Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Ерискина, Наталья Викторовна

  • Ерискина, Наталья Викторовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 149
Ерискина, Наталья Викторовна. Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Владивосток. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ерискина, Наталья Викторовна

Введение

Глава 1. Концепции дарообмена в традиционном обществе

1.1 Работы основоположников концепции дарообмена (анализ взглядов Н. Зибера и М. Мосса)

1.2 Исследования проблем дарообмена в XX веке

Глава 2. Генезис дарообмена в культуре коренных народов

Камчатки

2.1 Дарообмен в традиционной культуре коренных народов

Камчатки

2.2 Изменения в системе дарообмена в культуре коряков и ительменов в XIX-XX веках

Глава 3. Сувенир как одна из форм дарообмена в современной культуре коренных народов Камчатки

3.1 Подарок, сувенир, этнический сувенир как социальные феномены в современном обществе

3.2 Производство этнических сувениров как самоидентификация коряков и ительменов в XX веке

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки»

Проблема обмена как возмещения в процессе общения людей является актуальной в гуманитарных науках с прошлого столетия. Европейские гуманитарные науки до середины XX века традиционно концентрировались на таких элементах культуры, как политическая и экономическая система, классовая структура, международные отношения. Главным содержанием этих исследований были и остаются социально-экономические проблемы. Европейские этнографы, которые с XIX столетия стали активно изучать жизнь удаленных от техногенной цивилизации традиционных общин и племен, столкнулись с совершенно иным масштабом обществ, что не могло не сдвинуть фокус современных исследований в сторону социальных процессов. Среди данных социокультурных феноменов этого вида оказался обмен дарами.

Проблема дарообмена как одного из феноменов культуры у коренных народов Камчатки в XX веке практически не рассматривалась. В этой связи весьма перспективным является рассмотрение системы дарообмена на камчатском материале, так как в рамках современных аккультурационных процессов происходит синтез традиционного образа жизни коренных народов Севера и индустриальной российской культуры.

В XX веке для сохранения уникальных культур коренных народов Камчатки стали возрождать традиционные для этих народов праздники, основывать национальные школы. В среде коренного населения в наши дни наблюдается рост интереса к изучению родных языков. Возрастающий темп культурных изменений обостряет потребность в явлениях и традициях, способных быть и ценностными ориентирами, и источниками новых форм социальной интеграции традиционной культуры. Одним из таких ориентиров стало сувенирное производство, основанное на традиционной культуре коренных народов Камчатки, истоки которого могут быть прослежены в становлении, развитии института дарообмена у первобытных и архаических народов.

Территориальные границы исследования определенны единой географической областью проживания коряков и ительменов, народов сохранивших традиционные виды деятельности, в том числе и традиционные формы дарообмена.

В диссертационном исследовании выделяются и рассматриваются два периода функционирования системы дарообмена. Критерием периодизации является наличие письменных источников позволяющих проследить различное понимание и функционирование дарообмена в традиционной культуре коряков и ительменов.

Первый период охватывает описание системы дарообмена, которые были сделаны в XVIII веке. В это время появились первые источники, в которых исследовались народы Камчатки, находившиеся на первобытной стадии развития, что дает возможность современным ученым рассмотреть функционирование архаической системы дарообмена в традиционной культуре коренных народов полуострова.

Второй период - XIX-XX века. Его начало связано с коренными изменениями в традиционной системе дарообмена коренных народов Камчатки под влиянием русской культуры. В этот период закрепляются товарные формы обмена среди коренного населения Камчатки. В течение XIX-XX века наряду с традиционными одной из новых форм дарообмена становится этнический сувенир. Рассмотрение этнического сувенира как наиболее репрезентативного элемента современной культуры коряков и ительменов, что позволяет углубить научные представления, как об историческом прошлом, так и о современных тенденциях в эволюции дарообмена коренных малочисленных народов Камчатки.

Теория дарообмена возникла в европейской антропологии в XX веке в связи с исследованием архаических обществ. Многие идеи о функционировании первобытного общества развивались одновременно и в Европе и в России. Наиболее известным русским ученым, исследовавшим первобытную культуру и систему обмена как часть экономики уже в конце XIX века, стал Н.И. Зибер. В работе «Очерки первобытной культуры», вышедшей в 1883 году, Н.И. Зибер полно и достаточно точно дал характеристику торговой и договорной формам обмена1.

Научный прорыв в этой теме осуществил М. Мосс. Он не только описал процесс обмена подарками, а предложил в «Очерке о даре», изданном в 1925 году принципы функционирования этой системы. Он рассмотрел дарообмен как совокупную тотальную поставку агонистического типа, присущей как архаическому, так и современному обществу . Таким образом, Н.И. Зибер и М. Мосс являются первыми учеными, предложившими исследование форм обмена в первобытном обществе не только как экономического явления, но и универсального, охватывающего все аспекты взаимодействия людей в обществе.

Впервые обмен дарами среди коренного населения Камчатки был рассмотрен С.П. Крашенинниковым3 и Г.В. Стеллером4. Вместе с учеными Академического отряда Второй Камчатской экспедиции с 1732 по 1743 годы они были первыми исследователями общественного строя, материальной и духовной культуры первобытного общества, сохранившегося на Камчатке. Дарообмен рассматривался Г. В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым только как часть быта, а не всей системы жизнедеятельности коренного населения. Они достаточно подробно описали процедуру договорной дружбы, которая являлась основной формой обмена среди коряков и ительменов. В работах Г.В. Стелл ера и С.П. Крашенинникова перечисляются предметы, которые чаще всего

1 Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. - М., 1937. - 462с.

