Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Галкина, Алла Ивановна

  • Галкина, Алла Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 240
Галкина, Алла Ивановна. Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Москва. 1999. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Галкина, Алла Ивановна

Оглавление

Введение

Глава I. История изучения наследия Н. И. Аргунова

1. Раннее творчество. (Конец 80-х — начало 90-х годов XVIII века)

2. Произведения 1790-х годов (Петербургский период)

1. Парадный портрет

2. Камерный портрет первой трети XIX века

3. Н. И. Аргунов — миниатюрист

Заключение

Сокращения, принятые в диссертации

Примечания

Список использованных источников и литературы

Приложение 2. Новые документальные источники и комментарии к ним

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века»

Введение

Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829) принадлежит к числу русских художников, в наши дни как бы заново открываемых, хотя его, конечно, нельзя отнести к малоизвестным. Портреты кисти Н. И. Аргунова давно украшают крупнейшие музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Сын и ученик Ивана Петровича Аргунова (1729—1802), выдающегося художника и педагога XVIII века, крепостной графа Н. П. Шереметева, современник Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина в конце XVIII — начале XIX столетия он считался популярным портретистом.

К 1950 годам назрела необходимость целенаправленного изучения малоизвестных художников, в том числе имеющих статус крепостных. Н. Р. Костикова одна из первых привлекла внимание к творчеству Н. И. Аргунова1. В 1960-х годах в многотомном академическом издании «Истории русского искусства» утвердилась научная значимость данной проблематики2. Впоследствии, появляется ряд исследований, посвященных художникам, чьё творчество ещё нуждается в осмыслении. Автору диссертации стала очевидной актуальность продолжения работы в данном направлении.

Результаты работ, посвящённых М. Л. Колокольникову, Е. Д. Ка-меженкову, Ф. А. Тулову, Григорию Островскому, Л. С. Мирополь-скому, служат надёжным подтверждением важности предпринятой работы3. Автор надеется, что обращение к творчеству Н. И. Аргунова дополнит представление о своеобразном развитии отечественной школы живописи на рубеже XVIII—XIX веков.

Несмотря на очевидный интерес со стороны исследователей, наследие Н. И. Аргунова, практически открытое к 1970 годам, ещё не

изучалось как полноценное и, несомненно, достаточно яркое явление своей эпохи. Накопленные в научной литературе материалы о Н. И. Аргунове требовали определённой систематизации и упорядочивания. Далеко не все проблемы решены и даже названы. Недостаточная освещённость различных аспектов способствовала тому, что приводимые в печати сведения нередко носили непоследовательный характер. Кроме того, ещё встречающийся взгляд на искусство крепостных как на явление обособленное претерпел на современном этапе значительные изменения, что должно существенно повлиять на методологический подход к изучению творчества Н. И. Аргунова. Деятельность художника, его работы следует рассматривать прежде всего в рамках русского искусства конца XVIII — первой трети XIX века в ряду других, совершенно разных по уровню мастеров.

Диссертация задумана как первое монографическое исследование о Н. И. Аргунове. Свою цель автор видит в том, чтобы по возможности полнее охарактеризовать обстоятельства жизни и своеобразие творчества мастера, сформулировать особенности его индивидуального стиля, определить место и вклад Н. И. Аргунова в художественный процесс эпохи.

Исходя из цели исследования, автор счёл необходимым решение ряда задач, которые ранее не были предметом специального анализа или рассматривались в ином контексте. К ним относятся: истоки творчества портретиста, вопрос о самостоятельности раннего периода, социальный статус художника из крепостных, историко-художественное окружение Н. И. Аргунова и взаимоотношения с искусством своего времени, эволюция художественного стиля мастера, поиск образности, специфика его камерного и репрезентативного портрета, а также миниатюры.

Объектом диссертационного исследования послужили произве-

дения Н. И. Аргунова, хранящиеся в музейных экспозициях и фондах Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХУ1Н века», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и других. Часть произведений находится в частных коллекциях и доступ к ним ограничен, либо отсутствует вовсе. Настоящее местонахождение трёх работ неизвестно до сих пор: «Портрет Н. П. Шереметева» (1798, Киевский музей русского искусства), «Портрет неизвестной» (1822, Киевский музей русского искусства)— были похищены из собрания в годы Великой Отечественной войны и «Портрет Д. Н. Шереметева в детстве» (1804). Самыми значительными собраниями произведений Н. И. Аргунова обладают три музея: Останкино (ММУО, 11), Государственный Русский музей (11), Государственная Третьяковская галерея (12).

