Вещный мир в творчестве Н.С. Лескова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Давыдова Ирина Константиновна

  • Давыдова Ирина Константиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 198
Давыдова Ирина Константиновна. Вещный мир в творчестве Н.С. Лескова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2021. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Давыдова Ирина Константиновна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. МИР ВЕЩЕЙ В СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗАХ Н. С. ЛЕСКОВА

1.1. Изображение вещи как части социокультурного пространства

1.1.1. Бессословные вещи

1.1.2. Вещи-приметы социокультурного пространства сословий

1.1.3. Образы вещей как социокультурные символы

1.1.4. Авторские вещные образы-символы

1.2. Вещный мир рождественско-святочного хронотопа

1.2.1. Образы вещей в формировании и развитии хронотопического мотивного комплекса святочных рассказов Н. С. Лескова

1.2.2. Образы вещей как знаки и символы рождественско-святочного времени и пространства

Глава 2. ВЕЩНЫЙ МИР ЦИКЛА «РАССКАЗЫ КСТАТИ»

2.1. Образы вещей в «локальных текстах» «рассказов кстати»

2.1.1. Образы вещей в «усадебном тексте»

2.1.2. Вещный мир «дачного текста»

2.2. Образы вещей как способ изображения повседневной жизни

2.2.1. Функциональность образов вещей при изображении «армейской повседневности» («Интересные мужчины»)

2.2.2. Изображение монастырского быта («Таинственные предвестия»)

2.2.3. Изображение больничного быта («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вещный мир в творчестве Н.С. Лескова»

ВВЕДЕНИЕ

Темой диссертационной работы является«Вещный мир втворчестве Н. С. Лескова».

Актуальность диссертационного исследованияобусловлена

возрастаюшим интересом ученых различных научных специальностей к веши (предмету) как к социокультурному феномену, постоянно присутствующему в жизни человека и человечества.

Своевременность диссертационного исследования обусловлена еще и тем, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного и разноаспектного исследования образа вещного мира в святочных рассказах и «рассказах кстати» Н. С. Лескова.

Мы, учитывая наблюдения филологов В.Н. Топорова1, Е. Р. Коточиговой2 и др., будем понимать под вещью, изображенной в литературном произведении, образ любой вещи, сделанной руками человека и предназначенной для удовлетворения его насущных потребностей. Это образ неодушевленного

3

предмета, который сотворил человек и которым он пользуется .Герой

1Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров

B.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. - М., 1995. С. 72.

Коточигова Е.Р. Вещь в художественном понимании // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.

C. 47.

Интересны для нас наблюдения Г. Э. М. Шухардта, главы немецкой лингвистической школы конца XIX-начала XX в., в области семантики. Он пытается выявлять отношения между вещами и словами. Понятие «вещь» распространяется им на одушевленные и неодушевленные предметы реального и нереального мира, на действия и состояния. Для полного выяснения соотношений между вещью и словом следует рассматривать их параллельно в состоянии покоя и в развитии, то есть изучать историю слов. Однако при этом история слов будет являться одновременно и историей того, кто ими пользуется, человека. (См.:Шухардт Г. Э. Избранные статьи по языкознанию[Текст] / Пер. с нем. А. С. Бобовича; Ред., предисл. и примеч. проф. Р. А. Будагова. - М.: Изд-во иностр. лит., 1950. - 292 с.; Шухардт Г. Э. Слова и вещи // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. I. Издание 3, доп. - М.: Изд-во «Просвещение», 1964. - С. 312-320 [Электронный ресурс] URL: http://psychotransling.ucoz.eom/_ld/0/93_zvegintsev.pdf). В исследованиях философов, лингвистов, филологов вещь рассматривается в парадигме «вещь

- слово»: «... если вещь - это качественно опредмеченное желание человека,

- слово». «Вещь - это качественно опредмеченное желание человека, функционально символизируемое языком» (Корнев В. В. Понятие «вещь» // Известия Алтайского государственного университета. Серия «Философия и педагогика». - Алтайск: Изд-во

художественного произведения может быть и творцом, и пользователем, и владельцем вещи.

Исходя из этого понимания образа вещи в литературном произведении, мы рассматриваем понятие «вещный мир» следующим образом.

Вещный мир в художественном произведении — это изображенная автором совокупность окружающих человека вещей, характеризующих личность героя (героев), его социокультурное пространство, конкретные условия его жизни, а также выявляющих авторское видение и оценку как персонажа, так и общества, жизненных реалий, событий и ситуаций.

Таким образом, изучение вещного мира художественного произведения должно учитывать не толькосовременные литературоведческие подходы и методы, но и актуальныесоциологические, исторические и культурологические исследовательскиепрактики. Изучение содержания и поэтики вещного мира в творчестве Н. С. Лескова неизбежно приобретает междисциплинарный характер, соответствующий методологическим принципам и методам современных научных исследований. Этим обусловлена актуальность нашей диссертационной работы.

Изучение лесковского вещного мира- одна из основных проблем лескововедения, поскольку писатель сам по себе «вещный»: он внимателен к материальным реалиям действительности и колоритен в их отображении в художественном тексте. Несмотря на этот очевидный факт, вещный мир произведений Лескова изучен недостаточно. Более того, нами впервые подчеркивается необходимость изучения данной темы в качестве самостоятельной и значимой для современного лескововедения. Впервые ее исследование основывается на достаточно масштабном текстуальном материале, что позволяет выявить определенные закономерности творческого процесса писателя, что также определяет актуальность диссертационного исследования.

Алтайского госуниверситета, 2003. - № 3. - С. 77. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vesch/viewer ).

В нашем исследовании акцент сделан на изучении содержания, поэтики и роли образов вещей и вещного мира в святочных рассказах и «рассказах кстати» Лескова.

Святочные рассказы рассматривались учеными, прежде всего, как явление календарной литературы, характеризующееся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Мы предлагаем рассмотреть данную разновидность рассказов под другим углом зрения: проанализировать мир вещей как способ изображения российского социокультурного пространства, как способ обозначения рождественско-святочного хронотопа и выражения авторской позиции.

«Рассказы кстати» также преимущественно изучались в контексте жанровых и идеологических исканий писателя. Анализ содержания и поэтики мира вещей в названном цикле предпринимается впервые, при этом впервые осуществляется анализ вещного мира как важнейшего средства создания образа провинциальной повседневности, сквозного в названном цикле. С целью выявления особенностей поэтики вещного мира в «рассказах кстати» впервые (в контексте заявленной темы) проводится сравнительный анализ лесковских текстов и произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. И. Куприна.

