Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Шоманбаева, Альмира Оразалиевна

  • Шоманбаева, Альмира Оразалиевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 197
Шоманбаева, Альмира Оразалиевна. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Ярославль. 2008. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шоманбаева, Альмира Оразалиевна

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ.:.7.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Ценности и ценностные ориентации: феноменология и особенности проявления.■„.-.

1.2. Этническое самосознание личности как этнический наполнитель ценностных ориентаций.

1.3. Исследования феноменов этнического самосознания и этнических предубеждений личности казахстанской школой психологии.

1.4. Психологические проблемы формирования ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в юношеском (студенческом) возрасте в процессе обучения.

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ И ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

2.1. Принципы эмпирического построения этнопсихологического исследования ценностных ориентаций и этнических предубеждений.

2.2. Методика исследования ценностных ориентаций и этнических предубеждений у студенческой молодежи.

Глава 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОКРУЖЕНИЯ.

3.1. Межкультурные и межнациональные различия в ценностной структуре личности студенческой молодежи русского и казахского этносов.ИЗ

3.2. Динамика и направленность этнических предубеждений студенческой молодежи русского и казахского этносов в процессе обучения.

3.3. Взаимосвязь культурно-ценностных ориентаций и характера проявлений этнических предубеждений у студенческой молодежи казахского и русского этносов в процессе обучения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения»

v , -;

Актуальность исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окру же-. ния определяется необходимостью осмысления этнических процессов в Республике Казахстан в новых социокультурных и социодинамических условиях, а также развитием системы психологических знаний.

Несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в республике существуют проблемы, связанные с поиском модели национальной, самоидентификации:, решением языкового вопроса и оптимизацией межэтнических отношений в полиэтнической среде. Становится очевидной актуальность новой стратегии, ориентированной на учет ценностно-мотивацион-ной сферы личности и изучение социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия. Реализация этой стратегии — в создании условий для принятия личностью ценностей культуры другого народа как установок деятельности при сохранении в полном объеме собственной этносоциальной идентификации.

Изучение базовых ценностей культур и ценностных ориентаций (на примере двух самых крупных по численности этносов в Казахстане с выраженной этнокультурной дистанцией) - прямой путь к созданию механизмов предвидения и исключенияшациональной напряженности.

Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую. в результате стремления социальных групп и институтов к своим целям (Н.М.Лебедева).

Постановка и осуществление -задачи ценностного подхода в кросс-культурных. исследованиях стали возможными благодаря накопленному в науке теоретическому и эмпирическому заделу , в этнологии (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, JT.M. Дробижева и др.), этносоциологии

Н.Р. Маликова, А.А. Сусоколов и др.), социальной и этнической психологии (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, BJI. Вызова, JI.C. Выготский, С.М. Джакупов, А.И. Донцов, Н.М. Лебедева, К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.М. Хотинец, П.Н. Шихирев и др.). Вместе с тем, эмпири-' ческих исследований в поликультурных регионах, напрямую нацеленных на анализ факторов и механизмов, способствующих возникновению этнической толерантности или интолерантности, явно недостаточно.

Наряду с ценностными ориентациямиг наиболее адекватным понятием, позволяющим операционализировать динамический аспект межэтнических отношений, является понятие этнического предубеждения (С.М. Джакупов).

На основании вышеизложенного, формулировка проблемы связана с изучением характера взаимосвязи между ценностными ориентациями и этническими предубеждениями личности с учетом социально-психологических факторов, сопряженных с данной взаимосвязью. Указанный феномен исследовался в студенческой среде, поскольку юношеский (студенческий) возраст - решающий период становления этнического самосознания и этнической толерантности (В.Ю. Хотинец).

Таким образом, необходимость психологических знаний взаимосвязи ценностных ориентаций и этнических предубеждений в условиях полиэтнического окружения, а также недостаточная научная разработанность данной проблемы в этнической психологии определили выбор темы исследования, ее цели и задачи.

Объект исследования - этническое самосознание студенческой молодежи в условиях полиэтнического окружения.

Предмет исследования - система ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности разных этносов в структуре этнического самосознания.

Цель исследования:

Изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и этнических предубеждений у студенческой молодежи русского и казахского этносов в условиях полиэтнического окружения.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций и.этнических предубеждений личности в отечественной и зарубежной литературе.

2. Научно обосновать выбор инструментария, необходимого для экспериментального исследования изучаемых феноменов.

3. Выявить психологические особенности ценностных ориентаций личности и этнических предубеждений у казахского и русского этносов через структуру их этнического самосознания.

4. Описать взаимосвязь между показателями, характеризующими ценностные ориентации и этнические предубеждения личности у представителей изучаемых этнических групп.

5. Осуществить кросс-культурный анализ эмпирических результатов с целью установления общих закономерностей между показателями ценностных ориентаций и этнических лредубеждений у студенческой молодежи русского и казахского этносов.

