Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Прокофьев, Дмитрий Викторович

  • Прокофьев, Дмитрий Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 198
Прокофьев, Дмитрий Викторович. Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Прокофьев, Дмитрий Викторович

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Стр

Теоретические основы исследования проблемы формирования музыкально - ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе

1.1 Теоретико-методологические основы проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся в системе дополнительного образования

1.2 Синтезатор и его роль в современном музыкальном

образовании

1.3 Педагогические условия формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе

Краткие выводы по 1-й главе

Опытно-экспериментальное исследование формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе 2.1. Методы формирования и ценностных ориентаций учащихся на уроках

ГЛАВА ВТОРАЯ,

по классу синтезатора

2.2. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы. Краткие выводы по второй главе

84

122

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

170

Библиография. Приложения

172

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование музыкально-ценностных ориентаций подрастающего поколения - актуальная социально-педагогическая проблема российского общества. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, ставят перед педагогикой музыкального искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами. Эти процессы связаны с постепенной утратой общественно значимых музыкальных ценностей и эскалацией "антиценностей" культуры, в том числе так называемого "массового искусства", нередко направленного на пропаганду культа зла и насилия, сексуальной распущенности и, в конечном итоге, на открытую конфронтацию с традиционными нравственными и духовными ценностями России. Актуальность настоящего исследования связана с обозначенными тенденциями, вызванными усилением фактора воздействия массовой музыкальной культуры на подрастающее поколение. В условиях переоценки сложившейся системы, - музыкальных ценностей и поиска новых путей утверждения истинных ценностей музыкальной культуры, - как пишет В.В.Гетьман, - именно духовно-нравственное начало приобретает особую значимость и актуальность [46, с.З]. Сложившаяся за последние десятилетия отечественная культура, в которой явственно преобладают массовые жанры, связана с переходом мирового сообщества в качественно новое информационное состояние, с тотальной информатизацией социума, вызывающего изменение не только внешних условий жизнедеятельности человека, но и внутренних психологических факторов и установок личности. Информационный "взрыв" повлёк за собой качественную трансформацию содержания и структуры всех сфер музыкальной культуры. Пришло время музыкальных компьютерных школ, "школ информационных и музыкально-компьютерных технологий". Интенсивное

развитие новаторских направлений, новых педагогических явлений обусловлено естественной потребностью музыкального искусства отразить современный облик мира. Происходящие изменения в музыкальном образовании, связанные с информатизацией обучения отразились и на музыкально-ценностных ориентациях подрастающего поколения. Отсюда вытекает необходимость выработки новой стратегии в педагогике музыкального искусства, способствующей формированию устойчивых музыкально-ценностных ориентаций учащихся в области классического наследия.

В отечественной науке музыкальное образование всегда рассматривалось как средство, способствующее всестороннему развитию личности. В этой связи проблема формирования музыкально-ценностных ориентаций подрастающего поколения присутствовала и в музыкально-педагогических исследованиях. Среди них труды: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, A.JI. Готсдинера, Д.Б. Кабалевского, JI.JI. Надировой, JI.В .Школяр,

А.И.Щербаковой и др. Психологический аспект проблемы затронут в исследованиях: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.Е. Залесского, Э. Курта, А.Н. Леонтьева, В.И. Петрушина, Н.Ф. Талызиной, Б.М.Теплова, А.Г. Тараса, Г.М. Цыпина и др. Культурологический аспект музыкально-ценностных ориентаций упомянут в трудах: Т.И. Баклановой, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, А.И.Щербаковой и др.

Музыкально-ценностные ориентации трактуются в отечественных гуманитарных науках, начиная со второй половины XX века, как отношение личности ко всему разнообразному миру музыки, как процесс и результат сознательного оценочного выбора индивида явлений и фактов культуры для удовлетворения своих потребностей, как освоение духовно-нравственных установок жизни (H.A. Благодарова, Ф.Х. Макоев и др.).

Понятие "музыкально-ценностные ориентации" в работах разных исследователей включает в себя такие структурные компоненты, как музыкальный вкус, выполняющий оценочно-эмоциональную функцию (Б.В. Асафьев, Дж. Бруннер, К. Горанов, С. Моравский, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв, И.С. Лукшин, Ю.П. Питерин, P.A. Тельчарова и др.); оценочное суждение, связанное со знаниевым подходом в оценке музыкального произведения и выполняющего регулятивную функцию (В. Дильтей, И.В. Кошмина, Е.В. Назайкинский, Л.Н. Столович и др.); восприятие музыки, включающее эмоциональное переживание и осмысление прослушанного произведения (Т. Адорно, A.A. Кривцун, В.В. Медушевский, Б.С. Мейлах, Е.В. Назайкинский и др.); музыкальное мышление, являющееся частью человеческой способности мыслить служит средством понимания и отображения содержания музыки (И.А. Медведева, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, П. Фресс, Г.М. Цыпин и др.); мировоззренческий аспект, выполняющий воспитывающую функцию, регулирующую процесс формирования духовно-нравственной направленности личности (П.Я. Гальперин, Г.Е. Залесский, Д.Б. Кабалевский, М. С. Каган, Т.Н. Мальковская, H.A. Менчинская, Т.К. Мухина, Б.М. Неменский, С.Т. Погорелов, B.C. Цукерман, Г.И. Школьник и др.).