Мы предполагаем, что изображение и функциональная значимость вещных миров в святочных рассказах и «рассказах кстати» в определенной мере обусловлены жанровой спецификой произведений, но при этом существуют универсальные для лесковской поэтики принципы, способы, средства и приемы создания образов вещей и вещного мира.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые реализуется комплексный подход к изучению вещного мира в творчестве Н. С. Лескова, впервые предпринимается попытка исследования вещного мира в святочных рассказах и «рассказах кстати» писателя. Впервые тема «Вещный мир в творчестве Н. С. Лескова» является предметом специального рассмотрения.

Степень разработанности проблемы.

Изучением вещного мира в произведениях Н. С. Лескова никто из исследователей его творчества специально не занимался. Многочисленные научные статьи, монографии и диссертационные работы отечественных и зарубежных ученых не предусматривают анализ вещного мира как в отдельных художественных текстах, так и в творчестве писателя в целом. Это заключение также относится к циклам святочных рассказов и «рассказов кстати».

Поэтому для нас важное значение имеют исследования, посвященные изучению вещныхмироввтворчествеФ. М. Достоевского4, А. П. Чехова5 ,Л. Н. Толстого6, А. И. Куприна7 и других.

Вместе с тем в работах, посвященных изучению разных проблем творчества Н. С. Лескова, а также в трудах, посвященных исследованию общих литературоведческих проблем, встречаются ценные для нас наблюдения, касающиеся темы диссертационного исследования.

о

Е. В. Коточигова в статье «Вещь в художественном изображении» пишет, что «в литературе Х1Х-ХХ вв. наметились разные тенденции в

4ЗлочевскаяА. Специфика выражения субъективно-авторского начала в романах Ф. М. Достоевского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 1982. 24 с.; Переверзев В.Творчество Достоевского. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Советский писатель, 1982. С. 188-364; Наседкин Н. Достоевский: Энциклопедия. М.: Алгоритм, 2003. 800 с.; Нечаева В. В семье и усадьбе Достоевских. М.: Соцэкгиз, 1939. 158 с.; Померанц Г. Направление Достоевского и Толстого // Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М. : Советский писатель, 1990. 384 с.

5Кузичева А.Ваш А. Чехов. М.: Согласие, 2000. 388 с.; Кузичева А. А. П.Чехов. Жизнь «отдельного человека». СПб.: Балтийские сезоны, 2011. 880 с.

6КаримовЭ. Принципы художественного изображения среды и человека в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Вопросы литературоведенияи языкознания. Ташкент, 1962. Кн. 4. С. 210-229; КостромскаяТ. Т. Религиозно-нравственные искания Л. Н. Толстого и суфизм // Вопросы таджикской филологии. Душанбе, 1985. С. 23-31; ЛеонтьевК. О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. Критический этюд. М., 1911. 154 с.

7Алексеева Н. Нравственно-эстетическая позиция и пути ее художественной реализации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Киев, 1983. 49 с.; ЖолковскийА. К., Щеглов Ю. К. Мир автора и структура текста: статьи о русской литературе. Нью-Йорк: Эрмитаж, 1986. 348 с.; НазаровВ. А. Темпоральная структура рассказов И. Бунина и А. Куприна // Лексико-грамматические единицы в языке и речи. Волгоград, 1993. С. 33-43.

о

Коточигова Е.В. Вещь в художественном изображении. URL: http://studopedia.org/2-99580.html (дата обращения: 07.09.2019).

изображении вещей. По-прежнему почитается человек-мастер, ^то^аЬег, ценятся изготовленные умелыми руками предметы.

Примеры такого изображения вещей дает творчество Н. С. Лескова. Многочисленные предметы, описанные в его произведениях, — «стальная блоха» тульских мастеров («Левша»), икона старообрядческих иконописцев («Запечатленный ангел»), подарки карлика из романа «Соборяне», поделки Рогожина из «Захудалого рода» и др. — «след умельства» лесковских героев»9.

О «Левше» Лескова написано немало научных статей и монографий, в которых исследователи не только анализируют или характеризуют главного героя, но и указывают на немаловажную роль вещи — стальной блохи в сюжете: см., например, работы В. Н. Ашуркова10, А. Антонова11.

Большое внимание исследователи уделяют произведениям Н. С. Лескова «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Соборяне», «Леди Макбет Мценского уезда», в которых также функциональны образы вещей. Б. С. Дыханова в работе «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова»12 предлагает сравнительный анализ вещных миров в произведениях «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник».

Интересный литературоведческий анализ мира вещей предлагается исследовательницей и в монографиях «В зеркалах устного слова: (Народное

13

самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н. С. Лескова)» , «В зазеркалье волшебника слова: поэтика отражений Н. С. Лескова»14.

9Коточигова Е.В. Вещь в художественном изображении. URL: http://studopedia.org/2-99580.html (дата обращения: 07.09.2019).

10 Ашурков В. Н. Исторический прообраз тульского Левши: О рассказе Лескова «Левша». М., 1977.

11АнтоновА. «Левша»: происхождениерассказчика// Литературная учеба. 1997. № 5/6. С. 94101.

12

Дыханова Б. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

13

Дыханова Б. С. В зеркалах устного слова: (Нар.самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н. С. Лескова). Воронеж: Изд-во Воронеж.пед. университета, 1994. 191 с.

14 Дыханова Б. С. В зазеркалье волшебника слова: поэтика отражений Н. С. Лескова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. 204 с.

В статье А. А. Шелаевой «Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков — читатели П. Ж. Прудона»15 внимание акцентируется на восприятии Н. С. Лесковым эстетических идей эпохи, в которой он жил и писал свои произведения.

A. М. Ранчин в статье «Очарованный странник» Лескова»16 дает общее представление о произведении «Очарованный странник», фрагментарно анализируя вещный мир. В статье В. Хализева и О. Майоровой «Лесковская

17

концепция праведничества» вещь рассматривается как абстрактное понятие.

B.Е. Хализев,анализируя образы вещей в произведениях Н.С. Лескова, указывает, что видение мира писателем имеет мало общего с привычным для реалистической литературы XIX века флоберовско-чеховским представлением о быте как сфере унылого однообразия, серости и монотонности. Наоборот, красочно-пестрый вещный мир Лескова затейлив, порой узорчат, орнаментален

и при этом весьма изыскан. В нем далеко не последнюю роль играют

18

всевозможные украшения, становящиеся поводом для щегольства и кокетства .

