Время в европейской социальной философской традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шардин, Юрий Петрович

  • Шардин, Юрий Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 204
Шардин, Юрий Петрович. Время в европейской социальной философской традиции: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 2003. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шардин, Юрий Петрович

Введение С. 3

Глава 1. Генезис и становление понятия время С. 11

1.1. Проблемы времени в мифологической культуре С. 11

1.2. Проблемы времени в античной мысли С. 24

1.3. Проблемы времени в средневековой культуре С. 37-55 1.4 Современные понятия времени С. 55

Глава 2. Современные научные представления С. 65

2.1.Формирование психологического времени С. 65

2.2.Модели времени в естествознании и физике С. 75-88 2.3 .Модели социального времени С. 8 8

2.4. Политическое время С. 107

Глава 3. Философские парадигмы времени С. 118

3.1. Классические модели времени С. 118

3.2. Диалектика времени С. 132

3.3. Время в философии экзистенциализма С. 147

3.4. Время третьей волны С. 160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Время в европейской социальной философской традиции»

Познание времени составляет одну из фундаментальных задач философии. Прогресс общества, в немалой степени, был обеспечен обретением человечеством идеи времени. Без знания времени неосуществимо развитие ни в духовной, ни в культурной, ни в экономической, ни в социальной сферах жизни общества. Для экономической жизни общества время - это периоды в области сельского хозяйства, установление режимов трудовой деятельности, планирование и расчет. Для духовной деятельности людей время - это история общества, культуры, цивилизаций, регулирования традиционных ритуалов, праздников, тайна жизни, смерти и бессмертия людей.

Если экономическая жизнь людей предъявляет требования познания времени, то стремление к познанию времени, в целях духовного обогащения, без опосредованности прагматическими запросами, составляет одну из тайн человеческого ума. Философия представляет собой специфическую форму познания, которая обеспечивает удовлетворение потребности в знании сущности мира, его существования во времени, сущности временного бытия общества и человека, а так же сущности самого времени.

Проблема времени стала предметом исследования не только философии, но и естествознания. Как в философии, так и в физике, время раскрывалось в различных концепциях, теориях. Синтез научного знания с философским подходом дал мощный толчок в становлении нового уровня в развитии познания времени. Формы их отношений менялись в соответствии с развитием теоретической рефлексии, что отражалось в познавательном процессе времени.

На современном этапе развития человечества философская рефлексия вновь обращается к вечной теме феномена времени. Появляется множество статей и монографий, так или иначе обсуждающих эту тему. В социально-культурном аспекте при переходе от обыденного представления о времени, к его теоретическому понятию, строгому определению того, что такое время, возникают большие затруднения, и не удивительно, что не только мыслители разных эпох, но и современники не могут найти согласия в вопросе определения и сущности времени. Всеобщая форма бытия материи, будучи предельным понятием, не может быть определена через ближайший род и видовое отличие. В парадигме современной науки время является исходным и неопределяемым понятием. Следовательно, именно философский подход будет самым результативным, так как сфера философии - работа с категориями, с пределами обобщений на границах познания.

На сегодняшний день в исследованиях посвященных времени наметилась парадоксальная ситуация, когда понятие времени если не исключается, то используется не совсем точно и корректно. Речь идет, во-первых, о доминировании понятия физического времени в остальных науках. Во-вторых, исходя из первой проблемы в русле известного спора о возможности существования нефизических форм времени на данный момент, все же, эти формы времени признаются, но существуют они обособлено, только на своем специфическом уровне организации материи. В третьих, поверхностное и некритическое понимание теории относительности привело к тому, что на данный момент сформировалось мнение о существовании множества независимых, разных времен, которые привязаны только к своему уровню материи или даже к объекту. В четвертых, продолжаются идеалистические попытки отрыва времени от материи и пространства.

Наблюдается тенденция к углублению узкоспециальных исследований времени. Эта тенденция закономерный этап развития науки и, конечно, эти поиски необходимы и важны, но без знания, или хотя бы учета философского дискурса, они зачастую топчутся на месте, упираются в тупики и парадоксы. Усугубляет ситуацию то, что в самой философии нет единства в трактовке вопроса времени. На данный момент, кроме существования нескольких школ и направлений, которые по разному подходят к феномену времени, есть камни преткновения в виде ключевых вопросов о природе времени. Это вопросы в большей части были поставлены в процессе развития и становления проблемы времени и в основном сводятся к следующим парным категориям: о континуальной или дискретной природе времени, об однонаправленности или обратимости времени, об отношении времени и вечности и связанный с ним вопрос о «начале» и «конце» времени, о том субъективно время или оно объективно.

Существование разных подходов к проблеме времени для философии это выражение ее плюралистичности и антидогматичности, это ситуация диалектических противоречий, разрешение которых приведет к дальнейшему развитию знания, истины. Путь разрешения этих трудностей, как нам видится, лежит в плоскости выделения общего и сущностно-субстратного, с учетом причин разного понимания времени. Абстрактная категория времени, несмотря на всю сложность формулировки, отражает реальность этого мира. Рассмотрение логики развития представлений о времени и теоретических концептов позволяют выяснить общую картину генезиса этой проблемы. Для полного познания категории времени необходимо привлечение материалов физической науки и естествознания при формировании естественнонаучной базы философской рефлексии.

Обращение к этой проблематике позволит по-новому взглянуть как на сам феномен времени в онтологическом смысле, так и на проблему генезиса этой категории в истории философии, следовательно, освещению ее гносеологических аспектов.

Процессы глобализации остро ставят вопрос о взаимосвязанности различных цивилизаций, в каждой из которых есть свое культурное видение времени (специфичное и духовно-конкретное); с другой стороны, формирование информатизационной цивилизации требует феномена «сверки» часов, что придает проблеме времени социально острый характер.

Идея времени подвергалась глубокому изучению в философии различных исторических культур и эпох, оставив современным исследователям значительный материал, дающий возможность реконструировать логику познания времени, установить традиционные и новационные пути решения проблемных вопросов времени.

Общефилософские и историко-философские исследования времени в отечественной литературе представлены в работах С.С. Аверинцева, Г.П. Аксенова, А. Ф. Аскина, В. П. и П.П. Гайденко, А. Я. Гуревича, Ю Б. Молчанова, Н. Н. Трубникова, В. Н. Ярской. В современных философских исследованиях, посвященных времени, выделились два направления. Первое направление ведет свои исследования в поле естественнонаучного знания, второе - в социально-гуманитарном. Естественнонаучное познание времени представлено исследованиями в области физики, геологии, биологии, космологии, географии, химии, кибернетики.

Говоря об исследовании проблемы времени, нельзя обойти вниманием лидера специально-научных исследований времени - это физическую науку, так как физическое время является базой для понимания и выстраивания других форм времени. На почве физического знания были построены теории и концепции времени, которые обрели значимость для всех областей знания. Физическая наука выступает исследовательским эталоном естественнонаучного знания. Она интегрирована почти во все области естествознания, создавая условия для исследований междисциплинарного характера. Это объясняет сосредоточение исследований времени в области физической науки. В число зарубежных авторов, внесших значительный вклад в изучение физического времени, входят: Г.Рейхенбах, Г.Грюнбаум, Ч. Броад, А.Прайер, И. Пригожин, Дж. Смарт, Р.Гейл, А.Салам, Дж. Фрейзер, Дж.Уитроу, Дж.Уилер, С.Хокинг. Анализ физического времени в отечественной литературе представлен в работах М.Б.Вильницкого, B.C. Готта, Н.А.Козырева,

A.Н.Вяльцева, Л.Б.Баженова, В.С.Барашенкова, Д.И.Блохинцева, Ю.Б.Молчанова, А.М.Мостепаненко, В.В.Орлова, М.Д.Ахундова, Р.А.Аронова, В.Н.Дубровского, В.П.Казарян, А.М.Жарова, В.И.Жога,

B.И.Свидерского, А.В.Солдатова, А.А.Тяпкина, Ю.И.Кулакова.