Обучение музыкальному искусству на базе музыкально-компьютерных технологий - это один из путей, дающих возможность наиболее плодотворно развивать музыкально-ценностные ориентации и творческий потенциал учащихся. Проблема формирования музыкально-ценностных ориентаций с помощью музыкально-компьютерных технологий усложняется недостаточным количеством методик по внедрению электронно-клавишных инструментов в общее музыкальное образование и воспитание подрастающего поколения. Синтезатор - достаточно новое слово в музыкальном инструментарии. Он привносит в современную музыкальную культуру внедрение цифровых технологий, позволяющих обучать музыке всех желающих. Однако, в силу

того, что любительское музицирование на синтезаторе растет стихийно, то в сознании учащихся, да и у многих музыкантов-профессионалов и педагогов бытует мнение: инструмент является атрибутом исключительно легкой, развлекательной музыки. Это мнение усиливается средствами массовой информации, интернетом и особенно телевидением, в музыкальных программах которого электронно-клавишные инструменты представлены лишь на эстрадных подмостках. Существующая в детских музыкальных школах (далее ДМШ), детских школах искусств (ДШИ) система дополнительного музыкального образования далеко не в полной мере использует музыкальные синтезаторы в решении задач музыкального воспитания и формирования музыкально-ценностных ориентаций. Эта проблема не нашла достаточного освещения и в научной литературе. Вместе с тем, очевидно, что электронно-клавишным инструментам суждено занять более важное место уже на начальной стадии музыкального образования (A.C. Алпатова, Н. Бергер, П.И. Живайкин, Р.Х. Зарипов, И.М. Красильников, Е.И. Машбиц, М.В. Нагих, O.A. Подкопаева, H.H. Телешева и др.). Фундаментом музыкального обучения игре на клавишных синтезаторах в ДМШ и ДШИ должно стать основательное изучение классического наследия музыкального искусства разных эпох и народов (искусство возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, современное музыкальное искусство). И.Э. Грабарь в своей книге "История русского искусства" сказал, что ...те великие, поистине вечные начала, которые даны нам классикой, не раз уже спасали человечество от застоя, не раз выводили его из тупиков, из мрачных и затхлых помещений на свет и простор. И не может быть сомнения в том, что много раз ещё суждено миру возвращаться назад, чтобы в сокровищнице древней красоты черпать силы для нового движения вперёд [49, с.572].

Музыкально-ценностные ориентации трактуются в отечественных гуманитарных науках, начиная со второй половины XX века, как отношение

личности ко всему разнообразному миру музыки, как процесс и результат сознательного оценочного выбора индивида явлений и фактов культуры для удовлетворения своих потребностей, как освоение духовно-нравственных нравственных установок жизни (Н.А. Благодарова, Ф.Х. Макоев и др.).

В рамках нашего исследования под музыкально-ценностными ориентациями мы будем понимать познавательно-аналитическую и музыкально-творческую деятельность в сфере музыкальной культуры, включающую:

музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания классической музыки;

эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, понимание её духовно-нравственной значимости;

- опыт творческой деятельности в процессе исполнения классической музыки и её интерпретации на синтезаторе.

В связи с вышеизложенным, в содержании музыкального образования учащихся явно обозначилась "проблемная ситуация", вызванная противоречиями:

между необходимостью освоения ценностей классического музыкального искусства и сложностью решения этой проблемы в контексте экспансии ложных "шедевров" массовой культуры, оказывающей огромное воздействие на вкусы подрастающего поколения;

- между содержанием традиционного музыкального обучения в ДМШ и ДШИ и необходимостью выработки новых подходов, связанных с компьютеризацией образовательного процесса в современных условиях;

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в изучении теоретических и методических основ формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся ДШИ, ДМШ в процессе обучения в классе синтезатора.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность, общепедагогическая и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе".

Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и методы формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе.

Объект исследования - содержание обучения в классе синтезатора в системе дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования - процесс формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся при освоении музыкальной классики на уроках по классу синтезатора.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся

подросткового возраста в процессе обучения игре на синтезаторе будет эффективным, если:

- содержание учебного процесса будет основано на постижении классического музыкального искусства разных стилей и жанров (искусство Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, современное искусство);

- освоение музыкальных ценностей будет осуществляться с соблюдением педагогических условий: воспитание музыкального вкуса учащихся, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика, сотрудничество и сотворчество педагога и ученика, сочетание в музыкальном репертуаре высоких образцов музыкальной классики разных стилей и направлений;

- в процессе изучения образовательной программы будут применяться

комплексные методы обучения, основанные на сочетании общепедагогических методов, методов музыкального воспитания и образования и специальных методов, связанных со спецификой синтезатора.

В связи с обозначенной целью исследования, предметом и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать аксиологические, педагогические и музыкально-педагогические теории и обосновать понятие "музыкально-ценностные ориентации".

2. Определить роль синтезатора как музыкального инструмента, способного воссоединить новые музыкально-компьютерные технологии с процессом постижения ценностей классического музыкального искусства;

3. Теоретически обосновать комплекс педагогических условий и методов, обеспечивающих эффективность формирования музыкально-ценностных ориентаций школьников в классе синтезатора;

4. Проанализировать полученные результаты в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- основные положения аксиологии, как науки о духовной жизни и культуры общества, способствующей воспитанию и образованию подрастающего поколения (С.Ф. Анисимов, В.А Василенко, А.Г. Здравомыслов и др.), выделены эстетические, музыкально-эстетические ценности в работах: Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, A.A. Кривцуна, Д.С. Лихачева, И.П. Никитиной, П. Рокича;

- педагогические, музыкально-педагогические, психолого-педагогические работы, направленные на передачу ценностей культурного наследия подрастающему поколению в работах: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Ю.К. Бабанского, Б.М. Бим-Бада, Л.Л. Бочкарёва, Л.С. Выготского, Б. Гройса, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Квятковского, В.А. Крутецкого,

E.B. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Ю.П. Питерина, В.И. Петрушина, JI.A. Рапацкой, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой и др.

- общенаучные идеи деятельностного и личностно-ориентированного подходов в образовании, нашедших свое отражение в трудах JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.Е. Залесского, C.JL Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.;

- проблема ценностных ориентаций в музыкальном образовании получила отражение в трудах Е. В. Назайкинского, Ю.П. Питерина, JI.A. Рапацкой, А.И. Щербаковой и др., и выступает в качестве установки личности на ценности музыкальной культуры;

- проблемы освоения музыкально-выразительных средств электронно-клавишного инструмента синтезатора (киборда), представленные в работах: В.О. Белунцова, Д. Доджа, Р.Х. Зарипова, М.С. Заливадного, И.М. Красильникова, Е.А. Мурзина, Р.Ю. Петелина, Ю.В. Петелина, И.С. Скробова, М.В. Нагих, O.A. Подкапаевой, И.С. Черешнюк, М.Ю. Черной, К. Шульца и других; она рассматривается как процесс развития познавательно оценочной деятельности, способствующей формированию критической позиции по отношению к "ложным" ценностям музыкальной культуры и их объективной оценке.

