Конфликтологический анализ терроризма в России: правовой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Тиводар, Андрей Иванович

  • Тиводар, Андрей Иванович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 231
Тиводар, Андрей Иванович. Конфликтологический анализ терроризма в России: правовой аспект: дис. кандидат юридических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2001. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Тиводар, Андрей Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ КАК ТИП

ЭКСТРИМИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1 Феномен терроризма и его политико-правовое определение

§ 2 Терроризм как метод политической борьбы

§ 3 Практика и методы «классического» и современного отечественного терроризма

§ 4 Терроризм в контексте политической трансформации России в XIX - начале XX вв.

ГЛАВА 2. ИДЕИ И ПРАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

ПОСЛЕ РАСПДА СССР

§ 1 Этнополитический терроризм 90-х гг. XX века

§ 2 Сращивание международного и отечественного терроризма (на примере Северо-Кавказского региона)

§ 3 Конфликтогенная природа современного терроризма

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С

ТЕРРОРИЗМОМ

§ 1 История борьбы с терроризмом в России: первый этап правового регулирования

§ 2 Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с международным терроризмом

§ 3 Проблемы совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом в современной России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликтологический анализ терроризма в России: правовой аспект»

Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался геополитической переструктуризацией в связи с обвальным распадом СССР и концом двухполюсной системы мира. Это привело к всеобщему кризису идентичности, нарушению стабильности мирового порядка и активизации деятельности радикальных религиозных и политических организаций, сделавших ставку на политический террор.

Политический терроризм как социальное явление получил в последнее десятилетие XX века беспрецедентные масштабы. Террористическими действиями оказались охвачены около 100 государств, возникли международные центры терроризма, который превратился в один из глобальных факторов, имеющих устойчивую тенденцию роста.

Если в предыдущие десятилетия по числу жертв политического террора лидировали страны ближнего Востока, Северной Африки и Западной Европы, то в 90-е годы печальное лидерство в этом процессе переходит к Российской Федерации и ее Северо-Кавказскому региону.

С политическим терроризмом Россия столкнулась впервые в конце 70-х годов XIX в., когда «Народная воля» сделала террор основным средством политической борьбы. Важную роль играл политический террор в революционном движении начала XX в., в годы гражданской войны, 20-30гг. ХХв. Однако террористическая деятельность последнего десятилетия, сохраняя общие родовые черты с террором рубежа Х1Х-ХХв, отличается политической мотивацией, целями, масштабами, средствами и технологией, ростом влияния религиозного фактора и др.

Международное право относит терроризм к тяжким преступлениям против человечества. С середины 90-х годов проводятся встречи руководителей ведущих государств по вопросам выработки коллективных мер борьбы против международного терроризма. В 1997г. в Страсбурге принята Европейская конвенция о пресечении терроризма. В Российской Федерации в 90-е годы был принят ряд нормативно-правовых актов по усилению борьбы с терроризмом, включая закон «О борьбе с терроризмом» (1998). Проблемы борьбы с международным и региональным терроризмом нашли отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000). Модельный закон « О борьбе с терроризмом» принят в СНГ. «Однако несмотря на существующую законодательную базу состояние дел в сфере борьбы с политическим терроризмом оценивается специалистами и обществом как неудовлетворительное.

Актуальность темы диссертационного исследования связана не только с важностью политико-правовых проблем борьбы с политическим терроризмом, но и сложившейся ситуацией в изучении феномена терроризма, недооценкой региональных и этнокультурных особенностей политического терроризма, без чего правовые механизмы борьбы с ним, его профилактикой не могут быть успешными.

Степень научной разработанности проблемы. До конца 80-х годов XX века внимание отечественных исследователей привлекали исторические аспекты политического терроризма в России XIX - начала XX веков. Огромная историография посвящена деятельности «Народной воли». В центре внимания М.Н. Покровского, С.С. Валка, Б.С. Итенберга и др. были вопросы социальной базы народнического движения, М.Г. Седов, Н.М. Пирумова, И.К. Пантин, О.В. Будницкий исследовали доктринальные основы террористической деятельности народовольцев, Н.А. Троицкий - методы борьбы самодержавия с революционным террором. В центре внимания исследователей был вопрос: правомерен ли террор как средство политической борьбы. Н.И. Ракитников, В.Ф. Антонов признавали народнический террор незыблемым и вполне правомерным для конкретно-исторической ситуации России 70-80-х гг. Х1Хв. И.К. Пантин, Е.Г. Плимак, В.Г. Хорос осуждали и признавали террор неэффективным методом политической борьбы, признаком слабости революционного движения. О.В. Будницкий, Е.Л. Рудницкая, Т.В. Цымрина осуждают террор как аморальный метод политической борьбы, но ответственность за него возлагают, прежде всего, на политику самодержавия. Политический тип сознания террористов-народовольцев, его этнокультурные особенности не стали предметом социального исследования, исключая работы Л.С. Мамута. То же самое относится и к работам по истории политического терроризма начала XX века ( Г.К. Гусеев, О.В. Будницкий, Ю.В. Степанов и др.)

Со второй половины 80-х годов, в связи с обострением политического терроризма в Советском Союзе, усиливается интерес к теоретическим проблемам терроризма, формам и методам международного терроризма, особенностям российского и регионального терроризма, правовым методом борьбы с терроризмом и др.

В.В. Витюк и С. А, Эфиров на основе концепций западной террологии всесторонне проанализировали феномен «левого» терроризма на Западе, выявили социально-психологические особенности современного политического терроризма. Важным этапом в изучении теоретических проблем терроризма в России стал круглый стол «Терроризм: психологические корни и правовые оценки», организованные журналом «Государство и право» (1995). Проблемы социальных истоков, форм терроризма в России в сравнительном аспекте с мировым опытом исследованы в монографиях Э. Ковалева и В. Малышева, Е.Г. Ляхова и A.B. Попова, статьях П.П. Баранова, У.Р. Латыпова, Н.Я. Лазарева, Н.С. Бегловой, Н. Мелентьевой и др. Значительный интерес представляет кандидатская диссертация Г.В. Мартыненко, в которой проанализированы теоретические вопросы политического терроризма и обоснованы принципы совершенствования правового регулирования и борьбы с политическим терроризмом.

