Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Рыбина, Наталия Яковлевна

  • Рыбина, Наталия Яковлевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 208
Рыбина, Наталия Яковлевна. Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Тамбов. 2002. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рыбина, Наталия Яковлевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО

ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА.14

1.1 Аксиология социальной работы и духовно-нравственные ф ценности православия.14

1.2 Ценностные ориентации социального работника как его профессионально-этическая характеристика.43

1.3 Русское православное искусство как средство формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников .71

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО

ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА.96

Ф 2.1 Педагогические условия использования русского православного искусства в формировании ценностных ориентаций будущих социальных работников.96

2.2 Методика опытно-экспериментальной работы; критерий, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций студентов.114

2.3 Содержание, ход и результаты опытно-экспериментальной

Ф работы.133

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства»

Актуальность исследования. Состояние современного общества в любой точке планеты таково, что оно (общество) не может обойтись без особой разновидности социальной деятельности - социальной работы, более того, нуждается в ее развитии и совершенствовании, включая профессионально-личностную подготовку специалистов социальной сферы.

Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального работника, является его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психологический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической - умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выпускника выбранной профессии. Он должен отвечать высоким этическим стандартам и быть адекватным гуманистической сущности, содержанию и характеру социальной работы как области профессиональной деятельности.

Однако вузовский учебный процесс традиционно ориентирован на усвоение знаний и выработку умений их практического применения. Что же касается развития профессионально-личностных качеств студентов, то подразумевается, что это происходит как бы само собой в процессе овладения знаниями.

Между тем, в содержании профессиональной подготовки будущих социальных работников при всей неоспоримой важности глубоких и разносторонних теоретических знаний, или, в терминах А.Н.Леонтьева, «значений», то есть общественно-исторического опыта человечества, опредмечен-ного в понятиях языка ( того, что усвоено) еще большая роль, по нашему мнению, принадлежит тому, что ученый называет «знанием для меня», или личностным смыслом того или иного явления (можно по аналогии сказать: того, что открыто). Такое открытие всегда сопряжено с переживанием, «открытие личностного смысла есть акт высшего эмоционального напряжения». Причем, это может быть постижением «личностных смыслов», запечатленных в искусстве, которое является уникальным способом передачи именно личностных смыслов явлений [113, с. 232-239].

То, что говорит А.Н.Леонтьев о действенности искусства, на наш взгляд, имеет принципиально важное значение для определения путей и средств повышения эффективности профессионально-личностной подготовки специалиста в условиях высшей школы - формирования его профессиональной направленности (мотивации, самосознания, ценностных ориен-таций). Именно ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения и интересы человека, принадлежит ведущая роль в структуре личности будущего социального работника.

Как известно, социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы неудовлетворительны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном направлении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство человека.

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что эти ценности на протяжении веков воплощались в религиозной форме, в том числе, в произведениях культового искусства.

Так, например, в содержании русского православного искусства веками сохраняются такие непреходящие духовные ценности, созвучные профессионально значимым ценностям социальной работы, как любовь к ближнему, доброта, терпимость, милосердие, готовность понять других и прийти им на помощь.

Будучи освоено в качестве одного из средств духовно-нравственного воспитания студентов, русское православное искусство способно, на наш взгляд, обогатить своими возможностями процесс профессионально-личностной подготовки будущих социальных работников и, в частности, формирование их ценностных ориентаций, адекватных гуманистической сущности этой профессии.

Естественно, что использование произведений русского православного искусства в названных целях требует научного обоснования и обеспечения в виде теоретических и методических разработок.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций разных групп общества и влияния этих ценностей на их жизнедеятельность нашла отражение в работах С.Ф.Анисимова, М.И.Архангельского, Л.П.Буевой, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, И.Ф.Исаева, М.С. Кагана, В.А.Караковского, A.B. Кирьяковой, Л.Н.Когана, Н.И.Лапина, А.Л.Леонтьева, Н.Д.Никандрова, Н.С. Розова, В.С.Ольшанского, В.А.Сластенина, Л.Н.Столовича, В.П. Тугаринова, Е.И.Шиянова, В.Д.Шадрикова, В.АДцова и других авторов. В философской, социально-психологической, научно-педагогической литературе ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, ценностных представлений, стремлений, целей, интересов, и других социальных реальностей, отражающих направленность сознания личности и деятельности человека на материальные и духовные ценности людей. Ценностные ориентации являются системообразующим фактором структуры личности, определяющим ее содержательную направленность.

Исследования, посвященные социальной работе, впервые появились в отечественной литературе в начале 90-х годов. Имея в целом практическую направленность, которая проявилась в преобладании среди них эмпирических обобщений, они касались также характеристики профессионально значимых качеств социальных работников. Заметный вклад в разработку этих вопросов внесли Л.В.Бадя, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Л.Г.Гуслякова,

B.И.Жуков, И.А.Зимняя, Р.М.Куличенко, В.А.Монастырский, М.П.Мчедлов, П.Д.Павленок, А.М.Панов, А.С.Сорвина, А.С.Солодянкина, Л.В.Топчий, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Н.Б.Шмелева и другие авторы.