Социальное направление исследований времени представлено в работах Г.Е. Зборовского, В.А.Артемова, А.Н.Лоя, Г.С.Пак, В.А.Канке,

Э.А.Елизарьева, Л.В.Скворцова, Г.Г. Сучковой, В.М. Шемякинского, В.П.Яковлева.

В современной философской литературе определились четыре концепции времени, общепризнанные сообществом исследователей времени, в рамках которых строятся познавательные программы времени. Это - субстанциальная, реляционная, статическая и динамическая концепции времени.

Достижения синергетического подхода повлияли на формирование современных представлений на проблему времени. В основе концепции времени интуитивистов и экзистенциалистов лежат представления о субъективном времени и времени человеческих переживаний. Никакое сложное явление нельзя описать с помощью одного языка. Это положение легло в основу принципа дополнительности Н. Бора. Истинное понимание может дать только голограмма, а также рассмотрение явления в разных ракурсах, его описание с помощью различных интерпретаций. Понимание есть главная цель любого анализа.

Цели и задачи исследования.

Целями нашего исследования являются: определение основных парадигм времени в истории развития философского знания; выявление их роли в исследовании проблем времени в философском понимании; формирование концепций теоретических изысканий определения времени в научно-философском контексте в русле главной философской тенденции генерализации интегрировать различные теоретические подходы в единую концепцию времени.

Исходя из поставленных целей определены следующие исследовательские задачи:

• на основании различных теоретических подходов в научно-философской литературе определиться с современным состоянием и содержанием категории время;

• выявить проблемные лакуны и противоречия в современном состоянии теоретической рефлексии и на основе этого структурировать условия создания новой модели времени;

• раскрыть отношения взаимовлияния научного и обыденного подходов, определить особенности изменения восприятия времени на базе отношений этих двух уровней;

• установить возможность создания новой универсальной теории на основе концепции множественности времен. В связи с тем, что данная концепция является межпредметным образованием, мы намереваемся показать точки соприкосновения взглядов на время разных наук;

• выяснить степень зависимости современного человека, его морально-ценностных и деловых качеств от уровня осознания и понимания категории времени;

• познать основные причины темпоральных изменений в современном обществе и культуре, тенденции тандема отношений человек - время.

Методологические основания исследования.

В основе исследования лежит диалектико-материалистическое положение о детерминированности социального сознания общественным бытием. Феномен социального сознания как теоретическая рефлексия, являясь относительно автономной структурой социальной реальности, имеет свои особые закономерности развития и оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие. Понятие время, возникнув как продукт осознания бытия и социальной практики, становится не только предметом теоретического и эмпирического изучения, но и начинает через научные разработки и открытия оказывать воздействие на общественное бытие.

Исходя из того, что в вопросе о природе и сущности времени проходит линия демаркации науки и не науки, важным видится выделение следующих методологических аспектов:

• ориентирование на антипозитивистскую направленность. С этой точки зрения принципиальными являются признание и предпочтение «философствования» - «наукообразию», антропологического, социокультурного подхода - другим, сциентически ориентированным научным подходам, принципа историзма, в изучении общественных явлений - механицистскому, структурно-функциональному анализу;

• принципа конвенциональное™ научного знания и филиации идей -рассуждениям об уникальности той или иной концепции;

• принципиальное положение о конвенциальности истины, выдвинутое А. Пуанкаре и возведенное им в ранг абсолюта, получило развернутое обоснование в концепции парадигмальности знания Т. Куна, которая генетически связана с принципом верификации (Р. Карнап) и фальсификации (К. Поппер). Дополнением к методологии этой парадигмы служит «исследовательская программа» И.Лакатоса и принцип «научного плюрализма» П.Фейерабенда;1

• принцип синтеза и объективного плюрализма, который служит дополнением к систематизации разных направлений философии.

В рамках исследования сочетаются научно-диалектический, исторический, компаративный, социологический, структурный, функциональный, ценностный подходы.

Диалектическая связь и единство, а не традиционное разделение обзора концептов и представлений, имеющих различное логическое основание, позволяют исследовать широкое эмпирическое поле для анализа такого сложного понятия как время.

Определение данного подхода в понимании времени указывает на неправомерность характеристики понятия времени как физического, используемого разными науками. Время каждого уровня реальности различается, но при этом его философское толкование должно быть единым. Это является методологической основой для построения истинной картины единого мира. Совокупность использованных методов и принципов познания позволила ра

Кун Т. Структура научных революций. М., 2002; Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967; История науки и ее рациональные реконструкции. //Структура и развитие науки. М., 1978; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1980. ционально оперировать собранным теоретическим и эмпирическим материалом для решения целей и задач исследования.

Научно-практическая значимость работы определяется целями, задачами методами и результатами исследования. В анализе проблемы инноваций, в социокультурной сфере, выводы обладают принципиальной новизной и являются определенным вкладом в прирост научного философского знания.

• Результаты данного исследования могут быть использованы в реализации новой концепции времени в теоретическом осмыслении и эмпирическом познании.

• Выводы представленного исследования можно использовать в программах социального моделирования.

• Материалы диссертационного исследования могут являться теоретической основой лекционных курсов и практических занятий по социальной философии, социологии и культурологии, религиоведению, этнологии.

• Материалы работы могут быть использованы для изучения воздействия феномена времени на научно-философскую, социальную и иные сферы человеческого бытия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шардин, Юрий Петрович

Основные выводы сформулированы в следующих положениях: время продолжает ускоряться и уплотняться, оно все больше отчуждается от людей, все изощренней становятся способы ухода из реального времени. Время продолжает дробиться на более мелкие отрезки, которые человек уже не в состоянии фиксировать. Тирания момента порабощает человека, делает его своим рабом, рабом неотложного дела, за которым теряется сам человек.

Таким образом, в исследовании намечены перспективы дальнейшего исследования этой проблемы в русле создания философски непротиворечивого концепта, объединяющего и генерализирующего основные достижения научно-философского дискурса.

Заключение

Генезис понятия времени рассмотрен в диалектическом ключе восхождения от частного к общему, развития по восходящей спирали. Понятия и представления о сущности времени, существовавших в далеком прошлом, в «свернутом» виде присутствуют в современных научных понятиях и представлениях о нем. Поэтому истинный смысл и содержание современных научных понятий и представлений времени обнаруживается в истории их формирования и развития.

В мифологической культуре обосновывается положение, согласно которому понятие время является одним из ключевых понятий культуры. Оперирование им начинается на самой заре человеческой истории. Многие особенности мышления и мировосприятия древнего человека свидетельствуют о том, что изначально сознание возникло как инструмент овладения человеком социальной средой. Изначально время и пространство отождествлялись. Человек был «встроен» в природу и не различал субъекта и объекта окружающего мира. Мир был статичен, безвременен - все, что было в прошлом, продолжало существовать только в ритуальной форме. На раннем этапе первобытного общества в восприятии времени преобладал своеобразный «презен-татизм». Формирование представлений о времени шло значительно медленнее, чем формирование представлений о пространстве. На следующем этапе время стало ассоциироваться с действием. Понимание индивидами друг друга и осознанное участие в совместной деятельности обусловило в дальнейшем восприятие и «понимание» природной среды, ее объектов, процессов и событий как части социальной среды. Первые представления о времени носили циклический характер, так как определялись повторяющимися природными процессами.

Ритмы природы стали первыми отрезками времени для человека. На следующем этапе социально-культурного развития формируются бинарные противопоставления, которые приводят к появлению понятия «иного времени», то есть сакрального, высшего. Развитие социальных отношений повлияло на формирование аналогии отношений на мир природы и времени. Самое значимое трансформировалось во вневременное, не изменяющееся настоящее. Настоящее противостоит хаосу мира.

В рамках мифологического подхода в наивной форме понимания бытия складывается статистическая концепция времени. Структура мифологического темпорализма интересна тем, что она включает экстемпоралъность сакрального бытия и атемпоральность реальности. Мифологическое время не исторично.

