Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Коваленко, Алексей Николаевич

  • Коваленко, Алексей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 166
Коваленко, Алексей Николаевич. Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Саратов. 2014. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коваленко, Алексей Николаевич

Оглавление

Введение Глава I

Глава II Глава III

Заключение

Библиографический список

с

Особенности восприятия джаза в отечественной музыкальной культуре 1920-х годов в его связи с авангардом с

Взаимодействие джаза с музыкальным авангардом 1920-х годов с

Судьба джаза в отечественной музыкальной культуре 1930-х годов с

с

с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов»

Введение

«В Америке к джазу относятся серьезно; может быть, скоро и не без оснований к нему начнут серьезно относиться и немецкие профессора и станут писать объемистые исторические исследования по этому вопросу».

Сезар Серчингер [199, с. 33]

Диссертационная работа посвящена исследованию принципов функционирования джаза в художественной среде авангарда раннего советского периода (1920-е - начало 1930 годов). Главный акцент поставлен на анализе произведений музыкального искусства этого периода - авангардных и джазовых. Изучение джаза, его генетических, языковых и художественных свойств напрямую связано с обращением к общекультурному и социальному контексту эпохи и региона. Настоятельной и очевидной становится потребность расширенного подхода в диссертационной работе, поскольку джаз в 1920-е годы в США, Европе и России во многом был явлением и музыкальным, и социальным. Отражение элементов джаза можно обнаружить не только в академической музыке, в музыке авангарда, но и в других видах искусства - литературе, театре, живописи и даже в промышленном дизайне. Поэтому охват явлений, рассмотренных в работе, диктует необходимость раскрытия темы диссертации не только с позиций музыковедения, но и культурологии.

Актуальность работы, с одной стороны, определяется недостаточной изученностью феномена отечественного джаза 1920-1930-х годов, с другой - необходимостью исследования путей вхождения джаза в пространство отечест-

венной музыкальной культуры 1920-1930-х годов. В работе комплексному и многостороннему анализу подвергнута проблема взаимного влияния джаза и русского музыкального авангарда.

Взаимодействие «джаз - академическая музыка», «джаз - авангард», как известно, является характерной тенденцией музыкального искусства XX столетия. Синтез академической и неакадемической музыки (джаз, рок) в XX веке традиционно представлял значительный интерес для академических и джазовых музыковедов. Тем более актуальной и своевременной представляется тема данной диссертации, так как по отношению к отечественной музыкальной культуре проблема взаимодействия джаза и музыкального авангарда 1920-х-1930-х годов всё ещё находится в стадии разработки.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с джазом и его взаимодействием с различными музыкальными культурами, неоднократно в той или иной степени поднимались западным и отечественным музыковедением. Расширенный культурологический подход получил своё распространение в большей части работ, исследующих проблематику джаза 1920-1930-х годов в Европе. Причины подобного расширения лежат в заострении социально-культурных характеристик джаза по сравнению с его художественными свойствами, в частности имманентно музыкальными, в начальный период вхождения джаза в пространство культуры Европы и его дальнейшей адаптации. Более того, процесс этой адаптации сопровождался интенсивным распространением форм музицирования, лежащих на пограничье джаза, танцевальной и салонной музыки, которые долгое время игнорировались «серьезным» джазовым, а тем более академическим музыковедением, и вошли в поле зрения исследователей лишь в последней трети прошлого века. Россия, а позже СССР 1920-х годов, так или иначе включённые в мировой культурный процесс, в определённой степени соотносятся с этой общеевропейской парадигмой.

Следует оговориться, что «биография» советского джаза 1920-1930-х годов довольно полно описана в различных публикациях, монографиях и сборни-

ках. Первые отечественные статьи о джазе, написанные Валентином Парнахом, «привёзшим» джаз в РСФСР из Парижа, носили исключительно любительский характер. В 1926 году появился сборник «Джаз-банд и современная музыка», где были собраны статьи об афроамериканском фольклоре и джазе. Определённое представление о джазе как о самобытном художественном явлении передавали статьи и рецензии 1920-х годов, написанные Н. Малько, М. Кузминым, А. Цуккером, а также книга И. Мацы. Однако трудно было аргументировать позицию сторонников джаза, защищавших его от нападок агрессивно настроенной критики. Культура джазового музицирования находилась тогда на фазе становления. Поэтому, несмотря на положительные отклики, основная масса рецензентов воспринимала джаз как эксцентрическое музыкально-танцевальное и темброво-ритмическое представление.

К сожалению, вышеназванный сборник Гинзбурга оказался не только первым, но и на долгие годы последним серьезным изданием, посвящённым вопросам джаза. В 1930-1950-е годы в связи с негативным официальным отношением к джазу музыковедческая мысль в этой области была полностью парализована. Лишь с 1960-х годов стали появляться статьи, а с 1970-х - первые научные труды об афроамериканском фольклоре и джазе (В. Конен, А. Баташёв, С. Старр (США), В. Фейертаг, Л. Переверзев, А. Козлов). Значительную ценность представляют и материалы многолетних исследований Г. Скороходова, А. Вер-менича - основоположников исторической дискографии советского джаза, немало потрудившихся над тем, чтобы наследие джазовых музыкантов СССР рубежа 1920-х-1930-х годов было сохранено и переиздано (увы, далеко не в полном объёме). Однако во всех этих материалах, кроме работы С. Старра, по разным причинам недостаточно артикулированы вопросы связи джаза с другими видами искусств, ослаблен или, напротив, заострён социально-политический контекст. Неизбежным оказывается и значительное количество неточностей и разночтений, часто переходящих из одной работы в другую. Более того, до сих

пор отсутствует подробная сводная дискография советского джаза 1920-х-1930-х годов.

Проблемы преломления языка джаза (джазовых идиом) в творчестве композиторов академической традиции были подняты в диссертации и статьях А. Казуровой, а также в ряде других работ отечественных музыковедов. Казурова выявляет следующие два типа бытования «джазового» в академической музыке: джазовые танцы («оджазированные танцы» по её терминологии), явившиеся знамением урбанизма и одновременно модным поветрием среди композиторов в 1920-е-1930-е годы, и отдельные элементы джаза, которые в общем контексте произведения приобретают несколько иное значение. В диссертации Казуровой поставлен широкий круг вопросов, связанных с проблемой взаимодействия джаза и академической музыки. Эволюцию этого синтеза автор начинает рассматривать с зарубежной музыки (глава «Джаз в творчестве зарубежных композиторов»), а затем реконструирована достаточно широкая историческая перспектива взаимодействия «джаз - академическая музыка» в СССР: помимо периода 1920-1930-х годов (вторая глава), рассматривается период 1960-1980-х годов (третья глава).

