Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Лубяная, Елена Владимировна

  • Лубяная, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 171
Лубяная, Елена Владимировна. Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2014. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лубяная, Елена Владимировна

Оглавление

Введение

Глава 1. Современное джазовое фортепиано в контексте индивидуальных

стилей XX века

1.1.Общая панорама развития фортепиано в современном джазе

1.2. Формирование индивидуальностей в первой половине XX века и новации бибопа

1.3. Мэйнстрим, латинский джаз и эволюция фортепиано в джазе второй половины XX века

1 ^.Индивидуальные техники пианистов второй половины

столетия

Глава 2. Пианисты в джазе XXI века

2.1. Основные направления творчества ведущих джазовых

пианистов

2.2.Техники в современном фортепианном джазе

2.3.Пианисты старшего поколения на современной джазовой сцене

2.4. Игра с академическими моделями

2.5. Фольклорный облик фортепианного джаза и стилистика популярной музыки в джазовом творчестве

Заключение

Библиография

Приложение. Перечень ссылок на видеозаписи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности»

Введение

В современном джазе, основные черты которого складываются на рубеже ХХ-ХХ1 вв., особое внимание привлекает творчество пианистов. Они занимают лидерские позиции в джазовом музицировании, часто и активно выступают в сольном формате. Наряду с концертирующими именитыми мастерами - X. Хэнкоком, Ч. Кориа, М. Тайнером - мощно заявило о себе молодое поколение талантливых музыкантов. Это Э. Джангиров, X. Уехара, Б. Гочиашвили, Т. Амасян, В. Айер, А. Л. Нусса, Р. Гласпер и многие другие.

Музыкальная жизнь джазовых пианистов сегодня во многом связана с форматом сольного творчества — сольные концерты, сольные номинации в фестивалях по всему миру, записи сольных дисков, саунд-треков для киноиндустрии, участие в новых по облику концертных шоу. В связи с резонансом у публики, воспринимающей пианистов не только как лидеров ансамблей, но и как самостоятельно существующих творческих личностей, сольное фортепианное искусство становится одним из важных направлений в современном джазе. Это активно развивающаяся область в джазовом пространстве, существующая наряду с главной формой джаза - ансамблевым музицированием. Сольные фортепианные композиции сегодня широко представлены на концертной сцене и в записи альбомов. Один или несколько сольных релизов — неотъемлемая часть творческой деятельности практически всех ведущих пианистов современности и подтверждение уровня их зрелости.

С одной стороны, это явление связано с исконными джазовыми традициями: в нём явно обнаруживаются преемственные связи с различными стилевыми направлениями фортепианной джазовой культуры прошлого столетия. С другой стороны, сольное музицирование в джазе сегодня тесно смыкается с классической концертной культурой. Востребованные на мировой сцене академические пианисты-виртуозы охотно и успешно импровизируют, играют джазовый репертуар, выступают в «смешанных» презентациях. Джазовые пианисты тоже исполняют академический

репертуар, демонстрируя разнообразные аранжировки классики от Баха до Булеза и Штокхаузена. На фоне чрезвычайно популярной в начале нового века традиции академических пианистов играть виртуозные переложения, родственные, по существу, импровизациям, всё взаимодействует, образуя явления, которые теоретики джаза называют «world music», «contemporary jazz».

Пестрая и многообразная современная картина творчества джазовых пианистов пока не получила достаточного освещения в научной литературе. В информационной сфере сегодня содержится обилие биографических сведений и фактов творческой жизни. Широко доступны самые разнообразные аудио- и видеоматериалы - не только студийные альбомы, но и записи концертов, репортажи с фестивалей, трансляции конкурсов из разных стран. При подробном знакомстве с этой средой неизбежно возникают вопросы, проступают проблемы.

В одном культурном пространстве сосуществуют непрерывно растущий уровень техники джазового пианиста-виртуоза и стремление к концептуальному тексту, интеллектуально изощренному расчету в его создании. Продолжается традиция изобретательной обработки стандартов в спонтанной импровизационной стихии. При этом заметно тяготение к структурному совершенству формы импровизации, приближению ее к авторской композиции. С другой стороны, очевидна ориентация джазового пианиста на академический формат, изысканную игру с барочными, классицистскими, романтическими, авангардными моделями. В то же время границы джаза расширяются и демократизируются благодаря этнической экзотике и массовой музыкальной продукции.

Наличие таких разнообразных, порой противоречивых или даже исключающих друг друга тенденций делает актуальным теоретическое осмысление этой новой реальности джазовой культуры.

На протяжении всей истории джаза фортепиано играло существенную роль в эволюции направлений, а пианисты становились инициаторами

обновления стилей, открывателями новых путей. Сегодня они ищут новые повороты развития, не отрицая векторов, заданных музыкантами в XX в. Преемственность, предыстория, традиции - один из актуальных аспектов заявленной темы: чрезвычайно важно понять, как вызревали сегодняшние тенденции, как складывались ориентиры творчества современных джазовых пианистов.

Объектом настоящего исследования является творчество пианистов в современном джазовом искусстве.

Предмет изучения — характерные тенденции развития фортепианного джазового искусства, его музыкально-языковые концепции, стилевые ориентации, репертуар, особенности импровизации и композиции в свете тенденций фортепианного джаза XX в.

Цель исследования заключается в изучении современного джазового фортепианного искусства, процессов взаимодействия его с основными пластами музыкальной культуры рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Задачи исследования'.

— охарактеризовать творчество современных джазовых пианистов;

— раскрыть исторические предпосылки современного облика джазового фортепиано и его сольной разновидности;

— определить характерные черты связей между различными пластами музыкальной культуры — академической традицией, разнообразными ветвями фольклора, популярной массовой музыкой.

— проанализировать язык, техники, приемы создания текста на примерах композиций отдельных джазовых пианистов.

Сопутствующая задача данной работы заключается в привлечении электронных информационных ресурсов для получения более полного представления о творчестве джазовых пианистов, о способах реализации их творческого потенциала, о сценическом воплощении их идей и концепций.

Главными проблемами современных джазовых фортепианных стилей, освещенными в диссертации, являются взаимодействие с академической

музыкальной традицией и другими пластами современной музыкальной культуры (фольклором и популярной музыкой), стремление к авторской композиции, индивидуальному авторскому языку.

Методологическую основу исследования составил исторический подход, позволяющий рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления на фоне общехудожественного контекста эпохи.