Для решения поставленных задач применялись следующие теоретические, экспериментальные, статистические методы исследования:

анализ трудов философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, социологической, аксиологической литературы;

- беседы с преподавателями ДМШ, ДШИ, с учащимися и их родителями;

- обобщение педагогического опыта связанного с освоением синтезатора школьниками-подростками;

- опытно-экспериментальная работа, включающая педагогическое

наблюдение, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой являются: ДШИ "Вдохновение" ЗАО, г.Москвы, ЦДиЮТ "Киевский" ЗАО г. Москвы, ЦО №1804 СВАО г. Москвы в период 2007-2012гг.

Первый этап исследования (2007-2009г.г.) состоял:

- в изучении музыкально-педагогической, психолого-педагогической, философской, культурологической литературы по проблеме исследования, уточнения методики эксперимента;

- диагностический эксперимент, целью которого являлось выяснение уровня музыкально-ценностных ориентаций испытуемых, сложившихся к началу обучения.

Второй этап (2009-2011) - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке педагогических условий и методов формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в классе синтезатора.

Третий этап (2011-2012 г.г.) - контрольный эксперимент, в задачу которого входило выяснения произошедших изменений в уровне сформированности музыкально-ценностных ориентаций учащихся, обобщены научные показатели, сформулированы выводы.

Научная новизна:

1. Исследована сущность и содержание понятия "музыкально-ценностные ориентации" как познавательно-аналитическая и музыкально-творческая деятельность учащихся подросткового возраста в системе дополнительного образования применительно к овладению синтезатором. Определена роль синтезатора, как динамично развивающегося средства музыкального обучения, применение которого в учебном процесс способствует более эффективному формированию музыкально-ценностных ориентаций

подростков.

2. Разработаны педагогические условия формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся-подростков при обучении игре на синтезаторе: воспитание музыкального вкуса учащихся; учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика; сотрудничество и сотворчество педагога и ученика; сочетание в музыкальном репертуаре произведений музыкальной классики разных стилей и направлений.

3. Разработаны критерии сформированности музыкально-ценностных ориентаций школьников-подростков: избирательное отношение к ценностям музыкального искусства на основе их осмысления; накопление опыта аналитического подхода к классическим музыкальным произведениям; способности анализировать, сопоставлять, выносить суждение на основе знаниевого подхода, т.е. умения оперировать этими знаниями.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в теорию и практику музыкального обучения учащихся-подростков в системе дополнительного музыкального образования в классе синтезатора; комплексно изучена проблема музыкально-ценностных ориентаций в контексте освоения музыкальной классики в классе синтезатора; обоснованы и экспериментально проверены методы формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся-подростков в классе синтезатора: метод стимулирования и мотивации, метод проблемного, поисково-исследовательского обучения, метод концертного исполнительства, метод активизации слушательской культуры, метод ассоциаций, а также специальные методы, связанные со спецификой синтезатора: иллюстративно (рецептивный)-информационный, образовательно-просветительский, художественно-педагогической

драматургии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы и методические

рекомендации по управлению процессом формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в классе синтезатора, могут служить существенным дополнением к арсеналу педагогических средств, применяемых в учебно-воспитательной работе, способствующих воспитывающей, развивающей функциям обучения; в диссертации научно-обоснована и разработана методика формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся, связанная с обучением игре на синтезаторе, которая служит выработке мотивационно-целевой сферы и активизации слушательской культуры подростков.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются аргументированностью выводов исследования, их теоретико-методологической базой, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием достижений современной педагогической науки, психологии, аксиологии, философии искусства, эстетики, культурологии, теории и практики музыкального искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-ценностные ориентации учащихся есть познавательно-аналитическая и музыкально-творческая деятельность в сфере музыкальной культуры, включающая: музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания классической музыки; эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, понимание её духовно-нравственной значимости; опыт творческой деятельности в процессе исполнения классической музыки на синтезаторе.

2. Теоретическими предпосылками формирования музыкально-ценностных ориентаций при обучении игре на синтезаторе являются: исторические предпосылки возникновения электронно-клавишного синтезатора, целесообразность внедрения этого инструмента в практику

музыкального образования, в целях формирования музыкально-ценностных ориентаций.

3. Формирование музыкально-ценностных ориентаций в классе синтезатора зависит от реализаций следующих педагогических условий: воспитание музыкального вкуса; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сотрудничество и сотворчество педагога и ученика в классе синтезатора; сочетание в музыкальном репертуаре высоких образцов музыкальной классики и высоких образцов популярной музыки;

4. Процесс формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в классе синтезатора зависит от совокупности методов, включающих: метод стимулирования и мотивации, метод проблемного поисково-исследовательского обучения, метод концертного исполнительства, метод активизации слушательской культуры, метод ассоциаций. Специальные методы, связанные со спецификой синтезатора - иллюстративно-информационный, метод художественно-педагогической драматургии, метод образовательно-просветительский.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, а также публикацией статей, выступлениями с докладами на научно-практических конференциях ("Проблемы и перспективы развития образования", июль 2013г; "Актуальные задачи педагогики", октябрь 2013г.). Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы осуществлялись по программе дополнительного музыкального образования "Синтезатор в музыкальном воспитании детей в учреждениях дополнительного образования" на индивидуальных занятиях по классу синтезатора, в репетиционной и концертной практике с обучающимися в ДШИ "Вдохновение" ЗАО г. Москвы

ЦО №1804 СВАО г. Москвы и других учебных учреждениях.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определялась логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 219 наименований, из них 10 на иностранном языке и шести приложений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Теоретические основы исследования проблемы формирования музыкально - ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе

1.1. Музыкально-ценностные ориентации как научная категория

Приступая к анализу проблемы, мы ставили своей задачей исследовать представленные в научной литературе подходы к изучению условий формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся. Для этого требуется вначале прояснить вопрос о содержании тех основных терминов, с помощью которых раскрывается как само понятие "музыкально-ценностные ориентации", так и процесс их формирования.

