Жанр картин и сцен в творчестве А.Н. Островского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Чайкина, Татьяна Васильевна

  • Чайкина, Татьяна Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, ШуяШуя
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 192
Чайкина, Татьяна Васильевна. Жанр картин и сцен в творчестве А.Н. Островского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Шуя. 2011. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чайкина, Татьяна Васильевна

Содержание

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Художественное своеобразие пьес-картин А. Н. Островского

1.1. «Семейная картина»: от прозаических опытов к драме

1.2. Специфика жанра «картин московской жизни» «Не сошлись характерами!»

1.3. Жанровые особенности пьес Островского бальзаминовского цикла

1.4. Жанрово-композиционные особенности пьесы-картины «Старый друг лучше новых двух»

1.5. «Шутники» А. Н. Островского как пьеса-картина

1.6. Картина народной жизни XVII века в пьесе «Воевода»

ГЛАВА ВТОРАЯ

Специфика жанра сцен в творчестве А. Н. Островского

2.1. «Утро молодого человека» - первый опыт Островского в создании пьесы-сцены

2.2. Картина усадебного быта в «сценах из деревенской жизни» «Воспитанница»

2.3. Игра как источник комедийного начала в пьесе-сцене «Тяжёлые дни»

2.4. «Сцены из московской жизни» Островского «Пучина» как драма-повесть

2.5. Жанрово-композиционные особенности «сцен из московской жизни» «Не всё коту масленица»

2.6. Специфика жанра «сцен из жизни захолустья» Островского «Поздняя любовь» и «Трудовой хлеб»

2.7. Жанровое своеобразие «семейных сцен» «Не от мира сего»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр картин и сцен в творчестве А.Н. Островского»

Введение

Содержание научной проблемы и её актуальность. С возрастанием значения России и русской литературы в мире повышается интерес к личности и творчеству А. Н. Островского, уникального художника - исследователя русской жизни.

Сейчас, когда большой коллектив учёных работает над созданием «Энциклопедии А. Н. Островского», активизировалась работа над малоизвестными сторонами творческого наследия великого драматурга. В частности, выяснилось, что недостаточно изучены переводы Островского с английского, итальянского, французского и других языков; до недавнего времени не были изучены его оперные либретто1; не была исследована проблема взаимодействия творчества Островского с кинематографией и т. д. Чрезвычайно мало внимания уделялось и жанрам картин и сцен в драматургии автора.

В науке об Островском не раз отмечалось об особом жанровом мышлении автора, драматург по праву признавался «великим мастером русского 2

жанра».

Творческое наследие Островского насчитывает 47 пьес, каждая из которых отличается не только особенностями содержания, конфликта, но и наделена определённым жанровым своеобразием. Вслед за названием Островский всегда указывал жанровый подзаголовок своим пьесам. В 1847 -1866 годы он создаёт 23 пьесы, 7 из которых названы комедиями, 1 - народной драмой, 2 -драмами, 1 - сценой, 1 - драматическим этюдом, остальные озаглавлены сценами или картинами из московской жизни, 1 - сценами из деревенской жизни. В следующий период творчества драматург, кроме пьес на историческую тему (3-х драматических хроник, 2-х комедий и драмы), выпускает 16 комедий, 1 - драму, 1 - весеннюю сказку и 3 пьесы, обозначенные сценами (2

1 См.: Рахманькова Е. А. Жанр оперного либретто в творчестве А. Н. Островского. Автореферат дис... канд. филол. наук. - Иваново, 2009.

2 Штейн А. Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. - М., 1973. - С. 21.

- сцены из жизни захолустья и 1 - семейные сцены). Различные варианты авторских определений жанра убеждают, что жанровый подзаголовок имел конкретное назначение и определённую цель при создании того или иного произведения.

«Выбирая жанр, художник определяет то, как он видит ту жизнь, которую он намерен изобразить в спектакле»1. И жанр воспринимается своеобразным выражением взгляда драматурга на изображаемую в пьесе жизнь, определённый угол зрения его на воплощаемое жизненное явление.

Свою драматургическую деятельность Островский начал с жанра картины, написав одноактную пьесу «Семейная картина». Вслед за ней автор создаёт «картины московской жизни»: «Не сошлись характерами!», «Праздничный сон - до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Старый друг лучше новых двух», «Шутники», а также перерабатывает текст комедии «Воевода» в «картины из народной жизни XVII века». В течение всей своей творческой деятельности Островский пишет и пьесы-сцены: «Утро молодого человека», «сцены из деревенской жизни» «Воспитанница», «сцены из московской жизни» «Тяжёлые дни», «Пучина», «Не всё коту масленица», «сцены из жизни захолустья» «Поздняя любовь» и «Трудовой хлеб», «семейные сцены» «Не от мира сего».

У Островского картины и сцены не были единичным явлением, и, как мы видим, в этих жанрах он работал очень плодотворно, создавая произведения, дающие безграничные возможности для театра, способствующие развитию актёрского искусства, обогащению выразительных сценических средств. Как отмечает Н. Г. Михновец, «бытовая драма Островского внесла в театральное искусство новые представления о связи сцены и жизни, героя и обстановки, героя и его костюма»2. Быт, столь привлекающий автора, предстаёт в пьесах Островского «во внешнем формальном сочетании пластически-живописного характера: в гармонии красок, линий, в симметрии и прочих не-

1 Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. - Спб., 2004. - С. 150.

2 Михновец Н. Г. А. Н. Островский и Александринский театр // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2010. - С. 217.

замысловатых, чисто эстетических сочетаниях»1.

В 1876 году, работая над комедией «Правда хорошо, а счастье лучше», задуманной изначально как «сцены», Островский в письме к Ф. А. Бурдину отмечал: «... это не комедия, а сцены из московской жизни, и я им большой важности не даю»2. Очевидно, под «важностью» автор подразумевал, главным образом, строгое следование законам драматургической формы, но отнюдь не её качество.

Картины и сцены были для Островского особым жанром. Из некоторых его суждений конца 1870-80-х годов становится ясно, что данное обозначение указывает, главным образом, на определённый тип сюжетной композиции: «...это сцены, и потому сценариум для них не важен; был бы материал, а там уж сладить немудрено» (XI, 658), - писал Островский 15 сентября 1879 года о пьесе Н. Я. Соловьева «Прославились!».

Работа Островского над созданием пьес-картин и пьес-сцен способствовала развитию этих жанров, их изучение обогащает представление не только

0 драматургическом мастерстве автора, но и о жанровом богатстве русской драматургии.

Островский был не первым, кто обратился к созданию произведений в жанрах картин и сцен. Так, рецензент журнала «Атеней» в 1859 году отметил: «Замечаете ли, как часто в нашей современной литературе появляются драматические произведения? Комедии, сцены, картины, драмы так и мелькают перед вашими глазами»3.

Ко второй половине XIX века пьесы-картины и пьесы-сцены становятся довольно заметным явлением. Уже в 20-е годы XIX века появляются «летняя сцена из русского быта» «Ночное» и «зимняя сцена из русского быта» «Святки» М. А. Стаховича, В 40-е годы драматические отрывки и отдельные сцены создаёт Н. В. Гоголь («Утро делового человека», «Лакейская» и др.); И. С.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С. 94.