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования. Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI вв. пока практически не получило обстоятельного теоретического освещения. Идеи настоящей диссертации специально не разрабатывались ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Вопросы истории и теории фортепианного джазового искусства, проблемы индивидуального стиля музыкантов прошлого столетия затрагивались отечественными авторами в диссертационных исследованиях. О. Коваленко рассматривает черты индивидуального фортепианного стиля Питерсона и Монка [Коваленко, 1997]; Б. Гнилов исследует закономерности фортепианной джазовой пьесы [Гнилов, 1992]. Музыкальному языку Брубека, его связям с академическими композиторскими школами посвящена диссертация А. Галицкого [Галицкий, 1999]. Исторический аспект фортепиано в джазе освещен в книге Ю. Кинуса [Кинус, 2009], творчество современных пианистов джаза Г. Рубалькабы, Дж. Кольдерацио описано в статьях Ф. Шака [Шак, 2012]. Концепцию общих типовых моделей, которыми пользуются современные пианисты в сольном и ансамблевом джазе, предложил А. Лозовский [Лозовский, Э/р 1]. Он различает их по принципу структуры музыкального языка и исполнительских приемов.

Из зарубежных исследований можно назвать ряд авторов: статья о стиле Чика Кориа М. Херциг [Herzig,1999], диссертационное исследование Г. Солис о Монке и интерпретациях его композиций пианистами в конце XX века [Solis, 2007]. В практических пособиях, в основном, посвященных вопросам техники игры, можно отметить авторов, склонных к обобщениям и

систематизации музыкального языка и стилей: D. Baker, J. Befùmo, D. Benson, J. Bergonzi, B. Boyd, J. Cocker, Ph. DeGreg, О. Diaz, В. Dobbins, R. Felts, D. Haerle, M. Harrisson, A. Homzy, H. Honshuku, A. Jaffe, M. Levin, F. Mantooth, J. Mehegan, S. Miller, S. Reilly, J. Russell, B. Taylor, J. Valerio, R. Ricker, A. Vinter, S. White, D. Ьлгшпа.Из российских авторов практических пособий теоретические обобщения представлены у И. Бриля, Ю.Чугунова, А. Рогачева.

Нотные материалы современного фортепианного джазового творчества немногочисленны, но существует ряд сборников, включающих концертные или студийные версии композиций пианистов XX века. Среди авторов таких сборников российские и зарубежные специалисты: Ю. Чугунов, И. Бриль, В. Ерохин, Д. Крамер, В. Гроховский, Ch. Gerard, В. Bauer, A. Murphy, В. Edstrum и многие другие. Нотные издательства выпускали целые серии сборников, например «Artist transcriptions piano» от «Hai Leonard» или серия транскрипций Б. Эванса от «Ludlow music inc». В России в 1980-е гг. были изданы серии «Импровизации выдающихся джазовых пианистов» и «Эстрадные и джазовые композиции для фортепиано».

Исполнительство джазовых пианистов обсуждается, в основном, журналистами и критиками различных стран — редко в проблемных, чаще обзорных статьях, рецензиях. В связи с вышесказанным, исследование представляет актуальные перспективы в постановке и решении названных проблем.

Материалом исследования послужили аудио- и видеозаписи выступлений ведущих пианистов джаза в XX-XXI вв., а также практические пособия по фортепианной игре, актуальные для темы исследования. В связи с принципиальной устной стихией джазового музицирования и практическим отсутствием письменных текстов, материал для анализа языка и приемов составили расшифровки по слуху автора исследования, представленные в виде нотных фрагментов (примеров) в тексте диссертации.

Научная новизна настоящего исследования, таким образом, заключается:

— в обозначении характерных тенденций современной культурно-исторической ситуации фортепианного исполнительства;

— в определении направлений джазового фортепианного творчества;

— в обосновании взаимодействия джазового фортепианного искусства с другими пластами мировых музыкальных культур;

— в выявлении генезиса принципов, приемов, входящих в арсенал современных пианистов джаза, определении их исторических предформ;

— в анализе элементов авторских стилей корифеев джаза и молодого поколения исполнителей.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в самостоятельности подхода к изучению характерных явлений современного джазового фортепиано;

— во введении в научный обиход отобранной и сконцентрированной под определенным углом зрения информации о творчестве современных джазовых пианистов;

— в анализе современных музыкальных текстов с целью определения таких явлений, как индивидуальность, индивидуальный стиль;

— в прослеживании формирования моделей этих стилей на основе новаций и открытий мастеров фортепианного джаза XX века;

— в обосновании «композиционной» тенденции в сольном фортепианном джазе, характеристике пианистов-композиторов.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью введения материалов по современному фортепианному джазу в учебные курсы эстрадно-джазовых отделений колледжей и вузов - таких, как гармония, сольфеджио, стилевое сольфеджио, инструментовка и аранжировка, импровизация, ансамблевое исполнительство и т. д. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения истории современного фортепианного джаза, стимулировать тематику курсовых и

дипломных теоретических проектов, учебных работ студентов бакалавриата и магистратуры. Анализ творчества современных джазовых пианистов может быть востребован студентами в практической деятельности по освоению языка современного джаза.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова; в докладах на международных и всероссийских конференциях (Тамбов, Ставрополь, Уфа, Ростов-на-Дону). Основные положения работы изложены в 7 научных публикациях, 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Стремление подчеркнуть самостоятельные наблюдения и выводы данного исследования позволяет вынести на защиту диссертации следующие положения.

1. Сольное фортепианное творчество определяется процессами интеграции современного джаза в различные пласты музыкальных культур.

2. В связи с процессами глобализации национальная принадлежность джазовых пианистов не является определяющим фактором развития творчества - они стремятся к универсализму, выходят за границы локальных музыкальных культур.

3. Дифференциация характерных источников, определяющих стилистику современных джазовых пианистов, является до известной степени условной, границы не имеют четких очертаний.

4. Спонтанная форма джазового творчества остаётся импровизационной, но обнаруживает характерное тяготение к композиции; авторская сольная композиция - важный признак творчества современных джазовых пианистов.

5. Самым мощным импульсом для преобразования современной джазовой фортепианной композиции являются жанрово-стилевые модели

академической музыкальной традиции, что заметно в подходах к формообразованию, работе с музыкальным материалом, исполнительских особенностях.

6. В традиционной форме импровизации на синтаксические образцы джазовых «стандартов» обозначается индивидуализация, приближающаяся к авторской композиции.

Структура диссертации связана с этими положениями, а также целями и задачами исследования, охарактеризованными выше. Она состоит из двух глав, первая из которых посвящена характеристике истоков современного фортепиано в джазе XX в. Во второй главе - Пианисты в джазе XXI века — характеризуются общие черты современного джазового искусства, освещаются стилевые предпочтения пианистов, завоевавших авторитет и признание. Описываются также важные и существенные элементы языка и техники современного фортепианного джаза. Заключение содержит основные выводы о фортепианной джазовой культуре на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Глава 1. Современное джазовое фортепиано в контексте индивидуальных стилей XX века

Сегодня знаменитые пианисты в джазе - выдающиеся исполнители самого высокого виртуозного ранга; они поражают слушателей искусством работы с источником, не смущаясь резких стилевых границ между джазовыми стандартами, популярным и классическим фортепианным репертуаром. Они блистательно владеют искусством импровизации, изысканных и стильных парафраз, транскрипций широко известного материала. Кроме того, наряду с самыми разными интерпретациями популярных джазовых стандартов, практически все пианисты в джазе стремятся к сочинению собственных композиций.