В рамках существующего в последние годы диалога с церковью современные исследователи подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия духовно-нравственного потенциала православия (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Е.И.Исаев, В.М.Меньшикова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков)

Истоки древнерусского искусства, его эстетические и мировоззренческое содержание исследовали такие крупные российские ученые, как

C.С.Аверинцев, О.А.Антонова, М.В.Алпатов, В.В.Бычков, Г.К.Вагнер, В.И.Носович, А.Н.Сохор, Д.М.Угринович, И.НЛблоков, И.Н.Яковлев и другие. Сегодня, опираясь на труды своих предшественников, эту проблематику разрабатывает ряд философов, религиоведов, культурологов; среди них - В.В.Бычков, Г.Н.Вздорнов, Л.М.Воронцова, Н.К.Гаврюшин, B.C. Глаголев и другие.

В последние годы к проблеме ценностных ориентаций личности средствами православия и православного искусства обратились в своих исследованиях С.П.Барковская, Т.М.Грязнова, И.В.Кошмина, Г.Д.Кузнецова, Н.А.Медведева, Н.И.Миронова, И.Н.Столяров.

Однако вопрос об использовании русского православного искусства в качестве средства формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в процессе их вузовской профессионально-личностной подготовки до настоящего времени никем специально не рассматривался.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

-между преимущественной ориентацией вузовского учебного процесса на усвоение знаний и выработку умений их практического применения и недооценкой аксиологического, эмоционально-ценностного компонента профессиональной подготовки специалистов профессиональной сферы;

-между духовно-нравственным ценностным потенциалом русского православного искусства и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе формирования ценностных ориентаций студентов вуза - будущих социальных работников.

Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каковы возможности русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников и каковы педагогические условия его эффективного использования в названном качестве в образовательном процессе высшей школы? Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: профессионально-личностная подготовка социального работника в высшей школе.

Предмет исследования: процесс формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства в условиях вуза.

Задачи исследования:

-провести сравнительный анализ аксиологического содержания социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия в аспекте их взаимного соответствия;

-уточнить состав профессионально значимых, базисных ценностных ориентаций социального работника и выявить возможности русского православного искусства как средства их формирования;

-определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности использования русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников.

Гипотеза исследования основана на предположении о генетической общности гуманистической основы ценностей социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия, воплощенных в произведениях русского религиозного искусства, и в силу этого принципиальной возможности включения последних в процесс профессионально-личностной подготовки будущих специалистов социальной сферы.

Русское православное искусство явится эффективным средством формирования у студентов адекватных их профессиональному выбору ценностных ориентаций, если:

-ценностные ориентации студентов будут рассматриваться как важный компонент их профессионально-личностной готовности к работе в социальной сфере;

-изучение русского православного искусства будет осознано студентами как форма освоения духовно-практического опыта человечества, помогающего определить свое отношение к жизни, окружающим, будущей профессиональной деятельности;

-в процессе приобщения студентов к православному искусству будут в единстве реализованы три подхода: культурологический (религиозное искусство как феномен культуры), аксиологический (религиозное искусство как носитель духовно-нравственных ценностей), личностный (обретение личностного смысла этических ценностей православия);

-постижение студентами художественно-эстетического своеобразия русского православного искусства явится условием адекватного восприятия и проникновения в смысловые глубины его произведений;

-специфические возможности православного искусства и характер общения с ним (событийность, соборность, духовная возвышенность) будут использованы для возбуждения эмоционального переживания, заключенных в нем ценностей, как психологического механизма их личностного принятия.

Теоретико-методологической основой исследования явились современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности развития личности и формирования ее ценностных отношений; основные положения педагогики высшей школы, включая дидактику социального образования; положения эстетики и искусствознания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном становлении и развитии личности.

Методологическими основаниями исследования послужили взаимосвязь культурологического, аксиологического и личностного подходов к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы, а также культурно-исторический подход, служащий выявлению генетической общности хронологически отстоящих друг от друга явлений. Методы исследования:

-теоретический анализ научной литературы (философской, психологической, педагогической, культурологической, религиоведческой, искусствоведческой); изучение религиозных источников; анализ феномена русского православного искусства;

-эмпирические методы (социологический опрос, включенное наблюдение, беседа, анкетирование);

-обобщение личного опыта педагогической работы в вузе; -педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); -количественный и качественный анализ полученных результатов. Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Института социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено более 320 студентов.

Исследование проводилось с 1996 по 2002 годы и включало три этапа. На первом этапе (1996-1998гг.) осмысливались теоретические предпосылки исследования, был осуществлен анализ научных подходов и теорий, в рамках которых разрабатывалась методика формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства. Был проведен констатирующий эксперимент, цель которого - выявление ценностных ориентаций студентов и определение степени их адекватности выбранной профессии.

На втором этапе (1999-2001гг.) были определены основные задачи и методика формирующего эксперимента, осуществлена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялись критерий, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций студентов, проверялись намеченные ранее педагогические условия, способствующие реализации духовно-нравственного потенциала русского православного искусства в процессе формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников.