Среди произведений 1920-1930-х годов А. Казурова анализирует произведения Глиэра, Мосолова, Животова, Стрельникова и Шостаковича, в которых автора интересует «контакт между двумя областями музыки...через танцевальные формы»} Она описывает ситуацию пребывания джазовых танцев в рамках музыкально-синтетических жанров, где они служили средством контраста (драматургического, жанрового, наконец - идеологического) и выступали в гротескном или пародийном амплуа. Объектом музыкально-теоретической части данной диссертации, пользуясь классификацией А. Казуровой, являются «композиции, в которых налицо джазовые ассоциации и более свободные аллю-

1 Казурова A.C. Претворение элементов музыкального языка джаза в отечественной музыке академической традиции. Автореф.дисс...канд.иск. - М., 1996.-С. 15.

зии»,2 а не попытки академических композиторов писать джаз, подражая приёмам исполнения, оркестровки, признакам жанра.

К подобным пьесам в академической музыке можно отнести известные в своё время произведения: Джазовую сюиту Животова, две джазовые сюиты Шостаковича, а также номера джазового характера из балетов Шостаковича. Однако вопрос о генезисе стиля джазовых сюит Шостаковича (особенно Первой) до сих пор остается открытым. Так, жанровая классификация «Блюза» обычно определяется без учёта особенностей танцевального жанра, носящего то же самое название, что и коренная форма афроамериканского вокально-инструментального музицирования. Творчество ленинградских джазовых музыкантов и в первую очередь Якова Скоморовского (руководитель известнейшего оркестра, трубач, для которого Шостакович предназначал партию солирующей трубы в музыке к спектаклю «Условно убитый») свидетельствует о прочном укоренении в музыкальном быту северной столицы именно этой танцевальной формы, пришедшей в Россию скорее всего через немецкое «посредство», как и многие другие черты стиля ленинградских джазов. Поэтому Шостакович, вероятнее всего, ориентировался именно на такой танцевальный блюз (иногда обозначаемый как «Yale Blues»). Этот пример указывает на ценность любых сведений, из которых строится контекст возникновения того или иного направления или отдельно взятого произведения (таков ещё один аргумент в пользу расширенного подхода, применяемого в данной диссертации).

Объект исследования - немногочисленные, но достаточно характерные произведения музыкального авангарда, запечатлевшие джаз в виде аллюзий, а также пьесы, исполнявшиеся джазовыми оркестрами, но «обращённые» к музыке академической традиции.

Предмет исследования - феномен отечественного джаза как особого вида музыкального творчества, ареал его бытования и эстетического влияния в пространстве профессиональной музыкальной культуры, в котором он обна-

2 Там же. С. 15.

ружил множество точек соприкосновения с художественным и в частности отечественным музыкальным авангардом 1920-1930-х годов. В указанный период термин джаз трактовался не только как музыкальное обозначение, но и как историко-культурное понятие.

В аналитической части диссертации в ракурсе преломления элементов джаза и работы с материалом джазового происхождения изучены произведения, опосредованно воплотившие джазовую стилистику и не затронутые в вышеназванных работах. Это Камерная симфония Г. Попова (III часть), «Электрифи-кат», соч. 9 № 2 Л. Половинкина и Первый струнный квартет А. Мосолова (III часть). Перечисленные произведения принадлежат авторам одного поколения, сложившимися в одной и той же художественной и социальной среде, которая рассматривается в первой главе диссертационной работы. Все три композитора были активными участниками ДСМа, представителями первого русского музыкального авангарда. Однако способы введения ими элементов джаза в названных сочинениях характеризовались определёнными различиями.

Исследования, посвященные представителям русского авангарда, начали появляться с 1980-х годов. Их авторов отмеченные выше произведения интересовали прежде всего с точки зрения новой эстетики, нового художественного мышления и новых языковых средств (И. Барсова, И. Воробьев, Л. Римский, И. Ромащук, И. Скворцова). В данной диссертации анализ сосредоточен на авангардных качествах этих произведений, а также на проблеме синтеза джаза и авангарда. Подобное взаимодействие отчасти затрагивалось в диссертациях А. Казуровой, Н. Светлаковой, М. Матюхиной и опосредованно - в отдельных работах М. Арановского, И. Земзаре, А. Цукера, В. Конен, Е. Овчинникова, Е. Озерова, В. Сырова, Д. Ухова, В. Ерохина, Б. Гнилова, Ф. Софронова, а также в некоторых статьях сборника «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера». Однако перечисленные исследования академических и джазовых музыковедов далеко не исчерпывают достаточно сложную проблему влияния джаза на академическую музыку.

Основная цель данной диссертационной работы заключается в многоаспектном исследовании советского джаза 1920-1930-х годов, применяя элементы социологии и культурологии, а также привлекая инструментарий, характерный для музыкально-теоретического метода исследования. Подобная многоас-пектность позволяет более полно выявить отражение элементов джаза в музыке авангарда, описать историко-культурный контекст и выявить общие эстетические критерии, способствовавшие синтезу джаза и музыки авангарда.

Обозначенная цель обусловливает решение ряда задач:

- проанализировать соотношение материала джазового происхождения и материала музыкального авангарда, а также методы работы с джазовым материалом - более традиционные (Камерная симфония Г. Попова, Электрификат Л. Половинкина) и менее традиционные (Первый квартет А. Мосолова);

- выявить синтез не столько отдельно рассматриваемых элементов музыкального языка джаза и языка музыкального авангарда, сколько определить ряд принципов, способствовавших этому синтезу:

- в ходе исследования по мере необходимости использовать культурологический принцип (например, мода на спорт), эстетический принцип (например, тема машины, продолжение традиций ориентализма) и композиционный принцип (монтаж).

Для создания более широкого культурного контекста в диссертации использован материал общеэстетического (М. Герман, Ю. Борев, В. Бычков, О. Кривцун) и культурологического (Н. Козлова, Н. Куренная, И. Резник, Г. Андреевский) характера. Музыкально-исторические материалы по истории отечественного джаза 1920-1930-х годов, а также по русскому авангарду были почерпнуты из книг и статей (А. Баташёв, В. Фейертаг, С. Старр, И. Воробьев, И. Барсова, Р. Биркан и др), а также газет и журналов 1920-1930-х годов («Правда», «Известия», «Красная нива», «Пролетарский музыкант», «Советское искусство», «Советская музыка» и др.). Перечисленные издания и публикации дают ценные сведения по теме диссертации. Множество полезных размышле-

ний о джазе, свидетельствующих о глубоком понимании существа джазовой музыки в 1920-е годы, было заимствовано из уже упоминавшегося сборника статей «Джаз-банд и современная музыка», содержащего высказывания крупных музыкантов, в том числе Дариюса Мийо.

В качестве материала исследования диссертации были использованы вышеназванные произведения Г. Попова, А. Мосолова и JI. Половинкина, а также патефонные записи «Tea-джаза» под управлением Леонида Утёсова и ряд других фонографических документов того времени. Две джазовые пьесы рассмотрены в третьей главе диссертации в качестве примера отражения моделей академической музыки в советском джазе, а также как проявление влияния академической музыки на джаз, вызванного также попытками эстетически реабилитировать джаз в связи с обвинениями в буржуазности. Фонографические записи на патефонных пластинках были предоставлены Ф. Софроновым из его частной коллекции. Ф. Софроновым также была сообщена ценная информация, связанная с вопросами звукозаписи и производства патефонных пластинок в 1920-е - 1930-е годы.