Мифологические представления на протяжении многих веков сохраняли сильное влияние на сознание людей даже после возникновения философского мышления, а некоторые черты мифологических представлений можно найти и в современных представлениях о времени. Поэтому для того, чтобы понять некоторые особенности современных представлений людей о пространстве и времени, нам необходимо проследить становление и развитие этих представлений, начиная с их самых первых раннемифологических вариантов.

В античной мысли рассматривается переход от мифотеогонических представлений к теоретическому мышлению. Мифологические представления и философские учения о времени - это качественно разные уровни восприятия и осознания временных свойств окружающей человека материальной действительности. Это различие означало замену произвольного фантастического образа времени разумно-логическими идеями античного темпорализма, дальнейшее становление самосознания общества и возникновение научной и ненаучной ориентации общественного сознания. Так в гомеровском эпосе ярко выражено ретроспективное познание мира. При этом происходит осознание диалектики времени. Анализ словарного состава «Илиады» и «Одиссеи» обнаруживает слабое развитие средств выражения времени, тогда как пространственные формы и отношения передаются весьма разнообразными средствами. Гомер впервые пытается показать «летящее время», соединить прошлое, настоящее и будущее, то есть возникают первые элементы исторического сознания.

Гесиод рассматривает время в широкой системе отсчета космологической модели, анализируя, прежде всего, пребывание на земле предыдущих поколений человечества. Периоды Гесиода - это периоды одного времени, связанного причинно-следственной связью. Его земледельческий календарь систематизирует взаимосвязь небесных и биологических ритмов, изначально присущих всем живым существам.

Появляется подвижный элемент времени - «становление», заставляющее вещи совершать колебания между двумя крайностями бытия. Эволюция времени в культурном развитии античности имеет своим основанием идею вечного становления. У Гераклита будущее, приближаясь, становится настоящим, становление настоящего есть его удаление в прошлое. Точечное время раскручивается и становится кругом. История выступает как круговращение одних и тех же политических форм.

Поиски происхождения и начала мира знаменуют собой становление научно-философского мировоззрения в античной культуре. Платон в своих работах вводит уровни представлений о времени. Время обретает атрибуты вечности. Он вводит понятие времени как длительность движения небесных тел, определяемую по законам человеческих отношений. В «Тимее» Платон пытается систематизировать представления о времени и стремится разрешить проблему синкретичности вечного, статичного и временного, динамичного в идее времени. Из рассуждений Платона о времени следует, во-первых, что идея времени - вечная, единая, неделимая сущность бытия. Во-вторых, что бог «замыслил сотворить некое движущееся подобие для вечности, устроив небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающем в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем». Это высказывание можно расценить как сенсуалистическое обоснование становления идеи времени. Его учение о вечности и времени составляет основу христианского учения о мироздании. Фактически от него берет свое начало и количественная, «числовая» теория времени Аристотеля.

Аристотель считает, что идея времени заключает в себе возможность определять становление мира в категориях «прошлого» и «будущего», но она гносеологически невыводима из причинных оснований. Время - это всеобщий эталон движения. Но к определению времени не применяется эталонное понятие. Аристотель ставит вопрос о непрерывности времени, создает первую научно-философскую теорию времени, которая при всех своих преимуществах имеет и некоторые недостатки в отсутствии связи с качественным описанием.

В сознании и мировосприятии людей того времени сохранялись архаичные представления о безвременном бытии. Например, в Риме существовало два представления о времени - мифологическое и историческое, отношения между которыми были сложными. В модифицированном виде некоторые из предположений античности о природе времени продолжили свое развитие в эпоху Средневековья.

В средневековой культуре выявляются изменения в восприятии времени на обыденном, теоретическом. Отношение ко времени менялось в двух направлениях: происходило переосмысление исторического времени и обоснование субъективного, психологического времени.

Мысль о том, что время в Библии линейно, исторично, была нами дополнена тем, что время линейно в последующем осмыслении на уровне научно-философской рефлексии. Анализ библейского текста показал, что время там все же циклично, то есть вся история человечества это большой круг, который замыкается в точке сотворения и завершения. Линейность восприятия времени, появившаяся в Ветхом Завете разрывается, скручивается цепью пророчеств, рождением, смертью и воскрешением Христа, началом и концом истории. Новый Завет замыкает линию истории на саму себя. Смысл человеческого существования может раскрыться только после Апокалипсиса. Замысел и история осуществятся только в тождественности замыкания, в самоидентификации Духа. Линейность - это лишь фрагмент огромного круга, это видение только растянутых точек событий, направленности истории в одном направлении - от сотворения к Апокалипсису. Библейское время - это не цикличность мифа и не линия, а уникальность непостижимого круга.

Феномен времени в пословицах и афоризмах выступает серьезным дополнением в понимании социально-культурного развития идеи времени в аспекте обыденного осмысления. В пословицах и поговорках главный акцент делается на дело, учет и попадание вовремя, в пору. Основное настроение пословицы - это ощущение текучести, невосполнимости времени. Главный модус времени - это настоящее. Время с одной стороны все, разрушая, на самом деле все упорядочивает. У времени явно есть свои законы. Представления о времени в пословицах и поговорках разных национальных культур напоминают представления о времени в мифах традиционных обществ. Это говорит о глубинных, архетипических основах восприятия времени о существующей закономерности отношений человек - время.

Афоризм больше нацелен на человека, на мораль. Именно в афоризме появляются более мелкие отрезки времени, чем в пословице - часы, минуты, мгновенья. Образ времени, скорее река, в которой приходится двигаться человеку. Время в пословице идет на субъекта извне, если же субъект идет сам вовне, то он идет в пространство. Любые изменения идущие извне становятся точками отсчета. Циклическое восприятие присутствует больше как повторяемость природных явлений. Линейность ближе к жизни человека. На религиозном уровне эта линия часть вечности, которая актуализируется точкой смерти. Главное, ключевое сходство пословиц и афоризмов - это то, что время в них является главным атрибутом жизни.

Исходя из задач в работе рассматриваются основные определения и концепты времени, существующие в разных научных и метрических разделах темпоральной рефлексии. В существующей научной парадигме феномен времени имплицитно содержится в объяснении практически всех проявлений бытия.

Первый блок определений относится к системе измерения времени, основывается на наблюдении и воспроизведении процессов, повторяющихся с постоянной периодичностью. При всем их многообразии все их можно свести к трем шкалам времени.

Первая шкала основана на вращении Земли вокруг своей оси. Вторая, на вращении вокруг Солнца и, третья, шкала атомного времени. В этой области существуют свои проблемы. Отождествление философской категории времени с физическим понятием «время» было бы оправдано при доказательстве, что задаваемая вращением Земли метрика времени представляет собой единственно возможную. Остается не решенным вопрос об онтологических основах измерения времени. Существует проблема качественного многообразия измерения разных типов времени.

Второй блок определений рассматривает время в физике и естествознании. Проблема определения времени в естествознании сводится к сложности выделения специфичного, свойственного только определенной науке времени. До XX века эталоном и основным темпоральным оператором было время физики, по мере развития наук использование физического времени становится проблематичным. Оперирование в разных науках физическим временем не просто не корректно, а приводит к неразрешимым парадоксам. Устоявшаяся в науке традиция при описании и объяснении временных аспектов разнообразных процессов, ограничивается использованием понятия времени вообще. Специфическое время отождествляется с абстрактным представлением о совокупности и единстве всех форм времени. В философии эта проблема выразилась в дискуссии о «нефизических типах времени» или о разных формах времени, с одной стороны, и неправомерности этих взглядов с другой.

Третий блок определений понятий времени - это время в философии. В философии диалектического материализма время рассматривается как атрибут или всеобщая форма движения материи. Время определяется различными процессами в материальном мире, оно как бы вторично, производно. Это заявление противоречит понятию «всеобщая форма». В этом теоретическом подходе времени общего и единого вообще не существует, оно бытует только в некой, специфической форме. Времен столько, сколько существует самих материальных процессов.

