Элиас Лённрот и зарождение карело-финской этномузыкологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Моисеева, Валентина Ильинична

  • Моисеева, Валентина Ильинична
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Петрозаводск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 166
Моисеева, Валентина Ильинична. Элиас Лённрот и зарождение карело-финской этномузыкологии: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Петрозаводск. 2017. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Моисеева, Валентина Ильинична

Оглавление

Введение

Глава 1. Элиас Лённрот - музыкант: малоизвестные страницы биографии

1.1. Музыка в семье Элиаса Лённрота

1.2. Турку. Первый музыкальный инструмент

1.3. Нотная тетрадь для флейты. Elias Lönnrot «Bellmanin lauluja nuotteineen», L.314

1.3.1. К вопросу о музыкальной компетентности Э. Лённрота

1.3.2. Анализ рукописи. Атрибуция

1.4. Исполнительская практика Лённрота - музыканта

1.4.1. Исполнительство на флейте

1.4.2. Исполнительство на кантеле

Глава 2. Элиас Лённрот - собиратель и исследователь народных

напевов

2.1. Полевые нотации из дневников (Muistiinpanot)

2.2. Опыт систематизации народных мелодий в приложении к «Кантелетар», издание сборников народных песен

2.2.1. «Ноты рун» (Runonuottej а)

2.2.2. Калевальская формула и другие типы рунических напевов из приложения к «Кантелетар»

2.2.3. Систематизация и публикация напевов в «Кантелетар»

2.3. Рунопевцы Элиаса Лённрота

Глава 3. Музыкально-просветительская деятельность Элиаса Лённрота

3.1. Рождение просветительской идеи

3.2.«Бельмановская табулатура». Использование буквенной табулатуры в рукописи L. 314 Элиаса Лённрота

3.3. Цифровая табулатура. Юханнес Дилльнер и КаПе1е»

3.4.<^аи1ип Soittaja» и «ТиАш Wis-bok», описание

3.4.1. Табулатура в «^аи1ип Soittaja» и «ТиАш Wis-bok»

3.5. УШко kanteleella soitettavia laulunuotteja («Тетрадь песен для игры на кантеле»)

Заключение

Список литературы

Список рукописных источников

Список иллюстративного материала

Приложения

Приложение 1. Нотная тетрадь для флейты. E.Lônnrot «Bellmanin lauluja

nuotteineen», L.314

Приложение 2. Выводы почерковедческой экспертизы специалиста Говердовского И. А., Городской центр Судебных экспертиз, Санкт-Петербург,

2015 год

Приложение 3. Карта путешествий Э. Лённрота из дома-музея Lammintalo. Фото В. Моисеевой

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Элиас Лённрот и зарождение карело-финской этномузыкологии»

Введение

Актуальность. Диссертация посвящена не изученной до настоящего времени в музыковедении теме - музыкальной деятельности выдающегося финского ученого, поэта, лингвиста, фольклориста, составителя карело-финского эпоса «Калевала» Элиаса Лённрота (1802-1884). Необходимость такого исследования давно назрела, поскольку в нем рассматривается специфика музыкальной деятельности Лённрота, что дополняет сложившееся представление о его личности новыми малоизвестными фактами. Также данное диссертационное исследование позволяет наметить наиболее раннюю отправную точку в изучении карело-финских фольклорных нотных источников. Как ранее было принято считать, на территории, очерченной в настоящее время границами республики Карелия, первые записи карельских народных песен с дальнейшей публикацией были сделаны Виктором Пантелеймоновичем Гудковым (1899-1942) и Наталией Николаевной Леви (1901-1972)1 в конце 30-х годов прошлого столетия. Однако никто из исследователей не рассматривал тот факт, что еще в XIX веке, во время посещений этих территорий Элиас Лённрот уже делал полевые нотные записи карельских напевов. Данное обстоятельство стало исходным для настоящего исследования, в ходе которого были намечены новые аспекты, касающиеся характеристики многогранной личности Лённрота и его разносторонней деятельности. Результаты Лённротовских трудов в области музыки и музыкального просветительства оказались настолько плодотворными, что заслуживают особого рассмотрения в рамках специальной научной работы.

1 Песни народов Карело-Финской ССР: сборник карельских, вепсских и русских песен / Научно-исслед. ин-т культуры Карело-Финской ССР; сост. В.П. Гудков, Н.Н. Леви. Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1941. С. 5.

Степень разработанности темы. Исследовательский интерес научным изысканиям задала фундаментальная работа Хейкки Лайтинена «Пути развития музыки в Финляндии с 1800 года» (Heikki Laitinen, «Matkoja musiikkiin 1800 -luvun Suomessa»). К той же теме обращалась Аннели Асплунд (Anneli Asplund), которая особое внимание уделяла именно Лённротовскому периоду. Она подготовила и издала книгу «Песни времен Лённрота», в которой расшифровано и проанализировано, а также снабжено сопроводительными комментариями большинство мелодий песен, имевших прямое либо косвенное отношение к Лённроту. Среди них - песни из приложения к сборнику карельских рун «Кантелетар», L. 314, L. 95 и др. Большой вклад в этномузыкологию внесли также другие фундаментальные статьи Аннели Асплунд об инструментальной (кантеле) и вокальной народной музыке, в частности, публикация о деятельности Лённрота по собиранию и редактированию псалмов («Elias Lönnrot ja virsi» / toimittanut Jaakko Rusama. Helsinki: Hymnologian ja liturgiikan seura, 2012).

Другой финский музыковед Райя Майамма (Raija Majamaa) опубликовала подробное исследование о семье Лённрота, в котором описаны в числе прочих картины домашнего музицирования. Она же стала редактором собрания сочинений Э. Лённрота в пяти томах «Elias Lönnrot Valitut teokset, [Osa] 1 - 5». Несмотря на перечисленные музыковедческие труды, некоторые вопросы, связанные с музыкальным наследием Лённрота, ранее вообще не ставились или не были решены, а источники нуждались в более глубоком изучении. В ходе написания данной диссертации были открыты и проанализированы до сих пор мало исследованные рукописные материалы и целый ряд актуальных печатных изданий, находящихся большей частью в архивах и музеях Финляндии: в Литературном архиве Финского литературного общества (Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, далее - SKS); в Финском архиве языка и литературы (Suomen kielen nauhoitearkisto); в архиве университета Хельсинки (Helsingin yliopistonarkisto); в Городском архиве

Хельсинки (Helsingin kaupunginarkisto); в Национальном музее Хельсинки (Kansallismuseo Helsinki); в Доме-музее Лённрота Ламминтало, Самматти (Lammintalo Sammattissa).

Кроме того, были использованы результаты работы в следующих отечественных фондохранилищах: архив Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук (КарНЦ РАН); Российская государственная библиотека (РГБ); Национальная библиотека Республики Карелия (НБ РК).

Необходимая адекватность переводов текстов и научных материалов обеспечена привлечением соответствующих специалистов. С целью опровержения вызвавшей сомнения версии о принадлежности рукописи «Песни Бельмана с нотами» («Bellmanin lauluja nuotteineen», L.314) руке Лённрота, была заказана квалифицированная почерковедческая экспертиза, выводы которой приложены к диссертации.

Для уточнения и дополнения необходимых сведений были установлены контакты с учеными и архивистами Финляндии и Швеции, обладающими необходимой компетенцией в рассматриваемой области. Ссылки на переписку с ними, хранящуюся в личном архиве диссертанта, приводятся в тексте научной работы.

Объект исследования - музыкальная и музыкально-просветительская деятельность Элиаса Лённрота (рукописные источники, нотные записи, сделанные на территории русской Карелии, печатные издания, подготовленные им или с его участием); новаторство, место и значение данного творческого наследия в контексте эпохи финского национального культурного Возрождения XIX века.

Предмет исследования: особенности этномузыкологических опытов Лённрота по собиранию народных напевов в русской Карелии, их систематизации и публикации. Первые признаки становления методики записи народных мелодий у Лённрота. Выявление перекрещивания двух принципов

отражения песенной структуры, заметных по способу записи в авторских песенных транскрипциях собирателя: инструментального ритмико-мелодического и вокального мелодико-слогового; еще недостаточно четко выраженной идеи единства поэтического текста и напева как одного из важнейших законов бытия народной песни, сопряженной с постижением нетактовой природы народного песенного мелоса - оперирование, наряду с тактовой ритмикой, песенным стихом как базовой единицей песенной структуры. Значительное опережение в этом плане своего времени. Исторические и теоретические аспекты создания Лённротом первого хроматического кантеле и пособия для его освоения.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - выявление и характеристика творческого наследия Элиаса Лённрота в области музыкально-просветительских проектов, которое представляет большой интерес и безусловную ценность для профессионального сообщества музыковедов и исполнителей в сфере этнической музыки.

