Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентаций учителей сельской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Минкин, Сергей Иванович

  • Минкин, Сергей Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 233
Минкин, Сергей Иванович. Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентаций учителей сельской школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Минкин, Сергей Иванович

Введение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ.

1.1. Содержание, сущность и структура ценностных ориентаций учителей сельской школы.

1.2. Православная культура как фактор формирования ценностных ориентаций учителей сельской школы.

1.3. Взгляды и представления о православной культуре в системе ценностных ориентаций учителей сельской школы.

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ.

2.1. Опыт изучения взглядов и представлений о православной культуре в системе ценностных ориентаций учителей сельских школ.

2.2. Педагогические условия формирования взглядов и представлений о православной культуре в структуре ценностных ориентаций учителей сельской школы.

2.3. Динамика формирования и трансформации ценностных ориентаций учителей сельских школ в процессе ознакомления с основами и историей православной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентаций учителей сельской школы»

АКТУАЛЬНОСТЬ. Ценностные ориентации являются одним из ключевых структурных образований в системе личности. Ценностные ориентации представляют собой результат длительной, многосторонней как сознательной, так и бессознательной переработки жизненного опыта индивида. На их основе происходит структурирование и иерархизация жизненного опыта личности. Ценностные ориентации служат активно и постоянно функционирующим психологическим инструментом личности, позволяющим осуществлять отделение значимого, существенного для личности, от незначимого и несущественного.

Начало исследованию ценностных ориентаций как культурно-психологического феномена было положено работами немецкого философа Р. Г. Лотце в середине XIX века. С середины этого столетия и по сей день интерес к проблеме ценностей и ценностных ориентаций стабильно нарастал, захватывая все новые научные области и постоянно усложняя и обогащая аксиологическую проблематику. Если первоначально на протяжении многих десятилетий изучением ценностных ориентаций занималась прежде всего философия, в каковой к началу XX столетия и выделился особый раздел - аксиология, главным предметом исследования которой становятся именно ценности и ценностные ориентации, то в настоящее время можно фактически говорить о формировании особой самостоятельной науки аксиологии, активное развитие которой воздействует практически на все гуманитарные дисциплины и во многом определяет направление основного вектора гуманитарного знания в современном мире. Нельзя назвать ни одной гуманитарной науки, в которой за последние десятилетия не выделился бы аксиологический аспект. Педагогика, естественно, не является исключением из этой общенаучной тенденции. Все более авторитетными и популярными в педагогической науке становятся именно аксиологические исследования. Исследования разнообразных проблем обучения и воспитания все больше затрагивают аксиологическую проблематику, делая её одной из ключевых в контексте педагогической науки. Педагогическая аксиология все чаще входит составной частью в структуру современных учебных пособий по педагогике.

Значимость изучения особенностей формирования ценностных ориен-таций педагога, их структуры, направленности, особенностей динамики, зависимости от тех или иных социальных и психологических факторов трудно переоценить, так как главнейшей целью педагогической профессии всегда было воспитание, которое в аксиологической перспективе может рассматриваться как трансляция специфического ценностного отношения от старших поколений младшим. В центре педагогического процесса всегда в той или иной форме стояло формирование ценностного отношения как к определенным аспектам реальности, так и к миру в целом.

С другой стороны, сам педагог всегда являлся как носителем определенной индивидуальной ценностной системы, детерминируемой огромным множеством социально-культурных и индивидуально-психологических факторов, так и «транслятором» совершенно определенной «официальной» системы ценностей, принятых в данном обществе в качестве определенного ценностного стандарта. Таким образом, педагог в своей профессиональной деятельности так или иначе неизбежно совмещает две ценностные системы: ценностную систему, рассматриваемую как определенный аксиологический стандарт в данном обществе, т. е., условно говоря, некую «объективную» ценностную систему, с одной стороны, и свою собственную субъективную систему ценностных ориентаций. Между двумя названными ценностными системами также существует диалектическое взаимодействие. Каждая из взаимодействующих ценностных систем, по своей сути, система открытая, и потому каждая из них непрерывно развивается. Взаимодействие названных ценностных систем вкупе с фактором их постоянного развития, взаимоадаптационные процессы, постоянно имеющие место в ходе взаимодействия между этими системами, - все это ведет к предельному усложнению индивидуальной структуры ценностных ориентаций педагога и, естественно, к усложнению механизмов ценностной трансляции в ходе педагогического процесса.

Но сложность названных процессов отнюдь не подразумевает их непознаваемости. И одной из важнейших вех на пути к более или менее полному пониманию данного процесса является анализ различных составляющих индивидуальной структуры ценностных ориентаций педагогов.

Аспект духовных ценностей педагога принадлежит к числу, в целом, более или менее подробно исследованных вопросов. Однако в контексте проблемы становления системы духовных ценностей педагога выделяется практически неисследованная сторона - это аспект влияния религиозных ценностей вообще и ценностей православной культуры в частности на процесс формирования ценностных ориентаций педагога. Причина недостаточной исследованности этого феномена коренится в негативном отношении советской педагогической науки и господствовавшей идеологии ко всему религиозному, что привело в свое время не только к требованию поголовного атеизма среди всех педагогов, но и к фактическому запрету на исследование вопроса об отношении педагога к религии, каковое априорно рассматривалось как стандартно атеистическое. В силу же содержательной недостаточности того, что именовалось атеистическим воспитанием и просвещением по всей образовательной вертикали от средней школы до вуза, учитель входил в педагогическую профессию либо с крайне убогим или прямо неверным представлением о феномене религии в целом и православии в частности, либо с полным непониманием этого сложного явления и равнодушием к нему, что, в свою очередь, вело к личностному обеднению педагога и ошибкам в решении тех воспитательных проблем, которые тем или иным образом выходили на рассматриваемую проблематику. Сейчас можно совершенно определенно сказать, что мы не имеем никакой достоверной информации не только о религиозной составляющей духовных ценностей советского учительства, но и о религиозных взглядах и представлениях советских педагогов.

С наступлением перестройки и изменением отношения в обществе к религиозным ценностям меняется и отношение к восприятию педагогом феномена религии, религиозной и православной культуры. Тем не менее, подавляющее большинство педагогов, работающих в современных российских школах, получили образование ещё в «доперестроечный» период и, как показывают различные исследования, в своем отношении к религии исходят из эклектичного сочетания старого багажа «научно-атеистических» представлений с элементами нового, но ещё очень плохо понятого взгляда на православие и православную культуру.

Появляются религиозные учителя, часто не скрывающие своей веры. По всей стране возникло множество церковных средних учебных заведений, в которых преподают выпускники тех же светских педагогических вузов, что и в государственной системе среднего образования. При этом очень многие верующие учителя работают в государственных школах, характер образования в которых имеет в соответствии с законом принципиально светский характер. Все это не может не сказываться на формировании ценностных ори-ентаций и мировоззренческой системы подрастающего поколения.

В целом ряде государственных школ ведутся различные факультативные занятия по истории религий и истории православной культуры. Характер и направленность этих факультативных курсов не всегда четко определены и провоцируют массу критических замечаний и острой полемики, которая часто объясняется плохой осведомленностью как самих педагогов, так и общественности в сути вопроса.