Многие элементы музыкального языка современной фортепианной культуры в джазе унаследованы музыкантами из фортепианного джаза XX в. Для представления общей картины джазового фортепиано в современном мире необходимо провести параллели и проследить истоки основных тенденций в этой сфере. Сопоставление общей панорамы фортепианного джаза наших дней с важнейшими этапами истории прошлого столетия составляет содержание данной главы «Современное джазовое фортепиано в контексте индивидуальных стилей XX века».

1.1. Общая панорама развития современного фортепианного джаза

Чтобы анализировать феномен современного джазового пианизма, важно охватить явление в целом, отметить общие характерные черты. В данном параграфе ставится задача назвать важнейших представителей джазовой фортепианной молодежи и активно концертирующих сегодня мастеров старшего поколения, очертить среду их деятельности, охарактеризовать жанровые и стилевые направления творчества, обозначить подходы к изучению индивидуальностей.

Музыканты, выступающие на современной сцене, представляют два основных поколения. Это молодёжь (поименно указанная во введении),

11

авторитетные зрелые пианисты, а так же музыканты средних лет, среди которых Ч. Кориа, Х.Хэнкок, М. Тайнер, Дж. Террассон, Дж. Сэмпл, У. Кейн, Г. Рубалькаба, М. Камило и многие другие. Они стали популярными еще во второй половине XX в. Два поколения музыкантов охотно взаимодействуют между собой, дают совместные концерты. Особенно популярны стали практики выступления представителей этих поколений в формате двух роялей (Ч. Кориа и X. Уехара, X. Хэнкок и Ланг Ланг, Т. Амасян и М. Соляль).

Фортепианное джазовое искусство на протяжении всей истории его развития, поисков новых путей существовало благодаря неординарным, выдающимся музыкантам высокого творческого потенциала. Многими новациями сфера джазового фортепиано обязана ведущим пианистам зрелого поколения, продолжающим активно выступать и сотрудничать с представителями молодого поколения пианистов. Имена Ч. Кориа, X. Хэнкока и М.Тайнера, как и 30-40 лет назад, и сейчас на слуху у ценителей джаза.

Знаменитый американский джазовый музыкант и композитор — Армандо Энтони (Чик) Кориа, выпустивший свой первый альбом «Tones for Joan's Bones» еще в 1966 г. Он по сей день подтверждает свой статус законодателя джазовой фортепианной моды. Являясь обладателем двадцати премий «Grammy», он так и не получил должного академического образования. Единственным приемлемым методом изучения музыки Кориа считал для себя самообразование. Пианист никогда не жаловал общепринятую систему образования, считая идеальным «просто свободное общение музыкантов вне формализованных структур» [Аускерн, Э/р 2]. Кориа имеет одну из самых многочисленных дискографий за всю историю джаза, а количество его проектов, ансамблевых и сольных, приближается к пятидесяти.

Идеалами для Кориа, наряду с классиками бибопа - Гиллеспи, Паркером, Пауэллом - стали сначала сочинения Моцарта, Бетховена, композиторов-импрессионистов, а позже - Стравинского, Штокхаузена,

Мессиана. Его синтетические стилевые и звуковые ансамблевые опыты часто проявляются в двух собственных составах - «Chick Corea Electric Band» и «Chick Corea Acoustic Band». К записи сольных фортепианных релизов Кориа обращался нечасто. Им реализовано несколько дуэтных проектов - с Хэнкоком, Уехарой, Бертоном, Мак Феррином, — и сольных альбомов современности - «Solo Piano - Originals», «Solo Piano - Standards» (2000). Кориа четко разграничил в них трактовки стандартов и авторские композиции. Музыкальный материал этих альбомов, как и все его творчество, носит характерные черты авторского стиля музыканта. Подробно они будут описаны в следующей главе.

Знаковой фигурой джазового фортепианного искусства сегодня является Герберт Джеффри Хэнкок. Он выбрал для себя ансамблевые выступления как форму выражения творческих идей. На протяжении всей его карьеры Хэнкок обращался и к акустическому формату постбопа, но, в основном, предпочитает использовать электронные клавишные. Причем Хэнкок играет на них, как на фортепиано. В течение творческой жизни он не раз обращал свои интересы в сторону популярной музыки, в частности, фанка. Сейчас актуально и свежо звучит его альбом «Head Hunters» (1973), покоривший поп-аудиторию и вызвавший негодование джазовых слушателей, обвиняющих Хэнкока в измене джазу. Именно этот альбом, по мнению критиков, оказал огромное влияние не только на джаз, но и на фанк, соул и хип-хоп. В 2001 г. Хэнкок записывает альбом «Future2Future», в котором впервые привлекает ди-джея Р. Свифта. В 2005 г. выходит альбом Хэнкока «Possibilities» , в котором он исполняет дуэты со звездами поп-музыки - К. Сантана, П. Саймоном, Э. Леннокс, Д. Майером, К.Агилерой, Стингом и другими. В 2007 г. Хэнкок выпускает альбом «River: The Joni Letters», посвященный творчеству легендарной рок-певицы Дж. Митчелл, в записи которого принимают участие Н. Джонс, Т. Тернер, К. Бэйли Рэй, Л. Коэн. Этот альбом также получил несколько номинаций Grammy.

Другое направление синтеза джаза с поп-музыкой в творчестве Хэнкока - участие в проектах массового искусства. Хэнкок пишет саундтрек к детскому анимационному телешоу «Fat Albert and the Cosby Kids». Еще в середине 1960-х гг. Хэнкок пробовал себя как автор музыки к фильмам; первым опытом был саундтрек к фильму «Blow Up» режиссера Микеланджело Антониони. Авторству Хэнкока принадлежат саундтреки к фильмам «The Spook Who Sat By The Door», «Death Wish», «Round Midnight». На протяжении всего творчества он создает музыку к рекламным роликам, разным постановкам.

Даже сегодня начинающим пианистам достаточно сложно играть композиции Хэнкока и импровизировать, используя его новации. С его появлением на концертной сцене музыкальный язык джаза вышел на новый качественный уровень.

Экспрессивный, мощный, виртуозный, яркий и неординарный пианист, музыкант из квартета великого Колтрейна — Альфред (МакКой) Тайнер (1938). Как последователь идей бопа он вмещает в единицу времени огромное количество информации. Исследователи утверждают, что Тайнер в плане музыкального языка опередил свое время на несколько десятилетий. За всю свою карьеру Тайнер записал всего два сольных альбома - «Soliloquy» в 1991 и «Jazz Roots» в 2000 году. К моменту выхода этих альбомов Тайнер уже имел свой сформировавшийся исполнительский стиль, приобретенный в условиях джазового комбо. В рамках сольных альбомов Тайнер в полной мере выражал свою образно-эмоциональную направленность, демонстрировал устойчивые элементы индивидуального стиля.