Общая гипотеза исследования:

Ценностные ориентации представителей этнических групп взаимосвязаны с их этническими предубеждениями к представителям этноконтактных групп и обусловлены факторами социализации, сопряженными с полиэтническим окружением.

Частные гипотезы:

1. В структуре ценностей и ценностных ориентациях студенческой молодежи русского и казахского этносов существуют межкультурные и межнациональные различия, трансформирующиеся в условиях полиэтнического окружения.

2. В динамике изменений и направленности этнических предубеждений у студенческой молодежи проявляются-национальные и тендерные различия, обусловленные ценностными ориентациями этнических групп.

3. Эмоциональные компоненты автостереотипа, гетеростереотипа" представителей этнических групп и их субъективные социальная и культурная дистанция взаимосвязаны.

Теоретико-методологической-основой исследования являются: идеи культурно-исторической теории высших психических функций JI.C. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева; теория ценностей Д.А. Леонтьева; диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида В.А. Ядова; исследования в области социальной и политической психологии В.В. Новикова; интегративная концепция развития современной психологии

B.В. Козлова; концепция совместно-диалогической познавательной деятельности (СДПД) С.М. Джакупова; социокультурная модель генезиса ценностей Н.С. Шадрина; труды казахстанских авторов, относящиеся к анализу национальной психологии (К.Б. Жарикбаев, С.М. Джакупов, Н.А. Логинова, А.Х. Кукубаева и др.); представления об основных принципах и методах построения этнопсихологического исследования (Н.М. Лебедева, Г.У. Солда-това, Т.Г. Стефаненко).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и изучение исследуемой проблемы в философской, социологической, исторической, психологической и педагогической литературе.

2. Психологический эксперимент с применением диагностических методик: модифицированного этнопсихологического опросника Г.В. Старовойтовой, методики «Диагностический тест отношений» (ДТО), «Культурно-ценностный дифференциал» (КЦД) Г.У. Солдатовой, методики исследования этнических предубеждений в ^ процессе познавательной деятельности

C.М. Джакупова, методики, исследования социальной дистанциированности Э. Богардуса.

3. Методы математической обработки данных: качественный:анализ полученных результатов, математические методы статистической обработки данных с вычислением коэффициента корреляции Спирмена для выявления линейной взаимосвязи, коэффициент «эта»: (д) для выявления нелинейной корреляции. Достоверность, данных, опросников определялась с помощью критерия согласия Пирсона ^х-^ коэффициента ранговой корреляции^ Спир-. мена. . "-*

Эмпирическая база исследования. В качестве респондентов исследования выступили 402 студента, обучающихся на русском и казахском; отделениях экономического,, исторического ипсихологического факультетов Южно-Казахстанского Государственного Университета им. М. Ауезова (ЮКГУ) и Шымкентских филиалов Казахстанско-Российского университета (КРУ) Современной Гуманитарной Академии и Балтийского государственного технического университета (БГТУ, г. Санкт-Петербург). .

Опрошено 240 респондентов казахской? национальности, обучающихся в группах с русским (Кп) и казахским языком обучения (Км), 96 — русской национальности, обучающихся, в моно- (Рм) и поли- (Рп) этнических по составу учебных группах, 66 - других национальностей. В исследовании, приняли участие 223 девушки и 179 юношей. Расчет репрезентативнрсти выборки показал достоверную вероятность, равную 99,6%.

Выбор указанных вузов обеспечивает учет этнических факторов социализации исследуемых этнических, групп. Этносоциологический анализ свидетельствует о численном превосходстве, представителей титульного этноса в студенческой аудитории ЮКГ'У и значительном перевесе русского этноса в КРУ, БГТУ. . .

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнические факторы социализации личности студенческой молодежи (моно - и полиэтничноеть состава учебных групп) определяют специфику проявления и взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений.

2. Степень совпадения ценностных ориентаций у представителей исследуемых этнических групп определяет характер проявления их этнических -предубеждений по отношению к этноконтактным группам.^

3. Между показателями, характеризующими ценностные ориентации личности, и показателями,• характеризующими этнические предубеждения, . существуют линейные и/нелинейные корреляционные связи. ■■

4. Юношеский (студенческий) возраст является решающим периодом складывания этнической картины мира личности, ее моно- и полиэтнической индивидуальности. ■:

Научная новизна работы состоит в установлении взаимосвязи ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности студенческой молодежи казахского и русского этносов; в< условиях этнорегиональной специфики Южного Казахстана; в разработке модели развития ценностных ориентаций у студентов в процессе обучения; в выявлении факторов и психологических детерминант, обусловливающих когнитивное, эмоциональное и по-требностно-мотивационное развитие личности в условиях полиэтнического окружения; в выявлении психологических механизмов формирования ценностных ориентаций и этнических предубеждений в новых социокультурных условиях. . •

Теоретическая значимость работы состоит в разработке вариативных методологических подходов к изучению феномена «ценностные ориентации», «этническое самосознание», «этническое предубеждение» в условиях полиэтнического окружения и выработке авторской концепции, в системе проектирования интерперсональных взаимодействий русского и казахского этносов в полиэтническом окружении.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы:

1) в преподавании теоретических и прикладных курсов социально-гуманитарных дисциплин (в т.ч. курса этнопсихологии);

2) В; выработке региональной стратегии по управлению социальными-процессами, связанными с; воспитанием ;и оптимизацией культуры межэтнического взаимодействия-в студенческой среде;

3) в обеспечении деятельности-социальных и психологических служб консультирования в процессе подготовки индивидов к интерперсональному взаимодействию в полиэтническом окружении.

