Жанровое своеобразие прозы С.Н. Сергеева-Ценского 1900-1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Поддячая, Нелли Анатольевна

  • Поддячая, Нелли Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 160
Поддячая, Нелли Анатольевна. Жанровое своеобразие прозы С.Н. Сергеева-Ценского 1900-1920-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2006. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Поддячая, Нелли Анатольевна

Введение

ГЛАВА I. НАЧАЛО ПУТИ. ОТ РАССКАЗА К ПОВЕСТИ И РОМАНУ

§ 1 i Специфика «малого» жанра в творчестве Сергеева-Ценского. Рассказ. Поэма

§ 2. Роман через посредство рассказа. «Бабаев»

ГЛАВА И. НА ИЗЛОМЕ. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ

СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО 1910-20-Х ГОДОВ

§ 1. «Валя»: «поэма» - «роман» - «роман-дилогия» («Преображение»)

часть эпопеи»

§ 2. Специфика художественного цикла. «Крымские рассказы»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие прозы С.Н. Сергеева-Ценского 1900-1920-х годов»

В постперестроечное время появилось немало диссертационных и других . видов работ по творчеству С.Н. Сергеева-Ценского (1875-1958)[1].

Исследователи занимались разными проблемами - текстологии, генезиса, поэтики, сравнительной типологии. Творчество писателя логично рассматривается в контексте русской классики, в рамках сформировавшейся духовно-нравственной традиции.

Многие последние работы базируются на архивных источниках, поскольку, творческое наследие этого писателя в советское время было серьезно"' купировано, не публиковалось вовсе в силу понятных политических причин. Следует признать, что *ртя диктатура' о нем в последнее пятнадцатилетие заметно прирастает, сам он при этом, однако, не становится менее трудным для восприятия. Как это всегда бывает, в творчестве Сергеева-Ценского на сегодняшний день остается немало'«белых пятен», нерешенных вопросов, нуждающихся в изысканиях. Та проблема, которая заявлена в настоящей диссертации, до, сих пор в ценсковедении практически не рассматривалась.

С.Н. Сергеев-Ценский был писателем многоплановым - автором критических и публицистических статей, стихотворений, но ядро его художественного мира, безусловно, составляет проза в ее жанровом разнообразии и специфике.

Изучение «ценского» жанра позволит выявить в какой-то мере и общие закономерности, связанные с развитием литературного процесса, оценить историю литературы на конкретном этапе, выстроить некоторые теоретические положения.

Не избежал Сергеев-Ценский таких очевидностей, как так называемые жанровые процессы - романизации «малой прозы», циклизации рассказов.

Очевидными реалиями ct&i'IH iaklte, К4к лиризация и драматизация прозы.

Художественная система писателя характеризуется тем, что в ней взаимодействуют жанр, стиль и очень важную роль играет подвижность и варьирование замысла. Последнее, в свою, очередь, объясняет многие специфические особенности жанра Сергеева-Ценского.

Д.С. Лихачев всегда акцентировал зависимость жанра, трансформацию старого и рождение чего-то абсолютно нового от особенностей конкретной

I • * эпохи. Он писал о том, что одной из примет рождения новой эпохи является' изменение жанра: «. жанры живут не зависимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически. Историк литературы обязан заметить не только изменения в отдельных жанрах, появление новых и угасание старых, но и изменения га мой системы жанров»[2].

Сергеев-Ценский работал в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в веке XIX. На рубеже XIX - XX веков назревал кризис романа - классического и монологического, бурно развивалась так называемая «малая проза», активизировались жанровые процессы. Время требовало усложнения фабулы, популяризировался и активно муссировался жанр повести. Сущность явления заключалась в том, что, с одной стороны, наблюдалась его «романизация», с другой - повесть воспринималась как распавшийся на части роман или глава, вырванная из романа.

Нельзя не учитывать и следующее.

Эпоха, в которую происходило становление и совершенствование Сергеева-Ценского как писателя, была выразительная, многоликая, готовившая и производившая глобальную емеНу общественно-экономической формации. Общество демократизировалось; демократизация способствовала совершенствованию мировоззрения и мироощущения и поиску адекватного типа высказывания. Такой формой у Ценского стал, например, сказ.

Совершенствование научно-технического прогресса, расширение возможностей средств массовой информации - появление кино, то есть искусства визуального способствовало тому, что, с одной стороны, литература неизбежно уступала свое монополистичное воздействие на сознание личности, с другой - неизбежно впускала в себя элементы других видов искусств, в частичности, того же кщиь

Ценский, как и многие его современники, занимался активным поиском форм синтеза: он объединял рассказы в роман, в циклы, роман - в более крупную эпическую форму, такую, как цикл романов, то есть он шел от фрагментарности к эпической перспективе. Нельзя не заметить, что у него практически отсутствовали тенденции показа героя «от начала до конца». Как сама эпоха боролась за господство визуальности, так и у писателей, в частности, у исследуемого автора, наблюдается, с одной стороны, стремление к так называемой «эпизации», с другой - очевидна дискретная манера повествования, «монтажность», ориентация на «показ», а не только на «рассказ».