Такая цель сформировала перед диссертантом ряд задач:

1) обобщить факты, касающиеся уровня музыкального образования, навыков, знаний и авторитета Элиаса Лённрота, которые могли быть достаточными для осуществления подобных проектов (в тексте диссертации -музыкальная компетентность2);

2) установить хронологические и географические координаты полевых нотных записей Элиаса Лённрота, сделанных на территории русской Карелии;

3) методологически исследовать нотные записи из дневников Элиаса Лённрота и приложения к «Кантелетар»;

4) выявить географические точки в русской Карелии и точно идентифицировать все поселения, в которых зафиксированы эпизоды музицирования Лённрота на флейте;

2

Под термином «компетентность», применительно к трудам Э. Лённрота, автор предлагает понимать его достаточную подготовленность, вовлеченность, необходимую степень владения проблематикой вопроса.

5) исследовать ранее не известные рукописные источники Элиаса Лённрота и других людей, имеющих отношение к осуществлению музыкальных проектов, рассматриваемых в диссертации;

6) проанализировать образцы музыкальной табулатуры, которые использовал Лённрот;

7) обобщить сведения обо всех рунопевцах, которых записывал Элиас Лённрот на территориях финской и русской Карелий;

8) охарактеризовать роль Элиаса Лённрота и его трудов в области музыки в контексте исторической эпохи национального Возрождения Финляндии XIX века.

Научная новизна. Несмотря на имеющиеся фундаментальные исследования финских музыковедов о музыкальном наследии Лённрота, возникла необходимость подробнее и основательнее изучить некоторые факты, документы и свидетельства, связанные с его жизнью и творчеством. Это касается не только музыковедческого анализа опубликованных Лённротом напевов, но и рассмотрения широкого круга проблем: практики музицирования Э. Лённрота во время путешествий, природы и модернизации нотной табулатуры в его проектах, подробного описания «Нотной тетради для флейты» в рукописи «Песни Бельмана с нотами» и других сопутствующих вопросов. Диссертантом впервые, в отличие от предыдущих исследований финских музыковедов, была произведена паспортизация (уточнение хронологии и географии) мест слуховых записей тех напевов, которые были зафиксированы Лённротом на территории русской Карелии. Впервые отмечены и сформулированы принципы этномузыковедческой работы Лённрота с полевым материалом, их общность с некоторыми современными методиками. В ходе исследования источников были сделаны новые акценты, касающиеся музыкально-теоретической подготовки Э. Лённрота, уточнена природа нотной табулатуры, неразъясненная до сих пор музыкально-энциклопедическими изданиями. В отдельном разделе диссертации впервые

наиболее полно собраны сведения о рунопевцах Лённрота. Также впервые был поставлен и подробно рассмотрел вопрос о долговременной и основательной работе Э. Лённрота над изданием музыкально-методических пособий с целью просвещения народа «Laulun Soittaja» и «Tuttus Wis-bok». (В отличие от этих изданий рукопись L.95 «Vihko kanteleella soitettavia laulunuotteja» финскими исследователями освещена подробно).

Большое значение для культуры Финляндии и Карелии имеет первая публикация рукописи Лённрота «Vihko kanteleella soitettavia laulunuotteja». Это печатное издание, подготовленное и изданное автором диссертации, снабжено вступительной статьей и впервые сделанными расшифровками табулатур всех собранных Лённротом мелодий.

Впервые в отечественном музыковедении в контексте научного исследования Элиас Лённрот предстает как этноинструментовед, создатель хроматического кантеле. Эти сведения являются существенным вкладом в этноинструментоведение Карелии. Много позже, в Советской Карелии в 19311935 годах увлеченный реконструкцией этого инструмента талантливый энтузиаст В. П. Гудков проделал тот же путь, что и Лённрот, модернизируя диатоническое кантеле в хроматическое.

Особенно важно отметить, что до автора настоящей диссертации никогда и никем не были исследованы с применением какой-либо методики нотные полевые записи из записных книжек Элиаса Лённрота.

Сопутствующим научному поиску открытием стало выявление мелодии народного танца Angles из «Нотной тетради для флейты», мелодически тождественной теме из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» («Ария с шампанским»). Также были скорректированы некоторые научные данные, имеющие отношение к содержанию исследования.

Научно-теоретическая значимость исследования. Данная работа представляет несомненный интерес для лённротоведов, так как обогащает представление о его личности новыми штрихами, способствует заполнению

белых пятен в его биографии. В силу своей специфики, которая обнаруживается в контексте рассмотренных материалов, она также имеет ценность для историков музыки, занимающихся проблемами становления национального компонента в музыкальной культуре карело-финских народов XIX столетия. В теорию музыки вносятся определенные дополнения, касающиеся природы и модернизации нотной табулатуры. В научный обиход вводятся важные источники (рукописные и печатные), не известные ранее отечественным музыковедам.

Исследование дополняет новыми важными сведениями и подробностями картину зарождения этномузыкологии и этноинструментоведения в середине XIX века в финской и русской Карелии, позволяет проследить методику собирания, систематизации и публикации народных напевов как у Лённрота -центральной фигуры этого процесса, так и у музыкантов-предшественников, современников и последователей. Этномузыкология рождается, развивается, а вместе с тем усложняются и задачи, совершенствуются методы полевой, публикаторской, исследовательской работы.

Научно-практическая значимость исследования. Большой практической значимостью обладает подготовленная к публикации диссертантом антология Элиаса Лённрота «Тетрадь песен для игры на кантеле» («У^о kanteleella soitettavia laulunuotteja», L.95), которая прилагается к настоящей научной работе. Содержание этого труда предоставляет богатые возможности для исполнителей - кантелистов и других инструменталистов, композиторов, этномузыковедов в идентификации и сравнительном изучении напевов, их обработке и современной аранжировке, сценическом воспроизводстве в различных вариантах с целью создания национального колорита, воспитания представления о карело-финской национальной традиции соответствующей эпохи.

Собрание мелодий, имеющих непосредственное отношение к антологии «Кантелетар», проанализированное автором диссертации, должно привести

народных музыкантов-исполнителей к пониманию большей типовой, структурной и мелодической вариантности карело-финских песен и соответствующих транскрипций, чем это ранее было принято считать. Такое представление обогащает творческую свободу и фантазию, создает перспективы сценического воспроизведения.

Методология и методы исследования. В ходе написания диссертации применялись различные методы научно-исследовательской работы.

1. Исторический и историко-биографический анализ использовался для изложения, трактовки и сравнения фактологического материала из жизни и деятельности Лённрота, его окружения с историческими и культурными событиями.

2. Применительно к рукописным нотным источникам Лённрота был взят за основу метод текстологического анализа.

3. Нотные образцы из «Записных книжек» («Muistiinpanot») были исследованы сравнительным музыкально-аналитическим методом, а их география и хронология уточнены сравнительным исследованием имеющихся материалов из эпистолярного наследия, дневниковых и иных записей.

4. Музыковедческий анализ напевов, опубликованных Лённротом в приложении к «Кантелетар», выполнен с использованием метода структурной типологии карельских народных напевов, предложенного доктором искусствоведения Р.Ф. Зелинским.

5. Методика почерковедческой экспертизы была применена в случае приведения доказательной базы о принадлежности (непринадлежности) конкретной рукописи руке Лённрота.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на выдвигаемые финскими исследователями сомнения относительно музыкальной компетентности Элиаса Лённрота, она была достаточной для задуманных и реализованных им музыкально-образовательных идей.

2. Факты полевых нотаций Лённротом карельских народных мелодий на территории русской Карелии имеют исторический приоритет в сравнении со сведениями, изложенными отечественными музыковедами ранее.

3. Приложение к «Кантелетар» Элиаса Лённрота - пример осуществления первого опыта музыковедческого отбора и систематизации народных карельских мелодий.

4. Показательное единство, целостность песенного и инструментального начал в этномузыкологических опытах Лённрота. Антология «Тетрадь песен для игры на кантеле» - основательное учебное пособие для исполнителей и значимый памятник музыкальной культуры.

5. Использование нотной цифровой и буквенной табулатуры Лённротом в его музыкальных проектах в середине XIX века было уникальным явлением, направленным на широкое культурное просвещение народа.

Степень достоверности и апробация результатов. Все основные разделы диссертации неоднократно были представлены и обсуждены на научных конференциях и на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Доклады по материалам диссертации прозвучали на следующих научных мероприятиях: XXXVII Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения» (Санкт-Петербург, Пушкинский дом, 2010); учебно-исследовательская конференция «Элиас Лённрот и культурное наследие прибалтийско-финских народов Карелии» (Петрозаводск, КарНЦ РАН, 2012); VIII Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, РИИИ, 2013); научная конференция, посвященная юбилею кафедры музыки финно-угорских народов ГК им. А.К. Глазунова (Петрозаводск, 2013); IX Научная конференция студентов и аспирантов, посвященная вопросам музыкального источниковедения и текстологии «Музыкальный автограф» (Санкт-Петербург, СПб ГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2014); II Международный конгресс «Орловские чтения - 2015»,

(Санкт-Петербург, РИИИ, 2015); научно-практическая конференция «Этническая культура и XXI век» (Петрозаводск, ПГК им. А. К. Глазунова, 2015); научная конференция «Гиппиусовские чтения - 2015», (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2015); семинар «Фольклористика, антропология, этнография» (Санкт-Петербург, РИИИ, 30 января 2017).

