Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: На материале музыкальной гимназии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна

  • Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Уфа
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 219
Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна. Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: На материале музыкальной гимназии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Уфа. 2004. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна

Введение

Глава I. ИННОВАТИКА КАК ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИЙ ПРОЦЕСС В ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Историко-объективные предпосылки возникновения нововведений в музыкально-теоретическом образовании

1.2. Сущность инноваций в педагогических исследованиях в контексте преподавания музыкально-теоретических дисциплин

1.3. Характерные особенности нововведений в процессе обучения теоретическим дисциплинам

Выводы по первой главе ""

Глава II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В СТРУКТУРУ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ

2.1. Пути становления профессиональных знаний учащихся в условиях инновационного обучения музыкально-теоретическим предметам

2.1.1. Этические аспекты взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе

2.1.2. Инновационные приемы развития профессиональных навыков учащихся при обучении сольфеджио

2.2. Результаты опытно-поисковой работы по внедрению инновационных методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: На материале музыкальной гимназии»

Российское общество на современном этапе его развития предъявляет особые требования к системе образования. Сегодня в качестве важнейших выдвигаются задачи всестороннего развития личности, формирования в сознании подрастающего поколения ценностных ориентаций, удовлетворения потребности человека в самовыражении и самоутверждении, интеллектуальном, культурном и нравственном совершенствовании. Особенно актуальными становятся вопросы, связанные с пересмотром содержания и организации образовательного процесса. Вхождение России в мировое образовательное пространство, отказ от принципов единого и единообразного учебного плана, развитие демократизации и гуманитаризации предопределили многие инновации в подготовке учащихся.

Следует отметить, что инновационные преобразования в сфере просвещения в целом происходят достаточно активно, однако в музыкальных школах до сих пор преобладают традиционные подходы к обучению. Это связано с тем, что в детских музыкальных учреждениях все еще остается нерешенным ряд принципиальных вопросов, от которых зависит реализация образовательных инноваций. В настоящее время необходимо: обоснование четкой содержательной преемственности при переходе от начальной к средней ступени музыкального образования; преодоление статичности программ обучения; использование многоаспектного подхода к содержанию и методам обучения с учетом закономерностей психического развития и мыслительных способностей младших школьников; обеспечение адекватной методической подготовки кадров для учебных заведений начального музыкального образования; создание методологической базы и планомерно организованного обмена педагогическим опытом, систематическое изучение инновационных подходов к организации музыкально-теоретического образования.

Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что вопросы обучения и воспитания учащейся молодежи на основе принципов гуманистической педагогики находятся в центре творческого поиска многих исследователей. В трудах философов и психологов Л.И.Божович,

A.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, М.К.Мамардашвили и др. раскрываются механизмы формирования сознания, чувств, деятельности учащихся, индивидуального развития личности.

Научный интерес для нашей работы представляют результаты исследований в области философии образования, социологии, психологии, педагогики, инновационных педагогических теорий и технологий (Н.А.Аминов, В.Л.Бенин, А.С.Гаязов, Б.С.Гершунский, И.С.Кон,

B.В.Краевский, А.В.Мудрик, А.З.Рахимов, Ф.Ш.Терегулов, Э.Ш.Хамитов, В.С.Хазиев, Г.П.Щедровицкий, В.Э.Штейнберг и др.).

В основу методологии музыкального обучения и разработки проблем музыкального образования и воспитания были положены труды видных ученых, педагогов, музыкантов и общественных деятелей Х1Х-ХХ столетий: О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбойма, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, С.М.Майкапара, Г.Г.Нейгауза, Ю.Н.Рагса, М.А.Румер, Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Серова, В.А.Цуккермана, Б.Л.Яворского и др.; в вопросах развития музыкальных способностей, классических методов воспитания музыкального слуха и преподавания сольфеджио мы опирались на работы известных музыковедов и педагогов: А.П.Агажанова, А.В.Барабошкиной, В.А.Вахромеева, Е.В.Давыдовой, С.Е.Максимова, Б.А.Незванова, А.Л.Островского, В.А.Серединской, М.Б.Сидоровой.

Мы опирались на труды, в которых выявляются и изучаются закономерности перцепции, проявляющиеся как в возможностях восприятия и усвоения учащимися учебного материала (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.Я.Ляудис, И.М.Сеченов, Д.Б.Эльконин и др.), так и в области музыкального восприятия и мышления (Б.В.Асафьев, М.В.Карасева, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Ю.Н.Тюлин, Г.М.Цыпин и др.).

Для нашего исследования значимы труды, связанные с анализом проблем индивидуальности и личности (Б.Г.Ананьев, Р.М.Асадуллин, А.Г.Маслоу, В.С.Мерлинг, К.Р.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.), личности и деятельности учителя (Ш.А.Амонашвили, К.Ш.Ахияров и др.), педагогического творчества (В.И.Андреев, В.И.Загвязинский, Н.Д.Никандров и др.).

Инновационный потенциал обучения детей музыкально-теоретическим дисциплинам реализуется на основе учета музыковедческих исследований. Его философский аспект заключается в осмыслении процессов становления и развития элементов музыкальной теории как инновационных процессов, рассматриваемых с точки зрения исторической эволюции (И.А.Анисимова, В.Ф.Асмус, Р.И.Грубер, А.Ф.Лосев, П.В.Халабузарь и др.).