Для Сергеева-Ценского также была характерна «новеллизация» больших эпических форм. Появдндиеь так называемые «новеллистические» романы, стремящиеся вернуться к жанру малой прозы. Главы таких романов, ,как • 1

Бабаев»(1906), «Валя»(1913) напоминают отдельные рассказы, которые относительно завершены. Другими словами, роман представлял собою череду определяющих сюжетную канву эпизодов, связанных между собою едиными героями, которые, в свою очередь, раскрывали свою жизнь именно в некой эпизодичности. Причем персонажи могли появиться и исчезнуть не вполне мотивированно из общего повествования.

Имеется ряд свидетельств самого писателя по поводу собственных художественных исканий[3]. Следует, однако, с сожалением признать, что все они серьезно купированы.

Жанровой константой в художественном мире Сергеева-Ценского, без сомнения, является paccl^Ui. Помимо личных пристрастий именно к нему, о которых подробнее пойдет речь в главах, существует еще ряд вполне объективных обстоятельств, в силу которых писатели в первой трети XX столетия обращались именно к жанру рассказа. Одна из причин - это сильное «сопротивление жизненного материала: мир не может быть изображен и наименован в его целостности, поскольку эта целостность утрачена и предстоит долгая и кропотливая работа по ее восстановлению»[4]. Другими словами, создать роман в том виде, в котором его привыкли воспринимать, было невозможно. С другой стороны, по нашему убеждению, это было время напряженного поиска героя - уходила эпоха, уходил и герой. Его надо было обнаружить. Образно говоря, «эскизной» была сама эпоха. Своеобразие*' художественного мышления писателя состоит в том, что он постоянно, устойчиво обращается к жанровой форме рассказа. Рассказ «обрастал» и присоединял к себе другие рассказы («Бабаев»), дозревая постепенно до границ романа. Писатель создал свой жанр - «эскиз», основной отличительной характеристикой которого стдп крупный план изображения, а также большое количество фрагментов либо не нашедших завершения вовсе, либо ставших основой сюжета в других произведениях, написанных несколько по^зже

• I йапример, ненаписанный в начале 1920-х годов роман «Хвост павлина» и опубликованный в 1928 году рассказ «Павлин», претендующий на эпический размах и разрывающий рамки традиционного рассказа на сюжетном, образно-смысловом, композиционном уровне).

Актуальность диссертационного исследования определяется, таким образом, связью с ведущими направлениями современного литературоведения, включающими изыскания по проблеме жанра в рамках исторической и теоретической поэтики.

Исследование своеобразия жанра будет способствовать более тщательному познаванию творчества писателя как целостной художественной системы, фундаментальных законов его творчества. Изучение данного вопроса позволит уточнить коренные проблемы творчества писателя - художественные, мировоззренческие, духовные.

Диссертация написана на материале прозы и публицистики С.Н. Сергеева-Ценского разных лет.

В качестве объекта исследования избираются произведения, созданные по принципу «укрупнения» жанра: ранние рассказы, рассказ «Батенька», поэма «Печаль полей», романы «Бабаев», «Валя» («Преображение») и «Обреченные на гибель», цикл «Крымские рассказы».

Цель исследования. Опираясь на архивные и опубликованные источники - художественные и публицистические произведения, эпистолярное наследие, изучить своеобразие жанра и причины варьирования замысла основополагающих произведений " писателя, взаимосвязь и взаимообусловленность этих процессов. Изучить динамику развития прозаических жанров в рамках творческого совершенствования писателя и определить механизм и причины нсиЬикновения «имманентных» жанров. . Поставленной целью обусловлены следующие задачи:

1. Определить, какой жанр является основополагающим и «цементирует» внутреннюю целостность прозы писателя. .

2. Проследить, как вписываются в контекст прозы Сергеева-Ценского традиционные жанры рассказа, романа, цикла рассказов, каким образом и по каким причинам они варьируются.

3. Обнаружить, каким образом жанровые процессы в творчестве Сергеева-Ценского вливались в общий историко-литературный контекст 1900-1920-х годов в его динамическом развитии.

Научная новизна диссертации заключается в выборе аспекта исследования - описания худож^гп^нной прозы Сергеева-Ценского в системе жанра. Проза писателя впервые рассматривается в динамике жанровых процессов.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные труды русских мыслителей, теоретиков и историков литературы: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, М.А. Бердяева, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева.

К работе привлечены исследования современников писателя А.Б. Дермана, Р.И. Иванова-Разумника, Е. Колтоновской.