2 Островский А. Н. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 11. - М., 1979. - С. 531. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страниц.

3 Некрасов Н. П. Сочинения А. Островского, 2 тома. - Спб., 1869 // Атеней. - 1859. -42,- Апр. - № 8. - С. 458.

Тургенев пишет «сцены из петербургской жизни молодого дворянина» «Безденежье», «сцены» «Разговор на большой дороге» и «Вечер в Сорренте»; Н. А. Некрасов «деревенскую сцену» «Осенняя скука», «водевильные сцены из журнальной жизни» «Утро в редакции». В 1854 году выходит комедия в трёх действиях А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», затем драма в пяти действиях «Дело» (1861) и комедия-сатира в трёх действиях «Смерть Тарелкина» (1868), которые драматург объединил общим заголовком «Картины прошедшего». И. Ф. Горбунов в 1867 году выпускает «Сцены из народного быта». Создаёт произведения в жанре сцен и М. Е. Салтыков-Щедрин («провинциальные сцены» «Просители»), и Ю. Ладыженский («сцены из простонародного быта» «Сельский трактир») и др.

Примечательно, что картины и сцены не были одинаковы по своему содержанию и драматическим особенностям. Одну группу составляли пьесы, тяготеющие к анекдоту, в основе которых лежал забавный случай, происшествие, недоразумение, что было сродни поэтике водевиля. Другие картины и сцены приближались к бытовой зарисовке, к этнографическому этюду, к тому, что ещё в 40-е получило название «физиологического очерка»1.

По сей день, поскольку для картин и сцен не существует чётких жанровых критериев, они нередко отождествляются. По характеру развязки пьесы-картины и пьесы-сцены относят к традиционным драматургическим видам. И до настоящего времени типологические признаки этих жанров оказались не выявлены.

Краткая информация о том, что такое картины в драматургии, содержится в «Словаре театра» П. Пави, переведённом с французского языка, где отмечено, что всякий автор пьес-картин «разлагает длительность, предлагает фрагменты одного прерывающегося времени», «ему интересны разрывы действия», «вместо драматического движения он избирает фотографическое

1 См. об этом: История русского драматического театра: В 7 т. Т. 5 / Под ред. Ю. А. Дмитриева, Е. Г. Холодова и др.- М., 1980. - С. 59.

фиксирование сцен»1. Картина драматургу даёт «необходимые рамки для социологического исследования или жанровой живописи»2.

В работах русских учёных по теории драмы картины и сцены не рассматриваются в качестве самостоятельных, полноценных драматургических жанров, исследователи не ставят их в один ряд с классическими жанровыми видами.

Сказанным определяется актуальность избранной темы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые обстоятельно анализируются пьесы Островского с жанровыми подзаголовками «картины» и «сцены», их поэтика, система образов. Впервые в научный оборот вводятся малоизвестные критические высказывания 2-ой половины XIX века о пьесах-картинах и пьесах-сценах автора, а также архивные материалы.

О творчестве Островского накопилась богатая исследовательская литература, но о драматических особенностях пьес-картин и пьес-сцен автора сказано крайне мало. Произведения эти выходили одновременно с крупными комедиями, драмами автора и зачастую вызывали неодобрительные оценки критики, оставались в стороне от внимания исследователей времён драматурга. За пьесами Островского в жанрах картин и сцен несправедливо закрепилось мнение, что они создавались автором в моменты отдыха от серьёзной работы и являлись всего лишь набросками, штрихами к его будущим сильным пьесам, что Островский здесь только намечал темы, разрабатывал мотивы, не заботясь о качестве драматургической техники.

«Что это значит? что такое сцена, картина в драматическом искусстве? То же что этюд, эскиз, студия в живописи. Обозначая так свои последние пьесы, г. Островский как бы предупреждает зрителя или читателя, чтоб он не ждал от него произведения законченного, вполне продуманного и доделанного, а относился к нему с нетребовательностью, с какой смотрят на набросок,

1 Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. / Под ред. К. Э. Разлогова. - М., 1991. - С. 138.

2 Там же.

на опыт»1, - пишет рецензент «Московских ведомостей» Посторонний (Л. Н. Антропов), отказывая в возможности рассматривать картины и сцены в ряду «капитальных» пьес драматурга.

Среди критических откликов и рецензий на пьесы-картины и пьесы-сцены Островского выделяются работы П. Д. Боборыкина, подметившего, что в произведениях этих жанров в наибольшей степени «проявляется "повествовательно-бытовой" характер пьес Островского, нарушены жанровые границы комедии и драмы»2.

Среди исследований, в которых в той или иной степени обращается внимание на жанровую специфику картин и сцен Островского, стоит назвать прежде всего труды А. И. Ревякина, который справедливо связывает попытку создания драматургом этих пьес со стремлением Островского «к верному изображению жизненного процесса в присущих ему противоречиях»3. Однако здесь же исследователь отмечает, что «любая пьеса Островского, как бы она не называлась, даже картинами или сценами, несёт в себе определённый ведущий конфликт - комедийный, драматический, трагедийный и т. д.»4, что приводит Ревякина к интерпретации пьес-картин и пьес-сцен автора как произведений традиционных жанров драматургии.

Употребляя термин «сцены», «картины», как отмечает А. Л. Штейн, Островский освобождал себя от необходимости строго следовать законам жанра: «Сама действительность подсказывала драматургу некоторые особенности сценической формы, приближающие комедию к драме. Сюда относится возросшая необходимость обрисовывать обстановку, живописать нравы и быт»5.

В статье М. П. Алексеева «Пейзаж и жанр у Островского», где раскрываются свойства Островского-жанриста, оказавшего влияние на русскую жи-

1 Критическая литература о произведениях А. Н. Островского / Сост. Н. Денисюк. Вып. 4. - М., 1906. - С. 7.

2 Хромова И. А. Островский А. Н. в русской критике 1870 - 1880 годов (П. Д. Боборыкин) // А. Н Островский в движении времени. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. - С. 57.

3 Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. - М., 1974. - С. 193.

4 Там же.-С. 193.

5 Штейн А. Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского... - С. 392.

вопись (Маковского, Федотова, Пукирева, Перова), а также влияние эпической литературы на творчество драматурга, исследователь делает вывод, что картины и сцены автора представляют собой «кусок жизни», перенесённый на бумагу и зафиксированный, главным образом, в своей речевой стихии1. Именно такими «кусками», по мнению Алексеева, являлись рассказы Горбунова, Стаховича, Кокорева, друзей Островского по кружку молодого «Москвитянина», той литературной среды, в атмосфере которой рос и креп талант будущего драматурга.

Е. Г. Холодов утверждает, что, называя пьесы картинами и сценами, «драматург не только уклонялся от точного жанрового определения (комедия, драма), но и как бы уславливался с публикой (и с критикой), что на этот раз предлагает не полновесную пьесу, а всего лишь "сцены", не претендующие на особую целостность и сюжетную стройность» (IV, 468).

Отграничивает пьесы-картины и пьесы-сцены Островского от других произведений автора Б. В. Алперс, отмечая: «Пьесы эти не укладываются в границы, казалось бы, прочно установленные тогдашними теориями драмы. Островский вырабатывает для них необычную в драматургии того времени композиционную форму. Это "сцены" или "картины из московской жизни", а иногда "из жизни захолустья"» . Исследователь обращает внимание на эпическое начало картин и сцен, называя их «повестями в драматической форме, с ослабленной интригой и приглушёнными конфликтами»3. Повествовательный приём в построении драматического действия, по мнению Алперса, станет одной из важнейших примет чеховской драмы4.