Значительное число публикаций, но в основном публицистического характера или в рамках этноконфликтологического анализа посвящено проблемам политического терроризма на Северном Кавказе. Монографическому изучению проблемы посвящена кандидатская диссертация и брошюра на ее основе И.В. Манацкова. Философско-правовой подход позволил автору выявить региональные особенности причин вспышки политического терроризма на Северном Кавказе, его цели, формы и методы. Значительный материал по теме исследования представлен в материалах научных конференций, проведенных РЮИ МВД России «Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI веке с миром и согласием» (1999), «Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России» (2000).

Несмотря на быстрое развитие международной и отечественной террологии многие аспекты проблемы остаются дискуссионными и практически не разработанными, что определяет цель и задачи данного диссертационного исследования.

Целью исследования является выявление и обобщение опыта правового регулирования борьбы с политическим терроризмом в

России на Северном Кавказе с учетом его этнокультурных особенностей.

Цель диссертационной работы предполагает решение следующих задач: определить политический террор как тип экстремистского политического мышления, детерминированный историко-психологическими и этнокультурными механизмами; рассмотреть терроризм как метод политической борьбы, направленный на управляемое изменение политической ситуации; выявить особенности традиционной политической культуры и духовно-религиозные основы политического терроризма в России; определить архетипы и особенности этнополитического терроризма на Северном Кавказе в 90-е годы XX века; показать формы сращивания международного и отечественного терроризма; изучить российский и международный опыт правового регулирования борьбы и профилактики терроризма; раскрыть значение этнокультурных особенностей для повышения эффективности правового регулирования и профилактики политического экстремизма и терроризма.

Объектом исследования является правовое регулирование политического процесса в России.

Предметом исследования является политический терроризм в России и правовая борьба с ним.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Поставленная научная проблема анализируется на основе междисциплинарного подхода на стыке таких наук как право, юридическая антропология, политология, этнополитология, конфликтология. Теоретическую основу диссертации составили современные концепции теории государства и права, политологии и конфликтологии.

Автором при подготовке диссертационного исследования использовались: метод диалектического анализа, логический метод, а также сравнительно-описательный, системно- структурный методы.

Источниковую базу исследования составили международные документы по борьбе с терроризмом (ООН, Европейского Совета, СНГ и др.), Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Законодательство РФ, указы Президента РФ, Постановления правительства РФ по борьбе с терроризмом, материалы судебных процессов по делам о терроризме, воспоминания участников и очевидцев деятельности террористических организаций, фактический материал., приведенный в трудах зарубежных и отечественных террологов.

Научная новизна исследования: кодифицировано на основе междисциплинарного подхода понятие политического терроризма как сложносоставного феномена; выявлены архетипические основания политического терроризма в России; проведен мониторинг ментальности терроризма в России во 2-й половине XX века; определены социокультурные, региональные и этнические особенности политического терроризма на Северном Кавказе; обобщен зарубежный и российский опыт правового регулирования борьбы с политическим терроризмом; обоснованы меры упреждающего и профилактического характера против политического терроризма на основе блокирования его социокультурных основ.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении теоретической базы террологии. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении и совершенствовании федерального и регионального законодательства о терроризме, в деятельности правоохранительных органов и судов при рассмотрении дел по ст. 205 УК РФ. Работа позволяет ввести новые индикаторы при проведении мониторинга по прогнозированию и предупреждению политического терроризма.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов и спецкурсов по терроризму для студентов юридических, политологических и регионоведческих специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Политический терроризм как сложносоставной феномен не может быть определен в адекватной ему дефиниции. Для многообразия типов политического терроризма сущностным являются насильственные нелигитимные действия, ориентированные на массовые жертвы или убийство высокопоставленных деятелей во имя достижения политических целей социальными общностями (конфессиональные, этнические, идеологические и др.)

2. На ментальном уровне в основе легитимации политического терроризма лежит универсальная архетипическая установка на сакрализацию власти и традицию придания смерти властителя, не способного эффективно выполнять свои функции.

3. Институализация политического терроризма связана в России с этапами ускоренных модернизаций, которые разрушают сложившийся социальный порядок, ведут к утрате идентичности и маргинализации населения, архаическому синдрому - возрождению институтов и механизмов традиционной политической культуры как терророгенной среды.

4. Формы и методы политического терроризма в России в 1920вв. менялись будучи детерминированы культурно-историческими и морально-психологическими трансформациями в обществе, изменявшими правовое сознание граждан и общества по вопросам террора - его допустимости, целесообразности и задачах. Военно-технические изменения носят вторичный, зависимый характер.

5. Региональные и этнические особенности теории и практики политического терроризма на Юге России обусловлены актуализацией в условии рутинизации конфликта в Чечне социокультурного архетипа абречества и исламски мотивированного экстремизма. Они создают среду для сращивания криминального и политического терроризма, для манипулирования маргинальными слоями, международными террористическими центрами и превращения политического терроризма в одну из форм государственной деятельности самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.

6. Недостаточная эффективность международного и российского опыта антитеррористической борьбы связана с ориентацией его на преодоление последствий террактов или их предотвращение на стадии подготовки, а не на ликвидацию или блокирование социальных и культурно-психологических корней.

7. В условиях глобализации правовое регулирование антитеррористической борьбы как общечеловеческой проблемы должно носить системный характер на планетарном, региональном и национальном уровнях.

Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре философии права РЮИ МВД, в отделе социальных и гуманитарных наук СНКЦ

ВШ, на окружной научно-пракической конференции « Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России» 29-30 ноября 2000г. По материалам работы опубликовано 3 статьи в открытой печати.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Тиводар, Андрей Иванович

Заключение.

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, у современного террора уже нет его прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от «высоких идеалов».

За последние десятилетия характер терроризма изменился. Это касается не только методов, но и задач борьбы, а также личностей тех, кто принимает в ней участие. В то же время терроризм - это не набор чисто технических приемов. У тех, кто им занимается, существует определенная мировоззренческая общность. Они могут принадлежать к левой или правой части политического спектра, они могут быть националистами или, что реже, интернационалистами, но в основных моментах их ментальность выказывает удивительное сходство. Часто они гораздо ближе друг другу по духу, чем сами подозревают, и были бы готовы признать это тайно или публично. Подобно тому, как технологией терроризма могут успешно овладевать люди самых разных убеждений, его философия также без труда преодолевает преграды, существующие между отдельными политическими доктринами. Она универсальна и беспринципна. «Все исторические формы терроризма имеют общую черту - устрашающее насилие, и общий принцип -подозрение принимается за доказательство вины. Поэтому терроризм антигуманен, несправедлив. Он также политически бессмысленен из-за произвольности своей идеологии (абсолютизация образа врага и создание воображаемого гармоничного нового общества посредством устрашения псевдооппонента) и неспособности террористов к рефлексии этой произвольности»143.

143 Чернобровкин И.П, Этнонационалистический терроризм в Северо-Кавказском регионе.//Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Ростов-на-Дону.

Распространено мнение, что особенности терроризма как типа политической культуры заключаются в следующем. Терроризм - одна из наиболее серьезных, чреватых большими опасностями проблем, которые ныне встают перед мировым сообществом. Терроризм - это реакция на несправедливость. Если бы в мире царила политическая и социальная справедливость, никакого терроризма не было бы и в помине. Террористы - фанатики-идеалисты, доведенные до отчаяния бесчеловечными условиями существования. Они бескорыстны, и в основе их действий лежат мотивы чисто идеологического характера. Терроризм может заявить о себе в любой точке земного шара, т.е это общепланетарный феномен.

У всех народов и во все времена диалектика интересов формировала ситуации, при которых использование имущества, свободы, здоровья, жизни одних людей другими становилось способом достижения целей. Между желаемым и действительным всегда стояли и стоят чье-то благополучие или чья-то жизнь. Подтверждением этого являются судьбы целых народов, правителей и неизвестных никому людей.

В Европе терроризм становится ярким социально-политическим феноменом в 70-80-х гг. прошлого столетия. Как раз тогда он приобретает свою методологию, технологию и идеологию. Открывает эпоху европейского перманентного терроризма российское народничество, которое перешло от бесперспективной пропаганды социализма к эффективным террористическим актам. Народовольцы не были первыми террористами. Но они были первыми террористами, которые создали террористическую организацию. Террористические методы использовались и до «Народной воли», но лишь в ней впервые был объективирован безличный механизм, создающий стратегию и тактику террористической деятельности, а также воспроизводящий непрерывный процесс организации самих террористических актов.

2000. с.208

На протяжении первой половины XX в. терроризм был растворен в кровавом хаосе революций, гражданских и мировых войн. Он стал обязательным компонентом любого социально-политического и/или военного противостояния. В своем же рафинированном виде терроризм снова возникает в конце 60-х. Более того, с этого времени террористические организации приобретают значительное влияние и вес в политике отдельных стран и целых регионов.

Хотя терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Однако для мирового сообщества проблема терроризма стала особенно актуальной в XX веке, когда применение устрашающего насилия стало одним из действенных и часто применяемых орудий борьбы между преступными и националистическими группировками, вооруженными формированиями, политическими партиями и даже государствами, а достижения науки и техники дали в руки террористов самые современные и эффективные средства реализации человеконенавистнических намерений. Терроризм проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с широкомасштабных насильственных акций на международной арене (достаточно вспомнить операцию «Буря в пустыне» в Ираке или действия авиации НАТО в бывшей Югославии) и кончая спонтанными террористическими действиями отдельных одиночек. В этой ситуации остро встает вопрос об организации адекватного противодействия террористическим проявлениям.

Важной особенностью современного терроризма является его хорошо структурированный и организованный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности. Для создания большего морально-психологического эффекта и общественного резонанса налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Ведется работа по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях их целенаправленного использования в кризисных районах, где, например, одной из конфликтующих сторон являются радикальные мусульманские организации. Террористические методы стали их наиболее излюбленным и используемым оружием.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.

Особенностью современной ситуации является то, что террористические группы на данный момент тесно взаимодействуют и даже имеют специальные центры для координации действий и обучения террористической деятельности. Таким образом, к новым качественным параметрам терроризма необходимо отнести растущее сотрудничество, финансовую и техническую взаимопомощь международных террористических организаций. Современный терроризм не имеет какого-то одного источника. Он не является чем-то штучно созданным. Он - объективация одной из сторон духа нашей эпохи. Современный терроризм - это определенным образом сложившаяся ситуация (политическая, социальная, психологическая, технологическая и т.д.), наложенная на определенные идеи и идеологемы. Современный терроризм - это одна из ипостасей духа нашей эпохи в форме особой разновидности насилия. Он - точка пересечения ситуации и идеи.