В современных философских источниках фигурируют конкретные формы времени, соответствующие видам движения или изменениям материальных образований. Бытие не сводится только к материи и энергии. Определение времени вновь начинает сводиться к физическому. Например, в построениях Фрейзера ключевыми аспектами времени являются его модусы. В его концепции присутствуют ряд недоработок. Там, где речь должна идти о весьма детальном описании форм времени, присущих им параметрам и способов их измерения, аргументация ограничивается метафизическими рассуждениями о соотношении трех модусов времени: прошлого, настоящего и будущего. Определения времени часто принимают форму замаскированной тавтологии, либо увеличивается объем родового понятия.

Из исследуемого научно-философского материала можно вывести заключения о всеобщности времени, пределе делимости времени, о его связи с движением. Возможно, это всеобщее движение и есть первопричина времени.

Рассматриваются научные представления о формировании понятия время. Вопрос о соотношении биологического и психологического является ключевым в понимании человеческого времени. Филологические и этимологические корни понятия время подтверждают его бинарно-ритмическое происхождение. Время - это априорная форма нашей внутренней чувственности. В процессе развития общества происходит дальнейшее усложнение понятия времени и специализация его модусов. В этом понятии включаются такие атрибуты, как протяжение, линейность и амплитудность. Время начинает сопрягаться с понятием вечность, обращено к человеку, не имеет внешнего образа и формируется абстрактная аналогия о бесконечно продолжающейся линии.

Развитие левополушарного типа мышления приводит к осознанию протяженности времени. Понятие время рождается в противоположностях становления, как своеобразное отражение пульсации и ритма космоса, соответствуя периодичности природы. Идея времени базируется на фиксировании разницы и схожести изменяющегося мира.

Проблема осознания понятия времени открывает путь к более сложным, специализированным научным определениям.

Анализируется научная рефлексия в естествознании, в которой принято отталкиваться от физического определения времени.

Ньтоновская механика сводила время к длительности. Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее время и сделала его зависимым от скорости и гравитации.

Классические концепции времени дополняются новыми исследованиями. В физику вошли такие представления, как многомерность, обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении времени, удвоение событий во времени. Теория струн и гипотеза о тахионах, формирование единой теории поля и элементарных частиц все это расширяет представления о времени.

Появление неклассических представлений - это суть интегрального процесса, происходящего в современном физическом знании. Появляются конкурирующие теории, в которых роль параметра играют временные отношения, изменяя которые, мы трансформируем содержание задаваемых природе вопросов.

Появляются понятия форм времени. Не только у каждого уровня, но даже у каждого объекта есть свое время. Вследствие этого появляется ряд парадоксов. Решение проблемы видится в создании новой теории времени, которая будет основана на непротиворечивой философской модели, интегрирующей в себе все современные научные взгляды и представления.

На основе анализа времени в физике было построено три модели времени. Первая модель рассматривает время как меру, и время как измеряемое количество. Во второй модели анализируются направленные процессы и события, отраженные в законах термодинамики и в теории диссипативных структур. Квантовая теория рассматривает физическое время, как фундаментальную временную реальность.

Особую группу анализа времени составляют модели биологического и геологического времени. Наибольшее значение в современных представлениях времени имеет модель времени, построенная на базе изучения необратимых процессов. Этот переход вызвал крушение линейно-причинной парадигмы и становления новой цикпо-причинной, синергетической парадигмы. И.Пригожин последовательно развил концепцию внутреннего времени для классических систем с сильной неустойчивостью.

Подводя итоги анализа основных подходов в изучении времени, необходимо отметить, что во всех основных моделях выделяется общая сущностная черта. Время одного процесса соотносится с событиями другого процесса и измеряется через них.

При понимании времени как процесса самого по себе, его необходимо определить через события. Событие - это то, что ограничено двумя перерывами, началом и концом. Время, с этой точки зрения, есть «рисунок» перерывов непрерывной линии, длящихся процессов. Понимание времени как рисунка интервалов не отменяет событийного определения времени. Эти два определения времени выполняют разные функции. Событийное определение времени фиксирует время как континуум, который представляет собой математическое описание реального времени, выполняющего в физике гносеологическую функцию идеализации. Процессуальное определение времени относится к миру реальных явлений.

Мысль о том, что реальное время создается движением жизни, лежит в основе учения В.И. Вернадского, который считает, что время идет в одну сторону, в которую направлен жизненный порыв и творческая эволюция. Назад процесс идти не может, так как этот прорыв и эволюция есть основное условие существования мира. Время есть проявление, созидание творческого мирового процесса.

Модели времени, выдвигаемые естествознанием, демонстрируют множественность смыслов, приписываемых времени. Частные истины и значения, которые допустимы и применимы в пределах определенной специальной области, утрачивают свою истинность и осмысленность за этими пределами.

Исходя из этого, задача философии - создание единой, непротиворечивой теории времени, которая объединит времена разных уровней в единую систему, стрежнем которой будет осмысление социального времени.

Без осознания категории времени немыслимо понимание общества и человека. Для социологов и культурологов это еще не инструментальная категория. В социальных процессах фиксируются повторяемость, последовательность, ритм и другие характеристики, являющиеся свойствами времени. Интерес к социально-историческому времени возник, когда встала проблема смысла человеческой жизни и человеческой истории.

Суть времени есть то значение, которое мы приписываем определенному моменту, не зависимо от того, сколько времени хронологически он длится. Моменты исторического времени неоднородны, их не равнозначность зависит от наполненности смысла и ценности происходящего. Нельзя игнорировать качественную специфику различных цивилизаций, обществ, культур, стран. Их уникальность и неповторимость рождают историческое социальное время. Время один из ключевых моментов, определяющих всю социальную жизнь.

При всем многообразии современных социологических подходов к определению времени можно выделить наиболее актуальные выводы этих теорий. Время - это способ существования человека и общества. Его конечную субстанциальную основу составляет материальное производство, а субъектом выступает конкретно-исторический человек. Время не является внешней формой по отношению к происходящим в обществе процессам. Оно творится самими процессами и выражает соответствующие свойства социальных взаимодействий. На каждом этапе истории познания и развития культуры проблема времени раскрывается по-новому. Время общества является объективной формой бытия, но его «наполнение», восприятие и оценка носят исторический характер, и детерминируется социальным субъектом. В свою очередь, время выступает субъектом воздействия на социальные отношения и прогресс, становится активным фактором социальных процессов.

Социальное время является формой социальных процессов, которые заключают в себе аспекты развития и функционирования, диахронии и синхронии. В структуре социального времени взаимодействуют время общества, время природы и время человека. Человеческая деятельность протекает во времени и само время выступает критерием этой деятельности. Социальное время есть высший уровень времени, поскольку в отличие от природного мира, только в человеческом обществе, линейный детерминизм, преодолевается сознательной стратегией будущего. Реальностью, лежащей в основе понятия время, является последовательность упорядоченных событий.

Для анализа социальных изменений уже не достаточно таких традиционных понятий как «развитие», «прогресс», «регресс», требуется введение новых временных понятий: повседневность, история, хронос, современность. Широкое применение временных понятий объясняется необходимостью зафиксировать социальные, политические и экономические изменения, их взаимозависимость в рамках определенного масштаба времени. Этот масштаб в разных исследованиях может быть различен. Реальное время социума складывается из времени субъектов и процессов, принадлежащих разным зонам и хроносам.

Анализ разнообразных циклов и ритмов истории позволяет преодолеть традиционную линейность понимания времени. Мир открывается как событие, появляются представления о маятникообразном, спиралевидном, волновом движении. Время становится содержательным. Время играет различные роли в обществе, в том числе организатора деятельности людей. Одна из интереснейших ролей, представленных временем в социальной культуре, это политическое время.

В историософском аспекте более рельефно проявляются различия между линейным и циклическим типом политического времени. Циклическое, вращающееся по кругу время, характерно для цивилизаций Востока. Линейное политическое время, стремительно движущееся по пути прогресса, наиболее отчетливо сформировала Западная цивилизация. Линейность закрепляется за этой цивилизацией благодаря инструментальному отношению к миру. В результате нивелирование социально-значимых ценностей, духовно-идеологические кризисы, волюнтаристские попытки «ускориться» или совершить утопический «скачек». Логично предположить, что мир цивилизации должен подчиняться в своей основе схожим закономерностям с природным миром. Линейные процессы в природном мире аномальны из-за своей разрушительности, и имеют аналогичные последствия в социуме.

