Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ежова, Елизавета Борисовна

  • Ежова, Елизавета Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 193
Ежова, Елизавета Борисовна. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ежова, Елизавета Борисовна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио

1.1. Музыкальный слух и его классификация по видам.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.

1.3. Элементы математики в музыкознании и в педагогике сольфеджио ДМШ.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Методика развития музыкального слуха

2.1. Практика развития музыкального слуха на основе традиционных методов.

2.2. Разработка показателей сформированное™ музыкального слуха, интереса к дисциплине сольфеджио учащихся и критериев их оценки.

2.3. Содержание и организация формирующего этапа эксперимента по оптимизации развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио»

Актуальность исследования

Цель начального музыкального образования воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству. В целом же музыкальное образование решает проблемы художественного, нравственного воспитания, духовно развивает личность. Тип личности, обладающий богатым духовным потенциалом, всегда будет востребован в обществе.

Дисциплина сольфеджио наравне с другими дисциплинами общего обязательного курса обучения в детской музыкальной школе (ДМШ) содействует повышению общего музыкального и культурного развития учащихся. Основной задачей сольфеджио является развитие музыкального слуха, который лежит в основе музыкальной деятельности как в процессе обучения в школе, так и после её окончания.

Исследования в области развития музыкального слуха ведутся с XIX века. Тем не менее, в музыкальной педагогике остаются ещё нераскрытыми некоторые вопросы, касающиеся теории развития музыкального слуха (классификация видов слуха, приоритетные виды слуха для учащихся ДМШ и т.д.) и его методики. Данное обстоятельство подтверждает актуальность новых разработок в этой области, в том числе в педагогическом аспекте.

На современном этапе музыкального образования в рамках ДМШ преподавание музыкально-теоретических дисциплин осуществляется преимущественно в узком дисциплинарном направлении. Между тем, как показывает опыт, учащиеся лучше воспринимают учебный материал, когда педагог обогащает его некоторыми содержательными элементами из области других, изучаемых школьниками, дисциплин. Именно поэтому для современного музыкального образования является актуальным интегрированное преподнесение дисциплинарного знания, с использованием приёмов, методов, аналогий из дисциплин, изучаемых и в системе ДМШ, и в общеобразовательной школе.

Наше исследование связано с изучением особенностей развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе взаимосвязи сольфеджио с математикой. Междисциплинарный фактор является одним из ведущих в области теории и практики общей и музыкальной педагогики.

В философской, психологической, музыковедческой литературе накопилось немало интересных сведений об эффективности применения отдельных элементов математики в музыкальной педагогике.

Кроме того, музыковедческие исследования подтверждают очевидность неразрывной связи эмоционального и рационального в музыкальном восприятии, в построении музыкальной композиции.

Наши наблюдения показали, что дисциплина сольфеджио связана с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и т.д.), но и педагогическими методами и приемами (применением схем, графиков, формул и т.д.).

Нам представляется, что назрела необходимость специального изучения взаимодействия дисциплин сольфеджио и математики в процессе развития музыкального слуха учащихся. Способы и механизмы реализации этой связи, её педагогическая целесообразность и эффективность в процессе развития музыкального слуха учащихся и являются основным направлением для данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Музыкальный слух, как одну из уникальных человеческих способностей, изучают многие науки. Среди них - физиология (Г.Л.Гельмгольц), музыкальная педагогика (Е.А.Мальцева, Г.Любомирский, С.М.Майкапар, Б.В.Асафьев, В.К.Белобородова, Е.В. Давыдова, А.Л.Островский, И.Г.Иоффе, Г.С.Ригина, Ю.Б.Алиев, С.Е.Оськина, Л.Н.Алексеева, В.П.Морозов, М.С.Старчеус, Д.К.Кирнарская и др.), психология (Б.М.Теплов, А.Л. Готсдинер, и др.), музыкальная психология (Е.В.Назайкинский, А.Г.Костюк и др.), музыкальная акустика (Н.А.Гарбузов, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Рагс и др.).

Различные аспекты теории развития музыкального слуха рассматриваются в трудах музыковедов С.М.Майкапара, Г.Любомирского, Е.Мальцевой,

A.Шнабеля, Н.А.Гарбузова, П.Н.Бережанского, В.П.Морозова, Б.Уткина, С.Г.Гребельника, Д.К.Кирнарской, М.С.Старчеус и др.

Методические аспекты развития музыкального слуха рассмотрены в трудах педагогов-практиков, авторов методических и учебных пособий

B.Серединской, В.А.Вахромеева, В.В.Хвостенко, Г.Р.Фрейндлинга, Е.В.Давыдовой, Ю.Б.Алиева, А.В.Барабошкиной, С.Е.Осысиной, Г.Ф.Калининой, О.Л.Берак, и др.

Оптимизация развития музыкального слуха - проблема не новая, в том числе и применение элементов математики в дисциплине «сольфеджио». Практически в ДМШ на уроках сольфеджио применяются формулы, схемы, некоторые математические понятия. Но специального научного обоснования эффективности взаимодействия данных дисциплин на уроках сольфеджио детской музыкальной педагогике ДМШ нет.

Для нашего исследования очень значимыми оказались работы философов: Пифагора, Аль Фараби, Р. Декарта, Г.В.Лейбница, А.Ф. Лосева, и др., затрагивающих вопросы взаимосвязи музыки и математики.

