Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик: В конце XX - начале XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.08, кандидат социологических наук Ху Яньсинь

  • Ху Яньсинь
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 186
Ху Яньсинь. Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик: В конце XX - начале XXI вв.: дис. кандидат социологических наук: 22.00.08 - Социология управления. Москва. 2006. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ху Яньсинь

Введение.

Глава I. Концептуальные подходы в теории нации и проблемах управления межнациональными отношениями в Китае.

§ 1. История формирования политики по отношению к национальностям и Китае.

§ 2. Теоретические подходы к пониманию нации, этничпости и межнациональных отношений в Китае и мировой литературе.

Глава 11. Политика управления межнациональными отношениями в Китае в конце XX - начале XXI вв.

§ 1. Изменения в законодательной базе и национальной политике КПК в конце XX - начале XXI вв.

§ 2. Механизмы управления межнациональной интеграцией в Китае.

Глава III. Социальная практика в управлении межнациональными отношениями на примере

Сипьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

§ 1. Этнический состав, социально-культурные и экономические характеристики населения Синьцзян-Уйгурского автономного района.

§ 2. Способы консолидации и отношение к межнациональному общению хапьцев и уйгур в деловой и неформальной сфере.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик: В конце XX - начале XXI вв.»

Актуальность темы исследования. Этнонациональные проблемы - одни из самых сложных и острых проблем для любого полиэтнического государства, требующие к себе подходов, учитывающих исторические и культурные особенности народов.

Китай, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств. В нем проживает 56 национальностей, самая большая из которых - ханьцы. По Всекитайской переписи населения, проведенной в 2002г., они составляют 91,59% населения. 55 этнических меньшинств, насчитывающих более ста миллионов человек, и расселены на 64% территории Китая1. Каждое из них отличается по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, диалекту, особенностям материальной и духовной культуры. Это определяет чрезвычайную сложность в управлении межнациональными отношениями в стране.

Китай исторически формировался как многонациональное государство. Любое существенное изменение общественного устройства было связано с этнонациональными проблемами. Их регулирование осуществляется через совершенствование управленческих решений в сфере экономической, социальной и культурной жизни, учитывающих различия населяющих государство народов по их социокультурным, психологическим особенностям, формам экономического поведения.

В разных странах мира проявляются межэтнические противоречия, обусловленные социально-экономическими проблемами, с одной стороны, а с другой - процессами становления самосознания национальностей, их запросами в сфере культурного, социально-экономического и политического развития.

1 Ежегодник статистики национальностей КНР. - Пекин, 2002. - С. 134.

Этнополитические противоречия в Англии и Канаде, этно-конфессиональные конфликты в Югославии, социально-этнические проблемы в благополучной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, национальные движения в СССР и конфликты на постсоветском пространстве - наглядное тому подтверждение. В современном мире этнонациональные проблемы все в большей степени политизируются. Социально-политические силы, движения, партии вкладывают свой особый смысл в содержание этнонациональной политики, предлагая свои способы и методы ее осуществления. Отсюда возникает проблема их сравнительного анализа и выделения критериев эффективного с точки зрения общественного прогресса и стабильности государства управления межнациональными взаимодействиями, отношениями государства и граждан различной национальности.

Таким образом, тема исследования актуальна для Китая, судьба которого влияет на развитие глобализирующегося мирового сообщества и интересна для других стран. Без тщательного изучения опыта управления межнациональными отношениями, решения межэтнических противоречий и извлечения из них исторических уроков невозможно получить объективную картину этнонациональной политики и ее реализации в Китае. Все это обуславливает необходимость изучения основных этапов этнонациональной политики и способов управления межнациональными отношениями в Китае с целью содействия интеграции, укрепления единства в стране и благополучия народов, населяющих Китай.

В диссертации используется понятие - этнонационалышя политика, поскольку речь идет не о политике Китая в отношении других государств, а о политике Китайского государства применительно к национальностям, этническим общностям в стране.

В Китае название «нацменьшинства» используется только в значении численности по сравнению с национальностью хань, в нем не содержится смысл дискриминации. Между численностями разных нацменьшинств в стране огромная разница. Данные переписи, проведенной в 2002г., показали, что по численности чжуан занимает первое место - свыше 16 млн., а численность национальности гэба только 2,900 человек. Народы численностью более миллиона - монголы, хуэйцы, тибетцы, уйгуры, мяоцы, ицы, чжуанцы, буицы, маньчжуры, корейцы, дунцы, яоцы, байцы, казахи, туцзяцы, ханицы, даицы и лицы, всего 18 нацменьшинств. Народы, численность которых составляет с 10 тысяч до миллиона - лисуцы, вацы, лахуцы, шуйцы, дунсянцы, насицы, цзинпоцы, киргизы, туцы, дауры, мулоцы, цянцы, салацы, маонаньцы, гэлоцы, сибоцы, таких насчитывает 17 нацменьшинств2.

Национальные меньшинства Китая расселяются на широкой территории, в каждой провинции, автономной области проживают национальные меньшинства разные по численности. Они расселяются на территории с Северо-востока, Монгольской автономной области до Синьцзяньской, Гэньсуской, Чинэйской и Сицзаньской автономной области, а потом до провинции Иньнань, Гуйчуож, Сычуань, и Гуансийскиой автономной области, наконец, до провинции Гуандуна, Хэйнань и Тайваня. Словом, они расселяются, условно напоминая букву «С». Но сосредоточенно национальные меньшинства проживают в западной части Китая, то есть в пяти автономных областях и провинциях Иньнань, Чинхэй, Гуйчуож, Гэньсу, Сычуань и т.д.3.

Общая площадь территории национальных автономных областей составляет 63,75% всей площади Китая. Главной чертой расселения национальностей является: смешанное проживание разных национальностей, сосредоточенное проживание какой-то одной национальности. Такая ситуация естественно

2 Там же.-С. 158-160.

1 Хань Чжунтай. Черты межэтнических отношений Китая в настоящее время // Газета Цюйцзин педагогического института. - Цюйцзин, - 2001. - №2. - С. 49. расширяет возможности общения в экономической, культурной и общественной сфере между разными национальностями.