Результаты диссертации апробированы в восьми публикациях, пять из них опубликованы в научных изданиях, входящих в перечень ВАК.

При публикации в научных журналах, в том числе изданиях из списка ВАК, подвергались рецензированию статьи диссертанта, написанные по теме исследования. Основные идеи и проблемы, возникавшие в процессе работы, периодически дискутировались в научном сообществе не только с российскими, зарубежными коллегами, но и с научными архивистами Финляндии, которые предоставляли автору запрашиваемые материалы. Литературным архивом Финского литературного общества было выдано

официальное разрешение на публикацию в России рукописи Э. Лённрота «Тетрадь песен для игры на кантеле».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка рукописных источников, списка иллюстративного материала, трех приложений (в их числе «Нотная тетрадь для флейты. Е. Lonnrot «Bellmanin lauluja шойетеет), L.314»; заключение почерковедческой экспертизы; карта путешествий Э. Лённрота).

Глава 1. Элиас Лённрот - музыкант: малоизвестные страницы биографии

В единственной монографии на русском языке Э. Г. Карху «Элиас Лённрот. Жизнь и творчество»3, изданной в 1996 году, есть лишь общие сведения о детских и юношеских годах Элиаса, но для многих русскоязычных исследователей оставались до сих пор не известными те события из его жизни, которые могли сформировать интерес юного гения к народной музыке. Эти сведения можно почерпнуть в монографии Аарне Анттилла «Элиас Лённрот: жизнь и творчество»4, впервые опубликованной в Финляндии на финском языке в 1931 году. Для обоснования поднимаемой в нашем исследовании проблематики необходимо изложить некоторые биографические факты в контексте пробуждения творческого интереса Лённрота к искусству, музыкальному народному творчеству и инициировании предпринятых им в этой области проектов.

1.1. Музыка в семье Элиаса Лённрота

В родном доме «Paikkarin torppa» («жилище батрака») в Самматти (Sammatti) юный Элиас с ранних лет слышал звуки скрипки и народные песни. Дед Лённрота Матти Лостен по прозвищу «Черная голова» (Matti Losten, «Mustapää», 01.02.1740 - 26.10.1821) был неплохим деревенским музыкантом,

3 Карху Э. Элиас Лённрот: жизнь и творчество / Э. Г. Карху. Петрозаводск: Карелия, 1996. С. 239.

4 Anttila A. Elias Lönnrot: elämä ja toiminta / Aarne Anttila. Helsinki: SKS, 1985. 2. pain. S.656.

играл на скрипке и сочинял песни. Об этом пишет в своей монографии Аарне Антилла «Элиас Лённрот: жизнь и творчество»5. Есть свидетельства о том, что Матти Лостен сам изготавливал скрипки6. Таким ремеслом занимались некоторые народные музыканты - спельманы (spelman - шведск.). В ряде случаев это решало вопрос о затратах на покупку дорогостоящего инструмента, а также могло принести доход искусному мастеру. Очевидно, интерес к изготовлению музыкальных инструментов передался Элиасу от деда. Мальчик мог наблюдать этот процесс во всех подробностях непосредственно дома. Отец его Фредрик Юхана Лённрот (Fredrik Juhana Lönnrot, 09.07.1765 - 18.10.1851) обладал хорошим голосом, любил петь, имел острый ум и сочинял сатирические стихи. Некоторые из них сохранились до наших дней и свидетельствуют о таланте автора7. Воспитание юного Элиаса, полученное в семье, дало свои плоды. Об этом говорит и тот факт, что одним из любимых поэтов-песенников для него на всю жизнь стал выдающийся шведский поэт и музыкант, обращавшийся к острым сатирическим темам, Карл Микаэль Бельман (Carl Michael Bellman, 1740 - 1795).

1.2. Турку. Первый музыкальный инструмент

В Або /Турку (Abo / Turku) Лённрот впервые приехал в 1816 году после двух лет ученичества в Таммисаара (Tammisaara). Здесь он обучался в школе при кафедральном соборе имени Пресвятой Девы Марии и Святого Генриха.

5 Там же. S. 26.

6 Запись рассказа Яни Йоханссон (Jani Johansson), хранительницы Дома - музея Ламминтало (Lammintalo). - 18.08.2013. Личный архив В. Моисеевой (автора данной диссертации).

Anttila A. Elias Lönnrot : elämä ja toiminta. S. 34.

Рис. 1. Школа Кафедрального собора и площадь академии. Рисунок 1795 года. В этом Соборе служил епископ (с 1817 года - первый архиепископ Финляндии) Якоб Тенгстрём (Jakob Tengström, 04.12.1755 - 26.12.1832). Прервав обучение в школе из-за бедности, Элиас в течение четырех лет старался разными способами заработать деньги на жизнь и на продолжение учебы. Благодаря этому обстоятельству, а также помощи семьи профессора Иоганна Агапетуса Тёрнгрена (Johan Agapetus Törngren, 17.08.1772 -17.05.1859), в 1822 году Э. Лённрот начал обучаться в Королевской академии Або (Kungliga Akademien i Äbo) на общегуманитарном факультете. Одной из центральных фигур академии, во многом определявших культурную жизнь древней столицы Финляндии, был профессор теологии и философии Якоб Тенгстрём. В сферу интересов Тенгстрёма, кроме прочего, входило изучение музыкального фольклора. Его инициативе принадлежат первые публикации нот древних финских рун в 1802 году8.

8 Lönnrotin ajoilta. Helsinki: SKS, 2002. S. 175.Asplund Anneli. Lauluja

Рис. 2. Епископ Якоб Тенгстрём (04.12.1755 - 26.12.1832).

Я. Тенгстрём также был превосходным флейтистом и одним из создателей Музыкального общества в Або (Musikaliska Sallskapetin) в 1790 году, играл в оркестре. Активная деятельность общества продолжалась до 1808 года, пока город Або принадлежал шведскому королевству. После вхождения Великого княжества Финляндского в состав Российской империи Турку (Або) стал столицей Финляндии, и Королевская академия Або была переименована в Императорскую академию Турку. В 1822 году, когда на обучение в академию поступили Элиас Лённрот, Йохан Снелльман (Johan У^е1т Snellman, 18061881), Йохан Рунеберг (Johan Ludvig Runeberg, 1804-1877), Тенгстрёму пришла мысль о возобновлении деятельности Музыкального общества Турку. Благодатной почвой для этого стало студенческое сообщество, в котором весьма популярными были идеи культурного возрождения нации. Проблемы культуры в широком смысле, в особенности - литературы и музыки, талантливой молодежью воспринимались горячо. Тогда же в академии были открыты музыкальные классы, в которых с увлечением стали заниматься студенты. Их энтузиазм был оценен Я. Тенгстрёмом. Он инициировал создание Студенческого музыкального общества, а затем интегрировал его в возрождаемое им же Музыкальное общество Турку. «Студенческое

Музыкальное общество должно было при необходимости принимать участие в концертах. Их дирижер Юхан Йозеф Пиппингшельд (Johan Josef Pippingsköld) стал архивариусом и музыкальным лидером общества, скрипач Юхан Кристоффер Даунер (Johan Christoffer Downer) - музыкальным лидером оркестра»9.

Музыкальное обучение велось по стокгольмскому образцу, суть которого состояла в том, что студенты, уже имеющие некоторые навыки (образование) или малоимущие, могли обучаться по специальной программе в инструментальных классах. Подобное обучение практиковалось в военных оркестрах Швеции и Финляндии, в частности, в Турку. Необходимость скорейшего вхождения новых музыкантов в оркестровый репертуар диктовала достаточную интенсивность обучения, срок которого составлял от полутора до двух с половиной лет10. Опыт обучения музыке студентов в университете заметно отличался от принятой схемы по военному образцу. Впервые в Финляндии преподавание музыкальных дисциплин не преследовало практических целей - достижения определенного уровня инструментальных навыков. Каждый студент имел собственный результат, накопленный в течение всего срока обучения в учебном заведении. Результат зависел также и от финансового состояния студента. Более обеспеченные ученики могли брать больше уроков за отдельную плату. Многие товарищи Лённрота активно участвовали в жизни либо хорового, либо оркестрового коллективов. Его близкие друзья Карл Роберт Эрстрём (Ehrström, Carl Robert (1803-1881) и Франц Йохан Раббе (Rabbe, Frans Johan (1801-1879) посещали уроки игры на флейте. У них были дорогие инструменты. Очевидно, по примеру своих друзей Лённрот тоже увлекся флейтой. У Лённрота не было денег для уплаты членского взноса, поэтому в официальных списках Музыкального общества он

9 Musikaliska Sällskapet i Äbo - Turun Soitannollinen Seura. Historia. URL: http://www.musisoi.wordpress.com/about/historia/ (дата обращения: 12.08. 2015).