Не стоит забывать и об огромной роли, которую религия и церковь (в случае России это, в основном, православная религия и церковь) играли в истории нашей страны, её культуры и образования. В настоящее время культурно-историческое значение религии (естественно, во всей его сложности и неоднозначности) становится все более очевидным каждому. Невозможно представить себе современного российского учителя и, в особенности, преподавателя гуманитарных предметов, который мог бы полностью исключить религию и православие, прежде всего, из сферы своих профессиональных и личных интересов. Так или иначе, непосредственно или опосредованно, религия, религиозная культура, культура православная воздействует на формирование диспозиционной структуры личности педагога, его ценностных ориентации Однако в настоящее время процесс этот, в основном, идет стихийно и хаотически. Практически никак не отслеживается его динамика и направленность, воздействие на характер выполнения педагогом своих профессиональных обязанностей.

Современная ситуация в конфессиональной сфере отличается сложностью, неоднозначностью, конфликтностью. Религия все более тесно переплетается с политикой. Экономические и социальные конфликты все более часто выступают под прикрытием религиозных. Все это не может не вторгаться в сферу образования. Большинство учителей (и даже учителя истории) оказываются не готовы к ясному и аргументированному обсуждению этих проблем с учащимися, что, в свою очередь, плодит новые и не всегда столь уж небезопасные заблуждения в среде молодого поколения, и мрачными плодами подобного невежества могут стать религиозная, национальная и культурная нетерпимость.

Современный мир - и Россия в том числе - изобилует многочисленными неорелигиозными объединениями крайне деструктивного характера. Главной целью воздействия подобных объединений является молодежь, старшеклассники. Очень часто, как показывают исследования многих авторов, молодые люди приходят в тоталитарные секты, потому что не смогли получить удовлетворительного ответа на свои духовные запросы ни в семье, ни в школе. Учителя часто боятся этих проблем, так как не имеют опыта работы с ними. Их этому практически никто не учит.

Все это является следствием отсутствия внимания к формированию данной составляющей ценностных ориентаций педагога, к её структуре и динамике. Каждый педагог имеет то или иное отношение к ценностям религиозной культуры, у каждого педагога сформировался тот или иной взгляд на религиозную культуру и, в частности, на культуру православную, соответствующие представления о ней. Очень важно понять, с одной стороны, насколько конструктивным является это отношение, каким образом оно может влиять на профессиональную деятельность педагога. С другой стороны, не менее важно наметить пути воздействия на ценностные ориентации педагога, на ту их составляющую, которая так или иначе соотнесена с взглядом на православную культуру, с тем, чтобы в процессе повышения квалификации скорректировать названные взгляды, представления и ценностные структуры в направлении большего соответствия тем требованиям, которые общество предъявляет к современному педагогу и его профессионально-личностным характеристикам.

С точки зрения рассматриваемой проблематики особый интерес представляет именно сельский педагог. Традиционно в российской дооктябрьской педагогической литературе сельский педагог рассматривался как хранитель и «транслятор» традиционных ценностей российской культуры и цивилизации. Большое и важное место среди этих ценностей занимали ценности религиозные, православные. Более того, с точки зрения авторов славянофильского направления вся деятельность сельского педагога должна быть пронизана религиозно-православным отношением к миру и своей профессиональной деятельности.

За годы советской власти религиозно-православный фундамент духовности сельского педагога был значительно подорван. Однако самоотверженное подвижническое отношение к своей профессии у сельского педагога сохранилось и в этот период. Труд сельского педагога можно рассматривать как героический подвиг, по своему аскетизму и духовному горению сродни подвигам религиозных подвижников. Можно утверждать, что корни подобного отношения к своей профессии уходят в ценностный комплекс, соотносившийся с трудом сельского учителя в дооктябрьскую эпоху.

С наступлением перестройки распад сельского социума, начавшийся ещё в советскую эпоху, приобретает ещё большие темпы. Одновременно с этим намечается определенный возврат к традиционным российским ценностям. Возникают попытки создания особой учебно-воспитательной системы сельской школы, основанной на главнейших традициях и ценностях российской культуры. Почти все авторы, пишущие на эту тему, подчеркивают то, что подобный возврат невозможен без определенной положительной переоценки православных ценностей, ибо они составляли значительный, коренной пласт ценностей русского села.

В современном российском обществе наблюдается заметный рост интереса к православию и православной культуре, растет авторитет и влияние православной церкви, которая начинает играть все более активную роль в самых различных сферах жизни» политической, экономической, культурной. Все большую заинтересованность начинает проявлять православная церковь в вопросах образования. Проблемы истории и современного развития православия и православной культуры занимают все большее место в учебных программах гуманитарных предметов: истории, обществознания, литературы и др. Православная культура, её история составляют важный раздел краеведческих курсов, регионального компонента школьного образования на территории подавляющего большинства российских областей. Трудно переоценить роль православной культуры в формировании русской культуры, русского языка, российского искусства, облика русских городов и сел. Растет интерес школьников к роли православия и православной культуры как в прошлом России, так и в её настоящем.

С другой стороны информированность педагогов - и, в особенности, педагогов сельских - в истории православной культуры, знание ими особенностей её развития и современного состояния, характера её влияния на русскую светскую культуру явно недостаточен. Учителя часто не владеют самой простой информацией, связанной с исторической и нравственной составляющей православной культуры, что значительно обедняет их общий и профессиональный кругозор, снижает возможности педагогического воздействия на процесс личностного формирования учащихся.

Таким образом, существует противоречие между наличием очевидного влияния православной культуры на педагогов и недостаточной разработанностью данной проблемы, а также между необходимостью формирования у педагогов взглядов и представлений о православной культуре, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и российского общества, и недостаточной информированностью рядового российского педагога - в особенности, сельского - в основах православной культуры, в характере её взаимодействия со светской культурой.

Учитывая выбор темы исследования для решения основного противоречия, проблема исследования заключается в том, чтобы выявить научные основы организационной структуры, содержания и технологии религиоведческого просвещения педагогов в системе повышения квалификации, ознакомления их с основами православной культуры, формирования у педагогов современных взглядов и представлений о православной культуре, создания необходимых условий для включения названных взглядов и представлений в качестве важнейшей составляющей ценностно-мировоззренческих основ личности учителя.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации учителей сельских школ.

Предметом исследования является процесс формирования взглядов и представлений о православной культуре в системе ценностных ориентаций учителей сельских школ.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы формирования ценностных ориентаций учителей сельской школы под влиянием православной культуры;

- раскрыть сущность, содержание и структуру ценностных ориентаций учителей сельской школы, сформированных под влиянием православной культуры;

- разработать основные положения организации ознакомления сельских педагогов внеконфессиональных учебных заведений с основами и историей православной культуры в системе повышения квалификации;

- определить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию изучения педагогами сельских школ основ и истории православной культуры;

- разработать и внедрить в практику работы системы повышения квалификации научно-практических рекомендаций по формированию современных взглядов и представлений учителей сельских школ о православной культуре;

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс изучения педагогами сельских школ основ и истории православной культуры на базе СПК способствует формированию устойчивого ценностного отношения к православной культуре как составной части духовной культуры России во всей сложности и многообразии её проявлений, расширяет ценностный базис личности педагога, за счет включения в него важнейших этических, эстетических, нравственно-патриотических ценностей православной культуры при выполнении следующих основных условий:

- создание светской концепции православной культуры как составной части и одного из важнейших источников формирования духовной культуры России в целом;

- разработка и внедрение в систему повышения квалификации педагогов спецкурса по внеконфессиональному ознакомлению педагогов сельских школ с основами и историей православной культуры;

- диагностика исходного состояния ценностных ориентаций педагогов сельских школ и динамики их трансформации под влиянием изучения основ и истории православной культуры.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; о диалектическом характере взаимодействий в материальном мире; о социально-исторической детерминированности общественных явлений; об объективном и общечеловеческом характере важнейших высших ценностей и субъективном характере отражения ценностей в индивидуальной системе ценностных ориентаций; о социальной, деятельной и творческой природе личности, многофакторном характере её развития.