Важный вклад в сферу фортепианного джазового искусства вносит сегодня творчество пианистов молодого поколения, сумевших завоевать популярность и сформировать черты, обеспечивающие им узнаваемость, -Э. Джангиров, Б. Гочиашвили, X. Уехара, В. Айр, Р. Гласпер, Дж. Кизер, М. Озоне и др. В их творчестве молено отслеживать процессы индивидуализации, но в целом они стремятся к универсализму и проявляют

интерес к множеству стилевых моделей одновременно.

География джазового искусства сегодня охватила весь мир. Процессы глобализации открыли границы для взаимодействия джаза и национальных музыкальных традиций разных стран. Вопросы распространения джаза в современном мире описаны в статьях исследователя М. Зверина [Oxford companion to jazz, 2000], а также активно обсуждаются на различных музыкальных форумах. Пользователь LyMph в своей статье «Обозревая современный джаз» перечисляет и дает стилевую характеристику популярным сейчас группам и исполнителям из Японии, Индии, Индонезии, Азербайджана, Узбекистана [LyMph, Э/р 3]. Одним из самых актуальных стилей в современном джазе является фыожн во всех его разновидностях. Термин «fusion» дословно означает «сплав», но сегодня музыканты идут дальше и синтезируют фыожн с джаз-роком, фанком, роком и этно-направлениями. Наряду со стилевыми экспериментами, пианисты современного джаза сохраняют традиции музыкантов XX в. и широко используют созданные и популяризованные ими жанрово-стилевые модели — блюз, свинг, латино, баллада.

Саунд названных стилей преобразуется и обретает новые черты. Новации в области звука связаны не только с поиском новых способов звукоизвлечения на акустическом фортепиано, но и с экспериментальным внедрением электронных клавишных инструментов. Сегодня сложно представить пианиста, никогда не использовавшего в своей практике электронные клавишные инструменты. История фортепианного джаза богата именами музыкантов, прославившихся применением электронных клавишных наряду с их акустическими аналогами. Д. Завинул, Ч. Кориа и X. Хэнкок, Дж.Смит - пионеры электронного движения в фортепианном джазе.

Электронные инструменты прочно обосновались в джазовом исполнительстве с 1970-х гг. и сегодня считаются такими же традиционными, как остальные акустические инструменты джазовой сферы. Динамофон Т.

Кахилла, электроорган Л. Хаммонда начала XX в. - прообразы современных синтезаторов, которые возникли в начале 1960-х годов и прочно вошли в практику джазовых пианистов мира.

Использование в джазе электрооргана во многом обязано революционеру Джимми Смиту, превратившему этот инструмент в базовый для соул-джаза, ритм-энд-блюза и многих других стилей джаза и популярной музыки Америки. Он начал свои опыты в середине 1950-х гг. Смит стремился к использованшо всех возможностей электрооргана: на ножных педалях исполнял басовые линии, левой рукой - аккомпанемент, в партии правой -мелодические линии. Орган звучал у Смита, как ансамбль. Смит получил мировую известность, выступал на многих фестивалях и записал 12 альбомов. Мода на электроорган стала постепенно проходить к концу 1970-х гг., а сам инструмент уступил место более современным моделям. Несмотря на это, Смит оставался верным органу, продолжал концертировать вплоть до 1990-х гг.. В то время его творчество стали причислять к направлению «acid jazz», с чем он был категорически не согласен. Его имя вписано в историю джазового фортепианного искусства за мощный вклад из сплава бопа, ритм-энд-блюза и соул-джаза.

Вместе с внедрением в фортепианную культуру электронных достижений, современный джазовый мир переживает сегодня ренессанс аналоговых клавишных инструментов. В связи с их большой популярностью издательство «Berklee press» выпустило пособие по освоению Hammond-органа [Limina, 2005]. Еще один аналоговый инструмент - Fender Rhodes Piano. Название «Rhodes» происходит от фамилии изобретателя Гарольда Родеса. Оно стало именем нарицательным в современном джазовом мире, а сам инструмент ценится очень высоко. Он был основным атрибутом музыки 1970-х гг. и озвучивал опыты направления «фыожн». Возможно, с преобладанием стилевой модели фыожн в джазе усилился интерес к одному из главных его инструментов. Активно используют Rhodes также в джазовых стилях с явной афроамериканской направленностью и синтезированных поп-

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лубяная, Елена Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ:

Алексеев, 1962

Амирханова, 2009

Антипов, Донских, Марковина, Сорокин, 1989

Арановский, 1990

Асафьев, 1943

Асафьев, 1967 Асафьев, 1971 Аски

Барбан, 2006-1

Алексеев А. Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма. Выпуск 1. -М.; Л.: Музгиз, 1952. - 252с. Амирханова С. Джаз как искусство артистического самовыражения: Дис. канд. искусствоведения. — Уфа, 2009. - 224с.

Антипов Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. - Новосибирск: Наука; Сиб. Отд., 1989.- 194 с.

Арановский М. Г. Концепция музыкального стиля в работах М. К. Михайлова // Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост. А.Вульфсон. - Л.: Музыка, 1990.- С. 13- 88.

Асафьев Б. В. Народные основы стиля русской оперы // Советская музыка. Сб. статей. - М., 1943.-С. 14-15.

Асафьев Б. В. Критические статьи, очерки и рецензии. - Л.: Музыка, 1967. - 300 с. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как

процесс. - Л.,: Музыка, 1971. - 376с. Аски Д. Джаз: эволюция жанра // Америка, № 79. - С. 29.

Барбан Е.С. Джазовые диалоги. - СПб: Композитор — Санкт-Петербург, 2006. - 304 с.

Барбан, 1990 Барбан, 1987

Барбан, 1987

Барбан, 2006-2 Барбан, 2006-3

Барбан, 2007

Барбан, 2013-1

Барбан, 2013-2

Барбан, 2013-3

Барбан Е. С. Идея импровизации. Развитие стиля в джазе // Родник,- 1990. - №12. С. 41-59. Барбан Е. С. Джазовая импровизация (к проблеме построения теории) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М., 1987. -С. 162-184.

Барбан Е. С. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. -М., 1987. С. 96- 113. Барбан Е. С. Джазовые портреты. - СПб: Композитор - Санкт-Петербург, 2006. - 304 с. Барбан Е. С. Контакты. Собрание интервью. -СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. - 472 с.

Барбан Е. С. Черная музыка белая свобода. -СПб: Композитор - Санкт-Петербург, 2007. -284 с.

Барбан Е. С. Предисловие. // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан — Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. — 180 е., нот.

Барбан Е. С. Анализ и оценка джазового опуса (к разработке методологии) // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. - Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013.- 180 е., нот.