Категория ценностей является одной из самых сложных проблем в гуманитарных науках: философской, педагогической, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой. Смысл понятия «ценность», используемый в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователей. Поэтому, чтобы сформулировать понятие ценностных ориентиров, обратимся к проблеме содержания аксиологического направления в современных гуманитарных науках.

До XX века аксиология (от axio - ценность, logos - слово, учение) как самостоятельная научная сфера не была проявлена, хотя на протяжении всего исторически обозримого времени развития европейской и восточной философской мысли в ней разрабатывались проблемы этики, нравственные категории, эстетический вкус, позднее создавшие базу для расцвета аксиологических учений.

В античной философии ценностями были, прежде всего, добро, красота, польза и др. Аристотель, Платон, Сократ видели в человеке носителя Логоса, что делало его ценностной «мерой всех вещей».

В эпоху средних веков европейское общественное сознание выработало

нравственные ценностные установки, обусловленные христианским вероучением. В эту эпоху в философский обиход входит триада «Истина. Добро. Красота». Данные понятия были тесно связаны, так как считалось, что истина добродетельна и прекрасна, добро истинно и прекрасно, а красота истинна и добродетельна, поскольку источником триады является Божий промысел.

В эпоху Возрождения произошло то, что сегодня называют «переоценкой ценностей». Модными были циничные настроения, которые ярко высказал Н.Макиавелли, считавший, что «цель оправдывает средства», а для достижения политической стабильности государства можно пренебречь и религией, и моралью.

В эпоху романтизма XIX века родились представления о развитии человеческой истории на основе смены системы ценностей. Ф.Ницше, один из самых оригинальных европейских мыслителей XIX века, само бытие трактовал как ценность. Его проповедь ценности имморализма, идея «сверхчеловека», в которой воплотилась мечта о сильной личности, имели огромной резонанс в европейском обществе. Его учение во многом определило поиски европейской философии начала XX века, вступившей на путь развития аксиологии. Само понятие «аксиология» было введено в научный обиход сравнительно недавно, в 1902 году французским ученым П. Лони.

Представление о системе ценностей личности как иерархии, среди зарубежных ученых чаще просматривается через определение понятия «убеждение». В их работах отчетливо проступает стремление показать тесную связь структурных компонентов убеждения: мировоззрения, идеалов, ценностных ориентаций, эстетического вкуса, потребностей, взаимодействие эмоционального и волевого компонентов [217, е..193; 218, с.17].

По мнению западных ученых, среди главных методологических проблем в развитии аксиологии следует выделить философский подход к построению

теории ценностей. Этот уровень научного знания обеспечил развитие аксиологии. Он относится к философскому осмыслению категории ценности, хотя надо отметить, что в XX веке большинство гуманитарных наук затрагивают в той или иной мере этот феномен. Изучая методологические основы теории ценностей, философия вновь обретает право стать «наукой наук» о жизни и человеке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Прокофьев, Дмитрий Викторович, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Т. Адорно. Социология музыки. Избранное. М.: РОССПЭН, 2008, с13.

2. С.Ф. Анисимов. Единство теоретико-познавательного, социологического ценностного рассмотрения явлений морали. В кН. "Моральные ценности и личность" под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаевича. - М.; изд. МГУ, 1994, с.4-12.

3. С.Ф. Анисимов. "Духовные ценности: производство и потребление" М.; 1988.

4. С.Ф. Анисимов. Ценности реальные и мнимые. М. 1970.

5. В.Ф. Анурин. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей// Социология высшей школы. Сб. научных трудов. Горький, 1982, с.216-229.

6. Г.З. Апресян. Об эстетическом воспитании. В кн. "Эстетика и художественная культура социализма". Изд. Московского университета, 1984, с.99.

7. Г.З. Апресян. Категории эстетического воспитания. В кН. "Вопросы теории эстетического воспитания" М.; изд. Моск. Университета 1979, с. 26-52.

8. Л.Г. Арчажникова. "Профессия учитель музыки". Изд. "Просвещение". М.; 1984, с.8.

9. Б.В. Асафьев. Музыкальная культура социализма. Изб. труды. Изд. Москов. университета. М.; 1984, с. 326.

10. Б.В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2, Изд. 2-е. Л. "Музыка". 1971, с.376.

11. Б.В.Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Изд. "Музыка". Л.; 1973, с. 144.

12. Б.В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Изд."Музыка" изд.2. Л., 1971, с. 212.

13. Б.В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Изд. "Музыка" Л.; 1971, с. 295.

14. Е.А. Афиногенова. Жизненные приоритеты и ценности молодых. // США. Экономика, политика, идеология. № 1. 1994, с. 17-24.

15. Ю.К. Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические рекомендации). Изд. "Просвещение", М.; 1982, с. 192.

16. Л.Н. Баренбойм. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Изд. "Музыка". Л.; 1969, с. 27.

17. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. 14, М.; 1954, с.36-37.

18. Б.М. Бим-Бад. Педагогическая антропология. Изд. УРАО. М.; 1998, с.97.

19. Б.М. Бим-Бад. Педагогическая антропология. ИЗД. УРАО, М.; 1998, с.5.

20. Дж. Бруннер. Психология познания. Изд. Прогресс, 1977.

21. Ю.Б. Борев. Эстетика. "Русь - «Олимп»: ОСТ Астрель". М.; 2005, с.747.

22. Ю.Б. Борев. Эстетика. "Русь - «Олимп»:АСТ Астрель. М.; 2005, с.207.

