть объективные тенденции в развитии вальдорфского движения на современном этапе.

Цель исследования определила постановку и последовательность теоретического и эмпирического решения исследовательских задач:

- анализ философских основ вальдорфского образования, т.е. философско-социологического содержания антропософии как духовного учения, лежащего в его основе;

- критический анализ теории и практики вальдорфских школ, включая анализ специфики взаимодействия в процессе трансляции опыта в вальдорфских школах;

- определение социального места вальдорфских школ в мировой образовательной практике, предпосылок их возникновения в начале 20 века, тенденций развитая и перспективных проектов;

- выявление социальной специфики российских традиций образования, а также определение особенностей современной ситуации в нашем образовании и выявление необходимости и содержания социокультурной трансформации вальдорфской традиции в современных российских условиях;

- определение и обоснование особенностей социального функционирования вальдорфских школ в России, их места в российском образовании и определение перспектив развития вальдорфского движения в России на основе анализа данных, полученных в ходе конкретно-социологического исследования образовательных ориентаций субъектов учебного процесса.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования выступают концептуальные построения социологии образования, а именно труды П.Бурдье,

М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Коллинса, Т. Парсонса, а также российских ученых: Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ диссертационного исследования:

- анализ письменных источников и исторических документов (философские труды Р. Штейнера, труды его биографов, материалы вальдорфских школ, социологические исследования);

- метод опроса (анкетный опрос, свободное интервью, экспертный опрос);

- сравнительный анализ социопедагогических традиций стран Запада и России.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы состоит в следующем:

- проведен философско-социологический анализ основ вальдорфского образования, а именно антропософии как духовного учения, созданного Рудольфом ТТТтей-нером;

- выделены реальные предпосылки возникновения вальдорфских школ в начале 20 века (на основе социокультурного анализа педагогических ориентаций стран Запада);

- проведен критический анализ теории и практики вальдорфских школ в мире, выделены их достоинства и недостатки (с использованием подходов различных наук: философии, социологии, психологии и педагогики); введены в научный обиход результаты немецких социологических исследований особенностей социального функционирования вальдорфских школ, ранее не переведенных и не публикуемых в России;

- выявлена социальная специфика российских традиций образования и исследованы предпосылки возникновения вальдорфских школ в России;

- обоснованы необходимость и содержание социокультурной трансформации традиций вальдорфского образования в современных российских условиях (проведен анализ трансляционно-коммуникационных "механизмов" в вальдорфской школе на примере комплекса естественнонаучных дисциплин, проанализирована концепция дифференциации обучения в старших классах московской вальдорфской школы, опыт социального функционирования российских вальдорфских школ в других городах, а также исследована проблема подготовки учителей для вальдорфских школ);

- разработан методологический подход к анализу социального функционирования различных инновационных школ на примере вальдорфских школ (он состоит в исследовании философских оснований, социально-педагогической специфики трансляции опыта и выявлении места школы в обществе путем определения контингента и образовательных ориентаций всех субъектов учебного процесса);

- разработаны конкретные методики социологического исследования образовательных ориентаций в педагогическом коллективе, среди родителей и учеников вальдорфских школ;

- сделаны выводы о месте и особенностях социального функционирования вальдорфских школ в российском образовании на современном этапе, сформированы гипотезы о перспективах развития вальдорфского движения в России (на основе данных проведенного конкретно-социологического исследования).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, что основные положения диссертации, а также конкретные методики социологического исследования, применяемые в работе, могут быть использованы для дальнейших социологических исследований в вальдорфских школах России. Также предложенный подход к изучению вальдорфских школ может быть привлечен для социологического анализа других российских инновационных школ.

Результаты исследования могут быть полезны:

- для родителей, желающих получить научную информацию об одной из инновационных российских школ с целью выбора школы для обучения своего ребенка;

- для учителей и руководителей вальдорфских школ, занимающихся созданием учебных планов и программ;

- для учителей общеобразовательных школ, интересующихся нестандартными подходами к образованию, которые можно использовать в практике работы в российской средней школе;

- для преподавателей педагогических ВУЗов России при чтении спецкурсов по социологии духовной жизни, социологии образования; и

- для работников структур управления образования в городах и регионах России, которые сталкиваются с необходимостью понимания философско-социологиче-ской специфики инновационных школ, представляемых на аккредитацию и аттестацию.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

1. Выступление на научно-практической конференции "Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации" (МПГУ, 1994 г.);

2. Выступление на первой международной конференции "Молодежь в меняющемся мире" (Петрозаводск, КГПУ, 1995г.);

3. Выступление на конференции "Образование - путь демократии", организованной Всероссийским фондом образования под эгидой ЮНЕСКО (Шатура, 1996г.);

4. Выступление на научной сессии МПГУ им. В.И. Ленина (Москва, 1997).

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы составил 165 страниц основного текста, а также 24 таблицы, 1 рисунок и 6 диаграмм. Список литературы включает 185 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.