Вклад Маунстюарта Эльфинстона в изучение истории Афганистана: середина XVIII - начало XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ибрагимова, Гавхар Саймуддиновна

  • Ибрагимова, Гавхар Саймуддиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 174
Ибрагимова, Гавхар Саймуддиновна. Вклад Маунстюарта Эльфинстона в изучение истории Афганистана: середина XVIII - начало XIX вв.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. Душанбе. 2015. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ибрагимова, Гавхар Саймуддиновна

Оглавление

С.3-19

Глава I. Вопросы исторической географии Афганистана в трудах М.

Эльфинстона

1.1.Роль М. Эльфинстона в изучение исторической географии

Афганистана

1.2.0писание исторической географии Кафиристана (Нуристан), Бадахшана и Кашгара

Глава II. Вклад М. Эльфинстона в изучение истории основных этнических групп Афганистана

2.1.М.Эльфинстон об этногенезе, генеалогической структуре и системе родства пуштунов

2.2. История таджиков Афганистана,их хозяйство и материальная культура

середины XVIII - начала XIX вв. в исследованиях М. Эльфинстона

Глава Ш.Отражение истории формирования афганского государства в научном наследии М. Эльфинстона

3.1.Взгляд М. Эльфинстона на вопросы социально-экономического устрой ства и военно-административной системы Афганистана (середины XVIII-начала XIX вв.)

3.2. М. Эльфинстон о социальном движении XVIII — начала XIX вв. в Афганистане

Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вклад Маунстюарта Эльфинстона в изучение истории Афганистана: середина XVIII - начало XIX вв.»

Введение

Актуальность темы исследования. Маунстюарту Эльфинстону (Mountstuart Elphinstone 1779-1859) - одному из видных представителей западных востоковедов, известному политику, дипломату, чиновнику английской колониальной службы в Индии, принадлежит большая заслуга в изучении истории Афганистана.

По единодушному утверждению специалистов, с его деятельностью связано начало научного изучения истории Афганистана. В своё время, многие труды М. Эльфинстона из-за политической значимости афганской проблематики в политике колониальной Британии были засекречены и переданы английскими властями для служебного пользования. В его работах содержится ценная и разнообразная информация по социально-политической истории Афганистана, значение которой не утрачено до сегодняшнего дня.

Труды М. Эльфинстона по истории Афганистана среди исследователей пользуются большой популярностью. На них ссылаются как на авторитетные и самые достоверные исторические материалы при исследовании различных проблем, касающихся исторического развития Афганистана и сопредельных стран.

Его работы по истории Афганистана включает в себя географические обзоры Афганистана, сведения по метереологии, почвоведению и сельскому хозяйству региона, финансы и торговля, история народов Афганистана, политическое устройство, военно-административная система Кабульского королевства, этносоциальная характеристика народов Афганистана и др. Его перу также принадлежат ряда работы по истории Индии и колониальной

политики Британии на Востоке1.Тем самым, он внёс огромный вклад в изучение истории Афганистана.

Актуальность обращения к трудам М. Эльфинстона можно объяснить так: 1) многие проблемы современного Афганистана берут начало еще с XVIII-XIX вв., но история этой страны все еще имеет множество «белых пятен», несмотря на многочисленные исследования. Поэтому изучение трудов М. Эльфинстона и раскрытие его вклада в изучение история этого государстваможет восполнить этот пробел, дать новую интерпретацию старым исследованиям, будет способствовать более детальному анализу новой и новейшей истории народов Афганистана; 2) ныне Афганистан занимает особое место в структуре нового мирового порядка ХХ1в., афганский фактор продолжает оказывать серьёзное влияние на международные отношения и политические процессы современного мира. В этой связи, обращение к исследованиям М. Эльфинстона помогут в объективном осмыслении истории народов Афганистана, определении места и роли Афганистана, как «буферного государства», разобраться в правах и поведении членов пуштунских племенных организаций; 3) изучение исторически сложившихся этнопсихологических особенностей народов Афганистана на основе научного наследия М. Эльфинстона представляется актуальным, в том числе для понимания этногенетических особенностей пуштунов как государообразующего этноса; 4) актуальность исторических произведений М. Эльфинстона в наши дни ещё более возрастают, т.к. в них прослеживаеюся оригинальные мысли и вывода, логическая взаимосвязь важнейших исторических событий Афганистана в новое время, преемственность важных исторических событий с сопредельными странами.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, диссертант сочла важным исследование проблемы, связанной с определением вклада М. Эльфинстона в изучении социально-политической истории Афганистана для более полного воссоздания истории народов этой страны, прежде всего истории пуштунского общества и таджиков.

Степень научной разработанности проблемы. Основные труды М. Эльфинстона, посвященные истории Афганистана, были написаны в первой половине XIX тв. в период с 1809 по 1815гг. и с 1816 по 1845гг. После чего, начиная со второй половины XIX века, исследователи обращаются к трудам М. Эльфинстона как к важным источникам по истории Афганистана.

К научному наследию М. Эльфинстона одним из первых обращаются исследователь по истории Афганистана Мухаммад Хайат-хан1. Как отмечает О. А. Воднева уже во второй половине Х1Хв. "Историю М.Эльфинстона (в оригинале) М. Хайат-хан выделяет особо, суждения по некоторым вопросам приводит непосредственно из этого произведения"2. Многие исследователи чаще повторяют Эльфинстона, и вопреки научной этике, не упоминают даже его имени как автора. По этому поводу H.A. Дворянков в своих исследованиях приводит мнение известного американского афганиста Л.Дюпре: «Большинство пишущих об афганском народе и культуре попросту ссылаются на классическую работу Эльфинстона 1816 года. Пишущие об Афганистане «копировали» или Эльфинстона или же тех, кто уже скопировал Эльфинстона»3. Не трудно заметить, что здесь речь идёт о трудах М. Эльфинстона по истории Афганистана.

1 Мухаммад Хайат-хан. Хайат-и афгани (Жизнь афганцев).- Кабул, 1991.

2Воднева О. А. Сочинение Мухаммада Хайат-хана Хайат-и афгани (Жизнь афганцев) как источник по истории и этнографии Афганистана. Дис. канд. ист. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 25.

3Цит. по: Дворянков H.A. Очередные задачи афганской филологии в СССР // Теоретические проблемы восточного языкознания. - М., 1982. - Ч. 1. - С. 87-88.

Первые исследования о жизни и творчестве М. Эльфинстона написаны английскими авторами в 80-е и 90-е годы XIX века. В частности в трудах

1 2 ъ

Т.Е. Колебрука , Дж. В. Форреста , Дж. С. Коттона и Сера Виляма Вилсона Хантера4 приводятся подробные сведения о жизни и творчестве М. Эльфинстона, дана общая оценка трудов М. Эльфинстона, но отсутствует анализ работы М. Эльфинстона по истории Афганистана.