Китай исторически сложился как единая многонациональная держава. После установления власти КНР в 1949г. правительство ликвидировало режим национальной эксплуатации, угнетения и дискриминации, и начало проводить новую национальную политику на основе теории марксизма. Постепенно в Китае складывались равноправные, солидарные социалистические межнациональные отношения, основанные на принципе взаимного понимания, равноправия разных национальностей, независимо от их численности.

В любом многонациональном государстве правительство уделяет большое внимание внутренним межнациональным отношениям, поскольку они являются важным элементом в политическом, экономическом и общественном устройстве государства.

В 1947г. под руководством КПК, исходя из конкретной ситуации страны, в Китае была создана первая автономная область национальных меньшинств -Нэймопгольская автономная область. С пятидесятых годов XX века до начала XXI века в государстве уже созданы 5 больших автономных областей, 30 автономных округов, 120 автономных уездов4. Таким образом, в настоящее время все национальные меньшинства уже живут в условиях районно-националыюй автономии. Они, как хозяева, вместе с национальностью хаиь управляют внутренними национальными и государственными делами. Но в процессе развития национальностей и их взаимодействий возникают разные этноиациональные проблемы, требующие управленческих решений. Анализу подходов к этим решениям и их реализации, и посвящено данное исследование.

Степень научной разработанности проблемы.

4 Журнал «Взгляды», - Пекин, 2002. - С. 24.

При изучении опыта управления межнациональными отношениями и решения этнонациональных проблем были использованы работы теоретического и методологического характера. Среди них, прежде всего, назовем произведения Сунь Ятсена, которого в Китае называют «отцом нации». Он первым ввел понятие «китайская нация» в политический дискурс, определил факторы, влияющие на объединение государственной нации. Разрабатывали это понятие также Чан Кайши - руководитель партии Гоминьдана до нового Китая (до 1949г.), и Мао Цзэдун - первый председатель КНР с 1949г.

Были использованы работы о теории нации и управлении в сфере межнациональных отношений председателей нового Китая - Цзян Цзэминя и Ху Цзиньто3. В истории Китая и в современном Китае подходы к управлению межнациональными отношениями во многом зависели от решений лидеров страны. В этих работах предлагаются понятия нации и межнациональных отношений, стратегии управления межнациональными отношениями в Китае.

В исследовании мы также учитывали выступления ведущих политиков Китая6, работы авторитетных социологов и других обществоведов Китая, материалы в у научных журналах, прессе, в которых обсуждались документы по теме диссертационного исследования.

Большой вклад в научную разработку темы внесли такие социологи Китая как Ван Эрщи, Ли Вэйхань, Ли Далун, Ли Шэн, Ма Жуна, Нин Цао, Тан Мин, 'Гяпь

5 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. - Пекин, 1987. - С. 140-141; Мао Цзэдун. Избранные произведения. - Харбин, 1948. - С. 245; Сунь Ятсен. Избранные произведения. - Пекин, 1985. - С. 110-134; Цзян Цзэминь. Новые идеи о национальностях в Китае. - Пекин, 2000; Ху Цзиньто. Работа по национальностям на новом этапе Китая. - Пекин, 2004.

6 Дэн Сяопин. Доклад на 3 расширенном пленуме ЦК КПК 8-го созыва. - Пекин, 1987. - С. 42; Ху Цзиньто. Выступление на съезде Политического бюро Китая. -Пекин. 21.10.2005; Цзян Цзэминь, Выступление на собрание по делам с национальностями Центра. - Пекин, 13.02. 2001.

7 Журнал Взгляды. - Пекин, - 2002. - №11; Газета Жэньминьжибо. - Пекин, 12.02.2006. о

Мэнцин, Цзинь Бинхао и др. В их трудах обосновываются концепции нации, предлагаются формы управления межнациональными отношениями. Для китайской социологии характерно представление о решении межнациональных проблем через пропаганду, разные формы оказания помощи нацменьшинствам, борьбу с сепаратизмом. Их взгляды на теорию нации и межнациональные отношения исходят из концептуальных подходов марксизма и ленинизма. Но в последние годы появились новые подходы в изучении этой проблемы. Споры сосредоточиваются на понимании нации как этносоциального образования или нации - согражданства.

В диссертации учитывались и работы западных исследователей, прежде всего, Б. Андерсена, Ван ден Берге, Э. Геллнера, К. Грица, Д. Ротшильда, Э. Хобсбаума9 и др.

Интересные положения для понимания концепций в теории нации, межнациональных отношений и этнонациональной политики содержатся в работах российских ученых: Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, В.Ю. Зорина, К.Н. Калининой,

8 Ван Эрщи. Обзор законов развития национальностей. - ЮньНань, 1988; Ли Далун. Национальности и национальная политика в Китае. - Пекин, 1989; Ли Вэйхань. Теории нации и национальная политика. - Пекин, 1984; Ма Жун. Нации и социальное развитие. - Пекин, 2001; Нин Цао. Нации и государство. - Пекин, 1995; Тан Мин. Изучение национальных противоречий на начальном этапе социализма Китая. - Пекин, 2002; Тянь Мэнцин. О методах управления межнациональными отношениями. // Экономика в Синьцзяне. - 2000. - №5; Цзинь Бинхао. Общая теория нации. - Пекин, 1994.

9 Tilly С. The Formation of National State in Western Europe. NJ: Princeton University Press. - Princeton, 1975; Geertz C. The interpretations of Cultures: Selected Essays. -N.Y., 1973; GlazerN. Moynihan D.P. Introduction//Ethnicity: Theory and Experience. -Cambridge: Harvard University Press. 1975; Smith A. The Ethnic Origin of Nations. -Oxford, 1986; Van den Berghe Protection of Ethnic Minorities: A critical Appraisal // Protection of Ethnic Minorities. - N.Y., 1981; Rothschild J. Ethno politics: A conceptual framework. - N.Y., 1982.