Барбан Е. С. Джазовая критика как литературный жанр // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. — Спб.:

Баташев, 1972 Баташев, 1984 Баташев, 1987

Бейшлаг, 1978 Берендт, 1978

Бержеро, Мерлин, 2003

Бернштейн, 1980

Браславский, 1974 Бриль, 1982

Бутир, 1977

Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180 е., нот.

Баташёв А. Н. Советский джаз. Исторический

очерк. - М.: Музыка, 1972. - 175 с.

Баташёв А. Н. Я в хорошем настроении // Музыкальная жизнь, 1984. - № 22. С. 16.

Баташёв А. Н.Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М., 1987. С. 80 - 95. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке /Пер. с нем. 3. Визеля. - М.: Музыка, 1978. - 320 с. Берендт И. Э. Книга о джазе: от раги до рока / пер. с англ. М. Грахова. - Уфа: ГИД, 1978. - 428 с.

Бержеро А., Мерлин А. История джаза со

времен бопа / Пер. с франц. М. Чернавиной. -

М.,: Астрель, ACT, 2003. - 160 с.

Бернштейн Б. М. Традиция и канон: два парадокса // Советское искусствознание'80. -М.: Советский художник, 1981. Вып. 2. С. 112 -153.

Браславский Д. А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1974. - 392 с.

Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие. - М.: Советский композитор, 1979. -112 с.

Бутир Л. М. Джаз и концертирующий стиль. К проблеме типологического сходства. //

История и современность. Тезисы докладов

Бутман, 2013

Вагнер, 1987

Васюточкин, 2013

межвузовской научно-теоретическои

конференции. - Горький, 1977. - С. 89 - 91. Бутман И. Проблемы российского джазового исполнительства // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.- Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот.

Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1987. - 288 с. Васюточкин Г. С. Эволюция социокультурных функций джаза // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.- Спб.: Композитор-Санкт-Петерберг, 2013. — 180с., нот.

Верменич Ю. Т. И весь этот джаз.- Воронеж: ИНФА, 2002. - 376 с.

Волынцев А. В. Дюк Эллингтон. Штрихи к портрету // Музыкальный современник. Вып. 4. -М., 1983. С. 230-253. Вопросы музыкального стиля Вопросы музыкального стиля. Сб.

статей. - Л.: ЛГИТМИК, 1978. - 175 с. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века. Очерки. - Л.-М.: Советский композитор, 1976. 96 с.

Галицкий А. Р. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека. Автореф. дис. канд. искусствоведения. - СПб., 1998. Гаранян Г. А. Аранжировка для инструментальных и вокально-

Верменич, 2002 Волынцев, 1983

Гаккель, 1976

Галицкий, 1999

Гаранян, 1986

Гнилов, 1990-1

Гнилов, 1990-2

инструментальных ансамблей. - М.: Музыка, 1986. - 224 с.

Герасимова-Персидская, 1988 Герасимова-Персидская Н. А.

Авторство как историко-стилевая проблема // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб. статей. - Киев, 1988. С. 27-33. Гнилов Б. Г. Расово-этнические аспекты фортепианного джазового исполнительства // Музыка: библиографическая информация. Вып. 12. - М.: Гос. биб-ка им. В. И. Ленина, 1990. С. 69 - 80.

Гнилов Б. Г. Фортепианное джазовое музыкознание в иностранных публикациях // Музыка: библиографическая информация. Вып. 12. - М.: Гос. биб-ка им. В.И. Ленина, 1990. С. 80 - 86.

Гнилов Б. Г. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества (1940- 1950-е годы). Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1992. Гнилов Б. Г. Джазовый пианизм и фортепианное искусство. — М.: МГК им. П.Чайковского, 2003. - 192 с. Голощекин Д. Аудитория российского джаза // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. - Спб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот. Григорьева Г. М. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. -М.: Советский композитор, 1989. - 206 с.

Гнилов, 1992

Гнилов,2003

Голощекин, 2013

Григорьева, 1989

Губанов, 1988

Гуляницка я, 1984 Гуренко, 1982 Демченко, 1990 Денисов, 1986

Джаз в новом столетии

Джазовая мозаика Дуков, 1985.

Дуков, 1990

Губанов, 1988 - Губанов Я. Черты стилевого анализа в музыке 80-х годов // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб. статей. - Киев, 1988. С. 70 - 79. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию: Учебное пособие. - М.: Музыка, 1984.-256 с.

Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с. Демченко А. И. Отечественная музыка начала XX века. - Саратов: Изд-во СГУ, 1990. С. 93 -110.

Денисов Э. В. Джаз и новая музыка // Денисов

Э. Современная музыка и проблемы эволюции

композиторской техники. - М.: Советский

композитор, 1986. С. 163-165.

Джаз в новом столетии: материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов, март 2000 г. / отв. ред. Ю. Д. Сергин. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 36 с.

Джазовая мозаика. / Сост. Ю.Чугунов. - М.: ЗАО РИФМЭ, 1997.- 128 с. Дуков Е. В. Грампластинка в музыкальной жизни: социокультурный аспект

функционирования). // Рождение звукового образа: художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / сост. Е.А. Авербах - М.: Искусство, 1985. С. 6-22. Дуков Е. В. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения. //

Дьячкова, 1985

Вопросы социологии музыки. Сб. трудов. Вып. 111.-М., 1990. С. 86-99. Дьячкова, JI. С. Мелодика: Учебное пособие по курсу «Мелодика» - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - 96 с.

Евдокимова, Назайкинский, 1983 Евдокимова Ю. К., Назайкинский Е.

В. Актуальнейшие проблемы стиля // Советская музыка, 1983. № 8. - С. 119- 121.

Енукидзе, 2004 Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные

жанры. Из истории джаза и мюзикла. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2004. - 125 с.

Житомирский, 1974 Житомирский Д. В. Музыка для миллионов //

Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сб. статей. - JL, 1974. С. 31-66

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. -

М.: Искусство, ,1987. -167 с.

Ивашкин А. В. Канон в музыке как

эстетический принцип. Дис. канд.

искусствоведения. - М., 1978. - 359 с.

Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм:

идейно-эстетические поиски на Западе. - М.:

Знание, 1988.-64 с.

Импровизация // Большая Советская энциклопедия / ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 10. С. 38.

Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польского А. Ермилова и Б. Федорова - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. -188 с.

Йост Э. Фри-джаз. Очерки по исследованию джаза / Пер. с англ. Ю. Верменича; ред. Г.

Зоркая, 1987

Ивашкин, 1978

Ивбулис, 1988

Импровизация

Ингарден, 1962

Иост, 1988

Левина. - Воронеж: ГИД, 1988. - 153 с.

Исторические и

Кампус, 1983 Кейлина, 1994

Келдыш, 1973

Кинус, 2008

Кинус, 2009

Кинус, 2011

Кинус, 2013

Клейтон, Гэммонд

Исторические и теоретические проблемы теоретические проблемы музыкального стиля. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции. - Горький, 1983. - 112 с.

Кампус Э. Ю. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. -128 с.

