Западное Предкавказье в IV-IX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Джигунова, Фатимет Кадырбечевна

  • Джигунова, Фатимет Кадырбечевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 299
Джигунова, Фатимет Кадырбечевна. Западное Предкавказье в IV-IX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Санкт-Петербург. 2000. 299 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Джигунова, Фатимет Кадырбечевна

Введение.

Глава I. История изучения памятников.

Историография.5

Глава II Западное Предкавказье по сведениям средневековых письменных источников.18

Глава III. Могильники IV-IX вв.

Погребальный обряд.32

Глава IV. Сопроводительный инвентарь могильников Западного Предкавказья

1У-1Х вв.63

Глава V. Хронология и периодизация памятников.10 6

Глава VI. Вопросы историко-культурной интерпретации.126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Западное Предкавказье в IV-IX вв.»

Западное Предкавказье в I тыс. н.э. являлось одной из зон контактов автохтонного населения с кочевым миром. Это обусловливает интерес, проявляемый исследователями к изучению средневековых древностей этого региона. Как показывают исследования, именно синтез традиций автохтонного населения с влиянием окружающих оседлых и кочевых народов определил тот своеобразный облик духовной и материальной культуры, на основе которого в дальнейшем формировалось единое адыгское общество.

Раннесредневековая история региона традиционно связывается с движением гуннских орд в IV в. н.э., положившим начало длительному периоду т.н. великого переселения народов. Следствием этого процесса явились миграции значительных масс населения в причерноморских и приазовских степях. В степной зоне Предкавказья складывалась новая этнополитическая обстановка. В это время возрастает роль двух племен из среды автохтонного населения: зихов, живших в Причерноморье, и касогов, населявших степные и предгорные территории СевероЗападного Кавказа. В археологической и исторической литературе сложилось мнение, что зихи и касоги возглавили союзы племен, образованных с целью отражения постоянной военной угрозы извне /Гадло, 1979, с. 74-75; Бетрозов, 1991, с. 111, 112/.

Некоторые кочевые племена, проникавшие сюда вместе с волной гуннского движения, оседали на вновь обретенных землях. В их среде происходил процесс объединения, создавались новые этнополитические союзы. Постепенно менялся уклад их жизни, наряду со скотоводством все большую роль в экономике начинает играть земледелие /Плетнева, 1967, е.19, 20/.

Географические особенности региона, такие, как выход к Черному морю и горным перевалам, делали территорию СевероЗападного Кавказа достаточно привлекательной для Византийской империи, Хазарского каганата и других государств. Соответственно, население было втянуто в орбиту взаимоотношений этих держав, которые носили как мирный, так и военный характер, что отражено в трудах средневековых авторов, а также в материальной культуре археологических памятников.

Основным источником для изучения средневековой истории и материальной культуры народов Северо-Западного Кавказа являются археологические исследования. История изучения средневековых памятников региона насчитывает более ста лет. В течение этого времени приоритет отдавался раскопкам могильников. К настоящему времени на этой территории открыто более 14 памятников, в которых раскопано около полутора тысяч погребений. Материалы многих из них опубликованы. Работы археологов направлены, в основном, на систематизацию погребального инвентаря и периодизацию памятников. Однако в настоящее время нет ни одного исследования, которое охватывало бы весь комплекс источников по названной проблематике. Кроме того, в результате полевых исследований последних лет стало очевидным, что некоторые факты средневековой истории региона нуждаются в уточнении либо в пересмотре. Это особенно актуально для периода, связанного с началом гуннского продвижения в степях Приазовья, а также с эпохой Хазарского Каганата.

Помимо археологических исследований в качестве источника в работе использованы сведения античных и средневековых авторов. 4

Целью настоящей работы является обобщение данных о Западном Предкавказье в IV-IX вв. В связи с этим ставятся следующие задачи.

1. Систематизация материалов погребальных памятников СевероЗападного Кавказа IV-IX вв. - погребального обряда и сопроводительного инвентаря погребений.

2. Исследование вопросов хронологии, периодизации и историко-культурной интерпретации археологических памятников региона в названный период.

В работе использованы архивные материалы ИА РАН, ИИМК РАН, а также вещевые комплексы средневековых погребений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусств народов Востока, Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника, Национального музея Республики Адыгея, Новороссийского историко-археологического музея.