Н.Р. Маликовой, Н.П. Медведева, Э.А. Паина, В.А. Тишкова10 и др. В их исследованиях дается анализ этнонациональной политики и управления этнополитическими и этносоциальными проблемами в СССР и новой России.

Китайские исследователи занимаются теорией нации и межнациональными отношениями в основном с точки зрения марксизма. Недостаток сравнительных исследований китайской и мировой теории и практики, а также отсутствие в Китае исследований демократического управления межнациональными отношениями с учетом социального аспекта, обусловили выбор темы диссертационной работы.

Теоретико-методологическую основу диссертации составил междисциплинарный подход к проблемам управления в области межнациональных отношений. Кроме того, особую значимость имел сравнительный подход, позволяющий сопоставить положения, как различных теоретических концепций, так и социальных практик в этой сфере на разных этапах развития китайского общества и в известной мере в сравнении с другими странами, прежде всего, с Россией.

Для понимания процессов формирования и регулирования этнонациональной политики, интерпретации различными общественными силами неравенства

10 Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001; Арутюняп Ю.В. Постсоветские нации. - М., 1999; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этоносоциология: Учебник пособие для вузов. - М., 1998; Дробижева JT. М. Интеллигенция и национализм // Этничность и власть, - М, 1994; Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. -М., 2003; Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России/Отв. Ред. Здравомыслов А.Г. - М., 1998; Зорин В.А. Национальная политика в России, история, проблемы, перспективы. - М., 2003; Наин Э.А. Этнические конфликты и пограничные споры на южных рубежах России // Безопасность России XXI век / отв. ред. Загорский А. - М., 2000; Тишков В.А. Забыть о нации. - М., 1997; Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Этнология и политика. - М., 2001. этнических общностей, объяснения его причин, путей преодоления, определения перспектив взаимодействия групп, интеграции их в государственное сообщество и определение типа их отношений - всего того, что в мировой литературе называют нациестроительством («nation-building») использовался конструктивистский подход.

Изучая социальную практику - реализацию этнонациональной политики -использовался структурно-функциональный подход.

Эмпирическая база. Для анализа управления в национальной сфере мы использовали опубликованные официальные документы, законы, другие доктринальные документы по этнонациональной политике Китая |!.

Эмпирическую базу также составили материалы социологического исследования - проекта «Межэтническая толерантность в Синьцзяне», в котором анализируется процесс управления межнациональными отношениями на примере Сильцзян-Уйгурского автономного района 12.

Объект диссертационного исследования - политика государственного регулирования ¡межнациональных отношений в Китае и ее социальные последствия.

Предметом диссертационного исследования является эволюция политики государственного регулирования в сфере межнациональных отношений, социальные аспекты ее реализации в Китае.

Цель диссертационного исследования - показать динамику политических решений в сфере межнациональных отношений, осуществить анализ способов

11 См.: Ежегодники Китая. - Пекин, 1990; 2002; Ежегодник Синьцзяна. - Урумчи, 2002; Ежегодник статистики национальностей Китая. - Пекин, 2002; Закон о районно-национальной автономии. - Пекин, 1984; Конституция Китая. - Пекин, 1954; Конституция Китая. - Пекин, 1975; Конституция Китая. - Пекин, 1978; Конституция Китая. - Пекин, 1982.

12 См.: Проект «Межэтническая толерантность в Синьцзяне». - Синьцзян, 2001 -2002. Автор приняла участие в разработке материалов данного проекта. регулирования институтами государства межнациональных взаимодействий и рассмотреть эффективность их в социальной практике Китая.

В соответствии с целью исследования в диссертации предстояло решить следующие задачи: исследовать особенности истории формирования политики по отношению к национальностям в Китае; раскрыть изменения теоретических подходов в понимании нации и межнациональных отношений после проведения реформы в Китае с 1978г.; проанализировать факторы, влияющие на этноиациональную политику и способы управления межнациональными отношениями в Китае; выявить, какая политика с учетом конкретных ситуаций обеспечивает межнациональное согласие и сотрудничество, способна предупреждать конфликтность и напряженность;

• рассмотреть социальную практику управления межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района; показать возможные пути совершенствования отношений между национальностями в Китае.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. проанализированы основные подходы к теории нации в Китае, в западных странах и постсоветской России;

2. показаны изменения в государственной этнонациональпой политике КПК и способах управления межнациональными отношениями в Китае;

3. рассмотренные результаты управления межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР;

4. намечены возможные пути совершенствования межнациональных отношений в будущем Китае.

Хронологические рамки исследования - последнее десятилетие XX века -начало XXI века.

В Китае начали проводить политику западных инноваций в конце XX века для всеобщего процветания национальностей с одной стороны, с другой стороны для улучшения управления межнациональными отношениями в новых условиях. Поскольку нацменьшинства в основном проживают в западной части страны, более отсталой в экономическом отношении от центральных и восточных районов, без экономического развития запада невозможно решение этнонациональных проблем. Поэтому эти годы являются важным периодом в развития Китая в целом. Чтобы провести сравнительный анализ национальной политики в разные периоды Китая, мы кратко рассматриваем национальную политику в Китае в предшествующий период, поскольку российскому читателю малоизвестно, что происходило в стране в это время.

Практическая значимость исследовании.

Положения и выводы диссертации, проведенный сравнительный анализ концепции нации, этничности, подходов в этнонациональной политике в Китае, на Западе и в России за последние годы, могут быть использованы специалистами для решения проблем, связанных с нациестроительством, а также учеными, преподавателями вузов при подготовке обобщающих трудов. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах преподавателями вузов и учителями школ, а также и студентами для написания дипломных и курсовых работ на факультетах гуманитарных и социальных наук вузов по национальной проблематике. Диссертация также может быть полезна для государственных управляющих и служащих при разработке конкретных управленческих решений и правил в работе по делам национальностей.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Ху Яньсинь

Заключение

И в древности, и в средневековье, и в новое время наиболее распространенной в Китае была идея превосходства ханьского этноса (в силу его численности, прежде всего) над соседними народами, а в национально-государственном строительстве главенствующее положение занимал тезис о «едином Китае», созданом усилиями «китайской нации», которая рассматривалась как «сложная нация», с той лишь разницей, что место «метаэтпоса» в ней отводилось этническим ханьцам, а «наднациональное самосознание» подчинялось этническому самосознанию ханьцев.

