Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Белиц-Гейман, Артем Павлович

  • Белиц-Гейман, Артем Павлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 185
Белиц-Гейман, Артем Павлович. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Белиц-Гейман, Артем Павлович

Введение.

Глава 1. Использование компьютерных технологий в учебном процессе на художественно-графическом факультете.

1.1. История, тенденции и перспективы развития и применения компьютерных технологий в художественном образовании.

1.2. Художественная, графическая композиция как объект компьютерных технологий.

1.3. Возможности применения компьютерных технологий в различных видах художественной графики.

Выводы к главе 1.

Глава 2. Изучение возможностей использования компьютерных технологий а процессе обучения студентов художественной, графической композиции.

2.1. Организация экспериментального обучения. Разработка методической экспериментальной модели использования компьютерных технологий в художественной, графической композиции.

2.2. Поиск наиболее эффективных путей использования компьютерных технологий в процессе обучения студентов художественной, графической композиции.

2.3 .Методика формирующего эксперимента и ход его проведения.

Выводы к главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции»

Проблема исследования и ее актуальность

В образовательной стратегии России модернизация является одним из необходимых условий дальнейшего развития и совершенствования педагогического процесса в целом. В программных документах Министерства образования и науки Российской Федерации определены основные направления модернизации педагогического образования:

• оптимизация структуры профессиональной подготовки педагогов и совершенствование организации,

• преобразование содержания и форм подготовки,

• научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны между собой, для реализации любого из них необходимо учитывать специфику каждого направления. В нашем исследовании мы ориентируемся на преобразование содержания и форм подготовки специалиста с использованием современных достижений в области компьютерных технологий.

Проблема компьютеризации и информатизации образовательной сферы рассматривается на государственном уровне в разделе по образованию Федеральной программы «Электронная Россия» (2002-2010гг.); для образовательного процесса разработаны программы: «Развитие единой образовательной информационной сферы» (2002—2005гг.), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001— 2005гг.).

В связи с этим обозначился вектор наших научных изысканий, непосредственно определилась проблема нашего исследования, которая заключается в теоретических и учебно-методических аспектах адаптации новых технических средств обучения, базирующихся на компьютерных технологиях, к современному учебному процессу на художественнографическом факультете. При этом мы должны учитывать то обстоятельство, что любые методические новации и внесенные посредством их изменения в теорию и методику обучения не должны способствовать изменениям в сложившейся структуре академической, художественно-педагогической школы. В современных условиях наша задача - добиться оптимального взаимодействия новации и традиции, тем самым усилить позиции реалистической академической школы, сделать ее более мобильной, универсальной, соответствующей современным требованиям. Это именно те координаты, которые мы связываем с понятием «модернизация образования».

Эту проблему необходимо решать, на наш взгляд, в ближайшее время, т.к. теория и методика обучения и воспитания изобразительному искусству (все без исключения специальности) не могут оставаться без научного и учебно-методического обеспечения, в основе своей базирующегося на компьютерных технологиях. Процесс применения компьютерных технологий, как в методике, так и в художественной практике, не может проходить бесконтрольно, спонтанно, без какой-либо научно обоснованной систематизации и подчас (что более опасно) в ущерб базовым ценностям классической художественной педагогики. Сейчас, по нашему глубокому убеждению, чрезвычайно важно, чтобы подготовленные в системе педагогического образования специалисты стали носителями идеи обновления,. на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественной и мировой художественной педагогики.

Разрабатываемая автором тема диссертации «Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции» в методологическом и методическом планах ко многому обязывает, т.к. применение компьютерных средств оказывает влияние на формирование личности по четырем основным направлениям (аспектам): философское (формирование научного миропонимания, эстетических идеалов); психологическое (развитие процессов памяти, внимания, мышления, воображения, поддержание мотивации деятельности); профессионально-практическое (применение программных средств при решении задач профессиональной деятельности по специальным дисциплинам); технологическое (формирование компьютерной грамотности и информационной культуры).

При работе с компьютером повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия, стимулируется развитие личности обучаемого — самостоятельности его суждений, инициативности, значительно усиливаются требования к точности выполнения заданий, логичности и последовательности действий, повышается значение рефлексии, что является важными характеристиками для педагогической деятельности и лежит в основе профессиональных качеств художника-педагога.

Обращаясь к педагогическому аспекту вопроса, важно обязательно указать на то, что внедрение компьютерных технологий облегчит реализацию основных принципов образования — принципов наглядности и доступности. Применение пособий (электронных или же печатных) в учебном процессе, а также возможность самостоятельно изготавливать их и подготавливать наглядный материал под педагогические нужды различного рода делают компьютерные технологии незаменимой составляющей образовательного процесса. Художник-педагог, обладающий навыками и знаниями в области компьютерных технологий, может в значительной степени облегчить и ускорить процесс усвоения теоретического и практического блока знаний в различных возрастных группах обучающихся, а также значительно усовершенствовать способ подачи изучаемой информации.