И. В. Столярова в статье «Трагическое в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»19 описывает духовный портрет Катерины («Леди Макбет Мценского уезда»), Ахиллы («Соборяне»), указывая на тот факт, что вещи сыграли не самую последнюю роль в их жизни.

Отметим, что мир вещей в циклах святочных рассказов и «рассказов кстати», которые выбраны в диссертации в качестве объектов исследования, не изучен.Кроме того, анализ научной литературы позволяет нам констатировать, что отсутствуют исследования, в которых бы полно раскрывалась тема диссертации.

15 Шелаева А. А. Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков — читатели П. Ж. Прудона // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2010. Вып. 3. С. 73-78.

16 Ранчин А. «Очарованный странник» Лескова // От Крылова до Чехова: статьи о русской классической литературе. М., 1996. С. 18-21.

17

Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества. М., 1983. С. 201-206.

18

Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Изд-во «Гнозис», 2005. С. 262.

19 Столярова И. В. «Трагическое в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Москва, 1996. URL: http://publ.lib.ru(дата обращения: 30.10.2019).

В статьях и монографиях упоминания об образах вещей чаще всего служат вспомогательным материалом, помогающим лескововедам раскрыть интересующую их проблему содержания или поэтики творчества Н. С. Лескова.

В своей работе мы также учитываем исследования, посвященные святочным рассказам и «рассказам кстати» Н. С. Лескова.

Осмысление жанрообразующих признаков святочного рассказа

20

представлено в ряде концептуальных работ Е. В. Душечкиной , А. А.

91 99 9*3 94

Кретовой , О. Н. Калениченко , В. А. Капустина , И. А. Есаулова , М. А.

ЛС Л/Г Л'У ЛО

Кучерской , Н. Н. Старыгиной , Н. В. Самсоновой , Н. В. Уминовой и др.

«Рассказы кстати» были объектом исследования в работах Н. Г. Авдеевой , О. В. Анкудиновой , Б. Я. Бухпггаба , И. П. Видуэцкой , П. Г.

-5-5 -5Д -5 с

Жирунова , И. Н. Минеевой , А. А. Новиковой и др.

20

Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб: СПбГУ, 1995. URL: http://puЫ.lib.ru/ARCHIVES/D/DUSHECHKINA_Elena_Vladimirovna/_(дата обращения:

13.09.2019).

21

Кретова А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5; Кретова А. «Будьте совершенны...» (Религиозно-нравственные искания в святочном

творчестве Н.С. Лескова и его современников). Москва; Орел, 1999. 303 с.

22

Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX начала XX вв.: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. URL: http//diss.rsl.ru (дата обращения: 13.09.2019).

23

23 Капустин В. А. Н. С. Лесков в 90-е годы // Вестник киевского ун-та. Сер. филол. и журналистики. 1958. Вып. 1. С. 49-74.

24 Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: ПетрГУ, 1995.

25

25 Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1997.

26 Старыгина Н. Н. «Живой дух веры» // 1-е сентября: Литература. 1996. № 2. С. 10-11; Старыгина Н. Н. Праведник: образ-понятие и образы-персонажи (Н. С. Лесков и А. И. Солженицын) // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: материалы. Вып. 1: Н.С. Лесков. Орёл: ОГУ, 2001. С. 223-229; Старыгина Н. Н. Проблема цикла в прозе Н. С. Лескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1985; Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 1992. С.113-127.

27

27 Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX первой половины XX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж,

1998. 18 с.

28

Уминова Н. Изучение произведений святочной прозы на уроках литературы в 5-11 классах: учеб. - метод. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2015. 105 с.

29

Авдеева Н. Г. Поэтика «малых» жанровых форм в творчестве Н. С. Лескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 18 с.

Сложившаяся в историографии избранной темы ситуация подчеркивает актуальность представленного диссертационного исследования и помогает нам определить соответствующие цели и задачи научной работы.

Цель диссертационного исследования — раскрытьсодержание и охарактеризовать поэтику образа вещного мира в циклах Н. С. Лескова «Святочные рассказы» и «Рассказы кстати», выявить его функции.

Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:

1)исследовать специфику вещного мира, изображенного Н. С. Лесковым в цикле «Святочные рассказы», а именно:

- рассмотреть жанрово-стилистические особенности святочных рассказов Н. С. Лескова и показать обусловленность изображения вещного мира жанровой спецификой святочного рассказа;

- выявить способы и приемы создания образов вещей как части изображенного социокультурного пространства;охарактеризовать вещные миры сословий русского общества;

-классифицировать образы вещей в святочных рассказах;

- раскрыть особенности изображения вещей как знаковых примет рождественско-святочного хронотопа;

2) изучить своеобразие образа вещного мира в цикле «Рассказы кстати»:

- охарактеризовать поэтику и функции образов вещей в «локальных текстах» («усадебный текст» и «дачный текст»);

30

Анкудинова О. В. Эстетическая функция сюжета в рассказах «кстати» Лескова: о принципах создания достоверности // Творчество Н. С. Лескова: сб. науч. тр. Курск, 1988. С. 50-67.

31

Бухпггаб Б. Рассказы Лескова. Л.: Наука, 1973. С. 3-8.

32

Видуэцкая И. П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова // Филол. науки. 1961. № 2. С. 80-92.

33

Жирунов П. Г. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова 80-90-х годов XIX века: Проблемы поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пенза, 2004. 21 с.

34 Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Петрозаводск, 2003. 20 с.

35

35 Новикова А. А. Религиозно-нравственные искания в творчестве Н. С. Лескова 1880-х -1890-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 42 с.

- исследовать образы вещей как способ изображения повседневной провинциальной жизни;

- охарактеризовать поэтику и выявить функции образов вещей в изображении повседневного армейского, монастырского и больничного быта;

3) систематизировать основные способы и приемы изображения вещного мира в циклах писателя, выявить общие закономерности, специфику и функции изображения мира вещей.

Объектом исследования являются святочные рассказы и «рассказы кстати» Н. С. Лескова.Выбор данных циклов обусловлен тем, что жанры святочного рассказа и «рассказа кстати» достаточно репрезентативны для творчества писателя: в первом случае Лесков трансформирует жанр в соответствии со своими эстетическими установками, во втором - создает, в сущности, новую разновидность жанра, опираясь на сложившиеся в русской литературе образцы (жанры анекдота, фельетона и др.).