Тот факт, что в мышлении музыкантов и математиков всегда присутствует эмоциональная и рациональная сферы, доказано психологами Б.М.Тепловым, А.Р. Лурия, М. Блиновой, В.А. Апрелевой и др.

Нами изучены концепции психологов в области роли познавательного интереса в обучении. В этой связи необходимо отметить труды Б.М.Теплова, В.С.Юркевича, К. Левина, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьева, Е.П.Ильина, Г.Розенфельда, И.А.Зимней и др.

Поскольку принципиальным вопросом для нашего исследования является вопрос междисщшжнарных связей, нами изучены теории классиков педагогической науки (Я.А.Коменский, И.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.), и работы современных исследователей (И.Д.Зверев, Г.И.Батурина, Г.В.Воробьёва, П.Г.Кулагин, И.Э.Унт, Г.Ф.Федорец, В.Н.Фёдорова и др.), затрагивающие данную проблематику. Опираясь на теоретические концепции этих учёных в области междисциплинарных взаимосвязей, нами разработана собственная концепция развития музыкального слуха учащихся с использованием элементов математики.

Нами выявлено, что проблемы взаимодействия музыки и математики интерпретируются в музыкознании с давних времён и интерес к этому обнаруживает современное музыкознание. На это указывают труды Д.О.Лифшица, Э.К.Розенова, А.Сухотина, Н.Васютинского, С.С.Гончаренко, Г.Гётце, Р.Вилле, Б.А.Белоусовой, В.С.Ценовой, П.А.Куличкина и др.

Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов и математиков.

Приведём некоторые примеры диссертационных исследований:

П.А.Червапок (152) разработал алгоритмы и методические рекомендации для применения их в музыкально-теоретической деятельности (в области гармонии и гармонического сольфеджио) для студентов вузов культуры и искусства.

В.А.Лаптева (69) показала возможность применения взаимодействующих (музыкального и математического) компонентов в общем образовании дошкольников. Автор показала, как посредством введения в музыкальный песенный, игровой материал можно добиться представления у детей об общих математических понятиях.

И.Л. Миронова (97) доказала эффективность применения алгоритмов в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам на различных ступенях обучения, в том числе и математических алгоритмов.

И.А. Круглова (66) разработала программу факультатива «Музыка и математика» для учащихся общеобразовательной школы. В ней предложены математические задачи неординарного содержания: связанные с музыкально-теоретическими понятиями. Программа подходит для детей, которые либо учатся в музыкальной школе, либо закончили её.

Н.И. Фирстова (146) одним из путей реализации эстетического воспитания при обучении математике видит в обновлении текстовых задач школьного курса математики.

H.В. Гусева (36) считает, что подлинное математическое образование невозможно без раскрытия эстетического потенциала в процессе обучения. Эстетический потенциал или «прекрасное в математике» Н.В.Гусева подразделяет на прекрасное внешнее (то, что воспринимается органами чувств) и прекрасное внутреннее (то, что выявляется в результате аналитической деятельности).

В.А. Рылькова (128) выявила общность мыслительных процессов в процессе музыкальной деятельности и при обучении детей чтению, письму и математике в начальной школе. Автором разработаны музыкально-дидактические игры, в процессе которых, погружаясь в музыкальную деятельность, ребёнок одновременно учится считать.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе применения элементов школьной математики.

Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание учащихся ДМШиДШИ.

Предмет исследования: развитие музыкального слуха учащихся ДМШ и ДТТТИ на основе применения элементов математики.

Задачи исследования:

I.Уточнить понятие «музыкальный слух» и разработать классификацию музыкального слуха по видам.

2. Выявить особенности развития музыкального слуха у учащихся ДМШ с привлечением элементов математики.

3.Разработать диагностические показатели уровня сформированности музыкального слуха.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику развития музыкального слуха на основе применения элементов математики.

5. Дать методические рекомендации по внедрению авторской методики.

Учитывая, что оптимизация разнообразных педагогических приёмов и средств обучения способна улучшить качество музыкального слуха учащихся, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс развития музыкального слуха на уроках сольфеджио в ДМШ будет более эффективным, если наряду с традиционными методами в педагогике сольфеджио будут использоваться элементы математики, которыми будет дополнена структура уроков сольфеджио в ДМШ, существенно повысится интерес к дисциплине сольфеджио, что будет способствовать эффективному развитию музыкального слуха.

Методологическую основу исследования составили:

- философские воззрения Пифагора на музыку как на искусство, сущность которого составляет математическое знание;

- концептуальные философские положения Аль Фараби, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, В.Ф.Одоевского, о диалектическом методе познания музыки -с одной стороны как искусства, с другой - как науки, приводящие к целостному знанию;

- мысли русского философа А.Ф.Лосева о единении музыки и математики, ставшие предметом труда «Музыка как предмет логики»;

- идеи интеграции науки и искусства в области музыковедения Е.В. На-зайкинского, Э.К. Розенова, А. Сухотина.