10 Helistö Paavo. Klaneetti: Suomalaisen kansanklarinetin vaiheita Kansanmusikki-instituuttin julkaisuja 27. Kaustinen, 1988. S. 37.

не отмечен. Естественно, что когда он выбрал для обучения флейту, то мог получить лишь минимальное количество бесплатных уроков. Ему была выдана в пользование недорогая (стоимостью 10-20 рублей) поперечная одноклапанная оркестровая флейта, изготовленная дрезденским мастером Хенрихом Грензером (Heinrich Grenser) 7 ноября 1818 года. Эту флейту можно теперь увидеть в экспозиции Национального музея Финляндии в Хельсинки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Моисеева, Валентина Ильинична, 2017 год

Список литературы

1. Антология карельской поэзии / сост. Д.М. Балашов, Э.Г. Карху, У.С. Конкка и др.; ред. Э.Г. Карху, Т.К. Сумманен, А.И. Титов; вступ. ст. А. Хурмеваара. - Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1963. - 332 с.

2. Балакирев М. Русские народные песни: для одного голоса с сопровожд. ф.-п. / ред., предисл., исследование и примеч. проф. Е.В. Гиппиуса. - М.: Музгиз, 1957. - 375 с.

3. Бельман К. М. Песни Фредмана. Послания Фредмана / К. М. Бельман; пер. с швед. Игн. Ивановского. - Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1982. - 159 с.

4. Богданов. Г. К вопросу о состоянии народного творчества в Карелии: По материалам Северо-Западной Этнологической Экспедиции Академии Наук // Западно-финский сборник. - Л., 1930. - С. 65-106.

5. Гиппиус Е. Крестьянская музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР: сборник Секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. - [Т.] 1: Искусство Севера. Заонежье / Государственный институт истории искусств. - Л.: Academia, 1927. - С. 147-164.

6. Гиппиус Е. Музыкальный быт Заонежья // Музыка и революция. - 1927. -№ 5-6. - С. 16-20.

7. Гудков В. Музыка карельских пастухов // Начало: альманах карельских писателей. - Кн. 2. - Петрозаводск: Кирья, 1934. - С. 35-38.

8. Евсеев В. Кантелетар / В. Евсеев // На рубеже. - 1940. - № 1. - С. 19-22.

9. Зелинский Р. Карельские песни Калевальского края/ Роман Зелинский; [песни собраны Р. Ф. Зелинским, В. Л. Калабердой; пер. поэтич. текстов Т. А. Коски; худож.Н. В. Трухин]. - Петрозаводск: Карелия, 2008. - 415 с.

10. Исполнители фольклорных произведений (Заонежье. Карелия) / Карел. науч. центр. Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории ; изд. подгот. Т. С. Курец. - Петрозаводск, 2008. - 370 с.

11. Истомин Ф. Песни русского народа: собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / записали: сл. Ф. М. Истомин, напевы Г. О. Дютш; [изд. под наблюдением Т. И. Филиппова, под ред. Ф. М. Истомина и С. М. Ляпунова]. - СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1894. - XXVI. - 244 с.

12. История литературы Карелии / РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Карел. науч. центр, Ин-т языка, лит. и истории. - СПб.: Наука, 1994. -Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. -239 с.

13. Калевала - памятник мировой культуры: материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. 30-31 января 1985 г. / Карел. фил. АН СССР, Ин-т языка, лит. и истории; отв. ред. Э.Г. Карху. - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 199 с.

14. Калевала: [Карел.-фин. нар. эпос] / пер. с фин. Э.Киуру и А.Мишина // Север. - 1997. - № 1. - С. 119-127; № 2-3. - С. 132-140.

15. Калевала: Финский народный эпос / пер. Л. Бельского. - Изд. 2-е, испр. и снабж. примеч. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1915. - 428 с.

16. Калевала: Финский народный эпос / пер. Л.П. Бельского; под ред. Д.В.Бубриха. - М. - Л.: Academia, 1933. - 330 с.

17. Кантелетар: избранные песни: перевод с финского / [сост., вступ. ст. У. С. Конкка; худож. С. Харламов]. - М.: Современник, 1985. - 399 с.

18. Капуста Л. Музыканты - иностранцы в Петрозаводске. Вторая половина XIX века. Неизвестные страницы // Piano Duo: альманах молодых ученых/ ред.-сост.: С. В. Синцова. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. - Вып. 6. - С. 117127.

19. Карельская народная песня / С. Кондратьева; ред. текстов и пер. карел. песен А. А. Белякова, вепс. Песен - М. И. Зайцева. - М.: Советский композитор, 1977. - 282 с.

20. Карельские ейги / Карел. фил. АН СССР. Ин-т языка, лит. и истории ; сост. Н. А. Лавонен [и др.] ; науч. ред. П. М. Зайков. - Петрозаводск, 1993. -239 с.

21. Карельские народные песни [Ноты] / Карельский филиал Академии наук СССР, Институт языка, литературы и истории; сост. сб. и вступ. ст. Л. М. Кершнер; ред., предисл. и коммент. Е. В. Гиппиуса, В. Я. Евсеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 130 с.

22. Карельские причитания / Академия наук СССР, Институт языка, литературы и истории; изд. подгот. А. С. Степанова, Т. А. Коски; науч. ред. У.С. Конкка; ред. по южнокарел. текстам В.Д. Рягоев; муз. ред. И.И. Земцовский. - Петрозаводск: Карелия, 1976. - 535 с.

23. Карельские частушки / Карел. фил. АН СССР, Ин-т языка, лит. и истории; сост. Т. Коски. - Петрозаводск: Карелия, 1985. - 128 с.

24. Карельские эпические песни / Акад. наук СССР, Карело-Фин. фил. АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит; предисл., подгот. текстов и коммент. В. Я. Евсеева; [отв. ред. В. Я. Пропп]. - М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950.

- 530 с.

25. Карху Э. «Кантелетар» и народная лирика / Эйно Карху // Север. - 1985. -№ 7. - С. 106-110.

26. Карху Э. От рун к роману: статьи о карело-финском фольклоре, «Калевале», финской литературе / Эйно Карху. - Петрозаводск: Карелия, 1978.

- 332 с., [2].

27. Карху Э. Элиас Лённрот: жизнь и творчество / Э. Г. Карху; Рос. Акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск: Карелия, 1996. - 235 с.

28. Кондратьева С. Карельская народная песня / С. Кондратьева; ред. текстов и пер. карел. песен А. А. Белякова, вепс. песен М. И. Зайцева. - М.: Советский композитор, 1977. - 282 с.

29. Конкка У. Архиппа Перттунен и Элиас Лённрот: так создавалась «Калевала» / У. С. Конкка, А. П. Конкка // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. - Серия: Гуманитарные исследования. - Вып. 1. -Петрозаводск, 2010. - № 4. - С. 86-96.

30. Конкка У. О творческом методе фольклора // Научная конференция, посвященная итогам работы Института за 1963 г., май 1964 г./ Петрозаводский институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск, 1964. - С. 23-24.

31. Кочкуркина С. История и культура народов Карелии и их соседей: (средние века) / [С. И. Кочкуркина]; Карельский научный центр Российской академии наук, Институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск: Информационное агентство «Республика Карелия», 2011. - 222 с.

32. Краснопольская Т. Е. В. Гиппиус и традиционная культура Карелии / Т. В. Краснопольская // Евгений Владимирович Гиппиус: [сборник] к 100-летию со дня рождения: материалы Всероссийской научной конференции 1-3 ноября 2003 года. - Петрозаводск, 2003. - С. 4-11.

33. Краснопольская Т. Из наблюдений над музыкально-поэтическим ритмом рунических и дорунических видов фольклора карел // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: материалы международной научной конференции, посвященной 160-летию полного издания «Калевалы» / [редкол.: ... И. И. Муллонен (отв. ред.) и др.]. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. - 551 с., [3].

34. Краснопольская Т. Певческая культура народов Карелии : очерки и статьи / Т. В. Краснопольская; Мин-во культуры и по связям с общественностью Респ. Карелия, Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова, Каф. истории музыки. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - 255 с.

35. Криничная Н. «И все это правда, о чем в былинах поется?..»: (реплики, ремарки, сентенции заонежских сказителей) / Н.А. Криничная // Вестник Карельского филиала РАНХиГС, 2012: сборник научных статей. -Петрозаводск, 2012. - С. 256-264.

36. Криничная Н. А. «Карельские эпические песни»: собрание В. Я. Евсеева -важная веха в истории фольклористики / Н. А. Криничная // Кижский вестник. -Петрозаводск, 2011. - Вып. 13. - С. 103-108.

37. Криничная Н. Народные исторические песни начала XVII века / Н. А. Криничная; Академия Наук СССР, Карельский филиал, Институт языка, литературы и истории; [под ред. Б. Н. Путилова]. - Л.: Наука, 1974. - 180 с., [3].