Скудость сохранившихся документальных свидетельств о жизни и творчестве художника,— проблема с которой сталкивается практически каждый исследователь, обратившийся к русскому искусству XVIII — первой трети XIX столетия. Поднятая в диссертации тема, помимо осмысления уже накопленного в научной литературе материала, потребовала расширения документальной базы исследования. В процессе работы диссертантом были изучены письменные источники, хранящиеся в государственных и музейных архивах страны. Были использованы архивные документы Российского государственного архива древних актов (Москва), (отдел фондов поместных учреждений и вотчин, фонд Шереметевых, личный архив С. Д. Шереметева: переписка Н. П. Шереметева с родственниками, друзьями, повеления, переписка с управляющими Московской и Санкт-Петербургской канцеляриями).

Изученные нами материалы представляют собой коллекцию подлинных рукописных документов XVIII - начала XIX века и копии с документов, оригиналы которых хранятся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург). Копии снимал известный учёный-историк начала века С. Д. Шереметев, задавшийся целью соединить воедино весь семейный архив Шереметевых в Москве.

О широте задуманного им предприятия и научном подходе, говорит тот факт, что учёный кропотливо собирал все незавершённые, разрозненные и черновые рукописи графа Н. П. Шереметева, а при снятии копий избегал вольностей, вынося ставшие ему известными новые подробности определённого дела на отдельные листы, при необходимости снабжая их собственным комментарием.

Источники, хранящиеся в РГИА (Санкт-Петербург), были основательно проработаны нашими предшественниками — сначала В. К. Станюковичем (1920-е гг.), а затем Н. Р. Костиковой (1950—1970-е гг.). В 1990-х годах к ним вновь обращается В. А. Ракина. Результаты их известны по публикациям, посвящённым Н. И. Аргунову4.

Обращение в первую очередь к фондам РГАДА позволило автору диссертации обнаружить материалы, ещё не привлекавшие внимание исследователей. Среди документов следует особо выделить такие как: «Заметки» графа С. Д. Шереметева о «Иване Якимовиче», вариант рукописи «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова», никогда не публиковавшейся полностью, «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева к управляющему Алексею Агапову», «Заметка» неустановленного лица, дополняющего повествование «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова».

Нами изучались также фонды Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), научного архива Московского музея-усадьбы Останкино.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проводится комплексное монографическое исследование творчества Н. И. Аргунова, что стало возможным благодаря созданию свода произведений живописца. Для этого автору необходимо было решить ряд вопросов атрибуционного характера, освободить наследие Н. И. Аргунова от некоторых ошибочно приписываемых ему работ, уточнить датировки, местонахождение, историю ряда портретов, что нашло отражание как в тексте диссертации, так и в каталоге (см. Приложение 1), максимально полном на сегодняшний день. Кроме того, диссертанту потребовалось проследить связи Аргунова с искусством Москвы и Санкт-Петербурга исследуемого периода.

Работа такого плана предполагает комплексное исследование. Для решения поставленной цели был предпринят историографический, стилистический, технико-технологический анализ творчества Н. И. Аргунова. К особенностям построения диссертации относится выделение в рамках первой главы истории изучения наследия Н. И. Аргунова. Предпринятый впервые анализ литературы, даёт возможность наглядно представить картину изучения жизни и творчества Н. И. Аргунова, правомерность поднятой диссертантом проблематики.

Структура диссертации обусловлена принципом хронологического рассмотрения творчества Н. И. Аргунова. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка используемых источников и литературы. Приложение дано в двух частях. Первое представляет собой научный каталог произведений Н. И. Аргунова, как итог проведённого исследования. В нём нашли отражения результаты атрибуционных изысканий диссертанта. Второе, содержит новые документы, полностью не вошедшие в основной текст диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Галкина, Алла Ивановна

Заключение

Проведённое исследование позволяет подвести краткие итоги.

Рассмотрев довольно продолжительный (более 35 лет) творческий путь Николая Ивановича Аргунова, мы пришли к заключению, что регулирующая роль хозяина — графа Н. П. Шереметева, во многом предопределила судьбу художника. До двадцати трёх лет он занимался исключительно своим делом — живописью, впоследствии стал получать жалованье, плату за исполнение заказов. Хочется подчеркнуть, что Аргунов имел средства к существованию и в этом смысле почти не отличался от других живописцев. Он мог видеть в столице работы современных и старых западноевропейских мастеров, совершенствовать своё искусство в Эрмитаже. Вместе с тем, нельзя не учитывать негативные стороны его положения. Статус крепостного не позволил художнику учиться в Академии, а после освобождения ему пришлось завоёвывать официальное признание в обществе и Академии Художеств.