23. Л.Л. Бочкарев. Психология музыкальной деятельности. Изд. "Институт психологии РАН. М.; 1977, с. №11.

24. Д.К. Бусурашвили. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки. Автореферат кан. дис. Тбилиси, 1967, с. 27.

25. В.В. Бычков. Эстетика. Изд. "Гардарики", М.; 2006, с.188.

26. В.В. Бычков. Эстетика. Изд. "Гардарики". М.; 2006, с191.

27. В.В. Бычков. Эстетика. Изд. "Гардарики". М.; 2006, с192..

28. В.А. Василенко. Ценности и оценка. Киев, 1964.

29. Л.И. Валиева. "Ориентация учащихся общеобразовательных школ на нравственные ценности". Автореферат кан. дис. М.1997, с.14.

30. И.И. Винкельман. Избранные произведения. М. 1935. с.218 (репринт: "Ладомир", М.; 1996, с.218.

31. Е.Б. Витель. Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников. Дис. к.п.н. М,; 2002, с. 62-63.

32. Ф. Вольтер. Эстетика. Статьи, Письма, Предисловия и рассуждения. Изд. "Искусство". М.; 1974, с. 267-268.

33. A.A. Володин. Электромузыкальные инструменты. Изд. "Музыка". М.; 1979, с.159.

34. A.A. Володин. Электромузыкальные инструменты. Изд. "Музыка". М.; 1979, с.152.

35. J1.C. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. "Союз". Санкт-Петербург. 1997, с. 94.

36. Г.П. Выжлецов. Аксиология: Становление и основные этапы развития. Социально-политический журнал №1 М.; 1996, с.86-89.

37. A.A. Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. Методическое пособие. Высшая школа. М.; 1991, с.207.

38. A.A. Вербицкий. Познавательная активность личности в обучении// Активность личности в обучении (психологический аспект). Сб. научных трудов НИИВШ. М.; 1986, с 5-20.

39. П.Я. Гальперин. Предисловие. В книге: "Управляемое формирование психических процессов". Под ред. П.Я. Гальперина. Изд. Московского университета. М.; 1977, с.3-5.

40. С.А. Герасимов. Любить человека: культура и нравственное воспитание молодежи. Изд. "Просвещение"

41. З.И. Гершкович. Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия. Изд. "Знание". М.; 1986, с.15.

42. З.И. Гершкович. Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия. Изд. "Знание". М.; 1986, с. 5.

43. З.И. Гершкович (Фридманн). В кн. "Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия". Изд. "Знание". М.; 1986, с. 8-9.

44. А.И. Герцен. В книге З.И. Гершковича "Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия". Изд. "Знание". М.; 1986, с. 4.

45. В.В. Гетьман. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта в процессе освоения творчества Д.Д. Шостаковича. Дис. к. пед. н. М. 1999, с. 40.

46. В.В. Гетьман. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта в процессе освоения творчества Д.Д. Шостаковича. Дис. к. пед. н. М. 1999, с. 3.

47. К. Горанов. Сущность и цели эстетического воспитания в кн. "Эстетическое воспитание студентов". Изд. "Высшая школа". М.; 1980, с. 19.

48. М.В. Горнастаева. Эстетический вкус как средство социального воздействия. Изд. Института социально-политических исследований РАН. М.; 2008, с. 1.

49. И Э. Грабарь. История русского искусства. Том. 12. Изд. АН СССР, "Наука". М. 1963, с. 572.

50. Б. Гройс. Поп-музыка. Комментарии к искусству. М.; 2003, с. 225.

51. Г. Гульд. Запись вместо концерта. Журнал "Музыкальная жизнь" № 13. Изд. "Советский композитор". М.; 1967.

52. A.B. Гулыга. Русская идея и её творцы. М.; 1996.

53. М.И. Глинка. Заметки об инструментовке. Ленинград; 1937, с.25.

54. Ч. Дарвин. Воспоминание о развитии ума и характера. М.; 1957, с147-148.

55. Б.И. Додонов. "Эмоция как ценность" М.; 1979.

56. Л.Н. Дорогова. Художественная культура. Изд. "Знание". М.; 1978, с. 10.

57. О.Г. Дробницкий. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.; 1967. Изд. 44-45.

58. М.И. Еникеев. Психологический энциклопедический словарь. Изд. "Проспект". М.; 2009, с.477-478.

59. C.B. Евтушенко. Педагогические основы воспитания творческой направленности личности школьников как средства их социализации. Изд. "AMOK", M.; 200, с. 3.

60. З.Н. Завлянская, A.A. Мелик-Пашаев. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания (школьников). Вопросы психологии №3. М.; 1973, с.153-158.

61. JI.JI. Закс. Музыка в контексте духовной культуры. Критика и музыкознание. Вып. 3. Изд. "Музыка" Л.; 1987, с. 48.

62. Г.Е. Залесский. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. Изд. Московского университета. М.; 1996, с.22.

63. Г.Е. Залесский. Психологические вопросы формирования убеждений. Изд. Московского университета. М.; 1982, с.9.

64. Г.Е. Залесский. Психология мировоззрения и убеждений личности. Изд Московского университета. М.; 1994, с.103.

65. Г.Е. Залесский. Психологические вопросы формирования научной оценки явлений действительности как путь изучения убеждений школьников. В книге "Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. Изд. Московского университета. М.; 1968, с 152-207.

66. Г.Е. Залесский. Психологические вопросы формирования убеждений. Изд. Московского университета. М.; 1982, с.115.

67. А.Г. Здравомыслов. Потребность, интересы, ценности. М.; 1986.

68. М.А. Зильберквит. Музыкальное исполнительское искусство. Изд. "Знание". М.; 1982, с.З.

69. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, т. 2. Изд. "Искусство". М.; 1964, с.383-384.

70. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы в книге "Воспитание ума и сердца". Изд. "Просвещение". М.; 1984, с.20.

71. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы в книге "Воспитание ума и сердца". Изд. "Просвещение". М.; 1984, с.79.

72. М.С. Каган. Эстетическая культура советского человека. Изд. Ленинградского университета. Л.; 1976, с. 106.

73. М.С. Каган. Философия теории ценности. СПб. Л.; 1997, с.55.

74. М.С. Каган. Философия теории ценности. СПб. Л.; 1997, с. 165.

75. М.С. Каган. Социальные функции искусства. Изд. "Знание". Л.; 1978, с. 14.

76. М.С. Каган. Лекции по истории эстетики, книга 2. Изд. Ленинградского университета. Л.; 1974, с.4.

77. М.С. Каган. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Журнал "Музыка в школе" №4. М.; 1972.

78. М.С. Каган. Эстетическая культура советского человека. Изд. Ленинградского университета. Л.; 1976.

79. Л.Н. Коган. Художественный вкус. -ИЗд. Просвещение" М.; 1966.

80. Ю. В. Капустин. Музыкант и публика, Изд. "Знание". Л.; 1976, с.З.

81. А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь. Изд. центр "АСАОЕМА". М.; 2000, с. 163.

82. А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь. Изд. центр "АСАБЕМА". М.; 2000, с.163.

83. А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь. Изд. центр "АСАОЕМА". М.; 2000, с.163.

84. А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь. Изд. центр "АСАБЕМА". М.; 2000, с. 138.

85. И.В. Кошмина. Музыкальное мышление как проблема восприятия. Журнал "Музыка в школе" № 5. М.; 2009, с. 39.

86. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с,11.

87. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с. 16.

88. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с.7.

89. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с. 89.

90. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с. 15.

91. И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. "Феникс+" Дубна; 2006, с.54.

92. О.О. Кривцун. Эстетика. Изд. "Русь". М.; 1998, с.179.

93. В.А. Крутецкий. Основы педагогической психологии. Изд. "Просвещение". М.; 1972, с.81.

94. В.А. Крутецкий. Основы педагогической психологии. Изд. "Просвещение". М.; 1972, с.82.

95. К. Н. Крылова. Эстетические отношения: содержание и функции. Изд. "Знание". М. 1980, с.29.

96. Е.И. Кубанцева. Проблема культурологической подготовки студентов в теории и практике педагогического образования. В сб. Культура - искусство -образование. Изд. МГОПУ. М.; 1998, с. 163.

97. В.Г. Кузнецов. Словарь философских терминов. Изд. "ИНФРА - М". М.; 2007, с.6.

98. В.Г. Кузнецов. Словарь философских терминов. Изд. "ИНФРА - М". М.; 2007, с.5.

99. О.В. Лармин. Искусство и молодежь. Изд. "Молодая гвардия". М. 1980, с. 3.

100. О.В. Лармин. Искусство и молодежь. Изд. "Молодая гвардия". М. 1980.

101. А.Н. Леонтьев. Деятельность и сознание. - Вопросы философии №12. М.; 1972, с.137.

102. И.Э. Лернер. Педагогические основы методов обучения. Изд. "Просвещение". М.; 1981, с. 109.

103. Д.С. Лихачёв. Воспитательные аспекты обучения. Изд. "Просвещение". М.; 1982, с168.

104. Д.С. Лихачёв. Теория эстетического воспитания школьников. Изд. "Просвещение". М.; 1985, с. 176.

105. Д.С. Лихачёв. Русское искусство от древности до авангарда. Изд. "Просвещение". М.; 1990, с.35.

106. Д.С.. Лихачёв. Основы единства принципов обучения и воспитания. Воспитательные аспекты обучения. Изд. "Просвещение", М.; 1982, с38.

107. Б.Т. Лихачёв. Эстетика восприятия. Изд. "Просвещение". М.; 1972, с.9-10.

108. М.С. Лобанов. "Внутреннее и внешнее". М.; 1975, с.250.

109. Ю.А. Лукин, В.К. Скатерщиков. Основы марксистко-ленинской эстетики. Высшая школа. М.; 1982, с. 191.

110. И.С. Лукшин. Социальная типология эстетического вкуса. Сб. статей под ред. В.Н. Максимова. "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.; 1980, с.38-53.

111. И.С. Лукшин. Социальная типология эстетического вкуса в сб. статей под ред. В.Н. Максимова "Восприятие музыки", Изд. "Музыка" М.; 1980, с.46.

112. А.Ф. Лосев. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. Изд. "Правда". М.; 1990, сЛ 16.

113. А.Ф. Лосев. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. Изд. "Правда". М.; 1990,с.214.

114. Л.А. Мазель. Строение музыкального произведения. Изд. "Музыка". М.; 1979, с.64.

115. A.C. Макаренко. Сочинения в 7-и томах, т.5. Изд. "Просвещение", М.; с.465-466.

116. В.Н. Максимов "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.1980, с. 10.

117. В.Н. Максимов. Анализ ситуации художественного восприятия в сб. статей "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.; 1980, с.89.

118. М.И. Махмутов. Организация проблемного обучения в школе. Изд. "Просвещение". М.; 1977.

119. И.Л. Маца. Об эстетическом вкусе. Изд. "Молодая гвардия". М.4 1953, с.16.

120. В.В. Медушевский. О содержании понятия "Адекватное восприятие" в сб. статей "Восприятие музыки" под ред. В.Н. Максимова. Изд. "Музыка". М.; 1980, с. 141.

121. Б.В. Мещяриков, C.B. Зинченко, Большой психологический словарь Изд. Олма - Пресс", М.; 2004, с.867.

122. С. Моравский. Об объективности эстетического суждения. Журнал "Вопросы философии" №13. М.; 1970, с.89-100.

123. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.б-ть. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1982, с.514.

124. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.2-а. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1974, с.551.

125. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.2-а. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1974.

126. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.4-е. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1978..

127. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.2-а. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1974, с. 211-215.

128. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша в 6-ти томах, т.2-а. Изд. "Советская энциклопедия", М.; 1973, с. 194.