На третьем этапе (2001-2002гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -в результате историко-культурного анализа подтверждено предположение об общности этических ценностей социальной работы как вида профессиональной деятельности и духовно-нравственных ценностей православия, нашедших художественно-образное воплощение в произведениях культового искусства;

-уточнен состав и обогащено представление о базисных ценностных ориентациях специалиста по социальной работе

-выявлены возможности и особенности русского православного искусства как одного из средств формирования ценностных ориентаций студентов - будущих социальных работников;

-определены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности использования русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентаций студентов в процессе их профессионально-личностной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы - социальных работников и социальных педагогов, причем, как в высшей школе, так и в среднем специальном учебном заведении, способствуя расширению арсенала средств духовно-нравственного развития студентов и, в частности, формирования их ценностных ориентаций.

Материалы исследования положены в основу учебно-методических разработок и рекомендаций по использованию произведений русского православного искусства в образовательно-воспитательном процессе вуза в формах учебных спецкурсов, факультативов, а также внеаудиторной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием разнообразных источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, длительностью поискового процесса, многолетним личным опытом работы преподавателем в вузе, использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Принципиальная возможность использования русского православного искусства в качестве одного из средств формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной сферы определяется подтвержденной в ходе настоящего исследования общностью гуманистической основы этических ценностей социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия, нашедших художественно-образное воплощение в религиозном искусстве.

2. Специфические возможности русского православного искусства как средства формирования профессионально значимых личностных качеств студентов заключаются в его социально-этическом содержании, основанном на общечеловеческих ценностях православия, его функциональных особенностях, также в характере общения с произведениями культового искусства (событийность, соборность, духовная возвышенность).

3. Аксиологические аспекты социальной работы, определяющие ценностные ориентации специалистов данной профессии, включают в качестве базисных следующие ценности-цели и ценности-качества: гуманизм; человек как самоцель, как высшая ценность; гуманность (человечность, человеколюбие); право человека на жизнь; достоинство личности; социальная справедливость; благополучие людей; альтруизм; милосердие; толерантность (терпимость к «инаким»); ответственность; коммуникативность; эм-патийность; деликатность; терпеливость; оптимизм.

4. Педагогическими условиями, способствующими эффективности применения в образовательном процессе высшей школы русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников, являются:

- отношение к ценностным ориентациям студентов как к важнейшему компоненту и характеристике их профессионально-личностной готовности к работе в социальной сфере;

- осознание студентами, что изучение русского православного искусства является формой освоения духовно-практического опыта человечества, помогающего определить свое отношение к жизни, окружающим, будущей профессиональной деятельности;

- реализация в единстве трех подходов в процессе приобщения студентов к православному искусству: культурологического (религиозное искусство как феномен культуры), аксиологического (религиозное искусство как носитель духовно-нравственных ценностей), личностного (обретение личностного смысла этических ценностей православия);

- постижение студентами художественно-эстетического своеобразия русского православного искусства как условие адекватного восприятия и проникновение в смысловые глубины его произведений;

- использование специфических возможностей православного искусства и особенностей общения с ним для возбуждения эмоционального переживания, заключенных в нем ценностей, как психологического механизма их личностного принятия.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедр социальной работы и социальной педагогики Тамбовского университета имени Г.Р.Державина. Основные положения исследования докладывались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Совершенствование и развитие системы практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе» (Тамбов, 2000 г.), «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000 г.), «Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2001 г.), «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов - Москва - Терре-Хот (США), 2002 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме спецкурса «Русское православное искусство: религиозные функции, эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал», который читается в Институте социальной работы Тамбовского государственного унивеситета имени Г.Р.Державина, а также в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Мировая и художественная культура», «Культурно-досуговая деятельность». Материалы исследования были включены в программу курса «Основы православной культуры», разработанного для лектория Тамбовского Дом милосердия.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Рыбина, Наталия Яковлевна

Заключение

В настоящее время происходит интенсивное становление педагогической аксиологии как междисциплинарной отрасли знания, что обусловлено новыми запросами общества, которое существенно повысило требования к духовному потенциалу личности.

Наше теоретическое исследование позволило установить, что каждая профессия характеризуется общими с другими профессиями и специфическими, присущими только ей ценностями.

Ценности социальной работы имеют комплексный характер, гуманистическую природу и сущность. Именно гуманистический идеал - самоценность личности - определяет смысл и назначение этой деятельности, а ее ценности в этой связи отражают приоритет общечеловеческих ценностей, таких как человечность, добро, милосердие, здоровье, мир, социальная справедливость.

В наши дни проблемы духовного возрождения российского общества могут и должны решаться путем мобилизации всех позитивных достижений мировой и отечественной культуры, использования выработанных предшествующими поколениями нравственных ценностей. На протяжении веков эти ценности воплощались в религиозной форме, в том числе и в произведениях религиозного искусства. Поэтому столь важной представляется сегодня задача заново их осмыслить и интегрировать в социокультурное пространство современного общества, обогатить ими духовную жизнь наших современников.

Сравнительный анализ ценностей социальной работы и православной религии подтвердил наше предположение об их генетической общности. Милосердные традиции помощи ближнему, благотворительной деятельности, различные формы призрения нуждающихся в приюте и пропитании, являющиеся предтечей профессиональной социальной работы, формировались в Древней Руси на основе закрепленных православной религией нравственных принципов, норм и ценностей.

