Научно-методические основы формирования музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио вузов культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Стражникова, Татьяна Ивановна

  • Стражникова, Татьяна Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 193
Стражникова, Татьяна Ивановна. Научно-методические основы формирования музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио вузов культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Стражникова, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

§ 1. Становление методики развития музыкальной памяти

§ 2. Виды, структура и процессы музыкальной памяти.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, СИСТЕМА И МЕТОДЫ

ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ. 1. Дидактические принципы развития музыкальной памяти.

§ 2. Приемы и методы развития музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио вузов культуры. 3. Оптимизация процесса развития музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио колледжей и вузов культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-методические основы формирования музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио вузов культуры»

Проблема формирования музыкальной памяти в процессе подготовки учителей музыки и руководителей музыкальных коллективов в вузах культуры может бьггь решена при выяснении психологической природы этого познавательного процесса. Методика развития музыкальной памяти в значительной мере зависит от особенностей ее функционирования в музыкальной деятельности. Анализ психологической сущности музыкальной памяти на основе данных современной психологии влечет за собой важные практические и теоретические выводы. Ведущим в отечественной психологии является положение о том, что развитие памяти происходит в процессе активной познавательной деятельности. Чем содержательнее и разнообразнее деятельность, в которой способности находят себе применение, тем полнее и ярче они развиваются. Во время осмысленного восприятия музыки, ее исполнения, сочинения, изучения музыкальной теории происходит развитие музыкальных способностей, в том числе и музыкальной памяти.

Изучение музыкально-педагогической и психологической литературы помогает понять процесс развития взглядов на музыкальную память в течение длительного времени, глубже осмыслить специфику ее формирования.

В истории человечества памяти всегда отводилась большая роль. Это видно уже из древнегреческой мифологии, в которой богиня памяти Мнемозина была матерью муз, покровительницей поэзии, искусства и наук. "Запоминание, накопляясь мало-помалу у человека, составляет все его умственное богатство, - писал И.М. Сеченов. - Сохраняясь в какой-то странной скрытой форме, оно составляет умственный запас, из которого человек черпает элементы, смотря по потребностям минуты" (85, с. 320).

Г.М. Коган в книге "У врат мастерства" подчеркивает, что "память - резервуар воображения; богатство или скудость последнего (воображения) зависит в значительной мере от богатства или скудости образов, хранящегося в этом "резервуаре" (203, с. 33 ).

Музыкальная память лежит в основе всех видов музыкальной деятельности, ее развитие способствует совершенствованию восприятия, воображения, музыкального мышления, является необходимым условием понимания музыки в процессе слушания. Б.В. Асафьев писал: ". понимание музыки начинается с запоминания соотношений более знакомых сознанию и их сравнивания с менее знакомыми" (166, с. 24). И далее он говорит: "Без "гимнастики запоминания" нет прогресса восприятия музыки и нет эволюции музыкальной культуры" (166, с. 25).

Звуковая природа музыки обусловливает процесс обучения, включающий слушание, понимание и запоминание музыкальных произведений. От того, насколько осознанно происходит запоминание музыки, зависит и степень профессионализма музыканта.

Одной из наиболее важных дисциплин, формирующих музыкальность в широком смысле слова, необходимых специалисту любого профиля, в том числе и руководителю музыкального коллектива (хорового, оркестрового), является сольфеджио. Цель обучения в классе сольфеджио, как в средних, так и высших учебных заведениях культуры определяется содержанием образования в этих учебных заведениях, их профессиональной направленностью. Сольфеджио, оказывая непосредственное влияние на образование и воспитание будущих руководителей музыкальных коллективов, способствует развитию не только музыкального слуха и чувства ритма, но и музыкальной памяти, воображения. Особенно ярко выявляется значение сольфеджио в его связях с дирижерской специальностью. Французский дирижер Ш. Мюнш писал: ". каждый дирижер должен . обладать отличной слуховой памятью (la mem-oire sonore) и способностью запоминать и распознавать звуки." (222, с. 29). Однако, как показывают данные наблюдений, учащиеся средних специальных заведений и студенты вузов культуры не всегда используют в полную меру возможности своей памяти, поскольку пока не существует эффективной системы ее развития на занятиях сольфеджио. Наряду с известными достижениями, в области развития музыкальных способностей в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем.

Разработка научно-методических основ формирования музыкальной памяти невозможна, на наш взгляд, без изучения закономерностей ее развития, выявления психолого-педагогических условий запоминания и сохранения в памяти музыкального материала.

Гипотеза исследования - приемы и методы развития памяти, принятые в общей психологии и педагогике, применимы и при развитии музыкальной памяти с условием их адаптации к процессу преподавания сольфеджио.

В настоящее время имеются отдельные статьи и исследования, посвященные запоминанию музыки, музыкальным слуховым представлениям, зависимости музыкальной памяти от восприятия музыки, ее осознания. Анализ этих работ предлагается ниже. Здесь же отметим некоторые из них: "Психологию музыкальных способностей" Б.М. Теплова, в которой нас прежде всего интересует глава "Музыкальные слуховые представления"; книгу известной английской пианистки Л. Маккиннон "Игра наизусть"; "Психологию музыки" К. Сишора (на английском языке), в которой автор останавливается на вопросах эффективного усвоения музыкальных произведений; диссертационные исследования Н.С. Лутохиной Психологическая природа музыкальной памяти", В. И. Муцмахера "Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений", О.Е. Назайкинской "Музыка и память"; книгу польского ученого "Проблемы психологии музыки" (на польском языке), в которой содержатся интересные мысли по вопросам развития музыкальной памяти; методическую работу "Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио" В. Середин-ской; статьи "Музыкальная память" И.П. Гейнрихса и "О развитии музыкальной памяти учащегося" В.Ю. Григорьева.

