Жан Лоран Монье в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Клементьева, Екатерина Борисовна

  • Клементьева, Екатерина Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 282
Клементьева, Екатерина Борисовна. Жан Лоран Монье в России: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2006. 282 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Клементьева, Екатерина Борисовна

Введение

Глава I Ж.-Л. Монье в искусствознании

Глава II Западноевропейский период творчества

Глава III Приезд в Санкт - Петербург. Хроника событий

Глава IV Императорские портреты

Глава V Дворянские портреты

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жан Лоран Монье в России»

В XVIII столетии отечественное искусство активно взаимодействует с западноевропейским. Вследствие этого перед специалистами встают многочисленные задачи, касающиеся опознавания национальных особенностей и общеевропейских тенденций, путей влияния и характера соприкосновения разных культур на отечественной пкочве. Одним из ведущих и плодотворных направлений в изучении русско-европейских связей является исследование творчества работавших в России иностранцев. Диссертация посвящена искусству французского портретиста Жана Лорана Монье (1743/1744-1808), с 1802 года проживавшего в Петербурге. В представленном труде рассматриваются произведения мастера в контексте художественной среды второй половины XVIII-начала XIX века.

Вопрос о необходимости изучения творчества представителей россики неоднократно поднимался в специальной литературе. Проблемы, связанные с приехавшими в нашу страну зарубежными мастерами, обсуждались еще в первой трети XX столетия. Однако их изучение и в те годы и позже, как известно, было отмечено рядом крайностей. Если дореволюционные критики, связанные с объединением «Мир искусства», считали западное влияние определяющим для отечественной школы, то в 1930-1950-е годы эта точка зрения сменилась противоположной, принижавшей роль россики в развитии русской живописи.

С 1960-х годов и по настоящее время, творчество иностранных художников работавших в России, все чаще обращает на себя внимание исследователей. Среди специалистов окончательно укореняется представление о необходимости более детального изучения наследия приезжих мастеров, участие которых в художественной жизни России было весьма плодотворным. Появилось немало научных публикаций о представителях россики. Часть из них была связана с решением конкретных атрибуционных задач. С другой стороны начинают пристально анализироваться вопросы специфики отечественной школы, взаимодействия русских и зарубежных мастеров, и другие аспекты, затрагивающие проблематику российско-западноевропейских контактов.

В контексте изучения этих связей особый интерес всегда вызывал феномен французской школы, оказавшей наибольшее воздействие на формирование придворной культуры XVIII столетия в различных областях: скульптуре, архитектуре, изобразительном и садово-парковом искусстве, орнаментализме и т.п. Характерной особенностью данного феномена признается энергичное воздействие на бытующую моду, формирование вкуса заказчика, образ его жизни. В начале XIX столетия французская «экспансия» также играла заметную роль в художественной ситуации России, хотя у нее появился и серьезный конкурент в лице Великобритании.

Многие проблемы, исследующие аспекты русско-французских отношений, были представлены в трудах Д.В. Сарабьянова1, Ю.К. Золотова2, О.С. Евангуловой3, B.C. Турчина4, И.М. Марисиной5, Л.Ю. Савинской6, сборнике научных трудов «Россия-Франция. Век Просвещения», под редакцией Г.Н. Комеловой и И.Н. Новосельской (СПб., 1992). О перспективности данного направления свидетельствуют и проводившиеся тематические выставки. Одной из наиболее известных стала «Россия-Франция. Век Просвещения» (Париж, Ленинград, Москва, 1987). Значительное количество малоизученных и неизвестных фактов, архивных материалов было введено в научный оборот благодаря конференциям с последующей публикацией докладов. В их числе Всесоюзная конференция молодых специалистов «Русская художественная культура XVIII века и иностранные мастера» (ГТТ-МГУ, 1982 г.), «Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1987» ГМИИ, М., 1989, вып.ХХ, «Искусство Франции и русско-французские художественные связи» 1996 г., (сборник конференции посвященной юбилею доктора искусствоведения, профессора Н.Н. Калитиной, СПГУ).

Можно отметить и ответный интерес со стороны западных ученых. Например, Ж.-П. Кюзен, автор одной из статей каталога «Россия-Франция: век просвещения» контакты обеих стран рассматривает в контексте плодотворного взаимодействия их культур. В частности, исследователь пишет: «Цель данной выставки («Россия — Франция. Век Просвещения» - Е.К.)дать представление о том огромном значении, которые приобрели культурные связи между Россией и Францией в XVIII веке. Именно они, эти культурные связи, являются самым эффектным, самым плодотворным компонентом всякого художественного творчества»1.

В результате изыскательской деятельности историков искусств постепенно проясняются запутанные и малоизвестные факты биографии и деятельности приезжих портретистов, в том числе французских. На русский язык переведены «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801» (сост. Д.В.Соловьев, 2004 г.), увидела свет диссертация Л.Ю. Рудневой о о

Ж.-Л. Вуале . А.Ю.Михайловой с новых позиций было рассмотрено творчество Луи Каравакка и ряда других придворных мастеров петровского времени9. Тем не менее, недостает многих важных звеньев столь необходимых для полноценного представления о художественной среде XVIII-начала XIX вв., а творчество целого ряда живописцев исследовано далеко не полно. Одним из слабоизученных мастеров является Жан Лоран Монье.

Портретное искусство этого живописца удостоилось широкого признания современников. В 1802 году Монье был принят в действительные члены Петербургской Академии художеств, и некоторое время вел портретный класс наравне с С.С. Щукиным. Несмотря на то, что имя Монье хорошо известно специалистам в области русской и западноевропейской живописи XVIII-XIX вв., оно не часто встречается в искусствоведческой литературе. Портреты мастера украшают музейные и частные собрания многих стран. Однако, лишь немногая часть его произведений опубликована. Представляется несправедливым отсутствие в подавляющем большинстве книг о портретном искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. упоминаний об этом художнике. Таким образом, становится очевидной актуальность изучения художественного наследия портретиста.