Конкретная методология исследования базируется на общефилософском системном подходе к познанию и преобразованию человеческой и педагогической действительности, основанному на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, их преемственности в процессе непрерывного педагогического образования; принципах детерминизма и историзма; принципах единства логического и исторического в педагогическом познании, единства и взаимосвязи личностного и социального аспектов культуры.

Исходные методологические позиции исследования базируются на культурологическом принципе изучения педагогических явлений; на гуманитарно-антропологическом подходе к познанию человека как целостного явления в его взаимодействии с окружающим миром; на социологических, психологических и педагогических концепциях процесса развития личности, представлениях о его поступательном и непрерывном характере; на концепции деятельности как главнейшей движущей силы развития личности; на концепции индивидуально-целостной системы субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности как психологического ядра личности; на идеях взаимовлияния человека и общества, человека и культуры.

Говоря о теоретико-методологических основаниях исследования, необходимо отметить, что в качестве основных в нашей работе использованы аксиологический, культурологический, системно-целостный, антропологический, личностно-деятельностный, акмеологический подходы. Их совокупность позволяет наиболее адекватно и полно осуществить анализ предмета исследования, представить развитие личностно-профессиональных качеств учителя с точки зрения деятельностного подхода как феномен целостный и динамический.

Методология, основанная на использовании этих подходов, включает ряд важнейших для нашего исследования методологических регулятивов, таких, как многофакторность развития личности (в нашем случае личности учителя); многоаспектность природы субъект-объектных и субъект-субъектных связей и отношений в педагогической деятельности; сложное диалектическое взаимодействие социальных, культурно-исторических и психологических факторов в процессе формирования оценочного отношения к действительности; преемственность и непрерывность педагогического образования.

В качестве методологической доминанты исследования мы избрали аксиологический подход, основные положения которого изложены в трудах Н.

A. Бердяева, о. С. Булгакова, О. Г. Дробницкого, А. А. Ивина, М. С. Кагана,

B. С. Леднева, Н. О. Лосского, Г. Лотце, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Соловьева, Л. Н. Столовича, В. П. Тугаринова, Г. П. Федотова, о. П. Флоренского, С. Л. Франка, В. А. Ядова и др.

Методологической основой исследования является общая теория научной аксиологии, вскрывающая сущность и структуру феномена ценности и ценностного отношения и являющаяся научно-теоретическим основанием исследований аксиологической тематики. Теоретико-методологическим ориентиром в исследовании выступают ведущие подходы к трактовке феномена ценностей и ценностных ориентаций: социальной детерминированности ценностного отношения (А. И. Донцов, А. Г. Здравомыслов, Л. Д. Квирия, Н. И. Лапин, В. П. Тугаринов, Л. Г. Юлдашев и др.,)/ личностного характера ценностного отношения (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Алексеев, М. С. Каган, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.); универсальности высших «общечеловеческих» ценностей (М. С. Каган, В. С Кутырев, Н. О. Лосский, Н. С. Розов, о. П. Флоренский, М. Шелер и др.).

Кроме того, в качестве методологической основы исследования выступали также основные теоретические положения социологии религии и религиоведения. Основными методологическими ориентирами в исследовании выступали наиболее характерные для современных исследований в контексте названных наук подходы: религии как культурно-исторического феномена (М, Вебер, П. П. Гайденко, Ч. Глок, Ю. Н. Давыдов, Г. Зиммель, Ю. А. Левада, К. Леви-Стросс, Дж. Фрэзер, Б. П. Шулындин и др.); ценностно-образующей функции религиозности (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. С. Каган, Н. О. Лосский, М. П. Мчедлов, Р. Фридланд, Е. С. Элбакян и др.); социально-психологической функции религии (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, О. Конт, М. Г. Писманик, Г. Олпорт, Р. Тулес, Д. М. Угринович, 3. Фрейд и др.); эволюционного характера религии и индивидуальной религиозности (Ю. Л. Василевский, М. Вебер, Д. Гамплова, К. Каариайнен, М. Н. Кузьмин, Л. Г. Новикова, Т. Парсонс, Д. Е, Фурман, К. Г. Юнг и др.).

Теоретические основы исследования базируются на общих теориях формирования личности педагога (Ю. П. Азаров, С. Г. Вершловский, М. Я Виленский, Ф. Н. Гоноболин, В. И. Загвязинский, Н. Е. Мажар, А. В. Мудрик, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков и др.); на философских концепциях ценностей (С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. О. Лосский, В. Виндельбанд, Д. Пантич, Л. Н. Столович, В. П. Тугаринов, Н. 3. Чавчавадзе, М. Шелер и др.); на идеях антропоцентрической теории культуры (М. М. Бахтин, В. И. Вернадский, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенков, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, П. Тейяр де Шарден, М. Шелер и др.); на психологических теориях личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, П. К. Анохин, Б. С. Братусь, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); на идеях об основополагающей роли духовности и приоритетности духовных ценностей в воспитании личности (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, С. С. Куломзина, Д. С. Лихачев, Т. И. Петракова, С. А. Рачинский, Л. В. Сурова, В. А. Су-хомлинский, Е. В. Трубицина, К. Д. Ушинский, И. В. Чуткова и др.).

В основу разработки научной концепции исследования также положены следующие идеи: об интегральных характеристиках личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Н. Ф Добрынин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн); теории социальной адаптации личности (Л. П. Буева, А. В. Мудрик, И. С. Кон, М. И. Бобне-ва); о механизмах развития личности в деятельности (К. А. Абульханова-Славская, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский); о закономерностях и принципах формирования готовности к деятельности педагога (И. Ф. Гоно-болин, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков); целостности, полисубъектности, диалогичности и открытости педагогического процесса (Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, В. Я. Ситаров, И. А. Шакиров, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов); об «аттитюдном» характере ценностей (Г. М. Андреева, М. Рокич, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов); о регулятивном характере ценностей и ценностных ориентаций (И. Берлин, А. И. Донцов, А. Г. Здравомы-слов, О. В. Кобелева, Н. С. Розов, Ю. В. Синягин); о принципах взаимоотношений религии и образования (И. С. Артюхова, Е. П. Белозерцев, Ю. Л. Василевский, В. В. Зеньковский, С. С. Куломзина, А. Е. Лихачев, Б. Т. Лихачев, Л. Г. Новикова, Л. А. Попов, А. В. Сидоренков, Е. В Трубицина, И. Г. Фомичева, Е. Шестун); о культурно-исторической, образовательной и социальной специфике сельской школы (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бонадревская, Д.М. Вер-диев, Г. Н. Волков, М. П. Гурьянова, М. И. Зайкин, А. Е. Кондратенков, П. П.Пивненко С. А. Рачинский, Г. Г. Силласте, Г. Ф Суворова, В. К. Шаповалов, А. М. Цирульников, О. Е. Шафранова).