Подобное «использование» традиционных жанров типично для Лескова (ср., например, жанр романа-хроники). Соответственно, изучение содержания, поэтики и функций образов вещей в этих циклах даст возможность выявить характерные для художественного метода писателя принципы и приемы создания образа вещного мира и подчеркнуть его специфику в святочных рассказах и «рассказах кстати».

Предметом исследования является содержание и поэтика вещного мира, специфика его изображения и функции в святочных рассказах и «рассказах кстати» Н. С. Лескова.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются содержание и поэтика вещного мира как функциональной части художественного мира в творчестве Н. С. Лескова. Это существенный вклад в изучение литературного наследия писателя, способствующий формированию более полного представления о своеобразии его

художественного мышления, смыслового пространства и поэтики произведений.

Анализ вещного мира в святочных рассказах и «рассказах кстати», предпринятый впервые, позволяетуглубить научное понимание специфики жанров святочного рассказа (например, значение образов вещей для формирования святочного (рождественского) хронотопа) и «рассказа кстати» (например, своеобразие поэтики повседневности), а также оформления и функционирования локальных текстов («усадебного» и «дачного» текстов), символизации явлений действительности и др. Нами предложена классификация образов вещей, которая может быть актуальна при изучении вещных миров в произведениях русских и зарубежных писателей.

Реализация комплексного подхода к изучению литературных произведений дала возможность выявить закономерности в использовании Лесковым социокультурных символов, актуальных для той или иной сословной среды.

Впервые систематизированы способы и приемы создания авторских вещных символов, что вносит существенные коррективы в сложившееся представление о художественном методе Н.С.Лескова как бытописателя.

Сравнительное изучение вещных миров в творчестве Н.С.Лескова и других художников слова (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.И.Куприн) также осуществляется впервые.

Положения, выносимые на защиту:

- изображение вещей и создание образа вещного мира является важнейшим способом формирования художественной реальности в произведениях Н.С.Лескова, что позволяет рассматривать своеобразный лесковский «вещизм» в качестве одного из базовых принципов его поэтики;

- образы вещей способствуют трансформации жанра святочного рассказа Н. С. Лесковым (установка на достоверность событий, реалистичность чуда и др.);

- включение образов вещей в структуру художественного мира становится важным признаком созданного Лесковым жанра «рассказа кстати»;

- образы вещей — обязательный атрибут изображаемого социокультурного пространства (купеческого, дворянского, крестьянского сословий и духовенства), выступающий в качестве вещи-приметы, социокультурного символа или являющийся авторским образом-символом;

- сословные вещные миры включают в себя «бессословные вещи», что характеризует лесковских персонажей как представителей одной культуры, единого российского социокультурного пространства;

- создавая «локальные тексты», Лесков изображает, с одной стороны, вещи, типичные для усадебной или дачной культуры, с другой — нетипичные, но значимые в характерологии персонажа;

- образы вещей участвуют в создании образа повседневности, формируют привычную для сословий и социальных групп сферу культурного быта;

- в святочных рассказах образы вещей маркируют рождественско-святочный хронотоп;

- в малом повествовательном пространстве рассказа основными поэтическими приемами изображения вещи являются упоминание (называние), краткое описание, развернутое описание, включающее изобразительно-выразительные средства, и такие поэтические приемы, как перечисление или нанизывание названий вещей, оценочные характеристики и др. ;

- образы вещи и вещного мира в произведениях Н.С.Лескова полифункциональны.Основные функции: создание иллюзии достоверности, типизации и индивидуализации, символизации и эстетизации художественного мира,характерологическая, сюжетно-композиционная. Вещьможет выступать в качестве сакрального, памятного,социально-статусного, повседневно-бытового предмета;

- изображая вещный мир, Лесков выступает и как бытописатель, и как художник-символист;

- в святочных рассказах и «рассказах кстати» Лесков создал многообразный вещный мир, ярко характеризующий социокультурное пространство русского человека.

Методология и методы исследования определены его целью и задачами, а также самобытностью исследуемого художественного материала.

Основными методологическими принципами исследования являются историзм, объективность, комплексность и системность. Используется метод аналитического изучения источников. Комплексный подход к изучению заявленной темы обусловил использование социокультурологических, исторических, собственно филологических методов анализа художественных произведений.

Основными методами анализа художественных текстов являются структурно-семантический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический. Также реализуется методика комментирования текстов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии научных представлений о различных аспектах и значении творчества Н.С.Лескова, сложившихся в русском и зарубежном литературоведении.

Нами предложено определение понятия «вещный мир», уточнено содержание понятия«вещь»; внесены дополнения и коррективы в жанровую характеристику святочного рассказа и «рассказа кстати», в понимание художественного социокультурного пространства и социокультурного символа; выявлены механизмы символизации образа действительности и образа вещи, создания образа повседневности, формирования «усадебного» и «дачного» текстов и др. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер и подтверждает продуктивность применения комплексного подхода к изучению художественных явлений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы филологами,

изучающими проблемы жанрологии, русского литературного процесса второй половины Х1Хвека; лескововедами, исследующими содержание и поэтикутворчества писателя. Материалы диссертации могут использоваться впреподавании учебной дисциплины «История русской литературы XIX века» в школах и высших учебных заведениях, в преподавании учебных дисциплин по выбору студентов, факультативов, посвященных творчеству писателя. Практическая значимость работы также состоит в том, что ее материалы могут быть учтены при издании и комментировании текстов писателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Давыдова Ирина Константиновна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашев, В. Символы и мифы Перми. К изучению семиотических аспектов территориальной идентичности / В. Абашев // Архив ПРОМЕТЫ: сайт. — URL: Шр://рготе1а.т/рт)ес1в/есо§ш1:о/1/сору_о1_2(дата обращения: 05.03.2019).

2. Абрамовская, И. С. Проблема «локального текста» в русской литературе XIX века / И.С. Абрамовская // Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. — Великий Новгород: Виконт, 2010. — Вып. 8: Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: материалы международной научно-практической конференции. — С. 218-225.

3. Авдеева, Н.Г. Поэтика «малых» жанровых форм в творчестве Н.С.Лескова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Авдеева Наталья Геннадьевна. — Воронеж, 2004. — 19 с.

4. Аверьянова, М.А. От слова человеческого к Слову Божию.СлужениеН. В. Гоголя / М.А. Аверьянова // Христианские истоки русской литературы: сборник научных трудов. — Москва: Изд-во Московского пед. ун-та «Народный учитель», 2001. — С. 118-131.