С приходом к власти КПК этот подход несколько видоизменяется, принимая классовые очертания, с одной стороны, и воспринимая влияние советских теоретических трактовок и опыта решения национального вопроса в СССР, с другой. Однако сущностная часть теоретических разработок остается прежней -убедить общественное мнение, что Китай исторически складывался как «единое многонациональное государство», а «китайская нация» - как «суперэтнос». При этом речь шла главным образом об обосновании особенностей становления «китайской нации», неприемлемости в условиях Китая принципа национального самоопределения и конфедеративного государственного устройства1.

В своем развитии концепция национальной политики КПК прошла пять этапов, на каждом из которых она обладала специфическими чертами и преследовала совершенно определенные цели по отношению к национальным районам и населяющим их этносам. Однако анализ специфики каждого из этапов показывает, что она главным образом сводилась к тактике и методам осуществления национальной политики. Главная цель, которая ставилась КПК в

1 Хань Чужнтай. Черты межэтнических отношений Китая в настоящее время// Газета Цюйцзин педагогического института. - Цзанщи, - 2001. - №2. ее политике по отношению к национальным районам, оставалась неизменной -сохранять их в качестве неотъемлемой части территории КНР и, насколько возможно, мирными средствами провести социально-экономические и политические преобразования, обеспечивающие слом традиционных экономических и общественных отношений в них с последующим перераспределением господствующих политических элит и их управляемостью единым руководством КПК, с одной стороны. А с другой - создание экономической, политической и идеологической основы для необратимости процесса интеграции национальных районов в единый Китай, претворения в них политических установок КПК и их полная регулируемость единым централизованным руководством.

В основу современной концепции национальной политики КПК положены: принцип сохранения государственно-территориального единства КНР и признание различных национальностей равноправными, обеспечение права на районно-национальную автономию в пределах КНР, принцип свободного развития языка, письменности, религии, культуры любой национальности вне зависимости от того обладает она автономией или нет; принцип распределения властных полномочий между централизованной и местной бюрократией, которые, однако, должны следовать принятым правилам игры; наконец, признание различий в уровне социально-экономического и культурного развития населяющих КНР этносов, и стремление сокращать их с помощью «ускорения экономического и культурного развития национальных районов КНР».

Другими словами, управление межнациональными отношениями концентрируется на решении вопросов экономического и культурного развития районов проживания национальных меньшинств (проблема «сглаживания различий в уровне» развития этносов за счет интенсивного «подтягивания» отсталых этносов до уровня передового), совершенствования системы управления районно-национальной автономией (в плане перераспределения полномочий между центральными и местными органами власти), подготовки в должном количестве и идейно-политическом качестве кадровых работников разных национальностей. Этот круг вопросов имеет непосредственное отношение к политике государства по управлению межэтническими отношениями.

Историческая, социально-экономическая и политическая реальность в КНР такова, что выделенные основные направления осуществляемой как центральным, так и региональным руководством этнонациональной политики, предусматривающей в качестве ключевого звена сохранение стабильности в национальных районах и их интеграцию в единый народнохозяйственный и государственный механизм, рациональны. Ибо усиление интеграционных тенденций будет способствовать развитию национальных районов в направлении формирования подлинно гражданского общества и национального возрождения па демократической основе.

Наконец, учитывая китайскую реальность, можно утверждать, что прочность КНР как «единого многонационального» централизованного государства зависит, во-первых, от степени централизации управления и проводящейся центральным руководством страны политики, в том числе и в сфере регламентации межэтнических отношений. Во-вторых, от отводимой в системе национальной автономии и в целом в нациестроительстве роли и места консолидирующему этносу (ханьцам) и постановки этих вопросов в государственной идеологии. В-третьих, от психологических установок, ориентации, толерантности и политической культуры, степени социально-экономического развития самого консолидирующего этноса. В - четвертых, от социальной активности в рс&тизацин общих для страны программ самих жителей национальных автономий, национальных меньшинств, их деятельностных установок, лояльности государству, межэтнической толерантности. Наконец, от степени опережения политических преобразований преобразованиями экономическими, имеющими целью формирование экономически независимого гражданина и на этой основе гражданского общества, как условия решения социальных вопросов на демократической основе.

В диссертации показано, что процесс развития межнациональных отношений после 1949-го года прошел три основных исторических этапа:

- Период коренной перемены характера межнациональных отношений КНР (1949г. - 1965г.). В этот период КПК и правительство реализовали ряд политических, экономических и культурных мер, всестороннее перестроивших общественные отношения. В Китае сложила сь совсем новая ситуация, политический и экономический режим эксплуатации и угнетения был устранен, в общественной жизни трудящиеся всех народов стали хозяевами страны. Сложная общественно-политическая и экономико-культурная структура в районах проживания нацменьшинств в процессе демократической реформы и социалистической перестройки перешла на этап развития социализма. В общественных отношениях неравноправие между людьми достигло минимума по сравнению с любым периодом в истории Китая. На этом фоне межнациональные отношения КНР приобрели политическую основу, признанную всеми народами, -трудящиеся всех народов стали хозяевами, все народы пошли по пути.социализма. Характер межнациональных отношений в КНР в политике, экономике, культуре и других сферах общественной жизни изменился - это стали отношения между трудящимися с целью достижения равноправия, развития солидарности и взаимной помощи между народами 2.

- Период перегибов в развитии межнациональных отношений КНР (1966г. -1976г.). Под влиянием международных и внутренних политических и экономических причин в процессе развития КНР были допущены стратегические ошибки, которые не соответствовали реальному положению в Китае.

2 Тан Мин. Изучение национальных противоречий на начальном этапе социализма. - Пекин, 2002. - С. 37.