И, наконец, видимо, терроризм - феномен нынешней российской действительности - сама представительная власть, призванная вести решительную борьбу с терроризмом, порождает его. Поэтому когда народники силою обстоятельств, из которых острее всего воздействовал правительственный «белый террор», вынуждены были сосредоточить все свои усилия на борьбе с правительством, они, естественно, повели эту борьбу в форме «красного террора». «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки»144, — так объяснил переход от пропаганды к террору Александр Михайлов. Современной иллюстрацией являются трагедии 90-х годов, когда одна из ветвей власти - исполнительная для уничтожения двух других ветвей - законодательной и судебной - прибегала к чисто террористическим методам устрашающего воздействия на политического противника, не остановившись перед, безусловно неадекватным, применением танковых орудий в отношении обладавших депутатским иммунитетом лиц и практически безоружных мирных граждан. Любые потуги некоторых дипломированных юристов оправдать эти действия не способны преодолеть барьеров, заложенных в азах отечественного и международного права, в основных принципах демократии, выработанных человечеством.

Общеизвестно, что для эффективного управления любым явлением, будь то живая природа, технический процесс или общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо изучить и знать это явление. Поэтому и для борьбы с таким опасным социальным злом, в которое сегодня превратился терроризм, следует владеть гносеологией этого явления, знать его движущие силы, субъекты, объекты, цели, методы и т.п.

Поскольку исторически Российская империя формировалась, а затем демонстрировала себя как самодостаточная, то кризисы ее государственного начала назревали долго, незаметно, а проявлялись резко и спонтанно. Можно выделить несколько «уровней» (стадий, этапов, компонентов) кризиса: этический, идеологический, политический, организационный, социальный, охлократический, рекреационный. Попросту говоря, кризис можно представить в виде «смерти - возрождения» империи, в ходе которого ее базовые элементы выталкивают то, что мешает органическому течению их примитивного существования. В этом смысле проявление террора в политической жизни России периода насильственной модернизации может рассматриваться как культурогенный акт самосохранения сложноорганизованной системы, жертвующей чуждыми, мертвящими ее или «преждевременными» элементами.

Несомненно также, что возродившаяся после хаоса в 20-х и 90-х годах власть, несмотря на ее одержимость «модернизаторством», по своей психической природе была более архаичной, чем прежняя, за счет неизбежного усиления привычного патерналистского начала. Вместе с тем архаизация общественной жизни не может дойти до уровня первобытной дикости хотя бы потому, что этому препятствует и ближайшая традиция, и современные существующие институты.

144 Поибылева А. П. и Фигнер В. Н. Народоволец А. Д. Михайлов. Л.—М., 1925, с. 157

Российское государство в контексте взаимодействия с индивидом опиралось на принцип этатизма; с обществом — на принцип патернализма; с природой — на принцип экстенсивизма; с внешним миром — на принцип мессионизма. Эти принципы стали доминирующими в русском культурном архетипе. Для русского культурного архетипа характерен культ государственной власти, преклонение перед ней как воплощением силы и господства. Такая фетишизация порождала этатизм, но не в западном, а в восточно-деспотическом смысле. Это восприятие складывалось на основе воспроизводства патриархальной патерналистической идеи отношения человека и власти. Государство выступало «усмиряющим» началом, а подданные — «благодарными детьми» или «бунтарями». Поэтому в русском культурном архетипе государственная власть ставилась выше закона, что формировало у русских людей такую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и легитимные средства борьбы с несправедливостью. А политическое поведение при этом предстает как некое символическое действо, демонстрирующее всеобщее недовольство государством как норму и «бездействующую» активность как форму. В итоге мы исторически наблюдаем в России несовпадение внешнего выражения политического поведения и его сущностного содержания. Политическое сознание россиян является более антагонистическим, чем поведение.

Дискретность политического сознания породила один из главных парадоксов российской политической культуры: балансирование на грани бунтарства (даже политического террора) имеет целью реанимацию архаики, а ее возрождение провоцирует смуту. Таким образом, оценивая место радикализма в истории России, уместно исходить из логики цикличности движения, кризисная острота которого определяется степенью несостоятельности властного начала в глазах народа, а не просто его бедственным положением. Поэтому поиск истоков терроризма закономерно связан с ответом на вопрос: что такое Россия как социально-историческая система и культурогенная общность?

Российское государство никогда не было государством этнических русских, а являлось великой державой, объединяющей многие народы. Интеграционным фактором выступали надэтнические, духовные, морально-религиозные ценности и чувство коллективности судьбы многонациональной страны. Именно народ является носителем культурной архаики, носителем смысла единства общенационального пространства - России. Либеральная идеология, пришедшая в современную Россию очищенной от протестантских корней, избалованная вкусом «побед», безусловно, насаждает индивидуальный успех любой ценой. Российское общество построено не из индивидов, а из коммун. И поэтому носителем личностного начала выступает именно целостный коллектив людей (спаянный традиционными конвенциональными нормами жизнеустройства) посредством которого человек осуществляет коммуникацию с миром и государством. «Жить хором» — вот распространенная трактовка образа российского исторического социума. Российская «соборность» превратилась в штамп, оторванный от реальной социальной основы. Неудивительно, что эта сущностная характеристика отечественного общественного сознания «применялась» всегда по возникновении политической надобности (славянофилами, народниками, большевиками). Таким образом, наше общественное сознание передает из поколения в поколение архаические характеристики и стереотипы общественных взаимосвязей. И хотя налицо несомненно идеалистичное восприятие террора, а сюжет «борьбы за справедливость» до последней капли крови — один из наиболее живучих и притягательных в мифологии российского общества, конфликтность отечественного политического сознания (как одна из его потребностей) возникает и удовлетворяется преимущественно в сфере политического сознания. А народные герои (народовольцы, эсеры) помогли фетишизации идей бунтарства и революционаризма. «Понимание своеобразия российской революции, особенностей ее развертывания и долговременных последствий упирается в переосмысление феномена российского имперства уникальной сложно-организованной этносоциальной и территориально-хозяйственной системы реликтового патерналистского («большая семья») типа. Российская имперская иерархия в отличие от западных империй недавнего прошлого закреплялась не на базе формального права, индивидуальной собственности и гражданского законопослушания, а на вере низов в «свою» власть. Понятно, что изначальная сакрализация власти как магической, а не общественно целесообразной величины, делала и делает российское ментальное пространство имманентно мифологичным. Если же разорвать круг иллюзий славянофильства и легковерия западничества, то получится ясная схема, в параметры которой естественно вписываются и предпосылки революции, и сущностная и событийная хронология ее хода, и ее пресловутые «движущие силы»145.

