Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Смоликов, Алексей Борисович

  • Смоликов, Алексей Борисович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Смоликов, Алексей Борисович. Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Смоликов, Алексей Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭПОХА И ЛИЧНОСТЬ КАРЛОСА КАСТ А НЕДЫ.

1.1. Популярность произведений Кастанеды.

1.2. Истоки явления. Биография. Культурно-исторические условия.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ.

2.1. Теоретические идеи учения Карлоса Кастанеды.—.

2.2. Практическое знание толтеков..

ГЛАВА 3. ИДЕИ КАСТАНЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА.

3.1. Духовная жажда иррационального.

3.2. Современный характер идей Кастанеды.

3.3. Обсуждение вопроса о достоверности произведений Карлоса Кастанеды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века»

С 60-х гг. прошлого века на Западе чрезвычайную популярность приобрели работы Карлоса Кастанеды. В них антрополог из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса описал свой опыт непосредственного погружения в изолированную и тщательно оберегаемую традицию коренных мексиканцев. Этот опыт был крайне необычен, чрезвычайно ярок, а наследие, правопреемником которого стал Кастанеда, оказалось невероятно богатым мистическим знанием, имеющим ошеломительную практическую сторону и глубокую теоретическую основу. Именно так были восприняты книги Кастанеды его современниками. Они моментально стали бестселлерами на Западе. В России работы Кастанеды официально из даются с 1991 г. вызывая волну массового увлечения русскоязычного населения всего постсоветского пространства творчеством американского антрополога.

Произведения Кастанеды (43-53) выполнены в форме репортажа о полевых работах по изучению коренной культуры индейцев Центральной Америки. Но они явно преодолели рамки научной литературы, став популярнейшим мировым бестселлером. Эти работы мощно повлияли на умы и сердца миллионов и многогранно отразились в современной культуре.

Опыт, описанный Кастанедой, настолько необычен и так далеко выходит за рамки общепринятых представлений о реальности, что с момента выхода его первой книги и до сегодняшнего дня наиболее животрепещущий вопрос -это вопрос о достоверности его работ. Знания Кастанеды сулят потрясающее расширение возможностей человечеству, достоверны ли они? Имели ли место описанные события в действительности, или только в воображении автора? Действительно ли эти знания принадлежат толтекам или же это компиляция философских воззрений Востока и Запада? Все: и заинтересованные читатели, и исследователи его творчества прямо или подспудно задаются этими вопросами. К сожалению, окончательные ответы не получены до сих пор.

Невелик и список серьезных авторов, анализирующих работы Кзрлоса Кастанеды. Исследования, как правило, идут в двух направлениях. Если исследователь не доверяет Кастанеде, то он сосредотачивается на выявлении фактических неточностей в его работах. Авторы, у которых Кастанеда вызывает доверие, исследуют его учение на собственном опыте.

Р. Де-Милль (15, 16), наиболее последовательный и дотошный критик Карлоса Кастанеды, немало времени посвятил сопоставлению фактов реальной биографии Карлоса Арана Кастанеды с фактами, приведенными в его литературных произведениях. Он встречался со многими людьми, знавшими Кастанеду, изучал все доступные документы и свидетельства. Де Миллю удалось найти достаточное количество фактических неточностей и искажений в текстах Кастанеды. Но дело в том, что Кастанеда в своих произведениях декларировал принцип недоступности, который свято соблюдал в жизни. Согласно ему, Кастанеда делал все, чтобы оставаться в тени, недосягаемым ни для кого. Поэтому критикам и журналистам всегда было крайне трудно достоверно определить, кем же в действительности является или где в данный момент находится Кастанеда. Де-Милль показал, что Кастанеда изменял букву истины, но Де-Миллю не удалось показать, что Кастанеда изменял ее духу. Поэтому вывод Де-Миля- звучит так: «Он трикстер, тот, кто, злоупотребляя доверчивостью людей, внушает им ценнейшие уроки».

Видимо, подтверждение или опровержение сущности переданных Кастанедой знаний возможно лишь на пути их практического применения. Но это предполагает коренное изменение образа жизни, постановку дорогостоящего (ценою в собственную жизнь) и небезопасного (для рассудка и самой жизни) эксперимента над самим собой. Поэтому здесь не наблюдается длинной очереди желающих. Но исследователей-практиков разной степени подготовленности и погруженности в подобное исследование достаточно много.

Самым крупным исследователем творчества Кастанеды, видимо, является русскоязычный автор А.П. Ксендзюк. Им уже издано пять монографий (6368) посвященных знанию Кастанеды и их развитию. В них А.П. Ксендзюк анализирует философские и методологические положения Кастанеды, описывает личный опыт самотрансформации по его рецептам, старается адаптировать эти знания к сегодняшнему миру.