Кейлина Е. А. Американская музыкальная культура XVIII - начала XIX вв.: Специфика зарождения и начало развития профессионального слоя. Автореф. дисс. канд. искусствоведения - М., 1994. - 24с. Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII- XVIII веков // Советская музыка. - 1973. -№3.- С. 58-65.

Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе. - РнД: Феникс, 2008. - 188 с. Кинус Ю. Г. Из истории джазового исполнительства. - РнД: Феникс, 2009. - 160 с. Кинус Ю. Г. Джаз: истоки и развитие. - РнД: Феникс, 2011.-496 с.

Кинус Ю. Г. Взаимодействие импровизации и композиции в джазе // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. — Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. — 180с., нот.

Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. Притворись его знатоком. / Пер. с англ. М. Тарасова. - СПб.: Амфора, 2001.-103с.

Коваленко, 1997

Когоутек, 1976 Козлов, 1998 Козлов, 1998 Козлов, 2005 Колесников, 2011

Коллиер, 1984

Коллиер, 1987

Коллиер, 1991

Колосов, 1990

Конен, 1961

Коваленко О. Н. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1997. — 24 с. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. / Пер. с чеш.- М.: Музыка, 1976. - 368 с. Козлов А. С. Козел на саксе. - М.: Вагриус, 1998. - 446 с.

Козлов А. С. Рок: история и развитие. - М.: Мега-Сервис, 1998. - 192 с. Козлов А. С. Джаз, рок и медные трубы. — М.: Эксмо, 2005. - 768 с.

Колесников В. В. Толковый словарь джаза. - Донецк, ДГМА им. С.С Прокофьева, 2011. -282 с.

Коллиер Джеймс. Становление джаза. / Пер. с англ. А. В. Медведева. - М.: Радуга, 1984. - 390 с.

Коллиер Джеймс. Луи Армстронг. Американский гений / Пер. с англ. А. В. Денисова и М. Н. Рудковской. — М.: Радуга, 1987. —424 с.

Коллиер Джеймс. Дюк Эллингтон / Пер. с англ. М. Рудковской и А. Доброславского. - М.: Радуга, 1991. — 351 с.

Колосов А. С. Театрализованные формы джазовой импровизации. Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1990. - 24 с. Конен В. Д. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1961. - 446 с.

Конен, 1968

Конен, 1980

Конен, 1984-1

Конен, 1984-2

Корнев, 2009

Корнев, 2013

Королев, 2006

Красникова, 2010

Кубасова, 2012

Кудинова, 1982

Конен В. Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1968. - С. 28- 41. Конен В. Д. Блюзы - XX век. - М.: Музыка, 1980. - 80 с.

Конен В. Д. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1984. - 312 с. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века.- М.: Музыка, 1984. -160 с.

Корнев П. К. Джаз в культурном пространстве XX века. Дис. канд. культурологи. — СПб, 2009. -191 с.

Корнев П. К. Субкультура классического джаза // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. — Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот. Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. - М.: Музыка, 2006. - 167 с. Красникова Т. Н. Фактура в музыке XX века. Автореф. дис. докт. искусствоведения. — М., 2010.-306 с.

Кубасова Э. Т. Концепт джаз: лексико-семантический, лингвокультурологический и психолингвистический аспекты. Дис. канд. филологии.-Уфа, 2012. - 198 с. Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. - М.: Советский композитор, 1982. - 175 с.

Лившиц, 2003

Лотман, 1970 Мазель, 1979 Малышев, 1980

Мальцев, 1976

Матюхина, 2003

Медведев, 1987 Медушевский, 1979 Медушевский, 1984

Лившиц Д. Р. Феномен импровизации в джазе. Автореф. дис. канд. искусствоведения.-Нижний Новгород, 2003. - 25 с. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 384 с. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1979. - 534 с. Малышев И. В. К определению понятия "музыкальное произведение" // Эстетические очерки. Избранное. - М., 1980. С. 103- 124. Мальцев С. М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. Статьи, очерки, исследования. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1976. С. 68 - 104. Матюхина М. В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века. Дис. канд. искусствоведения. - М., 2003. - 199с. Медведев А. В. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М., 1987. С. 29 - 47.

Медушевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. - 1979. № З.С. 30- 39.

Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. Вып. 5. - М., 1984. С. 5- 17.

Медушевский, 1991

Мерриам, 1995

Минх, 1958 Минх, 1974

Мириманов, 1973

Митропольский, 2013-1

Митропольский, 2013—2

Михайлов, 1981 Михайлов, 1990

Медушевский В. В. Фантазия в культуре и

музыке // Музыка - Культура - Человек. Сб.

статей. Вып. 2. - Свердловск, 1991. С. 44 - 56.

Мерриам А. Антропология музыки: понятия //

Homo musicus'95. Альманах музыкальной

психологии. - М., 1995. С. 29-64;

Минх Н. Г. Размышления о джазе // Советская

музыка. - 1958. - № 2. - С. 42- 46.

Минх Н. Г. Джаз / Н. Минх // Музыкальная

энциклопедия в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия,

1974. -Т.2.- С. 211-219.

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. - М.: Искусство; Dresden: Verlag der Kunst, 1973.-319 с.

Митропольский М. М. Творческий джаз в СССР и новой России // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.- Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот.

Митропольский М. М. Реальность российского джаза в мировом контексте (к постановке проблемы) // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан. -Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. -180с., нот.

Михайлов М. К. Стиль в музыке. - JI.: Музыка, 1981. - 262 с.

Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты - JI.: Музыка, 1990. - 288 с.

Михайлова, 1960

Мошков, 2008 Мошков, 2009 Музыка наших дней Музыка

Музыкальная культура

Назайкинский, 1982 Назайкинский, 1988 Назайкинский, 2002

Нечай, 1993 Николаева, 1973

Михайлова Е. Оборвавшийся разговор (встреча телезрителей с А. Цфасманом) // Советская музыка. 1960. - № 9. - С. 148-149. Мошков К. В. Индустрия джаза в Америке. — Спб.: Лань; Планета музыки, 2008. - 512 стр. Великие люди джаза / Под ред. К. В. Мошкова.

— Спб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 736 стр.

Музыка наших дней. Современная энциклопедия. М.: Аванта+, 2002. - 432 с.

Музыка / Большой энциклопедический словарь./Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 672 с.

Музыкальная культура США XX века:

учеб. пособие для педагогов и студентов вузов /

ред. кол. М.В. Переверзева. - М.: МГТС им. П.И.

Чайковского, 2007. — 480 с.

Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки.

— М.: Музыка, 1988.-254 с.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -248 е.: ноты.

Нечай О.Ф. Кинообразование в контексте художественной литературы // Специалист. — 1993. - №5. - С.11-13

Николаева А. Фортепианный стиль ранних произведений Скрябина // А. Н. Скрябин. Сборник статей. - М.: Советский композитор, 1973.-С. 185-225.