Ценностные ориентации, являясь важнейшим элементом внутренней структуры личности, выступают детерминирующим мотивом поведения человека, в том числе и на профессиональном поприще. Нами обосновывается точка зрения, согласно которой ценностные ориентации социального работника правомерно рассматривать в качестве его профессионально-этической характеристики.

Анализ содержания профессионально-этического кодекса социального работника, духовно-нравственных ценностей православной религии, а также различных классификаций -общечеловеческих и профессиональных ценностей позволил нам выделить следующую группу, на наш взгляд, «безусловно необходимых», базисных для социального работника ценностей: гуманизм, человек как самоцель, как высшая ценность; гуманность; право человека на жизнь; достоинство личности; социальная справедливость; благополучие людей; альтруизм; милосердие; толерантность; ответственность; коммуникативность; эмпатийность; деликатность; терпеливость; оптимизм.

Феномен православного искусства давно уже вышел за рамки внутренней церковной жизни и непосредственно воздействует не только на верующих, но и на широкие слои населения, поскольку, с одной стороны, оно стало достоянием общечеловеческой культуры, а с другой - стало общедоступным.

Использование произведений православного искусства как средства формирования ценностных ориентаций социальных работников в образовательном процессе высшей школы расширяет арсенал средств духовно-нравственного воспитания будущих специалистов.

Общение с произведениями православного искусства, являясь для студентов источников глубоких и сильных переживаний, ярких впечатлений, очищает их нравственно и возвышает духовно и тем самым способствует наполнению личностным смыслом заключенных в произведениях искусства этических ценностей, формированию на их основе устойчивых ценностных ориентаций.

Русское православное искусство явится эффективным средством формирования у студентов адекватных их профессиональному выбору ценностных ориентаций при выполнении ряда педагогических условий:

-отношение к ценностным ориентациям студентов как к важнейшему компоненту и характеристике их профессионально-личностной готовности к работе в социальной сфере;

-осознание студентами, что изучение русского православного искусства является для них формой освоения духовно-практического опыта человечества, помогающего определить свое отношение к жизни, окружающим, будущей профессиональной деятельности;

-реализация в единстве трех подходов в процессе приобщения студентов к православному искусству: культурологического, аксиологического, личностного;

-постижение студентами художественно-эстетического своеобразия православного искусства, особенностей его образной системы, что, в свою очередь, является условием адекватного восприятия и проникновения в смысловые глубины конкретных произведений;

-целенаправленное использование специфических возможностей русского православного искусства и особенностей общения с ним для возбуждения эмоционального переживания заключенных в нем ценностей как психологического механизма их личностного принятия.

Организация процесса формирования ценностных ориентаций средствами русского православного искусства в рамках опытно - экспериментальной работы позволила выявить и апробировать целостную последовательность действий при обучении, воспитании и развитии студентов.

В основу опытно-экспериментальной работы было положено чтение разработанного нами спецкурса «Русское православное искусство: религиозные функции, эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал», дополненное внеучебной деятельностью, включавшей беседы, дискуссии, тематические вечера, посвященные религиозно-этической проблематике и ее отражению в произведениях православного искусства, циклы экскурсий в храмы ряда городов и близлежащих областей.

Вся опытно-экспериментальная работа строилась на основе выявленных и сформулированных нами педагогических условий и таким образом явилась методом проверки их обоснованности и действенности, способности обеспечить достаточную эффективность применению в образовательно-воспитательном процессе вуза православного искусства в качестве средства формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников.

Наше предположение о значимых изменениях в уровне сформиро-ванности у студентов ценностных ориентаций в результате использования в образовательном процессе высшей школы русского православного искусства в качестве средства приобщения будущих социальных работников к духовно-нравственным ценностям, имеющим общую гуманистическую основу с предстоящей им профессиональной деятельностью, нашло подтверждение в итогах опытно - экспериментальной работы.

Следует отметить, что процесс формирования профессионально значимых ценностей является длительным, рассчитанным на годы обучения в вузе, но основы ценностных ориентаций будущих социальных работников должны закладываться уже в начальный период обучения.

В организации такой работы необходимо учитывать особенности студенчества как социальной группы, а именно, наличие у студентов определенных ценностных ориентаций к началу их обучения в вузе, из чего следует, что эту работу необходимо начинать с проведения диагностики индивидуальных ценностей студентов, за которым последует объективация студентами их собственных ценностей. Профессиональная подготовка студентов в вузе, начиная с первого курса, должна включать мероприятия по осознанию студентами профессионально значимых ценностей, желательно в идеальном образе профессии, так как именно этот период характеризуется формированием у студентов представлений о профессиональном идеале как эталоне в предстоящей деятельности.

Апробация заявленных педагогических условий и полученные положительные результаты подтвердили основное положение нашей гипотезы, которая основана на предположении о генетической общности гуманистической основы профессионально обусловленных ценностей социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия.

Результаты проведенного исследования позволяют обозначить вопросы, заслуживающие дальнейшей разработки, в частности: русское православное искусство как средство формирования духовной культуры личности; русская православная педагогика и ее традиции в формировании нравственного облика будущего социального работника.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рыбина, Наталия Яковлевна, 2002 год

1. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии.- 1997.- №7.- С. 110-114.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.-1988.-№№7, 9.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.-320с.

4. Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры: Автореферат дис. д-ра филос. наук.- Ростов-на-Дону, 1999,- 38с.

5. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика.-1981.- №8.- С.61-69.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1.- М.: Педагогика, 1982.-318с.

7. Андреева И.Н. Пути исторического развития социальной работы в России (вторая половина XVIII-начала ХХвв.): Учебное пособие,- М.: МГПУ, 1999.-140с.

8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: 2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608с.

9. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления / Под ред. В.П.Давыдова.- Саранск: Изд-во Саранского ун-та, 1991.- 82с.

10. Ю.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.-256с.

11. Антология социальной работы: история социальной помощи в России / Сост. М.В.Фирсов.- М.: СВАРОГ НВФСПТ, 1994.- 288с.

12. Антонова O.A. Искусство и православие.- М., 1983.- 94с.

13. З.Антонова О.П. Музыка и церковь.- М.: Знание, 1997,- 173с.

14. Н.Апресян Р.Г. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности // Рациональное и эмоциональное в морали,- М., 1983.- С.24-25.

15. Арефьева Г.С. Социальная активность (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании).- М.: Политиздат, 1974.- 230с.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.-254с.

17. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика.- 1997.-№ 6.- С.115-117.

18. Беляев J1.A. Русское средневековое надгробие: белокаменные плиты Москвы и северо-восточной Руси XVII-XVIII веков. М.: Модус - Графита, 1996.- 563с.

19. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М.- 1999.- 37 с.

20. Беличева С.А. Специфика подготовки социальных работников в России //Профессионально-этические нормы социальной работы.-М., 1993 С.3-7.

21. Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества.- М.: Правда, 1989.- 607с.

22. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т.-М.:Искусство, 1994.-Т.1- 542с.

23. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Заветов.-М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988.- 1371 с.

24. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990.-143с.

25. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Социальные ориентации личности,- М.: Наука, 1979.-С.165-183.

26. Бодалев A.A., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика.- 1991.-№5.- С.11-19.

27. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. А.М.Прохоров: Изд. 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1973.- Т. 13,- 608с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2т. Т.1.- Смоленск: Русич, 1997.- 576 с.

29. Борзенков В.Г. На пути к новому натурализму // Высшее образование в России.- 1999,- №1.- С. 18-22.

30. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М.: SvR Аргус, 1994.-208с.

31. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография.-М., 1999.-184с.

32. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии,- 1996.- №2.- С.3-6.

33. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Культура, образование, религия: материалы круглого стола // Педагогика.- №5,1995,- С.52-56.

34. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви,- М.: Республика, 1994.-415с.

35. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XVI-XVIII вв.- М.: Мысль, 1992.- 637с.

36. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. -255с.

37. Вайсман P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. дис. к-та психол. наук,- М.: МГУ, 1973.-28с.

38. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М.: Социально-педагогический институт, 1998. - 424с.

39. Введение в культурологию: Учебное пособие / Под ред. Е.В.Попова.-М.: ВЛАДОС, 1995.- 336с.

40. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIXb.- М.: Искусство, 1986.- 254с.

41. Викторов A.LLI. История русской культуры. М., 1997.- 105с.

42. Витаньи И. Научное управление профориентацией: Автореф. дис. к-та пед. наук. М., 1970.- 23с.

43. Вичев В. Мораль и социальная психика.- М.: Прогресс, 1978.- 356с.

44. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностных ориен-таций в социологическом исследовании // Философские науки.- М., 1968.- №2.- С.48-54.

45. Воронцова Л.М. Религия прошлого угрожает будущему // Религия и права человека: на пути к свободе совести. Вып. 3.- М.: Наука, 1996.-С. 18-25.

46. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 517с.

47. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 500с.

48. Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго на встрече с членами Российской академии образования 29.12.1994г. // Магистр,- 1995,-№2,- С.З.

49. Гаврюшин Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХвв.: Антология.- М.: Прогресс, 1993.- 400с.51 .Гараджа В.И. Социология религии,- М.: Аспект Пресс, 1996.- 238с.

50. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике // Сочинения: в 14т,- М., 1938 1958.-Т.14. (1958 г.).-440 с.

51. Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга.- СПб.: Изд-во христианского об-ва «Библия для всех», 1999.- 74с.

52. Голуб С.Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема// Специалист.- 1999.- № 10,- С.37-39.

53. Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.- 1997.-№3.-С.60-67.

54. Гостев А. (священник). Церковный взгляд на общественное оздоровление / Новый мир.-2001 № 1 .-С. 142-155.

55. Грязнова Т.М. Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции (на материале русского православия): Дис. канд. философ, наук: 09.00.05.- Саранск, 1999,- 141с.

56. Гудечек Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистич. обществе: активность и развитие личности. М.: Наука, 1989,-С.102-110.

57. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.- М.: Гардарика, 1998.-472с.

58. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- М.: Русский язык, 1989.-Т 1.- 699с.