Сравнивая социокультурное и политическое время цивилизаций, необходимо отметить, что одни и те же события общественной жизни проявляются по-разному в двух временных матрицах. Политическое время является составной частью социокультурного времени. Поэтому, когда их ритмы совпадают, наступает небывалый подъем культуры. Причем, чем выше уровень социокультурного развития социора, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Вектор социокультурного времени складывается из суммы социокультурных ориентаций всех слоев и групп общества, а вектор политического времени зависит преимущественно от поколения, господствующего на политической сцене. Реальное политическое время отличается синкретизмом «линейности», «цикличности», «спиральности». Это только внешнее различие, в действительности на политической арене проявляются глубинные законы времени.

В схеме осевого времени К. Ясперса заключено одно из возможных объяснений темпоральной динамики мировой истории и демонстрирует возможность духовного единения человечества. К. Ясперс прав, утверждая, что категория возможности входит в историю через человеческую мысль. Вопрос о взаимовлиянии социокультурного и политического времени - это вопрос о том, насколько политические процессы детерминированы социальной культурой. Социокультурное время отражает ритмы коллективных действий каждой цивилизации, политическое время - ритмы политической жизни. Время выступает сферой проявления любой культуры общества. В социокультурной временной перспективе можно выделить несколько основных аспектов: уровень и глубину осознания времени, вектор времени и доминирующие ценности. Все эти факторы в полной мере влияют на политическое время.

Политическое время, как и социальное, приобретает специфические черты, характерные только для этого типа реальности. Оно имеет свои законы и особую направленность, развитие, сопряженное со всеми уровнями материи, что подтверждает единство глобального «единого времени». Генерализация, определение главного - это прерогатива философии.

В классических моделях времени И. Кант считал, что пространство и время есть представления априорных созерцаний. Время и пространство мы можем созерцать только внутри нас. Это условие и форма внутреннего чувства. Подразделяя мир на внешний и внутренний, И. Кант считал, что все, принадлежащее к внутренним определениям, представляется во временных отношениях. И. Кант объединяет время и пространство как сущности одного уровня. Время - это не эмпирическое понятие, выводимое из какого- либо опыта. Одновременность или последовательность не воспринимались бы, если в основе не лежат априорные представления о времени. Время - основа всех созерцаний, мы не можем устранить само время, хотя явления несложно отделить от времени. Следовательно, время дано a priori. Только в нем возможна действительность явлений, все явления могут исчезнуть. Само же время, как общее условие их возможности, устранить нельзя. Время имеет только одно измерение, его нельзя получить из опыта, поэтому оно есть «чистая форма чувственного созерцания».

Исходя из образного представления о времени И. Кант определяет, что бесконечность времени означает не что иное, как то, что всякая определенная величина времени возможна только путем ограничения одного, лежащего в основе времени. Поэтому первоначальное представление о времени должно быть дано как неограниченное. Только во времени, а именно друг после друга, два противоречаще - противоположных определения могут быть в одной и той же вещи.

Внутреннее созерцание не имеет внешней формы. Мы стараемся устранить это несоответствие путем построения аналогий и представляем временную последовательность с помощью бесконечно продолжающейся линии. В этой линии многообразие составляет ряд, имеющий лишь одномерность. Аналогию свойств этой линии переносим ко всем свойствам времени, за исключением лишь того, что части линии существуют все одновременно, тогда как части времени существуют друг после друга. Время есть субъективное условие нашего созерцания в отношении всех явлений, а в отношении вещей, которые могут встретиться нам в эмпирическом познании, оно объективно. Все, что дается нам в опыте подчинено условию трансцендентального времени. Утверждения И. Канта доказывают эмпирическую реальность времени.

Г. Гегель, утверждал, что время и пространство действительны лишь в движении. Он критически относился к точке зрения, согласно которой движение - это отношение между временем и пространством. Как диалектик Г. Гегель противопоставляет понятия времени и развития, но не выходя за пределы чистого количества. Время оказывается эпизодом во всеобщем процессе развертывания потенций абсолютной идеи. В первоначальной форме взаимосвязь и взаимодополнение пространства и времени были гениально подмечены Г.Гегелем в «Философии природы». Время истории подчиняется более сложным законам абсолютного духа, которые можно постичь через рациональное познание исторической действительности. Другая традиция идет от конкретной историографии, которая рассматривает события в деталях и объясняет их исключительно естественными причинами. Такое противоречие между подходом к истории, как целым и конкретным, преодолевается философской рефлексией. История должна быть представлена как целостность, смысл которой может быть познан разумом не только в отношении целого, но и в деталях. История при рациональном осмыслении видится иррациональной последовательностью событий, но «приходит время» и «дух пробуждается», когда мысль и понятие заявляют свое право, быть узнанными в реальности. Реальность более чем природа, духовна и рациональна, а именно в реальности свободного и сознательного действия человека.

А. Бергсон акцентирует внимание на первичность времени, независимость его ни от чего внешнего, на субъективном внутреннем уровне времени рассматривает характер пространства и времени относительно человека. Наличие разных степеней в интенсивности ощущений формируют протяженность и длительность, глубина этой длительности есть наше настоящее время. Существует реальная длительность, разнородные элементы которой взаимопроникают, но каждый момент, который можно соотнести с состоянием внешнего мира и отделить его от других моментов. Из сравнения этих двух реальностей возникает символическое представление о длительности, извлеченное из пространства. Длительность принимает иллюзорную форму однородной среды, а связующей нитью между пространством и длительностью является одновременность, которую можно определить как пересечение времени с пространством. За четверть века до Г. Минковского, А. Бергсон выявил нерасторжимое единство пространства и времени в глубине нашего психологического бытия. Одновременность есть пространство-время, точка остановки времени в пространстве или бесконечный числовой ряд.

Время по Бергсону нельзя отчетливо понять, его можно только непосредственно пережить. Важны именно единицы времени, так как мы живем в течение самих промежутков и чувствуем их. Человек может не только познавать действительность, но и управлять ею. Философия времени Бергсона представляет собой перенос на объективный мир психологических свойств человека, что противоречит принципам научности.

На фоне разного понимания времени в физике и философии возникает знаменитый спор Эйнштейна с Бергсоном. Мы пришли к выводу, что абсолютный характер скорости света определяется измерением ее по отношению к человеку, а не к источнику света.

Таким образом, теория относительности Эйнштейна и теория реального дления Бергсона дополняют друг друга в истолковании времени и пространства. Невероятный поворот темы редуцирования измерения пространства и времени относительно человека относится к чистой философии и не может оказать существенного влияния на теорию относительности.

М. Хайдеггер, отказываясь от принципа понятности, выводит бытие как присутствие, определяемое через время. Человек - приемник дара присутствия. Он обладает изначальным пониманием бытия. Время оказывается фундаментальным слоем бытия человека. Времени нет ни на часах, ни в самом механизме. Время - это категория человеческого бытия и разума. На грани метафизики скользит его предположение о иллюзорности, о вечном ускользании времени из сетей рациональности.

К. Ясперс, обосновывая свою концепцию «осевого времени», в числе причин восприятия времени, называет главную - это изменение мышления. Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы в нем. Главное лицо истории - человек как экзистенция. Человек преисполнен воспоминаний, у него создается впечатление, что он живет на поздней стадии развития, в период упадка. Чувствуя близость катастрофы, стремится помочь обществу пониманием, воспитанием, проведением реформ. Создаются образы мира, либо в сторону постоянного ухудшения, либо как круговорот или подъем, как смена различных образов мира. Человек, осмысляя историю, рисует образы исторического времени.

А. Камю считал, что осознающий человек становится властелином времени своей судьбы. Он поднимается над временем в то мгновение, когда оглядывается на свою жизнь, созерцает последовательность действий, ставшую его судьбой. Понимание времени жизни - это преодоление бессмысленности существования, некий выход на вечность. Борьба за вершины человеческой духовности становится смыслом существования.