Данный автор дал для себя (вышеупомянутые вопросы не ставятся им прямо) положительные ответы на вопросы о достоверности работ Карлоса Кастанеды, поэтому его можно назвать скорее продолжателем и хотя независимо мыслящим, но все же последователем Кастанеды.

В нашей стране идеи Кастанеды анализирует и интерпретирует (довольно свободно) С.С. Степанов. Им прочитан и опубликован лекционно-практический курс на тему «Философия Кастанеды» (119, 120). На Западе издано несколько книг Н. Классена (59, 60), проясняющего, иногда довольно удачно, некоторые смутные моменты переданного Кастанедой учения. Если Н. Классен входил в крут людей непосредственно общавшихся с Кастанедой, то Ф. Доннер (22-24) и Т. Абеляр (1) - авторы ряда книг-репортажей о собственном опыте приобщения к знаниям толтеков, являются непосредственными соратницами-соученицами Кастанеды. Практическую сторону учения Кастанеды исследует и развивает, опираясь на традиции коренных народов Мексики В. Санчес, автор ряда книг и статей (111-115). Имя Кастанеды вошло в ряд философских словарей и энциклопедий, он признан, серьезные отечественные философы обратили внимание на его имя и опубликовали статьи, знакомящие отечественного читателя с философскими воззрениями Кастанеды (12, 42,103,123).

Но обстоятельных, развернутых работ, анализирующих творчество Кастанеды, к сожалению, в настоящее время крайне мало (15,16, 59-60,6368). Серьезные ученые, дорожащие своим именем и репутацией, как правило, избегают обращаться к этой теме. Очевидно, это связано с упомянутой выше неопределенностью ответа на вопрос о достоверности свидетельств Кастанеды. Эта неопределенность существует и по сей день.

К сожалению, и мы не сможем убедительно ответить на заданные выше вопросы в данной диссертационной работе. Как упоминалось выше, исследователи, озабоченные проблемой достоверности, либо испытывают на себе психотехники Кастанеды, либо сверяют литературные и документальные факты, пытаясь вывести Кастанеду на чистую воду. Мы считаем, что существует еще один подход, позволяющий посмотреть на проблему с новой точки зрения. Мы бы хотели рассмотреть вопрос о причинах столь высокой популярности Кастанеды в современном мире. Чем вызван такой высокий интерес к Кастанеде? Почему современная культура так живо отреагировала на знания, принадлежавшие или якобы принадлежавшие давно ушедшей культуре? Какой духовный нерв наших современников был задет Карлосом Кастанедой? На наш взгляд эти вопросы обладают достаточной актуальностью, чтобы быть рассмотренными в рамках диссертационной работы. Эти вопросы еще не получили развернутых исчерпывающих ответов в культурологических исследованиях.

Таким образом, нашей целью является осмысление феномена Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века.

Мы планируем достичь этой цели посредством решения следующих задач:

- Определение значения произведений Карлоса Кастанеды для западной культуры второй половины XX века.

- Анализ биографических и личностно-характерологических предпосылок в возникновении феномена Карлоса Кастанеды.

- Рассмотрение социально-культурной атмосферы и духовных интересов передовой части западной культуры середины прошлого века и их роли в формировании направления духовных поисков Карлоса Кастанеды.

- Реконструкция и упорядочивание основных теоретических, методологических и практических идей, переданных в работах Кастанеды.

- Сопоставление основных положений учения Кастанеды с передовыми идеями науки и культуры XX века.

Теоретико-методологическая основа исследования. Говоря о феномене Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века, мы подразумеваем то, что творчество Кастанеды стало заметным явлением в культурной жизни этого времени. Кастанеда повлиял на умы своих современников, он показал возможность существования принципиально иной картины мира, предложил неожиданно новые жизненные пути, цели и ценности. Его учение стало одной из наиболее влиятельных культурных альтернатив внерациональной эзотерической направленности, оппонировавших представлениям традиционной культуры о мире и способе в нем жить.

Термин «культура», в названии диссертационной работы подразумевает срез общественной жизни определенного периода времени.

Общим теоретическим основанием данного диссертационного исследования выступает понимание культуры как способа человеческой деятельности (13, 33, 50, 61, 62, 70, 85). Это предполагает представление о культуре как исторически изменяющейся и исторически конкретной совокупности тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют всю человеческую деятельность, взятую во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

В работах Кастанеды наибольшее значение придается способу восприятия реальности, так как именно он, согласно Кастанеде, лежит в основе остальных способов человеческой жизнедеятельности, в основе индивидуальной и социальной культуры в целом.

Учение, транслируемое Кастанедой, предполагает выработку иного способа восприятия, благодаря которому субъекту становятся доступны (для наблюдения и взаимодействия с ними) энергетические процессы, протекающие в мире. Более того, весь мир и он сам воспринимается субъектом как совокупность энергетических явлений и процессов. Представления о мире как об энергетическом процессе не являются новыми в мировой культуре (41). Но Карлосу Кастанеде удалось предложить целостную, детально разработанную и достаточно ясную культурную картину мира, основанную на энергетической парадигме.