59. Джилавян Л.X. Социально-профессиональная ориентация выпускников педагогических вузов: Автореф.дис. канд. философ, наук.- М., 1978.-23с.

60. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия,- Алма-Аты: Наука КазССР, 1990,- 199с.

61. Додонов Б.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала ХХвв,- М.: НТО и ПРАО, 1994.- 140с.

62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Общественные науки.- 1979.- №4,-С.131-132.

63. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов,- М.: Политиздат, 1967.-351с.

64. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности,- М.: Наука, 1977.- 334с.

65. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь (Рождественские чтения).- М., 1998,- 255с.

66. Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студентов: Сб. статей / Под ред. H.A.Коваль,- Тамбов, 1995.- 100с.

67. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования.- 1991,- №2.- С. 106-114.

68. Завадский С.А., Новикова Л.И., Шикарук В.А. и другие. Искусство в мире духовной культуры: Монография / Под ред. Е.П.Шудря.- Киев: Наукова Думка, 1985.- 239с.

69. Закон Божий. -М., Молодая гвардия, 1993.- 723с.

70. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Логос, 2001,- 384с.

71. Иванов П., Давыденков О., Каламов С. Христианство и религии мира М.: Про-Пресс, 2000.- 204с.

72. Игумен Иоанн. Православие как первооснова и оправдание русской культуры / Доклад на VI Рождественских чтениях. 26 января, 1998.- 16с.

73. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 4-х т.- Париж М., 1993.-Т.1.- 448с.

74. Ильин И.А. За национальную Россию // Слово.- 1991.-IV.- С.51-55.

75. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие.- М.: Логос, 2000.- 431с.

76. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.- 128с.

77. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход.- М.; Белгород, 1999.- 224с.

78. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.- М,- Белгород: БелГПИ, 1993,- 219с.

79. Каверин С.Б. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие." Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996.- 80с.

80. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии,- 1985.- №9.- С.91-102.91 .Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса,- М.: Новая школа, 1993.-80с.

81. Кант И. Соч. в 6-ти томах,- М.: Мысль, 1995.- Т.4,- 544с.

82. Касперавичус М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990.-32с.

83. Киселева Т., Культурология и социальная педагогика. Линии сопряжения // Социальная работа. 1993. - №2 (3). - С. 40 - 41.

84. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. -Москва Тамбов: ТГУ, 1997. - 64с.

85. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 254с.

86. Козлов A.A. Социальная работа и проблемы духовности // Российский журнал социальной работы. 1996.- № 1.- С. 22 - 26.

87. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политические науки.- 1991.- №10.- С.30-37.

88. Кошмина И.В. Духовная песня путь к пониманию религиозного искусства школьниками / Современные подходы к теории эстетического воспитания (Материалы и тезисы Буровских чтений).- М.: ИХО РАО, 1999.- С.150-153.

89. Кравченко М.Б. Возрождение традиций русской школы в регионе // Образование в регионе.- Тамбов, 2001. Вып. 7.- С.9-12.

90. Кравченко Т.А. Мотивационно-ценностная сфера субъектов образовательного процесса: В кн. Ценостно-мотивационные организации студентов вузов в современной России / Под ред. И.А.Зимней.- М., 2000.-С.63-81.

91. Кузнецова Г.Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: Автореф. дис. канд. пед. наук,- М.,1996,- 16с.

92. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учебное пособие.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997,- 289с.

93. Культурология. XX век. Словарь.- СПб: Университетская книга,1997,- 630с.

94. Кураев A.B. Абсентеизм в современной религиозной критике / Со-циологос. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В.Винокурова и А.Ф.Филиппова.-М.: Прогресс, 1991С.346-360.

95. Кураев А. (диакон). Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва - Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996.- 21с.

96. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. - №5. —С.3-19.

97. Лапин Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования.- 1994,- №5.- С.3-8.

98. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. - 221с.

99. Левик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л., 1990.- 29с.

100. Левко А.И. Социально-культурная сущность образования: Автореф. дис. д-ра социол. наук.- Минск, 1992.- 29с.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975,- 304с.

102. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / Избр. психол. произвел.- М.: Педагогика, 1993.-Т.2.- С.232-239.

103. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Политиздат, 1972,- 575с.

104. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень,- №4(19). Вып. 1 / Отв. ред. В.А.Ядов, И.С.Кон,- М., 1969,- 179с.

105. Лоншакова H.A. Развитие жизненных и профессиональных ориентаций студентов технического вуза: Автореф. дис. к-та социол. наук.-Екатеринбург, 1998. 16с.

106. Лосев А.Ф. Из ранних произведений,- М.: Правда, 1990,- 410с.

107. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. Вступительная статья // Соловьев B.C. Сочинения в 2т.- М.: Мысль, 1988.- Т. 1 .-С.3-32.

108. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

109. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.- 432с.

110. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра,- М.: Политиздат, 1991368с.

111. Лыфенко Д.В. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника: Автореф. дис. к-та пед. наук.- Калуга, 1998.- 19с.

112. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. 4.2.- М.- Тамбов, 2000.- 143с.

113. Мальцева В.М., Зеньковский В.В. О духовно-нравственном развитии личности // Педагогика.-1999.-№4.-С.96-98.

114. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореферат дис. д-ра пед. наук: 13.00.02.- М., 1996.- 39с.

115. Малюков А. Психология переживания и художественное развитие личности.- Дубна.- Изд. центр «Феникс», 1999.- 256с.

116. Малюков А.Н. Феномен события переживания в теории и практике художественно-эстетического воспитания школьников / Современные подходы к теории эстетического воспитания (материалы и тезисы Бу-ровских чтений).- М.: ИХО РАО, 1999,- С. 118-122).

117. Маннгейм Карл. Диагноз нашего времени / Пер с нем.- М.: Юрист.-1994.-700с.

118. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая школа, 1990.- 127с.

119. Масленникова H.H. Становление профессиональной педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис. к-та пед.наук: 13.00.08,- Ростов-н / Д, 1999,- 180с.

120. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие.- М.:

121. Владос, МГСУ, 1999,- 206с.

122. Медведева H.A. Формирование ценностных ориентаций у учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования средствами православного посвещения: Дисс. к-та пед. наук.-Курган, 2000.- 171с.

123. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7-ми т. /Предисл. С.С.Аверинцева.- М.: СП «Слово», 1991.-Т. 1,- 287с.

124. Мень A.B. Радостная весть. Лекции. Выпуск 1.- М.: АО «Вита-Центр», 1991,- 162с.

125. Мень A.B. Сын человеческий.-М.: «Вита-Центр», 1991.-161с.

126. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.Мескон, А.Альберт, Ф.Хедоури. -М: Дело, 1995.-701с.

127. Миронова Н.И. Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла 1969-е начало 1990гг.): Дис.к-та пед. наук: 13.00.01.- М., 1999.- 203с.

128. Митрошенков O.A. Антология гуманизма и тоталитаризма.- М., 1993.-С.14-20.

129. Модернизация в России и конфликт ценностей.- М.: Наука, 1994,- 250с.

130. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе,- Тамбов, 1999.- 148с.

131. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания / Отв. ред. Л.Г.Олех.- Новосибирск: Изд-во «Наука», 1984,- 320с.

132. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. -№4. - С. 153-156.

133. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие, ч.1.- Пенза, 1994.- 172с.

134. Музыка: Большой энциклопедический словарь / М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 671.

135. Мчедлов М.П. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования.- 1994,- №5.- С.9-13.

136. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР.- М., 1960.-Т.2.-С.-110-125.

137. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. 356с.

138. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания.- М., 1969,-246с.

139. Наумова Н.Ф. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека,- М.: Институт социологии РАО, 1990.- 110с.

140. Неменский Б.М. Искусство это особая форма познания / Круглый стол: Духовность, художественное творчество, нравственность.- М.: РАО, 1991.- С.36-38.

141. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.-.Просвещение, 1987.- 255с.

142. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учебное пособие для вузов,- М.: Московский психологический институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2000.- 176с.

143. Никитина Л. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников.- 2001.-№2.- С.20-23.

144. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997,- 223с.

145. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова.- М.: Высшая школа, 1994.-366с.

146. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования.- 2000.- №9.- С.119-122.

147. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Методическое пособие.- М.: Высшая школа,1991.- 79с.

148. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. - №6. - С.24-36.

149. Панов A.M. Об уровнях профессионального мастерства работников социальных служб: Материалы II научн. конференции Ассоциации работников соц. служб.- М.: Социальная работа, 1999.-С.83-99

150. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколлед-жей / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 640с.

151. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1997,- 512с.

152. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина.-Ростов-н/ Д, 1998,- 544с.

153. Педагогическая технология / Сост. Щуркова Н.Е. М.: Педагогика,1992.- 88с.

154. Печчеи А. Человеческая революция // Человеческие качества,- М.: Прогресс, 1985,- С.210-289.

155. Погодаев Н.П. Социальные ценности демократического социума. -Томск, 1991. Рукопись деп. в ИНИОН РАН 20.08.92, №46942.

156. Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. -Иркутск: ИГПУ, 1997. 132с.

157. Попов J1.A. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика.- 1999.-№6.- С.109-114.

158. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001.- 688с.

159. Профессионально-этический кодекс членов межрегиональной ассоциации работников социальных служб // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2000. №2.- С.84-88.

160. Риккерт Г. Науки о культуре / Культурология. XX век. Антология: Перевод / Сост. С.Я.Левит.- М.: Юрист, 1995.- С.69-103.

161. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования,- М., 1992,-154с.

162. Рубина Л.Я. Динамика жизненных ориентаций студенческой молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов: РАН, Институт социологии, 1992.- С.81-94.

163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.-Т.2,- М.: Педагогика, 1989.-328с.

164. Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.В.Емельянов. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.-398с.

165. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.- 222с.

166. Рыбакова H.A. Социальный работник как личность // Ученые записки: Научно-теоретический сборник.- М.: Изд-во МГСУ «Союз».-Вып.2,- С.75-82.

167. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л.: Наука, 1979.- 264с.

168. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 255с.

169. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки,- 1990.- №12.- С. 100-104.

170. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2000.- 216с.

171. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.- 224с.

172. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т.И.Кухтеревич и В.М.Прокопенко. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 122с.