Методологическая основа исследования. В данной диссертации предпринята попытка комплексного изучения заявленной проблемы. В работе сочетаются культурологический и исторический методы исследования, применяется также теоретико-аналитический метод анализа (например, во второй главе -фрагмент о форме в условиях монтажного мышления композитора). Культурологический метод, примененный в первой и третьей главах диссертации наряду с традиционным историческим методом, оказался необходим, поскольку он указывает на ту или иную степень востребованности джаза обществом в условиях постепенного процесса тоталитаризации культуры в 1930-е годы. В главах диссертации, освещающих отражение джазовых элементов в академической музыке (Глава II) и влияние академической музыки на джаз (Глава III), наряду с музыкально-историческим, применяется теоретический метод исследования.

л

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

- отечественный джаз 1920-1930-х годов рассмотрен как социокультурный феномен;

- применён культурологический анализ процесса проникновения джаза в пространство отечественной культуры указанного периода;

- выявлены взаимосвязи между эстетическими предпочтениями (стилистическая открытость) и музыкально-техническими предпочтениями композиторов-авангардистов и претворением в их произведениях элементов джаза в виде аллюзий;

- обозначены эстетические категории (продолжение линии ориентализма, портрет жанра) и композиционные категории (техника монтажа), на основе которых осуществлялась работа композиторов-авангардистов с материалом джазового происхождения;

- подробно проанализированы факторы постепенного вытеснения отечественного джаза с авансцены культурной жизни 1930-х годов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Советский джаз 1920-1930-х годов тяготеет к культуре академического типа, к которой с теми или иными оговорками можно отнести и авангард; первыми джазовыми музыкантами (аранжировщиками, композиторами, исполнителями) и первыми слушателями и ценителями советского джаза стали представители творческой и научной интеллигенции.

2. Русский музыкальный авангард благодаря своей стилистической и жанровой открытости оказался предрасположен к воплощению элементов джаза в противоположность «герметически замкнутой» эстетике модернизма.

3. Отражение элементов джаза в произведениях русского музыкального авангарда в форме свободных аллюзий может быть типологизировано (джазовое подчинено композиторским методам развития музыкального материала, авторская переработка характерных особенностей джазовых жанров в условиях

расширенно-тональной техники, монтаж джазовых аллюзий в общую разножанровую «конструкцию» произведения).

4. Процесс вытеснения джаза из пространства музыкальной культуры 1930-х годов определялся отсутствием понимания того, что есть «подлинный» джаз и невозможностью джаза найти место в официальной жанровой системе советской музыкальной культуры 1930-х годов, а также преследованием джаза «по политическим мотивам».

Научная и практическая ценность исследования. Материалы данной диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения джаза как самобытного вида музыкального творчества. Результаты работы могут найти своё применение в качестве вспомогательного учебного материала в курсах «История музыки», «Массовые музыкальные жанры», «История джаза», а также в курсе отечественной культуры 1920-1930-х годов. Общие выводы диссертации представят интерес для слушателей, интересующихся историей джаза, в частности отечественным джазом 1920-1930-х годов, а также для лиц, стремящихся осмыслить джаз как социокультурный феномен. Отдельные положения найдут продолжение в различных музыковедческих исследованиях.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова. Основные положения исследования отражены в ряде печатных работ (в числе которых 3 публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК), а также в выступлениях на научно-практических конференциях - XXX Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (Центр развития научного сотрудничества, г. Новосибирск, 13.08.2013 г.), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт филологии и искусств, отделение искусств, 18.10.2013 г.), Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя» (Электронное пе-

риодическое издание «Наукоград», 15.01.2014 г.). Помимо публикаций в периодической печати, по материалам диссертации издана монография «Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов» (Балашиха, ООО «НПК «Гамма», 2014).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения и библиографического списка.

Глава I

Особенности восприятия джаза в отечественной музыкальной культуре 1920-х годов в его связи с авангардом

«Джаз стал неотъемлемой частью нашей музыкальной культуры. Придя к нам с Запада, он постепенно обретал новые, оригинальные черты -становшся советским джазом».

А. Медведев. [16, с. 3]

В первой половине 1920-х годов джаз ещё не являлся «опальным» видом музыкального творчества с точки зрения идеологии. После провозглашения в 1922 году новой экономической политики (НЭП) начало развиваться мелкое частное предпринимательство, в том числе индустрия досуга и развлечений, а также стал формироваться средний класс (так называемые «нэпманы»), который становится одним из основных потребителей джаза - как это было в европейских странах. Народный комиссар просвещения А. Луначарский ещё в середине 1920-х годов оказывал джазу в числе прочих новых явлений в искусстве идеологическую и финансовую поддержку.

Феномен быстрого укоренения джаза явился следствием атмосферы стилистического и даже отчасти идеологического плюрализма в Советской России 1920-х годов, несмотря на то, что «направляющая рука» власти в той или иной степени, конечно, была одним из главных факторов, определявших эту атмосферу. Группировкам пролетарских деятелей культуры (в первую очередь РАПМ) так и не удалось полностью уничтожить джаз, хотя в эпоху краткого главенства РАПМ в музыкальной жизни Москвы и Ленинграда (конец 1929 -начало 1931 года) и свёртывания НЭПа существование джаза в Советском Союзе переживало не лучшие времена. Джаз смог завоевать большую популяр-

ность, росло число отечественных джазовых оркестров, иностранные джаз-бэнды беспрепятственно приезжали со своими концертными программами в СССР. Например, в печати двадцатых годов широко освещались гастроли зарубежных оркестров: негрооперетта «Шоколадные ребята» в сопровождении оркестра Сэма Вуддинга из 11 человек, «Короли джаза» Бенни Пейтона (или, по другим данным, «Короли джаза» Фрэнка Уитерса).

Несмотря на формально лояльное отношение к джазу, в условиях международной обстановки того времени официальная пресса и даже художественная литература формировали отрицательный образ Запада. Намного раньше 1928 года, отмеченного созданием эссе «О музыке толстых» М. Горького, культивировалось отрицательное отношение не только к политике Запада, но и к его искусству. Тема загнивающего капиталистического Запада становится идеологическим «лейтмотивом» прессы того времени. Весьма характерной представляется карикатура на капиталистический город в поэтическом исполнении В. Маяковского, например в его стихотворении «Бродвей»:

«Скрежещет механика, — звон и гам, —

а люди

немые в звоне.

И лишь замедляют

3

жевать чуинг ам

Чтоб бросить:

4

«мек монеиг»

Америка в прессе представлялась как буржуазная страна, основанная на эксплуатации негров, страна капиталистов, мечтающих о приумножении дол-

3 Жевательная резинка, популярная в Америке.

4 «Делаешь деньги?» — вместо привета (эти пояснения и соответствующий тон принадлежат самому Маяковскому).