Настоящая диссертация представляет собой первое многоаспектное монографическое исследование о Ж.-Л. Монье. Это обуславливает научную новизну представленного труда. В диссертации систематизирован обширный и малоосвоенный материал. Также была проведена работа по решению ряда атрибуционных задач, включению произведений Монье в художественный контекст времени, искусствоведческому анализу его живописи, введению в исследовательский обиход биографических сведений о живописце с целью реконструкции его жизни и творчества.

Объектом данного исследования послужили, прежде всего, произведения самого мастера, находящиеся в собрании отечественных и зарубежных музеев и галерей. В диссертации рассмотрен ряд архивных источников и критических статей второй половины XVIII-начала XIX столетий, в которых упоминается имя живописца.

В настоящее время портреты Монье рассеяны по всему миру. Их можно встретить в музеях и частных собраниях Франции, Канады, Великобритании, Германии, Испании, России, США и др. Исходя из сложившейся ситуации, появилась необходимость создания свода произведений художника. Диссертантом впервые была поставлена задача собрать в единый каталог работы разных периодов творчества, включая портреты, находящиеся за пределами России.

Ввиду того, что значительное количество произведений живописца находится в зарубежных частных собраниях, большое внимание уделялось работе с антикварными изданиями и поиску информации об аукционных торгах, на которых присутствовали работы художника. Благодаря этому удалось выявить ряд малоизвестных портретов Монье. Существенно были уточнены данные об его полотнах, находящихся в отечественных собраниях, расширены биографические сведения о моделях, данные о копиях, повторениях и выставках. Кроме того, в каталоге нашли отражение итоги атрибуционных исследований автора.

Цель диссертации состоит в создании первой монографии о художнике, которая включает исследование его портретной концепции, определение места в русской культуре. Важным аспектом представлялось введение в научный оборот малоизвестных произведений Монье и систематизация его художественного наследия. Исходя из поставленных задач, возникла необходимость многоаспектного анализа: стилистического, историографического, типологического, семантического, социо - культурного. В диссертации нашли отражение вопросы художественных связей, стиля, придворного искусства и быта, деятельности Императорской

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Клементьева, Екатерина Борисовна

Заключение

По силе резонанса в отечественных художественных кругах, творчество Монье не сильно уступало влиянию его прославленных коллег М.-Л.-Э. Виже - Лебрен, Ж.-Л. Вуаля, И.- Б. Лампи - старшего. В этой связи нельзя обойти вниманием вопрос о воздействии Монье на молодых отечественных авторов начала XIX столетия. Данная тема в специальной литературе рассматривалась в крайне незначительной степени. В историографии XIX столетия имеется высказывание П.Н.Петрова о проблеме влияния живописцев в контексте Академии художеств: «в молодых талантах, не знавших света, по двенадцать лет заключенных в четырех стенах и занятых изучением античных форм, проявлялась, однако же, простота совсем другого явления, чем у высокоученых иностранцев,- профессора Кановы, портретистов Моанье, Джиакомо Виги, Кюгельхена, Куртеля и Мильярини. Сильнее и сильнее пробивалось влияние Щукина, Угрюмова и старого Левицкого. Павел Иванов, потом Варнек и Кипренский, после натуры вместо Рубенса ставили изображения Фан Дейка, а это уже был шаг вперед к настоящей естественности1».

В советское время Э. Голлербах и А.М.Эфрос признавали значение Монье для русской культуры. Последний автор выдвинул предположение, что элементы английского колорита и широкого письма, заметные в раннем искусстве Кипренского, идут от полотен французского мэтра2. Н.Н. Коваленская отмечала, что в колорите картины Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» можно увидеть тяготение к насыщенному цвету. По ее мнению: «быть может, отчасти он (Кипренский - Е.К.) был обязан этим Монье, блестящему мастеру, умевшему достигать тонкой гармонии очень звучных цветов, сохраняя, при этом, их локальность3». Напротив, В.М. Зименко, видимо отвечая идеологическим установкам, в монографии об Оресте Кипренском высказался в том смысле, что последний мастер был уже вполне сложившимся художником, чтобы учиться у приехавшего портретиста. По убеждению Зименко, Кипренский к моменту вступления Монье на академическую должность уже создал гениальное произведение (портрет Швальбе - Е.К.), о котором последний живописец: «мог только мечтать».4

По мнению B.C. Турчина, живопись Монье оказала определенное воздействие на искусство А. Варнека, В.Тропинина и О. Кипренского5. B.C. Турчин также полагал, что портрет И. Кусова и отчасти Томилова Кипренского (оба ГРМ, 1808) созданы не без влияния Монье6. Н.М. Шабалина также отметила, хотя и несколько в общем плане, что «Колористическое дарование Монье оказало определенное влияние на становление молодого поколения русских живописцев7».

Утверждение о «некотором воздействии» Монье на русских художников действительно имеет под собой основание, хотя и разной степени. Достаточно сложно говорить о конкретном влиянии французского автора на формирование художественного языка выдающихся отечественных мастеров. Так, В. Тропинин был ближе к сентиментальному направлению, его живопись проникнута не свойственными Монье бытовыми интонациями.

Творческий путь Ореста Кипренского на протяжении первого десятилетия XIX века, как и у Монье, был связан с Академией художеств. Обоим мастерам покровительствовал граф А.С. Строганов. На наш взгляд определенное воздействие Монье на Кипренского было, хотя и не являлось определяющим для его живописи. Произведения Монье могли импонировать живописностью, световыми эффектами, умелой передачей материала, широким мазком, развитой системой рефлексов и многообразием тонов. Оба автора охотно обращались к мэтрам XVII столетия. В то же время для Кипренского характерна большая психологическая чуткость, он не столь отчетливо стремится подчеркнуть сословную принадлежность модели, а его произведения не носят официального оттенка, свойственного большинству работ Монье.

