Художественное своеобразие поэзии Джаминат Керимовой: к проблеме гендерной поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Адильгиреева, Заида Сельдерхановна

  • Адильгиреева, Заида Сельдерхановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 0
Адильгиреева, Заида Сельдерхановна. Художественное своеобразие поэзии Джаминат Керимовой: к проблеме гендерной поэтики: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Адильгиреева, Заида Сельдерхановна

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ПОЭТИКИ

1.1. Функциональность гендерного подхода в процессе интерпретации 13 художественного текста

1.2. Влияние судьбы Джаминат Керимовой на формирование 28 художественного мировоззрения и гендерных стереотипов

ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ ДЖАМИНАТ КЕРИМОВОЙ: ГЕНДЕРНАЯ ПОЭТИКА

2.1. Гендерный аспект форм авторского присутствия в поэтической 41 системе Дж. Керимовой:

2.2. Своеобразие системы лирических жанров в творчестве Джаминат 82 Керимовой

2.3. Художественное время и пространство в поэмах и стихотворениях 111 Дж. Керимовой с точки зрения гендерных стереотипов

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие поэзии Джаминат Керимовой: к проблеме гендерной поэтики»

ВВЕДЕНИЕ

В современном литературоведении всё большую популярность приобретает гендерология, новая междисциплинарная научная область, в центре которой находится исследование пола как социального и культурного образования. В России гендерные исследования всё ещё находятся в процессе становления, однако в последние годы в круг научных направлений, связанных с гендерологией, все активнее вовлекаются социальные, философские, экономические науки, лингвистика, культурология, литературоведение. Следует признать, что именно гендерные исследования менее всего разработаны в методологическом плане не только в отечественном литературоведении, но и в зарубежном.

Объектом гендерологии, формирующейся в современном литературоведении, являются зафиксированные в литературе социально -психологические стереотипы фемининности и маскулинности. Они находят, как известно, специфичное воплощение в картине мира, точке зрения автора и персонажей, в системе образов, в характере авторского сознания, в объектно-субъектной художественной системе. Кроме того, гендерность реализуется в типах женской и мужской литературы, проявляясь в специфике речевого поведения мужчин и женщин, в индивидуальном стиле женской и мужской поэзии и прозы и даже в жанровой системе, обладающей, как установлено, гендерным своеобразием.

Вопросы современного литературоведения, связанные с гендерной поэтикой, относятся, по общему мнению, к числу достаточно перспективных и приоритетных, поскольку гендерные исследования дают возможность отойти от традиционных литературоведческих и социально-политических трактовок. Гендерный подход способствует формированию нового взгляда на произведение, к тому же анализ художественного текста, проведенный с учётом гендерной специфики, в частности в нашей работе, позволит найти

формы и смыслы, отражающие женский взгляд и мировосприятие, воплощённые в гендерном дискурсе.

Одну из примечательных особенностей истории дагестанской литературы ХХ-ХХ1 вв. составляет прецедент массового обращения женщин к литературному творчеству. Однако, несмотря на то, что «женская» составляющая национальной художественной словесности достаточно представительна (У. Мантаева, З. Атаева, У. Джабраилова, У. Ибрагимова, П. Абукова, Ш.-Х. Алишева, Дж. Керимова, С. Мамаева, Г. Атаева, Г. Омарова, А. Закавова, З. Атагишиева, Т. Зургалова и др.), она, за исключением отдельных журнальных и газетных публикаций, все ещё не стала предметом специальных научных исследований. Речь идёт о необходимости постановки научной проблемы, связанной с институализацией в ХХ веке права женщины на самостоятельную публичную деятельность.

Исследование женского дискурса в дагестанском литературоведении актуализировано в российском социокультурном пространстве появлением целого ряда новых дискурсивных понятий, связанных с постмодернистскими течениями и литературоведением. При этом следует отметить, что именно постмодернистское литературоведение, составной частью которого являются гендерные исследования, разработало целостную методологию анализа гендерного художественного дискурса. Исследователи гендерного письма используют междисциплинарные подходы, в частности, обращаясь к точным наукам и естественнонаучному опыту.

Джаминат Керимова - первая в истории кумыков поэтесса, судьба и самобытное творчество которой убедительно демонстрируют особенности психологии и модели восприятия действительности, присущей этно-национальной идентичности кумычки, и нашли признание в современном литературном процессе далеко за пределами Дагестана и Северного Кавказа. В этом плане представляется, что исследование и научное осмысление

«гендерного» идейно-художественного своеобразия её поэзии приобретает известную научную и историко-культурную ценность и актуальность.

Актуальность диссертационной работы обусловлена не только слабой разработанностью кавказского женского дискурса в художественной литературе, но и тем, что в обозначенном нами аспекте в дагестанском литературоведении творчество Джаминат Керимовой не становилась объектом специального изучения. Мы полагаем, что исследование и научное осмысление идейно-художественного своеобразия творчества дагестанской поэтессы приобретает в контексте темы исследования известную научную актуальность и историко-культурную ценность.

Объект диссертационного исследования - «женская» поэзия Джаминат Керимовой, представленная в сборниках «Насибим мени» («Счастье моё») (1978), «Къанатлы» («Крылатая») (1989), «Йыланкъыз» («Девушка-змея») (1991), «Эллийинчи язбаш» («Пятидесятая весна») (1999), «Сайламлы асарлар» («Избранные произведения») (2008) и др.

Предмет исследования - художественная реализация гендера как социокультурного феномена в поэтике и структурно-семантическом пространстве поэзии Джаминат Керимовой, основанная на осмыслении в литературоведческом аспекте.