Эта картина мира, т.е. система образов, представлений, знаний о мире и месте человека в нем, основанная по Кастанеде на принципиально ином способе восприятия, и определяющая ценности и смыслы людей, является альтернативой традиционной культурной картине мира. И в этой альтернативности заключено сущностное значение явления Карлоса Кастанеды для культуры второй половины XX века.

Кастанеда был маргиналом, выскользнувшим из срединной культуры западного общества. Время его творчества (60-е годы прошлого века) было временем активизации контркультуры, протеста молодежи против западного истеблишмента. Но, даже, в этом контркультурном потоке Кастанеда стал маргиналом. Приняв картину мира радикальным образом альтернативную как традиционной культуре, так и контркультуре, он предложил совершенно иной вариант культуры, как способа деятельности или технологии жизни. Бго альтернатива преодолевала привычные рациональные представления и позитивистские парадигмы. Как говорилось выше, он предложил энергетическую картину мира, в которой сама реальность была несравненно более просторной, а человеческие возможности не скованы ограничениями предметного мира и рациональными законами. Кастанедовская альтернатива по большей части внерациональна (разуму в ней отводится достаточно скромная роль). Во время появления его произведений этот факт был чрезвычайно актуален, т.к. это был момент пика волны иррациональных настроений в обществе. Пришло понимание того, что позитивистский подход не дает ответы на все вопросы, возникающие в жизни человека. Смыслы и ценности, предлагаемые традиционной культурой, перестали удовлетворять общество. Альтернатива Кастанеды обладала способностью дать новые цели и смыслы и ценности, в том числе она предлагала свое решение одной из главных проблем традиционной культуры XX века проблемы поиска смысла человеческой жизни.

Значение работ Кастанеды для культуры еще и в том, что он предлагает свою систему, в которой может быть осмыслено, выражено и транслировано вне- и иррациональное содержание опыта иного восприятия. Он предлагает свое решение проблемы выражения невыразимого иррационального знания.

Кастанеда противопоставил традиционной технологии человеческой деятельности иную, призывающую упразднить прежние способы осознания мира и бытия в нем. Новый способ восприятия мира, предложенный Кастанедой, предполагает глубинные архетипические изменения в картине мира человека. Сущность культуры в соответствии с позицией Кастанеды -это во многом способ восприятия реальности, обусловленный обучением. Именно благодаря социализации, вхождению в культуру человек вырабатывает предметный способ восприятия мира. Восприятие мира как энергии предполагает избавление от усвоенных стереотипов восприятия, десоциализацию, отказ субъекта от глубинных, архетипических культурных схем. Нельзя сказать, что речь идет о полной ликвидации вплоть до архетипических основ культуры в человеке. Скорее, по Кастанеде, это своеобразное возвращение к корням, к первоисточнику. Способ безынтерпретационного восприятия мира как энергии - видения, предложенный Кастанедой, согласно его утверждениям, был присущ человеку на заре его становления. Учение Кастанеды не просто упраздняет культуру как таковую, отказом от культурной картины мира на самом глубоком уровне, оно предлагает иную альтернативу традиционной культуре, основанную на ином способе восприятия, на иной технологии жизнедеятельности.

Мировидение Кастанеды во многом уникально, но в то же время оно является одним из многих эзотерических учений внерациональной направленности. И как таковое, оно выполняет свои функции в традиционной культуре. А именно реализует потребности субъектов культуры в получении доступа и осмыслении областей, непрозрачных для рационального способа познания, в решении экзистенциальных проблем. Таким образом, на примере конкретного культурного феномена мы видим, реализацию типического, сущностного в культуре, которой необходимо присущи не только рациональные, но и внерациональные технологии жизнедеятельности. Тем самым мы бы хотели внести свой вклад в разработку деятельностной концепции культуры, ведущейся ростовской школой культурологов (13, 70). На примере рассматриваемого в данной диссертационной работе феномена мы видим, что культура, как способ деятельности, отнюдь неравнозначна рациональному алгоритму, будучи открытой, развивающейся системой она включает в себя и иные принципы связи человека и мира.

Рассматривая культуру определенного исторического периода, мы на конкретном примере обращаем внимание именно на внерациональные аспекты культуры, противостоящие традиционным рационалистическим и позитивистским технологиям. Тем самым подтверждается мысль о многовариантности, неоднородности, многоаспектности культуры, наличии в ней альтернатив, напластований, различных противоречащих друг другу феноменов, обеспечивающих ее диалектическое единство и развитие. Для выполнения цели работы и решения поставленных задач используются следующие методы:

1) Метод текстологического анализа позволяет выявить основные положения учения Кастанеды и установить связи между ними.