Ньютон, 2007 Овчинников, 1979

Овчинников, 1984

Овчинников, 1986

Овчинников, 1994 Озеров, 1984

Орджоникидзе, 1973

Очерки музыкальной культуры

Панасье, 1978

Ньютон Фрэнсис. Джазовая сцена / Пер. с англ. Ю. Верменича. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 224 с. Овчинников Е. В. От классического джаза к свингу (Лекция по курсу "Массовые музыкальные жанры"). - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - 64 с.

Овчинников Е. В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 66 с. Овчинников Е. В. Архаический джаз. Лекция по курсу "Массовые музыкальные жанры". - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 56 с. Овчинников Е. В. История джаза. Учебник в 2-х вып. Вып.1. —М.: Музыка, 1994. - 240 с. Озеров В. Ю. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом. -Экспресс-информация. Информцентр по вопросам культуры и искусства. // Музыка. 1984. Вып. 1.-М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1984.

Орджоникидзе Г. Ш. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке // Музыкальный современник. Сб. статей. Вып. 1.-М., 1973. С.144-181. Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - 192 с.

Панасье Ю. История подлинного джаза. - Л.: Музыка, 1978. - 127 с.

Переверзев. 1991

Петров, 1996

Питерсон, 2007

Плахов, 1988

Поляков, 1978

Поспелов, 1970 Пропп, 1976 Раппопорт, 1972

Раппопорт, 1980

Рогачёв, 2003

Переверзев JI. Б. Подлинный джаз: после Панасье // Юго Панасье. История подлинного джаза. - Ставрополь, 1991. С. 188- 285. Петров А. Е. Джазовые силуэты. - М.: Музыка, 1996. - 238 с.

Оскар Питерсон. Джазовая одиссея. Автобиография. / Пер с англ. Макбал Мусина — Спб.: Скифия; Лань, 2007. - 320 с. Плахов Ю. Н. Об импровизации в монодических структурах и методах ее изучения // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб. статей. - Киев, 1988. - С. 530 - 539.

Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Советский писатель, 1978. - 446 с.

Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. - М.: МГУ, 1970.-330 с.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность. -М.: Наука, 1976.-325 с.

Раппопорт С. X. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. - М., 1972.-С. 3- 46.

Раппопорт С. X. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. Вып. 4. - М., 1980. - С. 63-102. Рогачёв А. Г. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 128с.

Савенко, 1983

Салонов, 1982

Сарджент, 1987

Светланова, 2006

Сигида, 1981

Симоненко, 1981

Симоненко, 1984

Скребков, 1973

Советская музыка

Соколов, 1968

Савенко С. И. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сб. статей. Вып. 5.-М., 1983.-С. 96-112. Салонов М. А. Искусство импровизации. - М.: Музыка, 1982. - 78 с.

Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Рудковской и В. Ерохина. —М.: Музыка, 1987. - 296 с. Светлакова Н. И. Джаз в произведениях европейских композиторов первой

половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку: дис. канд. искусствоведения. - М., 2006. - 152с. Сигида С. Ю. Стилизация // Музыкальная энциклопедия в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1981. —Т. 5. С. 278-282. Симоненко В. С. Лексикон Джаза. - Киев: Музична Украина, 1981. - 112 с. Симоненко В. С. Мелодии джаза. Антология. -Киев: Музична Украина, 1984. - 320с. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

Советская музыка 70- 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. Сб. трудов. Вып. 82. - М., 1985.- 161 с.

Соколов А. Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 223 с.

Соловьёв, 2013

Сохор, 1965 Сохор, 1978

Сохор, 1980

Старчеус, 2005

Столяр, 2013

Строкова, 2002

Сыров, 1989

Сыров, 2013

Соловьёв А. Э. Джаз как бренд // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.— Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013.- 180с., нот.

Сохор А. Н. Массовая, бытовая, эстрадная... // Советская музыка. - 1965.- № 10. С. 18- 23. Сохор А. Н. Музыка - культура - музыкальная культура // Советская музыка. - 1978. - № 3. С. 83- 86.

Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Том I. Сб. статей. - Л., 1980. - 296 с. Старчеус М. С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования. Дис. докт. педагогических наук. - М., 2005.-433 с.

Столяр Р. С. Актуальные проблемы

российского джазового образования //

Современный джаз в музыкальной культуре /

Сост. Е. Барбан- Спб.: Композитор-Санкт-

Петербург, 2013. - 180с., нот.

Строкова Е. В. Джаз в контексте массового

искусства (К проблеме классификации и

типологии искусства). Дис. канд.

искусствоведения. — М., 2002. - 211 с.

Сыров В. Н. Джаз и европейская традиция // Проблемы музыкальной науки. - 2007. - № 1. -С. 159-166.

Сыров В. Категория «музыкальное произведение» в джазе // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.- Спб.:

Томкинс, 1985

Туровская, 1979 Ухов, 1987

Ухов, 2013

Фейертаг, 2001

Фишер, 2004

Фомин, 1977

Харлап, 1976

Композитор-Санкт-Петербург, 2013. — 180с., нот.

Томкинс Л. С точки зрения музыкантов

(Джазовые интервью "Крещендо") / Пер. с

англ.- Воронеж, 1985. - 211с.

Туровская М. И. Почему зритель ходит в кино // Жанры кино. - М.: Искусство, 1979. - 319 с.

Ухов Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М., 1987. - С. 114-142. Ухов Д. Социокультурные парадоксы польско-российских джазовых связей // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.- Спб.: Композитор Санкт-Петербург, 2013.- 180с., нот.

Фейертаг В. Б. Джаз XX века. Энциклопедический справочник. — СПб.: Скифия, 2001. - 564 с.

Фишер А. Н. Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции - от свинга к бибопу. Дис. канд. искусствоведения. — Екатеринбург, 2004. -188с. Фомин В. П. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания. Автореф. дисс. канд. искусствовед. - М., 1977. - 22 с. Харлап М. Г. Исполнительское искусство как эстетическая категория // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. второй. - М., 1976. - С. 5-67.

Харлап, 1986 Холопова, 1971

Холопова, 1979 Холопова, 1984

Царева, 1981

Цукер, 1991

Цуккерман, 1974

Цфасман, 1966 Чередниченко, 1988

Чернов, 1972

Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. - М.: Музыка, 1986. - 104 с. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века,- М.: Музыка, 1971. -304 с.

Холопова В. Н. Фактура. Очерк. - М.: Музыка, 1979.-87 с.

Холопова В. Н. Мелодика. Научно-методический очерк. - М.: Музыка, 1984.- 88 с.

Царева Е. М. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1981.— Т. 5. С. 282 -290.

Цукер А. М. Рок в контексте современной культуры // Музыка России. Вып. 9.- М., 1991. - С.281 -312.

Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. - М.: Музыка, 1974.- 244 с.