2 Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. - М.: Восточная литература, РАН, 1996. - С. 74 -222.

3 Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. В 2 томах. СПб.: Наука, Петропавловск-Камчаткий: Камшат, 1994.-Т. 1,438 е.; Т.2, 319 с.

4 Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1999.-287 с. выступали в роли подарка. Наблюдая народы полуострова, эти ученые создали описания традиционного хозяйства, религии и системы дарообмена. Особенная ценность работ В. Стеллера и С.П. Крашенинникова заключается в том, что в них описываются этнографические явления, которые в дальнейшем под влиянием русской культуры были утрачены.

Дальний Восток на рубеже XIX - XX веков изучали В.Г. Богораз1 и В.И. Иохельсон2 в рамках экспедиций, организованных Российской академией наук и Русским географическим обществом. В работах В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона впервые прослеживается попытка системного изложения проблем дарообмена. Описывая развитие рыночных отношений на Камчатке, они охарактеризовали обмен и меновые связи среди коренного населения. В.И. Иохельсон рассмотрел обычай дружбы среди коряков, при котором обмениваются обязательными дарами как кредит. Таким образом, он зафиксировал социальную и экономическую функцию дарообмена. В монографиях этих ученых содержится богатый материал по материальной и духовной культуре коренных народов Камчатки, на который опирается данное исследование дарообмена.

Необходимо отметить исследование Н.Н. Билибина3. Этот труд был написан на материале собранном корякским краеведческим пунктом Комитета Севера в 1930-1932 годах. Автор сравнивал дотоварные и товарные формы обмена у коряков на Камчатке. Н.Н. Билибин дал определение понятия обмен, а также описал характерные черты дотоварного обмена существующего у коряков и в XX веке с точки зрения марксизма. Это единственная научная работа, предлагающая исследование форм обмена у одного из коренных народов Камчатки как основополагающего элемента экономики.

1 Богораз В.Г. Чукчи: материальная культура. - Л., 1934.- 192 с.

2 Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Под ред. Таксами Ч.М. -СПб.: Наука, 1997.-236 с.

3 Билибин Н. Обмен у коряков. - Л., 1934. - 40 с.

Еще одной работой в которой прослеживается попытка системного анализа проблемы обмена дарами среди коренных народов Камчатки является монография А.В. Антроповой1. Рассмотрев взаимоотношение народов крайнего Северо-Востока Сибири, она отметила важный момент, что в этом регионе «задолго до прихода русских создались все л необходимые предпосылки для возникновения обмена» . Автор обосновала существование обмена наличием общественного разделения труда и предложила в след за исследователями начала XX века рассматривать взаимный обмен продуктами между представителями различных хозяйственных комплексов как часть становления и развития рыночных отношений. Таким образом, можно отметить, что в рамках советской этнографии исследователи культуры коренных народов Камчатки чаще всего рассматривали обмен дарами как одну из составляющих их жизнедеятельности с позиций экономического материализма и марксизма.

В советский период изучением жилища, путей и средств сообщения, ремесел, фольклора занимались Н.К. Старкова3, Е.П. Орлова4. Особенностью их работы является сочетание полевых исследований с тщательным изучением языка коренных народов Камчатки. Наибольшее внимание описанию элементов быта коренных народов Севера уделяется в монографиях отечественных этнографов: В.В. Антроповой5, И.С. л 7

Вдовина , И.С. Гурвича и других ученых. Их монографии содержат богатый материал и множество иллюстраций, собранные авторами непосредственно в экспедициях на Камчатке, поэтому они служат одним

1 Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири Н Сибирский этнографический сборник. Вып. 2. - М., Л., 1957. - С. 99-245

2 Антропова Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири И Сибирский этнографический сборник. Вып. 2. - М., Л., 1957. - С. 167

3 Старкова Н.К. Ительменская материальная культура XVII - 60-е годы XX вв.: Этнографические очерки. -М.: Наука, 1976.- 166 с.

4 Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк / Отв. ред. Таксами Ч.М. - СПб: Наука, 1999.-194 с.

5 Антропова В.В. Культура и быт коряков. - Л.: Наука, 1971. -216 с.

6 Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. - Л.: Наука, 1973. - 301 с.

7 Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири // Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН ССР. Н.С. - Т. 89. - М.: Наука, 1966.-276 с. из главных источников по истории культуры коряков и ительменов второй половины XX века. Несмотря на большой объем собранного и рассмотренного материала в работах данного периода нет систематического осмысление проблем дарообмена в культуре коренных народов Камчатки.

В конце XX века появляется ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы коренного населения ранее не освещавшиеся или освещавшиеся поверхностно1. Наряду с экономическими вопросами в этих работах впервые рассматриваются проблемы организации национальных художественных промыслов как экономически рентабельного производства . В исследованиях конца XX века проблема становления и развития обмена дарами среди коренного населения Камчатки подробно и системно не раскрывается, но они дают материал для осмысления закономерностей развития художественного творчества на примере камчатского сувенира как формы дарообмена.

Несмотря на то, что жизнедеятельность коренных народов Камчатки в отечественной научной литературе освещена достаточно полно, специального анализа по проблемам дарообмена проведено не было. Имеющиеся исследования с XVII по XX век касаются лишь отдельных аспектов обмена дарами.

Во второй половине XX века Дальний Восток, в том числе и Камчатка достаточно активно изучались зарубежными исследователями. Отличие тематики зарубежных работ от советских и российских исследователей заключалось в интересе к проблемам социализации

1 Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. - М., 1983. - 157 е.; Мелитинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. - М., 1979.