38. Криничная Н. Поют карельские руны... : [о фольклор. традициях] / Н. А. Криничная // Природа и человек (Свет). - 2007. - № 5. - С. 62-63.

39. Курбатов Ю. Хельсинки / Ю. И. Курбатов. - Л.: Искусство, 1985. - 245 с., [2].

40. Лавонен Н. О переводах песен "Кантелетар" на русский язык / Н.А. Лавонен // Фольклористика Карелии. - Петрозаводск, 1983. - С. 84-95.

41. Ладвозерские рунопевцы - руны, записанные от Архиппа и Мийхкали Перттуненов/ в переводе А. Мишина. - Петрозаводск: Карелия, 2008. - 168 с.

42. Лённрот Э. Тетрадь песен для игры на кантеле [вступ. ст. и коммент. В. И. Моисеевой,; пер. с фин. Е. А. Ареховской,; ред. С. В. Веселов]. -Петрозаводск: Verso, 2016. - 116 с.

43. Линг Я. Шведская народная музыка / Я. Линг; пер. со швед. Н. Н. Мохова. - М.: Музыка , 1981. - 127 с.

44. Миронова В. Карельские бесёды и бесёдные песни / В.П. Миронова // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России: материалы V Всероссийской конференции финно-угроведов, Петрозаводск, 2528 июня 2014 г. - Петрозаводск, 2014. - С. 161-164.

45. Миронова В. Первые собиратели карельского фольклора: (по материалам отчетов и полевых дневников) / В. П. Миронова // Карелия на этнокультурной и

политической карте России: материалы научной конференции, посвященной 90-летию Республики Карелия, Петрозаводск, 21 мая 2010 г. - Петрозаводск, 2010. - С. 151-155.

46. Михайлов Е. Музыка северной деревни: традиционные музыкальные инструменты из фондов Государственного историко-архитектурного и этнографического музея - заповедника "Кижи", Карельского государственного краеведческого музея и частных коллекций / Е. П. Михайлов, Н. С. Михайлова. - Петрозаводск: ПИН, 2009. - 158 с.

47. Моисеева В. Антология финских и карельских песенных мелодий в «Руководстве по игре на кантеле» Элиаса Лённрота // Вопросы инструментоведения. - СПб., 2014. - Вып. 9. - С. 146-149.

48. Моисеева В. Музыка в жизни Элиаса Лённрота // Финно-угорский мир: научный журнал Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. - Саранск, 2015. - № 3 (24). - С. 89-94.

49. Моисеева В. О музыкальном образовании Элиаса Лённрота на примере его рукописи «Bellmanin lauluja nuotteineen», L. 314 («Песни Бельмана с нотами») // Музыковедение. - М.: Научтехлитиздат, 2016. - № 1. - С. 23-32.

50. Моисеева В. Об использовании буквенной и цифровой табулатуры для фиксации карельских и финских мелодий Элиасом Лённротом // Музыковедение. - М.: Научтехлитиздат, 2015. - № 8 - С. 27-35.

51. Моисеева В. Опыт музыкально-образовательной деятельности Элиаса Лённрота: Тетрадь песен для игры на кантеле // Opera Musicologica: научный журнал Санкт-Петербургской государственной консерватории / гл. ред. О. Б. Манулкина. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2014. - № 4 [22]. - С. 28-41.

52. Моисеева В. Полевые нотные записи Элиаса Лённрота как пример наиболее ранней фиксации народных мелодий на территории Карелии // Вопросы этномузыкознания. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2015. - № 10. -С. 33-41.

53. Моисеева В. Рунопевцы Элиаса Лённрота // Музыковедение. - М.: Научтехлитиздат, 2016. - № 9. - С. 11-16.

54. Музыкальная энциклопедия: в 6 тт. / гл. ред. Ю. В. Келдыш; редкол.: В. А. Белый [и др.]. - М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1978.

- Т. 4. - 976 стб.

55. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна; под ред. Е.Д. Богдановой, М.А. Осипова. - М.: Практика, 2001. - 1095 с.

56. Народное музыкальное творчество [Ноты]: хрестоматия со звуковым приложением / отв. ред. О. А. Пашина. - Спб.: Композитор, 2007. - 333 с.

57. Народные песни Ингерманландии/ под ред. У. Конкка. - Л.: Наука, 1974.

- 514 с.

58. Нилова В. Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX - начала XX века / В. И. Нилова; Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2005. - 319 с.

59. Нилова В. Писал ли Ф. Ницше «калевальским» стихом? / В. Нилова // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинар. Семинар-5: сб. науч. материалов. - Петрозаводск, 2003. - Вып. 2. - С. 27-30.

60. Нилова В. Апология народной музыки в теории и практике Сибелиуса / В. Нилова // Музыка Севера. - Петрозаводск, 1994. - С. 17-31.

61. Нилова В. Народная музыка карелов в культурном контексте Финляндии 19-начала 20в. / В. Нилова // Карелия и Финляндия на пороге нового тысячелетия: тезисы докл. междунар. симп. историков (21-23 мая 1999г.). -Петрозаводск, 1999. - С. 88-90.

62. Нилова В. Финская музыка первой половины 20 века: национальная традиция и европейский опыт / Петрозав. филиал Ленингр. ордена Ленина гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Союз композиторов КАССР // Финская культура первой половины 20 века: Материалы конф.(1-3 декабря 1989 г.). - Петрозаводск, 1990. - С. 52-63.

63. Олонецкая губерния, XXVII вып.: Список населенных мест по сведениям 1873 года/ старш. ред. Огородников Е.; Центр. стат. комитет МВД. - СПб., 1879. - 335 с.

64. Песенный фольклор кестеньгских карел / Карел. фил. АН СССР. Ин-т языка, лит. и истории ; подгот. изд. Н.А. Лавонен; науч. ред. А.С. Степанова; Нотн. прил. Т.А. Коски. - Петрозаводск: Карелия, 1989. - 290 с.

65. Песни Заонежья в записях 1880 - 1980 годов [Ноты] / сост., предисл. и примеч. Т. В. Краснопольской; ред. Е. В. Гиппиус. - Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1987. - 182 с.

66. Песни народов Карело-Финской ССР: Сборник карельских, вепсских и русских песен / Научно-исслед. Ин-т культуры Карело-Финской ССР; сост. В.П. Гудков, Н.Н. Леви. - Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1941. - 99 с.

67. Песни Карельского края [Ноты] / сост. и авт. вступ. ст. Т. Краснопольская; Петрозав. фил. Ленингр. гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; общ. ред. Б. М. Добровольского; эквиритм. пер. поэт. текстов карел. и фин. песен выполнены Л. Блюдником, Б. Добровольским; пер. поэт. текстов карел. причитаний и ред. карел. текстов А. С. Степановой; нотир. карел. причитаний выполнено А. Г. Гомон [с примеч.]. - Петрозаводск: Карелия, 1977. - 262 с.

68. Пропп В. Фольклор и действительность: избранные статьи / В. Я. Пропп; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1976. - 324 с.

69. Путешествия Элиаса Лённрота: путевые заметки, дневники, письма 1828 -1842 / пер. с фин. В. И. Киийранен и Р. П. Ремшуевой; стихи в пер. О. Мишина; науч. ред., вступ. ст. и примеч. У. С. Конкка. - Петрозаводск: Карелия, 1985. -320 с.

70. Путилов Б. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б. Н. Путилов; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Л.: Наука, Лениградское отделение, 1976. - 244 с.

71. Путилов Б. Эпические певцы Заонежья и типология северно-русского сказительства // Рябининские чтения' 95: Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера: сб. докл. - Петрозаводск, 1997. - С. 6-14.

72. Ремшуева Р. «Кантелетар» Элиаса Лённрота и народная песня: (К 150-летию «Кантелетар»): препринт доклада на заседании Ученого совета Института языка, литературы и истории 27 апреля 1990 г. / Р.П. Ремшуева; Карел. науч. центр АН СССР. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1990. - 22 с.

73. Ремшуева, Р. «Кантелетар» Э. Лённрота / Р.П. Ремшуева // Фольклористика Карелии. - Петрозаводск, 1986. - С. 150-158.

74. Русская и финская музыкальные культуры: Проблемы национальной традиции и межкультурных связей / сост. В.И. Нилова. - Петрозаводск: Карелия, 1989. - 102 с.

75. Русские народные песни Карельского Поморья [Ноты] / Карел. фил. Акад. наук СССР. Ин-т языка, лит. и истории ; ред. Н. П. Колпакова ; муз. ред. Ю. М. Зарицкий ; сост., вступ. ст.: А. П. Разумова, Т. А. Коски, Т. А. Митрофанова. -Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1971. - 452 с.

76. Русские народные песни, собранные Николаем Львовым, положенные на музыку Иваном Прачем, опубликованные в 1790-1806 гг. [Ноты] / трудами художника Алексея Стрельникова, фольклористов Елены Васильевой, Виктора Лапина. - СПб.: Композитор, 2012. - 206 с.