Основным учителем Н. И. Аргунова был его отец — И. П. Аргунов. От него художником были восприняты подход к натуре, отношение к цвету как основе декоративного построения полотна, понимание значения картины в интерьере, некоторые черты портретной концепции. Как и для отца, для Н. И. Аргунова характерно типичное для большинства русских художников этого времени предпочтение камерного портрета.

Уже ранние произведения портретиста (конец 1780-х — начало 1790-х гг.) свидетельствуют о самостоятельности, внутренней слаженности и целенаправленности мастерства. Ничего из заложенного в этот период не пропало даром впоследствии с постановкой новых задач, изменением мироощущения и эволюцией его стиля.

Портретная концепция Н. И. Аргунова относительно проста. Он почти не обращается к пейзажному фону, что бьгло свойственно сентименталистскому портрету. Образная концепция произведений Аргунова находится под влиянием изменений, происходивших в общественном сознании на рубеже веков, однако романтическое начало («романтизирующий реализм») подчинено у него строгой регламентации. В портретах Н. И. Аргунова нет оттенков меланхоличности и откровенно выраженной рефлексии.

Помимо отца, Н. И. Аргунов очевидно избрал своим «наставником» Д. Г. Левицкого. Художнику явно импонирует его живописная система и образная концепция. У них обнаруживается схожесть творческих устремлений, интерес к работам европейских мастеров. Вместе с тем, в наследии Аргунова фигурируют особенности, наглядно связывающие художника с традициями русской живописи XVIII века: технические приёмы, манера письма доличного, реминисценции стиля рококо.

С творчеством В. Л. Боровиковского Н. И. Аргунова связывают общность художественных идеалов конца XVIII — начала XIX века. Однако Аргунов пришёл к сентиментализму совершенно самостоятельно и не стал его последовательным сторонником.

Совершенно закономерным выглядит обращение Н. И. Аргунова к миниатюрному портрету. Резонирующие в нём композиционные решения камерньгх произведений художника, представления о декоративности и роли цвета, любовь к детализированной прописи «доличного» и приёмы письма короткими мазками, легко трансформирующимися в тонкую изящную пуантель, позволяют живописцу проявлять качества профессионального миниатюриста.

Изучение творческого пути Н. И. Аргунова показало, что он с самого начала формировался как столичный художник. «Петербургский» период пришёлся на самый плодотворный этап его жизни. Не связанный непосредственно с придворной культурой, живописец оказался в центре высокохудожественной среды, где органично сосуществовали мастера разного уровня.

Художественная концепция, прежде всего, проблематика камерного портрета Н. И. Аргунова близка к линии, представляемой М. Вельским, В. Родчевым, Л. Миропольским, Е. Камеженковым, П. Дрождиным, И. Смирновским, Ф. Туловым. Однако в портретном пространстве рубежа веков, по качественному уровню, широте типологических возможностей оно сопоставимо прежде всего с искусством Ф. А. Тулова.

Рассматривая роль Н. И. Аргунова в художественном процессе своего времени, автор проводит сопоставление произведений Ф. А. Тулова с работами Аргунова. Оно показывает, что при определённой близости портретной концепции и технике живописи, берущей истоки во второй половине XVIII века, Ф. А. Тулов отличается от него методами образной характеристики. Этот мастер более восприимчив к идеалам романтизма и стоит ближе к О. А. Кипренскому. С творчеством другого художника, близкого к нему по уровню Д. Н. Мыльникова, Н. И. Аргунова сближает манера письма «долич-ного» и общая декоративность, хотя Мыльников никогда не выходил за пределы свойственной его изображениям условности. Наследие этого живописца всё-таки полностью принадлежит к обширной линии «провинциальных» мастеров, сформировавшихся изначально вдалеке от центра. Единственным, в ком можно видеть непосредственно продолжение Н. И. Аргунова, был его ученик — миниатюрист Михаил Зацепин.

Рассматривая деятельность художника в рамках общей эволюции русской школы живописи конца XVIII — первой трети XIX века, автор приходит к выводу, что Н. И. Аргунов — яркая и до сих пор недооцененная по достоинству творческая личность.