В 1810 году на посту педагога портретного класса Монье сменил А.Г. Варнек. Как известно, Варнек воспользовался его портретом графа А.С. Строганова 1804 г. (НИМ PAX) для своего посмертного портрета этого вельможи (1814, ГРМ). Еще больший интерес представляют данные о том, что непосредственно перед работой над большим парадным изображением императрицы Елизаветы Алексеевны, А. Варнек предварительно выполнил в технике акварели и карандаша копию (ГРМ) с известного ему оригинала Монье (1805, ЧОКГ). Это произведение русского автора, заказанное для Таганрога, не сохранилось. Соответственно, мы не можем судить о конкретном воздействии французского живописца на творческие замыслы Варнека. Однако характерен уже сам факт обращения к портрету Монье, по собственному усмотрению или следуя пожеланиям заказчика как к образцу для еще одного парадного изображения государыни. По всей видимости, русский мастер, предпочитавший небольшие размеры картин, исполняя заказ на большое полотно, внимательно присматривался к композиционным решениям предшественника.

На протяжении XIX работы Монье периодически привлекали к себе внимание некоторых художников. Ряд его портретов копировался или лег в основу произведений других отечественных и зарубежных авторов, трудившихся в России. Так, Джордж Доу воспроизвел изображение Павла Строганова (ГЭ) при работе над образами героев войны 1812 года. П.А.Строганова к моменту приезда Доу в 1819 году уже не было в живых, (он скончался двумя годами ранее), что, видимо, и повлекло за собой обращение к известному «первоисточнику» Монье (1808, ГРМ). Отметим, что романтический камертон и стилистические особенности портрета 1808 года демонстрируют заметную близость полотен французского автора и образов воинов, представленных Доу. Английский автор оставил композицию Монье практически без изменений, лишь дополнив его облик вновь полученными наградами и чуть смягчив выражение лица.

К. Фогель фон Фогелынтейн в 1810 году воспользовался оригиналом Монье (1808, ГРМ) при написании С.В. Строгановой. В художественном музее города Череповца хранится портрет графини Строгановой, который, как можно предположить, является именно Q этой работой Фогеля фон Фогелынтейна. Особый интерес представляет интерпретация портрета Строгановой работы Монье его коллегой по Академии профессором А.Е. Егоровым. В 1824 году русским автором был написан портрет М.П. Буяльской (ГРМ) - хирурга и преподавателя анатомии этого учебного заведения9. Русский мастер воспроизвел М.П. Буяльскую в аналогичном наряде с пышным белым воротником и шляпкой. Идентичны позы и расположение моделей в пространстве холста. Остается лишь неизвестным, была ли это инициатива живописца или Егоров следовал желаниям заказчиков.

Помимо упоминавшихся выше авторов, к творчеству Монье обращались и малоизвестные мастера. С одной стороны, таким образом, они повышали свое умение, с другой способствовали распространению оригиналов и удовлетворяли интерес заказчиков к тем или иным произведениям академика. Живописец С.С. Свинцов, изображая А.П. Строганова (1814?, Государственный музей А.С. Пушкина), вероятно, руководствовался портретом юного графа кисти

Монье. Неизвестными мастерами, скорее всего воспитанниками Академии, были сделаны копии с портретов А.С. Строганова и П.А. Строганова, долгое время украшавшие зал Совета Академии художеств (время создания не известно). Известно, что последнее произведение поступило в Академию после 1814 г. - времени избрания графа Павла Александровича почетным любителем10.

Анонимным автором первой половины XIX столетия был выполнен овальный портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой (ГЭ) с произведения Монье (1802, ГМИИ). Неизвестный мастер XIX века скопировал портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1807, ГРМ), который в настоящее время находится в Архангельском музее изобразительных искусств. С автопортрета Монье (1786, ГЭ) возможно учащимся Академии художеств XIX в. было сделано повторение11. Парадный автопортрет не имел распространения в России начала XIX столетия и, помимо художественных достоинств, произведение Монье могло заинтересовать автора копии своим композиционным решением.

Сохранились воспроизведения станковых полотен Монье в миниатюрах. Так, во Всероссийском музее А.С.Пушкина имеется миниатюрное изображение императрицы Елизаветы Алексеевны (время создания не известно) по оригиналу нашего живописца, выполненное в 1802 (ГТГ). Однако упрощенная трактовка и художественные особенности произведения позволяют нам атрибуировать данную миниатюру лишь как копию неизвестного мастера с портрета Елизаветы Алексеевны 1802 года. Миниатюрист(ка?) начала девятнадцатого столетия, работавшая под псевдонимом Темир, выполнила творческое повторение с портрета М.Н. Муравьева (ГЭ).

Один из самых известных отечественных миниатюристов Д.Ев-реинов дважды весьма успешно обращался к творчеству Монье. В

1807 году Г. Реймерс отметил этого «достойного упоминания» русского мастера. Особо исследователь выделил среди его произведений «великолепно исполненный» по оригиналу Монье портрет графа Строганова, президента Академии, (1805-1806?, ГЭ)12.

В этой связи представляет интерес миниатюрный портрет супруги Александра I работы Д. Евреинова (1804, ГРМ). Г.Н. Комелова полагает, что в основе данной работы лежит видоизмененный оригинал Монье13. По ее мнению русский мастер взял за образец портрет императрицы 1802 г, ПТ, хотя заметно изменил композицию. Близость же сказывается в манере написания овала лица, разреза глаз, элегантных «Ван Дейковских» рук, характерном «рисунке» диадемы.

Елизавета Алексеевна запечатлена Евреиновым поколенно, в представительном интерьере с алой, тяжелой драпировкой, колонной и фрагментарным включением пейзажа на заднем плане. Мягкие, сдержанные тона, преобладающие в цветовой гамме миниатюры, скульптурный бюст Александра I на столе о который опирается модель, вызывают в памяти портреты В.Л. Боровиковского. Этот «прелестный по рисунку и нежной гармонии тонов» портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» был особо отмечен Н.Н.Врангелем.14 Воспроизведенный русским миниатюристом изысканный тип русской государыни «по мотивам» французского автора прекрасно передавал стиль «золотого века» и оказался притягательным для эстетов начала XX столетия.