Результаты данной диссертационной работы могут быть использованы при проведении дальнейших этнопсихологических исследований, сопряженных с проблемами ценностных ориентаций и этнических предубеждений.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений исследования, системным подходом к решению поставленной проблемы, характером организации опытно-экспериментальной работы;, единством обще-: научных и конкретных методов исследования, адекватных цели, - задачам, объекту и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных, данных.

Апробация материалов исследования и основные положения; работы были представлены в ходе участия в международных научно-практических конференциях ;(Шымкент, 2001 - 2007 г.; Алматы, 2006 г.; Днепропетровск, 2005. г.; Ярославль, 2007 г.), опубликованы в научных и научно-методических изданиях — «Вестник университета «Кайнар», «Поиск», «¥лт тагылымы», «Вестник КазЕГУ>> :(Казахстан), «Вестник университета / Государственный университет управления» (Россия). Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Южно-Казахстанского Государственного Университета имени М. Ауэзова, кафедры этнической и педагогической, психологии Казахского национального университета им. Альг.Фараби, кафедры; социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.: .

Основные идеи и результаты, исследования нашли отражение в 11 опубликованных научных работах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст диссертации изложен на 197 страницах, иллюстрирован 17 таблицами, 17 рисунками. Библиография содержит 166 наименований, в том числе 15-на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Шоманбаева, Альмира Оразалиевна

Выводы по главе 3:

1. Проведенное исследование подтвердило данные, полученные в исследованиях современных психологов, что этническое самосознание, личности с его ценностной структурой в юношеском (студенческом) возрасте находится на этапе активного формирования.

2. В ходе анализа результатов эксперимента выяснено, что ценностные ориентации, образованные системой этнических ценностей, и этнические предубеждения личности имеют национальные и культурные особенности проявления и характеризуют разнообразие личностного содержания, а также-сходство и различие в этнической картине мира молодого поколения казахов и русских. На уровне образов восприятия казахи, по сравнению с русскими, представляют более коллективистскую культуру.

3. Исследования показали, что в рамках одной культуры могут существовать разные ценностные ориентации. Основу для такой трансформации создает полиэтническая среда, открытая и терпимая к разнообразным ценностям, демонстрирующая высокую степень совпадения ценностных ориентаций этноконтактных групп в процессе их совместной деятельности.

4. В полиэтнических 'группах вшроцессе-обучени у студентов происходят изменения отрицательных этнических предубеждений в сторону уменьшения, а положительных этнических предубеждений в сторону увеличения. У студентов моноэтнических групп происходят изменения отрицательных этнических предубеждений;-: в сторону увеличения, а положительных этнических предубеждений — в сторону уменьшения. ~ - " . .-!,

5. В ходе исследования были выявлены, как линейные, так и нелинейные корреляционные связи между показателями, характеризующими ценностные ориентации, и показателями, характеризующими этнические предубеждения студенческой молодёжи русского и казахского этносов. ,,;.

6. Степень совпадения ценностных ориентаций у представителей исследуемых этнических групп определяет характер и направленность проявления их этнических предубеждений по отношению к этноконтактным группам. . .

7. В полиэтнических группах в процессе совместной познавательной деятельности снижается этнический фактор и актуализируется деятельност-ный фактор взаимовосприятия студентов русского и казахского этносов.

8. Полученные в ходе исследования корреляты позволяют проектировать процесс оптимального межэтнического взаимодействия в условиях полиэтнического окружения в режиме интеграции, в построении системы, в которую исходные объекты входят в качестве подсистем, сохраняя достаточную долю автономии^ и общее функционирование системы имеет положительный эффект. Вероятность построения именно такой системы зависит от способности взаимодействующих субъектов к взаимокоординации- через активное отражение свойств партнера и своих собственных свойств, с сохранением группами своей позитивной культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.

9. Интеграция предполагает проектирование этнокультурной среды с актуализацией ценностей национальной культуры на когнитивном, аксиологическом и поведенческом уровнях (исторические события, факты, творчество деятелей культуры, науки, народные праздники, игры, архитектурные памятники, стихи, песни, музыка, театр, изобразительное искусство, фольклор и др.). Двуязычие (полиязычие) — условие поддержания бесконфликтных межэтнических отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятия ценностей, ценностных ориентаций этнических: предубеждений личности наиболее полно отражают современные трансформационные этнические процессы, социокультурную ситуацию в сообществе, объясняют природу формирования этноса, национальных, этнических особенностей людей, их межэтнических отношений.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование представляет собой один из возможных подходов к изучению психологического феномена взаимосвязи ценностных ориентаций иэтнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения через осмысление особенностей этнического самосознания личности, основанного на .этнической идентичности, у истоков которой находятся язык и самобытность. национальной культуры.'