I - С. 33-79, 80-94; Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и

Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980. - 125 е., ил.; Кочешков Н.В. Этнические традиции в t* декоративном искусстве народов крайнего северо-востока СССР XVII-XX вв. - Л., Наука, 1989. - 197 с.

2 Чубарова Л.И.Художественная обработка меха у коряков // Сельскому учителю о народных ремеслах

Сибири и Дальнего Востока. - М., 1983. - С. 64-87.; Моисеев Р.С. Экономические проблемы развития народов Севера России в переходный период. - П.-К.: Камчатский печатный двор, 1999. - 216 е.; Мурашко О.А. Ительмены и камчадалы: метаморфозы этнической идентичности // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. - М., 1996.-С. 358-377. коренного населения в советский период. Эрих Кастен, ученый из США, исследовал социализацию молодого поколения ительменов на Камчатке в 1994-1996 гг. и продолжает свои исследования до сих пор, а Петра Ретман из США в эти же годы изучала положение корякских женщин в социокультурном контексте современной Камчатки1. Ч. Оно из Японии, начиная с 2002 года и по сей день, занимается анализом этнолингвистики коренных народов Камчатки на базе этнолингвистической лаборатории Камчатского государственного педагогического университета. Несмотря на различные методы изучения культуры коренных народов Камчатки в отечественных и зарубежных работах дарообмен в них рассматривается эпизодически как часть экономики.

Отсутствие специальных работ по престижной экономике коренных народов Камчатки делает избранную тему весьма востребованной и актуальной. В настоящее время накоплено большое количество материала о культуре коряков и ительменов, но при этом отсутствуют монографии и публикации о феномене дарообмена в культуре коренных народов Камчатки. Имеющиеся в настоящее время в науке о культуре разработки по теории дарообмена, позволяют сравнить самобытные и заимствованные культурные элементы, показать ценность традиционной культуры на примере изменений в системе дарообмена коряков и ительменов Камчатки.

Теоретические достижения современной антропологии в области изучения престижной экономики позволяют рассмотреть систему дарообмена у коренных народов Камчатки в развитии и выделить ряд аспектов современной системы обмена подарками на примере использования одной из форм дара - это этнический сувенир. Под этническим сувениром понимаются вещи и предметы традиционной культуры коряков и ительменов, созданные на продажу.

1 См. например, Андерсон Д.Д. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Отв.ред. Попков Ю.В. - Новосибирск: изд-во сиб. отделение РАН, 1998. - С. V

Объектом исследования является дарообмен в культуре коренных народов Камчатки.

Предмет исследования - этнический сувенир, как этнокультурное проявление, часть системы дарообмена.

Цель настоящей работы состоит в описании, анализе, систематизации, сопоставлении форм дарообмена в культуре коренных народов Камчатки на примере появления и развития этнического сувенира.

В соответствии с целью исследования сформулированы его основные задачи: выявить характерные черты дарообмена в традиционном обществе на основе сравнительного анализа работ ученных XX века; проанализировать изменение системы дарообмена у коренных народов Камчатки с XVIII по XX в.в.; рассмотреть формирование этнического сувенира как феномена дарообмена культуры коренных народов Камчатки; определить место и роль этнических сувениров в системе современной культуры дарообмена на Камчатке; изучить сувенир как способ этнической самоидентификации ительменов и коряков.

В основу работы положен хронологический принцип изложения материала, который позволяет организовать исследование, структурировать анализ, выделить проблемы и эволюцию взглядов ученых. Основными способами исследования в диссертационной работе были системный и историко-генетический метод. Системный метод позволяет изучать предметы и вещи коряков и ительменов, ставшие сувениром в современной культуре, как части целостного образования. Рассматривая взаимодействие сувенира с другими элементами культуры можно определить новое значение и интегративные свойства сувенира. Использование историко-генетического метода позволяет раскрыть происхождение, социальные и психологические особенности процесса дарения у аборигенов Камчатки.

Положения, выносимые на защиту:

1. В культуре коряков и ительменов до колонизации и после нее существовала тотальная система дарообмена между оседлыми и кочевыми группами населения, которая являлась основой социально-экономической деятельности этих народов.

2. Основные изменения в системе дарообмена коренных народов Камчатки произошли в XIX-XX вв. и были связаны с активным влиянием русской культуры.

3. В XX веке в культуре коряков и ительменов формуется этнический сувенир как маркер этнической идентичности, являющийся основой для формирования более широких видов социальной идентичности, в том числе региональной, гражданской.

Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование становления и развития этнического сувенира как вида социальной идентичности коренного населения в рамках современной полиэтнической культуры. Диссертационная работа представляет первый опыт рассмотрения дарообмена в системе культуры коренных народов Камчатки как системы взаимных поставок, имеющих утилитарные и неутилитарные функции. Впервые определена специфика явления дара в первобытном обществе и проведен анализ форм договоров и обмена у коряков и ительменов в форме дара на основе работ Н.И. Зибера, М. Мосса и других ученых. Разработаны новые подходы в определении функционального назначения этнического сувенира на Камчатке как вещи, предназначенной на продажу и сделанной по правилам традиционной художественной культуры, а также понимание этнического сувенира как средства этнической идентичности коренного населения.

Главные источники по проблеме диссертации можно разделить на две группы. Первая группа источников - письменные. В них входят монографии, исследования, статьи, публикации, а так же архивные документы. Информацию о коренных этносах Камчатки можно найти в письменных документах начиная с конца XVII и начала XVIII веков. Это отчеты служилых людей побывавших на севере полуострова - М.В. Стадухина, И.М. Рубца, JLC. Мороско (Старицын), И.О. Голыгина. Сведения, накопленные землепроходцами, стали фундаментом всего последующего знания о Камчатке и ее народах1.