Сокращения, принятые в диссертации

ГРМ

ГТГ

ГИМ

ММУО

Музей «Кусково»

Днепропетровск Музей Тропинина

Минск

РГАДА

РГИА

РГАЛИ

ГЭ

ВХНРЦ

ГМФ

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

Государственная Третьяковская галерея (Москва) Государственный Исторический музей (Москва) Московский музей-усадьба Останкино. Музей «Кусково» Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» (Москва). Днепропетровский художественный музей. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени (Москва). Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск).

Российский государственный архив древних актов (Москва).

Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург).

Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря (Москва) (ранее - ГЦХРМ, ГЦХНРМ) Государственный музейный фонд.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Галкина, Алла Ивановна, 1999 год

Список использованных источников и литературы Архивные источники

1. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4860. Л. 1-18. «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова» (из архива графа С. Д. Шереметева).

2. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4860. Л. 9. «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева».

3. РГАДА. Там же. Л. 11. Воспоминание о «Екимыче»

4. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4861. Л. 1.-2. Заметки С. Д. Шереметева «Иван Якимович» (два варианта).

5. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4860. 3 л. Рукопись С. Д. Шереметева «Останкино» (опись Останкинского дома, составленная опекунами графа Д. Н. Шереметева).

6. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 6483. 386 л. Переписка Н. П. Шереметева с управляющим Московской домовой канцелярией и другими лицами по хозяйственным вопросам. 1797 г.

7. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 6483. Л. 290-291. Повеление Алексею Агапову (о портретах Павла I и Н. П. Шереметева).

8. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4852. 101 л. «Записки о графе Николае Петровиче Шереметеве»— рукопись С. Д. Шереметева (1869 г.). Со слов актрисы Т. В. Шлыковой-Гранатовой и князя Н. А. Долгорукаго.

9. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4850. 85 л. Граф Н. П. Шереметев. Духовное завещание Н. П. Шереметева — разрозненные листы рукописи, с приложением.

10. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4858. 4 л. Рукопись графа С. Д. Шереметева. Отголоски XVIII века (из семейного архива).

11. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4832. 24 л. Переписка графа

Н. П. Шереметева с князем Петром Васильевичем Урусовым. 1797-1808 гг.

12. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4838. 9 л. Переписка графа Н. П. Шереметева (письма графу Н. П. Шереметеву с черновым ответом последнего).

13. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 4836. 67 л. Переписка графа Н. П. Шереметева с разными лицами за 1800—1802 год. (Лопухин, Кутайсов, Голицын, Куракин, Салтыков и др.).

14. РГАДА. Ф. 1287. ОП. 1. ЕД. ХР. 6484. 188 л. Донесения управляющего Московской домовой канцелиряей А. Агапова Н. П. Шереметеву. 1803 г.

15. РГАДА. Ф. 1239. ОП. 3. Ч. Ш. ЕД. ХР. 58263. 3 л. Дворцовый архив. О жалобе коллежского асессора Дункеля на притеснения придворного архитектора Бренна (1798 г.).

16. РГАЛИ. Ф. 1948. ОП. 1. ЕД. ХР. 77. 20 февраля 1973 года. 8 л. Сборник документов деятелей искусства. Безсонова Наталья Антоновна «Что я знаю о своих предках Аргуновых». Справка: Авторизованная машинопись.

17. РГАЛИ. Ф. 2075. ОП. 7. ЕД. ХР. 301. Л. 11. Акт оценки мина-тюры — погрудного портрета Н. П. Шереметева.

18. ММУО. Научный архив (далее Н. А.) 350. 60. Повеление Петербургской домовой моей канцелярии (далее Повеление) № 117. 1793. 17 ноября. Л. 139.

19. ММУО. Н. А. 346. 40. Повеление. 1794, 9 июня. Л. 20.

20. ММУО. Н. А. 346,16. Повеление. 1794, 19 июня. Л. 24.

21. ММУО. Н. А. 346,13. Повеление. 1794, 29 июня. Л. 28.

22. ММУО. Н. А. 346,21. № 65. 1794. 29 Ноября . Л. 169. Отписка Петра Александрова.

23. ММУО. Н. А. 346,47. № 4. 1795, 8 Января. Л. 9. Отписка Петра Александрова.

24. ММУО. Н. А. 346. Повеление. 1795, 8 марта. Л. 21.

25. ММУО. Н. А. 346,10. Повеление. 1794, 14 декабря. Л. 6. Петру Александрову.