129. Е.В. Назайкинский. Оценочная деятельность при восприятии музыки. В сб. статей под ред. В.Н. Максимова "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.; 1980. с.197.

130. Е.В. Назайкинекий. Оценочная деятельность при восприятии музыки. В сб. статей под ред. В.Н. Максимова "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.; 1980. с.195.

131. Е.В. Назайкинекий. Оценочная деятельность при восприятии музыки. В сб. статей под ред. В.Н. Максимова "Восприятие музыки". Изд. "Музыка". М.; 1980. с.196.

132. Г.Г. Нейгауз. "Об искусстве фортепианной игры". Изд. "Музыка", М.; 1958.

133. Г.Г. Нежнов. Искусство в нашей жизни. Изд. "Знание". М.; 1977, с.4.

134. И.П. Никитина. Философия искусства. Изд. "Омега-JI", М.; 2008. с.131.

135. И.П. Никитина. Философия искусства. Изд. "Омега-Л", М.; 2008. с.131.

136. И.П. Никитина. Эстетика. Изд. "Высшая школа". М.; 2008, с.757.

137. И.П. Никитина. Эстетика. Изд. "Высшая школа". М.; 2008, с.767.

138. М.Ф. Овсянников. Краткий словарь по эстетике. Изд. "Просвещение". М.; 1983, с.17.

139. М.Ф. Овсянников. Краткий словарь по эстетике. Изд. "Просвещение". М.; 1983, с.191.

140 М.Ф. Овсянников. Краткий словарь по эстетике. Изд. "Просвещение". М.; 1983, сЛ 12.

141. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Изд. "Иностранных и национальных словарей". М.1989, с.759.

142. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителей (Ю.Б. Алиев, Г.Г. Ардаширова, Л.П. Барышникова) под общей ред. H.A. Кушаева. Изд. "Просвещение". М.; 1986, с.240.

143. Общая психология. Курс лекций для первой степени педагогического образования. Составитель Е.И. Рогов. Гуманит. Изд. "Владос". М.; 2004, с.448.

144. В.И. Петрушин. Музыкальная психология. 2-е изд. Изд. "Владос". М.; 1977, с.209.

145. В.И. Петрушин. Музыкальная психология. 2-е изд. Изд. "Владос". М.; 1977, с. 199.

146. Л.П. Печко. Структуры и уровни эстетического сознания. Сб. научных трудов. Академия пед. наук СССР. Научно-исследовательский институт художественного воспитания. М.; 1989, с.6.

147. А.П. Петров. Дорога к миру музыки. Изд. "Правда". М. 1986, с.З.

148. В.А. Пешняк. Курс игры на синтезаторе /Учебное пособие для детских музыкальных школ. Изд. "Композитор" М.; 2000, с. 19.

149. В.А. Пешняк. Курс игры на синтезаторе /Учебное пособие для детских музыкальных школ. Изд. "Композитор" М.; 2000, с. 96.

150. В.А. Пешняк. Курс игры на синтезаторе /Учебное пособие для детских музыкальных школ. Изд. "Композитор" М.; 2000, с. 190.

151. Ю.П. Питерин. Обучение эстетической оценке и формирование музыкального мышления у студентов. В сб. Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения. М,; 1980, с.41-44.

152. Ю.П. Питерин. Влияние научно-обоснованной ориентировки в произведениях искусства на формирование эстетических вкусов учащихся. Дис. к. пед. наук. М.% 1988, с.68-69.

153. Ю.П. Питерин. Влияние научно-обоснованной ориентировки в произведениях искусства на формирование эстетических вкусов учащихся. Дис. к. пед. наук. М.% 1988, с.72.

154. С.Т. Погорелов. Формирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности. Автореферат канд. диссерт. М.; 1984, с.24.

155. С.Т. Погорелов. Формирование эстетического идеала учащихся музыкально-педагогических училищ. В сб. "Современные процессы

формирования коммунистического мировоззрения учащихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Тезисы докладов. Куйбышев. 1983.

156. O.A. Подкопаева. "Развитие музыкального мышления студентов в классе клавишного синтезатора". Диссертация к. пед. н. М.; 2011, с.35.

157. JI.M. Предтеченская. Мировая художествення культура. 9-11 классы. М.; Изд. "Просвещение" 1994.

158. Психологический словарь под общей редакцией Ю.Л. Неймера. Изд. "Феникс" . Ростов-на-Дону, 2003. с.584.

159. Л.И. Разуткина. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДШИ. Дис. к.пед. н. Чебоксары., 2008, с.22-23.

160. Л.А. Рапацкая. Формирование художественной культуры учителя музыки. Изд. "Прометей" М.; 1991, с. 110.

161. Л.А. Рапацкая. Формирование художественной культуры учителя музыки. Изд. "Прометей" М.; 1991, с.40.

162. Л.А. Рапацкая. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего педагогического образования". Автореферат дис. доктора пед. н. М.; 1991, с.45.

163. Л.А. Рапацкая. МХК. Программы курса. Изд. "Владос, М.; 2008, с 10.

164. H.A. Римский-Корсаков. "Основы оркестровки" Государственное музыкальное изд. "Музыка". Москва, Ленинград.; 1946, с. 12-34.

165. В.К. Скатерщиков. Художественный образ в искусстве. Изд. "Музыка". М.; 1961, с.5.

166. В.К. Скатерщиков. В книге "Художественная культура" под ред. Л.Н. Дороговой. изд. "Знание". М.; 1978, с.176.

167. Н.М. Скаткин. Дидактика средней школы, издание 2-а. Изд. "Просвещение". М. 1982., с. 102.

168. И.С. Скробов. Основы музыки и игры на синтезаторе. Изд. "Современная музыка". М.; 2006, с.58.

169. И.С. Скробов. Основы музыки и игры на синтезаторе. Изд. "Современная музыка". М.; 2006, с. 22-23.