Результаты диссертационного исследования позволяют отметить полноту решения поставленных задач сделать следующие выводы:

1. Под ценностными ориентациями понимаются определенным образом сгруппированные (часто неосознаваемые) принципы мотивации человеческого мышления и деятельности в решении общечеловеческих проблем. Ценностные ориентации в сфере культуры определяют своеобразие национального характера и этнической;картины личности.

2. Исследования показали, что в рамках одной культуры возможны разные ценностные ориентации. Основу для такой трансформации создает полиэтническая среда, открытая и терпимая к разнообразным ценностям.

3. Этнические предубеждения - динамический феномен, отражающий этническое содержание ценностных ориентаций и выступающий эмпирическим индикатором межэтнического взаимодействия и общения. Формирование ценностных ориентаций и.этнических предубеждений связано с глубинными изменениями структуры этнических образов.

4. Ценностные ориентации и этнические предубеждения следует рассматривать как разные уровни диспозиций этносоциальных установок, базовым понятием по отношению к которым является смысловое образование. При этом, ценностные ориентации — это результат процесса этносоциализа-ции личности, а этническое предубеждение — состояние, процессуальное проявление, эмотивный компонент ценностных ориентаций. Ценностные ориентации и этнические предубеждения составляют структуру этнического образа личности и выступают ядром ее этнической идентичности и национального самосознания.

5. Проведенное исследование подтвердило данные, полученные в исследованиях современных психологов о том, что этническое самосознание с его ценностной структурой в юношеском (студенческом) возрасте находится* на этапе решающего формирования.

6. В ходе анализа эксперимента выяснено, что ценностные ориентации, образованные системой этнических ценностей, и этнические предубеждения личности имеют национальные и культурные особенности проявления охарактеризуют разнообразие личностного содержания, а также сходство и различие в этнической картине мира молодого поколения казахов и русских. Это было подтверждено в процессе анализа семантических пространств образов самоидентификаций респондентов моно- и полиэтнических групп обучения. Нам удалось выяснить, что в рамках единой культуры могут существовать различные ценностные ориентации.

7. В ходе исследования были выявлены, как линейные, так и нелинейные корреляционные связи между показателями, характеризующими ценностные ориентации (эмоциональный компонент автостереотипа и субъективная культурная дистанция), и показателями, характеризующими этнические предубеждения студенческой молодежи русского и казахского этносов. Коэффициент совпадения степени выраженности ценностных ориентаций у студентов определяет характер проявления их этнических предубеждений.

8. Эмоциональный компонент автостереотипа играет важнейшую роль в межэтнических отношениях. С ним взаимосвязан эмоциональный компонент гетеростереотипа, социальная дистанция, а также, в большинстве случаев, и субъективно оцениваемая культурная дистанция.

Таким образом, этнические предубеждения воплощают в себе специфическое отражение ценностей, этнические предубеждения зависят от.ценностных ориентаций, вытекают из них и выражают их в схематическом виде.

Изучение проблемы этнических ценностей и этнических предубеждений необходимо для осмысления и понимания этнических и этнопсихологических процессов, происходящих в современном полиэтническом казахстанском обществе; выработки национальной идеи, в формировании этнической личности и новой ценностной модели взаимодействия этносов. Последнее предполагает процесс консолидации казахстанского общества вокруг казахского народа с учетом реализации интересов всех этнических групп Казахстана, органичное сочетание специфических национальных и общечеловеческих ценностей и устремлений. Вывод о снижении этнического фактора во взаимовосприятии студентов в процессе совместной учебной деятельности в условиях полиэтнического окружения, полученный в процессе исследования, подводит к осмыслению идеи о казахстанском народе как надэтниче-ской общности.

Представленная работа выявляет широкие перспективы для дальнейших этнопсихологических исследований по этнокультурному развитию в Казахстане; для разработки конкретных практических рекомендаций по работе психологических и социальных служб консультирования в подготовке к межкультурному взаимодействию, в формировании этнической толерантности.

Результаты выполненного диссертационного исследования должны рассматриваться под углом зрения практических задач, связанных с управлением и оптимизацией учебного процесса в ВУЗе. В совместной познавательной деятельности студенческой молодежи, объединяющей представителей различных этнических групп, все различия в этническом плане должны быть учтены, а возможные негативные их последствия эксплицированы и компенсированы специальными средствами. Крайне важным является создание условий для сознательного выбора духовных ценностей и формирования на их основе устойчивой и непротиворечивой индивидуальной системы ценностной ориентации нового поколения казахстанцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шоманбаева, Альмира Оразалиевна, 2008 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академия, 1997. 542 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.316 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. — М., 1987. С. 117-125.