26. ММУО. Н. А. 346,60. Повеление. 1795, 19 Апреля. Л. 36. Петру Александрову.

27. ММУО. Н. А 48, 14. Копия выписки из РГИА Ф. 1088. ОП. 3. ЕД.ХР. 1531. Л. 2. Письмо Н. И. Аргунова.

Книги

28. Автократова М. И., Буганов В. М. Сокровищница документов прошлого. М., 1986.

29. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975.

30. Алексеев А. Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. Спб., 1897.

31. Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964.

32. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1976.

33. Безсонов П. Прасковья Ивановна Шереметева. Её песня и родное её Кусково: Биографический очерк с портретом. М., 1872.

34. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. Спб., 1904.

35. Валицкая А. П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). Л., 1985.

36. Врангель Н. Н. Русский музей императора Александра III. Спб., 1908. Т. 1.

37. Врангель Н. Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. Спб., 1909. Октябрь.

38. Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

39. Голлербах Э. Ф. Портретная живопись в России. XVIII век. М.; П., 1923.

40. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

41. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

42. Елизарова И. А. Театры Шереметевых. М., 1944.

43. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 1951.

44. Жидков Г. В. Михаил Шибанов. Художник второй половины XVIII века. М., 1954.

45. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России (составление, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловие к разделам и примечания К. В. Малиновского). М., 1990.

46. Зингер Л. С. Очерки по теории и истории портрета. М., 1986.

47. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

48. Карев А. А. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М., 1989.

49. Коваленская Н. Н. История русского искусства Х\ТП века. М.; Л., 1940.

50. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

51. Коваленская Н. Н. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1962.

52. Коваленская Т. М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.

53. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX века. М., 1983.

54. Кузнецов Я. Крепостные мастера — создатели Останкинского дворца-музея. М., 1951.

55. Кузнецов Я. Крепостные мастера. М., 1953.

56. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII - начало XIX века). М., 1983.

57. Лапшина Н. П. Фёдор Степанович Рокотов. М., 1959.

58. Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII века. М., 1963.

59. Лебедев А. В. Русская живопись XVII века. Л., 1928.

60. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). С.- П., 1994.

61. Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с ХУ1П по начало XIX века. М., 1965.

62. Молева Н. М., Белютин Н. Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956.

63. Молева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735—1822. М., 1980.

64. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1991.

65. Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет её существования. Ч. 1—3. Спб., 1864-1866.

66. Познанский В. Таланты в неволе: Очерки о крепостных архитекторах, художниках, М., 1962.

67. Пыляев М. И. Старый Петербург. Спб., 1889.

68. Пыляев М. И. Старая Москва. Спб., 1891.

69. Сарабьянов Д. В. Орест Адамович Кипренский. Л., 1982.

70. Сарабьянов Д. В. Русская школа живописи XIX века среди европейских школ. М., 1980.

71. Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795. М., 1974.

72. СелиноваТ. А. Иван Петрович Аргунов. 1727-1802. М., 1973.

73. Сидоров А. А. Русские портретисты XVIII века. М.; П., 1923.

74. Станюкович В. К. Семья Аргуновых. Л., 1928.

75. Станюкович В. К. Крепостные художники Шереметевых. К двухсотлетию со дня рождения Ивана Аргунова. 1727—1927.: Записки историко-бытового отдела ГРМ. Л., 1928. Т. 1.

76. Турчин В. С. Орест Кипренский. М., 1975.

77. Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки. М., 1981.

78. Турчин В. С. Александр Григорьевич Варнек. 1782—1843. М., 1985.

79. Целищева Л. И. Степан Семёнович Щукин. 1762-1828. М., 1979.

80. Шереметев С. Д. Столетние отголоски. 1801. М., 1901.

81. Шереметев С. Д. Столетние отголоски. 1803. М., 1903.

82. Эфрос А. М. Два века русского искусства. М., 1969.

Статьи

83. Алексеева Т. В. Новое о Ф. С. Рокотове // Русское искусство

XVIII века: Материалы и исследования / Под ред. Т. А. Алексеевой. М., 1968. С. 275-287.

84. Вдовин Г. От личного к личному. К проблеме эволюции психологической проблематики русской портретописи XVIII — начала

XIX века // Вопросы искусствознания. М., 1993. № 4. С. 5-48.

85. Вдовин Г. «Писано имяреком...» Рождение автора в русской

портретописи XVIII века // Вопросы искусствознания. М., 1995. № 1-2. С. 249-273.