Несмотря на то, что проблема развития музыкальной памяти постоянно поднимается в печати, вопросы теории и методики ее формирования на занятиях сольфеджио еще мало исследованы. Имеющиеся в этой области труды, чаще всего, представляют лишь обобщение практического опыта некоторых педагогов, не опирающегося на психологический анализ закономерностей формирования памяти. Нет исследований, учитывающих специфику подготовки учителей музыки, руководителей музыкальных коллективов в вузах культуры, чем и определяется актуальность нашего исследования.

Рассматривая процесс формирования музыкальной памяти, мы убедились, что при запоминании музыки, в первую очередь, запечатлеваетоя ее высотно-ритмическая сторона, поэтому в данном научном исследовании мы ограничились изучением особенностей запоминания только этой стороны музыкальных сочинений, а поэтому другие важные компоненты музыкального материала, такие как тембр, темп, динамика, не вошли в сферу нашего исследования.

Объект исследования - процесс обучения сольфеджио студентов вузов культуры. Предмет исследования - факторы развития музыкальной памяти в классе сольфеджио. Цель исследования - на основе достижений общей и музыкальной педагогики, психологии и нашей экспериментальной работы, разработать и обосновать научно-методические приемы и методы формирования музыкальной памяти студентов, систематизировать их применительно к занятиям сольфеджио в учебных заведениях культуры.

В процессе работы над диссертацией мы попытались решить следующие задачи: 1) исследовать психологическую сущность процессов музыкальной памяти; 2) определить психолого-педагогические основы формирования музыкальной памяти и разработать систему научно-методических приемов и методов работы в классе сольфеджио вузов культуры, с учетом их специфики; 3) проверить на практике в классе сольфеджио эффективность разработанной системы, приемов и методов формирования музыкальной памяти студентов.

Методологической основой данного исследования является диалектико-материалистический метод познания, изложенный в различных философских трудах. В своей работе мы опирались также на теоретические положения общей и музыкальной психологии и педагогики, труды ведущих отечественных музыковедов (Б.В. Асафьева, И.П. Гейнрихса, Ю.А. Кремлева, Л.А. Мазеля,

В.В. Медушевского, Т.Ф. Мюллера, Е.В. Назайкинского, АЛ. Островского, Б.М. Теплова, В.А. Цуккермана).

В работе над диссертацией были использованы следующие методы исследования: а) изучение литературы по общей и музыкальной педагогике, психологии, методике музыкального воспитания и преподавания сольфеджио; б) беседы со студентами и преподавателями различных вузов культуры и средних специальных учебных заведений с целью выявления индивидуальных особенностей формирования музыкальной памяти; в) наблюдение за формированием музыкальной памяти у студентов Краснодарского и Московского вузов культуры, учащихся Краснодарского и Московского колледжей культуры, изучение и обобщение имеющегося опыта в данной области; г) педагогический эксперимент, включающий в себя несколько этапов.

Научная новизна: дан критический анализ становления и развития взглядов на музыкальную память в отечественной и зарубежной психологии и музыкальной педагогике; выявлены наиболее эффективные приемы и методы формирования музыкальной памяти в классе сольфеджио вузов культуры и на основе экспериментального исследования разработана и обоснована система развития музыкальной памяти студентов с учетом специфики подготовки учителей музыки и руководителей музыкальных коллективов в вузах культуры.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке эффективных приемов и методов формирования музыкальной памяти, их использовании в педагогической практике вузов культуры, во внедрении в учебный процесс колледжей и вузов культуры научно-обоснованной системы и методов развития музыкальной памяти студентов.

Апробация исследования проводилась в процессе длительной экспериментальной работы в классе сольфеджио колледжей и вузов культуры; через публикации научно-методических материалов (общим объемом свыше 7 п.л.) и выступления на межвузовских конференциях России (Москве, Краснодаре, Самаре), в течение 30 лет в учебных классах сольфеджио Краснодарской академии культуры и искусств, Московсковском государственном уни-^ верситете культуры, а также в Краснодарском колледже культуры.

Достоверность и обоснованность исследования подтверждены экспериментально и на практике в классе сольфеджио колледжей и вузов культуры.

Положения, выносимые на защиту: психолого-педагогические методы и приемы формирования музыкальной памяти едины для общей и музыкальной педагогики и психологии; формирование музыкальной памяти осуществляется в комплексе с развитием других музыкальных способностей: музыкальI ным слухом, чувством метроритма и т.п.; предложенная нами система формирования музыкальной памяти в классе сольфеджио способствует оптимизации музыкально-теоретической подготовки студентов.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Стражникова, Татьяна Ивановна

Выводы по 2-ой главе. Таким образом, данные, полученные в результате проведенной опытной работы, свидетельствуют о том, что предлагаемые формы и методические приемы работы над музыкальной памятью на занятиях сольфеджио способствуют продуктивному развитию этой способности. Важную роль в процессе воепитания музыкальной памяти играет активное, осмысленное восприятие музыкального материала, включающее осознание различных его особенностей. Повышению качества запоминания мелодий способствовало сознательное использование зрительных, двигательных, эмоциональных компонентов музыкальной памяти. Оптимизация процесса запоминания многоголосия происходила на основе симультанных представлений аккордов, осознания функциональной принадлежности каждого аккорда и логики аккордовых последовательностей. Проведенные исследования в академии культуры, как и в колледже, показали, что в проблеме развития музыкальной памяти особое место на занятиях сольфеджио должны занимать различные виды специальных музыкальных диктантов и всевозможные формы слухового анализа. Постепенное расширение объема используемого материала способствует увеличению объема одноактного запоминания студентов, а также повышению скорости запоминания музыки. Применение различных внеслухо-вых компонентов музыкальной памяти, как видно из экспериментальных данных, в значительной мере способствует улучшению таких параметров изучаемой способности, как прочность и точность.