5. Агаева, И.И. Нравственно-религиозный идеал Гоголя в контексте первой половины XIX века: авторефератдиссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01 / Агаева Изабелла Исмагиловна. — Баку, 2000. — 46 с.

6. Алексеева, Н.В. Нравственно-эстетическая позиция и пути ее художественной реализации: авторефератдиссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.08 / Алексеева Надежда Васильевна. — Киев, 1983. — 49 с.

7. Ангелова, Н.В. Тайна русского характера: произведения Н.С.Лескова 1880-1890-х годов:монография / Н.В. Ангелова; М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мичуринский гос. аграрный ун-т». — Мичуринск: МичГАУ, 2007. — 90 с.

8. Анкудинова, О. В. О писательской критике (литературно-критические суждения. Н. С. Лескова в художественной системе писателя) / О.В.Анкудинова // Проблемы истории и методологии в литературной критике.— Душанбе, 1982. — С. 64-65.

9. Анкудинова,О.В. Эстетическая функция сюжета в рассказах «кстати» Лескова: О принципах создания достоверности / О.В. Анкудинова // Творчество Н.С. Лескова: сборник научных трудов. — Курск, 1988. — С. 50-67.

10. Антонов, А. «Левша»: происхождение рассказчика / А. Антонов// Литературная учёба. — 1997. —№ 5-6. — С.94-101.

11. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев. —Москва: Издание И. Солдатенкова, 1868. — Т. 2. — 784 с.

12. Ашурков, В. Исторический прообраз тульского Левши: о рассказе Лескова «Левша» / В.Н. Ашурков. — Москва, 1977.

13. Баранова, Н.С. Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчестве Н. С. Лескова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Баранова Наталья Сергеевна. — Йошкар-Ола, 2012. — 186 с.

14. Батюто, А.И. Комментарии: Н. С. Лесков. Интересные мужчины / А.И. Батюто // Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 томах. — Москва: ГИХЛ, 1957. — Т. 8. — С. 569-574.

15. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. Том. 3: Теория романа / М.М.Бахтин — Москва, 2012. — 880 с.

16. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. — Москва: Художественная литература, 1975. — 504 с.

17. Болкунова, Н.С. Мотивы дома и дороги в художественной прозе Гоголя: авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наук: 10.01.01 / Болкунова Наталья Сергеевна. — Саратов, 1999. — 19 с.

18. Большая советская энциклопедия: в 30 томах.Том 4: Брасос -Веш.— 3-е изд. — Москва: Сов. энциклопедия, 1971.— 600 с.

19. Буслаев, Ф.И. Сочинения: в Зтомах.Том 1: Сочинения по археологии и истории искусства / Ф.И. Буслаев — Санкт-Петербург: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Ак. наук,1908-1930. — 552 с.

20. Бухштаб,Б.Я. Рассказы Лескова / Б.Я. Бухштаб // ЛесковН.С. Рассказы. — Ленинград: Наука, 1973. — С. 3-8.

21. Валяев, Я.В. Фронтовой быт военнослужащих российской армии в годы Первой мировой войны: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.02 / Валяев Ярослав Владимирович — Белгород, 2012. — 26 с.

22. Васиховская, Н.С. Киево-Печерский монастырь во второй половине Х1-первой половине XIII века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.02 / Васиховская Наталья Сергеевна — Тюмень, 2009. — 27 с.

23. Видуэцкая, И.П. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова / И.П.Видуэцкая // Филологические науки. — 1961. — № 2. — С. 80-92.

24. Видуэцкая, И.П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01 / Видуэцкая Ирма Павловна. — Москва, 1994. — 30 с.

25. Виноградов,И.А. Художественное миросозерцание Гоголя второй половины 1840-х годов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Виноградов Игорь Алексеевич. — Москва, 1995. — 24 с.

26. Виноградова, Л.Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции / Л.Н. Виноградова. — Москва: Индрик, 2016. — 382 с.

27. Волков, С.В. Русский офицерский корпус / С. В. Волков. — Москва: Воениздат, 1993. — 368 с.

28. Гаева Е. В. Гости из прошлого: Словарь редких слов. В 3 т. Т. 3: П-Я. [Электронный ресурс]. Москва: ИНФРА-М, 2014.

29. Гафуров, А.В. Быт и повседневная жизнь бойцов Красной армии в годы Великой Отечественной войны / А.В. Гафуров // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.— 2014.— №5 (22).— С.63-77.

30. Голубинский, Е.Е. История русской церкви / Е.Е. Голубинский. — Москва, 1997. — Т. 1,ч. 2. — 968 с.

31. Гриневич,О.А. Усадебный текст русской литературы в аксиологическом измерении /О.А. Гриневич // ФИЛОLOGOS. — 2018. — №36. — С. 22.

32. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах.— Москва: Русский язык, 1982.— Т. IV.

33. Добрыкина, М. Традиции и обычаи православного Рождества Христова — 7 января. —ШЬ: http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/pravoslavnye-rozhdestvenskie-tradicii.html (дата обращения: 01.09.2015).

34. Душечкина, Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра / Е.В.Душечкина. — Санкт-Петербург: Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. — 258 с.

35. Дыханова, Б.С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова / Б.С. Дыханова. — Москва, 1980. — 174 с.

36. Дыханова, Б.С. В зазеркалье волшебника слова: поэтика отражений Н.С. Лескова / Б.С. Дыханова. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. — 204 с.

37. Дыханова, Б.С. В зеркалах устного слова: (нар. самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова) / Б.С. Дыханова. — Воронеж: Изд-во Воронеж.пед. ун-та, 1994. — 191 с.

38. Егоров, В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы /

B. К. Егоров. — Москва: Изд-во РАГС, 2002. — 653 с.

39. Есаулов,И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А.Есаулов. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1995. — 262 с.

40. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин - М.: Флинта, 2003. - 248 с.

41. Жаплова, Т. М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX -начала XX в. — Москва, 2008. — 387 с.

42. Жизнь в свете, дома и при дворе. — Санкт-Петербург: Тип. брат. Пантелеевых, 1890. — 140 с.

43. Жирунов, П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова 80-90-х годов XIX века (проблемы поэтики): диссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Жирунов Павел Геннадьевич. — Москва: РГБ, 2003. — 154 с.

44. Жолковский,А.К. Мир автора и структура текста: статьи о русской литературе / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. — Нью-Йорк, 1986. — 294 с.;

45. Зенкевич, С. И. Из комментария к рассказу Н.С. Лескова «Совместители» (историческая деталь в художественной ткани произведения) /

C.И. Зенкевич // Лесковский палимпсест: материалы научной сессии. X Невские чтения. — Санкт-Петербург, 2008. — С. 85-92.