Многие причины и движущие силы развития современного терроризма давно очевидны. Современная глобальная человеческая ситуация на нашей планете усугубляется ростом в мире социально-экономических и межцивилизационных противоречий, противостоянием между развитым Севером и отстающем в развитии Югом. Эти противоречия и это противостояние не в состоянии

Булдаков В.П. Имперство и российская революционность (Критические заметки) // Отечественная история, 1997, №1, с.-44 смягчить, тем более - полностью снивелировать и уравновесить их ни достижения научно-технической революции, ни процессы глобализации экономики или глобальный характер информационно-пропагандистской сферы. Как ни стараются страны «золотого миллиарда» навязать свои взгляды остальной части мирового сообщества и заставить ее последовать своему примеру, эффект зачастую получается прямо противоположный желаемому. Размежевание, рост пропасти между богатыми и бедными странами, слоями населения, народами растут. Мы наблюдаем маргинализацию мира, и неизбежным ответом на все это является усиление маргинального экстремизма и международного терроризма, борьбы с «неверными». Зачастую именно на территории западных стран (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) находятся порой наиболее радикальные с точки зрения их идеологии, глобальных замыслов и возможностей экстремистские и террористические организации и группировки, в том числе и мусульманские.

Можно увидеть, что сегодня силы, не способные на конкуренцию, в том числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, т.е. методами террора, причем террора международного. Может стать и уже, наверное, становится, так как именно к этому двигают, подталкивают ситуацию ведущие мировые державы, проводя жесткую силовую политику в отношении тех стран и народов, которые существенно слабее их в экономике, финансах, в военной сфере, но не желающие поддаваться диктату со стороны. Многолетние и безнаказанные силовые действия США и их союзников против Ирака, целая эпоха в ирано-американском противостоянии, агрессия НАТО на

Балканах, Ближний Восток с его незатухающими очагами напряженности - это далеко не все и не последние примеры такого диктата. Такая политика, якобы направленная против международного и национального терроризма, по существу сама может быть квалифицирована как международный терроризм!

Необходимо также остановится на тревожном факте -«повального» увлечения терроризмом, как со стороны обывателя, так и со стороны государства. «Терроризм» стал модным политическим понятием. С террористами борются американцы и россияне, Белый дом и Кремль, страны Центральной Азии, его опасаются в Египте, Алжире и Израиле. Под вывеской «борьбы с терроризмом» власти могут проводить жесткие репрессивные акции. В 37-м году инакомыслящие в СССР все как один были японскими, английскими и германскими шпионами, в 77-м - шизофрениками, а в 21 веке года они могут стать террористами. Исторически подобная практика имеет немало прецедентов. В свое время большевики объявили в ответ на «белый террор» свой «красный террор». Еще раньше столь же решительно действовали вожди Французской революции. Правда, тогда на вождей действительно покушались, а власть действительно колебалась в широчайшей амплитуде, между крайностями - от диктатуры до анархического хаоса. В современном России - ничего похожего. Власть внешне стабильна, народ в большинстве безмолвствует. Притерпелся. Маргинализированное российское общество является исключительно благоприятной, плодородной почвой для проявления экстремизма и его крайней формы - терроризма. До сих пор простые обездоленные люди чаще находят выход из того положения, в котором они оказались, в добровольном уходе из жизни или в опускании на самое грязное дно общества, нежели в борьбе за свое право на достойную жизнь. Но дальнейшее обострение общей ситуации в стране может и их заставить подумать о переходе к другим способам и средствам борьбы за выживание.

Только за последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране, в государствах Юго-Восточной Азии и в ряде других стран. Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи и информации, новые виды вооружений резко снижают значимость государственных границ и иных средств защиты от терроризма. Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.

В конце 80-90-х годов XX в. экономический и политический терроризм в России приобретают массовый характер, их центром становится Северный Кавказ. Феномен северокавказского терроризма порожден комплексом внутренних и внешних факторов. Северокавказский регион самый сложный в этническом и конфессиональном отношении регион Российской Федерации. Исторически он всегда являлся с одной стороны, барьером, а с другой стороны, контактной зоной крупнейших империй, цивилизаций и мировых религий. Горские народы Кавказа, испытав воздействие различных цивилизаций, религий и культур, создали «уникальную кавказскую горскую цивилизацию, характеризующуюся полиэтничностью, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама; сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества; психологическими чертами, закрепленными в своеобразных этических горных кодексах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации»146. Пространство Северного Кавказа исторически было контактной зоной этой цивилизации с кочевым миром и православной цивилизацией. И сегодня через Северный Кавказ проходят важнейшие транспортные магистрали, трубопроводы, торговые пути между Западом и Востоком. Здесь пересекаются геополитические и геоэкономические интересы до 40 стран, крупнейших международных организаций и трансрегиональных компаний. Системный кризис, охвативший социалистическое общество, с неизбежностью трансформировался на Кавказе в цивилизационно-культурный. В результате этого Северный Кавказ превратился в зону межцивилизационных конфликтов. Поэтому этнополитические процессы на Северном Кавказе включены и резонируют как на внутрироссийские процессы, так и на трансрегиональные противоречия на Ближнем Востоке и Центральной Азии, в частности, связанные с активизацией международных экстремистских исламских организаций.