3 АКЛ ЮЧ EH И Е

Подводя итог по данному исследованию, считаем необходимым выделить поставленные в нем основные проблемы и сделать выводы.

1. Одной из задач настоящего исследования являлось выяснение сущности музыкальной памяти, ее психологической природы. Как установлено в процессе изучения данного вопроса, музыкальную память следует отнести к сложной многоуровневой системе хранения и воспроизведения музыкальной информации. Диалектический подход к изучению закономерностей развития музыкальной памяти позволяет осмыслить тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Наше диссертационное исследование подтвердило гипотезу о том, что приемы и методы развития памяти, принятые в общей психологии и педагогике, применимы и при развитии музыкальной памяти.

2. В ходе исследования была выявлена роль непроизвольного запоминания музыкального материала. Последнее должно стать подготовительной ступенью для развития музыкальной памяти. В процессе воспитания у студентов слуховой наблюдательности, навыков осмысленного восприятия музыкального материала перед ними ставятся различные познавательные задачи, способствующие непроизвольному запоминанию. Экспериментальное исследование показало, что студенты могут запомнить простую мелодию непроизвольно, если у них возник ясный слуховой образ этой мелодии. Непроизвольное запоминание становится более эффективным, когда слуховое подкрепляется зрительным (запоминанием нотного текста), словесно-логическим, включающим анализ мелодии. На начальной стадии развития музыкальной памяти, когда ориентация на произвольное запоминание может помешать осознанию различных особенностей музыкального материала и толкнуть студентов на путь менее продуктивного механического запоминания, особенно велика роль непроизвольного запоминания, являющегося результатом аналитической деятельности студентов. В дальнейшем, когда осмысление материала будет происходить быстро и легко, можно переходить к анализу произведения в качестве мнемического действия. В последнее входит ориентировка во всем запоминаемом материале, определение его структуры, установление связей внутри самого произведения. В этом случае познавательное действие будет совмещаться с мнемическим и запоминание будет более прочным и быстрым.

3. Наши наблюдения и эксперименты подтвердили высказанное некоторыми исследователями положение о том, что музыкальная память - это прежде всего память образная, слуховая, включающая запоминание, сохранение и воспроизведение (в основном) вы-сотно-ритмической стороны музыки. Роль эмоциональной, двигательной, зрительной и словесно-логической памяти является очень важной, но, по существу, вспомогательной. Проведенные эксперименты со студентами 1-го курса факультета традиционной культуры Краснодарской академии культуры^ • позволили выявить значение эмоциональных моментов, двигательных и зрительных компонентов при слуховом запоминании мелодии. Было установлено, что скорость запоминания музыкального материала заметно увеличивается, если использовать различные вне-слуховые моменты.

При этом, в зависимости от индивидуальных особенностей музыкальной памяти студентов, у одних скорость запоминания увеличивается при зрительно-слуховом запоминании, а у других- при двигательно-слуховом. В то же время при смешанном запоминании, когда используется все три вида памяти (слуховая, двигательная и зрительная), скорость запоминания увеличивается в два-три раза. Это свидетельствует о том, что чем больше видов памяти участвует в музыкальном запоминании, тем оно эффективнее. Задача преподавателя заключается в том, чтобы всесторонне развивать музыкальную память студентов, подкрепляя слуховое запоминание вне-слуховым.

4.Наше исследование раскрыло условия, способствующие повышению активности восприятия музыкального произведния. Воспроизведение (голосом или на инструменте), помимо активизации слухового аппарата, усиливает деятельность двигательных механизмов голосового аппарата или других мышц, связанных с воспроизведением. Такое взаимодействие слуховых и двигательных компонентов музыкальной памяти способствует повышению качества запоминания музыкального материала. Механизм воспроизведения не ограничивается оживлением ранее запечатленных временных связей, поскольку под влиянием специальных задач происходит перестройка воспроизведения, выделяются одни связи и тормозятся другие. Возможная причина ошибочного воспроизведения музыкального материала - сходство, равнозначимость для данного субъекта различных музыкальных построений.

Воспроизведение как способ запоминания музыки связано с установкой запомнить лучше. Диссертантом было проведено экспериментальное исследование со студентами 1-го курса музыкально-педагогического факультета Краснодарской академии культуры, целью которого было выявление значения восприятий с под-певанием и воспроизведений после прослушивания для запоминания мелодии. Результаты эксперимента, их количественный и качественный анализ свидетельствует о том, что запоминание продуктивнее в той группе, в которой во время второго и последующих прослушиваний студенты подпевали мелодию, а после каждого восприятия-воспроизводили ее. Подпевание способствует первоначальному запоминанию музыкального материала. Воспроизведение после прослушивания необходимо ддя его закрепления.

5. Активизации восприятия музыкального материала, наряду с его воспроизведением, способствует мыслительная деятельность студентов. В решении проблемы осмысливания музыкального материала большую помощь оказали исследования отечественных психологов: П.П Блонского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, М.И. Шардакова, Л.М. Житниковой. И хотя в их трудах дана характеристика мыслительных процессов при запоминании, в основном, словесно-логического материала, в музыкальном запоминании, как показали эксперименты, действуют аналогичные закономерности. Музыкальное произведение, подобно литературному, представляя собой цельное построение, делится на части, разграниченные между собой художественным замыслом.