Цель исследования заключается в том, чтобы установить и выявить художественные и структурно-семантические особенности поэзии Джаминат Керимовой с позиций гендерного литературоведения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- осветить вопросы историографии гендерного литературоведческого анализа текста;

- исследовать особенности поэзии Джаминат Керимовой на основе этно-национальных традиций с учётом гендерной идентичности;

- раскрыть своеобразие жанровой архитектоники и поэтических средств, орнаментики текстов Керимовой;

- выявить своеобразие выражения внутреннего мира героев, их психологии и моделей поведения, отражающих гендерную специфику произведений Джаминат Керимовой;

- выявить и проанализировать особенности гендерного восприятия времени и пространства и художественного воплощения этих категорий в лирике и поэмах Керимовой;

- подчеркнуть специфику «женского» видения актуальных проблем современности в художественном воспроизведении гендерной картины мира.

Методы исследования. Для достижения и реализации поставленных задач мы использовали компаративистский, культурно-исторический, описательный, аналитический, мифологический, сравнительно-типологический методы исследования.

Степень изученности темы исследования.

Именно на рубеже ХХ - XXI вв. появляются работы зарубежных и отечественных литературоведов, в которых художественные произведения анализируются с концептуальных позиций гендерного анализа. Гендерной проблематике был посвящен №3 журнала «Филологические науки» (М., 2000). В контексте нашего исследования интерес представляет статья финского литературоведа Марьи Рюткенен «Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения», в которой рассматриваются вопросы проблематики «женского письма» и пути анализа гендерных проявлений в художественном тексте. Идентичной проблеме посвящена опубликованная в том же издании статья Э. Шорэ «Женская проза XIX века и литературный канон: К постановке проблемы». Проявлению гендера не как биологического, а как социокультурного пола посвящены исследования Е.И. Трофимовой (1997), Е.И. Горошко (1996), Е.Н. Строганова (2000), Г.А. Пушкарь (2007) и др.

Отметим, что специальное исследование творчества женщин-поэтесс находится в сфере внимания и дагестанских литературоведов. В частности, в ДГПУ в разное время состоялись защиты диссертаций, посвященных исследованию творчества народной поэтессы Республики Дагестан Фазу Алиевой (М.С. Сулейманова, 2000), народной поэтессы Республики Дагестан Ханбиче Хаметовой (Ф.И. Казимагомедова, 2003), поэтессы Тубхат Зургаловой (М.М. Зурканаева, 2015) и др. Однако ни в одном из названных исследований авторы не рассматривали проблемы именно женской гендерной идентичности художественно-литературных текстов поэтесс, останавливаясь на традиционной литературоведческой схеме анализа, не предполагающей изучение художественного текста с позиций гендерологии.

Следует отметить, что на Северном Кавказе первым специальным исследованием, посвящённым проблемам гендерной поэтики, считается диссертация Г.А. Пушкарь «Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой)». Ключевой гипотезой данного научного исследования стала концепция, согласно которой «гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придаёт общество» (Пушкарь Г.А., 2007). По утверждению Г.А. Пушкарь, «теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии» (Пушкарь Г.А., 2007).

Следует также отметить диссертации по гендерной проблематике, выполненные в 2011 и 2015 годах в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова. Исследование З.Х. Шигалуговой

«Парадигма гендерной художественной картины мира в балкарской лирике 1960-1970-х годов» посвящено «одной из первых попыток научной интерпретации и обоснования гендерной художественной картины мира, представленной в творчестве К. Кулиева и Т. Зумакуловой» (Шигалуева З.Г., 2011). В диссертации З.Х. Гулиевой «Поэзия Танзили Зумакуловой: этногендерный аспект» анализируется «гендерный дискурс поэзии Т. Зумакуловой в тесной соотнесённости с этнокультурным, историческим и биографическим контекстом» (Гулиева З.Х., 2015). Кандидатская диссертация Хараевой Л.Ф. «Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения» посвящена «специфике гендерного самовыражения кабардинской женской прозы» (Махачкала, 2016 г.). Отметим, что автором также разработана «инновационная методика этногендерной экспертизы, позволяющая определить индекс «женственности» художественного текста, а также вектор развития национальной литературы в вопросах конструирования исторически востребованных гендерных стереотипов». В 2017 г. вышла монография Л.Ф. Хараевой и З.Х. Кучуковой «Гендер и этногендер: на материале кабардинской художественной прозы», в которой разработаны методики национального гендерного литературоведения.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в дагестанском литературоведении проводится исследование творчества Джаминат Керимовой с опорой на концептуальные установки гендерного анализа поэтики, структуры и семантики художественного текста. В целом в диссертации сделана попытка выявления художественного своеобразия поэтического творчества Джаминат Керимовой в плане гендерной специфики, сквозь призму «женского» стереотипа.

Методологической и научно-теоретической базой диссертационного исследования стал комплексный междисциплинарный подход, позволяющий использовать данные смежных наук - гендерологии,

психологии, культурологии - для выявления идейно-эстетической сущности художественного текста. В процессе исследования мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных, так и отечественных авторов.

Научно-теоретическую основу диссертации составили труды Ю. Алгуновой «Малая проза Т. Толстой: Проблематика и поэтика» (2006), Е. Ануфриевой «Феминность как форма гендерного самосознания» (2001), М. Арбатовой «Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма» (1995), Г. Брандт «Философская антропология феминизма. Природа женщины» (2006), Ш. Берн «Гендерная психология» (2004), С. Бем «Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов» (2004), А. Большаковой «Гендер и архетип: «Первозданная Женщина» в современном мире» (2010), С. Воробьёвой «Дискурсивные приёмы иронической самоидентификации автора в современной женской прозе (на материале романа Г. Щекиной «Графоманка»)» (2011), О. Ворониной «Теория и методология гендерных исследований» (2001), Н. Горбуновой «Художественная структура образов женских персонажей в современной немецкой женской прозе» (2010), М. Киммел «Гендерное общество» (2006), Ю. Кристевой «Избранные труды: Разрушение поэтики» (2004), И. Костиковой «Введение в гендерные исследования» (2005), М. Рюткёнен «Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» (2000), И. Тартаковской «Гендерная социология» (2005), Г. Пушкарь «Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой)» (2007), Н. Пушкаревой «Феномен «женского чтения» и задачи исследования текстов, написанных женщинами» (2000), В. Чумакова «Гендерология и феминология» (2010) и др.