Анализ теоретической литературы и собственный опыт работы автора в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин свидетельствуют, что в последние годы заметно обострилось противоречие между все более возрастающими требованиями к профессиональным качествам музыкантов и недостаточной их музыкально-теоретической подготовкой; необходимостью совершенствования музыкально-теоретических знаний и навыков учащихся и неадекватным этому требованию содержанием учебных программ, отсутствием системных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для модернизации учебного процесса в ходе инновационных преобразований школы. Все это и обусловило проблему, а также выбор темы нашего исследования: «Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (на материале музыкальной гимназии)».

Цель исследования: обоснование и разработка инновационных методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин, соответствующих образовательным, психологическим, педагогическим, воспитательным функциям и особенностям начальной ступени музыкального образования.

Объект исследования: инновационное обучение музыкально-теоретическим предметам в условиях гимназического образования.

Предмет исследования: содержание, формы и методы инновационного обучения музыкально-теоретическим предметам на начальной ступени музыкального образования.

Гипотеза исследования: процесс инновационного обучения музыкально-теоретическим предметам на начальной ступени образования осуществляется с наибольшей полнотой и эффективностью, если:

- обучение строится в соответствии с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста;

- в основе совершенствования содержания музыкально-теоретического обучения лежат инновационные методы, создающие наиболее благоприятные условия для профессионального становления учащихся детских образовательных музыкальных учреждений;

- инновационные методы разработаны на основе модульного изучения предметов, позволяющего систематизировать и структурировать учебный материал;

- целостные основополагающие знания по теории музыки формируются уже на начальном этапе обучения, и обеспечивается их преемственность при переходе на последующие ступени профессионального становления.

В соответствии с проблемой, предметом, целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

- провести теоретический анализ научной философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования;

- раскрыть сущность инновационных процессов в сфере обучения теоретическим дисциплинам в рамках образовательных эпох от зарождения и эволюции элементов музыкальной теории до современных исследований и педагогических концепций;

- проанализировать содержание (распределение материала, его группировку и дозирование) ныне действующей программы по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ ОМО с точки зрения его соответствия возможностям восприятия и усвоения школьниками младшего возраста;

- провести сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения теоретическим предметам, а также показателей результативности усвоения материала учащимися и обосновать комплекс инновационных методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин на начальной ступени образования; проверить эффективность данных методов в процессе опытно-экспериментальной работы;

- разработать методические рекомендации и программные требования по предметам теоретического цикла на основе инновационных методов обучения.

Методологическую основу исследования составляют: важнейшие философско-педагогические положения о роли музыкального искусства в развитии личности (Б.В.Асафьев, В.Ф.Одоевский, Ж.Ж.Руссо, В.И.Соловьев и др.); идеи развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Дистервег, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.); теории учебной деятельности, развития мышления в процессе обучения (В.И.Андреев, С.Я.Батышев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.З.Рахимов,

Д.Б.Эльконин, и др.); положения, связанные с формированием и развитием способностей (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.М.Майкапар, С.Л.Рубинштейн, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.); учение о традициях и преемственности в музыкальном образовании и воспитании (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, В.П.Гутор, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Румер, В.Н.Шацкая и др.); положения по теории и методике профессионального обучения музыке (Е.В.Давыдова, Г.Г.Нейгауз, А.Л.Островский, П.В.Халабузарь, В.А.Цуккерман и др.); учение о психологии музыкального восприятия (М.В.Карасева, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Ю.В.Тюлин и др.); идеи о духовном, нравственно-эстетическом воспитании личности (Э.Т.Ардаширова, Б.Т.Лихачев), этико-психологическом взаимодействии человека с музыкой (С.М.Каргапольцев, В.И.Петрушин); теория инновационного процесса (А.В.Лоренсов, М.М.Поташник, О.Г.Хомерики).

В русле обозначенных задач формировались методы исследования, опирающиеся на эмпирический и теоретический уровни познания: педагогическое наблюдение; изучение рейтинга предметов; моделирование и системная разработка новых корреляционных программ по теории музыки и сольфеджио; проведение педагогического эксперимента, включающего срезовый, текущий и итоговый контроль теоретических знаний и практических навыков учащихся; обработка результатов эксперимента с точки зрения познавательной активности учащихся на уроке, степени заинтересованности в предметах, объема и качества усвоенных знаний. Кроме того, использовались общенаучные методы: обобщение, аналогия, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, абстрагирование, идеализация и т.д.

Базу исследования составили: Республиканская гимназия-интернат им. Г.Альмухаметова (г.Уфа), детские музыкальные школы №№ 1,3 (г. Стерлитамак), детская школа искусств (г. Бирск).

Исследование проходило в три этапа: с 1990 по 2004 годы. Первый этап (1990-1994 гг.) - изучение и анализ педагогической, психологической и музыковедческой литературы по теме исследования, сбор эмпирического материала и его первоначальная обработка, поиск подходов и его интерпретация, формулирование гипотезы, отслеживание методов экспериментального исследования на базе детских музыкальных школ №№8, 9 г.Уфы.

Второй этап (1994-1996 гг.) - проведение формирующего эксперимента с учащимися первого и второго года обучения на базе Республиканской гимназии-интерната им. Газиза Альмухаметова г.Уфы (далее - РГИ). Уточнялась гипотеза, проходило отслеживание результатов.