В начале XX века к трудам М.Эльфинстона проявляет интерес известный русский востоковед А. Е. Снесарев. Он одним из первых отмечает вклад М. Эльфинстона в разработке проблем истории Афганистана и кратко отмечает значение его работы в изучении пуштунского общества. Особенно в вопросах этногенеза пуштунов А.Е.Снесарев, как и М.Эльфинстон ставит под сомнение тезис о семитском происхождении пуштунских племен и утверждает, что «...подобная точка зрения не отражает на самом деле объективную историю пуштунов»5.

В исследованиях М. Эльфинстона содержатся уникальные и обширные исторические сведения. Как отмечает известный русский востоковед И.М. Рейснер: «Труды М. Эльфинстона являются наиболее значительными произведениями английской афганистики, созданными в период, когда английское востоковедение ещё не пришло в упадок и могло давать произведения, более или менее объективно отражавшие действительность»6.

'ColebrookeT.E. Life ofMountstuartElphinstone.-L., 1884.

2Forrest G.W. Official Writingsof Mountstuart Elphinstone. - L., 1884.

3.Cotton J.S. Mountstuart Elphinstone ."Rulers of India" series. -L., 1892.

"Sir Wiliam Wilson Honter. Rulers of India. - Oxford, 1892.

5Снесарев. A. E. Афганистан. - M., 1921. -C. 67.

6Рейснер И.М.Развитие феодализма и образование государства у афганцев,- М.,1954,- С.14.

Произведении М. Эльфинстона использовалитакие исследователи, как 1 2

О. А. Воднева , Ю. П. Лалетин и др. Материалы трудов М. Эльфинстона в своих исследованиях использовали, также таджикские учёные Б. Т. Азимовой3, М. Бобохонов4, X. Саидов5. Об Эльфинстоне и его произведениях произведениях можно найти краткие сведения в знаменитом «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрана» (СПб. 1907. Т. 82. С. 367368), а в таких авторитетных изданиях как «Большая советская энциклопедия» и «Историческая энциклопедия», М.Эльфинстону место не нашлось.

К сожалению, его труды до настоящего времени не были объектом пристального внимания исследователей и до сих пор не был проведен комплексный научный анализ по определение вклада М. Эльфинстона в изучение история Афганистана.

Основная литература, которая использовалась диссертантам для комментарий и сравнения данных М. Эльфинстона, можно разделить на следующие группы.

1 .Исследования учёных советской и российской востоковедческой

6 7

школы. Весьма ценными оказались сочинения Г. П. Ежова , А. А. Поляка ,

о

В.А.Пуляркина и др., посвященные географии и экономики Афганистана.

'Воднева О. А. Сочинение Мухаммада Хайат-хана Хайат- афгани (Жизнь афганцев) как источник по истории и этнографии Афганистана. Дис. канд. ист. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - С.79, 86, 179 и др.

2Лалетин Ю. П.. Этносоциальные процессы в истории Афганистана ХУП-ХХвв. Дисс. канд. ист. наук,- М., 2006. - С. 54 и - С. 65.

3Азимова Б.Т. Татиммат ал-баян фи та'рих ал-афган Сейида Джамалуддина Афгани как исторический источник по истории Центральной Азии (ХУШ - ХГХвв.). - Душанбе,2012.

4Бобохонов М. Таърихи точикони чахон (История таджиков мира). - Душанбе, 2011.

5Саидов X. Маунстюарт Эльфинстоун - английский дипломат и политик. - Душанбе, 2012.

6 Ежов Г. П. Экономическая география Афганистана- М., 1990.

7 Поляк A.A. Экономический строй Афганистана - М.,1964.

8Пуляркина В.А. Западный Пакистан, (экономико-географическая характеристика). -М., 1962.

При рассмотрении вопроса о месте и роли пуштунов в истории афганской государственности автор пользовался работами акад. Б.А. Дорна, положившего начало изучению средневековой истории афганских племен и пуштунских обществ в русском и европейском востоковедении, в частности, его основной работой - комментариями, которыми он сопроводил свой перевод с персидского сочинения, определённого им как «Махзан-и Афгани» Ниаматуллы1.

Полезным оказалось самостоятельное исследование комментариев В.В.Григорьева к его переводу книги К. Риттера , а также труды таких авторов как H.A. Аристова3, В.В. Бартольда4, В.И. Игнатьева5,

6 7 8

М.С.Андреева , П.Алексеенкова , А.Е.Снесарева, К.И.Соколова - Страхова и Страхова8 и др.

Среди работ, заслуживающие особого внимания, следует назвать исследования крупнейшего российского афганиста И. М. Рейснера «Независимый Афганистан» (М.,1929), «Афганистан» (М., 1948) внес особенно большой вклад в изучение социально-экономической истории афганских племен и афганского государства. В своем обобщающем труде «Развитие феодализма и образование государства у афганцев» он дал картину

'Dom В. A. History of the Afghans translated from the Persian of Neamet Ullah, vol. I-II. - London, 1829-1836).

2Григорева В.Г. Землеведение. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Кабулистан и Кафиристан. - СПб., 1867.

3Аристов H.A. Англо-индийский «Кавказ». Столкновения Англии с авганскими пограничными племенами (Этнико-исторический и политической этюд) // Живая старина. Bbm.IV.- СПб., 1899; Вып.12.-СП6.,1900.;06 Авганистане и его населения // Живая старина. Вып.Ш - IV. -СПб., 1898.

4Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана.-СПб.,1903;Таджики (Исторический очерк) // Сочинение. -Т. II. Ч. 1- М., 1963. - С. 449-468.

5Игнатьев В.И. Краткий очерк племен населяющих Афганистан. - Ашхабад, - 1895.

бАндреев М.С. По этнологии Афганистана. - Ташкент, 1927.

7Алексеенков П. Аграрный вопрос в Афганском Туркестане. - М., 1933

8Соколов - Страхов К.И. Гражданская война в Афганистане 1928-1929 гг. - М., 1931.

общественного развития афганского государства, и особенностей пуштунского общества.

Необходимо отметить выдающуюся заслугу Ю. В. Ганковского в изучения истории возникновения афганского госудаства и в целом истории Афганистана. Его труды «Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы», «Народы Пакистана (Основные этапы этнической истории»1, а также труды В. М. Массона, В. А. Ромодина "История Афганистана"2, В. Г.Коргуна "История Афганистана. XX век»3, "по своему содержанию являются оригинальными исследованиями.