В XIX — н. XX вв. происходит активное освоение Дальнего Востока в рамках русских кругосветных экспедиций. Участники морских экспедиций зафиксировали интересные данные о процессе освоения Камчатки и ее народах. Сведения, собранные участниками экспедиций, носили часто форму описания впечатлений, которые использовались в данной работе в качестве дополнительного источника. Особый интерес для изучения аспектов культуры коренного населения Камчатки в XIX в. представляют научные исследования И.Ф. Крузенштерна2, В.М. Головнина3, О.Е. Коцебу4, К. Дитмар5. Чаще всего они описывали обмен дарами при прибытии в какой-либо населенный пункт. Можно проследить на основе их заметок, что набор подарков был почти идентичный на протяжении века - это чай, табак, спиртное, украшения, оружие и железные орудия труда со стороны путешественников, а коренное население преподносило пушнину, еду и услуги по перевозки. Среди материала изложенного этими исследователями сведения о даре между представителями коренного населения Камчатки отсутствуют.

1 См., Атлас географических открытий в Сибири и Северо-Западной Америке XVII - XVIII вв. / Под ред. А.В. Ефимова. - М., 1964. - С. 26-31; Белов М.И. Русские походы на камчатку до Атласова // Известия Русского географического общества. - 1957. - № 1. - С. 30-31; Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. - Петропавловск-Камчатский, 1992. - 189 е.; Толкачева Н.В. Присоединение, освоение Камчатки, ее народы в период с 1697 до 1917 гг. В российской историографии: Автореф. Дис. Канд. Ист. Наук. - М., 2005. - 20 с.

2 Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве» / Под ред. А.И. Алексеева. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1976.

3 Головнин В.М. Путешествие на щдюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1811 г.г.-М., 1961.-480 с.

4 Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. Изд. 2-е / Пер. с нем.; Предисловие и комментарии Д.Д. Тумаркина; Отв. ред. Я.М. Свет. - М.: Наука, 1981.

5 Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 г.г. - СПб., 1901.-754 с.

В первой трети XX века коренные малочисленные народы севера России являлись объектом разностороннего изучения целого ряда выдающихся исследователей - Н.В. Слюнин1, В.Н. Тюшов2, В.П. о

Маргаритов . Данные авторы акцентировали свое внимание на описание природы, климата полуострова, а также на тяжелых условия жизни местного населения. Их работы характеризуются достаточно большой информационной насыщенностью по культуре народов Камчатки, при этом описание дарообмена дается эпизодически, в основном уделяли внимание дарам преподносимых путешественникам как гостям.

Особая роль в процессе сохранения и возрождения самобытной культуры коренных народов Камчатки принадлежит исследованию материальной сферы деятельности этих народов. Предметы и вещи домашнего обихода коренных этносов широко использовавшиеся в недавнем прошлом, утраченные и появившееся в настоящее время в качестве сувениров, представляют собой ценный материал, изучение которого дает возможность проследить эволюцию основных феноменов культуры народов Камчатки, в том числе, таких как дарообмен, через созданную ими символико-знаковую систему. Поэтому вторая группа источников - материальные.

Народы Камчатки, не имея письменности, фиксировали свои знания о природных и социальных процессах в устном народном творчестве, а также в произведениях декоративно-прикладного искусства. Традиционные предметы, используемые до сих пор в быту и создаваемые представителями коренного населения Камчатки, являются ценным этнографическим материалом для изучения истории культуры этих народов, в том числе дарообмена.

1 Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. - СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1900. - Т. 1 - 692 е., T.2 - 165 с.

2 Тюшов В.Н. По западному берегу Камчатки // Записки ИРГО по общей географии. - T.XXXVII. № 2. -СПб.: Типография M. Стасюлевича, 1906.-521 с.

3 Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели // Записки Приамурского отд. Российского географ, общ. - Т. 5.-Вып. 1.-Хабаровск, 1899.- 145 с.

При написании работы широко использовались материалы из фондов Камчатского областного краеведческого музея и краеведческого музея города Елизово, музеев поселках Эссо и Мильково. В качестве источников был отобран круг памятников, являющихся произведениями художественного творчества и представляющих предметный характер: украшения, одежда, оружие, культовые предметы, то есть вещи, определяемые как сувенир в современном обществе.

Понять особенности генезиса дарообмена народов Камчатки помогали дополнительные источники. Во-первых, в диссертации использовались труды по археологии1. Во-вторых, значительная часть современных представлений о системе дарообмена и развитии сувенирного производства на Камчатке основывается на статистических данных. В рамках данной работы было проведено социологическое исследование2, основной целью которого было собрание сведений о количестве, видах и производителях сувениров на Камчатке. Статистические данные о видах и современных направлениях в сфере сувенирного производства позволят исследователям, местным органам управления, представителям коренного населения выбрать наиболее эффективные методы поддержания и развития уникального направления традиционного декоративно-прикладного искусства Камчатки.

Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке обобщающих трудов по культуре коренных народов Камчатки, в краеведческой работе, при разработке регионального компонента образовательных программ исторического профиля.

1 Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. - Новосибирск, 1980. - 160 е.; Васильевский Р.С.Происхождение и древняя культура коряков. - Новосибирск, «Наука», 1971. -250 е.; Диков Н.Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки, и Верхней Колымы. - М.: Наука, 1977. - 387 е.; Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - 312 е.; Пташинский А.В. Культура охотников на морского зверя северо-восточного побережья Охотского моря (I - II тысячелетие н.э.): Автореф. дис. канд. истор. наук. - М., 2002. - 18 с.