ларов, страна политических кризисов и скандалов. На фоне идеологической критики Запада более контрастно выделялись панегирики советскому настоящему и оптимистический взгляд в будущее - в торжество социализма. Достаточно характерным представляется способ и место введения «джазовой темы» в романе Ильи Эренбурга «Жизнь и гибель Николая Курбова» (1922). Большая часть действия романа из жизни чекистов происходит в холодной, голодающей Москве 1921 года, и единственная, девятнадцатая глава романа, рисующая сцену белогвардейского заговора в кругах парижской эмиграции, контрастирует с основной линией повествования «шикарными» декорациями парижского ресторана «Монико», где играет «малайский джаз». К этому описанию джаза, одному из первых в русской литературе, предстоит вернуться позднее.

Отрицательный образ США и Западной Европы (особенно Англии, после 1927 года), очевидно, не мог не проецироваться на отношение к джазу. Уже в конце 1920-х годов всё западное становится синонимом буржуазного. Джаз идентифицируется как буржуазное искусство, но это не мешает ему до конца 1920-х годов оставаться весьма популярным видом музыкального творчества.

Джаз в условиях новой экономической политики был востребован не только эстетически, но и финансово. Модное американское эстрадное шоу Сэма Вуддинга под названием «Шоколадные ребята», гастролировавшее в СССР в 1926 году, оказалось весьма выгодным финансовым предприятием. Шоу Вуддинга представляло собой разнохарактерное и разножанровое ревю на музыку Нобла Сиссла. В первом отделении были задействованы чечёточники, клоуны, негритянский кордебалет. Второе отделение - инструментальный джазовый концерт. Фактически это был распространённый в то время синтетический тип спектакля, базирующийся на совмещении инструментального джаза и джаза театрализованного.5 Ревю «Шоколадные ребята» в рекламных целях называлось

5 Наиболее известным представителем этого вида эстрадного джаза был Тед Льюис (награждённый американскими музыкантами презрительной кличкой «Тед «Чего изволите?» Льюис»), Именно его оркестр, услышанный Леонидом Утесовым в Париже в 1928 году, послужил прообразом утесовского Tea-джаза.

«негроопереттой»6. Под рекламной фотографией джаз-бэнда стояла надпись: «Перед, над, под, между всем - звучит, свистит, пищит, кричит, ревёт, топает, поёт, плачет, смеётся неистовый джаз-банд». Это шоу, популярное в Америке и Европе, надолго определило одну из форм джазового концерта как синтетического представления с обязательным участием чечёточников и солистов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коваленко, Алексей Николаевич, 2014 год

Библиографический список

1. Аерамое А. Электрификация музыки // Советское искусство. 1928. № 1. - С. 61-66.

2. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. -М.: АИРО-ХХ, 1998. - 204 с.

3. Акимов В. Леонид Утёсов. М.: Олимп ACT, 1999. - 448с.

4. Алыиванг А. Джаз-банд//БСЭ, т 21. М„ 1931.-С. 71-80.

5. Андреевский Г. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху, 19201930-е годы. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 573 с.

6. Барбан Е. Джазовые портреты: сто очерков о музыкантах джаза. - СПб.: Композитор, 2006. - 301 с.

7. Барбан Е. Чёрная музыка, белая свобода. - СПб.: Композитор, 2007. — 284 с.

8. Барбан Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - С. 96-114.

9. Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. - СПб.: Композитор, 2007. - 240 с.

10. Барсова И. Опыт анализа музыкального конструктивизма в связи с творчеством Александра Мосолова (социальная функция, место в контексте других искусств, оркестровая техника) // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда: Межвузовский сб. трудов (Вып. 9). Отв. ред. В. М. Калужский. Новосибирск, 1988. - С. 43-57.

11. Барсова И. Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы) // Александр Мосолов. Статьи и воспоминания. Сост. Н.К. Мешко. - М.: Советский композитор, 1986 - С. 44-122.

12. Баташёв А. Валентин Парнах - пророчество жирафовидного истукана / А. Баташёв //Jazz-квадрат - (http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=437).

13. Баташёв А. Египеткий поворот: Заметки о Валентине Парнахе // Театр. 1991. № 10.-С. 114-129.

14. Баташёв А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. - М.: Советский композитор, 1987. - С. 8095.

15. Баташёв А. Они стояли у истоков // Музыкальная жизнь, 1984. № 6. — С. 2223.

16. Баташёв А. Советский джаз. -М.: Музыка, 1972. - 175 с.

17. Беленькая И. Темы Испании и Востока в русской камерно-вокальной лирике XIX века: К проблеме «своего» и «чужого». Автореф. дис...канд.иск. - Владивосток, 2004. - 26 с.

18. Беляев В. A.B. Мосолов // Современная музыка. 1926. № 13-14. - С. 81-88.

19. Беляев В. Механические инструменты // Современная музыка. 1926. № 17-18.-С. 204-206.

20. Беляев В. Музыкальная фабрика // Современная музыка. 1926. № 17-18. - С. 208-210.

21. Беляев В. Септет Г. Попова // Современная музыка. 1927. № 25. - С. 65-68.

22. Берлин А., Броун А. Джаз или симфония? [Текст] / А. Берлин, А. Броун // Известия. - 1936. - 21 ноя.

23. Берлин А., Броун А. «Теория» тов. Шумяцкого и разъяснения тов. Керженцева [Текст] / А. Берлин, А. Броун // Известия. - 1936. - 5 дек.

24. Биркан Р. Творчество Н. Рославца и пути развития советского искусства 1920-х годов // Николай Рославец и его время. Вып. 2. Брянск: Брянское музыкальное училище, 1990. - С. 3-36.

25. Бирюков Ю. Ещё о джазе (дискуссионный фельетон) // Советская музыка. 1934. № п.-С. 68-71.

26. Богданов-Березовский В. К проблеме советского симфонизма (О симфониях Г. Попова и Ю. Шапорина) // Советская музыка. 1934. № 6. - С. 29-44.

27. Борее Ю. Художественные направления в искусстве XX века. Киев: Мис-тецтво, 1986. - 134 с.

28. Борее Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

29. Брик О. Джаз-банд // Новый ЛЕФ. 1927. № 6. - С. 10-12.

30. Бруйле С. Следует смотреть открыто [Текст] / С. Бруйле // Известия. - 1936. - 10 дек.

31. Брюсова Н. На борьбу с музыкальным дурманом // За пролетарскую музыку. 1930. № 1.-С. 3-5.

32. Бугославский С. Спектакли негритянской труппы [Текст] / С. Бугославский // Известия. - 1926. - 27 марта.

33. Булгаков М. Мастер и Маргарита. - М.: Астрель ACT, 2010. - 571 с.

34. Бунт мещанина // Пролетарский музыкант. 1930. № 7. - с. 38 - 39.

35. БурлюкД., Кручёных А., Маяковский В., Хлебников В. Пощёчина общественному вкусу (1912) // Русский авангард: Изобразительное искусство, Литература, Театр: Хрестоматия. - М.: РАТИ - ГИТИС, 2007. - С. 117-118.

36. Бычков. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

37. Валентин Парнах [Текст] // Известия. - 1922. - 5 июля.