Среди современных работ выделяется труд К. А. Лебедева,4 который является своеобразной энциклопедией этнографических сведений о пуштунских племенах. Эта первая и единственная в России работа, столь подробно описывающая обряды, сопровождающие жизнь афганца от рождения до смерти, религиозные праздники, приметы и суеверия, заговоры и заклинания, основы народной медицины. К. А. Лебедев собрал многочисленные легенды о происхождении афганцев. Он привел записи впечатлений европейцев о внешности и нравах пуштун, пояснил основные положения «Паштунвали» - «Кодекса чести пуштун».

2. Литература западных исследователей. Значительный материал в плане этнонационального развития афганского государства содержится в коллективном труде основным автором и редактором которого выступил

'Ганковский Ю . В Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. - М., 1958.; он же Народы Пакистана (Основные этапы этнической истории. - М.,1964

2 Массона В.М., Ромодина В.А. История Афганистана. -М., 1982.

3 Коргуна В.Г. История Афганистана. XX век. - М., 2004.

4Лебедев К.А. Афганский народ - паштуны. -М., 1999.

1 2 Д. Н. Вилбер . Интересные сведения имеются в работах М. JI. Клифорда ,

О. Кероэ^ П.Сайкса4, Дж. Феррье.5.

3. Литература на персидском языке и дари. Следует, прежде всего,

назвать общирное сочинение одного из крупнейших историков XX в. Мир

Гулам Мухаммад Губара (1895-1978) «Афганистан дар масири та'рих»6

Ценный материал по интересующему нас вопросу содержится в другом

исследовании Губара - книге «Ахмад-шах - бобои Афган» опубликованной в

Кабуле в 1944 г. и переведенной на русский язык и изданной в Москве под

названием «Ахмад-шах - основатель Афганского государства» .

События с конца XVIII в. вплоть до прихода к власти Абдуррахман-

хана и формирование централизованного афганского государства, охватывает

о

работа известного афганского историка Сейид Касема Риштия . В процессе исследования использовались также работы Какара Мухаммад Хасана «Общество и государство в Афганистане» (Government and Society in Afghanistan. Austin, 1975) и его фундаментальное исследование «Афган-и Афганистан ва афганха ва ташкил-и давлат дар Хиндустон-и форси ва Афганистон» (Афганцы Афганистана. Афганцы и образование персидской Индии и Афганистана (Пешавар, 1998).

Хорошим материалом по изучению пуштунского общества оказались труды М. Дж. Моманда «Генеалогия пуштунских племен» (Пешавар, 1986) и Дуст Шинвари «Пуштуны - кто они?» (Пешавар, 1998), вышедшие на пушту.

'Vilber D. N.Afghanistan. Its people, its society, its culture. - New Haven, 1962.

2 Cliford M.L. The Land and People of Afghanistan.- New York, 1989.

3.Caroe O.The Pathans. - London, 1958 и 1984.

4 Percy S. A history of Afghanistan, vol. l-II. - London, 1940.

5Ferrier J.P.History of the Afghans. - London.1858 и 1940.

6 Губар М.Г.М. Афганистан на пути истории. - М., 1987.

7 Губар М.Г.М. Ахмад-шах основатель афганского государства. - М.,1959.

8 Сейид Касим Риштиё. .Афганистан в XIX в. ( Кабуле 1951 и 1955). - М., 1958.

Обстоятельные сведения об обычиях и праве пуштунов содержатся в книге М.И.Атаи «Словарь терминов обычного права пуштунских племен», изданной в Кабуле в 1979 г. на пушту и английском и др.

Значительную помощь оказали работы афганских историков - Кази Атаулла-хана, Мир Мухаммада Сиддика Фарханга, Абдулхая Хабиби и др1.

Необходимо упоминать и об одном энциклопедическом исследовании известного иранского ученого Махмуда Афшари Язди «Афган-наме ».

4. Важные значение для нашего исследования имеют труды известных таджикских учёных Б.Г.Гафурова3, Б. Искандарова4, Р. Масова5 и др.

В этом ряду необходимо выделить труды таджикских афгановедов.

6 7

Среди них особо отличаются труды X. Назарова , Л. Темирханова , Ш. Зарипова8, Ш. Имамова9, Р. Нуриддинова10, Р. Махмадшоева11,

'Кази Атаулла-хан. История пуштунов. - Кабул, 1946 (на языке пушту) и Пешавар, 1947-1960, тт. 14; Мир Мухаммад Сиддик Фарханг. Афганистан в последние пять веков. - Кум, 1992 ( на персидском языке.); Абдулхай Хабиби. Краткая история Афганистана. В 2-х томах. - Кабул, 1970 (на языке дари).

2Махмуд Афшари Язди. Афган-наме (Повествование об афганцах). В трех томах: - Т. 1 .-Тегеран, 2001.-632с; - Т.2. - Тегеран, 2001. - 368с; - Т.3. - Тегеран, 2001.

3Гафуров Б. Таджики. - Душанбе, 2002.

4 Искандаров Б. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. 4.1. Душанбе, 1962.

5Масов Р. Арии: история и современность. - Душанбе, 2006; он же: Таджики. История национальной трагедии. - Душанбе, 2008.

6Назаров X. Народные и просветительско-антифеодальные движения в Афганистане (конец XIX века начало XX века). - Душанбе, 1976; он же: Макоми тоджикон дар та' рих-и Афгонистон (Место таджиков в истори Афганистана). - Душанбе, 1998 и др.

7Темирханов Л. Восточные пуштуны в новое время. Этносоциальная характеристика.-М.1984; Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. - М., 1987.

8Зарипов ШПроизводительные силы сельского хозяйства Афганистана,- Душанбе, 1972; он же: Кочевники Афганистана (Х1Х-ХХвв). - Душанбе, 1991.

'Имамов Ш.Общественная мысль Афганистана в первой трети XX в.М., 1986; он же: История общественной мысли Афганистана во второй половине XX века. - М., - Душанбе, 2001.

10Нуриддинов Р. Формирование левых демократических движений в Афганистане. -Душанбе,2002; он же: Идейная борьба лево-демократических и право-исламистских сил в Афганистане во второй половине XX века. - Душанбе,2003.

"Махмадшоев Р.Таджики Афганистан в новое время. — М.1989.; он же: История этнополитического развития таджиков Хорасана (Афганистана).- Душанбе,2009.

1 2

П. Каландарбекова , К. Искандарова и других.

Таким образом, несмотря на существующую обширную литературу, отсутствует специального комплексного научного исследования, не раскрыт вклад ученного в изучении истории народов Афганистана. Диссертанту представляется, что разработка проблемы в целом ещё далека от своего логического завершения.