2 Ерискина H.B. Декоративно-прикладное искусство как предмет социокультурного анализа (на примере культуры коренных народов Камчатки) // Экологические и социальные аспекты экономики Камчатки. Материалы научно-технической конференции / Под ред. B.H. Дегтярева. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. - С. 67-72

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ерискина, Наталья Викторовна

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию по проблеме развития форм дарообмена и становлению этнического сувенира в культуре коряков и ительменов с XVII по XX века можно сделать следующие выводы. Жизнедеятельность коряков и ительменов в отечественной, зарубежной научной литературе освещена достаточно объемно. Но в исследованиях как прошлых веков, так в современной науке ученые уделяли в основном внимание бытовым, религиозным, промысловым аспектам жизни коренных этносов Дальнего Востока России. Одним из самых малоизученных аспектов культуры коренных народов Камчатки остаются система дарообмена и формирование этнического сувенира.

Для проведения исследования обмена в форме дара в культуре коренных народов Камчатки в качестве основополагающих были использованы монографии Н. Зибера, Б. Малиновского и М. Мосса. Нами были использованы работ этих ученых по проблеме дарообмена в традиционных архаических обществах, а также адаптированы разработанные ими методология и принципы систематического изучения обмена дарами для исследования системы дарообмена коренных народов Камчатки, таких как коряки и ительмены. Эти два этноса представляют наибольший интерес для исследования, так как являются представителями культуры, сохранившие традиционные виды деятельности и в XX веке, где отдельные личности и группы приходят к согласию через обмен дарами, удовлетворяющий обе стороны.

В исследовании нами были выделены следующие аспекты. Во-первых, проанализирован дарообмен в традиционных обществах на основе работ современных антропологов. Во-вторых, изучена одна из форм дарообмена - сувенир, который был исследован как социальный феномен. В-третьих, проанализированы изменения в системе дарообмена в культуре коряков и ительменов на Камчатке в XIX-XX веках. В-четвертых, рассмотрено становление и развитие этнических сувениров как самоидентификация коряков и ительменов. Анализ данных аспектов показал, что дарообмен один из структурообразующих элементов социума, феномен присущий всем типам и сферам культуры, а сувенир одно из проявлений дарообмена на обыденном уровне.

Нами предложена периодизация истории дарообмена у коренных народов Камчатки в основу которой положен хронологический принцип. В соответствии с ним представляется уместным историю дарообмена у коряков и ительменов разделить на два периода.

Рассмотрев первый период - до колониального освоения Камчатки и XVIII век, пришли к следующим выводам. В это время практически без изменений в культуре коряков и ительменов наблюдается существование тотальной системы дарообмена, которая являлась основой социально-экономической деятельности этих народов. Взаимосвязь дара и ответного дара обнаруживается повсюду как особенная форма связей между людьми и их сообществами. Вещи, услуги вращались в круговороте дарения, демонстрируя щедрость и взаимоуважение. Дарение создавало престиж и гарантировало установление связей. Вне этого контекста подарки не имели значения. Традиционные отношения являлись центральным моментом символического дарообмена, хотя, конечно, существовало много других форм обмена. Сущность подарка в этот период заключается не в материальной форме даримого объекта, а в отношениях, в которые вступают люди и которые поддерживаются им при помощи даров. Одной из наиболее известных форм дарения у коряков и ительменов была раздача продуктов, пищи, вещей. Идея приобщения каждого к общей доле и представление о возможности ее перераспределения между членами социума, выраженное в форме дарения каждому части того, что принадлежит всем наблюдается, например, в обычае гостеприимства.

Для представителей традиционной культуры данного периода характерно отождествление понятий «дарить» и «давать». Дар воспринимается ими не как потеря, а как залог будущей прибыли. Дарение соотносится с идеями приумножения и является магическим способом приумножения прибыли и богатства. Отождествление понятий «дарить, подарить» и «давать», «возмещать», «обмениваться» прослеживается в корякском и ительменском языках1.

Второй период изучения дарообмена - XIX-XX века, характерными чертами этого периода были следующие явления. Обмен и взаимные поставки среди коряков и ительменов в этот период продолжали осуществляться в форме дара. Продолжали в этот период существовать дары, приносимые культовым местам и практиковалось одаривание как оплата за услуги. В этот период произошли основные изменения в системе дарообмена коренных народов Камчатки. Они связанны с влиянием русской культуры и коснулись вещественного, предметного проявления дарообмена при сохранении основных принципов этого процесса. Появляются торговые отношения, но они строятся с использованием принципов дарообмена, то есть формируется в первую очередь меновая торговля.

Особенностью изменений в системе дарообмена у коряков ительменов Камчатки является то, что в период социального кризиса в XX веке в культуре коряков и ительменов формуется этнический сувенир. Нами выяснено, что этнический сувенир является вещью, созданной на основе традиционной культуры для продажи и выступает как социально значимая, родовая память социума. Его главной функцией является не только сохранение, но и передача народных представлений законов и норм жизни, природы в эстетическом виде, как внутри одного этноса, так и при