Сужая круг проблем современного обучения изобразительному искусству посредством компьютерных технологий, мы обозначим в нашем диссертационном исследовании очень значимую, на наш взгляд, проблему, связанную с повышением творческой мыслительной активности будущих художников-педагогов в процессе создания художественной, графической композиции. Графическая композиция как специальная учебная дисциплина обладает богатейшим, исторически сложившимся арсеналом методов и принципов визуальной организации и средств образной выразительности. Являясь результатом творческой изобразительной деятельности студентов, графическая композиция служит мощным фактором активизации и развития творческого мышления в профессиональной деятельности будущего художника-педагога. На сегодняшний момент педагогическая практика показывает, что технический инструментарий, имеющийся в арсенале компьютерных технологий, способен, с одной стороны, преодолеть инертность композиционного мышления студентов, а с другой — способствовать усвоению и закреплению основных композиционных принципов. Одновременно с этим, компьютерные технологии помогают, используя специальный инструментарий, формировать современную информационную среду, базирующуюся на электронных средствах коммуникации, так называемый е-1еагшп§. Эта среда, состоящая из множества программ, определенным образом интегрирована в образовательный процесс, связанный с преподаванием специальных дисциплин художественного цикла, а также в творческую деятельность художников и дизайнеров. Специфические изобразительные средства компьютерных технологий активно используются в архитектуре, конструировании и декоративно-прикладном искусстве.

Использование компьютерных технологий в обучении графической композиции на художественно-графическом факультете полностью соответствует принципу научности в обучении. Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требование к использованию основного и дополнительного материалов, включающих сведения о глобальных проблемах и современных достижениях науки. Последовательное осуществление прингщпа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание адекватного и реалистического образа этого мира.

На сегодняшний день не достаточно специальных исследований, посвященных теории и методике использования компьютерных технологий в обучении графической композиции. Тем не менее, в научной литературе общий круг вопросов, связанных с теорией и методикой обучения компьютерной графике, освещен подробно. Те или иные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались разными учеными и исследователями.

Проблемам целостности художественного произведения, являющего собой сплав формы и содержания, где форма не может быть рассмотрена отдельно от содержания, посвятили свои исследования такие известные ученые художники-педагоги, как В.А.Фаворский, Н.Н.Волков, А.А.Дейнека, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, В.С.Кузин, В.К.Лебедко и др.

Существует ряд научно-методических исследований, посвященных методам, приемам и средствам обучения компьютерной графике, среди них следует выделить работы Ю.Ф.Катхановой, В.В.Корешкова, Н.П.Петровой, ОЕ.В.Ладыгина и Л.Я.Нодельмана, А.В.Апарина, А.Ю.Лихачева, С.А.Фрейберга, А.Н.Агошковой, М.М.Головановой, М.М.Чемодановой, М.Н.Марченко и др. Теоретические основы преподавания композиции по художественной графике были разработаны в трудах ученых художников-педагогов В.А.Фаворского, Р.Ч.Барцица, М.И.Сухарева, И.Б.Кордонской, А.И.Лобанова, М.В.Воробьевой и др.

Изучением вопроса развития профессиональных качеств личности учителя занимались отечественные и иностранные ученые психологи и педагоги: Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, Н.В.Кузьмина, В.А.Канн-Калик, Н.Д.Левитов, Ф.Н.Гоноболин, В.Д.Шадриков, С.Л. Кондратьева, Б.М.Теплова и др.

Однако, как показывает анализ научной учебно-методической, искусствоведческой литературы и практический опыт художников-педагогов, исследуемая нами проблема использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции не изучалась всесторонне, комплексно, тем более применительно к условиям работы именно художественно-графических факультетов педагогических вузов, говоря конкретнее о специфике обучения художественной, графической композиции на художественно-графическом факультете.

Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе освоения предмета «Графическая композиция», имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления студентов: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность. Все перечисленные выше качества возможно развивать как традиционно сложившимися методами, так и при помощи специальных компьютерных программ.

Объектом исследования является процесс обучения студентов художественно-графического факультета учебному предмету «композиция» в соответствии с современными требованиями.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы использования компьютерных технологий на занятиях художественной, графической композицией.

Целью диссертационного исследования является разработка инновационной методики обучения художественной, графической композиции посредством использования специфических компьютерных технологий, позволяющей повысить эффективность и качество занятий, направленных на развитие творческих способностей личности в контексте с современными требованиями.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень специальной и профессиональной подготовки художника-педагога по специальной дисциплине графическая композиция можно повысить, если:

- будет разработана и внедрена в теорию и практику методическая система, включающая в себя цели, задачи и содержание, направленные на учебно-творческий процесс;

- система методов приемов и средств, опосредованных компьютерными технологиями опирается на соответствующее современным требованиям психолого-педагогическое обоснование;

- индивидуально-ориентированная методика опирается на совокупность индивидуальной и групповой формы обучения, которые способствуют формированию профессионального мастерства;

- будут задействованы новейшие достижения в области компьютерной графики; при использовании компьютерных технологий в обучении графической композиции, будет последовательно осуществляться принцип межпредметных связей, объединяющий теоретические дисциплины (методика изобразительного искусства, теория и история изобразительного искусства, психология, эстетика, философия) с практическими (рисунком, живописью, композицией, перспективой).