2) Герменевтический метод способствует проникновению в сущность содержания текстов Карлоса Кастанеды и их толкованию.

3) В работе применяется психологический подход, дающий возможность проанализировать роль личностных черт Кастанеды в возникновении обсуждаемого в работе явления.

4) Биографический метод применяется для того, чтобы рассмотреть влияния, оказанные событиями биографии Карлоса Кастанеды на становление его интересов, ценностей, выбор ориентиров духовного поиска.

5) Культурно-исторический метод применяется в работе с целью рассмотрения условий появления, развития, и влияний феномена Кастанеды в культуре второй половины XX в. a) Данный метод взят в диахроническом аспекте, т.е. проанализирована историческая динамика развития рационалистических и иррационалистических тенденций в духовной культуре Запада, приведшая к культурной революции 60-х годов прошлого века. Рассмотрено становление, развитие феномена Карлоса Кастанеды, и результирующие влияния, оказанные им на культуру. b) Также культурно-исторический метод взят в синхронистическом аспекте, феномен Кастанеды исследуется в контексте культуры одного определенного исторического промежутка (второй половины XX в.)

6) Диалектический метод позволяет нам обратить внимание на многослойность, определенную внутреннюю противоречивость целостного учения Карлоса Кастанеды. Разнообразие и неоднозначность идей в то же время служит импульсом к дальнейшему развитию учения.

7) Сравнительно-философский метод позволяет найти общее между представлениями Кастанеды и философскими и научными представлениями, характерными для Западной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В возникновении и становлении всемирно известного феномена Карлоса Кастанеды существенную роль сыграл психологический фактор. Духовные находки, сделанные Кастанедой, во многом были предопределены складом его личности и пройденным им жизненным путем.

Другой, возможно более существенной предпосылкой возникновения феномена Карлоса Кастанеды, были культурно-исторические тенденции развития западного общества середины прошлого века. Это было время «культурной революции» 60-х, пик протеста нового поколения против основных устоев западной культуры, одним из которых был рационализм. Серьезное и заинтересованное отношение общества ко всему иррациональному, мистическому, измененным состояниям сознания, современные исследования антропологов, посвященные психоделикам, архаическим шаманистским техникам определили выбор направления духовных поисков Кастанеды.

Идейным содержанием феномена Карлоса Кастанеды является развитое, глубокое оккультно-мистическое учение, которое содержит ряд своеобразных онтологических, гносеологических, антропологических и других концепций.

Согласно онтологическим представлениям Кастанеды, известная нам реальность является лишь внешним отражением человеческой картины мира, за которой скрывается безграничная энергетическая реальность.

Гносеологические концепции выделяют три зоны реальности: известное, неизвестное и непознаваемое, а также аспект мира, наполненный порядком и в силу этого доступный познанию (тональ) и аспект сил, энергий, непознаваемый и невыразимый (нагваль).

Центральное место в работах Кастанеды занимает развитое учение о восприятии, понимаемое как энергетическая настройка воспринимающего существа и воспринимаемой реальности, обладающих сходной энергетической природой.

Учение Кастанеды имеет ярко выраженную практическую направленность. Стержневыми практиками являются сновидение, сталкинг и неделание, направленные в первую очередь на развитие возможностей восприятия.

5. Феномен Карлоса Кастанеды состоялся во многом благодаря тому, что его идеи оказались современными для культуры XX века. Несмотря на кажущуюся маргинальность его учения, идеи Кастанеды либо близки концепциям неклассической и постнеклассической науки и философии, либо несколько опережают их, давая определенные ответы в проблемных областях познания. Передовые представления науки о Вселенной, как о динамической сети взаимосогласованных процессов, из которой никак нельзя исключить наблюдателя, глубоко созвучны учению Кастанеды.

6. Постмодернистские концепции о текстовом характере реальности, идеи феноменологии и некоторых других современных философских и теоретико-методологических систем имеют прямые параллели в учении Кастанеды. Но в отличие от постмодернистских представлений, учение Кастанеды позитивно, ибо он уверен в возможности получения доступа к онтологической реальности и обозначает этот путь.

7. Значение работ Кастанеды для современников в том, что они оказались способны осветить иррациональные аспекты духовного опыта, дать ответы на актуальные экзистенциальные вопросы современников. Работы Кастанеды расширяют границы позитивистской картины мира, отстаивают право на жизнь альтернативных направлений в культуре.

Теоретическая и практическая значимость работы В работе проанализирован заметный культурный феномен второй половины XX века - творчество Карлоса Кастанеды. Рассмотрены его истоки, духовное содержание, значение для современной культуры. Феномен Кастанеды, будучи во многом уникальным, также является типическим. На его примере показана необходимость существования альтернативных элементов культуры. Рассматривая иррациональный способ человеческой деятельности, предложенный Кастанедой, мы убеждаемся в широте, многослойности современной культуры, видим ее сложность, невозможность сведения лишь к традиционной форме. Данная работа освещает проблему альтернативности в культуре, расширяет деятельностную концепцию культуры.