77. Русские плачи Карелии/ Научно-исследовательский институт культуры Карело-Финской ССР; подгот. текстов и примеч. М. М. Михайлова; вступ. ст. Г. С. Виноградова и М. М. Михайлова; под. ред. М. К. Азадовского. -Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1940. - 321 с.

78. Русские эпические песни Карелии / подгот. изд. Н. Г. Черняева; науч. ред. Б. Н. Путилов. - Петрозаводск: Карелия, 1981. - 310 с.

79. Рыбников П. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: в 3 т. / подгот. изд.: А. П. Разумова и др.; под ред. Б.Н. Путилова. - Петрозаводск: Карелия, 1989. -Т.1: Былины. - 527 с.

80. Серов А. Русская народная песня как предмет науки. - М.: Гос. муз. Изд -во, 1952. - 78 с.

81. Тавастшерна Э. Сибелиус / Э. Тавастшерна; [сокр. пер. на рус. яз. Ю. К. Каявы; под ред. Г. М. Шнеерсона]. - М.: Музыка, 1981. - Ч. 1. - 278 с.

82. Фольклор и этнография Русского Севера / отв. ред. Б. Н. Путилов, К. В. Чистов. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - 280 с.

83. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика / пер. с польского; А. Чекановска. - М.: Советский композитор, 1983. - 190 с.

84. Чернякова И. «О чем не рассказал Элиас Лённрот...». - Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 1998. - 57 с.

85. Эвальд З. Протяжные песни Заонежья // Крестьянское искусство СССР: сборник Секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. - Л.: Academia, 1927. - Т. 1: Искусство Севера. Заонежье. - С. 165206.

86. Экспертиза. Выводы специалиста № Д-339-239/2015-ПЭ. «Городской центр Судебных экспертиз». - СПб., 2015.

87. Южак К. Вариации на тему «Сибелиус и фольклор» // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: Сб. науч. ст. - Петрозаводск; СПб., 1998. - С. 5-17.

88. Южак К. Ладовые и мелодические функции элементов рунического напева: к вопросу о работе фольклорной памяти / К. И. Южак // Музыкальная культура Карелии: сб. науч. тр. - Петрозаводск, 1988. - С. 5-19.

89. Южак К. Напевы рун в изданиях Армаса Лауниса / Петрозав. филиал Ленингр. ордена Ленина гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Союз композиторов КАССР // Финская культура первой половины 20 века: материалы конф. (1-3 декабря 1989 г.). - Петрозаводск, 1990. - С. 101-105.

90. Южак К. Сибелиусовское приложение к Калевале // Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание»/ сост. О. А. Бочкарева, И. Н. Баранова. - Петрозаводск, 1992. - Вып. 2. - С. 15-17.

91. Acerbi G. Matka halki Suomen v. 1799. - Suom. Hannes Korpi-Anttila. 2.p. -Helsinki: WSYO, 1983. - 163 s.

92. Anttila A. Elias Lonnrot: Elama ja toiminta, 1.Osa. - Helsinki : SKS, 1931. -407 s.

93. Anttila A. Elias Lönnrot : elämä ja toiminta / Aarne Anttila. - Helsinki : SKS, 1985. - 2. pain. - 656 s.

94. Anuksen karjalazien eeppizet pajot / Рос. Акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории; сост., авт. вступ. ст., коммент. и пер. В. П. Миронова. -Петрозаводск: Периодика, 2006. - 446 c. [1].

95. Arwidsson A. I. Svenska fornsänger. - Tredje Delen. - Stockholm, 1842. -562 s.

96. Asplund A. Elias Lönnrot ja virsi // Virsi suomalaisessa kulttuurissa / toim. Jaakko Rusama. - Helsinki : Hymnologian ja liturgiikan seura, 2012. - S. 26-53.

97. Asplund A. Lauluja Lönnrotin ajoilta. - Helsinki: SKS, 2002. - 232 s.

98. Asplund A. Kantele. - Forssa: SKS, 1983. - 85 s.

99. Collan K. Valituita Suomalaisia Kansan - Lauluja. Pianon muka-soinnolle sovittanut K. Collan. - Helsinki, 1854. - I Wihko.

100. Collan K. Valituita Suomalaisia Kansan - Lauluja. Pianon muka-soinnolle ja moni-äänisiksi sovittanut K. Collan. - Helsinki, 1855. - 3 Wihko.

101. Inha I. Kalevalan laulumailta: Elias Lönnrotin poluilla Vienan Karjalassa : Kuvaus Vienan Karjalan maasta, kansasta, siellä tapahtuneesta runonkeruusta ja runoista itsestään / I. K. Inha.- 2.pain. - Helsinki : Tietosanakirja OY, 1921. - 403 s.

102. Haavio M. Viimeiset runonlaulajat. - Porvoo - Helsinki: WSOY, 1943. -136 s.

103. Haavio M. Kantele topiikkaa. - Kalevalaseuran vuosikirja 50, 1970. - 85 s.

104. Hagelin B. N. Wirsi Kantele tahi Suomalaisiin Wirsiin Nuotit, Numeroilla merkityt. - Helsinki: Vasenius, 1837. - VIII. - 118 [8-sivuinen esipuhe, 118 sivua nuotinnoksia].

105. Helistö P. Klaneetti: Suomalaisen kansanklarinetin vaiheita Kansanmusikki-instituuttin julkaisuja 27. - Kaustinen, 1988. - 454 s.

106. Helistö P. Klaneetti: kansansävelmiä klarinetilla, Kansanmusikki-instituuttin julkaisuja 17. - Kaustinen, 1985. - 69 s.

107. Helsingius G. A. Lönnrot-muistelmia. - Kalevalaseuran vuosikirja 11, 1931.

108. Jalkanen P., Laitinen H., Tenhunen A. - L. Kantele/ toim. Risto Blomster, Helsinki: SKS, 2010. - 511 s.

109. Kalevala 2, Selityksiä. - Helsingissä: Suomalaisen kirjallisuuden seuran kirjapainossa, 1895. - LII. - 175 s., [13] kuv s.; 20 cm. - (Suomalaisen kirjallisuuden seuran toimituksia; Osa 48 / 2). Sanaselityksiä: S. 73-154. - Nimien luettelo: S.155-175.

110. Kajanus R. Vanha runosävelmä. Muutamia muistelmia Lonnrotista. -Kalevalaseuran vuosikirja 1, 1921. - 34 s.

111. Kansanmusiikki / toim.: A. Asplund, M. Hako. - Helsinki: SKS, 1981. - 268 s. : kuv.; 22 cm. - (Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran toimituksia, 366). - Kirjall.: S. 248-264. - Nimihakem.: S. 265-268.

112. Kanteletar elikka, suomen kansan vanhoja lauloja ja virsia /alkul. E. Lönnrot. - Helsinki: SKS, 1947. - 11 pain.

113. Kanteletar, elikkä suomen kansan vanhoja lauluja ja virsia / [alkul. Elias Lönnrot]. - [Helsinki]: SKS, [1982]. - 14 pain. - LIII. - 337 s.

114. Kanteletaren lasten -runoja / kuv. K. Gallen - Kallela-Pohjois. - Joensuu: Karjalan kirjapaino, 1979.

115. Karhu E. Kalevalan tutkiminen elämäntynä Professori Väinö Kaukosen tyättäessä 70 vuotta// Neuvosto - Karjala, 1981. - 18 maalisk.

116. Kaukonen V. Elias Lönnrotin "Kanteletar" / Väinö Kaukonen. - Helsinki: SKS, 1984. - 966 s.

117. Kolberg O. Dziela wszystkie / Oskar Kolberg. - Wroclaw-Poznan: PTL, 1994.

- Т. 47: Podole.

118. Kuukka V. Elias Lönnrot: taitaja, tarkkailija, tiedemies / Väinö Kuukka, Raija Majamaa, Hannu Vepsä. - Helsinki: SKS, 2002. - 150 s. : kuv.; 22 cm. -(Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Toimituksia; 837). - Lähteitä ja kirjall.: S. 147148. - Henkilöhakem.: S. 149-150.

119. Laitinen H. Lönnrot ja musiikki //Kolme on kovaa sanaa. Kirjoituksia kansanperinteestä/ toim. Pekka Laaksonen ja Sirkka Liisa Mettomäki. - Helsinki: SKS, 1991. - S. 76-136.

120. Laitinen H. Kalevalan kommentaarin runosävelmältite vuodelta 1895 // Paimensoittimista kisallilauluun. Tutkielmia kansanmusiikista. - Kaustinen, 1976. -S. 157-192.

121. Laitinen H. Matkoja musiikkiin 1800 - luvun Suomessa/ Akateeminen väitöskirja. - Tampere: Akateeminen väitöskirja, Tampereen yliopistopaino, 2003. -343 s.

122. Launis A. Suomen kansan sävelmiä. I Inkerin runosävelmät. - Helsinki, 1910.

- 328 s.