При исследовании вопросов, связанных с историей и теорией литературы народов России, а также касающихся проблемы этно-ментального уровня поэтических текстов Джаминат Керимовой мы

опирались на труды учёных северокавказского региона: К.И. Абукова (1993), А.Ю. Абдуллатипова (2005), А.М. Аджиева (1982), З.Н. Акавова (1975), А.М. Вагидова (2000), С.М. Алиева (1977), Ф.А. Кусегеновой (2011), Л.Ф. Хараевой (2018), С.М. Хайбуллаева (1996), Н.Х. Суюновой (2006), Ч.Г. Гусейнова (1989), Ш.А. Мазанаева (1998), Г.Б. Мусахановой (1959), З.Х. Толгурова (1984), Р.Ф. Юсуфова (2005), К.Д. Султанова (1978, 1996), К.Г. Шаззо (1978), З.Х. Гулиевой (2015) и др.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Творчество Джаминат Керимовой представляет собой уникальное художественное явление как ценный источник информации о гендере и гендерных стереотипах в развитии и эволюции феминистической темы в кумыкской (дагестанской) поэзии.

2. Доминантными формами и показателями женского гендерного восприятия в поэзии Джаминат Керимовой выступают обыденные понятия «отчий дом», «национальные обычаи», «мать», «отец», «судьба», «религия», «война», «страх» и т.д.

3. Специфичной особенностью лирики Джаминат Керимовой является высокая гендерная культура её художественного текста, свободного от предрассудков, но в то же время выдержанного в рамках традиционных национальных этических и моральных ценностей.

4. Образная система, композиция и сюжетные элементы произведений Джаминат Керимовой отражают этническое сознание автора, его сугубо «женские» переживания, мысли, чувства, мечты. На уровне художественных доминант они проявляются через обращение поэтессы к конкретным реалиям национальной жизни, акцентирование на таких типичных чертах национального гендерного характера, как сдержанность, щедрость, сострадание, любовь к ближнему, жажда женского счастья, отвага и удаль.

5. Механизмы художественного, поэтического проявления национальной идентичности в женской поэзии Джаминат Керимовой тесно

связаны с категорией национального характера, его ментальной спецификой, транслируемой поэтессой сквозь призму бинарности и принципы противопоставления.

6. Одним из специфичных приемов проявлений авторской этно-гендерной идентичности в разножанровых произведениях Джаминат Керимовой (в лирических стихах, поэмах, посвящениях и др.) является противопоставление «своего» «чужому». При этом действенным механизмом, усиливающим эмоциональную силу противопоставления, является обращение Керимовой к фольклорным образам, через аксиологию которых в её поэзии осуществляется транслирование представлений автора о гендерных национальных идеалах.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно, с учётом междисциплинарных связей определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований - гендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных женщин-поэтесс, писательниц, а также использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения обозначенной проблемы.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования её результатов в процессе преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих гендерный аспект современного литературного процесса, в преподавании общих курсов истории отечественной и северокавказской литератур.

Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Результаты исследования апробированы в выступлениях на конференциях различного уровня: VII, IX Межрегиональные конференции «Проблема жанра в филологии Дагестана» (Махачкала, 2011, 2014 гг.), Республиканская научно-практическая

конференция «Государственный язык Российской Федерации, языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения» (Махачкала, 2018 г.).

По теме диссертации опубликовано девять научных статей, в том числе три - в рецензируемых изданиях из перечня ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух исследовательских глав, заключения и библиографического списка. Объём диссертационного исследования составляет 155 страниц.

ГЛАВА I. Гендерные исследования и проблемы гендерной поэтики

1.1. Функциональность гендерного подхода в процессе интерпретации художественного текста

Современное литературоведение отличается всё большим проникновением гендерных подходов при анализе художественных произведений и оценке творчества. В последние годы в литературоведческий научный обиход вошло множество новых терминов, среди которых наиболее популярны «гендер», «андрогенность», «маскулинность», «женская этика», «женская литература», «патриархальность», «гендерные роли», «гендерный дискурс» и др. Причём, современные исследователи разрабатывают теорию и методологию гендерных исследований применительно не только к литературному произведению, но и к различным сторонам общественной и культурной жизни. Следует признать тот факт, что гендерная система общества влияет на создание, анализ и интерпретацию литературного произведения, что, в свою очередь, находит отражение и в содержании, и в форме литературного произведения. К тому же большинство литературных критиков признаёт существование сугубо гендерного читательского восприятия, когда женщине приходится преодолевать традиционные культурные стереотипы мужского сознания и мужского восприятия, навязанные ей с раннего детства.

Важной категорией гендерной поэтики являются индивидуальные характеристики автора и персонажей. Язык по своей природе, как известно, отражает маскулинный взгляд на мир, чем и обусловлено различие мужчины и женщины, проявляющееся на всех языковых уровнях: лексическом, фонетическом, морфологическом, орфографическом, синтаксическом.