1 Жукова A.H. Русско-корякский словарь. - M.: «Светская энциклопедия», 1967. - 749 е.; Володин А.П., Халоймова K.H. Словарь ительменско-русский и русско-ительменский: пособие для уч-ся нач. шк. - 2-е изд., дораб. - СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. - 255 с. взаимодействие с другими этносами. Следовательно, этнический сувенир является маркером этнической идентичности коренных народов Камчатки. В проведенном исследование уточнено понятие «этнический сувенир». Определение «этнического сувенира» как художественного изделия, отвечающего требованиям эстетического вкуса и как социальное взаимодействие, при дальнейшем анализе этого явления в культуре коренных народов Камчатки позволило рассматривать его как одну из культурных форм. Проблема этнического сувенира как одной из культурных форм состоит в том, что он является результатом взаимодействии двух разных культур - архаической (традиционной) и современной (техногенной). Увеличение производства этнических сувениров на Камчатке является стремлением сохранить традиционные знания коренных народов через развитие декоративно-прикладного искусства. При этом наблюдается попытка сохранения и передачи не только формы предметов декоративно прикладного творчества, но и содержания, сакрального смысла, который вкладывали в создание и использование этих предметов коренное население. Наряду с устоявшимися появляются новые виды сувениров. Например, возрождается ительменское плетение из травы (см. приложение фото 9). В настоящее время в открывающиеся сувенирные цеха в национальных селах привлекают носителей традиционной культуры из числа коряков и ительменов, при школах организуются кружки декоративно-прикладного искусства, устраиваются выставки камчатских народных художественных промыслов.

Анализ социологического опроса, проведенного автором в населенных пунктах Камчатки, показал еще один аспект проблеме становления и развития этнических сувениров. Экономическую выгоду от реализации предметов декоративно-прикладного творчества коренного населения Камчатки оценили многие исследователи Камчатки в XIX-XX веках. Промышленное производство этнических сувениров на Камчатке было налажено в XX веке. В связи с повышением интенсивности туризма за последние десятилетия производство этнических камчатских сувениров становится экономически выгодной деятельностью. При массовом производстве для уменьшения стоимости произведенных предметов наблюдается стандартизация и упрощение этнических сувениров, что по нашему мнению, связанно с тем, что изготовлением этнических сувениров начинают заниматься не представители коренного населения, следовательно, теряется преемственность в способах обработки и использования традиционного материала.

Независимо от социальных, экономических преобразований в культуре коренных народов Камчатки обмен дарами продолжает существовать. Несколько изменилась доминирующая форма дарообмена -от тотальных поставок между кочевыми и оседлыми группами к межличностные формы обмена, такие как гостеприимство, подарки по знаменательным дням, взаимопомощь. Подобные формы дарообмена присутствуют, по нашим наблюдениям, у коряков и ительменов как в национальных поселках, так и в городах. В наше время, как и в древности, срок возвратного дара не оговаривается и предоставляется в виде услуги или вещи по мере необходимости.

В целом проведенное исследование выявило, что этнический сувенир становится маркером этнической идентичности коренных народов Камчатки в структуре современной культуры.

Изучение этнического сувенира коренных народов Камчатки показывает, что перед учеными стоят задачи более детального исследования генезиса этнического сувенира как одной из форм дарообмена и осмысления его значения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ерискина, Наталья Викторовна, 2006 год

1. Алексеев А.И. Освоение русским людьми Дальнего Востока и русской Америки. М.: Наука, 1982. - 286 с.

2. Андерсон Д.Д. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Отв.ред. Попков Ю.В. Новосибирск: изд-во сиб. отделение РАН, 1998. - 248 е., к.

3. Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири // Сибирский этнографический сборник. Вып. 2. М.- J1., 1957. - С. 99-245

4. Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л.: Наука, 1971. - 216 с.

5. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 302 е.: ил.

6. Батьянова Е.П. Русское и русские глазами коряков // Этнические стереотипы в меняющемся мире. Сб. М., 1998. - С. 41-50

7. Белашов А. Очерки истории Петропавловской и Камчатской епархии. Петропавловск-Камчатский: Издательство «Скрижали Камчатки», 2003. - 246 с.

8. Беретти Н.Н. На крайнем Северо-Востоке. Владивосток, 1929. -92 е., ex., ил.

9. Билибин Н.Н. Обмен у коряков. Л., 1934. - 40 с.

10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000.-387 с.

11. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Рудомино, 1995. - 173 с.

12. Браславец К.М. Диалектологический очерк Камчатки. Южно-Сахалинск, 1968.-468 с.

13. Бурдье П. От правила к стратегиям //Начала. М.: Socio-Logos, 1994.- 287 с.

14. Васильевский Р.С. Происхождение и древняя культура коряков. -Новосибирск, 1971.-С. 174-199

15. Вдовин И.С. Актуальные проблемы этнографии аборигенного населения Сибири и Севера // Этнографические аспекты изучения современности. Д., Наука, 1980. - С. 16- 28

16. Вдовин И.С. Ительмены и коряки в первые десятилетия XVIII в. (по неопубликованным материалам участника Камчатской экспедиции А.П. Горланова) // Страны и народы Востока. Вып. XVII М.: Наука, 1975. - С. 57 - 66

17. Вдовин И.С. Коряки-оленеводы на Камчатке в XVIII-XIX вв. // Краеведческие записки. Вып. 5. Петропавловск-Камчатский, 1970.-С. 104-120

18. Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Д.: Наука, 1973.-301 с.

19. Виноградов В.Н., Дзвелая М.Ф. Малоизвестный исследователь Камчатки В.Н. Тюшов // Вопросы географии Камчатки. Вып. 10 / Камчатское отд. геогр. об-ва СССР при АН СССР. -Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во: Камч. отд., 1990.-С. 26-40

20. Виттер И.В., Новик Ю.О. Мода от природы: Традиционная корякская одежда, изготовленная в конце XX века. -Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2004.-260 с.

21. Воспоминания старожилов долины реки Камчатки. Век двадцатый. Петропавловск-Камчаткий: Камчатский печатный двор, 2001. -146 с.

22. Гапанович И.И. Камчатка: природа, население, хозяйство. -Владивосток, 1926. 39 с.