123. Lonnrot E. Valitut teokset, [Osa] 5., Muinaisrunoutta / Elias Lonnrot; toim. Raija Majamaa. - Helsinki: SKS, 1993. - 633 s.: kuv.; 24 cm. - (Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran toimituksia; 580). - Sanahakem: S. 543-570. - Asiahakem. 15: S. 571-599. - Henkilöhakem. 1-5: S. 600-618.

124. Lonnrot E. Valitut teokset, [Osa] 3., kirjoitelmia ja lausumia / Elias Lonnrot; toim. Raija Majamaa. - Helsinki : SKS, 1991. - 618 s.: kuv.; 24 cm. - (Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran toimituksia; 551). - Sanahakem: S. 564-609. - Henkilöhakem: S. 610-614.

125. Lonnrot E. Valitut teokset, [Osa] 4., Ohjeita ja runoelmia / Elias Lonnrot; toim. Raija Majamaa. - Helsinki: SKS, 1992. - 664 s.: kuv.; 24 cm. - (Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran toimituksia; 566). - Sanahakem: S. 587-648. - Asiahakem:: S. 649-656. - Henkilöhakem:: S. 657-660.

126. Lönnrot E. Kanteletar, Alkulause, s. LXXXV // Kanteletar, elikkä suomen kansan vanhoja lauluja ja virsia / [alkul. Elias Lönnrot]. - [Петрозаводск: Карелия, 1985]. - 448 s.

127. Lönnrot E. Itkuvirsistä Venäjän Karjalasta // Mehiläinen. - 1836. - № 3. - S. 4-8; 1836. - № 9. - S. 18; 1836. - № 10. - S. 12-13.

128. Lönnrot E. Valitut teokset [Osa] 1. Kirjeet./ toim. Raija Majamaa; SKS Toimituksia 510. - Pieksämäki, 1990. - 628 s.

129. Lönnrot E. Valitut teokset [Osa] 2. Mehiläinen./ toim. Raija Majamaa; SKS Toimituksia 531. - Pieksämäki,1990. - 692 s.

130. Lönnrot. E. Kal'evala: vienankarjalaksi / Elias Lönnrot; kiäntäjä Raisa Remsujeva; kuv. Vitali Dobrinin. - Helsinki: Karjalan Sivissysseura, 2015. - 526 s.

131. Lönnrotin aika / toim. Pekka Laaksonen. - Helsinki: SKS , 1984. - 219 s.

132. Majamaa R. Elias Lönnrot monitietäjä / Raija Majamaa; kuv. Hilpi Saure. -Helsinki : SKS, 1991.

133. Mishin A. Väinö Kaukosen undemmasta tuota nnosta // Neuvosto - Karjala, 1985. - 8 helmik.

134. Musikaliska Sällskapet i Äbo - Turun Soitannollinen Seura. Historia. Режим доступа: https://musisoi.wordpress.com/about/historia/ (дата обращения: 12.08. 2015).

135. Perttunen Kaisa-Marja. Lönnrotiana 1-30. Selvitys Elias Lönnrotin käsikirjoituskokoelmasta. - Suomi 121:1. - Helsinki: SKS, 1975. - 193 s.

136. Reinholm H. A. Suomen Kansan Lauluntoja pianolla soitettaavia. - Helsinki, 1849. - I.

137. Rinne M. Väinö Kaukonen Lönnrotin jalanjäljillä // Neuvosto - Karjala, 1979. - 27 kesäk.

138. Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. Elias Lönnrot. Режим доступа: http://neba.finlit.fi/tietopalvelu/elias/el_elama.html - (дата обращения: 06.04. 2016).

139. Turunen A. Mateli Kuivalatar: Koitereen laulaja. Kantelettaren runotar /Aimo Turunen. - Helsinki: Karjalaisen Kulttuurin Edistämissäätiö, 1985.

140. Väisänen A. Kansansävelmiemme julkaisuja 1800-luvun keskivaiheilta // Musiikkitieto. - Helsinki, 1944. - № 2, helmikuu.

141. Väisänen A. Suomen kansan sävelmäin keräys (Valheet ja tulokset). -Helsinki: SKS, 1917. - 18 s.

142. Väisänen A.O. Varhaisimmat muistiinpanot kansanmusiikkimme alalta. -Helsinki: SKS, 1916. - 10 s.

Список рукописных источников

1. SKS. Lönnrot E. Bellmanin lauluja nuotteineen, (L.314). - Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. - Helsinki. Käsikirjoitus. - 126 s.

2. SKS. Lönnrot E. Itkurunoja, sävelmä, sekalaisia muistiinpanoja (L. 30).-Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. - Helsinki. Käsikirjoitus. - 11 s.

3. SKS. Lönnrot E. Vihko kanteleella soitettavia laulunuotteja, (L.95).-Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. - Helsinki. Käsikirjoitus. - 79 s.

4. SKS. Lönnrot E. Vihko runoja ja sävelmiä ym. muistiinpanoja (L. 27).-Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. - Helsinki. Käsikirjoitus, 1 -88. - 18 s.

5. SKS. Lönnrot E. Wanhoja lauluja. Begagnadt för Kalevala. D:o för Kanteletar och Loihtia. Runoja Kajaanin seudulta ja Venäjän - Karjalasta (L. 29 a).-Kirjallisuusarkisto, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. - Helsinki. Käsikirjoitus. -157 s.

6. Джеймс Массенгал (James Massengale) - В. И. Моисеева. Переписка. -Июль 2015 г. 8 писем. Личный архив В. Моисеевой (автора данной диссертации).

7. Мерви Пирхонен (Mervi Pirhonen) - В. И. Моисеева. Переписка. - 20142015 г. 12 писем. Личный архив В. Моисеевой (автора данной диссертации).

8. Юкка Сааринен (Jukka Saarinen) - В. И. Моисеева. Переписка. - Март 2016 г. 7 писем. Личный архив В. Моисеевой (автора данной диссертации).

9. Запись рассказа Яни Йоханссон (Jani Johansson), хранительницы Дома -музея Ламминтало (Lammintalo). - 18.08.2013. Личный архив В. Моисеевой (автора данной диссертации).

Список иллюстративного материала

Рисунки

Рис. 1. Школа кафедрального собора и площадь Академии. Рисунок 1795 года. Из книги: Majamaa R. Elias Lönnrot monitietäjä / Raija Majamaa; kuv. Hilpi Saure. - Helsinki : SKS, 1991. - 8 s.

Рис. 2. Епископ Якоб Тенгстрём (04.12.1755 - 26.12.1832). Из книги: Jalkanen P., Laitinen H., Tenhunen A. - L. Kantele/ toim. Risto Blomster. - Helsinki, 2010. - 30 s.

Рис. 3. Флейта Элиаса Лённрота. Национальный музей Хельсинки. Фото В. Моисеевой.

Рис. 4. Первый раздел рукописи L. 314, образец мелодии № 5а с буквенной табулатурой. Фото из архива SKS.

Рис. 5. Второй раздел рукописи L. 314. Фото из архива SKS.

Рис. 6. Третий раздел рукописи L. 314., два танца Angles (126 с.). Фото из

архива SKS.

Рис. 7. Фрагмент карты путешествий Лённрота, составленной И. К. Инха. Из книги: Inha I. Kalevalan laulumailta: Elias Lönnrotin poluilla Vienan Karjalassa : Kuvaus Vienan Karjalan maasta, kansasta, siellä tapahtuneesta runonkeruusta ja runoista itsestään / I. K. Inha. - 2.pain. - Helsinki : Tietosanakirja OY, 1921. - 403 s. Рис. 8. Вирсикантеле, мастер Э. Килписен (Efraim Kilpisen), 1927 год. Из книги: Jalkanen P., Laitinen H., Tenhunen A.-L. Kantele/ toim. R. Blomster. - Helsinki, 2010. - 173 s.

Рис. 9. Камертон Элиаса Лённрота. Экспонат из дома - музея Лённрота в Lammintalo. Фото В. Моисеевой.

Рис. 10. Письмо Элиаса Лённрота Хенрику Рейнхольму № 275. Из книги: Lönnrot E. Valitut teokset [Osa] - 1. Kirjeet / toim. Raija Majamaa. - Pieksämäki: SKS, 1990. - 317 s.

Рис. 11. Мелодии из письма Элиаса Лённрота Хенрику Рейнхольму. Из книги: Lönnrot E. Valitut teokset [Osa] -1. Kirjeet / toim. Raija Majamaa. - Pieksämäki: SKS, 1990. - 318 s.

Рис. 12. Кантеле О. Малинена. Из книги: Jalkanen P., Laitinen H., Tenhunen A.-L. «Kantele»/ toim. R. Blomster. - Helsinki: SKS, 2010. - 84 s. Рис. 13. Образец «бельмановской табулатуры» из L. 314. Фото из архива SKS. Рис. 14. Псалмодикон и псалом, нотированный для псалмодикона. Из книги: Hagelin B. N. Wirsi Kantele tahi Suomalaisiin Wirsiin Nuotit, Numeroilla merkityt. -Helsinki: Vasenius, 1837. - VIII. - 118 [8-sivuinen esipuhe, 118 sivua nuotinnoksia]. Рис. 15. Wirsi Kantele tahi Suomalaisiin Wirsiin Nuotit, Numeroilla merkityt. Из книги: Hagelin B. N. Wirsi Kantele tahi Suomalaisiin Wirsiin Nuotit, Numeroilla merkityt. - Helsinki: Vasenius, 1837. - VIII. - 118 [8-sivuinen esipuhe, 118 sivua nuotinnoksia].