Проводя границу между пьесами Островского с чёткой интригой, интенсивным развитием действия, относительно сокращённой экспозицией и картинами и сценами, Г. И. Пирогов верно полагает, что в пьесах с жанровыми подзаголовками «картины» и «сцены» действие начинается до поднятия за-

1 Алексеев М. П. Пейзаж и жанр у Островского // Островский А. Н. Сборник статей / Под ред. Б. В. Варнеке. -Одесса, 1923.-С. 135.

2 Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. Театральные монографии - М., 1997. - С. 499.

3 Там же. - С. 500.

4 Там же.-С. 500-501.

навеса. «Посетителя театра присутствуют лишь при продолжении действия. Важное событие подготавливается так, что о нём осведомлены зрители, но оно неизвестно ряду действующих лиц. Неожиданное для персонажей действие буквально назревает. Известие о нём, услышанное персонажами, буквально ошеломляет их»1. На протяжении спектакля зрителю откроется вся жизнь главного героя, его прошлое, настоящее и частично будущее, что характерно для эпических произведений.

Долгое время жанры картин и сцен не разграничивали. Впервые это сделала А. И. Журавлёва, справедливо утверждая, что между картинами и сценами, которые она признаёт самостоятельными драматургическими жанрами, существует определённое различие. Сценами она называет «ряд эпизодов, выхваченных из общего потока жизни и представляющих крутые, поворот-

г}

ные моменты в судьбах персонажей» , к картинам Журавлёва относит пьесы с завершённой фабулой, дающие зрителю возможность «словно под лупой рассмотреть детали московской жизни, частности, ускользающие от более общего, укрупняющего масштаб взгляда комедии, которая в частных происшествиях обнаруживает общероссийское»3. По мнению исследовательницы, «жанровое определение, предложенное для этих пьес автором, вызвано, видимо, двумя обстоятельствами: обилием и идейно-художественной значимостью для них бытовых описательных сцен и смелым смешением комического и драматического элементов в содержании»4.

Большим подспорьем в исследовании обозначенной проблемы стали работы Ю. В. Лебедева, который связывает пристрастие Островского к сценам, равно как и к картинам, с интересом автора к потенциальному драматизму жизни5. Островский в этих пьесах в непривычном для драматического

1 Пирогов Г. И. Своеобразие реализма А. Н. Островского. Автореферат дис... докт. филол. наук. - М., 1972. -С. 20.

2 Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского: Книга для учителя. - М., 1986. - С. 29.

3 Там же.

4 Журавлёва А. И. Русская драма и литературный процесс 19 века. - М., 1988. - С. 123.

5 Лебедев Ю. В. О национальном своеобразии драматургической системы А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. -С. 9.

рода ракурсе передаёт жизнь: его интересуют не столкновения между героями, не острые конфликты, а неторопливое течение жизни в её обыденных ситуациях, ставших частью быта персонажей. Ю. В. Лебедев отмечает, что, добиваясь «исключительной глубины и всесторонности раскрытия человеческого характера на сцене», Островский в пьесах-картинах и пьесах-сценах «одновременно достигает изображения всей полноты драматических возможностей жизни»1.

В статье «Одноактные пьесы в русской драматургии 1840-1860-х годов» И. А. Хромова делает справедливый вывод о том, что главное значение пьес-картин и пьес-сцен заключается «в возможности экспериментировать, определять новые принципы драматизма и театральности»2. Она выделяет и основные сюжетные мотивы картин и сцен разных авторов, такие как «выгодная женитьба, безденежье молодого дворянина, тяжба дворян, претензии мо-

о

лодых негоциантов на образование и т. п.» .

Как видим, исследователи в той или иной степени касались вопроса о жанровом своеобразии картин и сцен Островского, но целостного исследования этой проблемы до сих пор нет.

Целью исследования является изучение пьес-картин и пьес-сцен как специфических драматургических жанров в творчестве А. Н. Островского, что требует решения следующих задач:

- осуществить комплексный анализ пьес-картин и пьес-сцен Островского;

- охарактеризовать особенности поэтики пьес-картин автора;

- в процессе целостного анализа выявить жанровое своеобразие пьес-сцен драматурга;

- проанализировать критические оценки пьес-картин и пьес-сцен Островского.

Объектом исследования являются тексты пьес Островского, определён-

1 Там же. - С. 8.

2 Хромова И. А. Одноактные пьесы в русской драматургии 1840-1860-х годов // Жизнь и судьба малых литературных жанров: Материалы межвуз. науч. конф., Иваново, 7-10 февр. 1995 г. / Отв. ред. А. В. Лужанов-ский. - Иваново, 1996. - С. 105.

3 Там же.-С. 103.

ные автором картинами и сценами, а также письма, критические статьи и рецензии. Предметом научного исследования являются характерные особенности жанров картин и сцен в творчестве А. Н. Островского.

Теоретической и методологической основой диссертации стали труды А. А. Аникста, В. М. Волькенштейна, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец, Д. Н. Катышевой, Б. В. Блока, Н. Д. Тамарченко, а также работы А. И. Ревякина, А. Л. Штейна, В. Я. Лакшина, Е. Г. Холодова, Л. М. Лотман, Б. В. Алперса, А. И. Журавлёвой, Ю. В. Лебедева, И. А. Овчи-ниной, В. В. Тихомирова, И. А. Хромовой, Н. Л. Ермолаевой, Ю. В. Высоцкой.

Методология диссертационного исследования основана на соединении типологического, сравнительно-исторического, историко-функционального, историко-генетического методов, а также приёма целостного анализа текста.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования в педагогической практике преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской драматургии середины XIX века и по истории русского драматического театра в театральных учебных заведениях. Содержащиеся в диссертации материалы могут быть полезны для «Энциклопедии А. Н. Островского», а также могут послужить основой для написания комментариев для действительно полного собрания сочинений А. Н. Островского.

Основные положения, выносимые на защиту:

- картины и сцены являются самостоятельными, эстетически значимыми, высокохудожественными драматургическими жанрами в творчестве Островского;

- пьесы-картины Островского имеют специфические жанровые особенности. Для них характерна замедленная экспозиция, фабульная завершённость, яркость и выразительность бытовых деталей, усиленное эпическое начало.

Внимание драматурга в пьесах-картинах направлено сразу на всё пространство изображения, на всех участников действия;

- в пьесах-сценах детально изображается отдельный эпизод из жизни героя, один из значительных моментов в его судьбе. Для сцен характерна сжатая экспозиция, наличие микросцен с динамичным развитием действия;

- жанры картин и сцен претерпевают эволюцию в творчестве Островского от бытовых драматических зарисовок к пьесам, отличающимся жанровым полифонизмом.