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

• изучить современное состояние проблемы использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции;

• проанализировать и обобщить позитивный опыт преподавателей изобразительного искусства в вузах, использующих в своей педагогической практике компьютерные технологии;

• разработать и экспериментально проверить содержание и методику обучения студентов художественно-графических факультетов графической композиции посредством компьютерных технологий;

• определить критерии оценки эффективности использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции;

• определить основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимые будущему художнику-педагогу для практической педагогической деятельности в условиях информатизации и компьютеризации образования;

• провести диагностику развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютерной графики на начальном и заключительном этапах обучения: оценить эффективность предлагаемой методики, сделать выводы;

• ориентировать систему заданий и практических упражнений по художественной, графической композиции на развитие творческой активности (творческого мышления) студентов художественно-графических факультетов;

• выявить методы и приемы интеграции знаний в области специальных дисциплин на художественно-графическом факультете.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

• изучение и анализ трудов философов, психологов, педагогов, социологов, по проблеме исследования;

• изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по истории развития компьютерных технологий и применение их в художественно-педагогической деятельности;

• анализ действующих методик подготовки художников-педагогов по предмету «графическая композиция», основанных на компьютерных технологиях;

• интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов с целью выявления их отношения к рассматриваемой нами проблеме, а также с целью выявления их компетентности в специфике компьютерных технологий;

• сбор практического материала для проведения исследования (работы студентов по художественной, графической композиции);

• сравнительный анализ материала (работ студентов) по специально разработанным критериям оценки в соответствии с задачами, поставленными перед студентами;

• наблюдение за обучением студентов и педагогический контроль над ним;

• педагогический эксперимент (констатирующая, поисковая и формирующая фазы).

Теоретической и методологической базой исследования стали: научные труды в области философии, посвященные раскрытию сути теории информационной культуры, и проблемы развития интеллекта и творческой активности человека: С.Я.Батышева, В.С.Безрукова,

A.А.Ветрова, П.С.Гуревича, А.Я.Найн, ПН.Новикова, В.А.Штоффа и др.; в области психологии - Л.С.Выготского, М.В.Гамезо, В.С.Кузина, Б.Ф.Ломова, А.Д.Малахова, Л.М.Фридмана, Д.Б.Эльконина и др.; в области образования, профессионально педагогической деятельности — Ю.К.Бабанского, А.И.Иванова, Б.Т.Лихачева, В.Е.Радионова,

B.А.Сластенина, Ф.Ш.Терегулова, А.П.Тряпицина и др.; в области художественно-графического образования — А.Д.Алехина, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой; в области методики обучения информатике и компьютерной графике - Т.А.Бороненко, С.Г.Григорьева, Ю.Ф.Катхановой, М.П.Лапчик, Г.Л.Луканкина, В.А.Оганесяна, И.А.Румянцева, Г.В.Черемных и др.

Научная новизна состоит в том, что впервые: проанализирован и обобщен позитивный опыт преподавания предмета художественная, графическая композиция на основе специфических изобразительных средств компьютерных технологий; определены основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимые будущему художнику-педагогу для практической деятельности в условиях информатизации и компьютеризации образования; разработана и экспериментально проверена методическая система развития профессиональных и специальных качеств, необходимых для работы в области графической композиции в рамках академической системы подготовки учителей изобразительного искусства; определены критерии оценки эффективности использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции; выявлены психолого-педагогические условия активизации творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной, графической композицией.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Белиц-Гейман, Артем Павлович

Выводы к главе 2

В художественной педагогике настоящего времени появилось множество учебных пособий, методических разработок, методических новаций направленных на совершенствование преподавания «компьютерной графики». В учебных пособиях рассматриваются вопросы представления графических изображений, описываются основные возможности редакторов векторной графики Corel Draw и растровой графики Adobe Photoshop. В такой ситуации стало необходимым исследовать имеющийся опыт работы в данной области и адаптировать ее под специфику заданий по композиции на художественно-графическом факультете (которые предназначены для компьютерного исполнения).

В связи с этим, автором была разработана модель методической системы, которая должна решить две основные задачи: во-первых, осуществить отбор рациональных форм организации и контроля учебной деятельности студентов с графическим инструментарием персонального компьютера. Во-вторых, найти, разобрать и апробировать методы, которые, в первую очередь, способствовали бы специальной подготовке художника-педагога в области художественной, графической композиции. При этом автор руководствовался определяющим принципом структурирования содержания образования, а именно, принципом функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать вообще, если набор ее, существенно значимых, подсистем (элементов системы) не является функционально полным.

В результате эксперимента был исследован уровень развития профессиональных качеств студентов художественно-графического факультета, которые необходимы для композиционной деятельности посредством компьютерных технологий. Раскрыты цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента. Подробно описаны все фазы педагогического эксперимента.