Учтен опыт ведущих денсковедов и современных литературоведов, в том числе освещающих проблемы жанра М.М. Бахтина, И.П. Золотусского, В. В'. Кожинова, С.И. КрасовскиИ, HJf. Лейдермана, О.В. Нарбековой, B.C. Непомнящего, П.И. Плукша, Ю.И. Тынянова, В.И. Тюпы, Е.П. Тырновецкой, *' Л.Е. Хворовой, Ю.М. Шпрыгова.

• Методика исследования включает принципы историзма, системный, структурно-поэтический и сравнительно-типологический, этнопоэтический (В.Н. Захаров) подходы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Основной метажанровой единицей прозы С.Н. Сергеева-Ценского 19001920-х годов следует считать рассказ в его различных, разработанных писателем, модификациях: эскиз, этюд, поэма в прозе, «пасхальный рассказ», «житийный» рассказ.

2. Тенденция к укруписшир жанра обнаруживается в тезаурусе писателя по мере усовершенствования личного опыта, а также - по степени «усложнения» жизни, вызревания глобальных общественно-политических конфликтов.

3. Основополагающим принципом для творчества писателя в целом следует считать создание «крупной формы» (романа, романа-дилогии, цикла через посредство малой).

4. Творческий рост писателя обнаруживается не только с укрупнением, но и со своеобразным жанровым «полифонизмом» - сочетанием и варьированием многих классических разновидностей - дневника, мемуаристики, повести с элементами сказа, поэмы в прозе.

Теоретическая значимость исследования определяется некоторым обобщением, уточнением литературоведческих терминов «рассказ» и «художественный цикл», необходимых для исследования творческого наследия писателя, а также осуществлением системного анализа жанрового единства его прозы периода «становления». • и

Практическая значимость» Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть востребованы в процессе уточнения как концепции творчества Сергеева-Ценского, так и истории русской литературы первой*' четверти XX века в целом, а также в практике вузовского и школьного преподавания.

Апробация исследования. Основные положения и отдельные проблемы исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской филологии Тамбовского государственного технического университета, были представлены в сборнике научных статей Тамбовского государственного технического университета, на всероссийской научной конференции языковедов, и литературоведов, посвященной 130-летию С.Н. Сергеева-Ценского, на II Международной научно-практической конференции в г. Горловка (Украина).

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Поддячая, Нелли Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. См. : Нарбекова, О.В. Дилогия С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение» : Развитие замысла, художественно-философской концепции, характеров. - Дис.канд. филол. наук : 10.01.01. / О.В. Нарбекова. - Тамбов, 2004.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Поддячая, Нелли Анатольевна, 2006 год

1. Сергеев-Ценский, С.Н. Собр. соч. / С.Н. Сергеев-Ценский : В 7 т. -СПб.-М.:Шиповник, 1910- 1916.

2. Сергеев-Ценский, С.Н. Сочинения / С.Н. Сергеев-Ценский : В 1 т. -М.: Кн-во писателей в Москве, 1917-1919. Сергеев-Ценский, С.Н. Собр. соч. / С.Н. Сергеев-Ценский : В* 14 т.-Л.: Мысль, 1928.

3. Сергеев-Ценский, С.Н. Собр. соч./ С.Н. Сергеев-Ценский : В 10 т. -М.: Гослитиздат, 1955-1956.

4. Сергеев-Ценский, С.Н. Собр. соч./ С.Н. Сергеев-Ценский : В 12 т. -М.: Правда, 1967.

5. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранные произведения. / С.Н. Сергеев-Ценский. М.: Гослитиздат, 1933. - 368 с. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранное/ С.Н. Сергеев-Ценский. - М. : Сов. писатель, 1936. - 496 с.

6. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранные произведения : / С.Н. Сергеев' Ценский. В 2-х т. М.: Гослитиздат, 1936-1937. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранное/ С.Н. Сергеев-Ценский. - М. : Сов. писатель, 1941. - 588 с.

7. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранные произведения. / С.Н. Сергеев Ценский. Симферополь : Крымиздат, 1948. - 512 с. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранное/ С.Н. Сергеев-Ценский. - М. Гослитиздат, 1950. - 732 с.

8. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранное. / С.Н. Сергеев-Ценский. -Симферополь : Крымиздат, 1950. 644 с.

9. Сергеев-Ценский, С.Н. Избранное/ С.Н. Сергеев-Ценский. М. : Сов. писатель, 1956. - 624 с.

10. Сергеев-Ценский, С.Н. Повести и рассказы/ С.Н. Сергеев-Ценский : В 2 т. М.: Худ. лит., 1975.

11. Сергеев-Ценский, С.Н. Повести и рассказы/ С.Н. Сергеев-Ценский. М.: Правда, 1984. - 576 с.