Цфасман А. "Кто виноват..."// Советская музыка.- 1966.- № 7.- С.11-13. Чередниченко Т. В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и

современность. Вып.1.- М.,1988.- С.43-68. Чернов А. А. К спорам о современной музыке.-М.: Советский композитор, 1972.-119 с.

Чернов, 1973

Чернышов, 2009

Чижова, 1993

Чугунов, 1980 Шак, 2007

Шак, 2008

Шак, 2009

Шак, 2012

Чернов А. А. Опыт анализа некоторых явлений современного музыкального быта // Музыкальный современник. Вып.1.- М., 1973.-С.23 8-266.

Чернышов А. В. Джаз и музыка в

европейской академической традиции. Дис.

канд. искусствоведения. — М., 2009. - 252 с.

Чижова И. А. Рок-музыка как культурно-

исторический феномен. Автореф. дис. канд.

искусствоведения. - М., 1993.- 25 с.

Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе. - М.:

Советский композитор, 1980.- 152 с.

Шак Ф. М. Джаз в контексте патографии: Pro et

Contra. // Социально-гуманитарные знания.

М., 2007. - №12.-С. 166-169.

Шак Ф. М. Экуменистические опыты в

творчестве Дона Байрона // Актуальные

вопросы социогуманитарного знания: история и

современность. Межвузовский сборник

научных трудов. - Краснодар, 2008. - С. 132 -

134.

Шак Ф. М. Феномен джаза. Научное издание. -Краснодар: Изд-во Краснодарского

государственного университета культуры и искусств, 2009. — 156 с.

Шак Ф. М. Эссе. Рецензии. Размышления. / Сборник трудов Ф. М. Шака. — Краснодар: Изд-во Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2012. -134 с.

Шак, 2013

Шапиро, Хентофф, 2000

Шапиро, Хентофф, 2005

Шахназарова, 1983

Шестаков, 1986

Шкуратов, 1990

Шулин, 2007

Шулин, 2013

Шак Ф. М. Джазовая стилистика и постмодернизм. // Современный джаз в музыкальной культуре / Сост. Е. Барбан.— Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот.

Шапиро Н., Хентофф Н. Послушай, что я тебе скажу. / Пер. с англ. Ю. Верменича. - М.: Синкопа, 2000. - 432 с.

Шапиро Н., Хентофф Н. Творцы джаза / Пер. с англ. Ю. Верменича. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005.

- 392 с.

Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма.

- М.: Советский композитор, 1983. - 152 с. Шестаков Г. Ю. Музыка в буржуазной "массовой культуре". Критические очерки. - М.: Музыка, 1986. - 128 с.

Шкуратов В. А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). - РнД: Издательство Ростовского университета, 1990. -256 с.

Шулин В. В. Искусство импровизации столетия: к проблеме звукоидеала. Дис. канд. искусствоведения. — Спб., 2007. -224с. Шулин В. В. Джаз как площадка для кросскультурных музыкальных коммуникаций // Современный джаз в музыкальной культуре /

Юрченко, 2001

Юэн, 1989

Яворский, 1987

Ямпольский, 1974

Ямпольский, 1987

Сост. Е. Барбан- Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 180с., нот. Юрченко И. В. Джазовый свинг: Явление и проблема. Дис. канд. искусствоведения. — М, 2001.-252с.

Юэн Д. Джордж Гершвин: путь к славе. / Пер. с англ. О. Г. Пискунова, T.JL Гувернюк). - М.: Музыка, 1989. - 287 с.

Яворский Б. Л. Заметки, посвященные характеристике отдельных композиторов // Яворский Б. JI. Избранные труды. Том 2. Часть 1. - М.: Советский композитор, 1987. - С. 200 -232.

Ямпольский И. М. Импровизация // Музыкальная энциклопедия в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. — Т. 2. С. 508 -510.

Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма // Стенограмма заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков 12-13 октября 1987. -М.: Изд-во Союза кинематографистов, 1987. — с. 31-44.

Литература на иностранных языках:

Ake, 2002 Artist transcriptions

Baker, 1987 Befumo, 2010

Bauer, 1979

Benson, 2006

Bergonzi, 1994 Boyd, 1997

Brown, 2006

Ake D. Jazz Cultures. University of California Press, CA, 2002. - 223 p. The Ahmad Jamal Collections, Artist transcriptions piano, Hal Leonard Corporation, Milwaukee, 1958. - 111 p. BakerD. Howtoplaybebop. Vol. 1-3 / Al fredPubl i shingCompanylnc., CA,1987.

Befumo J.P. Exotic Scales. Newhorisons for jazz improvisation / SuperiorBooks.com Inc., 2002, Pleasant Mount Press, Inc., 2010. -128 p.

Bauer B. Bill Evans. The last compositions piano solos and leadsheets, Ludlow music , inc., NY, 1979.-48 p.

Benson D. Music: A Mathematical offering. University of Aberdeen, Scotland, UK, 2006. - 423 p.

Bergonzi J. Inside improvisations series Vol. 1 -5 / Advance music Inc., 1994.

Boyd B. Jazz chord progressions / Hal Leonard Corporation, Milwaukee, 1997.- 96

P-

Brown D.P. Noise Orders / Jazz, improvisation, and architecture. University of Minnesota Près, Minneapolis / London, 2006.- 159 p.

Cho, 2010

Coker, 1970

Crow, 1992

Dance, 1961

De Greg Ph, 1994

Diaz, 1997

Dobbins, 1984

Dobbins, 1984-89

Dobbins, 1986

Edstrum, 1969

Cho A. The Jazz Process: collaboration, innovation & agility. Addison-Westley, MA, 2010.-291 p.

Coker J., Casale J., Campbell G., Green I. Patterns for jazz. - Lebanon, 1970. - 173 p. Crow B. From Birdland to Broadway. Scenes from a jazz life. Oxford University Press, NY, 1992.-273 p.

Dance S. Jazz Era the Forties (The Roots of

jazz), Da Capo Press, 1961. - 252 p.

De Greg Ph. Jazz keyboard harmony /

Jamey Aebersold Jazz Inc., New

Albany, IN, 1994.-241 p.

Diaz O. Latin jazz piano techniques /

Charles Colin, N.Y., 1997. - 37 p.

Dobbins B. A creative approach to jazz piano harmony / Advance music Inc., 1984. -151 p.

Dobbins B. The contemporary jazz pianist. A comprehensive approach to keyboard improvisation. Vol. 1-4 / Charles Colin, N.Y., 1984- 1989. Dobbins B. Jazz arranging and composing. A linear approach / Advance music Inc., 1986. - 151 p.

Edstrum B. Art Tatum solo book, Hal Leonard Corporation, Milwaukee, 1969. - 78

P-

Felts, 2002 Gerard, 1991

Gitler, 1985

Haerle, 1980 Haerle, 1994

Harrisson, 2003

Harrisson, 2004-1

Harrisson, 2004-2

Harrisson, 2005

Harrisson, 2006

Felts R. Reharmonization techniques / Berklee Press, 2002. - 189 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.