Жанр романа в творчестве Леонида Андреева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Каманина, Елена Владимировна

  • Каманина, Елена Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 147
Каманина, Елена Владимировна. Жанр романа в творчестве Леонида Андреева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2000. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Каманина, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Г л а в а I КОНЦЕПЦИИ РОМАНА: М.М. БАХТИН И

ВЯЧ. ИВАНОВ.

Г л а в а II. НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

САШКА ЖЕГУЛЕВ».

1. Миф и антимиф. a) Ветхозаветный миф о жертвоприношении Авраама в романе «Сашка Жегу.лев» и философско-эстетическне искания Л. Шестова. b) Новозаветный миф о Спасении и экзистенциальный антимиф о «ложном» Спасителе. c) Античный миф о трагическом герое. d) Романтический миф о Свободе. e) Неославянофильский миф об историческом грехе и соборная концепция русского байронизма.

2. Субъектная структура

3. Роман-антимиф Л. Андреева и теория «критики мифа» Ин. Анненского: К генезису постсимволизма.

Г л а в а III РОМАН-ЭКСПЕРИМЕНТ «ДНЕВНИК САТАНЫ»

1. Эмигрантская пресса о романе Л. Андреева «Дневник

Сатаны».

2. «Экспериментальный» аспект.

§ 1. Композиция сюжета.

§ 2. Театрализация художественного пространства.

3. Неомифологическое начало.

Заключ ени е

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр романа в творчестве Леонида Андреева»

Актуальность.

На рубеже XIX—XX вв. в русской литературе происходит обновление романного жанра, связанное, в частности, с тенденцией к мифологизации романного мышления1. Один из примеров этого — романы JI. Андреева «Сашка Жегулев» (1911) и «Дневник Сатаны» (1919). Мифопоэтическое начало как характерная особенность прозы Л. Андреева, в том числе его «неомифологических» романов «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны», с недавних пор стало предметом литературоведческих исследований. Мифопоэтическая природа романов JI. Андреева обнаруживает созвучность его творчества как русскому художественному опыту конца XIX — нач. XX вв. («Христос и Антихрист» Д.С. Мережковского, «Мелкий бес» и «Творимая легенда» Ф. Сологуба, «Серебряный голубь» и «Петербург» А. Белого, «Огненный ангел» В.Я. Брюсо-ва) , так и европейскому («Иосиф и его братья» Т. Манна, «Паломничество в Страну Востока» Г. Гессе)3.

Однако жанровая специфика андреевского романа далеко не исчерпывается только мифом. Ключевой в поэтике романов оказывается структурообразующая роль антимифа, который по-своему обогащает жанровое единство.

Целью диссертации является выявление жанровой специфики романов Л. Андреева «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны». В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) Теоретически обосновать комплексный, многоаспектный подход к жанру андреевского романа с т. зр. концепций романа М.М. Бахтина, Вяч. Иванова, жанровой концепции Ю.Н. Тынянова;

2) Опираясь на мифопоэтическую методологию З.Г. Минц, выявить стилевую полиморфность романов, описать специфику работы Л. Андреева с литературным мифом;

3) Выявить в андреевском романе «ген» неомифа (антимифа), опираясь на брехтовскую методологию «очуждения». Сформулировать типологические признаки неомифа, установить его генезис;

4) Исследовать драматургическое начало в романе «Дневник Сатаны» с т. зр. притяжения и отталкивания от традиции романа-трагедии Ф.М. Достоевского. Провести наблюдения по тенденциям развития панпсихизма в эпической («Сашка Жегулев») и эпико-драматургической («Дневник Сатаны») формах.

5) Уточнить отношения между андреевским творчеством и символистским художественным миром, с одной стороны, европейским модернизмом с другой, в мифопоэтическом, эпико-драматургическом и феноменологическом аспектах.

Объектом настоящего исследования стал андреевский роман как явление модернистской прозы.

Предметом данного исследования являются неомифологические, экспериментально-феноменологические (панпсихические), драматургические особенности жанровой структуры романов «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны».

Материалом исследования послужили романы JI. Андреева «Сашка Жегулев» (1911) и «Дневник Сатаны» (1919), теоретические работы по искусствоведению JI. Андреева, Вяч. Иванова, И. Анненского, С. Эйзенштейна, Б. Брехта, философско-эстетические работы JI. Шестова.