86. Вдовин Г. «Не всё золото, что блестит» или «Живой труп». Заметки о риторическом эффекте в русской культуре ХУ1П — начала XIX века // Вопросы искусствознания. М., 1995. № 1-2. С. 290-316.

87. Вейнер П. Жизнь и искусство в Останкино // Старые годы. 1910. Май-июнь.

88. Виннер А., Лактионов В. Техника живописи Н. И. Аргунова // Искусство. М., 1962. № 2. С. 58-63.

89. Врангель Н. Н. Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство. М., 1905. № 5. С. 110-142.

90. Врангель Н. Н. Новые приобретения Русского Музея императора Александра III // Старые годы. 1908. С. 344—345.

91. Врангель Н. Н. Помещичья Россия // «Венок мёртвым». Художественно-исторические статьи. Спб., 1913. 187 с.

92. Дедюхина В. С. К вопросу о роли крепостных в строительстве дворянской усадьбы (на примере Кускова и Останкино) // Вестник Московского университета. Сер. История. 1981. № 4. С. 83—93.

93. Дмитриев Всеволод. Неуклюжие ученики (По поводу некоторых русских картин из собрания В. Б. Хвощинского). Пг., 1917. № 4-5. С. 5-11.

94. Евангулова О. С. Русский портрет ХУШ века и проблема «россики» // Искусство. 1986. № 12. С. 58-61.

95. Евангулова О. С. О некоторых итогах развития русского искусства в ХУШ веке. К проблеме специфики художественного самочувствия // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сб. ст. / Ред.— сост. И. В. Рязанцев. М.,: Изд-во НИИ тео-

рии и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, 1997. Вып. 3. С. 62-75.

96. Евангулова О. С., Карев А. А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Московского университета. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77.

97. Карев А. А. О специфике творческого метода художника-миниатюриста XVIII века (на материале работ А.- X. Ритта) //Актуальные проблемы отечественного искусствознания: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1990. С.

98. Карев А. А. Портрет церковного иерарха в русской живописи XVIII века. К вопросу о сословном идеале в искусстве // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сб. статей. / Ред.— сост. И. В. Рязанцев. М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, 1997. Вып. 3. С. 5-19.

99. Карев А. А. Портретное мастерство Рокотова // Искусство. 1986. № 9. С. 58-65.

100. Костикова Н. Р. Николай Аргунов (К 180-летию со дня рождения // Искусство. 1951. № 3. С. 68-76.

101. Костикова Н. Р. Новое об «Амуре» Николая Аргунова // Искусство. 1973. № 3. С. 68-69.

102. Котельникова И. Г. О творческой биографии малоизвестного русского портретиста XVIII в. М. Л. Колокольчикова. На материалах советских музеев // Музей 5. 1984. С. 79—94.

103. Лебедев А. В. О русском провинциальном портрете второй половины XVIII века // Искусство. 1982. № 4. С. 54-61.

104. Ломизе И. Е. Изучение техники живописи при экспертизе и атрибуции (на примере произведений Ф. Рокотова и П. Ротари) // Русская живопись XVIII века. Исследования и реставрация: Сб., научных трудов. М., 1986. С. 49-53.

105. Ломизе И. Е. Опыт систематизации результатов технологических исследований для решения проблемы ориганал — вторичное произведение в живописи. Экспертиза художественного произвде-ния // Сборник научных трудов. М.: Изд-во МК РСФСР и ВХНРЦ. 1988. С. 11-15.

106. Ломизе И., Иванов В. О технике портретной живописи Николая Аргунова // Художник. 1973. № 7. С. 57-60.

107. Маркина Л. Портреты из Парижа // Наше наследие. 1990. № 1. С. 7-11.

108. Медведкова О. А. Русский парадный портрет рубежа XVIII — XIX веков (к вопросу трансформации образа) // Актуальные проблемы отчественного искусствознания: Межвузовский сборник. М., 1990. С. 37-48.

109. Моисеева С. В. Новое о Л. С. Миропольском // Государственный Русский музей: Тезисы конференции, научно-исследовательская работа за 1990 г. М., 1991. С. 13—14.

110. Островский Г. С. Об истоках школы Венецианова // Художник. 1979. № 1. С. 46-53.

111. Островский Г. С. Портрет в городском народном искусстве // Искусство. 1979. № 7. С. 62-69.