Выражаю благодарность за предоставленную возможность использовать материалы археологических исследований Н.В. Анфимову, A.B. Дмитриеву, П.А. Дитлеру, Н.Г. Ловпаче. 5

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Джигунова, Фатимет Кадырбечевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Свидетельства средневековой письменной традиции, анализ погребального обряда и материальной культуры средневековых могильников на территории Западного Предкавказья позволяют сделать следующие выводы. Коренное население региона представляло собой единое в этническом отношении общество. В результате дальнейшего развития этногенетических процессов из среды автохтонного населения выделились два племени - зихи и касоги. Анализ письменных источников показывает, что вокруг этих объединений происходило формирование современных адыгов. Основываясь на проведенных исследованиях, мы можем говорить о высокой степени внутриэтнических связей в среде местных жителей в 1У-1Х вв. Этот тезис подтверждают материалы могильников. Так, погребальный обряд имел фиксированные черты, прослеживаемые на всей территории Северо-Западного Кавказа: использование грунтовых могил, отсутствие сохранившихся надмогильных сооружений, положение погребенных, наличие сопроводительного инвентаря и заупокойной пищи. Имеющиеся отличия, например, использование каменных конструкций в некоторых памятниках, демонстрируют существование локальных вариантов одного обряда. Кроме того, наблюдается единый облик материальной культуры в памятниках Закубанья, о чем свидетельствуют сильные связи между погребениями могильников региона.

По сравнению с другими регионами Северного Кавказа, положение в Западном Предкавказье в этническом плане представляется наиболее стабильным. Одна из основных причин этого явления, на наш взгляд, состоит в относительной территориальной изолированности региона, ограниченного

140

Черноморским побережьем, р. Кубанью и отрогами Кавказского хребта. Географические особенности обуславливали направление движение масс кочевников в основном в трех направлениях. Основное направление миграций - с востока на запад, вдоль Евразийских степей. Второе направление - с севера на юг, через горные перевалы Центрального Кавказа, способствовало оседанию нового населения восточнее территории Западного Кавказа. Третье направление - вдоль восточного побережья Черного моря.

Со времени проникновения гуннов в Приазовские степи в Закубанье начинают перемещаться представители различных этнических объединений. Археологические исследования выявили две основные контактные зоны: причерноморский регион и предгорья Кавказского хребта, что связано со спецификой обеих территорий. Черное море и переходы через Центральный Кавказ, освоенные еще в древности, использовались в торговых и стратегических целях.

Материалы памятников восточного побережья Черного моря IV-V вв. н.э. позволяют судить о значительном влиянии Боспора, вызванном проникновением готов-тетракситов. Связи с Крымом продолжали существовать и в более позднее время, о чем свидетельствует распространение некоторых категорий инвентаря, в частности, фибул и поясной гарнитуры. В памятниках 1У-1Х вв., расположенных на внешних границах регионов - Абрау-Дюрсо, Борисовском и Мешоко, обнаружены погребенные, черепа которых носили следы искусственной деформации. Данный признак является характерным для ирано-язычных алан. В IV-V вв. аланское население попало в район г. Новороссийска из Крыма вместе с готами-тетракситами. В УПЫХ вв. передвижение алан в

141 предгорья Северного Кавказа было связано с их миграцией на север, происходившей в резулвтате ирано-хазарских столкновений.

С продвижением кочевого населения также, по всей видимости, связано появление в Закубанье обряда кремации. Распространение его, вероятно, шло с запада на восток.

Раннесредневековое адыгское общество обладало достаточно восприимчивым мировоззрением, что позволяло использовать инновации в том случае, если они не противоречили сложившейся системе взглядов. Так, например, в обществе использовались некоторые элементы христианства. Обряд кремации, связанный с культом огня, не был чужд населению Западного Предкавказья, значительное место в религии которого занимали культы огня и Солнца. Поэтому данный обряд получил распространение в Закубанье и существовал до ХШ-Х1У вв.

Таким образом, проанализированный комплекс источников и историографические .материалы дают основание утверждать, что этнополитические и социокультурные процессы, происходившие в среде средневековых адыгов, были составной и органичной частью более широких процессов восточноевропейского ареала.

В результате систематизации археологического материала можно выделить 4 периода эпохи раннего средневековья, которые отражают определенные исторические реалии.

Первый период связан с проникновением гуннов в степи Приазовья и Причерноморья, в результате чего из Крыма на восточное побережье Черного моря переместились готы-тетракситы. Именно в это время происходит выделение из среды автохтонного населения двух этнических групп - зихов и касогов.