Третий, завершающий этап (1996 - 2004 гг.) - развитие и расширение экспериментальной базы за счет включения в экспериментальную работу преподавателей музыкально-теоретических дисциплин РГИ; проведения открытых методических мероприятий, способствующих распространению инновационных разработок среди педагогов детских музыкальных школ; использования опыта инновационного обучения в системе детских музыкальных школ Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Челябинской области. Кроме того, на этом этапе проводились интерпретация, обобщение и описание результатов опытно-поисковой работы, формулировка и систематизация теоретических выводов, оформление практических рекомендаций и работы в целом.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - определены историко-теоретические аспекты, закономерности и факторы, способствующие появлению инновационных процессов обучения теоретическим дисциплинам в контексте различных музыкально-образовательных эпох;

- выявлена сущность инноватики, заключающаяся в поиске педагогических технологий, адекватных требованиям того или иного времени, и реализации их на практике;

- обобщен педагогический опыт в области инноватики и определены характерные особенности нововведений в процессе обучения теоретическим дисциплинам;

- осуществлена сравнительная характеристика традиционных и инновационных приемов в обучении музыкально-теоретическим предметам, показаны пути сближения положительного опыта и новых подходов к организации учебного процесса в музыкальной школе в соответствии с современными условиями развития системы образования. На этой основе разработана методика инновационного содержания, позволяющая эффективно развивать профессиональные навыки учащихся детских музыкальных образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость использования инновационных методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин в условиях гимназической подготовки профессиональных музыкантов;

- разработаны принципы и методы инновационного обучения, положенные в основу модифицированных программ по музыкально-теоретическим предметам.

Предложенные в работе инновационные методы и приемы работы в музыкальном образовательном учреждении углубляют научные представления в области преподавания теоретических дисциплин в музыкальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в создании автором модифицированных программ по музыкально-теоретическим предметам, учебных пособий для учащихся, методических рекомендаций для преподавателей, а также оригинальных наглядно-технических средств обучения, необходимых для эффективного усвоения материала. Кроме того, предложенные инновационные методы и дидактический инструментарий могут помочь результативно и оптимально овладеть музыкальной грамотой учащимся музыкальных училищ и колледжей, не имеющим начальной подготовки; они могут быть включены в качестве учебного материала в программы курсов повышения квалификации преподавателей ДМШ и музыкальных училищ, позволят реформировать содержание предмета «Методика преподавания теоретических дисциплин» с целью адекватной подготовки специалистов для детских музыкальных школ.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов диссертации обеспечивается опорой на теоретические положения фундаментальных исследований ученых в области педагогики, психологии, музыковедения, истории и методики музыкального образования в русле исследования; использованием данных теории инноватики, обобщением музыкально-педагогических исследований инновационного содержания; проведением сравнительного анализа традиционных и инновационных методов преподавания, длительным эмпирическим характером исследования, экспериментальной проверкой и статистической обработкой его результатов; широкой фактической базой исследования и опорой на практический опыт работы автора в учебных заведениях первой, второй и третьей ступеней музыкального образования в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Качество музыкально-теоретической подготовки школьников зависит от учета в процессе преподавания возрастных особенностей детей и использования соответствующих этим особенностям методов и приемов.

2. Оптимальность музыкально-теоретического обучения обеспечивается высоким уровнем теоретической подготовки на первой ступени музыкального образования, а также преемственностью при переходе на последующие ступени профессионального становления.

3. Модульный подход к изучению теории музыки является эффективным способом систематизации и структурирования учебного материала, организации самостоятельной работы учащихся и контроля за качеством знаний.

4. Модернизацию содержания музыкально-теоретических дисциплин обеспечивает комплекс инновационных методов, способствующий повышению качества теоретических знаний и практических навыков, экономии учебного времени и увеличению объема изучаемого материала, развитию творческого мышления и креативной личности, позитивному и заинтересованному отношению учащихся к предметам теоретического цикла.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научная апробация основных положений и выводов работы была проведена в сообщениях и докладах, с которыми автор выступала на международных (Уфа, 2001; Алматы, 2003); всероссийских (Уфа, 2000; Москва, 2002); межрегиональных (Уфа, 2000; 2001) конференциях, научно-методических семинарах. Результаты исследований обсуждались в ходе занятий с учителями детских музыкальных школ на курсах повышения квалификации Учебно-методического центра по образованию Министерства культуры РБ, стажировки и обмена опытом со специалистами республики и ряда городов России.

Внедрение инновационных методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин происходило в процессе педагогической деятельности автора и ее коллег на базе РГИ (г.Уфа), а также ее последователями в других городах Республики Башкортостан (гг. Уфа, Стерлитамак, Сибай, Учалы, Бирск, Нефтекамск, Давлеканово и др.), Республики Татарстан (гг. Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск и др.), Челябинской области (Кунашакский р-н).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна

Выводы по второй главе. Экспериментально апробирован и претворен в практику начального музыкально-теоретического образования принципиально иной подход к программе предмета, заключающийся (в отличие от рассредоточенного на несколько лет разрозненного изучения одних и тех же понятий по традиционной программе) в систематизации учебного материала по целостным тематическим блокам с последовательным концентрическим воплощением.

Осуществлена интенсификация обучения без увеличения временных, интеллектуальных, физических затрат, - за счет иной компоновки материала в программе предметов и преобразования методов объяснения с учетом особенностей восприятия и усвоения информации учащимися.

Доказана возможность получения в равной степени полноценного теоретического образования музыкантами разных специальностей, занимающимися в общей группе, в отличие от традиционного разделения учащихся на подгруппы по видам инструментального обучения.

Подтверждена значимость и необходимость на начальной ступени теоретического образования игровых, занимательных и в целом опосредованных форм обучающей деятельности, опирающихся на моторные механизмы восприятия, что позволяет, с одной стороны, свести к минимуму такие «недетские» атрибуты академической системы, как переписывание и заучивание правил, ведение конспектов и т.д., а с другой, повысить эффективность и плодотворность усвоения знаний.