4. Агеев В.В. Некоторые методологические проблемы этнопсихологии и особенности казахского менталитета // Этнопсихология и этнопедагогика. Алматы, 1998. - Вып. 5. - С. 70.

5. Агеев В.В., Азизова А. Возможная методология изучения этнопсихологических особенностей личности // Этнопсихология и этнопедагогика. — Алматы, 1998. -Вып.7. С. 58-61.

6. Аза Л.А., Поддубный В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодёжи. Киев, 1978. — 394 с.

7. Аймагамбетова А.Х. Образ жизни как этнопсихологическая проблема // Этнопедагогика и этнопсихология. Алматы, 1995. - Вып. 1. — С. 58-61.

8. Акатай С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. — Алматы: РИПК, 1994. Вып. 2. - 259 с.

9. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журнал. 1984. - Т. 5. - С. 63-70.

10. Ю.Андреева Г.М. Психология национального познания. М., 1997.419 с.

11. Н.Алимбаева Р.Т. Исследования этнических предубеждений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Алматы, 2001. - 26 с.

12. Амирова Б.А. Окыту процессшде этникалык жансак нанымдарын езгеруц Психол. Рыл. канд. дис. — Алматы, 1998. — 25 б.

13. Аманова И.К. Этническая идентичность и развитие личности в юношеском возрасте // Теоретические и прикладные проблемы социализации личности: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. С.М. Джа-. купова. Алматы, 2002. - Ч. III. - С. 104-105.

14. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1. - С. 52-58."

15. Балгимбаева З.М. Роль семьи в возникновении половых предубеждений у детей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Алматы, 2001. - 26 с.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -М.: Прамед, 1992. 259 с.

17. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.-Воронеж, 2000. - С. 4-15.

18. Божович JI.M. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1986.-380 с.

19. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — СПб., 1994.- 165 с.

20. Бызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов // Психол. журнал. 1988. - Т. 19. - № 5. - С. 65-70.

21. Братусь Б.С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1998. 296 с.

22. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. — 394 с.

23. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1993. - 26 с.

24. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч. докл. высш. школы. Философ. науки. М., 1968. - Т. 2. - С. 48-54.

25. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. - С. 195-308.

26. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: ■ Стиль, деятельности и общения. Пермь, 1992.-307 с.

27. Гаджиев А.Х. Проблема .марксисткой этнической психологии. — Ростов-на-Дону, 1982. 297 с.

28. Горячева А.И. Является ли психический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. 1967. - № 8 - С. 91- 105.

29. Гнатенко П.Н. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1984.-301 с.

30. Даждомиров А.Ф. и социально-психологические проблемы национальной определённости личности // Советская этнография. 1977. - № 3. -С. 3-14.

31. Дейкер Х., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М.: ИНИОН СССР, 1979.-С. 23-44. •

32. Джакупов С.М. Межэтнический фактор в условиях формирования познавательной деятельности;// Этнопсихология и этнопедагогика. Алма-ты, 1997. - Ч. IV. - С. 84-88.

33. Джакупов С.М. Межэтническое взаимодействие как фактор активизации познавательной деятельности // К^азацстандагы этнопсихология мэселелерь — Алматы, 1997. С. 68-87.

34. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. -Алматы: К^азак; университет!, 2004 312 с.

35. Джакупов С.М. Этнопсихологические аспекты интенсивного обучения // Материалы международной научно-практической конференции «Про-' блемы и перспективы этнопедагогического образования в Казахстане». — Алматы, 1999.-С. 153-155. "

36. Джакупов С.М. Этнопсихологические проблемы социализации личности // Этнопсихология и этнопедагогика. Алматы, 2001. -Вып. Х. - С. 814.

37. Джакупов СМ. Этнопсихологические исследования этнических предубеждений // Этнопсихология и этнопедагогика. Алматы, 2002. -Вып. XI. - С. 3-6.

38. Джакупов С.М. Экспериментальные исследования этнических предубеждении// Теоретические и прикладные проблемы социализации личности: Межвузовский сборник'научных трудов. Алматы, 2002. - Ч. IV. -С. 25-45. .

39. Джакупов С.М. Целёрбразование в-совместной деятельности: Авто-реф. дис. . канд. психол. наук. --- М., 1985. 22 с.41 .Джакупов СЛИ. Управление познавательной деятельностью?студентов в процессе обучения. '-'Алматы: К,азак; университет1, 2002. С. 40.

40. Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности. Алма— ата: Изд-во КазГУ, 1992. - 195 с. \ : !

41. Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. Алматы: К,азак университет^ 2002. - 117 с.

42. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата: Казахстан, 1971.-304 с. ; ■ : ; .'-л- •/•'. .