170. И.С. Скробов. Основы музыки и игры на синтезаторе. Изд. "Современная музыка". М.; 2006, с. 121.

171. П.В. Соболев. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социализма. Изд. "Знание!, JL; 1980.

172. П.В. Соболев. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социализма. Изд. "Знание", JL; 1980. с.6.

173. Э.Ф. Соколов. Культура и личность. М.; 2005, с.230.

174. А.Н. Сохор. Воспитательная роль музыки, издание 2-е, допллненное. Изд. "Музыка". Д.; 1975, с.6.

175. А.Г. Спиркин. Философия. Учебник для технических вузов. Изд. "Гардарики". М.; 2003, с. 220.

176. JI.H. Столович. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение, эстетика. Изд. "знание". М.; 1983, с.8.

177. JI.H. Столович. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение, эстетика. Изд. "знание". М.; 1983, с.50.

178. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Изд. "Радянська школа", 1973, с.8.

179. Н.Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний. Изд. Московского университета. М.; 1975, с. 198.

180. P.A. Тельчарова. Музыка и культура. Изд. "Знание". М.; 1986, с.43.

181. P.A. Тельчарова. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. Автореферат диссертации канн. пед. н. М.; 1979, с.22.

182. P.A. Тельчарова. музыкальный вкус как объект эстетического анализа. Диссерт. канн. пед. н. М.; 1979, с.57.

183. Теория и методика обучения игре на фортепиано под ред. А.Г. Каузовой и А.И. Николаевой. Изд. "Владос". М. 2001, с. 193.

184. В.П. Тугаринов. Теория ценностей в марксизме. Изд. ЛГУ. Л.; 1968, с124.

185. В.П. Тюлин. Строение музыкальной речи. Изд. "Музыка". Л.; 1962, с. 10.

186. В.П. Тюлин. Учение о музыкальной фактуре и мелодической конфигурации. Изд. "Музыка". М.; 1976, с. 13.

187. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.; 1949, с.406.

188. К.Л. Ушинский. В книге "Познавательные процессы и способности в обучении" под ред. В.Д. Шадрикова. Изд. "Просвещение". М.; 1990, с.142.

189. Философский эниклопедический словарь Изд. "Советская энциклопедия" М.; 1989, с.175.

190. Философский энциклопедический словарь. Изд. Библиотека словарей "ИНФРА". М.; 2001, с.507.

191. Ю.А. Хрипун. Эстетический вкус будущего учителя начальных классов в процессе музыкально-эстетической подготовки в ВУЗЕ. Автореферат к. пед . н.. Екатеринбург, 2006, сЗ.

192. Художественная культура. Понятия, термины. Под ред. Л.Н. Дороговой. Изд. "Знание". М.; 1978, с.176.

193. B.C. Цукерман. Музыка и слушатель. Изд. "Музыка". М.; 1972, с. 17.

194. B.C. Цукерман. Музыка и слушатель. Изд. "Музыка". М.; 1972, с.19.

195. B.C. Цукерман. Музыка и слушатель. Изд. "Музыка". М.; 1972, с.21.

196. И.Р. Черешнюк. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий. Диссертация к. пед. н. М.; 2008, с.49.

197. Г.П. Шевченко. Формирование эстетических чувств подростков в условиях комплексного воздействия искусств. В сб. "эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. Изд. "Знание". М.; 1983. с.24-25.

198. Т.В. Шуртакова. Педагогические основы коммунистического мировоззрения средствами искусства: Вопросы теории. Монография. Изд. Казанского университета. Казань, 1978, с.208.

199. Р.К. Щедрин. То, что делает музыку музыкой. Изд. "Советская музыка" № 2. М.; 1987.

200. В.А. Щербаков. Изучение ценностных ориентаций у подростков в музыкальных кружках и самодеятельных коллективах. В сб. "Вопросы учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах. Изд. "Советская Россия". М.; 1972, с.65-74.

201. В.А. Щербаков. К проблеме формирования музыкально-художественных вкусов у подростков. Уч. записки МГИК, вып. 18. М.; 1976, с.23-33.

202. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с.93.

203. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с.96.

204. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с.99.

205. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с.9.

206. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с. 105.

207. А.И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. к. пед. н. М.; 1999, с.96.

208. Д.Юм. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти томах. Т.2. Изд. "Искусство"". М.; 1964, с.153.

209. Е.Г. Яковлев. Вкусы как категория эстетики. Изд. "Знание". М.; 1986, с.64.

210. A. Benthin. Deer neue Weg zum Keybordspiel. Die Keyboardschule fur alle einmanualigen Model emit Begleitautomatic und Selbststudium. Dand I-VI. - SchottMainz - London - Madrid - New York - Paris - Tokyo - Toronto. 1985, p.495.

211. W. Dilthey Gesammelte Sriften. Leipzig, 1924. Dd.5 p.317.

212. J. Drecksler, Q. Harle 1000 Tips fur Keyboards, - Voggenreiter Verlag Boon-Bad Godesberg, 1987, p. 264.

213. Druin Allison and Solomon Cynthia. Designing Multimedia Environment for children. New York: John Vilcy Sons, Ink < 1996, p.39.

214. F. Folbach. Das modern Orchester, Bd. 2. Leipzig und Berlin, 1919, p.33.

215. Nicholas Haines. Composing at the Electronic Keyboard. Cambrige University Press, 1966. - Book 1. - p.48.

216. Nicholas Haines. Play the Electronic Keyboard. Cambrige Yniversity Press, 1996/ - Book 2. - p.40.

217. A.Kossakowski, K.Otto. Psychologitche Untersuchangen zur Entwiclung Sozialistischer Persönlichkeiten. Volk und Wissen. Berlin, 1971, p. 193.

218. Y. Lompscher Conditions and Potentialities of the Formation of Learning Activity. Cognitive and Motivational Aspects of Instruction. R. Ylaser and Y. Lompscher. VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. Berlin, 1982. p. 17.

219. M .Rokeach Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco, Josey - Bass Co, 1972. P.214.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.