173. Соколова Л.А. Духовно-нравственные традиции русского народа // Программы факультативов духовно-нравственной направленности для светских школ. Вып. 2.- Воронеж, 1999.- 36с.

174. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.- М.: Мысль, 1988.- Т.1- 894с.

175. Солодянкина A.C. Этические и профессиональные ценности в социальной работе. Этика социальной работы: Материалы методического семинара. М., 2000.- 204с.

176. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Под редакцией Л.А. Арутюнян, Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995.- 314с.

177. Социальная работа в России: прошлое и настоящее (Сборник статей и материалов).- Москва-Ставрополь, 1998.- 341с.

178. Социологический словарь / Сост. А.Н.Елсуков, К.В.Шулыа.-Минск,1991.- 528с.

179. Старов М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: Монография,- М,- Тамбов: Изд-во МГУ им. В.И.Ленина; изд-во им. Г.Р.Державина, 1996 .- 206с.

180. Стародубцева М.С. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX XX вв.: Автореф. дис. к-та пед. наук.- Курск.- 2001.- 22 с.

181. Столович JI.H. Жизнь Творчество - Человек: Функции художественной деятельности.- М., 1985.- 415 с.

182. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аскиологии.- М.: Республика, 1994,- 464с.

183. Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи: Дисс. к-та филос.наук.-М., 1996,- 150с.

184. Столярова И.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования. 1992. -№3. - С.- 77-85.

185. Сокровищница духовной мудрости / Сост. протоиерей Михаил Ней-гум: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.- 696с.

186. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина.- М.: ИНФРА-М., 2001.- 207с.

187. Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ф.Исаева.- Белгород: Изд-во БелГУ, 1999,- 222с.

188. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой,- М.: Юрист, 1998,- 334с.

189. Токмакова Л.В. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений: Дис. канд. социол. наук.- М., 1993.- 180с.

190. Топчий Л.В. Проблемы гуманитарной подготовки и нравственно-эстетического развития специалиста социальной работы // Ученые записки: МГСУ.- 1999,- №3.- С. 105-118.

191. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1968.- 124с.

192. Тугаринов В.П. Философия сознания.- М.: Политиздат, 1971,- 234с.

193. Тэнасе А. Культура и религия.- М.: Изд-во политической литературы, 1977.- 128с.

194. Угринович Д.М. Искусство и религия.- М.: Политиздат, 1985.- 320с.

195. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966,- 451 с.

196. Файнбург З.И. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень. №4(19) / Серия: материалы и сообщения,- М., 1969.-С.170-177.

197. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.- М.: Наука, 1999.-134с.

198. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1983,- 840с.

199. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.- У1-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991,- 560с.

200. Философия социальной работы.- М.:Издательство МГСУ «Союз». -1998.- 207с.

201. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999,- 256с.

202. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2000,- 432с.

203. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины,- М.: Правда, 1990,-Т.1.- 827с.

204. Флоренский П.А. Храмовое действие как синтез искусства // Журнал Московской патриархии,- 1992,- №1,- С. 14-16.

205. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности / Под ред. В.Н. Гасилина.- Саратов: Изд-во СГУ, 1997.- 48с.

206. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем., общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.- 368с.

207. Фромм Э. Душа человека / Общ. ред., сост. и предисл. П.С.Гуревича.- М.: Республика, 1992.- 430с.

208. Хайдеггер ,М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.-М.: Республика, 1993.-447с.

209. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.-М.: Просвещение, 1992.- 160с.

210. Червякова Г.А. Методологические аспекты теории социальной работы как науки // Ученые записки: МГСУ.- 1998.-№2.- С.60-67.

211. Чижакова Г.И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1999.- 34с.

212. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 200с.

213. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях,- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1998,- 192с.

214. Шаршов И.А Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дисс. канд. пед. наук.- Белгород, 2000,- 212с.

215. Шестун Е. (Священник Е.Шестун). Православная педагогика.-Самара, 1998.- 480с.

216. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. .д-ра пед наук,- М., 1991.- 400с.

217. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации и психологические установки в профессиональной подготовке социальных работников // Российский журнал социальной работы. 1999.- №1,- С. 115 - 124.230. трейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998.- 270с.

218. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова.- М., 1995.- 939с.

219. Этика социальной работы (Материалы методологического семинара) / Под ред. Л.В.Бадя. М., 2000.- 203с.

220. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. М.: «Высшая школа», 1999. - 332с.

221. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы.- М., 1995.- 60с.

222. Яблоков И.Н. Социология религии.- М.: Мысль, 1979.- 366с.

223. Ядов В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность. М., 1977.- С.380-392.

224. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975.-С. 89-106.

225. Языкова И.К. Богословские иконы,- М., 1995.- 208с.

226. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.: Высшая школа, 1977.- 224с.

227. Яковлев Е.Г. Проблемы взаимодействия искусства и религии в современной эстетике // Вопросы теории и истории эстетики. Вып.7.- М., 1972.-213с.

228. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования.- 1995.- №12.- С.39-47

229. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов.- 3-е изд., испр. и доп.-ПРО-ПРЕСС, 2000.- 456с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.