Живописное наследие Монье нашло продолжение и в гравюре XIX столетия. Четкие и композиционно выверенные полотна академика хорошо переводились в графическую технику. Это обстоятельство оказало важную услугу в сохранении и популяризации творчества французского живописца. Например, Изображение Жака Делиля по оригиналу французского автора известно нам исключительно по сохранившейся репродукции гравера А. Гардена15. Портрет М.Н. Муравьева был дважды гравирован Н.И. Уткиным (в 1815 и 1840 годах), Г.А. Афанасьевым и Е.О. Скотниковым в 1810 году. Портрет Елизаветы Алексеевны (1802 г., ГТГ) гравировался Г.А. Афанасьевым. Это живописное произведение Монье получило известность на Западе, где в Лондоне в 1805 году Чарльзом Тернером с него была сделана и немного позднее опубликована гравюра. Данная работа английского мастера, как упоминалось ранее, была хорошо знакома в России. Через два года после Тернера Марианна Булье также гравировала работу французского академика. Известен, как в России, так и в Европе, гравированный портрет герцога П.-Ф.-Л. Голштейн-Бека, сделанный в 1801 году И.Ф. Баузе с образца Монье (1798, ГТГ).16

Можно заметить, что упомянутые копии и повторения были довольно многообразны по своему видовому составу. Заслуженным вниманием пользовались портреты членов семьи Строгановых, графа М.Н.Муравьева. Значительный резонанс в обществе вызвали изображения императрицы Елизаветы Алексеевны. В портретной галерее ее образов, произведения Монье заняли одно из ведущих мест. Выше мы стремились показать, что он был одним из самых блестящих портретистом императрицы. Реплики с этих полотен свидетельствуют о широкой признанности оригиналов в обществе. Упомянутые нами станковые и миниатюрные произведения, выполненные как профессионально твердой рукой, так и дилетантские, в равной мере свидетельствуют о том, что искусство Монье оказалось влиятельным в России.

Итак, Монье по праву можно считать одним из ведущих придворных мастеров раннего александровского времени. Монье, проработал в Петербурге шесть лет: не долго, но плодотворно, получив уважение в придворных и академических кругах российской столицы. Его портретная живопись уже на протяжении двух столетий удостаивается и положительных и критических реплик в свой адрес. Однако трудно не согласиться с Н.Н. Врангелем в том, что Монье являлся «характернейшим представителем хорошей традиции восемнадцатого века»17.

Монье принадлежал к типу «странствующих» живописцев, к которому относились многие другие известные в то время мастера: JI. Гуттенбрун, М.-Ф. Квадаль, А. Рослин, M.-JI.-Э. Виже-Лебрен и др. Искусство Монье, как и у перечисленных коллег, знакомило отечественных живописцев с западноевропейскими образцами. Пребывание в разных странах существенно обогатило художественный язык Монье. В то же время он повсюду утверждал позиции французского искусства, с его тонкой режиссурой полотен, предметной постановочностью, рационализмом, «диалогичностью» образов моделей.

Ценители таланта художника являлись представителями элитарного круга. По сути дела, у Монье даже не было необходимости, как случалось с другими мастерами россики, «подводить» изображаемое лицо под западноевропейский типаж, придавая ему тем самым определенный светский лоск. Подавляющее большинство моделей французского мастера интересовались художествами, путешествовали по Европе, «задавали тон» в обществе, зачастую обладали крупными коллекциями произведений искусства. Именно так они и предстают в его произведениях.

Заказчики на полотнах живописца всегда собранны, элегантны и представительны. В лицах ощущаются спокойствие и чувство собственного достоинства, соответствующее воспитанию и положению в обществе. Прямая осанка, элегантность запечатленных лиц прямо указывает на принадлежность высшему кругу и следование правилам этикета. Духовная жизнь моделей в данном случае скорее скрыта за маской светской любезности. Монье во многом отразил принятую в дворянской среде манеру поведения, в которой истинно благовоспитанного человека отличало благородство, ненавязчивость, простота в обхождении и умение скрывать от нескромных взоров свои переживания и проблемы. Об этом тонко писал Н.Н. Врангель. По его замечанию в живописи мастера есть та прекрасная благовоспитанность и умение «держать себя», которым уже не обладало следующее поколение художников.

По словам Врангеля: «Люди Монье всегда думают о том, что портреты пишут не только для себя, но и для потомства. Приятнее иметь дедушку и бабушку красивых, нарядных и изящных, чем растерзанных и растрепанных, в неряшливом костюме. Когда глядишь теперь на столь разные по лицам людей, представленных художником, то все же видишь, что несмотря на индивидуальность каждого, все они принадлежат к одному обществу, и все одинаково хорошо

18 одеты и воспитаны» .

Монье в полной мере обладал теми живописными навыками, которые помогли ему создать собственный тип блестящего, придворного аристократа начала XIX столетия, о котором с некоторой ностальгией вспоминали последующие поколения. Можно заметить близость в манере написания красивых глаз, аристократичных рук в стиле Ван Дейка. В арсенале Монье имеются характерные позы и жесты моделей, которым чужды меланхолия, замкнутость или мечтательность. В них скорее подчеркивается сословная представительность, а в мужских портретах - готовность к общественному служению. Это отражало близкие Монье представления классицистов и, возможно, в определенной степени характеризовало его деятельную натуру. Элегантное, яркое творчество художника органично отвечало запросам дворянской культуры рубежа столетий, тяготевшей к эстетизации быта.

Заказы известному и модному художнику органично входили в сферу интересов аристократии. В Петербурге Монье продолжил традицию придворных мастеров, работавших в северной столице до его прибытия. Отъезд из России M.-JI.-Э. Виже - Лебрен (в 1801 году) и И.-Б. Лампи Старшего (в 1797 году) дополнительно способствовал укреплению статуса Монье в глазах представителей местной знати, получению значительного количества заказов.

По всей видимости, в России Монье жил более скромно, нежели уже неоднократно упоминаемые нами придворные художники Виже-Лебрен и Лампи-старший. Последние мастера вели откровенно светский образ жизни, их дома напоминали салоны, где собиралась элитарная публика. В то же время для Монье было характерно несомненное чувство собственного достоинства и уверенности в своем таланте. Именно таким «вельможей от искусства19» он демонстрирует себя на «Автопортрете» (1786, ГЭ).