Источниковедческая база исследования. Необходимо отметить, что к источникам, использованные в диссертации, в первую очередь, нужно отнести научные труды, статьи и отчёты М. Эльфинстона, которые являются главным материалом для изучения истории и этнографии народов Афганистана середины XVIII- начала XIX вв.3. Труды М. Эльфинстона были переведены на персидский и изданный под общим названием «Афганцы. Место. Культура. Раса.»

Характеризуя труды М. Эльфинстона по истории Афганистана, необходимо отметить, что по своей структуре и содержанию они состоят из пяти книг: «Географические сводки об Афганистане», «Общие сведения о народах Афганистана», «Специальное сообщение об афганских племенах»^ «Провинции», «Королевство Кабул: политико-административная структура». Накануне военного переворота 1978г. при АН Афганистана была создана рабочая группа для перевода его произведений на язык пушту. Однако нам не

'Каландарбеков П.Крестьянское землевладения в современном Афганистане. - М. 1990.

2Искандаров К.Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. -Душанбе,2004.

3Эльфинстон M."An account of the Kingdom of Caubul and its dependencies in Persia, Tartary and India-India; comprising a view of the Afghaun nation and a history of the Dooraunee monarchy" ( Vol. 1-2. L., 1815.) ("Отчёт о королевстве Кабул и прилегающие к ней территории Персии, Татарии и Индии. Взгляд на афганский народ и историю монархии Дуррани"), издано на персидском языке под названием "Афгонон. Джой. Фарханг. Нажад" Мешхед.: Бонёд-е пажухишха-и ислами, второе издание 1379/2000 в переводе Мухаммада Асефа Фекрата, под редакцией Мухаммад Риза Марварида. Далее «Отчёт о королевстве Кабул...»

удалось получить сведения о переводе трудов М. Эльфинстона на языке пушту.

Во вторую очередь следует назвать, хроники, летописи ивоспомина нияафганских политических и государственных деятелей. Важнейшим источником по указанной теме выступает фундаментальный труд занимавшего пост придворного советника при эмирах Хабибулла-хане и Аманулла-хане, известного афганского летописца Файз Мухаммада Катиба (1862-1931) «Сирадж ат-таварих» и «Нежаднама-йи афгон"1. Весьма ценные сведения, касающиеся интересующих нас вопросов, содержатся в

л

«Автобиографии Абдуррахман-хана, эмира Афганистана» .

В третьих, были использованы мемуары, путевые записки, отчёты и служебные доклады, составленные главным образом английскими политичес кими деятелями и колониальными чиновниками XIX в3. Труд Мухаммада Хайат-хана «Хайат-и афгани» посвящен истории, социально-экономическим отношениям, обычаям и праву афганских племен. Произведение было опубликовано в 1867г. в Лахоре на урду. Перевод сочинения «Хайат-и афгани» на пашту, выполненный Фархадом Зарифи совместно с Абдулатифом Талеби, изданный в Кабуле в 1370 /1991 г. в трех томах с введением и примечаниями Абдушукура Рашида.

'файз Мухаммад Катиб. «Сирадж ат-таварих» (Светильник истории).-Кабул, (1912-1915). (Пер. на рус.язык.-М.,1988); «Китаб-е тазаккор ал-енкелаб» (Книга упоминаний о мятеже).Под.ред Ганковского Ю.В. пер. и ком.Шкирандо А.И.).- М.,1988; «Нежаднома-йи афгон» (Генеалогия афганцев). Введение, заключение и комментарии Хаджи Казема Яздани. Издатель Азизулла Рахими.-Кум (Иран): Муассиса-йи мабуот-е исмаилиён, 2002.

2Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана (Пер.М.Грулев). В 2-хтомах,- СПб., 1901.

3Belliu G. General report on the Yusufzais.- Calcutta, 1864. Он жe:.Afghanistan.-Calcutta, 1880. Робертсона Дж. С. Кафиры Гиндукуша,-Ташкент, 1906. ■.

Среди авторов есть Александр Борис (1805-1841) - английский офицер на службе Ост-Индской компании. Его произведения переведены на русский язык1.

В четвёртых, при определении многих аспектов, связанных с динамикой развития афганского общества, широко использовались

известные энциклопедические издания, а также этнографические и

j

демографические справочники, ежеквартальные выпуски ООН, в которых содержатся основные данные о географии, истории, экономике и культуре Афганистана .

Исторические сведения о племенах и особенностях возникновения родоплеменно власти пуштунского обществасодержатся в трудах Г. Вилли Р. Риджвея3.

Вышеуказанные источники оказали диссертанту неоценимую помощь при разработке данной проблемы.

Объектом исследования является научное наследие М. Эльфинстона, посвященное истории, культуре и этнографии народов Афганистана середины XVIII- начала XIX вв.

Предметом исследования является научно-исследовательская деятельность М. Эльфинстона в освещении актуальных проблем истории и культуры Афганистана, основных этносов этой страны.

'Борис А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду до Лагора с подарками Великобританского короля и отчёт о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию Высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 гг. лейтенантом ост-индской службы А.Борнсом» (- М., Ч. 1-3, 1849).

2 Ежеквартальные выпуски ООН - UnitedNations. Population and vital statistics report (New York); Брук С.И. Население мира. -M., 1986; Народы мира: историко-этнографический справочник - М., 1988; Современный Афганистан. - М., 1960; Афганистан - М., 1964; Демократическая Республика Афганистан. - М., 1981; Афганистан сегодня. - Душанбе, 1988; ВавиловаН. И. и БукиничаН. Д! Земледельческий Афганистан. - JI.,1929; Biographical Account of Chiefs, Sardars, and Others of Afghanistan. - Calcutta, 1888.

3 Wylly G.. From the Black Mountain to Waziristan-L., 1912; R.T. Ridgway. Pathans Calcutta, 1918.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в освещение вклад М. Эльфинстона в изучении истории, этнокультурной самобытности народов Афганистана и особенностей развития общественно-политических отношений в этой стране. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

- дать общую характеристику произведений М. Эльфинстона по истории Афганистана, раскрыть их структуру и содержание;

обобщить и проанализировать отзывы исследователей, использовавших материалы трудов М. Эльфинстона;

- рассмотреть информацию о хозяйстве и материальной культуре таджиков Афганистана, описать вариант этнологической классификации таджиков и паштунских племен, предложенной М. Эльфинстоном;

-указать основные исторические события, особенности взаимоотношений между Афганистаном и Центральной Азией, в частности, Бухарского эмирата, которые М. Эльфинстон осветил в своих работах;

- определить научную значимость трудов М. Эльфинстона в изучении истории народов, населяющихАфганистан и сопредельных к нему стран.