112. Островский Г. С. Из истории русского городского примитива второй половины XVIII—XIX века // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего Времени. М., 1983. С. 78-104.

113. Перевезенцева Н. А. Детский портрет в живописи XIX века. Дидактика и мифология // Забелинские научные чтения. Год 1994. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 98. С. 77-88.

114. Преснова Н. Г. Творчество Леонтия Семёновича Мирополь-

ского // Памятники культуры. Ежегодник. 1989. М., 1990. С. 300-311.

115. Преснова Н. Г. Художник школы Левицкого // Художник. М., 1988. № 12. С. 39-44.

116. Преснова Н. Г. Портретная галерея графов Шереметевых в усадьбе Кусково (проект реконструкции и новые материалы) // Частное коллекционирование в России. ГМИИ им. А. С. Пушкина: Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1994». М., 1995. Вып. XXVII. С. 32-44.

117. Поспелов Г. Г. Русский интимный портрет второй половины XVIII — начала XIX века // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования / Под ред. Т. А. Алексеевой. М., 1968. С. 237-254.

118. Радченко Ю. Российский итальянец Сальватор Тончи // Панорама искусств. М., 1986. Вып. 9. С. 231-248.

119. Ракина В. А. Шереметевы — собиратели западноевропейской живописи // Частное коллекционирование в России. ГМИИ им. А. С. Пушкина: Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1994». М., 1995. Вып. XXVII. С. 20-31.

120. Ромм М. Русская портретная миниатюра // Художник. 1979. № 8. С. 36-39.

121. Ромм М. Пётр III для «Жалованного перстня». Русская портретная миниатюра в частных собраниях // Мир музея. М., 1993. Май-июнь. № 3. С. 38-43.

122. Руднева Л. Ю. Комиссионерская деятельность Жана Луи Ву-аля в России // Частное коллекционирование в России. ГМИИ им. А. С. Пушкина: Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1994». М., 1995. Вып. XXVII. С. 86-91.

ловины XIX веков в Останкино // Новые материалы по истории русской культуры: Сб. трудов. М., 1987. С. 195-224.

124. Руднева JI. Ю. Исчезнувший портрет работы Ж.- JI. Вуаля и иконография Павла I // Забелинские научные чтения. Год 1994-й. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 98. С. 64-76.

125. Руднева Л. Ю. О творческом методе Ж.- Л. Вуаля на рубеже 1780—1790-х годов // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сб. ст. / Ред.- сост. И. В. Рязанцев. М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, 1997. Вып. 3. С. 20—36.

126. Савинов А. Н. С. С. Щукин и портретисты 1790-х годов // История русского искусства. М.: Изд-во АН СССР. 1961. Т. 7. С. 143-161.

127. Савинов А. Н., Коваленская Н. Н. В. А. Тропинин и портретисты начала XIX века // История русского искусства. Кн. 1.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 8. С. 514-562.

128. Сарабьянов Д. В. К проблеме сравнительного изучения русской и западноевропейской живописи // Художник. 1975. № 7. С. 62-67.

129. Сарабьянов Д. В. Некоторые методологические вопросы искусствознания в ситуации исторического рубежа // Вопросы искусствознания. М., 1995. № 1-2. С. 5-15.

130. Селинова Т. А. Портрет историка Н. Н. Бантыш-Каменского работы крепостного художника Н. И. Аргунова // Ежегодник Государственного Исторического музея. 1963—1964. М., 1966. С. 143-151.

131. Селинова Т. А. Образ крепостной актирсы // Художник. М., 1966. № 7. С. 46-48.

132. Яблонская Т. В. Классификация портретного искусства в России XVIII в. / К проблеме национальной специфики русской живописи // Проблемы истории СССР. М., 1977. Вып. VI. С. 98-100.

133. Яблонская Т. В. Костюмированный портрет в системе жанров русской живописи XVIII века // Советское искусствознание — 76. М., 1977. Вып. 2. С. 134-150.

Диссертации

134. Руднева JI. Ю. Жан Луи Вуаль в России. Канд. дис. М., 1994.

135. Яблонская Т. В. Классификация портретного жанра в России XVIII в. (К проблеме национальной специфики). Канд. дис. М., 1978.

Каталоги музеев, художественных выставок, альбомы

136. Каталог выставки портретов, устроенной в 1868 году Обществом любителей художеств трудам секретаря Общества С. Панина. М., 1868.

137. Петров П. Н. Каталог исторической выставки русских портретов известных лиц XVI—XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художников. Спб., 1870.