В «Бытии и ничто» Ж.-П.Сартр исследует онтологические структуры «пустого» сознания, кладет его в основу понимания субъективности, отождествленной с «сознанием сознания» как безусловного самодействующего источника всех значений опыта. Время из неуловимой абстракции становится реальной действенностью субъекта. Ж.-П. Сартр ставит своих литературных героев в «пограничную ситуацию», где понятия времени и жизни имеют иное соотношение, чем это было до этого в обыденности. Время ощущается самым страшным врагом. Причем в этой ситуации меняется не только представление о времени, меняется само время.

X. Ортега-и-Гассет противопоставляет текущее обыденное время и вечность. Времен окончательных, надежных, раз навсегда установленных не бывает. Обязанность хранить прошлое и пристально вглядываться в грядущее - это благо настоящего. Жесткий разрыв модусов настоящего и прошлого, главный признак нашей эпохи, одна из причин дегуманизации. Ощущение себя, как «связующеего» модуса времени, как «чувствователя» и «делателя» -суть истинного человека. Время человека живое, оно суть нашего отношения к жизни.

Для Н. Бердяева отношение времени и вечности является центральным вопросом метафизики истории. Во времени, возможно, восхождение вечного, - возможен и разрыв замкнутости времени и выход времени в вечность, когда какое-то вечное начало в нем действует. Время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся. Само время есть что-то внедренное в глубину вечности. Эта борьба вечности со временем - непрерывная трагическая борьба жизни и смерти на протяжении всего исторического процесса. Время нашей действительности разорванное, заключающее в себе злое, смертоносное начало. Время не цельное, разбито на прошлое, настоящее и будущее. Исторический процесс во времени - постоянная трагическая и мучительная борьба этих растерзанных частей времени.

В философии экзистенциализма время сводится к субъективному переживанию человека. Это время близко, тождественно в сущностных основах к психологическому времени. Жизнь и смерть, пограничная ситуация, память, смысл - это все то, что определяет ощущение времени. Историческое время с их точки зрения - это особая непостигаемая направленность человеческого духа. Время - это переживания человека, это сам человек.

В исследовании освещается наиболее фундаментальная характеристика категории времени, данная классиками марксисткой философии. Философская категория понятия времени фиксирует самые развитые моменты процесса познания временных свойств действительности, понимаемой как единое целое. Подобно тому, как целое не сводится к механической сумме частей, так философская категория времени не сводится к временным понятиям конкретных наук. Философская категория времени является наиболее всеобщей абстракцией среди всех других временных понятий. Поэтому сведение философского определения к физическому является формой редукционизма.

В рамках диалектико-материалистического описания пространства и времени можно выделить и различить:

• перцептуальное пространство и время, которые связаны со способностью человека чувственно созерцать материальные объекты и их состояния, представлять их в своем воображении;

• категориальное пространство и время, связанные со способностью человека осмысливать материальные объекты и их состояния, представлять их в своем мышлении;

• концептуальное пространство и время, объединенные со способностью человека творчески конструировать в своем сознании объекты и некий связующий их фон, наделяя их необходимыми свойствами.

Реальное пространство и время являются формами существования материи. Они не схватываются сразу и целиком ни перцептуально, ни кзтегориально, ни концептуально, а познаются все глубже по мере развития науки, дающей синтезирующее знание о структуре и свойствах материального мира. Это познание приводит к возникновению новых концепций и понятий времени, более адекватно отражающих уровень развития новой практики.

Основная характеристика природы времени сводится к следующим положениям: время - это реальность, существующая независимо от нашего сознания. Время это характеристика движения как формы существования материи, причем количественного бытия движения. Оно образуется определенными отношениями материальных объектов и их состояний. Движение материи есть сущность времени. В этом понимании время это не теоретическая структура, ни форма чувственного восприятия или созерцания, а реальность. Эта точка зрения противостоит воззрениям субъективного идеализма и интуитивизма. Концептуальное и перцептуальное время представляет собой понятийные модели и чувственные восприятия объективно-реального времени. Они не являются реальным временем, а представляют собой формы его отображения субъектом.

Движение и время соотносятся как сущность и явление, при определяющей роли движения материи по отношению к времени. Следует учитывать относительную самостоятельность времени. Между движением материи и временем существуют определенные субординационные связи. Они обуславливают координацию указанных атрибутов материи. На современном этапе существуют основания показать отличие времени лишь от сознания, материи, движения материи, но не от пространства. Все это доказывает, что определения времени не доведены до стадии убедительной конкретности.

Время связанно с реальностью всех трех основных законов диалектики и оно выступает, с одной стороны, как проявление движения материи, то есть борьбы и единства противоположностей, с другой, как необходимая черта качественно-количественных преобразований процесса развития в целом. Не трудно доказать, что развитие времени укладывается в схему закона отрицания-отрицания . с

Таким образом, определению времени как количественного бытия материи в русле диалектического материализма сложно найти альтернативу. Это определение времени наиболее близко к научным представлениям. Имея в виду содержание принципа неисчерпаемости материи и ее атрибутов, следует, что форм времени существует достаточно много, но подчиняются они единой линии, единому времени, как образу существования единого реального мира.

Осознание времени в информационном обществе направлено на вре-мясберегающие технологии и открытия, с другой стороны, жизнь по расписанию подчиняет не только рабочий день, но и частную жизнь. Все оказывается запрограммированным. Графики распространяются на многие сферы жизни.

Следующий аспект - это ускорение времени. Вся человеческая история проходит под знаком ускорения, каждый следующий период, каждый следующий шаг делается все быстрее, следовательно, можно говорить о закономерности этого процесса. Ускорение времени несет в себе быстрое течение в одной сфере, что влечет за собой потребность в увеличении этой скорости во всех смежных областях. Скорость приводит к эффекту конвейера и упрощения. Ускорение времени действует на человека подавляюще, человек становится не уверенным в своих действиях, увеличивается агрессивность и нервозность, человек загоняется в стрессовую ситуацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ускорение создает иллюзию целостности восприятия, в действительности оно становится фрагментарным.

На ощущение ускорения времени оказывает свое влияние боязнь будущего. Ускорение времени, с одновременной потерей его ощутимости, разрушает его модусы. Превалирование и значимость настоящего - это уход от реальной природы времени, от реальности, это попытка обмануть их. Наращивание подобных тенденций угрожающе и связаны с потерей идеи бессмертия, которая выводилась из опыта атемпоральности, имеющегося в сознании каждого человека, и которая культивировалась традиционными культурами.

Новые временные образцы влияют на дневные ритмы в наших домах, они влияют на наше искусство, на нашу физиологию. Имея дело со временем, мы имеем дело со всем человеческим опытом. Исследования показывают, что в 1990-е годы значительно возросло использование антидепрессантов и других психотропных препаратов в связи с развитием «новой экономики».

Взрослые люди продолжительное время сохраняют неуверенность в своей личной идентичности. Для нашей цивилизации культ молодости и кризис передачи знаний - два важнейших симптома культа сиюминутности. Культура, не уважающая зрелость и старость, не имеет ни какого представления о своих корнях, а, следовательно, о своем будущем.

Компьютеры начинают придавать новую форму нашим концепциям времени. В простейшем виде они интегрируют сотни персонифицированных гибких графиков и заменяют наши коммуникационные образцы времени, позволяя нам иметь доступ к данным, производить их изменение синхронно и асинхронно. Влияние компьютеров на восприятие времени ощущается еще сильнее. Они заменяют часы, как важное устройство, поддерживающее время и задающее темп в обществе. Компьютерные интервалы времени, которые мозг не в состоянии осознать, вызывают расстройство реального восприятия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шардин, Юрий Петрович, 2003 год

1. Абульханова К.А. Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербург, 2001.

2. Августин Блаженный. О граде Божием. По изданию: В 22 кн. М.,1994.

3. Аврелий Августин. Исповедь. М., 2000.

4. Авени Энтони Империи времени. М.: «София», 1998.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

6. Алексина Т. И. Многообразие темпорального опыта. Автореф. Д. философ, наук. 1996.

7. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., 1976.