23. Гапанович И.И. Камчатское туземное население, как культурно-экономический фактор // Северная Азия, 1925, № 56. С. 40- 52

24. Годелье М. Деньги и богатства в различных типах общества и их встреча на периферии капитализма / Психоанализ и науки о человеке. М.: Прогресс-Культура, 1996. — С. 68-83

25. Головнин В.М. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1811 г. г.-М., 1961.-480 с.

26. Горбачева В.В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004. -18 с.

27. Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1966.-275 с.

28. Гуревич А.Я. История нескончаемый спор. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 889 с.

29. Диков Н.Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки, и Верхней Колымы. М.: Наука, 1977. - 387 с.

30. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 г.г. -СПб., 1901.-754 с.

31. Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1970. - 104 с.

32. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1996. -Т.1, 130 с.

33. Ерискина Н.В. Формы дарообмена в культуре коренных народов // Веков связующая нить. Материалы XXII Крашенинниковских чтений. Петропавловск-Камчатский, 2005. - С. 54-57

34. Ерискина Н.В., Шарахматова В.Н. Социально-экономическое положение народов севера Камчатки как объект социологического исследования // География и природные ресурсы. Новосибирск, 2003.-№4.-С. 108-112

35. Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М., 1983. - 157 с.

36. Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. М., 1937.-462 с.

37. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Под ред. Таксами Ч.М. СПб.: Наука, 1997. - 236 с.

38. История и культура коряков. Историко-этнографические очерки / Под общей ред. академика А.И. Крушанова. СПб.: Наука, 1993. -237 с.

39. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980. -125 е., ил.

40. Кенан Дж. Степная жизнь в Сибири. Странствия между коряками и другими племенами Камчатки и Северной Азии. СПб., 1871. -252 с.

41. Кнабе Г. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство. 1985, № 1.-С. 39-43.

42. Комаров В.JI. Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг. M.-JL, 1950.-525 с.

43. Корчмит В.А. Пути устойчивого эколого-экономического развития Корякского автономного округа М.: МГУЛ, 1999. - 173 с.

44. Кочешков Н.В. Российские исследователи аборигенных народов Дальнего Востока (XVIII-XX вв.). 2-е изд., перераб. и доп. -Владивосток, 2003. - 220 с.

45. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов крайнего северо-востока СССР XVII-XX вв. Л.: Наука, 1989.- 197 с.

46. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: Ладомир, 2001. -212 12.с.

47. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. В 2 томах. СПб.: Наука, Петропавловск-Камчаткий: Камшат, 1994. - Т. 1, 438 с.

48. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. В 2 томах. СПб.: Наука, Петропавловск-Камчаткий: Камшат, 1994. - Т. 2, 319 с.

49. Культура народностей Севера: традиция и современность / Отв. ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1986. - 262 с.

50. Культурные традиции народов Сибири / Отв. ред Таксами Ч.М. -Л.: Наука, 1986. 262 с.

51. Левин М.Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. М., 1958. - 359 с.

52. Леви-Стросс К. Структурная антропология /Пер. с фр. В.В.Иванова. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-510с.

53. Летопись жизни народов Сверо-Востока РСФСР 1917-1985. -Петропавловск-Камчатский, 1986. 190 с.

54. Лотман. Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: Искусство - СПб, 2000. - 704 с.

55. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. - 552 с.

56. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004.-959 с.

57. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. -304 с.

58. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 1999. - 208 с.

59. Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели // Записки Приамурского отд. Российского географ, общ. Т. 5. - Вып. 1. - Хабаровск, 1899. -145 с.

60. Моран де А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982.-577 с.

61. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература, РАН, 1996. - С. 74 -222.

62. Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. Перевод с французского под общей редакцией Утехина И.В. СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.

63. Моисеев Р.С. Экономические проблемы развития народов Севера России в переходный период. П.-К.: Камчатский печатный двор, 1999.-216 с.

64. Мурашко О.А. Ительмены и камчадалы: метаморфозы этнической идентичности // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. -М., 1996. С. 358-377.

65. Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки / отв. ред. И.С. Гурвич. М: Наука, 1985. -238 с.

66. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII-начале XX в.) / сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанова. -М.: Северные просторы, 2002. 528 с.

67. На стыке Чукотки и Аляски / отв. ред. В.П. Алексеев. М.: Наука, 1983.-230 с.

68. Новик Ю.О. Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки. СПб.: Изд-во РГУ, 1997. - 26 с.

69. Новикова JI. Знаковая функция сувенира // Декоративное искусство. 1970. - № 6. - С. 31 -33.

70. Общественный строй у народов Северной Сибири(ХУП-ХХ вв.). -М.: Наука, 1970.-454 с.

71. Огрызко И.И. Очерки сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII-начало XX веков). Д., 1973. - 192 с.

72. Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк / Отв. ред. Таксами Ч.М. СПб: Наука, 1999. - 194 с.

73. Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов. -Лениздат, 1974. 198 е., ил.

74. Орловский Э.И. Сувениры. М.: «Экономика», 1974. - 183 с.

75. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Перевод с английского А.А. Васильева, С.Е. Федорова и А.П. Шербелева. СПб.: Алетейя, 2002.-320 с.

76. Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Камчатки. -Петропавловск-Камчатский, 2000. 312 с.

77. Пташинский А.В. Культура охотников на морского зверя северовосточного побережья Охотского моря (I-II тысячелетие н.э.): автореф. дис. канд. истор. Наук. М., 2002. - 18 с.

78. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: книга для учителя. -М: Просвещение, 1984. 144 е., ил

79. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века. М., 1984. - 319 с.

80. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1968. 296 с.