Основные положения и результаты работы были апробированы на

научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровней:

- VII Международной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2008 г.);

- Международной научной конференции «А. Н. Островский в движении времени» (Шуя, 2008 г.);

- XXXI Зональной конференции Литературоведов Поволжья (Елабуга, 2008

г.);

- Межвузовской научно-практической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя, 2008 г.);

- VIII Всероссийском студенческом фестивале «Учитель русской словесности» (Москва, 2008 г.);

- VI Региональной краеведческой конференции «Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма» (Кинешма, 2008 г.);

- XIII Нижегородской сессии молодых учёных. Гуманитарные науки (Нижний Новгород, 2008 г.);

- II Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2009 г.);

- Межвузовской научно-практической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя, 2009 г.);

- Щелыковских чтениях - 2009;

- III Региональной научно-практической конференции «Проблемы литературного образования: школа - ВУЗ» (Шуя, 2009 г.);

- Шестом областном фестивале «Молодая наука - развитие Ивановской области» (Шуя - Иваново, 2010);

- Межвузовской научно-практической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя, 2010 г.);

- Международной научной конференции «А. Н. Островский в движении времени» (Шуя, 2010 г.).

Результаты исследования обсуждались на кафедре культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.

Структура диссертации обусловлена характером выбранной темы и определяется поставленными целями и задачами исследования. Первая глава посвящена исследованию характера жанра картин в творчестве А. Н. Островского. Во второй главе исследуется жанровая специфика пьес-сцен автора. Список использованных источников и литературы насчитывает 208 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чайкина, Татьяна Васильевна

Заключение

На протяжении всего своего творческого пути А. Н. Островский создаёт пьесы в жанрах картин и сцен, что свидетельствует об исключительной важности этого направления его работы.

Обладая тонким жанровым чутьём, Островский существенно обогатил жанровую драматургическую систему (народная драма, драматический этюд, драматическая хроника, весенняя сказка и др.), в которой особое место заняли картины и сцены как самостоятельные жанры, обладающие своей эстетикой, своей пластикой, своим внутренним наполнением.

В пьесах-картинах и пьесах-сценах Островского в большей степени проявляется его творческая свобода, мастерство автора, не обременённого строгим следованием законам драматургического жанра.

Ранние картины и сцены Островского близки к очерку. Для них характерно внимание к повседневной, будничной жизни героев, предельная меткость бытовых наблюдений, ослабленная роль интриги. Поздние пьесы-картины и пьесы-сцены автора - более сложные в жанровом и смысловом плане.

По точному наблюдению И. А. Гончарова, драматург «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства»1. Островский сосредотачивает внимание на укладе жизни московских сословий, купечества, мещанства, небогатых чиновников, подчёркивая жанровыми подзаголовками, что это именно «картины» и «сцены из московской жизни». В его пьесах-картинах и пьесах-сценах немало топографических реалий, а также примет исключительно московского быта.

В жанре картин Островский выпускает своё первое драматическое произведение «Семейная картина», где подробно, детально воссоздана отдельная ситуация из жизни купеческой семьи. Он добивается исключительной гармо

1 Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. Т 8. - С. 173 - 174. нической слаженности, соединяя в единое целое нескольких бытовых сцен, микросюжетов общего действия.

Пьесы-картины Островского близки к сюжетной живописи, а работа драматурга над ними повторяет процесс создания художником живописного полотна. Большую роль в пьесах-картинах играет интерьер - в ремарках Островский обозначает все бытовые подробности, имеющие отношение к изображаемому фрагменту из жизни персонажей, продумывает положение на сцене каждого действующего лица, фиксируя детали костюма героя, позу, особенности поведения. Как художник, создающий жанровую картину, он видит одновременно всех персонажей, достигает сюжетного и колористического единства изображаемого.

Экспозиция в пьесах-картинах Островского замедлена. Действие развивается неторопливо за счёт отсутствия острой интриги и обилия бытовых описательных сцен, раскрывающих специфику жизни героев, их обычаи, культурный уровень.

В рамках одной многоактной пьесы-картины Островский зачастую показывает быт сразу нескольких семей, что приводит его к расширению прои Г|Л странственно-временных возможностей драматического жанра. Так, в картинах «Не сошлись характерами!» трижды меняется место действия, поскольку в центре внимания Островского три семьи. В бальзаминовской трилогии показан не только быт Михаила Бальзаминова, центральной фигуры, но и уклад жизни других персонажей. В «картинах московской жизни» «Старый друг лучше новых двух», где выделяются два главных образа, изображаются события, происходящие и в доме портнихи Олиньки, и в доме её возлюбленного.

В «Шутниках» автор показывает сложнейшие по своему содержанию ситуации из жизни семьи бедного чиновника Павла Петровича Оброшенова, пьеса отличаются множеством сюжетных линий, большим количеством героев, как основных фигур, так и внефабульных персонажей, собирательных образов. Он мастерски разрабатывает массовые сцены, изображая пёструю многолюдную картину московской жизни, где выразительны фигуры шутников - чиновников, лавочников, и несколько затемнены образы простых городских жителей - жертв шутовства.

Во второй редакции «Воеводы», единственной своей пьесе-картине на историческую тему, Островский создаёт панораму народной жизни, показывая множество судеб отдельных людей, отображая общественные и политические проблемы XVII столетия.

В пьесах-картинах Островского нередко ощущаются разрывы действия, поскольку между отдельными картинами, как правило, есть временные интервалы. Драматурга привлекают наиболее сценичные эпизоды из жизни героев, наиболее зрелищные, выразительные и, вместе с тем, содержательные, и он по своему усмотрению что-то упускает, что-то прописывает более тщательно. Кульминационные сцены, многолюдные, картинные, как правило, происходят при участии всех основных героев.

Действие строится не столько на событиях и драматургически разработанном конфликте, сколько на живом диалоге, где доминирует меткое выразительное слово, являющееся главным средством характеристики и самохарактеристики, несёт богатую информацию о быте, нравах, о человеческих взаимоотношениях. Островский во всём многообразии представляет перед зрителем колоритный мир, яркие и выразительные социально-психологические типы, воссоздавая на сцене обыденные бытовые ситуации, цельные, гармоничные, логически завершённые.

В пьесах-картинах Островского сложнее отделить главных персонажей от второстепенных - взгляд драматурга направлен сразу на всех участников драматического действия той или иной мизансцены.

В пьесах-сценах Островский изображает важнейшие эпизоды из жизни конкретного героя. От пьес-картин их отличает, главным образом, наличие основной и довольно чёткой сюжетной линии, заметная композиционная стройность. Уже в первых явлениях автор выводит на сцену главного героя, вокруг которого организует весь ход событий. Сюжетную канву изначально предопределяет строгая и незамедлительно включенная в действие завязка.

Отдельные сцены плотно соединяются событийно, действие предельно сконцентрировано. Исключением здесь являются лишь «сцены из московской жизни» «Пучина», где между изображаемыми эпизодами существуют временные интервалы в три года и пять лет.

Неторопливое развитие интриги, расширение её границ за счёт воспоминаний, а также включение в основное действие ситуаций с второстепенными персонажами позволяет Островскому наиболее детально показать характеры главных героев, высветить их истинные жизненные ценности и нравственные ориентиры.

Пьесы-сцены 1870 - 1880 годов имеют более сложную композицию. Драматург включает в них «не только центральный, состоявшийся, но и сопровождающие его, побочные, ещё не разрешившиеся конфликты»1, они имеют довольно развитую интригу и, в сущности, мало похожи на «очерковые» сцены.