Исследователь А.Ю. Большакова справедливо подчёркивает: «...Поскольку автор-мужчина и автор-женщина отличаются друг от друга,

постольку при всей схожести (или несхожести) их лексики, используемых художественных средств и приёмов, последние несут в себе разное психологическое, эмоциональное содержание, разные (усвоенные на уровнях коллективного и индивидуального бессознательного) модели мира. В этом смысле и «мужская проза», и «женская проза» существуют. И спор о различии Женского и Мужского начал в литературе - прежде всего спор о различии не только гендерных архетипов, но и образов авторов. Этот факт невозможно сбросить со счетов. Серьёзный критик, литературовед просто обязан разграничивать особенности женского и мужского менталитетов, воплощённых в текстовых ликах» (Большакова А.Ю. 2010, с. 169 - 170).

Совершенно очевидно, что при анализе художественного произведения в рамках гендерной поэтики необходимо учитывать стратегию и тактику речевого поведения полов, мужской и женский дискурс, образ автора. В связи с этим закономерно выявление гендерного стиля письма, обусловленного и биологическими, и культурно-социальными факторами.

Однако, несмотря на то, что в гуманитарной и литературоведческой науке и накоплен достаточно богатый опыт в изучении гендерных стереотипов и их проявлений в общественном сознании и поведении, в силу различных причин, в том числе, очевидно, и национально-ментальных, в дагестанском литературоведении в данном ракурсе проблема не рассматривалась. Подтверждением данного тезиса могут служить многочисленные примеры как специальных квалификационных работ соискателей учёных степеней, так и монографических исследований творчества замечательных поэтесс-горянок, в частности, Ф. Алиевой, У. Мантаевой, Х. Хаметовой, М. Гаирбековой, С. Алиевой, Кадрии и др.

Следует оговорить, что вопрос о мужской и женской поэзии ранее возникал в дагестанском литературоведении, однако он не рассматривался в аспекте гендерной поэтики. Так, в частности, исследователь М.С.Сулейманова в статье «Мир, полный огня. (О любовной лирике Фазу

Алиевой)» обращает внимание на позицию известной дагестанской поэтессы, с которой не вполне соглашается именно в силу гендерного аспекта: «Безусловно, всякая настоящая литература общечеловечна, и определения «женская» или «мужская» поэзия используются условно. Фазу Алиева первой воспротивилась бы подобной классификации. «Никогда ни у кого ещё я не искала себе скидки как женщина, потому что термин «женская поэзия» полностью отвергаю. Считаю, что литература - единственная область человеческой жизни, где нет скидок женщине. Разве станешь читать и перечитывать стихи со скидкой на автора-женщину? Я считаю, что нет ни мужской, ни женской поэзии, есть ПОЭЗИЯ», - так пишет поэтесса в статье «Путь к мастерству», открывающей трёхтомное издание её сочинений в 1990 году. Тем не менее, понять и объяснить многое в стихах Фазу Алиевой можно, лишь поняв их женский характер» (Сулейманова М.С. 1999, с. 126 -127). Далее автор статьи, указывая на ментальную специфику социально-политического положения женщины гор, признаёт объективную зависимость поэзии от гендерной принадлежности: «Впервые в Дагестане женщина обрела голос такой силы, впервые получила творческий выход веками копившаяся энергия женской души. .В республике, проповедующей ислам, на пути женщины всегда стояли (и стоят ныне) тысячи условностей и ограничений: общественных, семейных, психологических. На примере любовной лирики дагестанских поэтесс можно проследить эволюцию национального характера горянки, её личностное и общественное становление» (Сулейманова М.С. 2000, с. 127).

Однако мы должны признать, что ни одно из исследований творчества дагестанских поэтесс не содержит в себе изучение именно «женского» художественно-литературного способа их поэтического мировидения. Отмеченный пробел, как уже отмечалось во введении к настоящей диссертации, обусловливает размытость в научных исследованиях граней художественного своеобразия как конкретной творящей индивидуальности,

так и закономерностей единства многообразия в литературном процессе в целом.

Подобная постановка вопроса, очевидно, и предполагает специфический, принципиально новый подход в осмыслении проблемы исследования. Во-первых, указание на гендерные персонифицированные составляющие требует или в качестве самостоятельного объекта включает в себя рассмотрение их с точки зрения социологии творчества, поскольку сам процесс художественного акта непосредственно связан с идейно-художественным своеобразием произведений исследуемого автора (социума) - писателя, поэта и т. д. Раскрывая отмеченный тезис, по-видимому, уместно будет напомнить о том, что давняя и широко распространённая в литературоведении практика постановки и разработки вопросов художественного своеобразия творческого метода того или иного автора, кажется, не располагает (во всяком случае, мы ещё не располагаем) подобной дифференциацией. Если же вспомнить, что за женщинами-художниками такого масштаба и дарования, как А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Ахмадуллина, О. Берггольц, В. Тушнова, Т. Зумакулова, Ф. Алиева и др., давно и как бы произвольно/непроизвольно закрепился статус поэта, то вопрос о художественном своеобразии их творений с точки зрения насколько они олицетворяют или отражают присущее представителям прекрасной половины человечества женское мировидение, как нам представляется, приобретает определённую и известную актуальность.

Между тем, понятие идейно-художественного своеобразия связано не только с индивидуальными мировоззренческими, эстетическими и иными особенностями творящей личности, которые нашли глубокую и фундаментальную разработку в отечественном литературоведении, в частности, в трудах В.В. Веселовского, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва и многих других учёных-литературоведов.

Конкретизируя свой угол зрения на проблему художественного своеобразия, нам представляется прежде всего принципиально важным определиться: может ли иметь место в научном исследовании, в частности, в литературоведении, сама постановка вопроса о именно и исключительно «женской» или «мужской» природе художественного мировидения? Хотя вопрос, скорее всего, риторический, поскольку история человечества изобилует примерами бинарного типа мышления как мужчин, так и женщин, по-видимому, все-таки уместно апеллировать к имеющейся критической литературе в этой области.