43. Джандильдин Н.Д. К вопросу о природе и структуре национальной психологии // Вестник КазГУ. Серия философские науки. — Алматы: КазГУ, 1975.-Вып. 6.- С. 127-130, W- ;- *'"/> • ; у

44. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. - № 5. - С. 67-76. : ; > ' .■•'/ : > •• - ■

45. Дюйсенбеков Д.Д. Типы психологической деятельности и этнопсихология народов // Национальный процесс в Казахстане: пути и способы их регулирования.- Алмалы, 1992.-С. 86-89.

46. Еликбаев Н. Национальная психология. Алматы, 1992. -312'с.

47. Еликбаев Н. О национальной:психологии казахской нации. — Алматы, 1991.- 1.98 с. ;• ■ ^ ' ■ . : •* ' :

48. Жарыкбаев К.Б. Некоторые черты казахского национального харак-: f тера // Этика и психологияг У-чебное пособие. Алматы: Рауан,1997. — С. 2— 17. ■ . . . . . . - . ■ V'

49. Жарыкбаев К.Б. К вопррсу : о комплексном изучении ^природы. на-;: ционального/характераИ Этнопсихологияи этнопедагогика. Алматы,' 1396.-h- 4.2.-С. 53-54. / . . .'.-'. .". Л

50. Жарыкбаев К.Б. К^аза^ тшшдегг этнопсихологияльщ ецбектердщ кыскдша библиографиялык;кврсетк1пп.//Этнопедагогикажэне.этнопсихолр-гия.-Алматы, 1997.-227 б. ^ - ' v. • v '•••;'

51. Жарыкбаев К.Б. К,азакстандагы этнопсихологияныц бупни жанкуйе: // Акикат. 1995. - № 8. - Б. 96-97. ; - .

52. Жарыкбаев К.Б. Ci3 калай аударар едщ1з? // ¥лагат. 1994. -№ 1. -Б. 132-137. , . • . V ;-" " ^ . ■■ У . - •

53. Жарыкбаев К.Б. Халык; психологиясы хакында. // К,азакстан мектебк;- 1975. 4.-Б. 113-115- : ■

54. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы, социальной .регуляции поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. -М.: Наука, 1976. С. 254-278. .' , ■ . 461 • ■

55. Зотова О.И., -Бобнёва М.И. Ценностные ориентации и механизмы'-социальной регуляции поведения // Методологические проблёмьг социаль--ной психологии / Отв. ред. Е.В: Шорохова. - М;, 1975. — С. 241-255:

56. Искакова М.А. Этнические /стереотипы, и социальная дистанция в условиях межэтнического контакта //;Национальные процессы в:Казахстане:;. пути и способы их:регулирования. —. Алмать^ 1992. С. 81-82.

57. Калтахчян; С.Т. ;Марксистско--ленинекая теория нации и современность.-М., 1983. 397 с.

58. Ковров В.В. Самореалйзациягличности в нравственно регулируемой деятельности // Человек — общество — нации: 2-ая научно-практическая-; кон-'-ференциямолодахучённыхсу^ деятелей стран СНБи зарубежья / Сборник Te3HC0Bi Mv,-1993. ^ С. 61.

59. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый.мир. — 1966. — №" 9. — С. 187— 205. . : ■ .ц;. . .

60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самопознание. —-М.г Пог литиздат, 1984. 335 с.

61. Крупник Е.Ф., :Тагирова. Р.А. Преодоление, проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях,// Пси--хол. журнал.,V-1999. - Т. 20. - № 6. - С. 72-81. .

62. Круглов Б.СРоль; ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологичесю1е .особенности формирования личности школьника: Сборник научньштрудов;.'- Ml.,.1=983. — С. 4-11. ■ . . V-,

63. Кодар А.А. Казахская философия как вопрошание настоящего // Евразия.-2001.-№2.-С.191-198.•• 162 • ;- ' "." ■■;. " y.-' .7 l-.Козлов; B;B.; Ш Луш духовного; поиска^или освящение повседневности. — 528 с.

64. Кукубаева А.Х. Национальное самосознание // Ай. Алматы, 1997. -№ 1.-С. 57-65. / : у •• ' • . . :.,. •.; - л.

65. Куку баеваА.Х: К вопросу о психологических аспектах современной; этнополйтики в Казахстане // Материалы Республиканской конференции «Валихановские чтения -4>>ГЦ; Кркшётау; 1998.-—Т.З. ~

66. Кукубаева А.Х. К вопросу развития этносоциальных отношений в Казахстане // Матер. межд^^. конф; «Актуальные социально-экономические проблемы образования и науки несовременном этапе развития общества». Кокшетау, 2001. - Т. 1 . - С.: 368-371. =. . '

67. Кукубаева А.Х. Культура: психологический аспект // Парламентский вестник. 2001. - № 2. ч-С: 64-67: 'i '

68. Кукубаева А.Х. Национальное самосознание // Ай. — Алматы, 1997.'1. — С. 15-27. • --.;•.•• ;;'vX'v

69. Кукубаева А;Х.^ Очерки этнопсихолощи. --Алматы, 200 С. 84— 112. .• . . .