Анализ результатов поискового и формирующего этапов эксперимента привел нас к следующему выводу. Развить способность к композиционной деятельности можно, если использовать методику, которая в своей основе опирается на принципы: научности и посильной трудности, сознательности и творческой активности, систематичности и системности.

Курс по Использованию программного обеспечения разворачивался по мере усложнения от Win ХР, Notepad, Paint, Word Pad до Photoshop и InDesign.

Проведя педагогический эксперимент, автор пришел к выводу, что качество знаний и уровень развития композиционных способностей зависит в первую очередь, от активизации мыслительной деятельностей студентов путем выполнения специально разработанных заданий. И далее от изучения и проработки специальных текстовых (теоретических) блоков. В целом стратегия совершенствования уровня специальной подготовки художника-педагога была направлена на формирование композиционных способностей.

Эффективность создания выразительного графического образа зависит от способностей студентов обобщать главное в композиции, а в нашем конкретном случае, от знания компьютерных технологий. Реализоваться такая стратегия может через систему учебных заданий, с четко поставленной учебной и воспитательной целью.

Согласно данным экспериментального исследования наибольшая динамика показателей в процессе изучения средств компьютерной графики в экспериментальной группе наблюдалась по критериям:

1. оригинальность композиции;

2. образное начало в композиции;

3. выразительность в композиции.

Таким образом, эффективность методики подтверждена результатами исследования. Разработанная методика способствует становлению профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства.

Заключение

В сложившейся к настоящему времени ситуации, характерной особенностью которой является модернизация сферы образования, автором была разработана и определена стратегия научно-педагогического исследования, которая была направлена на обобщение позитивного опыта преподавания предмета художественная, графическая композиция на основе специфических изобразительных средств компьютерных технологий.

Теоретический анализ исследований и опытно-экспериментальная работа позволили получить следующие результаты:

1. Обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

2. Подробно изучено современное состояние проблемы использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции. Исследуя круг вопросов, связанных с возможностями использования компьютерных технологий в сфере художественной графики, автор пришел к заключению что, имеющийся на сегодня арсенал компьютерных технологий способен, с одной стороны, преодолеть инертность композиционного мышления студентов, а с другой — способность к усвоению и закреплению основных композиционных принципов.

3. Проанализирован и обобщен позитивный опыт преподавателей изобразительного искусства в вузах, использующих в своей педагогической практике компьютерные технологии. На сегодняшний день компьютер, как дидактическое средство широко используется в художественно-графической деятельности, в связи с этим разработаны и используются методики преподавания художественной и компьютерной графики В.С.Кузнецова, Ю.Ф.Катхановой, В.В.Корешкова, А.В.Апарина, Н.И.Куприянова и др.

4. Разработаны и экспериментально проверены содержание и методика обучения студентов художественно-графических факультетов графической композиции посредством компьютерных технологий. Раскрыты психолого-педагогические условия развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. В содержание авторской методики входит: информационный блок, включающий в себя, исторические сведения о развитии и применении компьютерных технологий в художественном образовании; систематизированный материал, связанный со спецификой художественной, графической композиции созданной на компьютере; материал, раскрывающий специфику работы над различными видами художественной, печатной графики. Для наиболее эффективного результата автор построил методику обучения художественной компьютерной графике таким образом, чтобы сочетать две стратегии: усовершенствование специальной подготовки; 2) повышение качеств умственной деятельности.

5. Определены критерии оценки эффективности использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции, к ним относятся: оригинальность, образное начало, выразительность. При исследовании уровня развития мышления были определены параметры, основанные на выявлении ряда важнейших мыслительных операций: аналитические способности; скорости протекания мыслительных процессов, гибкость процесса мышления, оригинальность, полнота знаний, понимание, практическое применение знаний. Эти критерии определяют основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимые будущему художнику-педагогу для практической педагогической деятельности в условиях информатизации и компьютеризации образования.

6. Разработана модель методической системы, которая способствует развитию специальных профессиональных качеств учителя

165 изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графики. Главным отличием разрабатываемой методики является то, что система заданий и практических упражнений по художественной, графической композиции ориентирована на развитие творческой активности (творческого мышления) студентов художественно-графических факультетов.

7. В авторской методике выявлены методы и приемы интеграции знаний в области специальных дисциплина художественно-графическом факультете. Это такие дисциплины как: рисунок, композиция, компьютерная графика, графическая композиция, книжная графика. На практических занятиях перед студентами ставились различные художественно изобразительные задачи, инструментами их решения выступали средства графических программ. Большое значение, в определении содержания занятий, а так же в выборе тематических заданий уделялось ориентации на сложившиеся в рамках реалистической, академической школы этические и культурные ценности. Общая тематика заданий была разработана с возможностью ее последующего применения студентами в работе со школьниками (соответственно возрасту обучаемых) в будущей педагогической деятельности в области изобразительного искусства, а также для создания наглядных пособий, раздаточных материалов, художественного оформления школы. Практические задания были составлены таким образом, чтобы в процессе их выполнения студенты задействовали максимальное количество наиболее важных, базовых функций графических программ, а содержание задания отражало наиболее адекватный способ применения программных средств (инструментария) в практике художественного творчества. Таким образом, студенты были вынуждены актуализировать полученные сведения, и применять их на практике, соотнося свой замысел работы с возможностями инструментария программы.