Хронологические рамки исследования охватывают середину XVIII-начало ХГХвв.- период становления империи Дуррани, как самостоятельного государства, и усиление Британской колониальной политики в Индии и Афганистане.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые предпринята попытка комплексного, критического научного анализа трудов Эльфинстона по Афганистану, дана оценка вклада М. Эльфинстона в изучение истории Афганистана;

- выявлено историческое значение научных трудов М.Эльфинстона в объективном отражении особенностей традиционного афганского общества, этнополитической истории народов Афганистана и сопредельных к нему стран, в частности, вопросы этногенеза и этнологической классификации таджиков и пуштунских племен;

- диссертант показывает, подход М. Эльфинстона к исследованию истории народов Афганистанаи доказывает, что научные труды этого автора не утратили своего значения до сегодняшнего дня, а самого М. Эльфинстона, поистине можно считать, одним из основоположников научного изучения истории Афганистана. Хотя историзм и структурное построение работы М. Эльфинстона соответствуют уровню методике исторического исследования того времени;

- отмеченно особое заслуга М. Эльфинстона в описании бытовых подробностей племена, народностей, этнографических групп и микрообшностей Афганистана, благодаря чему впервые появляется подробное сведение о традиционных обычаях и нравах пуштунов, таджиков, хазарейцев, нуристанских и др. народов;

- новизна диссертационной работы определяется также введением в научный оборот новых сведений по истории Афганистана, сопоставлены сведения М. Эльфинстона с другими авторами, а также установлена степень их достоверности.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории и этнографии таджикского народа, народов Афганистана и Центрально-азиатских стран, при разработке спецкурсов для студентов востоковедов. Исследование подобного рода способствует дальнейшему

изучению и объективному освещению истории Афганистана, Ирана, а также истории таджикского народа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ибрагимова, Гавхар Саймуддиновна, 2015 год

список использованных источников и литературы

I. Источники

[Абдурахман-хан]. Автобиография Абдуррахмана, эмира Афганистана. Пер. с англ. Грулева. - Т. 1-2. СПб., 1901. Арриан. Поход Александра. Пер. М. Е. Сергеенко. - М., 1993. Афгани Сейид Джамолидцин.Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган./ В кн: М.А.Хугиани. Хаят-и Сейид Джамолуддин Афган.- Кабул,1318 (1939).

Байхаки Абулфазл. История Масуда (1030-1041). Пер. с перс, введ., коммент. и прил. А. К. Арендса. 2-е изд. - М., 1969.

5. Борис А. Путевые заметки сэра Александра Бориса 1836, 1837 и 1838 гг.-М., 1847.

6. Борис А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с подарками великобританского короля и отчёт о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию Высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 гг. - Ч. 1-3.-М., 1848-50.

7. Гамильтон А. Афганистан. Пер. с англ. С. Голубинова. - Спб., 1908.

8. Губар М.М. Гулам Мухаммад. Афганистан дар масир-и таърих. -Кабул, 1346(1967).

9. Катиб Файз Мухаммад. Сирадж-ут-таварих. - Кабул, 1331 (1952).

10. Мухаммад Захир ад-Дин Бабур. Бабур-наме. Перевод М.Салье. -Ташкент, 1993.

11. Мухаммад Хайат-хан. Хайат-и афгани ("Жизнь афганцев") Пер. на пушту А. Талеби и Ф.Зарифи. Т. 1-2. - Кабул, 1991.

12. Afghanistan and its inhabitants. Transl. from the Hayat-i Afghan of Muhammad Hayat Khan by Henry Priestly. - Lahore, 1874.

13. Minorski V. Tadhkirat-al-muluk // Gibb Memorial Series. Vol. 16. - L., 1943.

14. Roy N. Niamatullah's history of the Afghans. - Santinikatan, 1958.

15. Elphinstone M. An account of the Kingdom of Caubul and its dependencies in Persia, Tartary and India; comprising a view of the Afghaun nation and a history of the Dooraunee monarchy (Vol. 1-2. L., 1815.)

16. Баракзай Султан Мухаммад-хан бен Муса-хан Дуррани. Китаб-и мусаммаба Тарих-и Султани. - Бомбей, 1881.

17. Туманский А. Г. От Каспийского моря к Хормузскому проливу и обратно // Сборник материалов по Азии, изд. Военно-Ученого Комитета Главного Штаба. - Вып. 65. - СПб., 1896.

18. Шах Вали. Мои воспоминания. Пер. с дари. - М., 1960.

19. Хамид Кашмири. Акбар нама. - Кабул 1330 (1951).

20. Хирави Ходжа Не'матуллах. Мир'ат ал-афагана. Рукопись Института востоковедения и письменного наследия АН РТ. №251 л.л -44а,

2. Литература а) исследования на русском языке

21. Абаева Т.Г. Очерк истории Бадахшана. - Ташкент, 1964.

22. Азимджанова С.А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. -М., 1977.

23. Азимова Б. Т. "Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган" Сейид Джамалуддина Афгани как источник по истории Центральной Азии (XVIII- Х1Хвв.). Автореф. Канд. ист. наук. Душанбе, 2010. - с.22.

24. Андреев М. С. По этнологии Афганистана. -Ташкент,1927.

25. Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605). - М., 1952.

26. Анучин Д.Н. Афганистан и афганцы // Афганистан. Сборник статей. -М., 1923.

27. Андреев М. С. и Половцев А. А., Материалы по этнографии горных таджиков, верховьев Аму-Дарьи, Ишкашим, Вахан. Сб. Музея по антропологии и этнографии при императорской Академии наук. - СПб.. 1891.

28. Алексеенков П. Аграрный вопрос в Афганском Туркестане. М.,1933.

29. Асланов М.Г. Афганцы - \\ Народы Передней Азии. -М., 1957.

30. Асланов М.Г., Кочнев В.И. Пуштуны \\ Народы Южной Азии -М.,1963.

31. Афганистан сегодня. Душанбе. Главная научная редакция Тадж. Сов.Энцикл., 1998.

32. Аристов H.A. Англо-индийский «Кавказ». Столкновения Англии с авганскими пограничными племенами (Этнико-исторический и политический этюд) // Живая старина. Вып. IV. - СПб., 1899; вып. 12. -СПб., 1900.

33. Аристов H.A. Об Авганистане и его населении // Живая старина. Вып. Ш-IV. - Спб., 1898.

34. Арунова А.Р., Ашрафян К.З. Государство Надир-шаха Афшара. М.,1959.