70. Кукубаева А.Х. Этнические.аспекты психологических исследований . // Матер, межвуз. конф. «Актуальные проблемы становления и развития новых социально-экономических отношений». Кокшетау, 1994. - С. 84—112.

71. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель.-М., 1947.-399 ■

72. Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф.дис. . канд. психол. наук., — М., 1985.- — 148 с. ■•-'■' .

73. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Научное издание.- Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. — 152 с. ;

74. Кшибеков Д.О. О казахском менталитете // Вестник КазГУ. Серия Философия. 2000. - № 2(12). - С. 161-169.. V 163

75. Лебедева' Н.М::.Б^ русских на рубеже XXI века-//11сихол. журнал. 20(Ю. Jife 3 ^ С. 67-71.8484 Лебедева Н.М.Социальнал идентичность на постсоветском пространстве от- поисков:\самоуважёния ;к поискам смысла // Психол.'журнал. 1999. X. 2Ш--№ 3,- С. 48^53.

76. Лебедева Н>М: Щнностно-мотива1щонная структура личности в русской культуре // Психол. журнал. 2001. - Т. 22. - № 3. - С. 47-51 .

77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М:, 1982.345 с.

78. Леонтьев Д.А: От социальных ценностей к личностнымсоциогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия Психология. — 1996. — № 4. — С. 42. .

79. Леонтьев Д.А;.Психология смысла: Автореф. дис. . д-ра.психол. наук.-М, 1-999.-484. е. -V;

80. Леонтьев Д.А. Психология-смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.-М.: Смысл, 1999^-487 с.

81. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС.):: Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. - 121 с.

82. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л.: Общество«Знание», 1990. - 325 с.

83. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания- корейских переселенцев Казахстана // Психол. журнал. 1996; -Т. 17. 6.-С. 72-81,

84. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986. 275 с. л'^/v \ ^ , ;; ^^;

85. Мудрик А.В: Социальная педагогика: Учебник для студентов педвузов / Под. ред. В.А. Сластёнина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский- : центр «Академия», 2000. — 192 с. .'. ; ".

86. Наумова О.Б., Современныедэтнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана: Автореф. дис. . канд. ист. наук.— М., 1991.-26 с. /у.-у;

87. Накохова P.P. Развитие ценностных ориентации младших школьников средствами народного эпоса и мифологии // Мир психологии; — 2000.-№4.-с. 160-161. , v. vv о ;101; Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука, — М.,' 1998-464 с:

88. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 5-19.

89. Ольшанский В.Б.; Личность и её социальные ценности //. Социология в СССР: В 2-х т. М.: Мысль, 1965. - Т. 1. - С. 471-530.

90. Павленко В.Н., Таглин С.Г.Введение в этническую психологию. — Харьков, 1992.-221 с. ■ v ;

91. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. — СПб.: Речь, 2002. С 304-485. ' •"

92. Попова И.М.у Моин В.Б. Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса, 1985.- 186 с. . •'••'- ;

93. Попова И.В. Тенденции-:;измене1тий ценностных; ориентации и старшеклассников в .уеловйяхГреформ ! годов: АвторЬф. дис! '-'.•: канд. cou;hojiv наук.-М., 1994.-26 с. .•''.;. '; •-:.'. -у-.'.;

94. Проваторова О.М>, Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1986. - 25; с.

95. Педагогика: Учебнбе пособие для студентов педагогических кол-; леджей // Под. ред. П.И. Пидкаситского. — М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с. "

96. Ратанова Т.А., Шагенов: А:А. Психологические особенности этнического самосознания, горских евреев-и осетин .// Психол. журнал. 2001. — Т. 22. — № 3. — С. 37-48.-.: " ' : '' ' ' " ;

97. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957. - 253 с.

98. Сарсенбаева З.Н. Об этнопсихологической концепцииразвития личности // Национальные процессы в Казахстане: пути и способы их регулирования. — Алматы, 1992!;- С. 76-87; . ; ;■-■": .•;.---■.у

99. Сарсенбаева З.Н. Этнопсихологические особенности репрезентации межкультурного взаимодействия личности // Этнопедагогика и этнопсихология. Алматы: РИК, 1995. - Вып. 1. - С. 196-204.

100. Саракуев Э.А., Крыськр В.Р.- Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996. — 344 с.

101. Сафин В.Ф,Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.-С. 41-45. у. ; у;.; Vr, ; : ,. . •

102. Снежкова М.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества// Сов. Этнография;: -,1982. №1. - С. 88.

103. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.:' Смысл, 1998.-С. 165-194. ;

104. Старовойтова Г.В: -Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии .//.Социальная психология и общественная наука. М., 1977.;- С. 201-207.J

105. Сухарев A.B. Психологический этнофункциональный подход к-психическошадаптации человека: Автореф. дис. . д-ра психол.наук. М-.: Психол. ин-т РАО, 1999. - 26 с. " \"

106. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: Исследования, психотерапия. М.: ИЭА РАН НИЦ «Народы и культуры», 1998. - 397 с.