Таким образом, определив свой угол зрения на предмет исследования, представляется целесообразным внести ясность в «женскую» поэзию с точки зрения отмеченных ещё в древних (античных) трактатах, а также впоследствии в толковых и специальных словарях так называемых «гендерных стереотипов». Результат наших изысканий в данной области весьма скуден: хотя созданная гениальными художниками галерея женских образов в мировой и отечественной, российской, литературе демонстрирует правомерность, подобный вопрос в дагестанском литературоведении не рассматривался.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Адильгиреева, Заида Сельдерхановна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // Общество, науки и современность. 1996. № 6. С. 123 - 125.

2. Абдуллатипов А.-К. Ю. Каждый камушек Тарков мне дороже злата//Дагестанская правда, 1997 г., 13 марта.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. Формирование исторических форм реалоизма в кумыкской литературе XIX века. Махачкала, 1981.- 114 с.

4. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1985. - 128 с.

5. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы до 1917 года. Махачкала, 2005. - 300 с.

6. Абдуллатипов А.-К. Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. Махачкала, 1995. - 211с.

7. Абуков К.И. Цветок, взошедший, пробив камни // Ленин ёлу 1966, 20 октябрь.

8. Абуков К.И. Выход на магистраль: Воздействие рус. критич. мысли на формирование и развитие принципов соц. реализма в даг. литературе. Махачкала, 1976. - 175 с.

9. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993. - 242с.

10. Аджиев А.М. кумыкская народная поэзия: вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1982. 120 с.

11. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе конца XIX и начала XX веков. Махачкала, 1975. - 75 с.

12. Акавов З.Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. Махачкала, 1978. - 124 с.

13. Акавов З.Н. Они были первыми. Историко-литературные очерки развития художественного метода кумыкской литературы. Махачкала, 1981. - 258 с.

14. Акбиев С.Х. Связь времён и дружба литератур. Некоторые вопросы развития дагестанско-татарских литературных связей. Махачкала, 1985. - 128 с.

15. Алгунова Ю. Малая проза Т. Толстой: Проблематика и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006.

16. Алибеков М. Адаты кумыков / пер. Т. Бейбулатова. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1927. - 176 с.

17. Алиев С.М. Дорога в современность. Проблемы реализма в кумыкской литературе XIX и начала ХХ веков. Махачкала, 1977. -144 с.

18. Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы//Учебное пособие. Махачкала, 1979. - 87 с.

19. Алиев К. Тарковское шамхальство. Мхачкала, 2004. - 80 с.

20. Аминов М.-З. А. Тенденции развития дагестанского стихосложения. Махачкала, 1974. -112 с.

21. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. М., 1980. - 225 с.

22. Ануфриева Е. В. Феминность как форма гендерного самосознания: Автореф. дис... канд. филос. наук. Волгоград, 2001.

23. Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. 1995. № 3. С. 27.

24. Арутюнов Л.Н. Находит себя и человечество. Поэзия народов СССР XIX и начала XX вв. М., 1977. - 24 с.

25. Атабаев М. Сказание о золотом ключе // Новое дело. 02.07. 2001.

26. Ахмедов М. Я не способен отречься от своей молодости // Молодёжь Дагестана, 1995г., 14 апреля.

27. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала, 2002. - 207с.

28. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. - 96 с.

29. Барабаш Ю.А. Вопросы эстетики и поэтики (изд. 3-е). М., 1978. - 884 с.

30. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX -XX вв.: М МГУ, 1987. - 512 с.

31. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.

32. Бахтин М. Проблемы материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве//Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С - 504.

33. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х т. М.: ТЖЛ, 1948, т. I. С - 800, т. II. С -932, т. III. - 928 с.

34. Бем Сандра. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.:, Российская политическая энциклопедия, 2004.

- 336с.

35. Бендас Т.В. Гендерная психология//СПб.: Санкт-Питер, 2006. - 431 с.

36. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2004. - 320 с.

37. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы. Л., 1981. -495 с.

38. Большакова А.Ю. Гендер и архетип: «Первозданная Женщина» в современном мире//Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 167

- 176.

39. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. М., 1974. - 496 с.

40. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб.:Алетейя, 2006. - 160 с.

41. Бушмин А.С. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры. М., 1980.

- 334 с.

42. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. - 251 с.

43. Вагидов А.М. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005. -565 с.

44. Вагидов А.М. Фазу Алиева. По страницам произведений, переведённых на русский язык. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. С - 32.

45. Васильева Л. Женщина. Жизнь. Литература // Литературная газета. -1989, 20 декабря.

46. Введение в гендерные исследования: Учебн. пособие. М.: МГУ, 2005. -248 с.

47. Венедиктова Т. Постсоветский гуманитарий между Россией и Западом // Новое литературное обозрение. № 50. 2001.

48. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.

49. Воробьева С. Речевая репрезентация внешнего и внутреннего мира современной женщины // Вестн. ВолГУ Сер. 2. Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 31 - 39.

50. Воробьева С. Дискурсивные приёмы иронической самоидентификации автора в современной женской прозе (на материале романа Г. Щекиной «Графоманка») // Вестн. ВолГУ Сер. 2. Языкознание. 2011. № 1(13). С. 14 -21.

51. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований. М., 2001. - 416 с.

52. Гаджиев Б. Будто открытую книгу читает // Даг. правда, 1999 г., 17 март.

53. Гамзатов Г.Г. Двадцатый век как эпоха национальных литератур и региональных литературных общностей // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение//Материалы Всероссийской научной конференции. Махачкала, 2003. С - 11-22.

54. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986 -429.

55. Гамзатов Р. Светла, как сама жизнь // Дагестанские лирики. Махачкала, 1995.