Теоретические основы "исследования базировались на изучении и осмыслении различных аспектов проблемы формирования структуры ценностных ориентаций личности: истории научно-теоретических подходов к этой проблеме (В. Л. Абушенко, С. С. Аверинцев, И. Берлин, В. А. Блюмкин, Г. П. Выжлецов, П. П. Гайденко, А. Я. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, М. С. Каган, Л. Н. Столович и др.); теории аксиологии (О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, М. А. Киссель, Д. А. Леонтьев, Н. О. Лосский, Н. В. Мотрошилова, И. С. Нарский, Э. Ю. Соловьев, В. П. Тугаринов, С. Л. Франк, В. А. Ядов и др.) противоречий, закономерностей, принципов формирования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности (Г. М. Андреева, В. В. Гаврилюк, Н. А. Дьяконова, А. Г. Здравомыслов, Е. И. Исаев, Т. М. Караханова, С. Г. Климова, Н. И. Лапин, В. И. Слобод-чиков, Б. П. Шулындин, В. А. Ядов и др.); теории педагогической аксиологии (Е. П. Белозерцев, И. В. Вачков, С. И. Железнякова, В. П. Зинченко, М. В. Кларина, О. В. Кобелева Л. М. Митина, Е. В. Руденский, 3. К. Селиванова, Т. И. Сергеева, Ю. В. Си-нягин, В. А. Сластенин, С. Ю. Черноглазкин) Рассмотрение процесса формирования ценностной сферы педагога в целом и отдельных её составляющих в частности как социально и культурно обусловленного феномена требует его системного представления в контексте и с позиций культурологического подхода.

Фундаментальные предпосылки для дальнейшей разработки научно-педагогических основ исследования аксиосферы педагога с целью совершенствования педагогического образования на всех его этапах создают труды К.

A. Абульхановой-Славской, С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, А. А. Бодалева, В. П. Зинченко, Б. Т. Лихачева, Л. М. Митиной, Н. Д. Никандрова,

B. А. Сластенина, Л. В.Суровой, А. Р. Фонарева, раскрывающие методологические основы исследования ценностных ориентаций педагога и обосновывающие общие закономерности их формирования.

Важным элементом исследования являлась проблема развития ценностной сферы педагога в системе непрерывного педагогического образования. Теоретико-методологические основы формирования и развития личности учителя в системе непрерывного педагогического образования раскрыты в трудах С. Г. Вершловского, Э. А. Гришина, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулют-кина, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, В. Э. Тамарина, П. И. Третьякова, Н. Д. Хмель, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова, и др.

Особое место в осмыслении теоретических основ исследования занимает концепция ценностных оснований российского образования, разработанная Б. Т. Лихачевым, Е. П. Белозерцевым, Н. Д. Никандровым и другими. Ключевыми для построения научной концепции были исследования по проблемам ценностей в системе профессиональной педагогической подготовки (Е. П. Белозерцев, В. А. Беляева, Б. И. Додонов, JI. М. Митина, Н. Д. Никанд-ров, В. А. Сластенин), религиозности педагогов (Ю. J1. Василевский, 3. И. Пейкова, JI. В. Сурова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: изучение литературы, посвященной проблемам аксиологической теории, педагогической аксиологии, проблемам религиозной аксиологии и социологии религии; теоретический анализ источников, характеризующих процесс формирования ценностных ориентаций педагогов в процессе профессиональной подготовки, непрерывного педагогического образования в целом и в процессе практической педагогической деятельности; обобщение теории и практики формирования ценностных ориентаций педагога, а также особенностей возникновения и развития религиозной составляющей ценностных ориентаций педагога; естественный параллельный педагогический эксперимент, включенный в процесс прохождения педагогами курсов повышения квалификации; закрытое, анонимное, пропедевтическое и контрольное анкетирование с последующим ранжированием результатов.

Источники исследования: труды отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов, аксиологов, религиоведов, историков и социологов религии, культурологов, представляющих различные аксиологические направления и концепции, разнообразные подходы к проблеме формирования структуры ценностных ориентаций личности; сборники научных трудов, монографии, диссертации; директивные и нормативные документы по вопросам образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; государственные образовательные стандарты системы повышения квалификации; общепедагогическая и ведомственная периодическая печать; справочные издания (философские, психолого-педагогические, религиоведческие энциклопедии и словари).

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов. Первый этап (1995 - 1998) заключался в изучении теории проблемы, изложенной в классических источниках по философии, психологии, педагогике ценностей и трудах по культурологии, религиоведению, истории и социологии религии, а также в анализе состояния проблемы в современной зарубежной и отечественной философской, психологической, педагогической, религиоведческой, социологической, культурологической литературе, в изучении степени её разработанности в педагогических исследованиях; в определении научного аппарата и программы исследования; в разработке теоретической модели влияния православной культуры на формирование системы ценностных ориентаций учителей сельских школ; в проведении массовой диагностики влияния православной культуры на ценностные ориентации учителей сельских школ

Второй этап (1999 - 2002) характеризовался изучением характера ценностных ориентаций учителя в ходе выборочной диагностики; разработкой и внедрением спецкурса по основам и истории православной культуры в учебный процесс в системе повышения квалификации, оценкой его эффективности, анализом особенностей формирования индивидуальной структуры ценностных ориентаций под влиянием православной культуры, динамики отношения учителей к различным элементам православной культуры.

Третий этап (2003 - 2004) был посвящен оформлению результатов исследования в диссертационную работу; апробации её основных идей и результатов в публикациях по теме исследования, в преподавательской деятельности.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили Смоленской областной институт усовершенствования учителей. На разных этапах исследованием было охвачено более 300 человек. В состав экспериментальных групп входило 78 человек, в состав контрольных групп (группа учителей русского языка и литературы и группа учителей математики) - 69 человек. Кроме того, были выделены ещё три дополнительные диагностические группы из 61 человека.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: раскрыты структурно-содержательные характеристики православной культуры как религиозно-светского феномена и как составной части русской духовной культуры; сформулированы и обоснованы основные принципы и условия эффективности внеконфессионального ознакомления учителей сельских школ на базе СПК с основами и историей православной культуры как ценностно-ориентирующим фактором и возможной базой религиоведческого образования в СПК в целом; разработана образовательная профессиональная подсистема (спецкурс) по формированию у учителей сельских школ внеконфессио-нальных, ценностно-продуктивных взглядов и представлений о православной культуре.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в данном диссертационном исследовании теоретические положения и выводы содействуют более эффективной разработке и дальнейшей практической реализации религиоведческого содержательного компонента в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Результаты исследования углубляют трактовку проблемы отношения педагога к религиозной культуре, взаимоотношений учителя и религии, школы и церкви, в современных условиях, предоставляют возможность выработки нового взгляда на названные явления с учетом всех выявленных тенденций и факторов. Разработанные в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для обогащения нормативных и специальных курсов как в системе повышения квалификации, так и в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, расширяют объектное и предметное поле обобщающих исследований в области педагогической аксиологии. Внедрение ведущих идей рассматриваемой проблемы осуществлялось в процессе повышения квалификации педагогов различных специальностей. Сформулированные выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы для повышения эффективности послевузовской подготовки учителей, а также и в процессе профессионального обучения будущих педагогов.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены четкостью исходных методологических позиций, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью материала исследования и длительным характером его осуществления, позволившим накопить необходимый объем экспериментальных данных, убедительно подтверждающий основные положения и выводы диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения: ♦!♦ Русская православная культура представляет собой сложный и многоаспектный феномен, включающий далеко не только чисто религиозное, но и светское содержание. Поэтому в настоящее время русскую православную культуру можно рассматривать в качестве сложного полиструктурного религиозно-светского феномена, и поныне остающегося одним из важнейших факторов формирования ценностного отношения к национальному духовному наследию России; ❖ Русская православная традиция, развивавшаяся не только в религиозном, но и в светском контексте, способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций в личности, отличающихся высокоэтической направленностью, патриотизмом, поиском нравственного и духовно-эстетического идеала, приоритетом духовного над материальным, способствует развитию иммунитета по отношению к разного рода деструктивным нео- и псевдорелигиозным образованиям;