142

Второй период совпадает с усилением позиций Византии в регионе, с чем связано распространение здесь христианства. В материальной культуре памятников появляются украшения, выполненные в геральдическом стиле.

В третий период продолжают существовать контакты с этнополитическими объединениями кочевников степного Приазовья. В Закубанье появляются погребения, принадлежность которых к тюркскому этническому массиву очевидна. В могилвниках появляются вещи, характерные для уральского круга памятников.

В четвертый период происходит распространение на территории региона обряда кремации. В материальной культуре могильников появляются элементы салтово-маяцкой культуры, что связано с усилением в Западном Предкавказье влияния Хазарского каганата.

Несмотря на постоянное проникновение в Закубанье групп населения из других инокультурных территорий, средневековые адыги смогли сохранить свою независимость и традиции. По-видимому, приток пришлого населения в течение 1У-1Х вв. не носил характер экспансии, в результате чего представители других этнических групп были ассимилированы в автохтонной среде.

Очевидно, что сделанные выводы не могут считаться окончательными. Как показывают историографические данные, археологические раскопки последних десятилетий, направленные на изучение раннесредневековых погребальных памятников, значительно повлияли на оценку событий, происходивших на территории Западного Предкавказья в 1У-1Х вв. Новые исследования помогут уточнитв положения, связанные с

143 хронологией и периодизацией древностей этой эпохи, а также этнической ситуацией в регионе. Кроме того, для более обоснованных выводов об уровне экономического развития и материальной культуры населения необходимо привлечение материалов средневековых поселений Закубанья.

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Джигунова, Фатимет Кадырбечевна, 2000 год

1. Отчеты о полевых исследованиях.

2. Анфимов Н.В., 1936. Отчет о раскопках Краснодарского городища на Дубинке, о доследовании погребений на могильнике № 4 ст. Пашковской и на Краснодарском могильнике за кожзаводами. // Архив ИИМК РАН, ф. № 2, дело 23 6. СПб.

3. Анфимов Н.В., Отчет за 1955 г. // Архив ИА РАН, дело № 1094.

4. Аутлев П.У., Дитлер П.А., 1963. Отчет за 1962 г. // Архив ИА РАН, фонд Р-1, дело № 2662.

5. Дитлер П.А., 1975. Отчет о раскопках Ленинохабльского грунтового могильника в 1973-1974 гг.// Личный архив П.А. Дитлера.

6. Дмитриев В. А., 1975. Отчет за 1974 г. // Архив ИА РАН, дело № 6290.

7. Миллер A.A. Отчет. // Архив ИИМК РАН, фонд № 1, 1907 г. Арх. № 27.

8. Носкова Л.М., 1986. Отчет о работах Ново-Вочепшийского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 1985 г. // Архив НМРА, № н/а 338. Майкоп. С. 53-108.

9. Носкова Л.М., 1987. Отчет о работе Теучежского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 198 6 г. // Архив НМРА, № н/а 332. Майкоп.

10. Носкова Л.М., 1988. Отчет о работе Теучежского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 1987 г. // Архив НМРА, № н/а 337. Майкоп.

11. Сазонов A.A., 1990. Отчет о работе отряда археологической разведки ААЭ при Областном краеведческом музее в 198 9 г. // Архив НМРА.146

12. Тарабанов В.А., 1988. Отчет за 1987 г. / Архив ИА РАН, дело №11610.1.. Письменные источники.

13. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII1-Х1Х вв., 1974. Нальчик.

14. Аммиан Марцеллин. История // Латышев В. В.

15. Безымянный перипл Понта Евксинского и Меотийского озера., 1848. 300ИД, т. II. Одесса, с. 232-245.

16. Джанашвили М., 1897. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК, вып. XXII. Тифлис, с. 1-196.

17. Иордан, 1960. О происхождении и деяниях гетов. М.

18. Коковцев П.К., 1913. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро русско-византийских отношениях в X в. Спб.

19. Константин Багрянородный, 1991 Об управлении империей. М.

20. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. СПб., 1993.

21. Латышев В.В., 1948. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ

22. Латышев В.В., 1949. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ

23. Мровели Леонти, 1979. Жизнь картлийских царей. М.

24. Рашид-ад-Дин, 1952. Сборник летописей. М., Л.

25. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (С половины VII в. до конца X в. по Р.Х.) . Составитель А.Я. Гаркави., 1870. СПб.

26. Страбон, 1994. География. М.

27. Худуд Ал-Алем. Рукопись Туманского., 1930. Л.1471. ЛИТЕРАТУРА

28. Абаев, В.И., 1958. Историко-этимологический словарь осетинскогоязыка. Т. I. М.-Л. Абрамова М.П., 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА, № 2. С. 69-84.

29. Абрамова М.П., 1986. Раннесредневековый могильник у с. Чми в Северной Осетии // Новые материалы по археологии Центрального Кавказа в древности и средневековье. Орджоникидзе. С. 4 9-71. Абрамова М.П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III-V вв. М.

30. Айбабин А.И., 1977. Салтовские поясные наборы из Крыма // СА, № 1. С. 225-239.

31. Айбабин А.И., 1982. Погребения конца VII первой половины VIII в. в Крыму // Древности эпохи великого переселения народов V-VIII вв. М. С. 165-192. Айбабин А.И., 1985. Погребение хазарского воина // СА, № 3. С. 191-213.

32. Айбабин А.И., Э.А., 1996. Новый комплекс с пальчатыми фибулами с некрополя у с. Лучистое // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С. 85-93.148

33. Айбабин А.И., Хайретдинова Э.А., 19 97. Ранние комплексы могильника у села Лучистое в Крыму // МАИЭТ, вып. VI. Симферополь. С. 274-311.

34. Алексеева Е.П., 1954. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов) // Труды Черкесского НИИ. Вып. 2. Черкесск. С. 199-260.

35. Алексеева Е.П., 1971. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. М.

36. Алексеева Е.П., 1975. Погребальный обряд и материальная культура раннесредневековых адыгских племен // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Т. III. Орджоникидзе. С. 144-156.

37. Алексеева Е.П., 1992. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.

38. Алекшин В.А., 1981. Погребальный обряд как археологический источник // КСИА, вып. 167. М. С. 3-9.

39. Амброз А.К., 1966. Фибулы юга европейской части СССР II в. до н.э.-IV в. н.э. // САИ, вып. Д1-30. М.

40. Амброз А.К., 1970. Южные художественные связи населения Верхнего Поднепровья в VI в. // МИА, № 17 6.

41. Амброз А.К., 1971. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы // СА, № 2.

42. Амброз А.К., 1973. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель (IV-VIII вв.) // СА № 4. С. 8198.

43. Амброз А.К., 1981. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V первой половины VIII в. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 10-23.149

44. Амброз А.К., 1982. О двупластинчатых фибулах с накладками -аналогии к статье A.B. Дмитриева // Древности эпохи великого переселения народов V-VIII вв. М. С. 107-121. Амброз А.К., 1989. Хронология древностей Северного Кавказа V1. VII вв. М.

45. Амброз А.К., 1994. Юго-западный Крым. Могильники IV-VII вв. //

46. МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 31-88. Антонова И.А., Даниленко В.Н., Ивашута Л.П., Кадеева В.И., Романчук А.И., 1971. Средневековые амфоры Херсонеса // Античная древность и средние века. Сб. 7. Свердловск. С. 81-101.

47. Анфимов Н.В., 1961. Тахтамукаевский могильник // СМАА, вып. II.

48. Майкоп. С. 188-203. Анфимов Н.В., 1980. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и в средние века. М. С. 91-113. Артамонов М.И., 19 62. История хазар. Л.

49. Атавин А.Г., Паромов Я.М., 1991. Болгарское погребение с золотым поясным набором из Нижнего Прикубанья // Древности Северного Кавказа и Причерноморья. М. С. 151-155. Аталиков В.М., 1987. Страницы истории. Нальчик.

50. Бажан И.А., Каргапольцев С.Ю., 198 9. В-образные рифленые пряжки как хронологический индикатор синхронизации // КСИА, № 198. С. 28-35.

51. Безуглов С.И., 1985. Погребение кочевника VII в. н.э. на Нижнем

52. Буданова В.П., 1990. Готы в эпоху великого переселения народов. М.

53. Виноградов В.Б., Петренко В.А., 1974. Могильник сарматскойэпохи на горе Лехкч-Корт // CA, № 1. С. 171-180. Волкова Н.Г., 1973. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.