Теоретическую основу исследования составляют:

- положения музыкальной педагогики, в частности исследования по применению элементов математики в музыкознании Д.О. Лифшица, М. Ломано-ва, М. Пенкина, Э.К. Розенова, взгляды русских и зарубежных искусствоведов (музыковедов) на эту проблему Л.В.Александровой, Р.Вилле, В.А.Белоусовой и др.;

- ведущие концепции в области педагогики: об интенсификации учебного процесса, о принципах развивающего обучения, о роли межпредметных связей в обучении - Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова и др.;

- положения психологов о природе музыкальной деятельности в области развития музыкального слуха Б.М.Теплова, В. Мецлера, а также труды музыковедов в области психологии музыки и музыкальной деятельности М.С.Старчеус, Д.К.Кирнарской и др;

- концепции педагогов исследователей - Э.Б.Абдуллина, Т.И.Баклановой, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой, В.И.Максимова, В.И.Черниченко, раскрывающие различные аспекты и особенности профессиональной подготовки.

Методы исследования:

-теоретический анализ психологической, педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования. Анализ учебно-методической литературы по развитию музыкального слуха, а также учебной литературы по математике с целью выявления «точек сопряжения» математики и сольфеджио, анализ диссертационных исследований;

- обобщение педагогического опыта известных педагогов-практиков, а также собственного педагогического опыта;

- педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом развития слуха на уроках сольфеджио с привлечением элементов математики;

- опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и учащимися ДМШ и ДШИ, статистическая обработка результатов эксперимента.

База исследования: ДШИ п. Развилка, Ленинского района Московской области.

Научная новизна исследования:

1.Уточнено понятие «музыкальный слух», которое рассматривается как специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддаётся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями.

2.Разработана классификация музыкального слуха по видам. Виды слуха делятся на основные (внешний, внутренний и архитектонический) и компонентные: обязательные (относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, гетерофонический) и необязательные (абсолютный и цветной).

3.Выявлены особенности развития музыкального слуха, заключающиеся в эффективном включении в процесс развития элементов математики в виде музыкально-математических заданий.

4.Разработаны диагностические показатели сформированное™ музыкального слуха. Сформированность музыкального слуха определяется по следующим показателям: в анализе на слух - интервальный, аккордово-функциональный, ладовый; в мелодическом диктанте - звуковысотный, метроритмический, осознание структуры мелодии; в интонировании мелодии -звуковысотный, метроритмический, выразительность исполнения.

5.Разработана методика развития музыкального слуха. Основу данной методики составляет использование как традиционных методов, так и элементов математики - математического инструментария (математические понятия, графические оформления основных теоретических понятий, содержащие математические знаки, буквы, формулы) дающего возможность для дедуктивных заключений.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении традиционных методов развития слуха учащихся ДМШ, выявлении имеющихся в музыкальной педагогике противоречий по вопросам развития слуха, обозначении путей преодоления противоречий. Разработана классификация музыкального слуха по видам. Выявлены основные виды слуха и компонентные. Разработаны диагностические показатели уровня сформированности музыкального слуха, а также интереса к предмету сольфеджио у учащихся. Теоретически доказана и практически проверена эффективность предложенной методики развития музыкального слуха.

Практическую значимость исследования составляет разработанная методика, основу которой составило применение элементов математики в процессе развития музыкального слуха, внедрена в учебный процесс ДШИ п. Развилка Ленинского района Московской области. Различные виды музыкально-математических заданий для учащихся могут использоваться в практике ДМШ.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на методологическую базу, включающую в себя фундаментальные научные разработки в области философии, общей и музыкальной педагогики, музыкознания, методики и теории музыкального образования; применением различных методов исследования, соответствующих поставленным целям и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Музыкальный слух - это специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддаётся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями. Качество слуха зависит от развитости всех сторон (видов) слуха.

2. Структура музыкального слуха включает: а) основные виды слуха (внешний, внутренний, архитектонический); б) компонентные виды слуха (обязательные и необязательные).

Обязательные компонентные виды слуха сориентированы на восприятие отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них - относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, гетерофонический.

Необязательные компонентные виды музыкального слуха - это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них - абсолютный и синестезический, в частности цветной.

3. Одной из эффективных особенностей развития музыкального слуха у учащихся ДМШ и ДШИ является применение элементов математики в виде музыкально-математических заданий.

Элементы математики в музыкально-математических заданиях - это математический инструментарий, используемый в целях развития музыкального слуха, дающий возможность краткого и более доступного объяснения, понимания и осмысления учащимися как самой музыки, так и музыкально-теоретических понятий, на которых базируется музыкальный слух, и его развитие. Математический инструментарий - это цифры, математические понятия, графические оформления, содержащие математические знаки, буквы, формулы, дающие возможность для дедуктивных заключений.

Элементы математики в педагогике сольфеджио имеют три критерия:

- понятийный, позволяющий использовать на практике общие математические понятия между математикой и сольфеджио;

- наглядно-графический, при помощи которого любую нужную информацию закодировать наглядным образом, в таком случае закодированная информация может предстать в виде формулы, схемы, опорного сигнала и т.д.;

- операционный позволяет использовать общие мыслительные операции между предметами сольфеджио и математикой. Данный критерий основан на связи между арифметическими и музыкальными мыслительными операциями.

4. Разработанная методика развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе использования элементов математики повышает уровень интереса к дисциплине сольфеджио и как следствие улучшает качество музыкального слуха.