Процесс светского внеконфессионального ознакомления учителей сельских школ с основами и историей православной культуры способствует конструктивному развитию и обогащению как ценностных оснований личности в целом, так и профессиональных ценностей педагога, а также формированию ценностного отношения учителей к самой православной культуре как составной части духовного базиса российской культуры;

Важнейшим результатом процесса ознакомления учителей сельских школ с основами и историей православной культуры является существенная активизация мотивацйонно-ценностного компонента личности учителя, формирование устойчивого интереса к историко-культурологической тематике, развитие и содержательное углубление трех основополагающих ценностных блоков личности педагога: общеэтического, нравственно-патриотического и эстетического;

Успешность ценностно-ориентирующего и личностно-обогащающего ознакомления педагогов с основами и историей православной культуры детерминировано следующими педагогическими условиями:

- внеконфессиональным характером организации процесса обучения;

- организацией процесса обучения на базе научно-обоснованной светской концепции православной культуры

- систематичностью, последовательностью, логической структурированностью, учетом многоаспектности проблематики православной культуры;

- практической направленностью, дифференцированным отбором информации, выделением наиболее значимого для практической работы педагога;

- учетом региональной специфики развития православной культуры и совре менного этапа ее развития, практическим знакомством педагога с памятниками православной культуры;

- учетом в ходе организации учебных групп следующих параметров: а), преподаваемый предмет; б), наличие выраженного интереса к названной проблематике; в).пол; г), возраст и стаж учителей сельских школ;

- организация всего учебного процесса на основе современных активных форм и методов обучения (прежде всего, диалогического характера) при участии в работе курсов высококвалифицированных педагогов.

JX

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных тезисах и статьях, обсуждались и получили одобрение в выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, чтениях: «Развитие профессиональных ценностных ориентаций учителя в системе повышения квалификации» (Смоленск, 1995), «Профессиональные ценностные ориентации учителей и вопросы личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации» (Смоленск, 1995), «Проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века» (Смоленск, 1998), «Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия в XXI веке» (Смоленск, 2000), «Кирилло-мефодиевские чтения» (Смоленск, 2002), «Первые Авраамиевские чтения» (Смоленск, 2003), «Вторые Авраами-^ евские чтения» (Смоленск, 2004). Основные идеи исследования были внедрены в учебный процесс Смоленского областного института учителей.

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, а также его научная новизна, теоретическое и практическое значение; изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы формирования ценностных ориентаций учителей сельских школ» - раскрывается совокупность теоретико-методологических положений, на которых базируется исследование; анализируется философское понятие ценности и ценностных ориентации и современное состояние ценностно-ориентационной сферы учителя сельской школы, обосновывается модель православной культуры как религиозно-светского феномена, дается общая характеристика взглядов и представлений современных педагогов о православной культуре.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния православной культуры на формирование ценностных ориентаций сельских учителей» - охарактеризован диагностический комплекс изучения ценностных ориентаций сельского учителя в сфере православной культуры, изложены и проанализированы результаты его применения, обоснована профессионально-образовательная подсистема (спецкурс) на базе СПК по ознакомлению педагогов с основами и историей православной культуры; определены педагогические условия её эффективного применения, охарактеризована динамика ценностных ориентаций педагогов, прошедших обучение основам и истории православной культуры в СПК.

В заключении охарактеризованы возможные направления дальнейших исследований в данной области.

В приложении приведены материалы, характеризующие процесс и результаты опытно-экспериментальной работы.

Список использованной литературы насчитывает 242 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Минкин, Сергей Иванович

ВЫВОДЫ:

1. Помимо четко конфессионально ориентированного преподавания основ и истории православной культуры верующим, православным педагогам, работающим в воскресных школах, занимающихся катехизацией, должна быть организована внеконфессиональная, светская система ознакомления педагогов государственных школ независимо от их отношения к религии с основами и историей православной культуры.

2. Эффективность светского ознакомления педагогов с основами и историей православной культуры на базе СПК обеспечивается реализацией следующих важнейших принципов: соответствия законодательству Российской федерации; внеконфессионального характера организации процесса обучения основам и истории православной культуры; обязательности ознакомления всех категорий педагогов, проходящих курсы на базе СПК (один раз в пять лет), с основами православной культуры; систематичности и последовательности; иерархической структурированности информации об основах и истории православной культуры вокруг центрального содержательного звена; учета многоаспектности проблематики православной культуры; практической направленности, выделения наиболее существенного и значимого в феномене православной культуры для практической работы педагога; дифференцированного отбора информации; связи с реальной практикой развития феномена православной культуры; учета региональной специфики.

К числу важнейших условий эффективной организации ознакомления педагогов с основами и историей православной культуры на базе СПК относятся систематическая реализация перечисленных выше принципов; организации преподавания основ и истории православной культуры в СПК на базе научно-обоснованной, светской концепции православной культуры; участие в работе курсов высокопрофессиональных преподавательских кадров (историков, религиоведов, филологов, искусствоведов, педагогов, психологов, богословов); учет в ходе реализации названного инварианта особенностей формируемых учебных групп в системе целевых и комплексных курсов системы повышения квалификации педагогов, прежде всего, по следующим параметрам: предмет, преподаваемый педагогами, наличие выраженного интереса к изучаемой тематике и предварительных знаний, пол, возраст и стаж; организация всего процесса обучения основам и истории православной культуры в СПК на базе широкого использования современных активных форм и методов обучения, прежде всего, диалогического характера (дискуссии, диспуты, «круглые столы»); практическое знакомство педагога в процессе проведения курсов с памятниками истории православной культуры.

2.3. Динамика формирования и трансформации ценностных ориентаций учителей сельских школ в процессе ознакомления с основами и историей православной культуры.

На заключительном, «итоговом» этапе опытно-экспериментальной части исследования нами была проведена оценка эффективности разработанного и проведенного в ряде учебных групп в СПК спецкурса по основам и истории православной культуры. На этом этапе нами был осуществлена контрольная оценка динамики взглядов и представлений о православной культуре и трансформаций в структуре ценностных ориентаций учителей сельских школ, включенных в контрольные группы и не участвовавших в работе спецкурса. С этой целью использовались те же методики диагностики, которые применялись ранее для установления исходного уровня представлений о православной культуре и ценностных ориентаций учителей в экспериментальных и контрольных группах.