38. Варунц В. Цикл «Kammermusik» (к вопросу о неоклассицизме П. Хиндеми-та) // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. - М.: Советский композитор, 1979.-С. 143-178.

39. Верменич Ю. Джаз: история, стили, мастера. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. - 607 с.

40. Верменич Ю. Леонид Утёсов: «Я ненавижу ваш джаз!» / Ю. Верменич // Полный джаз: еженедельная сетевая версия журнала «0жаз.ру». -(http ://www .j azz.ru/mag/108/read.htm).

41. Виниченко А. Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века. Автореф. дисс...канд.иск. - Саратов, 2006. - 21 с.

42. Виниченко А. Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века. Дисс...канд.иск. - Саратов, 2006. - 178 с.

43. Власова Е. Официальная концепция в советском музыкальном искусстве рубежа 1920-30-х годов и её отражение в музыкальном радиовещании. Автореф. дисс...канд.иск. - М., 1994. - 25 с.

44. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) - ВКП (б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. / А. Артизов [и др.] -М.: Международный фонд «Демократия», 2002. - 871 с.

45. Воробьёв И. Композиторы русского авангарда [Текст]: монография / И. Воробьёв, А. Синайская. - СПб.: Композитор, 2007. - 160 с.

46. Воробьёв И. Русский музыкальный авангард и творчество Александра Мосолова 1920-30-х годов. - СПб.: Композитор, 2006. - 324 с.

47. Габрилович Е. Рассказы о том, что прошло // Искусство кино. 1964. № 4. -С. 60-69.

48. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. -М.:МИК, 1994.-336 с.

49. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. -473 с.

50. Герштейн Э. Французский музыкальный экзотизм конца XIX-XX веков: К проблеме взаимодействия культур Запада и Востока. Автореф. дисс...канд.иск. - М., 1995. - 24 с.

51. Гинзбург С. Об инструментах джаз-банда // Джаз-банд и современная музыка. JL: Academia, 1926. - С. 42-46.

52. Гинзбург С. Предисловие // Джаз-банд и современная музыка. Л.: Academia, 1926.-С. 3-8.

53. Глебов И. Композиторы, поспешите! // Современная музыка. 1924. № 6. - С. 145-149.

54. Глебов И. PACIFIC 231 // Современная музыка. 1926. № 13-14. - С. 69-73.

55. Гнилое Б. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества (1940-е - 1950-е годы). Автореф. дисс...канд.иск. М., 1992. - 16 с.

56. Голомшток И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.

57. Городинский В. Музыкальный фронт СССР. Первое Международное музыкальное совещание, созванное музыкальной секцией Международного объединения революционного театра (ноябрь 1932 года): доклады, выступления, резолюции. - М.: Музгиз, 1933. - 128 с.

58. Горький М. О музыке толстых [Текст] / М. Горький // Правда. - 1928. - 18 апр.

59. Гофман А. О культуре массовой и немассовой // Культурология. - М.: Академический проект, 2000. - С. 53-58.

60. «Гримасы Запада» - на Западе // Советская музыка. 1934. № 7. - с. 81-82.

61. Грэнджер. П. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка. Л.: Academia, 1926.-С. 16-21.

62. Грюнберг JI. Джаз и будущее музыки // Джаз-банд и современная музыка. Л.: Academia, 1926. - С. 8-16.

63. Грюнберг П. История начала грамзаписи в России [Текст] / П. Грюнберг, В. Янин. - М.: Языки славянской культуры. - 2002. - 650 с.

64. Дискуссия о джазе (Межд. муз. бюро) // Советская музыка. 1934. № 2. - С. 67.

65. Дмитриев Ю. Леонид Утёсов. - М.: Искусство, 1982. - 207 с.

66. Довести до конца борьбу с нэпманской музыкой // За пролетарскую музыку. 1930. №9.-С. 1-3.

67. Друскин М. К вопросу об изучении «цыганщины» (По поводу работы Б. Штейнпресса «К истории "цыганского пения" в России») // Советская музыка. 1934. № 12.-С. 96-105.

68.Друскин М. Очерки по истории танцовальной музыки. - Л.: Ленинградская филармония, 1936. - 204 с.

69. Друскин М. У истоков джаза // Советское искусство. 1935. 17 авг. - с. 3.

Ю.Дудель С. Долой цыганщину из репертуара кружков! // За пролетарскую музыку. 1930. №2. -С. 21.

71. Елагин Ю. Укрощение искусств. - М.: Русский путь, 2002. - 379 с.

72. Енукидзе Н. Альтернативный музыкальный театр в России первой трети XX века и его влияние на новую оперную эстетику. Автореф.дисс...канд.иск. -М., 1999. - 23 с.

73. Ерохин В. Заокеанские мотивы в музыкальной культуре Центральной Европы 20-х годов // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20-30-х годов XX века. - М.: Государственный институт искусствознания, 1995.-С. 114-135.

74. Жаннере А. Музыка и машина // Вещь. № 1 - 2. - С. 25.

75. Житомирский Д. 60 лет назад. Плюрализм 1920-х // Музыкальная жизнь. 1993. №6.-С. 18-20.

76. Загорский М. В гостях у «шоколадных ребят» // Новый зритель. № 13. 1926. -С. 7-8.

77. Зайцев А. Африкано-американская музыка и проблемы африкано-американской идентичности (XX в). - М.: Институт Африки РАН, 2004. -134 с.

78. Зайцев Г. История джаза : учеб. пособие. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. - 117 с.

79. Заламбани М. Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России 20-х годов. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. - 240 с.

80. Игнатьева М. Джаз и джазомания: беседа с А.Н. Цфасманом // Советская культура. 1966. 19 фев. - С. 4.

81. Изменился состав нашей интеллигенции [Текст] // Правда. - 1936. - 3 дек.

82. Ипполитов-Иванов М., Нейгауз Г., Голованов Н., Книппер Л., Кабалевский Д. Против пошлости. О музыке «лёгкой» и «серьёзной» // Советское искусство. 1934. 23 дек.-С. 3.

83. История зарубежной музыки [Текст]: учебник / В. Конен - Вып. 3. - М.: Музыка, 1981.-534 с.

84. История современной отечественной музыки (1917 - 1941). Учебник для студентов музыкальных вузов [Текст]: учебник / М.Е. Тараканов [и др.] -М.: Музыка, 1995.-479 с.

85. Каверин Б. Культурология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Юнити - Дана, 2005. - 288 с.

86. Каганович Л. Как организовать железнодорожные ансамбли песни и пляски и джаз-оркестр [Текст] / Л. Каганович, Л. Утёсов. - М.: Трансжелдориздат. -1939. - 24 с.

87. Казурова А. Джаз в творчестве зарубежных композиторов первой половины XX века. - М.: МГИМ, 1998. - 72 с.

88. Казурова А. Преломление джазовой стилистики в творчестве отечественных композиторов академической традиции. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1996.-71 с.

89. Казурова А. Претворение элементов музыкального языка джаза в отечественной музыке академической традиции. Автореф.дисс...канд.иск. — М., 1996.-20 с.