На основе анализа содержания и структуры мыслительной деятельности студентов автор пришел к выводу, что изученные А.А. Смирновым процессы смысловой группировки и соотнесения важны и в музыкальной мнемической деятельности. Подобно тому, как смысловая группировка способствует запоминанию текста, разделение музыкального произведения на логические части (периоды, предложения, фразы) способствует музыкальному запоминанию. Как правило, смысловая группировка музыкальных произведений сочетается с выделением опорных пунктов для запоминания, представляющих собой различные виды опосредствования: зрительное представление нотного текста, моторное представление мелодии на инструменте, осознание структуры в форме определенного музыкально-теоретического понятия. Однако во всех случаях слуховое запоминание должно играть ведущую роль. Процессы соотнесения, выделенные А.А. Смирновым, также являются неотъемлемой частью запоминания музыки. При этом, с одной стороны, происходит сравнение различных музыкальных произведений между собой, с другой стороны,- сопоставление отдельных построений внутри данного сочинения. В процессе соотнесения сравниваемого материала важно устанавливать не только сходство, но и отличие.

Проведенное экспериментальное исследование со студентами 1-го курса музыкально-педагогического факультета Краснодарской академии культуры подтвердило значение логического компонента для запоминания музыки. Так, при слуховом запоминании не все студенты смогли запомнить 8 тактов целиком даже после 10 прослушиваний, в то время как при интеллектуально-слуховом запоминании мелодию правильно воспроизвели все студенты уже после 5-6-го прослушивания. Осмысливание музыкального материала способствует также и более длительному его сохранению в памяти.

6. Эффективность разработанной автором методики развития музыкальной памяти на занятиях сольфеджио была подтверждена экспериментально. В результате проведенной систематической работы по развитию музыкальной памяти у студентов экспериментальных групп колледжа и академии культуры в течение двух семестров средний объем одноактного запоминания возрос соответственно на 5,1 и 6,2 такта, в то время как у студентов контрольной группы - только на 3,2 и 2, 45 такта; средняя длительность сохранения музыкального материала в памяти соответственно возросла в экспериментальных группах на 3,85 и 2,8 такта, а в контрольных -на 2,05 и 1,2 такта. Если в экспериментальных группах у всех студентов увеличилась средняя скорость запоминания предлагаемых мелодий, то в контрольных - даже не все студенты смогли запомнить мелодии большого объема. Материал эксперимента позволяет сделать вывод: разработанные автором формы и методы развития музыкальной памяти способствует увеличению объема музыкальной памяти студентов, скорости запоминания музыкального материала, повышению прочности сохранения его в памяти. Это создает предпосылки для запоминания более сложных мелодий с меньшим количеством восприятий.

7. В ходе исследования было выяснено, что запоминание многоголосия имеет свои особенности. Чтобы запомнить гармоническое или полифоническое произведение, необходимо иметь сформированный гармонический слух, который основывается на симультанном восприятии и представлении аккордов. Однако, как показало исследование, наличие гармонического слуха само по себе не определяет эффективности запоминания многоголосных произведений. Плохое запоминание одноголосных мелодий сочетается и с плохим запоминанием многоголосия, даже при достаточно развитом гармоническом слухе. Поэтому всемерное развитие так называемой мелодической памяти, гармонического, тембрового слуха, осознание функциональной принадлежности каждого аккорда, логики гармонических последовательностей, тонального плана, метроритмических особенностей, являются важнейшими условиями запоминания многоголосия.

8. Одним из главных выводов всего исследования является положение о необходимости развития музыкальной памяти в комплексе с другими способностями, об использовании на занятиях сольфеджио разнообразных форм работы, способствующих оптимизации музыкально-теоретической подготовки студентов.

Данное исследование позволяет нам сделать некоторые предложения: а) пересмотреть содержание предмета сольфеджио в колледжах и вузах культуры с учетом разработанной автором системы методов и приемов развития музыкальной памяти, отводя должное место межпредметным связям сольфеджио с предметами музыкально-теоретического цикла и другими музыкальными дисциплинами; б) подготовить и издать методическое пособие по развитию музыкальной памяти в классе сольфеджио колледжей и вузов культуры, включающее систему музыкальных примеров различных жанров и стилей, лучшие художественные образцы музыкального искусства.

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ 1. Нотные примеры^

1. С целью проверки параметров именно музыкальной памяти, а не музыкального слуха, чувства ритма, испытуемым предлагались примеры, несложные интонационно и метроритмически.

Н9 f/Ю

НН

3 tb Т

Пом-ни, как rpe-^ie-ina. о-ру-дкЁ рас-ка-ты

И-Ь==к

2-Фраза

Как в сг-не у^ти-ра-ж сол- да- ты

ТГ ^ чР^ Ф- . -f п—^

QLi-# ПРИЛУ^-КУ .ДрИДуЭДГ ЬрИ ШПрО-КОМ П0-Л6 при зкаксмш табунещжь 1""улял на во-ле N-tee--—V~\r Ь з:

Ее при зиа-ко-мш та-бу-пе конь гул&л ла во-ло u л. .

N28 ifEf~ r^rlz:: -f-^-r feg^i^^S ir ЩЩЩ iT . ' кгя да

-тэг

11Ш1 ш ц) йг - v да! ** J it

Si? p-—r 5

-tJP" ). П mr

2. Графики

Порядковые нсшвра предъявлений час неделю недели

И r< .:

График 3

Количество . правильно^ воспроизведенных тактов

Д®рэдшш.е номера предъявлений час неделю две недели

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Стражникова, Татьяна Ивановна, 1998 год

1. Труды по общей психологии и педагогике.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. -М.: Педагогика, 1980. -232 с.

3. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии //Вопросы психологии, -№ 5, -1957.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР, 1960. -487 с.

5. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. -Л.: Изд. ЛГЗ£1961.-156 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд. ЛГУ> 1969.-339 с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994. -352 с.

8. Банщиков В.М., Гуськов В.С, Мягков И.Ф. Медицибкая психология. -М.: Медицина, 1967.

9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В.Петровского: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. -Т. 1 303 е., Т. 2 - 398 с.

10. Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. -412 с.

11. Брушлинский А.Б. 0 соотношении биологического и социального в развитии линности / / Теоретические проблемы психологии личности. -М., Наука, 1974.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977. -С.26 82.

13. Верзилин Н. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. -М., 1957, -№ 8. С.85-98.

14. Веккер П.М. Психологические процессы. -Л.: Изд. ЛГУ, -1974. Т.1.-334 с.

15. Вопросы детской и педагогической психологии на ХУШ

16. Международном конгрессе психологов / Под ред. А.А.Смирнова. -М., 1969.

17. Вопросы психологии восприятия и мышления / Под ред. Б.М.Теплова М.; - Л., 1948. -203 с.

18. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А.Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. -216 с.

19. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. -М.: Иностр. литература,1950.

20. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. -520 с.

21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: АПН РСФСР, 1960.

22. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е Изд., М.: Искусство, 1968. -576с.

23. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Докл. АПН РСФСР, вып.4, 1957.

24. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959, -С.441-469.

25. Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности.-М., АПН РСФСР, 1961.-222 с.

26. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.

27. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. -М.: Педагогика, 1951.

28. Добрынин Н.Ф. Экспериментальное исследовзние внимания // Уч.зап. МГПИ им. В.И.Ленина №381, -М., 1970.

29. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -302 с.

30. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. -Минск: Народная асвета,1974.

31. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.-М., 1960.-311 с.

32. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. -175 с.

33. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М.: АПН РСФСР, 1960.

34. Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 1965.

35. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1984. -496 с.

36. Иванов П.И. Психология. М.: Учпедгиз 1956. -С. 139.

37. Ительсон Л.Б. Лекции по проблемам современной психологии обучения .-Владимир, 1970.

38. Исследование по психологии восприятия. -М.; -Л., 1948, -432 с.

39. Кабалевский Д.Б. 0 массовом музыкальном воспитании // Советская музыка, -1969, -№ 3, -С.2-14.

40. Кабанова -Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. -М.: АПН РСФСР, 1962.

41. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика /начальные классы/. -М.: Просвещение,1978. -224 с.

42. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е Изд. -М., 1970. -391 с.

43. Ковалев А.Г. и Мясищев В.Н. Психические особенности человека. -Л.: Изд. ЛГУ, 1960.

44. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. -М., 1955.

45. Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи. Канд.дисс.-М., 1973.

46. Культура, творчество, человек. М., 1970. -272 с.

47. Культурнодосуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. -М.: МГУК, 1998. -462 с.

48. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. -М.: Учпедгиз, 1958.

49. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопросы психологии, -1960, -№ 1.

50. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека //Вопросы психологии, -1960, -№ 6.

51. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд. МГУ, 1981.-575 с.

52. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. -64 с.

53. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. С. 164 -172.

54. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. -550 с.

55. Лисовски В.Г., Дмитриев А.В. Личность студента. -Л.: Изд. ЛГХ 1974.

56. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Вып. 1,-М.,1963.

57. Львова Ю.Л. Как рождается урок // Новое в жизни, науке и технике: Серия педагогика и психология. -М.: Знание,1976. -№2.

58. Люблинская А.А. Очерки поихическо о развития ребенка /ранний и дошкольный возраст/гМ., 1959.

59. Люблинская А.А. Детская психология. -М.: АПН PCOCFJ 1971. -415 с.

60. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика,1976. -634 с.

61. Материалы ХУ111 Международного психологического конгресса. -М., 1966 // Вопросы психологии, -1967. № 2.

62. Материалы XIX Международного психогического конгресса// Вопросы психологии, -1970. №2.

63. Материалы XX Международного психологического конгресса. Япония, Токио. 1972. -М., 1975.

64. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука,1969.

65. Милнер П. Физиологическая психологиягМ. , 1973.

66. Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека,,-Л., 1974.

67. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. -М.: Изд. МГУ, 1972. -155 с.

68. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение^ 973. 351 с.

69. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение,, 1976. 479 с.

70. Огородников И. Педагогика: Учебное пособие. -М.: Просвещение.,1968. -374 с.

71. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. -300 с.

72. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. -М.: Просвещение, 1977. -С. 20.

73. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. -М., 1950. -264 с.

74. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности /поведения/ животных. Условный рефлексгК, i.95"4.

75. Педагогика. Под ред. Щукиной Г.И. и др.-М., 1966, i£if.

76. Педагогика/ Под ред. С.П.Баранова и др. -М.: Просвещение, 1986. -362 с.

77. Педагогическая энциклопедия. Т.2. -М., 1965. -С. 886.

78. Петровский А. В. Введение в психологию. -М.: Академия, 1995.496 с. .

79. Пинт А.О. и Бокарев Н. Некоторые проблемы образования и педагогики взрослых. -М.: Знание, 1969. -118 с.

80. Платонов К.К. Проблемы способностей-М., 1972. -312. с.

81. Проблемы способностей / Под ред. проф. В.Н.Мясищева. -М.,1962. -308с.

82. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998. -584 с.

83. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А., науч. ред. Кротков Е.А. -М., 1997. -256 с.

84. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е Изд. М.: Учпедгиз J 946. -704 с.

85. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957.-328 с.

86. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -423 с.

87. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. -М.: Изд-во АН СССР, 1952r С.320.

88. Сеченов И.М, Рефлексы головного мозга. -М., 1961. -100 с.

89. Симонов П.В. , Ершов Л.М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984. -160 с.

90. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -95 е.

91. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. -М.: Педагогика, 1975. -352 с.

92. Сорокин Н.А. Дидактика.-М., 1974.

93. Социальная психология/Под общ. ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. -М.: Политиздат, 1975.

94. Теоретичеокие проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.

95. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -С. 135-327.

96. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии»: Собр. Соч., Т. 10. -jvf,, 195"о,

97. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология /Под ред. А.Н.Леонтьева. -М.: Прогресс, 1983. -343 с.

98. Фролова О.Ф. Психическое и физиологическое. -М.: Изд. МГУ, 1964.

99. Шимбирев П., Огородников И. Педагогика.-М., 1954. -431 с.

100. ЭббингаузГ.Основы психологии.-СПб:Изд.обществ.польза^1912.

101. Якобсон П. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. -85 с.

102. Труды по психологии памяти.

103. Ананьев Б.Г. Воспитание пз^щляти. школьника-J1., 1940.

104. Андреева В.Н. Паиять, её развитие. -Л.: Знание, 1972.

105. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528 с.

106. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. -Л.: Изд. ЛГУ, 1975.

107. Блонский П.П. Память и мьппление.-М., 1935.

108. Болынунов Я.В. Влияние специальных задач на процесс произвольного воспроизведения // Память и ее развитие. -Ульяновск: Изд. Гос.пед.инсгитут, 1973.

109. Бородулина А.О. Активность воспроизведения в процессе заучивания // Уч.зап. Московского городского пединститута, т.36, вып.2, 1954.

110. Бродбент Д.Е. Современные исследования кратковременной памяти // Вопросы психологии, -JV° 3, -1966.

111. Бутрешова 0., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти // Вопросы психологии, -1963, -№ 6.

112. Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сб. статей /Под ред. А.А.Смирнова. -М.: Просвещение,1967.

113. Вопросы психологии памяти: Сб. статей-М., 1958.

114. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти .-Л., 1974.

115. Громова Е.А. О роли эмоционального кампонента вмеханизмах памяти // Физиологические механизмы памяти. -Пущино на Оке, 1973.

116. Занков Л.В. Проблема памяти в свете учения И.П. Павлова // Советская педагогика, -1951, -JVb 6.

117. Занков Л. В. ПамятьгМ., 1949.

118. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти //Психологическая наука в СССР. Т.1. -М., 1959.

119. Зинченко П.И. Вопросы развития процессов запоминания // Вопросы психологии,-1960,~№ 6.

120. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. -М., 1961.

121. Иванова В.П. Воспроизведение как способ запоминания. Канд. Дисс. -Ташкент, 1954.

122. Иванова В.П. Воспроизведение как способ запоминания. -М.: Изд. АПН РСФСР, вып.98. 1958.

123. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. -М.: Изв. АПН РСФСР, вып. 76. 1956.

124. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти. -М., 1967.

125. Кругликов Р.И. Память и условный рефлекс // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. Т. ХУ11, вып. 1.-М., 1967.

126. Клацки Р. Память человека: Структура и процессы. -М.: Мир, 1978. -320 с.

127. Лук А.Н. Память и кибернетика.-М., 1966.

128. Лурия А. Р. Внимание и память. -М.: Изд. МГУ, 1975.

129. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. -М.: Педагогика, 1974. -312 с.

130. Ляудис В.Я. Функциональная характеристика процесса запоминония // Проблемы инженерной психологии.-М., 1967.

131. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. -М.: Изд. МГУ, 1976.

132. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология: Сб. статей. -М.: Прогресс,1964. -С. 192 225.

133. Невельский П.Б. Сравнительное исследование объема кратковременной и долговременной памяти. ХУ111 Международный психологический конгресс. Симпозиум 21.-М., 1966.

134. Невельский П.Б. Исследование объема кратковременной и долговременной памяти / / Проблемы инженерной психологии. -М., 1967.

135. Невельский П.Б. О скорости запоминания // Вопросы психологии,-1967,-№ 1.

136. Петров Д.И. О структуре памяти как психической функции // Вопросы психологии, -1970, -№ 3.

137. Петров Я.И. Изменение мнемичеокой функции у взрослых людей // Вопросы психологии, -1974, -№ 3.

138. Психологические механизмы памяти и её закономерности в процессе обучения. Материалы 1 Всесоюзного симпозиума по психологии и памяти. -Харьков,1970.

139. Развитие логической памяти у детей. -М.: Педагогика,1976.

140. Регжина Г.В. Об объёме оперативной памяти // Проблемы инженерной психологии.-М., 1967.

141. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М.,1966.

142. Роговин М.С. Проблемы теории памяти.-М., 1977.

143. Розанова Т.В. Некоторые особенности непроизвольного запоминания. Канд. дисс.-М., 1955.

144. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. -М.: Молодая гвардия, 1981. -272 с.

145. Середа Г. К. Проблема памяти и обучения // Вопросы психологии, -1967, -№ 1.

146. Середа Г.К. Непроизвольное запоминание и обучение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогичёских наук /по психологии/.-М., 1967.