12. Сергеев-Ценский, С.Н. Повести и рассказы/ С.Н. Сергеев-Ценский. М.: Правда, 1987. — 512с.'

13. Сергеев-Ценский, С.Н. Трудитесь много и радостно : Избранная ' публицистика/ С.Н. Сергеев-Ценский. М. : Молодая гвардия, 1975. -326 с/

14. РГАЛИ. Ф. 1161. - On. 1. - Ед. хр. 39 : С.Н. Сергеев-Ценский. Орел и решка. Из архива умершего профессора. Авторизованная машинопись.

15. ИМЛИ. Архив A.M. Горького. - М., ГИХЛ - Наука, 1939-1976. -T.I-XIV./М.Горький.

16. ИМЛИ. Личный архив М. Горького : Сергеев-Ценский -Горькому : Письма. / С.Н. Сергеев-Ценский. ИМЛИ. - Личный архив М. Горького : Горький - Ценскому : Письма. / М. Горький.1.

17. Аверинцев, С.С. Автор / С.С. Аверинцев, И.Б. Роднянская. КЛЭ. -М., 1978.-Т. 9.-С. 28-34.

18. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей : В 2 т. / Ю. Айхенвальд. М., 1998.-Т. 1.-287 с.

19. Анипкин, Ю.Д. Мировосприятие и стиль раннего С.Н. Сергеева-Ценского (1898-1914) : Дисс. . канд. филолог, наук. / Ю.Д. Анипкин.-М., 1971.-318 с.

20. Анипкин, Ю.Д. С.Н. Сергеев-Ценский : К 100-летию со дня рождения / Ю.Д. Анипкин. М.: Знание, 1974. - 64 с. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : пер. с фр.. / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

21. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. -М.: Худож. лит, 1975. С. 109-110.

22. Бахтин, М.М. Проблема образа автора в художественной литературе / М.М. Бахтин. О теории художественной речи. М, 1971.-С. 118.

23. Бахтин, М,М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

24. Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования. Сб. ст. / Под ■ .ред. Н.Д. Тамарченко, С. Бройтмана, А. Садецкого. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1997. - 183 с.

25. Без подписи. О Береговом : Беседа с С.Н. Сергеевым-Ценским // Лебедь. -1908. № 1. - С. 32-34'.

26. Бердяев, Н.А. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев // Сочинения. YMCA PRESS : Христианское изд-во, 1997. - Т. 5. -С. 42.

27. Бердяев, Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг. / Н.А. Бердяев. СПб.: РХГИ, 1998. - 432 с. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры, искусства. - М. : Искусство, 1994.-Т. 2.- С. 131.

28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонический текст : В рус. пер. с параллельными листами. -СПб, 1907.

29. Бицилли, П. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского / П. Бицилли. Годишник на Софийский университет. Ист. -филолог, факультет. София, 1946. - Т. XLII. Блок, А. О реалистах / А. Блок // Собр. соч.: В 8 т. - M.-JI, 1962. -Т. 5.-С. 119-122. ' ' •

30. Булгаков, С. Православие : Очерки учения православной церкви / С. Булгаков.-М, 1991.

31. Буркина, О.А. Эволюция концепции человека в прозе С.Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века : Автореф. дис. канд. филолог, наук. Тамбов, 2002. - 24 с.

32. Веселовский, А.Н. Избранные статьи / А.Н. Веселовский. Л. : Худож. лит., 1939. - 570 с.

33. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. М.: Высш. школа, 1971. - 270 с.

34. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М.: ГИХЛ, 1961.-614 с.

35. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. М.: АН СССР, 1963. - 256 с.

36. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Вино,кур. М.: Высш. шк., 1991. - 448.С. '

37. Волков, А.А. С.Н. Сергеев-Ценский / А.А. Волков // С.Н. Сергеев-Ценский. Избранное. М., 1950. - С. 3 -10. Волков, А.А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период / А.А. Волков, Л.А. Смирнова. - М. : Просвещение, 1977.- С. 239-248.

38. Волкова, Е.М. Бахтин : «Без катарсиса. нет искусства» / Е. Волкова, С. Оруджева // Вопросы литер, 2000. Январь - февраль. -С. 108-131.

39. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре / Г.Д. Гачев. -М.: Искусство, 1981. '

40. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. М.: Просвещение, 1968. - 303 с. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1979. - 221 с.

41. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1971. - 464 с.

42. Г.К. О романе «Валя» // Известия. 1926. - 18 ноября. Гонфельд, А. Истерический Фауст / А. Гонфельд // Книги и люди : Лит. беседы. - СПб, 1908. - С. 156 - 165.

43. Гонфельд, А. Путь Сергеева-Ценского / А. Гонфельд // Русское ' богатство. -1913. №12. - С. 121-152.54.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.