Результаты контрольной диагностики экспериментальных групп по окончании спецкурса приведены в предыдущем параграфе. Как сказано выше в этих группах отмечалась очевидная динамика в представлениях о православной культуре, начиная от знаниевого компонента (расширение объема информации о православной культуре) до эмоционально-ценностного. Все педагоги (в ходе самооценки) отметили значительное расширение знаний о православной культуре, формирование более логичных, целостных, взаимосвязанных, интегрированных в общую мировоззренческую картину представлений о феномене православной культуры как составной части русской духовной культуры, оказавшей большое влияние на развитие всего культурного фундамента российской цивилизации. У педагогов, входивших в экспериментальные группы, проявилось заметное стремление продолжать знакомство с православной культурой, расширять свою информированность в этой сфере независимо от близости преподаваемого предмета к тематике спецкурса.

Педагоги в экспериментальных группах отмечали также стремление использовать полученную на занятиях спецкурса информацию в воспитательной работе с учащимися. В ходе круглого стола по православной педагогике учителями отмечались и интересные аспекты православной педагогики, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе и государственной неконфессиональной школы.

В качестве особенно важной всеми педагогами отмечалась региональная составляющая курсов, переводившая достаточно сложный материал спецкурса на доступный педагогам, конкретный и, что самое важное, практический уровень. Учет региональной специфики, включение в материалы спецкурса сведений из истории той местности, в которой живут и работают учителя, являлись важнейшими условиями эффективности предлагаемого спецкурса.

Отмечена была и значительная эмоционально-ценностная трансформация в сторону значительного более положительного взгляда на феномен православной культуры, на его роль в истории России, возможностей дальнейшего конструктивного влияния на развитие российского общества, его нравственных, духовных основ, на воспитание молодого поколения.

При этом - что особенно важно - подобная ценностная трансформация не повлияла существенным образом на оценку сугубо религиозных аспектов православной культуры. Из этических соображений и, исходя из того, что в конце курсов подобного рода такой срез не может считаться полностью объективным, мы не проводили контрольного среза относительно динамики религиозности педагогов в экспериментальных группах. Однако по ряду косвенных показателей мы сделали, как нам кажется достаточно существенный вывод, который может иметь большое значение для дальнейших курсов такой содержательной направленности. Как было сказано выше, существенной положительной динамики в отношении к чисто религиозным ценностям (таких в наших диагностических анкетах было, в общем, немного) отмечено не было (хотя, бесспорно, не была отмечена и отрицательная динамика). Это свидетельствует о том, что при безусловном усилении положительного отношения к православной религии как основе православной культуры (отсутствие подобной динамики хотя бы в небольшой мере было бы странным) в результате прослушивания спецкурса у педагогов, не происходит прямой конфессионализации участников курсов, что являлось одним из важнейших принципов и условий их эффективности в рамках государственной СПК.

Главной особенностью динамики ценностного отношения к феномену православной культуры во всем его сложном многообразии явилось углубление восприятия православной культуры как явления в основе своей религиозного, однако имеющего огромное значение для светской духовной культуры. Это проявилось, прежде, всего, в том, что наиболее ярко и четко положительная динамика ценностного отношения у большинства педагогов в экспериментальных группах отмечалась по отношению к тем ценностям и аспектам православной культуры, которые имеют одновременно как религиозное, так и светское значение, как то: эстетический аспект православной церковности; этическая составляющая православия; значимость библейских нравственных заповедей; значение религиозных и культурных традиций в жизни современного человека.

В этой связи особенно существенным является то, что в тех экспериментальных группах, в которых на констатирующем этапе была отмечена не очень высокая оценка нравственно-патриотических ценностей (экспериментальная группа учителей математики), на поисково-созидающем этапе был зарегистрирован существенный рост их ценностного статуса.

В целом, отмечалось и повышение общего ценностного статуса всех ценностных объектов, что свидетельствует об укреплении положительного, оптимистического взгляда на мир. Тем самым можно говорить о значительном гуманизирующем и гуманитаризирующем эффекте рассматриваемого спецкурса, о его несомненной роли в личностном и профессиональном развитии и духовном обогащении педагога.

Что касается контрольных групп учителей математики и литературы, в которых спецкурс не проводился, то в них не было отмечено никаких значительных положительных ценностных сдвигов в отношении к феномену православной культуры. Так, на вопрос об уровне знаний православной культуры о недостаточности своей информированности в православной культуре заявили уже 54 % педагогов в контрольной группе учителей математики (при = 1/3 на начальной стадии диагностики). Это рост примерно на 20 %. В контрольной группе учителей-филологов этот параметр остался без изменений.

Фактически остались без изменений и все остальные характеристики отношения к православной культуре. Православную культуру продолжают рассматривать как чисто религиозный феномен, не имеющий отношения к светской культуре 43 % педагогов-математиков (при начальной цифре - 38 %) и около половины учителей литературы. Интерес к изучению православной культуры остался практически на том же уровне, что и при первоначальной диагностике. 1/3 учителей математики в контрольной группе продолжает считать влияние православной культуры на русскую историю и культуру незначительным, а чуть меньше 30 % даже вредным. Не изменился достаточно высокий процент учителей литературы в контрольной группе, считающих это влияние вредным (23 %). Равнодушно и скорее отрицательно относятся педагоги в контрольных группах к вопросу о введении курса основ и истории православной культуры в учебные планы средних школ.

В обеих группах не было проявлено никакого интереса к региональной составляющей православной культуры. Отсутствие знаний о величайших памятниках духовной истории родной земли многие педагоги в контрольных группах воспринимали как нечто вполне естественное.

Не отмечено и общее повышение ценностного статуса всех ценностей по Опроснику М. Рокича (как это отмечалось в контрольных группах), несмотря на то, что определенные несущественные вариации в ранге отдельных ценностей имели место, так как контрольный опрос проводился спустя определенное время. Не отмечено и сколько-нибудь значительного повышения ранга нравственно-патриотических ценностей. Все аспекты православной церковности (исключения не значительны и не влияют на общую картину) сохранили свои достаточно низкие оценки, в том числе и нравственная идея православной культуры в контрольной группе учителей математики (3,36 при исходном 3,31), у учителей литературы в контрольной группе исходная и контрольная оценка нравственной идеи православной культуры была достаточно высока (4,47 при исходной 4,4).