Практическое использование материалов и результатов данного исследования возможно при подготовке и проведении учебных курсов по культурологии, философской антропологии, философии, религиоведению

Новизна

1. Данная работа является одной из первых концептуальных работ в нашей стране, посвященных культурологическому и философскому анализу феномена Карлоса Кастанеды.

2. Феномен Карлоса Кастанеды исследован в совокупности предпосылок возникновения, богатства идейного содержания, его роли и места в культуре прошлого столетия.

3. Учение Кастанеды реконструировано в виде цельной, согласованной системы, где в качестве основополагающих, центральных концепций взяты представления Кастанеды о восприятии. Онтологические, гносеологические, и другие идеи Кастанеды рассматриваются в связи с этими осевыми концепциями.

4. Проведен сравнительный анализ позиций дискутирующих сторон по вопросам достоверности произведений Кастанеды.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Смоликов, Алексей Борисович

Заключение.

Итак, мы рассмотрели феномен Карлоса Кастанеды в культуре XX века. На данном конкретном примере мы увидели один из возможных альтернативных алгоритмов культуры. Традиционной позитивистской рационалистической культуре здесь противопоставляется вне- и иррациональные алгоритмы культуры.

Принимая во внимание огромную популярность и востребованность работ Кастанеды, мы можем утверждать, что общество и культура в целом в ходе своего развития испытывает естественную потребность в феноменах подобного рода. Исследуемый феномен - всего лишь одна из возможных форм реализации альтернативности в культуре.

Являясь необходимым для культуры по своей сути, данный феномен свободно проявляет себя в индивидуальных формах, которые были рассмотрены в настоящей работе.

Книги Кастанеды завоевали огромную популярность. Начиная с 1968 г. и по сей день, они являются бестселлерами во многих странах мира. Они оказали многостороннее влияние на культуру второй половины прошлого века. На основании этого мы вправе говорить о феномене Кастанеды, о заметном явлении в мировой культуре второй половины XX века.

В своей работе мы рассмотрели предпосылки, стадии развития, идейное содержание данного феномена, его значение для современной культуры.

У данного явления есть своя история возникновения. На его становление повлияли как личностные особенности и судьба самого Кастанеды, так и исторически сложившиеся культурные течения.

Стремление Кастанеды к самореализации, желание воспользоваться каждым моментом своей жизни и сделать в ней что-то значимое, поддерживало на высоком уровне его поисковую активность и в достаточно зрелом возрасте.

Современные Кастанеде тенденции в науке, философии, искусстве и общественном сознании во многом определили интересы Кастанеды к изучению шаманизма, влияний природных галлюциногенов на человеческое восприятие. Подобные исследования составляли передовой край западной антропологии тех лет, эти темы довольно активно разрабатывались в то время учеными.

Благодаря удачному стечению многих обстоятельств Кастанеде удается найти ценного информатора, и установить с ним доверительные отношения. С этого момента начинается погружение его в особую реальность. А читатели во всем мире получают доступ к своеобразному мистическому учению, которое Кастанеда называл «знанием толтеков».

Это знание оказалось невероятно востребованным на Западе 60-х годов. С опубликования первой книги в 1968 начинается стремительный взлет его популярности во многих странах мира. Причинами столь высокой популярности стала способность его произведений давать ответы на глубокие экзистенциальные вопросы, остро стоявшие перед современниками, объяснять необъяснимое, воодушевлять и что называется «показывать путь». Основные идеи и общая ориентированность философии Карлоса Кастанеды на внерациональное являются весьма своевременными для культуры середины прошлого века. Совпав по времени с пиком иррациональных настроений в обществе, глубокой увлеченностью всем мистическим и загадочным, и являясь наиболее серьезной из имеющихся попыткой выражения глубоких внерациональных пластов опыта, учение Кастанеды стало невероятно востребованным современниками.

В данной работе мы рассмотрели космологические, онтологические и гносеологические концепции Кастанеды. Их глубина, широта охвата проблем, детальность проработки позволяют говорить о своеобразной мистической философии, центральной осью которой являются представления о взаимосвязи восприятия и реальности. Эта философия имеет ярко выраженную практическую направленность. Во-первых, данные лежащие в основе своеобразной оккультной философии, если верить Кастанеде, получены в результате высоких практических достижений по развитию восприятия. Во-вторых, все теоретические концепции замыкаются на конкретные практики, ведущие к получению доступа к реальности за пределами известных описаний.