46. Зенкевич, С.И. Е.Ф. Канкрин и Н.С. Лесков. — URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-248-7/978-5-88431-248-7_18.pdf

47. Зенкевич,С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С.Лескова: диссертацияна соисканиеученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Зенкевич Светлана Игоревна. — Санкт-Петербург, 2005. — 224 с.

48. Злочевская,А.В. Специфика выражения субъективно-авторского начала в романахФ. М. Достоевского: авторефератдиссертациина соисканиеученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Злочевская Алла Владимировна. — Москва: МГУ, 1982. — 24 с.

49. Из истории русской культуры. Том V: XIX век / Б.Ф.Егоров, Ю.М.Лотман, Н.А.Вердеревская, В.Г. Щукин. — Москва: Языки русской культуры, 1996. — 848 с.

50. Ильинская, Т. Б. Русское разноверие в творчестве Н. С. Лескова / Т. Б. Ильинская. — СПб, 2010. — 250 с.

51. Ищенко, Н. С. Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры / Н. С. Ищенко // Философско-культуроло-гические исследования. — 2017. — № 2. — С. 17

52. Казанский, П. С. История православного русского монашества, от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием / П. С.Казанский. — Москва, 1855. — 205 с.

53. Калениченко,О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX начала XX вв.: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01 / Калениченко Ольга Николаевна — Волгоград, 2000. — 246 с.

54. Калиева, А. А. Смысловое и символическое содержание русских народных праздников / А.А. Калиева // Вестник ОГУ. — 2007. — № 11-2. — С. 286-291.

55. Капустин,В.А. Н.С. Лесков в 90-е годы / В.А. Капустин // Вестн. Киев. ун-та. Сер.:Филол. и журналистики. — 1958. — Вып. 1. — С. 49-74.

56. Каримов,Э. А. Принципы художественного изображения среды и человека в романе Л. Толстого «Анна Каренина» / Э.А. Каримов // Вопросы литературоведенияи языкознания. — Ташкент, 1962. — Кн.4. — С.210-229.

57. Клюев, Н. А. Словесное древо. Проза/ вступ. статья А.И.Михайлова; сост., подготовка текста и примеч. В.П. Гарнина. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Росток», 2003. — 688 с.

58. Клюха, И.К. Образ-символ вещи в святочных рассказах Н.С.Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль» / И.К. Клюха // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2015. — № 2 (34). — С. 63-69.

59. Колягина, Т. Ю. «Усадебный» тип культуры в художественном сознании А.С. Пушкина: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук10.01.01. / Колягина Татьяна Юрьевна. — Омск, 2007. — 182 с.

60. Корнев, В. В. Понятие «вещь» // Известия Алтайского государственного университета. Серия «Философия и педагогика». - Алтайск: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2003. - № 3. - С. 77. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vesch/viewer .

61. Костромская,Т.Т. Религиозно-нравственные искания Л.Н.Толстого и суфизм / Т.Т. Костромская // Вопросы таджикской филологии. — Душанбе, 1985. — С. 23-31.

62. Коточигова, Е.В. Вещь в художественном изображении / Е.В.Коточигова. — URL: http://studopedia.org/2-99580.html(дата обращения:07.09.2019).

63. Кравченко, А.И. Культурология: словарь / А.И. Кравченко — Москва: Академический проект, 2000. — 545 с.

64. Кретова, А.А. «Будьте совершенны.» (Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников) / А.А.Кретова. — Москва;Орел, 1999. — 303 с.

65. Кретова, А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» / А.А.Кретова // Проблемы исторической поэтики. — 1998. — №5. — С.472-478.

66. Кретова, А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь»: Опыт изучения святочной прозы на уроке литературы // Литература. — 2001. — №1.— С. 13-15

67. Кузичева, А.П. А.П.Чехов. Жизнь «отдельного человека» /

A.П.Кузичева. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2011. — 880 с.

68. Кузичева, А.П.Ваш А. Чехов / А.П. Кузичева — Москва: Согласие, 2000. — 388 с.

69. Кузьмин, А.В. Инородец в творчестве Н.С. Лескова: проблема изображения и оценки / А.В. Кузьмин. — Санкт-Петербург, 2003. — 124 с.

70. Кулакова, И. О халате как атрибуте интеллектуального быта россиян ХУШ-первой половины XIX в. // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Международный журнал. — 2011. — № 19. — С.251

71. Куприн, А.И. Собрание сочинений: в 9 томах /А.И.Куприн. — Москва: Правда, 1964. —Т. 4.— 755 с.

72. Кучерская, М.А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Кучерская Майя Александровна. — Москва, 1997. — 21 с.

73. Лапин, В.В. Семеновская история: 16-18 октября 1820 года /

B.В.Лапин. — Ленинград: Лениздат, 1991. — 251 с.

74. Лапова, А.Н. «Дачный роман» в прозе А.П. Чехова («Зеленая коса») / А.Н. Лапова // Культура и текст. — 2011. — № 12. — С. 413-419.

75. Леонтьев,К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. Критический этюд / К.Н. Леонтьев. — Москва, 1911. — 154 с.

76. Лернер, Л. А. Пространство повседневности русского купечества в Х1Хвеке / Л.А. Лернер // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.— 2008. — Вып. 57.— С.206-209.

77. Лесков, Н. С. Под Рождество обидели // Чудо Рождественской ночи: рассказы. — Москва, 2008. — С. 294-308.

78. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 12 томах. — Москва: Правда, 1989.— Т. 11. — 410 с.

79. Лесков, Н. С. Христос в гостях у мужика : рассказ / Н.С. Лесков. — Москва: [Посредник], 1893. — 36 с.

80. Лесков, Н. С. Час воли Божией: легенды и сказки (Русь православная) / Н.С. Лесков. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. — 5 с.

81. Лесков, Н.С. О литературе и искусстве / Н.С. Лесков. — Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 285 с.

82. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 12 томах.— Москва: Правда, 1989. — Т.7. — 474 с.

83. Ловелл, С. Дачный текст в русской культуре XIX века / С. Ловелл;пер. с англ. Д. Протопоповой // Вопросы литературы. — 2003. — № 3.

С. 34-73.

84. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Наука, 1995. - 320 с.