35. Арунова М. Р. Исследование по истории афганцев (о книге Абдуррауфа Бенава «Хотаки») // Краткие сообщения Института востоковедения. Вып.37. - М., 1960.

36. Арунова М. Р. Из истории освободительной борьбы афганцев в XVIII в. // Афганистан: прошлое и настоящее. - М., 1982.

37. Асланов М. Г. Афганский фольклор и его изучение в СССР // Труды Московского Института Востоковедения. Сб. 5. - М., 1947.

38. Асланов М.Г. Афганцы // Народы Передней Азии. - М., 1957.

39. Асланов М. Г. Об исторических условиях и некоторых факторах формирования афганского национального языка // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. 2. - М., 1963.

40. Асланова М. Г. О формировании афганского национального языка //Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии-М.- Л., 1963.

41. Асланов М. Г., Кочнев В. Пуштуны // Народы Южной Азии. Под.ред. Н. Р. Гусевой и др. - М., 1963.

42. Атаи М. И. Краткий обзор этнографической структуры племени какаров. Пер. и фонетическая транскрипция Д. М. Лудина //Пушту.Vol. 6, № 4. - Кабул, 1983.

43. Бабаходжаев М.А. К вопросу о национальном составе населения Афганистана в конце XIX в. // Очерки по новой истории Афганистана. -Ташкент, 1966.

44. Бабаходжаев М.А. Очерки социальной-экономической и политической истории Афганистана ( в конце XX в.). - Ташкент, 1971.

45. Бартольд В.В. Панисламизм. // Сочинение. -Т. VI., -М., 1966.

46. Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк // Сочинение. -Т. VII. Ч. 1.и 12- М., 1963.

47. Бабаханов. М.Таърихи точикони чахон (точикон ва ирренденту диаспорахои онхо). Душанбе - 2011.

48. Бобринской A.A. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерк быта (По путевым заметкам). - М., 1908.

49. Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана. - СПб., 1903.

50. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и в России. - СПб., 1911.

51. Басов В.В. «Зона племен» Восточного Афганистана (этнодемографический очерк) // Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И. М.Рейснера.- М, 2000.

52. Бочкарев П. Афганистан. - М., 1953.

53. Бочкарев П. Афганистан. Географический очерк. - М., 1956.

54. Брук С. Население Передней Азии. М., 1960.

55. Брук С. Этнический состав и размещение населения в странах Передней Азии // Переднеазиатский этнографический сборник -М.,1958.

56. Воднева О. А. Сочинение Мухаммада Хайат-хана "Хайат-и афгани" ("Жизнь афганцев") как источник по истории и этнографии Афганистана. Автреф. канд.ист.наук. - Санкт- Петербург, 2004. - С. 23.

57. Ганковский Ю.В. Из истории осады Кандагара Надир-шахом Афшаром в1737-173 8 гг. // Краткие сообщения Института востоковедения. Вып. 37.-М.,1960.

58. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана. Основные этапы этнической истории. - М., 1964.

59. Ганковский Ю.В. Независимое афганское государство Ахмадшаха Дуррани и его преемников (1747-1819). // Независимый Афганистан.40 лет независимости. - М., 1958.

60. Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. \\ Очерки административной и военной системы - М., 1958.

61. Ганковский Ю.В. Новая афганская работа по истории шахов Дуррани. Индия и Афганистан. Очерки истории и экономики.- М.Д958.

62. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М., 1972.

63. Гордон-Полонская J1.P. Пережитки общинно-родового строя в социально-экономическом развитии афганцев в XIX в. - М., 1960.

64. Герасимова A.C., Гире Г.Ф. Литература Афганистана. - М, 1963.

65. Герих П., фон. Афганистан и его политическое значение. (Сообщение, с планом). - СПб., 1902.

66. Гире Г. Ф. Изучение литературного наследия пуштунов с позиций Источниковедения (к постановке вопроса) //Советское востоковедение. Проблемы и перспективы. - М., 1988.

67. Гире Г.Ф. Пуштунские повествования о пири Нимболе и Тамболе и отголоски в них генеалогических преданий юсуфзаев // Афганистан. История, экономика, культура. - М., 1989.

68. Гире Г.Ф. Сюжет об Адам-хане и Дурханий в художественной словесности афганцев - Афганистан. Экономика. Политика. История. -МД984.

69. Гордон-Полонская Л. Р. Пережитки общинно-родового строя в социально-экономическом развитии афганцев в XIX в. // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. -М., 1960.

70. Гордон-Полонская Л.Р. Социально-экономический и общественный строй афганских племен в Индии во второй половине XIX в. // Вопросы истории. - № 3. - М., 1950.

71. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. -М., 1970.

72. Громбчевский Б. Л. Современное политическое положение при памирских-ханств, и пограничной линии с Кашмиром. Военно-политический очерк. - Н. Маргелан, 1891.

73. Губар Мир Гулам Мухаммад. Ахмад-шах - основатель афганского государства. Пер. И.М. Рейснера и Э.М.Рикса. -М., 1959.

74. Давыдов А. Д. Афганская деревня. - М., 1968.

75. Давыдов А.Д. Некоторые страницы исторической географии Афганистана. - Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И. М. Рейснера.-М., 2000.

76. Давлатов М. Труд Г.М.Губара "Афганистан дар масир-и та'рих" как источник по новой и новейшей истории Афганистана. Автореф. дис.канд. ист. наук. -М., 1985.

77. Дворянков Н.А. Очередные задачи афганской филологии в СССР -Теоретические проблемы восточного языкознания. - Ч. 1. - М., 1982.

78. Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Афганистане //Советская этнография. - М., 1967. - N 4. - С.75-93

79. Дьяконов И.М. Народы Передней Азии. -Переднеазиатский этнографический сборник. - М., 1958.

80. Евреи. По страницам истории // Сост. С. Асиновский, Э.Иоффе. -Минск, 1997.

81. Ежов Г. П. Экономическая география Афганистана. - М., 1990.

82. Жехак Л. Кодекс чести пуштунов. - Афганистан. История, экономика, культура. - М., 1989.

83. Иванов. Д.JI. Шугнан. Афганистанские очерки. - Вестник Европы, № 6 — 7, 1885.

84. Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX первой половине XX века. - Москва-Душанбе, 2001.

85. Исторические песни пуштунов. Сост., пер. с пушту, вступ. ст.,коммент. и указ. Г.Ф. Гирса. - М., 1984.

86. ИскандаровБ. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в.Часть 1.Душанбе, 1962.

87. Катков И.Е.Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. Афганистан. История, экономика, культура. - М., 1989.

88. Кисляков H.A. Таджики. // Народы Передней Азии. - М., 1957.