5. Разработанные критерии и показатели сформированности музыкального слуха, интереса к сольфеджио позволяют выявить динамику и эффективность процесса их развития в условиях ДМШ на уроках сольфеджио.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- в ходе проведения педагогического эксперимента в школах искусств Ленинского района Московской области на теоретических олимпиадах 2001-2005 гг.;

- на конференции детских школ искусств Ленинского района Московской области по музыкальной литературе, посвященной 200-летию со дня рождения М.И. Глинки (февраль 2004 г.);

-в выступлении на «круглом столе» «Российское общество XXI века в контексте глобальных трансформаций: социально-философский аспект» МГУКИ 2002 г. (45);

-в докладах на научно-практической конференции «Созидательная миссия культуры», МГУКИ, 2002 г. (42), на научно-практической конференции «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы» МГУКИ 4-5 марта 2003 г. (43), на международной научно-практической конференции «Модернизация системы музыкально-педагогического образования: Теория и практика» МГУКИ 2004 г. (40).

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось с 2001 по 2006 гг. и включало 3 этапа.

На первом этапе (2001-2002 уч. гг.) изучалась разработанность поставленных вопросов в теории и практике музыкального образования. Была сформулирована тема исследования, поставлена цель, намечены задачи, выдвинута гипотеза, проведен анализ литературы и сбор фактического материала. Параллельно велась работа над теоретическим обоснованием темы. На этом этапе экспериментального исследования были решены следующие задачи констатирующего эксперимента:

- проведён анализ предмета исследования;

- проведён опрос по предмету исследования, в котором принимали участие педагоги и учащиеся различных специальностей (пианисты, гитаристы, баянисты, аккордеонисты, домристы, скрипачи, виолончелисты, вокалисты) ДМШ №93, г. Москва; ДМШ №2 им. Дунаевского; ДШИ п. Развилка Ленинского района Московской области и ДШИ г. Видное. Всего участвовало 95 преподавателей и 136 учащихся;

-были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по восемь учащихся в каждой группе одного (пятого) класса;

-разработаны диагностические показатели и уровни музыкального слуха, а также интереса учащихся к сольфеджио. Качество музыкального слуха оценивалось по следующим показателям, входящим в основные задания по сольфеджио: слуховой анализ - а) интервальный, б) аккордово-функциональный, в) ладовый; интонирование мелодии - а) звуковысотный, б) метроритмический, в) выразительность пения; музыкальный диктант - а) звуковысотный, б) метроритмический, в) осознание структуры мелодии. Целостность показателей, степень их сформированности составили критерии уровня развития музыкального слуха;

- осуществлена диагностика исходного уровня музыкального слуха и интереса к сольфеджио у 16-ти учащихся: у 8-ми учащихся КГ и 8-ми учащихся ЭГ;

- разработаны музыкально-математические задания для учащихся.

Второй этап - формирующий (2002-2003 и 2003-2004 уч. гг.) предусматривал апробацию разработанной методики, основу которой составило развитие музыкального слуха с помощью как традиционных методов развития, так и включения в процесс развития элементов математики. На данном этапе дважды проводилась диагностика музыкального слуха учащихся КГ и ЭГ - в апреле 2003г. и в апреле 2004г. Интерес к сольфеджио замерялся с помощью анкет, наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности, с помощью «конвертных заданий» на выбор во время проведения срезов на определение уровня сформированности музыкального слуха.

Третий, завершающий этап (2004-2006гг.) был посвящён анализу, обобщению результатов и подведению итогов исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ежова, Елизавета Борисовна

Выводы по первой главе

В начале исследования мы проследили историю зарождения теорий о развитии музыкального слуха с середины XIX века в области акустики, музыкальной психологии, музыковедения. Краткий обзор позволил увидеть, что среди педагогов-практиков, методистов возникают ещё очень много полярных мнений и вопросов как в области теории (связанных со структурой музыкального слуха), так и с методикой развития слуха. Поэтому в первой главе нашего исследования мы постарались изложить свой взгляд на эту проблему. Нами рассмотрены существующие классификации, трактовки, методы развития отдельных видов музыкального слуха. Разработана собственная классификация музыкального слуха по видам слуха. В своей классификации мы выделили основные виды слуха и компонентные.

Так как практически все виды слуха взаимосвязаны между собой, то, нередко, развивая один вид слуха у учащегося, развиваются и другие виды. Хотя на практике встречаются дети с ярко выраженным каким-либо одним, двумя, тремя видами слуха. Главной целью педагога теоретических дисциплин должно быть стремление развивать всесторонний, музыкальный слух, то есть воспитание всех видов слуха.

Рассмотрены психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха на уроках сольфеджио у учащихся ДШИ, ДМШ. Так как развитие музыкального слуха это процесс длительный, то особое значение приобретает умение учителя поддерживать интерес у учащихся к дисциплине сольфеджио.

Особое внимание мы обратили на то, как важно педагогу теоретических дисциплин задействовать в процессе обучения полярные виды музыкального мышления и восприятия, мышление и восприятие как образное, так и аналитическое.