107. Сухарев-А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического вырождения // Прикладная психология. 2001. - № 4. - С. 2—17.

108. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995. —24 с.

109. Формирование личности в переходной период от подросткового к-юношескому'Возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. 361 с.

110. Хотинец В.Ю. Исследования различных форм выраженияэтниче-ского самосознания у студентов удмуртов // Психол. журнал. — 1997. — Т. 18.-№4.-С. 36-42. , .

111. Хотинец В.Ю. Роль этнического самосознания в развитии интегральной индивидуальности // Вестник ПГПУ. Сер. 1: Психология. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 1995. С. 32-44.

112. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль вразвитииин-дивидуальности человека: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во. Удм. ун-та,. 1996. — 181 с,

113. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 31-43.

114. Хотинец В.Ю. Этнопсихологическое обеспечение обучения в национальной системе образования: Практические и методические рекомендации. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. — 307 с.

115. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностейв-трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. — № 4. - С. 99-108.

116. Шабельников В.К. Ментальные следствия полиэтнического и моноэтнического развития // Европа и Азия. Алматы, 1994. - С. 201-204.

117. Шaбёльникo& B:K.^Meтoдoлoгичecкиe проблемы- изучёниямёхаи-: низмов сознания и роли национальной'психологии в социальном развитии // Становление сознания и психологические .проблемы. личности. — Алматы, 1993.-С. 7-22.

118. Шадрин Н.С. Психология: личностных ценностей. Павлодар:' Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, 2003.-103с.

119. Шафранская.К.Д:, Суханова-Т.Г. К вопросу о ценностных ориен-тациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. - С. 108-115.

120. Шиянов Е.Н:, Котова ;И.Б. Идея гуманизации, образования в контексте. отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. —315с. .

121. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя.-М. Ставрополь, 1991.-401 с.

122. Шоманбаева А.О.- Интегративная модель экологической и этнической психологии ; в системе кросс-культурных исследований ценностей // Поиск. Серия .гуманитарная. — 2005. — № 3. С. 303-308. у ,

123. Шоманбаева А.О. Сравнительный анализ этнических ценностей в моно— и полиэтнических студенческих группах // Вестник университета «Кайнар». 2005. - № 3(2). - С. 60-65. , ' -

124. Шоманбаева А.О. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности студенческой молодежи в условиях полиэтнического окружения // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. — 2005. -№ 1(14).-С. 75-83.

125. Шоманбаева А.О. Кросс-культурные исследования ценностных ориентаций личности в условиях полиэтнического окружения // Вестник университета / Государственный университет управления / — 2007. № 5(31). -С. 180-188. !

126. Шоманбаева А.О.Щенностные ориентации как фактор этнической толерантности личности // Психология XXI столетия: Материалы Международного конгресса, посвященного 15;- летию МАПН. Ярославль: МАПН, 2007. - с. 330-339. \ ^ : • X;

127. Шоманбаева А.О. Трансформация этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения // Психология XXI столетия: Материалы Международного конгресса, посвященного 15 — летию МАПН. Ярославль: МАПН;2007. - С. 317-325. 'V •;. .:.

128. Штейнталь Л., Лацарус С. Мысли о народной психологии. — СПб., 1965.-62 с. . ; . ,

129. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1969. -154 с. ' j/y;- ■ ' . • .

130. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. — 276 с.'

131. Bergelson В. and-Steirier G. Human behaviors. An inventory of scieri- : tific findings. New York, 1964: -P. 495. ' : ;

132. Bourdien P. The logic ; of practice. Stanford: Palo Alto, 1990.337p. . . ,, У---, '-'v.Г: .'V" ' : ■ ' : -./':. . ; ;.

133. Schwartz; S.H. lJniversals in the structure. and content of values: Theoretical advances and -empirical tests in 20 countries // In M.P.Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic, 1992. - Vol. 25. - P. 1-65. • ; . :

134. Schwartz, S.I I. &:Bilsky W. Towards psychological structure of human values I I Journal of Personality & Social Psychology. 1987. - P. 550- 562.

135. Krech D, Crutchfield R. and.Ballachey E. New York, 1962. - P. 214.

136. Klineberg O., Zavaloni M. Nationalism and Tribalizm among African students. Paris, 1969. - P. 315.

137. Kluckholn Fi., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. — Cambridge, 1951.-P. 9. :

138. Mead M. National Character // Kroeber A.K. (ed.) Antophology Today. Chicago: The University of Chicago Press, 1953.-P. 645.

139. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.-295 p. - ' V;\

140. Rokeach M. The nature of human values. — New York: Free nature of human values, Free Press, 1973. 401 p. ;

141. Triandis, H.C, Bontempo, R., Betancourt, H., Bond, M., Leung, K. et al. The measurement of etic aspects of individualism and collectivism: across cultures // Australian Journal of Psychology. 1986. - № 38. - P. 257-267.

142. Williams R.M., Jr. Values. In E. Sills (Ed.) International encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan, 1968. —391 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.