Знания толтеков оказались не только своевременными, но и современными по своей сути. Они удивительным образом резонировали с передовыми положениями неклассической науки и авангардными течениями культуры второй половины прошлого века. Наверное, благодаря работам Кастанеды, многие молодые люди всерьез заинтересовались последними достижениями науки и философии, современными онтологическими и гносеологическими концепциями, передовыми культурными взглядами.

К сожалению, знание толтеков принадлежит к такой сфере в которой очень сложно что-либо доказать или опровергнуть. По сегодняшний день невозможно с уверенностью ответить на вопросы о достоверности произведений Карлоса Кастанеды. С одной стороны, очевидно, что в них немало вымысла, с другой стороны, практики утверждают, что знания, переданные Карлосом Кастанедой, подтверждаются их опытом.

Популярность Кастанеды и сегодня (несмотря на то, что прошло уже более 35 лет с момента выхода его первой книги) достаточно высока. Его работы многосторонне повлияли и продолжают оказывать влияние на современную культуру.

В данной работе мы предприняли, попытку всестороннего изучения творчества Карлоса Кастанеды, как культурного феномена, рассмотрели предпосылки его возникновения, проанализировали и реконструировали его идейное содержание, провели сопоставление идей Кастанеды с современными ему западными научными и философскими представлениями, рассмотрели значение данного феномена в культуре второй половины XX века.

Мы считаем, что работы Карлоса Кастанеды достойны серьезного отношения современных культурологов и философов. Мы видим перспективы подобных исследований, как в плане философской компаративистики, так и в плане выявления культурных корней его учения, освещения философских концепций Кастанеды, разработки этических, психологических аспектов его работ.

На примере феномена Кастанеды мы показали проявление альтернативности в культуре. Проведенное исследование еще раз демонстрирует многовариантность, многослойность культуры в целом, несводимость ее исключительно к рациональным технологиям деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Смоликов, Алексей Борисович, 2004 год

1. Абеляр Т. Магический переход. (Путь женщины-воина) К. 1994

2. Археология Мезоамерики. www.mesoarch.narod.ru

3. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. 1999.

4. Бойко Б. Бон Хуан. Огонь изнутри огонь снаружи /Полярная звезда. http://zvezda.ru/2000/01/06/juan.shtml

5. Бхакти А. Кастанеда и его апологеты: двойная мистическая фантазия/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. 1998.

7. Виллодо А.Четыре направления четыре ветра. К. 1996

8. Витязев. А. Аспекты восприятия. 1Шр//та£1С^Ш.папк1.ги

9. Всё о Мезоамерике: древние цивилизации, культура, мифы, города http://mesoamerica.narod.ru/index.html

10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т. т. 1. М. 1992

11. И. Город-империя Теотиуакан. http://mesoamerica.narod.rU/civhistteo.html#top

12. Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир. Общекультурный смысл размышлений Кастанеды // Философские науки. № 10, 1991.

13. Давидович В.Е. Жданов Ю.А, Сущность культуры. Ростов н/Д. 1979

14. Данилина. АГ. http://www.narkom.ru/epid.html

15. Де-Милль Р. Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

16. Де-Милль Р. Записки о доне Хуане т.2. К. 1996

17. Де-Милль Р. Валидность и аутентичность различение двух компонентов истины/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

18. Де-Милль Р. Когда черное называют белым/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

19. Де Милль Р. Стоящий противник/ Записки о доне Хуане т.2. К. 1996 (с. 101-114)

20. Де Милль Р. Шаман от академии/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

21. Де Риос М.Д. Растительные галлюциногены. М. 1997

22. Доннер Ф. Сон ведьмы. К. 1993

23. Доннер Ф. Жизнь в сновидении: посвящение в мир магов. К. 199424. Доннер Ф. Шабоно. К. 1994

24. Дон Хуан и ученик мага/ статья из журнала «Тайм», 5 марта 1973г/ Лекции и интервью. К. 2000.

25. Древние цивилизации Южной Америки http://www.tula.net/tgpu/resourcesЛlistoгy/lec3.html

26. Древние цивилизации Мезоамерики. (Часть I). http://wvvw.tula.net/tgpu/resources/history/lec2l.html

27. Древние цивилизации Мезоамерики. (Часть II) http://www.tula.net/tgpu/resources/history/lec22.html

28. Дрозд.Е. Странник во вселенной Орла, http://fantasy.open.by /1999101545.html

29. Дугин.А. Без наркотиков, http://www.arctogaia.com/public /vtor/vtor21.shtml

30. Дэвид-Нель А. Среди мистиков и магов Тибета. М., 1991

31. Дэвис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М. "Мир". 1989.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I. II М., 1994

33. Зебальд Г. Жаренные кролики, туляремия, лев, ведьма и рогатые лягушки/ Записки о доне Хуане т.1. К. 1996

34. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта. М. 2003.