85. Лужановский, А. В. О виде и жанре произведений Н. С. Лескова о народе / А.В. Лужановский // Статьи о русской и зарубежной литературе. — Иваново, 1966. — С. 167-186.

86. Люсый, А. П. Русская литература как система локальных текстов: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01 / Люсый Александр Павлович. — Вологда, 2017.

— 27 с.

87. Малков, П. Ю. Введение в литургическое предание / П. Ю. Малков.

— Москва: Изд-во ПСТГУ, 2008. — 352 с.

88. Манн, Ю. Утверждение критического реализма. Натуральная школа/ Ю. Манн // Развитие реализма в русской литературе. — Москва: Наука, 1972. — Т. 1: Просветительский реализм. — С. 234-291.

89. Минеева, И.Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатафилологических наук: 10.01.01/ Минеева Инна Николаевна — Петрозаводск, 2003. — 20 с.

90. Михайлова, Л. Б. Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам: учебное пособие / Л.Б. Михайлова — Москва: МПГУ, 2013. — 288 с.

91. Мордарь, Н.Ю. «Познай самого себя.» (по рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль») /Н.Ю. Мордарь. — URL:http://festival.1september.ru/articles/623889/(дата обращения: 15.03.2019).

92. Мосалева, Г.В. Поэтика Н.С. Лескова / Г.В. Мосалева. — Ижевск, 1993. — 108 с.

93. Назаров, В.А. Темпоральная структура рассказов И. Бунина и А.Куприна / В.А. Назаров // Лексико-грамматические единицы в языке и речи.— Волгоград, 1993. — С. 33-43.

94. Наседкин, Н.Н. Достоевский: Энциклопедия / Н.Н. Наседкин. — Москва: Алгоритм, 2003. — 800 с.

95. Нечаева, В.С. В семье и усадьбе Достоевских / В.С. Нечаева. — Москва: Соцэкгиз, 1939. — 158 с.

96. Нечитайлов, М. В. Военно-бытовая повседневность солдат и офицеров Кавказского корпуса (1817-1864 гг.): материальный аспект: диссертацияна соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.02 / Нечитайлов Максим Владимирович. — Ставрополь, 2005. — 355 с.

97. Новикова, А.А. Религиозно-нравственные искания в творчестве Н. С. Лескова 1880-1890-х годов: автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Новикова Алла Анатольевна. — Москва, 2003. — 30 с.

98. Нора, П. Франция-память. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. — 328 с.

99. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — Москва: Азъ, 1992. — 944 с.

100. Орлов, А.С. Язык русских писателей / А.С. Орлов. — Москва: Ленинград, 1948. — 192 с.

101. Охлябин, С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX в. / С.Д.Охлябин. — Москва: Молодая гвардия, 2012. — 347 с.

102. Переверзев, В.Ф. Творчество Достоевского / В.Ф. Переверзев // Гоголь. Достоевский. Исследования. — Москва: Советский писатель, 1982. — 512 с.

103. Першина, М. А. Англоязычная литература как текст-прецедент в произведениях Н. С. Лескова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Першина Марина Андреевна. — Йошкар-Ола, 2013. — 23 с.

104. Печерская, Т. И. Предмет как сюжетный маркер: сапоги в русской литературе 1840-1870-х годов//Сибирский филологический журнал. — 2014. — № 3. С. 86-93.

105. Печерская, Т. И. Пространственно-семиотическая функция картин в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»// Сибирский филологический журнал. — 2009. — № 2. С. 12-21.

106. Померанц, Г.С. Направление Достоевского и Толстого / Г.С.Померанц // Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — Москва: Советский писатель, 1990. — 384 с.

107. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп; вступ. ст. В. И. Ереминой; ЛГУ. — 2-е издание. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.

108. Прошин, Г.Г. Черное воинство. Русский православный монастырь: Легенда и быль / Г.Г. Прошин. — Москва, 1988. — 316 с.

109. Ранчин, А.М. «Очарованный странник» Лескова / А.М. Ранчин// От Крылова до Чехова: статьи о русской классической литературе. — Москва, 1996. — С. 18-21.

110. Ремизова, М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии / М.Н. Ремизова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2 частях. — Тамбов: Грамота, 2012. — № 10 (24),ч. I. — С. 158-162.

111. Романов, Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. / Б.А. Романов. — Москва, 1966. — 242 с.

112. Русские рождественские традиции: Святки.— URL: http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/twelve-days.htm(дата обращения: 01.09.2018).

113. Самсонова,Н.В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX первой половины XX веков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук:10.01.01 / Самсонова Надежда Владимировна — Воронеж, 1998. — 18 с.

114. Селивёрстова, М. А. Усадебный текст в прозе А. П. Чехова конца XIX века / М.А. Селиверстова, О.С. Арапова // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 6. — 20 с.

115. Сепик, Г. В. Иностилевые элементы в структуре авторской речи произведений Н. С. Лескова /Г. В.Сепик. — URL: http://leskoviana.narod.ru/sepik.htm (дата обращения: 27.02.2018).

116. Синякова, Н.Л. Человек, событие, история: художественно-антропологическая архитектоника цикла Н. С. Лескова «Рассказы кстати» / Н.Л.Синякова // Дергачевские чтения — 2011. Русская литература:

национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург, 67 окт. 2011 г.: в 3 томах/ сост. А. В. Подчиненов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. — Т. 2. — С. 354-361.

117. Старыгина, Н.Н. «Дачный текст» в повести «Первая любовь» И.С.Тургенева / Н.Н. Старыгина // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 4 (19). — С. 107-111.

118. Старыгина, Н.Н. Дарение: от устойчивого рождественского мотива к сквозному мотиву в святочных рассказах Н. С. Лескова / Н.Н. Старыгина // Проблемы исторической поэтики. — 2017. — № 4. — С. 38-59.

119. Старыгина, Н.Н. Дачный текст в структуре романа Н. С. Лескова «На ножах» / Н.Н. Старыгина // Международная научная конференция «Лесковиана документальное наследие Н. С. Лескова: текстология и поэтика». Москва, 21-23 ноября 2011 г. — Москва: Издательство. — С. 33.

120. Старыгина, Н.Н. Локальный текст как форма представленности контекстуального содержания (на материале святочных рассказов Н.С.Лескова) / Н.Н. Старыгина // Диалог культур: поэтика локального текста: материалы V Международной научной конференции, г. Горно-Алтайск, 26-29 сентября 2016 года / ред. П. В. Алексеев. — Электрон. текстовые дан. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. — Т.2. — С. 55-64.