Проверена жизнеспособность модели взаимодействия учителя и учащихся, отличающейся толерантным отношением и в целом направляющей, консультирующей, сотруднической и вдохновляющей функциями педагога.

В рамках педагогического эксперимента достигнуты устойчивые высокие результаты музыкально-теоретического обучения учащихся на начальной ступени образования, что проявляется в:

- свободном и разнообразном оперировании приобретенными знаниями, умениями и навыками;

- усвоении учебного материала, не только иначе сгруппированного, но и качественно дополненного и расширенного по сравнению с традиционной программой ДМШ;

- заинтересованном и позитивном эмоциональном настрое по отношению к предметам;

- адекватной подготовленности выпускников к продолжению профессионального образования на второй ступени, т.е. в музыкальном училище или колледже;

- параллельном формировании нравственных, эстетических, патриотических, волевых и других социально значимых качеств личности, необходимых юному гражданину.

Таким образом, результаты практического воплощения инновационной методики начального музыкально-теоретического обучения профессиональных музыкантов позволяют сделать следующие выводы:

1. Самобытность и профессиональное своеобразие начального образования, заключающиеся в соотнесенности учебных задач и программ, объективно требуют использования потенциала инновационных подходов в обучении теоретическим дисциплинам с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников.

2. Как показывает практика обучения, целесообразна не взаимоисключаемость, а сочетание абстрактных методов объяснения теоретического материала с практическими методами, построенными на игровых, двигательных реакциях.

3. Наиболее существенной и эффективной при обучении является опора на моторные процессы (зрительно-слуховые, вокальные, мышечные и др.) и наглядные музыкально-логические ориентиры (жестовые движения, имитация фортепианной игры, сольмизирование нот и др.), способствующие формированию умственных действий учащихся в процессе усвоения материала.

4. Инновационные методы, обращенные непосредственно к мышлению, исключают пассивное, механическое и догматическое усвоение материала, утверждают в практике обучения синтез поисково-эвристических методов в сочетании с игрой на фортепиано, позволяют интенсифицировать обучение и повысить качество знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в музыкальной педагогике назрела необходимость обновления содержания и методов теоретического обучения, и в частности, обучения теории музыки и сольфеджио, что продиктовано противоречиями между все более возрастающими требованиями к профессиональной подготовке музыкантов и невысоким качеством музыкально-теоретических знаний, не отвечающих этим требованиям.

Решение проблемы лежит в сфере начального музыкального образования, поскольку именно школа или гимназия являются первой и наиболее важной ступенью профессионального обучения музыкантов, обеспечивающей как приобретение академических навыков игры на инструментах и приобщение к образцам мировой и отечественной музыкальной культуры, так и то необходимое качество теоретической подготовки учащихся, которое имеет преемственную значимость при переходе на последующие ступени профессионального становления.

Вопросы качества, а также рейтинга предметов, поднимавшиеся в 4070-е годы двадцатого столетия, остаются актуальными и в наши дни. Неудовлетворение уровнем теоретических знаний учащихся, как и содержанием учебных программ, высказываемое учеными, музыковедами, педагогами, а также подтвержденное наблюдениями и практическим опытом автора, потребовало изучения и обобщения традиционных подходов в обучении, анализа содержания действующей программы, методов объяснения материала и показателей успеваемости.

Проведенный анализ позволил выявить причины низкого качества теоретических знаний учащихся:

1. Отсутствие четкой преемственности при переходе от начальной к средней ступени музыкального образования.

2. Ортодоксальная статичность программ обучения.

3. Односторонний подход к содержанию и методам обучения без учета закономерностей психического развития и мыслительных способностей младших школьников.

4. Неадекватная методическая подготовленность кадров учебных заведений начального музыкального образования.

5. Недостаточно разработанная методологическая база и в целом отсутствие планомерно организованного широкого обмена педагогическим опытом и систематического изучения применяемых методов преподавания.

Традиционные методы обучения в большинстве своем строятся без учета возрастного психического развития младших школьников, минуя стадию практической материально-предметной деятельности и сосредоточиваясь на более высоких этажах мыслительного процесса, - на абстрактной форме восприятия. Известно, что абстрактное мышление, в полной мере недоступное ученикам младших классов, формируется в процессе овладения практическим опытом на основе конкретных, материально воспринимаемых образов и ощущений. Осмысление этих особенностей, определяющих специфическое своеобразие и самобытность первой ступени, привело к разработке инновационных подходов в музыкально-теоретическом образовании учащихся музыкальных гимназий.

Инновация - это новшество, новизна, изменение, а также процесс освоения нового средства. Всякое развитие, представляя собой переход из одного состояния в другое более совершенное, не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений. К инновационным процессам могут быть отнесены и целенаправленные изменения, связанные с формированием элементов музыкальной теории в историческом аспекте, и разработка и внедрение конкретных дидактических приемов в педагогике.