Кроме этого, поздние пьесы-сцены Островского отличаются особой психологической глубиной, философской масштабностью. Развитие действия здесь определяют женские образы, натуры с глубокими моральными принципами и убеждениями. Они могут присутствовать отнюдь не во всех явлениях, могут появляться в пьесе не сразу, но всё, что происходит на сцене, связано, так или иначе, с ними.

При наличии различных жанровых начал в первых произведениях Островского в жанрах картин и сцен всегда есть ведущая, преимущественно комедийная линия развития событий. Драматург использует приёмы водевиля и пародии, усиливая игровой фон и зрелищность изображаемых эпизодов.

В картинах «Шутники», «Воевода», как и в поздних пьесах-сценах Островского, комическое, драматическое, а порой и трагическое начала находятся в сложном переплетении. В «сценах из жизни захолустья», а также в «семейных сценах» «Не от мира сего» драматические мотивы начинают явно

1 Лебедев Ю. В. О национальном своеобразии драматургической системы А. Н. Островского. - С. 8. преобладать. Даже речь основных персонажей в основном своём составе драматичная, а не комичная, порой и явно лиричная. Новаторство поздних картин и сцен Островского - в их эмоциональности, разнообразии настроений, в сочетании печальной иронии, горечи с элементами юмора, высокой трагедийности с бытовым комизмом. Основную направленность действия в поздней драматургии автора возможно установить по развязке, которая, как и прежде, не расплетает узел противоречий, а показывает только один из способов разрешения конфликта.

Всячески способствуя улучшению качества театрального репертуара, прилагая для этого все свои усилия, богатейший опыт и знания в области сценического искусства, Островский создавал пьесы в жанрах картин и сцен, привлекающие ярко выраженным в них национальным колоритом, разнообразием типов, нравственной проблематикой и глубоким психологизмом. Обогащая жанровую драматургическую систему, Островский способствовал оформлению новой театральной эстетики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чайкина, Татьяна Васильевна, 2011 год

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12-ти томах / Под общ. ред. Г. И. Владыкина и др. - М., 1973 - 1980.

2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4. - М., 1984.

3. Горбунов И. Ф. Полное собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. - Спб., 1904.

4. Драматический сборник. Книга 3. - Спб., 1960.

5. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 6. — Л., 1983.

6. Салтыков Щедрин М. Е. Комедии и драматическая сатира. - М., 1989.

7. Сухово-Кобылин А. В. Трилогия. -М.; Л., 1959.

8. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 2. - М., 1979.

Архивные материалы:

9. Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом). Ф.

218. Оп. 1. Ед. хр. 30.

Научная и критическая литература:

Ю.Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. - М., 1994. -591 е., ил.

П.Алексеев М. П. Пейзаж и жанр у Островского // Островский А. Н.: Сборник статей / Под ред. Б. В. Варнеке. - Одесса, 1923. - С. 127-160.

12.Алперс Б. Театральные очерки. В 2 т. Т. 1. Театральные монографии. -М, 1997. -567 с.

13.Алперс Б. Театральные очерки. В 2 т. Т. 2. Театральные премьеры и дискуссии. -М., 1977. -519 с.

14. Альтман И. Драматургия. - М., 1936. -293 с.

15.Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие / Под

ред. Н. А. Яковлевой. - М., 2005. -551 е., ил.

16.Андреев М. JI. Метасюжет в театре Островского. - М., 1995. -27 с.

17.Аникст А. А. История учений о драме: Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М., 1967. - 455 с.

18. Аникст А. А. История учений о драме: Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. - М., 1972. -643 с.

19. Аникст А. А. История учений о драме: Теория драмы на Западе в первой половине XIX в. Эпоха романтизма. -М., 1980. -343 с.

20. Аникст А. А. История учений о драме: Теория драмы от Гегеля до Маркса.-М., 1983. -288 с.

21. А. Н. Островский // Всесоюзная библиотека им. В. И. Ленина: Труды. Сборник IV: Пушкин. Островский. Западники и славянофилы / Новые материалы, письма и статьи под редакцией Н. Л. Мещерякова. - М., 1939.-С. 7-154.

22. А. Н. Островский в воспоминаниях современников: Сборник. -М., 1966. -631 с.

23. А. Н. Островский в русской критике: Сборник статей. - Изд. 2-е, дополненное / Вст. статья и примеч. Г. И. Владыкина. - М., 1953. -452 с.

24. А. Н. Островский. Дневники и письма. Театр Островского / Под ред. Вл. Филиппова. Статьи и комментарии Н. П. Кашина и Вл. Филиппова. -М.; Л., 1937.-432 с.

25. А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX - XX веков. -Л., 1974.-279 с.

26. А. Н. Островский: Сборник статей и материалов / Редактор-составитель А. Л. Штейн. - М., 1962. -487 с.

27. А. Н. Островский и Ф. А. Бур дин. Неизданные письма. - М.; Петроград, 1923. -500 с.

28. Ауэр А. П. Символ в поэтике «Пучины» А. Н. Островского // А. Н Островский в движении времени. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. - С. 78-82.

29. Ашукин Н. С. и др. Словарь к пьесам А. Н. Островского / Н. С. Ашукин, С. И. Ожегов, В. А. Филлипов. -М., 1993. - 246 с.

30. Бабичева М. Е. Стилевые различия эпоса и драматургии в связи с проблемой инсценирования: Автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 1985.-17 с.

31. Бабичева Ю. В. Островский в преддверии «новой драмы» // А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX - XX вв.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900 - 1923) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Редколл.: Ревякина А. А. (отв. ред, сост.), Ревякина И. А. (ред.-сост.) и др. - М., 2003. - С. 170-183.

32. Банфи А. Философия искусства. - М., 1989. -383 с.

33. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 2-е, переработ, и доп. -М., 1963.-363 с.

34. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. -423 с.

35. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1981. -239 е., ил.

36. Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII - начало XX в. - М., 2007. -784 е., ил.

37. Билинкис Я. Драматизм и эпичность (К 150-летию со дня рождения А. Н. Островского) // Новый мир. - 1973. - № 4. - С. 218-227.

38. Блок Б. В. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и её сценического воплощения. -М., 1983. -294 с.

39. Бочкарёв В. А. А. Н. Островский и русская историческая драма // Учёные записки Куйбышевского государственного педагогического института им. В. В. Куйбышева. Филологические науки. Вып. 13. - 1985. - С. 35-114.

40. Бурышкин П. А. Москва купеческая: Мемуары / Вст. ст. - комментарий Г. Н. Ульяновой, М. К. Шацилло. - М., 1991. -352 е., ил.

41. Варзин А. В. Речевая характеристика персонажей в пьесах А. Н. Островского // А. Н Островский в движении времени. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006.-С. 305-311.

42. Вишневская И. Л. Действующие лица: Заметки о путях драматургии. -М, 1989. -311 с.

43. Волькенштейн В. М. Драматургия. Изд. 5-е, доп. -М., 1969. -335 с.

44. Виноградов А. А. Творчество А. Н. Островского в критике Н. П. Некрасова // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2008. - С. 105111.

45. Высоцкая Ю. В. «Не сошлись характерами!»: эволюция замысла // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. - С. 138-144.

46. Высоцкая Ю. В. О некоторых особенностях игрового начала в пьесах А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2005. А. Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2006. - С. 39-49.