Демократическая жизнь внутри КПК тоже была разрушена, политический порядок отошел от рельсов построения социалистической демократии, принцип классовой борьбы был использован вместо других способов регулирования общественных отношений. Это отразилось на развитии межнациональных отношений. Меры, обеспечивающие национальное равноправие, не реализовались в политической сфере. Политический просчеты негативно влияли на экономическое развитие, и жизненный уровень нацменьшинств, как и во всей стране, не улучшался, интересы народов в экономической сфере не были обеспечены. В культурной жизни проводилась чрезвычайная «левая» культурная политика, которая отвергала традиционные культуры всех народов. Но, с другой стороны, общие процессы развития экономики, урбанизация, индустриализация разрушили изоляцию между народами, проживающие в одном районе. Кроме того, масштабные миграции увеличивали повседневное общение между трудящимися разной этнической принадлежности. В большинстве национальных районов появилась тенденция расширения и углубления межнационального общения, создавая общественную основу для дальнейшего развития межнациональных отношений при регулировании, соответствующем принципам гражданского общества"'.

Период исправлений в политике и благоприятного развития межнациональных отношений КНР (после 1977г.). Это новый период социалистического развития, когда КПК обобщила опыт и уроки предыдущего периода, снова изучила реальное общественное положение в Китае, и сделала вывод, что страна еще находится на начальном этапе социализма, и надо перевести общественную жизнь в состояние, соответствующее реальному положению в обществе. Усилия были направлены на совершенствование социалистической демократичной политики и перестройку экономического режима. На таком социальном фоне стали проводить политику, гарантирующую

3 Там же. - С. 39. равноправные, солидарные взаимоотношения между национальностями и взаимопомощь. В этот период теория нации, этничности, межнациональных отношений КПК обогащается. Обнародование и внесение изменений в «Закон о районно-национальной автономии» повышали уровень системного подхода к регулированию отношений между национальностями. Перестройка экономики расширило сферу возможностей регулирования этнонациональных отношений через законодательство и системный подход в методах управления в этой сфере4.

Межнациональные отношения - сложная система. В такой единой многонациональной стране, как Китай, регулирование межнационльных отношений на институциональном уровне считается макро-регулированием, а регулирование на межличностном уровне является микро-регулировапием. В результате исторических перемен в общественной жизни более чем за 50 лет и в последние годы в КНР, благодаря разрушению межэтнической изоляции, росту межэтнических браков, интенсивных миграций и Интернету, в настоящее время складываются такие отношения, которые символически определяются - «Все народы не могут жить друг от друга». Можно сказать, повседневное общение на межличностном уровне создает основу для развития межнациональных отношений. Они могут быть дружественными, доброжелательными или нейтральными, а порой где-то и негативными, напряженными и даже конфликтными. Чтобы избежать последующих вариантов, правительство стремилось к разрешению противоречий, содействуя межэтническому равноправию, солидарности и организации взаимной помощи. Управление межнациональными отношениями было тогда успешным, когда соответствовало реальному состоянию общества. Перегибы преодолевались по мере того, как переставали путать межнациональные противоречия с классовой борьбой, и стало осуществляться строительство социалистической демократии, зажиточной жизни

4 Там же. - С. 40. сяокан) и социалистической культуры. Это являлось необходимым условием обеспечения новых межнациональных отношений.

На 16-ом съезде КПК в Пекине 08.11.2002г были обозначены основные направления этнонациональной политики в новое время. На съезде было дано 7 установок: 1. Улучшать работу в сфере межнациональных отношений на основе опыта построения социализма с китайской спецификой под руководством партии.

2. Высоко поднять флаг патриотизма и социализма, усилить солидарность всех народов страны, совершенствовать режим национальной автономии, мобилизовать все объединяющие силы, усиливать сплоченность китайской нации.

3. Реализовать стратегию «Открытие запада». Что касается развития страны, национальной солидарности и стабильности в отдаленных районах, надо заложить хороший фундамент, успешно работать, постараться добиться больших достижений за десять лет. 4. Активно помогать преодолению бедности, особенно поддерживать развитие в национальных районах. 5. Во всех отраслях полностью проводить в жизнь национальную политику партии, укреплять и развивать равные, сплоченные и взаимно помогающие социалистические межнациональные отношения. 6. Поддерживать культурное развитие в бедных, отдаленных районах и на среднем западе. 7. Выдвигать и воспитывать кадры из среды национальных меньшинств. Все вышеперечисленные направления очень важны для выполнения национальной работы в новое время5.

4 марта 2003г. председатель КПК Ху Цзиньто отмечал: для того, чтобы полностью осуществить великую задачу - построить жизнь «Сяокан» (зажиточную жизнь), надо лучше осуществить совместное процветание и развитие всех пародов. А для осуществления совместного процветания и развития нужна совместная солидарность и деятельность всех пародов. Их солидарность и совместная деятельность, процветание и развитие - главная задача в области

5 Жэньминьжибо, сайт газеты. 12.09.2002. межнациональных отношений на новом этапе. Это направление представляет собой точный и логичный итог опыта «национальной работы» после проведения политики «Реформа», особенно после 4-го пленума 13-го созыва КПК. Оно соответствует объектной практике национальной работы, отражает общие интересы всех народов.

Равноправные, солидарные и взаимно помогающие межнациональные отношения в Китае обеспечены были следующим положением. Во-первых, исходя из Конституции и законов Китая, каждая национальность имеет равный политический статус, независимо от численности населения, обладает правом управлять государственными делами и реализовывать социалистические демократические права. Нацменьшинства пользуются правом управления внутренними национальными делами, чтобы обеспечить статус хозяев государства.

Были аннулированы названия мест и национальностей, имеющие значение дискриминации, этим укрепили взаимопонимание и доверие между национальностями. Человек каждого народа является равноправным членом в многонациональной семье, имеет права и обязанности защищать единство и стабильность страны, общими силами создавать социалистическое, современное государство с китайской спецификой, бороться против сепаратизма и 6 вестернизиции .