Считаем, что наряду с традиционными методами развития музыкального слуха актуальным является использование элементов школьной математики в педагогике сольфеджио. Мы проследили историю возникновения взаимосвязи элементов математики в музыкознании. Нами обосновано использование элементов математики применительно к педагогике сольфеджио, как возможный метод в системе межпредметных связей. Элементы математики имеют три критерия: понятийный, наглядно-графический, операционный. С методологических позиций межпредметная связь между сольфеджио и элементами математики рассматривается нами как связь между эмоциональным и рациональным, между наукой и искусством.

Глава 2. Методика развития музыкального слуха

2.1. Практика развития музыкального слуха на основе традиционных методов

В педагогической практике часто можно наблюдать, что одни и те же приёмы развития какого-либо слуха могут быть применимы по воспитанию двух, трёх или более видов слуха. Это происходит потому, что, все виды слуха взаимосвязаны между собой. В данном параграфе мы систематизируем традиционные методы развития музыкального слуха, а также рассмотрим спорные вопросы в методической практике сольфеджио, дадим анализ и оценку некоторым спорным вопросам по развитию отдельных видов слуха учащихся ДМШ.

Архитектонический слух

Конечной целью развития архитектонического слуха должно стать умение учащегося определять форму музыкального произведения в целом, слышать и осознавать его отдельные элементы: лада, тембра, жанра, принципа развития мелодии, выделение главной темы в целом произведении, в одной части и т.д.

Приёмы развития архитектонического слуха следующие: пение уже записанного диктанта закрепляет общее слуховое представление мелодии; пение мелодий, как по нотам, так и наизусть; запись знакомых мелодий без проигрывания: на сольфеджио это может быть диктант «на память»; запись только что спетой мелодии, запись музыкального отрывка из прослушанного произведения на уроке музыкальной литературы.

Внутренний слух

Исследователь внутреннего слуха Г.Р.Фрейндлинг подчеркивает, что качество внутреннего слуха зависит во многом от навыков слухового самоконтроля. При этом должен быть задействован вокальный аппарат, без которого невозможны проверка и уточнение музыкальных представлений, а также и запоминание. И всё-таки с этим нельзя согласиться, так как встречаются дети, которые очень чисто поют с листа, но плохо пишут диктанты, и наоборот. У детей чаще есть предпочтения в видах работы на уроке сольфеджио, и что лучше у них получается, то как правило, они больше любят делать.

Для развития внутреннего слуха можно использовать:

- любой вид музыкального диктанта;

-пение мелодии «про себя» и вслух поочерёдно по знаку педагога поёт вслух, затем опять про себя;

- пение гамм хором и соло: один звук вслух, другой про себя; или два звука вслух, один про себя и т.д.;

-пение мелодий по тактам, фразам «цепочкой»;

-досочинение и сочинение мелодии, сочинение баса к мелодии без инструмента;

-узнавание знакомых мелодий, музыкальных тем по нотному тексту, реально не звучащему, назвать автора, произведение, или просто узнать знакомую песню. Эти задания могут использоваться на уроках сольфеджио, так музыкальной литературе в виде викторины реально не звучащей, а представленной только по нотным отрывкам. Такая викторина вызывает огромный интерес к предметам. При этом всегда подчёркивается, что настоящий музыкант должен уметь «читать» (слышать) мелодию просто глядя в ноты;

-подбор мелодий по слуху (в разных тональностях).

Педагог Б.И.Уткин (139) считает, что особенно действенные упражнения на развитие внутреннего слуха следующие:

- педагог поёт нотами знакомую мелодию, делая умышленно ошибки, а учащиеся должны исправить;

- после настройки в тональности педагог поёт нотами короткие обороты (от 3-6 звуков), делая умышленно ошибки, - учащиеся должны исправить;

-педагог указкой «демонстрирует» на начерченной клавиатуре фортепиано знакомую мелодию, песню, музыкальную тему - учащиеся называют её;

- пропевание записанного диктанта, Г.Р.Фрейндлинг (147) считает даже более важным проигрывание по памяти его на инструменте.

- активность внутреннего слуха будет возрастать, если учащиеся будут проигрывать диктант на инструменте.

-можно предложить игру: детям раздаются листы с записанными 3-4 мелодиями. Учитель играет или поёт мелодию на какой-нибудь слог. Дети должны указать, какую именно мелодию проиграл или пропел учитель, затем спеть её, называя ноты;

- дана записанная нотами знакомая мелодия песни. Её нужно пропеть про себя и спеть её вслух наизусть.

Относительный слух

Именно такой вид слуха педагоги сольфеджио стремятся развить у учащихся ДМШ. Так как он теснейшим образом связан со звуковысотным, то и методы развития одни и те же:

- педагог играет три варианта знакомой учащимся песни, два варианта из проигранных неправильные, один - правильный, ученики, прослушав три варианта, должны назвать, какой из вариантов был правильный;

- определить направление движения мелодии - это задание подходит для учеников первого класса;

- педагог настраивает детей в тональность, затем в данной тональности проигрываются две фразы, дети должны назвать высоту последних звуков каждой фразы.

Метроритмический слух

Некоторые педагоги (А.В.Барабошкина, В.А.Вахромеев и др.) считают, что ритмическое воспитание должно вообще предшествовать всякой музыкальной деятельности. С этим можно согласиться. Действительно, на первых этапах ритмические задания и упражнения должны превалировать на уроках, так как хорошие ритмические навыки дают ребёнку впоследствии возможность свободно петь с листа, быстрее писать диктант и т.д.