Задания выполнялись в индивидуальном темпе, соответствующем скорости протекания нервно-психических процессов, что стимулировало глубину и прочность усвоения материала, благодаря этому обучаемые получали возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.

В процессе выполнения практических заданий преподавателем применялись следующие методы: метод фронтальной работы, метод индивидуальной работы со студентами, метод личного показа. Результаты экспериментального обучения были оформлены в таблицы и представлены в диаграммах.

Развивая при помощи компьютера аспекты композиционного мышления, мы тем способствуем улучшению качества преподавания и других специальных дисциплин, в первую очередь рисунка и композиции (живописной). В рисунке усиливается аналитическая компонента, умение анализировать модель для более грамотного ее изображения, а также умение добиваться большей выразительности в творческих композициях.

В результате контрольно-сравнительного эксперимента был выявлен определенный рост значений по выделенным критериям в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанной методической системы развития специальных способностей будущего учителя изобразительного искусства в процессе в процессе обучения компьютерной графике. Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Применение в учебном процессе художественно-графических факультетов разработанной методической модели по дисциплине специальной художественной подготовки «компьютерная графическая композиция» способствует развитию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов организационно-педагогического развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерных технологий в виду сложности и многогранности данной проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Белиц-Гейман, Артем Павлович, 2008 год

1. Аветисян Д.Д. Опыт работы со студентами художественно-графического факультета МПГУ по созданию мультимедийных обучающих программ // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». М., 2005. - С. 223-225.

2. Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания мультимедийных учебников. Новые технологии обучения художественно-графическим дисциплинам // Сборник научных трудов. — М., 2005.-С. 28-32.

3. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов. Дисс. к.п.н. Брянск, 2001.

4. Альберт Д.И., Альберт Е.Э. Самоучитель Macromedia Flash MX. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 624с.

5. Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедиа: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. РГПУ им. А.И.Герцена. — СПб., 2002.

6. А.Ф.Ануфриев Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М.: Ось-89, 2002. — 112с.

7. Апарин A.B. Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий: Дисс. к.п.н. — М., 2006. — 200г

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1994.

9. Бабанский Ю.К. Проблема эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. — 192с.

10. Бабияк В.В. Искусство уникальной графики. // Анализ и интерпретация произведения искусства. — М.: Высшая школа, 2005. С. 275.

11. Барциц Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах пед.вузов. Дисс. к.п.н. — М., 1997. 175с.

12. Барциц Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художника-педагога средствами художественной и печатной графики — эстампа. — М.: Прометей, 2003. 320с.: ил.

13. Барциц Р.Ч. Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. — М.: Прометей, 1999. 103с.: ил.

14. Барчугова Е.В., Рочегова H.A. Композиционная подготовка студента архитектора. Компьютерное моделирование. // Архитектура и строительство Москвы. 2002. - №2-3. -С.54-62.

15. Батаршев A.B., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств // Практическая психология. — СПб.: Питер, 2007. 192с.: ил.

16. Батоге Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся на материале изобразительной деятельности. Улан-Удэ: Бурят. Изд-во, 1966. — 114с.

17. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: ИИД Филинь, 2003. - 260с.

18. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: Классификация и метаданные. М.: РГУИТП; Европейский центр по качеству, 2003.- 94с.

19. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

20. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. Педагогика третьего тысячелетия. — М.: Воронеж, 2002. — 180с.

21. Богатырь Б.Н., Гуриев М.А., Иванников А.Д., Игнатьев М.Б., Лобанов B.C., Макарова Н.В., Осовецкий Л.Г., Советов Б.Я., Чижов С.А. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1993.

22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост. Ун-та, 1983.

23. Ботвинников А.Д. Преобразование изображений в графической деятельности учащихся // Школа и производство. — 1973. №7. - С.65-68.

24. Благов М.Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности: Дисс. к.п.н. Саратов, 2004.

25. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дис. к.п.н. — М., 2004. -14 с.

26. Боумен У. Графическое представление информации. — М.: Мир, 1971. — 227с.

27. Браун Ю.С., Кравцова А.Ю., Кириченко И.Б., Ракитина Е.А. Модульно-уровневый подход в преподавании курса «Основы мультимедийных технологий» // Информатика и образование. — 2003. — №9. — С.52-57.

28. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям. // Информатика и образование. 2002.- №5. -С.71-74.

29. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование. — 2003. — №9. — С52-57.

30. Вальциферов Ю.В., Самойлов В.А. и др. Мультимедийный учебник на CD-ROM. Информатика для абитуриентов /Под.ред. Тихомирова. — М., 2002. 60с.: ил.

31. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. — М.: Искусство, 1956. — 371с.

32. Васин С.А., Талащук А.Ю., Назаров Ю.В., Морозова JI.A., Сумароков В.В. Проектирование в графическом дизайне: Учеб.для вузов. — М.: Машиностроение-1, 2006. 320с.: ил.

33. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных технологий в педагогическом образовании. Автореф. дисс. д-ра пед.наук — Ставрополь, 2001.

34. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1950. — 508с.: ил.

35. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 264с.

36. Волков H.H. О понятии композиции // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. — М.: Изобразительное искусство, 2000. С.7-30.

37. Волкова И.В. Компьютерное обучение на основе гуманистического подхода. Дисс. к.п.н. СПб., 1997. — 128с.

38. Волошин М.А. Избранные произведения. Суриков. — М., 1987. — С.72.

39. Вопросы и ответы. Adobe. Справочник для создателей мультимедиа, дизайнеров и технических специалистов. — Adobe Press. М.: КубК-а, 1998.-482с.

40. Вопросы компьютеризации учебного процесса. — М.: Просвещение, 1987.

41. Воробьева М.В. Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией. Дисс. к.п.н. — М., 2006. — С.48.

42. Вострикова Е.А. Развитие визуального мышления на примере верстки web-страницы. — Новокузнецк: ИПК, 2002.

43. Вудвортс Р. Зрительное восприятие глубины // Психология ощущений и восприятия. -М.: ЧеРо, 2002. С.343-382.

44. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — №5.

45. Гальперин ПЛ., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. — 1980. -№1.

46. Гарасько А.М. Возможности использования мультимедийных средств в обучении // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». — М., 2005. С. 241-245.

47. Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия. М.: ЧеРо, 2002. - С. 21-46.

48. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. — Кемерово, 1999.— 141с.

49. Герасимова В.Г., Чехлова A.B. Из опыта работы по обучению учащихся Суриковского художественного лицея компьютерной графике. // Научные173труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. — М.: Прометей, 2002. С. 454-456

50. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

51. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. - 264с.

52. Гершунский Б.С. Прогностический подход к компьютеризации // Сов.педагогика. 1986. — №7. -60с.

53. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных образовательных концепций. — М.: Совершенство, 1998.

54. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. 464с.: ил.

55. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. — 120с.: ил.г

56. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. — 1998. — №6.

57. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-291с.

58. Гребенников К.А. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов дизайнеров. Дисс. к.п.н. -Воронеж, 2002.

59. Григорьева И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике: Автореф. дис. к.п.н.-М., 2002.- 16с.

60. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем. — М., 1996.

61. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.

62. Данилова З.К. Использование новых информационных технологий для презентации докладов учащихся // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». — М., 1996.

63. Делакруа Э. Мысли. М.: Искусство, 1960. - 260 с.

64. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга. — М., Академии худож.СССР, 1961. 65с.

65. Дерновая С.Ю. Опыт компьютерной поддержки уроков изобразительного искусства и черчения // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть III. М.: МИФИ, 2001. - С.67-68.

66. Джамбруно М. Трехмерная графика и анимация. М., 2002.

67. Джонс Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. - 316с.

68. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Под общей редакцией Г.Б.Минервина и В.ТШимко. М.: Архитектура - С, 2004, 288 е.: ил.

69. Доманова С.Р. Методы компьютерного обучения. Дис. к.п.н. — Научный -Ростов Н/Дону.- 1990.

70. Еремин В.А. Формирование умений и навыков в работе над эстампом у студентов художественно-графического факультета: Дисс. к.п.н. — М., 1992.- 198с.

71. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. — М.: Лаборатория Базовых знаний, 2003. 320с.

72. Заречный A.B. Подготовка учителя к интегративному обучению. — Липецк, 2002.

73. Затулий А.И. Художественный авангард в решениях практических задач компьютерного дизайна. М. 2001.

74. Звонцов В.М. Основы понимания графики. — М.,1963.

75. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа // Вопросы психологии. №5, 1958.

76. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. — М. — №6.-1971.- С.47-61.

77. Зязюн И.А. Особенности становления и развития эстетического восприятия: Автореф. дис. к.п.н. — Киев, 1968. — 20с.

78. Изергина Н.Э. О новых подходах к преподаванию композиции на художественно-графическом факультете. Художественно-педагогическое образование // Сборник научных трудов. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-С.11-12.

79. Изергина Н.Э. О развитии воображения на занятиях по композиции // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства // Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Прометей, 1995. — С.100-105.

80. Ильин И.А. Одинокий художник. Речи. Статьи. Лекции. — М, 1993. — С.136.

81. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента: Исследование проблем программированного обучения. — М.: Знание, 1975.- 123с.

82. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. — 240 с.

83. Казьмина О.Ф., Лукьянова Л.П., Комисарова Е.В. Опыт преподавания компьютерной графики в «Профессиональной школе «Энтер» // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26-27 июня 2003г. Троицк. С.98-102

84. Катханова Ю.Ф. Использование компьютерных технологий в обучении графо-геометрическим дисциплинам // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века ОТ,05». — М., 2005. С.221-223.