121. Старыгина, Н.Н. Разновидности сказовой ситуации в циклах Н.С.Лескова / Н.Н. Старыгина // Вестник лаборатории аналитической филологии. — Йошкар-Ола, 2012.— Вып. 5. — С.43-59

122. Старыгина, Н. Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860-1870-х годов: монография / Н. Н. Старыгина. — Москва: Языки славянской культуры, 2003. — 352 с.

123. Старыгина, Н.Н. Святочный рассказ как жанр / Н.Н. Старыгина // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1992. — С. 113-127.

124. Старыгина, Н.Н. Структурно-семантическая организация образа и формирование мотивного комплекса в рассказе «Пугало» Н. С. Лескова /Н.Н.Старыгина // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — № 1 (29). — С. 155-163.

125. Старыгина, Н.Н. «Живой дух веры» / Н.Н. Старыгина // 1-е сентября: Литература. — 1996. — №2. — С. 10-11.

126. Старыгина, Н.Н. Праведник: образ-понятие и образы-персонажи (Н.С. Лесков и А. И. Солженицын) / Н.Н. Старыгина // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: материалы. Вып. 1: Н.С. Лесков. — Орёл: ОГУ, 2001. — С. 223-229.

127. Старыгина, Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.10.01/ Старыгина Наталья Николаевна. — Ленинград, 1985 — 30 с.

128. Старыгина Н.Н. «Дачный текст» в произведениях Н.С. Лескова (роман «На ножах», рассказы 1890-х годов) // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: материалы 9 Всероссийской научно-практической конференции 2-3 ноября 2011 г. - Йошкар-Ола, 2012. -С. 37-52.

129. Столярова, И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова) / И. В. Столярова. — Ленинград, 1978. — 231 с.

130. Темирболат, А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе / А.Б. Темирболат — Алматы: Ценные бумаги, 2009. — 504 с.

131. Терещенко, А.В. Быт русского народа / А.В. Терещенко. — Москва:Ин-т русской цивилизации, 2014.— Т.2.— 864 с.

132. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г.Тер-Минасова. — Москва: Слово^^о, 2000. — 624 с.

133. Терских, А.П. Новый год и рождество христово как семейные традиции /А.П.проблемы просвещения в зеркале духовной школы:сборник материалов II Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. — Псков, 2015. — С. 285-290.

134. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений / Л.Н. Толстой. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1952.— Т.34. — 655 с.

135. Топоров, В.Н. Петербургский текст / В.Н. Топоров. — Москва: Наука, 2009. — 820 с.

136. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст, семантика и структура. — Москва, 1983. — С. 227-285.

137. Туниманов, В.А. Жизнь и труды Николая Лескова / В.А.Туниманов // Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 3 томах.— Москва: Худ. лит., 1998.— Т. 2. — 655 с.

138. Тюпа, В. И. Интертекстовый анализ / В.И. Тюпа // Анализ художественного текста. — Москва: Академия, 2009. — 336 с.

139. Ульянов, В. История Кавказского линейного № 1-го батальона, в административном и военном отношениях / В. Ульянов — Тифлис: К. Томсон, 1869. — 64с.

140. Уминова, Н.В. Изучение произведений святочной прозы на уроках литературы в 5-11 классах: учебно-методическое пособие / Н.В. Уминова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 105 с.

141. Уртминцева, М. Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: автореф. дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. / М.Г. Уртминцева - Нижний Новгород, 2005. - 36 с.

142. Фаликова, Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Э. Фаликова // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2.Худ. и научные категории:сборник научных трудов. —Петрозаводск: Петрозаводский государственный ун-т, 1992. — С. 45-57.

143. Федотова, А. А. Интертекстуальный анализ классического произведения (на материале произведений Н. С. Лескова) // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: художественный

текст как предмет изучения в школе и вузе: Материалы Швсероссийской научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Ярославля и году учителя. — Ярославль, 2010.— С. 149-156.

144. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.

145. Хализев, В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О.Майорова. — Москва: Сов. писатель, 1983. — 206 с.

146. Цивьян, Т.В. Дача и дачники в русском представлении /Т.В.Цивьян. — URL: https://domashke.com/referati/referaty-po-kulture-i-iskusstvu/statya-dacha-i-dachniki-v-russkom-predstavlenii(дата обращения:25.02.2018).

147. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений в восемнадцати томах / А.П. Чехов. — Москва: Наука, 1985. — Т 8. — 528 с.

148. Шелаева, А.А. Л.Н. Толстой и Н.С. Лесков — читатели П.Ж.Прудона / А.А. Шелаева // Вестник СПбГУ.Сер. 2. — 2010. — Вып. 3. — С.73-78.

149. Ши Жоу Мотив сумасшествия в творчестве А.П. Чехова и Лу Синя (на примере повестей «Палата № 6» и «Дневник сумасшедшего») / Жоу Ши // Вестник центра международного образования московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. — 2015. — № 3. — С. 108-112.

150. Шкапа, Е. С. Роль иконы в святочных рассказах Н.С. Лескова / Е.С. Шкапа // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2015. — № 2. — С. 55-66.

151. Щукин, В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей / В.Г. Щукин — Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — 608 с.

152. Шухардт, Г. Э. Избранные статьи по языкознанию[Текст] / Пер. с нем. А. С. Бобовича; Ред., предисл. и примеч. проф. Р. А. Будагова. - М.: Изд-во иностр. лит., 1950. - 292 с.

153. Шухардт, Г. Э. Слова и вещи // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. I. Издание 3, доп. - М.: Изд-во «Просвещение», 1964. - 464 с. [Электронный ресурс] URL: http://psychotransling.ucoz. com/_ld/0/93_zvegintsev.pdf).

154. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — Санкт-Петербург: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1903. — T.XXIX: Чугуев - Шен. — 491 с.

155. Юхнова, И.С. Усадьба в творчестве М.Ю. Лермонтова / И.С.Юхнова // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.— 2016. — № 1. — С. 259-265.

156. Якобсон, Р.О. Работы по поэтике /Р.О. Якобсон; сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. — Москва: Прогресс, 1987. — 464 с.

157. Якушева, Л.А. Уходящая натура: дача в драматургии рубежа XXXIX вв. / Л.А. Якушева // Русская и белорусская литературы на рубеже XX— XXI вв.: сборник научных статей:в 2 частях / под ред. С.Я.Гончаровой-Грабовской. — Минск: РИВШ, 2010.— Ч. 2. — C. 212-218.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.