В основу методологических подходов положен монографический анализ, выполненный с учетом историко-генетического, историко-функционального, структурно-исторических начал, почерпнутых диссертантом из исследований JI.A. Колобаевой, В.Е. Хализева, С.И. Кормилова, JI.B. Чернец, В.А. Келдыша, З.Г. Минц, Н.Д. Тамарченко. В.И. Тюпы, С.Н. Бройтмана.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые: 1) выполнен монографический анализ романов JI. Андреева «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны»; 2) уточнена связь андреевской худоественной системы с русским символизмом с т. зр. неомифологических тенденций в прозе серебряного века; 3) обоснована связь JI. Андреева с французским экзистенциализмом, творчеством М. Пруста, Ф. Кафки, Б. Брехта в жанровом аспекте мифо-поэтического (антимиф, «очуждение» мифа) и экспериментально-феноменологического типов художественного мышления; 4) подготовлен литературно-критический обзор о романе «Дневник Сатаны» на материале русской зарубежной печати (1920—1996 гг.).

Теоретическая значимость диссертации состоит в выделении и обосновании разновидностей неомифологического романа.

Практическая значимость работы заключается в: н расширении горизонтов представлений о неомифологии модернистской прозы; в обогащении опыта изучения русского модернистского романа как предмета исторической и теоретической поэтики.

Апробация работы. Отдельные аспекты научной работы обсуждались на Днях науки — 1997, Ломоносовских чтениях — 1998. Общие положения диссертации использовались в курсе практических занятий по истории русской литературы XX в. на подготовительных курсах филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова (1997—1999 учебные годы). Результаты исследования изложены в 3-х основных публикациях 2000 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Список использованной литературы включает 131 наименование. Приложение содержит материалы к библиографии JI.H. Андреева (1900—2000 гг.): прижизненную критику, русскую эмигрантскую критику, зарубежное литературоведение, отечественное андрееве-дение. Общий объем работы— 140 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Каманина, Елена Владимировна

Заключение

В заключении в краткой форме излагаются основные выводы данного исследования:

1) Жанровая структура андреевского романа обогащена мифом и антимифом, драматургическим началом;

2) Мифотворческая линия в андреевском романе ослаблена. В работе с литературным мифом автор использует прием «слепой» цитаты;

3) В романах преобладает антимифологическая линия: миф показан в «Сашке Жегулеве» с т. зр. «критического» панпсихического подхода автора к нему, в «Дневнике Сатаны» — с т. зр. «очуждения».

4) «Дневник Сатаны» представляет собой экспериментальный синтез жанровых признаков феноменологической (панпсихической) тональности — романа, драмы-панпсихе, дневника;

5) В неомифологизме серебряного века зафиксировано расхождение андреевской антимифологической линии и мифотворческой линии русского символизма. Вместе с тем генетически источник критического подхода к мифу, по-видимому, заключен в литературных явлениях символизма — в «критике мифа» И. Анненского. Можно предположить типологическое сродство андреевского антимифа с мифом как приемом «очуждения» в творчестве Ф. Кафки.

6) Драматургическое начало «Дневника Сатаны» генетически восходит к роману-трагедии Ф.М. Достоевского. Экспериментальный характер соединения драматургических и эпических элементов сближает андреевский роман с эпической драмой Б. Брехта;

7) Феноменологические основы андреевского мировидения в своем жанровом преломлении — драмы-панпсихе, романа, дневника — расширяют рамки жанровой типологии для исследуемых романов в сторону европейских романов феноменологического толка М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Ж.П. Сартра («Тошнота»);

8) Романная дилогия «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны» о ложном Спасителе и ложном Антихристе может рассматриваться как явление экзистенциалистской неомифологической прозы. В своей антимифологической линии развития андреевский роман представляет разновидность неомифологического романа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Каманина, Елена Владимировна, 2000 год

1. Андреев J1. Собр. соч. В 6 тт. Ред колл.: И.Г. Андреева, Ю.Н. Верченко, В.Н. Чуваков. М.: Худож. лит., 1990—1996.

2. Андреев JI.H. Повести и рассказы. В 2-х тт. / Вступит, сл. В.Н. Чувако-ва. Примеч. В.Н. Чувакова и А.И. Наумовой. М.: Худож. лит., 1971.

3. Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914—1919). Письма (1917—1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918—1919) / Под ред. и со вступит, ст. Р. Дэвиса и Б. Хеллмана. М.; СПб.: Феникс; Парюк: Atheneum, 1994. — 598 с.

4. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика / Сост., авт. предисл., коммент. справ, и метод, мат. П.В. Басинского. М.: ACT: Олимп, 1998. 699 с. (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

5. Андреев В. Детство: Повесть. М.: Сов. писатель, 1963. 291 с.

6. Белый А. Москва. Драма в пяти действиях. М.: Наследие, 1997. 162 с.

7. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе. С параллельными местами. М., 1990.

8. Брехт Б. Стихотворение. Рассказы. Пьесы. Составл., вступит, и примеч. И. Фрадкина. М.: Худож. лит-ра, 1972. (Биб-ка Всемир. лит-ры. Сер. третья. Т. 139). 815 с.

9. Шиллер Ф. Избр.: В 2-х тт. Самара, 1994.

10. Адамович Г. Собр. соч.: В 3 кн. Литературные беседы. СПб.: Алетейя, 1998.

11. Андреев Н. Бунин о Л. Андрееве // Новый журнал. Нью-Йорк, 1978. Кн. 131, с. 210.

12. Андрей Белый и Иванов Разумник. Переписка. СПб.: Atheneum; Феникс, 1998. 736 с,

13. Анненский Ин. Театр Еврипида / Еврипид. Драмы. Пер. с введ. и по-слесл. И.Ф. Анненского. Под ред. и с коммент. Ф.Ф. Зелинского. Т. 1. М.: Сабашниковы, 1916.

14. Арсентьева Н.Н. Концепция утопического сознания в творчестве Леонида Андреева // Арсентьева Н.Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. М., 1993, с. 221—271.

15. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.

16. Басинский П.В. Ранний Горький и Ницше (Мировоззренческие истоки творчества М. Горького 1892—1906 гг.) Дис. . уч. ст. канд. фил. наук. / Лит. ин-т им. A.M. Горького. —М., 1997.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. — 502 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979, —318 с.

19. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

20. Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 тт. / Ин-т мир. лит. РАН. Т. 5. Работы 1940-х начал 1960-х годов. М.: Русские словари, 1996. — 731 с.

21. Бездомный Н. Леонид Андреев. 1871—1971 // Русская мысль«Ьа Pen-see Russe. Париж, 1971. 22 июля (№ 2852), с. 8.

22. Беззубов В.И. Смех Леонида Андреева // Творчество Леонида Андреева: Исследования и материалы / Курск, гос. пед. ин-т / Редкол.: Г.Б. Курлянд-ская (отв. ред.) и др. / Курск: КГПИ, 1983.

23. Белая Г. История литературы в контексте современной русской теоретической мысли XX века: Искусство. Культура. Жизнь. «Круглый стол»: Каким должен быть курс истории литературы // Вопросы литературы. 1996, с. 5—17.

24. Беньямин В. Франц Кафка. Пер. с нем. и примеч. М. Рудницкого пре-дисл. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 2000. — 319 с. — (Коллекция «Философия по краям»),

25. Боева Г.Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н. Андреева. Дис-серт. . канд. филол. наук /Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 1996.

26. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999, — 632 с,

27. Брехт Б. Стихотворения. Рассказы. Пьесы. Составл., вступит, ст. и примеч. И. Фрадкина. М.: Худож. лит., 1972. — 825. — (Б-ка всемирн. лит.).

28. Бройтман С.Н. К генезису постсимволизма (Ранний Мандельштам и Блок) // Постсимволизм как явление культуры. Вып. 2: Материалы междунар. науч. конф. 4—6 марта 1998. М.: РГГУ 1998, с. 28—32.

29. Бройтман С.Н. Наследие М.М. Бахтина и историческая поэтика // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск-Москва, 1998. № 4 (25), с. 14—32.

30. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 589 с.

31. Бунин И.А. Публицистика 1918—1953 годов / Под общ. ред. О.Н. Михайлова; Вступ. ст. О.Н. Михайлова; коммент. С.Н. Морозова, М.: Наследие, 1998. 640 с.

32. Венцлова Т. Вячеслав Иванов и кризис русского символизма // Венц-лова Т. Собеседники на пиру. Статьи о русской литературе. Литва, 1997.

33. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: (Зарождение и развитие русского экспрессионизма) Дис. . канд. филол. наук. Астрахань, 1999. — 173 с.

34. Винокур Г.О. Собр. тр.: Ведение в изучении филологии, наук. М.: Лабиринт, 2000. — 192 с.

35. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. №3, с. 134—147.