85. Келли Л.Мэрдок. 3ds Мах 5. Библия пользователя. Пер. с анг. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. - 1136 е.: ил.

86. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве //Вопросы философии. 1967, №106.

87. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 6.0. Эффективный самоучитель: К.: ООО «ТИД «ДС», 2002. -336с.

88. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997. - 180с.

89. Ковалев A.A. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. Дисс. д-ра.пед.наук. -М.,2006.

90. Ковалев A.A. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. Монография. М.: «Прометей», МПГУ, 2005. - 120с.

91. ЮО.Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. — М.: Прометей, 1991. —273с.

92. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176с.

93. Козлов В.И. Модель специалиста учителя ИЗО. М.: Прометей, 2001. — 207с.

94. Колейчук и др. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне. — М., 1990.- 238с.

95. Коржуев A.B., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 300с.

96. Костиков А.Н. Методика обучения компьютерной графике будущих учителей информатики на основе компетентности подхода. Дисс. к.п.н. СПб., 2003.

97. Юб.Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. — СПб: БХВ; Петербург, 1999. 416 е., ил.

98. Кузнецова О.Н. Методика и алгоритмы процесса обучения построению изображений. Дисс. к.п.н. Авиационный институт, 2004. — 202с.

99. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. — М.: Изд-во Ось-89, 2000. — 224 с.

100. Куприянов Н.И.Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, Corel Draw, Flash. СПб, 2006. 128c., ил.

101. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М.:ДМК, 2001

102. Кустарева М.В. Новые направления в образовании «компьютерных» детей и подростков // Материалы конференции «Электронные изображения и визуальные искусства». — М.: ГТГ, 2000. — С.15-17

103. ПЗ.Лебедко B.K. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения. Дисс. к.п.н. — М., 1985. -231с.

104. Лебедко В.К. Пространственное представление в творческом развитии художника-педагога. Дисс. .д-ра пед.наук. — М., 1994. -410с.

105. Лебедко В.К. Психолого-педагогические основы формирования предметных представлений на занятиях по рисунку // Сборник научных трудов. М.1985

106. Лихачев А.Ю. Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий. Дисс. к.п.н. — М., 2007.

107. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 144с.: ил.

108. Ломов Б.Ф. и др. Психология восприятия /Отв.ред. Б.Ф.Ломов и др. М., 1989.

109. Ломов Б.Ф., Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. — М.: Педагогика, 1979.-255с.

110. Мажуга A.A. Учебная программа и методические рекомендации по композиции в искусстве графики. Л. 1988г. — 28с.

111. Мажуга A.A. Печатная графика. Анализ и интерпретация произведения искусства. — М.: Высшая школа, 2005г. С.323-359.

112. Мак-Келланд, Дик. Photoshop для Windows. Библия пользователя.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. - 992 е.: ил.

113. Марченко М.Н. Технология обучения технической и компьютерной графике. Учебно-методическое пособие. М.: Ml 11'У, Кубанский гос.ун-т., 2001.-142с.

114. Марченко М.Н., Ажгихин С.Г. Значение компьютерных технологий // Сборник научных трудов «Новые технологии обучения художественно-графическим дисциплинам». — М., 2005. С.17-28.179

115. Масленникова О.Н., Гаврилова Н.Е. Интегрированный курс декоративно-прикладного искусства и информационных технологий. Информатика и образование. №5, 2001. С.75-80.

116. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.Д 988.

117. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа в процессе академического рисования. — М., 1985.

118. Мельников В.А. Мыслить рисунком. — Уфа: «Нефтегазовое дело», 2007. — 102с.

119. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. — М.: Логос, 2001.

120. Мураховский В.И. Компьютерная графика /Под.ред. С.В.Симоновича. — М.: «ACT ПРЕСС СКД», 2002. 640с.

121. Назарова Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественно-графического факультета педвуза. Дисс. к.п.н. — М., 1986.

122. Новые информационные технологии в образовании // НИИВО: вып.6

123. Нодельман Л.Я. Технология обучения студентов ХГФ компьютерной графике: Дисс. к.п.н. — М., 2000. — 218с.

124. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. — М.: «Сов. Радио», 1958. 35с.135.0сгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущений и восприятия. М.: ЧеРо, 2002. С.113-116.

125. Осин A.B. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов. Учебник третьего тысячелетия // Материалы III Международной научно-практической конференции и юбилейного Всероссийского семинара-совещания. СПб: СПб ГПУ, 2003. 121с.

126. Осин A.B. Модели образования на базе компьютерных технологий // Материалы Международного форума «Информатизация образования Казахстана: шаг в XXI век». Алматы: PK, 2001. — 145 с.

127. Осин A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М.: Издательский сервис. 2004. — 320с.

128. Павлова JI.B. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: Автореф. дисс.к.п.н. -М., 2003.-16с.