56. Гамзатов Р. Алый парус Джаминат // Дагестанские лирики. Махачкала, 1995.

57. Гашаров Г.Г. Певцы обновлённого края. Махачкала, 1987. - 95с.

58. Гейне Г. Альфа и омега культуры. М., 1998. С - 82.

59. Гинзбург Л.Я "О старом и новом" (статьи и очерки). Ленинград, 1982. -426 с.

60. Горбунова Н. Xудожественная структура образов женских персонажей в современной немецкой женской прозе: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2010.

61. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: Автореф. дис... канд. филол. наук. М., 1996.

62. Гречушникова Т.В. Авторские инновации в женских текстах: от «феминистского подхода» до гендерного анализа (на материале современной немецкоязычной литературы) // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000. С. 85-88.

63. Гулиева 3.x. Гендерный аспект карачаево-балкарского нартского эпоса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 5 - 6. Кострома, 2011. С. 148 - 151.

64. Гулиева З.Х., Кучукова З.А., Атмурзаева З.И. «Женская доля» в интертекстуальном пространстве поэзии Т. Зумакуловой // Известия КБГУ. Т. IV. № 2. Нальчик, 2014. С. 63 - 66.

65. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М., 1989. С - 181.

66. Гулиева З.Х. Поэзия Танзили Зумакуловой: этногендерный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нальчик, 2015.

67. Гутов. А.М. Константы в культурном пространстве. Нальчик, «Эльбрус». 2011. - 214 с.

68. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981. -303 с.

69. Жеребкина И. «Прочти моё желание...»: Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М., 2000. -256 с.

70. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. М., 1979. - 426с.

71. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. -408с.

72. Кабанова И. Западная феминистская критика о «женском письме»: анализ основных типологических направлений // Женский вызов: русские писательницы XIX — начала XX века / Под ред. Е. Строгановой и Э. Шоре. Тверь, 2006. С. 196 - 199.

73. Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. М., 1998. - 250 с.

74. Казиев И.А. Кто убил человека из рая? Махачкала, 1991.- 286 с.

75. Карасев Л.В. Живой текст // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 54 - 70.

76. Капиева Н.В. По тропам времени. О писателях Дагестана. М., 1982.

77. Капиева Н.В. Скрещение дорог. Махачкала, 1990. - 224 с.

78. Киммел М. Гендерное общество. М., «Российская политическая энциклопедия» 2006. - 464 с.

79. Клецина И.С. Гендерная психология. СПб., Питер, 2009. - 496 с.

80. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования. М., 2005. -255 с.

81. Кристева Ю. С. Избранные труды: Разрушение поэтики /Пер. с фр. М., 2004. - 113 с.

82. Кристева Ю. С. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Xронотоп. 1993, № 4. С. 427 - 457.

83. Кусегенова Ф.А. Влияние дастанов на творчество Кадрии Темирбулатовой // Вестник молодых ученых Дагестана: Сб. ст. молодых ученых и аспирантов.- Махачкала, 2002. - № 2. - С. 94-98.

84. Кусегенова Ф.А. К вопросу о фольклорном источнике «Сказания о любви» Кадрии // Вопросы тюркологии: Межвузовский научно-теоретический журнал. - Махачкала, 2011. - № 7. - С. 139-142.

85. Лариева Э. Концепция семейственности и средства её художественного воплощения в прозе Л. Улицкой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Петрозаводск, 2009.

86. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996. - 464 с.

87. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1996. -24 с.

88. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. -155 с.

89. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. Махачкала, 1998. -131с.

90. Макаров В.В. Основные принципы философии пола: Ст. первая. Биологический диморфизм, гендерная симметрия // Женщина в российском обществе. 2001. №2. С. 17.

91. Макшеева К. Нравственная сторона русской женщины в литературе и в жизни // Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. С. 277 - 284.

92. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980. - 374 с.

93. Мачун А. О телесности // Новое литературное обозрение. 2004. № 69. С. 87- 88.

94. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. - 116 с.

95. Павлова Н.И. Беллетристика Е.П. Летковой как явление женской прозы конца XIX — начала XX века: Дис. канд. филол. наук. Тверь, 2005.

96. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978. -448 с.

97. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.

98. Пушкарева Н.Л. Феномен «женского чтения» и задачи исследования текстов, написанных женщинами // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы междунар. науч. конф. Иваново, 2000.

99. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): Автореф . дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.

100. Растье Ф. Интерпретирующая семантика. Н. Новгород, 2001.

101. Розенхольм А. «Своё» и «чужое» в концепции «образованная женщина» и «Пансионерка» Н.Д. Xвощинской // «Своё» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995. С. 143-159.

102. Рюткёнен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. С. 3 - 8.

103. Рябков М.Н. Автореферат дисс. канд. Филол. Роман Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл^олла» как. наук. Уральский гос педагогический университет - 2004.

104. Савкина И. Пути, переулки и тупики изучения истории русской женской литературы // Женский вызов: русские писательницы XIX — начала XX века / Под ред. Е. Строгановой и Э. Шоре. Тверь, 2006. С. 11-28.

105. Савкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы? // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С. 359 - 372.

106. Савкина И. Разве так суждено между людьми? // Север. № 2. 1990. - 149 с.

107. Савкина И. «Да, женская душа должна в тени светиться» // Жена, которая умела летать: Проза русских и финских писательниц / ред. -сост. и автор вступ. Г.Г. Скворцова. Петрозаводск, 1993. - 397 с.

108. Саразин Ф. «Mapping the body»: История тела между конструктивизмом, политикой и опытом // Новое литературное обозрение. 2005. № 71. С. 61-76.

109. Скоков К. «Женское» мышление в «мужской культуре» // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 44 - 53.