Во-вторых, аннулировали режим национальной эксплуатации и угнетения, каждая национальность, независимо от численности населения, имеет равный статус в использовании экономических ресурсов. Между национальностями созданы взаимовыгодные и взаимодополняющие отношения на основе взаимопомощи. Государство поддерживает развитие экономики национальных автономий и оказывает им финансовую помощь на основе Конституции и законов.

6 Ма Цзицзюнь. Основные задачи в изучении Закона национальностей // Изучение национальностей в Цинхае. - Пекин, - 1999. - №3. - С. 94.

Все это содействовало экономическому развитию национальных автономий, укрепило взаимно заинтересованные межнациональные отношения 7.

В-третьих, культура национальных меньшинств приобретала равный статус с культурой национальности хань. Государство проводит политику уважения, защиты и развития культуры национальных меньшинств, расширения образования приобщения к современной науке. Уважение языка, письменности, традиций, обычаев и религии национальных меньшинств поддерживаются этнонациональной политикой государства.

Безусловно, за последнее десятилетие Китай добился огромных успехов в осуществлении этнонациональной политики. Но это не означает, что в Китае вес проблемы в межнациональных отношениях уже окончательно решены. Известно, если разные национальности существуют, сохраняются различия между ними, то могут быть и противоречия. Надо признать, что Китай еще находится па начальном этапе развития социализма, принадлежит к ряду развивающих стран, уровень экономического и социального развития у нацменьшинств намного отстает от экономики ханьцев, к тому же разница между регионами их основного проживания будет долго существовать; возможны противоречия, даже напряжения в межнациональном общении, возникающие из-за разнообразия религий и культур. Последствия национальной дискриминации и недоверия, предрассудки в межнациональных отношениях могут сохраняться в ближайшем будущем. Реформы политического и экономического порядка еще не доведены до конца, ошибки в корректировке этнонациональной политики и ее реализации еще существуют. Все это тормозит развитие новой социалистической модели межнациональных отношений в Китае.

В Китае считают, что мы должны извлечь уроки из мирового опыта решения национальных проблем. Например, в Европе, Югославии, на постсоветском пространстве, в Канаде и других странах. В отношениях между Центром и

7 Там же.-С. 102. местами правительство КНР стратегически ориентирует на то, что важно избегать этноцентризма, шовинизма и этнонационализма на местах.

С 80-ых годов прошлого века, силы «сепаратизма в Тайване» пытались через международную сцену найти «выход» в политическую практику под вывеской развивать культуру и экономику, пользоваться своим правом нацменьшинств в Тайване. Эти сепаратисты еще пытаются найти основания для этноизоляционизма и этнонационализма в антропологии и языкознании. Правительство КНР всегда держит в поле зрения эти явления и находит в борьбе с ними правильные решения, как мы показали в гл. 1Г и ИГ.

С пятидесятых годов прошлого века в Китае начали реализовать районно-национальную автономию, готовились к перемене социального режима. КПК шла своим путем в решении этнонациональных проблем, не создав федерацию и республики, но используя районно-национальные автономии для управления в сфере межэтнических взаимодействий.

В Китае создали достаточно эффективный механизм управления межнациональной интеграцией, касающийся удовлетворения интересов нацменьшинств в развитии их культуры, языка, религии и других сфер с национальной спецификой, гарантировали равноправие нацменьшинств8.

Люди разных национальностей не изолированы в экономической жизни и культурном общении, поддерживаются личные контакты, как показано в гл. (II. В 1990-ом году только в Пекине проживали представителя 56 национальностей; а в 2003-ом году, уже в 11 провинциях или городах проживают представители 56 национальностей, в 17 провинциях или городах - представители 55 национальностей.

Смешанное расселенное и совместное проживание представителей разных народов сопровождают тенденции развития модернизации и урбанизации. В

8 Хо Шиюань. Выступление на съезде Политического бюро Китая. - Пекин, 21. 10. 2005г. дальнейшем межэтническое общение будет еще шире, популярнее и теснее. Мы встречаемся с новой ситуацией в сфере языка, культуры, верований, при поступлении на работу, свидетельствующей о глобализационных процессах па локальном уровне.

Пятидесятилетняя практика показала, что районно-национальная автономия как основа реализации этнонациональной политики представляет собой рациональный механизм управления межнациональной интеграцией, обеспечения равноправия национальностей, а также эффективный способ управления внутренними делами национальностей, участия их в государственной политической жизни, защите прав и интересов, улучшения межнациональных отношений, стимулирования межнациональной солидарности, содействия общенациональному развитию и укреплению государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ху Яньсинь, 2006 год

1. Официальные документы и статистические материалы

2. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М., 1989.

3. Концепция государственной национальной политики// Министерство3. Конституция РФ. 1993 г.

4. Население России 2003-2004. М., 2006.

5. Федеральный закон «О национально-культурной автономии». М., 1996.

6. Концепция государственной национальной политики РФ, М., 1996.

7. Книги, брошюры, статьи в сборниках, журналах, газетах и на сайтах

8. Абдулатипов Р. Г. Сущность нации этноса: ответ сторонникам без национальности. -М., 1999.

9. Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.

10. Айрапетян А. Межнациональные отношения в России и пути достижения толерантности. М., 2003. ,-,

11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

12. Арутюнян Ю.В. (ред.) Русские: этносоциологические очерки. М., 1992.

13. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этоносоциология: Учебник пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

15. Богословский В.А. Москалев A.A. Национальный вопрос в Китае (1911-1949 гг.).-М., 1988.

16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

17. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М., 1987.

18. Васильев Jl.C. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983; Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. - М., 1975.

19. Гасанов H.H., Зачесов К.Я., Казимов А. К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины // Соц. полит. Журнал. - 1993. - №3.

20. Геллиер Нации и национализм. М., 1991.

21. Гудков Л.Д. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова, В.А.Тишкова; РАН, Ин-т этнологии и антропологии, Ин-т философии. -М., 2002.

22. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Д., 1989.

23. Гумилев Л.Н. Этносы и антиэтносы. 1990. №1.

24. Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб., 1995.

25. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность, выбор и подвижность. // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 1996.