129. Павлова JI.B. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века ОТ,05». — М., 2005. — С. 235-237.

130. Панков А.П., Панкова JI.B, Компьютерная графика // XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. М.: МИФИ, 2002. - С.54-55.

131. Петровичев A.B. Реалистическое моделирование изображений освещения трехмерных сцен на экране ЭВМ. Автореф. М.: 2002.

132. Пигичка Ю.Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся. СПб., 1999. — 79с.

133. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева, Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб.пособие для студентов пед.вузов и системы повышен, квалиф. пед. кадров. М.: Академия, 2000. — 272с.

134. Пономаренко С. Adobe Illustrator 7.О., «BHV - Санкт-Петербург», 1998. -420 е.: ил.

135. Приоритетные направления развития образовательной системы. Из материалов заседания Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол №47, раздел 1). С.7

136. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 03.08.00 — изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.

137. Н.Э.Радлов Н.Э. Графика. Л., 1926. - С.6.

138. Разинкина Е.М. Курс по основам компьютерной графики. Информатика и образование. 2003. — №3. — С. 2-5.

139. Разинкина Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф.дис. к.п.н Магнитогорск, 2000.-20с.

140. Салтыкова Г.М. Обучение дизайну и компьютерному дизайну учащихся УВК №1637 с художественно-эстетическим уклоном // Научные труды МИГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2002. - С.474-475.

141. Северова Т.С. Об использовании в образовании трехмерных виртуальных миров // Информатика: Издательский дом «Первое сентября» — 2002. — №13.

142. Северова Т.С. Роль компьютерной графики в организации школьного информационного пространства // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Сборник научных трудов. Выпуск 2.-М.: Прометей, 2001. С.132-136.

143. Северова Т.С. Информатика в художественно-графических классах // Информатика и образование. 2003. - №3.

144. Селиванова Т.В. Тезисы научно-исследовательской работы «Формирование проектного мышления на основе информационных технологий». Мастерская художественного проектирования.

145. Симонов С.С. Неординарный взгляд на использование возможностей компьютера в преподавании ИЗО // Современные концепции обучения художественно-графическим дисциплинам. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1997. - С.113-120.

146. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: Монография / О.Г.Смолянинова; Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2002. — 300с.

147. Стасевич В.Н. Язык и смысл композиционного мышления. Пособие для учителей. — М.:Просвещение, 1978.

148. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфоза зрительных образов. Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2003. — 296с., ил.

149. Строзотт Т., Шлехтвег Ш. Нефотореалистичная компьютерная графика: моделирование, рендеринг, анимация. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. -416с.

150. Стьюер Ш. Креативное мышление в PHOTOSHOP. Новый подход к цифровому искусству. — НТ Пресс, 2005. 271с.

151. Сухарев М.И. Пути совершенствования специальной подготовки студентов ХГФ педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике: Дисс. к.п.н. — М., 1999. — 191с.

152. Тихомиров O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. 1986.— №5.— 54с.

153. Торрес Р.Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса. Серия института качества программного обеспечения. Вильяме, 2002.

154. Тюхтин B.C. Содержание и форма в искусстве. М.: Знания, 1984.

155. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1970. 224с.

156. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. Теория композиции. Теория графики. О своей работе над книгой. Об оформлении спектакля. Рецензии, заметки, интервью /Сост. Е.Б.Мурина, Д.Д.Чебонова. М.Сов. Художник , 1988.

157. Фаворский В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе: Изд-во «Кыргызстан», 1966.

158. Филиппов М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре. Дисс. к.п.н. — СПб., 2003.

159. Фролов М. Мультимедиа в примерах. «BHV Санкт-Петербург», 1996. -404с.: ил.

160. Черемных Г.В. Выразительные средства компьютерной графики // XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть IV. М.: Просвещение, 2003. - С. 239-240.

161. Черемных Г.В. О содержании научных понятий при изучении компьютерной графики // XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть И. М.: МИФИ, 2002. - С.78-79.

162. Шампанер Г.М. Педагогические основы создания и использования технологии мультимедиа в образовательном процессе. — Барнаул, 2000.

163. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. — М.: Стройиздат, 1990. 345с.

164. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов 2-ое изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986.

165. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Черчение, рисование и труд». — М., Просвещение, 1986.

166. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. В кн. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. — М., 1995.-С.6.

167. Элиот С. Внутренний мир 3D Studio МАХ. Том 1. М., 1998. - 516с.

168. Яковлева Н.А., Мозговая Е.Б., Чаговец Т.П. и др. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. Пособие — М.: Высшая школа, 2005. — 551 е.: ил.

169. Яцюк О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 240с.184. www.wikipedia.org

170. Vaughan Т. Multimedia. Making It Work. McGraw-Hil,1993. - 408с.:ил.

171. Callahan С. Developing creativity in gifted and talented. — Reston VA: The Council for Exceptional Children, 1978. — 244c.

172. Jerram P. Gosney M. Multimedia Power Tools. — Cardiff.CA: Verbum, 1995. — 415c.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.