81. Сарычев Г.А. Путешествие капитана Биллингса через Чукотскую землю от Берингова пролива до Нижнекамчатского острога, и плавание капитана Галла на судне «Черный Орел» по северовосточному океану в 1791 году. СПб.: Морская типография, 1811. - 191 с.

82. Сарычев Г.А. Путешествие по Северо-Восточной Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану / Под ред. д.г.н. Н.Н. Зубарева. -М.: Гос. изд-во географ, лит-ры, 1952.- 325 с.

83. Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000. - 279 с.

84. Семенов Ю.И. Экономическая антропология // Этнология в США и Канаде / Отв. ред. к.и.н. Е.А. Веселкин, д.и.н. В.А. Тишков. М.: Наука, 1989.-С. 62-85

85. Семенов Ю.И. М. Sahlins. Stone Age economics // Советская этногафия. 1974. - № 4. с. 168-172

86. Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. Петропавловск-Камчатский, 1992. - 189 с.

87. Сергеев М.А. Малые народы Советского Севера. Магадан, 1957. -155 с.

88. Сергеев М.А. Народное хозяйство Камчатского края. М.- Л.: Изд. Академии наук СССР, 1936. - 815 с.

89. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. Сост., предисл. и прим. Г.А. Меновщикова. М.: Наука, 1974. - 646 с.

90. Слобадин С.Б. О русском переводе книги В.И. Иохельсона «Коряки. Материальная культура и социальная организация» // Этнографическое обозрение, 2004. №6. - С. 14-30

91. Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1900. - Т. 1 - 692 с.

92. Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1900. - Т. 2 - 165 с.

93. Советское декоративное искусство 1917-1945: Очерки истории / отв. ред. В.П. Толстой. М.: Искусство, 1984. - 256 е., 132 ил.

94. Солдатова Г.У. Этническая идентичность / Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 656- 667

95. Старкова Н.К. Ительменская материальная культура XVII-60-е годы XX вв.: Этнографические очерки. М.: Наука, 1976. - 166 с.

96. Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1999. -287 с.

97. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.

98. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Д., 1981.-370 с.

99. Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России: материалы к историко-этнографическому атласу. Владивосток: Дальнаука, 2003. - 252 с.

100. Толкачева Н.В. Присоединение, освоение Камчатки, ее народы в период с 1697 до 1917 гг. в российской историографии: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2005. - 20 с.

101. Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. И.В. Черкасова. -М.: НИИХП, 1981. 120 с.103.104.105.106.107,108,109,110111112113114115

102. Тропою северных оленей: Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера / Сост. Н.Л.Каплан JI.: Аврора, 1974. - 90 с.

103. Тюшов В.Н. По западному берегу Камчатки // Записки ИРГО по общей географии. Т. XXXVII, № 2. - СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1906. - 521 с.

104. Уркачан А.Т. «Вэемлен» (Лесная) земля моих предков. -Петропавловск-Камчатский: «Камшат», 2002. - 90 с. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с анл. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

105. Шелихов Г.И. Российского купца Григория Шелихова странствия из Охотска по восточному океану к американским берегам. -Хабаровск, 1971. 176 с.

106. Шрадер X. Экономическая антропология. СПб., 1999. - 192 с. Этнографически изучения знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989.-299 с.

107. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1985.-206 с.

108. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001. - 279 с. Barter, exchange and value: an anthropological approach. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992.-P. 192

109. Bourdieu, P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977

110. Dalton, G. Economic theory and primitive society. American Anthropologist, 1961. V. 63. - P. 1-25.

111. Gregory, C. Gifts to men and gifts to god: gift exchange and capital accumulation in contemporary Melanesia, 1980

112. Gregory C.A. Gifts to Men and Gifts to God: Gift Exchange and Capital Accumulation in Contemporary Papua // Man, 1980. N15. P. 626 652.

113. Jochelson W. The Koryak. Leiden-New-York, 1908.

114. Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific: An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagos of Melanesian New Guinea. London: Routledge and Kegan Paul, 1922.

115. Malinowski B. The primitive economics of the Trobrians islanders // Th.G.Hardy & B.J.Wallace (Eds.). Culture of the Pacific. L.: Collier-Macmillan Limited; N.Y.: The Free Press, 1970. P.51 62.

116. Polanyi K. The Great Transformation. N. Y.: Farrar & Rinehart, Inc., 1944.

117. The new encyclopedia Britannica. Printed is USA, 1994, Volume 5.-P. 258

118. Библиографический список справочной литературы

119. Володин А.П., Халоймова К.Н. Словарь ительменско-русский и русско-ительменский: пособие для уч-ся нач. шк. 2-е изд., дораб. -СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. - 255с.

120. Жукова А.Н. Русско-корякский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1967. - 749 с.

121. Как провести социологическое исследование / Под редакцией М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

122. Камчатский статистический ежегодник. Статистический сборник. Камчатский оболкомстат. Петропавловск-Камчатский, 2002. -226 с.

123. Конституция Российской Федерации. Статья 69, статья 72; федеральный закон « Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 июля 2000, статья 1

124. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1994. — 438 с.

125. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 912 е., ил.

126. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. -М., 2003. 48 е., 8 цв. вкл.

127. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637, 2. е.: ил., карт., схем., граф.

128. Словарь русского языка. В 4-х томах / Под ред. А. П. Евгеньева 2-е изд., исп. и доп. -М.: Русский язык, 1981, Т. 1. - 696 с.

129. Толковый словарь русского языка: в 4-х томах / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Терра, 1996.

130. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 16 апреля 1999

131. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. М., 2000. - 496 с.

132. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза -И.А. Ефрона. -М.: Терра, 1991, Т. 19.-480 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.