26. Дробижева Л.М., Аклаев А.Г., Короблева В.В., Салдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М. 1996.

27. Дробижева Л.М. Политические и социальные ориентации этнических групп // Социальные и культурные дистанции. Опыт многонациональной России. / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 1998.

28. Дробижева Л.М. Этнические аспекты изучения социальной федерации. Потенциал интеграции в условиях возрастающего социального многообразия // Социальное неравенство этнических групп: представление и реальность / Огв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2002.

29. Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм: опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтнических государствах / Отв. ред. В. А. Тишков. М., 2002.

30. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постововетской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2003.

31. Здравомыслов А. Г. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика // Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Россия и Запад. М. . 997.

32. Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России / Отв. Ред. А.Г. Здравомыслов, М., 1998.

33. Зорин В.А. Национальная политика в России, история, проблемы, перспективы. М„ 2003.

34. Ильин В. Социальное неравенство. М., 2000.

35. Калинина К.В. Институты государственной власти регулятор межнациональных отношений. - М., 1995.

36. Китайская Народная Республика. Экономика, государство и право, культура. -М., 1976.

37. Козер Л.А. Социология конфликта // Американская социологическая мысль. -М., 1996.

38. Козлов В. Национализм и этнический нигилизм//Свободная мысль. 1996. -Л» 5.

39. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных науках. М., 1999.

40. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.; Они же Китайский этнос в средние века (YII-XIII). - М.,1984.; Они же. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

41. Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

42. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. Пособие для вузов. М., 2004.

43. Миллер А.И. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в литературе вопроса // Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции. -М., 1994.

44. Михагшов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М., 1995.

45. Москалев A.A. Гуанси-Чжуанский и Нинся-Хуэйский автономные районы КНР. М„ 1979.; Новейшая история Китая. 1917-1927 гг. - М., 1983.

46. Нарочницкая Н. А. Национализм история и современность, М., 1997.4L Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. М., - 2002. - № 4.

47. Росенко М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе. СПб., 1996.

48. Руткевич М. Н. Теория нации: Философские вопросы // Вопросы философии. -1999.-№5.

49. Солдатова ГУ. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

50. Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа, М., 1998.

51. Сталин И.В. Об основах ленинизма.- В сб. Вопросы ленинизма. М., 1953.; Он же. Об основных задачах партии в национальном вопросе. Доклад на X съезде РКП(б).-М., 1933.

52. Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины XX века. М., 1983.

53. Сыроежкин К. Демографическая ситуация в Синьцзяне: история, современность, перспектива. Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. - 1995. - №3.

54. Тихвинский C.JI. История Китая и современность. М., 1976.

55. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

56. Тишков В. А. Политическая антропология. М., 2000.

57. Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.

58. Хобсбаум С. Нации и национализм после 1780г. СПб., 1998.

59. Языкова A.A. Национально-этнические проблемы (российской и мировой опыт их регулирования). М., 2003.1. На китайском языке:

60. Официальные документы и статистические материалы

61. Документы YI1I Всекитайского съезда КПК.; Жэньминь жибао. 19.06.1987; Синьцзян жибао. 15.07.1987.

62. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин, 1988.

63. Ежегодник статистики национальностей КНР (2002г.). Пекин.

64. Ежегодник Китая 2003. Пекин.

65. Ежегодник Синьцзяна 2002. Урумчи.6. Конституция КНР. 1954г.7. Конституция КНР. 1975г.8. Конституция КНР. 1978г.9. Конституция КНР. 1982г.

66. Сборник важных документов после 12-го созыва КПК. Пекин, 1988. Т.2.

67. Выступления государственных деятелен I. Выступление на 59-ом съезде заседания человеческих прав ООН. Жиньминьжыбо. 12.02.2006г.

68. Дэн Сяопин. Доклад на 3 расширенном пленуме ЦК КПК 8-го созыва. Пекин, 1987.

69. Хо Шицзинь. Выступление на Собрании по делам национальной работы Китая. -Пекин, 23.08.2005.

70. Ху Цзинъто. Выступление на съезде Политического бюро Китая. 21.10. 2005.

71. Цзян Цзэминь. Выступление на собрании по делам с национальностями Центра. 13.02.2001.

72. Книги, брошюры, статьи в сборниках, журналах, газетах и на сайтах

73. Бай Гуанжунъ, Дуань Чжиин, Гао Шали, Цянь Цинлань. Пограничные города Китая. Пекин, 2000.

74. Бао Эрхэнь. Пятидесятилетие Синьцзяна. Урумчи, 1984.

75. Го Чжэнлинь, Юй Чжэй. Этническое самосознание и государственная идентичность: анализ опросов отношений между уйгурами и ханьцами. Урумчи, 2002.

76. Гунн Сюецзэн. Общее знание о религиях. Чэнду, 1999.

77. Ван Сиэнь. Национальная идентичность и государственная идентичность.// Изучение наций. 1999. - №9. ч

78. Ван Сюедун. Глобализация и политика, пер. с англ. языка. Пекин, 2000.

79. Ван Цзунли. (ред.) Исследование политической стабилизации на северо-западе Китая. Гэньсу, 1998.

80. Ван Шуанъгэнь. Синьцзян в начале XXI века. Урумчи, 2001.

81. Ван Эрщи. Обзор законов развития национальностей. ЮньНань, 1988.

82. Дэн Вэйчжи. Политическая стабилизация в реформе. Шанхай, 1997.

83. Дэн Гуанчжи. Равенство между разными национальностями. // Социологическая наука. 1987. - №.5.

84. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. Пекин, 1987.

85. Доклад исследования межнациональных отношений и решения национальных проблем в Синьцзяне. // Марксизм и реальность. Синьцзян, 2005, - №2.

86. Жиньминьжибо, Сайт Газеты народа. 28.11.2003.

87. Жэнь Ифэй. Развивающиеся новые межэтнические отношения в постоянном регулировании. Сайт. 31.12.2004.

88. Жуаиь Сиху. О термине «национальном государстве». // Нации в мире. 1999. -№2.

89. Журнал «Взгляды». 2002. - №9.