54. Воронов, Ю.Н., Юшин В.А., 1973. Новые памятники цебельдинскойкультуры в Абхазии // CA, № 1. С. 171-191. Воронов Ю.Н., Шенкао Н.К., 1982. Вооружение воинов Абхазии IV

55. VII вв. // Древности эпохи великого переселения народов V

56. VIII веков. М. С. 121-165.

57. Галкин Л.Л., 1980. К вопросу о связях степного Заволжья с Кавказом в хазарское время // Северный Кавказ в древности и в средние века. М. С. 153-156.152

58. Гей О.А., Бажан И.А., 1997. Хронология эпохи «готских походов» (на территории Восточной Европы и Кавказа). М.

59. Голдина Р.Д., 1979. Хронология погребальных комплексов раннего средневековья в верхнем Прикамье // КСИА, № 158. С. 79-90.

60. Голофаст Л.А., 1995. Комплекс VI в. из северо-восточного района Херсонеса /'/' МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 215-224.

61. Голубева Л.А., 1966. Коньковые подвески Верхнего Прикамья // СА. № 3. С. 80-98.

62. Голубева Л.А., 1979. Зооморфные украшения финно-угров // САИ, вып. El-59. М.

63. Гринченко В.А., 1950. Пам'ятка VIII ст. коло с. Вознесенки на Запор1жж1 // Археолог1я, вып. III, Ки1в. С. 37-63.

64. Гунба М.М., 1989. Абхазия в первом тысячелетии. Сухуми.

65. Даутова Р.А., Мамаев Х.М., 1974. Археологические памятники средневековья у селения Али-Юрт (Чечено-Ингушетия) // СА, № 2. С. 223-228.

66. Деопик В.Б., 19 61. Классификация бус Юго-Восточной Европы VI-IXвв. // СА, № 3. С. 202-232.

67. Десятчиков Ю.М., 1973. Сарматы на Таманском полуострове // СА, № 4. С. 69-80.

68. Джигунова Ф.К., 1995. Керамика из могильников V-IX вв. в Закубанье // Древние культуры и технологии. СПб. С. 71-77/

69. Джигунова Ф.К., 1998. К вопросу об этнической атрибутации средневековых могильников Западного Предкавказья IV-IX вв. // Проблемы искусства и этнографии. Майкоп. С. 4 0-57.

70. Дзаттиаты Р.Г., 1986 г. Раннесредневековый могильник в селении Едыс (Южная Осетия) // СА, № 2. С. 198-209.

71. Дзаттиаты Р.Г.,1992 г. Алано-Сасанидские отношения по материалам археологических раскопок в Южной Осетии // Аланы и Кавказ. Владикавказ. С. 71-82.

72. Дзаттиаты Р.Г., 19 95. Пряжки и поясные наборы Едысского могильника (VI-VII вв. н.э.) // Аланы: история и культура. Владикавказ. С. 107-122.

73. Дитлер П.А., 19 61. Могильники в районе пос. Колосовка на р. Фарс // СМАА, т. II. Майкоп. С. 127-187.

74. Дитлер П.А., 1995. Раннесредневековый могильник Мешоко // Археология Адыгеи. Майкоп. С. 138-237.

75. Дмитриев В.А., 1979. Погребения всадников и боевых коней из могильника эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ Новороссийска // CA, № 4. С. 212-229.

76. Дмитриев В.А., 1982. Раннесредневековые фибулы из могильника на р. Дюрсо // Древности эпохи великого переселения народов V-VIII веков. М. С. 69-107.

77. Ельницкий JI.A., 1938. Из исторической географии древней Колхиды // ВДИ, № 2(3). С. 307-320.

78. Ермолова И.Е., 1984. Общественный строй гуннов последней четверти IV V. М.

79. Засецкая И.П., 1982. Классификация полихромных изделий гуннской эпохи по стилистическим данным // Древности эпохи великого переселения народов V-VIII веков. М. С. 14-30.

80. Засецкая И.П., 1993. Материалы Боспорского некрополя второй половины IV первой половины V веков // МАИЭТ. Вып. III. Симферополь. С. 23-105.

81. Засецкая И.П., 1994. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв.). СПб.

82. Засецкая И.П., 2000. О двух классификациях стеклянных сосудов с декором из напаянных капель и нитей синего стекла. В печати.

83. Зеест И.В., i960. Керамическая тара Боспора // МИД, № 83. М.