Профессионализм, репутация портретиста французского королевского двора и звание действительного члена Парижской Академии позволили Монье прочно занять свою нишу в художественной среде Петербурга. Как уже говорилось, его живопись не осталась без отклика со стороны отечественных художников, которые в разные годы обращались к его творчеству, как к образцу. Академик внес свою лепту в повышении живописной культуры. На протяжении всей жизни он сохранял репутацию мастера, знакомого с последними требованиями художественных тенденций и моды. Его искусство на всех этапах хорошо передает эпоху. В первую очередь творчество Монье принадлежит неоклассицизму. Однако в ранних миниатюрах французского периода чувствуется рокайльное воспитание, в ряде станковых произведений можно найти художественные качества свойственные сентиментализму, а в последние годы жизни - романтизму.

Наследие Монье представлено широким спектром типологических возможностей. В России явный приоритет он отдавал парадному и полупарадному портрету. Художник завоевал себе прочную репутацию в обществе и как миниатюрист, и как станковист. Однако характерной чертой его творческой биографии является преобладание в молодые годы заказов на написание миниатюр, а в более зрелом возрасте - на большие полотна с репрезентативным оттенком. Однако в любой сфере для его творчества характерны пластическая выразительность формы. Индивидуальным почерком является быстрая и точная моделировка, смелый, широкий мазок, работа с локальным цветом, обогащенным цветными рефлексами. Эмоциональность штриха сочетается с общей сдержанностью и строгостью. В ряде случаев портретной концепции Монье не чужда литературность: введение атрибутов, характеризующих личность модели и сферу деятельности заказчика, и аллегорий. Трактовка образа запечатлеваемой персоны у французского мастера по «академическому» серьезна. Монье предстает и как умелый мастер выверенных композиций, обладающий чувством меры, но стремящийся к разнообразным решениям.

Произведения Монье обычно рассчитаны на публичное обозрение и отличаются представительностью даже в камерных вариантах. Мастер любил демонстрировать драпировки, предметы мебели, нередко соединяя конкретную обстановку с условными мотивами. Не чужда ему и демонстрация аксессуарного богатства. Однако чувство меры позволяло избежать перегруженности и дробности. В этом ему также помогало умение подчеркнуть светом главное и притушить второстепенное.

Таким образом, в произведениях французского живописца нашли яркое отражение стилистические, композиционные и эстетические представления своего времени. Сочетание упомянутых качеств, делают Монье показательной фигурой своего времени, заслуживающей самого пристального внимания.

1 Орест Кипренский. Переписка, документы, свидетельства современников. Ред. Я.В. Брук. СПб., 1994. С.538.

2 Эфрос A.M. Два века русского искусства. М., 1969. С. 134

3 Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, Графика. М., 1964. С.341.

4 Зименко В.М. Орест Адамович Кипренский. М., 1988. С. 94.

5 Турчин B.C. Русско-французские художественные отношения. Первая половина XIX века // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 159; Турчин B.C. Орест Кипренский. М., 1975. С. 17.

6 Турчин B.C. Орест Кипренский. С. 17.

7 Н.М. Шабалина. Забытые имена: Жан Лоран Монье в России // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. М., 1998. 1996 С.413.

8 Портрет С.В. Строгановой, 1810. Соболева Т. Художественная коллекция Череповца // Московский журнал 1993, № 8. С.32 - 33.

9 В отделе рисунков ГРМ инв. № Р-13042.

10 См. подробнее о копиях с портретов обоих графов Строгановых в. изд. Врангель Н.Н. Каталог старинных произведений, хранящихся в императорской Академии художеств. Приложение к журналу Старые годы. СПб., 1908. С.74.

11 Копия экспонировалась на XIV антикварном салоне. ЦДХ., март. 2003 (галерея Ретро-арт).

12 Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали. СПб., 1995. с.200.

13 Там же С. 211.

14 Там же С. 200

15 Гравюрное изображение Делиля хранится в отделе эстампов РНБ.

16 Оттиск хранится в отделе эстампов РНБ (Петербург).

17 Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы. Июль-сентябрь. 1911. С. 29.

18 Там же. С.30.

19 Выражение Мюллер А.П. см: Быт иностранных художников в России. Л., 1927. С.79.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Клементьева, Екатерина Борисовна, 2006 год

1. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII — XIX веков. М., 1975.

2. Архангельское / Сост. Л.И. Булавина, В.Л. Рапопорт, Н.Т. Унанянц М., 1974.

3. Архангельское / Сост. Л.И. Булавина, В.Л. Рапопорт, Н.Т. Унанянц М., 1981.

4. Архангельское / Сост. Л.И. Булавина, В.Л. Рапопорт, Н.Т. Унанянц М., 1983.

5. Архив князя Воронцова. Т. XXXII. М., 1886.

6. Батюшков К.Н. Прогулка в Академию художеств в изд. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе / Ред. И.М. Семенко. М., 1977. С. 71-94.

7. Безсонов С.В. Архангельское. М., 1937.

8. Врангель Н.Н. Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство. 1905. №5. с. 110-142.

9. Врангель Н.Н. Романтизм в живописи Александровской эпохи и Отечественная война // Старые годы. 1908. Июль Сентябрь. С.377-415. Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. №10. С.509-572.

10. Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль-Сентябрь. С.5-71.

11. Выставка русских портретов известных лиц XVI-XVIII веков, устроенная Обществом поощрения художников. Петербург, 1870. Выставка русской портретной живописи за 150 лет. 1700-1850 / Сост. Н.Н. Врангель. Спб., 1902.

12. Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

13. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII века. М., 1984.

14. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII века. М., 1998.

15. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1957.

16. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи / Составители: И.А.Антонова и др / Под ред. Б.Р. Виппера. М., 1961.

17. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура, миниатюра. М., 1986.

18. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог/Ред. И.Е. Даниловой. М., 1995.

19. Государственный музейный фонд. Каталог художественных произведений бывшей Юсуповской галереи. Пг., 1920. Государственный Русский музей. Каталог живописи / Ред. В.А.Пуш-карев и др. JI.,1980.

20. Государственный Русский музей. Живопись XVIII века. Каталог. T.I / Ред. тома Г.Н. Голдовский. СПб., 1998.

21. Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства. Каталог живописи / Ред. В.Ф. Левинсон-Лессинг. М.-Л., 1958. Граф Павел Александрович Строганов / Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб., 1903. T.I-III.

22. Гузанов А.Н. Художественные коллекции Павловского дворца и путешествие графа и графини Северных / Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские чтения -1994». М., 1995. С. 65-75.

23. Греч А. Музей в Отраде // Среди коллекционеров. М.,1923, январь-февраль. С. 59-61.

24. Делишь Жак Сады / Ред. Н.А. Жирмунский Л., 1987. Дидро Дени Салоны. В 2 т. / Ред. Л.Я. Рейнгардт. М.,1989. Дмитриев С.С. Кусково, М., 1935

25. Дом-музей Шуваловой / Сост. М. Кононоплева. Пг., 1923. Дукельская Л. Искусство Англии XVI-XIX веков в Эрмитаже. Л., 1983.

26. Дягилев С.П. Список портретов, отобранных для историко-художест-венной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С.П. Дягилевым в общественных и частных собраниях г. Санкт Петербурга. СПб.,1905.

27. Евангулова О.С. Русское искусство XVIII века и иностранные мастера // Художественная культура XVIII века и иностранные мастера. Сборник всесоюзной конференции молодых специалистов. Тезисы докладов. М., 1982. С. 3-6.

28. Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема «россики» // Искусство 1986. № 12. С. 56-61.

29. Евангулова О.С. Русские портретисты XVIII века и их французские современники // Век просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1987». М., 1989. С. 273-288

30. Евангулова О.С. О некоторых итогах развития русского искусства в XVIII веке века // Русское искусство нового времени. Вып. 3. М., 1997. С. 62-75.

31. Живопись XVIII — XIX вв. Новые поступления 1977-1988 гг. в Государственный Русский музей. JL, 1990.

32. Западноевропейская художественная культура XVIII века // Ред. В.Н. Прокофьев. М., 1980.

33. Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Иверсен Ю. Б. Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц. СПб., 1887. Т.2.

34. Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола // Русский архив. 1888. Т. 11. кн. 3.

35. Иконологический лексикон или руководство к познанию разных художеств, медалей, эстампов и пр. Перевод с французского Архипа Иванова. СПб., 1786.

36. Императрица Елизавета Алексеевна / Изд. Вел. Кн. Николая

37. Михайловича. СПб., 1908-1909. Т. I-III.

38. Императрица Мария Федоровна / Сост. Р. Р. Гафифуллин.1. Павловск, СПб., 2000.

39. Историко-художественная выставка русских портретов, устраиваемая в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов. Каталог. Вып. I-VIII. СПб., 1905.

40. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т.VIII, Кн. I. М., 1963.

41. Калитина Н.Н. Век XVIII и век XIX (К вопросу о национальной традиции во французском искусстве во французском искусстве) // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 3. Межвузовский сборник. JL, 1986. С. 119-131.

42. Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1951.

43. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

44. Кроль А.Е. Английские портреты XVIII века. JI., 1939.

45. Кузнецова И.А. Портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой // Наукаи жизнь. 1986. № 2. С. 134-135.

46. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-первой половины XIX века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Научный каталог. М., 1991.

47. Кусково. Останкино. Архангельское / Сост. И.М. Глозман. М., 1976. Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1972.

48. Лобашкина Т.А. Императрица Елизавета Алексеевна и ее время // Московский журнал. М., 1997. № 10. С. 43-51.

49. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII- нач.Х1Х в. СПб., 1994.

50. Лукомский Г.К. Старинные усадьбы Харьковской губернии. Пг., 1917.

51. Лужецкая А.И. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., 1965.

52. Марисина И.М. Портрет и портретист в Петербургской и Лондонской Академии художеств во второй половине XVIII века // Русское искусство нового времени. Вып. 5. М., 1999. С.22-50.

53. Марисина И.М. К вопросу о русско-шведских художественных связях второй половины XVIII начала XIX века // Русское искусство нового времени. Вып. 8. М., 2004. С.71-93.

54. Михайлова А.Ю. Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII в. Автореферат. кандидата искусствоведения. М., 2003.

55. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

56. Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М. — Пг., 1913.

57. Мюллер А.П. К истории западного влияния в русском искусстве. Композиционные параллели в XVIII веке // Среди коллекционеров. М., 1924. № 1-2. С. 3-9.

58. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. Д., 1925.

59. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. JL, 1927. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. XVII -XIX век // Сост. Г.Б. Андреева. М., 1997.

60. Немецкая и австрийская живопись XVIII века. Из собраний московских музеев. Каталог выставки. М., 1996.

61. Немилова И.С. Французская живопись в Эрмитаже. Немилова И.С. Научный каталог. JI., 1982.

62. Немилова И.С. Собрание западноевропейской живописи. Французская живопись в Эрмитаже. Научный каталог. Т. X. JI., 1985. Немилова И.С. Французская живопись XVIII века в собрании ГЭ. Альбом. М., 1985.

63. Немилова И.С. Загадки старых картин. М., 1996. Нижнетагильский Государственный музей изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог / Сост. Э.П. Дистергафт. М., 1972. Нортон JI. Дж. Мир Гейнсборо. М., 1998.

64. Нотгафт Ф. Строгановский дворец музей. Краткий путеводитель. СПб., 1922.

65. Окуренкова Н.В. Екатерининские залы Таврической выставки // Пинакотека № 2. М., 1997.

66. Оленин А.Н. Краткое историческое свидетельство о состоянии Императорской Академии художеств. СПб., 1829.

67. Описание публичного собрания Императорской Академии художеств первого сентября 1808. СПб., 1809.

68. Опыт начертательных художеств в России. Сочинение Фиорилло // Художественная газета (СПб.). 1838. № 19-24.

69. Орест Кипренский: переписка. Документы. Свидетельства современников / Сост. Я. Брук и др. СПб., 1994.

70. Отечественная война и русское общество / Ред. А.К. Дживелегов, С.П. Мельгунов, В.И. Пичета. М., 1911. Т. 2.

71. Павловск. Императорский дворец. Страницы истории / Сост. Ю.В. Мудров. СПб., 1997.