110. Строганова Е.Н. Категория «гендер» в изучении истории русской литературы // Слово. Текст. Язык. Тверь, 2000. С. 151- 159.

111. Строганова Е. Н. «Пропущенная глава». Женское писательство в России XIX века: российский опыт изучения // Гендерные исследования. 2005. № 13. С. 157- 171.

112. Сулейманова М.С. Мир, полный огня (О любовной лирике Фазу Алиевой) // Наука и образование: актуальные проблемы (Сборник научных трудов. Гуманитарные науки). Махачкала, 1999. С. 126 - 130.

113. Сулейманова М.С. Лирика Фазу Алиевой. Жанровое своеобразие и особенности поэтики: Дис. .канд. филол. наук. Махачкала, 2000.

114. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала ХХ вв. Махачкала, 1978. -216 с.

115. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала, 1977. - 458 с.

116. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М., 1978. - 269 с.

117. Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое. Национальное -Художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. М., 1996. - 162 с.

118. Суюнова Н.Х. «Я здесь, дай мне волю поведать» (О поэзии Кадрии Темирбулатовой). Кабардино-Балкария, 2001, № 4, 2001. С. 100-103.

119. Суюнова Н.Х. Ногайская поэзия 60-70-х гг. XX в.: Гамзат Аджигельдиев, Кадрия Темирбулатова. Елабуга, 2003. С. 152-159.

120. Суюнова Н.Х. Ногайская поэзия 70-х и творчество Кадрии Темирбулатовой. Черкесск, 2003. С. 235-243.

121. Суюнова Н.Х. Ногайская поэзия XX века в национальном и общетюркском историко-культурном контексте. М., 2006. -253 с.

122. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М., 2005. - 367 с.

123. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. - 440 с.

124. Тимофеев Л.И. Основные теории литературы. Изд. 3-е, испр. М., 1966. -478 с.

125. Толгуров З^. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. - 96 с.

126. Трофимова Е. Феминизм и женская литература//Материалы первой российской летней школы по женскими гендерным исследованиям. М., 1997. С - 47.

127. Умарова А.А. Xудожественные особенности кумыкской повести второй половины XX века: Автореферат дис. .канд. филол. наук. Махачкала, 2006.

128. Xайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. Махачкала, 1978. - 125 с.

129. Xайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (Система жанров). Махачкала, 1996. - 243 с.

130. Xайдебранд Р. фон, Винко С. Работа с литературным каноном: проблема гендерной дифференциации при восприятии (рецепции) и оценке литературного произведения // Пол. Гендер. Культура. Вып. 2. М., 2000. С. 21-81.

131. Гендер и этногендер (на материале кабардинской женской прозы). Нальчик, 2018. - 192 с.

132. Xараева Л.Ф. Отражение гендерной трансформации в кабардинской лирике 1930-1940-х гг. // Материалы Международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве». Нальчик, 2013. С. 157-161.

133. Xорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе / Пер. с англ. - СПб., 2002. - 320 с.

134. Xрисанова С. Словарь гендерных терминов. X., 2002. - 256 с.

135. Хоф Р. Пол. Гендер. Культура / под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М.: 1999.- 129 с.

136. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. -396 с.

137. Уэст К. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов / К. Уэст, Д. Зиммерман; под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб., 2000. С. 193-219.

138. Чаринова М.Ш. Художественное своеобразие лирики Муэтдина Чаринова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Махачкала, 2005.

139. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтика). М., 1982. - 191 с.

140. Чумаков В.И. Гендерология и феминология. Волгоград, 2010. - 147 с.

141. Шаззо К.Т. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. С - 238.

142. Шоуолтер Э. Наша критика: Автономность и ассимиляция в афро-американской феминистской теории литературы // Современная литературная теория: Сб. матер. / Сост., перевод, коммент. И.В. Кабановой. Саратов, 2000. С. 204 - 209.

143. Эстер К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев, 2000. - 535 с.

144. Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении. -М.: 2005 . - 435 с

Электронные ресурсы:

145. Азарова Е.А. «Влияние культуры на формирование и измерение моральных гендерных стереотипов». Эллектронный ресурс: Режим доступа -http://anthropology.ru/ru/text/azarova-ea/vliyanie-kultury-na-formirovanie-i-izmerenie-moralnyh-gendernyh-stereotipov//

146. Аристотель «О рождении животных»/ Презентация «История и методология биологии. Электронный ресурс: Режим доступа -http: //5biologiya.net/istorij a-biologii/Istorij a-i-metodologij a-biologii. html 1

147. Белинский В.Г. Повести Марьи Жуковой. «Суд сердца», «Самопожертвование», «Падающая звезда», «Мои курские знакомцы». Электронный ресурс. Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=3.%09Белинский%20В.Г.%20Повести%20Марьи %20Жуковой.%20«Суд%20сердца»%20«Самопожертвование.%20Падающая %20з.

148. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://lektsii.org/11-90683.html.

149. Бовуар С. Второй пол. СПб., 1997. - Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/vtoroj-pol-read-223638- 1.html.

150. Большакова А.Ю. Гендер и Архетип: «Первозданная женщиа» в современном мире эллектронный ресурс. Режим доступа: ocviewer.yandex.ru/view/0/?*=k5Yllrüe6xrbp9tfj6woGn5Su857InVybCI6Imh0d HA6Ly9lY3NvY21 hbi

151. Буало Никола. Искусство поэзии. Источник: электронный ресурс. Режим доступа: Ы1р://Шт.га/соП:еП/буало-н-искусство-поэзии.