Основной способ преподавания теории музыки в традиционной школе представляет собой конспектирование текстов правил, диктуемых педагогом, переписывание нотных примеров с доски и выполнение большого количества письменных упражнений в отрыве от музыкальной практики, что в большей степени соответствует характеру обучения в музыкальном училище, нежели возможностям восприятия и усвоения материала младшими школьниками. Методика же инновационного обучения основана на психологической коррекции подходов во всех видах педагогической деятельности, таких как:

- взаимодействие учителя и учащихся с преобладанием толерантной, консультирующей, сотруднической, побуждающей функциями педагога;

- создание условий для осуществления исследовательских, эвристических методов приобретения знаний, направленных на формирование креативной, духовно и нравственно здоровой личности;

- построение учебного процесса на использовании практических форм работы, более всего соответствующих особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Внедрение инновационной методики привело к созданию модифицированных программ с иной компоновкой материала. Отличием от традиционной программы стало, с одной стороны, целостное и компактное усвоение понятий с последующим поэтапным изучением их свойств, а с другой, приведение объема теоретических знаний и навыков в соответствие с требованиями обучения в инструментальном классе.

Определяющее значение в инновационной методике имеет деятельностное привлечение двигательных реакций. Важность моторных процессов для развития музыкального слуха подтверждается и физиологическими и психологическими исследованиями. Совмещение вокальной, фортепианной моторики и слухо-зрительных представлений, участвующих во всех видах учебной деятельности на уроке, в полной мере соответствует особенностям перцептивной организации младших школьников и способствует активизации визуальной, аудиальной и кинестетической систем восприятия, а также развитию синестезийной памяти (согласно учению М.В.Карасевой).

Эффективность предложенных в диссертации форм и методов обучения была экспериментально проверена на базе Республиканской гимназии-интерната им. Г.Альмухаметова (г.Уфа), детских музыкальных школ №№ 1,3 г. Стерлитамака и других ДМШ Республики Башкортостан. Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы показали, что система комплексного воплощения инноваций приводит к значительному повышению качества и объема приобретаемых знаний и практических навыков по предметам теория музыки и сольфеджио. Наряду с повышением качества знаний, применение инновационных подходов привело к интенсификации обучения, что выражается, с одной стороны, в сокращении сроков овладения материалом, а с другой, в увеличении объема последнего без дополнительных затрат времени.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы по диссертации:

1. В общепринятой практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин до сих пор имеется несоответствие дидактических требований закономерностям психологии восприятия и усвоения материала младшими школьниками в связи с преобладанием пассивных методов обучения, ведущих к механическому и догматическому усвоению знаний и не способствующих развитию творческих способностей; нерационально распределяется материал в программе предмета, что выражается в его разрозненности, рассредоточенности изучения одних и тех же понятий на несколько лет; объем и качество теоретических знаний не соответствуют практическим навыкам, необходимым для обучения в инструментальном классе.

2. Система музыкально-теоретического обучения музыкантов на первой ступени имеет свою специфику, заключающуюся в преобладании практической деятельности на основе материально воспринимаемых и наглядно представляемых объектов познания.

3. Эффективность всестороннего использования моторных процессов и наглядных музыкально-логических ориентиров, усиливающих умственную деятельность учащихся и ускоряющих процесс усвоения материала, получила' экспериментальное подтверждение.

4. Инновационные методы обучения учитывают возрастные особенности школьников, специфику их психического развития и потому различны для начального, среднего и старшего звена обучающихся.

5. Разработанные программы и инновационная методика позволяют интенсифицировать процесс обучения и повысить качество теоретических знаний и практических навыков учащихся музыкальных гимназий.

6. Инновационная учебно-методическая база (учебные пособия для учащихся, программы и методические рекомендации для учителей) включает разработки автора и может служить основанием для подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации.

7. Содержание и методология теоретического обучения учащихся музыкальных гимназий расширены за счет разработки и внедрения инновационных методов, способствующих формированию всесторонне развитой личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы реализация определенного нами комплекса инновационных методов дала положительные результаты, что подтверждено соответствующими показателями в классах, где обучение проводилось по традиционной и инновационным методикам.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты проблем, связанных с необходимостью обновления теоретического обучения профессиональных музыкантов. В дальнейших изысканиях целесообразно проанализировать наблюдения и рефлексию инновационных процессов в соответствии с различными условиями учебной деятельности: применительно к одаренным учащимся либо к учащимся со слабыми проявлениями музыкальных способностей и т.д.; раскрыть латентные возможности нововведений, внедренных в учебную практику, с точки зрения их развития и появления новообразований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна, 2004 год

1. Агажанов А.П. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио

2. В кн.: Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977. - с. 7885.

3. Агажанов А.П. Что должно лежать в основе курса сольфеджио // В кн.: воспитание музыкального слуха. Вып. 3. -М.: Музыка, 1993. с. 5-20.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.

5. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: История. Теория. Практика: Сб. тр. / Ред. Г.М.Цыпина. Тамбов, 1999. -Вып. 1.-81 с.

6. Алексеева JI.H. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й.-М., 1999.-с. 86-95.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. - 334 с.

8. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.

9. Ам о наш вили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 539 с.

10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологич. труды / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 383 с.

11. Анисимова И.А. Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России: Дисс.канд. пед. наук. М., 1981. -205 с.

12. Античные мыслители об искусстве / Сост. В.Ф.Асмус. Изогиз, 1937. -275 с.

13. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222 с.

14. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1984. - 111 с.

15. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -148 с.

16. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: краткий историко-теоретический очерк. М.-Уфа: Mill У, БГПИ, 1993.-56 с.

17. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: краткий историко-теоретический очерк: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1994.-408 с.

18. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе: Учебное издание. М.: В ЛАД ОС, 2001. - 65 с.

19. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997.-231 с.

20. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике: Методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов, училищ и колледжей. М.: МГПУ им. В.И. Ленина. 1994.-32 с.

21. Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов. Уфа: БГПИ, 1999. - 145 с.

22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. - 379 с.

24. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - JL: Музыка, 1973. - с. 90-95.

25. Ахияров К.Ш. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского и современная школа. Уфа, 2002. - 199 с.

26. Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа, БГПИ, 1998. - 140 с.

27. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

28. Барабошкина A.B. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Л., 1963. - 41 с.

29. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1981.-361 с.

30. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288 с.

31. Баренбойм Л.А. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом // Сов. Музыка. 1975. - № 9. - С. 80-87.

32. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 335 с.

33. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. - 255 с.

34. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Academia, 2002. - 413 с.

35. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: БашГПИ, 1997. - 131 с.

36. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

37. Божович Л.И. Личность и ее формирование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.

38. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

39. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350 с.

40. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

41. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пос. для студ. Стерлитамак: СГПИ, 2002. -134 с.

42. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1998.-254 с.

43. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. М., 1996. - 88 с.

44. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1966. - С. 67-107.

45. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2. - С. 43-50.

46. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1987.-415 с.

47. Виноградов Г. Проблема совершенствования музыкально-теоретической подготовки вокалиста // В кн.: Вопросы воспитания музыкального слуха. Л.: Музыка, 1987. - с. 44-56.

48. Виноградов Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки. М.: Советский композитор, 1991. - 192 с.

49. Виноградов Л. Методика элементарного музицирования. Первый год обучения. М., 1982. - 25 с.

50. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. Сост. и коммент. Шуаре М.О. М.: МГУ, 1992. - 268 с.

51. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. -М.: Просвещение, 1966. -441 с.

52. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. М.: АПН СССР, 1982. - 164 с.

53. Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвузовский сборник статей. Вып. 2. / Сост. А.Н.Якупов, М.М.Берлянчик. Магнит, гос. консерватория. Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. -Магнитогорск: Изд-во МаГК, 1997. - 456 с.

54. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей (сост. А.П.Агажанов. -Вып. I.-M., 1977.-55 с.

55. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей (сост. А.П.Агажанов. -Вып. II.-М., 1985.-121 с.

56. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -224 с.

57. Выготский Л.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 222 с.

58. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. СПб: Союз, 1997. - 96 с.

59. Выготский Л.С. Детская психология / Под. ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - т.4 - 432 с.

60. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.

61. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.

62. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 150 с.

63. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. - С. 15-25.

64. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: МГУ, 1985.-45 с.

65. Гальперин П.Я., Запорожец, A.B., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 1963. № 5. - С. 61-72.

66. Гарбузов H.A. Зонная природа динамического слуха. М., 1955. -107 с.

67. Гаязов A.C. Общество, государство: воспитание гражданина: Монография. 2-е изд., доп. Уфа: Изд-во БГГГУ, 2001. - 117 с.

68. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978. -80 с.

69. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. -2002. -№ 7.-С. 3-12.

70. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. М.: Пед. общ-во России, 2002. - 511 с.

71. Глухов В.В. Подготовка и проведение защиты диссертации (Рекомендации для соискателей ученой степени). СПб., 2000. - 48 с.

72. Глядешкина 3. О стилевом воспитании слуха // Советская музыка. -1977. №1.-С. 112-113.

73. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. В кн.: Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / Сост. О.А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. - С. 49-59.

74. Гонтаревская Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта): Дисс. канд. пед. наук. М., 1984.- 172 с.

75. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. 58 с.

76. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: N13 Магистр, 1993. -190 с.

77. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1989. -45 с.

78. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - с. 230-251.

79. Готсдинер А.Л., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учеб. пособие. -Калинин: КГУ, 1985. 79 с.

80. Гребельник С.Г. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности: Дисс. канд. псих. наук. М., 1985. 155 с.

81. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.

82. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. I. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. - 487 с.

83. Гущина Л.М. Эффективность изучения темы «Интервалы» // Инновационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2001. - с. 18-20.

84. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.

85. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

86. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. - С. 13-26.

87. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитее мышления в школьном возрасте / Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.-С. 295-316.

88. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975.-158 с.

89. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.-365 с.

90. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

91. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. 191 с.

92. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. - 160 с.

93. Загвязинский В.И. Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

94. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.

95. Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978. - С. 243-267.

96. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. В сб.: Развитие детского голоса. М., 1963. - С. 186-195.

97. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В сб.: Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 30-56.

98. Захарченко B.C. Развитие интонационно-слуховой опоры у студентов в курсе сольфеджио вузов культуры: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. -183 с.

99. Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1997. 20 с.

100. Идеи эстетического воспитания. Том I. Антология в 2-х тт. Сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1973 - 407 с.

101. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии. 1959. № 5. - С. 134-145.

102. Иоффе Е. Пути развития профессионального музыкального слуха: Дисс. канд. искусствоведения. М., 1982. 164 с.

103. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И.Викторов. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

104. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.

105. Карасева М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. - М., Композитор, 2002. - 376 с.

106. Карасева М.В. Сольфеджио психотехника развития современного профессионального слуха // Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. -М., 1999.-С. 67-85.

107. Карасева М.В. Теоретические проблемы современного сольфеджио: Дисс. канд. искусствов. М., 1987. -230 с.

108. Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика: Монография. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1997. -313 с.

109. Качармина Т.А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано: Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. -206 с.

110. Кашапова J1.M. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 186 с.

111. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. - 188 с.

112. Юпочарева Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. -Вып. 1.-С. 3-21.

113. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. -256 с.

114. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. - 288 с.