72. Подмосковные села графа Д.Н. Шереметева. Село Кусково // Картинные галереи Европы. М., 1863. Ч. II. Познанский В.В. Архангельское. М., 1966.

73. Портрет в русском и западноевропейском искусстве / Сост. Г.С. Трифонова. Челябинск, 1995.

74. Портрет в европейской живописи. Выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина / Сост. И.Данилова, И.Кузнецова. М., 1975.

75. Преснова Н.Г. Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе «Кусково». Альбом-каталог. М., 2002.

76. Принцева Г.А. Декабристы в изобразительном искусстве. М., 1990. Произведения воспитанников Императорской Академии художеств, удостоенных наград. СПб., 1805

77. Прудник Д.А. Французские мастера-преподаватели Санкт-Петербургской Академии художеств во второй половине XVIII первойчетверти XIX века (по материалам РГИА) // Петербургские чтения / Ред. Т.А. Славина. СПб., 1996. С.113-115.

78. Ровинский Д.А. Н.А. Уткин. Его жизнь и произведения. СПб., 1884. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889.

79. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XV1-XIX веков. Т. 1,2. СПб., 1895.

80. Век Просвещения. Россия Франция. Русско-французские культурные связи в XVIII столетии / Ред. Г.Н. Комелова, И.Н. Новосельская. СПб., 1992.

81. Рош Д. Французское влияние на русскую художественную школу // Известия Академии материальной культуры. Вып. 123. Д., 1934. С.33-48.

82. Руднева Л.Ю. Жан Луи Вуаль в России. Диссертация. кандидата искусствоведения. М., 1994.

83. Русская акварель в собрании государственного Эрмитажа / Сост. Г.А. Принцева. М., 1988.

84. Русские императоры, немецкие принцессы / Сост. А. Данилова. М., 2002

85. Русские портреты XVIII-XIX столетий / Изд. вел.кн. Николая Михайловича. СПБ., 1905-1909. T.I-V.

86. Русский биографический словарь, издаваемый Императорским Русским историческим обществом. СПб., 1914.

87. Русский биографический словарь. Неопубликованные материалы в 8 т. / Сост. М.П. Лепешкин. Т. IV / Ред. тома С.В. Рождественский. М., 1999.

88. Русский классицизм второй половины XVIII- начала XIX века / Ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994.

89. Савинов А.Н. Иностранные художники в России. История русского искусства. Т.VII. М., 1961.

90. Савинская Л.Ю. Иллюстрированные каталоги частных картинных галерей во второй половине XVIII первой трети XIX века // Актуальные проблемы отечественного искусства. Межвузовский сборник. Вып., 1. М., 1990. С.49-65.

91. Савинская Л.Ю. Коллекционирование французской живописи в России второй половины XVIII — первой трети XIX в. (На материале частных коллекций). Диссертация. кандидата искусствоведения. М.,1991.

92. Сапрыкина Н.Г. Коллекция портретов собрания Ф.Ф. Вигеля. М., 1980.

93. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

94. Сведения о состоянии ученых обществ в России // Северный вестник. T.III. СПб., 1804.

95. Сияющая Россия. Каталог-путеводитель выставки / Сост. Г.С.Трифонова. Челябинск, 1999.

96. Соболева Т. Художественная коллекция Череповца // Московский журнал. М., 1993. № 8. С. 32-33.

97. Сомов А. Каталог картинной галереи императорской Академии художеств. СПб., 1874. Т. 2. Стина А.П. Кусково. М., 1930.

98. Страна живительной прохлады. Искусство стран северной Европы XVIII начала XX века из собраний музеев России / Ред. В.А. Мишин и др. М., 2001.

99. Трифонова Г.С. Русский портрет в собрании Челябинской областной картинной галереи // Музей № 9. М., 1988.

100. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.

101. Турчин В.С Александр Варнек. М., 1985.

102. Турчин B.C. Основные проблемы западноевропейского и русского искусства конца XVIII начала XIX века. Автореферат.доктора искусствоведения. М., 1989.

103. Унанянц Н.Т. Французская живопись в Архангельском: Альбом-каталог. М., 1970.

104. Ученая прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М., 2001.

105. Файбисович В. «.Был настоящим отцом великого семейства артистов и литераторов»//Наше наследие. М., 1999. №50-51. С. 134-139. Федотова Е. Ангелика Кауфман. М., 2004

106. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. М., 1979. Цвейг С. Мария Антуанетта. М., 1992.

107. Челябинская картинная галерея / Сост. Г.С. Трифонова. М., 2004. Шабалина Н.М. Забытые имена: Жан Лоран Монье в России // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1996. М., 1998. С. 405-421.

108. Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М., 1984.

109. Шульц С.С. Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки.1. СПб., 2004.

110. Bellier de la Chavignerie E. et Auvray L. Dictionaire general des artistes de l'ecole Fran9ais. P., 1885. Vol. II.

111. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs. P., 1976.

112. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs. P., 1999.

113. Boehn M. Miniaturen und Silhouetten. Munchen, 1917, 1918, 1925.

114. Bouchot H. La miniature franfaise. P., 1907. Vol.2.

115. Bouchot H. La miniature franfaise. P., 1910.

116. Bourgoing J. Die franzosische bildnisminiature. Vienne, 1928.

117. The British portrait 1660-1960 / ed. ву R. Strong. Woodbridge, 1996.

118. Bryan's dictionary of paintings and engravers / Revised and enlarged by

119. G.C. Williamson. L., 1903-1905. Vol. 3.

120. Catalogue de 1'exposition de Marie Antoinette et son temps / Par Bapst. G. P., 1894.

121. Catherine the Great and Gustav III. Helsinborg, 1999.

122. CHRISTI. Arts of France paintings, furnitures, carpets and porcelains. N.Y.2 November 2000.

123. Collections des Livrets des Anciennes expositions 1673-1800. P., 1870. De David a Delacroix. Catalogue de l'exposition. P., 1974. Darmon J.E. Dictionnaire des peintres in miniaturistes, sur velin, parchemin, ivoire et ecaille. P., 1924.