36. Гайденко И.П. Прорыв к трансцендентному; Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. — 495 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).

37. Гартман Н. Эстетика. Пер. с нем. Т.С. Бабищевой и др. Под ред. А.С. Васильева. М.: Изд. иностр. лит. 1958. — 692 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х т. СПб.: Наука, 1999.

39. Геллер Л. Божественная гармония несвободы: Леонид Андреев и Евгений Замятин // Русская мысль«Ьа Pensee Russe. Париж, 1991. 19 июля (№ 3888), с. 15. То же: Геллер Л. Слово — мера мира. М., 1994, с. 97—102.

40. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Ваолхонке / Науч. изд. Отв. ред. сост., авт. предисл.: И.А. Андреева. СПб.: Алетейя, 2000. — 447 с.

41. Доброхотов А. Мысль и образ: возможность встречи // Произведенное и названное: Философские чтения, посвящ. М.К. Мамардашвили. 1995 г. Соредакторы В .А. Кругликов, Ю.Н. Сенокосов. М.: Ad Marginem, 1998, с. 72— 81.

42. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX—XX вв. М.: Наука, 1991. 379 с. (АН СССР. Ин-т мир. лит. им. A.M. Горького).

43. Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике / Общ. ред. и вступит, ст. С. Зенкина. В 2-х т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.

44. Иванов Вяч. Родное и вселенское. Сост., вступит, ст. и примеч. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1994. — 428 с. (Мыслители XX века).

45. Иванов Вяч. Вс. О взаимоотношениях символизма, предсимволизма и постсимволизма в русской культуре конца XIX — начала XX века // Литературный процесс и развитие русской культуры 18—20 вв. Тезисы науч. конф. Таллинн, 1985.

46. Иезуитова Л.А. Искусство портрета в романе Л. Андреева «Сашка Жегулев» // Портрет в художественной прозе: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывк.

47. Гос. ун-т им. 50-летия СССР; Редкол.: .Л.Ф. Ершов, проф.-отв. ред. Сыктывкар: Перм. ун-т, 1987, с. 35—47.

48. Ильев С.П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. Киев, 1991. 168 с.

49. Ингарден Р. Очерки по философии литературы Б.: БГК им. ИТ.А. Бо-дуэна де Куртенэ, 1999. — 184 с.

50. Историческая поэтика. Программа курса. Автор-составитель д-р филол. наук С.Н. Бройтман. М.: РГТУК, 1998.

51. Казанский Н.Н. Эксперимент как метод в поэзии, поэтике и в науке о языке // Якобсон Р. Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С.И. Гиндин. Редколлегия. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 826—832.

52. Каманина Е.В. Из наблюдений над «Сашкой Жегулевым» (К проблеме неомифологического романа) // Леонид Андреев: Материалы и исследования / Ред. В.А. Келдыш, М.В. Козьменко. М.: Наследие, 2000, с. 256—264. — (Ин-т мир. лит. им. A.M. Горького РАН).

53. Каманина Е.В. Роман Леонида Андреева «Сашка Жегулев»: Проблема неомифологизма // Науч. докл. высш. шк. Филологические науки. 2000. № 4. С. 22—30.

54. Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с фр., коммент. С. Исаева. М.: Союзтеатр, 1992. — 288 с.

55. Каранчи Л. Леонид Андреев о психологическом изображении // Sla-vica, XII. Debrecen, 1972, с. 91—104.

56. Келдыш В.А. Повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейско-го» и духовные искания времени // Русская литература. СПб., 1998. № 1, с. 35—43.

57. Келдыш В.А. Достоевский в критике Мережковского //Д.С. Мережковский. Мысль и слово. М.: «Наследие», 1999. С. 207—223.

58. Келли А. Самоцензура и русская интеллигенция 1905—1914 // Вопросы философии. 1900. № 10, с. 52—66.

59. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов (Проблемы поэтики) // Диссерт. . д-ра филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 1996.

60. Клюге Р.-Д. О русском авангарде, философии Ницше и социалистическом реализме // Вопросы литературы. 1990. № 9, с. 176—191.

61. Козлов Н.П. Философский смысл романа JI. Андреева «Сашка Жегу-лев» // Возвращенные имена русской литературы. Межвуз. сб. науч. тр. Самара, 1994, с. 127—145.

62. Колобаева JI.A. Личность в художественном мире Л. Андреева // Ко-лобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Гл. 1, с. 114—147.

63. Колобаева Л.А. Феномен Анненского // Русская словесность. 1996. № 2, с. 35—40.