84. Иерусалимская A.A., 1992. Кавказ на шелковом пути. СПб.

85. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в., 1988. М.

86. Казанский М.М., 1994. Могилы алано-сарматских вождей IV в. в Понтийских степях // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 238256.

87. Казанский М.М., Мастыкова, 1993. Германские элементы в культуре населения Северного Кавказа в эпоху великого переселения народов // Историко-археологический альманах, вып. 4. Армавир. С. 102-135.

88. Каменецкий И.С., Кропоткин В.В., 19 62. Погребение гуннского времени близ Танаиса // СА, № 3. С. 234-24 0.

89. Каменецкий И.С., 1983. Код для описания погребального обряда // Древности Дона. М.

90. Каминский В.Н., 1984. Раннесредневековые аланские катакомбы на Средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе. С. 11-28.

91. Каминский В.Н., 1986. Воинское снаряжение раннесредневековых племен Северо-Западного Кавказа // Культура и быт адыгов. Майкоп.

92. Каминский В.Н., 1987. Алано-болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани // СА, № 4.155

93. Каминский В.Н, 1993. Одно из сочинений Константина Багрянородного и этническая карта Северо-Западного Кавказа // Музейный вестник, вып. 1. Краснодар. С. 7 0-7 9.

94. Каргапольцев С.Ю., Бажан И.А., 1992. Умбоны щитов и боевые топоры римского времени // ПАВ, вып. № 2. СПб. С. 113-126.

95. Ковалевская (Деопик) В.Б., 1963. Классификация и хронология аланских украшений VI-IX вв. // Средневековые памятники Северной Осетии. М. С. 122-147.

96. Ковалевская В.Б., 1979. Поясные наборы Евразии IV-IX вв. Пряжки // САИ, вып. Е 1-2. М.

97. Ковалевская В.Б., 1981. Археологические следы пребывания древних болгар на Северном Кавказе // Плиска-Преслав, 2. София. С. 43-52.

98. Ковалевская В.Б., 1981а. Западное Предкавказье // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 90-93.

99. Ковалевская В.Б., 1994. Археологическая культура практика, теория, компьютер. М.

100. Ковалевская В.Б., 1992. Методические приемы выделения аланских древностей I тыс. н.э. в Закавказье //Аланы и Кавказ. Владикавказ. С. 22-50.

101. Ковалевская В.Б., 1995. Хронология древностей северокавказских алан // Апаны: история и культура. Владикавказ. С. 123183.

102. Ковалевская В.Б., 1998. Хронология восточно-европейских древностей V-IX веков. Каменные бусы Кавказа и Крыма. М.

103. Крыганов A.B., 1987. Кистени салтово-маяцкой культуры Подонья //CA, № 2. С. 63-69.

104. Крюков В.Г., 1981. Сообщение анонимного автора «Ахбар аз-Заман» («Большая книга диковинок») // Древнейшие государства на территории СССР. М. С. 182-196.

105. Кузнецов В.А., 1961. Аланские племена северного Кавказа // МИА10. М.

106. Кузнецов В.А., Пудовин В.К., 1961. Аланы в Западной Европе в эпоху «великого переселения народов» // СА, №2. С. 79-95.

107. Кузнецов В.А., Рунич П.А., 1974. Погребение аланского дружинника IX в. // СА, № 3. С. 196-203.

108. Кумыков Т.Х., 1969. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М. С. 189-197.

109. Кутайсов В.А., 1982. Четырехапсидный храм Херсонеса // СА, № 1. С. 155-169.

110. Кухаренко Ю.В., 1951. О некоторых археологических находках на Харьковщине // КСИИМК, № 41. С. 99-108.

111. Кухаренко Ю.В., 1952. Новопокровский могильник и поселение // Археолог1я, вып. VI. Ки1в, с.33-50.

112. Кызласов И.Д., 1993. Мировоззренческая основа погребального обряда // РА, № 3. С. 98-112.

113. Лавров Л.И., 1959. Доисламсикие верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Л. С. 193-23 6.

114. Лавров Л.И., 1978. Проблемы этногенеза кавказских горцев // Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. С. 33-47.157

115. Лобода И.И., 1976. Новые раннесредневековые могильники в Юго-Западном Крыму (Бахчисарайский район) // СА, № 2. С. 135147 .

116. Лобода И.И., 1977. Раскопки могильника Озерное III в 1963-1965 гг. // СА, № 4. С. 236-252.