89. Кисляков В. К вопросу о родо-племенной терминологии у афганцев (сущность понятия «хель») // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института Этнографии АН СССР 19721973 гг. - М., 1974.

90. Катков И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. Афганистан. История, экономика, культура. - М., 1989.

91. Кушев В.В. Новые сведения о хаттаках и юсуфзаяхв сочинениях Хушхаль-хана Хаттака, Афзаль-хана Хаттака и А. Дарвезы // Петербургское востоковедение. Вып. 7. - СПб., 1995.

92. Лалетин Ю.П. Этнополитические процессы в истории Афганистана XV111- ХХвв. Дисс. канд. ист. - М., 2003.

93. Лебедев К.А. Афганский народ - папггуны. - М., 1999.

94. Лебедев К. А. Афганская народная поэзия. // Вопросы языка и литературы стран Востока. Ред. Ю.В.Рождественский. - М., 1958.

95. Лившиц В.А., Оранский И.М. Изучение афганского языка (пашто) в отечественной науке // Очерки по истории изучения иранских языков. -М., 1962.

96. Лунин М. По Афганистану, Пакистану, Индии. - М., 1952.

97. Масов Р. Арии: история и современность. - Душанбе, 2006;

98. Масов Р.Таджики. История национальной трагедии. - Душанбе, 2008.

99. Минаев Б. Л.Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. -СПб., 1879.

100. Мошкало В. В. Афганский (пушту) язык //Языки мира. Иранские языки. III. Восточно иранские языки. - М., 2000.

101.Мухаммад Али. Афганистан. Новый путеводитель. Предисловие И.М.Рейснера. Сокращ. перевод и примеч. Р. Т. Ахрамовича и Л. А.Еровченкова. - М., 1957.

102. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. -Т. 1-2. -М., 19641965.

103. Маркс К. Хронологические выписки по истории Индии (664-1858). М.,Госполиздат, 1947.

104. Махмадшоев Р. Таджики Афганистана в новое время. Душанбе,2001.Махмадшоев Р. История этнополитического развития таджиков Хорасана (Афганистан). -Душанбе, 2009.

105. Назаров X. Народные и просветительско-антифеодальные движения в Афганистане (конец XIX - начало XX в.). - Душанбе, 1976.

106. Назаров X. Сайид Джамаладдин Афгани и его общественно политическая школа. - Душанбе, 1992.

107. Нугаев Ш.А. Героическая поэма Хамида Кашмири "Акбарнома" дариязычный источник по истории Афганистана первой пол. XIX в.Автореф. канд. ист. наук. - Санкт-Петербург, 1992.

108. Пелевин М. С. Хушхал-хан Хаттак (1613-1689). Начало афганской национальной поэзии. - СПб., 2001.

109. Петров П. И. К вопросу о происхождении населения Гура в X в. Топонимика Востока. -М., 1962.

110. Петрушевский И. П. Труд Сейфи как источник по истории Восточного Хорасана // Труды ЮТАКЭ. - Т. V. - М., 1955.

111. Пикулин М. Г. Белуджи. - М., 1959.

112. Победина М. П., Цыбульский В.В. Афганистан. Иран. Турция. Экономико-географический обзор. - М., 1961.

ПЗ.Пуляркин В. А. Западный Пакистан (экономико-географическая характеристика). -М., 1962.

114. Пурецкий В. Поэтическое творчество афганцев // Новый мир. - № М.,1927.

115. Ратцель Ф. Народоведение. - Т. 1-2. - СПб., 1902.

116. Рейснер И. К вопросу о складывании афганской нации // Вопросы истории. - М., 1949. - № 7. - С. 66-85.Рейснер И., Ахрамович Р. Наш сосед Афганистан. - М., 1956.

117. Рейснер И. Независимый Афганистан. - М., 1929.

118. Рейснер И. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. - М., 1954.

119. Рейснер JI. Афганистан. - M.-JL, 1925.

120. Риттер К. Иран. Пер. и допол. Н. Ханыков. - СПб., 1874.

121.Риттер К. - Григорьев В. Землеведение. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Кафиристан и Кабулистан. - СПб., 1867.

122. Рипггия Сейид Касем. Афганистан в XIX в. Пер. с перс. JI. Дорофеевой. - М., 1958.

123. Ромодин В. А. Афганистан во второй половине XIX - начале XX вв. Официальная история и историография. - М., 1990.

124. Ромодин В. А. Генеалогическая структура основных групп афганских (пуштунских) племен и их расселение в XVI-XV11I вв. // Страны и народы Востока. - Вып. 22. - М., 1980.

125. Ромодин В. А. Дир и Сват // Страны и народы Востока. - Вып. 1.- М., 1959.

126. Ромодин В.А. Из истории изучения афганцев и Афганистана в России // Очерки по истории русского востоковедения. - Вып.1. М., 1953.

127. Ромодин В. А. Некоторые историко-демографические данные об афганском (пуштунском) населении Афганистана // Страны и народы Востока. - Вып. 15. - М., 1973.

128. Ромодин В.А. Сведения об афганцах и Афганистане в сочинении Сафи ал-Харави и «Тарихнама-йе Харат»// Ближний и Средний Восток (история, культура, источниковедение). -М., 1968.

129. Ромодин В.А. Социально-экономический строй юсуфзайских племен в первой половине XIX в. // Очерки по новой истории стран Среднего Востока. - М, 1951.

130. Рахматов И. "Зафарнома-йи Хусрави" как источник по истории Средней Азии и Афганистана (перв. пол.XIX в.). Автореф. дис. канд.ист. наук. - Душанбе, 1987.

131. Саидмурадов Д. Источники по истории Афганистана второй половины XVIII в. // Проблемы истории Индии и стран Среднего Востока. -М.,1972.

132. Саидов Х.С. Афганистан в поисках путей национально-государственного развития. - М., 2010.

133. Саидов X. Маунстюарт Эльфинстоун - английский дипломат и политик. -Душанбе, 2012.

134. Саидов Х.С. Афганистан и Иран. Параллели этнонационального развития - М.: Изд-во РАГС, 2010.

135. Саидов X. С. Этнонациональные отношение в афганском обществе // Социология власти. - М.,2010. - С. 195-202.

136. Самойлович А. Турецкие и монгольские элементы населения Афганистана // Афганистан. Сборник статей. - М., 1923.

137. Снесарев А. Афганистан. - М., 1921.

138. Станишевский А. Афганистан.- М., 1940.

139. Темирханов JI Восточные пуштуны в новое время.- М., 1984.

140. Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. - М., 1990.

141. Темирханов Л. Национально-освободительное движение Восточных пуштунов. (Проблемы становления и развития). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 1990.