64. Колобаева Л.А. Феноменологический роман в русской литературе XX в. // Науч. докл. филол. фак-та МГУ. М.: «Диалог-МГУ». Вып. 2, 1998, с. 155— 166.

65. Колобаева Л.А. Долгожданный труд по теории литературы. Рец. на кн. Хализев В.Е. «Вестник МГУ», сер. 9. Филология. 1999. № 6. С. 144—147.

66. Кормилов С.И. М. Бахтин и М. Стеблин — Каменский: две противостоящие и взаимодополняющие концепции смеха // М.Н. Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологии. СПб., 1991.

67. Кормилов С.И. Русская литература после 1917 года как предмет исторической поэтики // Ломоносовские чтения 1994 / Под общ. ред. М.Л. Ремне-вой. М.: Филология, 1994, с. 73—91.

68. Кормилов С.И. Теоретико-литературная концепция Г.Н. Поспелова и проблемы построения современной . теории литературы // Науч. докл. филол. фак-та МГУ. М., 1996. Вып. 1, с. 127—145.

69. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999. 112 с. (Перечитывая классику).

70. Курчаткин А. Иной классик: К 125-летию со дня рождения Леонида Андреева //Русская мысль. Париж, 1996. 25 сент. — 1 окт. (№ 4142), с. 11.

71. Логунова Л.Б. Личность и мировоззрение // Проблема человека в философии. Учеб. пособие для студентов и аспирантов по курсу «Философия». М.: ИГУ и СИ МГУ им. М.В. Ломоносова. 1998. С. 16—30.

72. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993.

73. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Рос. акад.: Вост. лит.: Шк. яз. рус. культуры. М., 1995. . Ин-т мир. лит. им. A.M. Горького. 2 изд. репринт. 406 с.

74. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. 1979. Вып. 459.

75. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 224 с.

76. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2. / Под ред. В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 496 с.

77. Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX—XX вв. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. 1986. 185 с.

78. He-Буква <Василевский И.М.> Литературные заметки: Смерть Человека. Леонид Андреев. «Дневник Сатаны». Гельсингфорс. И-во Библион // Последние новости. Париж, 1921. 14 апр. (№ 302), с. 3.

79. Николаев Д.П. Русский историко-литературный процесс и пути его изучения // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. / Отв. ред. Д.П. Николаев. М.: Наследие, 1997. Т. 1, с. 43—78.

80. Ортега-и-Гассет X. Размышления о Дон Кихоте / Пер. с исп. О.В. Журавлева. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 332 с.

81. П-ий <Пильский П.М> <Рец. на кн.:> Русская книга. Редактор проф. А.С. Ященко. — Русский книжный магазин «Москва» в Берлине № 1—4 1921г. // Наше слово. Кишинев, 1921. 4 июня (№ 123), с. 3. Отдел: Книга.

82. П-ий <Пильский П.М.> <Рец. на кн.:> Леонид Андреев. Дневник Сатаны. Гельсингфорс. Книгоиздательство «Библион». 1921 // Наше слово. Кишинев, 1921. 11 (№ 128), с. 4. Отдел: Книга.

83. Перфильев А. Мятежная душа: Из воспоминаний о Леониде Андрееве // Русский вестник. Рига, 1944. 18 марта (№ 33), с. 4.

84. Румянцев М.Г. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала XX века. Дис. . канд. филол. наук. / Лит. ин-т им. A.M. Горького. М., 1998. — 156 с.

85. Русский авангард 1910-х—1920-х годов и театр. С.-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2000. 407 с. (Гос. ин-т искусствознания. Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х годов).

86. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та. 1989. 268 с.

87. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Под ред. С.А. Голубкова. Куйбышев; Изд-во Сарат. ун-та. Куйбышев, фил. 1990. — 252 с.

88. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Вступ. ст., сост. и примеч. В.В. Сапова. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. — 448 с,

89. Степанов Ю.С. Элементы эгоцентрической эстетики в театре Б. Брехта // Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: «Языки русской культуры», 1998, с. 426—429.

90. Степанов Ю.С. «Интертекст», «интернет», «интерсубъект» (К основаниям сравнительной концептологии) // Доклад. Преварит. выход, данные: Изв. РАН. Сер. литерат. и языка. Т. 60. Вып. 1. 2001.

91. Тамарченко Н.Д. Эпос и драма как «формы времени» // Изв. РАН, т. 53. Сер. лит-ры и языка. 1994, № 1.

92. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. — 203 с.

93. Тамарченко Н.Д. М.М. Бахтин и А.Н. Веселовский (Методология исторической поэтики) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск—Москва, 1998. № 4(25), с. 33—44.

94. Тамарченко Н.Д. Генезис форм «субъективного» времени в эпическом сюжете // Изв. РАН. Сер. лит-ры и языка. 1995. Т. 54. № 5.

95. Татаринов А.В. Формирование мифологического реализма в творчестве Леонида Андреева (1898—1911). Диссерт. . канд. филол. наук / Башкир, гос. ун-т. — Уфа, 1996. — 233 с.

96. Татаринов А.В. Опыты апокрифической стилизации в прозе Леонида Андреева // Филология«РЫ1о1о§1са / Кубанск. гос- ун-т. — Краснодар, 1997. № 11, с. 31—37.

97. Титаренко СЛ. Миф как универсалия символистской культуры и поэтика циклических форм // Серебряный век. Философия, эстетические и художественные искания. Кемерово, 1996.

98. Тихонов А.А. Формы и функции фантастики в русской прозе начала XX века. Диссерт. . канд. филол. наук. Вологда, 1994.

99. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Культура», 1995. — 624 с.

100. Т-ский Вл. «Дневник Сатаны (Леонид Андреев) // Воля России. Прага, 1921, 27 февр. (№ 140), с. 4—5.

101. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

102. Тюпа В.И. Художественная реальность как предмет научного познания. Уч. пособие по спецкурсу. Кемерово, 1981.

103. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Красноярск, 1987.

104. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.

105. Тюпа В.И. Неотрадиционализм, или 4-ый постсимволизм // Постсимволизм как явление культуры. Мат. межвуз. конф. 10—11 марта 1995.

106. Тюпа В.И. Эстетика неотрадиционализма // Постсимволизм как явление культуры. Вып. 2. Материалы международ, науч. конф. 4—6 марта 1998 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ, 1998, с. 23—27.

107. Тюпа В.И. Архитектоника эстетического дискурса // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения М.М. Бахтина (1895—1995). Сост., ред. К.Г. Исупов. СПб.: Алетейя, 1995. С. 206—216.

108. Фуко М. Нарушать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с фр. Вл. Наумова. Под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999. — 479 с.

109. Фальковский Ф. «Дневник Сатаны» Леонида Андреева. Издание «Библиона» в Гельсингфорсе // Путь. Гельсингфорс, 1921. 8 марта (№ 18), с. 2—3.

110. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

111. Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала XX века // Русская словесность. 1997. № 1.

112. Хализев В.Е. Судьбы категории «эстетическое» в XX веке // Науч. докл. филол. фак-таМГУ. М.: «Диалог-МГУ», 1998. Вып. 2, с. 111—118.

113. Хализев В.Е. Теория литераторы. Учеб. М.: Высш. шк., 1999. — 398 с.

114. Хоружий С.С. Бахтин, Джойс, Люцефер // Бахтинология: Исследования, перевода, публикаций. К столетию рождения М.М. Бахтина (1895— 1995). Сост., ред. К.Г. Исупов. СПб.: Алетейя, 1995. С. 12—26.

115. Цетлин М.О. О творчестве Леонида Андреева // Грядущая Россия. Париж, 1920. Февр. Кн. 2, с. 255—256.

116. Чернец Л.В. Литературные жанры. (Пробл. типологии и поэтики). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 191 с.

117. Чернец Л.В. О поэтике исторической и теоретической (А.Н. Веселов-ский и А.А. Потебня) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск-Москва, 1998. № 4 (25). С. 45—52.

118. Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. — 495 с.

119. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: «Прогресс» — «Гнозис», 1992. (Философские итоги XX века).

120. Шестов Л. Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993. (Журнал «Вопросы философии», Ин-т Философии РАН).

121. Шилдс Р. Мифологические мотивы в прозе Леонида Андреева: «Жизнь Василия Фивейского» и «Дневник Сатаны». Дипломная работа / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 1999.

122. Эстетика диссонансов: Межвуз. сб. науч. тр.: (О творчестве Л.Н. Андреева) / Редкол.: Е.А. Михеичева, д. ф. н. (отв. ред.) и др. Орел, 1996. — 159 с.

123. Якобсон P.O. Очередные задачи науки об искусстве // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С.И. Гиндин. Ред-колл. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 3—7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.