117. Ловпаче Н.Г., 1982. Художественная керамика средневековой Адыгеи. Автореф. Канд. Дис. Тбилиси.

118. Ловпачё Н.Г., 1984. Погребальный обряд средневековых адыгов V-IX веков и место керамики в сопровождающем инвентаре / / Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. С. 128-161.

119. Ловпаче Н.Г., 1985. Могильники в устье р. Псекупса // ВАА. Майкоп. С. 16-64.

120. Мажитов H.A., 1981. Южный Урал в IX начале X в. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 80-82.

121. Малышев A.A., 19 95. Захоронения эпохи великого переселения народов в Цемесской долине // ИАА, вып. 1. Армавир, Москва. С. 148-153.

122. Мартынов А.И., Шер Я.А., 1989. Методы археологического исследования. Москва.

123. Магомедов Б.В., Левада М.Е., 1996. Оружие Черняховской кулвтуры // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С. 304-323.

124. Масленников A.A., 1985. Некрополи городов Азиатского Боспора // CA, № 1. С. 61-74.

125. Меликишвили Г.А., 1959. К истории древней Грузии. Тбилиси.

126. Мельник В.И., 1993. Погребальный обычай и погребальный обряд // CA, № 1. С. 94-97.

127. Мерперт Н.Я., 1957. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань. С. 5-15.158

128. Миллер А.А., 1909. Разведки на Черноморском побережье Кавказа в1907 г. // ИАК, № 33. СПб. С. 71-102. Минаева Г.М., 1927. Погребения с сожжением близ г. Покровска //

129. Уч. Зап. СГУ. T. VI, вып. III. Саратов. С. 91-123. Минаева Т.М., I960. Поселение в устье р. Узун-Кол // СА, № 2. С. 196-199.

130. Михеев В.К., 1986. Сухогомолыианский могильник // СА, № 3. С. 158-173.

131. Монгайт A.JI., 1955. Некоторые средневековые археологические памятники Северо-Западного Кавказа // СА, вып. XXIII. С. 321-340.

132. Носкова JI.M. Средневековые погребения Нововочепшийского Могильника // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 14 7157 .

133. Ольховский B.C., 1993. Погребальная обрядность // РА, № 1. С.78.93.

134. Очерки истории Адыгеи, 1958. Майкоп.

135. Паромов Я.М., 1990. Принципы изучения эволюции системы расселения на Таманском полуострове в античное и159средневековое время // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 56-69.

136. Плетнева С.А., 1962. Подгоровский могильник // СА, № 3. С. 241251.

137. Плетнева С.А., 1967. От кочевий к городам. М.

138. Плетнева С.А., 1972. Об этнической неоднородности населения северо-запада Хазарского пограничья // Новое в археологии. М. С. 108-118.

139. Плетнева С.А., 1973. Сосуды с зооморфными чертами в салтово-маяцких древностях // Кавказ и Восточная Европа в древности. М. С. 205-212. Плетнева С.А., 1982. Кочевники средневековья. Плетнева С.А., 1986. Хазары. М.

140. Плетнева С.А., 1989. На славяно-хазарском пограничье.

141. Дмитриевский археологический комплекс. М. Покровский М.В., 1936. Пашковский могильник №1 // СА, № 1. С. 159-169.

142. Пьянков A.B., 1989. Проблемы средневековой археологии западных адыгов // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 111-113.

143. Пьянков A.B., 1990. Новый средневековый могильник у аула Казазово // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 158165 .

144. Пьянков A.B., 1993. Средневековый могильник Абинский 4 // Древности Кубани и Причерноморья. Краснодар. С. 123-138.

145. Розенфельд P.JI., 1987. Прикамские финны // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М. С. 116-162.

146. Рунич А.П., 197 6. Захоронение вождя эпохи раннего средневековья из Кисловодской котловины // CA, № 3. С. 25 6-2 66.

147. Рунич А.П., 1979. Раннесредневековые склепы Пятигорья // CA, № 4. С. 232-247.

148. Савин A.M., Семенов А.И., 1989. К типологии раннесредневековых луков Прикубанья // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 104-107.

149. Савин A.M., Семенов А.И., 19 92. Средневековый лук из находки на р. Гогопс // Северная Евразия от древности до средневековья. СПб. С. 201-205.