90. Казурова А. Шостакович и джаз // Шостаковичу посвящается: сборник статей к 90-летию композитора (1906-1996). - М., 1997. - С. 91-101.

91. Калтат Л. Фокстрот спасает Европу // Пролетарский музыкант. 1929. № 2. - С. 20-27.

92. Кальм Д. «Джаз-ревю» или «Оставь свой гнев напрасный» [Текст] / Д. Кальм // Известия. - 1936. - 11 дек.

93. Кауэлл Г. (Коуль Г.) Музыка в Соединённых Штатах Америки (перевод А.К. Смиса) // Советская музыка. 1934. № 7. - С.3-19.

94. Керженцев П. К полемике о джазе [Текст] / П. Керженцев // Правда. - 1936. -10 дек.

95. Керженцев П. О музыке [Текст] / П. Керженцев // Правда. - 1936. - 4 дек.

96. Кинус Ю. Импровизация и композиция в джазе. Автореф.дисс...канд.иск. -Ростов-на-Дону, 2006. - 30 с.

97. Книппер Л. Сумбур у тов. Шумяцкого [Текст] / Л. Книппер // Известия. -1936. - 1 дек.

98. Коган А. Против цыганщины и фокстрота // Пролетарский музыкант. 1929. №5. -С. 33.

99. Козлов А. Джазист. Судьба нетипичного советского человека. - М.: АпВеа1, 2011.-536 с.

100. Козлов А. Козёл на саксе. - М.: Вагриус, 1998. - 448 с.

101. Козлова Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. — М.-.ИФРАН, 1996.-215 с.

102. Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. - М.: Европа, 2005. - 526 с.

103. Колбасьев С., Малков Н. А какой у вас процент синкоп? // Рабочий и театр. 1933. №30-31.-С. 16.

104. Коллиер Д. Дюк Эллингтон (перевод А. Доброславского) // Советская музыка. 1989. № 5. - С. 119-127.

105. Коллиер Д. Становление джаза: популярный исторический очерк. - М.: Радуга, 1984. - 390 с.

106. Конен В. Блюзы и XX век. - М.: Музыка, 1981. - 81с.

107. Конен В. Джаз и культура Нового Света // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. - С. 342-367.

108. Конен В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века (к постановке проблемы в историческом плане) // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. - С. 368-426.

109. Конен В. Музыкально-творческие виды XX века // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. - С. 427-468.

110. Конен В. Пути американской музыки. - М.: Советский композитор, 1977. -446 с.

111. Конен В. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1990. - 320 с.

112. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994. - 157 с.

113. Кононенко Б. Основы культурологии: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 208 с.

114. Конференция о джазе в Ленинградском доме театральных работников // Рабочий и театр. 1934. № 17. - С. 15.

115. Корев С. Поспорим о вкусах [Текст] / С. Корев // Известия. - 1936. - 8 дек.

116. Королёв О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. - М.: Музыка, 2002. - 166 с.

117. Костина А. Народная, элитарная и массовая культура в современном социокультурном пространстве: структурно-типологический подход // Обсерватория культуры. 2006. № 5. - С.96-108.

118. Кривцун О. Эстетика. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 429 с.

119. Кугель А. Утверждение театра. - М.: Издательство журнала «Театр и искусство», 1923. - 208 с.

120. Куренная Н. Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур. 1930-1970-е годы). - М.: Институт славяноведения, 2004. - 188 с.

121. Кюрегян Т. Музыкальная форма // Теория современной композиции. Отв. ред. В. Ценова. - М.: Музыка, 2005. - С. 266-313.

122. Ландсберг Г. На путях к джазовой культуре // Рабочий и театр. 1935. № 22. - С. 22.

123. Ламар. Симфоническая музыка на курортах Кавказских минеральных вод // Советская музыка. 1934. № 12. - С. 46-47.

124. Лебединский Л. Американский танец // За пролетарскую музыку. 1930. № 2.-С. 4-7.

125. Лебединский Л. О пролетарской массовой песне // Пролетарский музыкант. 1929. №3.-С. 5-12.

126. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 164 с.

127. Лившиц Д. Джазовые «стандарты» И. Дунаевского / Д. Лившиц // ПОЛНЫЙ D3KA3. Еженедельная сетевая версия журнала «0ЖАЗ.ру» Вып. 32 (http://www.jazz.ru/mag/134/jl.htm.).

128. Лившиц Д. Феномен импровизации в джазе. Дисс... канд.иск. - Нижний Новгород, 2003. - 176 с.

129. Лобанова М. H.A. Рославец. Творчество и судьба // Советская музыка. 1989. №5.-С. 96-103.

130. Лукацкий А. За хорошую музыку [Текст] / А. Лукацкий // Известия. -1936.-11 дек.

131. Лукьянова И. Жизнь замечательных людей. К.И. Чуковский / И. Лукьянова (http://modernlib.ru/books/lukyanova_irina/chukovskiy/read_31/).

132. Луначарский А. Культурная революция и искусство // Советское искусство. 1928. №4-С. 5-12.

133. Луначарский А. Ложка противоядия // Искусство коммуны. 1918. № 4. -С. 1.

134. Луначарский А. Социальные истоки музыкального искусства // Пролетарский музыкант. 1929. № 4. - С. 12-20.

135. Лундстрем О. Основное течение жизни // Музыкальная академия. 1995. № 1. - С. 43-50.

136. Лундстрем О. Так мы начинали... // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - С. 307-314.

137. Люкке М. Джаз в условиях диктатур 1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских исследователей. - М.: Аиро-ХХ, 2002. - С. 285-303.

138. Максименков Л. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция, 1936-1938. - М.: Юридическая книга, 1997. - 317 с.

139. Малышева Т. Гротеск в русском и советском музыкальном театре первой трети XX века. Автореф.дисс...канд.иск. - Киев, 1988. - 20 с.

140. Малько Н. Джаз-банд в Москве // Жизнь искусства. 1926. № 10. - С. 13.

141. Мартынов И. О лёгкой музыке. В порядке обсуждения // Музыкальная самодеятельность. 1934. № 12. - С. 19-20.

142. Мархасёв Л. XX век в лёгком жанре (Взгляд из Петербурга - Петрограда - Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов. - СПб.: Композитор, 2006. - 504 с.

143. Мархасёв Л. Блюз Моховой улицы // Музыкальная жизнь. 1987. № 6. - С. 21-22.

144. Матюхина М. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века. Автореф. дисс...канд.иск. - М., 2003. - 24 с.

145. Матюшин М. Опыт художника новой меры // Семиотика и авангард: антология. - М.: Академический проект, Культура, 2006. - С. 484-503.

146. Маца И. Искусство современной Европы. - М.-Л.: ГИЗ, 1926. - 148 с.

147. Маца И. Искусство эпохи зрелого капитализма на Западе. - М.: Издательство коммунистической академии, 1929. - 256 с.

148. Маца И. Уроки «нейтрализма» в искусстве // Литература и искусство. 1931. №2-3.-С. 152- 157.

149. Медведев А. Время зрелости // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - С. 29-49.