90. Избранные произведения Ленина. Пекин, 1954. Т. 3.

91. Ли Вэйхань. Теории нации и национальная политика. Пекин, 1984.

92. ЛиДалун. Национальности и национальная политика в Китае. Пекин, 1989.

93. Ли Цзянсинь, Цзян Лиючь. Изучение отношения между ханьцами и уйгурами в Синьцзяне исследование в волости Динху. - Урумчи, 2001.

94. Ли Цзэ. Об отношении между ханьцами и нацменьшинствами. Пекин, 1988.

95. Ли Шэи. Межнациональные отношения в социалистическом Китае. Пекин, 1988.

96. Ли Шэи. История и современная ситуация в Синьцзяне. Урумчи, 2003.

97. Лю Ваньцин, Межнациональные проблемы в работе открытия Запада. СыЭнь, 2002.

98. Люй Сымянь. История изучения наций. Шанхай, 1935.

99. Лю Цзинхэй, Ли Жуй. Совершенствование и развитие режима национальной автономии в Китае. Хухэхаотэ, 2000.

100. Лю Чжэнянъ. Формирование и развитие государственной идентичности в Китае. Пекин, 2000.

101. МаЖуи. Нации и социальное развитие. Пекин, 2001.

102. МаЖуи, Паиь Найгу, Чжоу Сип. Изучение развития национальных районов в Китае. Пекин, 2001.

103. МаЖун, Чуож Щин. Образование и развитие солидарности китайского народа. -Пекин, 1999.

104. Ma Цзицзюнь. Основные задачи в изучении Закона национальностей.//' Изучение национальностей в Цинхае. 1999. - №3.

105. Мао Гуннииь. Знание о нациях. Пекин, 2005.

106. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Харбин, 1978.

107. Марксистская теория нации и национальная политика. Пекин, 1956.

108. Нин Цао. Нации и государство, Пекин, 1995.

109. Паиь Чжипинъ. Самоуправление нации или сепаратизм нации. Урумчи, 1999.; Построение социалистическое государство с китайской спецификой. - Пекин, 1990.

110. Сборник работы по национальным делам в новый век. Пекин, 1990.

111. Суп Тао, Волна мирового национализма после холодной войны и наши политики и меры. // Национальное изучение в Гуанси. 1999. - №4.

112. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Пекин, 1985.

113. Сы Мацэн. История шести царств, династия Сыхань. Пекин, 1998.

114. Тан Мин, Изучение национальных противоречий на начальном этапе социализма. Пекин, 2002.

115. Теория нации и национальная политика с 1951г. 1983г. - Пекин, 1986.

116. Тянь Мжцин. О методах регулирования и их выборах межэтнических отношений. // Социальная экономика в Синьцзяне. 2000. - №5,

117. УДахуа. Нация и законодательство. Пекин, 1990.

118. У Ин. Самоуправление нацменьшинств. Пекин, 1986.

119. У Шилшнь. Большое открытие Запада и национальный вопрос. Пекин, 2001.

120. Фэй Щотун. Развитие Запада и экономика регионов. Пекин, 2000.

121. Хань Чужнтай. Черты межэтнических отношений Китая в настоящее время.// Газета Цюйцзин педагогического института. 2001. - №2.

122. Хуан Гуапсюэ. Нации и национальная политика. Пекин, 1988.

123. Хуан Ле. История о древних этнических группах в Китае. Пекин. 1987.

124. Хэ Гоань. Национальная идентичность. // Изучение нации. Пекин, - 1988. -№.5.

125. Хэ Гость. О модели теории нации Сталина. // Изучение наций. Пекин, - 1989. - Л1\4.

126. Хэ Шутао. Содержание определения нации. // Изучение наций. 1988. - Л'».5.

127. Чжан Сюэгуан. История развития китайской нации. Гуйлинь, 1942.

128. Чжан Хоуэнь. (ред.) Политическая стабилизация и развития в деревнях Китая. -Ухань, 1995.

129. Чжан Эрцзюй. История создания национальных автономных районов в Китае. -Пекин, 1995.

130. Работа по делам с национальностями. Пекин, 1993.

131. Чжао Вэйжун, Политическое общество на этапе перестройки Китая. Шанхай, 2001.

132. Чэн Жнньгань, Национальный вопрос в современном ¡мире. Пекин, 2001.

133. Цань My. Равенство всех национальностей. // Социологическая наука. -Синьцзян, 1986.-№.4.

134. Цань My. Общие интересы КПК и всех народов. // Социологическая наука. Синьцзян, 1986. -№.5.

135. Цзинь Бинхао. Общая теория нации. Пекин, 1994.

136. Цзинь Синь, Сюй Сяопин. Влияние от мирового национального и религиозного вопроса на Китай после холодной войны. // Мировая экономика и политика. 1998. -№12.

137. Юй Чжэнь, Го Чжэнлинь. Модернизация Тибета Китая: теория, практика и политика. Пекин, 1999.1. На иностранных языках:

138. Книги, брошюры, статьи в сборниках, /куриалах, газетах и на сайтах

139. Charles Tilly. The Formation of National State in Western Europe, Princeton,NJ: Princeton University Press, 1975.

140. Forbes Andrew D.W. Warlords fnd Muslims in Chinese Central Asia: A political history of Republican Sinkian. 1911-1949. Cembr., 1986; The Kazaks of China. Essayson an Ethnic Minority (Ed. by Linda Benson & Ingwar Svanberg). Stockholm, 1988 и др. работы

141. Geertz С. The interpretations of Cultures: Selected Essays. N.Y., 1973.

142. Glazer N. Moynihan D.P. Introduction//Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge: Harvard University Press. 1975.

143. Jang Hsieh. Chinese Nationalities Polisy: It's development and Problems. -Anthropos.81. 1986.-№>1.

144. Leonard Binder. Crises and Sequences in Political Development, Princeton, NJ : Princeton University Press. 1971.

145. Mc.Millen D.H. Chinese communist power & policy in Xinjiang. 1949-1977. Boulder(CoL). 1979.

146. Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.