8. Арутюнова Н.Д. Время: Модели и метафоры. Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997.

9. Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2001.

10. Аксенов Г.П. Пространство и время живого в биосфере. В.И. Вернадский и современность. М., 1986.

11. Аскин Я.Ф. Направление времени и временная структура процессов. Пространство, время, движение. М.,1971.

12. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.,1966.

13. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

14. Н.Балабай С.В. Истоки и границы рациональной концепции времени. Саратов, 1991.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

17. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.

18. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Собр. Соч.: В 4т. T.l. М., 1992.

19. Бергсон А. Творческая эволюция Материя и память. Минск, Хар-вест. 1999.

20. Бердяев Н. Смысл истории М., 1990.

21. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной философии. М., 1982.

22. Богомолов А.С. Античная философия. 1985.

23. Больцман Л. Лекции по теории газов. М.,1956.

24. Бродель Ф. Структура повседневности. Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 в.в. М.: Прогресс, 1986.

25. Бубнов С.Н. Основные проблемы геологии. Пер. с нем. М., 1960.

26. Васильева Е. Халифман И. Пчелы. М., 2001.

27. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

28. Вернадский В.И. О жизненном (биологическом) времени. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

29. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М.,1975.

30. Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

31. Вернадский В.И. Об условиях появления жизни на Земле. Труды биогеохимической лаборатории. Т.16.М., 1980.

32. Вернадский В.И. Изучение явлений жизни и новая физика. Труды биогеохимической лаборатории. Т 16. М.,1980.

33. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды на истории поведения. М.,1993.

34. Габараев А.Д., Молчанов Ю.Б. Проблемы времени и теории относительности. В. кн.: Философские вопросы естествознания. Обзор работ советских ученых. Ч. 1. М.: ИНИОН АН СССР Ин-т философии АН СССР, 1976.

35. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. В кн. Смысл и назначение истории. М., 1991 .

36. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на/Д., 1992.

37. Гвоздев. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1998.

38. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1972.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение. Соч. Т. 8. С.16.

40. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Предисловие. М., 1990.

41. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М.: Мысль, 1975.

42. Григоровская Н.Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. Дисс. Канд. Пси-хол. Наук. М., 1999.

43. Грицак В.М. Устная эпическая традиция во времени. М., Наука,1989.

44. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды. Т.2. М., 1999.

45. Турина М. Философия. М., 1998.

46. Гюйо. М. Происхождение идеи времени. СПб., 1899.

47. Делез Жиль. Критическая философия Канта: учение о способностях Бергсонизм Спиноза. М., 2000.

48. Зайверт JI. Ваше время в ваших руках. Пер. с нем. М., 1990.

49. Зенкин С. Человек в осаде. Сартр Ж.П. Стена М., 1992.

50. Зиммель Г. Проблема исторического времени. Избранное. М.: Юристъ, 1996.

51. Золотарев В.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964 52.Иванов В.В. Топоров В.Н. Славянские языковые семиотические моделирующие системы. М., 1965.

52. Ивашина Р. В. Семантическая микросистема обозначений времени в праславянском языке: А. к. ф. н. Минск, 1977.

53. Ильин М.В. Очерки хронополитической типологии. Проблемы и возможности типологического анализа эволюционных форм политических систем. 4.1. Основания хронополитики. МГИМО, 1995.

54. Каверин Б. И. Демидов И. В. Философия в вопросах и ответах. М.,2000.

55. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

56. Канке В.А. Формы времени. М., 2002.

57. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998.

58. Кваша Я.Б. Фактор времени в общественном производстве. Экономико-статистические очерки. М., 1979 .

59. Конорозов Ю.В. Пантеон древних майя. М., 1964.

60. Коплстон Ф.Ч. История Средневековой философии. М., 1997.

61. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968.

62. Козырев Н.А. Время как физическое явление //Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982.

63. Кэндзюро Я. Философия истории. М., 1969.

64. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

65. Киносьян В.А. Философские проблемы физики гравитации. Казань,1982.

66. Курдюмов С.П. Математическое моделирование. М.,1986.

67. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.

68. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

69. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

70. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.

71. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод. Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

72. Леви-Строс К. Сырое и вареное. Семиотика и искусствометрия. М„ 1978.

73. Леви-Брюль Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

74. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. Собр. Соч.,т.18.

75. Ленин В.И. Философские тетради Полн. Собр. Соч., т.29.

76. Липперт Ю. История культуры. СП б, 1907.

77. Лине Ю. Происхождение вещей. М., 1954.

78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963.

79. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М. Л., 1947.

80. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Аристотель. М., 1982.

81. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

82. Лившиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.

83. Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в средние века. М., 1997.

84. Люблинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М., 2002.

85. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг, Диалектика природы. Соч.,1. Т.20.

86. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Соч.,1. Т.13.

87. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 47.

88. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

89. Мелитинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1976.

90. Мелитинский Е. М. Мифологические теории XX века. М., 1976.

91. Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. Раскрывая тайны психики. Л.,1991

92. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

93. Мостепаненко A.M. Проблемы универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука, 1969.

94. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

95. Наклеушев Е. Загадочные ритмы истории. New York, 1990.

96. Ниссенен У., Воутимайнен. Время руководителя: эффективность использования. М.,1988.

97. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Пг.,1915.

98. Оноприенко В.И, Симаков К.В., Мейн С.В. Развитие учения о времени в геологии. Киев, 1982.

99. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974;

100. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.

101. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Самосознание европейской культуры 20 века. М.,1991.

102. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс. Высота времени. М.,2001.

103. Ортега-и-Гассет, Хосе. Камень и небо. Природная педагогика. М., 2000.

104. Павлович А. А. Очерки праксиологии философии. Пермь, 1999.

105. Панарин А.С. Философия политики. М.,1994

106. Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

107. Пиаже. Ж. Речь и мышление ребенка. СП б., 1997.

108. Полемика Г.Лейбница и С.Кларка по вопросам философии и естествознания. Предисловие В.И.Свидерского, Г.Кребера. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960.

109. Поликарпов В. С. Время и культура. Харьков, 1987.

110. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

111. Потаенко. Н. А. Время в языке. Пятигорский у т, 1996 г.

112. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2001.

113. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

114. Платон. Сочинение в 3-х томах. М., 1971.

115. РойМ. История индийской философии. М., 1960.

116. Сагатовский В Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.

117. Сартр Жан Поль. Стена. М. ,1992.

118. Сахарный H.JI. Гомеровский эпос. М., 1976.

119. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

120. Спенсер Г. Синтетическая философия. Лондон, Киев, 1997.

121. СпиркинА.Ф. Происхождение сознания. М., 1960.

122. Старостин Б.А. Параметры развития науки. М., 1980.

123. Субетто А. И. Бессознательное. Архаика. Вера. СПб., 1997.

124. ТарнасР. История западного мышления. М., 1995.

125. Такёи Ф.К. Теории общественных формаций. М., 1975.

126. ТаннериП. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902.

127. Топоров В Н. О космологических источниках раннеисторических описаний (труды по знаковым системам) Тарту. 1973. Т. 6.

128. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

129. Тоффлер Э. Футуршок. М.: Наука, 2001.

130. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

131. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

132. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1980.

133. Фейнман Р. Квантовая электродинамика. М., 1964.

134. Фламмарион К. Популярная астрономия. СПб., 1913.

135. Фрайденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

136. Франк С.Л. Духовные основы общества. Смысл истории. М.,1992.

137. Фрезер. Д.Д. Золотая ветвь. М., 2002.

138. Фролов Б. А. Звери в камне. Новосибирск, 1980

139. Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974.

140. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1996.

141. Хаммэль Ч. У времени в плену. М., 2002.

142. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. М.,2001.

143. Хайдеггер М. Бытие и время М., 2003.

144. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Время и бытие. М., 1991.

145. Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. М., 1977.

146. Хокинг С. Краткая история времени. СПб.: «Амфора», 2001.

147. Хокинс Дж. Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа М., 1984.

148. Чижевский А.А. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. М. «Мысль», 1999.

149. Черемных Н.М. Образы времени в культуре и науке. М., 1997.