В.А.Вахромеев считал, что «основная цель начальных занятий у детей по воспитанию ритмического чувства состоит в том, чтобы научить их определять на слух метрическую пульсацию» (19,с.35). Работа над метром всегда связана со счётом. На практике чаще педагоги пользуются счётом с применением «и» - «раз-и, два-и», кроме тех случаев, когда встречаются в тексте триоли.

Педагоги-сольфеджисты - Е.Мейлих, О.Л. Берак считают, что в работе над метром счёт с применением «и» - нецелесообразен. В частности педагог Е.Мейлих в классе фортепиано поясняет следующее: «На основе долголетней практики я пришёл к выводу, что работа над метром несовместима со счётом на «и». Ведь если в двухдольном размере ученик считает «раз-и, два-и», то он по существу мыслит четырёхдольно. Представьте себе такого рода искажение в песне Д.Б.Кабалевского «Про Петю», и вы убедитесь, насколько это противоречит музыке» (101,с. 106).

Педагог О.Л. Берак предлагает не только вести счёт без «и», просто на «раз, два», но и придерживается того мнения, что «необходимость соблюдения дирижёрского жеста для многих учащихся является скорее мешающим фактором. Целесообразно применять естественные жесты для ученика, помогающие ему выявить пульсацию, определить метрически значимые моменты, наладить работу собственного организма как единого целого. Это может быть лёгкое постукивание карандашом, кивок головой, отбивание доли ногой и другие распространённые приёмы» (11,с.5).

В этом вопросе мы пришли к следующему заключению: каждый педагог вправе решать сам, каким способом производить музыкальный счёт - с «и» или без «и». Ведь с применением «и» в счёте некоторые педагоги имеют хорошие результаты у учащихся. Но с полной уверенностью можно сказать о том, что если на сольфеджио учащийся будет считать на «1-2» - без «и», то и на других дисциплинах, также целесообразно применять такой способ счёта.

Разновидности заданий на развитие метроритмического слуха:

- самое распространённое задание на развитие ритмического чувства -ритмический диктант, ритм мелодии можно записывать как незнакомой мелодии, играемой с перерывами педагогом, так и знакомой по памяти;

- по ритму определить знакомую песню, это может быть песня, ранее спетая на уроке сольфеджио, отрывок из пройденного произведения по музыкальной литературе или, наконец, популярная эстрадная песня и т.д.;

- отстукивание заданного ритма одной рукой, двумя руками, когда каждая рука имеет свою партию, полезно также делить группу на подгруппы и выполнять ритмические упражнения. Когда ребята достигнут крепких навыков в отстукивании ритма, они должны контролировать не только свою партию, но и другие;

-детям раздаются ритмические карточки, с определённой ритмической группировкой, затем учитель играет мелодию, дети определяют, какая ритмическая группировка встречается в прослушанной мелодии;

- определить хлопками сильную долю в мелодии;

- определить размер мелодии, это задание подходит для любого класса, так как, начиная с самых простых размеров в первом классе, в седьмом можно закончить применением в этом задании переменных размеров.

Е.Г. Иоффе отстаивает комплексную систему изучения темпа, метра и ритма. Эти параметры музыкального слуха являются предметом его работы. «Успех в развитии профессионального слуха может быть достигнут лишь при условии комплексного изучения темпа, метра, ритма, ладоинтонацион-ной, функциональной и интервальной сторон» (51,с.23). Автор предлагает свою методику записи музыкального диктанта - «разноцветная запись» -каждое новое прослушивание фиксируется детьми разным цветом. Таким образом, по мнению автора, это позволяет точно установить уровень подготовки учащихся по каким-либо темам, даёт возможность планировать индивидуальную работу, а также позволяет анализировать пути развития музыкального мышления. Это утверждение считаем верным.

Интонационный слух развивается в процессе пения гамм, ступеней, интонационных упражнений, интервалов и аккордов в ладу и вне лада.

Существует много способов усвоения ступеней в ладу:

1 способ - усвоение ступеней лада по принципу разделения их на устойчивые (1ДП,У) и неустойчивые ступени (VII,II,IV,VI). Вначале усваиваются устойчивые ступени и постепенно прибавляются неустойчивые;

2 способ - по релятивной системе. Считаем, что этот способ не очень эффективен для уроков сольфеджио в музыкальной школе, так как неизбежный переход на абсолютную систему имеет серьёзные негативные последствия;

- одновременно игра и пение какого-либо голоса из интервала или аккорда;

- обсуждение на уроке пения друг друга: где было неточно спето, в каком такте или какой звук не точно прозвучал в примере?

Мелодический слух развивается в процессе многих видов деятельности: пение по нотам, наизусть, сольно и в группе, при записи диктанта, сочинения мелодии, сочинение второго голоса к данной мелодии и т.д.

Вокальный слух.

Некоторые дети при наличии хорошего внутреннего слуха, которые могут легко записать диктант и выполнить др. слуховые задания, не могут также хорошо пропеть мелодию с листа. Одна из причин - не владение голосом. Нужно выявить причину: не так извлекает звук, зажимает челюсть, неудобный диапазон, просто боится спеть неправильно, в подростковом возрасте мальчики могут бояться «дать петуха» и т.д.