47. Высоцкая Ю. В. Характер комического в сценах А. Н. Островского «Утро молодого человека» // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей в 2 ч. Ч. 1 / Науч. ред. Ю. В. Лебедев, отв. ред. А. К. Котлов. - Кострома, 2007. - С. 231-237.

48. Высоцкая Ю. В. Ценностная основа актёрства персонажей Островского // А. Н. Островский в движении времени: Материалы всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 2 / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2003.-С. 29-36.

49. Глущенко Н. В. Язык снов и видений («Праздничный сон - до обеда» и «Гроза» А. Н. Островского) // Щелыковские чтения 2004. Творческое на-

следие и личность А. Н. Островского: бытие во времени: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 114-118.

50. Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т 8. - М., 1955.

51. Григорьев А. А. Театральная критика. - Л., 1985. -407 с.

52. Григорьев Аполлон. Эстетика и критика / Вступ. ст., сост. и примеч. И. А. Журавлёвой. - М., 1980. -496 с.

53. Гродская Н. С. Портрет драматурга (По воспоминаниям современников) // Островский Александр Николаевич. Горькое слово истины: Сборник. -М., 1973.-С. 280-318.

54. Гуляев Н. А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / Н. А. Гуляев, А. Н. Богданов, Л. Г. Юдкевич. -М., 1970. -380 с.

55. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1989.

56. Дановская Р. В. Неврев Н. В. - М., 1950. -50 с.

57. Державин К. Н. Александр Николаевич Островский. 1823 - 1886. - М.; Л, 1950.-116 с.

58. Державин К. Н. А. Н. Островский // Русские драматурги XVIII - XIX вв. Монографические очерки: В 3 т. Т. 3 / Под ред. Б. И. Бурсова. - М.; Л., 1962.-С. 75-161.

59. Добролюбов Н. А. Литературная критика: В 2 т. Т 2. - Л., 1984. -520 с.

60. Достоевский Ф. М. Письма. Т. 1. - М., 1928. -396 с.

61. Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983. -384 с.

62. Дружинин А. В. Письма Иногороднего подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике // Современник. - 1851. - т. XXV. - № 1.-янв.-С. 95-99.

63.Дубинская А. И. Драматургическое мастерство Островского // Наследие Островского и советская культура. - М., 1974. - С. 220-230.

64. Едошина И. А. Последняя пьеса А. Н. Островского «Не от мира сего» (К проблеме природы конфликта) // Щелыковские чтения 2001. Новые исследования и материалы: Сборник статей. - Кострома, 2007. - С. 18-26.

65. Едошина И. А. Художественный мир «поздних» пьес А. Н. Островского: онтологический аспект // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. -Кострома, 2004. - С. 43-59.

66. Ельницкая Л. М. Сюжет женитьбы в пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского («Женитьба» и трилогия о Бальзаминове) // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 167-182.

67. Ермолаева Н. Л. А. Н. Островский и А. Ф. Писемский // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. - С. 148-159.

68. Ермолаева Н. Л. Пьеса «Не от мира сего» в контексте творчества А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007. - С. 55-56.

69. Ермолаева Н. Л. О психологической драме в позднем творчестве А. Н. Островского и А. Ф. Писемского // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 183-192.

70. Жилякова Э. М. Особенности реализма драматургии А. Н. Островского 70-80-х годов. Автореферат дис... канд. филол. наук. - Томск, 1968. -19 с.

71. Журавлева А. И. Бытовая и духовная правда в драматургии А. Н. Островского (К 150-летию со дня рождения писателя) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1973. - № 2. - С. 3-9.

72. Журавлёва А. И. Образ, язык, действие // Русская речь. - 1973. - № 2. -С. 12-14.

73. Журавлёва А. И. Драматургия А. Н. Островского. Учебное пособие к спецкурсу. - М., 1974. -103 с.

74. Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. - М., 1981. -216 с.

75. Журавлёва, А. И. Мир драматургии А. Н. Островского // Русская речь. -

1983.-№2.-С. 18-24.

76. Журавлёва А. И. Русская драма эпохи А. Н. Островского // Русская драма эпохи А. Н. Островского / Сост., общ. ред., вст. ст. А. И. Журавлёвой. -М., 1984.-С. 6-42.

77. Журавлёва А. И. Жанровая система драматургии А. Н. Островского. Автореферат дис. ... докт. филол. наук. -М., 1985. -32 с.

78. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века: От Гоголя до Чехова. - М., 1988. -196 с.

79. Журавлёва А. И. Литературно-театральное движение 1880-х годов и «кризис» театра Островского // А. Н. Островский в движении времени: Материалы Всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 1 / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2003. - С. 15-24.

80. Журавлева А. И. Трагедийное в драматургии А. Н. Островского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1986. - № 3. - С. 26-32.

81. Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского: Книга для учителя. - М., 1986. -205 с.

82. Журавлёва А. И. Типологические параллели: А. Н. Островский и Г. Н. Ибсен // А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX -XX вв.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900 - 1983) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Редкол.: Ревякина А. А. (отв. ред., сост.), Ревя-кина И. А. (ред.-сост.) и др. - М., 2003. - С. 184-190.

83. Журавлёва А. И. Проблема цикла в творчестве А. Н. Островского // Ще-лыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2008. -С. 39-46.

84. История русского драматического театра в 7 т. Т. 5 / Под ред. Ю. А. Дмитриева, Е. Г. Холодова и др.-М., 1980. -552 с.

85. Капустин Н. В. О первичных речевых жанрах в драматургии А. Н. Ост-

ровского («Женитьба Бальзаминова») // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчини-на. - Шуя, 2006. - С. 83-92.

86. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. - М., 1971. -224 с.

87. Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. -Спб., 2004. -204 с.

88. Катышева Дж. Н. Лиропоэтические структуры в драме. Проблемы сценического воплощения: Автореферат дис. ... докт. искусств. - Л., 1991. -51 с.

89. Кашин Н. П. Этюды об Островском: В 2 т. - М., 1912. -352 е.; -421 с.

90. Кашина Н. В. Жанр как эстетическая категория. - М., 1984. -64 с.

91. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм -вещь и образ в русской литературе XIX в. - М., 1989. -286 с.

92. Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. - М., 1953. -408 с.

93. Кони А. Ф. А. Н. Островский (Отрывочные воспоминания) // Кони А. Ф. Собрание сочинений в 8 т. Т. 6. - М., 1968. - С. 248-256.

94. Короткова М. В. Культура повседневности: История костюма. - М., 2002. - 304 е., ил.

95. Коточигова Е. Р. Критика 1870-х годов об А. Н. Островском // Филологические науки. - 1988. -№ 2. - С. 19-24.

96. Критическая литература о произведениях А. Н. Островского / Сост. Н. Денисюк. Вып. 1-4. -М., 1906-1907.

97. Купцова О. Н. «Пучина»: «семнадцать лет или жизнь семейного человека» (мелодрама в IV действиях) // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 214-235.

98. Лакшин В. А. Островский в «Отечественных записках» // Русская литература. - 1960. - № 3. - С. 84-99.

99. Лакшин В. Новые материалы об А. Н. Островском (Из дневника профес-

сора Шляпкина) // Русская литература. - 1960. - № 1. - С. 151-155.

100. Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. -М., 2004. -767 с.

101. Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. - М., 1985. -144 с.

102. Лакшин В. Я. Островский // Лакшин В. Я. Пять великих имён: Статьи, исследования, эссе. - М., 1988. - С. 114-214.

103. Лебедев Ю. В. Драматург перед лицом критики (Вокруг А. Н. Островского и по поводу его. Идеи и темы русской критики): Очерки. - М., 1974. -190 с.

104. Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии А. Н. Островского» // Русская литература. - 1981. - № 1. - С. 14-31.

105. Лебедев Ю. В. А. Н. Островский в контексте западноевропейской драматургии // А. Н. Островский в новом тысячелетии: Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2003 года / Отв. ред. Ю. В. Лебедев. -Кострома, 2003. - С. 5-12.

106. Лебедев Ю. В. О национальном своеобразии драматургической системы А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. -С. 4-14.

107. Лебедев Ю. В. Александр Николаевич Островский // Лебедев Ю. В. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2. 1840 - 1860-е годы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 032900 (050301) -рус. яз. и лит. / Ю. В. Лебедев. - М., 2007. - С. 309-369.

108. Лебедев Ю. В. К проблеме генезиса новой русской драмы // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2008. - С. 40-52.

109. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М., 1957. -520 с.

110. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. - М., 2001. -1598 стб.

111. Литературное наследство. Т. 88: В двух книгах. - М., 1974. -640 е.; -568

с.

112. Лобанов М. П. Островский. - 2-е изд., дораб. - М., 1989. -399 с.

113. Лобкова Н. А. Пьеса А. Н. Островского «Пучина»: проблема героя в контексте литературного процесса в России второй половины XIX века // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. -С.117-137.

114. Лотман Л. М. История русской драматургии второй половины 19 - начала 20 вв. до 1917 г. - Л., 1987. -658 с.

115. Лотман Л. М. Островский А. Н. и русская драматургия его времени. -М.; Л., 1961.-360 с.

116. Лотман Л. М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры (Вопросы и раздумья) // Русская литература. -1987. - № 4. - С. 116-133.

117. Лотман Л. М. Русская историко-филологическая наука и художественная литература второй половины XIX века // Русская литература. - 1996. -№ 1. - С. 19-44.

118. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970. -384 с.

119. Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. - 1980. - № 1. - С. 89-99.

120. Лотман Ю. Язык театра // Театр. - 1989. - № 3. - С. 101-104.

121. Любимова Т. Б. Комическое, его виды и жанры. - М., 1990. -62 с.

122. Майорова О. Е. Авсеенко В. Г. // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. - М., 1989. - С. 20-22.

123. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Т. I. - М., 1956. -442 е.; Т. II. - М., 1957. -387 е.; Т. Ш.-М., 1958. -415 е.; Т. IV.-М., 1960. -558 с.

124. Миловзорова М. А. Об особенностях интриги поздних комедий А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2002. Проблемы эстетики и поэтики творчества А, Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2003. - С. 42-52.

125. Мильдон В. И. Женитьба и семья в драмах А. Н. Островского как проявление национального архетипа // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 79-88.

126. Михновец Н. Г. А. Н. Островский и Александринский театр // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2010. - С. 209-218.

127. Морозов Н. Г. Традиции древнерусских повестей XVII века в драме А. Н. Островского «Пучина» // Щелыковские чтения 2001. А. Н. Островский. Новые материалы и исследования: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 69-72.

128. Мотеюнайте И. В. Тема суда в пьесе А. Н. Островского «Воевода» // Щелыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сборник статей // Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома. 2008.-С. 113-121.

129. Мочалов Л. В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. - Л., 1963.-144 с.

130. Муратова К. Д. Библиография литературы об А. Н. Островском. 1847 -1917.-Л, 1974. -286 с.

131. Некрасов Н. П. Сочинения А. Островского, 2 тома. - Спб., 1869 // Ате-ней. - 1859. -42.- Апр. - № 8. - С. 458-499.

132. Н., Н. Новая пьеса А. Н. Островского // Современная летопись. - 1864. -№36.-С. 8-10.

133. Неизданные письма к А. Н. Островскому. - М.; Л., 1932. -500 с.

134. Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. - М., 1999. -219 с.

135. Овчинина И. А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера: Дис... докт. филол. наук. - М., 2000. -356 с.

136. Овчинина И. А, Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера. Автореферат дис... докт. филол. наук. - М., 2000. -44 с.

137. Овчинина И. А. Современные аспекты изучения драматургии А. Н. Островского // А. Н Островский в движении времени: Материалы всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 1 / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2003. - С. 5-12.

138. Овчинина И. А. Из истории науки об Островском // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007. - С. 227-234.

139. Овчинина И. А. Национально-религиозные основы драматургии А. Н. Островского // Современное прочтение русской классической литературы XIX века / Сост., отв. ред. Ю. И. Сохряков. - М., 2007. - С. 239-259.

140. Овчинина И. А. Традиции - люди - судьбы в пьесах А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А. Н. Островского: бытие во времени. Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 7-15.

141. Овчинина И. А. Национальный характер в исторических пьесах драматурга // А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX—XX вв.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900 -1923) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Редколл.: Ревякина А. А. (отв. ред, сост.), Ревякина И. А. (ред.-сост.) и др. -М., 2003. -С. 136-150.

142. Овчинина И. А. Человек и история в драматической хронике «Тушино» // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2008. - С. 32-39.

143. Ожимкова В. В. «Сваха, свашенька, высватай мне Машеньку» (образ свахи в произведениях А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире. Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 88-98.

144. Основин В. В. Русская драматургия второй половины XIX века: Пособие для учителя. - М., 1980. -190 с.

145. Осповат А. Л. Кокарев Иван Тимофеевич // Русские писатели. 1800-

1917: Биографический словарь. Т. 3. -М., 1994. - С. 15-16.

146. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. / Под ред. К. Э. Разлогова. - М., 1991.-504 е., ил.

147. Панаев И. И. Петербургская жизнь. Заметки Нового Поэта // Современник. - 1860. - т. LXXXIII - № 10. - окт. - С. 400-403.

148. Перхавко В. Пухловатые щёки с лёгким румянцем // Родина. - № 5. -2007.-С. 104-107.

149. Перхин В. В. К вопросу об оценке драматургии А. Н. Островского критикой 70-х годов // Проблемы изучения творчества А. Н. Островского. -Куйбышев, 1973.-С. 148-154.

150. Пирогов Г. И. Своеобразие реализма А. Н. Островского. Автореферат дис... докт. филол. наук. -М., 1972. -37 с.

151. Поклонник Мельпомены [Баскин В. С.]. Театр и музыка «Не от мира сего» (Новая пьеса А. Н. Островского) // Россия. - 1885. - № 6. - 8 февр. -С. 14-16.

152. Полевой П. Из области сказаний о Т.Ц. // Исторический вестник. -1887. - № 7. - Июль. - С. 142-157.

153.Ревякин А. И. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. - М., 1949. -344 с.

154. Ревякин А. И. Драматургия А. Н. Островского (К 150-летию со дня рождения). - M., 1973. -64 с.

155. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского: Изд. 2-е, испр. и доп. -М., 1974. -334 с.

156. Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. - М., 1962. -544 с.