142. Шумов С. А., Андреев А. Р. История Афганистана. Документальное исследование. - М., 2002.

143. Шишов А. Таджики. - Алматы, 2006.

б) исследования на западноевропейских языках

144. Berkes N. The Development of Secularism in the Turkey Montraat, 1964.

145. Sir Zhu Malkon. Niators of Iran. -London, 1879.

146. Tay er J. A. Ristionury of Terminobody as the Rustion, Customary command Usasee. -Kabul, 1979.

147. Bellew H.W. Afghanistan and the Afghans. - L., 1879.

148. Bellew H.W. An Inquiry into the Ethnography of Afghanistan.-L.,1891.

149. Bellew H.W. Journal of a political Mission to Afghanistan in 1857. L., 1862.

150. Caroe O. The Patans 550 b. c. - a.d. 1957.-L., 1958.

151. Dom B. Verzeichniss Afghanischer Stamme // Bulletin Scientifique. - T. 3.N17.-SPb., 1838.

152. Dupree L. Afghanistan. 2-nd print.-Princeton, 1978.

153. Sir William Wilson Hunter. Rulers of India. London. Oxford. At the clarendon press: 1892. - P. 239.

154. Ferrier J. History of the Afghans. - L., 1878.

155. Hekmaty J. K. The Pashtun Family // Пашто. Vol. 8, № 1. 1364 (1985).

156. Loewenthal Isidor. Is the Pushto a Semitic language. // Journal of Asiatic Society of Bengal. Vol. XXIX, 1860.

157. Macmunn G. Afghanistan from Darius to Amanullah. - L., 1929.

158. Malcolm J. The History of Persia from the most early Period to the PresentTime.-T. 1-2. - L., 1815.

159. Osmanov Arif. The Khatak Tribe //Afghanistan.-Vol. XXII. - N 1. 1969.

160. Scott G. Afghan and Patan. A sketch. - L., 1929.

161. Sykes P. A history of Afghanistan.-Vol. 1-2.- L., 1940.

162. Spaim J. The people of the Khyber.-L., 1962.

163. Thorburn S.S. Bannu, or Our Afghan Frontier. - L., 1876.

в) исследования на восточных языках

164. Африди Миа-хан. Пахтанэ (Пуштуны).- Кабул, 1972.

165. Атаи М. Дэ пахтунистанмас' ала дэ хакхударадийаи пэ рана кхе (Проблема Паштунистана в свете права на самоопределение). -Кабул, 1969

166. Бартольд В.В. Джуграфиайи-йи та'рих-ии Эран. - Техран, 1308. (1930).

167. Билграм Асгар. Афганистан, Хинди Британияви (1793-1907). Мутарджим Абдул Ваххаб Фанайи. - Кабул, 1361(1982).

168. Бахтани Абд-Аллах. Пахтанэ дэ Икбал пэ рана кхе. (Пуштуны с точки зрения Икбала). - Кабул, 1957.

169. Вакили Азизиддин. Дуррат аз-замон фи та'рих-и шах- и Замон.Кабул, 1337(1958).

170. Имомов.Ш. Нигохи ба таърихи точикони Афгонистон дар нимаи дуввуми карни XIX ва карни ХХ.-Душанбе,2013.

171.Кохзад Ахмад Али. Дэ Афганистан пэхвани тарих. (Древняя история Афганистана).- Т. 1-2. - Кабул, 1955-60.

172. Лаик С. Мохтасар дар бара-йи кабаел-е паыггун (Краткие сведения о паштунских племенах). - Кабул, 1982 (на яз.дари).

173. Махмуд ал-Хусайни. Тарих-и Ахмад-шахи (История Ахмад-шаха) - М., 1974(на персид. яз).

174. Мир Мухаммад Сиддик Фарханг. Афгонистон дар панч карни охир (Афганистан в последние пять веков). - Кум, 1992 (на персидском языке.)

175. Назаров X. Равабит-и Бухара ва Афганистан аз та'сиси давлати Дурраниха то галтидан-е аморат-е Бухара. - Душанбе, 1963.

176. Назаров X. Омол ва афкори Сейид Джамалуддин Афгани. - Душанбе, 1980.

177. Назаров X. Маками таджикон дар тарих-и Афганистан. - Душанбе, 1998.

178. Наил Хусайн. Сояирушнойи-ха аз ваз'и дажамааи хазара. - Кабул, 1364 (1986).

179. Поползай Азизуддин Вакили. Темур шах-и Дуррани. -Т. 1-2. - Кабул, 1344(1965).

180. Поползай Азизуддин Вакили. Та'рихи Шах Заман. -Кабул, 1338.(1959).

181.Попули Язди, Мухаммад Хусайн. Афганистан аквам-и кучнишин. Маджмуйи макалат. -Техран, 1372 ( 1992).

182. Сейид Джамалуддин Афгани. Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган. Предисловие, примечание, комментарий и подготовка к печати Азимовой Б.Т. -Душанбе, 1999 -156 с.

183. Хадим Киямуддин. Паштунвали. - Кабул, 1330 (1951).

184. Шеррахман Давар. Маколот ва мухтасарот дар бара-йи аквам вакабоили вилайат-и сархад-и кишвар. - Кабул, 1363(1984).

185. Эльфинстон М. «Афгонон. Джой. Фарханг. Нажад». «Гузориши шохигарии Кобул» (Отчёт о королевстве Кабул... Машхад. Бунёд-е пажухишха-и ислами. Второе издание 1379/2000 в переводе Мухаммада Асефа Фекрата, под. редакцией Мухаммада Риза Марварида.

186. Хадим Кийамад-Дин. Паштунвали (Обычное право паштунов). Кабул, 1953.

187. Эдуард Ал-Исис Перс. Урудж-и Барикзай. -Кабул, 1333 (1954). Мутарджим Абдуррахман Пажвок, Мухаммад Усман Сиддик.

З.Справочная литература

188. Афганистан. Справочник. Отв. ред. А.Д. Давыдов. - 2000.

189. Брук С. Население мира. Этно демографический справочник. - М.,1986.

190. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и о его культуре прошлом и настоящем. Т. 1-16. - Спб.,б. г. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.

191. Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

192. Русская энциклопедия. Под ред. С.А.Адрианова, проф. Э. Д. Гриммаи др.Т. 1-11.-СПб., 1911.

193. Словарь географических названий Афганистана. Сост.С.С. Гаврилова, Г.П. Ежов.-М., 1988.

194. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е. М. Жуков. Т. 1-16. М.,1961-76.

195. Энциклопедия Пакистана. Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1998. Талеби Абд ал-Латиф. Пахтани кабиле (Пуштунские племена), -Кабул, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.