Сравнение результатов полученных в экспериментальных и контрольных группах позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведение спецкурса по основам и истории православной культуры способствовало углублению и расширению знаний педагогов сельских школ не только собственно в основах и истории русской православной культуры, но и во многих других смежных областях;

2. В результате проведения спецкурса у учителей сельских школ была отмечена значительная эмоционально-ценностная трансформация, которая способствовала принципиальному изменению отношения педагогов к самому феномену православной культуры, пониманию его значимости в истории российской культуры в целом, в экспериментальных группах значимо вырос ценностный статус православной этической идеи, особенно ощутимо повышение ценностного статуса тех ценностей православной культуры, которые обладают не только религиозным, но и универсальным внеконфессиональным, общечеловеческим содержанием (Жизнь по нравственным заповедям, Вера, Бесстрашие, Верность);

3. Результатом проведения спецкурса стало общее повышение ценностного ранга большинства значимых ценностей, и, в особенности, ценностей нравственно-патриотического круга (Родина, Национальная самобытность, Национальная культура, Православие как «национальная» религия);

4. Названная ценностная трансформация не затронула принципиальным образом конфессиональный статус педагогов, участвовавших в работе курсов, о чем свидетельствовало отсутствие существенных сдвигов в оценке сугубо религиозных ценностей (хотя определенное повышение их ценностного статуса отмечалось);

5. В православной культуре педагоги в большей степени оценивают те составляющие, которые близки светскому пониманию духовной культуры: эстетический и этический аспект;

6. Спецкурс по основам и истории православной культуры способствует дальнейшей гуманизации и гуманитаризации учебного процесса в СПК, профессиональному и личностному развитию педагогов;

7. Ознакомление педагогов с основами и историей православной культуры должно стать важной частью учебного процесса в СПК.

194

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозная культура любого народа имеет непреходящее значение для становления и развития его духовной культуры. Многие области светской духовной и материальной культуры ощущают на себе значительное влияние культуры религиозной. Как правило, религиозная культура являлась той почвой, на которой начиналось становление национальной культуры любого народа. Русский народ в этом смысле не был исключением. Православие явилось для него тем важнейшим историческим, духовным импульсом, на основе которого началось развитие русской культуры и специфической российской цивилизации.

Громадное воздействие православие и православная культура оказали на формирование российского национального менталитета, став одним из важнейших источников становления специфически российского ценностного сознания. Такие ценности, как соборность, общинность, терпение, сострадание к слабому; приоритет духовного над материальным, нацеленность не столько на материальное улучшение, сколько на освящение, наполнение духовным, религиозным содержанием земного бытия, стремление к литургическому деланию в любой сфере человеческой жизнедеятельности - все это и многое другое плоды воздействия православия и православной культуры на структуру ценностей россиян на протяжении многих столетий.

И это вовсе не голословное утверждение, оно подтверждается не только чисто теоретическим анализом процесса становления и развития российской цивилизации, но и многочисленными опросами современных россиян. И по сей день православные ценности продолжают активно воздействовать на формирование индивидуальных ценностных иерархий представителей современного российского учительства и таким образом формировать его мировоззрение, его менталитет. Это показали в том числе и наши исследования.

Глубокий духовный кризис, в котором пребывает ныне российское общество, порожден самыми разными причинами. Однако, не будет преувеличением сказать, что к главнейшим из них принадлежит многолетнее отрицание, решительное и агрессивное, самого фундамента российской культуры, той почвы, из которой произошло все лучшее, что составляет сущность этой культуры - основ традиционной православной культуры.

Однако, особый характер нынешней эпохи в данной связи определяется тем, что активную борьбу с православием и православной культурой, его главнейшими ценностями, характерную для советской эпохи, сменило не менее агрессивное насаждение чуждых российскому православному мировосприятию ценностей коммерциализованного, рыночного протестантизма, разлагающего рационалистического скепсиса и безудержного, почти животного, гедонизма как разновидности вырождающегося рационалистического эвде-монизма[50].

Мы становимся свидетелями того, как традиционные для России ценности высокого нравственного и духовного порядка оттесняются ценностями сугубо материалистическими, при этом к ценностям духовным начинает формироваться отношение прагматическое, профанирующее их духовную сущность в то время, как раньше даже отношение ко многим ценностям не столь уж высокого духовного статуса (как, например, Развлечение, Досуг) отличалось принципиально духовным характером.

Ценности православной культуры на протяжении многих столетий были историческим и этическим фундаментом и фоном формирования российской культуры, специфического российского менталитета, в основе которого лежит сложный, не до конца ещё понятый, но наделенный значительным духовным зарядом феномен российской духовности. Как уже говорилось выше, ценности православной культуры представляют собой сложное многоаспектное явление, сложным образом воздействующее и одновременно частично интегрированное в личностные психологические структуры субъекта. Так же, как и религиозные ценности вообще, ценности православной культуры и соответствующие мировоззренческие установки, выражающиеся во взглядах и представлениях, постоянно пребывают в процессе сложного взаимодействия с различными другими составляющими личностной структуры индивида и, что особенно важно, с различными уровнями его диспозиционной структуры.

Подобно другим элементам диспозиционной иерархии ценности православной культуры отличает своеобразная диалектика устойчивости-динамичности. В силу того, что ценности православной культуры отражают определенный устойчивый идеологический феномен (по всей вероятности, один из самых устойчивых в истории человечества), они характеризуются значительной степенью единства и структурированности. Другими словами, можно говорить об идеальной, стандартной ценностной иерархии человека, ориентированного на православную культуру. При этом, однако, как показали в том числе и наши опросы, вся православная ценностная структура в каждом конкретном случае формирования индивидуальной ценностной иерархии каждого индивида, структура ценностей которого базируется на фундаменте православной культуры, естественно, так же, как и в случае с формированием любой диспозиционной структуры [147], разделяется на относительно более устойчивое сравнительно небольшое ядро-основу диспозиционной иерархии и более динамичные внешние слои.

Бесспорно, религиозность, религиозные ценности, взгляды и представления, ценности религиозной культуры и, в частности, культуры православной занимают особую нишу в структуре духовных ценностей в целом, статус и значение которой, несмотря на многочисленные дискуссии, исследования и публикации на эту тему, ещё практически не определен. Как видно из приведенных в данной работе исследований, оценка характера влияния религиозных ценностей, взглядов, представлений, наличия у индивида определенной информации о той или иной разновидности религиозной культуры на ценностные структуры личности, на весь её диспозиционный комплекс, включающий личностные мотивы, оценки, предпочтения, убеждения, крайне затруднена в силу сложности, полиструктурности самого рассматриваемого феномена, неоднозначности влияния на личность различных его составляющих. Как и другие компоненты духовного мира личности, взгляды и представления индивида о православной культуре, не существуют изолированно, как некий раз и навсегда закладываемый в неё пласт её внутренней структуры. Все они теснейшими нитями связаны с другими личностными структурами, в значительной мере являясь продуктом их взаимодействия и в свою очередь постоянно воздействуя на них со своей стороны. Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, ценности религиозной культуры, взгляды и представления о ней могут служить как причиной складывания той или иной структуры ценностных ориентаций, так и являться следствием таковой структуры, уже имеющейся в наличии.

Интересным и принципиально важным является и вопрос о том, что в рамках ценностной иерархии современного верующего (православного) и неверующего, но ассоциирующего себя с православием и православной культурой педагога относится к названному ядру (не теоретически, а актуально), а что может относиться к периферийным её слоям. К сожалению, однако, рамки нашей работы не позволили дать на этот вопрос окончательного и полностью аргументированного ответа. Для такого ответа требуется более всесторонний анализ и более широкий охват самых разных слоев современного российского учительства.

Понятно, что без возвращения к исконным ценностям российской духовности немыслим ни выход из затянувшегося и всеохватного кризиса, ни дальнейшее самостоятельное развитие нашей страны как полноправного члена мирового культурного сообщества.