157. Ревякин А. И. О романтике в драматургии А. Н. Островского // Островский Александр Николаевич. Горькое слово истины: Сборник. - М., 1973.-С. 7-18.

158. Ревякин А. И. Об особенностях реализма А. Н. Островского // Литература в школе. - 1973. - № 2. - С. 13-19.

159. Ревякин А. И. Новатор русской драматургии // Русская речь. -1973. - № 2. - С. 4-11.

160. Ревякин А. И. А. Н. Островский в Щелыкове: Изд. 2-е, испр. и доп. -М., 1978. -304 с.

161. Розанова JT. А. Александр Николаевич Островский: Биография / Пособие для учащихся. - М.; Л., 1965. -139 с.

162. Розанова Л. А. Фантастические начала и персонажи в тексте пьесы «Воевода» («Сон на Волге») // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сборник статей // Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома. 2007. - С. 66-92.

163. Сербул M. H. А. Н. Островский и водевиль // А. Н. Островский в движении времени: Материалы всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 2 / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя. 2003. - С. 22-25.

164. Скатов H. Н. Далёкое и близкое. Литературно-критические очерки. -М., 1981.-351 с.

165. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. - М., 1972. -543 с.

166. Смирнов В. А. Принципы фольклоризма в художественной системе А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. -Шуя, 2008.-С. 3-7.

167. Созина Е. К. Семиотика заглавий в пьесах А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А. Н. Островского: бытие во времени. Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2004. - С. 35-45.

168. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. -Тверь, 2001. -72 с.

169. Театральное эхо // Петербургская газета. 1872. - № 9. - 16 янв. - С. 3.

170. Театральный нигилист [Соколов А. А.]. Коварная любовь (Бенефис Г. Бурдина: «Поздняя любовь», сцены из жизни захолустья, в 4 действиях;

А. Н. Островского) // Петербургский листок. - 1873. - № 236. - С. 2-3.

171. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М., 2008. -736 е., ил.

172. Тихомиров В. В. Русская литературная критика середины XIX века: теория, история, методология. - Кострома, 2010. -376 с.

173. Тихомиров В. В. Еще раз о «Темном царстве» Н. А. Добролюбова // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. -Шуя. 2006.-С. 46-53.

174. Тихомиров В. В. Театр драматурга А. Н. Островского // А. Н. Островский в новом тысячелетии: Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2003 года / Отв. ред. Ю. В. Лебедев. - Кострома, 2003. - С. 49-56.

175. Тихомиров В. В. Дискуссия об Островском в русской реальной критике 1860-х годов // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007. - С. 235-249.

176. Тихомиров В. В. А. Н. Островский - адвокат русского театра // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2008. - С. 146-156.

177. Тугарина Н. С. Внесценические персонажи в пьесах А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007.-С. 131-137.

178. Фаркова Е. Ю, Добродетель и порок в пьесе А. Н. Островского «Поздняя любовь» // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей в 2 ч. Ч. 1 / Науч. ред. Ю. В. Лебедев, отв. ред. А. К. Котлов. - Кострома, 2007. - С. 225-230.

179. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. - М., 1978. -240 с.

180. Хализев В. Е. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986. -259 с.

Ш.Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. -М., 2002. -437 с.

182. Холодов Е. Г. Композиция драмы. - М., 1957. -223 с.

183. Холодов Е. Г. Лицо театра: Статьи и рецензии разных лет. - М., 1979. -327 с.

184. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. Изд. 2-е. - М., 1967. -543 с.

185. Холодов Е. Г. А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества. - Ярославль, 1968. -228 с.

186. Хоцянов К. С. Разбор последнего произведения А. Н. Островского «Не от мира сего». - Спб., 1912. -40 с.

187. Хромова И. А. Одноактные пьесы в русской драматургии 1840-1860-х годов // Жизнь и судьба малых литературных жанров: Материалы меж-вуз. науч. конф., Иваново, 7-10 февр. 1995 г. / Отв. ред. А. В. Лужанов-ский. -Иваново, 1996. - С. 98-105.

188. Хромова И. А. Традиции народного театра в творчестве А. Н. Островского: Текст лекций. - Иваново, 1993. -48 с.

189. Хромова И. А. Островский А. Н. в русской критике 1870 - 1880 годов (П. Д. Боборыкин) // А. H Островский в движении времени. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчи-нина. - Шуя, 2006. - С. 54-59.

190. Хромова И. А. Эволюция женских образов в творчестве А. Н. Островского // А. Н. Островский в новом тысячелетии: Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2003 года / Отв. ред. Ю. В. Лебедев. - Кострома, 2003. - С. 82-87.

191. Хромова И. А. «Шутники» А. Н. Островского: нравственная проблематика и жанровое своеобразие пьесы // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей в 2 ч. Ч. 1 / Науч. ред. Ю. В. Лебедев, отв. ред. А. К. Котлов. - Кострома, 2007. - С. 210-217.

192. Цветкова Е. В. Образ Москвы в творчестве А. Н. Островского (Топонимический этюд) // А. H Островский в движении времени. Материалы и

исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчи-нина. - Шуя, 2006. - С. 271-278.

193. Чернец Л. В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). -М, 1982. -192 с.

194. Чернец Л. В. ОБРАЗ в литературном произведении // А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX - XX вв.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900 - 1923) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Ред-колл.: Ревякина А. А. (отв. ред, сост.), Ревякина И. А. (ред.-сост.) и др. -М., 2003.-С. 458-478.

195. Чернец Л. В. Персонаж, характер, тип в пьесах А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2008. - С. 22-31.

196. Чернец Л. В. Жанры пьес А. Н. Островского // Русская словесность. 2009. № 1.-С. 11-19.

197. Чернец Л. В. Сюжет и фабула в пьесах А. Н. Островского // Щелыков-ские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007. - С. 68-77.

198. Чернец Л. В. Эпизоды, диалоги и монологи в пьесах А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. - Шуя, 2006. - С. 68-77.

199. Черных Л. В. Самобытность и многообразие форм в драматургии А. Н. Островского // Русская литература. - 1967. - № 4. - С. 132-143.

200. Шамбинаго С. К. А. Н. Островский. -М., 1973. -199 с.

201. Шарафадина К. И. «Несравненный Бальзаминов»: феноменология имени и драматургическая поэтика А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. - Кострома, 2007. - С. 121-130.

202. Штейн А. Л. А. Н. Островский / Общ. ред. глав. ред. Гослитмузея Влад.

Бонч-Бруевича. - М., 1946. -63 с.

203. Штейн А. Мировое значение Островского // Вопросы литературы. -1961.-№ 9.-С. 109-129.

204. Штейн А. Критический реализм и русская драма XIX века. - М., 1962. -398 с.

205. Штейн А. Л. Уроки Островского: Из опыта русского и советского театра. - М., 1984. -272 с.

206. Штейн А. Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. -М., 1973.-432 с.

207. Э - н Е. [Эдельсон Е. Н.] Русская литература. «Тяжёлые дни». Сцены из московской жизни // Библиотека для чтения. - 1864. - № 1. - янв. - С. 120.

208. Эн-ков [Бунаков Н.] Драматургическая библиография. («Шутники») // Русская сцена. - 1864. - т. V. - № 10. - окт. - С. 111-117.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.