150. Сазанов A.B., 1989. О хронологии Боспора ранневизантийского времени // CA, № 4. С. 41-60.

151. Сазанов A.B., 1995. Краснолаковая керамика Северного Причерноморья ранневизантийского времени // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 4 0 6-4 33.

152. Салов А.И., 1975. Клад III IV вв. с Шум - речки (Анапский район) // CA, № 3. С. 172-175.

153. Саханев В.В., 1914. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. Петроград.

154. Смирнов А.П., 1938. О возникновении государства волжских булгар // ВДИ, № 2. С. 99-112.

155. Смирнов К.Ф., 1951. О некоторых итогах исследования могильников меотской и сарматской культуры Прикубанья и Дагестана // КСИИМК, вып. XXXVII. С. 151-160.

156. Смирнов К.Ф., 1952. Основные пути развития меото-сарматской культуры Среднего Прикубанья // КСИИМК, вып. XLVI. С. 3-18.

157. Сокольский Н. И., 1954. Боспорские мечи // МИА, № 33. М.

158. Сорокина Н.П. 1979. Стеклянные сосуды IV-V вв. и хронология цебельдинских могильников // КСИА, № 158. С. 57-67.

159. Тарабанов В.А., 1983. Средневековый могильник у а. Казазово // Историческая этнография, вып. II. JT. С. 148-155.

160. Тарабанов В.А., 198 3а. Этническая принадлежность ранней группы погребений Казазовского могильника // Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. Ростов-на-Дону. С. 93-97.

161. Тарабанов В.А., 1984. Средневековые погребения Ленинохабльского могильника // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. С. 165169.

162. Тарабанов В.А., 1989. Вооружение и снаряжение всадника VIII-IX вв. в могильниках Казазово I и II // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 107-108.

163. Тарабанов В.А., 1992. Раскопки средневекового кремационного могильника у с. Молдовановское Крымского района в 198 9 г. // Археологические раскопки на Кубани в 1989-1990 годах. Ейск. С. 7 6-7 9.162

164. Тарабанов В.А., 1993. Поселения болгар на правобережве Кубани // Понтийско-Кавказские исследования. Краснодар. С. 115122 .

165. Хайретдинова Э.А., 1995. Боспор и морские походы варваров второй половины III в. н.э. // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 517-527.

166. Халикова Е.А., 1976. Больше-тиганский могильник // СА, № 2. С. 158-178.

167. Халикова Е.А., 197 6а. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралвя // СА, № 3. С. 141-157.163

168. Чамокова С.T., 1997. Религия адыгов: история, динамика развития (IV-XVI вв.). Автореф. Канд. Дис. Майкоп.

169. Чичуров И.С., 1980. Византийские исторические сочинения. М.

170. Шелов Д.В., 1972. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М.

171. Шкорпил В.В., 1904. Отчет об археологических раскопках в г. Керчи и его окрестностях в 1902 г // ИАК, № 9. С. 73-177.

172. Шкорпил В.В., 1909. Боспорские надписи, найденные в 1908 г. // ИАК, № 33. С. 23-32.

173. Шкорпил В.В., 1914. Три христианские надписи, найденные в 1913 г. СПб.

174. Щукин М. В., 1994. На рубеже эр. СПб.

175. Якобсон А. JT. , 1959. Средневековый Херсонес // МИА, № 63. JI.

176. Якобсон A.J1., 1964. Средневековый Крым. M.-JI.

177. Яценко С.Я., 19 93. Аланы в Восточной Европе в середине I -середине IV вв. н.э // ПАВ, № 6. С. 83-88.

178. Hayes J., 1972. Late roman pottery. L.

179. Kazanski M., 1984. A propos de quelues types de fidules ansiies de 1'йрорие des grandes invasions бгои^йеБ en Gauie // Archeologie medievele. XIV, pp. 7-27.

180. Kazanski M., 1994. Les plaques boucls méditerranéennes des V-VI siècles // Archéologie médiévale, t. XXIV, p. 137-198.

181. Radu Harhoiu., 1988. Das Kurschwert von Micia // DACIA, XXXII, 1-2. Bucarest, p. 79-90.

182. Soupault Vanessa, 1996. A propos de l'origine et de la diffusion des pougnards et epees a encoches (IVe-VIIe s.) // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С.60-7 6.164

183. Tempelmann-Maczynska M., 1985. Perlen im Mitteleuropaischen Barbaricum.165

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.