Гармонический слух развивается с первого класса обучения в ДМШ, так как дети уже с первых уроков могут услышать, сколько звучит звуков одновременно: один, два или три, также для них не составляет труда отличить мажорное трезвучие (Б5/3) от минорного (М5/3), хотя бы по окраске аккорда;

- считаем, что для развития гармонического слуха полезным слушать аккорды, как от звука, так и в тональности;

- большой интерес для учащихся представляет задание: определить песни по аккордам. Это может быть не только песня, но и мелодия знакомой арии, то есть примера из музыкальной литературы;

- учитель играет гармонизированную мелодию, дети в момент звучания определённого аккорда поднимают карточку с формулой этого аккорда (например, ум 5/3, Д7 и т.д.), или просто руку. По реакции детей учитель сразу видит кто, как усвоил звучание аккорда или даже целого оборота (прерванный и др.);

-в звучащей музыке определить количество одновременного звучания голосов. Звучит то двух, то трёх, то четырёхголосье, учащиеся поднимают карточки с соответствующими цифрами 2, 3, или 4;

- дана аккордовая последовательность в тональности (8-10 аккордов), записанная нотами, Учитель предупреждает детей, что в цепочке есть ошибки. Учащийся смотрит в ноты, одновременно слушает цепочку и исправляет ошибки;

- дана аккордовая цепочка, записанная нотами. Смотря в ноты и одновременно слушая цепочку найти аккорды с лишними звуками или, наоборот, дописать недостающие звуки. Например, вместо Д6 учитель играет Д5/6, вместо ум5/3 звучит умУП7, вместо Д5/3 звучит Д7 или Д2, вместо Д6/4 звучит Д4/3 и др.;

- гармонический анализ музыкального произведения, а затем вслушивание в звуковые вертикали по ходу исполнения в медленном темпе;

- последовательное пропевание различных аккордовых тональных цепочек в мелодическом изложении как снизу вверх, так и сверху вниз;

Ладовый слух развивается с самого начала занятий. Этому способствует:

-пение ступеней, попевок, гамм, мелодий, ступеней, интервалов, аккордов в ладу и т.д.;

- определение на слух ладов (два вида мажора, три вида минора, лады народной музыки);

- транспозиция мелодий, выученных на память;

- интонирование интервалов, аккордов в ладу с разрешением в устойчивые звуки;

- определение на слух, на какой ступени лада закончились мелодии, фразы, предложения; какая фраза в мелодии закончилась на тонике. Определение отклонений, модуляций.

Для развития тонального слуха подходят те же упражнения, что и на развитие ладового слуха.

Тембровый слух

На практике педагоги ДМШ на уроках сольфеджио практически не занимаются развитием тембрового слуха. Принято считать, что развивать способность различать тембры - это удел урока музыкальной литературы, где обычно педагоги знакомят детей с тембрами инструментов, видами оркестров, голосов. Так как тембровый слух тесно связан со звуковысотным и динамическим, с развитием одного из этих видов слуха будет улучшаться другой. Поэтому развивать тембровый слух так же важно, как и слух звуковысотный.

Одним из эффективных методов развития тембрового слуха у учащихся считаем использование педагогом на уроках сольфеджио для иллюстраций и аккомпанемента звучания не только фортепиано, но и других доступных педагогу музыкальных инструментов. Наш опыт показал, что даже те дети, которые безошибочно определи тембры инструментов симфонического, а также инструментов русского народного оркестра, типы голосов на уроках музыкальной литературы, не справились (либо плохо справились) с записью диктанта на уроке сольфеджио только потому, что он был проигран не на фортепиано, как обычно, а на баяне. И только после длительного звукового использования нами на уроках сольфеджио всех доступных нам музыкальных инструментов в качестве настройки в тональность, подыгрывания аккомпанемента в распевках, в пении мелодий с листа, также запись диктанта по заранее записанной мелодии на магнитофонную ленту, с голоса педагога результаты записи «тембрового» диктанта улучшились. Большую пользу в развитии тембрового слуха может принести использование синтезатора на уроках сольфеджио. Этот инструмент без труда позволяет пользоваться звучанием различных тембров музыкальных инструментов в различных заданиях.

Для развития этого вида слуха можно на начальном этапе познакомить учащихся со звучанием тембров различных инструментов эффективным является связывать у ребёнка звучание тембра с персонажем. Для этого подходит музыкальная сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк» или тембр инструмента связывать с привычным репертуаром для этого инструмента (русские песни или их инструментальные обработки привычнее для российского школьника в исполнении русских инструментов - баяна, домры, балалайки. Когда первый этап пройден, можно усложнять задания следующим образом: давать угадывать тембры инструментов на непривычном материале («Полёт шмеля» Н.А.Римского-Корсакова в исполнении баяна и т.д.);

Интервальный слух

Эффективным для развития этого вида слуха является слушание интервалов, как от звука, так и в ладу. Спорным вопросом в слушании интервалов является начальный этап изучения интервалов, какие интервалы изучать первыми? Например, Л.В. Голицына (30,с. 127) считает, что «восприятие и представление интервала будет . тем труднее, чем большее количество ступеней заключено между его звуками», вследствие этого автор считает, что первыми нужно усваивать интервалы м.2, 6.2, м.З, б.З, ч.4, ч.5, ч.8 далее 6 и 7. Считаем такой метод не единственно правильным. Интервалы хорошо усваиваются на слух парами, т.е. 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5. Можно осваивать интервалы не по порядку следующим образом: сначала все чистые, затем парами терции - сексты, секунды - септимы.