147. Середа Г.К., Снопик Б.И. К проблеме единства механизмов кратковременной и долговременной памяти/вопросы психологии, -1970, -№6.

148. Смирнов А.А. Психология запоминаниягЛ., 1948.

149. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.-М., 1966.

150. Снопик Б.И. Исследование зависимости кратковременного запоминания от характера осуществляемого действия. Канд. дисс. -Харьков, 1971.

151. Соколов Е.Н. , Сухаребский Л.М. О памяти.-Л., 1962.

152. Трошихина Ю.Г, Эволюция мнемической функции. -Л.: Изд. ЛГУ, 1973.

153. Туров А. Механизмы памяти // Наука и жизнь, -1967, -№ 2.

154. Фейгенберг И.М. Память и обучениегМ., 1974.

155. Чан Као Тхи. Особенности запоминания в студенческом возрасте. Канд. дисс. 1972.

156. Труды по музыкальной педагогике и психологии

157. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990.-188 с.

158. Агажанов А.П. Из опыта преподавания курса сольфеджио на исполнительских отделениях училища // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей М.: Музыка,1966. -С. 148 154.

159. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: Музыка, 1971.

160. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. 3-е. Изд. М.: Музыка, 1974. -334 с.

161. Алексеев Б. и Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. -М.: Музыка, 1969.

162. Антошина М. Музыкальное развитие детей в детской музыкальной школе. В сб.: Музыканту- педагогу. Вып. 2. - М.; Л.: Музгиз,1939.

163. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. -М.: Музыка, 1984. -87 с.

164. Ардентов Д. Музыкальная грамота и сольфеджио. Для хоровых коллективов художественной самодеятельности. -Л.: Музыка, 1970.

165. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. -М.: Просвещение, 1984. -111 с.

166. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов Ш 1У курсов вечернего и заочного отделений музыкально-педагогического факультета. -М.: МГЗПИ, 1989. -76 с.

167. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки // Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. -М.: МГОПУ, 1994. -С. 5-16.

168. Асафьев Б.В. Слух Глинки // Избр. Труды, т.1. -М.: Изд. АН СССР, 1952.

169. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М .; Л.: Музыка, 1965. -151 с.

170. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка, 1971.-С. 24-25.

171. Барабошкина А.В. Материалы по методике преподавания сольфеджио. -М.: Музыка.,1970.

172. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики // Советская музыка , 1971, - № 8.

173. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. 4.1. М.: Музгиз, 1937.-С. 27-35.

174. Белкина С. Развитие внутреннего слуха и памяти на основе одноголосного музыкального диктанта / / Теоретические дисциплины в музыкальном училище. -М.: Музыка, 1977.

175. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник?1923.

176. Беркман Т.Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений /опыт исследования/ // Изв. АПН РСФСР100.-М., 1959.

177. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии // Уч. зап. ГНИИП, т.1<гМ., 1940.

178. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников /В свете учения о высшей нервной деятельности/. -М.; -Л.: Просвещение, 1964.

179. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. Институт психологии РАН, 1977. -352 с.

180. Варфоломос А. Д. Пение в курсе сольфеджио. Л.: Музыка,, 1962. -63 с.

181. Варфоломос А. Д. Методические рекомендации и упражнения по курсу сольфеджио // Развитие чувства лада, чистоты интонации и внутреннего слуха. -Л.: Л ГИК, 1980. -С. 20.

182. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. -М.: Музгиз?1963.

183. Вопросы методики воспитания слуха. -Л.: Музыка,1967.

184. Вопросы методики преподавания в ДМШ. Сб. статей.-М., 1965.

185. Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.-М., 1967.

186. Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. -М.: Музыка, 1980.

187. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. ст / Под общ. ред. В. Натансона. Вып. 2.-М., 1967.- 239 с.

188. Воспитание музыкального слуха/Под ред. А.П.Агажановаг М., 1977. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. -М.: Музыка, 1980. -255 с.

189. Гат Йожеф. Техника фортепианной игры. -Будапешт- М.: Корвина, Музыка, 1967. -С .81-82.

190. Гарбер. Л.А. Воспитание внимания на уроках пения в начальных классах // Уч. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена, т.209,-Л., 1961.

191. Гейнрихс И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школвг-М., 1962.

192. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух // Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 399. -М.: МГПИ, 1972.

193. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. Т.406. М.: МГПИ, 1972. -С. 145 - 160.

194. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка ,,1962.

195. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. -М.: Музыка, 1975. -160 с.

196. Дмитриевская К. О преподавании четырехголосного гармонического сольфеджио. -М.-Л., 1964.

197. Долматов Н.А. Музыкальный диктантг-М., 1972.

198. Дьяченко Н.Г., Котляревский И. А., Полянский Ю. А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. -Киев, 1988.

199. Жемчужина Н.И. Воспитание внутреннего музыкального слуха на уроках пения в начальной школе. Уч. зап. ЛГПИ им.

200. А.И.Герцена, т. 209, Л., 1961.

201. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Советская музыка, -1976. -№ 1.-С. 26.

202. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М.: Просвещение, 1983. -191 с.

203. Картавцева М.Т. Многоголосие в классах сольфеджио ДМШ. -М., 1972.

204. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио -М., 1978.

205. Картавцева М.Т. Развитие творческой активности студентов на уроках сольфеджио в вузах культуры // Пути совершенствования подготовки специалистов для клубных учреждений в вузах культуры. -М.: МГИК, 1981. -С. 84-91.

206. Кевишас И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. -М.: Музыка, 1976. -С.48.

207. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии, -1975, -№ 5.

208. Коган Г.М. У врат мастерства. -М.: Советский композитор,1961.-С. 33-108.