115. Комарова Е.Э. Творческие формы воспитания слуха в условиях стилевого сольфеджио: Дисс. канд. искусствов. М., 1997. 157 с.

116. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

117. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

118. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.

119. Краевский В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001. -143 с.

120. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.

121. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 264 с.

122. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. - 64 с.

123. Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория музыки. Изд. 4-е. -М.: Музыка, 1991.-331 с.

124. Курс теории музыки / Общ. ред. А.Л.Островского. Л.: Музыка, 1978. -151с.

125. Леонтьев А.Н. Ощущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (младший возраст). -М., 1950.-С. 39-77.

126. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: просвещение, 1985. - 176 с.

127. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 176 с.

128. Логинова Л.Н. Сольфеджио в контексте исполнительского искусства // Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. М., 1999. - с. 52-66.

129. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Гос. муз. издат., 1960.-303 с.

130. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Изд. автора, 1927. -262 с.

131. Луначарская С.Н. Общие вопросы музыкального воспитания. В кн.: Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / Сост. O.A.Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. - С. 42-43.

132. Ляудис В.Я., Богданова В.И. К проблеме ранних форм онтогенеза памяти / Проблемы управления учебно-воспитательным процессом / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1977. - С. 66-86.

133. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. - 72 с.

134. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1986. - 527 с.

135. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Пг., 1915. - 233 с.

136. Максимов С.Е. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфеджио. М., 1973. - 82 с.

137. Максимов С.Е. Основы гармонического сольфеджио. М., 1972. -141 с.

138. Мальцева Е.А. Развитее музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению. Известия АПН, вып. 76. М., 1956. - С. 6596.

139. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. -400 с.

140. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2001. - 414 с.

141. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.

142. Масленкова Л. О ритмическом воспитании (на уроках сольфеджио) // Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977. - С. 36-50.

143. Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу; Пер. с англ. Т.Гутман, Н.Мухина. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.

144. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., 1988.-85 с.

145. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 255 с.

146. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

147. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. № 1. - С. 15-23.

148. Мерлинг B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 254 с.

149. Миронова И.Л. Формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 222 с.

150. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. -200 с.

151. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 138 с.

152. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - 121 с.

153. Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. М., 1977. - С. 8-24.

154. Мясоедов А. К вопросу о слуховом анализе (на уроках сольфеджио) // Воспитание музыкального слуха. М., 1977. - С. 135-145.

155. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. М., 1977. - С. 25-77.

156. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. - С. 91-111.

157. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-383 с.

158. Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка. 1982. № 2. - С.64-72.

159. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л., 1985. - 182 с.

160. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967. -310 с.

161. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Сов. композитор, 1983. - 526 с.

162. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Просвещение: Кн. 1: Общие основы психологии, 1994. - 576 с.

163. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Просвещение: Кн. 2: Психология образования, 1994.-496 с.

164. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. о-во России, 2000. - 303 с.

165. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века М., 1997. -141 с.

166. Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1960. 19 с.

167. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

168. Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - Л., 1963. - С. 181-215.

169. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Academia, 2001. - 366 с.

170. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследования: Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общ. педагогики / Под ред. В.В.Краевского. -М.: НИИОП, 1981. 85 с.

171. Островский А.Л. Восприятие музыки и задачи воспитания слуха: Дисс. канд. искусствов. -М. 1946. 360 с.

172. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1970. -296 с.

173. Островский A.JI. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха.-Л., 1967.-С. 5-27.

174. Оськина С.Е. Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. М.: ACT, 2003. - 78 с.

175. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.

176. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: «Академия», 1998. 512 с.

177. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: ВЛАДОС, 1999.175 с.

178. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с.

179. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пос. для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999.176 с.

180. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: ВЛАДОС, 2001. -318 с.

181. Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1996.-32 с.

182. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М.: Изд-во «Центр», 1998. - 159 с.

183. Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г.Арановского. М.: Музыка, 1974. - 336 с.

184. Программа курса сольфеджио для детских музыкальных школ: Мин. культ. СССР. М„ 1964. - 60 с.

185. Программы для центров развития ребенка, ДМШ, школ искусств и дошкольных групп. М., 1996. - 96 с.

186. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1990. - 168 с.

187. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. педагогики / Под ред. Д.Б.Эльконина, И.В.Дубровиной. М., 1981. - 166 с.

188. Pare Ю.Н. О задачах развития системы ШУВ // Актуальные проблемы музыкального образования. Киев, 1986. - С. 5-11.

189. Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. -JI., 1987. С. 7-19.

190. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования / Сост. Г.И.Шатковский. М., 1986. - 90 с.

191. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». М.: ВЛАДОС, 2001. - 383 с.

192. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Уфа, 2002. - 286 с.

193. Ригина Г.С. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. - Вып. 8. - С. 77-86.

194. Римский-Корсаков H.A. Теория и практика и обязательная теория музыки в русской консерватории. В кн.: Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907 гг.) / Под ред. Н.Римской-Корсаковой. - СПб., 1911. - С. 75-119.

195. Роджерс K.P. Становление личности = On Becoming A Person: Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М.Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-415 с.

196. Ромм Р. Изучение тональностей в детской музыкальной школе. М.: Музыка, 1994. - 108 с.

197. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. -712 с.

198. Румер М.А. Вопросы музыкальной грамоты // Известия АПН РСФСР. -М„ 1960.-Вып. 110. С.105-191.

199. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.: Academia, 1998. - 127 с.

200. Серединская В.А. Развития внутреннего слуха в классах сольфеджио. -М., 1962.-89 с.

201. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Избранные статьи: В 2 т. Т. 2. / Под общей ред. со вступ. статьей и примечаниями Г.Н.Хубова. -М.: Гос. муз. изд-во, 1957. с. 187-216.

202. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб. и др.: Питер, 2001. - 402 с.

203. Сидорова М.Б. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. III. - М.: МГУК, 1998. - С. 21-28.

204. Синяева JI.C. Наглядные пособия на уроках сольфеджио / Под ред. И.Е.Домогацкой. -М.: «Классика-ХХ1», 2000.-48 с.

205. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А.Баренбойма. JL: Изд-во «Музыка», 1970. - 160 с.

206. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. - С. 5-17.

207. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. Изд. 4-е. М., 2002. - 512 с.

208. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (с 7-летним и 5-летним сроком обучения): Мин. культ. СССР. Метод, каб. по уч. завед. искусства. М., 1972. - 40 с.

209. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ ОМО: Мин.культ. СССР. Всесоюз. метод, каб. по уч. завед. искусств и культуры. -М., 1984. 91 с.

210. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств: Мин. культ. РБ. РУМЦ по образованию. Уфа, 2000. - 35 с.

211. Сольфеджио. Программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности духовые и ударные инструменты, народные инструменты: Мин. культ. СССР. Всесоюз. метод, каб. по уч. завед. искусств и культуры. М., 1987. - 37 с.

212. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. JL: Музгиз, 1962. - 62 с.

213. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1968. -202 с.

214. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1988. -272 с.

215. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Рад. школа, 1984. -254 с.

216. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

217. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: АПН РСФСР, 1947.-335 с.

218. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт. Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. -М.: Педагогика, 1991. 296 с.

219. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969.-304 с.

220. Тюлин Ю.Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация: Практ. курс. Для теорет.-композит. фак. муз. вузов. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Музыка, 1980.-311 с.

221. Уткин Б. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. -М., 1985.-101 с.

222. Фатыхова P.M. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. Уфа, 2000. - 164 с.

223. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Ось-89, 2000. -64 с.

224. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. труды. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», Воронеж. НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

225. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.

226. Фрейдлинг Г. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио // Вопросы методики воспитания слуха. JL, 1966. - С. 28-42.

227. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Изд. 10-е. -М.: Музыка, 1987. 270 с.

228. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.с- М.: Просвещение, 1991. 287 с.

229. Хабибуллина О.В. Значение транспозиции в вопросе изучения и закрепления тональностей // Инновационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2001. -с.20-22.

230. Хазиев З.С. Из мышления о педагогике / Башгоспединститут. Уфа, 1998.-200 с.

231. Халабузарь П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания. СПб., 2000. - 222 с.

232. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2002. - 184 с.

233. Хамитов Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. Уфа: БГПИ, 1999. - 85 с.

234. Хамитов Э.Ш. Подготовка современного учителя основа развития образования // Народное образование. - 2000. - № 6. - С. 284-286.

235. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. -М., 1982.-С. 52-104.

236. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 320 с.

237. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М.М.Поташника: РАО Инст. управл. образ. М., 1994. - 61 с.

238. Цуккерман В.А. Теория музыки и воспитание исполнителя // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. - С. 351-408.

239. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

240. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения: Пособие для уч-ся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.

241. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. М.: Ml ПИ, 1975. - 106 с.

242. Шайхутдинова Д.И. Методика инновационного обучения предмету «Сольфеджио» (на основе авторской программы в объеме курса ДМШ). Уфа: изд-во РУМЦ МК РБ, 2000. - 132 с.

243. Шайхутдинова Д.И. Одноголосное сольфеджио в двух частях. Уфа, 1995.-90 с.

244. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

245. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. М.:1. Просвещение, 1991. 174 с.

246. Шиянов Е.Н, Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995. - 310 с.

247. Шиянов Е.Н, Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2000. - 288 с.

248. Штейнберг В.Э. Инновационно-технологическое совершенствование педагогической деятельности // Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование: новый взгляд теория, технология, практика. - Уфа, 1998.-С. 100-176.

249. Щетинский А. Обучать интонационному мышлению // Музыкальная академия. 1993. № 1. - С. 160-164.

250. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. - С. 6-20.

251. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологич. труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.-Воронеж, 1997. -414 с.

252. Энциклопедический музыкальный словарь / Отв. ред. Г.В.Келдыш. -М.: Гос. науч. изд-во БСЭ, 1959. 326 с.

253. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. - 91 с.

254. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. 2, ч. 1. - М.: Сов. комп., 1987. -365 с.

255. Янгирова В.М. Подготовка учителя к диагностике развития младшего школьника. М.: МГПУ, 2000. - 322 с.

256. Berberich M. Absolutes Hören Chance oder Hindernis? // Musikpadagogishe Forschungsberichte. - 1993. - S. 317-330.

257. Mackamul R. Gehörbildung wo und wann? // Schweizerische Musikzeitung. - 1983. № 2. - S. 98-101; 1983. № 3. - S. 164-166.

258. Mazzola G., Wieser H. Musik, Gehirn und Geful // Neue Zeitschrift für Musik. 1985. № 2. - S. 10-14.

259. Rohlfs E. Musikerziehung in Deutschland: Musik in der Schule // Bildung und Wissenschaft. 1994. - № 3. - S. 5-33.

260. Jiranek J. Assafiews Intonationslehre und ihre perspektiven. Prag: ACADEMIA, 1972. S. 13-22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.