124. Demonts L. Catalogue de la donation Felix Doistau. Miniatures des XVIIIet XIX siecle. Musee du Louvre. P., 1922.

125. Deville E. Index du mercure de France. P., 1910.

126. Dictionnaire de Biographie Franfaise. Paris, 1956. Vol.7.

127. Dorbes P. Le portrait pendant la Revolution // Revue de l'art Ancien et

128. Moderne. Paris, 1907, Janvier-Juin. P.41-42.

129. Dumont-Wilden L. Le portrait en France. Bruxelles, 1909.

130. Dussieux L. Les artistes Fran?ais a 1'etranger. P., 1856.

131. Edwards E. Anecdotes of painters who have resided or been born in1. England. L., 1808.

132. Elisabeth-Louise Vigee Le Brun / Ed. ву J. Baillio. 1982.

133. European miniatures in the Metropolitan Museum of Art / By G.1. Reynolds. N.-Y., 1996.

134. Exposition de la miniature. Catalogue ge^rale. Bruxelles, 1912.

135. Florisoone M. La peinture Fran?aise le dix-huitieme siecle. P., 1948.

136. Foskett D. Miniatures. Dictionary and Guide. L., 2000.

137. Foster J. A dictionary of painters in miniatures. L., 1926.

138. French and British paintings 1600-1800 in the Art institute of Chicago.1. Chicago, 1996.1.ternational dictionary miniature painters, porcelain painters, silhouettists / By H.Blattel. Miinchen, 1992.

139. GarlickK. Sir Thomas Lawrence. Phaidon-Oxford. 1998. Gemalde in deutschen Museen / H.-F. Schweers. Miinchen, 1994. Vol. III. Grandjean S. Catalogue des tabatieres, boites et etudes des XXVIII et XIX siecle du musee du Louvre. P., 1981.

140. Graves A. Art sales from early in the XVIII century to early in the XX century. Vol. 2. L., MCMXXI.

141. Graves F. The Royal Academy of Arts. A complete dictionary ofcontributors and their works, from its foundation in 1769 to 1904. Vols. 3.1., 1905 (reprint — Wakefield — Bath, 1970).

142. Henry-Pierre Danloux. Peintre de portraits et son journal durant1.'emigration / Par le baron Roger Portalis. P., 1910.

143. Jaacks G. Gesichter und personlichkeiten. Hamburg, 1992.

144. Katalog der Alten Meister der Hamburger Kunsthalle. 1966.

145. Kiel. Katalog der Gemaldegalerie, Kiel, 1958.1. peinture fran9aise au Musee Pouchkine. Textes par E. Guerguievskaia et I. Kouznetsova. Leningrad, 1980.1.spinasse P. La miniature en France au XVIII siecle. Paris et Bruxelles, 1929.

146. Mauclair Histoire de la miniature Гёгшпте fran9aise. P., 1925. Maze-Sencier A. Le livre des collections. Paris, 1885. Mercure de France. P., 1787. № 9.

147. Miniaturen XVI-XIX Jahrhundert. Gemaldegalerie Berlin. Katalog. Berlin, 1996.

148. Miniatures sur ivoire. Musee du Louvre, Musee d 'Orsay / Par Pierrette J.-R. P., 1994.

149. Mireur H. Dictionnaire des ventes d'art saites en France et a l'etranger. P., 1911.

150. Montaiglon P. Proces-verbaux de TAcademie royal de peinture et de sculpture. P., 1889.

151. Musee du Prince Youssoupoff, contenant les tableaux, marbres, ivoires et porcelaines qui se trouvent dans son hotel de Son Excellence a St.-P6tersbourg. St.-Petersbourg, 1839.

152. Musee National du Chateau de Versailles. Catalogue des peintures / Par Claire Constans. P., 1980.

153. Moulin J. M Un portrait de J. L. Mosnier // La revue du Louvre et des musees de France. P., 1961. № 1. P.31-34. Oldenburg. Katalog der Gemaldegalerie, Munchen, 1966. Rapoport V.L. Arkhangelskoye M., 1984

154. Reau L. Catalogue de l'art fran?aise dans les musees russes. Paris, 1929. Reau L. Histoire de L'expansion de l'art fran?ais moderne. Le monde slave et l'Orient. P., 1924.

155. Reau L. Histoire de la peinture fran?aise au XVIII siecle. Paris et Bruxelles, 1926. Vol. 2.

156. Reau L. L'Europe fran?aise au siecle des Lumieres. P., 1938. Redgrave S. A dictionary of artists of the English School. L., 1878. Vol. 2. Reimers von H. L'Academie Imperiale des Beaux-arts a Saint-Petersbourg en 1807. P. 144.

157. Reynolds / Edited by Penny. N.Y., 1986.

158. Roberts W. Lady Callendar and son by J.L. Mosnier. L., 1920.

159. Roche D. A propos de I/exposition du XVIII siecle a la bibliotheque

160. Nationale // La chronique des Arts. P., 1906, № 6.

161. Roche D. J.L. Mosnier et ses portraits // Renaissance de l'art fran?aise etdes industries de Luxe. 1921.

162. Runge in seiner Zeit. Munchen, 1977.

163. Schidlov L. Die Bildnisminiatur in Frankreich im XVII, XVIII und XIX jarhundert. Wien und Leipzig, 1911.

164. Schidlov L. La miniature Europe aux XVI, XVII, XVIII und XIX siecle. Graz, 1964. Vol. 2.

165. St. Petersbourg um 1800 / Vorstand prof. B.Beits. Essen, 1990. Stroganoff. The Palace and Collections of a russian Noble Family / Hunter-Stiebes P. N.-Y., 2000.

166. The Dictionary of Art / ed. by J. Turner. L.,-N.Y. 1996. Vol. XXII. The Dictionary of portrait painters in Britain up to 1920. London, 1977. Thieme U., Becker F. Lexikon der Bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart. Bd. XXV. Leipzig, 1931.

167. Viollo F. Emplacements Actuels des Tableaux du Musee du Louvre // Bulletin de la societ(i de 1'histoire de l'art Franfaise. P., 1924. P. 273-352.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.