150. Шапошникова В.И. Биоритмы часы здоровья. М., 1991.

151. Шкода В.В. Утверждение и отрицание воли. Немецкая классическая философия. Т.2. М., 2000.

152. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

153. Штернберг JI. Я. Первобытная религия в свете этнографии. JL,1936.

154. Штомпель JI. А. Лики времени. Ростов-н/Д, СПб., 1997.

155. Штомпка Петр. Социология социальных изменений. М., 1996.

156. Элиаде Мирча. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

157. Элиаде Мирча. Аспекты мифа. М., 2001

158. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.,2003.

159. Эйнштейн А. К электродинамике движущихся тел. Собр. Научных трудов: В 4т. М.,1965.

160. Эйнштейн А. Основные идеи и проблемы теории относительности. Собр. Научных трудов: В 4т. М., 1967.

161. Уилер Дж. А. Предвидение Эйнштейна. М., 1970.

162. Уорд Р. Живые часы. М., 1974.

163. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-н/Д., 1980.

164. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 2003.1. Словари

165. Алексеев И. С. Пространство и время. Физический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 592.

166. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 2001.

167. Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000.

168. Кемеров В. Е. Современный философский словарь. М, 1998.1. С.164.

169. Керимов Т.Х. Шизоанализ. Современный философский словарь. Лондон: «Панпринт», 1998.

170. Краткая философская энциклопедия. М.,1994. С.77.

171. Мифологический словарь. Под ред. Мелетинского Е.М. М., 1990

172. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

173. Соловьев B.C. Время. Энциклопедический словарь. Брокгауз, Эфрон. Т. 13. М., 1991.

174. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. СПб, Азбука, 1996.

175. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.1.I1. Газеты и журналы

176. Аверьянов В. Вдох и выдох России. Эксперт. 19 августа 2002.30.

177. Аронов Р.А. Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? //Вопросы философии. 1988. № 1.

178. Аугустынек 3. Два определения времени //Вопросы философии. 1970. №6.

179. Бестужев-Лада И. В. Презентизм первобытного мышления. Советская этнография. 1968. №5.

180. Василенко И.А. Политическое время на рубеже культур //Вопросы философии. 1997. № 9.

181. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума //Вопросы философии, 2000. № 6.

182. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе //Вопросы философии, 2003. №9.

183. Долгий В.М. Левинсон А.Г. Архаическая культура и город //Вопросы философии. 1971. № 7.

184. Жаров A.M. Определенность и неопределенность в диалектике модусов времени //Философские науки. 1974. № 2.

185. Жвирблис В.Е. Страсти по Козыреву. «Химия и жизнь». 1994.7.

186. Жог В.И., Канке В.А., Лавинов Л.Д. Закон экономии рабочего времени: философские аспекты //Философские науки. 1984. № 3.

187. Зисман Г. Теория позитрона //Журнал экспериментальной теоретической физики. 1940. Т. 10. Вып.11.

188. Кедров К. Через каждые 15 лет человек рождается заново //Известия. 1991. № 135.

189. Козырев Н. А. Причинная механика и возможность экспериментального исследования свойств времени //История и методология естественных наук. Вып.2. ФизикаМ., 1963.

190. Коробейникова JI.A. Эволюция представлений о культуре в культурологии. //Социологические исследования. 1996. № 7.

191. Кумов Г.Г., Курбанов P.O. Проблема генезиса античной философии//Вопросы философии. 1973. №4.

192. Левич А. П. Научное постижение времени //Вопросы философии. 1993. №4.

193. Левич А. П. Субституционное время естественных систем //Вопросы философии. 1996. № 1.

194. Левич А. П. Научное постижение времени //Вопросы философии. 1993. №4.

195. Лолаев Т. П. О «механизме» течения времени //Вопросы философии. 1996. № 1.

196. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в философии Аристотеля //Философские науки, 1977. № 1.

197. Пульсарная шкала времени //Природа. 1985. № 1. С. 100.

198. Рязанов Г.В. Пространственно-временной подход к квантовой теории поля //Журнал экспериментальной и теоретической физики. 1962. Т. 43. Вып. 4/10.

199. Сучкова Г.Г. Гносеологический статус временных конструктов //Известия СКНЦ ВШ. М„ 1980. № 2.

200. СучковаГ.Г. Социальное время и проблемы его освоения //Философские науки. 1988. № 6.

201. Тростников М.В. Пространственно-временные параметры в искусстве раннего авангарда //Вопросы философии. 1997. № 9.

202. Угринович Д. М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции //Вопросы философии. 1980. № 9.

203. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. М., 1990. № 6.

204. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. № 3.1. Иностранная литература

205. Adam Barbara. Time and Social Theory. Cambridge. 1990.

206. Belloni M. Social time dimensions as indicators of class distinction in Italy //Intern. Social sciences j. Paris, 1986. Vol. 38. N1. - P.65-76.

207. Braudel F. Ecrits sur 1" histoire, P. 78. Цит. по: А.Я.Гуревич. Исторический синтез и школа "Аналов". М., 1993 С.314.

208. Hassard J/ Introduction: The sociological study of time //The sociology of time // Ed. By Hassard J. Basing stoke: Macmillan - 1990. - P.l.

209. Pronowost G. Introducion: Time in a Sociol. A. Hist. Perspective //Intern. Social scinces J. Paris, 1986, Vol.38. -N.I.- P.7-8.

210. Maines D. The sinificance of temporality for the development of sociological theory //Sociol. Quart. L., 1987. Vol.28. - N.3. - P.303.

211. Pareto V. Edites and Their Circulation /C.S.Heller/ ed/ Structured So-ciel Inequalitu: A. Reader in comparative Social Stratification. New York: Macmillan, 1969. P.38.

212. Gurvitch G. Determinismes Sociaux et liberte humaine. Paris, 1955; idem. La multiplicite des temps sociaux. Paris, 1958; idem. The Spectrum of Social Time. Dordrecht, 1964.

213. D.Epinay L.Time space and socio-cultural identity: The ethos proletariat, small owners a. Peasantry in an aged population //Inern. Social sciences j. -Paris, 1986. Vol.38, N1 - P.89-103.

214. Denziri N. Under tie influence of time: Reading the interactional text //Social. Quart. L., 1987. - Vol.28, N3 - P.327-341.

215. Walter B.Kannon. The Way of an investigator. N.Y., 1945. PI 15.

216. Mill J. A system of logic. Book 6, chlO, P.3.

217. Tokqueville Alexis de. Democracy in America. Book 1. Ch. 10.

218. Ortega у Gasset. The Concept of the Generation. N.Y., 1961. P.14-15.

219. Evans-Pritchard E.E. The Nuer. London, Oxford Univ. Press, 1963.

220. Goody J. Time: social organization international Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 16. P. 33.

221. Mumford Lewis. Technics and Civilization. N.Y., Yarcourt, 1964

222. Wheeler I. A., Feynman R.P. Interacnion with the V.17. N2. P. 157181; Wheeler I.A. Feynman R.P. Classical Electrodynamics in Terms of Direct in-terparticle Action // Reviews of Modern Phisics. 1949. V21. N3. - P.425 - 433.

223. Peat F.D. Black and Temporal Ordering //Nature, 1972. V.239. N5472.-P.387.

224. F. A. Brown, Jr., "Life s Mysterious Clocks" New York: 1962, p.159.

225. E. Bunning, The Physiological Clock. Berlin: Springer, 1967.

226. M. Moore-Ede et al., The Clocks That Time Us. Cambridge. 1982.

227. A. Marshack, The Roots of Civilization (New York 1972).

228. Leopold W.F. Patterning in children's leaning. Michigan. 1953-54r.c.12.

229. Ycobson C. Jenomde temps "leto" dons les lenques slabes uppsala.1947.

230. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. B. Leipzig, 1932. S. 15.

231. Jaspers K. Philosophic. Bd. I. S. 126.

232. Fraser J. The Genesis and Evolution of Time. Brighton: The Harvester Press, 1982. 205 pp.

233. The New Encyclopaedia Britannica. V.18. 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.