209. Коленцева Н.Г, Чиж Г.Н, Мурзина Е.И. Сольфеджио. 1 класс. -Киев, 1988.

210. Кондратьев А. Развитие музыкального слуха. Изд. ВЦСПС,1962.

211. Костюк А.Г. Культура музыкального восприяития // Художественное восприятие. -Л., 1971.

212. Кремлев Ю. О месте музыки среди искусствгМ., 1966.

213. Кремлев Ю.А. 0 роли разума в восприятии произведений искусства.-М., 1970.

214. Лутохина Н.С. Психологическая природа музыкальной памяти // Канд. дисс. Баку, 1946.

215. Мазель Л. О мелодии.-М., 1952.

216. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ иузыкальных произведений: Учебник. -М.: Музыка, 1967. -752 с.

217. Майкапар С. Музыкальный слух.-М., 1900.

218. Маккиннон Л. Игра наизусть. -Л.: Музыка/!967. -С 15-61.

219. Максимов С. Основы гармонического сольфеджиогМ., 1972.

220. Мальцева Е.А. Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению. Изв. АПН РСФСР, вып. 76, 1956.

221. Материалы по методике преподавания сольфеджиогМ., 1970.

222. Медушевский В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. -С.61.

223. Методика преподавания сольфеджио. Теория. История. Практика: Сб. трудов, вып. 110. -М.: ГМПИ, 1991. -173 с.

224. Методическое пособие по музыкальному диктанту / Под ред. Л.Фокиной М.: Музыка,1969.

225. Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного освоения музыкальных произведений // Автореферат дисс. -М., 1974.

226. Мюллер Т.Ф. Вопросы методики сольфеджио. О связи слуха и памяти с сознанием в образовании музыканта-профессионала //Воспитание музыкального слуха. -М.: Музыка, 1977. -С. 18-21.

227. Мюнш Ш. Я дирижер. -М.: Сов. композитор, 1965. -С. 29.

228. Назайкинская О.Е. Музыка и память // Автореферат канд. дис. -М., 1992. -23 с.

229. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. -383 с.

230. Незванов Б. А. , Лащенкова Л.Н. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. -Л.: Музыка, 1967. -С. 10.

231. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1963. -310 с.

232. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио.~Л., 1954.

233. Островский А.Л. Методические основы и структура учебника сольфеджио. -Л.: Музгиз> 1958.

234. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. -Л.: Музыка, 1970. -296 с.

235. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. -М.: Музыка, 1977.

236. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. -М.: Музыка, 1966.

237. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Владос, 1997. -384 с.

238. Пигров К.К., Шип В.И. Сольфеджио для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ. -М.: Музыка.,1970. -500 с.

239. Предисловие к музыкальному пособию для развития слуха и музыкальной памяти / Сост. П.П. Федоров. -СПб., 1895.

240. Работа в хоре: Сб. статей. -М.: Профиздат, 1964.

241. Pare Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми её эле ментами.-М., 1966.

242. Pare Ю. Об анализе периода // Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сб. статей. -М. , 1967.

243. Развитие детского голоса // Материалы конференции.-М., 1971.

244. Риман Г. Катехизис музыкального диктанта-М., 1894.

245. Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Полн. собр. соч. Т.2гМ., 1963. -С. 175 177.

246. Сахалтуева 0. 0 некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом. Вып. 1. -М., 1966.

247. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка^ 964. -С. 164.

248. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. -М.: Музгиз,1962. -92 с.

249. Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник. Изд. 6-е. -М.: Музыка, 1980. -400 с.

250. Стражникова Т.И. Развитие взглядов на пути формирования музыкальной памяти. Орджоникидзе, 1979. - 32 с.

251. Стражникова Т.И. Музыкальный диктант как средство развития музыкальной памяти. Краснодар: КГИК, 1988. - 16 с.

252. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти. М.: МГУК, 1998. 27 с.

253. Тарасова Н. В. Онтогенез музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1988. -176 с.

254. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.

255. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -536 с.

256. Фрейндлинг Г. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио // Вопросы методики воспитания слуха. -М.: Музыка, 1968.-С. 28 42.

257. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио.-М., 1969.

258. Фридкин Г.А. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1973.

259. Хлопков Н.М. Мелодические примеры в ритмических диктантах. -Краснодар, 1967 (Рукопись).

260. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. -М.: Сов. композитору1970-С. 379.

261. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. -М.: Интерпракс, 1994. -384 с.

262. Черватюк П.А. О методике преподавания гармонического сольфеджио. -Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. Кн. изд., 1973.

263. Черватюк П.А. Проблемы преподавания гармонического сольфеджио. -Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. Кн. изд.,1974.

264. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. -М.: Музыка, 1996.

265. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика51975, -200 с.

266. Шлезингер С. О важном значении игры наизусть-СПб., 1902.

267. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов г М., 1959.

268. Энциклопедический музыкальный словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1966. -С. 379.

269. С. Fred. Kenyon. How to memorise music. With numerous musi^cal examples. London., 1904.

270. Ernest Hoffzimmer. The musical memoiy. Bloomington., 1931.

271. Carl E. Seashore. Psychology of music. New-York and London., 1938.

272. Wierszylowski Jan. Z problemow psychologii musyki. Warszawa., 1964.

273. Ebbinghaus H. Uber das Gedachtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie. Leipzig., 1885.

274. Dritter Internationaller Congress fur Psychologie in Munchen 4-7 August, 1896. Munchen., 1897.

275. The New Grove Dictionaiy of Music and Musicians. V.15. London, 1980 P. 410-421.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.