Возрождение российской традиционной духовности - это сложный многоаспектный процесс, основой которого должно служить воспитание, ориентированное на национальные ценности. Носителем этих ценностей в процессе воспитания является педагог, в том числе (и, возможно, даже в первую очередь, сельский). И вопрос о том, насколько прочно укоренены названные ценности в сознании педагога - один из важнейших вопросов.

Наши исследования показали, что современный российский сельский педагог испытывает заметный интерес к религиозной проблематике и к проблемам православной культуры в том числе. Большинство сельских педагогов, не считающих себя верующими, ассоциируют себя с православием как с религией своих предков и православной культурой как с одной из составляющих духовного фундамента российской цивилизации. Для очень многих из них православная культура остается частью живой традиции даже несмотря на то, что чисто богословская, литургическая и во многих случаях даже этическая составляющие православной традиции им практически не знакомы. Это имеет, как показали наши опросы, и отрицательную сторону, так как возникает опасная тенденция смешивания с православием и православной культурой принципиально чуждых им и даже объективно вредных духовных тенденций.

Многие педагоги (хотя, к сожалению, и не все) осознают недостаточный уровень своей осведомленности в основах и истории православной культуры и то негативное воздействие, которое недостаток знаний в этой сфере оказывает на их профессиональную деятельность, в том числе на процесс духовного становления учащихся. Все больше педагогов начинают понимать непреходящее значение православной культуры в истории России. У многих педагогов формируется активная потребность в расширении знаний в данной области. Все это говорит о насущнейшей необходимости введения предмета «Основы и история православной культуры» в систему высшего педагогического образования и в виде инвариантных и вариативных частей учебных планов различных видов курсовой подготовки в систему повышения квалификации педагогических кадров.

Как показали наши исследования, процесс изучения педагогами сельских школ основ и истории православной культуры на базе системы повышения квалификации способствует формированию устойчивого ценностного отношения к православной культуре как составной части духовной культуры России во всей сложности и многообразии её проявлений, расширяет ценностный базис личности педагога, за счет включения в него важнейших этических, эстетических, нравственно-патриотических ценностей православной культуры при выполнении следующих основных условий. Для того, чтобы процесс преподавания православной культуры в системе повышения квалификации стал по-настоящему эффективным, ценностно-ориентирующим необходимо создать целостную светскую внеконфессиональную концепцию православной культуры; необходимо сделать постоянной составной частью системы повышения квалификации ознакомление педагогов с основами и историей православной культуры.

Названный спецкурс должен проводиться с соблюдением принципов внеконфессиональности, систематичности, последовательности, логической структурированности, учета многоаспектности проблематики православной культуры, практической направленности, учета региональной специфики, практического знакомства педагогов с памятниками православной культуры, учета ряда личностных характеристик педагога (преподаваемый предмет, интересы, пол, возраст, стаж).

Православная культура во всем многообразии своих исторических форм обладает огромным ценностно-формирующим потенциалом особенно в духовно-этической сфере, нравственно-патриотической и эстетической.

Дальнейшие исследования по данной тематике, по нашему мнению, должны включать изучение взглядов педагога на религию в целом и православие в частности; представлений педагога о православной культуре как о составной части российской духовной культуры; динамики ценностного отношения учителя к различным составляющим православной культуры; факторов, влияющих на характер этого отношения; его качественную специфику; соответствие традиционным конфессиональным установкам; отношение педагога к различным ценностям православной культуры; взаимодействие православных ценностей с другими ценностными объектами в рамках структур жизненных и профессиональных ценностей педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Минкин, Сергей Иванович, 2005 год

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. 1991. - 224 с.

2. Алексеева Т. А. Рукою великанши. // Человек. М.2001. - № 3. - С. 123-137.

3. Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания. // Мир психологии. М. 1999. - № 3. - с. 18-45.

4. Андрианов Н. П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. -^ М., Изд-во политической литературы. 1981. - 64 с.

5. Андрицова М. Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Смоленск, 2002 - 200с.

6. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988-325 с.

7. Арсенкин В. К. Кризис религиозности и молодежь. М., Наука. - 1984. - 262 с.

8. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. МЛ 999. - № 4. -С. 117-121.

9. Атеизм и духовная культура. Под ред. Зоца В. А. Киев, 1980. - 249с.

10. Атеистический словарь: изд. второе, исправленное и дополненное. -М.: Изд-во политической литературы, 1985. 511 с.

11. Атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1983 - 175 с.

12. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян. // СОЦИС М.2001. - № 1. - С. 57-62.

13. Белозерцев Е. П. Онтологическая реальность современного образова-& ния. // Педагогика М.2003. - № 2. - С. 81 - 88.

14. Беляева В. А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя. // Педагогика. М.,1998. - № 5. - С. 67-72.

15. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии М., 2000. - № 5.-С. 51-62.

16. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М., 1981

17. Бондаревская Е. В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика М.,.2002 - № 5. - С. 52-64

18. Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, №4 - с. 71-78

19. Буева JI. П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. // Культура, культурология и образование (материалы круглого стола). -Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 12-18.

20. Прот. Сергий Булгаков. Православие. М.: Терра, 1991. - 414 с.

21. Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании. // Alma Mater 1997 № 6 - с. 21-24.

22. Бызова В. М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов. // Психологический журнал. 1998. - т. 19.-№5.-С. 60-70.

23. Ю. JI. Василевский. Заметки о религиозной ориентации учителей. // СОЦИС 1997, №9 - С.78-88.

24. Васильев В. Г., Мазеин В. О., Мартыненко Н. И. Отношение студенческой молодежи к религии. // СОЦИС. 2000. - № 1. - С. 118-125

25. Виндельбанд В. О свободе воли. Минск: Харвест, 2000. 208 с.

26. Винокуров А. И., Минкин С. И. Объекты и источники ценностных ориентаций учителей в сфере культуры. // сб. Развитие профессиональных ценностных ориентаций учителя в системе повышения квалификации. -Смоленск. 1995. - С. 50- 56.

27. В какого бога верят православные? // Смоленские губернские ведомо-^ сти. 2001. - № 36.

28. Воронцов Г. В., Андрианов Н. П. Атеистическое воспитание личности. Л.: Лениздат, 1987. - 55с.

29. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997

30. Воспитать атеиста. Сборник. Сост.: Данильченко Р. Н., Тажуризина, 3. А. М.: Мысль, 1988 - 428с.

31. Выжлецов В. Г. Аксиология культуры. СПб., 1996

32. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период' социальной трансформации (поколенный подход). // СОЦИС. -2002.-№ 1.-С. 96-105.

33. Гагаев П. А. Размышления о судьбах русской школы. // Педагогика, 1998, №6, С. 10-14

34. Гамплова Д. Программа социальных исследований. 1999// СОЦИС. -2002. - № 7. - С.78-86.

35. Гараджа В. И. Социология религии. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1996 - 236 с.

36. Гартман Ник. Этика. Спб.: Владимир Даль,. 2002 - 707 с.

37. Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы фило-^ софии.-2001.-№8.-С. 157-165.

38. Гордиенко Н. С. Основы научного атеизма. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988 - 303с.

39. Гуревич П. С. Гуманизм и вера. М.: Знание, 1990 - 63 с.

40. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. 2-е изд. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

41. Гуров Ю. С. От знания к убеждению: Формирование атеистических убеждений у молодежи. М.: Сов. Россия, 1988 - 63с.

42. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987 -589 с.f

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.