138. Московски Главный архив Министерства иностранных дел. Портреты и картины, хранящиеся в нём. М., 1998. Вып. 1.

139. Врангель Н. Н. Подробный иллюстированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700—1858): Изд-во Общества Синего Креста. Спб., 1902.

140. Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусства,

140. Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение.

141. Дягилев С. П. Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. Спб., 1905.

142. Исаков С. К. Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись. Пг., 1915.

143. Государственная Третьяковская галерея. У истоков русской живописи. Каталог выставки в ознаменование двухсотлетия со дня основания Академии наук СССР. М., 1925.

144. Каталог выставки работ крепостного художника Н. И. Аргунова и его учеников. Останкинский дворец-музей творчества крепостных / Сост. Н. Р. Костикова. М., 1950.

145. Русская живопись в музеях РСФСР. М.; Л., 1955-1964. Вып. 1-13.

146. Выставка портретов русских художников XVIII — первой трети XIX в. Останкинский дворец-музей. Каталог / Авт.— сост. Н. Р. Костикова. М., 1964

147. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог. М., 1975.

148. Государственный Эрмитаж. Памятники русской художественной культуры / Авт.— сост. 3. А. Бернякович и др. Вст. ст. Г. Н. Ко-меловой и В. Н. Васильева. М., 1977.

149. Михайлова К. В., Смирнов Г. В. Живопись XVIII — начала XIX века. Из фондов Государственного Русского музея. Альбом, М., 1978.

150. Кулаков В. А. Николай Аргунов. Альбом / Предисловие М. В. Алпатова. М., 1975.

151. Михайлова КВ., Смирнов Г. В. Портретная миниатюра из

152. Государственный Русский музей. Живопись XVIII — начала XX века. Каталог. Л., 1980.

153. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи

XVIII - начала XX века (до 1917 года). М., 1984.

154. Воронежский областной музей изобразительного искусства. Каталог / Сост. Е. А. Резникова. М., 1984.

155. Русский портрет XVIII—XIX веков из собрания Останкинского дворца-музея в Москве. Саратовский государственный музей имени А. А. Радищева. Каталог выставки. Саратов, 1987.

156. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII — начала XX века. Альбом. Л., 1988.

157. Николай Николаевич Мыльников — русский портретист

XIX века. Каталог выставки / Авт. вст. ст. Н. О. Коновалова, Л. В. Гельенек, С. В. Ямщиков. Сост. H. Н. Гончарова, Н. А. Пере-везенцева, Т. Ю. Воробьёва и др. М., 1989.

158. Фёдор Андреевич Тулов — русский портретист XIX века. Каталог выставки / Авт. вст. ст. С. В. Ямщиков, И. Г. Котельникова, С. И. Горелова и др. Сост. H. Н. Голяндина, H. Н. Гончарова, С. И. Горелова и др. М., 1989.

159. Детский портрет в русской живописи XVTII — начало XX века. Альбом /Авт.- сост. Г. Н. Голдовский. Л., 1991.

160. «Для памяти потомству своему...» / Народный бытовой портрет в России. Альбом / Авт.- сост. H. Н. Гончарова, Н. А. Пе-ревезенцева и др. М., 1993.

161. Русский портрет XVIII—XIX веков. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог /Авт.- сост. В. А. Ракина. М., 1995.

162. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Каталог: В 2 т. Минск., 1995. Т. 1.

163. Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки 850-летию Москвы посвящается, июль-сентябрь 1997. ГТГ / Авт.- сост. О. А. Ал-ленова, Г. Б. Андреева и др. М., 1997.

Справочная и библиографическая литература

164. Указатель находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имён художников и предметов. Спб.: Изд-во Е. Фишера, 1842.

165. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX вв. Спб., 1895. Т. 1-11.

166. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Спб., 1886-1889. T. I-IV.

167. Собко Н. П. Словарь русских художников... с древнейших времён до наших дней (XI-XIX вв.). Спб., 1833-1899. T. I—III.

168. Юндолов А. Е. Указатель к сборнику материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования. Спб., 1887.

169. Успенский А. И. Словарь художников в XVIII веке, писавших в императорских дворцах, М., 1913.

170. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. Спб., 1914.

171. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб. 1890. Т. 1.

172. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. М., 1970. Т. 1.

173. Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon der Bildender Künstler von der Antike bis zur Cegenwart... Band 2. Leipzig, 1940.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.