Вообще, как нам представляется, вопрос о том, почему именно мир ислама является на сегодня одним из важных генераторов идей террора как средства и инструмента политической борьбы и мощной базой терроризма, до сих пор остается до конца не изученным. Это отдельная важная тема для глубокого исследования и последующего использования результатов этого исследования в интересах как поиска

146 Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Кавказ: проблемы культурно' цивилизационного развития. Ростов-на-Дону 2000. с. 105. основы взаимопонимания с миром ислама, так и обуздания терроризма, в чем также заинтересовано и большинство самих мусульманских государств, также несущих большие моральные, политические и материальные потери от укоренившегося в сознании людей устойчивого стереотипа в отношении «исламского фактора».

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Тиводар, Андрей Иванович, 2001 год

1. "Искра", № 20, 1 мая 1902 г.

2. Ага-Хан и др. Исчезнувшие. Метод террора. М., М.О. 1989

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974

4. Азия и Африка 1996 г., №125. Азия и Африка, 1998, №9,

5. Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм //Научная мысль Кавказа. 2000. № 3

6. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М. 1999

7. Антонян Ю. М. "Терроризм". М ,1998г.

8. Анчел Е. Этос истории. -М.: Мысль, 1988

9. Аргументы и факты, 1995г. Август, №3411 .Аренд X. Временный союз черни и элиты //Иностранная литература. 1990, №4

10. Аристотель. Политика. М. 1911.

11. Афанасьев B.C. Организованная преступность в современной России (опыт социологического анализа). СПб., 1994.

12. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала. 1999

13. Бакунин М.А. Избранные сочинения. Т.-2

14. Басов В.В. "Афганистан трудные судьбы революции, М., 1992г.

15. Барков A.B. Совершенствование уголовного законодательства Республики Беларусь в контексте усиления борьбы с организованной преступностью // Вестн. Межпарламентской ассамблеи. СПб., 1995. №1.

16. Бастрикин А.И. Международное право в борьбе с терроризмом JI. 1990

17. Бгажноков Б.Х Адыгская этика. Нальчик. 1999 и др.

18. Беглова Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы //США: экономика, политика, идеология. 1991. № 1

19. Белов Г.А. Генезис политических идей.//Кентавр, 1993, №3

20. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

21. Бларамберг И. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999

22. Болыиой толковый социологический словарь (Collins). Том 2. -М.: Вече, ACT, 1999.

23. Боль П. Законы и борьбы с терроризмом. Международный журнал криминологии и полицейской техники. 1997, № 2

24. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. №9.

25. Бохорова Н.Е. Организованная преступность: миф или реальность // Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления. Мат. конф. Екатеринбург, 1999.

26. Брагин А. Организованная преступность не всесильна // Законность. 1999. № 5.

27. Брагин Ю.А. Югославская трагедия., Гудок, 1992,15 января.

28. Будницкий. О. В. История терроризма в России. Ростов-на-Дону, 1996.31 .Булдаков В.П. Имперство и российская революционность (Критические заметки) // Отечественная история, 1997, №1

29. Булдаков В.П. Имперство и российская революция (критические заметки) //Отечественная история, 1997, №2

30. Ванюшкин C.B. Организованная преступность в реформируемой России и направления борьбы с ней / Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

31. Ванюшкин C.B. Оргпреступность вызов безопасности России // ИНТЕРПОЛ в России. 2000. №4.

32. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. -М.: 1987.

33. Воробьев И.А. Как развивается международное сотрудничество вборьбе с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 8.

34. Воробьев P.A. Правовое регулирование борьбы с бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности в зарубежных государствах. М. 1993

35. Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

36. Воины Ислама (Дипак Балрадж Видж, Madhu Videotec, 1999)

37. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин. 1923.// Цит. по: Кантор В.К.".Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки.М., 1997.

38. Гамрекели В.Н. Социально-экономическая почва развития «лекианоба» в ХУШ в. //Мацне. 1972, № 1;

39. Герберт Уэллс. Россия во мгле. М., 1958.

40. Гиленсен А. Как это делается у них. На боевом посту, № 8, 1996

41. Глонти Г Криминологический анализ сходства между организованными и террористическими формированиями // Правовая реформа. Тбилиси, 1999. №7.

42. Глонти Г. Законодательные основы борьбы с организованной преступностью // Правовая реформа. Тбилиси, 1998.№4.

43. Горбунов Ю. Заложники: вчера, сегодня, завтра. Юридический вестник. 1994, № 14-15, с.28

44. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

45. Горбунов Ю.С. К вопросу о классификации терроризма.//московский журнал международного права. 1993. № 1

46. Город террора (Кен Санцель, Nu Image, 1998)

47. Грачев A.C. "Политический терроризм корни проблемы", М., 1982г.

48. Грачев A.C. "Политический экстремизм", М., 1986г.

49. Григорьев А. Воспоминания. -М.-Л.: 1930

50. Гриманин П.Ф. Использование зарубежного опыта законодательства Российской Федерции. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. Труды Академии МВД РФ. М. 1992

51. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросыфилософии, 1995, № 5

52. Гуськова Е. "Право на самоопределение народа или государства?" (о ситуации в Югославии). Независимая газета, 1992г. 17 января.

53. Гуцал А. Кавказский узел //Зеркало недели. № 43, 1999

54. Десять лет борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. М., 2000.

55. Джурович В. "Кто поджигает порох на Балканах" Советская Россия 1992г. 11 июля

56. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: 1996

57. Дипломатический вестник ,1996, №2

58. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов-на-Дону. 2000

59. ДолгатУ. Героический эпос чеченцев и ингушей. -М.: 1972.

60. Долгова А.И. Криминальная ситуация в России и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью // Преступность и законодательство. М., 1997.

61. Емельянов В.П. Терроризм как явление и как состав преступления. - Харьков: Право, 1999. - С.28.

62. Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Гос. и право. 2000. № 1.

63. Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Ист. Справочник. -Минск: Харвест, 1999.

64. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. //Социально-гуманитарные знания, 2000, №1

65. Закон РФ «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской72.3арубежное военное обозрение. 1994. - №8. - С.7.

66. Зарубежное военное обозрение. 1997. - №6. - С.З.74.3аурбеков Г.В. сепаратисты в Чечне. М. 200075.3меевский А., Тарабрин В. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества// Междунар. жизнь. 1996. - №4. -С.14.

67. Иванов В. О русской идее. //По звездам. СПб.: 1909.

68. Иванов C.B. Криминологическая политика РФ и организованная преступность // Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления. Мат. конф. Екатеринбург, 1999.

69. Известие 1997 г. 21 мая С.З79.Известия 1999г. 21 мая

70. Ионов И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления. //ОНС, 1994, №4

71. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях/Авт. сост. О.В. Будницкий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996;

72. Йессе Э. Позиция по отношению к терроризму. Сб. ИНИОН "Актуальные проблемы Европы. Проблема терроризма". 1997. - № 4

73. Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов-на-Дону 2000. с.84.Кавквз, 1856, №97

74. Кантор В.К. Насилие как провокация цивилизационных срывов в России. //Вопросы философии. 1995. №5.

75. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996

76. Кемов А.В. Москвин В.И. Павлов С.Л. "Терроризма орудие империализма" Международная научно-популярная серия, М., 1982г.

77. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен //Избр. Произведения адыгских просветителей. М.: 1980

78. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти т., т.9. -М.: 1988.

79. Ковалев Э.В. "Закулисами террора", М., 1985г.

80. Кожев А. Тирания и мудрость //Вопросы философии. 1998, №6

81. Колосов Н.В. Борисов К.Г. Бояршинов В.Г. "Международное право", М., 1998г.

82. Конституция Российской Федерации. М., 1995.

83. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газета. 2000.10 янв.

84. Корецкий А. Тяжела и неказиста стала жизнь у террориста. Коммерсант Дейли, N 1995

85. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., -1990

86. Красная звезда 1997 г. 24 сентября

87. Красная звезда, 1998-1999г.г., №39-№16.

88. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991.

89. Кубалов Б.Г. Ветеран "Народной воли" (М.П. Овчинников)

90. Кулжабаева Ж.О. Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // «Право и Государство» № 3, 2000

91. Куллудон В. Криминализация российской политической элиты // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. (М)., 1998. № 1.

92. Латыпов У. Какой терроризм в моде? Голос, 1991 г. 22 июня, №28

93. Лаудаев У. Чеченское племе //Сборник сведений о кавказских горцах, 1872, вып.7

94. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. -М.: Аспект Пресс, 1997.

95. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е издание, т.2, Т. 49.

96. Литвинов Н.Д. Террористические организации: формирование и деятельность. М., 1999.

97. Лопухин А. А. Настоящее и будущее русской полиции. М., 1907

98. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

99. Лотман Ю.М. Литературная биография в историкокультурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора)//Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т.1

100. Лубский A.B. Северный Кавказ периферия Российской цивилизации. //Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов-на-Дону. 2000.

101. Ляхов Е.Г. Политика терроризма политика насилия и агрессии. -М.: Междунар. отношения, 1987 и др.

102. Ляхов Е.Г. Терроризм и международные отношения М., 1991г.

103. Ляхов Е.Г. терроризм: национальный, региональный и международный контроль. М.-Ростов-на-Дону, 1999

104. Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный, и международный контроль. М.-Ростов-на-Дону, 1999

105. Ляхов Е.Т. Политика терроризма. М., 1997г117. Майнити. 1999. 8 октября

106. Макаров Ас.С. Станишев Д.С. "Кто с кем и почему воюет с Югославией?", Аргументы и факты, 1995, №34

107. Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения. // ОНС, 1998, № 6

108. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). -М.: Наука, 1989

109. Манацков И.В. исламский фундаментализм как один из факторов этнической конфликтологии на Северном Кавказе. //Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов-на-Дону. 1998

110. Манацков И.В. Особенности российского политического терроризма: факторы, способствующие развитию (на материалах Северного Кавказа). Краснодар, 1997

111. Манацков И.В. Террор как политика криминального режима в Чечне. //Проблемы борьбы с терроризмом в России на современном этапе. Владимир, 1996

112. Марков М.М. Терроризм // Дуэль, 1997, № 13

113. Марченко Г.В. Россия на Кавказе. Военно-исторический аспект национальной политики в Северокавказском регионе в 20-90 годы XX века, Ростов-на-Дону, 1999

114. Мегреладзе Д.Г. Из истории грузино-дагестанских взаимоотношений //Мацне. 1967, №6 ;

115. Международная жизнь 1993 №9, С, 51 -61.

116. Международная жизнь, 1995г, № 11

117. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью. СПб, 1997

118. Мелентьева Н. Размышления о терроре. // Элементы, 1996, №7

119. Мелсон "Расстановка сил изменилась. Война в Югославии //за рубежом//1995, №33

120. Милюков П.Н. Воспоминания. Том первый. М., 1990.

121. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые и правления повышения эффективности борьбы с ним.

122. Моджорян Л.А. Терроризм и национально-освободительные движения. //Государство и право. 1998, №3

123. Морозова Е.В. Современная политическая культура юга России //Полис, 1998, №6136. Московские новости, 1997

124. Московские новости. 18.06.1995. Досье «МН» (Из истории чеченского терроризма)

125. Мурадов Т. "Демократическая республика Афганистан", М. 1982г.

126. Назаретян А. «Столкновение цивилизаций» и «Конец истории» //ОНС, 1994, №6.

127. Некрич А. Наказанные народы // Нева. 1993. -№ 9

128. Оболонский A.B. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

129. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема (к истории развития)//ОНС. 1994, №6-7

130. Омаров С.А. Нравственно-психологическое обоснование терроризма эсеров. // Философские науки, №9,1988

131. Ошаев Х.Д. Малхиста //Революция и горец, 1930, №8

132. Павлинов А. Чем незаконное вооруженное формирование отличается от банды // Рос. юстиция. 2000. № 4.

133. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: «Независимая газета», 1993, Собрание узаконений и распоряжений правительства, СПб. 1881, датировано 4 сентября 1881 г., № 6

134. Пейн.Т. Избранные сочинения. М.: 1959.

135. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества первой трети XIX столетия. Тифлис. 1934

136. Пирумова Н.Бакунин. -М.: «Молодая гвардия», 1970

137. Письмо Исполнительного комитета к Александру III.

138. Платон. Соч. Т. 3 ч. 2. М., 1972

139. Поибылева А. П. и Фигнер В. Н. Народоволец А. Д. Михайлов. Л.—М., 1925

140. Попов А. Причины возникновения и динамика развития межнациональных конфликтов // Идентичность и конфликты в постсоветских государствах. М., 1997.

141. Попов A.B. Конституционные основы регионального управления на Северном Кавказе. / Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов н/Д, 2000

142. Потестарность: генезис и эволюция. СПб.: 1997

143. Потто В.А. Кавказская война. Т. 2. Ставрополь. 1994

144. Преступность и законодательство. М., 1997.

145. Преступность и коррупция в посткоммунистических странах // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. (М)., 1998. № 1.

146. Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1997.

147. Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Уфа, 1999 г. пути мира на Северном Кавказе. / Отв. ред. В. Тишков. М., 1999

148. Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала. 1980 и др.

149. Реализация принципов федерализма (на примере Северного Кавказа). Ростов н/Д, 1997;

150. Революционный террор в России. 1894-1917 год (Гейфман А., КРОН-Пресс, 1997) Преступники и преступления с древности до наших дней.

151. Речи подсудимых в процессе 17-ти // Былое, 1906, №12.

152. Речь В.Н. Фигнер на суде // Былое, 1906, №5.

153. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. //Советсткая этнография, 1978, №2

154. Российская газета, 1994, 14 декабря.

155. Российская газета. 1996,19 октября

156. Российская газета, 1997г., 10 июня

157. Руденко Б. Терроризм бесконечная война.//Сельская новь 1996г, №6, С.21-24.

158. Рупрехт Р. Угроза терроризма в эпоху открытых границ. Вопросы борьбы с преступностью за рубежом. Реферативный сб., М., 1991

159. С чего начать? // газета «Искра», 1901, № 4

160. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999.

161. Сараскина Л. Тень «народной расправы» //Знание-сила. 1990, №9

162. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) (Крысько В.Г., Харвест)

163. Сергеев В. Организация борьбы с терроризмом в США// Зарубежное военное обозрение. 1999. - №8. - С.2.

164. Скакунов И. Россия и Чечня ищут террористов друг у друга. //Сегодня. 30.04.1997

165. Слово Кыргызстана, 1999, №18, С.2

166. См. Пешекеров П.К. Рабочий-народоволец Г.Г. Рудометов . С. 167.

167. См.: Военные знания. 1998. - №5. - С.33-34.

168. См.: Зарубежное военное обозрение. 1994. - №8. - С.8-9.

169. См.: Кореняко В. Ваххабизм без посредников. //Газета. Ru. 25 апреля 2000.

170. См.: Крайнев А. Терроризм глобальная проблема современности// Зарубежное военное обозрение. - 1997. - №6.

171. См.: Мгимов Ю. Использование вооруженных сил США в борьбе с терроризмом// Зарубежное военное обозрение. 1994. - №1.

172. См.: Печуров С. Проблемы международного терроризма: позиция США// Зарубежное военное обозрение. 1994. - №8

173. Смирнов А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.полит.н. М., 2000.

174. Смирнов М., Петров Н. Терроризм болезнь века. Юридический вестник, № 3, 1994;

175. Современный терроризм. Анализ основных направлений (Кожушко Е.П., Харвест, 2000)

176. Советская Россия, 1996, 3 декабря; Гурьянов А, Трагедия «Чеченской войны. Диалог, N 5-6, 1996

177. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

178. Соколов М. Интернационал чеченского террора //Коммерсант-deily. 18.01.1996

179. Спичек JI.JI. Юридическая ответственность за совершение актов террора по современному буржуазному законодательству.

180. Правоведение, 1996, №4. с. 35 -40.

181. США. Экономика. Политика. Идеология, 1997, №3, 2

182. Тагаев М. Наша борьба, или Повстанческая Армия Имама. -Киев: Наука, 1997

183. Таратута Е. С. М. Степняк-Кравчинский—революционер и писатель. М, 1973, с. 354.

184. Тарасов А. Наемный убийца // Известия. 1995. 10 января.

185. Теоретико-прикладные основы применения средств и методов криминалистической взрыво-техники в борьбе с терроризмом. Монография (Моторный И.Д., Издатель Шумилова, 1999)

186. Террор на пороге вашего дома (Болтунов М., ACT, 1998)

187. Терроризм глобальная проблема современности (Замковой В. "Гардарика", 1996)

188. Терроризм и политика (круглый стол). Российская Федерация. 1995, №15

189. Тихомиров JI. Критика демократии. -М.: 1997

190. Ткачев П. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 7-ми томах, 1933-1936

191. Троцкий H.A. Царские суды против революционной России. Саратов: Изд-во Саратовского унивирситета, 1976

192. Федянин В.Ю. Проблемы выработки универсального определения терроризма. //Московский журнал международного права. 1998, №1

193. Фельдман Д. Террор это способ управления обществом // "Правозащитник" № 4 за 1999 г.

194. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., "Республика", 1994

195. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. -М.: 1980.

196. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени.-Майкоп: 1997;

197. Хроника войн Джара в ХУШ столетии. Баку. 1931

198. Цит. По: Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.