Динамический слух

- Пропевание разных мелодий по фразам с разными динамическими оттенками; игра «в эхо», когда ученики повторяют за педагогом фразу мелодии, ступени в ладу и с различными динамическими оттенками, например, несколько слабее, чем у педагога;

- пение гамм на crescendo и diminuendo и с другими оттенками.

Фактурный слух развивается при пении двух, трёхголосья; подходят также задания на подбор, сочинение аккомпанемента; проигрывание одних и тех же функций аккордов в разном фактурном изложении.

Полифонический слух

- исполнение многоголосья вокальным ансамблем;

- рельефное исполнение одного из голосов при специальном затушёвывании других;

- полезно пение наиболее простого вида полифонии - канонов начинается уже с первого года обучения;

- один (два, три) голос (а) играется на инструменте (педагогом или ещё лучше учеником), другой голос поёт учащийся;

-сочинение второго, третьего голоса к данной мелодии.

Гетерофонический слух развивается в процессе выполнения творческих заданий на одновременное пение одной мелодии со своими вариациями. Вариации могут быть ритмическими, мелодическими, подголосочными, а также в разных сочетаниях. Вариационные мелодии могут быть, как подготовлены дома на заданную тему, так и импровизацией на ходу. Такие творческие задания активизируют детей, повышают интерес.

Стилевой слух. Обычно развитию этого вида слуха педагоги редко уделяют внимание, и в большинстве случаев это происходит на уроках музыкальной литературы, когда учитель описывает характерные черты музыки того или иного композитора, или общие характерные черты какой-то отдельной эпохи, и т.д. На уроках сольфеджио можно использовать задания, связанные, например, с определением имени композитора, прозвучавшего произведения. Такие задания должны иметь междисциплинарные связи с музыкальной литературой или со специальностью.

Абсолютный слух

Между педагогами-практиками до сих пор ведутся споры о том, можно ли развить абсолютный слух, нужно ли его развивать и каким способом развивать этот вид слуха. По нашим наблюдениям и проведённым опросам педагогов теоретических дисциплин различных ДМШ, выявлено, что мнение об обладании абсолютным слухом даже для учащегося ДМШ имеет приоритетное значение. То есть и сегодня многие педагоги-сольфеджисты ставят для себя первостепенную задачу воспитать у учащихся абсолютный слух. Проявляется этот вид слуха обычно рано и, по мнению А.Л.Готсдинера, «значительно повышает осознанность и эффективность всех видов музыкальной деятельности» (32.С.158).

Если этот вид слуха так важен и полезен в музыкальной деятельности, то почему до сих пор нет чётко разработанной методики формирования этого вида слуха?

Попытки развить абсолютный музыкальный слух предпринимались ещё в конце XIX - начале XX века. Однако заметных результатов получено не было.

П.Н.Бережанский (13) обращает внимание на этот факт и приводит многочисленные примеры несостоятельности экспериментов в этой области. Ниже мы приводим систематическую классификацию методических попыток развития абсолютного слуха.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ежова, Елизавета Борисовна, 2007 год

1. Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. М., 1982.- С. 119-157

2. Васютинский Н. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.- С.7.

3. Второй реферат был связан с понятием «симметрия» в произведениях М.И.Глинки. По-нашему мнению, виды симметрий, с которыми следовало бы познакомиться детям, следующие: зеркальная, диссиметрия, переносная и антисимметрия.

4. Выступление Фетисова Е. так же, как выступление Семёнова Ал., вызвало на конференции большой интерес у других учащихся, и он занял также первое место в группе седьмого класса. Реферат приводится полностью.

5. Тема: «Симметрия в некоторых произведениях М.И.Глинки».

6. Гипотеза состоит в том, что понятие симметрии, положенное в разных областях знаний, существует и в музыке.

7. Цель состоит в том, чтобы выяснить, присутствует ли симметрия в некоторых музыкальных произведениях М.И. Глинки. Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнить следующие задачи:

8. Дать определение понятия «симметрия»

9. Перечислить виды симметрий, часто встречающихся в музыке.

10. Определить форму некоторых произведений М.И.Глинки и выявить наличие симметрии.

11. Переносная тождество элементов, на расстоянии ABACA

12. Диссимметрия некоторое нарушение симметрии, но не разрушение её. А теперь рассмотрим симметрию в некоторых произведениях Глинки. Самым доступным музыкальным материалом М.И. Глинки стали романсы:

13. Сухотин А. Ритмы и алгоритмы.- М.: Молодая гвардия, 1983. 224 с.

14. Романсы на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Репертуарный сборник. М., 1999. 77 с.

15. V VI IIIII П^У У/ПИ IIIIIIII11|УИ^УН I УМ IIIIV V IV VII IIIIIIVIIIIV V

16. Если ученики запишут данные ступени, например, в соль миноре или, пропоют про себя мелодию, они должны узнать знакомую им песню

17. Пусть всегда будет солнце» Музыка А.Островского, слова Л.Ошанина

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.