Рис. 16. Образец табулатуры песни на стихи Ф. М. Франзена из «Tuttus Wis-bok», I тетрадь, 8 c.

Рис. 17. Образец табулатуры песни из «Laulun Soittaja», I тетрадь, 11 c. Рис. 18. Чертеж кантеле, сделанный Э. Лённротом. L. 95. Фото из архива SKS. Рис. 19. Кантеле, сделанное Лённротом по собственному чертежу. Экспонат из музея Сибелиуса.

Рис. 20. L. 95, начало III тетради. Фото из архива SKS.

Нотные примеры

Нот. прим. 1. Мелодии L. 30 с текстом колыбельной песни «Ei äiää vähää». Фото

из архива SKS.

Нот. прим. 2. Редакция мелодии Э. Лённрота из L. 30 В. Моисеевой.

Нот. прим. 3. L. 29a. Руна калевальского образца с текстом «Mikä lie minusta

nähty» («Кто же меня видел»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 4. Lönnrotiana № 27, с. 95. Фото из архива SKS.

Нот. прим. 5. Мелодии № 2 «Mist on saatu saajannainen?» («И откуда невеста?»).

Фото из архива SKS.

Нот. прим. 6. Мелодии № 3, образец калевальского напева. Фото из архива SKS. Нот. прим. 7. Мелодии № 4 «Laula, laula, kieli keito» («Пой, пой струна...»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 8. Мелодии № 5, «joiuntalaulun nuotti» («ноты песни йойку»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 9. Lönnrotiana № 27, стр. 97. Фото из архива SKS.

Нот. прим. 10. Мелодии №14, «Mikä lienehe minusta nähty» («Кто же мог меня

увидеть»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 11. Мелодии № 15 «Parempi mun ois' omalla maalla, Juoa jokivettä roppehesta,Kun mun ompi maalla vierahalla, Juoa tuopin otraista olutta» («Лучше на своей земле пить воду, чем на чужбине - ржаное пиво»). Фото из архива SKS. Нот. прим. 12. Мелодии № 16 «Mikä lienehe minusta kurjasta kuvattu » («Кто меня, беднягу, видел»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 13. Мелодии № 16а «Mikä lienehe minusta nähty» («Кто же меня видел»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 14. Мелодии № 16б «Mikä lie minusta nähty» («Кто же меня видел»). Фото из архива SKS.

Нот. прим. 15. Полевая нотная запись О. Кольберга. Из книги: Kolberg O. Dziela wszystkie / Oskar Kolberg. - Wroclaw-Poznan: PTL, 1994. - Т. 47: Podole.

Нот. прим. 16. Нотное приложение к «Кантелетар», 23 новые песни. Из книги: Kaukonen V. Elias Lönnrotin Kanteletar [Кантелетар Элиаса Лённрота] / Väinö Kaukonen. - Helsinki : Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1984. - S. CXXIV. Нот. прим. 17. Нотное приложение к «Кантелетар», 20 напевов рун. Из книги: Kaukonen V. Elias Lönnrotin Kanteletar [Кантелетар Элиаса Лённрота] / Väinö Kaukonen. - Helsinki : SKS, 1984. - CXXV s.

Нот. прим. 18. Сравнение Lönnrotiana № 27 (рукописи) и 20 напевов рун из приложения к «Кантелетар». Рисунок В. Моисеевой.

Нот. прим. 19. Пример методологии Э. Лённрота при редактировании народных напевов. Схема, составленная В. Моисеевой.

Нот. прим. 20. Пример редактирования записи полевой мелодии. Схема В. Моисеевой.

Нот. прим. 21. Песня «Kalliolla kukkulalla...». Зап. от И. А. Кондратьевой в д. Вокнаволок Калевальского района. Записали В. Я. Евсеев, Ю. М. Зарицкий, 1952 г. Расшифровка В. Моисеевой. CD-диск ISRC FI-JMK-10-00001-25 JUMCD13. Евсеев В. Я. Полевые записи фольклориста/ Институт языка, литературы и истории КНЦ РАН и фонд «Юминеко» (Финляндия). - 2010. - № 17.

Нот. прим. 22. Песня «Kokko lenti koillisesta» («Прилетал орел с востока»). Зап. сделана в пос. Калевала в 1970 году. Из книги: Песни Карельского края [Ноты] / сост. и авт. вступ. ст. Т. Краснопольская; Петрозав. фил. Ленингр. гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. - Петрозаводск: Карелия, 1977. -39 с.

Нот. прим. 23. Песня «Kokko lenti koillisesta» («Прилетал орел с востока»). Зап. в д. Юшкозеро Калевальского района в 1984 году от Х.Е. Рекиной и Ф.Ф. Кирилловой. Из книги: Зелинский Р. Карельские песни Калевальского края/ Роман Зелинский; [песни собраны Р. Ф. Зелинским, В. Л. Калабердой; пер. поэтич. текстов Т. А. Коски; худож.Н. В. Трухин]. - Петрозаводск: Карелия, 2008. - № 47.

Нот. прим. 24. Руна <^епй коко коШа йтап» из Примеров мелодий рун Я. Сибелиуса. II том Комментариев к «Калевале (Хельсинки, 1895 г.). Нот. прим. 25. Напев баллады «№юу йкоу и1а^Ьийаи». Из книги: Зелинский Р. Карельские песни Калевальского края/ Роман Зелинский; [песни собраны Р. Ф. Зелинским, В. Л. Калабердой; пер. поэтич. текстов Т. А. Коски; худож.Н. В. Трухин]. - Петрозаводск: Карелия, 2008. - С. 101, № 25.

Приложение 1. Нотная тетрадь для флейты. E.Lonnrot «BeHmaшn lauluja nuottemeen», L.314.

T\ ruler Wals

£4 »/г Zî?if >

¿»Sfr^vgirt-gg ' и—i+^rsuu

^ iO Angles Г » i ^ r f.

Ъ- ' • * - -Л ! г ' - ' ' ' * r '

——— —1——1 —^ lit г-с г ,, , - А • 4 ' «J--L J--1— --!—-1—— " ff Г гГтГ i i

Со — —J —— ßh vi : HS * у -Ц II——11 ' 1 1!—* 1 fff^ï

Ф 8 LI # 1 m*J ' Y л 'Я j Г.)

= - i ___ _ • -s (TV

о г ^a 1 " lrf'u R 5565 "Prf:---4 о

Приложение 2. Выводы почерковедческой экспертизы специалиста Говердовского И. А., Городской центр Судебных экспертиз, Санкт-Петербург, 2015 год.

• >П|цесп«1£ (чрямичсмиой «готсгасиносны» I ~- -1

"Р,"ск,т Петр < Ч иЛни» Кснгрпи..

1'*>106. (.'онкт-Ппербург. 22ч линии К о.,

ДОМ корн ,ч|>ис 50<<

Мно! тажшплыл тс.г /факс .7(812) 10Ч-71 14 I -тш Г | п!,.,. . у^п-I. гщ ^ I ,т *'сЬ-*11с: I ( щиглчт.

И Ы и о Д Ы:

Проведенным на основании Договора на оказание услуг по проведению исследования № Д-239/201 п т ">7 ...«„а тк ' * "И'ислчжю , Г 77 июля 20,5 ,ола' заключённого между

ООО Городской Центр Судебных Экспертиз» и Моисеевой Валентиной Ильиничной, независимым почерковедческим исследованием рукописною текста, выполненною от имени Э. Лбннрота на одном стандартном листе нелинованной бумаги серого цвета формата А4, представленною в виде фотокопии распечатанной на копировально-множительном аппарате для на исследование, установлено:

По вопросу:

«Выполнена ли рукописная запись текста эпоса «Калевала» ог имени финскою лингвиста, фольклориста Э. Лйннрота, предоставленная в виде фотокопии самим Элиасом Лённротом или иным лицом?»

Вывод:

рукописный текст, выполненный от имени Э. Лбннрота на лицевой стороне листа стандартной нелинованной бумаги серого цвета, является фотографической копией рукописного ¡скста и выполнен, вероятно, не самим Элиасом Лённротом, а каким-то другим лицом.

Вероятность вывода обусловлена неустановленным периодом времени между написанием исследуемого текста и образцов, фотографической копией среднею качества и отсутствия (недостаточности) свооолных и экспериментальных образцов почерка. ,' '

Специалист ^

II. А. I оверловский

книючение специалиста М Л-339 239/2015-ЛЭ Специалист ,1

с кии

•и/мшииа б

Приложение 3. Карта путешествий Э. Лённрота из Lammmtalo. Фото В. Моисеевой

дома - музея

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.