150. Между обществом и властью. Массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века [Текст] / Под ред. Е. Дукова - М.: Индрик, 2002. - 328 с.

151. Мелкобуржуазная развязность [Текст] // Правда. - 1936. - 15 дек.

152. Мийо (Мило) Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка // Джаз-банд и современная музыка. - Л.: Academia, 1926. - С. 21-32.

153. Милев С. Физическая культура и современное искусство // Красная нива. 1926. №26.-С. 18.

154. Минх Н. Заметки музыканта // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. - М.: Советский композитор, 1987. - С. 392-404.

155. Модернизм. Анализ и критика основных направлений [Текст] - М.: Искусство, 1980. - 311 с.

156. Мосолов A.B. Статьи и воспоминания [Текст] / Сост. Н.К. Мешко. - М.: Советский композитор, 1986. - 208 с.

157. Музыкальные номера в программе мюзик-холла и зритель. Исследовательская театральная мастерская // Советское искусство. 1928. № 6. - С. 7475.

158. Нам нужен хороший джаз [Текст] // Правда. -1936.-14 дек.

159. Неизвестный Утёсов: К 100-летию со дня рождения [Текст] / Сост. Г. Скороходов. - М.: Издательский центр «Терра», Издательский дом журнала «Крестьянка», 1995. - 205 с.

160. Николаев А. Генрих Терпиловский // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - С. 356-359.

161. Николаевич С. Последний сеанс, или Судьба белой женщины // Огонёк. 1992. №4. С. 22-24.

162. Обывательская болтовня на страницах «Известий» [Текст] // Правда. -1936.-12 дек.

163. Обывательский зуд [Текст] // Правда. - 1936. - 17 дек.

164. Овчинников Е. История джаза. Вып. 1. - М.: Музыка, 1994. - 238 с.

165. Озеров В. Словарь специальных терминов // Коллиер Д. Становление джаза: Популярный исторический очерк. -М.: Радуга, 1984. - 389 с.

166. Оркестр вещей // Зрелища. 1922. № 6. - С. 22.

167. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. - М.: Радуга, 1991. - С. 40-228.

168. Осипов М. Мастер советского джаза // Рабочий и театр. 1936. № 24. - С. 18-19.

169. Парнах В. Джаз-банд - не «шумовой оркестр» // Зрелища. 1922. № 15. - С. 11.

170. Парнах В. Мимический оркестр // Зрелища. 1922. № 4. - С. 13.

171. Парнах В. Новое зрелищное искусство // Зрелища. 1922. № 1. - С. 5-6.

172. Парнах В. Новые танцы // Вещь. 1922. № 1-2. - С. 25.

173. Парнах В. Пролетариат и эксцентризм // Зрелища. 1922. № 13. - С. 11-12.

174. Первый концерт джаз-оркестра СССР // Советское искусство. 1938. 1 дек. -С. 4.

175. Переверзев JI. Леонид Утёсов: «Большой веселый ребенок» // ПОЛНЫЙ 0ЖАЗ. Еженедельная сетевая версия журнала «БЖАЗ.ру» Выпуск 8 (http://www.jazz.ru/mag/l 10/read.htm).

176. Переверзев Л. Лица джаза // Музыкальная жизнь. 1984. № 4. - С. 22-23.

177. Петров А. Джазовые силуэты. - М.: Музыка, 1996. - 235 с.

178. Полъдъяева Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. - М.: Гос. инст. искусствознания, 1997.-С. 598-622.

179. Поляновский Г. О творчестве Л.А. Половинкина // Советская музыка. 1934. №5.-С. 13-25.

180. Поспелов Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. - М.: Советский художник, 1990. - 269 с.

181. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование. - Л.: Советский композитор, 1986. - 197 с.

182. Равич Н. Мещанин веселится // 30 дней. 1928. № 8. - С. 11-12.

183. Разумовский А. Джаз на эстраде. Может ли джаз стать советским? // Рабочий и театр. 1930. № 43. - С. 7.

184. Резник И. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов. Дисс...канд.иск. - Екатеринбург, 2005. - 187 с.

185. Резолюция совещания при отделе печати ЦК РКП (б) о помощи пролетарским, крестьянским и комсомольским писателям 9 мая 1924 года // Культурное строительство в СССР 1917-1927. Разработка единой государственной политики в области культуры: документы и материалы. - М.: Наука, 1989.-382 с.

186. Рогаль-Левицкий Д. Беседы об оркестре. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 310 с.

187. Ромащук И. Гавриил Попов. Творчество и судьба. Автореф. дисс.-.докт.иск. - М., 2001. - 56 с.

188. Ромащук И. Творчество Г.Н. Попова 1920-х-30-х годов (К проблеме становления советского симфонизма). Автореф. дис...канд.иск. - М., 1986. - 20 с.

189. Русская советская эстрада, 1917-1929: Очерки истории [Текст] / Отв. ред. Е. Уварова. - М.: Искусство, 1976. - 407 с.

190. Русская советская эстрада, 1930-1945: Очерки истории. [Текст] / Отв. ред. Е. Уварова. - М.: Искусство, 1977. - 414 с.

191. Рюмин Е. Радио на художественном фронте // Советское искусство. 1928. № 3. - С. 45-50.

192. Сабанеев Л. (?) H.A. Рославец // Современная музыка. 1924. № 3. - С.ЗЗ-36.

193. Сальский А. Звонкая пошлятина на граммофонной пластинке // За пролетарскую музыку. 1930. № 4. - С. 11-13.

194. Сапонов М. Менестрели: Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. -М.: ПРЕСТ, 1996. - 358 с.

195. Сарджент У. Джаз: генезис, муз. язык, эстетика. - М.: Музыка, 1987. -294 с.

196. Сарычее В. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества».

- Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. - 316 с.

197. Светлакова Н. Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: К проблеме влияния джаза на академическую музыку. Дисс...канд.иск. -М., 2006. - 152 с.

198. Северина И. Русский авангард как синкретическое явление в контексте общей эволюции техники музыкального языка XX века // Русский авангард и Брянщина. Статьи, очерки, исследования. - Брянск: Издательство БГПУ, 1998.-С. 54-88.

199. Серчингер С. Джаз-банд // Джаз-банд и современная музыка. - JL: Academia, 1926. - с. 32-42.

200. Сигида С. Музыкальная культура США периода «Великой депрессии», тридцатые годы XX века: К истории становления национального стиля. Дисс...канд. иск. -М., 1994. - 212 с.

201. Сигмейстер Э. Пролетарское музыкальное движение в США // Музыкальная самодеятельность. 1934. № 8-9. - С. 35-41.

202. Скороходов Г. В поисках утраченного (О людях искусства 30-50-х годов).

- М.: Рутена, 2000. - 409 с.

203. Скороходов Г. Звёзды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. - М.: Советский композитор, 1986.- 184 с.

204. Скороходов Г. Леонид Утёсов. Друзья и враги. - М.: Аст, 2007. - 317 с.

205. Скороходов Г. Неизвестный Утёсов: К столетию со дня рождения. — М.: Терра, издательский дом журнала «Крестьянка», 1995. - 205 с.