152. Воронина О.А. Гендерная социализация: понятие и сущность. -Источник: эллектронный ресурс. Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2043

153. Гулиева З.Х. Поэзия Танзили Зумакуловой: этногендерный аспект. -Источник: электронный ресурс. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/1400585.pdf

154. Денисова А.А. Тезаурус терминологии гендерных исследований Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://onlineslovari.com/terminyi_gendernyih_issledovaniy/.

155. Джозеф К. Вопросы литературы № 1 за 2006 г. «Теория», антитеория и эмпирическое литературоведение. Источник: электронный ресурс. Режим доступа: ttp://magazines.russ.ru/voplit/2006/1/ke5.html

156. Завьялова М. Это и есть гендерное литературоведение // Независимая газета. 21.09.2000. Источник: электронный ресурс. Режим доступа: URL: http:// exlibris.ng.ru/kafedra/2000-09-21/3_gender.html (дата обращения: 05.12.2017).

157. Королькова Е. А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Текст лекции. Санкт-Петербург, 2006. - Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://lektsii.org/11-90683.html .

158. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологтческие основы психологии. Издательство: СПб: Питер.: 2006. 320с. Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://platona. net/load/knigi_po_filosofii/psikhologij a/kornilova_smirnov_me odologicheskie_osnovy_psikhologii/22-1-0-465.

159. Максимов Д.Е. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.-Л., 1964. - Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/mpl/mpl-001-.htm?cmd=2.

160. Николаева Е.А. Женское литературное творчество в России как воплощение особого ментального типа.. - Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zhenskoe-literaturnoe-tvorchestvo-v-rossii-kak-voploshchenie-osobogo-mentalnogo-tipa.

161. Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики. Библиографическое описание.: Источник: электронный ресурс. Режим доступа - http://www.a-z.ru/women_cd1/html/gender_issledovanija_v_literature.htm.

162. Платона «Республика»: Источник: электронный ресурс. Режим доступа - http: //bibl iotekar.ru/zhzl/3 7 .htm.

163. Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой). -Источник: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tipologiya-i-poetika-zhenskoi-prozy-gendernyi-aspekt-na-materiale-rasskazov-ttolstoi-lpetrus

164. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Эллектронный ресурс. Режим доступа: -. http: //krotov.info/libr_min/17_repina_00. htm]/.

165. Рюткёнен М. Гендер и литература: проблема «Женсккого письма» и «женского чтения». Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.a-z.ru/women_cd 1 /html/filologich_nauki_2. htm.

166. Словарь гендерных терминов/Под ред. А. А. Денисовой Эллектронный ресурс. Режим доступа:- http://textarchive.ru/c-2689605-pall.html

167. Сорокина П.А Теория социальных взаимодействий. Электронный ресурс. Режим доступа - https://studopedia.ru/10_213142_teoriya-sotsialnih-vzaimodeystviy-pa-sorokina.html.

168. Стасенко О.В. Гендерология и Феминология. Эллектронный ресурс. Режим доступа: - https://docplayer.ru/29368902-Genderologiya-i-feminologiya.html.

169. Трофимова Е. И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (попытка гендерного анализа). Электронный ресурс. Режим доступа: www.a-z. ru/women_cd 1/htm/trafimova_a. htm.

170. Толстой Л.Н. Набег (Рассказ волонтёра). 1852. Электронный ресурс. Режим доступа: http://az.lib.rut/tolstoj_lew_nikolaewicMext_0170.shtml.

171. Толковый словарь Ушаков Что ттакое Рабби? Значение taddi,. Источник: Эллектронный ресурс http: //znachenieslova.ru/slovar/ushakov/rabbi.

172. Шигалугова З.Х. Парадигма гендерной художественной картины мира в балкарской лирике 1960-1970 годов (К. Кулиев, Т. Зумакулова). - Источник:

электронный ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/paradigma-gendernoy-hudozhestvennoy-kartiny-mira-v-balkarskoy-lirike-1960-1970-h-godov

173. Шорэ Э. Женская проза XIX века и литературный канон: К постановке проблемы // Piyrem I wdzikkiem. K obiety w panteonie lit-eratury rosyjskiej / Pod red. Wandy Laszczak I Darii Ambroziak. Opole, 1999; Russ Joanna. How to Suppress Women's Writing. Austin, 1983.

174. Выпуск от 11.03.16г. Передача посвящена памяти Джаминат Керимовой. Эллектронный ресурс. Режим доступа: http://www.rgvktv.ru/natsionalnye/zamanlar-gete-khalk-getmes/3893.

Художественные тексты на кумыкском языке:

175. Абуков К.И., Атабаев М.С.-М. «Къумукъланы йыр байлыгъы» («Сокровищница кумыкских песень»)// Антология. Махачкала, 1979. - 165 с.

176. Атабаев М. М.-С. «Аллагьгъа Шюкюр» («Слава Богу»), Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1997. - 502 с.

177. Атабаев М. М.-С. «Товба» («Покаяние»). Махачкала, 1993. - 204 с.

178. Керимова Дж. «Насибим мени» («Счастье мое»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1978. - 97.

179. Керимова Дж. «Одинокая скала» («Айры яр»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1984. - 63.

180. Керимова Дж. «Гюн сагьат» («Солнечные часы»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1985. - 202.

181. Керимова Дж. «Таргъуну тангы» («Утро в Тарках»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1986. - 102.

182. Керимова Дж. «Къанатлы» («Крылатая»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1989. - 225.

183. Керимова Дж. «Йыланкъыз» («Девушка-змея»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1991. - 188 с.

184. Керимова Дж. «Эллийинчи язбаш» («Пятидесятая весна»). Махачкала: ДНЦ РАН, 1999- 396.

185. Керимова Дж. «Огь, къатынлар, къатынлар!» («О, женщины, женщины!»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1990. - 162.

186. Керимова Дж. «Сайламлы асарлар» («Избранные произведения»). Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 2008. - 553.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.