35. Золотухина-Аболина Е.В. Экзистенциальные аспекты знания/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д. 2002

36. Интервью Карлоса Кастанеды. http://castaneda.dzr.ru/cc/inter/inter7.htm

37. Интервью с Коэльо П./ Итоги.ги № 35 (325), 03.09.2002. http://www.itogi.ru/paper2002.nsf7

38. История философии. Минск. 2001.

39. Кальвайт.Х Шаманы, целители знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М.1998.

40. Капра Ф. Дао физики, http://dmmi.lg.ua/~budkoff/books/KAPRA/index.htmM

41. Кастанеда. Новейший философский словарь. Минск. 1998.

42. Кастанеда К. Учение дона Хуан, путь знаний индейцев Яки. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl .zip

43. Кастанеда К. Отдельная реальность, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book2.zip

44. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book3.zip

45. Кастанеда К. Сказки о силе, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book4.zip

46. Кастанеда К. Второе кольцо силы, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book5.zip

47. Кастанеда К. Дар орла, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book6.zip

48. Кастанеда К. Огонь изнутри, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book7.zip

49. Кастанеда К. Сила безмолвия, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book8.zip

50. Кастанеда К. Искусство сновидения, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book9.zip

51. Кастанеда К. Активная Сторона Бесконечности. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl 0.zip

52. Кастанеда К. Колесо Времени, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl l.zip

53. Кастанеда К. 6 объясняющих предположений (неизвестная глава из «Дара Орла»). http://castaneda.d2T.ru/cc/booksy6.htm

54. Кастанеда К. Безмолвное знание/ Лекции и интервью. К. 2000.

55. Келли Дж.Х. Путь розыгрыша племени яки/ Записки о доне Хуане т.1. К. 1996.

56. Кин С. Интервью с Карлосом Кастанедой. 1976. http://castaneda.d2r.ru/cc/inter/inter7.htm

57. Клан Кастанеды: Эксклюзивное интервью Кейта Никольса с Флориндой Доннер-Грау, Тайшей Абеляр и Кэрол Тиггс. 1993.http://castaneda.dzr.ru/cc/mter/inter3 .Ьйп

58. Классен Н. Мудрость толтеков. Карлос Кастанеда и философия дона Хуана. К. 1996.

59. Классен. Н. Мудрость Толтеков в новой эпохе. Карлос Кастанеда и завещание дона Хуана. К., 1999

60. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург. 1993.

61. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1993.

62. Ксендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса 1995. К. 2001 Ьйр://са51апе<1а. дтх. ги/сс/Ьоокв. Мт

63. Ксендзюк А.П. После Кастанеды: дальнейшие исследования. К. М. 2002 http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

64. Ксендзюк А. П. Видение нагваля. М. К.2002 http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

65. Ксендзюк А.П. Долгий путь магов. Болгария. 1998

66. Ксендзюк А.П. Карлос Кастанеда: подведение итогов. Болгария 2001

67. Ксендзюк А.П. Человек неведомый: толтекский путь усиления осознания. К. 2004.

68. Кульбака В. А. Магия тень языка/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002

69. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д.2003.

70. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов н/Д.2003

71. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. К. 1997

72. Лекторский В. А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии)/ Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб. 1999.

73. Леон-Поргилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М. 1961.

74. Липовой С. П. Философская рационализация оснований европейской кулыуры. Экзистенциальные аспекты знания/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002.

75. Лири Т. Семь языков бога. К. 2002.

76. Лири Т. Метцнер Р. Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе тибетской книги мертвых. Львов, К. 1998.

77. Магические пассы Карлоса Кастанеды (сайт Оеаг^ееп). http://wwwxleargreen.com/mirrors/russian/mdex.htm

78. Маккена Т. Пища богов. М. 1995.

79. Маркарьян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.

80. Марез Т.Возвращение воинов. Т.1. К.2001.

81. Марез Т. Учение толтеков. Т.2 Крик орла. К.2001.

82. Марез Т. Учение толтеков. Т.З Туманы знания драконов К. 1998.

83. Марчук Н.Н. Курс лекций: История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века для студентов специальности Международные отношения. http://www.hшnanities.edu.ru/db/msg/8332

84. Межуев В.М. Культура и история. М. 1977

85. Месоамерика глазами русских первопроходцев. http://www.mesoamerica.ru/index.html

86. Миллмэн Д.Путь мирного воина. К. 1998

87. Миллмэн Д. Мистическое путешествие Мирного Воина: Кн. 2 К. 1998

88. Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест 1., Киев,1996 (с. 61-62)

89. Мирская Л.А. Теософия (истоки и смысл тайного знания)/ Эзотерическая философия: от герметизма к теософии. Мистический опыт и оккультные теории: Сборник научных статей. Ростов н/Д. 2002

90. Молчанов В.И. Феноменология/ Современная западная философия: Словарь, М., 1991.

91. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти/ Журнал "Человек". М., 1992, N0 6. http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks2.html

92. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное — философская проблема (читая А. Шопенгауэра)/ Вопросы философии.— 1994.— №9.

93. Нагвализм нового цикла.(сайт) http://nagualism.ru/intro.html.

94. Нагвализм/ Форум/ Теоретические вопросы/ Я не верю Кастанеде http://www.nagualism.ru/ef3/Forum7/html/e32.html

95. Никитинский Д. Жизнь смерть и миф Карлоса Кастанеды/ Новый комок. http://www.komok.ru/statyi/50-00/fatum.html),

96. Орлиное Перо К. Путешествие с силой. Исследование и развитие восприятия. М., ПаниотК. 1996.

97. Орлиное Перо К. Тропа толтеков K.M. 1996

98. Падение золотой цивилизации Пиков, http://history-ugolok.ru/mkil.html100. ова Т.С. Рациональное и мифологическое в утопии/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002.

99. Пелевин В. О. Икстлан Петушки. http://pelevin.nov.rU/rass/pe-ixt/l.html

100. Пелевин В. О. Последняя шутка воина. "Общая газета"., №25, июль 1998.

101. Понамарев Б.П. Великая тайна Карлоса Кастанеды/ Сознание и физическая реальность. Т.6,№5 2001.

102. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб.2000

103. Прыгов Д.Д. Давыдов М.П. За птицей Кецаль. Пять путешествий по Мексике. М. 1986.

104. Пути за пределы «эго». М1996

105. Раньян- Кастанеда М. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

106. Радиоинтервью с Карлосом Кастанедой. «Дон Хуан: маг»/ Лекции и интервью. К .2000.

107. Руднев В.П. Словарь культуры XX века, http://rudnevslovar.narod.ru/p3.htm

108. Руис М. За чертой страха. Толтекский путеводитель к свободе и радости. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

109. Санчес В. Тольтеки нового тысячелетия, http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

110. Санчес В. Упражнения по сталкингу. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

111. Санчес В. Учения Дона Карлоса. Практическое использование техник К. Кастанеды. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

112. Санчес В. Шаманы современности, http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

113. Санчес В. Учиться у Кастанеды вопреки Кастанеде. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

114. Светлов A.B. Обещание чистой силы. http://kitez.narod. ru/raspozn/KA STANED.htm).

115. Смирнов Т. (Одинокий Воин) Ветер нагваля.М.2001

116. Солдатенков Н. Аргументы и факты. №52,24.12.2001

117. Степанов С. С. Лекции на тему "Философия Кастанеды. 1990г. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

118. Степанов С.С. Путь Воина в журнале "Игра в Бисер" № 1, 2. 1995г. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

119. Степин B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур/ Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб. 1999.

120. Судзуки Д.Т.Наука дзен ум дзен. К. 1992.

121. Тамм Р. Послесловие к работам К. Кастанеды/Человек №4. 1994.)

122. Тарнаруцкий К.П. Пилящие воздух.http://zhurnal.lib.rU/t/tamamckijkonstantinpetrowich/

123. Тарнаруцкий К.П. Дон Хуан и Карлсон.http://zhumal.lib.rU/t/tarnamckijkonstantinpetrowich/

124. Тарнаруцкий К.П. Записки полусталкера. http://zhumal.lib.ni/t/tarnamckijkonstantinpetrowich/

125. Тень Н. Встреча с нагвалем (русская линия магов). http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

126. Тюннешенд М. Магическое сновидение. (Энергетическое целительство женщины-нагваля).М. 1999.

127. Феноменология. Новейший философский словарь. Минск. 1999.

128. Форт К. Беседы с Карлосом Кастанедой/ Кастанеда К. и др/ Лекции и интервью. К. 2000.

129. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность. http://www.krotov.org/library/fyfirankl/duhovn.html

130. Франкл В. Человек в поисках смысла, http://exist.hl.ru/schast/frankl.htm

131. У ил сон P.A. Квантовая психология. К. 1998.

132. Хаксли О. Вечная философия/ Пути за пределы «эго». М. 1996

133. Хаксли О. Двери восприятия. СПб. 1994.

134. С. А. Цоколов Конструктивистский дискурс как методологическая основа изучения когнитивных функций головного мозга (Нейробиологический конструктивизм Герхарда Рота) http://www.fund-intent.ru/science/fils005.shtml

135. Шерман С. Карлос Кастанеда. http://gazeta.ru/dossier/13-05-1999castaneda.htm

136. Шопенгауер А. Избранные произведения М. 1993

137. Шехватов А. Защитное вооружение воинов древней Месоамерики. http://www.vzmakh.ru/parabellum/nl ls5.htm

138. Эндрюс Л. Шаманка. К. 1999

139. Эндрюс Л. Полет седьмой луны. К. 1999

140. Эндрюс Л. Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек. К. 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.