206. Скороходов Г. Тайна граммофона: всё неизвестное о пластинках и звёздах грамзаписи. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. - 445 с.

207. Словарь по эстетике [Текст] / Общ. ред. А. Беляева [и др.]. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 448 с.

208. Соллертинский И. Несколько слов о джазе // Рабочий и театр. 1933. № 28. -С. 10.

209. Софроное Ф. Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х годов. Дисс...канд.иск. - М., 2003. - 215 с.

210. Софроное Ф. Джаз как художественный примитив или примитивизм // Человек: образ и сущность. Массовая культура. - М.: Центр гуманитарных научных информационных исследований, 2000. - С. 42-74.

211. Софроное Ф. Культурные коннотации джаза в Европе // Культурология. 1999. №4.-С. 180-196.

212. Софроное Ф. Театр и музыка. Как театр 20-х годов услышал и увидел джаз // Литературное обозрение. 1998. № 5-6. - с. 103-108.

213. Сохор Л. О музыке серьёзной и лёгкой. - Л.: Музыка, 1964. - 87 с.

214. Страницы отечественной художественной культуры, 30-годы. — М.: Государственный институт искусствознания, 1995. - 206 с.

215. Строкова Е. Джаз в контексте массового искусства: К проблеме классификации и типологии искусства. Дисс...канд.иск. - М., 2002. - 211 с.

216. Татарова Л. Пивная эстрада // Цирк. 1926. № 2. - С. 12-13.

217. Терлецкий В. Вадим Людвиковский // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - С. 360-364.

218. Терпиловская Н. Через все испытания // Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий Пермской области. 4.2: Воспоминания. -Пермь, 2000.-С. 109-121.

219. Топорков А. Технический быт и современное искусство. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - 257 с.

220. Третьяков С. Откуда и куда? (Перспективы футуризма) // ЛЕФ. 1923. № 1.-С. 192-203.

221. Углов А. ПЭКСА [Текст] / А. Углов // Известия. - 1928.-29 янв.

222. Утёсов Л. Биография. Музыкальные истории: известные и не очень (http://histmusic.ru/biografiya-leonida-utesova).

223. Утёсов Л. Записки актера. - М.-Л.: Искусство, 1939. - 152 с.

224. Утёсов Л. О джазе и о себе // Рабочий и театр. 1937. № 1. - С. 17.

225. Ухов Д. Аналогии и ассоциации (К проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М.: Советский композитор, 1987. - С. 114-142.

226. Фейертаг В. Джаз от Ленинграда до Петербурга: Время и судьбы. Фестивали джаза. Кто есть кто. - СПб.: Культ Информ Пресс, 1999. - 346 с.

227. Фейертаг В. Джаз: энциклопедический справочник. - СПб.: Скифия, 2008.-675 с.

228. Фингер Й. О Джаз-банде // Зрелища. 1923. № 20. - С. 10-11.

229. Франк. Джаз-банд // Зрелища. 1922. № 16. - с. 20.

230. Хентова С. Странные сближения. К 100-летию Л.О. Утёсова // Музыкальная жизнь. 1995. № 3. - С. 12-14.

231. Холопов Ю. Введение в музыкальную форму. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2006. - 432 с.

232. Холопов Ю. Из истории двенадцатитоновой музыки (Раздел 5) // Холопов Ю. Гармония. Практический курс: Учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть II: Гармония XX века. - М.: Композитор, 2005. - С. 400-402.

233. Холопов Ю. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. - М.: Музыка, 1989. - С. 5-12.

234. Хоменко Ю. Утёсовщина // За пролетарскую музыку. 1930. № 8. - С. 14.

235. Хубов Г. За массовую песню, за массовую симфонию // Советская музыка. 1934. № 2. - С. 3-7.

236. Ценова В. Эдисон Денисов и Николай Рославец: Параллели // Русский авангард и Брянщина. Статьи, очерки, исследования. - Брянск: Издательство БГПУ, 1998,- С. 31-39.

237. Цуккер А. Джаз-банд // Новый зритель. 1926. № 10. - С. 3-5.

238. Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1985.-191 с.

239. Черныш Т. Творчество Николая Рославца в контексте развития отечественной музыки XX века. Автореф. дисс...канд.иск. - Магнитогорск, 2000. -20 с.

240. Чернышов А. Образы джаза в произведениях художественной музыки // Обсерватория культуры. 2007. № 2. - С. 49-53.

241. Чулаки М. О массовых жанрах // Советская музыка. 1934. № 10. - С. 8-11.

242. Шак Ф. Джаз как социокультурный феномен (на примере американской музыки второй половины XX века). Автореф.дисс...канд.иск. - Ростов-на-Дону, 2008. - 21 с.

243. Шахназарова Н. Современность как традиция // Музыкальная академия. 1997. №2.-с. 3-14.

244. Шебалин В. Против пошлости [Текст] / В. Шебалин // Советское искусство. - 1934. - 23 ноя. - С. 2.

245. Шостакович Д. Счастье познания [Текст] / Д. Шостакович // Советское искусство. - 1934. - 5 ноя. - С. 5.

246. Шумяцкий Б. Запутались [Текст] / Б. Шумяцкий // Правда. - 1936. - 5 дек.

247. Шумяцкий. Б. Против ханжей и святош [Текст] / Б. Шумяцкий // Правда. - 1936. - 24 ноя.

248. Щербаков Д. Нашему Луи 100! // Музыкальная жизнь. 2000. № 8. - С. 3738.

249. Щербачёв В. В чём зло? [Текст] / В. Щербачёв // Советское искусство. -1934. - 23 ноя. - с. 2.

250. Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито. Жизнь и гибель Николая Курбова. - М.: Московский рабочий, 1991. - 384 с.

251. Эрманс В. Целестина Коол [Текст] / В. Эрманс // Советское искусство. -1934.- 11 авг. - С. 4.

252. Эстрада без парада [Текст]: сборник / Сост. Т. Баженова. - М.: Искусство, 1991.-446 с.

253. Эстрада. О кабарэ. Мысли вслух // Зрелища. № 20. - С. 10-11.

254. Юдин К. Джаз и инструменты [Текст] / К. Юдин//Известия. - 1936. - 10 дек.

255. Gioia Т. The History of Jazz. - Oxford University Press, 2011. - 452 p.

256. Hodeir A. Jazz, Its Evolution and Essence. - Grove Press, 1980. - 279 p.

257. Music Land [video] // Walt Disney Treasures. Silly Simphonies. A limited series of select rare material. - United artists picture, 2008. - 1 DVD.

258. Schuller G. The history of jazz (Book 1) - Early jazz; its roots and musical development. - Oxford University Press, 1986. - 416 p.

259. Schuller G. The Swing Era: The Development of Jazz, 1930-1945 (History of Jazz). - Oxford University Press, 1991. - 944 p.

260. Starr S. Red and hot. The fate of jazz in the Soviet Union 1917-1980. - N-Y.: Limelight Editions, 1985. - 368 p.

Ward G. Jazz: A History of America's Music. - Knopf 1 edition, 2000. - 512 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.